Специфика школьной дезадаптации, методы ее диагностики. Способ диагностики школьной дезадаптации у младших школьников

Школа ставит перед ребенком большое количество новых задач, которые требуют мобилизации его физических и интеллектуальных сил. Первокласснику необходимо привыкнуть к новым условиям, возникшим в его жизни, подстроиться под них. Речь идет об — самом напряженном периоде в первый год обучения. Она происходит на социальном, физиологическом и психологическом уровне.

Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни.

Факторы социальной адаптации

Факторы физиологической адаптации

Факторы психологической адаптации

  1. Установлены новые формы отношений, новые коммуникативные связи.
  2. Сложились устойчивые способы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
  3. Намечено направление дальнейшей личностной самореализации первоклассника в школе.
  1. Высокая работоспособность.
  2. Хороший сон и аппетит.
  3. Отсутствие симптоматических заболеваний.
  1. Нет перепадов настроения и капризов.
  2. Присутствует положительная мотивация к обучению.
  3. Овладение основными навыками учебной деятельности.
  4. Готовность к самооцениванию.

Основные вопросы проведения диагностики

Диагностика адаптации первоклассников подразумевает проведение глубокого индивидуального обследования. Она направлена на получение информации о качественных показателях основных необходимых изменений, которые должны произойти во всех сферах жизни и деятельности ребенка.

Главная цель диагностики заключается в определении детей, которые испытывают трудности в адаптации и нуждаются в профессиональной помощи. По результатам проведенного исследования должны быть определены индивидуальные траектории развития школьников и разработаны .

Проведение диагностики инициируется школьной администрацией, чтобы получить общую информацию об уровне адаптации всех первоклассников. Такой вид деятельности обязательно фиксируется в плане работы школы на учебный год. Непосредственно проведением исследований и обработкой данных занимается школьный психолог в тесном сотрудничестве с классным руководителем первоклассников.

Диагностика проводится в несколько этапов.

  1. Наблюдение — идет в течение первого месяца обучения для обнаружения особенностей в поведении ребенка на уроках и переменах.
  2. Обследование — проводится с 15 по 30 сентября. Направлено на установление:
  • уровня умственного развития первоклассников, выявление детей, у которых есть отставания от возрастной нормы;
  • степени сформированности мотивов к учению, выделение ведущего мотива;
  • стабильности эмоционального состояния школьника, наличия отрицательных или положительных эмоций, которые переживает ребенок в разных учебных ситуациях;
  • уровня школьной тревожности, анализ факторов, которые вызывают у первоклассника дискомфорт, напряжение, страх.
  1. Составление индивидуальных заключений — после проведения обследования делается итоговая обработка полученных данных, на основе которых:
  • определяются дети, попадающие в группу риска;
  • вырабатываются рекомендации для учителя и родителей.

Основой составления такого заключения должна быть сводная таблица с результатами диагностики. Она может иметь такой вид.

  1. Ознакомление участников учебного процесса с результатами диагностики адаптации первоклассников — итоговые заключения обсуждаются во время проведения:
  • малого педсовета или консилиума (чаще всего их проводят во время осенних каникул);
  • индивидуальных консультаций;
  1. Составление индивидуальных программ работы с детьми, имеющими признаки дезадаптации — происходит в тесном взаимодействии со всеми заинтересованными сторонами. Эта работа должна быть закончена к концу первой четверти. В программу необходимо включить:
  • групповые занятия;
  • индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение;
  • индивидуальные формы работы, направленные на решение конкретных проблем.

  1. Реализация индивидуальных программ — занимает 1 - 4 месяца.
  2. Повторная диагностика — должна быть проведена в конце учебного года (апрель — май) для получения итоговых данных.
  3. Заключительный этап — необходим для сопоставления стартовых и окончательных показателей. На этом этапе анализируется динамика развития ребенка и устанавливается эффективность реализации выработанных рекомендаций и .

На основе предложенной информации психолог должен составить план проведения диагностики уровня адаптации первоклассников, конкретизируя указанные направления деятельности. Он может иметь такую форму:

Для получения полной и достоверной информации о каждом ребенке в процессе диагностики необходимо также проводить:

  • опрос родителей;
  • интервьюирование учителей;
  • изучение медицинских карт детей.

Основным направлением диагностической деятельности является проведение анкетирования и тестирования первоклассников с использованием различных методик. Она может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно на обследование одного ребенка затрачивается 15 - 20 минут.

Основные методики проведения диагностики адаптации первоклассников

Для проведения диагностики адаптации первоклассников психолог отбирает наиболее эффективные методики, которые отвечают таким критериям:

  • направлены на изучение всех ключевых параметров адаптации;
  • не только выявляют признаки дезадаптации, но и позволяют выявить факторы, влияющие на появление проблем в адаптации;
  • не требуют значительных организационных, временных и материальных затрат для их проведения.

Наблюдение

Наиболее распространенный метод диагностики — наблюдение. Чаще всего используется выборочное наблюдение. В процессе его проведения фиксируются только те особенности поведения ребенка, которые выделяют его из общей массы первоклассников. Наблюдение проводится одновременно за всеми детьми в классе. Основные требования к организации наблюдения:

  • наличие схемы наблюдения;
  • систематичность;
  • объективность.

Наблюдение также должно включать:

  • анализ успеваемости ребенка;
  • просмотр тетрадей;
  • прослушивание устных ответов;
  • анализ сложившихся межличностных отношений.

В результате наблюдений происходит оценивание (по 5-балльной шкале) основных семи компонентов:

  • учебной активности;
  • усвоения программных материалов;
  • поведения на уроках;
  • поведения на переменах;
  • взаимоотношения с одноклассниками;
  • отношения к учителю;
  • эмоций.

Соответствующие баллы и выводы необходимо внести в карту школьной адаптации.

Суммарное количество баллов можно интерпретировать следующим образом:

Для проведения наблюдений в период адаптации можно использовать карту Стотта , которая предусматривает изучение асоциальности, инфантильности, подчиняемости, активности и неуверенности.

Фактор Асоциальность, Инфантильность, Подчиняемость, Активность, Неувеременность — см. .

При этой методике общий балл не выводится, а оценивается каждый критерий отдельно. После этого определяются группы детей, имеющие наиболее высокие (выше 65%) показатели по каждому фактору.

Тест «Домики»

Еще одним методом диагностики адаптации первоклассников к школе является тест «Домики». Его проводят с целью определения:

Этот тест представляет собой цвето-ассоциативное исследование. Автором теста является О.А. Орехова. Для его проведения необходимо подготовить:

  • опросный лист;
  • 8 карандашей (черный, серый, коричневый, фиолетовый, синий, зеленый, желтый, красный).

Карандаши не должны внешне отличаться друг от друга.

Для исследования нужно пригласить группу детей (10-15 человек), и рассадить их отдельно друг от друга. Обязательно следует исключить нахождение учителя в классе во время проведения диагностики. Дети должны выполнить три задания.

Задание 1.

Предлагается картинка домика, к которому ведет дорожка из 8 прямоугольников. Первоклассникам предлагается по порядку разукрасить их, при этом каждый цвет можно использовать только один раз. Сначала нужно выбрать наиболее понравившийся цвет и разукрасить первый прямоугольник. Далее берется тот цвет, который больше нравится среди оставшихся. Последний прямоугольник будет разукрашен самым некрасивым, по мнению ребенка, цветом.

Задание 2.

Дети будут разукрашивать картинку, на которой изображена улица с несколькими домиками. Психолог должен объяснить, что в этих домиках живут различные чувства и детям нужно для каждого из них подобрать тот цвет, ассоциация с которым возникает при назывании таких слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доброта, злоба, скука, восхищение.

В этом задании один и тот же цвет можно использовать несколько раз. Если школьники не понимают значение какого-либо из названных слов, то психолог его разъясняет.

Задание 3.

Картинка используется такая же, как и в предыдущем задании. Теперь дети должны разукрасить домики в такой цвет, который символизирует их жителей. В первом домике живет душа ребенка. Обитатели 2-9 домиков отвечают за его настроение в таких ситуациях:

  • когда идет в школу;
  • на уроке чтения;
  • на уроке письма;
  • на уроке математики;
  • когда общается с учителем;
  • когда общается с одноклассниками;
  • когда находится дома;
  • когда делает уроки.

В десятый домик ребенок должен сам поселить любого «цветного» жильца, который будет означать его особое состояние в важной для него лично ситуации. После выполнения этого задания каждый первоклассник должен рассказать психологу, что именно означает для него этот десятый домик (лучше это делать так, чтобы не услышали остальные дети), и он делает соответствующую пометку на опросном листе.

При подведении итогов этой диагностики адаптации первоклассников психолог должен ориентироваться на такую нумерацию цветов: 1 — синий, 2 — зеленый, 3 — красный, 4 — желтый, 5 — фиолетовый, 6 — коричневый, 7 — черный, 0 — серый.

Чтобы не заниматься самостоятельно такими сложными подсчетами, можно попробовать найти в интернете специальную программку, предназначенную для обработки результатов этого теста.

Анкета «Уровня школьной мотивации»

Для определения уровня адаптации первоклассников к школе можно использовать также диагностику мотивационной сферы ребенка по методике Н.Г. Лускановой . Она проводится в виде краткой анкеты, вопросы которой зачитываются вслух, а дети должны выбрать подходящий вариант ответа.

При обработке результатов все ответы нужно занести в таблицу, которая содержит специальный ключ для определения количества полученных баллов.

Результаты подсчета нужно интерпретировать следующим образом.

Такая методика позволяет не только выявить уровень адаптации школьников, но и выявить причины, приводящие к снижению мотивации ребенка к посещению школы.

Методика «Лесенка»

Для определения уровня самооценки ребенка при диагностике адаптации первоклассников к школе рекомендуется использовать методику «Лесенка». Для ее проведения необходимо подготовить рисунок лестницы с пронумерованными ступеньками.

Ребенку предлагается ознакомиться с такой расстановкой школьников на ступеньках:

  • на 1 — самые хорошие ребята;
  • на 2 и 3 — хорошие;
  • на 4 — ни хорошие, ни плохие;
  • на 5 и 6 — плохие;
  • на 7 — самые плохие.

Первоклассник должен обозначить ступеньку, на которой, по его мнению, должен находиться он сам. Можно нарисовать на этой ступеньке кружочек или поставить другую пометку. Не нужно при проведении теста акцентировать внимание на нумерации ступенек. Желательно, чтобы такая же лесенка была нарисована на доске, и психолог просто показывал бы на каждую ступеньку и объяснял ее значение, а дети просто соотносили бы ее со своим изображением.

Результаты оцениваются следующим образом:

  • 1 — завышенная самооценка;
  • 2 и 3 — адекватная;
  • 4 — ;
  • 5 и 6 — плохая;
  • 7 — резко заниженная.

Такую методику можно заменить аналогичным тестом «Кружки» .

Также для определения уровня самооценки первоклассника можно воспользоваться способом исследования адаптации методом Люшера , который проводится при помощи специальных бланков.

Тест на тревожность

Для определения уровня тревожности у первоклассника предлагается провести опрос учителя и родителей, .

Также для определения эмоциональных проблем ребенка можно провести тест «Диаграмма «Хорошее — плохое».

Есть еще одна похожая по своему направлению Проективная методика диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан).

Другие методики

Существует большое количество и других методик.

  • Анкетирование родителей.
  • Тесты на изучение уровня умственного развития первоклассников.
  • Методика Т.А. Нежновой «Беседы о школе».
  • Методика «Определение мотивов учения».
  • Методика «Составление рассказа по картинке».
  • Рисуночная методика «Что мне нравится в школе».
  • Тест Тулуз-Пьерона.
  • Методика определения готовности к обучению в школе Н.И. Гуткиной «Домики».
  • Методика «Градусник».
  • Методика «Краски».
  • Методика «Солнце, тучка, дождик».

Для проведения полноценной диагностики уровня адаптации первоклассника не нужно использовать весь спектр имеющихся методик. Достаточно выбрать 4-6 различных методов и тестов, которые больше подойдут к условиям класса и стилю профессиональной деятельности психолога.

Иногда допускается применение двух похожих методик для уточнения полученных результатов. При повторной диагностике рекомендуется использовать те же методики, которые были использованы для первичного обследования.

В завершение хочется подчеркнуть следующие моменты. Индивидуальные результаты диагностики не должны находиться в публичном доступе. Они используются психологом и учителям только для осуществления коррекционной работы.

Неправильно сравнивать данные диагностики разных детей для осуществления экспертной оценки. Важно помнить, что динамика развития ребенка устанавливается только на основе его индивидуальных показателей в начале и на завершающем этапе диагностических исследований.

Также стоит иметь в виду, что приведенные способы интерпретации полученных результатов диагностики ориентированы на усредненные общепринятые нормы в поведении и учебных достижениях первоклассников. Поэтому необходимо осуществлять коррекцию полученных данных в соответствии с индивидуальными особенностями учебных умений, характера и темперамента ребенка. Принимая во внимание данный факт, следует проводить всестороннее обследование с учетом мнения родителей и экспертной оценки учителя.

Методики, направленные на исследование проявлений

школьной дезадаптации

на разных возрастных этапах.

Младший школьный возраст.

1. Проективная методика "Что мне нравится в школе?", автор Лусканова Н. Г.

Цель: выявить отношение детей к школе и мотивационную готовность детей к обучению в школе.

Возрастная направленность: 6 – 7 лет.

Инструментарий: листы формата А4 по количеству обследуемых, простой карандаш, цветные карандаши.

Процедура проведения: раздать листы, карандаши и зачитать инструкцию.

Инструкция
«Дети, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки за него ставиться не будут».

Процедура обработки:

1. Несоответствие теме указывает на:
а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и пр. Свидетельствует о мотивационной незрелости;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;
в) неверное истолкование поставленной задачи, ее понимание. Такие дети или ничего не рисуют или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития.

2. Соответствие заданной теме говорите наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, т.е. что именно изображено:
а) учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанными заданиями и т.п. Свидетельствует о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных мотивов;
б) ситуации неучебного характера - школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т.п. Свойственны детям с положительным отношением к школе, но большей направленностью на внешние школьные атрибуты;
в) игровые ситуации - качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Источник: Под ред. В.Е. Клочко. Возрастная психология, 2003.

2. Методика ориентировочной школьной зрелости, авторы: А. Керн, Я. Йирасек.

Цель: выявление готовности к школьному обучению.

Возрастная направленность: 5 – 7 лет.

Инструментарий: специальные бланки, карандаши, листы бумаги.

Процедура проведения:

    Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.

    Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т.е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему языке, например, на английском: “He eats soup”.

    Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: "Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же". Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.

Процедура обработки:
Задание № 1 – рисование мужской фигуры
1 БАЛЛ выставляется при выполнении следующих условий: нарисованная фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Голова с туловищем соединена шеей и не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой) и уши, на лице – глаза, нос, рот, руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги внизу отогнуты. Фигура имеет мужскую одежду и нарисована так называемым синтетическим способом (контурным), заключающимся в том, что вся фигура (голова, шея, туловище, руки, ноги) рисуется сразу как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей. При таком способе рисования всю фигуру можно обвести одним контуром, не открывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы "растут" из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического, более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему прикрепляются руки и ноги.
2 БАЛЛА. Выполнение всех требований на единицу, кроме синтетического способа рисования. Три отсутствующие детали (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.
3 БАЛЛА. Фигура должна иметь голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев и ступней.
4 БАЛЛА. Примитивный рисунок с головой и туловищем. Конечности (доста-точно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.
5 БАЛЛОВ. Отсутствует четкое изображение туловища ("головоножка" или преобладание "головоножки") или обеих пар конечностей. Каракули.
Задание № 2 Копирование слов, написанных письменными буквами
1 БАЛЛА. Хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в два раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.
2 БАЛЛА. Все еще разборчиво скопирован образец. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.
3 БАЛЛА. Явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.
4 БАЛЛА. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.
5 БАЛЛОВ. Каракули.
Задание № 3 Срисовывание групп точек
1 БАЛЛ. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более чем вдвое. Рисунок должен быть параллелен образцу.
2 БАЛЛА. Число и расположение точек должны соответствовать образцу. Можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой и колонкой.
3 БАЛЛА. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой поворот, даже на 180 градусов.
4 БАЛЛА. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (например, линии) не допускаются.
5 БАЛЛОВ. Каракули.

3. Методика "Какой Я?", автор Р. С. Немова.

Цель: определение самооценки.

Возрастная направленность: 5 – 7 лет.

Инструментарий : специальный бланк для ответов.

Процедура проведения : экспериментатор спрашивает у ребёнка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребёнком самому себе, проставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.

Процедура обработки: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. Самооценка ребёнка определяется по общей сумме баллов, набранной им по всем качествам личности. Выводы об уровне развития: 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

Подростковый возраст.

1. Тест школьной тревожности Филлипса.

Цель : изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Возрастная направленность : 10 – 12 лет.

Инструментарий: бланки для ответов.

Процедура проведения : Инструкция. «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «–» если не согласны».

Процедура обработки: в соответствии с предложенным ключом.

2 . Методика "Отношение к предметам", автор Л. Балабакина.

Возрастная направленность : школьный возраст.

Инструментарий : бланки для ответов.

Процедура проведения : Инструкция:"Оцените, пожалуйста, свое отношение к перечисленным учебным предметам, пользуясь следующей шкалой: 2 балла – это про меня; 1 балл – не уверен (а); 0 – это не про меня".

Процедура обработки : производится подсчет баллов и затем сравнивается с предложенным вариантом.

Литература

Цель

Возрастная направленность : от 7 лет.

Инструментарий

Процедура проведения

Процедура обработки

Литература : Микляева А. В., Румянцева П. В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320с.

Старший школьный возраст.

Цель: выявление уровня самооценки тревожности.

Возрастная направленность: от 12 лет.

Инструментарий : готовые бланки для ответов.

Процедура проведения: " Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".

Процедура обработки: Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

PT=∑1 - ∑2 + 50,

где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20);

ЛТ = ∑1 - ∑2 + 35,

где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 - низкая тревожность; 31-45 - умеренная тревожность; 46 и более - высокая тревожность.

Литература: Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом "БАХРАХ – М", 2011. – с. 59-63.

2. Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса, авторы М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.

Цель: выявление уровня мотивации.

Возрастная направленность: от 10 лет.

Инструментарий: бланк – анкета.

Процедура проведения: Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

Процедура обработки:

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает.

Внешний мотив - 0 баллов.

Игровой мотив - 1 балл.

Получение отметки - 2 балла.

Позиционный мотив - 3 балла.

Социальный мотив - 4 балла. Учебный мотив - 5 баллов.

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

Баллы суммируются и по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

    - очень высокий уровень мотивации учения;

    - высокий уровень мотивации учения;

    - нормальный (средний) уровень мотивации учения;

    - сниженный уровень мотивации учения;

    - низкий уровень мотивации учения.

Источник : http://gigabaza.ru/doc/75394.html

Цель : изучение взаимоотношений в малых группах.

Возрастная направленность : от 7 лет.

Инструментарий : листы бумаги, письменные ручки.

Процедура проведения : указать 3 фамилии своих одноклассников, которые наиболее приятны, симпатичны; 3 фамилии своих одноклассников, которые неприятны, не нравятся, никогда не позовете в гости.

Процедура обработки : путем вычисления и построения матрицы.

Литература : Микляева А. В., Румянцева П. В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320с.

Профилактика школьной дезадаптации, освоение школами практики коррекционно-развивающего образования предполагают, как отмечалось выше, внимание субъектов диагностической деятельности к изучению не только детей, которые уже учатся в школе, но и тех, кто только поступает в нее, диагностирование их учебных, в целом адаптационных возможностей уже на этапе школьного старта. Важность этой работы чрезвычайно велика, поскольку именно ею будет определяться столь значимая для школьной судьбы ребенка своевременность оказания ему необходимой педагогической помощи.

Контакты со школой первых для ребенка сфер его социализации - семьи и детского дошкольного учреждения - станут возможны, если в них проявят заинтересованность и родители, и работники детских дошкольных учреждений.

Считаем важным в связи с этим обратить внимание на тезис, высказанный в свое время П.П. Блонским (1961). Последний, опираясь на богатый исследовательский материал, утверждал по отношению к такой, по существу, исходной форме школьной дезадаптации, как академическая неуспеваемость, что это не явление, которое возникает в школе, что неуспеваемость представляет собой следствие проблем, накопившихся в развитии ребенка на этапе его дошкольного детства. В еще большей степени это относится к другим типам возможных адаптационных нарушений - нарушениям здоровья, личностного развития.

Изучение трудностей, с которыми встречаются дети на начальном этапе обучения, опора на данные смежных с педагогической наук позволили выявить совокупность предпосылок адаптационных нарушений у поступающих в школу детей, которую одновременно следует рассматривать и как базовую основу программы изучения. В соответствии с этой программой информативными показателями низкого уровня адаптационных возможностей, школьной зрелости детей служат следующие: отклонения в соматическом и нервно-психическом здоровье ребенка; недостаточный уровень его социальной и психолого-педагогической готовности к школе; недостаточная сформированность психологических и психофизических предпосылок учебной деятельности.

Начальное изучение поступающих и поступивших в школу детей - это важная и ответственная задача, которая требует для своего решения хорошо скоординированных усилий всех лиц, непосредственно общающихся с ребенком и заинтересованных в его судьбе, - родителей, воспитателей дошкольных учреждений, школьных педагогов и психологов. Задачи координации их усилий призваны решать особые структуры, которые все чаще создаются в школах, - школьные консилиумы. В состав школьного консилиума входят обычно заместитель директора школы по начальному обучению, школьный психолог, социальный педагог (если он в школе), логопед, учитель и медицинский работник (желательно школьный врач).

Задачи консилиума на этапе начального изучения детей состоят в том, чтобы организовать сбор надежной и возможно более полной информации о поступающих в школу детях; на основе собранных данных выявить в предварительном порядке детей с недостаточным уровнем школьной зрелости, потенциальную группу риска; провести специальное изучение этой группы детей с целью определения их обучаемости, конкретных проблем, оптимальных форм и видов коррекционно-развивающей помощи.

Организуя начальное изучение детей, школа, прежде всего, должна установить тесные, заинтересованные контакты с родителями детей и воспитателями базовых детских садов. И те, и другие являются источником исключительно ценной для школы информации о детях. Они с разных сторон и одновременно целостно могут охарактеризовать ребенка. Их характеристики - один из надежных источников первичного для школы знания о поступающих или поступивших в нее детях. Это знание может быть передано школе, если и родители, и воспитатели ребенка:

· имеют необходимую и исчерпывающую информацию о том, для чего их знания о детях нужны школе;

· уверены в том, что эти знания будут использованы школой с единственной целью - в интересах детей;

· школа опирается на корректные способы востребования этого знания;

· и, наконец, если родители, и воспитатели видят, что востребуемое школой знание о ребенке нужно в первую очередь им самим.

Приступая к начальному изучению детей, школа предварительно должна провести работу и с родителями, и с персоналом детских дошкольных учреждений по разъяснению современной школьной политики в отношении недостаточно готовых к школе и ослабленных детей, а также сущности коррекционно-развивающего образования, того, в каких формах оно реализуется, по каким показаниям будет рекомендовано детям. Родители также получают информацию о том, что выбор форм коррекционно-развивающего образования для нуждающихся в нем детей будет происходить лишь при условии обязательного согласия родителей и с их непосредственным участием. Важно, чтобы родители, прежде всего, поняли, что коррекционно-развивающее образование - это способ адресной педагогической помощи тем детям, которые в силу слабого здоровья или определенных дисгармоний в развитии требуют особого внимания педагогов и школьных специалистов; что создание для таких детей особых, наиболее благоприятных для них условий - это дополнительная образовательная услуга, оплачиваемая сегодня государством; что своевременное, возможно более раннее определение проблем детей - это общий интерес родителей и школы .

Эффективна организация начального изучения детей, включающая в себя два этапа: этап фронтального диагностирования школьнозначимых психофизиологических функций у всех детей, поступающих или уже поступивших в школу, и этап более глубокого и разностороннего изучения детей, которые по результатам фронтального диагностирования показали результаты ниже среднего и низкие.

На этапе фронтального изучения детей возможна реализация трех моделей организации диагностической деятельности. Первая модель предусматривает проведение фронтального диагностирования школьной зрелости детей в базовых для школы дошкольных образовательных учреждениях. Реализация этой модели имеет смысл лишь в условиях, когда большинство детей, составляющих контингент будущих первых классов, приходит в школу из детских садов. Опыт показывает, что наиболее целесообразно планировать и проводить такое изучение не непосредственно перед поступлением детей в школу, а заранее - в марте, апреле текущего года, когда результаты могут быть использованы воспитателями и родителями для того, чтобы «подтянуть» недостаточно готовые к обучению функции.

Вторая модель реализуется тогда, когда у школы нет базовых дошкольных учреждений и дети приходят из разных детских садов, а также непосредственно из дома. В этом случае школа организует фронтальное изучение детей на своей базе в специальных группах, предусматривающих подготовку детей к школьному обучению.

Возможна и такая ситуация, когда оптимальной является третья модель, предусматривающая изучение школьной зрелости первоклассников, уже приступивших к учебным занятиям в ходе учебного процесса.

В условиях реализации первых двух моделей изучение детей проводят специально подготовленные для этого члены школьного консилиума - завуч, школьный психолог или логопед. При третьей модели эту работу ведет основной учитель класса. Используется для этого определенная система педагогических тестов - специально построенных диагностических заданий. Дети выполняют задания на учебных занятиях в группе или классе в привычной для них обстановке .

В индивидуальном изучении детей большая роль отводится родителям, а также воспитателям, если ребенок посещал дошкольное образовательное учреждение. Задача членов школьного консилиума, педагога, обеспечивающих этот этап, - организовать наблюдения, обратить внимание родителей и воспитателей на те стороны развития детей, которые в наибольшей степени характеризуют их школьную зрелость. Помощь родителям и воспитателям в решении этой задачи призваны оказать подготовленные для них школой материалы: «Анкета для родителей будущих первоклассников», «Рекомендации по изучению детей для воспитателей детских дошкольных учреждений», «Схема педагогической характеристики выпускника детского дошкольного учреждения». Тексты этих материалов будут представлены ниже.

1

В статье говорится о таком сложном и одновременно негативном явлении как подростковая дезадаптация. Рассматриваются виды дезадаптации и её уровни. Делаются выводы об основных признаках описанных уровней. Статья раскрывает некоторые методы диагностики дезадаптации, дает их характеристику. Рассказывается о том, как учитывая вид дезадаптации ребенка и уровня дезадаптации, можно, используя диагностические данные, эту дезадаптацию своевременно корректировать.

дезадаптация

уровни дезадаптации

виды дезадаптации

методы диагностики

коррекция.

1. Беличева С.Ю. Основы превентивной психологии. – М.: Консорциум, 1993. – 197 с.

2. Молодцова Т.Д. Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. – Ростов на Дону: Изд-во Ростовского университета, 2005. – 254 с.

3. Молодцова Т.Д. Роль педагогической поддержки в преодолении дезадаптации подростков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – №5. – С. 42-44.

5. Немов Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – Владос, 1995. – 320 с.

Последнее десятилетие наиболее часто встречающиеся понятия так или иначе обозначающие трудности несовершеннолетних это: трудные, трудновоспитуемые, труднообучаемые, педагогически запущенные, социально или социокультурно запущенные, безнадзорные, девиантные, делинквентные, криминальные, дискомфортные, и, наконец, дезадаптированные.

При разнообразии суждений, связанных с рассматриваемыми явлениями, бесспорным остается одно: в обществе есть люди, которые в него не вписываются или по физиологическим, генетическим, психологическим, или по социальным причинам, или по тем и другим вместе взятым. Кроме того, есть такие, которые испытывают сами или доставляют другим чувство дискомфорта. Все эти понятия были объединены нами термином дезадаптация. Итак, как мы ее понимаем: «Дезадаптация - это результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самой собой и обществом, появляющийся во внутреннем дискомфорте, нарушениях поведения, взаимоотношений и деятельности». Это явление, которое охватывает все трудности человека, а применительно к подросткам- все внутренние и внешние трудности данного возраста, независимо от источника природы и степени проявления.

Как показал предварительный анализ, явления дезадаптации несовершеннолетних, это явление многогранное, многовариантное, может проявляться с разной степенью интенсивности, широты, в различных вариантах и быть вызвано различными причинами, При этом «…следствием социально-психологической или психосоциальной дезадаптации является неуспеваемость, недисциплинирванность, конфликтность, трудновоспитуемость, грубость (с учителями, родителями, сверстниками), нарушения взаимоотношений, это наиболее распространенный и легко проявляющийся вид дезадаптации.

Рассмотрение дезадаптации как психолого-педагогического явления, поднимает вопрос об ее антиподе, т.е. того, к чему личность нужно направлять, на что ориентировать, что у нее воспитывать. Речь идет об адаптации личности в социальной в широком смысле и школьной как ее разновидности. Не секрет, что «… социальная адаптация - это процесс и одновременно результат внутренней и внешней гармонизации личности со средой, процесс активного приспособления личности, уравновешивающий потребности человека и требования среды». Показателями адаптации человека являются его сбалансированные взаимоотношения с окружающими людьми, успешность в деятельности, гармоничность в поведении. Больше всего она нарушается в возрасте, который многие психологи и педагоги считают наиболее предрасположенными к дезадаптации, а именно, подростковый.

В случае, когда дезадаптация у подростков проявляется, она может иметь различные виды, типы, уровни. В частности, взяв за основу классификацию С.А.Беличевой , мы, расширив ее и дополнив, выделили следующие виды дезадаптации: патогенную, психологическую, психосоциальную, социально-психологическую (или социально-педагогическую) и социальную. Патогенная дезадаптация проявляется в неврозах, истериках, психопатиях, нарушениях анализаторов В том, соматических нарушениях. Психологическая - обнаруживается в акцентуациях характера, конфликтах мотивационной сферы, уходе в защиту, неадекватной самооценке, депривациях (отчуждении), фобиях (тревожности), фрустрированности и прочих причинах, которые не проявились в поведении (она не всегда лежит на поверхности и требует глубинного изучения). Следствием социально-психологической или психосоциальной дезадаптации является неуспеваемость, недисциплинирванность, конфликтность, трудновоспитуемость, грубость (с учителями, родителями, сверстниками), нарушения взаимоотношений, это наиболее распространенный и легко проявляющийся вид дезадаптации. При определенных условиях этот вид дезадаптации может перейти в дезадаптацию социальную, когда подросток просто вредит обществу и т.п.). Если первый и второй виды дезадаптации заставляют школьников испытывать внутреннюю дисгармоничность, третий вид, помимо собственной психологической дисгармонии, нарушает развитие многих связей, дезорганизует деятельность, мешает ближайшему окружению, то четвертый уже просто неудобен, а иногда и опасен для общества, требуя не только вмешательства психологов, педагогов, родителей, врачей, но и работников юстиции.

Уделяя внимание всем видам дезадаптации подростков, мы считали, что сложным ребенком надо заниматься тогда, когда он еще не попал в преступную среду, когда “болезнь” не запущена, существуя как школьная дезадаптация. Школьной мы ее называем не по той причине, что она проявляется только в школе, а поскольку она может быть у подростка, имеющего официальный статус школьника, студента лицея, гимназии, техникума, ПТУ. Как правило: «Дезадаптацию классифицируют по самым различным параметрам: по характеру отклклонений от норм; по внешним или внутренним нарушениям; по глубине нарушений в личности, распространенности; яркости проявления; устойчивости; первичности или вторичности проявления; по областям нарушений; по наличию того или иного пускового психологического механизма и т.д.» .

Были разработаны показатели уровней дезадаптации подростков.

Уровни дезадаптации подростков.

Нулевой уровень - «адаптированные». Это подростки, которые хорошо учатся и ведут себя, не конфликтуют, удовлетворенные собой, жизнью и окружением.

Первый уровень - «в основном адаптированные». Подростки, у которых дезадаптация присутствует крайне эпизодически, имея лишь отдельные её элементы. Проявления её ситуативны, поверхностны, чаще всего в какой-то одной области. Подросток в этом случае скорее адаптирован, чем дезадаптирован. Это обычный, достаточно хорошо успевающий школьник с некоторыми исключительно возрастными трудностями поведения, что выражается в редких нарушениях дисциплины, эпизодических конфликтах, некоторых неудачах в обучении, ситуативных мотивах (если дезадаптация психологическая).

Второй уровень - «преддезадаптированные». Подростки, у которых дезадаптация проявляется довольно часто, но в основном временно, хотя иногда и широко. Такие нарушения не становятся устойчивой чертой, не затрагивают глубинных образований личности. Дезадаптация проявляется в эпизодической неуспеваемости, недисциплинированности, конфликтах с учителями, родителями и товарищами и т.д. Но дезадаптационные проявления довольно часты, поэтому есть угроза перехода в устойчивую дезадаптацию. Мотивы, связанные с дискомфортом, проявляют большую устойчивость, чем на предыдущем уровне.

Третий уровень - «дезадаптированные». Школьники, у которых дезадаптация может стать углублённой, (особенно в какой-то конкретной области), к тому же устойчивой. Многие отрицательные мотивы перерастают в свойства личности. Подобного рода дезадаптация может проявляться достаточно широко, явно, нарушая деятельность, поведение и взаимоотношения. Обычно таких учащихся уже называют «трудными», «педагогически запущенными». Им присуща грубость, конфликтность, недисциплинированность и прочие отрицательные проявления.

Четвертый уровень - «социально дезадаптированные». Подростки, у которых дезадаптация обширна, глубока, устойчива, нередко вторична, ярко выражена. Она проявляется в дивиантном поведении, депривации, делинквентных поступках и характерна чаще всего для подростков, которые стоят на учёте в детских комнатах милиции, которыми занимаются комиссии по делам несовершеннолетних. Такие подростки или полностью игнорируют учёбу, совершают проступки, мешают обществу, или это подростки, которые не имеют возможности учиться..Нами была разработана методика диагностики уровней дезадаптации,которуюн еобходимо было апробировать.

Для этого была организована исследовательская группа, куда вошли студентов 3 курса факультета социальной педагогики. Данная группа под нашим руководством осуществляли эксперимент.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось с 2010 по 2012г. г. Таганрога в школах 10, 8, 3, а также двух сельских школах. Апробировалась модель диагностики дезадаптации подростков в целях

Осуществляя исследование, мы брали во внимание весь микросоциум школьников, но осуществляли диагностику в основном в школе. Мы полагали, что подросток может быть дезадаптирован в семье, школе, близком окружении, дезадаптирован психологически, социально, комплексно, но в школе или других учебных заведениях для подростков (ПТУ, техникумах, училищах) диагностические методики применять легче всего в силу следующих причин: 1) это место, где подросток должен осуществлять свою основную деятельность - учебную, туда он обязан ходить, поэтому там складываются удобные условия для изучения; 2) там есть возможность собрать вместе всех учеников для применения ряда групповых методов исследования; 3) педагог может найти союзников и помощников в лице администрации, других педагогов, психолога и т.д. Осуществляя исследовательскую работу в школах, мы начали с диагностики дезадаптации учащихся каждого из классов.

Разработанные параметры уровней дезадаптации были использованы для определения процентного соотношения различных уровней и областей, в которых подростки больше всего дезадаптированы. Использовались, как правило, беседы с классным руководителем, психологом школы, социальным педагогом, которые были ознакомлены с параметрами уровней дезадаптации. Помимо этого, студенты по выбору применяли рейтинговый метод, метод компетентный судей, взаимохарактиристики, самохарактеристики и т.д. Привлекались также собственные наблюдения студентов и методики, которые соответствовали каждой из областей микросоциума школьника, где могла произойти наибольшая социально-психологическая дезадаптация.

Интегрирующим всю собранную информацию документом, была разработанная нами «Сводная таблица» уровней дезадаптации учащихся класса. При заполнении отдельных граф «Сводной таблицы» (по областям дезадаптации, всего восемь граф), применялись показатели уровней социально-психологической дезадаптации и специально подобранные методики. Так, для изучения отношение к учебной деятельности использовались наблюдения самих студентов, беседы с учителями и учениками, изучение продуктов творческой деятельности и т.д. Изучая отношения с учителями, помимо наблюдений и бесед с учителями и учениками, студенты применяли метод анкетирования, получали сведения с помощью творческой письменной работы «Мой любимый предмет», разбор различных ситуаций и пр. Взаимоотношения с товарищами изучались благодаря ряду социометрических методик. Отношение к общественно-полезной деятельности помогали исследовать классные руководители, актив класса, использовались анкеты. Общение в неформальной группе и взаимоотношения в семье заполнялись с помощью родителей, классных руководителей и самих учеников (анкеты, опросники) и наблюдений. Отношение к самому себе изучалось с помощью ряда специальных методик, о которых пойдет речь ниже. Отношение к миру - с помощью рейтингового метода, сочинений, бесед, анкет. В итоговой графе, обозначающей уровень дезадаптации, выставлялся балл по шкале порядка. Экспериментальные и расчетные данные (по линейной модели) показали высокую согласованность.

Все студенты составляли сводные таблицы дезадаптации учащихся одного из подростковых классов. Суммировались по вертикали уровни дезадаптации для получения сведений о степени дезадаптированности школьников по областям. По этим цифрам составлялся график, позволяющий в дальнейшем представить характеристику класса и стратегию работы с ним. Особенно интенсивная коррекционная работа велась в тех областях, которые по графику наиболее «западали», а также с учениками, чей уровень был 3 или 4, что свидетельствовало об их высокой дезадапттированности.

Библиографическая ссылка

Молодцова Т.Д. ДИАГНОСТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-1. – С. 32-34;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4657 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Арендный блок

28.Специфика школьной дезадаптации, методы ее диагностики

Школьная дезадаптация - это многофакторный процесс снижения и нарушения способности ребенка к обучению в следствии несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям.

Характеристика школьной дезадаптации (виды, уровни, причины возникновения)

При делении дезадаптации на виды С.А. Беличева учитывает внешние или смешанные проявления дефекта взаимодействия личности с обществом, окружением и собой:

а) патогенная: определяется как следствие нарушений нервной системы, болезней головного мозга, нарушений анализаторов и проявлений различных фобий;

б) психосоциальная: результат половозрастных изменений, акцентуация характера (крайних проявлений нормы, усилении степени проявления определенной черты), неблагоприятных проявлений эмоционально-волевой сферы и умственного развития;

в) социальная: проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации систем внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Опираясь на данную классификацию Т.Д. Молодцова выделяет следующие виды дезадаптации:

а) патогенную: проявляется в неврозах, истериках, психопатии, нарушениях анализаторов, соматических нарушениях;

б) психологическую: фобии, различные внутренние мотивационные конфликты, некоторые виды акцентуаций, которые не повлияли на социальную систему развития, но которые нельзя отнести к явлениям патогенным.

Такая дезадаптация в большей степени скрыта и достаточно устойчива. Сюда относятся все виды внутренних нарушений (самооценки, ценностей, направленности), которые сказались на самочувствии личности, привели к стрессу или фрустрации, травмировали личность, но не сказались еще на поведении;

в) социально-психологическую, психосоциальную: неуспеваемость, недисциплинированность, конфликтность, трудновоспитуемость, грубость, нарушения взаимоотношений. Это наиболее распространенный и легко проявляющийся вид дезадаптации;

Предпосылки школьной дезадаптации:

низкий социальный статус ребенка; проблемы взаимоотношений в семье;

низкая готовность прийти на помощь другу;

плохие отношения со сверстниками;

низкие познавательные способности;

неадекватная самооценка.

Типы проявлений школьной дезадаптации (ШД):

неуспешность в обучении по программам, выражающаяся в хронической неуспеваемости, а также в недостаточности и отрывочности общеобразовательных сведений без системных знаний и учебных навыков (когнитивный компонент ШД);

постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам, а также к перспективам, связанным с учебой (эмоционально-оценочный, личностный компонент ШД);

систематически повторяющиеся нарушения поведения в процессе обучения и в школьной среде.

МЕТОДЫ:

Наблюдение – наиболее распространённый и незаменимый метод в работе с первоклассниками, хотя он может применяться в изучении развития детей любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда исследователя интересуют все особенности поведения ребёнка, но чаще применяется выборочное, когда фиксируются только некоторые из них. Использование метода наблюдения должно отвечать ряду требований. Это чётко поставленная цель, разработка схемы наблюдения (что видеть, как это фиксировать), систематичность наблюдения (в эпизодических наблюдениях можно выявить только случайные моменты, зависящие от сиюминутного состояния ребёнка и не показывающие закономерностей его развития), объективность наблюдения (описывается сам факт, а не его толкование наблюдателем).

Сложность в организации наблюдения в период адаптации к школьному обучению состоит в том, что приходится наблюдать одновременно за поведением 20 и более учащихся.

Тест-опросник «Насколько адаптированный ты к жизни» (Фурман А.), Социометрия, Личностный опросник Кэттелла, Исследование самооценки(по Будасси), шкала тревожности

29.Диагностика межличностных отношений

Диагностика межличностных отношений ЛИРИ.

Данная методика разработана Т.Лири (1954 г.) и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность(враждебность)".

На первый взгляд достаточно простая методика в адаптированном и модифицированном варианте позволяет раскрыть личность обследуемого и его отношения с окружающими гораздо шире и интереснее, чем это обычно дает интерперсональная диагностика Тимоти Лири. Во-первых, помимо преобладающего стиля отношения к окружающим (будь это производственный коллектив, экипаж, команда или семья), методика дает возможность получить сравнительный анализ оценки собственного Я с идеальным Я. Это позволяет понять, насколько в ладах находится обследуемый сам с собой, к чему стремится в своем развитии Во-вторых, при решении управленческих проблем с помощью теста удобно выявлять особенности взаимодействия членов коллектива, их соподчиненность, отношение к лидеру, степень психологической совместимости, стиль делового поведения.

Диагностика межличностных отношений на основе учета субъективных предпочтений. Социометрия и ее варианты.

Социометрия, впервые предложенная американским психологом Джейкобом Морено (1934 г.), основана на учете субъективных мнений членов малой группы, высказываемых по поводу притяжений и отталкиваний, возникающих между людьми в процессе общения. Способом учета данных субъективных мнений является подсчет выборов (положительных и отрицательных), которые осуществляются членами группы по поводу выбора партнера для осуществления какой-либо совместной деятельности. После опроса исследователь подсчитывает, сколько выборов (положительных и отрицательных) от членов группы получил каждый и тем самым обнаруживает структуру межличностных отношений в группе (кто популярен, а кто непопулярен).

Методика Дж. Кют

Методика символического моделирования реальной ситуации. Ребёнок складывает вырезанные фигуры разных людей на бархатной доске. Методики символического моделирования реальной ситуации достаточно разнообразны. В них испытуемый должен полностью структурировать ситуацию, самостоятельно располагая символы или игрушки, изображающие людей и объекты, определенным образом в пространстве.

Методика Петерсона (1980)

Проективные средства Методика направлена на изучение семейных отношений. В нее входят модель комнаты (пол комнаты маркирован поперечными линиями для удобства измерения расстояния), игрушечные фигуры членов семьи. Ребенок, играя в «семью» и располагая определенным образом ее членов, дает исследователю легко интерпретируемый материал.

30.Диагностика детско-родительских отношений

Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сензитивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель – ребенок» глазами родителя. Важнейшая сфера деятельности семейного психолога – работа с родителями, ибо их роль определяет формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития.

Изучая межличностные отношения в системе «родитель–ребенок» глазами родителя, практический семейный психолог обращает внимание на особенности семейного воспитания:

родительские установки и реакции;

отношение родителей к ребенку и жизни в семье;

нарушения воспитательного процесса в семье;

причины отклонений в семейном воспитании;

типы воспитания;

уровень родительской компетентности и т.п.

Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью социальных методик.

Тест «Родительско-детские отношения» (РАКТ) (американские психологи Е.С. Шефер, Р.К. Белл; адаптирован Т.Н. Нещерет).

Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании.

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варг, В.В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И. Захарова).

Методики исследования межличностных отношений в системе «родитель – ребенок» глазами ребенка. Наиболее популярен у психологов графический тест «Рисунок семьи», который широко используется в многочисленных исследованиях межличностных отношений и практических разработках благодаря простоте процедуры проведения и точности показателей, получаемых в результате работы.

Широко известна также проективная методика Р. Жиля, исследующая межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений.

Эффективна методика А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой «Диагностика эмоциональных отношений в семье», разработанная для двух возрастных групп: для дошкольников и младших школьников; для подростков.

Исследование межличностных отношений в системе “родитель–ребенок” глазами ребенка:

□ проективный графический тест “Рисунок семьи”;

□ проективная методика Р. Жиля;

□ опросник “Взаимодействие родитель–ребенок” (вариант для детей) (И. М. Марковская);

□ опросник “Родителей оценивают дети” – модификация опросника “Анализ семейных отношений” (АСВ), выполненная И.А. Фурмановым и А.А. Аладьиным.

Диагностика межличностных отношений. Диагностика межличностных отношений ЛИРИ. Диагностика детско-родительских отношений.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы