Русские народные инструменты трещетка рисунок. Мастер-класс «Музыкальный инструмент «Трещотка

Трещотка

Трещотка - народный музыкальный инструмент, идиофон , заменяющий хлопки в ладоши.

Конструкция

Трещотки состоят из набора 18 - 20 тонких дощечек (обычно дубовых) длиной 16 - 18 см. Они соединяются между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см.

Существует и другая конструкция трещотки - прямоугольный ящичек с помещённым внутри деревянным зубчатым колесом, прикреплённым к маленькой рукоятке. В одной из стенок этого ящичка делается прорез, в отверстии которого неподвижно укреплена тонкая упругая деревянная или металлическая пластинка.

Исполнение

Трещотка держится за верёвку двумя руками, резкие или плавные движения позволяют издавать различные звуки. При этом руки находятся на уровне груди, головы, а иногда поднимаются чтобы привлечь внимание своим внешним видом.

История

При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены две дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина , входили в комплект древних новгородских трещоток в XII веке.

Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более десяти человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.

См. также

Напишите отзыв о статье "Трещотка"

Ссылки

  • .
  • .
  • .

Отрывок, характеризующий Трещотка

Пьер хотел возражать, но не мог сказать ни слова. Он чувствовал, что звук его слов, независимо от того, какую они заключали мысль, был менее слышен, чем звук слов оживленного дворянина.
Илья Андреич одобривал сзади кружка; некоторые бойко поворачивались плечом к оратору при конце фразы и говорили:
– Вот так, так! Это так!
Пьер хотел сказать, что он не прочь ни от пожертвований ни деньгами, ни мужиками, ни собой, но что надо бы знать состояние дел, чтобы помогать ему, но он не мог говорить. Много голосов кричало и говорило вместе, так что Илья Андреич не успевал кивать всем; и группа увеличивалась, распадалась, опять сходилась и двинулась вся, гудя говором, в большую залу, к большому столу. Пьеру не только не удавалось говорить, но его грубо перебивали, отталкивали, отворачивались от него, как от общего врага. Это не оттого происходило, что недовольны были смыслом его речи, – ее и забыли после большого количества речей, последовавших за ней, – но для одушевления толпы нужно было иметь ощутительный предмет любви и ощутительный предмет ненависти. Пьер сделался последним. Много ораторов говорило после оживленного дворянина, и все говорили в том же тоне. Многие говорили прекрасно и оригинально.
Издатель Русского вестника Глинка, которого узнали («писатель, писатель! – послышалось в толпе), сказал, что ад должно отражать адом, что он видел ребенка, улыбающегося при блеске молнии и при раскатах грома, но что мы не будем этим ребенком.
– Да, да, при раскатах грома! – повторяли одобрительно в задних рядах.
Толпа подошла к большому столу, у которого, в мундирах, в лентах, седые, плешивые, сидели семидесятилетние вельможи старики, которых почти всех, по домам с шутами и в клубах за бостоном, видал Пьер. Толпа подошла к столу, не переставая гудеть. Один за другим, и иногда два вместе, прижатые сзади к высоким спинкам стульев налегающею толпой, говорили ораторы. Стоявшие сзади замечали, чего не досказал говоривший оратор, и торопились сказать это пропущенное. Другие, в этой жаре и тесноте, шарили в своей голове, не найдется ли какая мысль, и торопились говорить ее. Знакомые Пьеру старички вельможи сидели и оглядывались то на того, то на другого, и выражение большей части из них говорило только, что им очень жарко. Пьер, однако, чувствовал себя взволнованным, и общее чувство желания показать, что нам всё нипочем, выражавшееся больше в звуках и выражениях лиц, чем в смысле речей, сообщалось и ему. Он не отрекся от своих мыслей, но чувствовал себя в чем то виноватым и желал оправдаться.



Использование трещёток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток.

Простота конструкции обеспечила трещоткам большую популярность в стародавние времена. Впрочем, в настоящее время трещотка с успехом применяется в качестве одного из основных инструментов в народно-инструментальных ансамблях, наряду с гармонью, деревянными и гуслями.

Помимо этого, трещотка выполняет важную развивающую функцию — маленьким детям гораздо проще познавать этот мир через громкие, звенящие звуки трещотки. Трещотка может быть и отличным подарком. Любому человеку, даже новичку, легко будет извлечь из трещотки звуки, что может быть отличным развлечением на досуге.

Видео: Трещотка на видео + звучание

Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии!

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Трещeтки - ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещеток в XII веке.

Впервые трещeтки как музыкальный инструмент описал Квитка. В. Даль в толковом словаре объясняет слово "трещетка" как снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь.

Трещётки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами, иногда бубенчиками.

Использование трещeток в свадебном обряде позволяет предположить, что в прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодых от злых духов. В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещeток.

Состоят трещeтки из набора 18 - 20 тонких дощечек длиной 16 - 18 см., сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см.

Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук. Держат трещeтку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом.

Трещотка плоская

Плоская трещeтка представляет собой как бы снизку деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки. Этот забавный и эффектный инструмент можно сделать своими руками. Из сухого дерева (желательно дуба) вырезаются и обстругиваются примерно 20 гладких ровных пластин размером 200 x 60 мм

Столько же изготовляется промежуточных деревянных прокладок между ними толщиной 5 мм. Эти прокладки необходимы для разъединения пластин. Без них пластины висели бы соединенными слишком плотно и удары друг о друга получались бы слабыми. Размер и расположение прокладок указаны на рисунке пунктиром. В верхней части каждой пластинки на небольшом расстоянии от краев (около 10 мм) и одновременно в приложенной прокладке просверливаются два отверстия диаметром около 7 мм.

Через все эти отверстия продевается плотный прочный шнур или изолированный провод, и все пластинки, чередуясь с прокладками, повисают на нем. Чтобы пластины были всегда плотно сдвинуты, при выходе из них на шнуре завязывается по 4 узла. Свободные концы связываются в кольцо. Оно должно быть нешироким, способным пропустить в образовавшиеся полукольца кисти рук играющего.

При исполнении трещотка растягивается наподобие гармошки, но веерообразно, потому что вверху пластины плотно скреплены узлами. Коротким толчком свободной части обеих кистей трещотка как бы мгновенно сжимается. Пластины стукаются друг о друга, издавая треск. Манипулируя кистями рук, ударяя ими то одновременно, то порознь, можно извлекать на этом инструменте самые разнообразные ритмы.

Держат трещeтку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше; ведь инструмент этот привлекает внимание не только своим звуком, но и внешним видом. Нередко ее украшают цветными лентами, цветами и прочее.

В каталоге магазина музыкальных инструментов «Четыре Четверти» представлен большой ассортимент деревянных трещоток и других шумовых инструментов по доступным ценам. Выбрать и купить трещотку вам помогут рекомендации и советы консультантов нашего магазина.

0 0

Оригинальный инструмент для извлечения резких и громких звуков, трещотка является неотъемлемым элементом ансамбля народного творчества, а также используется в музыкальных композициях для достижения необходимого шумового эффекта. Помимо необычного звука, этот инструмент обладает достаточно экзотическим внешним видом, являясь оригинальным украшением выступления концертного коллектива.

В магазине «Четыре Четверти» предлагается несколько типов трещоток:

  • в виде набора деревянных пластин, соединенных прочным капроновым шнуром;
  • в виде зубчатого колеса на рукоятке, вокруг которого вращается упругая деревянная пластина.

Пластинчатая трещотка изготавливается из сухой древесины твердых пород (преимущественно дуба, бука, клена или палисандра) и нередко представляет собой авторский музыкальный инструмент, обладающий собственными звукошумовыми характеристиками. Дополнительная роспись в виде народного, растительного или геометрического орнамента подчеркивает его самобытность и оригинальность.

Несмотря на видимую простоту конструкции, трещотка способна издавать довольно разнообразные звуки, усиливая и дополняя звуковое сопровождение музыкального произведения.

Подбор трещотки

В зависимости от вида, материала изготовления и способа его обработки, а также изготовителя, трещотки значительно отличаются друг от друга как по размеру и конструкции, так и по характеру и громкости звука. Только сравнив между собой несколько моделей, можно выбрать оптимальный вариант, удовлетворяющий музыканта по всем параметрам.

Консультанты магазина «Четыре Четверти» помогут подобрать трещотку в зависимости от желаемого характера издаваемых звуков, а также выбрать и купить по минимальным ценам другой шумовой инструмент для создания звуковых эффектов. Мы уверены, что предлагаемый инструмент не только внесет свежую ноту в исполнение музыкальных произведений, но и послужит той самой изюминкой, выделяющей вашу музыку на фоне других исполнителей.

Валентина Бабошкина

Окружающий нас мир состоит из звуков : громких и тихих, ласковых и тревожных, гармоничных и диссонирующих. Музыка присутствует повсюду. Нужно только немного прислушаться. Не стоит выбрасывать в мусорное ведро не нужные баночки из-под йогурта, кофе, футляры от фотопленок, коробочки, бусы, фломастеры и многое другое . Дальше мы с вами увидим, что из этих предметов можно продолжить жизнь, музыкальную жизнь .

И сейчас, я хочу показать вам, какие музыкальные игрушки смастерила из бросового материала .

Колокольчики - из йогуртовых упаковок,

крышки ударные,

«шумелки» - из пластмассовых бутылок, маракасы- из бутылок синьки,


рогатки- из бутылочных крышек


и другие.



Получая радость творчества от изготовления музыкальных инструментов , можно продлить ее во время музицирования. Формировать готовность обучаться игре на более «сложных» музыкальных инструментах . Трещотки и погремушки, сделанные из йогуртовых коробочек, деревянных линеек, бус, барабаны из консервных банок, колокольчики из цветочных горшков и другие оригинальные инструменты , развлекая детей, создают у ребенка желание трудиться, заниматься музыкой , творить и сочинять, играть на необычных инструментах .

Поэтому, в процессе создания музыкальных инструментов , хорошо, если ребенок проявит инициативу и побуждение к инициативе, когда хочется делать, творить и созидать. Ребенок приобретает трудовые, конструкторские и изобретательские навыки, во время музыкальной деятельности развивает свои музыкальные способности . Формируется потребность в игровой деятельности передавать свои знания, умения, опыт сверстникам. В итоге, мне хочется сказать, что играя на таких инструментах ребенок развивается всесторонне. А, что еще может быть важнее? Такие музыкальные инструменты станут для ваших детей добрыми помощниками и проводниками в страну музыки .

И прежде, чем приступить непосредственно к изготовлению музыкальных инструментов , я хочу рассказать о трещотке. Я изготовила вот такую трещотку и сегодня хочу научить вас, делать такой музыкальный инструмент .


И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как трещотки

И давай меня тереть,

Приговаривать….

Музыкальный руководитель : Как вы думаете, откуда эти слова?

Педагоги : Эти строчки, ну конечно с «Мойдодыра» Чуковского.

Музыкальный руководитель : Правильно. И речь там идет о трещотках. А кто мне скажет, что такое трещотка?

Педагог : Это русский, народный инструмент , для шумового сопровождения.

Музыкальный руководитель : Правильно. Трещотки- старый русский народный ударный инструмент , обладающий характерным трескучим звуком. Его еще иногда называют трескотухой. Трещотка состоит из пластин (от 10 до 25, разделенных небольшими деревянными планками, которые нанизаны на шнур или ремешок. В имеющиеся на концах ремешков петли продеваются большие и указательные пальцы, на которых и удерживается на весу трещотка. На трещотках играли скоморохи. Использовали для ритмического сопровождения обрядовых песен. Трещотки используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста в шумовом оркестре, ансамбле ложкарей, а также применяются во время подыгрывания русских народных песен. Играют они с удовольствием и эмоционально, потому что им нравиться отбивать ритм.

Для изготовления трещотки нам понадобится следующий материал : Последовательность действий (технология изготовления ) :

1. Сборка инструмента :


Дранку я заранее отшлифовала наждачной бумагой.

Простой карандаш и линейка.

Измерить ровно 20 см –это будет длина нашей планки.

Секатор.

Взять секатор и отрезать планку. Края нужно отшлифовать наждачной бумагой. Чтобы они были ровные.

Шило. простой карандаш, линейка.

Взять линейку и простой карандаш отмерить ровно 3см сверху 2 точки. Шилом проколоть эти 2 точки. Планка готова.


Кисточка, гуашь, лак.

После того взять кисточку и гуашь, раскрасить планки разными цветами. После того, как планки раскрасили, нужно их покрыть лаком.


Когда все необходимые детали готовы у нас остался заключительный этап- собрать трещотку. Для этого нам нужно :


Леска, планка, бусы.

Взять планку и леску, продеваем в одно отверстие 6 бус для больших пальцев. Продеваем во второе отверстие, у нас получилась петля для пальцев. Теперь нужно продеть 2 бусинки- на одну и другую леску. Бусы мы теперь будем чередовать планками разного цвета. Всего 10 планок.


И получили вот такую красивую, нарядную трещотку.