План мероприятия ко Дню театра (старший дошкольный возраст). «Театр книги»: конкурсный проект СМК Театральные объединения для взрослого населения в библиотеках

Чиновниками была поддержана идея провести год театра в России в 2018 году. Инициатором этой идеи еще в конце прошлого года выступил глава Союза театральных деятелей Александр Калягин. Главе Министерству культуры понравилась данная идея, поэтому он доложил о ней президенту. После одобрения главой государства и было принято окончательное решение о проведении тематического года.

Чиновники отметили, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, культуре, в частности театру, нужно уделять достаточное внимание. Дело в том, что театральная деятельность выполняет в жизни общества важную роль – формирует взгляды на жизнь, помогает принимать решения и просто восполняет потребность человека в прекрасном.

Театры столицы и Санкт-Петербурга практически всегда полностью заполнены, а вот в иных регионах и городах наблюдается совсем иная ситуация. Из-за недостатка финансирования отсутствуют гастроли, количество показов сокращаются, а продажи билетов значительно падают. Глава Министерства культуры отметил, что финансирование театральной деятельности недостаточное и остается на уровне 2014 года. Был отмечен резкий скачок, значительный прорыв в театральном деле, и доходы с продажи билетов в прошлом году выросли до 5,3 млрд. рублей. Но этого все равно недостаточно для полноценного развития.

Проведение года театра в 2018 году в России позволит решить несколько важных задач:

  1. Популязировать настоящее искусство среди широкого спектра людей, включая молодежь и подрастающее поколение.
  2. Увеличить количество гастролей и показов в региональных театрах.
  3. Дать возможность заявить о своем таланте молодым актерам.
  4. Сделать театр частью жизни каждого человека.

Программа проведения года театра

И хотя решение о том, что 2018 год станет годом театра уже принято окончательно, пока программа проведения не разработана. Александр Калягин на официальном сайте СТД обратился к своим коллегам и попросил провести собрания организаций и поразмыслить на тему, как провести год театра. Глава Союза театральных деятелей отметил, что не стоит рассчитывать на повышение финансирования, но это не должно стать помехой для проведения ярких и насыщенных мероприятий, которые помогут людям познакомиться поближе с настоящим искусством, окунуться в мир театрального волшебного действия. Калягин призвал принять участие в составлении активных людей.

И хотя пока программы празднования года театра нет, очевидно, в рамках принятого чиновниками решения будут проводиться такие мероприятия:

  1. Различные фестивали федерального, регионального и местного уровня.
  2. Конкурсы молодых талантов.
  3. Гастроли известных театральных групп.
  4. Показы новых спектаклей в театрах.

Каждый регион будет иметь свою программу мероприятий. Александр Калягин отметил, что в этот год театральные деятели не должны выглядеть попрошайками и просить денег на проведение тех или иных мероприятий.

Все идеи и мысли касаемо проведения года театра глава Союза театральных деятелей планирует собрать до 5 сентября. Очевидно, что вскоре после этой даты и будет составлена и согласована программа проведения.

Реалии и перспективы театра в России в 2018 году

На Всероссийском театральном форуме, что прошел в мае в городе Сочи, Александр Калягин заявил о том, что театр был и остается важнейшей частью общества. Он отметил, что проведение тематического года станет отличным поводом напомнить всем об этом. На Форуме собрались театральные деятели со всех регионов России, и на несколько дней Сочи превратилась в настоящую культурную столицу.

Практически все выступающие говорили о наболевшем, а именно, о таких серьезных проблемах:

  1. Недостаток финансирования. Нехватка средств приводит к необходимости сокращения показов спектаклей. Во многих регионах отсутствуют гастроли, поскольку местная власть никак не участвует в жизни театра, то есть не выделяет средства из бюджета.
  2. Низкие зарплаты и их задержки. Эта проблема на протяжении длительного периода остается актуальной во многих регионах, особенно отдаленных. В связи с этим молодые талантливые артисты не желают заниматься искусством.
  3. Отсутствие ремонтов. Многие здания культуры находятся в ужасном состоянии, поскольку на протяжении десятков лет не выделялись средства на проведение ремонтов.

Хотя согласно статистике, за последние пару лет количество гастрольных показов выросло на 20%. Мединский рассказал, что в 2015 году количество гастрольных показов федерального уровня достигло почти тысячи. Страна находится в непростом финансовом положении, но люди продолжают ходить в театр. За последние три года количество финансов, полученных от продажи билетов, выросло на 70%. Эти показатели дают надежду театральным деятелям, что не все потеряно.

Александр Калягин неоднократно подмечал, что проведение года театра дает шанс на развитие театрального дела. Это не значит, что они будут просить деньги, но все же смогут привлечь внимание чиновников и обычных людей к существующим проблемам. В тоже время это отличный повод понести в широкие массы настоящее искусство.

Смотрите также видео о годе культуры в Театре-студии киноактера:

Сценарий Дня театра.

На сцене появляются два скомороха:

Проходи, честной народ,

Театр в гости вас зовет.

Первый Ведущий:

Мы сегодня вам покажем, как талантливы друзья,

Мы сегодня вам раскроем все секреты мастерства.

Второй ведущий:

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовый утверждать:

Всё, что на свете, человечно.

Здесь всё прекрасно –

Жесты, маски, костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра.

Первый ведущий:

Слово «театр» - в переводе с греческого означает «место, где происходят зрелища». Театральное искусство возникло более 2, 5 тысяч лет назад. В Древней Греции представления шли по несколько дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях. Само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве. 27 марта в Древней Греции проходили великие праздники, они сопровождались весёлым шествием, на котором было много ряженых. А с 1961 года в этот день во всём мире стали отмечать Международный День Театра.

Второй ведущий:

Как вы думаете, какие театры бывают? (Кукольный, драмы, оперетты, оперы и балета)

Первый ведущий:

Театр! Любите ли вы театра? Так как я люблю его. Всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом Со всем исступлением, которому только способна пышная молодость, жадная и страстная до впечатлений изящества, или лучше сказать можете ли вы не любить театр больше всего на свете кроме блага и истины. Какое из всех искусств обладает таким могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ее самовластно. В театре тысячи глаз устремлены на один предмет, тысячи сердец бьются одним чувством! О, ступайте, ступайте в театр!

А к нам в гости пожаловали артисты разносторонние, трагические, смешные и просто озорные. Встречайте их громкими аплодисментами.

Второй ведущий объявляет название первой постановки.

Первый ведущий:

- Театр родился из народных обрядов, а первыми актёрами на Руси были скоморохи и кукольники. Они исполняли драматические сценки и героические песни, играли на различных музыкальных инструментах, показывали дрессированных животных, рассказывали сказки, представляли акробатические номера. Для представления они возводили легкие постройки – балаганы. Скоморохи собирались в специальные «ватаги» - артели, чтобы бродить по городам и сёлам и показывать своё искусство.

(исполняется песня: «Мы бродячие артисты»)

Второе выступление.

Второй ведущий:

А теперь проверим, насколько вы знакомы с театром. (Загадывает театральные загадки).

Третье выступление.

Музыка «Остров невезения»


Населен талантами абсолютно весь
Конкурс театральный в нашей школе есть


На лицо прекрасные, добрые внутри
Учим мы все роли с ночи до зари

Четвертое выступление.

Первый ведущий:

Славно потрудились наши актеры, а теперь проверим, насколько внимательны и артистичны вы.

Конкурс.

На понимание «Изобразить песню без слов» 1. «В лесу родилась елочка» 2. «Улыбка» 3. «Мы желаем счастья Вам» 4. «Ой, мороз, мороз» - На удержание мизансцены «Покажи картину» 1. «Бурлаки на Волге» 2. «Опять двойка» 3. «Аленушка» - На умение повести за собой (агитирование на какое-то действие) 1. На постройку скворечников 2. На купание зимой 3. На поступление в цирковое училище 4. В поход в кино 5. На субботник

Пятое выступление.

Музыка «Нет я не плачу»

Поют все:
Нет, мы не плачем и не рыдаем,

На все вопросы мы открыто отвечаем!

Что наша жизнь-игра, и кто тому виной,

Что увлеклись мы этою игрой!

И перед кем же нам извиняться?

Нам предлагают- мы не в силах отказаться!

И разве наш талант и наш душевный жар

Не заслужили скромный гонорар?!

Припев: Пусть бесится ветер жестокий
В тумане учебных морей,

Играет наш театр такой одаренный
На фоне житейских проблем!

Проект

МБУК «Централизованная библиотечная система им.А.Белого»

Театр Книги

посвящённый Году театра в России

Цель: Основная цель проекта - организация культурно-досуговых театрализованных мероприятий, формирующих позитивное отношение к чтению, к книге и способствующих поликультурному воспитанию пользователей библиотеки, в том числе - молодежи.

Задачи:

  • развитие и поддержка у пользователей библиотеки интереса к книге и чтению
  • приобщение читателей к литературному наследию русских и зарубежных писателей посредством театрализованных представлений
  • привлечение новых пользователей в библиотеку
  • организация творческих встреч с актерами, режиссёрами
  • укрепление партнерских отношений с творческими взрослыми и молодежными объединениями города, а в дальнейшем - и области
  • популяризация творчества русских, зарубежных и местных писателей и поэтов

Описание проекта:

Интерес к чтению способен повыситься через зрелищные формы работы, потому что они имеют свою динамику и обладают специфическими особенностями положительного воздействия на каждого читателя. Одной из таких форм, несомненно, является театрализация, с помощью которой литературное произведение приобретает новое качество - характеры, конфликты получают воплощение в живых лицах, поступках. Данное художественное зрелище непосредственно протекает на глазах у читателей - зрителей, оставляет неизгладимые впечатления на всю оставшуюся жизнь, и в итоге способствует активизации процессов чтения художественной литературы.

В то же самое время многие самодеятельные театры хотели бы иметь площадку для показа своих творческих работ. Этот проект позволит приблизить библиотеку к населению, поскольку зачастую только в библиотеке можно побывать на театрализованном вечере совершенно бесплатно. Театр Книги поможет по-новому открыть мир литературы, даст новый импульс в художественном и духовном развитии молодежи. Его деятельность будет способствовать творческому прочтению произведений и раскрытию актерских способностей как юных, так и взрослых самодеятельных актеров. Проект рассчитан на долгосрочную перспективу.

Партнёры проекта:

Общеобразовательные учреждения, ДШИ, члены театральных коллективов общеобразовательных учреждений, домов культуры, учреждений дополнительного образования города Балашихи

Целевая аудитория проекта

Учащиеся общеобразовательных школ, студенты колледжей, ВУЗов, учащиеся ДШИ, а также сотрудники и читатели библиотеки.

Информационная поддержка :

СМИ Балашихи; Интернет-сайты.

Программа мероприятий
библиотечного Театра Книги
на 2018 год

Название мероприятия

Дата

Ответственные

Торжественная презентация библиотечного проекта «Театр книги»

«Мини-представление всем на удивление» - в рамках Всероссийской сетевой акции «Библионочь-2018»: «Библиотечное Зазеркалье»

Все подразделения ЦБС

Интернет-проект «Читаем Андрея Белого»

январь-октябрь

Информационно-культурный центр

Конкурс для детей и юношества на лучшую инсценировку литературных произведений «Театральный Олимп»

январь-апрель

Информационно-культурный центр

Арт-выставка «Волшебный мир сцены»

Информационно-культурный центр

Арт-встреча «Профессии в искусстве»

Информационно-культурный центр

Годовая выставка, встреча с интересными людьми «Содружество прекрасных муз»

в течение года

Тематические моноспектакли «Что у Тёркина в вещмешке?» (с участием артиста театра Н.М.Кружкова)

март-декабрь

Центр детского и семейного чтения

Арт-выставка, обзор-беседа

«Театральная мастерская»

Центр детского и семейного чтения

Интерактивное мероприятие к Международному дню театра «Волшебный мир кулис»

Театральные состязания к Всероссийской неделе «Театр детям и юношеству» «Битва талантов»

Библиотека эстетического развития

Литературно музыкальная гостиная «Волшебный мир балета»

Библиотека №2

Литературный портрет к 195-летию А.Островского «Драматург и его театр»

Библиотека №2

Видео-презентация «Волшебная страна-театр»

сентябрь

Библиотека №2

«Об истории искусств: театр». Лекторий

(в гостях у Клуба «Золотой возраст» - Дашевская Г.В.)

Библиотека №3

«Федор Шаляпин - страницы жизни». Живой журнал к 145-летию Ф.И. Шаляпина

Библиотека №3

«Мариус Петипа и Россия». Вечер - портрет

к 200- летию со дня рождения М.Петипа

Библиотека №3

«Театр - детям и юношеству». Всероссийская неделя театра

Библиотека №3

«Я жила Большим театром». Видео-лекторий с кино-клубом «Познавательные фильмы» о Галине Улановой

Библиотека №4

«Кукольный театр С.Образцова». Беседа, видео-лекторий

Библиотека №4

«Олег Табаков и его «цыплята табака». Видео-портрет, беседа с участниками кино-клуба «Познавательные фильмы»

(ко дню рождения артиста)

Библиотека №4

«Театры Москвы». Беседа, виртуальная экскурсия, видео-показ, обсуждение

Библиотека №4

Интерактивное мероприятие «Гимнастика чувств»

Юношеская библиотека

Литературно-театральная гостиная к

Международному дню театра «Они играют, как живут»

Библиотека семейного чтения

Медиа-презентация к Международному дню танца «Танец - поэзия души»

Библиотека семейного чтения

Акция: «Играем русскую сказку» «Чудо чудное - диво дивное»

Детская библиотека №2

«День театра»

конкурсная программа

к Международному дню театра

Разработку выполнила:

Воспитатель в ГПД

Машенцева Татьяна Петровна

23.03.2016 г.

Цели и задачи конкурса:

пропаганда театрального искусства;

развитие способностей обучающихся в совместной творческой деятельности;

выявление наиболее одаренных, талантливых детей;

развитие коммуникативных навыков.

Возраст участников : 7-9лет.

Оборудование:

Стенд «Развитие театрального искусства в Саратовском крае»;

Мультимедийное оборудование;

Приложение №1 Презентация «Театр Древней Греции»

Приложение №3 Пригласительные билеты на спектакль «Стоит в поле теремок».

Используемая литература:

В. Бармин. На школьных подмостках Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г. - 144с.

И.А. Агапова, М.А Давыдова. Театральные постановки в средней школе. Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г. - 412 с.

Кристи Г.В. Основы актерского мастерства, Советская Россия, 1970г.

Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.: ил..

Интернет ресурсы:

[email protected] ;

http://www.myshared.ru/user/4776/ ;

http://ppt4web.ru/ .

Ход мероприятия

Вступительная часть.

Педагог:

Какое чудо — оказаться в сказке

С героями оживших вдруг легенд!

Нас удивляют их костюмы, маски,

Захватывает действия момент.

Они поют, горюют, размышляют…

Накал страстей передается нам.

Игрой своей нам души зажигают.

Искусство их — театр, не балаган.

Сегодня славим мастерство актеров,

Поздравить с Днем театра их спешим,

Гримеров, костюмеров и суфлеров -

Мы всех за волшебство благодарим !

Алёна: Добрый день, ребята. Прежде, чем начать нашу праздник, я хочу загадать вам загадку:

Там есть сцена и кулисы,

И актеры, и актрисы,

Есть афиша и антракт,

Декорации, аншлаг.

И, конечно же, премьера!

Догадались вы, наверно... (ТЕАТР)

Приложение №1. Презентация «Древнегреческий театр»

Александра: Да, речь сегодня пойдет о театре. Я хочу немного рассказать об истории театра.

Слово «театр» - греческое. Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.

Анна: В Древней Греции представления шли иной раз по нескольку дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами. Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве. 27 марта в Древней Греции проходили Великие Дионисии - праздники в честь бога виноделия Диониса. Они сопровождались шествиями и весельем, было много ряженых. А с 1961 года этот день, 27 марта, стали отмечать во всем мире какМеждународный день театра.

Алёна:

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовый утверждать:

Всё, что на свете, человечно.

Здесь всё прекрасно -

Жесты, маски, костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра.

Александра: Мы сегодня вам докажем, что вы - талантливы друзья,

Мы сегодня вам раскроем все секреты мастерства.

Педагог: К нам в гости пожаловали артисты разносторонние, трагические, смешные и просто озорные. Встречайте их громкими аплодисментами. А ведь сейчас, ребята вы аплодировали себе. Ведь сегодня нашими артистами будете именно вы!

Знаете ли вы, что хлопая в ладоши, вы исполняете один из древнейших ритуалов связи с высшим миром. А в наше время ученые утверждают, что хлопанье в ладоши оказывает благотворное влияние на весь организм. Так что, почаще хлопайте - это полезно и всегда поднимает настроение! Давайте еще раз похлопаем!

Анна: Много есть на свете театров, и конечно же, артистов

И растем мы им на смену, подрастаем очень быстро.

А у нас сегодня праздник. Тихо занавес раскрылся

И на сцене первоклашки - наши школьные артисты.

Основная часть.

Алёна: Наш праздник продолжается и впереди у много творческих испытаний и чтобы с ними справиться, предлагаем провести разминку настоящего актера!

1. Конкурс «Разминка актёра».

педагог объясняет правила, девочки-Ведущие распределяются по залу

Педагог: Хлопки и есть наша особая актерская разминка, ведь настоящий актер любое действие может превратить в творчество. Вот и мы с вами сегодня будем хлопать не просто, а творчески. Для этого мы будем бить левой ладонью по правой. Вот так. При этом ладони как бы скользят друг по другу. При этом, правая рука - направляющая, выходит вперед, а левая идет назад. Это «выстрел». Давайте попробуем. А теперь поменяем руки.

- Отлично! Теперь я вижу, что вы все разогрелись. Однако! На сцене любое действие должно быть оправдано актером. Оправдано - то есть стать правдой. Только так зритель поверит, в то, что происходит на сцене. (Если актер сам не верит в то, что происходит на сцене, зритель обязательно это почувствует как наигрыш или фальшь). Сейчас мы с вами снова устроим перестрелку, но теперь обязательно вкладываем в свой выстрел какую-либо эмоцию. Например, если это гнев, вы увидите это в моей мимике, моем положении тела, в силе моего хлопка. Я могу выстрелить в вас так (гневно), а могу так (радостно).

Итак, сейчас ваши ведущие будут в вас стрелять с разными эмоциями, вы стреляете в них с той же эмоцией, но … не копируйте ведущих, а лишь возвращайте тоже чувство. У кого-то радость такая, а у кого-то такая.

Ну что ж давайте попробуем, ваши ведущие будут вам помогать. Наша первая эмоция - Гнев !

- Испуг! -Печаль! -Радость !

Это было здорово, ребята! Теперь я порошу всех отправить нашу последнюю эмоцию прямо в космос! Вот так! Наша эмоция - Счастье! Все наполняемся самой большой радостью, счастьем от того, что мы собрались здесь сегодня, что у нас впереди еще много интересных испытаний, что праздник продолжается, что всех нас здесь объединил Его Величество Театр. Итак, эмоция счастье. Приготовились! Ручки подняли, стреляем громко на счет три. Раз! Два! Три! ( хлопок)

Молодцы! Отлично! Космос принял наш сигнал. Ладоши еще не болят? Тогда похлопали себе еще разок! Спасибо вам, а теперь я попрошу всех сесть на свои места ( дети садятся).

Анна: Как замечательно! Какие вы молодцы! Какие талантливые и артистичные!

Педагог: Ребята, а кто из вас выступал на праздниках? А что вы делали? (пели, читали стихи), а может кто-то из вас танцевал? А кто участвовал в сценках? Сколько у нас артистов!

Алёна: Я предлагаю совершить увлекательное путешествие в волшебный мир театра, потому что каждый, кто попадет в этот мир, становится немного другим, стоит только подключить фантазию и немного воображения. Отправимся за кулисы, чтобы узнать тайну рождения спектакля, и стать активными участниками этого творческого процесса.

Приложение №2 Презентация «Образ театрального героя»

Педагог озвучивает презентацию.

Александра:

Только сегодня,

Только у нас

Театр открывает

Волшебный занавес для Вас!

Проходите в наш театр.

На сцену приглашается 10-15 детей.

Педагог: Чтобы стать настоящим артистом нужно уметь многое делать: владеть мимикой, жестами, четко, ясно произносить текст, пластично двигаться.

Итак, мы предлагаем вам на время стать артистами. Вставайте в круг и внимательно следите за тем, что я буду говорить, и выполняйте вместе со мной.

2. Конкурс «Актёрское мастерство».

Смотрите, лужа впереди,

Ее нам надо обойти.

А вот большущее лежит бревно,

Нам очень трудно перелезть через него.

Теперь тропинка стала так узка,

Что балансировать приходится слегка.

А вот глубокий и широкий ров,

И из него воды нам слышен рев.

Как через ров мы перейдем?

Ну, догадались вы? Конечно же, прыжком.

И вдруг мы в сказке очутились.

Взглянув вокруг, мы сильно удивились.

Бежит зайчишка озорной.

Постой, трусишка, не беги, постой!

Мы так же прыгаем, как ты,

Не веришь, ну - ка посмотри!

Умеем красться, как хитрющая лиса,

Хвостом дорогу заметая: не оставить бы следа!

Умеем рыскать, как сердитый волк,

Которого зовут «зубами щелк».

Сумеем и, как мишка, мы пройти,

Сметая все, что попадется на пути.

Анна : Все ребята здесь прирожденные актеры!

Алёна: Ну, теперь, мы готовы покорять театральные вершины! Ну что, в путь?

Вместе: В путь!

3. Конкурс «Конкурс дикторов». Каждый актёр должен обладать хорошей сценической речью, дикцией.

Ведущий просит детей повторить скороговорки.

Дали Клаше каши с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.

Ткачи ткали ткани на платья Клаве и Тане.

На дворе — трава, на траве — дрова.

Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят. Тараторят, тарахтят тридцать три вагона в ряд.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

4. Конкурс «Сценическая пластика».

Каждый артист должен обладать прекрасной пластикой, чувством темпа и ритма, а также уметь изменять время, ситуацию, внешность с помощью действия, ведь действие - это основной материал в актёрском искусстве. Сейчас вам придется проявить не только актёрские способности, но и воображение!

Попробуйте изобразить походку человека:

который только что хорошо пообедал;

которому жмут ботинки;

который неудачно пнул кирпич;

у которого начался острый приступ радикулита;

который оказался ночью в лесу;

идущего по краю небоскреба.

5. Конкурс «Роли второго плана или массовка».

Ребята, вы знаете, что главные роли даются не каждому актёру. Некоторые артисты играют их регулярно, а кто-то ждёт всю свою актёрскую карьеру. Однако, без ролей второго плана и массовок, не было бы спектаклей и кинофильмов. Есть актёры, которые всю жизнь играют роли только второго плана, но именно эта роль запоминается зрителю даже больше игры главного героя. И сейчас мы попробуем себя именно в этой роли.

Через 2 минуты каждый член команды при помощи звуков, мимики, походки пробует изобразить своего героя.

Командам дается задание изобразить какую-нибудь сцену; например, первая команда изображает утро в деревне — блеяние овец, мычание коров, скрип калитки, кваканье лягушек, кукареканье петуха, кряканье уток, лязганье колодезной цепи, а вторая команда должна угадать, что это.

Затем вторая команда показывает свою сценку; например, цирковую труппу. Ведущие дают задания изобразить членам команды: руководителя труппы, дрессировщика, клоуна, акробата, обезьяну, медведя, змею, дрессированную собачку и т. д. Первая команда угадывает, что это. Можно задавать наводящие вопросы.

Педагог: А сейчас мы проверим, насколько вы сегодня были внимательны и собраны, ведь настоящие артисты должны обладать отличной памятью.

Театральный он работник -

Постановок «дирижёр»,

Управляющий спектаклем -

Это, верно, …(РЕЖИССЁР!)

Режиссер - главное лицо в театре, он подбирает артистов, помогает им правильно образ героя, тогда сказка становится особенной, непохожей одна на другую.

Что напишет сценарист,
То покажет нам …(АРТИСТ)

Анна: В кинотеатре - широкий экран,

В цирке - манеж иль арена.

Ну, а в театре, обычном театре,

Площадка особая - …(СЦЕНА!)

Алёна: Что такое «Контрамарка»? -

Даст словарь на то ответ:

Знай, она - талон бесплатный.

Или попросту -…(БИЛЕТ!)

Александра:

Всё, что видите на сцене:

Что лежит, висит, стоит,

Все предметы представленья -

Это, знайте, …(РЕКВИЗИТ!)

Анна: Чтоб смотрелось представленье интереснее,

В благодарность слышались овации,

Надобно на сцене оформление:

Дом, деревья и другие…(ДЕКОРАЦИИ!)

Алёна: Для хранения одежды посетителей,

Театралов или кинозрителей,

Чтобы было им удобно и не жарко -

Гардероб есть. Или проще -…(РАЗДЕВАЛКА!)

Александра:

Коль спектакль завершился -

Слышно «Браво!», комплименты;

Всем актёрам, в благодарность,

Дарим мы…(АПЛОДИСМЕНТЫ!)

Педагог: Молодцы! Сегодня мы побывали в волшебной стране, имя которой - ТЕАТР. Любите театр. Он сделает вас добрее честнее, справедливее . Расскажите, кем вы сегодня были в нашем театре и что делали?

Театр - это всегда чудо. Быть актером, человеком, творящим это чудо, пусть даже на маленькой скромной сцене - что может быть увлекательней? А сказка на театральной сцене - это двойное чудо. «Чудо в квадрате!».

Вся наша жизнь-театр!

Эпиграф, действие, антракт

И снова действие на сцене.

Вся наша жизнь всего спектакль,

Порой комедия и драма,

Порой роман, порою сказ.

Порой меняются актеры,

Сценарий пишется для нас,

Богами свыше,

Чтобы люди играли каждый свою роль.

А жизнь - театр, театр не более,

Театр, а мы актеры в нем.

Алёна: Спасибо вам ребята за гостеприимство.

Анна: А теперь мы приглашаем в гости вас.

Александра: Наши юные артисты приготовили для вас подарок Лесную сказку

«Стоит в поле теремок».

Алёна: Сказки вы не забывайте,

С интересом их читайте.

В гости ждем мы вас, друзья,

Будем рады вам всегда.

Звучит Песня «Театр - это радость и любовь»

Обучающиеся детского объединения «Синтез» раздают билеты

на спектакль «Стоит в поле теремок».

Пригласительный билет

Дорогой друг!

Приглашаем тебя на спектакль

«Стоит в поле теремок»

в Доме детского творчества

Пригласительный билет

Дорогой друг!

Приглашаем тебя на спектакль

детского объединения театр «Синтез»

«Стоит в поле теремок»

в Доме детского творчества

Пригласительный билет

Дорогой друг!

Приглашаем тебя на спектакль

детского объединения театр «Синтез»

«Стоит в поле теремок»

в Доме детского творчества

Пригласительный билет

Дорогой друг!

Приглашаем тебя на спектакль

детского объединения театр «Синтез»

«Стоит в поле теремок»

в Доме детского творчества

Главная > Документ

Библиотека плюс театр

В.А. Стахеева, заведующая библиотекой

МОУ Первомайской средней общеобразовательной школы Неоспорима роль театрального искусства в воспитании детей. Человечество вот уже много веков самозабвенно играет в эту волшебную игру- театр. Не случайно еще А.С. Пушкин восклицал: «Театр- это волшебный край!» К вопросам развития школьного самодеятельного театра обращались многие русские педагоги. Свои мысли об «обучающей», «воспитывающей», «облагораживающей» роли школьного театра раскрывает Н.Н.Бахтин, используя данные педагогики, психологии детской игры и реалистического актерского творчества. Анализируя некоторые характерные психологические особенности детской игры, Бахтин ставит вопрос о том, что сближает ее с природой сценического искусства и тем самым создает естественные предпосылки для занятий с детьми этим искусством, и что в свою очередь может дать детям школьного возраста, по сравнению с игрой, участие в педагогически направленной творческой деятельности по подготовке спектакля. Специфика же сценической деятельности, работа над доступной и полезной детям в воспитательном отношении пьесой, по мысли Бахтина, «представляет дисциплинирование этой способности, подчинение ее воле, определенному плану», и такую природную способность надо не глушить, а с помощью театральных занятий поддерживать и развивать в детях именно в целях нравственного и эстетического развития личности. Это положение Бахтина перекликается с мыслями К.Д. Ушинского о роли чтения художественной литературы и с высказываниями Н.К.Крупской о значении творческой деятельности детей, в частности театральной самодеятельности, для приобретения и обогащения нравственного опыта, воспитания эмоциональной отзывчивости на чужую радость или горе. Бахтин указывал на значение школьного театра для глубокого освоения литературных произведений. Он подчеркивал большой воспитательный смысл участия детей в творческом процессе воплощения пьесы на всех его этапах. В отличие от взрослого театра, детский театральный коллектив становится крепким и в обыденной жизни, причем иногда на долгие годы. Это важнейшая особенность детского театрального школьного коллектива необходима для нынешней педагогики особенно. Школьному театру, как ни одному самому замечательному педагогу, удается сплотить самых разных детей: по возрасту, полу, интеллекту, внешним данным. Валентина Анатольевна Стахеева пришла на работу заведующей библиотекой Первомайской средней общеобразовательной школой, имея диплом режиссера клубных мероприятий. Заочно она сумела закончить Санкт-Петербургскую академию культуры и получила специальность библиотекарь-библиограф. Освоившись, Валентина Анатольевна поняла, что она может использовать в своей работе предыдущий опыт, формы и методы клубной деятельности совмещать с библиотечными. Общаясь с детьми разного возраста, она заметила, как, взрослея, они нередко утрачивают интерес к художественной литературе. Это происходит к 4-5 – м классам. Свои познавательные потребности школьники часто удовлетворяют через телевидение, компьютер, справочную литературу, которые несут огромный поток информации. Он, несомненно, способствует быстрому интеллектуальному совершенствованию, но на этом фоне ощущается явное отставание эмоционального развития. Как добиться того, чтобы ребята сами захотели читать хорошие книги, не только схватывали сюжет, но понимали, какие проблемы решаются в произведении, обращали внимание на художественные детали, имели свое мнение о прочитанном, сопереживали героям? И сделать это надо ненавязчиво, нестандартно. Валентина Анатольевна стала часто проводить утренники, конкурсы, викторины, игры. Ребята начали читать чуть больше, но это не решало поставленной задачи. Как же спасти души ребят, помочь им увидеть этот прекрасный и удивительный мир? Как передать им свое восхищение, научить любить книгу, осознать прочитанное, а через это глубже проникать в смысл переживаний других, вернее понимать волнения, желания, поступки - свои и своих друзей? Валентина Анатольевна решила при библиотеке создать школьный театр книги. Дети без конца играют в театр. Ребенок находит сюжет, подбирает необходимую мебель, вещи, распределяет роли, выбирает игрушки. Ребята чувствуют, кто из сверстников способен лучше исполнить ту или иную роль. Они стремятся играть по-настоящему, меняя движения, интонации голоса, переодеваясь в разные костюмы. Театр книги «Фантазия» существует пятнадцать лет и имеет уже свой репертуар. Как много школьников за эти 15 лет ступили на подмостки сцены, сколько состоялось дебютов! А многие участники, выступив однажды перед зрителями, не расставались со сценой по несколько лет. Самых маленьких театр встречает сказкой. В сказках удивительно органично сочетается занимательность и мораль. Именно в младшем возрасте закладываются основы нравственности, вера в доброе, в конечную справедливость, желание помочь тем, кто в беде. В репертуаре маленького театра в основном сказочные постановки и театрализации по творчеству детских писателей: С.Я.Маршака, С.Михалкова, Н Носова, Г.Успенского, А.Л. Барто, К.Чуковского, В.Драгунского и других. Школьники старших классов черпают вдохновение из произведений А.С. Пушкина, Фонвизина. Театром поставлено около десяти новогодних представлений – сказок: «На площади серебряных часов», «Приключения Саши и Шуры», «Зимняя сказка», «Вас приглашает Снегурочка» и другие. Создание творческого коллектива ребят. К этой проблеме каждый подходит по-своему. Валентина Анатольевна приглашает играть в спектакле даже детей, имеющих по тем или иным причинам трудности в общении со сверстниками и тех, кто никак не может найти себя на учебных занятиях. Правда, чтобы выйти на сцену, детям надо много и долго работать над своей речью, воображением, пластикой - всем тем, что необходимо в театре да и в жизни. Но занимаются этим учащиеся не на уроке, не под критическим взглядом преподавателя, а в свое свободное время, вместе с такими же детьми, много еще не умеющими, но готовыми помочь, подсказать, чтобы стать потом на сцене коллективом единомышленников. Так рождается коллектив. Коллектив театра книги «Фантазия» постоянно обновляется, на смену выпускникам приходят первоклашки. Опросы выпускников, которые хотя бы раз сыграли на сцене, показывают, что в их памяти от лет, проведенных в школе, остаются наиболее яркими эпизоды их игры в спектаклях. При встрече с руководителем школьного театра они всегда интересуются современными постановками. Сложность состоит в том, что литературные произведения для детей, даже любимые ими сказки, нужно уметь инсценировать, то есть перевести с языка слов на язык действий. Их требуется бережно переосмыслить и с минимальными потерями донести до современного ребенка – исполнителя и ребенка-зрителя. Не каждый из руководителей школьного театра способен с этим в достаточной мере справиться. Ставя спектакль, Валентина Анатольевна всегда пишет точный календарный план своей работы: - время на репетиции за столом (выразительное чтение текста),

Репетиция в «загородке» (условно-выраженное пространство),

Монтировочные репетиции по блокам, - «прогонные репетиции» и - «генеральные репетиции» (минимум 1-2). К изготовлению костюмов и декораций привлекаются сами ребята и их родители. Оформление тоже очень важно. Возможности школы весьма ограничены. В то же время нельзя забывать, что без тщательно подобранного костюма, грима и прочих простейших вспомогательных средств будет серьезно обесценено даже талантливое исполнение роли. Репетиции, пусть даже очень маленького спектакля, доставляют детям много удовольствия. Оформление места действия, необычные, красочные костюмы углубляют их переживания. Валентина Анатольевна говорит, что, работая над спектаклем, они не ставят цели, что любая постановка – это выступление для выступления. В первую очередь, это детское творчество, и ценность его заключается не только в результате, а в самом процессе. Важно, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. И деятельность театра организована так, чтобы ребята чувствовали, что они играют и для себя, и бывают захвачены этой игрой. Лица ребят после выступлений после выступлений бывают счастливыми. Они получают радость от своего творчества, от общения со зрителями. После спектакля они долго не могут разойтись и делятся впечатлениями. Коллектив театра книги «Фантазия» постоянный участник районных театральных фестивалей и конкурсов. Особенно были отмечены спектакли: «Вниз по волшебной реке» Э.Успенского, «Кошкин дом» С.Я. Маршака, «Одолень-трава» Любимова, «Два клена» Е. Шварца, «Барышня-крестьянка» А.С. Пушкина, «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова,«Сказка о правде» М. Алигер, «Не буду просить прощения» С. Прокофьева, «Огонек на ветру» Т.Макарской. Всего театром книги поставлено более 30 спектаклей. На страницах районной газеты «Заря Севера» неоднократно помещались заметки о спектаклях театра книги «Фантазия». Вот что пишет почитательница театра: «Мне неоднократно приходилось быть зрителем на спектаклях, поставленных первомайскими актерами. Глядя на них, иногда забываешь, что действие происходит на обычной районной сцене, так как надо отдать должное умению ребят держаться на публике, вживаться в образы героев. И надо видеть, как радуются юные артисты, если их выступление находит отклик в сердцах зрителей. А ведь для любого артиста – это главная награда. Театр воспитал не одно поколение талантливых детей. В 2005 году «За актерское мастерство» получили Почетные грамоты Гавритенко Катя, Черняев Олег, Бушманова Марина. А еще раньше такие же грамоты были вручены Рябевой Оле, Шашериной Наташе, Жаравиной Оле, Корепину Андрею, Лобову Коле, Некипелову Жене, Горюновой Тане, Казаковой Юле и другим. Результаты превзошли ожидания. Ведь при подготовке спектакля детально изучаются произведение и творчество автора, эпоха, быт, костюмы, нравы; анализируются каждый поступок, движение, чувство персонажей; все учат наизусть большие отрывки из произведений и уже в жизни, при общении, используют цитаты из пьес. Когда человек окружен такой творческой аурой, он не способен совершить дурной поступок, у него все получается, он готов, как губка, впитывать в себя и знания, и чувства, и любовь, делиться этим богатством с другими. На вопрос «Что дал тебе школьный театр?» участница кружка Марина Бушманова ответила: «Театр дал мне многое. Кажется, что именно он вывел меня на новый путь вдохновения. Я буду творить, я буду выступать. Ведь именно на сцене я могу показать, какая я в душе». А вот слова Кати Чернышевой: «Здесь мы получаем творческий заряд на всю последующую жизнь, какую бы профессию не избрали. Театр является отличным учителем. Это мир прекрасного и сказочного царства». Две воспитанницы школьного театра Киркина Е.М. и Казакова О.А. продолжили дело Валентины Анатольевны, они создали свои театральные коллективы. Это особенно радует: дело, начатое в школе, нашло свое продолжение на профессиональной основе. Влюбить читателей в литературу, поэзию, помочь сформировать художественный вкус, содействовать развитию творческих способностей, привить потребность в познании прекрасного - вот задачи, которые должна решать библиотека. Русский педагог О. Галахова в докладе о влиянии театрального искусства на детей еще в 1916 году утверждала: « Театр- школа жизни. Его воспитательное значение гораздо шире, чем действие книги». Библиотека плюс театр - замечательное содружество, способное приносить плоды в области развивающего чтения детей, подростков, да и взрослых читателей. Литература

    Изучение, обобщение и распространение инновационного библиотечного опыта работы. (Методические рекомендации в помощь методисту по библиотечному фонду). // Школьная библиотека – 2004.-№5.-с. 19-24. Рубина Ю.И. и др. Театральная самодеятельность школьников: Основы педагогического руководства. Пособие для учителей и руководителей театральных коллективов.-М.: Просвещение.-1983.-176с. Бондарев В.П. Школьный театр- средство для самореализации личности обучающихся. // Дополнительное образовании.-2000.-№10.-с.42-43. Опарина Н. Школьный театр: Организация и режиссура. // Сельская школа.- 2003.-№3.-с. 64-69.

Сценарий

ПРАЗДНИКА « ГОРОДОК ЧУДЕС»

По мотивам произведений Н.Носова, В.Драгунского, Э.Успенского, В.Голявкина, Б.Заходера.

Для учащихся 1-4-х классов.

Действующие лица:

Библиотекарь

Колоброд

Дочь библиотекаря

Лесовички

Библиотекарь: Добрый день, дорогие дети и уважаемые взрослые!

Наша встреча происходит в апреле. А как говорят: весь апрель – никому не верь, то есть апрель ассоциируется с шуткой, юмором, выдумкой.

И у нас сегодня веселый праздник, праздник юмористический.

Вы любите юмор?

А вы любите волшебство и чудеса?

Я как, библиотекарь, хочу спросить вас: где мы можем прочитать про чудеса? В книгах и журналах.

Например, в журнале « В тридевятом царстве».

Там герои Тюхтя, Мастеря и Колоброд знакомят ребят с лучшими произведениями литературы, попадая в самые отдаленные уголки тридевятого царства.

Эти лесовички живут на маленькой поляне в лесу.

У Колоброда есть книга « Магия на каждый день». Это особая волшебная книга. Ее можно читать только тогда, когда ей самой этого захочется.

При этом из нее выпадает тот самый листок, который она дает почитать, но удивительное дело, листков в ней никогда не убывает.

И вот однажды из книги выпал лист. Лесовичок поспешно развернул его.

Это была карта. Карта нашего Кичменгского Городка.

(лесовичок побежал к друзям).

Колоброд: У меня карта Кичменгского Городка. Пора отправляться в путь.

Тюхтя: А чего там хорошего?

Колоброд: Как чего? Сегодня Кичменгский Городок превращается в Городок Чудес. Улицы села заселяют герои юмористических рассказов и стихов.

Любопытство колобродит:

На печи сидеть не впрок,

И толкает и выводит

Ранним утром за порог.

И пускай я- непоседа!

И дорога далека!

Интересная беседа

Мне дороже пирога.

По оврагам и болотам,

Через горы и леса

И за каждым поворотом

Ожидают чудеса!

Мастеря: Ну, айда по калитку.

(выносят калитку, на ней надпись: « Куда пожелаете?»)

Колоброд: (ткнул в карту пальцем и прочитал: Кичменгский Городок.

(калитка окрывается и герои проходят в нее).

Библиотекарь: Как вы думаете я узнала про лесовичков и про городок чудес, в который однажды превратился наш Кичменгский Городок. А дело было так.

Дочь библиотекаря: Как - то летом я у дедушки и бабушки залезла на чердак и заметила сундук. Меня заинтересовало, что там внутри. Я подняла крышку и увидела, что там лежат школьные учебники и тетради. Посмотрела я учебники, тетради, с отметкам, что поставлены красным карандашем и хотела уже закрыть крышку, как увидела на дне сундука еще одну тетрадь.

Открыла я ее и прочитала: « Достоверные записки Ани И Вани о необыкновенных путешествиях по Городку чудес». Меня, конечно, это очень заинтересовало и я принесла эту тетрадь маме и мы ее прочитали.

Библиотекарь: да мы прочитали с дочкой всю тетрадку. Из этих записей мы узнали, что оказывается однажды через наш Кичменгский Городок ночью пролетел волшебник Книж. Ему сверху понравилось наше спокойное село. Он решил задержаться хотя бы на денек.

А мы знаем, что если рядом волшебник, то случаются чудеса.

Да, когда жители Кичменгского Городка проснулись назавтра, то они не узнали своих улиц. Наш Кичменгский Городок был превращен в Городок Чудес.

И когда, проснулись брат и сестра Анечка и Ванечка, они услышали и увидели вот что:

Лесовички: - Ты еще не видел чуда?

Никогда не видел чуда?

Вот беда не видел чуда.

Так сходи и посмотри.

Ты увидишь просто чудо,

Удивительное чудо!

Ванечка: Какое чудо?

Анечка: Я хочу видеть чудо!

Ведущие: И наши лесовички повели Анечку и Ванечку на улицу.

А на улице было такое! Оказывается все улицы за ночь были переименованы.

Улица Заречная, на которой стоит наша школа и этот клуб стала называться улицей ФАНТАЗЕРОВ.

И на ней поселились герои всеми любимого писателя Н. Носова.

Вобщем, вы это все сами увидите. Как раз на эту улицу « Фантазеров» ведут лесовички Колоброд, Тюхтя и Мастеря Анечку и Ванечку.

Инсценировка « Фантазеры»

« Бобик в гостях у Барбоса»

Анечка: Мне хочется посмотреть, что на других улицах.

Тюхтя: Тогда вперед.

Ведущий: Пока наши герои бегут через реку Вообразилию, то есть через реку Кичменгу. Я хочу сказать, что на улице Фантазеров, то есть на Заречной улице мы посмотрели инсценированный рассказ « Фантазеры» и рассказ «Барбос в гостях у Бобика» Н. НОСОВА.

Ванечка: Вот мы и на Первомайской.

Мастеря: Нет, эта улица сейчас называется ОЗОРНАЯ.

Тюхтя: И на ней поселились герои рассказов Виктора Драгунского.

Инсценировка рассказов:

« Заколдованная буква».

« Пожар во флигеле, или подвиг во льдах».

« Главные реки».

« Где это видано, где это слышано»

Колоброд: Мы уже посмотрели и рассказы Драгунского.(перечисляет).

Но у меня любопытство колобродит. Идемте дальше. Если посмотреть на наш план села, то мы можем попасть на улицу Советскую.

Ванечка: Значит, она не переименована. Так и осталась Советской.

Колоброд: Волшебная книга говорит, что там поселились герои Успенского. И если вы расскажете хотя бы одно стихотворение Э. Успенского, книга расскажет как называется эта улица.

(пошушукались Ваня и Аня. Ваня рассказывает стихотворение « Память» Успенского.

Колоброд: Книга говорит, что улица Советская превратилась в ««РАЗНОЦВЕТНЫЙ БУЛЬВАР»

Инсценировка « Охотник».

« Академик Иванов».

Тюхтя: А сейчас мы по улице Центральной выйдем на главную площадь Кичменгского Городка.

Мастеря: Ты опять говоришь не по волшебству. Наш план села и книга говорит, что мы по проспекту ЧУДАКОВ пройдем на ЗАБАВНУЮ площадь! Правда Колоброд?

Колоброд: Правильно. Только давайте чуть- чуть остановимся на проспекте Чудаков и посмотрим на героев Б. Заходера

«Два и три».

Ванечка: Я слышу музыку, за мной на Забавную площадь.

Песня Юры Наволоцкого.

Колоброд: Волшебная книга говорит, что мы только тогда сможем покинуть эту площадь, если кто-то из нас споет песню.

Песня « Звездочка» Гали Карачевой.

Тюхтя: Вы тоже учитесь в школе. Ну-ка, пока мы идем туда, задайте нам какой- нибудь вопрос.

Ваня: Сколько будет девятью девять?

Тюхтя: это больше четырех.

Ваня: И насколько же больше?

Мастеря:(развел руки в стороны) Примерно вот на столько.

Ваня: Позор. Вы не знаете таблицу умножения на 9!

Колоброд: Почему не знаем. Я знаю все, только на минутку в книгу загляну.

Аня: Не думаю, что эта уловка тебе поможет. Никто не может научиться умножать за минутку.

Колоброд: Хочешь узнать один из секретов устного счета?

Давай прочтем, что было написано в Волшебной книге: Положи перед собой руки и мысленно пронумеруй все пальцы. Предположим, тебе надо перемножить 3 на 9.

Аня: Зачем мне это надо. Я итак, знаю таблицу умножения.

(Вдруг герои Голявкина окружают лесовичков и брата с сестрой.)

Здравствуйте, вы пришли к нам в гости.

Давайте познакомимся.

Тюхтя, мастеря, Колоброд, Ваня, Аня.

А мы герои Голявкина и поселились на улице УДИВИТЕЛЬНОЙ.

Да, вашу улицу Комсомольскую мы назвали улицей Удивительной. Правда красиво.

Инсценировка: « Как я всех обманул».

« Лукьян».

« Болтуны».

« Козел- баран».

« Яандреев».

Мастеря: Ребята, по стихам моих друзей вы поняли к улице какого автора мы подошли?

А где живут звери, кроме зоопарка. Правильно в лесу.

Итак, на какую мы улицу пришли?.

Правильно, на Лесную.

Только, если по- нашему, то на ЧУДНУЮ.

« Столяр Кушаков».

« Иван Иванович Самовар».

Ведущие: Так и водили лесовички наших Ваню и Аню, пока те не ёустали и не ушли спать.

А назавтра они написали все это в этой тетради.

А нам остается гадать, то ли они это все видели наяву, то ли это им приснилось.

Музыка песни « Городок». Все герои кланяются.

1. Обобщение опыта работы В.А. Стахеевой, заведующей библиотекой Первомайской средней общеобразовательной школы ………………………..4

2. Сценарий праздника « Городок чудес» ……………………………………10