Сотни мероприятий пройдут в россии во всемирный день театра. Как Ассанж наживал новых врагов

26.03.2017

Какая первая мысль приходит в голову человеку, решившему, наконец, вырваться (хотя бы временно) из оков привычных будней и скрасить себе жизнь ярким, интересным событием? Конечно, это будет мысль о покупке билета в театр! Жителям крупных городов повезло - они могут осуществить такую идею в любой момент, а вот сельчанам в этом отношении сложнее. Но где бы вы ни жили - время от времени вы все же бываете в театре, поэтому замечательный праздник всех деятелей искусства, так или иначе связанных с тесным взаимодействием системы «актер-зритель», касается и вас. Отмечается Всемирный день театра 27 марта.

История Дня театра

27 марта 1948 года в Праге впервые состоялось масштабное событие - награждение деятелей театрального искусства. Торжественные поздравления звучали в адрес всех, чья профессиональная деятельность так или иначе связана со сценой. А в 1961 году IX Конгресс Международного института театра, действующего под покровительством ЮНЕСКО, объявил 27 марта праздником - Всемирным днем театра.

События и традиции Дня театра

Много лет существует традиция торжественного обращения 27 марта какого-либо крупного общественного деятеля, писателя или другого представителя сферы культуры ко всем работникам театра. С теплыми словами благодарности выступали в этот день французский писатель Жан Кокто, русский композитор Дмитрий Шостакович и многие другие деятели культуры разных государств мира.

Выслушав поздравления, актеры и суфлеры, режиссеры и постановщики, светотехники и монтировщики декораций, гардеробщики и билетеры не идут отдыхать - они приступают к работе. В свой праздник театр готовит зрителю множество сюрпризов и даже слегка приоткрывает завесу в «святая святых» - загадочный (и недоступный непосвященным) мир закулисья. В ночь с 26 на 27 число во многих театрах идет живое общение со зрителями.

Зрителям показывают внутреннюю жизнь театра, вовлекают в интерактивное действо, проводят экскурсии. 27 марта некоторые театры предоставляют гостям солидные скидки на билеты. В общем, все делается для того, чтобы зритель шел в театр, чтобы позволил себе погрузиться в мир «параллельной реальности» с его страстями, порой безудержным весельем, порой бездонной грустью, порой сатирой и буффонадой.

В России в марте проходит фестиваль «Золотая маска», в котором участвуют 125 стран. Особый язык театра доступен для понимания представителям разных государств и различных социокультурных систем. Недаром девизом праздника был выбран такой: «Театр - средство для укрепления мира и дружбы между народами». Язык жестов и взглядов доходит до каждого сердца.

Вот уже сорок пять лет «Ленком» задает высочайшую творческую планку для современного театра, являясь флагманом для других столичных коллективов.

- Марк Анатольевич, что наиболее важного, с вашей точки зрения, происходит сегодня в московских театрах?

Думаю, что одна из заметных тенденций - ставка на современных писателей. Тех, кто живет рядом с нами, проходит через все перипетии, невзгоды и радости бытия. В этом смысле наши спектакли оказались достаточно плодотворными - и «Вальпургиева ночь» по произведениям Венедикта Ерофеева, и «День опричника» по романам Владимира Сорокина. Особенно «День опричника»: он злободневен, несмотря на то что действие там происходит «через сто лет после премьеры». Говоря в целом, жизнь и других московских театров достаточно разнообразна.

- Кого из нынешних столичных режиссеров вы бы выделили?

Интересно работает Юрий Бутусов (ставил спектакли в «Сатириконе». - «ВМ» ) . Я симпатизирую Евгению Писареву (Театр имени Пушкина, МХТ имени Чехова, Большой театр). Держит марку качества Сергей Женовач в своем Театре-студии. Я мог бы еще перечислить фамилии, но боюсь кого-то забыть и обидеть.

- Как российский театр вписывается в контекст мирового театрального движения?

Мне видится, что сейчас нет какого-либо доминирующего направления, поскольку присутствует ставка на разно образие. Хотя недавно еще многим казалось, что на театре одно модно, а другое устарело. Сейчас такого ощущения нет, а есть многовариантность театральных поисков. Эта тенденция доминирует и в Москве, и в России, и в Европе. Там тоже идут поиски различных стилистических направлений. Это, помоему, правильно и хорошо.

- Двадцать пять лет назад вы с юмором говорили, что цена на театральный билет должна быть чуть ниже стоимости бутылки шампанского. А сегодня?

Сейчас у театров появилось право самим определять стоимость билета. Существует ошибочное мнение, что выручка в кассе - и есть весь бюджет. Но русский репертуарный театр, к сожалению, не может существовать только на деньги от продажи билетов. Нужна государственная помощь или надежная, вполне определенная помощь меценатов, которая всегда существовала на театре с начала XX века. Причем заблуждение о возможной самоокупаемости театров настолько сильно, что периодически мы слышим предложения снять репертуарный театр с государственных дотаций. Такое решение стало бы катастрофой.

- И что, даже коммерчески успешный «Ленком» не смог бы в этих условиях выжить?

Не смог бы. Мхатовским артистам, когда только организовался Художественный общедоступный театр Станиславского и Немировича-Данченко, тоже казалось, что они смогут сами просуществовать. Но это оказалось ошибкой. И если бы не Савва Морозов, театр не смог бы сделать лучшие из своих спектаклей - ни в начале века, ни в 1920-е годы.

- Чем же тогда объясняется окупаемость зарубежных антреприз?

Когда все ресурсы - финансовые и актерские - собираются под один проект (что невозможно в условиях русского репертуарного театра), то таковой действительно может существовать достаточно долго, разъезжая по регионам. Но антреприза, в принципе, себя давно дискредитировала. К ней множество претензий по части качества, аппаратуры, сценографии, театральных идей. И хотя я с уважением отношусь к проявлению любых сценических поисков, это все-таки не генеральное направление в театре. Репертуарный русский театр мне дороже.

- Сегодня ведется много споров о новой театральной реформе. Скажите, как вы к ней относитесь?

Вы знаете, мы с надеждой на это смотрим, но применительно к другим коллективам. Потому что «Ленкому» все-таки помогают: мы получаем определенную сумму на зарплату актерам. Все остальное зарабатываем с помощью наших продюсеров, которые предоставляют стартовый капитал для того, чтобы мы сделали стоящий спектакль, который сможет заинтересовать московского зрителя. Что сегодня очень трудно. У нас тут был достаточно откровенный разговор за круглым столом, где собрались под руководством президента руководители московских и региональных театров. Там приводился пример: когда кто-то приезжает из близких друзей в Москву и спрашивает, что посмотреть в театре, специалисты обозначают три-пять спектаклей. Вот попасть в эту обойму, которую надо непременно увидеть и оценить, - очень сложно. И это должна быть одна из стратегических задач столичного театра вообще и «Ленкома» в частности - делать спектакли, которые сегодня могли бы серьезно заинтересовать публику.

- Чем вы собираетесь удивлять эту публику в следующий раз? Говорят, что вы по ночам пишете новую сценическую фантазию…

Я изучаю Шекспира, которого, признаюсь, всю жизнь опасался. Но сейчас, после Сорокина, я осмелел. И думаю, что можно все-таки попробовать, как говорил герой Евстигнеева, «замахнуться на Вильяма нашего…» Образы Фальстафа и Генриха IV очень привлекательны. Не уверен, что что-то получится и сделаю интересную театральную версию. Но я над этим сегодня работаю и думаю.

Накануне Всемирного дня театра 60 театральных площадок Москвы были открыты для зрителей, которые вместо сладкого сна предпочли наслаждаться искусством. Традиционно в акции «Ночь театров» принял участие театр «Русская песня».

С восьми часов вечера на Малой сцене театра проходила программа, составленная из лучших образцов русского фольклора. Традиционные обряды, звучание древних музыкальных инструментов, красота народного многоголосья, шуточные и лиричные песни в исполнении ансамбля «Театр народной музыки» под руководством Тамары Смысловой не позволяли зрителям скучать ни минуты.

«Театр народной музыки» под руководством Тамары Смысловой, коллектив театра «Русская песня», в этом году отмечает 20-летний юбилей своей творческой деятельности. Музыканты этого ансамбля долгие годы работали артистами и солистами в легендарном Ансамбле Дмитрия Покровского, собирали и изучали фольклор, осваивали певческие манеры исполнительства и игру на традиционных инструментах различных областей России. Сейчас «Театром народной музыки» руководит бывшая солистка Ансамбля Дмитрия Покровского, лауреат Всероссийского конкурса исполнителей народной музыки, заслуженная артистка России Тамара Смыслова.

«Театр народной музыки» – это мобильный коллектив, который не нуждается в звукоусиливающей аппаратуре и исполняет песни, аккомпанируя себе на уникальных народных инструментах – гуслях, владимирских рожках, варгане, дудках, колюках, кугиклах, гармошках и др. В репертуаре ансамбля песни древних славян, песни русского Севера, южнорусские и казачьи песни, программы, посвященные календарным праздникам, играм, обрядам и народному театру. Коллектив исполняет церковную православную музыку, староверческую, а также песнопения духоборов и молокан.

Наряду с песнями русской деревни музыканты ансамбля обращаются к творчеству русских композиторов: М. Мусоргского, И. Стравинского, С. Прокофьева, В. Гаврилина, Т. Чудовой, А. Батагова. Также имеют богатый опыт в совместных импровизационных выступлениях с современными джазовыми и рок-музыкантами: А. Козловым, В. Ганелиным, В. Резицким, А. Градским, сотрудничали с Полом Уинтером, Питером Габриелем.

Продолжая и сохраняя то, что было сделано Дмитрием Покровским, музыканты ансамбля «Театр народной музыки» всем своим творчеством подтверждают его тезис: «Фольклор – это живое творчество народа, а не музейный экспонат».

Театр «Русская песня» будет и впредь поддерживать подобные акции, как «Ночь театров». Это прекрасная возможность большему количеству зрителей продемонстрировать всю красоту, многообразие и глубину традиционной русской культуры.















Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Москвичи смогут встретиться с Галиной Волчек в «Современнике», сыграть в спектакле «Бег» «Содружества актёров Таганки» и послушать предпремьерную читку «Ревизора» в театре Et Cetera.

Департамент культуры города Москвы проведёт «Ночь театров» 26 марта. Свои программы представят почти 60 театров города. В них пройдут не только репертуарные спектакли, но и мастер-классы, творческие вечера знаменитых актёров и драматургов, экскурсии в мир закулисья.

Посетить любое мероприятие москвичи смогут бесплатно. Записаться необходимо заранее, позвонив в справочную службу театра. Регистрация также будет идти через официальные сайты площадок и их страницы в социальных сетях. Запись откроется 20 марта в 12:00.

Что смотреть на главной площадке

Старт «Ночи театров» будет дан в воскресенье, 26 марта, в 22:00 на Московском культурном форуме в Манеже. Там гости увидят постановки Центра драматургии и режиссуры о четырёх эпохах — революции, Великой Отечественной войне, оттепели и наших днях. Прозвучат стихи известных поэтов, которые творили в эти периоды. Отрывки из своих самых знаменитых постановок в Манеже покажут Московский театр оперетты (спектакль «Вольный ветер мечты»), Театр Романа Виктюка (спектакли «Федра» и «Венецианка»), Московский театр имени В. Маяковского (зарисовки из 95-летней истории театра). В перерывах между постановками перед гостями будут выступать артисты Мастерской Петра Фоменко, театра «Практика» и «Гоголь-центра». В завершение «Ночи театров» в Манеже коллектив театра «Балет Москва» представит фрагмент спектакля «Кафе Идиот» — лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая маска — 2016».

Творческие встречи и вечера памяти

Популярный формат мероприятий в «Ночи театров» — встречи режиссёров и актёров со зрителями. В этом году можно будет попасть на встречу с руководителем «Современника» Галиной Волчек. Она два часа, с 20:00 до 22:00, будет общаться со зрителями на малой сцене театра. В Театре на Малой Бронной со зрителями встретится актёр Геннадий Сайфулин, а в театре «Модерн» пройдёт вечер памяти актёра Алексея Петренко. Вспоминать о коллеге будут актрисы Лариса Гузеева, Анна Ардова, Екатерина Волкова, певица Нинель Шацкая, актёры Валерий Баринов и Александр Пашутин, а также композитор Владимир Дашкевич.

Какие спектакли можно посетить

Программы театров очень разнообразны, не всем удаётся уместить в череде мероприятий спектакли целиком. В основном на подмостках исполнят фрагменты постановок. Тем, кто хочет насладиться драматическим искусством в полной мере, стоит посетить театр «Содружество актёров Таганки». Там пройдёт спектакль по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Бег» — это интерактивная театральная игра (с эффектом полного погружения зрителя в действо).

Зрителям предложат разделиться на две группы, каждая из которых совершит путешествие по ночным пространствам театра. Одну из этих групп поведут за собой «красноармейцы», а другую — «белогвардейцы». Они встретятся в финале — в большом зале театра, где на огромный экран на сцене будут проецироваться исторические снимки вместе с фотографиями спектакля «Бег».

Предпремьерную читку сцен из спектакля «Ревизор» можно будет увидеть на сцене Московского театра Et Cetera под руководством Александра Калягина. А в Театре на Таганке представят спектакль «Петербург» по роману Андрея Белого.

В Театре на Юго-Западе дадут два спектакля: «Москва — Петушки» по одноимённой поэме Венедикта Ерофеева и моноспектакль по роману Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион».

В Московский молодёжный театр под руководством Вячеслава Спесивцева можно пойти на спектакль «Как закалялась сталь», а в театр «Глас» — на литературно-историческую постановку «Великая княгиня Е.Ф. Романова».

Где проведут экскурсии за кулисы

В «Ленкоме» пройдёт экскурсия, посвящённая 90-летней истории театра. В «Школе современной пьесы» экскурсия будет совмещена с караоке — после прогулки по театру гостям предложат вспомнить и спеть вместе с актёрами песни революции и контрреволюции. Завершится ночное путешествие встречей с художественным руководителем театра Иосифом Райхельгаузом, который на своей открытой лекции расскажет о секретах актёрского мастерства и режиссуры.

Детям будет интересно побывать на познавательных экскурсиях в:

— Театре кошек Куклачёва;

— «Уголке Дедушки Дурова»;

Детском театре эстрады;

— Московском театре теней;

— Московском театре кукол;

— Московском детском камерном театре кукол;

— «Театриуме на Серпуховке»;

— Московском драматическом сказочном театре.

Здесь пройдут экскурсии по театральным залам, костюмерным и гримёркам. Гостям покажут, как к спектаклям готовят декорации и одежду, где живут и как репетируют животные, играющие на сцене, как создаются куклы для представлений и что находится по ту сторону ширмы в постановках, где играют тени.

Если в большинстве театров, куда интереснее попасть взрослым, мероприятия начинаются в 21:00-22:00, то в детских театрах они проходят с 18:00 до 20:00.

Акция «Ночь театров» традиционно завершает программу Московского культурного форума, а также предваряет Всемирный день театра, который 27 марта.

Подробную программу «Ночи», помимо сайтов самих театров, можно посмотреть на портале , также информация о мероприятиях в течение нескольких дней появится .