Советский народ как особый этнос. Сухо

Общество развитого социализма. Советский народ — новая историческая общность

В начале 60-х годов СССР вступил в стадию развитого социалистического общества. На этапе развитого социализма, когда, как записано в Конституции СССР (1977 г.), «социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний.

При развитом социализме создаются небывалые еще в исто-

Главный конвейер Павлодарского тракторного завода

рии возможности для развития производительных сил. На основе научно-технического прогресса почти полностью реконструируется и перевооружается новой техникой промышленность и сельское хозяйство. Экономика зрелого социализма характеризуется более гармоничным развитием всех отраслей народного хозяйства, сближением в темпах развития тяжелой (группы «А») и легкой (группы «Б») промышленности.

Резко возрастают капитальные вложения и основные фонды. Казахстан — составная часть единого народнохозяйственного комплекса СССР — наглядный тому пример. В Казахской ССР в 1961—1965 гг. объем капиталовложений (17809 млн. руб.) почти равнялся сумме капиталовложений за все предыдущие пятилетки (18 752 млн. руб.), восьмая же и девятая пятилетки превзошли капитальные вложения за все предшествующие годы Советской власти почти в полтора раза. Также стремительно росли и основные фонды: в 1961—1965.гг. их было введено на сумму 16323 млн. руб. против 15002 млн. в четвертой, пятой и шестой пятилетках, а в девятой — на сумму 29 679 млн. руб.

Важнейшей характерной чертой экономики зрелого социализма является то, что рост промышленного и сельскохозяйственного производства достигается главным образом не экстенсивным путем (расширением производственных площадей, вводом новых мощностей, увеличением числа рабочей силы), а путем интенсификации, за счет технического прогресса и повышения производительности общественного труда: прирост промышленной продукции за счет повышения производительности труда в Казахстане возрос с 48 проц. в седьмой пятилетке до 61 проц. в восьмой пятилетке и до 76 проц. в девятой пятилетке.

Интенсификация обусловливала высокую динамичность развития промышленности. Если 1940 г. принять за единицу, то через 20 лет, в 1960 г., общий объем промышленной продукции республики как части Союза ССР вырос в 7,3 раза, а через 15 лет (1976 г.) в условиях развитого социализма — в 26,7 раза, а по некоторым отраслям еще более (например, производство электроэнергии в 1960 г. выросло в 28,6, а в 1975 г. — в 150,6 раза). При этом динамизм развития определяется не только по процентам прироста, но и с учетом абсолютного значения 1 проц. прироста продукции: в восьмой пятилетке он составлял 81 млн. руб., а в девятой — 126 млн.

Качественные изменения происходят и в сельском хозяйстве. В период зрелого социализма идет процесс интенсификации производства зерна, технических и овощных культур, мяса, молока и другой сельскохозяйственной продукции на основе внедрения достижений науки и техники, механизации и химизации, мелиорации земель. Крупные капиталовложения, сплошная электрификация, приток высокопроизводительных машин и механизмов, увеличение производства минеральных удобрений, сооружение больших и малых каналов, водохранилищ способствовали постепенному перерастанию труда в сельском хозяйстве, прежде всего в полеводстве, в разновидность труда индустриального, дальнейшему стиранию различий между городом и деревней.

Экономика развитого социалистического общества в СССР неразрывно связана с хозяйственным организмом всей мировой социалистической системы, прежде всего со странами СЭВ. Социалистическая интеграция, специализация и кооперация в масштабе СЭВ, совместная работа по решению важных народнохозяйственных задач и научных проблем содействуют более высоким темпам развития всех членов содружества. Советский Казахстан принимает активное участие в экономической интеграции и культурных связях с братскими странами социализма.

Развитому социализму с его мощным экономическим потенциалом соответствует зрелость социалистических производственных отношений. Ко времени вступления советского общества в полосу развитого социализма в нашей стране существовала социалистическая общественная собственность в двух формах: государственной (общенародной) и групповой (кооперативноколхозной). При развитом социализме происходит дальнейшее совершенствование обеих форм собственности с преимущественным ростом удельного веса и роли государственной собственности, повышается уровень обобществления производства и труда в обеих формах социалистической собственности.

В 1960 г. в Казахстане 76 проц. основных фондов находились в государственной собственности, 9 проц.— в кооперативно-колхозной и 15 проц. — в личной собственности граждан. В конце девятой пятилетки государственная собственность составила уже 92,2 проц., кооперативно-колхозная — 4 и личная —3,8 проц., хотя в абсолютном выражении основные фонды колхозов и личная собственность граждан значительно выросли: первые по сравнению с 1965 г. в 2,8 раза (в стоимостном выражении), вторые — на 20 проц.

Если в 1960 г. в республике было 879 совхозов и 1355 колхозов, то в конце девятой пятилетки совхозов стало 1864, а число колхозов сократилось до 422. Удельный вес колхозно-кооперативной формы собственности, таким образом, значительно снижается, но идет процесс дальнейшего совершенствования колхозной социалистической собственности, сближения ее с государственной (общенародной).

Процесс совершенствования производственных отношений идет по линии дальнейшего обобществления производства путем создания производственных объединений, создающих условия и предпосылки для специализации, кооперирования, комбинирования и концентрации производства, наиболее полного использования достижений научно-технического прогресса.

К середине 70-х годов в Казахстане действовало 120 таких объединений (против 32 в 1970 г.), которые дали 42 проц. объема реализации всей промышленной продукции и 55 проц. прибыли. Важным показателем всемерного роста уровня обобществления колхозной собственности является неуклонный рост неделимых фондов в основных и оборотных средствах колхозов: с 1960 г. до конца девятой пятилетки они выросли (без рыболовецких) с 1358,6 млн. руб. до 2043,6 млн. руб.

Еще более убедительным показателем повышения уровня обобществления колхозного производства, углубления общественных отношений, дальнейшего сближения двух форм социалистической собственности является специализация, концентрация сельскохозяйственного производства на базе межколхозной кооперации и агропромышленной интеграции по производству продуктов земледелия, животноводства, по строительству, производству строительных материалов и т. д. Успешно действует «Казмежколхозстрой». Получили распространение спецхозобъединения по откорму животных.

Мощный подъем народного хозяйства, рост экономического потенциала развитого социализма зиждется на растущем энтузиазме трудящихся, проявляющемся в социалистическом соревновании.

Зрелый социализм характеризуется дальнейшим совершенствованием социальной структуры общества. На основе классового и национального равенства, общности духовных интересов и единой идеологии происходит ускоренное сближение рабочего класса, колхозного крестьянства, народной интеллигенции.

В конце девятой пятилетки городское население составило 54 проц. Особенно быстро росли отряды рабочих, связанные с отраслями индустрии, игравшими решающую роль в научно-технической революции — электроэнергетике, химической промышленности, машиностроении, металлургии и других. Непрерывно повышается квалификация, образовательный и культурный уровень рабочих. Идет процесс сближения образовательного и культурно-технического уровня рабочего класса, инженерно-технических работников.. Рабочие активно участвуют в общественной и политической жизни. Серьезные изменения происходят в условиях развитого социализма в колхозном крестьянстве. Численность колхозников значительно сокращается, причем в Казахстане быстрее, чем по Союзу в целом: в 1973 г. колхозники, занятые в материальном производстве, по стране составили 14,1 проц., а в Казахстане еще в 1971 г. — всего 5,5 проц. В таких областях, как Карагандинская, Джезказганская, Маигышлакская, колхозное крестьянство к 70-м годам полностью влилось в ряды аграрного отряда советского рабочего класса. Одновременно происходит все большее сближение колхозного крестьянства с рабочим классом. Научно-технический прогресс, насыщение села современной техникой, проникающей во все сферы сельскохозяйственного производства (механик-электрик, инженер стали в колхозе такой же необходимой и обычной фигурой, как агроном, доярка, ветеринар), общий рост культуры (всеобщее среднее образование, разветвленная сеть библиотек, домов и дворцов культуры, клубов, кинотеатров), успехи здравоохранения, строительство благоустроенных квартир со всеми удобствами, рост бытового обслуживания на селе, наращивание и совершенствование средств связи и транспорта, повсеместное распространение радио и телевидения значительно ускорили преодоление существенных различий между городом и деревней.

Ускорению сближения рабочего класса и колхозного крестьянства способствовали также и изменения в сфере общественного распределения — в системе гарантированной оплаты труда и организации пенсионного обеспечения колхозников. Повысилась также политическая активность колхозного крестьянства.

Интенсивно растут в условиях развитого социализма ряды советской интеллигенции. По численности и удельному весу в составе населения она вышла на второе (после рабочего класса) место.

«Этот процесс закономерен, — отмечалось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду. — Он является результатом политики партии, направленной на всемерное ускорение научно-технического прогресса, на дальнейшее повышение культуры и образованности народа».

Таким образом, в условиях развитого социализма происходит процесс дальнейшего укрепления единства и сближения всех социальных групп и слоев нашего общества. Одновременно идет процесс максимального подъема и расцвета всех советских национальных республик и сближения всех наций и народностей СССР. «Подводя итог героическим свершениям истекшего полувека, — заявил Л. И. Брежнев в докладе о 50-летии СССР в декабре 1972 г., — мы имеем все основания сказать, что национальный вопрос в том виде, в каком он достался нам от прошлого», решен полностью, решен окончательно и бесповоротно. Это —достижение, которое по праву можно поставить в один ряд с такими победами в строительстве нового общества в СССР, как индустриализация, коллективизация, культурная революция».

Советский Казахстан называют лабораторией решения национального вопроса, кузницей дружбы народов, ибо в республике братской семьей живут, работают, строят коммунизм люди более ста наций и народностей. Коллективы всех заводов, фабрик» строек, совхозов, колхозов, институтов, техникумов, школ, училищ в Казахстане многонациональны.

Интернациональное единство и общность проявляются прежде всего в сфере производственной, но не только в ней. Неоценима и поныне значение бескорыстной помощи братских народов, особенно великого русского народа, в развитии науки и культуры» в подготовке национальных кадров, как и помощь Казахской ССР всем советским республикам.

Нерушимое социально-политическое и идейное единство советского общества, всех его слоев, полное равенство, правовое и фактическое, обеспечившее небывалый расцвет экономики, жизненного уровня и культуры всех наций и народностей, братская дружба и интернациональная сплоченность, совместный труд и общность целей всех трудящихся привели к тому, что в СССР сложилась новая историческая общность людей — советский народ. В основе этой общности лежат не этнические, расовые или религиозные признаки, а социальная однородность, правовое и экономическое равенство, общность марксистско-ленинской идеологии и общая цель и идеалы — строительство коммунизма.

Советский народ имеет общую для всех республик экономику, единую, общесоюзную территорию и общий язык межнационального общения — русский. Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д. А. Кунаев подчеркивал, что «русский язык стал постепенно вторым родным языком казахского народа», что «этот процесс закономерный, и он должен происходить параллельно с расцветом национальных языков».

В соответствии с огромными социально-экономическими изменениями в ходе поступательного развития страны и утверждением общества развитого социализма эволюционировало и советское государство. Возникшее как орган диктатуры пролетариата, оно в результате изменений в социальной структуре советского общества и глубоких экономических преобразований стало государством общенародным, выражающим интересы всех членов общества. Вместе с тем сохраняется ведущая роль рабочего класса, занимающего ключевые позиции в экономике, наиболее организованного, конденсировавшего в себе богатейший опыт классовых битв, политической борьбы, хозяйственного и государственного; строительства.

В девятой пятилетке укрепление советского государства, совершенствование его аппарата продолжалось. «Проводя эту работу, — сказал Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС, — партия, ее Центральный Комитет исходили и исходят из того, что в нашей стране построено развитое социалистическое общество, постепенно перерастающее в коммунистическое, из того, что наше государство является общенародным государством, выражающим интересы и волю всего народа. Мы исходили и исходим из того, что у нас сложилась новая историческая общность — советский народ, в основе которой лежит нерушимый союз рабочего класса, крестьянства и интеллигенции при ведущей роли рабочего класса, дружба всех наций и народностей страны».

Значительно расширились права и материальные возможности местных Советов. Были приняты законоположения об охране природы, о здравоохранении. Большое значение в поднятии роли и авторитета избранников народа имел Закон о статусе депутата.

Продолжалось дальнейшее расширение прав и компетенций союзных республик, усилилась их роль в решении главнейших экономических, социальных, правовых вопросов внутри республик и участие в управлении всем Союзом. Казахстан, как и другие республики, представлен во всех высших законодательных и исполнительных органах страны и Верховном суде СССР.

В 1974 г. в обстановке большого трудового и политического подъема прошли выборы в Верховный Совет СССР, куда от республики был избран 71 депутат. Из них 61 депутат вошел в состав Президиума Верховного Совета, постоянные комиссии и в Комитет Парламентской группы СССР. Старший чабан-наставник С. Ш. Жаксыбаев избран заместителем председателя Совета национальностей.

В Верховном Совете Казахской ССР, избранном в нюне 1975 г., было представлено 490 депутатов, половину из них составляли рабочие и колхозники, более трети — беспартийные, 35,5 проц. депутатов— женщины. Из 121 тыс. депутатов в местных Советах Казахстана свыше 84 тыс. рабочих и колхозников, более 57 тыс. женщин.

Введение

    1 Определение 2 История возникновения понятия 3 Судьба некоторых народов в составе г. р. 4 Правовые основы 5 Социальная и демографическая структура 6 Этническая структура 7 Культура 8 После СССР

Литература

    10 Сноски

Введение

Плакат сталинских времен с надписью "Весь мир будет наш!"

Советский народ (рус. Советский народ ) - катойконим, официальное название населения СССР, часто идеологическое и пропагандистской клише, что служило для сокрытия этнического происхождения и состава населения. Понятие г. р. сочетало в себе в первую очередь общественно-политический аспект (принадлежность "Страны советов"), подчеркивало политическую видмиднисть "советского народа" от ранее существовавших - население и народов Российской империи - изобрело "новую историческую социальную и интернациональную единство народа".

Языке "межнационального общения" г. р. официально считалась русский , поэтому многие исследователи считают, что понятие г. р. также способствовало перманентной русификации .

1. Определение

советского народа".

По установившейся в СССР идеологическим определению это -

Согласно официальной советской коммунистической доктриной, советский народ является не национальной, а понаднациональною, многонациональной формацией, он не конечная, а переходная фаза развития межнациональных отношений от отдельных наций в многонациональных коммунистического общества. Когда коммунизм победит в мировом масштабе, дойдет до полного слияния наций: образование безнационального общества.

Руководители СССР и теоретики советской национальной политики признавали, что создание советского народа - это управляемый партией процесс. В таком плане Советский народ - искусственная идеологически-политическая конструкция, накинених руководителями КПСС нерусским народам СССР как инструмент в политике преодоления их стремлений к государственной независимости, ликвидации их прав в области государственной администрации , экономики, образования, культуры, уничтожения этнической и духовно-культурной самобытности народов и фактического превращения их в русских.

2. История возникновения понятия

Понятие советский народ появилось в середине 1930-х pp., Во время погрома нерусских народов, уничтожение их культурной верхушки и национальных партийных кадров, длительных кампаний против так называемого буржуазного национализма и прекращения всякой борьбы против русского великодержавного шовинизма.

Официальное понятия советский народ приняты впервые в резолюциях 18 съезд КПСС (1939) и тогда же вошло в устав КПСС. Однако попытка определения понятия советский народ сделал Никита Хрущев на 22 съезде КПСС (1961): "В СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты, общий социалистическую Родину - СССР, общую экономическую базу, социалистическое хозяйство, общую социально-классовую структуру, общий мировоззрение - марксизм-ленинизм, общую цель - построение коммунизма, много общих черт в духовном облике, в психологии ". Однако, в одобренную тогда новую программу КПСС это определение вошло. Оно появилось в 1970 году, в тезисах ЦК КПСС по случаю 100-летия рождения Ленина, и была повторена в речах Леонида Брежнева наисъездах КПСС.

Однако уже в 22 съезде (1961) дан ряд указаний (они есть в новой программе КПСС, принятой на том съезде), имевших закрепить существование и рост советского народа: о перемешивание населения путем обмена кадрами, многонациональность союзных республик и исчезновения значение границ между ними, дальнейшее уменьшение различий народов СССР, объединяющую силу русского языка как языка межнационального согласия, недопустимость национального "самоограничения", потребность творить надреспубликанськи зоны с органами, пренебрежительным над правительствами союзных республик. Еще сильнее толчок для осуществления концепции советского народа дал 24 съезд КПСС (1971).

В официальных постановлениях и в обществоведческой компартийной литературе поздних лет указано, в частности, на такие общие черты советского народа, как идеология, объединяющая всех граждан независимо от национальности, единственная советская культура, рост чувства принадлежности к новой исторической общности, и на то, что в рамках советского народа создается новый тип советских людей, которые также при сохранении национальных особенностей имеют общие обще-советские черты. Подчеркнуто также первоочередность всесоюзных интересов, в частности в экономике, над интересами отдельных народов СССР (так называемый единый народно-хозяйственный комплекс). Такая политика КПСС вызвало серьезное беспокойство среди нерусских народов СССР и уже в начале 1960-х pp. стала одной из причин возникновения национального сопротивления.

Одновременно в СССР предпринимались попытки "научно обосновать" понятие советского народа как "социологической категории". Этот вопрос стал предметом исследования в многочисленных трудах и конференциях. В процессе дискуссии оказались расхождения мнений относительно будущего социалистических наций и взаимоотношений между ними и народом, роли русского языка в жизни нерусских народов и определение самого понятия "советский народ" как социологического феномена и того, он уже новой советской нацией, следовательно, началом конца отдельных наций СССР. Частично затрагивают вопросы советского народа также авторы самвидавной литературы, в частности Иван Дзюба, который утверждает, что суть концепции советского народа в том, чтобы "обосновать и оправдать широко развернутый курс русификации" .

Составным идеологическим компонентом концепции советского народа является советский патриотизм, за официальным определением - любовь граждан СССР к своей Отчизне, преданность советскому обществу, государственному строю и делу коммунизма, был инструментом в борьбе против национальных стремлений нерусских, в противоположность их патриотизма.

3. Судьба некоторых народов в составе г. р.

Независимо от официальных заявлений и публикаций, ЦК КПСС вел последовательную политику государственной, политической, хозяйственной и духовной интеграции народов СССР. Она осуществляется путем стимулирования миграции, смешения населения и создания многонациональных рабочих коллективов для работы как в отдельных регионах страны СССР, так и в административных районах или конкретных жилых кварталах городов и крупных населенных пунктов. В частности, при различных промышленных новостройках, на заводах и в совхозах, где работают рабочие многих национальностей СССР, причем все они лишены каких-либо прав нацменьшинства и обречены на русификацию и сами становятся орудием русификации других нерусских народов. Одновременно на нерусскую территорию направляются русские рабочие и партийные и государственные руководители. Таким образом между 1959 и 1970 годами процент российского населения Украина возрос с 16,9% до 19.4%, Беларусь с 8.2% до 10,4%, Молдавии с 10,2% до 11,6%. Латвии с 26,6% до 29,2%, Эстонии с 20,1% до 24,7%, при том русские поселюються гол. ч. в городах нерусских республик. Степень урбанизации народов, имеющих свои республики, различен: самый высокий в россиян (68%), далее - армян (64.8%), эстонцев (55,1%), латышей (52,7%), украинский (48,7%) самый низкий в средне-азиатских народов %) и молдаван (20.4%). Неравномерное также уровень урбанизации всего населения республики: по переписи 1970, самый высокий в Эстонской (65%), Рос. (62%), Армянской (59%) и Укр. (55%), самый низкий - в Молд. (32%).

На основании приведенных статистических данных не приходится говорить о равную степень развития различных народов и республик СССР, который должен творить основание существования Р. н. Он еще больше нарушен, когда речь идет о состоянии высшего образования и количества научных работников отдельных народов СССР. Так, среди народов СССР, имеющими республики (за исключением грузин и армян), россияне имеют высокий процент студентов и значительно более высокий процент научных работников и аспирантов, чем их процентная доля среди населения СССР. Высшее образование должны в русские, живущие в нерусских республиках и работают там в партийном и государственном аппаратах , это определяет их господствующую роль среди нерусских народов.

Дискриминация нерусских народов и привилегированное положение русских проявляется также в том, что во всех нерусских республиках существуют русские школы, пресса, культурные учреждения, но таких привилегий не имеют народы в РСФСР. Более того, в российских школах в нерусских республиках учатся также дети нерусских, сеть их (даже низшей степени) постоянно растет, а большинство университетов и технических школ переведены на русский язык, что имеет большое значение в политике русификации нерусских. Распространены также в номинально нерусских школах параллельные классы русском и нерусской языками обучения. Цели русификации служат официально пропагандируемые смешанные супругов со значительным участием россиян. (Во второй половине 1960-х pp. В городах Украина была смешанных прдруж 26%, они преобладали среди украинский, живущих в диаспоре в РСФСР).

Вопреки заверениям деятелей КПСС о выравнивания классовой структуры отдельных народов СССР, будто бы предопределяет существование советского народа как многонационального, но сплошной социально-полит. общности людей, различия в классовой структуре отдельных народов СССР слишком разительны. Они заметные, если сравнить классовую структуру коренных национальностей отдельных республик. В частности россияне опережают другие народы в проценте рабочих (особенно работающих в промышленности) и служащих, зато только небольшой их процент составляют колхозники.

Доминанту является роль русских в КПСС, в частности в центральном партийном, а также держержавному аппаратах. Секретариат ЦК КПСС состоит (1975) исключительно из россиян. Они также (наряду грузин) имеют процентно высшее количество членов КПСС против их процента среди населения СССР: 61,0% и 53,3%; Украинскому: 15,9% и 16,9%; белорусы: 3,% и 3,7%; молдаване: 0,4% и 1,1% и т. д..

Господствующее положение русских отражается и в количестве печатной литературы. Из всех книг и брошюр (количество, единиц), которые были печатные в СССР в 1973, 80,4% пришлось на русский язык, периодических изданий (в том числе и журналов, но без газет) - 85,4%, газет - 62,3% (по их годовым тиражом 80,7%). Украинском языке соответственно: 3,9%, 2,9%, 20,0% (7,8%).

Неравенство между народами СССР усиливается и тем, что КПСС стремится к ослаблению национальных различий нерусских народов и усиления всего, что сближает их с Россией. Отсюда постоянная война КПСС против истории, традиции, культуры, языка нерусских народов путем их подделки или замалчивание освободительной борьбы против царизма и сов. власти, обвинения их в так называемом буржуазном национализме (таких упреков не выдвигают против русских).

Существует также дискриминация нерусских республик в области капиталовкладив, они не располагает накопленными в них капиталами, отходящие во всесоюзный бюджет без участия органов власти союзных республик. Подобное происходит в области экономического планирования и размещения промышленности.

Концепция Г. н. исторически подобная политической концепции "православия" (неправославных называли "инородцами") и "Панславизма" всеимперськои национальности (гражданства) и "всеимперськои культуры" в бывших британской и французской империях.

Концепция Г. н., Что служит ширмой для политики государственной и этнической унификации СССР расходится с основными тенденциями общественного и межнационального развития в самом СССР и вне его. Ни один народ добровольно не отрекается от своих национальных черт и не растворяется в других народах. Теоретики национальной политики КПСС приписывают взгляды о снятии национального обособления, о исчезновения национальных различий и о слиянии наций Ф. Энгельсом. Однако он говорил не о слиянии и исчезновение наций, но о взаимозависимости и равенства развитых наций в условиях социализма.

4. Правовые основы

Социально-политическая составляющая

В отличие, от например Конституции и США, где народ выступает субъектом государства , Конституция СССР 1977 года говорила, что

Вся власть в СССР принадлежит народу (Гл.1, Ст.2)

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов (там же)

А также:

Управляющей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая Партия Советского Союза. (Гл.1, Ст.6)

Так советскому народу, как время "революционной" власти большевиков ("Диктатуры пролетариата") во главе с Лениным, так и позже (эпоха "зрелого социализма") в Основном законе страны отводилась роль объекта - "трудящихся масс", которые под руководством субъекта государственной и политической власти - КПСС должны "строить коммунизм".

Этническая составляющая

СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма (Гл.8, ст.70)

Выявление политической воли

Единственный раз, когда "советскому народу" было предоставлено собственное право голоса - это предусмотренный статьей 5, Гл.1 Конституции СССР "Референдум", который состоялся 17 марта 1991 года и касался вопроса "Сохранение Союза ССР".

5. Социальная и демографическая структура

6. Этническая структура

7. Культура

Советские народные праздники, гулянья и обряды

    См.. также: Русификация в СССР

8. После СССР

Распад СССР (1991) на практике доказал, что идея "советского народа", как социально-политическая и этническая общность людей, не выдержала испытания временем. В СССР не было равенства не только между народами, но также между отдельными общественными классами. Советское общество - это по сути классовое общество, составленное, с одной стороны, из привилегированной правящего слоя ("Номенклатура") и, с другой - с бесправных млн крестьян, рабочих и интеллигенции. В это классовое общество внесло важных изменений процесс урбанизации, который должен стереть различия между селом и городом. В таком плане фальшивой также претензия КПСС, будто бы в период существования советского государства обеспечивалась социально-политическое равенство граждан СССР.

В настоящее время в правопреемницей СССР - Российской Федерации - понятие "многонациональный советский народ" заменено на "многонациональный народ Российской Федерации"

В последние годы в российской пропаганде використувуеться новый срок "Русский мир" ("русском мире"), активно пытаются распространять на территориях бывшей Российской Империи и Советского Союза.

Литература

    Энциклопедия украиноведения. В 10-х томах. / Главный редактор Владимир Кубийович. - Париж; Нью-Йорк: Молодая жизнь, . , Украина и Россия в исторической ретроспективе. Т.2 - Миф о "новой исторической общности", - Очерки в 3-х т. / / Ин-т истории Украины НАНУ. - К.: Наук. мысль, 20с. ISBN -4 Джунусов М. Многонациональный советский народ - новая историческая общность людей. - М., 1964 Рогачев п., Свердлин М. Нации, народ, человечество. - М., 1967 Дзюба І. Інтернаціоналізм чи русифікація? - Мюнхен , 1968 Матеріали XXIV з"їзду КПСС. - К., 1971 Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. - М., 1972 Куличенко М. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. - М., 1972 Гончарова В. Советский народ - историческая общность людей / / Философская мысль, ч. 2. - К., 1972 Маланчук В. Развитие национальных и межнациональных отношений на современном этапе / / Философская мысль, ч. 4. - К., 1972 Тадевосян Э. о государственных формах решения национального вопроса в СССР. - М., 1973 Цамерян И. Теоретические проблемы образования и развития советского многонациональна государства. - М., 1973 Lewytzkyj В. Sowjetskij narod. Was heist eigentlich "Sowjetvolk"? / / Oesterreichische Osthefte, 2 Heft. - Вена, 1973 Матюшкин Н. Патриотизм и интернационализм советского народа. - М., 1975 Советский народ - новая историческая общность людей. Становление и развитие. - М., 1975 Лихолат А., Комаренко Н. Основные направления в освещении проблемы Советский народ - новая ист. общность людей / / Украинский исторический журнал, ч. 1. - К., 1976

10. Сноски

1. Закон о языках в УССР (Рус.)

2. Закон о языках СССР (1990) (Рус.)

3. Див. наприклад Л. Масенко: "Языковая политика в СССР 60-80-х годов" - из книги: "Украинский язык в XX веке: история лингвоцида"

4. Большая Советская Енцкиклопедия (Рус.)

5. Конституция США начинается словами: "Мы, народ Соединенных Штатов, чтобы создать совершенный союз, установить правосудие, обеспечить внутреннее спокойствие, ввести совместную оборону, содействовать общему благосостоянию и обезопасить нам самим и нашим потомкам блага свободы - издаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов. "

6. Последняя, ??третья ("брежнеевська") редакция Конституции СССР, 1977 года

См.. также

    Homo Sovieticus Коммунизм Манкурт Русификация Русский мир

Советский народ – это нация или этнос, возникший в государстве СССР, из равноправного объединения наций, объединённых идеологией советского народа и советской власти.
Основа советской идеологии – марксизм-ленинизм (или научный коммунизм).
Советский народ – особый, беспрецедентный этнос. Все остальные этносы суть сохранение большими группами людей своих традиций, языка, исторической памяти. Советский народ создавался целенаправленно и сознательно и помимо общей исторической памяти в своей структуре имеет ориентацию научное мировоззрение и картину социального будущего с идеалом коммунистического общества.
Основные культурные особенности идеологической почвы, на которой произошёл генезис советского человека, таковы: 1) социалистическая собственность на средства производства, 2) центральной сакральной фигурой в советском обществе представляется человек труда: рабочие, крестьяне, трудовая интеллигенция, 3) интернационализм, политика мирного сосуществования государств с разными политическими системами, веротерпимость, 4) гуманизм и социальная справедливость, 5) научное мировоззрение, 6) энтузиазм, 7) героизм, 8) коллективизм и товарищество, 9) устремленность к светлому будущему, вера в прогресс, оптимизм, 10) вера в победу коммунизма, единое бесклассовое человечество без наций и государств.
Языком межнационального общения в СССР был русский язык, но при этом развивались и все национальные языки при поддержке всенародного государства. Бесписьменные языки народов Советского союза получили свою письменность. Некоторые народы в составе Советского Союза получили свою государственность. Развитие национальных культур в рамках СССР имело беспрецедентный характер.
Символами советского народа явились его основатели и политические лидеры Ленин, Сталин, Дзержинский, Луначарский, Свердлов, Калинин, Киров, Орджоникидзе.
Также объединяли советский народ имена знаменитых полководцы и другие военных героев, защищавших Советское государство, таких как Чапаев, Фрунзе, Котовский, Щорс, Буденый, Зоя Космодемьянская, Николай Кузнецов, Панфиловцы и другие герои советского народа, пролившие кровь за Родину. Символами, объединяющими советский народ стали выдающиеся писатели, художники, музыканты, такие как Горький, Маяковский, Николай Островский, Аркадий Гайдар, Дейнека, Петров-Водкин, Шостакович, Прокофьев, Дунаевский; популярные артисты, спортсмены, знаменитые ученые, герои космоса.
Помимо официальных гимна, герба, флага, у советского народа возникли и другие формальные и неформальные символы: серп и молот, красная звезда, автомат Калашникова, спутник, изображение Авроры, Спасской башни Кремля, мавзолея Ленина, города-герои, портреты знаковых советских лидеров, писателей, ученых героев войны и труда. Советских людей объединяет широкая разнообразная советская культура: её литературные творения, песни, картины, скульптуры, музыкальные произведения, замечательные архитектурные творения, кинофильмы и так далее.
Советский народ объединен его традициями, праздниками, ритуалами.
Советский народ – существует до сих пор. Этнос не может исчезнуть в результате политических решений, ровно как, и возникнуть. Этнос возникает стихийно, когда большие социальные общности продолжительное время проживают совместно в общей для них политической ситуации. Новые политические реалии, в которых оказались республики бывшего Советского Союза, не дали народам СССР какого-то нового социального качества. Потеряв свой политический союз в результате политических преступных авантюр некоторых представителей своих элит и при поддержки антисоветских кругов стран Запада, народы СССР оказались в рамках национальных государств, так что национальные и националистические идеологии активизировались, власть пришла в руки в большинстве случаев к антисоветским компрадорским элитам, но «советский народ» при этом не исчез, так как интересы, взгляды и образ мышления, этические максимы и культурные настроения разных слоев русских, татар, украинцев, грузин, армян, азербайджанцев, евреев или казахов бывают гораздо более удалены друг от друга, чем настроения и интересы людей разных национальностей, сохраняющих «советские идеалы» и идентифицируют себя «советскими людьми». «Советское» им более дорого и любимо, чем антисоветский национализм или проамериканский либерализм-глобализм с его воистину империалистическими аппетитами и античеловеческими военными авантюрами.
«Советский народ», несмотря на мощную идеологическую и политическую атаку на него как извне, так и изнутри стран, где представителя «советского народ» томятся в своей разъединенности на 19 частей, тем не мене остаётся живучим и активным этносом, на почве чего существуют СНГ, Таможенный союз, ОДКБ и так далее.
Советский народ не только существует как культурное самосознание миллионов людей, он также сохранил некоторые политические («де юре») моменты остаточного СССР (советское правопреемство России в Совбезе; советский строй Белоруссии; 20% КПРФ - преемницы советской политической системы - в российском парламенте; существование союзных структур типа СНГ на постсоветском пространстве; статья 26 Конституции РФ, которая предоставляет гражданам страны самим определять свою национальность, из чего несложно экстраполировать, что большинство людей, родившихся в СССР, либо чьи родители родились в СССР, идентифицируют себя так или иначе как «советские люди»).
Распад СССР большинство населения республик СССР признает геополитической катастрофой, и даже многие сторонники суверенитета испытывают разочарование в тех экономических, политических и культурных изменениях, которые они обрели в результате распада СССР. На этом фоне «советский народ» получил обостренное чувство своей идентичности и начинает движение к своему ренессансу.

Определения советского народа из официальных советских изданий.

«Последовательная реализация ленинских принципов национальной политики ведёт к дальнейшему сближению всех народов нашей многонациональной Родины. Построение развитого социалистического общества, процесс сближения всех социалистических слоев, юридическое и фактическое равенство всех наций и народностей СССР привели к возникновению новой исторической общности – советского народа. Прочной, нерушимой основой новой исторической общности – советского народа стал союз рабочих, колхозного крестьянства и народной интеллигенции при ведущей роли рабочего класса.
Советский народ знаменует собой новую, высокую ступень социально-политического единения наций и народностей, немыслимую в условиях капитализма. Советский народ – это устойчивое, выдержавшее испытание временем, свободное и добровольное объединение людей, имеющее под собой прочную политическую, экономическую и идеологическую основу. Советский народ – это многонациональная общность, охватывающая более ста наций и народностей, весь уклад жизни, духовный облик которых, сохраняя черты своеобразия, отражает то общее, что родилось и укрепилось в период социалистического, коммунистического строительства.
В духовном облике народов Советской страны появляется все больше общих черт, которые характеризуют принадлежность всех граждан СССР к новой интернациональной общности. КПСС, являясь партией пролетарского интернационализма, руководящей и направляющей силой советского общества, последовательно и целеустремленно развивает и совершенствует дружбу народов СССР.
Огромная воспитательная работа партии привела у тому, что неотъемлемыми чертами советского народа, трудящихся всех наций стали идейная убежденность, преданность делу коммунизма, политическая зрелость, огромная жизненная энергия, культура, знания и умение их применять, высокое сознание общественного долга, социалистический патриотизм и интернационализм, классовая солидарность с трудящимися других стран, трудолюбие, коллективизм, взаимопомощь».
Стр. 118 (Советский Союз. Политико-экономический справочник. М., Политиздат, 1978.)
--
«СОВЕТСКИЙ НАРОД – новая историческая, социально-классовая и интернациональная общность людей, возникшая в СССР в результате победы социализма, преодоления социально-классовых и межнациональных антагонизмов, сближения различных групп, наций и народностей, построения развитого социалистического общества. Это социалистический союз и монолитное единство всех трудящихся нашей страны, составляющие социальную основу Советского многонационального общенародного государства…
Советских людей различных национальностей, так же как и представителей различных классов и социальных групп, объединяет в новой общности марксистско-ленинская идеология, социалистическое содержание национальных культур, единые уели и пути социального развития – строительство коммунизма…
Объективная тенденция развития наций и национальных отношений такова, что многонациональная общесоветская общность играет в этом развитии определяющую роль. Экономика СССР – это не сумма экономик, а единый хозяйственный организм, взаимосвязанный народно-хозяйственный комплекс, сложившийся на основе общих экономических целей и интересов наций и народностей т развивающийся по единому государственному плану. У советских людей развилось чувство территориальной общности всего С.н., понимание того, что национальная территория является составной частью м территории всего многонационального Советского Союза, используемой в интересах всех равноправных национальностей страны. Важным средством межнационального общения и сотрудничества народов СССР является русский язык, ставший фактически вторым родным языком для многих представителей нерусских национальностей. В духовном облике советских людей решающее значение имеет то, что объединяет их, те общие черты, которые отражают их социально-экономическое и морально-политическое единство, общность их жизненных интересов и ЦК елей в строительстве коммунизма. Преданность делу коммунизма, советский патриотизм и социалистический интернационализм, высокая трудовая и общественно-политическая активность, социалистический коллективизм и товарищеская взаимопомощь, непримиримость к эксплуатации и угнетению, к национальной и расовой неприязни, в крагам мира, дружбы и свободы народов, классовая солидарность с трудящимися всех стран – таков далеко не полный перечень важнейших общих черт духовного облика советских людей…
С.н. – одна из переходных многонациональных общностей людей на пути от национальных общностей к будущей мировой, общечеловеческой общности в условиях победы коммунизма».
Стр. 320. (Научный коммунизм. Словарь. Под ред. Акад. А.М. Румянцева. Изд. 2-ое. М., Политиздат, 1975.)
--
«СОВЕТСКИЙ НАРОД, новая ист., социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенар. гос-во и общую цель – построение коммунизма; возникла впервые в истории в результате социалистич. преобразований на основе сближения всех социальных групп, юридич. и фактического равенства всех наций и народностей СССР. Представляет собой многонац. коллектив тружеников города и деревни, объединенный общностью социалистического строя, марксистско-ленинской идеологией, коммунистическими идеалами рабочего класса, принципами интернационализма».
Стр. 1227 (Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. 3 изд. – М.: Сов. Энциклопедия, 1985.)

государство и общую цель - построение коммунизма; возникла в СССР в результате социалистических преобразований и сближения трудящихся классов и слоев, всех наций и народностей. Теоретическое положение о Советский народ как новой исторической общности выдвинуто на 24-м съезде КПСС (см. Материалы XXIV съезда КПСС, 1971, с. 76).

Социализм, предвидел В. И. Ленин в 1914, «... творит новые высшие формы человеческого общежития, когда законные потребности и прогрессивные стремления трудящихся масс всякой национальности будут впервые удовлетворены в интернациональном единстве при условии уничтожения теперешних национальных перегородок» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 40). Советский народ представляет собой многонациональный коллектив тружеников города и деревни, объединённый общностью социалистического строя, марксистско-ленинской идеологией, коммунистическими идеалами рабочего класса, принципами интернационализма . У Советский народ единые высшие органы государственной власти и государственного управления СССР, для всех сов. людей установлено единое союзное гражданство. Общим языком межнационального общения в СССР является русский язык .

В образовании Советский народ важнейшая роль принадлежит КПСС. Подчёркивая многонациональный по составу и глубоко интернациональный характер партии рабочего класса, Ленин писал: «Партия, чтобы уничтожить всякую мысль о ее национальном характере, дала себе наименование не русской, а российской» (там же, т. 10, с. 267). Объединяя в своих рядах наиболее сознательную часть дружественных классов и групп, наций и народностей, КПСС выражает жизненные интересы всего Советский народ , цементирует общность сов. людей во всех сферах жизни.

Материальная и духовная общность советских людей получила всестороннее развитие в условиях зрелого социализма. Усиление социальной однородности советского общества, его социально-политического единства, перерастание государства диктатуры пролетариата в общенародное государство привели к ещё большему укреплению союза и дружбы всех классов и социальных групп, наций и народностей СССР, у представителей которых становится всё больше общесоветских, интернациональных черт. В условиях зрелого социализма и строительства коммунизма усилилась интернациональная экономическая общность, достигла высокого уровня общесоюзная экономика - целостный народно-хозяйственный комплекс, включающий народное хозяйство всех республик и развивающийся по единому государственному плану в интересах всей страны и каждой республики.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; их же, О Польше, там же, т. 4; Ленин В. И., К еврейским рабочим, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 10; его же, Положение и задачи социалистического Интернационала, там же, т. 26; его же, Тезисы ко конгрессу Коммунистического Интернационала, там же, т. 41; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1971; Брежнев Л. И., О пятидесятилетии Союза Советских Социалистических Республик, М., 1972; Дорогами дружбы, М., 1972; Калтахчян С. Т., Ленинизм о сущности нации и пути образования интернациональной общности людей, М., 1969; Ким М. П., Советский народ - новая историческая общность, М., 1972.

С. Т. Калтахчян.

Статья про слово "Советский народ " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 11523 раз