Значение ФОМИНА НЕДЕЛЯ. РАДОНИЦА в Словаре Обрядов и таинств
ФОМИНА НЕДЕЛЯ. РАДОНИЦА
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
А. С. Пушкин
За пасхальной неделей следует Фомина неделя. По Евангелию, апостол Фома отказался поверить в воскресение Иисуса Христа, пока сам не увидит раны от гвоздей и не вложит в них свои персты. За это упрекнул его явившийся ученикам Иисус: "Ты поверил тому, что увидел меня: блаженны не видевшие и уверовавшие". С тех времен за апостолом Фомой навечно закрепилось прозвище "неверующий" , а выражение "Фома неверующий" стало нарицательным для всякого, кто не верит явным фактам.
В Фомину неделю традиционно поминают всех умерших. Когда-то понедельник на этой неделе назывался Навий день. (В славянской философии "навь" - олицетворение прошлого, ушедшего; навьи - древнейшее название мертвецов.) Вторник - Радоница. В XIX в. они слились в один праздник. Навий день был забыт, зато Радоница справлялась в очень яркой форме.
Радоница - праздник древний. В 62-м слове Иоанна Златоуста (IV в.) говорится, что поминовение усопших на Фоминой неделе установлено Церковью в воспоминание о нисшествии Христа в ад.
Радоницу называют еще и Радуницей, Раданицей, Радовницей. Происхождение слова не ясно. Можно предположить, что название "Радоница" происходит от слова "радость", которую принесло воскресение Христово. Полагают также, что само слово, означающее "блестящая, просветленная" , относится к первым весенним дням.
Древнейшим обычаем славян был праздник Радоница, который проводился весной в честь Рода, творца Вселенной, первейшего славянского бога. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве семьи и дому, молодые испрашивали у предков благословения на союз и любовь. На могилах оставляли пироги, чищенные яйца, поливали могилы вином и медом. Жгли на погосте поминальные костры. От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Православие вложило новый смысл в языческие традиции. День, который в церковном календаре называется Радоницей, - "праздник пасхального поминовения мертвых в связи с воскресением Христа". Церковный устав не случайно предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе.
Народное название этой недели - Проводная. Считают, что Господь отпускает души усопших на Пасху, а потом их провожают к могилам живущие на земле. Поэтому проводы совершаются на кладбище. На Украине поминальный день именуют Гробками или Могилками, и приходится он обычно на понедельник Фоминой недели. Радоница в России приходится на вторник.
Радоница была праздником всенародным. В деревне все жители выходили на кладбище к могилам своих близких. На могилы приносили еду и питье: поминальную кутью, пироги, калачи, блины, сырники, крашеные яйца, вино, пиво. Едой делились с покойниками: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли их там. На могилы лили масло, вино, пиво; все это делалось "мертвым на еду". После этого к еде и питью прикладывались сами, и печаль нередко переходила в веселье.
Принято было на Радоницу петь песни и водить хороводы. Известна поговорка: "На Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут". Действительно, непосредственно после Пасхи начинались работы в поле, на Радоницу посещали кладбища, а к вечеру веселились.
Радоница - один из немногих праздников, который дошел до наших дней почти неизменным. Поминальные обряды вообще менялись со временем менее других.
В этот день в церквях совершается вселенская панихида. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Принято приводить в порядок могилы родственников (в прошлом ухаживали даже за чужими заброшенными могилами). Затем устраивают поминальный обед. На могиле или на столике возле нее расстилают скатерть и кладут принесенную еду и напитки. Традиционное ритуальное кушание - кутья. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают теплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют эту трапезу с живыми. После поминок на могилах оставляют пасхальные яйца, кусочки освященного кулича, пироги, блины. Поминальную стопку водки выливают на могилу или оставляют на ней.
В отличие от кутьи, спиртные напитки не являются частью пищевого обряда, но употребление их в поминальную трапезу стало традицией. Часть поминальных кушаний раздают бедным "за упокой души", а остатки зарывают в землю у могилы. Поминки могут продолжаться и дома.
Радоница - основной (хотя и не единственный) день поминовения всех умерших родственников и близких в году.
В течение всей Фоминой недели многие хозяйки оставляли на ночь на столе кушанья в полной уверенности, что покойники, наголодавшиеся за зиму, заглядывают в эту пору в свои прежние жилища повидаться со сродниками. "Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице - самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует"
Во вторник на Фоминой неделе деревенская детвора окликала первый весенний дождь:
"Поливай, дождь, на бабину рожь,
На дедову пшеницу,
На девкин лен, поливай ведром".
Если небо и впрямь брызнет весенним дождем, то все кидались умываться дождевой водой - к счастью.
Если же ударит первый гром, женщины и девушки умывались через золотые кольца для сохранения красоты и молодости.
В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами, ухватами и прочей домашней утварью, гонялись по огородам за невидимым призраком и выкликали смерти проклятия. Чем дольше и веселее устрашали призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни на все лето.
Обегали также и кладбища с ножами в руках, восклицая:
"Бегите, бегите, злые духи!". Этим хотели облегчить загробные страдания покойников, уходивших из этого мира в страну, где царствовала злая нечисть.
В субботу же на Фоминой - самые развеселые хороводы, самые голосистые веснянки.
Фомино воскресенье часто называют сроком найма "казачих" - женщин, девушек для оказания всяческих услуг по дому, особенно в страдное весенне-летнее время. "Казачиха лето прожила, да и жениха купила", - говорили в Архангельской губернии о девушке, нанимавшейся в казачихи и заработавшей себе на приданое.
В казачихах будешь жить,
Надо каждому служить:
Старому и малому. Среднему, последнему,
Ласково словечико
Хозяйке из сердечика....
Рецепты поминального стола - в главе "Последний земной путь".
Обряды и таинства. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ФОМИНА НЕДЕЛЯ. РАДОНИЦА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ФОМИНА в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:
623836, Свердловской, … - НЕДЕЛЯ в Словаре экономических терминов:
РАБОЧАЯ - см. РАБОЧАЯ НЕДЕЛЯ … - РАДОНИЦА
- НЕДЕЛЯ в Словаре церковных терминов:
- РАДОНИЦА
в Русской православной церкви день особого всецерковного поминовения умерших, которое совершается во вторник второй недели после … - НЕДЕЛЯ в Православных церковных терминах:
древнерусское название воскресения. Происходит от обычая не работать (не делать) в этот … - НЕДЕЛЯ в Кратком церковнославянском словаре:
- воскресный день, когда «не делают» обычных работ, во исполнение … - НЕДЕЛЯ в Библейской энциклопедии Никифора:
(Быт 29:27) - слово неделя в означенной цитате означает семь дней брачного торжества. Деление времени на семь недельных дней имеет … - РАДОНИЦА
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Радоница - день особого всецерковного поминовения умерших в Русской Православной Церкви Совершается во вторник Фоминой седмицы … - НЕДЕЛЯ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Неделя - древнерусское название воскресенья; происходит от обычая не работать (не делать) в этот день. ДРЕВО … - НЕДЕЛЯ в Большом энциклопедическом словаре:
еженедельная литературно-политическая газета, 1866-1901, Петербург. При фактическом редакторе Н. С. Курочкине опубликовала в 1868-69 "Исторические письма" П. Л. Лаврова. При … - НЕДЕЛЯ
еженедельная литературно-политическая газета, издававшаяся в Петербурге в 1866-1901. Основана по инициативе министра внутренних дел П. А. Валуева для борьбы с … - НЕДЕЛЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
период времени в семь суток с особым названием каждого дня. Семидневная Н. впервые вошла в употребление на Древнем Востоке. В … - НЕДЕЛЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
1) период времени в семь суток, существующий почти во всех календарях и основанный на переменах фаз Луны (см.); 2) церковно-славянское … - НЕДЕЛЯ в Энциклопедическом словаре:
, -и, ж. 1. Единица исчисления времени, равная семи дням, вообще срок в семь дней. Календарная н. (от понедельника до … - НЕДЕЛЯ
"НЕД́ЕЛЯ", еженед. газета, с 1960, Москва. Осн. как воскресное приложение к "Известиям Советов народных депутатов". Учредитель и издатель (1998) - … - НЕДЕЛЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
"НЕД́ЕЛЯ", еженед. лит.-полит. газета, 1866- 1901, С.-Петербург. При фактич. ред. Н.С. Курочкине поддерживала рев. народников, опубликовала в 1868-69 "Исторические письма" … - НЕДЕЛЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
НЕД́ЕЛЯ, промежуток времени, равный 7 сут. Впервые введена на Др. Востоке (7 дней Н. отождествляли с известными в то время … - НЕДЕЛЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? 1) период времени в семь суток, существующий почти во всех календарях и основанный на переменах фаз Луны (см.); 2) … - НЕДЕЛЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
неде"ля, неде"ли, неде"ли, неде"ль, неде"ле, неде"лям, неде"лю, неде"ли, неде"лей, неде"лею, неде"лями, неде"ле, … - НЕДЕЛЯ в Весёлом этимологическом словаре:
1) ноль; 2) союз; 3) единое целое; 4) доля, которая не делится; 5) жадюга; 6) … - НЕДЕЛЯ
-и, ж. Заимствовано из старославянского языка (др.-рус. нед?ля, ст.-слав. нєд?ля ‘воскресенье’, ‘седмица’, со старшим знач. ‘день неделания, отдыха’, ‘воскресенье’ … - РАДОНИЦА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
см. … - НЕДЕЛЯ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов.
- НЕДЕЛЯ в Словаре синонимов Абрамова:
|| без году неделю, без году неделю на свете … - РАДОНИЦА в словаре Синонимов русского языка.
- НЕДЕЛЯ в словаре Синонимов русского языка:
неделька, … - РАДОНИЦА
ж. местн. см. … - РАДОНИЦА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ж. местн. см. … - НЕДЕЛЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
ж. 1) Единица счета времени от понедельника до воскресенья включительно. 2) Единица счета времени, равная семи дням; семидневный срок. 3) … - НЕДЕЛЯ
нед`еля, … - РАДОНИЦА в Словаре русского языка Лопатина:
Р`адоница, -ы, тв. -ей и Р`адуница, -ы, тв. … - НЕДЕЛЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
неделя, … - РАДОНИЦА в Орфографическом словаре:
р`адоница, -ы, тв. -ей и р`адуница, -ы, тв. … - НЕДЕЛЯ в Орфографическом словаре:
нед`еля, … - НЕДЕЛЯ в Словаре русского языка Ожегова:
единица исчисления времени, равная семи дням, вообще строк в семь дней Календарная н. (от понедельника до воскресенья включительно) Рабочая н. … - НЕДЕЛЯ
промежуток времени, равный 7 сут. Впервые введена на Др. Востоке (7 дней недели отождествляли с известными в то время 7 … - «НЕДЕЛЯ» в Современном толковом словаре, БСЭ:
еженедельная литературно-политическая газета, 1866-1901, Петербург. При фактическом редакторе Н. С. Курочкине опубликовала в 1868-69 «Исторические письма» П. Л. Лаврова. При … - РАДОНИЦА
См. … - НЕДЕЛЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
недели, ж. (первонач. и церк. - то же, что воскресенье). 1. Время от понедельника до воскресенья включительно. На будущей неделе. … - НЕДЕЛЯ
неделя ж. 1) Единица счета времени от понедельника до воскресенья включительно. 2) Единица счета времени, равная семи дням; семидневный срок. … - РАДОНИЦА в Толковом словаре Ефремовой:
Радоница ж. местн. см. … - РАДОНИЦА
ж.; - Радуница Поминовение усопших православной церковью, которая разделяет с ними радость Воскресения Христа в надежде всеобщего воскресения (совершающееся в … - НЕДЕЛЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
ж. 1. Единица счета времени от понедельника до воскресенья включительно. 2. Единица счета времени, равная семи дням; семидневный срок. 3. … - НЕДЕЛЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
I ж. 1. Единица счета времени с понедельника по воскресенье включительно. 2. Календарная единица, равная семи дням; семидневный срок. 3. …
Фомина неделя. История праздника
Из http://www.proeveryday.ru/index.php?id=molitva/prazdnik21
Фомина неделя.
Неделя, следующая за пасхальной, получила название «Фомина» (по имени апостола Фомы, уверовавшего в Воскресение Христово после того, как он ощупал раны Спасителя). В народе она именуется Проводной. По традиции именно в это время поминают умерших.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи или Фоминого воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает “вместо Пасхи” или ”противоположный Пасхе”- но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.
С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой неделей, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: “Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю” (Ин. 20, 25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: “Господь мой и Бог мой!” Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Каждый день Фоминой недели имеет как своё название, так и обычаи, все они связаны с поминовением…
Понедельник зовётся «проводами». Считается, что в пасхальный период покойники навещают свои дома, чтобы отметить собственную Пасху. Нам же, живущим в этом земном мире, полагается встретить умерших, принять (угостить) их, а затем помочь им вернуться на тот свет. Таким образом, согласно традициям в понедельник начинают провожать предков на тот свет.
Вторник – это основной день Фоминой недели, который называют Радуницей, Радоницей, Раданицей, Радовницей. В 19 веке Навий день и Радоница объединились в один и стали справляться в яркой форме. По словам учёных, «Радоница» происходит от слова «радость», которую принесло воскресение Христово.
Древнейшим славянским обычаем был праздник Радоница, который проводился весной в честь Рода, творца Вселенной, первейшего славянского бога. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве дому, его защите. Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество. В канун Радоницы обычно топили баню для предков, готовили полотенце и мыло, но сами не мылись.
Также люди приносили гостинцы и крошили их на могилы близких (выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т.д.). После чего угощались сами. На погосте жгли поминальные костры. В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья.
От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Церковный устав предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: «Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе». В этот день в церквях совершается вселенская панихида. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний (конфеты, сладости, выпечку, крашеные яички) раздают окружающим и детишкам «за упокой души».
Четверг считается самым опасным днём Фоминой недели: в этот день умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение и открывали окна. В комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, одновременно предпринимали и определенные меры защиты: дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье есть утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.
В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами и прочей домашней утварью, выкликали смерти проклятия. Считалось, что чем дольше и веселее устрашать призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни. Кроме этого, люди обегали кладбища с ножами в руках и восклицали: «Бегите, бегите, злые духи!». Таким способом стремились облегчить загробные страдания покойников.
Воскресенье на Фоминой неделе зовётся Красной горкой. В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Также в этот день происходили смотрины будущих невест. Накануне по деревням ходили окликалыцики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.
В Ярославле открыт свадебный сезон! Именно на Красную горку – народный весенний праздник у восточных славян, или в дни, близкие к православному Фомину воскресенью, десятки молодых пар стремятся узаконить свои отношения. По традиции с этой недели и до октября в отделах ЗАГС горячая пора. Только сегодня в Ярославле сыграли 98 свадеб.
Этой традиции в Ярославле около трёх лет! На Красную горку – первую неделю после Великого поста, в городе – свадебный бум. Только в пятницу Дворец бракосочетания зарегистрировал 30 пар, всего же в Ярославле сегодня свои отношения узаконили 98 пар. Итог всей недели в областном центре – 226 молодожёнов.
Наталия Рыбкина, начальник отдела ЗАГС города Ярославля: «Это обновление для нас тоже, потому что на протяжении последних месяцев мы так активно не работали, всё-таки был пост, до этого была зима долгая и бесснежная. И вот сейчас мы активизируем свою трудовую деятельность. Мы готовы к тому, что к нам будет приходить очень много красивых, весёлых, радостных лиц»
Одними из первых во Дворец бракосочетания сегодня приехали Виталий и Екатерина. Он родом – из Великого Новгорода, она – из Ярославля. Жених вот уже пять лет курсант военно-космической академии имени Можайского. Летом – выпускной. Екатерина за любимым военным готова хоть на край света. Распределения ещё не было, но пара, как и положено, надеется на лучшее. Они познакомились два с половиной года назад по Интернету.
Виталий и Екатерина Андреевы, молодожёны: «Первый раз когда я её увидел, я понял, что это моя любовь, любовь с первого взгляда. Сразу она сердце зацепила. А я когда увидела его, в шоке была, потому что он в форме был. Я шла на меня люди оборачивались. Я под руку его взяла, мы пришли в кафе, все на нас смотрят. Для меня это было необычно очень»
«Ваш брак зарегистрирован! Я торжественно объявляю вас мужем и женой!»
В ярославских отделах ЗАГС настала горячая пора. До октября теперь каждую пятницу и субботу из дверей только одного Дворца бракосочетания будут выходить десятки молодых пар! Каждая – особенная, но есть такие, которые запоминаются надолго!
Наталия Рыбкина, начальник отдела ЗАГС города Ярославля: «На меня очень сильное впечатление произвела свадьба, которая была пока ещё самой возрастной, дело в том, что жениху и невесте было далеко за 70. И это был действительно не брак по расчёту. Это были очень искренние, очень тёплые отношения, выношенные годами»
Следующего свадебного максимума в Ярославле ждут 8-го июля – в день семьи, любви и верности! Это тоже традиция!
Красная Горка Москва
Что такое Антипасха? От греческого, приставка «анти» обозначает не «против», но «вместо». Выходит, что Антипасха – это праздник, дополняющий или в определенном промежутке времени, дополняющий Светлую Пасху.
По церковному календарю Антипасха 2018 выпадает на 15 апреля, первое воскресенье после Пасхи, а последующая Фомина неделя призывает всех верующих вспомнить апостола Фому, не поверившего ученикам, говорившим о чудесном Воскресении Христа. Вот с тех пор и повелось выражение «Фома неверующий».
Антипасха 2018 и Красная Горка 2018 – это один и тот же праздник, первое название закреплено церковью, а второе считается народным, более приемлемым для православных христиан. Получается, что Красная Горка праздник в 2018 также празднуется на 15 апреля и приходится первым днем разрешающим днем после очень длительного говения: Великий пост, и – только после череды всех отказов церковь позволяет молодым венчаться и благословляет их на супружество. Поэтому если ваша семья соблюдает уклады, знает, и живет по заветам предков, запомните, что только после того, как пройдет праздник Красная Горка в 2018 это 15 апреля, можно выходить замуж и жениться.
Красная Горка (Антипасха) – обряды и традиции
В последний день пасхальной недели молодежь планировала огромное количество дел и развлечений! Как правило, земля местами уже освобождалась от снега, особенно на пригорках, и эти проплешины тут же были уставлены качелями, балаганами, лотками и лавками. Гулянья, хороводы, песни, игры – всё это «украшало» пригорки, отсюда пошло название «красный», что значит «красивый, веселый и отрадный» и праздник Красная Горка обязательно проходил весело и игриво.
Интересная традиция «заигрывания» или «закликания» весны. В этот день молодые мужатые бабы и девки запасались вкусностями, выходили на центральную улицу деревни или пригорок, освобожденный от снега, и пели специальные песни-веснянки, призывающие весну. Затем обязательно водили хороводы, куда непременно попадали самые ретивые парни, заводили пляски, и заканчивалось веселье дружным съеданием припасов.
Особенно на Красную горку нужно было постараться незамужним девкам на выданье. Свадьба подружки – тяжелое испытание, если сама не просватана, а значит, надо было показать себя во всей красе. И девушки старались! На пляски и хороводы собирались абсолютно всей деревней, считалось дурной приметой, если парень или девка в возрасте, когда можно уже сватать и жениться/выходить замуж, просидят этот день дома. Лада – богиня любви, весны и крепкого супружества, сильно «наказывала» таких нерадивых отроков и отроковиц, посылая им самую распоследнюю некрасивую жену или мужа-лентяя. Поэтому застать дома молодежь на Красную горку не представлялось возможным.
Сегодня, конечно, таких гуляний уже нет, но зная, какого числа Красная горка в 2018, вы сами можете устроить себе отличный веселый выходной. Поехать за город на пикник и вдоволь наплясаться, нахороводиться и пусть в вашей компании будет много молодежи.
Кто знает, может быть, Лада окажет свое благословение, и ваши детки будут жить долго и счастливо. Не помните праздник Красная горка в 2018 году какого числа? Напоминаем: 15 апреля, в первое воскресенье после Пасхи.
Фомина неделя: дни и значения
За веселыми пасхальными гуляньями следует «неделя обновления», иначе Фомина неделя. Дни Фоминой недели имеют свое значение:
1. Проводы – это понедельник. Принято считать, что в пасхальный период упокоенные души навещают своих родных и дома, справляя свой праздник Пасхи. Нам, живущим в земном бытие, полагается привечать и угощать души усопших, а затем помочь вернуться в Царствие Небесное. Именно эта традиция «проводов» и знаменует понедельник.
2. Вторник – Раданица, Родовница. Праздник пришел из язычества, когда существовала Нава и Радоница (Рожаница). Объединившись, божества заповедали справлять праздник ярко и весело. Рожаница – подательница женского здоровья, хорошего деторождения, считалась одной из самых почитаемых богинь. Правда, сегодня многие христианские ученые склоняются к другой трактовке, считая происхождение «Радоницы» от слова радость. Радость от воскрешения Христа. Народные же обычаи советуют в этот день топить баню для усопших, приготовив им мыло и полотенце, не входить в парную и вообще не мыться. Молодым мужатым бабам советовалось обратиться к Рожанице (Радонице) с мольбой о детках, а девкам – об удачном замужестве.
Также во вторник люди ходили поклониться могилам своих предков. Обязательно стоит захватить выпечку и гостинцы, помянуть прадедов-матерей и остатки поминальной трапезы искрошить на могилы. Печаль в этот день часто переходила в веселье: вечером зажигались костры, водились хороводы и пелись песни, прославляющие жизнь и возрождение. Не зря в народе ходит поговорка: на Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером пляшут.
3. Четверг – опаснее, чем все дни Фоминой недели. Усопшие души приходят в свои дома, чтобы посмотреть, как живут их потомки. Чтобы задобрить и накормить предков, нужно оставить в одной из комнат угощение и открыть окна. Хозяевам и детям в комнату входить категорически запрещалось. До рассвета помещение пустовало, но принимались и другие меры защиты: углы дома посыпали маком и перед иконами зажигали страстные свечи. Если в семье случилось несчастье и были утопленники, то обязательно нужно было бросить угощение в реку.
4. Суббота – день изгнания смерти. И снова в дело вступали женщины, ведь именно женщина родит дитя, вынашивает новую жизнь и поэтому только она достойна дать отпор смерти. Собираясь в кучу со всего села, девки, бабы, старухи брали в руки метлы, кочерги и другую увесистую домашнюю утварь, вставали рядом, выкликая «проклятья смертные». Считалось, что чем дольше и веселее страшить призрак, тем дольше Смерть не придет в село. Кроме того, злые подковырки и язвительные выкрики отпугивали болезни. Еще один обычай довольно страшен: с
ножом в руках обежать погост и покричать «Бегите, злые духи! Бегите». Так селяне старались облегчить муки покойников на том свете.
5. Воскресенье – это Красная горка! Какого числа в 2018 году прибудет праздник? Конечно 15 апреля! О традициях даты уже сказано немало, это самый веселый праздник после Масленицы, а еще в этот день считалось очень удачным сыграть свадьбу. Так что торопитесь, до указанной даты осталось совсем немного времени.
Похожие рецепты:
Уважаемые гости!
Вы сомнения отбросьте,
Смело кнопки нажимайте
И рецепт наш сохраняйте.
На страницы в соцсети,
Чтоб потом его найти,
Чтобы в ленте сохранить,
Чтоб друзьям распространить.
Если с этим непонятки,
Добавляйте сайт в закладки.
Нажимайте Ctrl D и найдете нас везде.Нажмите Ctrl+D для добавления страницы в закладки.Ну а если вдруг опять
Есть по теме что сказать
Форму ниже заполняйте,
Неделя Фомина 2018 продлится с 9 по 15 апреля. Каждый год даты этого периода будут разными, потому что, праздник зависит от даты наступления Пасхи. Мы уже знаем, какого числа Красная горка в 2018 году, потому что знаем, что православная Пасха была 8 апреля. Соответственно, Красная горка, который выпадает на следующее воскресенье, будет 15 апреля. Фомина неделя начинается именно в этот день.
По церковному уставу Фомина неделя имеет свои особенности. В чем-то они перекликаются с народными приметами. И, если совместить все традиции, обычаи и обряды, то нарисуется полная правильная картина этого дня. Итак, Фомина неделя в 2018 году начинается 9 апреля.
Скорее всего, все слышали такое выражение как «Фома неверующий», но не все знают, что у этого выражения есть свой библейский подтекст. Фома был одним из 12 апостолов Иисуса Христа. Вообще этот Святой родился в деревне и был рыбаком, но, когда стал свидетелем чудес и проповедей Иисуса Христа, то бросил все и отправился за ним.
Согласно Иоанну Златоусту, Фома среди других апостолов не отличался крепкой и беспрекословной верой. Он уважал и любил Иисуса Христа, но где-то в глубине души до конца не верил, что Иисус Христос является на самом деле Сыном Божьим. Когда Иисус Христос воскрес, то Фома не был в числе тех апостолов, которым Иисус явился. Другие апостолы стали рассказывать Фоме о том, что видели, на что святой ответил: «Я не могу в это поверить, пока сам не увижу Христа.Пока не вложу пальцы в его раны, полученные на кресте».
Иисус Христос явился Фоме только на восьмой день после своего воскрешения. И этот день, как не сложно догадаться – это праздник Красная горка. Вся неделя после называется неделя Фомина 2018 (или другая дата, в зависимости от текущего календарного года).
Интересно! Иоанн Златоуст писал, что, несмотря на то, что Фома был не до конца верующим, он был усердным апостолом. Он неутомимее всех проповедовал слово Иисуса, и особенно это усилилось после того, как Иисус Христос явился перед Фомой на 8 день после своего воскрешения.
Фомин день и Красная горка
Необходимо понимать, что Красная горка – это народный праздник, а Фомин день – это церковное событие. Но в календарях так совпало, что эти два события связались друг с другом в неразрывный день. В Красную горку или Фомин день впервые со дня начала Масленицы (в 2018 году Масленица началась на неделе до 18 февраля) можно вступать в браки, в частности, венчаться.
В народе говорится, что – это лучший день в году. Если молодые решат связать свою судьбу именно в этот день, то они проживут счастливую и долгую жизнь вместе в любви и согласии. Более того, можно посвататься к девушке в Красную горку, а саму свадьбу отметить в течение недели Фомина 2018 с 9 по 15 апреля. В любой из этих дней венчание принесет счастье.
Радуница: день поминовения
Именно на неделю Фомину 2018 приходится второй вторник после Пасхи. Это официальный и первый церковный день поминовения усопших после праздника Воскресения Христова. На саму Пасху, а также в течение 10 дней после праздника, праздничных дней, на кладбище ходить нельзя. С благой вестью о Воскресении Христова и о наступление Пасхи на кладбище отправляются именно на Радуницу. Это всегда второй вторник от праздничного воскресенья, в 2018 году дата Радуницы 17 апреля.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасха или Фомино воскресенье. В народе этот день называют Красной горкой.
Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе»- но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи. С древних времен окончание Светлой Седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.
Также этот день называют Фоминым воскресеньем, в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу.
В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество. По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гулянья, сватовства.
В этот день старались освободиться от всех грустных раздумий и переживаний. На возвышенных местах устраивали массовые гулянья, весёлые игры и водили хороводы. Также в этот день происходили смотрины будущих невест. Накануне по деревням ходили окликалыщики, которые исполняли под окнами молодожёнов величальную песню и приглашали всех жителей на гулянья.
Во вторник на Фоминой неделе, в девятый день по Пасхе, Православная Церковь отмечает Радоницу — первый после Великого поста и праздника Пасхи день особого поминовения усопших.
Каждый день Фоминой недели имеет как своё название, так и обычаи, все они связаны с поминовением…
Понедельник зовётся «проводами». Считается, что в пасхальный период покойники навещают свои дома, чтобы отметить собственную Пасху. Нам же, живущим в этом земном мире, полагается встретить умерших, принять (угостить) их, а затем помочь им вернуться на тот свет. Таким образом, согласно традициям в понедельник начинают провожать предков на тот свет.
Вторник - это основной день Фоминой недели, который и называют Радоницей, Радуницей, Раданицей, Радовницей. В 19 веке Навий день и Радоница объединились в один и стали справляться в яркой форме. На Радоницу обращались к умершим предкам с просьбами о покровительстве дому, его защите. Молодые спрашивали благословения на любовь и замужество. В канун Радоницы обычно топили баню для предков, готовили полотенце и мыло, но сами не мылись. Также люди приносили гостинцы и крошили их на могилы близких (выпечку, блины, поминальную кутью, крашеные яйца, пиво, вино и т. д. ). После чего угощались сами. На погосте жгли поминальные костры. В этот день было принято петь песни и водить хороводы. Печаль нередко переходила в веселье. Недаром известна поговорка: на Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут. А всё потому, что после Пасхи начинались весенние полевые работы, на Радоницу люди посещали кладбища, а к вечеру устраивались веселья.
От этих дохристианских ритуалов идут весенние поминальные обряды на Фоминой неделе. Церковный устав предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: «Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе». В этот день в церквях совершается вселенская панихида. Люди идут на кладбище к могилам своих близких и символически христосуются с ними. Отведав кутью, пьют водку или вино, не чокаясь. Вспоминают тёплыми словами умершего. Считается, что усопшие разделяют трапезу с живыми. Остатки угощений крошатся, а поминальную стопку водки выливают на могилу. Часть поминальных кушаний (конфеты, сладости, выпечку, крашеные яички) раздают окружающим и детишкам «за упокой души».
Четверг считается самым опасным днём Фоминой недели: в этот день умершие приходят в свои дома. Чтобы достойно их встретить, в одной из комнат на ночь оставляли угощение и открывали окна. В комнату категорически запрещалось входить до рассвета. Защищаясь от нежелательных покойников, одновременно предпринимали и определенные меры защиты: дома обсыпали по углам маком и зажигали перед иконами страстные свечи. Если в семье есть утопленники, то угощение оставляли у воды или бросали в реку.
В Фомину субботу в деревнях происходило изгнание смерти. Со всего села собирались старые и молодые женщины и, вооружась метлами, кочергами и прочей домашней утварью, выкликали смерти проклятия. Считалось, что чем дольше и веселее устрашать призрак, тем надежнее можно избавиться от всякой болезни. Кроме этого, люди обегали кладбища с ножами в руках и восклицали: «Бегите, бегите, злые духи!». Таким способом стремились облегчить загробные страдания покойников.