Понятия «драма», «драматургия», «драматургическое произведение. Кто такой драматург Что такое драматургия определение

– Чем занимается драматург?
– Драматург пишет пьесы, а также участвует в создании театральных проектов вместе с режиссером. Иногда к их тандему подключаются художник, композитор и хореограф.

– Кто главнее: драматург или режиссер?
– В России театр «режиссероцентричный». Хозяин спектакля, человек, на которого идут, - это режиссер. Такая же ситуация складывается и во многих других странах, например Германии. А вот в США, Великобритании, Дании театр принадлежит драматургу. Он там ключевая фигура, и люди приходят именно на новую историю от понравившегося им автора.
Куда большим, нежели драматург, влиянием на происходящее обладает сценарист в сериале или коммерческом кино. Нередко этот же человек является и владельцем идеи, и креативным продюсером, поэтому к его мнению прислушиваются.

– Чем драматург отличается от сценариста?
– Сценарист пишет сценарии для видеопродукции - фильмов, телевизионных сериалов. Драматург же сочиняет для театра. Но в целом эти профессии во многом пересекаются, поэтому многие специалисты работают и в театре, и на телевидении.

– Как проходит ваш рабочий день?
– У меня нет какого-то типичного рабочего дня - все они разные. Я занимаюсь творческой и организационной работой, пишу дома, преподаю, участвую в различных встречах и переговорах, участвую в мероприятиях или провожу их. А когда мы готовим фестиваль молодой драматургии «Любимовка», я еще и занимаюсь сайтом, публикую различные материалы и анонсы. У меня нестабильный график и нет какого-то фиксированного рабочего времени.

– Вы посещаете спектакли по вашим пьесам?
– Конечно, я бываю на репетициях и на премьерных показах, но приходить потом каждый раз на представление в зал вместе с другими зрителями мне не хочется. Почему-то я каждый раз начинаю нервничать. Я волнуюсь, словно я сам это все поставил, и сам все играю, не помню текста, и при этом смотрю на это из зрительного зала. С кинематографом проще: ленту один раз отсняли, и это осталось в прошлом.
Впрочем, иногда режиссер может попросить меня посмотреть спектакль, чтобы понять, не нужно ли в нем что-то изменить. Может оказаться, что какая-то часть со временем перестала быть интересной, и ее нужно обновить.

– Как вы стали драматургом?
– Я учился в на факультете менеджмента. И параллельно с этим я интересовался театром, литературой, кино, читал различные пьесы и сценарии, изучал теорию драматургии. Постепенно я все больше углублялся в театр. Принял участие в фестивале «Любимовка» в качестве автора, познакомился с драматургами, сценаристами, режиссерами. Они начали давать мне заказы: я писал диалоги для сериалов, сюжеты, скетчи, участвовал в новых театральных проектах. И вскоре полностью перешел в эту сферу.

– Какое высшее образование лучше получить, чтобы стать драматургом или сценаристом?
– У нас не так много школ, которые преподают именно театральную драматургию. Есть в Екатеринбурге. Хорошие преподаватели также есть в , в Creative Writing School , а также в в Москве.
Но мне кажется, драматург или сценарист - это не та профессия, на которую стоит идти учиться сразу после школы. Она требует от человека жизненного опыта, многолетнего наблюдения за собой, за изменениями в себе, обдумывания этих наблюдений. Поэтому я бы порекомендовал школьникам выбирать в качестве первого высшего какое-нибудь фундаментальное образование - математику, физику, биологию, медицину. Развитое системное мышление очень полезно в творческой работе.

– Как начинающему драматургу стать востребованным?
– Нужно вращаться в театральной среде, участвовать в конкурсах и фестивалях и хорошо зарекомендовать себя. Театр - коллективное творчество. Драматургу недостаточно написать хорошую вещь - нужно, чтобы люди знали, что он адекватный человек и с ним можно работать. Есть драматурги, которые пишут гениальные пьесы, но с ними трудно общаться. Они отказываются исправлять свое произведение, могут пропустить сроки. Многие режиссеры предпочтут менее «звездного», но более коммуникабельного автора, способного работать в команде. Поэтому, общаясь с работниками театров, молодой драматург как раз способен завоевать доверие, продемонстрировать, что он работоспособный и порядочный. И тогда к нему будут обращаться.

– Сколько может зарабатывать драматург?
– Зарабатывать драматургией трудно. Скорее всего, понадобится работать параллельно - преподавать, писать сценарии или статьи. Конечно, есть популярные и востребованные драматурги. Но их немного, и нельзя однозначно сказать, какой карьерный путь надо избрать, чтобы стать одним из них.

– Будут ли драматурги и сценаристы востребованы в ближайшем будущем?
– Думаю, да. Конечно, со временем театр в том виде, в котором мы его знаем, может исчезнуть, но это лишь означает, что он будет существовать в каком-то другом виде. И профессия все равно останется, ведь законы композиции, человеческие психология и восприятие неизменны, меняются лишь форматы. Например, сейчас происходит «бум» квестов в реальности (игр для команды из нескольких человек в специально подготовленных помещениях - прим. сайта ). В какой-то степени их тоже можно назвать формой театра, которому нужен свой драматург. Сценаристы нужны для создания компьютерных игр. А со временем наверняка появятся новые направления деятельности, где нужно будет создавать некую композицию, придумывать сюжет, конфликты, ценности, различные ситуации.

– Существуют ли какие-либо мероприятия, на которых старшеклассник может попробовать себя в роли драматурга или сценариста?
– Существует технология «класс-акт» или «классная драма», пришедшая к нам из Шотландии. Это образовательно-социальный проект, в рамках которого подростки под эгидой профессиональных драматургов, разбившись на маленькие группы, пишут пьесы. Потом эти пьесы ставят настоящие актеры и режиссеры. «Класс-акт» позволяет попробовать свои творческие силы, познакомиться с устройством театра, узнать, как сделать так, чтобы то, что интересно автору, стало интересно и другим людям, и заразиться интересом к драматургии. Подобные мероприятия периодически проводятся во многих городах России.

– Что вы могли бы посоветовать почитать или посмотреть старшеклассникам, которые хотят больше узнать о работе драматурга?
– Есть много книг, прочитать которые таким старшеклассникам будет полезно и интересно. Рекомендую Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой» (иногда его переводят как «Герой с тысячью лиц»), Александра Митта «Кино между раем и адом», Леонида Нехорошева «Драматургия фильма», «Сценарий» Сида Филда, «История на миллион долларов» Роберта Макки, Снайдера Блейка «Спасите кошку. Путеводитель для сценариста», «Восемь персонажей комедии» Скотта Сэдита, Джона Труби «22 шага к лучшей истории», «Искусство драматургии» Лайоша Эгри. Стоит познакомиться с книгами российского писателя, драматурга и сценариста Александра Молчанова - «Букварем сценариста» и другими.
Смотреть я рекомендую абсолютно разные вещи: и классику, и современный театр, и экспериментальный, и фильмы в разных жанрах. Это позволит найти что-то для себя и как для зрителя, и для человека, который хочет в этом участвовать.

Театр – это очень древнее искусство. Многие страны имеют богатую историю постановки спектаклей, оперы, мюзиклов и прочих типов сценических представлений. Драматург пишет текст спектакля и описывает действия актеров на сцене. В некоторых случаях, драматург придумывает сценарий, самостоятельно проводит репетиции, а затем ищет театр, который согласится включить его спектакль в свой репертуар. Иногда драматурги нанимаются на работу для написания пьесы на какую-то определенную тему, и нанявшее их лицо может предъявлять к их работе определенные требования, например, заложить в основу пьесы какое-нибудь народное придание. Бывает, что драматурги работают над инсценировкой какого-нибудь литературного произведения, а затем его сюжет играется актерами на сцене.

Написание пьес – это очень тяжелое занятие. В виду того, что пьесы играются на сцене, драматургам необходимо думать о том, как написанное ими будет звучать со сцены. Также, как и в поэзии, написание пьесы - это гораздо больше чем просто изложение текста на бумаге. Особую сложность для драматурга представляет написание пьесы, в основу которой заложено какое-нибудь историческое событие, или которая затрагивает чужую культуру. Здесь, учитывая правила поведения в обществе и мораль той страны, и того времени, которые затрагиваются в пьесе, драматургу потребуется приложить все усилия чтобы понять, как актеры должны вести себя на сцене, чтобы ни в коем случае не обидеть представителей этой страны и её культуры.

В некоторых случаях, для создания завершенной пьесы, драматург работает в паре с другими профессиональными работниками театра. Например, в опере, за написание музыки и слов отвечают два разных человека, композитор и либреттист. Либреттист – это узкоспециализированный тип драматурга. Также, над произведениями, включающими в себя танцы, драматург может работать в паре с хореографом, а для консультаций в части творческого подхода с редактором литературной части.

В одних случаях работа драматурга заканчивается с написанием текста, в других, драматурги также являются и директорами, и даже актерами, участвующими в постановке своих же пьес. Уильям Шекспир (William Shakespeare) – замечательный пример драматурга, который был задействован во всем процессе постановки своих пьес. Шекспир представляет собой как бы отражение организации театральной деятельности того времени.

Драматург театра, кино и телевидения создаёт литературную основу будущих постановок. В кинематографе и на ТВ его называют также сценаристом. Только из хорошего сценария может получиться хорошее кино. И только лучшие пьесы надолго переживают своих творцов.

От греч. dráma— действие.

Кино начинается со сценария.

Сценарий - это фундамент, на котором режиссёр возводит здание фильма.
Драматург фильма (он же сценарист или кинодраматург) конструирует события, строит образы, характеры.
Говорят, что профессор ВГИКа Валентин Константинович Туркин (преподавал в 50-е годы прошлого века) свою первую лекцию перед первокурсниками начинал словами: «Сценарий не столько пишется, сколько ваяется и строится».
Теоретики театра и кино говорят, что есть 36 драматических ситуаций, вокруг которых можно выстроить сюжет. Но штампы и банальное мышление - это враги драматурга.
Драматическую ситуацию необходимо показать через какую-то интересную историю, в которой есть свежий взгляд, новые приёмы, неожиданные повороты.
Как заметил кинодраматург Одельша Александрович Агишев, в 2008 году из 120 выпущенных картин на экран вышли единицы. И дело не только в алчности прокатчиков, а ещё и в том, что сами истории часто неинтересны и вторичны. В них есть подражание уже испробованным образцам (обычно американским) и нет новизны.
Надо сказать, что сценарии не всегда пишутся по оригинальному сюжету.
За основу для сценария можно взять книгу или театральную пьесу, адаптировав их для экранизации. Но и в этом случае у сценариста есть широкое поле для творчества.
Например, знаменитые фильмы о Шерлоке Холмсе, режиссёр Игорь Масленников решился снимать, прочитав сценарий Юлия Дунского, Валерия Фрида. Режиссёр признался в одном интервью, что никогда не был поклонником рассказов Конан Дойля о сыщике. Но прочтя сценарий, он увидел, что в нём не только главный герой, но и доктор Ватсон вдруг обрёл черты живого человека. Сценаристы иронично и точно выписали взаимоотношения двух джентльменов, т.е. сделали то, чего до них никто не делал, хотя фильмов о сыщике было снято великое множество.

Недопустимость банальности - в этом, видимо, состоит самая большая сложность профессии. Другая сложность - в том, что отдав свой сценарий режиссёру, сценарист уже не может существенно повлиять на конечный результат. Получив сценарий, режиссёр преобразовывает его в свой (режиссёрский) сценарий, продумывая каждую сцену, каждый кадр. Сценаристу всегда неприятно, если видение режиссёра не совпадает с его видением.
И всё же, если сценарий удался, у фильма есть шанс полюбиться зрителям.
Иногда сценарист и режиссёр работают над сценарием вместе.

Телевидение
Телевидение, как и кино, нуждаются в талантливых сценаристах (теледраматургах).
Потому что сценарий лежит в основе любого телесериала и любой телепрограммы.
Исключение составляют новостные программы, в которых, как говорят сами телевизионщики, в роли сценариста выступает сама жизнь.

Работа над всеми остальными программами начинается с проработки сценария.
Сценарист сериала (часто совместно с продюсером и режиссёром) находит идею сценария, затем разрабатывает сюжет, завязку, главных героев и персонажей второго плана, их привычки, характеры, стараясь сделать их такими, чтобы зрители сопереживали всему, что происходит на экране, могли примерить выдуманную историю на свою жизнь.

Работая над другими передачами, например, над ток-шоу, сценарист также намечает тему, определяет, в какой последовательности будут появляться герои в студии, о чем будут вопросы и т.д.

Театр
Театральный драматург пишет драматические произведения (пьесы) для театральных постановок.
В работе театрального драматурга существуют те же проблемы, что и в работе сценариста. Но есть одно важное отличие: если пьеса хорошая, спектакли по ней могут ставиться бесконечно, во многих театрах одновременно. Всем известный пример - бессмертная комедия «Горе от ума» Грибоедова.
Театральная пьеса, как и сам театр, - живой организм. И каждое представление, даже в одном и том же театре, отличается от других: всегда есть что-то новое в актёрской игре, какой-то новый акцент может внести режиссёр, а иногда и сам драматург.

Профессия драматург предполагает некоторый жизненный опыт, который оказывается лучшим источником идей и коллизий для будущих произведений. Несомненно, нужен широкий кругозор, интерес к окружающему миру.
Чтобы преобразовать своё знание жизни в сценарий или пьесу, нужны литературные способности, богатое воображение, любовь к сочинительству, способность к долгой сосредоточенной работе.

Студенты, решившие посвятить себя изучению филологии, имеют прекрасную возможность получить глубокие знания по многим предметам. Будущими филологами изу...

Материал из Юнциклопедии


Драматургия, драма (греческое δράμα - действие) - наряду с эпосом и лирикой один из трех родов художественной литературы. Включает произведения, предназначенные для сценического воплощения и относящиеся к различным жанрам (трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль, фарс).

Трагедия «Отелло» У. Шекспира в Национальном театре Великобритании в Лондоне. Отелло - Л. Оливье, Яго - Ф. Финлей.

Сцена из комедии «Женитьба Фигаро» П. Бомарше с участием А. А. Миронова и А. Е. Ширвиндта. Московский театр Сатиры.

Сцена из спектакля «Степан Разин» по одноименному произведению В. М. Шукшина. Театр имени Евг. Вахтангова. В роли Степана Разина М. А. Ульянов.

Мелодрама. С картины французского художника XIX в. О. Домье.

Кадр из фильма «Ах, водевиль, водевиль!» с участием М. И. Пуговкина. 1983 г.

Буквальный перевод с греческого слова трагедия означает «песнь козлов». Дело в том, что в древнегреческих обрядах-праздниках, где зародилась трагедия, участвовали ряженые в козлиных шкурах и масках, изображавшие сатиров - спутников бога Диониса и распевавшие оды в его честь.

Формирование жанра происходило постепенно. Простое общение запевал дифирамбов (од, хвалебных песен) и хора, в процессе которого слушателям сообщались истории из жизни богов и героев, с течением времени перерастало в особый тип художественного произведения. В нем все большее место отводилось непосредственному изображению персонажей трагических событий, а действие начинало преобладать над рассказом. Наивысшего расцвета античная трагедия достигла в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида (см. Античный театр).

Английские драматурги, эпохи Возрождения (см. Театр эпохи Возрождения , Английский театр , У. Шекспир) изменили структуру трагедии, отбросили считавшееся у древних обязательным единство действия, соединили в пьесе комическое и трагическое. Трагедии Шекспира отличаются необыкновенной свободой построения, огромной смысловой емкостью: они словно вобрали в себя весь спектр социальных и философских воззрений эпохи, отразили остроту и сложность фундаментальных общественных конфликтов.

Однако уже в XVII в., с утверждением классицизма в искусстве, трагедия оказалась одним из наиболее регламентированных драматургических жанров, подчинявшимся строгим правилам - единства действия, места и времени, размежевания трагического и комического. Но и в это время создавались замечательные произведения. Так, в творчестве французских драматургов П. Корнеля и Ж. Расина трагедия обрела подлинную глубину и поэтическую силу (см. Французский театр). В дальнейшем жанр трагедии стремился изжить классицистские ограничения.

В XIX в. драматурги стали уделять больше внимания драме, более приспособленной (в отличие от трагедии) для изображения реальных жизненных коллизий, насущных проблем и обычных человеческих судеб.

В современном театре в своем чистом виде трагедия встречается редко, хотя существует тенденция к её возрождению. Это можно объяснить историческим опытом XX в. с его социальным динамизмом, остротой классовых столкновений, опустошительными войнами и угрозой ядерной катастрофы.

В трагедии обычно изображаются наиболее глубокие противоречия между человеком и обществом. Трагический герой вступает в неразрешимый конфликт с миром, действительностью, с самим собой. Борьба, которую ведет герой, нередко приводит к его гибели. Но она не исчерпывает конфликта, а лишь обнажает его масштабность. Судьба героя вызывает у зрителей, по словам Аристотеля, «страх и сострадание», заставляет пройти через трагическое переживание, пробуждающее к жизни их интеллектуальные и нравственные силы. С такой природой трагедии связана особенность её воздействия на зрителей, которую Аристотель определил термином «катарсис» («очищение»). Вокруг этого понятия и сегодня еще ведутся теоретические споры. Одни исследователи трактуют природу катарсиса как чисто нравственную, другие видят в нем реакцию психофизиологическую.

Принципы классификации комедии многообразны. В зависимости от структуры различают комедии характеров и комедии положений. По типу сюжетов и характеру их обработки комедии могут быть бытовыми, лирическими, сатирическими, комедиями нравов. Бывают героические комедии, трагикомедии (когда комедийный конфликт приобретает черты глубокого драматизма). Комическое проявляется в произведениях этого жанра разными своими гранями и оттенками: от легкой иронии, насмешки до бичующей сатиры, от мягкого юмора до горького сарказма. Однако чаще всего в пьесах возникает сложный сплав как структурных, так и чисто стилистических элементов. Это особенно характерно для современного театра.

Драма (в узком смысле) - жанр драматургии, занимающий промежуточное место между комедией и трагедией. В XVIII в. французский писатель и философ эпохи Просвещения Д. Дидро в своих работах ввел драму в круг драматургической литературы как самостоятельный жанр, в котором изображается мир реального человека с его проблемами и психологией, отношениями с окружающей действительностью. С течением времени драма становится одним из ведущих театральных жанров. С ней связано творчество Г. Э. Лессинга, Ф. Шиллера в Германии; во Франции В. Гюго создает тип романтической драмы, оказавшей серьезное влияние на развитие мирового театра.

Интерес к драме возрастает с возникновением режиссерского искусства. Формируются принципиально новые драматургические конструкции, типы "конфликта, способы построения сюжета, обрисовки человеческих характеров. Таковы драмы Г. Ибсена , Г. Гауптмана, А. Стриндберга, напряженно конфликтные пьесы А. М. Горького . А. П. Чехов в своих драмах осуществил принципиальные преобразования самих основ театрального мышления. Становясь все более многоликим, жанр драмы способствует сближению сценического искусства с поисками, ведущимися в области поэзии, прозы, публицистики. В наши дни драма отличается серьезным содержанием, отражает различные аспекты жизни человека и общества, исследует человеческую психологию, затрагивает важнейшие современные проблемы.

Мелодрама - пьеса с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, морально-поучительной тенденцией. Возникла в конце XVIII в. во Франции, в России - в 20‑х гг. XIX в. (пьесы Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого и др.). Отдельные элементы мелодрамы встречаются в творчестве некоторых советских драматургов - А. Н. Арбузова, А. Д. Салынского и других.

Водевиль - один из видов комедии положений с песнями-куплетами и танцами. Возник во Франции; классики французского водевиля - Э. Скриб, Э. Лабиш. Лучшим произведениям этого вида присущи задорное веселье, злободневное отображение действительности. В России известны водевили Н. И. Хмельницкого, А. С. Грибоедова, А. А. Шаховского, А. И. Писарева, Н. А. Некрасова… Одноактные пьесы А. П. Чехова продолжили традицию водевиля (при этом он не использовал куплетов). На сцене советских театров шли водевили современных писателей - В. П. Катаева, В. В. Шкваркина и других.

Фарс - комедия-водевиль XIX–XX вв. легкого содержания с чисто внешними комическими приемами.