Выставка климт шиле в гмии. Выставка Климта и Шиле: разница между искусством и непристойностью

Бондарев Андрей отзывы: 160 оценок: 898 рейтинг: 197

Первая крупная выставка австрийских модернистов в России масштабом не поражает - около шести залов . Работы Шиле и Климта перемешаны - даже не по темам: скорее, некоторые работы Шиле просто напоминали климтовские - и их поместили рядом. Несмотря на это, музейное пространство четко поделено на зоны двух художников, предварённые их биографиями. И графика Климта значительно уступает работам его ученика: напор, резкость, уверенность, экспрессивность любой картины Шиле убивает мягкость, реализм, простоту климтовских линий. Более всего, конечно, впечатляют работы Шиле в цвете: что может сравниться с тем, как он расставляет цветовые акценты, какая линия может быть совершеннее его надрывной ломаной. "Объятие", где девушка ловит несуществующего партнера в воздухе, - это шедевр, исполненный пароксизма, драматизма. "Пароход и парусники в порту" - это бравада цвета, апогей жизни на наполовину пустом листе. Карандашный автопортрет - это власть линий ключиц, игра морщин и скул, сексуальность волос на теле. "Одиноко стоящее дерево с подпоркой" - это песня об одиночестве, доходящем до одиночества на холсте, исчезновения в нем, сокрытия обесцвеченными листьями. "Дверь наружу" - это гимн свободе (как живо и ярко все за решеткой) и дотошной несвободе (как прорисована царапина круга от щеколды).
Даже на такой скромной выставке талант Шиле явил себя в своем неисчерпаемом многообразии. И, несомненно, видеть его работы в России - это счастье.

Olga Stasevich отзывы: 4 оценок: 4 рейтинг: 5

Люблю Климта, ноги сами привели на его выставку рисунка. Выставлялись его рисунки-наброски к картинам и не известные мне рисунки Эгоне Шиле из постоянной экспозиции музея Альбертина. Имею сказать, что насколько интересен Климт-живописец и насколько не интересен он как график, в смысле его рисунки. Не выразительные по технике, лишенные композиционного зерна, скукота, короче. И насколько для меня было открытием имя его ученика Эгона Шиле. Какая мощь в пластике рисунка, техничность, какая драматургия и какой он увы, не интересный, как живописец.
Есть объединяющие факторы: эротические мотивы и то, что умерли в один год. В начале 1918 умер Густав, Эгон нарисовал его на смертном одре, а потом осенью умерла, сначала беременная жена Шиле, а потом и он сам в возрасте 28 лет

Ilya Komkov отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 1

Все ожидания от выставки были оправданы на 100%. В её рамках представлены различные рисунки и этюды двух художников. Организаторы попытались показать все различия и схожие черты Климта и Шиле. Я считаю, что им это удалось. Как уже писали ранее, в каждом отдельном зале не все работы объединены одной идеей. Однако это никак не влияет на общее восприятие экспозиции. К тому же Пушкинский выпустил бесплатный аудио-гид в приложении izi.travel, что делает посещение выставки более увлекательным. Маленький совет: не приходите сюда в выходные, простоите 1,5 часа в очереди на морозе. Даже в главное здание музея сейчас очередь меньше.

Галина Цветаева отзывы: 251 оценок: 253 рейтинг: 322

Климт и Шиле-известные художники.На выставке они представлены,как рисовальщики. Мастера очень контрастируют,когда видишь их в такой близости друг от друга. Рисунки Шиле четкие,твердые,законченные,это готовые вещи,а у Климта- это больше наброски к будущей большой работе. Шиле многому учился у Климта, но Климт на выставке-это салонная работа,мягкие линии,кошачья пластика. Шиле-оголенный нерв,это не обнаженная натура,это обнаженная душа,беззащитность,одинокость,непонимание. Даже в собственных автопортретах видна одинокая мятущаяся личность,излом,надрыв. А рисунки детей,какие личики!светлые,чистые,в них надежда и вера в прекрасное. Заключительный аккорд-деревце тонкое,как нить надежды,вера в счастье,оно не согнется и не сломается. Интересно было сравнить таких удивительных художников,но немного маловато.

Октябрь 2017 - январь 2018. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

В середине октября 2017 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина откроется выставка графических работ крупнейших представителей австрийского искусства начала XX века Густава Климта (1862-1918) и Эгона Шиле (1890-1918). Выставка состоится в рамках «Года туризма Россия - Австрия 2017», который открывается в Москве 12 января 2017 года.

На первой в России масштабной выставке произведений Климта и Шиле будет представлено около 120 рисунков из собрания Музея Альбертина (Вена). Среди них «Инициал “D”, иллюстрация для журнала “Ver Sacrum”» (1897/98) Густава Климта, а также «Сидящая женщина» (1918), «Лежащая полуобнаженная девушка» (1911), «Шиле с обнаженной моделью перед зеркалом» (1910) и «Автопортрет в оранжевой куртке» (1913) Эгона Шиле. На выставке также экспонируются фантастические, экспрессивные и часто трагические образы другого австрийского графика - Альфреда Кубина (1877-1959), современника Шиле и Климта.

Густав Климт пользовался репутацией феноменального рисовальщика, который обеспечил себе совершенно особое место не только в австрийском, но и в мировом искусстве. Его экспрессивные рисунки, в том числе изображения обнаженной модели, шокировавшие современников своей откровенностью, оказали влияние на творчество более молодых художников - Эгона Шиле и Оскара Кокошки.

Шиле начинал карьеру художника в то время, когда Климт уже достиг вершины своего творчества. В 1906 году шестнадцатилетний мальчик был самым молодым среди учащихся Венской Академии художеств. Всего за несколько следующих лет он овладел различными техниками рисования, усвоил опыт разных художественных направлений - натурализма, символизма, позднего импрессионизма, модерна, освободившись от всех условностей академического искусства.

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина на материале первоклассных произведений из собрания Альбертины даст зрителям возможность глубже понять эволюцию творчества выдающихся австрийских мастеров, творческий метод и неповторимый эстетический мир каждого из них.

Виталий Александрович Мишин, куратор выставки, ведущий сотрудник Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков, хранитель французского рисунка XVI-XX веков: «Думаю, для многих российских зрителей эта выставка станет открытием новых эстетических горизонтов. Она расширит привычные представления о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве. В нашей стране, в силу разных исторических обстоятельств, гораздо лучше знают парижский авангард начала XX века, нежели художественную жизнь Вены «около 1900 года». Это относится и к рисунку, несмотря на то, что и Климт, и Шиле давно признаны одними из самых выдающихся рисовальщиков в истории искусства. Но чтобы оценить чисто графическую прелесть и мощную энергетику этих произведений, их надо видеть своими глазами: репродукции в книгах и в интернете не передают и малой доли художественных качеств, присущих рисункам великих австрийских мастеров. Экспозиция в залах ГМИИ, основанная на богатейшем собрании Альбертины, предоставит нам такую редкую возможность».

Выставка Шиле в Альбертине. Скоро в Москве. Часть 1

Эгон Шиле (1890-1918). Портрет рыжей девочки. 1910. Альбертина, Вена / Egon Schiele. 1910. Half-Length Portrat of a Red-Haired Girl / Brustbild eines rothaarigen Mädchens. Bleistift, Aquarell, Deckfarben, Deckweiß auf braunem Packpapier. 24 x 31,5 cm. Photograph: Albertina, Vienna.

В Вене в музее Альбертина с 22 февраля по 18 июня 2017 года проходила масштабная выставка Эгона Шиле. Бо́льшая часть работ - из собственных фондов музея, обладающего одной из самых значительных в мире коллекций графики.

Часть произведений Шиле из собрания Альбертины на три месяца перемещается в Москву. С 10.10.2017 по 14.01.2018 в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина пройдет выставка Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена) . Рекомендованный возраст посетителей 18+. В Москву предоставляется около 100 работ двух художников. К слову, в начале 2017 года объявлялось, что будет 120 рисунков.

В преддверии московского события - некоторые произведения, что показывались на выставке Шиле в музее Альбертина: .

А также: краткая справка о художнике, про Шиле, его время и среду, .


2.

1911. Эгон Шиле. Автопортрет с павлиньим жилетом. Фрагмент. Гуашь, акварель и карандаш. 51,5 х 34,5 см. Частная коллекция / Egon Schiele. Self-portrait with peacock waistcoat /Selbstporträt mit Pfauenweste. Standing 1911. Gouache, watercolour and crayon. 51.5 x 34.5 cm. Private collection Sammlung Ernst Ploil.

Кратко об Эгоне Шиле

За короткое время с 1906 по 1909 г., во время учебы в Венской академии художеств, Шиле быстро прошел через несколько творческих периодов. Он начинал с академичности, затем перешел к декоративному ар нуво а-ля Климт, а затем к радикальной экспрессии.

К 1910 г. Шиле обладал собственным неповторимым стилем. Доминирующей тематикой его работ были обнаженная натура и портрет.

5.

21 апреля 1912. Рисунок сделан во время тюремного заключения / 21. April 1912. Egon Schiele. «The Door to the Open» / Die Tür in das Offene. Bleistift, Aquarell auf Strathmore Japanpapier, grundiert. 48,3 x 32 cm. Signatur: "EGON / SCHIELE / 21.IV.12". Inventarnummer 31160. Albertina. Photograph: Albertina, Vienna.

В 1912 Шиле был ненадолго заключен в тюрьму по обвинению в нарушении приличий и «распространении порнографических рисунков». Несколько произведений мастера сожгли.

Его искусство вызывало раздражение во многих слоях общества, однако были у него и преданные почитатели, благодаря которым организовывались выставки и продавались работы - чаще в Германии, чем в Австрии.

6.


Вечерние туфли Эдит Шиле, жены художника. Выставка Egon Schiele. Albertina, Vienna. 22.02.2017 - 18.06.2017 . Wiener Werkstätte. Edith Schiele’s evening shoes, 1912. Wiener Werkstätte, print design: “Osterglocken” (1910/12). Albertina, Vienna. Photo by . Каталожный вариант - без лент-шнурков

Незадолго до смерти к нему пришло мировое признание. Художник умер через три дня после своей беременной жены в 1918 году во время эпидемии гриппа-испанки.

Подробнее о художнике: в сорокаминутном рассказе Ирины Кулик - .

7.

1914. Anton Josef Trčka. Egon Schiele Posing. Отпечаток на выставке: Gelatin silver print. Albertina, Vienna. Здесь: via

О Шиле, его времени и среде

Статья искусствоведа Аркадия Ипполитова «Эгон Шиле жил в Вене», опубликованная в 1994 году в «Коммерсанте».

« Вена начала века была странным феноменом европейской культуры. Сочетание унылых блестящих парадов и приемов императорского двора с роскошью буржуазного комфорта знаменитых венских миллионеров создавало в городе атмосферу застойного озера. В жестких рамках бюрократической габсбургской системы расцвела манящая и пугающая культура Вены, превратившейся в начале века, наряду с Парижем, Лондоном и Берлином, в одну из столиц стиля модерн.

8.

1918. Egon Schiele. Secession 49. Exhibition. Color lithograph on wove paper. 48.3 x 63.5 cm (image). Изображение: Google Art : экземпляр Museum of Fine Arts, Houston; на выставке был такой же постер из Албертины. via

Венский вариант этого стиля, сецессион, получивший свое название благодаря зданию, специально построенному в Вене для выставок современного искусства, стал наряду с арт нуво, югендстилем и стилем либерти именем нарицательным для того, что в России обычно называется модерном.

9.


1910. Egon Schiele. Field landscape (Kreuzberg near Krumau) / Felderlandschaft (Kreuzberg bei Krumau). Schwarze Kreide, Aquarell, Deckfarben auf braunem Packpapier. 30,7 x 44,5 cm. Inventarnummer 26668. Albertina Wien.

Самым крупным событием эпохи сецессиона, определившим всю культуру ХХ века, оказалось, однако, не какое-либо явление художественной жизни, а творчество гения психоанализа Зигмунда Фрейда. Сам Фрейд не очень-то жаловал современных ему художников и никак не соотносился впрямую с художественными процессами, но появление школы психоанализа именно в Вене глубоко симптоматично.

10.


1914. Старые дома в Крумау /Чески-Крумлове / 1914. Egon Schiele. Old Houses in Český Krumlov /Krumau . Brush, body color, pencil on Japan paper. Albertina, Vienna. Google Art . via . Original (4601 x 3087)

Вена была городом, наиболее располагающим к неврозам и фобиям как из-за мертвящего регламента габсбургского абсурда, так и из-за удушливой элегантности фешенебельных особняков оппозиционной буржуазии. Венский публицист начала века Карл Краус назвал Вену "тюремной камерой, где каждый может вопить сколько хочет".

11.

1910. Полуобнаженная девушка, откинувшаяся назад (полулежащая). Альбертина, Вена. Этикетка . Photo by

Обладая внешне добропорядочным и сытым фасадом, Вена была идеальным городом психопатов. Распространены были ранние самоубийства, причем и среди психоаналитиков. В 23 года покончил с собой гениальный Отто Вейнингер, написавший знаменитую книгу "Пол и характер", самоубийством кончили один из самых блестящих учеников Фрейда Виктор Тауск и лучший поэт сецессиона Георг Тракль.

12.

1910. Черноволосая обнаженная девочка. Альбертина, Вена / 1910. Egon Schiele. Schwarzhaariger Mädchenakt / Black-haired nude girl. Albertina Wien. Этикетка . Photo by . Вариант изображения из каталога музея

Перманентная венская истеричность определила искусство Эгона Шиле, одного из самых ярких австрийских художников начала века. Жизнь самого Шиле дает возможность бесконечных фрейдистских толкований. Его отец умер от сифилиса, когда Эгону было пятнадцать лет, и мальчик вырос в исключительно женском окружении.

13.

1911. Egon Schiele. Junger Mädchenakt im ockerfarbigen Tuch / Young nude girl in ochre cloth. Albertina Wien. Photo by . Изображение по клику: Albertina. Этикетка

Всю жизнь он был тесно связан со своей сестрой, которая часто позировала ему обнаженной. Он считался вундеркиндом, но был абсолютно неспособен к учебе в нормальной школе. Когда профессора Венской школы прикладных искусств впервые увидели рисунки Шиле, они отказались поверить, что их мог сделать шестнадцатилетний юноша, но потом художник почти не получил официального признания. Оказавшись в Вене после провинциального Клостернойбурга, где он провел детство, Шиле попал в самую гущу интеллектуальной жизни столицы.

14.

1914. Egon Schiele. Selbstbildnis in gelber Weste / Self-Portrait in Yellow Vest. Albertina Wien.

Своим формированием как художник Шиле, современник Фрейда и Шенберга, был обязан венскому сецессиону. Аура Вены начала века была проникнута истеричной красотой, красотой демонических женщин Густава Климта, одного из самых декоративных художников этого периода.

15.

1910. Эгон Шиле. Авторопртет со спины. Альбертина. Этикетка . Photo by

Эта же красота стала навязчивой манией Эгона Шиле. Но чувственность в искусстве Шиле превращается в болезненность. Необычайная нервность каждого мазка художника передается зрителю, и созерцание его картин мучительно.

16.

1910. Egon Schiele. Nude Self Portrait. Black chalk, brush, watercolour, bodycolour, opaque white, on brown packing paper. Albertina, Vienna.

Главная тема творчества художника — автопортреты. Их очень много, они очень различны и не похожи друг на друга и часто не похожи на самого Эгона Шиле. Автопортрет для него был не зеркалом, фиксирующим внешнее отражение, а средством проникнуть в самые сокровенные области подсознания.

17.

1910. Эгон Шиле. Стоящий обнаженный (автопортрет). Карандаш, акварель, белая темпера. 55,8 х 36,7 см. Альбертина, Вена / 1910. Egon Schiele. Grimassierendes Aktbildnis / Nude Self-Portrait, Grimacing. Bleistift, Kohle, Pinsel, Deckfarben mit proteinhaltigen Bindemitteln, Deckweiß auf Packpapier. 55,8 x 36,7 cm. Albertina, Vienna. Albertina Sammlungen Online . Albertina Wien www.albertina.at . Вариант цветопередачи : Google Art

Шиле-художник соотносится с Шиле-моделью как психоаналитик с пациентом, болезненно и скрупулезно изучая каждую черточку того, что составляет неуловимый образ нашего Я.

18.


1916. Egon Schiele. Aktselbstbildnis / Nude self-portrait. Albertina Wien.

В своих исследованиях Шиле был пугающе откровенен — очень часто он изображал себя обнаженным, пристально рассматривающим свое худое тело, и некоторые его автопортреты шокируют даже сейчас, как, например, серия "автопортретов мастурбатора".

19.

1913. «Борец» (боец) / «Fighter» / «Kämpfer». Карандаш и гуашь. Частная коллекция. Photo by

Психоаналитическая автопортретность его творчества выразилась не только в тематике, но и в художественном языке Шиле. Очень тонкие, острые графические линии его рисунков вызывают реакцию почти болезненную.

20.

1913. Egon Schiele. Erich Lederer as a Boy / Knabenbildnis Erich Lederer. Bleistift, Aquarell, Deckfarben, auf Japanpapier, grundiert. 47,9 x 32 cm. Inventarnummer 31120. Albertina Sammlungen Online . Текст на выставке . Photo by .

Его живопись также графична, контур необычайно жесток. Шиле всегда использует контраст светлого и темного, что сразу же поражает и привлекает взгляд. Между его живописью и зрителем устанавливаются те же отношения психоаналитика и пациента, что установил художник со своим собственным изображением.

21.


1915. Egon Schiele. Female Lovers. Gouache and pencil. Albertina, Vienna. Google Art Project , via . Original (4561 x 3053)

В результате все произведения Шиле — его портреты мужчин, детей и женщин, его акты, пейзажи и городские виды — кажутся автопортретами. В этой живописи, столь откровенно садомазохистской, рождается новый идеал красоты ХХ века, красоты уродливого.

22.


1914. Egon Schiele. Girl with green stockings. Gouache on kraft paper. 31,5 x 43,5 cm. Peter Infeld Private Foundation , Vienna. Photo by . Текст

С обретением новой красоты, в корне отличающейся от красоты сецессиона своей субъективностью, Эгон Шиле становится одним из столпов искусства нашего времени, наряду с немецкими экспрессионистами и Оскаром Кокошкой.

23.


1914. Two Reclining Nude Girls. Pencil on brown paper. 31 x 46.5 cm. Peter Infeld Private Foundation, Vienna. Photo by

Не случайно, что пик популярности Эгона Шиле падает на 1960-е. В это время расцвета абстрактного экспрессионизма в Америке и повального увлечения психоанализом состоялась огромная выставка 1965 года в музее Гугенхайма в Вашингтоне. Интерес к Шиле стимулировался также пристальным вниманием к эпохе, ставшей питательной средой фашизма.

24.

1910. Sitting nude girl with a shirt over her head. Albertina, Vienna. Photo by

В книге, где фиксировались оценки поступавших в Венскую академию, имя Шиле, получившего "удовлетворительно" за свои рисунки, соседствует с именем Адольфа Гитлера, получившего "неудовлетворительно".

25.

1910. Female Nude with Green Pillow. Neue Galerie Graz, Universalmuseum Joanneum , Graz, Austria Photo by

Параллельность гуманистического искусства Шиле, культивирующего слабость и незащищенность, и фашизма с его волевой жестокостью необычайно показательна для Вены начала века.

26.

1914. Egon Schiele. Sitzender weiblicher Akt mit aufgestützten Ellbogen / Seated Female Nude, Elbows Resting on Right Knee. Albertina Wien.

Пушкинский музей показывает мегазвезд австрийского авангарда

ГМИИ им. Пушкина первым в России знакомит с творчеством лидеров австрийского авангарда Густава Климта и Эгона Шиле, представив на суд зрителя 100 откровенных листков. Они - из венского музея Альбертина, который располагает солиднейшей коллекцией мастеров. Составив оппозицию академической традиции, они опередили свое время. Их творения, провоцирующие сегодня восхищение, на рубеже ХIХ и ХХ столетий не редко вызывали шок.

Марина Лошак на фоне "Лежащей обнаженной с поджатыми ногами" Эгона Шиле. Фото предоставлено MSK Agency.

Это тот редкий случай для Пушкинского, когда рекомендованный возраст посетителей 18+. В объективе - обнаженная натура, хоть и представленная максимально изысканно и деликатно. Директор музея Марина Лошак даже замечает шутя (или не очень), что «с ужасом обнаруживает, как внутри нее растет серьезный внутренний цензор, который работает жестче, чем кто-либо». «Мы понимали, что надо сохранить статус-кво в нашем обществе и не слишком расстраивать верующих, нервных, эмоциональных. Но не могли не показать то, без чего немыслима мировая история искусства ХХ века. Это одинокий, страждущий и сложно воспринимающий жизнь художник».

Климта с Шиле связывает намного большее, чем звания феноменальных рисовальщиков, которые умерли в один год - 1918-й (по миру пройдется череда их выставок, первую из которых даже до Бостона и Лондона показывают в Москве, что вызывает особую гордость). Мастеров тесно сближала не только эстетическая связь, но и духовная. Климт, опередивший Шиле по возрасту на поколение, стал кумиром для молодого художника. Поэтому в первое время он подражал авторитету, но надо отдать ему должное, быстро нашел свой язык и так же громко произвел революцию в изображении обнаженной натуры.

Тема со времен античности не новая. Но австрийским мастерам удалось нащупать в ней такую пластику, объемы, впечатления, которых до этого никто не касался. На выставке это проявляется благодаря удачному подбору вещей, среди которых не только бренды, но и то, чем можно удивить самого искушенного специалиста. Все эти работы объединяет движение. Оно пронизывает почти каждую изображенную фигуру. Отсюда бесконечные определения в названиях: склоненная, снимающая рубашку, повернутая, опирающаяся на руку, борющиеся… Некоторые фигуры явно запечатлены лежащими, но в рисунке они повернуты вертикально. Это диктуется подписью художника. Таким образом, горизонтальные фигуры, вопреки законам гравитации, обретают беспомощность и потерянность.

Густав Климт. Женское лицо, щекой прижатое к рукам. Фото предоставлено MSK Agency.

В раннем периоде Климт иногда делал десятки этюдов, фиксируя грани движения и пластики обнаженных фигур, - подтверждает куратор выставки Виталий Мишин. - Он как бы нащупывал пластическую формулу, которая выражала бы эмоциональное состояние персонажей или абстрактную философскую идею. Среди таких рисунков на выставке бросается в глаза этюд парящей фигуры. Для Климта этот мотив носил во многом метафизический характер.

У Шиле все более утрированно. Сильные ракурсы, необычные повороты, изумительные изгибы. Если это несколько фигур, то часто их тела переплетаются. В распоряжении мастера всегда была одна-две модели, которые жили рядом, а он их наблюдал издали, фиксируя позы и состояния в этюдах обнаженных. Это были профессиональные натурщицы, которые не слишком далеко стояли от проституток в социальной иерархии. Они оставались довольны работами. А в этюдах женских портретов Климта, как правило, представительницы высших сословий. Здесь нет и намека на эротику: по контрасту властвуют только строгость и светскость. Только не всем моделям это приходилось по вкусу, как получилось с Маргарет Стонборо-Витгенштейн. До сих пор неизвестно, почему заказчик отказался принять ее портрет.

Отсутствие работы Климта в доме богатой семьи, по словам куратора с австрийской стороны Кристофера Мецгера (Музей Альбертина), считалось признаком дурного вкуса. Однако творчеством мастера интересовалось не только высшее сословие, что доказывают его росписи музеев и театров для людей со скромным достатком. К работам Шиле тоже проявлялся массовый интерес, но далеко не все понимали его моделей с уродствами, изможденностью и низменностью. Черты его девушек зачастую обнажены столь откровенно, что это, как справедливо некогда заметил профессор Серж Сабарски, который первым стал выставлять художника в мировых музеях, превратит Шиле в жертву псевдоаналитиков. Так и случилось после того, как один из них увидел в исполнении Шиле нагую беременную, которая тоже - на выставке.

В извращенности вкусов, непристойности обвинялся и Климт. Его «Медицину» и «Юриспруденцию» заклеймили за уродство, «чрезмерную извращенность» и назвали порнографическими. Восклицали, что его картинами можно иллюстрировать работы Фрейда; что изображенные им женщины смотрят так, будто хотят кастрировать мужчин. Но до скандала дело дошло, только когда он презентовал первую работу «Философия». Ее увидело более сотни профессоров, 87 из которых поставили подписи под письмом, направленным в министерство образования, где они обвинили художника в том, что он «выражает неясные идеи с помощью неопределенных форм», и потребовали забрать у него заказ. Любопытно, что вскоре «Философию» удостоили золотой медали на Всемирной выставке в Париже.


Ирина Антонова на фоне "Евы Штайнер" Эгона Шиле. Фото предоставлено MSK Agency.

Для нашего зрителя многое здесь окажется неожиданным, подлежащем дискуссии, осознанию и принятию, - резюмирует президент музея Ирина Антонова. - Как и все художники рубежа веков, Климт и Шиле вызывают драматизм. И неважно, изображают ли они себя, обнаженную натуру, пейзаж. Это каждый раз драматический накал прощания со старым и волнения перед лицом неизвестности. Что грядет? Они не знали. Но и мы спустя столетие тоже толком не знаем, что произошло. То, что пришло, еще не сложилось в мир эпохального объема. Но великие художники, которыми, безусловно, являются Климт и Шиле, помогают нам почувствовать, куда движется мир.

Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)

10 октября 2017 года в ГМИИ им. А. С. Пушкина откроется выставка графических работ крупнейших представителей австрийского искусства начала XX века Густава Климта (1862−1918) и Эгона Шиле (1890−1918). Выставка состоится в рамках «Года туризма Россия — Австрия 2017», который открывается в Москве 12 января 2017 года.
На первой в России масштабной выставке произведений Климта и Шиле будет представлено около 120 рисунков из собрания Музея Альбертина (Вена). Среди них «Буквица «D», «Афиша первой выставки Венского Сецессиона» (1897/98) Густава Климат, а также «Сидящая обнаженная» (1918), «Лежащая полуобнаженная девушка» (1911), «Шиле и обнаженная модель перед зеркалом» (1910) и «Автопортрет в обнаженном виде» (1913) Угона Шиле.

Густав Климт пользовался репутацией феноменального рисовальщика, который обеспечил себе совершенно особое место не только в австрийском, но и в мировом искусстве. Его экспрессивные рисунки, в том числе изображения обнаженной модели, шокировавшие современников своей откровенностью, оказали влияние на творчество более молодых художников — Угона Шиле и Оскара Кокошки.


Шиле начинал карьеру художника в то время, когда Климт уже достиг вершины своего творчества. В 1906 году шестнадцатилетний мальчик был самым молодым среди учащихся Венской Академии художеств. Всего за несколько следующих лет он овладел различными техниками рисования, усвоил опыт разных художественных направлений — натурализма, символизма, позднего импрессионизма, модерна, освободившись от всех условностей академического искусства.


Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина на материале первоклассных произведений из собрания Альбертина даст зрителям возможность глубже понять эволюцию творчества выдающихся австрийских мастеров, творческий метод и неповторимый эстетический мир каждого из них.


Виталий Александрович Мишин, куратор выставки, ведущий сотрудник Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ веков, хранитель французского рисунка XVI-XX веков:

«Думаю, для многих российских зрителей эта выставка станет открытием новых эстетических горизонтов. Она расширит привычные представления о красоте, выразительности и, может быть, даже о границах дозволенного в искусстве. В нашей стране, в силу разных исторических обстоятельств, гораздо лучше знают парижский авангард начала XX века, нежели художественную жизнь Вены «около 1900 года». Это относится и к рисунку, несмотря на то, что и Климт, и Шиле давно признаны одними из самых выдающихся рисовальщиков в истории искусства. Но чтобы оценить чисто графическую прелесть и мощную энергетику этих произведений, их надо видеть своими глазами: репродукции в книгах и в интернете не передают и малой доли художественных качеств, присущих рисункам великих австрийских мастеров. Экспозиция в залах ГМИИ, основанная на богатейшем собрании Альбертина, предоставит нам такую редкую возможность».