Лучшие короткие рассказы для детей. Короткие поучительные сказки для детей, читаем на ночь

Константин Ушинский «Петушок с семьёй»

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

«Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!»

Курочки с цыплятками собирались, раскудахталися; зёрнышком не поделились — передралися.

Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал: ку-ку-ре-ку!

Константин Ушинский «Васька»

Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, ноготок остёр. У Васютки — ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки — что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

Константин Ушинский «Лиса Патрикеевна»

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы. Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса — хитрая: любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.

Константин Ушинский «Уточки»

Сидит Вася на бережку; смотрит он, как уточки в пруде кувыркаются: широкие носики в воду прячут, жёлтые лапки на солнышке сушат. Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли — и старые и малые: как их теперь домой загнать? Вот и стал Вася уточек кликать: «Ути, ути- уточки! Прожоры-тараторочки, носики широкие, лапочки перепончатые! Полно вам червячков таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать,— пора вам домой идти!»

Уточки Васю послушались, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переваливаются.

Любовь Воронкова «Маша-растеряша»

Жила-была девочка Маша.

Утром встало солнышко, заглянуло окно. А Маша спит.

Пришла мама:

— Маша, поднимайся,

Маша, одевайся!

Светит солнышко с утра,

В детский сад идти пора!

Маша проснулась, открыла глаза:

— Встану - не устану.

Я немножко полежу

Да в окошко погляжу.

А мама опять:

— Маша, поднимайся,

Маша, одевайся!

Нечего делать - надо подниматься, надо чулки надевать.

Оглянулась Маша - а чулок-то нет!

— Где же, где мои чулки?

Обыщу все уголки.

Их на стуле нет,

И под стулом нет,

На кровати нет,

Под кроватью - нет...

Ищет Маша чулки, никак не найдёт.

А кошка на стуле мурлычет-приговаривает:

— Ищешь, ищешь - не найдёшь,

А разыщешь - так пойдёшь.

Надо вещи убирать —

Не придётся их искать.

И воробьи за окном Машу поддразнивают:

— Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

А Маша всё ищет:

— И под стулом нет,

И на стуле нет...

Да вот же они - у куклы в кроватке!

Мама спрашивает:

— Маша, скоро?

А Маша отвечает:

— Надеваю чулки,

Обуваю башмаки.

Заглянула под кровать, а там только один башмак стоит, а другого нет!

— Под кроватью нет,

На кровати нет,

И за шкафом нет,

И под шкафом нет...

А кошка ходит, всё своё мурлычет-приговаривает:

— Ищешь, ищешь - не найдёшь,

А разыщешь - так поймёшь.

Надо вещи убирать —

Не придётся их искать.

Подошёл к окну петушок и запел:

— Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

Стала Маша просить петушка:

— Петушок, петушок,

Разыщи мой башмачок!

Петушок поискал-поискал — нет башмачка во дворе.

А башмачок-то вот где — на столе стоит.

Мама спрашивает:

— Маша, скоро?

А Маша отвечает:

— Вот надену платье

И пойду гулять я!

А платья тоже нет нигде!

— В чём пойду гулять я?

Потерялось платье!

Платье в горошину, —

Куда оно положено?

И на стуле нет,

И под стулом нет...

А кошка всё своё мурлычет-приговаривает:

— Ищешь, ищешь - не найдёшь,

А без платья не пойдёшь...

Надо вещи убирать —

Не придётся их искать...

Опоздаешь, Маша,

Маша-растеряша!

Но тут Маша увидела своё платье. Обрадовалась:

— Платье в горошину

На полочку заброшено!

Мама говорит:

— Больше ждать я не могу!

А Маша отвечает:

— Я бегу-бегу-бегу!

Бежит Маша в детский сад, торопится.

А ребята в детском саду уже позавтракали и пошли гулять. Они увидели Машу и закричали:

— Опоздала, Маша,

Маша-растеряша!

Лев Толстой «Была у Насти кукла»

Была у Насти кукла. Настя звала куклу дочка.

Мама дала Насте для её куклы всё, что надо.

Были у куклы юбки, кофты, платки, чулки, были даже гребни, щётки, бусы.

Лев Толстой «Таня знала буквы»

Таня знала буквы. Она взяла книгу и куклу и дала книгу кукле. Будто школа.

— Учи, кукла, буквы. Это — А. Это — Б — Бе. Смотри, помни.

Лев Толстой «Спала кошка на крыше»

Спала кошка на крыше, сжала лапки. Села подле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры.

Лев Толстой «У Вари был Чиж»

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу.

— Пора тебе, чиж, петь.

— Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь.

Лев Толстой «Был у Пети и Миши конь»

Был у Пети и Миши конь. Стал у них спор: чей конь? Стали они коня друг у друга рвать.

— Дай мне, мой конь!

— Нет, ты мне дай! Конь не твой, а мой!

Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.

Лев Толстой «Саша был трус»

Саша был трус. Была гроза и гром. Саша влез в шкаф. Там ему было темно и душно.

Саше не слышно было, прошла ли гроза.

Сиди, Саша, всегда в шкафу за то, что ты трус.

Михаил Зощенко «Умная птичка»

Один мальчик гулял в лесу и нашёл гнёздышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики. И они пищали.

Они, наверно, ждали, когда их мамаша прилетит и покормит их червячками и мушками.

Вот мальчик обрадовался, что нашёл таких славных птенчиков, и хотел взять одного, чтоб принести его домой.

Только он протянул к птенчикам свою руку, как вдруг с дерева как камень упала к его ногам какая-то пернатая птичка.

Она упала и лежит в траве.

Мальчик хотел схватить эту птичку, но она немножко попрыгала, попрыгала по земле и отбежала в сторону.

Тогда мальчик побежал за ней. «Наверно,— думает,— эта птичка ушибла себе крыло, и поэтому она летать не может».

Только мальчик подошёл к этой птичке, а она снова прыг, прыг по земле и вновь немножко отбежала.

Мальчик опять за ней. Птичка немножко подлетела и снова села в траву.

Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку.

Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела.

Мальчик прямо рассердился на эту птичку. И пошёл скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика.

И вдруг мальчик видит, что он потерял то место, где было гнёздышко, и никак не может его найти.

Тогда мальчик понял, что эта птичка нарочно упала с дерева и нарочно бегала по земле, чтоб подальше увести мальчика от своего гнёздышка.

Так мальчик и не нашёл птенчика.

Он собрал немножко лесной земляники, покушал её и пошёл домой.

Леонид Пантелеев «Как один поросёнок говорить научился»

Один раз я видел, как одна совсем маленькая девочка учила поросёнка говорить. Поросёнок ей попался очень умный и послушный, но почему-то говорить по- человечески он ни за что не хотел. И девочка как ни старалась, ничего у неё не выходило.

Она ему, я помню, говорит:

— Поросёночек, скажи: «мама»!

А он ей в ответ:

— Хрю-хрю.

— Поросёночек, скажи: «папа»!

— Хрю-хрю!

— Скажи: «дерево»!

— Хрю-хрю.

— Скажи: «цветочек»!

— Хрю-хрю.

— Скажи: «здравствуйте»!

— Хрю-хрю.

— Скажи: «до свидания!»

— Хрю-хрю.

Я смотрел-смотрел, слушал-слушал, мне стало жалко и поросёнка и девочку. Я говорю:

— Знаешь что, голубушка, ты бы ему всё-таки что-нибудь попроще велела сказать. А то ведь он ещё маленький, ему трудно такие слова произносить.

Она говорит:

— А что же попроще? Какое слово?

— Ну, попроси его, например, сказать: «хрю-хрю».

Девочка немножко подумала и говорит:

— Поросёночек, скажи, пожалуйста: «хрю-хрю»!

Поросёнок на неё посмотрел и говорит:

— Хрю-хрю!

Девочка удивилась, обрадовалась, в ладоши захлопала.

— Ну вот,— говорит,— наконец-то! Научился!

Когда ребенку исполняется 3-4 года, самое время перейти от чтения коротких сказок и стихотворных произведений к более сложным и длинным историям. Выбирая книги для детей 3-4 лет, лучше отдавать предпочтение красочным изданиям большого формата в твердом переплете. Теперь, когда ребенок подрос, уже не обязательно покупать книги с картонными страницами – подойдет обычная типографская бумага, но она должна быть белая и хорошего качества.

Для 3-4-летнего ребенка иллюстрации все еще играют важную роль, помогая концентрироваться и удерживать внимание на повествовании, поэтому приобретайте книги с крупными цветными картинками, предпочтительнее, чтобы они были на каждой странице. Стоит иметь в виду, что иллюстрации к любимым произведениям в этом возрасте надолго запоминаются малышам - ведь даже сейчас вы, скорее всего, можете вспомнить как выглядели любимые герои в книгах вашего детства. Именно поэтому важно, чтобы книги для детей 3-4 лет сопровождались яркими, красочными, доступными для понимания ребенком иллюстрациями, выполненными со вкусом и с душой.

Что читать детям 3-4 лет?

В наше время в книжных магазинах представлен огромный ассортимент детских книг, но это, зачастую, только затрудняет родителям выбор. Так много книг в красивой и яркой обложке, одно и то же произведение печатается во многих вариантах, столько разных историй - неудивительно что голова идет кругом! С учетом того, что у современных родителей, чаще всего не так много времени для чтения детям, при выборе книг стоит руководствоваться следующими принципами:

Во-первых, обращайте внимание на классические детские литературные произведения, неподвластные времени. Среди детских книг для детей 3-4 лет есть множество настоящих шедевров, которые написаны признанными классиками детской литературы, которые уже прочитало ни одно поколение детей и которые не теряют актуальности со временем.

Во-вторых, кроме проверенных временем детских произведений, стоит также обращать внимание на книги современных детских авторов. Выбирая современные произведения, останавливайте свой выбор на тех, которые несут детям важные воспитательные идеи - учат добру, честности, чувству долга, справедливости и так далее.

Ниже вы найдете подборку сказок, стихов, рассказов и сказочных повестей для детей 3-4 лет, в которую вошли произведения как классических, так и современных авторов. Их прочтение обязательно доставит ребенку удовольствие и принесет пользу.

Народные сказки для детей 3-4 лет

В 3-4 года сказки по-прежнему играют важнейшую роль в развитии ребенка. Если вашему ребенку уже исполнилось 3 года - самое время перейти от коротких сказок с простым сюжетом к , где есть место волшебству, а добро всегда побеждает зло. Как правило, родители 3-4-летних детей отдают предпочтение , но не стоит забывать и о замечательных сказках народов мира, на которых выросло уже не одно поколение детишек. 3-4 года - отличный возраст для расширения кругозора и знакомства ребенка с другими странами, народами и культурами, и народные сказки - отличный способ сделать это!

Русские народные сказки:

  • Молодильные яблоки

Сказки народов мира

  • Упрямые козы (узбекская народная сказка)
  • У солнышка в гостях (словацкая народная сказка)
  • Лиса-нянька (финская народная сказка)
  • Храбрец-молодец (болгарская народная сказка)
  • Пых (белорусская народная сказка)
  • Лесной мишка и проказница мышка (латышская народная сказка)
  • Петух и лиса (шотландская народная сказка)
  • Мышь, сверчок и кот (албанская народная сказка)
  • Кузнец и гномы (голландская народная сказка)
  • Феи с алмазных гор (корейская народная сказка)
  • Почему собаки не любят кошек (китайская народная сказка)

Отличную подборку сказок народов мира (с текстами) можно найти на www.world-tales.ru

Авторские сказки для детей 3-4 лет

Начиная с трех лет уже можно приступать к более серьезному, осмысленному чтению и постепенно знакомить малыша с творчеством выдающихся детских писателей. Сказки развивают мышление ребенка, фантазию, воображение, и расширяют детский словарный запас. Отобрать авторские сказки для чтения трехлетним детям не так просто, как может показаться на первый взгляд. И, если с русскими авторскими сказками все более или менее понятно, то , просто огромен, поэтому, при составлении списка зарубежных сказок для детей 3-4 лет мы старались отобрать самые интересные и запоминающиеся, те, которые не теряют своей актуальности с течением времени, интересны детям вне времени и страны, где они живут и, поэтому, переведены на десятки языков. Читая произведения Ганса Христиана Андерсена, Шарля Перро, Братьев Гримм, удивляешься, как можно так писать сказки, что почти все они до сих пор актуальны и рассказываются уже многие десятки лет.

Сказки русских писателей для детей 3-4 лет

  • Александрова Г . -
  • Гаршин В. -
  • Ершов П. -
  • Журавлева Е. -
  • Иванов А . -
  • Катаев В. -
  • Козлов С.
  • Курляндский А. -
  • Лебедева Г. - , Приключения огуречной лошадки
  • Румянцева И. Про маленького поросенка Плюха
  • Мамин-Сибиряк Д. - ,
  • Маршак С.
  • Одоевский Ф. -
  • Остер Г. 38 попугаев,
  • Пантелеев Л. - Две лягушки
  • Пастернак Е. Приключения игрушек в самой обыкновенной квартире
  • Пляцковский М. - , Дневник кузнечика Кузи
  • Пушкин А. -
  • Толстой Л. -
  • Усачев А. , Оранжевый верблюд
  • Успенский Э. , Про Веру и Анфису
  • Цыферов Г. - , Как Лягушонок искал папу, Маленький великанчик, Про слонёнка и медвежонка, Пароходик
  • Чарская Л.

Сказки зарубежных писателей для детей 3-4 лет

  • Андерсен Г. X. - , . Несмотря на то, что в списках сказок для детей 3-4 лет часто фигурируют и другие сказки Андерсена - , и - детям 3-4 лет они могут оказаться слишком сложными для восприятия или даже пугающими, поэтому, знакомство с полными версиями этих сказок лучше отложить, пока ребенку не исполнится 5-6 лет. А если не терпится познакомить ребенка с любимыми зарубежными сказками, можно прочитать адаптированные для 3-4 лет варианты, которые печатаются в сокращенном варианте в
  • Балинт А. - , На острове стрекоз
  • Братья Гримм - , Горшочек каши, Белоснежка и Краснозорька
  • Гауф В. -
  • Дональдсон Д. - Груффало
  • Жутауте Л. - Тося-Бося и гном Чистюля
  • Линдгрен А. - Принцесса, которая не хотела играть в куклы
  • Муур Л. -
  • Перро Ш . - ,
  • Прейсен А. - Про козленка, который умел считать до десяти
  • Поттер Б. -
  • Смолман С. -
  • Тайц Я. -
  • Топелиус С. -
  • Юрье Ж. - Жили-были кролики
  • Янчарский Ч. -

Стихотворения для детей 3-4 лет

В возрасте 3-4 лет стихотворные произведения играют важную роль в развитии ребенка - настраивают на общение, учат малышей самостоятельности, вежливости, дружбе, честности. Рифмованные слова быстро и надолго врезаются в память, а значит, ребенок лучше усваивает как правильно произносить слова - запоминает правильные окончания и учится делать правильные ударения в словах. Это особенно актуально для детей, живущих в США и других зарубежных странах и находящихся в отрыве от русской культуры. Кроме того, разучивание стихов тренирует память ребенка. Выбирая стихотворные произведения для детей 3-4 лет, ищите простые и понятные детям стихи, про таких же детей как они сами и знакомые им жизненные ситуации. Ниже - подборка стихотворений отечественных и зарубежных детских поэтов, которые обязательно понравятся 3-4 летним детям.

  • Барто А.
  • Воронкова Л. -
  • Заходер Б.
  • Маршак С. - Вот какой рассеянный, Двенадцать месяцев. Усатый-полосатый, Веселый счет до десяти, Сказка о глупом мышонке, Что такое перед нами, Умные вещи, Почта, Дама сдавала в багаж, Цирк,
  • Маяковский В. - Что ни страница, то слон, то львица, ?
  • Михалков С. - ,
  • Некрасов Н. -
  • Пивоварова И. -
  • Пляцковский М. -
  • Токмакова И. -
  • Усачев А. - Нестриженый Федот, Баллада о конфете , Улитка, Божья коровка, Паповоз, Леталка, Гном и Звезда, Восьмая нота МУ
  • Успенский Э. - Берегите игрушки, Загадка про конфеты, Матрешки, О врачах, Природа, Рыболов, Переводные картинки, Песенка о рисовании, Разгром, Если был бы я девчонкой, Что у мальчиков в карманах, Рыжий
  • Алечкович М. - Цирк
  • Бжехва Я. - Дырки в сыре
  • Боскэ А. - Вопросы и ответы, Ты грустишь
  • Брехт Б. - Зимний разговор через форточку
  • Габэ Д. Бабушкины сказки
  • Герфорд О. - Гном и Мышь
  • Грейвз Р. Короли и королевы
  • Деснос Р. - Кузнечик, Черепаха
  • Лански Б. Проблемы с памятью, Мамы на диете
  • Майер М. - Ложись-ка спать!
  • Несбит К. Мой завтрак
  • Нэш О. - Микроб
  • Прейсн А. - Веселый новый год
  • Рассмуссен Х. - История эта правдива вполне
  • Силверстейн Ш. - Если я был бы..., Жираф ростом со шкаф, Случай с бегемотом, Летучий мышонок
  • Смит У. - Зебры
  • Уолтер Де Ла Мар - Увы!, Джемина
  • Чиарди Дж. - О том, кто жил в маленьком доме
  • Хармс Д. - Удивительная кошка, Врун, Кораблик

Безусловно, найти современные издания стихотворений зарубежных поэтов намного сложнее, чем русских, но все они точно есть на тематических сайтах. Отличный повод потренировать память - выучив самые полюбившиеся наизусть вы сможете рассказывать их ребенку утром, на прогулке, в автомобиле или автобусе. Больше стихотворений зарубежных поэтов для детей 3-4 лет (с текстами) можно найти .

Рассказы для детей 3-4 лет

Рассказы для детей 3-4 лет должны быть не слишком длинными, но при этом содержательными. Лучше всего выбирать сюжеты и ситуации, знакомые детям, где главные герои - такие же мальчишки и девчонки как они. Отлично в возрасте 3-4 дет у детей идут рассказы о домашних и диких животных. В нашей подборке - самые интересные рассказы для детей 3-4 лет, которые несут в себе важные воспитательные идеи - учат аккуратности и порядку, трудолюбию, смелости, честности, уважению к старшим.

Детские рассказы русских писателей

  • Барков А. -
  • Бианки В. -
  • Георгиев С. -

Книжка-малышка «В гостях у сказки».

В МБДОУ «Детский сад № 47 «Ёлочка» под руководством воспитателя средней группы «Весёлые ребята» Обивалиной Галины Николаевны был организован семейный проект «Создание книжки-малышки «В гостях у сказки»». Сказочные истории, придуманные родителями детей об удивительных приключениях и дружбе необыкновенных персонажей.

Описание работы: В сборник входят авторские сказки,которые можно использовать для чтения детям в детском саду и дома. Данный материал будет полезен для воспитателей и родителей для организации досуга детей. Материал предназначен для детей 4 - 5 лет.Сказки можно использовать, как в занятийной деятельности, так и в других режимных моментах.

Звёздочка

Жила-была на небесах маленькая Звездочка. Она была самой красивой из всех детей мамы Звезды. Старшие сестры и братья не любили ее, а мама любила ее очень сильно. Однажды Звездочка заболела. Мама встревожилась и решила немедленно вызвать доктора. Доктором было ясное Солнышко. Оно жило недалеко от Луны, и мама Звезда попросила Луну сходить за ним. Луна послушалась. Солнышко пришло в семью мамы Звезды, поздоровалось и сказало:
- Мне понятно, почему заболела ваша дочка.
- Почему? - спросила мама.
- Так бывает, когда нет любви, - ответило Солнышко.
Маме было досадно, что ее старшие дети не любят Звездочку, и она спросила у доктора Солнышка:
- Что же нам делать?
- Надо ее полюбить, - ответил доктор.
Звезды послушались доктора и с того времени стали жить дружно и счастливо.

Сказка про колобка и деда

Жил-был колобок. Посадил он однажды на пенёк дедку, так дед оттуда и слезать не захотел…
Говорит тогда колобок:
- Дед, пойдём погуляем!
А тот ему в ответ:
- Не хочу.
- А кушать чего-нибудь хочешь?
- Да! Пирожок! - ответил дед.
- Тогда нам придется за ним сходить, поискать.
Дед согласился, встал, и пошли они вдвоём пирожки искать.
Долго ли шли, коротко ли, встретили на пути яблоньку.
Колобок и спрашивает:
- Яблонька, скажи,
пожалуйста, не знаешь ли ты, где пирожки в нашем лесу есть?
Отвечает яблонька:
- Съешьте моего лесного яблочка, тогда скажу!

Дед закапризничал:
- Не хочу яблок, хочу пирожков!
- Тогда я съем, - говорит колобок.
Съел, а яблонька ему говорит:
- Пойдёте через лес и увидите молочную речку, кисельные берега. Там у неё и спросите.
Поблагодарил колобок речку и пошли они с дедом дальше.
Шли-шли и вдруг дед как заплачет:
- Устал я, пить хочу!
Колобок говорит:
- Потерпи немного, речка ведь скоро!
А дед подождал, пока колобок откатится, и напился воды из лужи, в котором копытце было.
Колобок оглянулся, смотрит, деда нет, а стоит козёл с длинной бородой.
Но делать нечего, пошли они дальше.
Долго они так шли и забрели в самую чащу, смотрят, стоит избушка на курьих ножках.
Говорит колобок:
- Избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!

Выходит, из избушки Баба-Яга костяная нога и спрашивает:
- Вы кто такие и чего в моём лесу делаете?
Рассказал ей колобок, что с ними приключилось, и попросил помощи у Яги.
- Ну что ж, - отвечает Баба-Яга, - помогу я вам.
Дойдёте до конца леса, выйдете на опушку и увидите там печку с пирожками. Пирожки у неё непростые. Будете с печкой вежливо разговаривать, она вам поможет.
Нашли они печку. Поздоровались и рассказали о своём горе.
Печка говорит:
-Есть у меня волшебные пирожки. С капустой, с вареньем и с сосисками. Тебе, козёл, надо съесть пирожок с капустой, а тебе, колобок, - с сосиской.
И как только козёл съел волшебный пирожок, так сразу стал нормальным дедом, трудолюбивым, добрым и весёлым.
Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!

История дождливой тучки

дождливой тучки
Жила-была на небе маленькая серая тучка. Звали её тучка - злючка. У нее не было друзей потому, что она все время делала дождик. Так и скиталась серая тучка в одиночестве по небу. Однажды тучка пролетала над маленьким домиком с красивым садом. Тучке стало интересно, кто там живёт, и она остановилась над домиком, и сразу же пошел дождь. И внезапно из этого домика выбежала старушка, которая была рада дождю! Старушка улыбалась, и кричала тучке спасибо! А все потому, что она была уже старенькая, и ей было тяжело таскать лейки с водой, чтобы поливать цветы. Тучка обрадовалась, что хоть кто-то рад ее дождику, и стала прилетать к домику чаще, чтобы помогать бабушке, поливать её любимый сад. Старушка каждый раз благодарила тучку, и та улетала
довольная в другие места, и опять возвращалась. Так у тучки - злючки появился друг, который всегда был ей рад!

Как потопаешь, так и полопаешь.

Жили – были дед да баба, и было у них три внука. Попросили как-то раз они внуков сходить в лес за дровами. Вышли братья к лесу и разошлись в разные стороны. Старший – Петя, пошёл на- лево, младший - Вова, на –право, а средний Саша отправился прямо.
Идёт Петя и видит лежит огромная куча хвороста, он и думает: « А зачем я буду стараться, когда здесь есть всё готовенькое, лягу я лучше в тенёк, подремлю, а к вечеру приду и скажу, что это всё я сам заготовил.
Вова долго ходил по лесу, шишки пинал, ягодки кушал да уморился и решил тоже лечь отдохнуть. Саша же начал собирать сухие веточки да палочки и в кучу их складывать. Так по–маленьку, по - тихоньку получилась одна вязанка хворосту, потом вторая и с чистой совестью отправился он домой.
Выспался старший внук, взял пару веток и отправился в обратный путь.
Средний же проспал всё время, а проснувшись, решил возвращаться с пустыми руками.
Встречают дед с бабой внуков и удивляются, старший несколько веточек несёт, средний вообще с пустыми руками, а младший две хорошие связки хворосту. Не ожидали старики такого результата и решили проучить лентяев. Дед им и говорит: «Ну что ж внучки, спасибо за помощь. Удивили вы меня немного. Ну да ладно, пошли к столу, бабка там уже ужин приготовила, небось, проголодались, ведь весь день в лесу провели» Зашли они в дом сели за стол и видят: у младшего полная тарелка, у среднего лишь корка хлеба, а у старшего и вовсе кружка воды. Видит дед недовольные лица Пети с Вовой и говорит» А что ж вы ребятушки не кушаете? Как говорится: как потопаешь, так и полопаешь!»
Поняли братья дедов урок и решили больше никогда не обманывать старших и не лениться, ведь они на своём примере, что из этого ничего хорошего не выйдет.
Стали они жить поживать да добра наживать, а внуки старшим помогать!

Сказка о Весне и гномах

В дремучем лесу жили-поживали трудолюбивые гномы. Зимой они обычно трудились и помогали другим обитателям леса в поиске еды. Они очищали ветки деревьев от снега, чтобы солнечные лучи проникали в лес.
Гномам очень нравилась зима. Но в феврале они стали скучать по теплым денькам. Поэтому они собрались вместе, чтобы позвать Весну.
На собрании гномы думали о том, как будет лучше звать Весну. Один из гномов предложил спеть песенку про Весну. Чтобы Весна услышала, что ее похвалили, и ей стало приятно.
Другой гном предложил просто выйти и прокричать: «Весна! Приходи и отогрей нас ото сна!»
Долго гномы думали, как же им правильнее Весну позвать, чтобы та не обиделась. В конце концов, решили пойти к Речке за советом.
Попросили Речку Весну звать. Та им и отвечает: «Я не могу позвать Весну. Мне сначала нужно лед сломать».
Тогда гномы рассудили, что им должны помочь Деревья. Ведь они самые высокие.
Деревья им шумят листвой им в ответ: «Чтобы Весна нас заметила, нам надо сменить наряд. Увидит она нас красивых, и сама явится».
Стали просить гномы птичек позвать Весну.
Отвечают птички: «Маловато нас птичек в лесу. Не услышит она нас. Вот вернутся с юга наши друзья, тогда всем хором позовем. И придет Весна».
Пока гномы искали того, кто им сумеет Весну позвать, на речке сошел лед, на деревьях стали появляться молодые листочки, птицы стали прилетать с юга. Греются гномы на солнце и думают, что теперь точно весь лес Весну позовет.
Пошли они вновь к речке и спрашивают ее: «Речка, лед с тебя сошел, когда же будешь Весну звать?»
«Не сама я лед разрушила. Пришла девушка и разбила его!» – отвечает речка.
Самый мудрый из гномов вышел на опушку и молвит: «Так пришла уже Весна, а мы все звать ее хотим».
И тут из леса вышла прекрасная девушка, имя которой – Весна.

Ирина Гамзина
Обучающая сказка для детей 4–5 лет «Сказка о том, как девочка Маша подружилась со временем»

Жила – была девочка Маша , которая по утрам всегда опаздывала в детский сад. Каждый день мама будила ее и уговаривала : «Маша просыпайся , Маша , поднимайся! Светит солнышко с утра, в детский сад идти пора!». Но Маша вставать не хотела , она натягивала на голову одеяло, капризничала, даже плакала. И вот однажды, проснувшись утром, она не услышала голоса мамы, не увидела в окошке солнышка, не услышала пения птиц. Она посмотрела вокруг : комната была незнакомая, мрачная, царила тишина. Маша стала звать маму , но мама не приходила. Вдруг в углу за тумбочкой вспыхнул лучик света, он становился все ярче и ярче. Когда в комнате стало совсем светло, Маша увидела сказочную волшебницу . «Здравствуй, Маша ! Меня зовут фея Время . Ты, Маша по утрам всегда капризничаешь и попусту тратишь время , поэтому ты и попала в мою волшебную страну времени . Чтобы вернуться назад, ты должна познакомиться с моими верными помощниками, они помогут тебе подружиться со временем ». И фея отправила Машу к сказочному гному , имя у него было немножко странное, так показалось Маше. Звали гнома «Утро» . Он жил недалеко, на лесной опушке, добраться туда можно было по тропинке. Маше ничего не оставалось делать, как отправится к загадочному гному с необычным именем. Маша шла по тропинке , которая почему – то называлась «Вчера» , смотрела по сторонам и видела, как просыпается лес, птицы, звери : бабочки умываются утренней росой, заяц чистит шерстку, ежик причесывает иголки, белки делают зарядку, прыгая с ветки на ветку. Маша не заметила , как подошла к домику, из которого вышел гном по имени Утро. «Доброе утро, Машенька! Тебе понравилось то, что ты видела в лесу по дороге сюда?» «Да» , - ответила Маша . «А что ты делала вчера утром?» Маша виновато опустила голову, так как вчера утром она не хотела вставать, долго пролежала в постели и, как обычно, ничего не успела сделать. Гном дал Маше волшебный клубочек и сказал : «Иди за ним, он приведет тебя куда надо» . Маша пошла по тропинке за клубочком. Тропинка называлась «Сегодня» , но девочку уже не удивляли странные названия. Идя по ней, Маша заметила , что солнце поднялось высоко и светит ярко; белочка развешивает грибы на ветках; ежик спешит куда – то с яблоком на иголках; медвежата кувыркаются в траве, наевшись сладкого меда; трудяги бобры строят мостик через ручей; пчелки летают с цветка на цветок, собирая сладкую пыльцу; птицы кормят птенцов в гнезде. Вдруг среди деревьев Машенька заметила маленького гномика, который сидел на пенечке и что – то с аппетитом кушал. Увидев девочку , гномик сказал : «Добрый день, Машенька, ты обедала сегодня?» . Маша ответила , что она не то чтобы обедать, она еще и не завтракала сегодня… «А что ты успела сделать за сегодня?» , - спросил гном. Маша промолчала , так как ей нечего было ответить маленькому человечку. Однако гномик, которого звали «День» , был очень добрым и угостил девочку вкусным пирожком . А потом он отправил Машу по другой тропинке к своему третьему братцу. Тропинка, по которой она должна была идти, называлась «завтра» . Маша отправилась в путь . По дороге она заметила, что солнышко спряталось за верхушки деревьев, примолкли птицы, звери спешили в свои норки, не видно было муравьев, бабочки не порхали с цветка на цветок. Девочке стало очень грустно одной в лесу, без мамы. Но тут она увидела гномика, поджидавшего ее на пороге своего домика. «Добрый вечер, девочка ! Меня зовут «Вечер» , мои братья Утро и День рассказали о тебе . Ты, Машенька, хорошая девочка , просто тебе надо научиться все делать вовремя : встать утром сразу, как прозвенит будильник, выполнить все, что делают по утрам : умыться, почистить зубы, сделать зарядку, заправить постель, одеться и идти в детский сад. Я надеюсь, что ты не будешь больше капризничать по утрам. Время нужно беречь . Скоро придет наша младшая сестра «Ночь» , на небе появятся луна и звезды и все уснут. Тебе тоже нужно хорошо выспаться и отдохнуть, чтобы завтра утром ты проснулась дома, увидела свою маму и выполнила все задуманное. Я надеюсь, ты больше не будешь капризничать и ссориться со временем , а будешь дружить с ним?». Тут, откуда ни возьмись, появилась маленькая девочка . «Это наша сестричка Ночь» , - сказал гномик по имени Вечер. «Пора ложиться спать!» . Он напоил Машу теплым молоком и она уснула. Ночью Маше снились все четыре гнома : Утро, День, Вечер, Ночь и добрая фея Время . А утром Маша проснулась в своей кроватке, увидела улыбающуюся маму, которая весело ей сказала : «Маша просыпайся , Маша поднимайся ! Светит солнышко с утра, в детский сад идти пора!». «Доброе утро! – радостно воскликнула Маша и побежала умываться и делать зарядку.

Вот так закончилась необычная история про девочку Машу , которая не ценила время , и поэтому ничего не успевала. Но маленькие человечки с необычными именами и добрая волшебница помогли Маше подружиться со временем . Как их звали?

Публикации по теме:

Артикуляционная логопедическая сказка «Приключения Язычка». Пальчиковая логопедическая сказка Артикуляционная логопедическая сказка "Путешествие язычка" Язычок рано встал. (упражнение «Любопытный язычок») В комнате он всё убрал, Зубы.

Известно,что речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность маленького.

Приветствую вас уважаемые коллеги и друзья! Не так давно в нашем детском саду проводилась выставка "Сказка, сказка приходи!" Все вместе:.

Конспект НОД для второй младшей группы «Сказка, сказка, приходи» Цель: приобщение к сказкам посредством различных видов театра. Задачи: .-побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; -формировать.

Музыкальная сказка по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Цель: Развивать творческие способности ребёнка через музыкальную игру –сказку, формировать основы музыкальной культуры. Слушание: - обогащать.

Короткий рассказ с большим смыслом ребенку гораздо проще осилить, чем длинное произведение с несколькими темами. Начинайте читать с простых зарисовок и переходите к более серьезным книгам. (Василий Сухомлинский)

Неблагодарность

Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с медом, белые калачи положил, приглашает:
– Ешь, Матвейка, мед. Хочешь – ложкой ешь мед с калачами, хочешь – калачи с медом.
Ел Матвей мед с калачами, потом – калачи с медом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:
– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мед – липовый или гречневый?
– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым медом угостил я тебя, внучек.
– Липовый мед все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.
Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:
– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.
Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.


Для чего говорят «спасибо»?

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?
Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…

Ласточка

Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками. Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал. Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь.
Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево.
Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.
Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками.
Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки. Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота. Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю.
Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.

Евгений Пермяк

Как Миша хотел маму перехитрить

Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:
- Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?
- Оно, мама, само отломалось.
- А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?
- Она, мамочка, сама разорвалась.
- А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?
- Он, мама, сам куда-то потерялся.
Тогда Мишина мама сказала:
- Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!
- А как? - спросил Миша.
- Очень просто, - ответила мама. - Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.
Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.

Короткий рассказ «Ах!»

Ничего Надя делать не умела. Бабушка Надю одевала, обувала, умывала, причесывала.
Мама Надю из чашечки поила, с ложечки кормила, спать укладывала, убаюкивала.
Прослышала Надя про детский сад. Весело там подружки играют. Танцуют. Поют. Сказки слушают. Хорошо детям в детском саду. И Наденьке было бы там хорошо, да только не взяли ее туда. Не приняли!
Ах!
Заплакала Надя. Заплакала мама. Заплакала бабушка.
- Почему вы Наденьку в детский сад не приняли?
А в детском саду говорят:
- Да как мы ее примем, когда она ничего не умеет делать.
Ах!
Спохватилась бабушка, спохватилась мама. И Надя спохватилась. Стала Надя сама одеваться, сама обуваться, умываться, есть, пить, причесываться, спать укладываться.
Как узнали об этом в детском саду - сами за Надей пришли. Пришли и увели ее в детский сад, одетую, обутую, умытую, причесанную.
Ах!

Николай Носов


Ступеньки

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.
– А я уже считать умею! – похвастался Петя. – В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.
Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:

— Ну, чего ж ты остановился? – спрашивает Валя.
– Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню.
– Ну вспоминай, – говорит Валя.
Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:
– Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнём сначала.
Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.
– Одна, – говорит Петя, – две, три, четыре, пять… И снова остановился.
– Опять забыл? – спрашивает Валя.
– Забыл! Как же это! Только что помнил и вдруг забыл! Ну-ка, ещё попробуем.
Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:
– Одна, две, три, четыре, пять…
– Может быть, двадцать пять? – спрашивает Валя.
– Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придётся опять сначала.
– Не хочу я сначала! – говорит Валя. – Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ножки болят.
– Не хочешь – не надо, – ответил Петя. – А я не пойду дальше, пока не вспомню.
Валя пошла домой и говорит маме:
– Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.
– А дальше шесть, – сказала мама.
Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает:
– Одна, две, три, четыре, пять…
– Шесть! – шепчет Валя. – Шесть! Шесть!
– Шесть! – обрадовался Петя и пошёл дальше. – Семь, восемь, девять, десять.
Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому что научился только до десяти считать.

Горка

Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.

Нина Павлова

Мышонок заблудился

Лесному мышонку мама подарила колесо из стебля одуванчика и сказала:
— На, играй, катай возле дома.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Буду играть, буду катать!
И покатил колесо по тропинке под гору. Катал его, катал и так заигрался, что не заметил, как очутился в чужом месте. На земле валялись прошлогодние липовые орешки, а вверху, за вырезными листьями, совсем чужое место! Мышонок притих. Потом, чтобы не было так страшно, положил своё колесо на землю, а сам сел в серединку. Сидит и думает:
«Мама сказала: «Катай возле дома». А где теперь возле дома?»
Но тут он увидел, что трава в одном месте дрогнула и оттуда выпрыгнула лягушка.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Скажи-ка, лягушка, где возледома, где моя мама?
На счастье, лягушка как раз это знала и ответила:
— Беги всё прямо и прямо под этими цветами. Встретишь тритона. Он только что выполз из-под камня, лежит и дышит, собирается ползти в пруд. От тритона сверни налево и беги по тропинке всё прямо и прямо. Встретишь бабочку-белянку. Она сидит на травинке и кого-то поджидает. От бабочки-белянки сверни опять налево и тут кричи свою маму, она услышит.
— Спасибо! — сказал мышонок.
Поднял своё колесо и прокатил его между стеблями, под чашами цветов белой и жёлтой ветреницы. Но колесо скоро заупрямилось: то об один стебель стукнется, то о другой, то застрянет, то упадёт. А мышонок не отступался, толкал его, тянул и, наконец, выкатил на тропинку.
Тут он вспомнил о тритоне. Ведь тритон-то так и не встретился! А он потому не встретился, что уже успел уползти в пруд, пока мышонок возился со своим колесом. Так мышонок и не узнал, где ему нужно было свернуть налево.
И опять покатил своё колесо наугад. Докатил до высокой травы. И опять горе: колесо запуталось в ней — и ни взад, ни вперёд!
Еле-еле удалось его выпутать. И тут только вспомнил мышонок о бабочке-белянке. Ведь она так и не встретилась.
А бабочка-белянка сидела, сидела на травинке и улетела. Так мышонок и не узнал, где ему нужно было свернуть опять налево.
На счастье, мышонок встретил пчелу. Она прилетела на цветы красной смородины.
— Пип-пити-пип! — закричал мышонок. — Скажи-ка мне, пчёлка, где возледома, где моя мама?
А пчёлка как раз это знала и ответила:
— Беги сейчас под гору. Увидишь — в низинке что-то желтеет. Там будто столики накрыты узорчатыми скатертями, а на них жёлтые чашечки. Это селезёночник, такой цветок. От селезёночника поднимись в гору. Увидишь лучистые, как солнышко, цветы и рядом — на длинных ножках — пушистые белые шары. Это цветок мать-и-мачеха. От него сверни направо и тут кричи свою маму, она услышит.
— Спасибо! — сказал мышонок…
Куда же теперь бежать? А уже стало темнеть, и никого-то кругом не видно! Мышонок сел под листик и заплакал. И так громко заплакал, что его мама услышала и прибежала. Как он ей обрадовался! А она ещё больше: уж и не надеялась, что сынишка жив. И они весело рядышком побежали домой.

Валентина Осеева

Пуговица

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее к кофточке.
- А что, бабушка, - спросила она, - все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?
- Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам.
- Вот как! - обиженно сказала Таня. - А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!

Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял…
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю… - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!