Общественное мнение. Общественное мнение как состояние массового сознания

Общественное сознание - это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание не может быть просто механическим объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой всегда качественно новое явление, поскольку является синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний.

Массовое сознание -один из видов общественного сознания. Тип общественного сознания, совокупность различных взглядов, представлений, настроений, социальных чувств, эмоций и т. п., разделяемых большими социальными общностями: народами, классами и т. п.

Концепция массового сознания Б.А. Грушина.

Поначалу, Б.А. Грушин придерживался позиций Г.Г. Дилигенского и А.К. Уледова , не делая большой разницы между общественным мнением, общественным сознанием и сознанием массовым.

Но по его мнению, которое потом стало расходиться с коллегами Интерпретации массового сознания общественному мнению была отведена более узкая, специфическая сфера "моментально" меняющегося массового сознания, проявляющегося в его отношении к отдельным, "точечным" объектам действительности, опросы общественного мнения фиксируют именно эти краткосрочные точки массового сознания.

Главной ошибкой своих коллег Грушин считал игнорирование определения носителя массового сознания. Исследователи молчаливо исходили из предпосылки об отличии массового сознания от группового, однако, на деле при анализе феномена подменяли "массу" "группой", теряя, таким образом, разницу между ними.

Левада…???

Общественное мнение и журналистика- Благодаря массовым коммуникациям мы не только получаем информацию. Журналистика, передавая информацию, формирует наши отношения к этой информации. Общественное сознание- это отражение отношения людей к действительности. Журналистика через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные эмоции и действия на эти или иные события. Формируя массовое сознание, журналистика влияет на мировоззрение людей, их мироощущение и мировосприятие. Например, может поменяться представление человека о мире, обществе, культуре и самом себе.

Прослеживается общая тенденция СМИ - это манипулирование общественным сознанием, когда подается современное развитие психологии, культуры, меняется самосознание человека, его отношение к окружающему миру.

Общественное мнение и массовое сознание. Массовые настроения и массовые действия

Определить, что же есть сознание очень сложно и определений таких существует сегодня довольно много. Более четко определяет сознание теория марксизма: сознание есть свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную реальность. Считается, что сознанием обладает только человек, однако в настоящее время эта точка зрения среди ученых вызывает большие сомнения.

Изучение сознания на уровне больших групп является не только интересной теоретической проблемой. Но и непосредственно связано с проведением конкретных эмпирических исследований. В настоящее время можно говорить о трех основных подходах, о трех пониманиях того, что же есть сознание на уровне больших групп: общественное сознание, массовое сознание, социальные представления.

Сегодня в концепции общественного сознания лежит утверждение о том, что сознание производно от материальных условий жизни и является его отражением (бытие определяет сознание). Общественное сознание имеет ряд особенностей.

Во-первых, общественное сознание является производным от глобальных особенностей социальной системы, в первую очередь от экономического базиса общества и поэтому изменяется медленно, а его содержанием являются все проблемы, которые возникают в жизни людей и не только актуальные на данный момент.

Во-вторых, общественное сознание дискретно (прерывно) и это проявляется в выделении в нем различных видов: правового, этического, политического, философского, исторического и др. Дискретность общественного сознания проявилась в разделении его на виды и элементы.

В-третьих, общественное сознание существует на трех уровнях: индивидуальном, групповом (малые группы) и общественном (большие группы). Каждый следующий уровень является качественно новым образованием по отношению к предыдущему. Индивидуальное сознание точно также производно от внешних условий существования человека, как и общественное и возникает оно не само по себе, а в обществе.

В-четвертых, изначально общественное сознание рассматривалось как структура довольно устойчивая и непротиворечивая.

В-пятых, общественное сознание рассматривалось первоначально как самодостаточное, вне связи с поведением

Полагаем, что основное утверждение, лежащее в основе концепции массового сознания, в принципе не противоречит тому, что лежит в основе теории общественного сознания и является результатом отражения тех обстоятельств, что существует вокруг людей.

Поэтому стремление многих исследователей ОМ отождествлять его с проявлениями массового сознания вполне логично. Более того, это положение имеет и вполне определенные исторические корни. Так некоторые крутые переломы эволюции российского общества убедительно говорят о том, что любые изменения в общественном мнении связаны с движением и обновлением сознания народных масс (массовое сознания).

Что же есть такое массовое сознание и почему оно так восприимчиво ко всем факторам общественной ситуации, воздействующим на формирование ОМ? Во многих работах говорится о том, что ОМ есть состояние (проявление) общественного сознания. Чем же различается общественное и массовое сознание? Для этого необходимо обратиться к структуре общественного сознания.

Общественное сознание представляет собой целостное духовное образование, имеющее сложную структуру, в которой выделяются разные уровни, сферы, формы сознания.

По уровню отражения действительности различается рациональное сознание – логически упорядоченная система знаний и представлений, содержащих относительно целостное объяснение сущности процессов и явлений. Обыденное сознание – это сознание, которое возникает непосредственно во время практической деятельности широких масс и неразрывно связанное с повседневными условиями и образом жизни людей.

Если говорить о видах общественного сознания, то длительное время выделяли политическое, правовое, нравственное, философское и эстетическое. Сегодня стали выделять также экономическое, историческое и экологическое сознание.

В чем разница между сознанием общества и общественным сознанием? Сознание общества характеризует те или иные духовные образования с точки зрения субъекта, в то время как понятие общественное сознание – в зависимости от объекта отражения.

Охватывая сознание определенных субъектов, сознание общества тесно связано с духовным, распространением и функционированием идей и представлений, то есть, со всей духовной сферой жизни общества.

Говоря о субъектах (носителях) различных идей, взглядов, чувств, исследователи выделяют как относительно самостоятельные образования в структуре сознания общества, сознание социально-демографических групп, сознание различных наций (фашизм, нацизм) и народностей.

В структуре сознания общества выделяется сознание специализированное и массовое. Специализированное сознание есть локализированное сознание, которое присуще специалистам в той или иной области знания.

Массовое сознание является широко распространенным и свойственно большинству населения. В массовом сознании органически переплетаются все реально функционирующие духовные образования, охваченные широким понятием «сознание общества». Однако это становится возможным лишь тогда, когда те или иные идеи, взгляды и чувства людей получают широкое распространение в обществе, становятся достоянием широких народных масс.

Между специализированным сознанием и массовым сознанием нет преград. Только в процессе их взаимодействия может происходить активное обогащение массового сознания специализированным и, наоборот. В результате различные идеи и представления, теоретические положения и концепции, получая в обществе широкое распространение, постепенно становятся достоянием широких масс, массовым сознанием.

Социология рассматривает общественное мнение как форму массового сознания, заключающую в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности. Общественное мнение определяют как специфический социальный институт, обладающий своими функциями. Так как общественное мнение -- это социальная сила, которая через механизмы общественного воздействия, передачу норм, ценностей, традиций участвует в регулировании общественных отношений. Чтобы определить особенности общественного мнения важно ясно представлять структуру массового сознания.

Массовое сознание можно представить как совокупность четырех взаимодействующих специфических компонентов: мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения.

При этом роль «ядра» играют два взаимосвязанных, медленно изменяющихся компонента -- мировоззрение и миросозерцание; вокруг него концентрируется система развивающихся исторических представлений; «внешнюю оболочку» «ядра» составляет подвижная, изменчивая сфера общественного мнения. Такое представление о структуре массового сознания, носит упрощенный и жестко фиксированный характер, но помогает увидеть главное -- структуру массового сознания как объекта, с которым происходит повседневное взаимодействие СМИ.

Если мировоззрение и миросозерцание -- компоненты «ядра» массового сознания, то историческое сознание составляет как бы область перехода от «ядра» к «оболочке» -- общественному мнению как системе ориентаций в современности.

Общественное мнение представляет собой реакцию массового сознания на явления, события, процессы, тенденции, конфликты, персонажи современной жизни, т.е. на все то, что составляет текущую историю в ее конкретных характерных проявлениях. При этом если мировоззрение и миросозерцание относительно устойчивы и прочно удерживают принятые представления и идеи, то общественное мнение значительно более подвижно, изменчиво и динамично, в силу текучести жизни и перемен, происходящих в современном мире.

Важно знать то, как формируется общественное мнение в реальной жизни. Носителем общественного мнения выступает масса людей, в идеальном представлении -- все общество. Сталкиваясь с разного рода явлениями, событиями, поступками, заявлениями, процессами в различных областях жизни, каждый субъект общественной жизни как индивидуальный носитель общественного мнения, стремясь разобраться в мире актуальных явлений современности, использует для понимания их характера, смысла и значения фундаментальные компоненты массового сознания -- мировоззрение, миросозерцание, исторические знания и на этой базе формирует свое суждение относительно явлений, событий действительности. Объектом внимания общественного мнения выступает все существенное во всех сферах жизни -- совокупность конкретных ситуаций в экономической и политической жизни, в социальной области, в науке и культуре, в сфере быта и отдыха, торговли и обслуживания. Иначе говоря, нет ни одной сферы жизни общества, к которой не проявлялся бы интерес общественного мнения.

В целом общественное мнение -- это отраженная в массовом сознании система понятых и оцененных конкретных ситуаций текущей жизни общества и возникающая в связи с этим совокупность представлений о том, что и как должно быть изменено в действительности.

Журналистам необходимо знать как сущностные свойства общественного мнения (и всех других компонентов массового сознания), так и реальное его состояние в настоящее время. Состояние действительного общественного мнения в тех или иных слоях может быть развитым и слабо выраженным, цельным и частичным, содержать верные или неверные представления, вопросительные и проблемные суждения.

Массовое сознание

Массовое сознание - один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения. Это особый, специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам»). Массовое сознание определяется как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых ком­понентов сознания большого числа весьма разнообразных «классических» групп об­щества (больших и малых), однако оно несводимо к ним. Это новое качество, возни­кающее из совпадения отдельных фрагментов психологии деструктурированных по каким-то причинам «классических» групп. В силу недостаточной специфичности ис­точников своего появления и неопределенности самого своего носителя массовое со­знание в основном носит обыденный характер.

С содержательной точки зрения, в массовом сознании запечатлены знания, пред­ставления, нормы, ценности и образцы поведения, разделяемые какой-либо возника­ющей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов - массой. Они вы­рабатываются в процессе общения людей между собой и совместного восприятия ими социально-политической информации (скажем, в ходе политического митинга). Со­гласно такому взгляду, массовое сознание отличает, во-первых, общесоциальная, а не только групповая типичность всех образующих его компонентов. Во-вторых, его отличает их общесоциальное признание, санкционированность той или иной доста­точно массовой общностью. В этом смысле массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание. Хотя массовое сознание и реализуется в массе индиви­дуальных сознаний, но оно не совпадает, с точки зрения содержания, с каждым из них в отдельности, с индивидуальным сознанием как таковым. Для зарождения и функ­ционирования массового сознания совершенно не обязательна совместная деятель­ность членов общности («массы»), что традиционно принято считать обязательным для появления группового сознания.

По структуре, массовое сознание включает основной (первичный), эмоциональ­но-действенный, и вторичный, рациональный уровни. В основе массового сознания обычно лежит яркое эмоциональное переживание некой социальной проблемы, вы­зывающей всеобщую озабоченность. Это может быть война, революция, масштабный экономический кризис и т. д. Крайняя степень переживания проблемы выступает как системообразующий фактор массового сознания. Такое переживание, проявляясь в

Глава 1.1. Массы и массовое сознание 21

сильных эмоциях или чувствах, заслоняет собой все другие, привычные правила жиз­ни - групповые нормы, ценности и образцы поведения. Оно порождает потребность в немедленных действиях - потому и определяется как эмоционально-чувственная основа (иногда - как «ядро») массового сознания. Когда объявляется война, напри­мер, у части людей (как раз и формирующей данную массу) возникает состояние свое­образной аномии, разрушения в сознании привычных норм поведения.

На основе «ядерного», базисного эмоционально-действенного уровня постепен­но образуется более рациональный уровень. Он включает различные когнитивные компоненты - прежде всего, общедоступные знания, массово обсуждаемую и разде­ляемую информацию.

По своему психологическому составу рациональный уровень массового сознания включает в себя более статичные (типа оценок и ожиданий, ценностей и «общих ори­ентации») и более динамичные (типа массовых мнений и настроений) компоненты.

Внутри рационального уровня различаются три основных блока. Во-первых, это блок социальных ожиданий людей и оценок ими своих возможностей влиять на об­щественную систему в целях реализации имеющихся ожиданий. Во-вторых, разли­чается блок быстро меняющихся мнений и, особенно, настроений людей - прежде всего, связанных с оценками ими текущего положения, правительства, лидеров, кон­кретных социально-политических акций и т. д. В-третьих, выделяется блок социаль­но-политических ценностей, лежащих уже в основе достаточно осознанного поли­тико-идеологического выбора (например, ценности справедливости, демократии, ра­венства, стабильности, порядка и т. д., или противоположные им). Эти ценности определяют итоговое отношение массового сознания к происходящему.

Рациональный уровень массового сознания, как правило, представляет собой от­ражение распространяемых через слухи или официальные средства массовой инфор­мации «массово необходимых» сведений.

Действенным проявлением массового сознания является массовое поведение, однако не всякое, а в основном стихийное - неорганизованное, но одинаковое и от­носительно необычное внегрупповое поведение больших масс людей, ситуативное и временное, связанное с особыми обстоятельствами. Примерами стихийного массово­го поведения являются, например, стихийная массовая агрессия в периоды войн и по­литических потрясений или, напротив, стихийная массовая паника, связанная с по­ражениями в войнах и восстаниях.

В первую очередь массовое поведение зависит от того, какой из двух основных уровней (эмоционально-действенный или рациональный) возобладает в массовом со­знании. В зависимости от этого оно будет более или менее стихийным или управляе­мым. Во вторую очередь оно зависит от эффективности (объема и качества) самого внешнего воздействия, оказываемого на массовое сознание. В принципе, до опреде­ленных моментов массовое сознание (и, соответственно, поведение массы) обычно по­датливо по отношению к внешним воздействиям.

Основные характеристики (свойства) массового сознания уже описаны в лите­ратуре. Оно эмоционально, заразительно, мозаично, подвижно и изменчиво. Оно все­гда конкретно. Как правило, оно неоднородно, аморфно, противоречиво, лабильно и размыто. Когда единичный субъект, как полагал X. Ортега-и-Гассет, становится час­тью массы, он неизменно подпадает под власть определенных, а именно инстинктив-

22 Часть 1. Массы

ных, иррациональных страстей, темных импульсных реакций. Интеллекту, разуму, логической аргументации вовсе нет места в массовой психологии. 3. Фрейд утверж­дал: «Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руково­дит бессознательное» (Фрейд, 1969).

Эти свойства связаны со свойствами самого субъекта массового сознания. Реаль­ная диалектика взаимосвязи «массы» и ее сознания такова, что возникающие обычно основы массового сознания сами формируют свою массу, которая, в свою очередь, в дальнейшем формирует свое сознание. Как верно писал Б. А. Грушин, «нет недостат­ка в эмпирических доказательствах того ежедневно и повсеместно наблюдаемого фак­та, что массовое сознание обнаруживает безусловную способность к «самопорожде­нию», к спонтанному возникновению и изменению в процессе и результате непосред­ственно-практического освоения массами их «ближайшего» общественного бытия» (Грушин, 1987).

Так, американские исследователи убеждены: «вслед за изменениями объективных условий социальной жизни происходит смещение очагов наибольшего беспокойства в сознании людей, в общественной психологии» («Американское общественное мнение и политика», 1978). И, соответственно, наоборот: сознание реконструирует бытие.

Проблема формирования и функционирования массового сознания до недавне­го времени рассматривалась в рамках жесткой дихотомии «или-или»». Массовое со­знание либо трактовалось как подчиняющееся собственным законам возникновения и развития, либо представлялось как управляемое извне, прежде всего идеологичес­кими средствами. Подобная абсолютизация была явно непродуктивной в отличие от более диалектического подхода. Последний предполагает, что массовое сознание воз­никает не просто в силу сходства условий, в которых живут и действуют многочис­ленные «массовые индивиды», не в силу одной лишь «одинаковости» их индивиду­ального опыта. Согласно этому подходу, оно возникает в силу того, что люди всегда, тем или иным образом, непосредственно или опосредованно, даже в отсутствие непо­средственно совместной деятельности, все-таки взаимодействуют друг с другом в про­странстве и времени. В ходе такого взаимодействия они совместно вырабатывают общие представления, чувства, мнения, фантазии и т. д. - компоненты общего для них массового сознания. С этой точки зрения, процесс образования, возникновения мас­сового сознания точнее всего передается терминами «порождение», «производство», «продуцирование», охватывающими обе стороны взаимосвязи - и внешние условия, и закономерности саморазвития массового сознания. В данной трактовке массовое сознание рассматривается как результат попытки масс осмыслить реалии собствен­ной жизни и тех условий, в которых эта жизнь протекает.

Развитие массового сознания зависит от масштаба охвата людей общими психи­ческими состояниями. Созревая первоначально в рамках традиционно выделяемых групп, отдельные компоненты массового сознания могут распространяться, захваты­вая представителей других групп и слоев общества и увеличивая тем самым массу, а могут, напротив, и сокращаться, сужая размеры субъекта массового сознания и пове­дения.

Такая размытость границ субъекта весьма осложняет создание типологии массо­вого сознания. В качестве оснований для его дифференциации на какие-то самостоя­тельно существующие типы в свое время предлагались следующие свойства:

Глава 1.1. Массы и массовое сознание 23

1) «общий и актуальный мыслительный потенциал» (объем всевозможных позитив­ ных знаний, которыми в принципе располагают те или иные массы и которые они практически используют в своей жизнедеятельности);

2) «пространственная распространенность» (формат захватываемой им массы);

3) темпоральность (устойчивость или неустойчивость во времени);

4) степень связности (противоречивости или непротиворечивости);

5) управляемость («удельный вес» и пропорции, соотношение входящих в массовое сознание стихийных и институционализированных форм);

6) уровень развития (высокий - низкий, развитое - неразвитое и т. д.);

7) характер выраженности (сильный, средний, слабый);

8) особенности используемых языковых средств (более или менее экспрессивных, включающих сугубо литературные или, также, и нелитературные компоненты). В качестве возможных критериев для более практической типологии массового

сознания исследователями предлагались не только содержательно-аналитические, но и оценочно-политические критерии. Например, как уже отмечалось, российскими политиками в начале XX века выделялись такие разновидности массового политичес­кого сознания, как сознание «просвещенное» и «темное», «прогрессивное» и «реак­ционное», «удовлетворенное» и «неудовлетворенное». Позднее учеными и политика­ми подразделялись варианты, находящиеся в различных отношениях к официальным позициям, структурам власти и символам пропаганды (скажем, «критическое» или, напротив, «конформистское» массовое сознание).

Однако все такие попытки создания типологии затрагивали лишь частные аспек­ты тех или иных проявлений конкретных вариантов массового сознания, тогда как в действительности оно представляет собой не плоскостное, а объемное, многомерное образование. В связи с этим оно может быть описано лишь в пространственной сис­теме координат, т. е. путем одновременного построения нескольких взаимодополня­ющих типологий и использования не одного, а нескольких коррелятивных парамет­ров, позволяющих в совокупности высветить моделируемое массовое сознание под разными углами и построить, за счет этого, его наиболее адекватную, в частности,

сферическую модель.

Примером создания такой типологии является опыт исследования массового по­литического сознания в США 70-х гг. XX в., в котором было выделено 12 «матрич­ных» параметров. С их помощью одновременно учитывались различные признаки со­держания, строения и функционирования такого массового сознания. В соответствии с этими параметрами были выделены либерал-технократический, либерал-рефор­мистский, либертаристский, традиционалистский, неоконсеровативный, радикал-ли-бертаристский, радикал-эскапистский, правопопулистский, радикал-демократический, радикал-бунтарский, радикал-романтический и радикал-социалистический типы массового политического сознания 1 .

Оценка и дифференциация содержания массового сознания, в обобщенном виде, возможна на основе совокупности трех основных характеристик. Во-первых, налич­ный (средний) уровень развития сознания масс в обществе. Он включает не только когнитивные элементы (объем знаний и суждений, способности суждения масс о тех

" Подробнее см.: Современное политическое сознание в США. М., 1980.

24 Часть 1. Массы

или иных социально-политических явлениях и процессах), но и направленность чувств и фантазий, способности эмоционально реагировать на окружающую действи­тельность. Во-вторых, диапазон и направленность потребностей, интересов, а также запросов, отличающих условия жизни масс в обществе. Наконец, в-третьих, диапазон информации, в массовом масштабе циркулирующей в обществе, в том числе специ­ально направляемой на массовое сознание через многочисленные каналы воспита­тельных и образовательных институтов и средства массовой информации.

Главная трудность анализа генезиса и процессов функционирования массового сознания заключается в том, что описать эти явления можно только на достаточно конкретном уровне, постоянно имея в виду конкретные особенности субъекта мас­сового сознания, его содержание, условия возникновения, испытываемые влияния и т. д. Одновременно описание должно быть основано на достаточно фундаменталь­ном аналитическом уровне. Решение данной задачи связывается с рассмотрением раз­личных макроформ, в которых существует, функционирует и развивается массовое сознание - типа массовых настроений и, отчасти, общественного мнения. Такие мак­роформы служат своеобразными «ядрами» тех или иных «полей» массового сознания. «Поля» же эти состоят из широких совокупностей разнообразных образов, знаний, мнений, волевых импульсов, чувств, верований и т. п. Такие «ядра» связывают раз­личные компоненты массового сознания в некое единое, относительно самостоя­тельное целое и тем самым обеспечивают его социально-политическое функциониро­вание.

В качестве макроформ массового сознания в определенные периоды развития выступают общественное мнение и массовые настроения. Общественное мнение - со­стояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение той или иной общности, или совокупности общностей, к происходящим событиям и бы­тующим явлениям. Общественное мнение выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях. То есть оно занимает определенную позицию, дает совет или выносит решение по тем или иным проблемам. В зависимо­сти от содержания высказываний общественное мнение выражается в оценочных, аналитических, конструктивных или подчас деструктивных суждениях. Обычно об­щественное мнение регулирует поведение людей, социальных групп и политических институтов в обществе, вырабатывая или ассимилируя (заимствуя из сферы науки, идеологии, религии и т. п.) и насаждая определенные нормы общественных отноше­ний. В зависимости от знака высказываний общественное мнение выступает в виде позитивных или негативных суждений.

Общественное мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем границы его суждений достаточно определенны. В качестве объекта вы­сказываний выступают лишь те факты и события действительности, которые вызы­вают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью. Если в ста­бильные периоды развития субъект общественного мнения обычно четко ограничен рамками принадлежности к тем или иным группам, то кризисное политическое раз­витие разрушает эти рамки.

Тогда общественное мнение способно обобщить те или иные индивидуальные и групповые мнения, нивелировать характерные для них специфические различия и образовать тем самым массу людей, придерживающихся единого, теперь уже в широ-

Глава 1.1. Массы и массовое сознание 25

ком смысле, общественного мнения. Такое массовое общественное мнение и стано­вится макроформой массового сознания. В качестве более или менее стихийного пове­дения оно проявляется в более легитимных (выборы органов власти, референдумы, средства массовой информации, социологические опросы и т. д.) или менее легитим­ных (митинги, манифестации, акции протеста, восстания и т. д.) формах.

История изучения массового сознания достаточно сложна и противоречива. Как уже говорилось, проблема реального «массового сознания» и его особого носителя, «массового человека», возникает в жизни, а затем и в науке на рубеже XVIII - XIX веков. До XVIII века включительно господствовали концепции, согласно которым об­щество представляет собой скопление автономных индивидов, действующих самосто­ятельно, руководствуясь собственным разумом и чувствами.

Хотя подспудно массовизация общественного сознания начиналась и раньше, до определенного времени она носила локальный характер. Это было связано с недоста­точной плотностью расселения людей. Невозможно наблюдать действительное «мас­совое» сознание в обществе, население которого расселено исключительно по неболь­шим деревням и феодам. Отдельные вспышки относительно массовой психологии стали наблюдаться по мере разрастания средневековых городов. «Из-за постоянных контрастов, пестроты форм всего, что затрагивало ум и чувства, средневековая жизнь возбуждала и разжигала страсти, проявляющиеся то в неожиданных взрывах грубой необузданности и звериной жестокости, то в порывах душевной отзывчивости, в пе­ременчивой атмосфере которых протекала жизнь средневекового города» (Хейзинга, 1988). В городах такие проявления обыденного сознания неизбежно носили уже до­статочно массовый характер.

Однако это были лишь предварительные формы, начало массовизации. Прав А. Я. Гуревич, когда пишет: «Конечно, если мы станем искать в высказываниях веду­щих теологов и философов Средневековья непосредственное выражение массового сознания и вознамеримся по ним судить о настроениях и воззрениях «среднего чело­века», мы впадем в глубочайшее заблуждение» (Гуревич, 1981). Ни само общество, ни его тогдашние «теоретические представители» не могли осознать и сформулиро­вать реальное состояние психологии населения. Хотя именно тогда массовое созна­ние, отличавшееся особым доминированием иррациональных форм, с большой силой уже проявлялось даже в политике.

«Без сомнения, - пишет Хейзинга, - тот или иной элемент страсти присущ и со­временной политике, но, за исключением периодов переворотов и гражданских войн, непосредственные проявления страсти встречают ныне гораздо больше препятствий: сложный механизм общественной жизни сотнями способов удерживает страсть в жестких границах. В XV веке внезапные эффекты вторгаются в... жизнь в таких мас­штабах, что польза и разум все время отодвигаются в сторону» (Хейзинга, 1988). Однако вплоть до конца XVIII века все эти эффекты все-таки носили достаточно ча­стный, локальный характер.

На рубеже XVIII-XIX веков ситуация кардинально изменилась. Промышленная революция и начавшаяся урбанизация привели к появлению массовых профессий и, соответственно, к массовому распространению ограниченного числа укладов жизни. Снижение доли ремесленничества и нарастающее укрупнение производства неизбеж­но вели к деиндивидуализации человека, к типизации его психики, сознания и пове-

26 Часть 1. Массы

дения. Разрастание крупных городов и усиление миграции в них людей из аграрных провинций с разных концов той или иной страны, а подчас и сопредельных стран, вели к смешению национально-этнических групп, постепенно размывая психологические границы между ними. В то же время большие социально-профессиональные группы еще только формировались. Соответственно, шла стихийная крупномасштабная со­циальная реформа, первоначальный этап которой как раз и характеризовался де-структуризацией привычных психологических типов и появлением новых, еще не­структурированных и потому размытых «неклассических» форм общественного со­знания. Так стало очевидным появление принципиально нового явления, которым и занялась наука.

Формально словосочетание «массовое сознание» стало встречаться в научной ли­тературе начиная с середины XIX века.Оно особенно распространилось к концу дан­ного столетия, хотя носило еще описательный, скорее образный характер, в основном лишь подчеркивая масштабы проявлявшихся психологических явлений. До этого вообще преобладало обобщенное понятие «психология масс». Считающиеся класси­ческими труды Г. Тарда, Г. Лебона, Ш. Сигеле и У. Макдауголла, появившиеся на рубеже XIX-XX веков и посвященные отдельным конкретным проявлениям психо­логии масс (прежде всего, психологии толпы), носили лишь отчасти психологичес­кий, а больше общесоциологический и даже научно-публицистический, чем аналити­ческий характер.

Более или менее определенное употребление понятия «массовое сознание» в ка­честве специального научного термина началось лишь в 20-30-е гг. XX столетия, хотя и тогда это долгое время оставалось на уровне беглых упоминаний и несопоставимых между собой, крайне многообразных трактовок. Затем наступила продолжительная пауза в исследованиях. В западной науке это определялось тем, что массовая психо­логия как таковая стала исчезать: общество структурировалось, а культ «свободного индивида» предопределял доминирование индивидуальной психологии. Прежние массы как бы «рассыпались», превращаясь, по Д. Рисмену, в «толпы одиноких». С ис­чезновением же феномена минимизировались и попытки его изучения. В итоге, за­падные исследователи так и не смогли договориться о смысле понятия «массы», ле­жащего в основе исследования массового сознания.

В отечественной науке сложилось иное, хотя и во многом аналогичное положе­ние. Структурирование общества по социально-классовому признаку привело к аб­солютизации роли классовой психологии. Она подменила собой и массовое, и инди­видуальное сознание. Соответственно, и здесь массовая психология как таковая ис­чезла из поля зрения исследователей.

Во второй половине 60-х гг. XX столетия понятие «массовое сознание» пережило своеобразное второе рождение в отечественном обществознании, хотя это был крат­ковременный период. Лишь начиная со второй половины 80-х гг. можно отметить но­вый прилив исследовательского интереса к данному феномену. Но до сих пор недо­статочное внимание к нему объясняется, как минимум, двумя причинами. Во-первых, объективные трудности изучения массового сознания. Они связаны с самой его при­родой и свойствами, плохо поддающимися фиксации и описанию, что делает их трудноуловимыми с точки зрения строгих операциональных определений. Во-вто­рых, трудности субъективного характера, прежде всего в отечественной науке, все еще связанные с доминированием догматизированных социально-классовых представле-

Глава 1.1. Массы и массовое сознание 27

ний, а также недостаточной разработанностью терминологического аппарата, что про­должает сказываться до сих пор.

В итоге, как в зарубежной, так и отечественной научной литературе, посвящен­ной различным сторонам явления массовизации психики и массовой психологии в це­лом, до сих пор нет крупных работ, в которых специально рассматривалась бы психо­логия массового сознания. Бытующие ныне в науке взгляды можно объединить в два основных варианта.

С одной стороны, массовое сознание - это форма общественного сознания, замет­но проявляющаяся лишь в бурные, динамичные периоды развития общества. В такие периоды у общества обычно нет интереса к научным исследованиям. В обычные же, стабильные периоды развития массовое сознание функционирует на малозаметном, обыденном уровне. При этом существенно, что оно может одновременно включать в себя отдельные компоненты разных типов сознания. Например, сознание класси­ческих групп социально-профессионального характера, составляющих собой со­циальную структуру общества (что обычно имеет приоритетный характер, и в первую очередь фиксируется теоретиками). Оно может включать и некоторые иные типы сознания, присущие специфическим множествам индивидов, объединяющим пред­ставителей различных групп, но в то же время не имеющим отчетливо группового характера. Обычно это обыденное сознание, не имеющее четкой социальной специ­фики, например «сознание» очереди за дефицитным товаром в условиях «развитого социалистического общества». Согласно данной точке зрения, проявления массово­го сознания носят в значительной мере случайный, побочный характер и выступают в качестве признаков временного, несущественного стихийного варианта развития.

С другой стороны, массовое сознание рассматривается как достаточно самостоя­тельный феномен. Тогда это сознание вполне определенного социального носителя («массы»). Оно сосуществует в обществе наряду с сознанием классических групп. Возникает оно как отражение, переживание и осознание действующих в значитель­ных социальных масштабах обстоятельств, в том или ином отношении общих для членов разных социальных групп, оказывающихся тем самым в сходных жизненных условиях и уравнивающих их в том или ином плане. Согласно данной логике, массо­вое сознание оказывается более глубинным образованием, отражением действитель­ности «первичного порядка», которое лишь потом обретает необходимые психологи­ческие признаки социальной определенности.

О тотальном, в рамках всего общества, массовом сознании можно говорить, лишь подразумевая какое-то конкретное явление, всеобъемлюще захватывающее практи­чески всех членов общества и приводящее их в том или ином измерении сознания к некоему «общему знаменателю». Пример такого рода демонстрирует проведенный в свое время К. Марксом анализ массовизации производительных сил, а вместе с этим и производственных отношений, и всей психики людей в ходе промышленной рево­люции Аналогичные реакции и последствия вызывают подчас глобальные катастро­фы, прямо или косвенно вовлекающие подавляющее большинство членов общества. Специфическими примерами формирования массового сознания является также дей­ствие средств массовой коммуникации и пропаганды. Совершенно особое явление по­добного рода - массовая мода, могущая за предельно короткое время захватывать огромные массы людей. Пример из иной сферы, однако также демонстрирующий спе­цифические механизмы массовизации психики, - психология религии. В целом,

28 Часть 1. Массы

в ситуациях названного типа доминирующим содержанием сознания значительных масс людей становятся мысли, чувства и переживания, связанные с тем, что состав­ляет содержание массового сознания на данный момент.

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

1.1 Общественное мнение как часть массового сознания

Социология рассматривает общественное мнение как форму массового сознания, заключающую в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности. Общественное мнение определяют как специфический социальный институт, обладающий своими функциями. Так как общественное мнение -- это социальная сила, которая через механизмы общественного воздействия, передачу норм, ценностей, традиций участвует в регулировании общественных отношений. Чтобы определить особенности общественного мнения важно ясно представлять структуру массового сознания.

Массовое сознание можно представить как совокупность четырех взаимодействующих специфических компонентов: мировоззрения, миросозерцания, исторического сознания и общественного мнения.

При этом роль «ядра» играют два взаимосвязанных, медленно изменяющихся компонента -- мировоззрение и миросозерцание; вокруг него концентрируется система развивающихся исторических представлений; «внешнюю оболочку» «ядра» составляет подвижная, изменчивая сфера общественного мнения. Такое представление о структуре массового сознания, носит упрощенный и жестко фиксированный характер, но помогает увидеть главное -- структуру массового сознания как объекта, с которым происходит повседневное взаимодействие СМИ.

Если мировоззрение и миросозерцание -- компоненты «ядра» массового сознания, то историческое сознание составляет как бы область перехода от «ядра» к «оболочке» -- общественному мнению как системе ориентаций в современности.

Общественное мнение представляет собой реакцию массового сознания на явления, события, процессы, тенденции, конфликты, персонажи современной жизни, т.е. на все то, что составляет текущую историю в ее конкретных характерных проявлениях. При этом если мировоззрение и миросозерцание относительно устойчивы и прочно удерживают принятые представления и идеи, то общественное мнение значительно более подвижно, изменчиво и динамично, в силу текучести жизни и перемен, происходящих в современном мире.

Важно знать то, как формируется общественное мнение в реальной жизни. Носителем общественного мнения выступает масса людей, в идеальном представлении -- все общество. Сталкиваясь с разного рода явлениями, событиями, поступками, заявлениями, процессами в различных областях жизни, каждый субъект общественной жизни как индивидуальный носитель общественного мнения, стремясь разобраться в мире актуальных явлений современности, использует для понимания их характера, смысла и значения фундаментальные компоненты массового сознания -- мировоззрение, миросозерцание, исторические знания и на этой базе формирует свое суждение относительно явлений, событий действительности. Объектом внимания общественного мнения выступает все существенное во всех сферах жизни -- совокупность конкретных ситуаций в экономической и политической жизни, в социальной области, в науке и культуре, в сфере быта и отдыха, торговли и обслуживания. Иначе говоря, нет ни одной сферы жизни общества, к которой не проявлялся бы интерес общественного мнения.

В целом общественное мнение -- это отраженная в массовом сознании система понятых и оцененных конкретных ситуаций текущей жизни общества и возникающая в связи с этим совокупность представлений о том, что и как должно быть изменено в действительности.

Журналистам необходимо знать как сущностные свойства общественного мнения (и всех других компонентов массового сознания), так и реальное его состояние в настоящее время. Состояние действительного общественного мнения в тех или иных слоях может быть развитым и слабо выраженным, цельным и частичным, содержать верные или неверные представления, вопросительные и проблемные суждения.

Значение общественного мнения в жизни любого общества является чрезвычайно важным. Общественное мнение - это некий общественный позитив, регулирующий отношения между людьми, формулирующий общественные представления о должном и недолжном...

Влияние СМИ на общественное мнение

Влияние СМИ на формирование общественного мнения

Рассмотрим СМИ как один из каналов распространения информации, формирующих общественное мнение. В этом аспекте важно изучить идеологическую функцию. Идеология -- это система взглядов...

Зимние Олимпийские игры 2014 в Сочи в публикациях российских СМИ

Предварительно следует выделить ряд факторов, влияющих на эффективность освещения спортивных событий. 1) Популярность - общедоступность, степень востребованности, распространенность среди различных социальных групп населения, успех...

Зимние Олимпийские игры 2014 в Сочи в публикациях российских СМИ

Зимние Олимпийские игры 2014 в Сочи в публикациях российских СМИ

В рамках данного исследования был проведен кластерный анализ полученных распределений слов. Применение данного метода позволило решить задачу построения типологии спортивных материалов...

Каналы целенаправленного формирования общественного мнения об ООО "Русинтерфарм": сравнительная эффективность

1.1 Понятие «Общественное мнение» Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению...

Риторика иронии в заголовках средств массовой информации

Подбираясь к предмету нашего исследования нельзя не заострить внимание на самом канале, по которому осуществляется коммуникация между читателем и автором. Как уже было сказано ранее, в коммуникационном процессе должен присутствовать тот путь...

Роль СМИ (средства массовой информации) в формировании общественного мнения

Средства массовой информации являются достаточно мощным инструментом в руках всех - от политиков до политтехнологов. Не секрет, что именно СМИ формируют общественное мнение на те или иные события. Споры о том, что СМИ...

Система управления связями с общественностью

В системе государственного управления ведущая роль принадлежит общественному мнению. Через общественное мнение общество выражает свое отношение и дает оценку протекающим явлениям, возникающим проблемам...

Трудовая миграция, как проблема мирового масштаба

Отечественные СМИ преследуют различные цели при освещении событий в Бирюлево с различных точек зрения. Одни стараются быть нейтральными и не придавать слишком яркую окраску данному событию, их цель, прежде всего...

Формирование СМИ общественного мнения по проблеме нелегальной иммиграции

Влияние СМИ на общество признано еще с 1450 года, когда Гутенберг изобрел свой знаменитый печатный станок. С тех пор СМИ прочно вошли в нашу жизнь, и как показывает практика, оказывают на нее сильное воздействие. Согласно ФЗ РФ от 27 декабря 1991 г...

Экологическая проблематика в современной прессе Беларуси

Естественно данный рынок очень динамичен. Судьбы изданий, приведенных в данном обзоре, тому доказательство. Кто-то идет напролом и забирает аудиторию другого, менее удачливого собрата, кто-то выживает. А кто-то сходит с дистанции...