Михаил булгаков - биография, информация, личная жизнь. "воспоминания о михаиле булгакове"

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891- 1940), писатель, драматург.

Родился 15 мая 1891 г. в Киеве в многодетной и дружной семье профессора, преподавателя Киевской духовной академии. Окончив гимназию, в 16 лет Булгаков поступил в университет на медицинский факультет.

Весной 1916 г. «ратником ополчения второго разряда» он был выпущен из университета и пошёл работать в один из киевских госпиталей. Летом того же года будущий писатель получил первое назначение и осенью приехал в маленькую земскую больницу Смоленской губернии, в село Никольское. Здесь он начал писать книгу «Записки юного врача» - о глухой российской провинции, где порошки от малярии, выписанные на неделю, глотают сразу, рожают под кустом, а горчичники ставят поверх тулупа… Пока вчерашний студент превращался в опытного и решительного земского врача, в российской столице начались события, на много десятилетий определившие судьбу страны. «Настоящее таково, что я стараюсь жить, не замечая его», - писал Булгаков 31 декабря 1917 г. сестре.

В 1918 г. он вернулся в Киев. Через город прокатывались волны петлюровцев, белогвардейцев, большевиков, гетмана П. П. Скоропадского. В конце августа 1919 г. большевики, покидая Киев, расстреляли сотни заложников. Булгаков, до этого всеми правдами и неправдами избегавший мобилизации, отступал с белыми. В феврале 1920 г., когда началась эвакуация Добровольческой армии, его свалил тиф. Очнулся Булгаков в занятом большевиками Владикавказе. В следующем году он переехал в Москву.

Здесь одна за другой появляются три сатирические повести с фантастическими сюжетами: «Дьяволиада», «Роковые яйца» (обе 1924 г.), «Собачье сердце» (1925 г.).

В эти годы Булгаков работал в редакции газеты «Гудок» и писал роман «Белая гвардия» - о распавшейся семье, о минувших годах «беспечального поколения», о гражданской войне на Украине, о страданиях человека на земле. Первая часть романа вышла в журнале «Россия» в 1925 г., но журнал вскоре был закрыт, и роману - почти на 40 лет - суждено было оставаться недопечатанным.

В 1926 г. Булгаков инсценировал «Белую гвардию». «Дни Турбиных» (так называется пьеса) с огромным успехом были поставлены во МХАТе и сошли со сцены лишь с началом Великой Отечественной войны, когда под бомбёжкой погибли декорации спектакля.

«Пролетарские» драматурги и критики ревниво следили за успехами талантливого «буржуазного подголоска» и приняли все меры к тому, чтобы уже поставленные пьесы («Зойкина квартира», 1926 г., и «Багровый остров», 1927 г.) были сняты, а только что написанные «Бег» (1928 г.) и «Кабала святош» (1929 г.) не увидели света рампы. (Только в 1936 г. пьеса «Кабала святош» под названием «Мольер» появилась на сцене Художественного театра.)

С 1928 г. Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита», посмертно принёсшим ему мировую славу.

Умер 10 марта 1940 г. в Москве от тяжёлой наследственной болезни почек, не дожив и до 49 лет. Лишь немногие знали, сколько у него неопубликованных рукописей.

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. С 1901 года будущий писатель получал начальное образование в Первой Киевской гимназии. В 1909 году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. На втором курсе, в 1913 году, Михаил Афанасьевич женился на Татьяне Лаппе.

Врачебная практика

Окончив в 1916 году университет, Булгаков устроился на работу в один из киевских госпиталей. Летом 1916 года его направили в село Никольское Смоленской губернии. В краткой биографии Булгакова нельзя не упомянуть, что в этот период писатель пристрастился к морфию, но благодаря стараниям жены смог победить зависимость.

Во время гражданской войны в 1919 году Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной республики, а затем в армию Южной России. В 1920 году Михаил Афанасьевич заболел тифом, поэтому не смог покинуть страну с Добровольческой армией.

Москва. Начало творческого пути

В 1921 году Булгаков переезжает в Москву. Он активно занимается литературной деятельностью, начинает сотрудничать со многими периодическими изданиями Москвы – «Гудок», «Рабочий» и др., принимает участие в заседаниях литературных кружков. В 1923 году Михаил Афанасьевич вступает во Всероссийский Союз писателей, в котором также состояли А. Волынский, Ф. Сологуб, Николай Гумилев , Корней Чуковский , Александр Блок .

В 1924 году Булгаков развелся со своей первой женой, и уже через год, в 1925 году, женился на Любови Белозерской.

Зрелое творчество

В 1924 – 1928 годах Булгаков создает самые известные свои произведения – «Дьяволиада», «Собачье сердце» , «Вьюга», «Фатальные яйца», роман «Белая гвардия» (1925), «Зойкина квартира», пьеса «Дни Турбиных» (1926), «Багряный остров» (1927), «Бег» (1928). В 1926 году во МХАТе была премьера пьесы «Дни Турбиных» – произведение поставили по личному указанию Сталина .

В 1929 году Булгаков посещает Ленинград, где знакомится с Е. Замятиным и Анной Ахматовой . Из-за острой критики революции в своих произведениях (в частности, в романе «Дни Турбиных»), Михаила Афанасьевича несколько раз вызывали на допросы в ОГПУ. Булгакова перестают печатать, его пьесы запрещено ставить в театрах.

Последние годы

В 1930 году Михаил Афанасьевич лично написал письмо И. Сталину с просьбой предоставить ему право покинуть СССР либо разрешить зарабатывать на жизнь. После этого писатель смог устроиться режиссером-ассистентом во МХАТ. В 1934 Булгакова приняли в Советский союз писателей, председателями которого в разное время были Максим Горький , Алексей Толстой , А. Фадеев.

В 1931 году Булгаков расстается с Л. Белозерской, и, в 1932 году женится на Елене Шиловской, с которой был знаком уже несколько лет.

Михаил Булгаков, биография которого была насыщена разными по характеру событиями, последние годы сильно болел. У писателя диагностировали гипертонический нефросклероз (болезнь почек). 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич скончался. Похоронили Булгакова на Новодевичьем кладбище в Москве.

Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» – самое главное произведение Михаила Булгакова, которое он посвятил своей последней жене Елене Сергеевне Булгаковой, и работал над ним более десяти лет до самой смерти. Роман является наиболее обсуждаемым и важным произведением в биографии и творчестве писателя. При жизни писателя «Мастер и Маргарита» не публиковался из-за запрета цензуры. Впервые роман издали в 1967 году.

Другие варианты биографии

  • В семье Булгакова было семеро детей – три сына и четыре дочери. Михаил Афанасьевич был старшим ребенком.
  • Первым произведением Булгакова был рассказ «Похождения Светланы», который Михаил Афанасьевич написал еще в семилетнем возрасте.
  • Булгаков с ранних лет отличался исключительной памятью и очень много читал. Одной из самых крупных книг, которую будущий писатель прочел еще в восьмилетнем, возрасте был роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».
  • На выбор Булгаковым профессии врача повлияло то, что большинство его родственников занимались медициной.
  • Прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце» стал дядя Булгакова – врач-гинеколог Н. М. Покровский.

Михаил Афанасьевич Булгаков - мировой литературный гений, был также великим врачом, мастером своего дела. Он никогда не изменял и был верен своим гуманистическим идеалам.

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в семье доцента (с 1902 года — профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской) (1869—1922) на Воздвиженской улице, 28 в Киеве.

Отец писателя, Афанасий Иванович Булгаков, действительно был профессором Киевской духовной академии. Но звание ординарного профессора получил в 1906 году, — незадолго до своей ранней смерти. А тогда, в год рождения первого сына, это был молодой доцент академии, человек очень большой одаренности и такой же огромной трудоспособности.

Он знал языки — и древние, и новые. Владел английским, в программы духовных семинарий и духовных академий не входившим. У него был живой, легкий слог, он много и с увлечением писал.

Доцент, а потом профессор истории западных вероисповеданий, он особенно увлекался англиканством, может быть, потому, что англиканство — с его исторически сложившимся противостоянием католичеству — считалось родственным православию. Это давало А. И. Булгакову возможность не обличать, а изучать историю английской церкви. Одна из его статей была переведена в Англии и встретила там доброжелательные отклики, он гордился этим.

В некрологах на его смерть его коллеги по духовной академии не забывали упомянуть, что был покойный человеком «крепкой веры». Был он человек порядочный и очень требовательный к себе и, поскольку служил в духовной академии, был конечно же верующим. Но духовное образование выбрал не по велению сердца. У него, вышедшего из провинциальной и многодетной семьи священника, к тому же священника одной из беднейших в России, Орловской губернии, других путей к образованию, как и у его братьев, не было.

Дети духовенства духовное образование могли получить бесплатно. Духовную семинарию в Орле Афанасий Иванович Булгаков окончил блистательно, был не рекомендован, а «предназначен» для дальнейшего обучения в духовной академии, в связи с чем и подписал следующий обязательный документ:

«Я, нижеподписавшийся, студент Орловской духовной семинарии Афанасий Булгаков, предназначенный правлением семинарии к отправлению в Киевскую духовную академию, дал сию подписку правлению означенной семинарии в том, что по прибытии в академию обязуюсь не отказываться от поступления в оную, а по окончании в оной курса — от поступления на духовно-училищную службу». После чего получил вполне необходимые ему «прогонные и суточные на проезд, а также на обзаведение бельем и обувью».

Олимпиада Ферапонтовна Булгакова, бабушка Булгакова по отцовской линии, крестная мать писателя

Духовную академию в Киеве также окончил блистательно. На обороте его диплома следующий — частью типографский, частью рукописный — текст: «Поименованный в сем документе воспитанник с 15 августа 1881 года по 15 августа 1885 года состоял в академии на казенном содержании, за которое он… обязан прослужить в духовно-учебном ведомстве шесть годов… а в случае выхода из этого ведомства… должен возвратить употребленную на его содержание сумму…» — трехзначная сумма вписана.

Блистательно защитил магистерскую диссертацию («Очерки истории методизма», Киев, 1886), получив звание доцента.

Карьера преподавателя духовной академии — доцента, экстраординарного, потом ординарного профессора — была почетной. Но для своих сыновей он этой карьеры не хотел и твердо стремился дать своим детям светское образование.

В 1890 году А. И. Булгаков женился на молоденькой учительнице Карачевской прогимназии, дочери протоиерея, Варваре Михайловне Покровской.

Приглашение на свадебный бал В. М. Покровской и А. И. Булгакова

Трудно сказать, больше ли средств было у ее отца, другого деда писателя, протоиерея Казанской церкви в городе Карачеве (той же Орловской губернии) Михаила Васильевича Покровского, или просто был он образованней, моложе, перспективней, — своим детям он дал образование светское.


Колокольные дворяне. Семья Михаила Васильевича Покровского, деда Булгакова

Судя по тому, что Варвара Михайловна в свои двадцать лет была «преподавательницею и надзирательницею» женской прогимназии (каковую ее должность с гордостью отметил в ее брачном свидетельстве протоиерей, самолично венчавший дочь с доцентом Киевской академии), вероятнее всего, она окончила гимназию и, может быть, восьмой, дополнительный, «педагогический» класс, дававший звание учительницы. Для своего поколения и для своей среды она была женщиной незаурядно образованной. Два ее брата — Михаил и Николай — учились в университете и стали врачами.

Дети у Булгаковых — семеро, почти погодки — подрастали один за другим, крепкие мальчики и красивые, уверенные девочки: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1954),Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954).


Жалованье доцента академии было невелико, и отец параллельно с преподаванием в академии все время имел и другую службу: сначала преподавал историю в институте благородных девиц, потом, с 1893 года и уже до конца дней, служил в киевской цензуре. От случавшихся заработков помельче также не отказывался.

Семья Булгаковых на даче. Сидят слева направо: Ваня, Д.И. Богдажевский, В.М. Булгакова, А.И. Булгаков, Лёля. Стоят: Вера, Неизвестный, Варя, Миша, Надя. Буча, 1906

В конце 20-х годов Михаил Булгаков говорил П. С. Попову: «…Образ лампы с абажуром зеленого цвета. Это для меня очень важный образ. Возник он из детских впечатлений — образа моего отца, пишущего за столом». Думаю, лампа под зеленым абажуром на письменном столе отца часто горела за полночь…

Мир семьи Булгаковых был прочен и радостен. И знакомые очень любили в этом доме бывать, а родственники — гостить. Радостной, даже праздничной атмосферу семьи делала мать.

«Мама, светлая королева», — назвал ее старший сын. Белокурая, с очень светлыми (как у сына) глазами, приятно располневшая после семи родов и вместе с тем очень подвижная, живая (по словам ее дочери Надежды, Варвара Михайловна, уже овдовев, охотно играла в теннис со своими почти взрослыми детьми), она прекрасно управляла своим маленьким королевством, благосклонная, обожаемая, добрая королева с мягкой улыбкой и на редкость сильным, даже властным характером.

В этом доме жила музыка. Надежда Афанасьевна, сестра писателя, рассказывала мне: «По вечерам, уложив детей спать, мать играла на рояле Шопена. На скрипке играл отец. Он пел, и чаще всего «Нелюдимо наше море».

Очень любили оперу, особенно «Фауста», столь популярного в начале века. И симфоническую музыку, летние концерты в Купеческом саду над Днепром, пользовавшиеся у киевлян огромным успехом. Почти каждую весну в Киев приезжал Шаляпин и непременно пел в «Фаусте»…

В доме жили книги. Добрые и мудрые книги детства. Пушкин с его «Капитанской дочкой» и Лев Толстой. В девять лет с восторгом прочитанные Булгаковым и воспринятые им как приключенческий роман «Мертвые души». Фенимор Купер. Потом Салтыков-Щедрин.

И еще жила в доме любимая старая детская книжка о Саардамском плотнике. Наивная книжка теперь уже прочно забытого писателя П. Р. Фурмана, посвященная той поре в жизни царя Петра, когда Петр работал корабельным плотником в голландском городе Зандаме (Саардаме). В книжке был крупный шрифт и множество иллюстраций во всю страницу, и Петр, «мореплаватель и плотник», Петр, работник на троне, представал в ней доступным и добрым, веселым и сильным, с руками, одинаково хорошо владеющими и плотницким, и, если понадобится, хирургическим инструментом, и пером государственного деятеля, легендарный, сказочный, прекрасный Петр.

«Как часто читался у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский плотник», — напишет Булгаков в «Белой гвардии». Книжка становилась приметой дома, частью неизменно повторяющегося детства. Потом, в романе Михаила Булгакова «Белая гвардия», Саардамский Плотник станет символом домашнего очага, вечного, как сама жизнь.

Детство и отрочество в памяти Михаила Булгакова навсегда остались как мир безмятежный и беспечальный. Это его слово: «беспечальный».

«Весной зацветали белым цветом сады, одевался в зелень Царский сад, солнце ломилось во все окна, зажигало в них пожары. А Днепр! А закаты! А Выдубецкий монастырь на склонах, зеленое море уступами сбегало к разноцветному ласковому Днепру… Времена, когда в садах самого прекрасного города нашей родины жило беспечальное юное поколение» (очерк «Киев-город», 1923).

«…И весна, весна и грохот в залах, гимназистки в зеленых передниках на бульваре, каштаны и май, и, главное, вечный маяк впереди — университет…» («Белая гвардия»).

Отсвет дома и детства окрашивал время в безмятежные тона в воспоминаниях писателя. Но время ни спокойным, ни безмятежным не было.

Конец XIX века – время сложное и противоречивое. Нет ничего удивительного в том, что именно в 1891 году на свет появился один из самых загадочных русских писателей. Речь идёт о Михаиле Афанасьевиче Булгакове – режиссёре, драматурге, мистике, авторе сценариев и либретто опер. История Булгакова не менее увлекательна, чем его произведение, и команда «Литерагуру» берет на себя смелость это доказать.

День рождения М.А. Булгакова – 3 (15) мая. Отец будущего писателя, Афанасий Иванович, был профессором духовной академии Киева. Мать, Варвара Михайловна Булгакова (Покровская), воспитывала семерых детей: Михаила, Веру, Надежду, Варвару, Николая, Ивана, Елену. В семье часто ставили спектакли, пьесы для которых сочинял Михаил. Он с детства любил постановки, водевили, космические сценки.

Дом Булгакова был любимым местом встречи творческой интеллигенции. Его родители часто приглашали именитых друзей, которые оказывали определенное влияние на одаренного мальчика Мишу. Он очень любил слушать взрослые разговоры и охотно в них участвовал.

Юность: образование и начало карьеры

Булгаков учился в гимназии №1 города Киева. Окончив её в 1901 году, он стал студентом медицинского факультета Киевского университета. На выбор профессии оказало влияние материальное состояние будущего писателя: после смерти отца Булгаков взял на себя ответственность за большую семью. Его мать снова вышла замуж. Все дети, кроме Михаила, оставались в хороших отношениях с отчимом. Старший же сын хотел быть финансово независимым. Он окончил университет в 1916 году и получил диплом лекаря с отличием.

Во время Первой мировой войны Михаил Булгаков в течение нескольких месяцев служил полевым врачом, затем получил место в селе Никольском (Смоленская губерния). Тогда были написаны некоторые рассказы, позже вошедшие в цикл «Записки юного врача». Из-за рутины скучной провинциальной жизни Булгаков начал употреблять наркотические средства, доступные многим представителям его профессии по роду деятельности. Он просил перевести его на новое место, чтобы наркозависимость оказалась неявной для окружающих: в любом другом случае врача могли лишить диплома. Избавиться от напасти помогла преданная супруга, которая втайне разбавляла наркотическое вещество. Она же всячески вынуждала мужа оставить вредную привычку.

В 1917 году Михаил Булгаков получил должность заведующего отделениями Вяземской городской земской больницы. Через год Булгаков с женой вернулись в Киев, где писатель занимался частной врачебной практикой. Зависимость от морфия была побеждена, но вместо наркотических средств Михаил Булгаков часто употреблял алкоголь.

Творчество

В конце 1918 года Михаил Булгаков вступил в офицерский отряд. Не установлено, был ли он призван как военный врач, или сам выразил желание стать членом отряда. Ф.А. Келлер, заместитель главного командующего, распустил отряды, так что он тогда не участвовал в боевых действиях. Но уже в 1919 году его мобилизовали в армию УНР. Булгаков сбежал. Версии относительно дальнейшей судьбы писателя расходятся: некоторые свидетели утверждали, что он служил в Красной Армии, некоторые – что он не уезжал из Киева до прихода белых. Достоверно известно, что писатель был мобилизован в Добровольческую армию (1919). Тогда же он опубликовал фельетон «Грядущие перспективы». Киевские события нашли отражение в произведениях «Необыкновенные приключения доктора» (1922), «Белая гвардия» (1924). Стоит заметить, что литературу в качестве основного занятия писатель выбрал в 1920 году: завершив службу в госпитале Владикавказа, он стал писать для газеты «Кавказ». Творческий путь Булгакова был тернист: в период борьбы за власть недружественное высказывание в адрес одной из сторон могло кончиться гибелью.

Жанры, темы и проблемы

В начале двадцатых годов Булгаков писал преимущественно произведения о революции, в основном пьесы, которые впоследствии ставились на сцене Владикавказского ревкома. С 1921 года писатель жил в Москве и работал в разных газетах и журналах. Кроме фельетонов, он публиковал отдельные главы повестей. Например, «Записки на манжетах» увидели свет на страницах берлинской газеты «Накануне». Особенно много очерков и репортажей – 120 – напечатано в газете «Гудок» (1922-1926). Булгаков был членом Российской ассоциации пролетарских писателей, но при этом его художественный мир не был зависим от идеологии союза: он с большой симпатией писал о белом движении, о трагических судьбах интеллигенции. Его проблематика была намного шире и богаче дозволенной. Например, социальная ответственность ученых за их изобретения, сатира на новый уклад жизни в стране и т.д.

В 1925 году написана пьеса «Дни Турбиных». Она имела оглушительный успех на сцене Московского художественного академического театра. Даже Иосиф Сталин оценил произведение, но все-таки он в каждом тематическом выступлении акцентировал внимание на антисоветском характере пьес Булгакова. Вскоре творчество писателя подвергли критике. За последующие десять лет были опубликованы сотни резких рецензий. Пьесу «Бег» о Гражданской войне запретили ставить: Булгаков отказался делать текст «идеологически правильным». В 1928-29 гг. из репертуара театров исключены спектакли «Зойкина квартира», «Дни Турбиных», «Багровый остров».

А вот эмигранты с интересом изучали ключевые произведения Булгакова. Он писал о роли науки в жизни человека, о важности правильного отношения друг к другу. В 1929 году писатель размышлял над будущим романом «Мастер и Маргарита». Уже через год появилась первая редакция рукописи. Религиозные темы, критика советских реалий – всё это сделало появление произведений Булгакова на страницах газет невозможным. Неудивительно, что писатель всерьез размышлял о переезде за границу. Он даже написал письмо Правительству, в котором просил либо разрешить ему уехать, либо дать возможность спокойно работать. В следующие шесть лет Михаил Булгаков был режиссёром-ассистентом МХАТа.

Философия

Представление о философии мастера печатного слова дают самые известные произведения. Например, в повести «Дьяволиада» (1922) описана проблема «маленьких людей», к которой так часто обращались классики. По мнению Булгакова, бюрократизм и равнодушие – это настоящая дьявольская сила, и ей трудно противостоять. Уже упомянутый роман «Белая гвардия» носит во многом автобиографический характер. Это жизнеописание одной семьи, оказавшейся в непростой ситуации: Гражданская война, враги, необходимость выбирать. Кто-то считал, что Булгаков слишком лояльно относится к белогвардейцам, кто-то упрекал автора за лояльность советской власти.

В повести «Роковые яйца» (1924) рассказывается поистине фантастическая история учёного, который нечаянно вывел новый вид пресмыкающихся. Эти существа беспрестанно размножаются и вскоре заполняют весь город. Некоторые филологи утверждают, что в образе профессора Персикова нашли отражение фигуры биолога Александра Гурвича и вождя пролетариата В.И. Ленина. Другая знаменитая повесть – «Собачье сердце» (1925). Интересно, что в СССР она официально опубликована только в 1987 году. На первый взгляд сюжет носит сатирический характер: профессор пересаживает собаке человеческий гипофиз, и пёс Шарик становится человеком. Но человеком ли?.. Кто-то видит в этом сюжете предсказание грядущих репрессий.

Своеобразие стиля

Основным козырем автора была мистика, которую он вплетал в реалистические произведения. Благодаря этому критики не могли напрямую обвинить его в оскорблении чувств пролетариата. Писатель умело сочетал откровенный вымысел и реальные социально-политические проблемы. Однако его фантастические элементы – это всегда аллегория на схожие явления, происходящие на самом деле.

Например, роман «Мастер и Маргарита» объединяет самые разные жанры: от притчи до фарса. Сатана, выбравший для себя имя Воланд, однажды прибывает в Москву. Он встречает людей, которые получают наказания за своих грехи. Увы, единственной силой правосудия в советской Москве выступает дьявол, ведь чиновники и их прихвостни глупы, алчны и жестоки к своим же согражданам. Они и есть настоящее зло. На фоне этого разворачивается история любви талантливого Мастера (а ведь мастером в 1930-е гг. называли Максима Горького) и смелой Маргариты. Только мистическое вмешательство спасла творцы от верной смерти в сумасшедшем доме. Роман по понятным причинам был опубликован уже после смерти Булгакова. Та же судьба ждала неоконченный «Театральный роман» о мире литераторов и театралов (1936-37) и, например, пьесу «Иван Васильевич» (1936), фильм по мотивам которой смотрят по сей день.

Характер писателя

Друзья и знакомые считали Булгакова одновременно обаятельным и очень скромным. Писатель всегда был вежливым и умел вовремя отойти «в тень». Он обладал талантом рассказчика: когда ему удавалось преодолеть застенчивость, все присутствующие слушали только его. Характер автора был основан на лучших качествах российской интеллигенции: образованности, гуманности, сострадательности и деликатности.

Булгаков любил пошутить, никогда никому не завидовал и не искал лучшей жизни. Его отличали общительность и скрытность, бесстрашие и неподкупность, сила характера и доверчивость. О романе «Мастер и Маргарита» писатель перед смертью сказал только одно: «Чтобы знали». Такова его скупая характеристика своему гениальному творению.

Личная жизнь

  1. Ещё, будучи студентом, Михаил Булгаков женился на Татьяне Николаевне Лаппа . Семье пришлось столкнуться с нехваткой денежных средств. Первая супруга писателя — прототип Анны Кирилловны (рассказ «Морфий»): бескорыстная, мудрая, готовая поддержать. Именно она вытащила его из наркотического кошмара, вместе с ней он прошел годы разрухи и кровавой распри русского народа. Но полноценная семья с нею не сложилась, ведь в те голодные годы было сложно задумываться о детях. Супруга очень страдала от необходимости делать аборты, из-за этого отношения Булгаковых дали трещину.
  2. Так бы и прошло время, если бы не один вечер: в 1924 году Булгаков был представлен Любови Евгеньевне Белозёрской . Она имела связи в мире литературы, и не без её помощи была опубликована «Белая гвардия». Любовь стала не просто другом и товарищем, как Татьяна, но и музой писателя. Это и есть вторая жена писателя, роман с которой был ярким и страстным.
  3. В 1929 году он познакомился с Еленой Шиловской . Впоследствии он признавался, что только эту женщину он и любил. К моменту встречи оба состояли в браке, но чувства оказались очень сильными. Елена Сергеевна была рядом с Булгаковым до его смерти. Детей у Булгакова не было. Первая жена сделала от него два аборта. Возможно, поэтому он всегда чувствовал себя виноватым перед Татьяной Лаппа. Приёмным сыном писателя стал Евгений Шиловский.
  1. Первое произведение Булгакова – «Похождения Светлана». Рассказ написан, когда будущему писателю было семь лет.
  2. Спектакль «Дни Турбиных» любил Иосиф Сталин. Когда автор попросил отпустить его за границу, Сталин сам позвонил Булгакову с вопросом: «Что, мы Вам очень надоели?». «Зойкину квартиру» Сталин смотрел как минимум восемь раз. Считается, что он покровительствовал писателю. В 1934 году Булгаков просил предоставить ему заграничную поездку, чтобы он смог поправить здоровье. Он получил отказ: Сталин понимал, что если литератор останется в другой стране, то «Дни Турбиных» придётся снять с репертуара. Таковы особенности взаимоотношений автора с властью
  3. В 1938 году Булгаков написал пьесу о Сталине по просьбе представителей МХАТа. Вождь прочитал сценарий «Батума» и остался не слишком довольным: он не хотел, чтобы широкая публика узнала о его прошлом.
  4. «Морфий», повествующий о наркозависимости врача, — автобиографическое произведение, которое помогло Булгакову победить зависимость. Исповедуясь бумаге, он получал силы для борьбы с недугом.
  5. Автор был очень самокритичен, поэтому любил коллекционировать критику посторонних людей. Он вырезал из газет все рецензии на свои творения. Из 298 были отрицательными, а похвалили творчество Булгакова всего три человека за всю его жизнь. Таким образом, литератор не понаслышке знал участь своего затравленного героя – Мастера.
  6. Очень сложно складывались отношения писателя и его коллег. Кто-то его поддерживал, например, режиссер Станиславский грозился закрыть свой легендарный театр, если в нем запретят показ «Белой гвардии». А кто-то, например, Владимир Маяковский, предлагал освистать показ пьесы. Он прилюдно критиковал коллегу, очень нелицеприятно оценивая его достижения.
  7. Кот Бегемот был, оказывается, вовсе не выдумкой автора. Его прототипом являлся феноменально умный черный пес Булгакова с такой же кличкой.

Смерть

От чего умер Булгаков? В конце тридцатых годов он часто говорил о близкой смерти. Приятели считали это шуткой: писатель обожал розыгрыши. На самом деле Булгаков, бывший врач, заметил первые признаки нефросклероза – тяжёлой наследственной болезни. В 1939 году диагноз был поставлен.

Булгакову было 48 лет – столько же, сколько его отцу, который умер от нефросклероза. В конце жизни он снова начал употреблять морфий, чтобы приглушить боль. Когда он ослеп, жена писала за него главы «Мастера и Маргариты» под диктовку. Правка остановилась на словах Маргариты: «Так, это, стало быть, литераторы за гробом идут?». 10 марта 1940 года Булгаков умер. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Дом Булгакова

В 2004 году в Москве состоялось открытие «Булгаковского Дома» — музея-театра и культурно-просветительского центра. Посетители могут покататься на трамвае, увидеть электронную экспозицию, посвящённую жизни и творчеству писателя, записаться на ночную экскурсию по «нехорошей квартире» и встретить настоящего кота Бегемота. Функция музея – сохранение наследия Булгакова. Концепция связана с мистической темой, которую так любил великий писатель.

Также есть незаурядный музей Булгакова в Киеве. Квартира изрыта тайными ходами и лазами. Например, из шкафа вы можете попасть в тайную комнату, где находится что-то вроде кабинета. Там же можно посмотреть множество экспонатов, говорящих о детстве писателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Родился в городе Киеве 3 мая 1891 года в семье доцента (с 1902 года - профессора) Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) (1869-1922) на Воздвиженской улице, 28. В семье было семеро детей: Михаил (1891-1940), Вера (1892-1972), Надежда (1893-1971), Варвара (1895-1954), Николай (1898-1966), Иван (1900-1969) и Елена (1902-1954).

В 1909 году Михаил Булгаков закончил Первую киевскую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года - получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

В 1913 году М. Булгаков вступил в свой первый брак - с Татьяной Лаппа (1892-1982). Их денежные трудности начались уже в день свадьбы. По воспоминаниям Татьяны, это ощущается явственно: «Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже - я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье - пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о. Александр. …Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой после церкви ехали в карете. На обеде гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего - нарциссов…» Отец Татьяны ей в месяц присылал 50 рублей, по тем временам достойная сумма. Но деньги в их кошельке быстро растворялись, так как Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг. «Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит - ни колец, ни цепи моей. "Ну, значит, всё в ломбарде!"»

После начала Первой мировой войны Михаил Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне. Затем был направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме.

С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как врач-венеролог. В это время Михаил Булгаков перестаёт употреблять морфий.

Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, Михаил Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. Булгаков был мобилизован в Красную армию в качестве военного врача; 14-16 октября в ходе уличных боёв перешёл на сторону Вооруженных сил Юга России и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.

В том же году успел поработать врачом Красного креста, а затем - в Вооружённых Силах Юга России. В составе 3-го Терского казачьего полка воевал на Северном Кавказе. Активно печатался в газетах (статья «Грядущие перспективы»). Во время отступления Добровольческой армии в начале 1920 года заболел тифом и из-за этого не смог уйти в Грузию, оставшись во Владикавказе.

В конце сентября 1921 года Михаил Булгаков переехал в Москву и начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение», «Красный журнал для всех»). В это же время он опубликовал отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке» было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов Михаила Булгакова .

В 1923 году Михаил Булгаков вступил во Всероссийский Союз писателей. В 1924 году он познакомился с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898-1987), которая в 1925 году стала его новой женой.

С октября 1926 года во МХАТе с большим успехом прошла пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена на год, но позже несколько раз продлевалась, поскольку пьеса понравилась И. Сталину , несколько раз посещавшему её представления. В своих выступлениях Иосиф Сталин то соглашался с тем, что «Дни Турбиных» - «антисоветская штука, и Булгаков не наш», то утверждал, что впечатление от «Дней Турбиных» в конечном счёте положительное для коммунистов (письмо В. Биллю-Белоцерковскому, опубликованное самим Сталиным в 1949 г.). Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова . По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и многие другие.

В конце октября 1926 года в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира».

В 1928 году Михаил Булгаков ездил с женой на Кавказ, посетил Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес. В Москве в этом году прошла премьера пьесы «Багровый остров». У М. Булгакова возник замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита». Писатель также начал работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).

В 1929 году Булгаков познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской, которая стала его третьей и последней женой в 1932 году.

К 1930 году произведения Булгакова перестали печататься, пьесы изымались из репертуара театров. Были запрещены к постановке пьесы «Бег», «Зойкина квартира», «Багровый остров», спектакль «Дни Турбиных» снят с репертуара. В 1930 году Булгаков писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом материальном положении. Тогда же он написал письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил Иосиф Сталин , который порекомендовал драматургу обратиться с просьбой зачислить его во МХАТ.

В 1930 году работал в качестве режиссёра в Центральном театре рабочей молодёжи (ТРАМ). С 1930 по 1936 год - во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова . В 1935 году Булгаков выступил на сцене МХАТ как актёр - в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу. Опыт работы во МХАТ отразился в произведении Михаила Булгакова «Театральный роман» («Записки покойника»), где выведены многие сотрудники театра под изменёнными именами.

В январе 1932 года И. Сталин (формально - А. Енукидзе) вновь разрешил постановку «Дней Турбиных», и до войны она больше не запрещалась. Однако ни на один театр, кроме МХАТ, это разрешение не распространялось.

Спектакль «Кабала святош» увидел свет в 1936 году, после почти пяти лет репетиций. После семи представлений постановка была запрещена, а в «Правде» была помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. После статьи в «Правде», Булгаков ушёл из МХАТа и стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году Михаил Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I». Дружил с Исааком Дунаевским.

В 1939 году М. Булгаков работал над либретто «Рашель», а также над пьесой об И. Сталине («Батум»). Пьеса уже готовилась к постановке, а Булгаков с женой и коллегами выехал в Грузию для работы над спектаклем, когда пришла телеграмма об отмене спектакля: Сталин счёл неуместной постановку пьесы о себе. С этого момента (по воспоминаниям Е. С. Булгаковой, В. Виленкина и др.) здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у него гипертонический нефросклероз. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова . 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С. Д. Меркуров снял с лица Михаила Булгакова посмертную маску.

Творчество

Повести и романы

1922 - «Похождения Чичикова»
1922 - «Белая гвардия» (1922-1924)
1923 - «Дьяволиада»
1923 - «Записки на манжетах»
1923 - «Багровый остров»
1924 - «Роковые яйца»
1925 - «Собачье сердце» (в СССР опубликована в 1987 году)
1928 - «Великий канцлер. Князь тьмы» (часть чернового варианта романа «Мастер и Маргарита», 1928-1929)
1928 - «Копыто инженера» (1928-1929)
1929 - «Тайному другу» (в СССР опубликована в 1987 году)
1929 - «Мастер и Маргарита» (1929-1940, в СССР опубликован в 1966-1967 годах, полностью в 1973 году)
1933 - «Жизнь господина де Мольера» (в СССР опубликован в 1962 году)
1936 - «Театральный роман» («Записки покойника») (неоконченный роман (1936-1937), в СССР опубликован в 1965 году)

Пьесы, сценарии

1925 - «Зойкина квартира»
1925 - «Дни Турбиных»
1926 - «Бег» (1926-1928)
1927 - «Багровый остров» (в СССР опубликована в 1968 году)
1929 - «Кабала святош»
1931 - «Адам и Ева»
1932 - «Полоумный Журден» (в СССР опубликована в 1965 году)
1934 - «Блаженство (сон инженера Рейна)» (в СССР опубликована в 1966 году)
1934 - «Ревизор»
1935 - «Последние дни (Александр Пушкин)» (в СССР опубликована в 1955 году)
1935 - «Необычайное происшествие, или Ревизор»
1936 - «Иван Васильевич»
1936 - «Минин и Пожарский» (в СССР опубликовано в 1980 году)
1936 - «Чёрное море» (в СССР опубликовано в 1988 году)
1937 - «Рашель» (либретто оперы по мотивам рассказа «Мадмуазель Фифи» Ги де Мопассана, 1937-1939, в СССР опубликовано в 1988 году)
1939 - «Батум» (пьеса о юности И. В. Сталина, первоначальное название «Пастырь», 1939, в СССР опубликована в 1988 году)
1939 - «Дон Кихот»

Рассказы

1922 - «№13. - Дом Эльпит-Рабкоммуна»
1922 - «Арифметика»
1922 - «В ночь на 3-е число»
1922 - «В театре Зимина»
1922 - «Как он сошёл с ума»
1922 - «Каэнпе и капе»
1922 - «Красная корона»
1922 - «Налёт. В волшебном фонаре»
1922 - «Необыкновенные приключения доктора»
1922 - «Ноября 7-го дня»
1922 - «Остерегайтесь подделок!»
1922 - «Птицы в мансарде»
1922 - «Рабочий город-сад»
1922 - «Советская инквизиция»
1923 - «Китайская история. 6 картин вместо рассказа»
1924 - «Воспоминание...»
1924 - «Ханский огонь»
1925 - «Полотенце с петухом»
1925 - «Крещение поворотом»
1925 - «Стальное горло»
1925 - «Вьюга»
1925 - «Тьма египетская»
1925 - «Пропавший глаз»
1925 - «Звёздная сыпь»
1925 - «Богема»
1925 - «Праздник с сифилисом»
1926 - «Бубновая история»
1926 - «Я убил»
1926 - «Морфий»
1926 - «Трактат о жилище»
1926 - «Псалом»
1926 - «Четыре портрета»
1926 - «Самогонное озеро»