Кто написал молодую гвардию автор. Тайны "Молодой гвардии": почему Фадеев застрелился после выхода книги

Александр Александрович Фадеев (1901-1956) – русский советский писатель и общественный деятель родился в селе Кимры (ныне город Тверской области). В 1908 году семья переехала в Южно-Уссурийский край (ныне Приморский), где прошли детство и юность Фадеева. С 1912 по 1918 год Фадеев учился во Владивостокском коммерческом училище, однако обучения не закончил, решив посвятить себя революционной деятельности.


В 1919-1921 годах участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке. В марте 1921 года Александр Фадеев получил тяжёлое ранение во время штурма мятежного Кронштадта. После лечения и демобилизации Фадеев остался в Москве.

Во время Великой Отечественной войны Фадеев вёл большую работу в Союзе писателей, часто выезжал на фронт, был корреспондентом газеты «Правда», редактировал газету «Литература и искусство», был организатором журнала «Октябрь» и входил в его редколлегию.

В январе 1942 года писатель побывал на Калининском фронте, на самом опасном участке собирая материалы для репортажа. 14 января 1942 года Фадеев опубликовал в газете «Правда» статью «Изверги-разрушители и люди-созидатели», где описал свои впечатления от увиденного на войне.

В середине февраля 1943 года, после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа находившейся неподалёку от города шахты № 5 было извлечено несколько десятков трупов замученных фашистами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации «Молодая гвардия». Летом 1943 года писателя пригласили в ЦК комсомола и показали документы о подпольной краснодонской организации «Молодая гвардия». Через несколько месяцев в «Правде» была опубликована статья Александра Фадеева «Бессмертие», на основе которой чуть позже был написан роман «Молодая гвардия».

Писатели Михаил Шолохов (справа) и Александр Фадеев во время Великой Отечественной войны. 1942 год. Фото: РИА

Фадеев позже он признавался читателям: «Я очень охотно взялся за роман, чему способствовали некоторые автобиографические обстоятельства, собственную юность я тоже начинал в подполье в 1918 году. Судьба так сложилась, что первые годы юности проходили в шахтёрской среде. Потом пришлось учиться в Горной академии». Остро чувствуя «связь времён» Фадеев с вдохновением взялся за работу. Идею своей книги Фадеев взял из книги В. Г. Лясковского и М. Котова «Сердца смелых», изданной в 1944 году. Сразу после окончания Великой Отечественной войны Фадеев садится за написание.

В 1946 году роман «Молодая гвардия» вышел в свет, вызвав огромный читательский интерес. Фадеев был удостоен Сталинской премии первой степени.

Главная мысль романа – несовместимость двух социальных систем: мира социализма и нового немецкого порядка. Символично начало «Молодой гвардии».

Стайка девушек на берегу (реки, любующаяся, несмотря на раскаты орудийных выстрелов, речной лилией, небом, донецкой степью, воспоминание о безоблачных мгновениях детства – всё это сливается в единый образ довоенной жизни, которая кажется прекрасной и невозможной из-за приближения фашистских войск. С приходом фашистов мир советских людей остаётся, он лишь уходит внутрь, теперь живёт в душах людей, в их памяти. Недаром усатый майор говорит: «Нет, брат, шалишь! Жизнь идёт, и наши ребятишки думают о тебе (фашизме), как о чуме или холере. Пришёл – и уйдешь, а жизнь своим чередом – учиться, работать. А он-то думал! – издевался майор. Наша-то жизнь навеки, а он кто? Прыщ на гладком месте, – сковырнул, и нет его!..».

В романе воссоздаются действительные события, сохранены подлинные фамилии большинства действующих лиц – коммунистов, молодогвардейцев, их родственников, хозяек явочных квартир (Марфа Корниенко, сёстры Кротовы), командира ворошиловградского партизанского отряда Ивана Михайловича Яковенко и других. В книге приводятся стихи Олега Кошевого (в главе 47) и Вани Земнухова (в главе 10), текст клятвы (в главе 36) и листовок молодогвардейцев (в главе 39).

Кроме того, в романе много вымышленных (часто – собирательных) персонажей и сцен, например, образы полицая Игната Фомина, подпольщика Матвея Шульги, молодогвардейца-предателя Евгения Стаховича, хотя в той или иной степени они находят своих прототипов.

Трагические страницы описывают арест и гибель героической молодёжи Краснодона. «Молодогвардейцы» выслежены немецко-фашистскими властями, схвачены, заточены, подвергнуты нечеловеческим пыткам. Но даже тогда, когда истерзанных девушек и мальчиков грузовые машины увозили к шахте № 5, где их ожидала смерть, даже тогда они нашли в себе силы петь «Интернационал». «Их выводили небольшими партиями и сбрасывали в шурф», – пишет Фадеев.

Книгу свою он закончил необычно: поимённым перечнем погибших. Их было пятьдесят четыре человека. «Друг мой! Друг мой!.. Я приступаю к самым скорбным страницам повести и невольно вспоминаю о тебе...». Эти строки взяты Фадеевым из его же собственного письма к другу, написанного в юности.

«Молодая гвардия» если и не единственная, то, во всяком случае, одна из лучших книг о том поколении людей, которые родились после гражданской войны и росли в те годы, когда социалистический строй только набирал силы. Великая Отечественная война застала их на пороге самостоятельной жизни, она словно хотела испытать, чего стоили нравственные и духовные качества, приобретённые этим первым социалистическим поколением в условиях новой действительности.

Но образ этого поколения интересен не только сам по себе. Семнадцатилетних молодых людей отличают особые качества. В этом возрасте люди впервые по-настоящему начинают раздумывать о смысле жизни, о назначении человека на земле, о своём месте в рядах человечества. Они особенно восприимчивы и к тем идеям, которыми живёт общество. И если им выпадает на долю быть участниками решающих сдвигов в жизни страны, именно их участие в процессе обновления наиболее полно выражает надежды всего человечества.

После выхода в свет «Молодой гвардии» Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии и получил суровые критические замечания в газете «Правда», органе ЦК ВКП(б), фактически от самого Сталина. Фадеев объяснял: «Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел».


Тем не менее, писатель пожелания учёл, и в 1951 году свет увидела вторая редакция романа «Молодая гвардия». В ней Фадеев, серьёзно переработав книгу, уделил в сюжете больше внимания руководству подпольной организацией со стороны ВКП(б). Фадеев горько шутил в то время, когда говорил своим друзьям: «переделываю «Молодую гвардию» на старую…».


По роману снят двухсерийный фильм, снятый режиссёром Сергеем Герасимовым в 1948 году (в первой редакции) по одноимённому роману Александра Фадеева. В 1964 год была выпущена новая редакция фильма.

Александр Фадеев – замечательный советский писатель, который запомнился нам благодаря роману «Молодая гвардия». Фадеев был не только успешным писателем, но и влиятельным функционером - руководителем Союза писателей СССР и членом ЦК КПСС. Но головокружительная карьера была прервана выстрелом из револьвера 13 мая 1956 года на даче в Переделкино.

Официальной причиной самоубийства назовут алкоголизм. Писатель последнее время все чаще проводил в запоях. Правда, близкие друзья Фадеева утверждали, что за две недели до трагедии он был в завязке.

За свою жизнь Фадеев дорос до поста председателя Союза писателей СССР. Несколько лет он вынашивал идею написания романа «Молодая гвардия». Он не только писал, но искренне переживал за судьбу каждого из своих героев. Общий тираж романа приближался к 25 млн. книг.

Две версии «Молодой гвардии»

Идея написания романа пришла Фадееву после прочтения заметки в газете, в которой описывались подвиги молодых подпольщиков в Краснодоне. Его поразили сведенья о погибших ребятах – молодогвардейцах, которых доставали из шахты (их туда еще живыми бросили нацисты).

Осенью 1943 года писатель решает сам ехать в Краснодон, чтобы лично собрать все факты об организации. Собранный там материал лег в основу романа «Молодая гвардия». Книга была издана в 1946 году и была подвергнута резкой критике из-за того, что писатель слабо показал «руководящую и направляющую» роль Коммунистической партии.

Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе он недостаточно ярко отобразил «руководящую и направляющую» роль Коммунистической партии. Против произведения были выдвинуты серьёзные идеологические обвинения в газете «Правда». В 1951 году Александр Фадеев представит окончательную версию романа, которую одобрил сам Сталин.

Однако, помимо "руководящей роли партии", в романе «Молодая гвардия» были и другие неточности. Например, комиссаром организации был назван Олег Кошевой, который на самом деле был рядовым участником организации. Причиной этому стал тот факт, что в своей поездке в Краснодон писатель останавливался у матери Кошевого, и она стала одним из главных источников в сборе материала. Имя же настоящего комиссара стало известно уже после смерти Фадеева. В 1959 году специальная комиссия, созданная после процесса над В. Подтынным, служившим в краснодонской полиции в 1942-1943 годах, установила, что комиссаром подполья был Виктор Третьякевич, которого до этого момента вообще считали предателем.Эйхенбаума , а также других работников Ленинградского университета в прессе.

После открытых обвинений Шолохова Фадеев потерял членство в ЦК КПСС. Это был конец карьеры.

Спустя много лет главный герой XX съезда Никита Хрущев даст свою версию самоубийства Фадеева: «Оставаясь человеком умным и тонкой души, он после того, как разоблачили Сталина,.. не смог простить себе своего отступничества от правды… Он изжил себя и к тому же боялся встретиться лицом к лицу с теми писателями, которых он помогал Сталину загонять в лагеря, а некоторые вернулись потом восвояси…»

Сам Фадеев оставил предсмертное письмо такого содержания: «Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено. <…> Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять. Прошу похоронить меня рядом с матерью моей».

Интересно, что записка изъята сотрудниками спецслужб и обнародована только в 1990 году.

Под палящим солнцем июля 1942 г. шли по донецкой степи со своими обозами, артиллерией, танками отступающие части Красной Армии, шли детские дома и сады, стада скота, грузовики, беженцы... Но переправиться через Донец они уже не успели: к реке вышли части немецкой армии. И вся эта масса людей хлынула обратно. Среди них были Ваня Земнухов, Уля Громова, Олег Кошевой, Жора Арутюнянц.

Но не все покидали Краснодон. Сотрудники госпиталя, в котором осталось более ста неходячих раненых, размещали бойцов по квартирам местных жителей. Филипп Петрович Лютиков, оставленный секретарём подпольного райкома, и его товарищ по подполью Матвей Шульга тихо осели на явочных квартирах. Комсомолец Сережа Тюленин возвратился домой с рытья окопов. Случилось так, что он принял участие в боях, сам убил двух немцев и был намерен убивать их впредь.

Немцы вошли в город днём, а ночью сгорел немецкий штаб. Поджёг его Сергей Тюленин. Олег Кошевой возвращался от Донца вместе с директором шахты № 1-бис Валько и по дороге попросил его помочь связаться с подпольщиками. Валько и сам не знал, кто оставлен в городе, но был уверен, что найдёт этих людей. Большевик и комсомолец договорились держать связь.

Кошевой вскоре познакомился с Тюлениным. Ребята быстро нашли общий язык и выработали план действий: искать пути к подполью и одновременно самостоятельно создавать молодёжную подпольную организацию.

Лютиков тем временем для отвода глаз стал работать у немцев в электромеханических мастерских. Пришёл в давно знакомую ему семью Осьмухиных - звать на работу Володю. Володя рвался на борьбу и порекомендовал Лютикову для подпольной работы своих товарищей Толю Орлова, Жору Арутюнянца и Ивана Земнухова. Но когда речь о вооружённом сопротивлении зашла с Иваном Земнуховым, тот сразу стал просить разрешения привлечь в группу и Олега Кошевого.

Решающее совещание произошло в «бурьяне под сараем» у Олега. Ещё несколько встреч - и наконец все звенья краснодонского подполья замкнулись. Образовалась молодёжная организация, названная «Молодой гвардией».

Проценко в это время был уже в партизанском отряде, который базировался по ту сторону Донца. Вначале отряд действовал, и действовал неплохо. Затем попал в окружение. В группу, которая должна была прикрывать отход основной части людей, Проценко в числе других направил комсомольца Стаховича. Но Стахович струсил, удрал через Донец и ушёл в Краснодон. Встретившись с Осьмухиным, своим товарищем по школе, Стахович сообщил ему, что сражался в партизанском отряде и официально послан штабом организовать партизанское движение в Краснодоне.

Шульгу моментально выдал хозяин квартиры, бывший кулак и скрытый враг Советской власти. Явка, где скрывался Валько, провалилась случайно, но полицай Игнат Фомин, проводивший обыск, сразу опознал Валько. Кроме того, в городе и в районе были арестованы почти все не успевшие эвакуироваться члены большевистской партии, советские работники, общественники, многие учителя, инженеры, знатные шахтёры и кое-кто из военных. Многих из этих людей, в том числе Валько и Шульгу, немцы казнили, закопав живыми.

Любовь Шевцова загодя была выдвинута в распоряжение партизанского штаба для использования в тылу врага. Она закончила военно-десантные курсы, а затем курсы радистов. Получив сигнал, что должна ехать в Ворошиловград и связанная дисциплиной «Молодой гвардии», доложила о своём отъезде Кошевому. Никто, кроме Осьмухина, не знал, с кем из взрослых подпольщиков связан Олег. Но Лютиков отлично знал, для какой цели Любка оставлена в Краснодоне, с кем связана в Ворошиловграде. Так «Молодая гвардия» вышла на штаб партизанского движения.

Яркая внешне, весёлая и общительная, Любка вовсю заводила теперь знакомства с немцами, представляясь дочерью шахтовладельца, репрессированного Советской властью, а через немцев добывала различные разведданные.

Молодогвардейцы принялись за работу. Они расклеивали подрывные листовки и выпускали сводки Совинформбюро. Повесили полицая Игната Фомина. Освободили группу советских военнопленных, работавших на рубке леса. Собирали оружие в районе боев на Донце и крали его. Уля Громова ведала работой против вербовки и угона молодёжи в Германию. Была подожжена биржа труда, и вместе с ней сгорели списки людей, которых немцы собирались угонять в Германию. На дорогах района и за его пределами действовали три постоянные боевые группы «Молодой гвардии». Одна нападала преимущественно на легковые машины с немецкими офицерами. Руководил этой группой Виктор Петров. Вторая группа занималась машинами-цистернами. Этой группой руководил освобождённый из плена лейтенант Советской Армии Женя Мошков. Третья группа - группа Тюленина - действовала повсюду.

В это время - ноябрь, декабрь 1942 г. - завершалась битва под Сталинградом. Вечером 30 декабря ребята обнаружили немецкую машину, гружённую новогодними подарками для солдат рейха. Машину обчистили, а часть подарков решили сразу пустить в продажу на рынке: организации нужны были деньги. По этому следу и вышла на подпольщиков давно искавшая их полиция. Вначале взяли Мошкова, Земнухова и Стаховича. Узнав об аресте, Лютиков немедленно отдал приказ - уходить из города всем членам штаба и тем, кто близок к арестованным. Следовало прятаться в деревне или пытаться перейти линию фронта. Но многие, в том числе Громова, по молодой беспечности остались или не смогли найти надёжного убежища и вынуждены были вернуться домой.

Приказ был отдан в то время, как под пытками Стахович стал давать показания. Начались аресты. Уйти смогли немногие. Стахович не знал, через кого Кошевой осуществлял связь с райкомом, но случайно вспомнил связную, и в итоге немцы вышли на Лютикова. В руках палачей оказалась группа взрослых подпольщиков во главе с Лютиковым и члены «Молодой гвардии». Никто не признался в своей принадлежности к организации и не показал на товарищей. Олег Кошевой был взят одним из последних - нарвался в степи на жандармский пост. При обыске у него обнаружили комсомольский билет. На допросе в гестапо Олег сообщил, что являлся руководителем «Молодой гвардии», один отвечает за все её акции, а потом молчал даже под пытками. Врагам не удалось узнать, что Лютиков был главой подпольной большевистской организации, но они чувствовали, что это самый крупный человек из захваченных ими.

Всех молодогвардейцев страшно били и пытали. У Ули Громовой на спине вырезали звезду. Полулёжа на боку, она выстукивала в соседнюю камеру: «Крепитесь... Все равно наши идут...»

Лютикова и Кошевого допрашивали в Ровеньках и тоже пытали, «но можно сказать, что они уже ничего не чувствовали: дух их парил беспредельно высоко, как только может парить великий творческий дух человека». Все арестованные подпольщики были казнены: их сбросили в шахту. Перед смертью они пели революционные песни.

15 февраля в Краснодон вошли советские танки. В похоронах молодогвардейцев принимали участие немногие оставшиеся в живых члены краснодонского подполья.

Активная, целеустремленная, напряженная деятель­ность Александра Фадеева в годы Великой Отечественной войны подготовила его к созданию романа «Молодая гвардия», который стал вершиной творчества писателя.

Роман А. Фадеева - произведение, основанное на глу­боком творческом осмыслении документальных источников о массовом героизме в годы войны.

Вспоминая свою работу над романом, писатель призна­вался: «Без преувеличения могу сказать, что писал я о ге­роях Краснодона с большой любовью, отдал роману много крови сердца. Работал я над «Молодой гвардией» относи­тельно недолго, написал роман за год и девять месяцев, не считая времени, ушедшего на собирание материала». Пи­сатель глубоко изучал эти материалы, делал пометки, затем выехал в Краснодон, еще хранивший следы героиче­ского подвига молодежи. В городе он встречался с родны­ми и близкими молодогвардейцев, услышал интересные воспоминания о личностях молодогвардейцев и их под­вигах.

Подступом к созданию романа-эпопеи о народной борьбе с оккупантами был очерк «Бессмертие», опублико­ванный А. Фадеевым 15 сентября 1943 года в «Правде».

Фадеева привлекла героическая деятельность комсо­мольцев Краснодона, в которых он увидел подлинную красоту духовного мира молодежи, воспитанной за годы советской власти, единение и глубокую внутреннюю связь старшего и младшего поколений в битве с фашизмом. Героический подвиг краснодонцев заставил писателя вспомнить свою мятежную юность и юность своих друзей, которые не щадили жизни в борьбе с белогвардейцами и интервентами в годы гражданской войны.

Мужественным и стойким рисует А. Фадеев Олега Кошевого - вдохновителя и инициатора «Молодой гвар­дии». Олег «бесил гестаповцев непоколебимым презрением к ним. Его жгли раскаленным железом, запускали в тело иголки, но стойкость и воля не покидали его». Иван Земну- хов пользовался всеобщей любовью и авторитетом среди молодежи, любил стихи и сам писал их. Его подвергли зверским пыткам, но не сломили его духа. С любовью дан облик Сергея Тюленина - дерзкого организатора самых отчаянных предприятий, которого не только пытали само­го, но пытали при нем и его старую мать, но он был стоек до конца. Писатель запечатлевает волнующе-прекрасный об­лик Ульяны Громовой и Любови Шевцовой - смелых, сильных духом советских девушек, которые до последнего вздоха остались мужественными и стойкими, веря в побе­ду над фашизмом и ободряя друзей: «Не падайте духом! Наши идут. Крепитесь».

«Молодая гвардия» в осмыслении А. Фадеева - это яркий пример массового героизма советского народа в борьбе с фашизмом: «Везде и повсюду борется гордый советский человек. И хотя члены боевой организации «Молодая гвардия» погибли в борьбе, они бессмертны, потому что их духовные черты есть черты нового советского человека, черты народа страны социализма».

Создавая роман, основанный на конкретном историче­ском материале, А. Фадеев продолжал замечательные традиции советской литературы 20-х годов - таких про­изведений, как «Железный поток» А. Серафимовича. На примере деятельности подпольной молодежной организа­ции и коммунистов-подпольщиков А. Фадеев сумел пока­зать основную особенность Великой Отечественной вой­ны - массовый героизм.

После выхода романа, выступая перед своими читате­лями, А. Фадеев рассказывал: «Я очень охотно взялся за роман, чему способствовали некоторые биографические обстоятельства. Собственную юность я начинал тоже в подполье в 1918 году. Судьба так сложилась, что первые годы юности проходили в шахтерской среде. Потом при­шлось учиться в Горной академии. И, наконец, в 1925- 1926 гг. много пришлось работать в соседнем с Краснодо­ном шахтерском округе. Поэтому быт Донбасса и шахтер­ский быт были мне хорошо известны».

В первой редакции романа подвиг молодогвардейцев был изображен до некоторой степени изолированно от борьбы коммунистов-подпольщиков. При инсценировке ро­мана эта изоляция была усилена еще, на что как на недостаток было указано в печати.

Между тем А. Фадееву присылали все больше и больше материалов о деятельности коммунистов-подпольщиков, о тесной связи молодогвардейцев и коммунистов.

Писатель получил много сведений о том, что коммуни­сты Лютиков, Бараков, Соколова не только сами вели беспощадную подпольную борьбу с оккупантами, но и были связаны с «Молодой гвардией», часто давали комсомоль­цам конкретные боевые задания. Фадеев почувствовал необходимость полнее отразить авангардную роль в под­польной борьбе коммунистов и комсомольцев.

Во второй редакции (1951) писатель более глубоко и всесторонне показал связь деятельности молодогвардей­цев с подпольной организацией коммунистов, полнее раскрыл образы коммунистов - секретаря подпольного райкома Краснодона Филиппа Петровича Лютикова, руко­водителя подпольного обкома Ивана Федоровича Про- ценко, коммунистов Баракова, Мошкова, Соколовой.

После изучения материалов о роли командира Со­ветской Армии в деятельности «Молодой гвардии» Фадеев в новой редакции углубляет этот образ, показывая актив­ную роль Ивана Туркенича в делах и подвигах комсомоль­цев.

Но Фадеев использовал и свое право на художе­ственный вымысел, предупредил родственников героев, изображенных в романе под действительными именами и фамилиями, что нельзя искать точного сходства с реаль­ными людьми. Писатель сумел показать в деятельности молодогвардейцев и коммунистов-подполыциков типичные качества героев Великой Отечественной войны.

Особое место в произведении занимают лирические отстугіления. Проникновенно и страстно обращение писа­теля к другу своей юности, погибшему в гражданскую войну. Он устанавливает преемственную связь героических традиций между поколениями времен гражданской и Оте­чественной войн.

Создавая характеры молодогвардейцев, А. Фадеев показывает, что, воспитанные на героических традициях прошлого, их характеры сформировались за годы совет­ской власти. Молодежь Краснодона в период фашистского нашествия объединяется в единое целое в своей острой ненависти к фашистам и вступает в борьбу с ними. Каждый из характеров наделен яркими индивидуальными качества­ми, своим внешним обликом, своим темпераментом: у Ули Громовой «не глаза, а очи», она спокойна, уравновешенна, но в то же время полна внутренней скрытой энергии; Ваня Земнухов, поэт, очень серьезный, сосредоточенный, про­званный в штабе «профессором»; Сергей Тюленин - «огонь, а не парень», смелый, дерзкий, отважный, не­обыкновенный «живчик»; Любовь Шевцова - «Любка- артистка, хитрая, как лиска», боевая, отважная, дерзкая, близкая по характеру с Сергеем Тюлениным, прозванная «Сергеем Тюлениным в юбке».

Запоминается образ секретаря подпольного райкома партии Филиппа Петровича Лютикова. Спокойный, вдум­чивый наставник молодежи, он не только направляет деятельность «Молодой гвардии», но и является воспитате­лем боевых качеств комсомольцев: учит их конспирации, выдержке, терпению, умению искать самые различные способы борьбы с оккупантами.

Большое место занимают образы руководителя под­польного обкома Ивана Федоровича Проценко и его верного друга - жены Кати. Это семья подлинных комму­нистов, не знающих страха перед гитлеровцами, вдум­чиво и четко создающих подпольные организации и группы в области, непосредственно направляющих, сов­местно с -другими коммунистами, деятельность молодо­гвардейцев.

Уверенность в справедливости борьбы с оккупантами, чувство любви к Родине помогают молодежи совершать дерзкие диверсии: поджог биржи труда, разгон скота, казнь полицейского.

Раскрытию богатства внутреннего мира молодогвар­дейцев способствует описание трогательной, только что зародившейся любви между Сергеем Тюлениным и Валей Борц, Олегом Кошевым и Ниной Иванцовой, Любой Шев­цовой и Сергеем Левашовым, Иваном Земнуховым и Кла­вой Ковалевой.

Писатель показал, что деятельность подпольщиков была известна их семьям, которые оказывали активную поддержку в их борьбе с фашистами. Деятельность моло­догвардейцев в изображении А. Фадеева потому только имела успех, что пользовалась всесторонней поддержкой и непосредственно в семьях молодогвардейцев, и у всего населения и сама по себе представляла звено в единой всенародной борьбе с оккупантами. Связь молодогвардей­цев с партийной организацией вливала в молодежь веру в свои силы, наполняла чувством ответственности перед народом, Родиной и старшими товарищами.

Апофеозом героизма советского народа в годы войны являются последние страницы романа, в которых изобра­жаются пытки и казнь молодогвардейцев.

Фадеев показал, что ничто не могло поколебать в юных героях силы духа, веры в свой народ и справедливость своего дела - ни пытки, ни угрозы - и даже сама смерть стала их последним героическим подвигом.

Роман А. Фадеева «Молодая гвардия» - произведение не только о героической борьбе с оккупантами в Краснодо­не, это героический эпос о судьбах народа и Родины в битвах с гитлеровцами. Выход романа приковал все­общее внимание к истории подпольной борьбы в Краснодо­не, к действительным героям этой борьбы - коммунистам и членам комсомольской организации «Молодая гвардия».

Уже после смерти А. Фадеева стало известно много новых фактов, связанных с деятельностью «Молодой гвар­дии». Так, была установлена невиновность В. Третьякевича в предательстве членов «Молодой гвардии», обнародо­ваны новые факты о последних днях Любови Шевцовой.

Роман А. Фадеева «Молодая гвардия» - великий до­кумент эпохи. В нем история и художественный вымысел слиты воедино. Роман является образцом художественного обобщения фактов героической борьбы народа в военные годы. Он имеет большую воспитательную силу. На примере деятельности коммунистов и комсомольцев книга помогает тесному единению поколений в общей борьбе. Образы молодогвардейцев учат нашу молодежь мужеству, стойко­сти и самоотверженности, а также активной любви к своей Родине, к своему народу.

Творчество А. Фадеева стало важнейшей частью исто­рико-литературного процесса 20 - 50-х годов. Один из зачинателей литературы социалистического реализма, Фа­деев был не только художником слова, отразившим в своих произведениях зримые черты эпохи, рожденной Великим Октябрем, но и одним из идейных организаторов Союза советских писателей, много сделавшим для объединения литературных сил.

Фадеев принял активное участие в разработке теорети­ческих проблем социалистического реализма, выступал как теоретик литературы. Выступления Фадеева касались и развития литературы народов СССР.

Большое значение имела и общественно-публицистиче­ская деятельность Фадеева. От имени Союза писателей и советского народа писатель неоднократно выступал на международных конгрессах защиты мира.

Велика роль Фадеева как одного из руководителей Союза советских писателей в сплочении братских литера­тур в годы Великой Отечественной войны.

Традиции Фадеева в создании положительных героев нашли отражение в творчестве писателей народов СССР. Именно эти герои помогали формированию нового челове­ка, для которого цель жизни - борьба за высокие идеалы человечества, служение людям, творческое отношение к труду, к деятельности человека на земле. Эти качества героев Фадеева нашли отражение во многих произведени­ях литератур народов СССР. Не случайно азербайджан­ский писатель М. Гусейн в ответ на утверждение, что после М. Горького и Н. Островского не было создано положи­тельных героев, наряду с другими достойными подражания героями, называл и молодогвардейцев А. Фадеева. В 60 - 70-е годы эти традиции можно проследить в творчестве Быкова, П. Загребального, З. Биишевой, Й. Авижюса, М. Стельмаха.

А. Фадеев в своих произведениях выводил представите­лей различных наций и народностей. Писатель-интернаци­оналист, он нередко говорил о благотворном влиянии идей социалистического интернационализма на подъем всех советских литератур, часто обращался к опыту таджика Айни, белоруссов Янки Купалы и Якуба Коласа, грузина Тициана Табидзе, еврея Переца Маркиша и др.

Представители национальных литератур наследовали и наследуют традиции Фадеева в изображении советского человека. Творчество писателя привлекает своим романти­ческим отношением к человеку, к молодому герою времени. Фадеев - один из зачинателей темы революционной моло­дежи, развитой затем в творчестве многих писателей многонациональной советской литературы.

Выражая мысли многих представителей братских рес­публик Советского Союза, армянский писатель Дереник Демирчян писал: «Фадеев для меня - яркое олицетворе­ние всего по-русски доброго и светлого, самоотверженного и красивого, здорового и сильного».

Вконтакте

Под палящим солнцем июля 1942 г. шли по донецкой степи со своими обозами, артиллерией, танками отступающие части Красной Армии, шли детские дома и сады, стада скота, грузовики, беженцы… Но переправиться через Донец они уже не успели: к реке вышли части немецкой армии. И вся эта масса людей хлынула обратно. Среди них были Ваня Земнухов, уля Громова, Олег Кошевой, Жора Арутюнянц.

Но не все покидали Краснодон. Сотрудники госпиталя, в котором осталось более ста неходячих раненых, размещали бойцов по квартирам местных жителей. Филипп Петрович Лютиков, оставленный секретарем подпольного райкома, и его товарищ по подполью Матвей Шульга тихо осели на явочных квартирах. Комсомолец Сережа Тюленин возвратился домой с рытья окопов. Случилось так, что он принял участие в боях, сам убил двух немцев и был намерен убивать их впредь.

Немцы вошли в город днем, а ночью сгорел немецкий штаб. Поджег его Сергей Тюленин. Олег Кошевой возвращался от Донца вместе с директором шахты № 1-бис Валько и по дороге попросил его помочь связаться с подпольщиками. Валько и сам не знал, кто оставлен в городе, но был уверен, что найдет этих людей. Большевик и комсомолец договорились держать связь.

Кошевой вскоре познакомился с Тюлениным. Ребята быстро нашли общий язык и выработали план действий: искать пути к подполью и одновременно самостоятельно создавать молодежную подпольную организацию.

Лютиков тем временем для отвода глаз стал работать у немцев в электромеханических мастерских. Пришел в давно знакомую ему семью Осьмухиных - звать на работу Володю. Володя рвался на борьбу и порекомендовал Лютикову для подпольной работы своих товарищей Толю Орлова, Жору Арутюнянца и Ивана Земнухова. Но когда речь о вооруженном сопротивлении зашла с Иваном Земнуховым, тот сразу стал просить разрешения привлечь в группу и Олега Кошевого.

Решающее совещание произошло в «бурьяне под сараем» у Олега. Ещё несколько встреч - и наконец все звенья краснодонского подполья замкнулись. Образовалась молодежная организация, названная «Молодой гвардией».

Проценко в это время был уже в партизанском отряде, который базировался по ту сторону Донца. Вначале отряд действовал, и действовал неплохо. Затем попал в окружение. В группу, которая должна была прикрывать отход основной части людей, Проценко в числе других направил комсомольца Стаховича. Но Стахович струсил, удрал через Донец и ушел в Краснодон. Встретившись с Осьмухиным, своим товарищем по школе, Стахович сообщил ему, что сражался в партизанском отряде и официально послан штабом организовать партизанское движение в Краснодоне.

Шульгу моментально выдал хозяин квартиры, бывший кулак и скрытый враг Советской власти. Явка, где скрывался Валько, провалилась случайно, но полицай Игнат Фомин, проводивший обыск, сразу опознал Валько. Кроме того, в городе и в районе были арестованы почти все не успевшие эвакуироваться члены большевистской партии, советские работники, общественники, многие учителя, инженеры, знатные шахтеры и кое-кто из военных. Многих из этих людей, в том числе Валько и Шульгу, немцы казнили, закопав живыми.

Любовь Шевцова загодя была выдвинута в распоряжение партизанского штаба для использования в тылу врага. Она закончила военно-десантные курсы, а затем курсы радистов. Получив сигнал, что должна ехать в Ворошиловград и связанная дисциплиной «Молодой гвардии», доложила о своем отъезде Кошевому. Никто, кроме Осьмухина, не знал, с кем из взрослых подпольщиков связан Олег. Но Лютиков отлично знал, для какой цели Любка оставлена в Краснодоне, с кем связана в Ворошиловграде. Так «Молодая гвардия» вышла на штаб партизанского движения.

Яркая внешне, веселая и общительная, Любка вовсю заводила теперь знакомства с немцами, представляясь дочерью шахтовладельца, репрессированного Советской властью, а через немцев добывала различные разведданные.

Молодогвардейцы принялись за работу. Они расклеивали подрывные листовки и выпускали сводки Совинформбюро. Повесили полицая Игната Фомина. Освободили группу советских военнопленных, работавших на рубке леса. Собирали оружие в районе боев на Донце и крали его. Уля Громова ведала работой против вербовки и угона молодежи в Германию. Была подожжена биржа труда, и вместе с ней сгорели списки людей, которых немцы собирались угонять в Германию. На дорогах района и за его пределами действовали три постоянные боевые группы «Молодой гвардии». Одна нападала преимущественно на легковые машины с немецкими офицерами. Руководил этой группой Виктор Петров. Вторая группа занималась машинами-цистернами. Этой группой руководил освобожденный из плена лейтенант Советской Армии Женя Мошков. Третья группа - группа Тюленина - действовала повсюду.

В это время - ноябрь, декабрь 1942 г. - завершалась битва под Сталинградом. Вечером 30 декабря ребята обнаружили немецкую машину, груженную новогодними подарками для солдат рейха. Машину обчистили, а часть подарков решили сразу пустить в продажу на рынке: организации нужны были деньги. По этому следу и вышла на подпольщиков давно искавшая их полиция. Вначале взяли Мошкова, Земнухова и Стаховича. Узнав об аресте, Лютиков немедленно отдал приказ - уходить из города всем членам штаба и тем, кто близок к арестованным. Следовало прятаться в деревне или пытаться перейти линию фронта. Но многие, в том числе Громова, по молодой беспечности остались или не смогли найти надежного убежища и вынуждены были вернуться домой.

Приказ был отдан в то время, как под пытками Стахович стал давать показания. Начались аресты. Уйти смогли немногие. Стахович не знал, через кого Кошевой осуществлял связь с райкомом, но случайно вспомнил связную, и в итоге немцы вышли на Лютикова. В руках палачей оказалась группа взрослых подпольщиков во главе с Лютиковым и члены «Молодой гвардии». Никто не признался в своей принадлежности к организации и не показал на товарищей. Олег Кошевой был взят одним из последних - нарвался в степи на жандармский пост. При обыске у него обнаружили комсомольский билет. На допросе в гестапо Олег сообщил, что являлся руководителем «Молодой гвардии», один отвечает за все её акции, а потом молчал даже под пытками. Врагам не удалось узнать, что Лютиков был главой подпольной большевистской организации, но они чувствовали, что это самый крупный человек из захваченных ими.

Всех молодогвардейцев страшно били и пытали. У Ули Громовой на спине вырезали звезду. Полулежа на боку, она выстукивала в соседнюю камеру: «Крепитесь… Все равно наши идут…»

Лютикова и Кошевого допрашивали в Ровеньках и тоже пытали, «но можно сказать, что они уже ничего не чувствовали: дух их парил беспредельно высоко, как только может парить великий творческий дух человека». Все арестованные подпольщики были казнены: их сбросили в шахту. Перед смертью они пели революционные песни.

15 февраля в Краснодон вошли советские танки. В похоронах молодогвардейцев принимали участие немногие оставшиеся в живых члены краснодонского подполья.