Какие традиции художественной литературы 19 века. Общая характеристика русской литературы XIX века

Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский. Все их произведения ни на что не похожи и несут большой смысл в себе. Даже по сей день в школах проходят их произведения.

Все произведения принято делить на два периода: на первую половину девятнадцатого века и вторую. Это заметно по проблемам произведении и используемых изобразительных средств.

В чем же заключаются особенности русской литературы в девятнадцатом веке?

Первое, это то, что А.Н Островского принято считать реформатором, который принес очень много новшеств в драматургические произведения. Он первый затронул самые волнующие темы того времени. Не побоялся написать о проблемах низшего класса. Также А.Н.Островский первый смог показать нравственное состояние души героев.

Во-вторых, и И.С. Тургенев известен своим романом "Отцы и дети". Он затронул вечные темы любви, сострадания, дружбы и тему отношения между старым поколением и новым.

И, конечно, это Ф.М. Достоевский. Его темы в произведениях обширны. Вера в Бога, проблему маленьких людей в мире, человечность людей - все это он затрагивает в своих произведениях.

Благодаря писателям девятнадцатого века, нынешняя молодежь может учиться доброте и самым искренним чувствам через произведения великих людей. Миру повезло, что в девятнадцатом веке родились и жили эти талантливые люди, которые дали всему человечеству новую пищу для ума, открыли новые проблемные темы, научили сочувствию к ближнему и указали на ошибки людей: на их черствость, лживость, зависть, отречение от Бога, унижения другого человека и их корыстные побуждения.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Платонова Любовь к Родине или Путешествие воробья

    Произведение по жанровой направленности относится к притче, иносказательному рассказу, имеющему авторское нравоучение, основной тематикой которого являются размышления об истинных нравственных человеческих началах

  • Образ и характеристика Павлуши из рассказа Бежин луг Тургенева

    Павлуша сильно выделялся на фоне остальных мальчишек, как внешностью, так и характером. У ребят волосы были светлые, а у него – черные и растрепанные. Крепкий и приземистый, с большой головой он притягивал к себе внимание.

  • Образ и характеристика Дьякв в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение

    Одним из персонажей произведения Гоголя Ночь перед рождеством, является Осип Никифорович, сельский священнослужитель. Автором описывается внешность Осипа Никифоровича, как довольно неказистая и особо ничем не выдающаяся

  • Анализ рассказа Живая шляпа Носова

    Творчество советского детского писателя Н. Н. Носова проникнуто искренней любовью к детям. Рассказ “Живая шляпа” написан в 1938 году, когда только начиналась карьера писателя.

  • Анализ рассказа Гамлет Щигровского уезда Тургенева

    Произведение по жанровой направленности относится к рассказу, имеющего автобиографичные черты, входящего в состав прозаического сборника писателя «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики

Русская проза в последние десятиле-тия XIX в. переживала трудный и сложный, но не застойный период своего развития. Именно в прозе прежде всего отражалось своеобразие времени с ха-рактерными для него социальными контрастами и конфликтами, с противоречиями и идейными спорами.

Лучшие деятели русской культуры 70-х гг., как и прежде, искали опору в народе. Но в период убы-стренного пореформенного развития усиливается вни-мание к личности человека, обостряется чувство личной ответственности за все, что совершается в ми-ре, за тяжесть народной жизни, за трагический от-рыв русской интеллигенции от крестьянства. Отсюда появление «покаянной» лирики у Некрасова, траги-ческое мироощущение героев Достоевского, перелом в мировоззрении Л. Толстого.

В 80-е гг. именно Л. Толстой оказывается в цент-ре литературной жизни. (Напомним: Достоевский умер в 1881 г., Тургенев — в 1883 г.) Как раз в этот период во взглядах и в творчестве великого писа-теля происходят решительные изменения. Оконча-тельный и бесповоротный переход на позиции угне-тенного крестьянства предопределил его решительную критику всех официальных, бюрократических струк-тур в государстве. Л. Толстой был твердо убежден, что переустройство жизни возможно не с помощью революционных переворотов, а путем нравственного очищения. Злу нельзя противиться насилием, гово-рил писатель, потому что от этого количество зла в мире только увеличится.

Л. Толстой переносил решение многих жизнен-ных проблем в нравственно-этическую сферу, ставил важнейшие проблемы ответственности человека за себя и за других. Это помогло ему с громадной ху-дожественной силой проникнуть в психологические глубины личности. Поэтому призыв к самоусовер-шенствованию вовсе не является реакционной тео-рией, как считали многие до недавних пор. Начать с себя — вот главный завет Л. Толстого любому из нас, если мы озабочены судьбами народа и страны.

В 80-е гг. появляется новое поколение писателей: В. Г. Короленко, В. М. Гаршин, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Н. Г. Гарин-Михайловский, А. П. Чехов. Материал с сайта

Писатели в конце XIX в. все сильнее и последо-вательнее обращаются к философским аспектам бы-тия (а не просто быта), к художественному иссле-дованию духовной сущности человека. Поэтому в литературе заметно усиливаются романтические тен-денции. Это проявляется у самых различных писа-телей, в самых различных жанрах, в прозе и в поэзии. Речь идет не только о «молодых». Можно вспомнить последние произведения Тургенева, его так называемые «таинственные повести»: «Песнь торжествующей любви», «Клара Милич», а также «Стихотворения в прозе».

Что это — простое возвращение к прошлому? Вы ведь знаете, что традиционно временем расцвета ро-мантизма считается первая треть XIX в. Затем на-ступает эпоха реализма. Развитие по спирали? Или усиление романтических тенденций означает заверше-ние эпохи классического реализма? Или это лишь одна из форм его существования? Вопросы подоб-ного рода до сих пор не нашли еще общепринятого решения в литературоведческой науке.

Позапрошлое столетие стало интересным этапом развития истории человечества. Появление новых технологий, вера в прогресс, распространение идей просвещения, развитие новых общественных отношений, зарождение нового класса буржуазии, которое стало доминирующим во многих странах Европы – все это нашло отражение и в искусстве. Литература 19 века отражала все переломные моменты развития общества. Все потрясения и открытия нашли отражение на страницах романов именитых писателей. Литература ХIX века – многогранна, разнообразна и очень интересна.

Литература 19 века как индикатор общественного сознания

Столетие началось в атмосфере Великой французской революции, идеи которой захватили всю Европу, Америку и Россию. Под воздействием этих событий появились величайшие книги 19 века, список которых вы можете найти в этом разделе. В Великобритании с приходом к власти королевы Виктории началась новая эпоха стабильности, которая сопровождалась национальным подъемом, развитием промышленности и искусства. Общественное спокойствие породило лучшие книги 19 века, написанные во всевозможных жанрах. Во Франции же, напротив, происходило множество революционных волнений, сопровождающихся сменой политического строя и развитием общественной мысли. Разумеется, это тоже повлияло на книги 19 века. Литературный век закончился эпохой декаданса, которому характерны мрачные и мистические настроения и богемный образ жизни представителей искусства. Таким образом, подарила литература 19 века произведения, которые необходимо прочитать каждому.

Книги 19 века на сайте «КнигоПоиск»

Если вас интересует литература 19 века, список сайта «КнигоПоиск» поможет вам найти интересные романы. Рейтинг составлен на основе отзывов посетителей нашего ресурса. «Книги 19 века» - список, который никого не оставит равнодушным.

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
Литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков (сказывается влияние классицизма). В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского обществахарактерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».

http://jordencook.com/maps341 С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо? », а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.

visit web page Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.

Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.

В связи с наличием разнообразных программ, особенно для школ с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля, свидетельствующих об усложнении литературного образования школьников, углублении их научно-теоретических ориентаций, особую роль приобретает осмысление русского литературного процесса середины XIX века.

В старших классах изучается история русской литературы, особенности литературного процесса: художественный мир литературы 40-50-х годов XIX века; развитие русской литературы 40-70-х годов; проблема формирования русской литературной критики разных идейно-эстетических ориентаций; формирование направлений, творческих групп писателей (литературные школы); проблема народности литературы, а также типологии реализма и индивидуального своеобразия писателя («художественный мир писателя») 1 .

Рассмотрение литературного процесса 60-х годов предполагает знакомство с творчеством писателей-демократов: Н.В. Успенского, В.А. Слепцова, Ф.М. Решетникова, А.И. Левитова. Учащиеся должны хорошо представлять, что картины народной жизни воспроизводятся не только Н.А. Некрасовым в его поэме «Кому на Руси жить хорошо» (программное произведение), но и другими писателями времени, создающими широкую картину народной жизни. Крестьянская тема была в эти годы доминирующей в литературе, что является своеобразным знамением времени.

В пособии выясняются истоки демократической прозы в русском реализме в разработке темы крестьянства, в связи с чем обращается внимание на роль натуральной школы и ее представителей. Кроме известных учащимся писателей - И.С. Тургенева, А.Н. Островского, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова, представляется необходимым обратиться к творчеству В.И. Даля, Д.В. Григоровича, А.Ф. Писемского, П.И. Мельникова-Печерского, произведения которых дают возможность осознать многие стороны крестьянской жизни России, отметить роль А.Н. Островского в общем процессе отечественного народознания, подчеркнуть народоведческие интересы драматурга. В круг литературного образования школьников должны быть введены и такие писатели, как П.И. Якушкин, С.В. Максимов, Ф.Д. Нефедов - собиратели, фольклористы, этнографы, - произведения которых, опираясь на народную культуру, представляют уникальное явление в русской литературе и вносят существенный вклад в эстетическое образование школьников, их приобщение к самобытности духовной сущности народа, к истокам нравственных эстетических ценностей.

В пособии рассматриваются в соответствии с требованиями школьной программы особенности русского литературного процесса середины XIX века, демократическая проза, представленная отдельными произведениями В.А. Слепцова, Ф.М. Решетникова, Н.В. Успенского, Г.И. Успенского, А.И. Левитова, С.В. Максимова, П.И. Якушкина, выясняются особенности демократической прозы, ее своеобразие. В пособии впервые обращается внимание на фольклорно-этнографическую направленность демократической прозы шестидесятников. В нем характеризуется специфика русского литературного процесса 50-60-х годов XIX века и особенности демократической прозы как художественного явления, даются биографические справки по писателям, анализ их произведений, контрольные вопросы и задания, список рекомендованной литературы для самостоятельного чтения и изучения.