Палаццо Питти во Флоренции: история, интересные факты, расположение, фото. Дворец Питти во Флоренции: история, музеи, билеты


Рубрика: Флоренция

Дворцы-особняки в итальянских городах в XV-XVIII веках назывались палаццо. Такие строения весьма типичны для всего периода итальянского Возрождения, однако особенно популярны они были во Флоренции. «Палаццо» происходит от латинского «palatium» (дворец), перекликаясь в свою очередь с названием одного из семи римских холмов – Палатинского – где возводились дворцы для императоров.

Для классических палаццо характерны несколько этажей (обычно три, иногда два и даже четыре), примыкающий к дворцу уютный двор и выходивший на улицу величественный фасад. Такие особняки есть в Риме, Венеции, Генуе. Особенно же славилась ими, как было сказано, Флоренция. Сегодня хотим познакомить вас с одним таким флорентийским дворцом-особняком и самым большим в городе – Палаццо Питти (итал. Palazzo Pitti).

История, окутанная ореолом тайны

Прошлое Палаццо Питти содержит немало интересных фактов и свидетельств. Многие из них доказаны и не нуждаются в дополнительном подтверждении. Другие, наоборот, по сей день остаются предметом спора. Исследователи пытаются окончательно разобраться в интригующем прошлом этого дворца, которое окутано ореолом тайны. Мы же со своей стороны поведаем читателям о том, что уже известно.

Жил в XV веке банкир Лука Питти. По одним источникам он был другом известного флорентийского политика Козимо Медичи Старого (он же купец и банкир, и владелец крупнейшего в Европе состояния). По другим – Лука Питти соперничал с покровительствовавшим ему Козимо Медичи. Что из этого правда сказать трудно, но именно Питти распорядился построить огромный дворец, которому надлежало превзойти дворец Медичи по всем параметрам. Окна нового палаццо банкир желал видеть большими, чем вход в резиденцию Козимо, а двор предлагалось сделать размерами с весь дворец Медичи. При строительстве все пожелания банкира были учтены. Работы по возведению дворца стартовали в 1458 году. Завершились они в 1487 году.

В строительстве использовался труд городских изгнанников и находящихся в розыске нарушителей закона – так утверждал Николло Макиавелли, современник хозяина палаццо. Поэтому желанным гостем здесь мог быть даже отъявленный преступник, если он мог принести пользу строительству. Во-вторых, в 1464 году у Луки Питти вследствие кончины Козимо Медичи возникли денежные затруднения, и строительные работы пришлось заморозить. Сам инициатор грандиозного проекта так и не дождался завершения строительства: в 1472 году банкир умер.

Кто был автором проекта Палаццо Питти точно неизвестно. Возможно, им являлся архитектор Филиппо Брунеллески. С этой версией в целом соглашался историк Джорджо Вазари (1511-1574), полагая, что ему помогал ученик Лука Франчелли. Современные историки придерживаются мнения, что автор проекта – Франчелли, а Брунеллески тут якобы ни при чем. Чем обосновывают такую точку зрения? Тем, что ученик имел свой стиль, явственно отличавшийся от стиля учителя. И второе: считается, что Брунеллески никак не могло принадлежать авторство проекта, поскольку он ушел из жизни задолго до начала работ.

Каменный фасад особняка был отделан рустами. Это говорит о том, что автор проекта – кто бы им ни был – решился на невероятное, то есть вопреки модным тенденциям своего времени. В результате Палаццо Питти обрел строгий и даже сурово-угрюмый вид. Дворец действительно впечатлял своими масштабами, однако до размахов резиденций Медичи все же не дотягивал.

В 1549 году владелицей дворца стала супруга Козимо I Медичи, Великого герцога Тосканы. Герцогиня Элеонора Толедская приобрела его у Бонаккосро Питти, потомка банкира Луки. Правящая чета, переезжая в новую резиденцию, распорядилась расширить здание за счет пристройки (работами руководил Амманнати). Ее возвели с тыльной стороны. В результате площадь палаццо увеличилась в два с лишним раза. Герцог, неравнодушный ко всему величественному и масштабному, остался доволен. Также появился новый надземный коридор, соединивший Палаццо Питти с резиденцией правительства – Палаццо Веккьо. Коридор позволил герцогу и членам его семьи перемещаться из одного дворца в другой в условиях большей безопасности.

Козимо поначалу размещал во дворце официальных лиц, сохраняя в качестве главной своей резиденции Палаццо Веккьо. В период же правления Фердинанда I (сына герцогини Элеоноры) в Палаццо Питти на постоянной основе стала находиться коллекция произведений искусства августейшего семейства. Впоследствии особняк стал главной резиденцией семейства Медичи и сохранял свой статус до 1737 года. То есть до кончины Джана Гастоне Медичи – последнего представителя рода по мужской линии. Затем дворцом некоторое время владела Анна-Мария, его сестра. Когда и она умерла, то Палаццо Питти стал собственностью следующей династии Великих герцогов Тосканских в лице священного римского императора Франца I Стефана, представлявшего Лотарингский дом (Австрия).

Знаменитым Палаццо Питти пользовался даже Наполеон Бонапарт – правда, недолго – во время своей итальянской кампании. И город Тоскана, и дворец, соответственно, тоже в 1860 году перешли от Лотарингской династии в собственность итальянской монаршей фамилии – Савойской династии.

Архитектурные особенности дворца

Внешний облик особняка являет собой воплощение амбиций его первого владельца, банкира Луки. Один только рустованный каменный фасад чего стоит: подобная облицовка олицетворяет стремление к самовозвеличению и желание властвовать. Из элементов украшения имеются только головы львов с коронами, находящиеся под окнами нижнего этажа. Между тем рустика, то есть облицовка, весь фасад покрывающая большими каменными блоками, впервые была использована Козимо Медичи Старшим при возведении своей личной резиденции (ныне дворец Медичи-Риккарди). Банкир ни в коей мере не хотел отставать от своего покровителя и соперника, вот и пошел в строительстве собственного дворца по тому же пути.

Современный Палаццо Питти (с учетом вышеупомянутой пристройки времен герцога и герцогини Тосканских) представляет собой один из величественных дворцов Флоренции с фасадом. Расположен особняк на покатой площади с тем же названием – Питти. Он простирается в длину на 205 метров, а в высоту на 38 метров. В его архитектуре представлены полукруглые арки и явственно выделяющиеся пилястры. Благодаря им дворец можно четко подразделить на две части: основную и выходящую во внутренний двор. За особняком находятся сады Боболи, получившие широкое признание как один из лучших парковых ансамблей не только Флоренции, но и всего итальянского Ренессанса. Сады расположились на склонах одноименного холма и были разбиты по указанию герцогини Элеоноры Толедской.

…Но вернемся к нашему палаццо. Даже самых искушенных туристов и ценителей прекрасного весьма впечатлит его внутренний интерьер, который без преувеличения можно назвать роскошным. Здесь можно увидеть завораживающей красоты фрески, лепнину белого и золотистого цветов, а также шелковые обои и уникальные гобелены. Не говоря уже о подлинных образцах бесценной с исторической точки зрения мебели.

Крупный музейный комплекс Флоренции

Палаццо Питти сегодня – это одна из самых прославленных флорентийских достопримечательностей. Представляет собой крупный музейный комплекс. И в рамках нашей статьи мы совершим сейчас небольшую виртуальную экскурсию по его галереям и залам.

Палатинская галерея. Ее помещения отличает роскошный интерьер в барочном стиле. Они словно изначально были созданы для того, чтобы размещать бесценные произведения искусства. Здесь находятся так называемые мифологические залы, названные в честь античных богов – Марса и Аполлона, Юпитера, Венеры и Сатурна. Расписывал их Пьетро да Кортон. Уникальное собрание картин начало пополняться еще со времен династии Медичи. Герцоги Лотарингские со своей стороны дополнили коллекцию, предпочитая размещать произведения живописи в залах на свое усмотрение и в декоративных целях. Однако спустя такое количество лет их месторасположение осталось прежним.

Флорентинцы могут гордиться, что именно их Палаццо Питти располагает такой обширной коллекцией картин Рафаэля: их собрано одиннадцать. В Палатинской галерее можно также увидеть известные работы Тициана и произведения венецианских художников Джорджоне и Тинторетто. Будет что посмотреть и поклонникам Рубенса и Караваджо, Ван Дейка и Мурильо. Представлены в залах галереи и флорентийские маньеристы Понтормо, Фьорентино, Бартоломео, дель Сарто, Бронзино.

Музей серебра. Кроме изделий из названного драгметалла в этом музее собрана бесценная коллекция золотых украшений, драгоценных камней, изделий из слоновой кости. Представлена восхитительная коллекция ваз, собранная еще главой Флорентийской республики эпохи Возрождения Лоренцо Великолепным. Чего тут только нет: древнеримские, венецианские и византийские амфоры и вазы, а также вазы империи Сасанидов. Многообразие представленных в собрании образцов просто потрясает воображение. Музей серебра – настоящая сокровищница, будто воплотившаяся из сказки.

Изделия мастеров золота, которым попросту нет цены, рассредоточены по многим музейным залам. Причем не все они итальянского происхождения, есть образцы и из других стран. В числе известных экспонатов можно назвать выполненную в миниатюре площадь Синьории (есть такая во Флоренции, находится перед Палаццо Веккьо). Уменьшенная копия площади украшена золотом и инкрустирована драгоценными камнями.

Галерея современного искусства. Хотите поближе познакомиться с работами итальянских художников XIX столетия? Тогда вам сюда. Здесь, в частности, выставлены картины группы художников из Флоренции, объединенных названием «Маккьяйоли» («maccia» переводится с итальянского как «пятно»). Названные мастера кисти отличались свободной манерой живописи посредством ярких цветовых пятен. Они же оказали заметное влияние на развитие итальянской живописи того периода.

  • В период Рисорджименто – национально-освободительного движения в Италии – Флоренция на некоторое время была столицей государства. Тогдашний король Виктор Эммануил II избрал Палаццо Питти в качестве своей резиденции и жил в нем до 1871 года.
  • В 1919 году дворец был объявлен итальянскими властями во главе с монархом Виктором Эммануилом III собственностью государства. C того времени там начали хранить бесценные произведения искусства, которые приобрело государство.
  • Кроме Палатинской галереи, Музея серебра и Галереи современного искусства в Палаццо Питти также находятся Музей костюма, Музей фарфора, Музей карет.
  • Первоначальный вид Палаццо Питти (до расширения и появления садов Боболи) запечатлен в люнете 1599 года кисти Джусто Утенса.
  • В 2005 году в особняке случайно обнаружены ванные комнаты периода XVIII столетия, к которым подведены соответствующие коммуникации. И ванные, и тогдашний водопровод почти не отличаются от современных образцов.
  • Люксембургский дворец в Париже начали строить в 1615 году и завершили спустя шестнадцать лет. Его построили для Марии Медичи. По задумке Ее Величества, это сооружение должно было напоминать ей о дворце Питти, находившимся на родине вдовствующей королевы, во Флоренции.

Адрес Палаццо Питти: Piazza de" Pitti, 1, Флоренция, Италия.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Если перебраться от площади Синьории по Понте Веккьо на южный берег Арно, после чего совершить небольшую прогулку по виа Гвиччардини, дорога приведет к палаццо Питти, бывшей резиденции герцогов Тосканских, Лотарингских и даже короля Италии. Но, сменив за всю историю своего существования нескольких хозяев, этот дворец смог наконец-то исполнить свое предназначение – стать из символа аристократической мощи национальным достоянием.

BlogoItaliano уже упоминал о палаццо Питти в статье . Но его примечательная история, конечно же, заслуживает более подробного рассказа.

История палаццо Питти: вопрос времени

Когда на исходе 1428 г. Джованни ди Биччи де Медичи почувствовал скорое приближение смерти, он призвал своего наследника, Козимо, вошедшего в историю Флоренции как Козимо Медичи Старший.

Наставления, которые дал умирающий отец сыну, сводились к одному: никогда не возносись перед народом, а уж если этого не миновать, постарайся свести представление к минимуму.

Но уже в 1430 г. Козимо, решив, что занимаемый семьей и канцелярией бывший дворец некогда разорившихся банкиров Барди стал слишком тесным, обратился к великому архитектору Брунеллески для создания нового палаццо на виа Ларга (ныне виа Кавур). Дела Медичи шли тогда особенно успешно, народ уважал и ценил представителей этой семьи, а флорентийские богачи и правители соседних городов следили за ее возвышением с затаенной злобой.

Палаццо Питти во Флоренции

Но то ли из уважения к памяти отца, то ли из понимания того, что еще слишком рано заявлять о себе в полный рост, Козимо в конце концов отказался от роскошного и величественного проекта Брунеллески, отдав предпочтение аскетичным фасадам архитектора Микелоццо. За фасадами нового жилища, правда, скрывалась невиданная по тем временам роскошь, но все внешние приличия были соблюдены.

Однако проект знаменитого архитектора не затерялся, став прообразом для дворца состоятельного купца Луки Питти. Но, в отличие от дальновидного Козимо и его наследника, Пьеро, Лука слишком поторопился, приняв в 1466 г. деятельное участие в заговоре.

Кроме того, во второй половине XV в. торговля в Европе из-за экспансии Османской империи шла с переменным успехом, многие некогда богатые семьи стали быстро разоряться. Не избежал этой участи и дом Питти. А дворец Питти простоял в запустении вплоть до 1549 г.

История палаццо Питти: из рук в руки

В 1549 г. дворцом заинтересовалась Элеонора Толедская, жена… Козимо I Медичи, герцога Тосканского, привыкшая с детства к просторным роскошным покоям. К тому же Медичи жили тогда уже в старом, но надежном с фортификационной точки зрения палаццо Веккьо. Здание дворца Питти было выкуплено, надстроено и перестроено под руководством архитектора Амманнати.

Рядом, на склоне холма, были разбиты первые в своем роде , в планировке которых приняло участие большое число именитых архитекторов, в том числе Вазари и Буонталенти.

Правда, окончательно во дворец Питти во Флоренции Медичи перебрались лишь к концу XVI в., уже при герцоге Фердинанде I. А палаццо все расширялся и обустраивался. Его размеры – 205 м в длину и 36 в высоту – и суровая облицовка рустом подчеркивали величие герцогской семьи и символизировали мощь Тосканы.

Сады Боболи стали открыты для публики в 1766 г.

Не имея уже прежнего влияния, Медичи передавали титулы и дворцы от отца к сыну до тех пор, пока их род не пресекся в 1737 г. Их преемниками стали герцоги Лотарингские, они же австрийские Габсбурги, к тому времени уже отрезавшие изрядный кусок от Апеннинского полуострова.

Во время наполеоновских войн дворец ненадолго перешел к Бурбонам, потом снова вернулся к Габсбургам, владевшим им вплоть до провозглашения в 1865 г. столицей и появления в стенах палаццо Питти короля Италии Виктора-Эммануила II. Но собственностью государства дворец стал только в 1919 г.: его подарил Италии Виктор-Эммануил III.

Палаццо Питти: коллекция и музеи

Медичи, переехав во дворец Питти во Флоренции, перевезли и богатейшее собрание полотен, скульптур, серебра и драгоценностей, ранее хранившееся в . К 1620 г. второй этаж дворца превратился в роскошную барочную галерею с залами Венеры, Марса, Аполлона, Юпитера, Сатурна. В этих залах первоначально и была размещена герцогская коллекция.

В галерее размещены полотна Рафаэля,Тициана,Боттичелли...

В коллекции были полотна Рафаэля, доставшиеся в приданое одной из будущих герцогинь, работы Чимабуэ, Фра Филиппо Липпи и его сына, а также Боттичелли и Перуджино. Связи с папским двором и торгово-военные союзы с предоставили герцогам Тосканским возможность получить полотна кисти Тициана, Тинторетто и Веронезе.

Благодаря Марии Медичи, королеве Франции, дружившей с Рубенсом, собрание пополнились и его работами. Родственные отношения с Неаполем и Испанией помогли Медичи обзавестись картинами Мурильо и Хусепе де Рибера. Немало в коллекции и работ итальянских маньеристов: Понтормо, Андреа дель Сарто, Бронзино.

Примечательно, что все картины из герцогской коллекции до сих пор занимают на стенах зеркально-золотой Палатинской галереи те же места, что были уготованы им владельцами при планировке убранства залов.

Но впервые увидеть бесценные работы великих мастеров Возрождения простые смертные смогли лишь в 1828 г. В живописные сады Боболи, украшенные двумя сотнями скульптур, фонтанами и гротами, публику стали допускать много раньше – в 1766 г.

Стены Палатинской галереи украшены полотнами мастеров Возрождения

В XVIII в. тяжелое столовое серебро почти что вышло из употребления, и на столах в богатых аристократических домах появился фарфор, секрет которого был открыт в 1709 г. Обширную коллекцию посуды из Севра (подарок Бонапарта сестре Элизе, правительнице Тосканы) и Мейсена, а также ценнейшие образцы античной керамики экспонируются в музее фарфора, располагающемся в «тайном павильоне» садов Боболи.

Нашлось место и столовому серебру, и вазам, и хрусталю, и огромному количеству драгоценностей семьи Медичи. Посетители палаццо Питти смогут увидеть их в Музее серебра, примыкающему к Палатинской галерее.

В музее карет представлены самые различные средства передвижения – от безрессорных повозок до автомобилей. В Галерее современного искусства на верхнем этаже дворца – работы художников XVIII-XX вв. Интересны и 14 залов Королевских апартаментов в правом крыле дворца, своеобразная выставка интерьеров XVI-XIX вв.

В пристроенном в XVIII в. к палаццо Питти Малом дворце Меридиана разместился музей костюмов, экспозиция которого меняется раз в два года. Всего в коллекции этого музея более 6000 различных костюмов и аксессуаров XVI-XX вв.

Драгоценности семьи Медичи размещены в Музее серебра

Билеты в Палаццо Питти

Как говорят сами итальянцы, если вы не были во Флоренции, вы не поняли Италию. Продолжая аналогию, можно сказать, что без посещения дворца Питти и садов Боболи впечатление от пребывания в городе будет неполным.

В залах музеев и в садах Боболи всегда немало посетителей. Правда, такого столпотворения, как в или , все же нет. Но только при большой доле везения можно купить билеты в Палаццо непосредственно в кассах музеев без очередей и утомительного ожидания в горячий летний сезон. Тургруппы и студенты со школьниками со всей Европы, желающие приобщиться к прекрасному, просто так на улицах Флоренции не растворяются.

Тем более что многие туристические программы предусматривают выбор: дворец Питти или галерея Уффици. А так как дворец попросторней, и изначально очереди к нему все же поменьше, выбор нередко делается в его пользу.

Несмотря на то, что Дворец открыт с 8:15 до 18:50 во все дни, кроме понедельника, 25 января, 1 января и 1 мая, допуск посетителей заканчивается уже в 17:30, что логично: в одной только Палатинской галерее насчитывается более 500 полотен, для осмотра которых потребуется не один час. По тому же билету можно пройти и в Галерею современного искусства.

Музей костюмов, Дворец Питти

Именно так: купить сразу билеты во дворец Питти и в сады Боболи, к сожалению, не получится: расчетливые флорентийцы всегда знали толк в коммерции. Впрочем, сумма, которую придется отдать за посещение всей резиденции, не столь велика, чтобы отказывать себе в удовольствии, осмотрев и галереи, и музеи, и сады за один день.

Чтобы упростить посещение и избежать очередей, билеты во Дворец Питти (как и другие основные ) можно заказать заранее через этот сервис . После выбора интересующей достопримечательности и оплаты заказа на e-mail приходит ваучер, который останется только поменять на билет в день посещения. Вот, собственно, и все.

В прошлых записях о Флоренции я просил обратить внимание на переходы между зданиями и на мост Веккьо. Пришла пора открыть их секрет. Они являются частью 750-метрового коридора Вазари, соединяющего палаццо Веккьо, Уффици, и палаццо Питти, находящийся на другом берегу Арно.



Палаццо Питти (о нем я еще расскажу поподробнее), начал строиться под руководством банкира Питти. Флоренция находилась в руках семейства банкиров Медичи, и Питти им завидовал. Он заказал дворец, внутренний двор которого должен был быть больше дворца Веккьо - резиденции Медичи, его окна должны были быть больше дверей дворца Медичи, а прилегающий сад по размерам и роскоши - затмить все, существовавшие до этого. В процессе строительства, Питти разорился, и дворец был приобретен Козимо I Медичи.

Для собственного удобства, Козимо повелел архитектору Вазари соединить дворцы крытым коридором. Когда я был маленьким, мне приходила в голову похожая идея: соединить переходом свой дом, дома друзей и школу. Козимо же ее осуществил. В Уффици он работал, дворец Веккьо передал сыну, а сам переехал в более роскошный Питти. На фото ниже - переход между палаццо Веккьо и Уффици.

Ныне коридор Вазари не только памятник архитектуры и часть истории Флоренции, но и картинная галерея. Фактически, он является продолжением Уффици. В нем можно увидеть картины Джотто, Тициана, да Винчи, и других знаменитых художников. Только попасть туда непросто. Экскурсии по коридору организуются для маленьких групп и по предварительной записи, свободного доступа туда нет. Мне не удалось даже выяснить стоимость такой экскурсии. Для широкой публики его собираются открыть только к 2013 году.

Тем не менее, я даю вам возможность увидеть этот удивительный коридор! Прогулка по нему запечатлена в 20-минутном ролике ниже.

Не по персональному коридору, а по земле, как простой смертный, я отправился к дворцу Питти. Но сначала я решил зайти к еще одной достопримечательности - фонтану Порчеллино .

Есть примета, что для того, чтобы вернуться во Флоренцию, необходимо потереть нос этому поросенку. Такой возможностью обеспечить себе возвращение в этот город я, конечно,пренебречь не мог. Интересно, что бронзовый поросенок - копия с древнегреческого мраморного оригинала (выставленного в Уффици), сделанная в 16 веке. А сейчас около десятка его копий украшают разные города по всему миру (в основном, в Америке).

Я вернулся к Уффици, которая находится совсем рядом с Арно. Реку я перешел по понте Веккьо. Коридор Вазари на том берегу почти потерялся в окружающих зданиях. На фотографии виден переход в центре, а здание справа имеет характерные окна, которые можно узнать в ролике выше.

Не очень-то маскируясь, коридор проходит мимо церкви Санта Феличита, в этом месте находится "секретное" смотровое окно Медичи.

Наконец, коридор достигает дворца Питти. Дворец довольно велик. Перед ним находится покатая площадь, на которой удобно сидеть: читая книгу, перекусывая, или просто отдыхая. Похоже на площадь перед центром Помпиду в Париже, но во Флоренции публика более опрятная.

Кассы расположены в правом крыле. Чтобы попасть туда, надо снова отстоять очередь, но совсем небольшую, лишь на несколько минут. На территории дворца расположено множество выставок и музеев. А также вход в сады Боболи, о которых я еще расскажу. Можно приобрести билет на отдельную выставку, но для удобства они разделены на 2 большие группы, к каждой из которых предлагается купить комплексный билет. Список выставок можно видеть на фото ниже. Билет на всю экспозицию стоит 10+12=22 евро.

После входа внутрь (опять очередь, и снова металлоискатель, но на этот раз быстро и без обыска), попадаешь в просторный внутренний двор. Часть выставок (и камера хранения) расположена в правом крыле, часть в левом. Прямо расположен проход в сады Боболи. Я рекомендую следующий порядок осмотра: если у вас есть рюкзак или большая сумка, оставьте ее в камере хранения справа и идите в левое крыло. Затем вернитесь во двор, и посетите правое. Если вы были без багажа, то сможете выйти в сады Боболи через музей костюмов. Если с багажом - вернитесь к камере хранения, заберите его, и отправляйтесь в сады через центральный вход с ним.

Мне же посоветовать оптимальный обход музеев было некому, и я сперва отправился в правое крыло. Внутри дворец оказался не меньше, чем виделся снаружи. Я довольно долго бродил по его галереям, любуясь богатым убранством.

Заглянул ненадолго на выставку Караваджо (все наиболее значимые работы я уже видел на выставке в Уффици), и отправился в музей костюмов. Может, я просто ничего не понимаю в костюмах, но несколько залов, наполненных унылыми пыльными хламидами мне показались скучноватыми. Они напомнили мне Оружейную палату московского Кремля, разве что, в Питти экспозиция не ограничивается древними временами, а продолжается где-то до середины 20 века. Почти вся она посвящена женской одежде.

Следующей вехой стал расположенный рядом музей современного искусства. Судя по названию, я ожидал увидеть там полотна с гроздьями психоделических клякс, но боялся я зря. "Современное" по меркам Флоренции это 18 - начало 19 века. После утреннего , увидеть дальнейшую эволюцию живописи было очень познавательно. Интересно, что в экспозиции музея присутствуют и картины русских художников. Приятно было и то, что внутри было совсем немного посетителей: на пару десятков залов не более десятка человек.

Затем я вышел во внутренний двор и перешел в правое крыло. К великому сожалению, в его музеях мне не удалось сделать ни одного снимка. Камеру я носил с собой под предлогом того, что опасаюсь за ее сохранность в камере хранения. Однако, там за мной неотступно следовали работники музеев, не давая сделать снимок даже исподтишка. Хотя я у них и просил. Более того, мне не удалось найти фотографий экспонатов этих музеев в интернете. Поэтому, опишу их как запомнил.

На первом этаже находится музей серебра. Конечно, серебра там много, но интерес представляет не только оно. Предметы интерьера, посуда, переплеты книг, украшения, и многое другое, - они сделаны не только из серебра, но и из хрусталя, драгоценных камней и многого другого. Каждое изделие - настоящее произведение искусства. Для меня стала настоящим откровением филигранность проработки деталей выставленных там экспонатов.

Отдельно в выставке представлены камеи - небольшие резные изделия из драгоценных и полудрагоценных камней. В основном, портреты. Камеи лежат под стеклом, и каждая подсвечивается снизу маленькой лампочкой. Поэтому каждая камея похожа на маленькую голограмму.

Отдельная, временная выставка камей и других предметов из коллекции Медичи, проходила на втором и третьем этажах. Надо сказать, она была еще интереснее постоянной. В каждом из вереницы маленьких залов были выставлены предметы определенного типа: камеи, мебель, предметы быта и т. д. На меня наибольшее впечатление произвели два отдела: колониальное искусство и изделия из слоновой кости.

Колониальное искусство представлено предметами, отразившими западное влияние на культуру аборигенов. Это, в основном, статуэтки. Они сделаны из ракушек, кораллов, кокосов, пальмовых листьев и прочих необычных (во всяком случае, для Италии 16 века) материалов. Статуэтки изображают как мирские, так и религиозные сюжеты. Если прежде поделки из ракушек казались мне чем-то довольно жалким и недостойным моего внимания, то после осмотра некоторых примеров таких поделок в Питти, я четко осознал, что дело не в материале, а в искусстве мастера, и из ракушек также можно создать нечто впечатляющее.

Видеть удивительные предметы из слоновой кости мне приходилось и раньше, в московском музее стран востока. Тем не менее, я не припомню там ничего, равного содержимому коллекции Медичи. Большинство работ там - демонстрация умения мастеров в чистом виде. Различные геометрические абстракции и сложные конструкции, сделанные непонятно как. Очень распространены штуки типа "шар в шаре". Картинка ниже - не из коллекции Медичи, я нашел ее в интернете и привожу для демонстрации.

У меня есть похожий шар из дерева, я купил его на Байкале. Хоть он и состоит всего из 5 слоев, и внутренние слои не украшены резьбой, он все равно постоянно отвлекает мое внимание: я то и дело беру его повертеть в руках. Ведь только ощупав эту вещь можно осознать сложность ее изготовления. Для того, чтобы внутренние слои свободно вращались, погрешность при их изготовлении не должна превышать сотых долей миллиметра! Каждый дополнительный слой - значительное усложнение конструкции. Даже мой шар с 5 слоями - вызов для мастера (не смотря на то, что современный мастер может располагать станком с программным управлением). А в коллекции Медичи есть шары и из 15 слоев! Там были не только шары, но и целые города, вырезанные в кусках бивней, превращенных в ажурное кружево. Многие безделушки состояли из нескольких крупных частей, соединенных перемычкой лишь чуть толще волоса, а длинной до 20 сантиметров: все вырезано из одного куска слоновой кости! Другие были соединены крохотными сделанными из цельного куска цепочками. Как мастер мог сидеть, вырезая эту малость, и четко осознавать, что ошибка в одном из полусотни миллиметровых звеньев загубит все изделие из целого бивня - выше моего понимания.

Обратно на площадь, с которой я вошел в музей, я вышел спустившись по безлюдной лестнице. Чтобы попасть на нее надо сделать крюк через выставочные залы, выйдя из середины экспозиции. Пройдя там, я смог посмотреть на изнанку дворца Питти, и полноценно ощутить его. Там не было назойливых туристов, и огромное пространство лестничной клетки со мной разделяли лишь безмолвные статуи. Музейных работников там тоже не было, поэтому я не таясь сделал несколько снимков.

Осмотр здания дворца был завершен. Но впереди у меня оставалась причина того, что в музеях я встретил совсем немного туристов. Основная их масса стремилась именно туда, куда отправился и я - в сады Боболи.

Другие путешествия:

Палаццо Питти – один из главных музейных комплексов Флоренции. Для горожан и гостей города открыто 140 залов общей площадью 32 тыс. м2. Палатинскую галерею, музей серебра, музей карет, музей фарфора, галерею современного искусства на площади Питти ежегодно посещает около 1 млн. человек.

Страницы истории

Строительство самого большого палаццо Флоренции стало результатом соперничества двух благородных семей города. Преуспевающий банкир и сторонник дома Медичи Л. Питти решился таким образом бросить вызов своему покровителю. Главным условием при заключении договора с архитектором Л. Франчелли в 1458 г. было, чтоб его новый дворец превзошел по масштабности и роскоши резиденцию дома Медичи палаццо Веккьо.

Для осуществления своей цели он не жалел никаких средств и не стеснялся в выборе методов, используя при строительстве труд осуждённых преступников. Вполне возможно, что его тщеславие стало одной из причин финансового краха семьи. Л. Питти так и не успел в полной мере удовлетворить свои амбиции: строительство палаццо завершилось в 1487 г. уже после его смерти.

Наследники банкира не имели возможности содержать грандиозное здание в порядке и почти век оно пребывало в полузаброшенном состоянии. Подлинной насмешкой судьбы над амбициозными планами Л. Патти стало то, что в XVI в палаццо перешёл в собственность представителей рода Медичи. В 1549 г. его приобрела у Б. Питти Элеонора Толедская, супруга Козимо Медичи I.

Новые владельцы не сразу сделали палаццо своим постоянным домом. По распоряжению герцога, он подвергся значительной перестройке. В 1558-1570 гг. Б. Амманати построил монументальную лестницу, ведущую к парадном входу дворца. Он же в эти годы почти в 2 раза увеличил размеры палаццо, выполнив проект пристроя со стороны двора в стиле маньеризма. В 1565 г. Д. Вазари закончил строительство крытой галереи, проходящей над рекой Арно и соединяющей палаццо Питти, Уффици и Веккьо.

В 1616 г. в облик дворца снова были внесены значительные изменения. Внуку Б. Амманати Д. Париджи было поручено увеличить площадь палаццо за счет строительства пристроя с северной стороны. В 1631 г. его сын архитектор А. Париджи выполнил аналогичную работу с южной стороны здания.

В 1737 г род Медичи пресёкся и права на палаццо перешли новому правителю Тосканы из лотарингской династии Франциску I Стефану. В 1828 г. с соизволения герцога Леопольда II часть залов палаццо с бесценными шедеврами живописи и скульптуры стали доступны для широкой публики.

Последний раз палаццо перестраивался в 1783-1820 гг. В эти годы по проектам архитекторов Д. Руджери, Г. М. Палеотти и П. Поччинати к зданию были добавлены два крыла-рондо, огибающие площадь.

В результате бурных событий Рисорджименто Флоренция на несколько лет становится столицей единой Италии, а палаццо Питти в 1865-1871 гг. было резиденцией её первого короля Виктора Эммануила I. В собственности савойской династии дворец и художественная коллекция оставались до 1919 г. В этом году по указу Виктора Эммануила III они были переданы государству и с этого момента начинается история современного музейного комплекса.

Архитектурный стиль палаццо

Внешний облик здания эпохи Ренессанса не вполне соответствует современным представлениям о дворцах. Рустованная кладка из грубо отёсанного флорентийского камня и почти полное отсутствие изящных архитектурных элементов декора создаёт ощущение монументальности, несокрушимой твердыни, свойственной скорее средневековому замку.

Высота здания составляет 38 м, а линия главного фасада превышает 200 м. Однако, первоначально палаццо был длиной всего 107 м. Это соответствует семи центральным окнам в трёхэтажной части здания. По всей линии фасада на уровне 2-го и 3-го этажей устроен балкон с каменной баллюстрадой.

Пилястры и полукруглые арки фасада подчеркивают его чёткую планировку. Немногочисленные декоративные украшения представлены только головами львов в герцогских коронах над окнами первого этажа.

Со стороны двора в отделке стен чередуется кладка из камня с ровной и грубо обработанной поверхностью. Неровная поверхность колонн, украшающих палаццо, напоминает стволы деревьев сада Боболи, тем самым подчеркивая близость искусства и природы. Левое и правое крылья палаццо, а также двухэтажные флигели, созданные в XVII и XVIII вв. гармонично сочетаются с основным объёмом здания.

Интерьер дворца

Убранство внутреннего пространства живо контрастирует с аскетичностью фасадов здания. Первоначальный интерьер палаццо сохранился лишь частично: то, что можно увидеть здесь сегодня создано в основном в XVII- XVIII вв. Его коридоры, залы и галереи в изобилии украшают лепные позолоченные орнаменты, мозаичные наборные паркеты, гобелены и многочисленные фрески.

В XVII в. по распоряжению герцога Фердинанда II Медичи была проведена перепланировка второго этажа. Его залы были объединены в барочную анфиладу и украшены фресками П. ди Кортона с сюжетами о жизни обитателей Олимпа: Марса, Аполлона, Юпитера, Сатурна и Венеры.

Не только этим, но и многим другим помещениям палаццо дали название сюжеты настенной живописи или имена выполнивших их в разное время живописцев. Зал Кастагноли носит имя художника, расписавшего потолок. Фрески на тему великого библейского потопа, выполненные Л. Адамоло, объясняют происхождение названия Зала ковчега.

Д. Колигнон украсил одно из помещений палаццо росписью, иллюстрирующей предания о Психее. Его же кисти принадлежит декоративное убранство на тему древнегреческого мифа Зала Прометея. Наконец, живопись на потолке зала Улисса кисти Г. Мартелини повествует о приключениях хитроумного царя Итаки.

Сады Боболи

Живописный парк площадью 4 га за палаццо на склоне холма по желанию Элеоноры Толедской. был создан трудами Н. Триболо в 1551 г. После его кончины в дальнейшем работу над его совершенствованием продолжили Д. Вазари и Б. Аммонати.

Главная аллея ведёт от амфитеатра в древнегреческом стиле к большому фонтану со статуей Нептуна. На сцене под открытым небом регулярно ставились спектакли по произведениям Публия Теренция Афра и Д. Б. Чини. Иногда здесь устраивались грандиозные зрелища, вроде морского сражения между 12 кораблями турецкого и христианского флотов, для чего перед амфитеатром был создан искусственный бассейн глубиной около 2 м.

Вдоль садовых аллей и около гротов Пещера Моисея и Большой пещеры, созданных по проекту Б. Буанталетти в 1583-1593 гг., установлено около 200 скульптур. Среди достопримечательностей выделяется древнеегипетский обелиск из Луксора, перенесённый сюда с римской виллы Медичи.

Парк был открыт для публики намного раньше палаццо, уже в 1766 г., и быстро стал популярным местом отдыха. Для русского человека особенно приятно, что этот уголок Флоренции был любимым местом неспешных прогулок Ф. М. Достоевского.

Михаил Малиновский

Сокровищницу Медичи, музеи фарфора, серебра, карет, галереи костюма, современного искусства и Палатинскую галерею позволяет посетить Палаццо Питти – флорентийская достопримечательность, поражающая не только богатством коллекции, но и грандиозностью размера.

Как добраться

Адрес: Piazza dei Pitti Firenze, Italia. Доехать можно автобусами № 11 и 36. Остановка San Felice.

Время работы: 8:00 — 19:00 (ежедневно, кроме понедельника)

Старинный дворец, названный в честь своего первого хозяина и расположенный на площади «имение его же», – вовсе не редкость в Италии. Огромный , крупнейший музейный комплекс Флоренции, можно смело занести в список таких вот «именных» дворцов. Сегодня его здание на Площади Питти является просто городским музеем, а ещё несколько столетий назад оно блистало воистину королевским величием, ведь Медичи и герцоги Лотарингские «не побрезговали» домом одного флорентийского банкира и превратили его в королевскую резиденцию.

Палаццо Питти. Страницы истории

История создания Палаццо Питти во Флоренции (особенно её ранний этап) представляет собой смесь исторических фактов, рассказов современников и догадок историков. Неоспоримым является то, что Флоренция в начале XV века находилась под властью семейства Медичи. Одним из преданных друзей и помощников Козимо Медичи был в те времена весьма состоятельный банкир Лука Питти. За оказанную правительству помощь он не стеснялся регулярно принимать щедрые дары, и даже был произведён в рыцари. Как оказалось, дружба стареющего Медичи и амбициозного Питти не выдержала испытание властью, и летом 1458 года последний организовал заговор против Медичи, добившись избрания нового правительства.

Но простого свержения бывшего друга и покровителя Луке Питти оказалось мало. В том же году банкир начал строительство собственного дворца, который по замыслу превзошёл бы любой из домов бывшего правящего семейства. Некоторые исторические документы свидетельствуют, что архитектору был заказан дворец настолько величественный, что в его внутреннем дворике мог бы поместиться дворец Медичи, а его окна превосходили бы вход дома бывшего друга.

В XVI веке Вазари утверждал, что создание столь грандиозного строения было поручено Филиппо Брунеллески. Но последние исследования доказывают, что архитектором Палаццо Питти был его ученик Лука Франчелли. Версия историков подтверждается и тем фактом, что Брунеллески умер за 12 лет до начала строительства дворца во Флоренции. В масштабном процессе строительства были задействован практически все, кто мог быть полезен в той или иной степени. Макиавелли писал, что во дворце находили пристанище даже изгнанные из города граждане и беглые преступники. Несмотря на смелость архитектурного замысла и суровость рустованного каменного фасада, флорентийский Палаццо Питти, так и не превзошёл дворцы Медичи в спокойствии и величии.

Смерть Козимо Медичи и нарушение торговых связей привело к разорению многих некогда богатых семейств. Не стали исключением и сами Питти. В 1464 году им пришлось остановить строительство дворца, а ещё через 6 лет умер сам хозяин дома, так и не увидев его готовым. Тем не менее, какое-то влияние Питти за собой, всё же, сохранили, поскольку продолжали жить в семейном дворце. Но длилось это не долго. Уже в 1537 году Козимо I вернул власть во Флоренции Медичи, а в 1549 году выкупил у совсем обнищавших потомков Луки Питти Палаццо и подарил его супруге Элеоноре Толедской.

Правда, нового правителя не устроили размеры дворца, и он решил расширить его, взяв за основу первоначальный проект. За счёт расширения тыльной стороны здание было увеличено почти вдвое. В конечном итоге длина здания достигла 205 метров, а высота – 38 метров, а его внутреннее пространство разбивали на части арки с пилястрами. Дабы объединить Палаццо Питти с Палаццо Веккьо, в котором в те времена проходили заседания правительства, Джорджо Вазари построил в 1565 году крытый коридор, проходящий и через дворец и Понте Веккьо. Земля позади дворца была также выкуплена Медичи, и несколько позже там был разбит красивейший парк, знакомый нынешним туристам как .

До 1737 года Дворец Питти оставался официальной резиденций Медичи, пока не умер последний прямой потомок по мужской линии Джан Гастоне. Некоторое время в доме проживала сестра последнего из Медичи. С её смертью род окончательно прервался, и дворец, а вместе с ним и власть перешли к новому Великому герцогу тосканскому из Лотарингского дома. Австрийское правление недолго прерывалось Наполеоном, а в 1860 году Лотарингов в Палаццо Питти сменила Савойская династия. Во время освободительного движения Рисорджименто Флоренция стала столицей Италии, в 1865–1871 годах во дворце жил король Виктор Эммануил II, а в 1919 году уже его внук Виктор Эммануил III национализировал и подарил дом державе.

После успешной национализации Палаццо Питти во Флоренции и прилегающие сады были разделены на музей и пять галерей искусств. Для посетителей открыто около 140 помещений и выставочных залов, оформление внутреннего убранства которых происходило в XVII и XVIII веках. Во время реконструкции 2005 года было найдено несколько ранее скрытых помещений – ванных комнат XVIII века. Удивительно, но устройство водопровода в них мало, чем отличается от современного.

Об архитектурных особенностях Палаццо Питти во Флоренции

Флорентийский Палаццо Питти не только один из самых больших дворцов в стране. Его с полным правом можно отнести и к числу самых впечатляющих. Безусловно, внешняя отделка типичного для ренессансной архитектуры строения, несколько неожиданна для тех времён. Равный по глубине и высоте трёхэтажный куб снаружи покрывает грубый рустовый камень, обычно использовавшийся для облицовки общественных зданий, а никак ни жилых домов. Три больших входных двери ведут во дворец, каждый из этажей которого более 10 метров высотой. По семь окон располагаются на втором и третьем этажах, окна фасада соединяет длинный балкон, а прямо под крышей располагается лоджия.

Правда, уже первая реконструкция, инициированная Козимо Медичи, привела к изменению облика палаццо: боковые входы были превращены в напольные окна, а, благодаря новой лестнице, можно было попасть прямо на второй этаж. Но главные изменения, внесённые в планировку Амманати, касаются внутреннего двора. Это один из красивейших ренессансных внутренних двориков. Грубая и гладкая текстуры чередуются на внутренних стенах дворца, а похожие на стволы деревьев шероховатые колонны подчёркивают близость живой природы и искусства.

Последние архитектурные изменения были сделаны в конце XVIII начале XIX века. Архитекторы Поччианти и Паолетти с двух боков дворца пристроили по полукруглому крылу, в результате чего площадь палаццо оказалась окружённой стенами с трёх сторон. В честь находящейся неподалёку статуи Бахуса левое крыло получило название «Рондо Бахуса», правое же нарекли «Каретным рондо».

Интерьер Палаццо Питти с XVIII века до наших дней

К сожалению, внутреннее убранство комнат времён Питти и Медичи не сохранилось, и большинство залов тяготеют к манере неоклассицизма. К примеру, белую комнату с фресками братьев Албертоли «довели до неоклассики» архитекторы Кастаньоли и Террени, а Джузеппе Чачиалли создал знаменитые ванну Наполеона и вестибюль Марии Бурбон, являющиеся немыми свидетелями французских страниц в истории дворца.

Сегодня интерьер Палаццо Питти поражает роскошью: белая с золотым лепнина, шёлковые обои и ценные гобелены, фрески и мебель времён Наполеона…

Палатинская галерея

Начало коллекции галереи Палаццо Питти положили Медичи, перевёзшие из Палаццо Веккьо скульптуры, полотна живописцев, серебряные изделия и драгоценности. Продолжили их дело герцоги Лотарингские. При этом роскошные помещения в стиле барокко стали превосходным фоном для произведений искусства, а картины мастеров – достойным декором. Почти сразу весь второй этаж был превращён в галерею, особого внимания в которой были достойны мифологические залы Аполлона, Венеры, Юпитера, Марса и Сатурна, расписанные небезызвестным Пьетро да Кортона.

По большому счёту, получившаяся в результате уникальная коллекция полотен, изначально завозилась во дворец лишь в качестве украшений. Даже сегодня картины расположены на стенах Плаццо Питтти так, как их повесили хозяева. А вовсе не сгруппированы по залам или художникам, как тому должно быть в музее. Несмотря на это, ни один мировой музей не может похвастаться такой коллекцией работ Рафаэля. Его полотен здесь одиннадцать. А ещё Караваджо, Тициан, Рубенс, Ван Дейк, Тинторетто, Понтормо, Мурильо и многие другие представители флорентийской и венецианской школ живописи.

Галерея современного искусства

Здесь посетители смогут ознакомиться с работами мастеров кисти более позднего периода – XIX – XX веков. Особого внимания достойны работы представителей флорентийской группы «Маккьяйоли». Такое название группа единомышленников получила за свою свободную манеру письма в виде разнообразных цветовых пятен (от итальянского macchia – пятно).

Музей серебра

Уникальная коллекция предметов искусства не только итальянских мастеров поражает воображение в музее серебра. Безусловно, главной его изюминкой является коллекция ваз Лоренцо Великолепного. Здесь есть и вазы империи Сасанидов, и древнеримские амфоры, и византийские творения, и даже работы венецианцев XIV столетия. Но не только вазами славен музей серебра Палаццо Питти. Драгоценные камни, изделия из слоновой кости, серебра и золота «разбросаны» по разным залам и создают атмосферу сказочного богатства. Чего стоит одна площадь Синьори в миниатюре, выложенная драгоценными камнями и золотом!

Кроме того, в музее карет можно увидеть первые автомобили и повозки без рессор. В музее костюма, расположившемся в Малом дворце, осмотреть коллекцию из 6 000 костюмов и аксессуаров. А в правом крыле Палаццо стоит посетить королевские апартаменты и почувствовать себя венценосной особой.

Как видите, Палаццо Питти во Флоренции достоин внимания туристов. Принимает посетителей он ежедневно, кроме понедельника, с 8.00 до 19.00. Правда, вход внутрь обычно прекращается в 17.30. Это и не удивительно. Чтобы осмотреть одну только Палатинскую галерею с её 500 полотнами, понадобиться не один час.