Я доверилась богу и живу хорошо. Как доверять Богу, когда все плохо

Спрашивает Давид Шевченко
Отвечает Виктор Белоусов, 18.02.2018


Мир Вам, Давид!

Что такое доверие вообще? Возьмем одно из возможных определений доверия (между людьми) и попробуем переложить эти принципы на отношения человека и Бога, основываясь на Писании и духовном опыте.

"Доверие - открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Доверие зависит от степени соблюдения оговорённых правил, а также от умения правильно действовать, достигая обозначенной цели для субъектов, даже в случаях, когда некоторые правила не оговорены" (Википедия)

1) Доверие может быть только с тем, с кем есть отношения.

Чтобы доверие было с Богом, то с Ним нужно как-то соприкасаться, иметь какие-то взаимоотношения. Если нет взаимоотношений (или кажется что они односторонние), то доверия быть не может. Соответственно, влияя на качество отношений - мы будем улучшать или ухудшать состояние доверия. Наивное детское доверие и сформированное зрелое доверие - разные вещи.

2) Доверие - это открытые (понятные) и положительные отношения.

Отношения нужно прояснять, делать их более и более понятными. И необходимо быть уверенным в благожелательности другой стороны.

Как можно прояснять отношения с Богом? Естественно, изучая Писание, особенно Евангелия. Далее, сопоставляя свои предположения с наблюдением за окружающим миром и за своим внутренним духовным миром. Почему подчеркиваю не только изучение текста, но его сопоставление? Потому что истины Евангелия должны восприниматься не только как заученный текст, а как элемент жизненного опыта. Например, мы читаем что "Бог благ". Мы читаем, что Он нас любит. Теперь мы должны начать искать, где и в чем проявляется благость Божья в 21 веке, там где мы живем, в тех ситуациях которые переживаем. Искать какие-то свидетельства благости Божьей в нашей жизни. Подтвердить этот тезис. Опровергнуть мы всегда успеем. Требуется усилие, чтобы научиться видеть Его руку, Его действия в наше время. Замечать Его искры сквозь мрак греха и зла. Молиться об этом различении.

3) Уверенность в порядочности.

Это интересно. Мы начали видеть Его благость, Его водительство. И на этом этапе появляется мысль - вдруг это не навсегда. Вдруг это случайность. Какие-то сложные события и ситуации. Вдруг Он откажется, ведь я грешу (что очевидно). Понятно, что мы читаем о Его постоянстве. Но нам необходимо взростить внутреннюю веру, что Он верен. Верен обещавший... Каким образом? Через личные опыты с Богом. Свои и чужие. Опыты водительства. Не через сказки для вдохновения, а через реальные ситуации в которых переживается Божье водительство. Так мы приучаемся видеть Бога и Его пути. Мы это делаем не в доктринальных целях, а именно в практических. Чтобы мы знали под каким углом смотреть и что делать.

Первичный опыт по данному вопросу мы можем почерпнуть из Писания. Например, вот такие тексты:

Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу.

Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.

Это обетования. Но что они значат и как они применяются в жизни? И ответ на этот вопрос смотрим в биографиях библейских персонажей . Например, Иосиф. Читаем его жизнь, этап за этапом, и задаемся вопросом - где и в чем здесь благо? Где он был? Что он чувствовал? Что делал? Сколько времени это занимало?

Иосиф произносит такие слова в «...вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, ЧТОБЫ сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей». Но что он видел, что пережил и как реагировал - чтобы сказать эти слова?

Есть истории Авраама, пророков, апостолов, Самого Иисуса. И в течении времени читать эти краткие биографии и задаваться вопросами, находить ответы. Пробовать применять найденные ответы в своей жизни. Смотреть что и как получается. Молиться. Спрашивать советы у духовных мудрых людей, чью жизнь Вы знаете, а не только слова. Применять и смотреть на результаты - внутри и вовне.

4) Доверие зависит от степени соблюдения оговорённых правил.

Что такое оговоренные правила? Кто-то скажет - речь о библейских заповедях. Да, в том числе. Заповеди регулируют поведение верующего человека. Но эти "правила" шире. Они как раз отражают понимание модели мира (как устроен мир) и понимание фактических Божьих законов, которыми он управляется. Приведу такой пример. Представьте, Вы на кухне что-то готовите и случайно режете палец. Что делать? Каков Божий механизм? Можно помолиться в ожидании, что порез мгновенно затянется. Это возможно, что мгновенно, но случается не так часто. Это понимание принципов существования мира. Достаточно ли просто намазать палец йодом или другим дезинфицирующим раствором? Не всегда. Есть такие неприятные явления - различные инфекции, вроде столбняка, и т.д. И зависит что и как мы резали - мясо, лук или точили карандаш... Чистый нож или поржавевший тесак в ходе хозяйственных работ... Но мы понимаем что даже с помощью дезинфицирующего раствора мы не застрахованы на 100%. Мы обращаемся к Богу, просим Его исцеление и мудрость для наших действий. А затем обрабатываем порез. Как и чем - это вопрос "мудрости". Результат не зависит только от нас. Есть еще вероятностная составляющая. И она в руках Божьих. Даже наши прямые непосредственные действия могут пойти совсем не так, потому нужно искать Божье водительство.

Если мы не узнали правила - кто виноват? Что делать? Если мы не последовали узнанным правилам - кто виноват? Что делать?

Узнавать. Понимать. Выполнять.

5) ...умения правильно действовать, достигая обозначенной цели для субъектов, даже в случаях, когда некоторые правила не оговорены.

Вчитаемся в обетование:

Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий? ()

Этот мир - агрессивен. Если его нужно побеждать, то соответственно, ему можно и проиграть. За победу нужно бороться. Это усилия и борьба. Правила мира жестко не оговорены. При рождении не выдают инструкцию по эксплуатации. И как доверять Богу в духовной борьбе? Что от Него ожидать, что не ожидать. А что ожидать от себя? И не просто ожидать - а как действовать? Какие действия от кого должны быть? Что делать если нет результата? Или нет ожидаемых действий?

Кто в отношениях с Богом обозначает цели? Это случайные мысли после молитвы, слова пастора или церковного совета, цитата из умной книжки? Как распознать?

Как реагировать на свои ошибки?

Ответы нужно искать, чтобы они стали частью Вашего жизненного опыта, частью внутренней веры - которой Вы пользуетесь в своей жизни, а не только говорите как правильные слова на библейских уроках.

В завершение приведу цитату Апостола Павла:

24 Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,

25 которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, [чтобы] исполнить слово Божие,

26 тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его,

27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,

28 Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;

29 для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно.

Благословений Божьих,

Читайте еще по теме "Бог есть любовь!":

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня мы совершаем память одного из наших отцов и учителей во Христе - преподобного Феодосия Великого, общий житий начальника. Это был один из мудрейших людей своего времени. Он является составителем первого общежительного монастырского устава. Преподобный Феодосий явил достойный пример упования на Бога. Поэтому сегодня хотелось бы поговорить о том, почему мы с вами должны доверять Богу на протяжении всей нашей жизни.

Вера, прежде всего, является христианской добродетелью, это внутренняя убеждённость человека в существовании Бога . Однако истинная вера – это не только знание о Боге, но знание, влияющее на жизнь человека. Это не только признание существования Бога своим умом и не только доверие Ему своим сердцем, но и согласование своей воли с волей Божией.

Именно такая вера способна стать верой, действующей любовью, потому что истинная любовь немыслима без верности. Вера становится основанием для всех мыслей и поступков человека, и только такая вера спасительна. Но это предполагает и внутренний труд над собой, победу над своими страстями и обретение евангельских добродетелей.

Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас (1 Пет. 5:6–7). Этими словами апостол Петр говорит, что христианину, всецело смиряющему себя под руку Божию, свойственно всю излишнюю заботливость о мирских благах отложить и всю надежду возложить на промыслительное попечение Божие, по обетованию Христа Спасителя о том, что у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10:30).

Святитель Иоанн Златоуст писал, что если Бог знает все и «что даже волосы ваши у Него исчислены, то вам не должно бояться» . Господь сказал это для того, чтобы показать всеобъемлющее знание и промышление о людях.

В деле спасения необходим синтез веры и добрых дел

Истинным примером упования на Бога в своей жизни служит житие преподобного Феодосия Великого, память которого мы совершаем. Однажды пред праздником Христова Воскресения ученики святого скорбели, что у них ничего не было на праздник для трапезы – ни хлеба, ни масла и ничего съестного, а больше всего были опечалены тем, что в такой пресветлый праздник не могли они совершить Божественной литургии, так как не было для службы ни просфор, ни вина. Они начали возводить ропот на преподобного. Святой старец же, имея несомненное упование на Бога, повелел братии украсить божественный алтарь и не скорбеть. Он поучал, что «Тот, Который препитал в древности Израиля в пустыне и после того насытил малыми хлебами многие тысячи людей промыслит и о нас: ибо Он ни силою не сделался слабее, чем был прежде, ни ревность Его в промышлении над миром не сократилась, но Он – Один и Тот же Бог во веки» .

Здесь мы видим пример истинного упования на Бога. Господь тотчас посетил всецело вверившегося Ему праведника. К концу дня к пещере, в которой подвизался святой со своими учениками, пришел некий человек, везя различную пищу для пустынных постников, кроме того среди припасов были просфоры и вино для совершения Божественных Таинств. При виде такого чуда ученики блаженного возрадовались и познали, какой благодати сподобился старец их у Бога. Они в веселии отпраздновали Пасху, а принесенной пищи им хватило на всю Пятидесятницу .

Таким образом преподобный Феодосий исполнил слова, написанные царем Соломоном: Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои (Прит. 3:5–6).

Однако нужно помнить, что в деле спасения необходим синтез веры и добрых дел. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Умоляю вас, будем прилагать великое старание, чтобы пребывать твердыми в истинной вере и вести жизнь добродетельную» , помня слова апостола Иакова о том, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2:17). Ибо если мы с верой не соединим достойной и добродетельной жизни, то будет напрасна наша вера.

Возлюбленные братья и сестры! Как мы с вами можем научиться доверять Богу в повседневной жизни? Мы нередко говорим: «все в руках Божиих», однако готовы ли мы всецело предать свою жизнь в руки Божии?

Мы каждый день несколько раз произносим молитву, которую заповедал нам Господь наш Иисус Христос. Это молитва «Отче наш». В одном из ее прошений мы говорим: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф. 6:10). Это прошение ставит нас перед настоящим испытанием: довериться Богу или отвергнуть Его и уповать лишь на свои силы. И если решимся всецело уповать на Бога, то мы должны воспользоваться бесценным святоотеческим опытом, который поможет нам достичь делания такой добродетели.

Преподобный Паисий Святогорец наставлял своих духовных чад такими словами: «Человек, который, оставив свои планы, полностью вверяется Господу, живет по Божию плану. Насколько человек держится за свою самость, настолько он бывает отброшен назад. Он духовно не продвигается вперед из-за того, что мешает Божественному милосердию. Для преуспеяния нужно без остатка довериться Богу» . Таким образом получается: если хочешь жить по воле Божьей, то нужно довериться своему Творцу.

Если мы хотя бы пять минут в день посвящали подробному обзору своей жизни, то мы заметили бы, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства

Вверяя себя в руки Божии, нам нужно понимать, что, если что-то происходит не так как ты хочешь и желаешь, принимай это с благодарностью. Вот только это не так легко, как думается. Паисий Святогорец говорит о многих искушениях, которые будут встречаться на пути каждого, кто решится жить, доверяя Богу. «Но пусть таковой не боится, ибо если он победит постигающие его искушения, со многим усилием, и удержит ум свой, не допуская его послаблять помыслам, рождающимся в сердце его, то он разом победит все страсти» , - утешает нас святой Паисий.

Наша жизнь должна стоять на твердом камне упования на волю Божию. «Когда надеждой мы утверждены в Боге, - пишет архимандрит Ефрем (Мораитис), - то основание положено на камне, и, если подуют ветры и нахлынут реки, не ниспровергнут нас» .

Все кажется таким легким и простым, когда мы об этом говорим, но как только приступает к практике, все становится невероятно тяжело. Именно в этот момент мы должны осознать: упование на волю Божию - дар от Бога, который подается каждому как плод молитвы. Поэтому нужно начать молить Господа, чтобы Он укрепил нашу веру.

Также в возрастании надежды на Промысл Божий нам могут помочь наблюдения за события нашей жизни. В быстротечности нашего мира, в зависании в социальных сетях и интернете мы многое теряем из виду, многого в нашей жизни не замечаем. Но если бы мы хотя бы пять минут в день посвящать подробному обзору своей жизни, то мы заметили бы, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства.

Так, дорогие братья и сестры, мы и сможем научиться уповать на волю Божию в каждый момент нашей земной жизни, особенно в периоды «богооставленности». Будем помнить твердо, что Господь всегда рядом, нам нужно лишь довериться Ему всем сердцем и душой.

Будем стараться, чтобы слова Христа: О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? (Мф. 17:14–23) никогда не были обращены в нашу сторону. Аминь.

Николай Александров
Студент 3 курса
Там же С. 100.

Ефрем Святогорец, архимандрит. Отеческие советы. Издательство Саратовской епархии, 2006. С. 157.

Доверие Богу, безусловно, основывается на , но это не одно и тоже, это отдельное качество и способность. Даже человек, который Верит в Бога, может быть по своим внутренним качествам строптивцем, который всегда недоволен и предъявляет претензии, если что-то происходит не так, как он хочет, не по его воле, так сказать. Он не может принимать и всё происходящее в его жизни спокойно, с доброй душой и с радостью в сердце. Он сопротивляется до последнего всем урокам, которые посылает ему судьба. Он упрям и обидчив внутри, даже если не показывает этого окружающим. Другими словам – он не научился доверять Богу.

Такие люди склонные обвинять Бога, судьбу, других людей в том, что жизнь к ним не справедлива. Часто, за своими претензиями и обидами, они совершенно не видят того Добра, которое дарует им судьба, окружающие люди и Высшие Силы. И не замечают, что Бог их просто на руках носит, а они сидят у Него в ладони и недовольно бурчат по мелочам ничего не замечая вокруг. По-другому это называется неблагодарность, и духовная слепота:)

А сколько бы неприятностей они могли бы избежать, если бы у них было внутреннее , способность принимать Волю бога и внутреннее добродушие, принятие:)

Как научиться доверять Богу и судьбе?

1. Признать и начать убирать в себе Гордыню перед Богом. Даже если внешне она не проявлена, нужно иметь и , чтобы увидеть её в себе в виде упрямства, строптивости, внутреннего сопротивления, и начать работать над её устранением.

2. Вера в Бога у человека тоже не должна быть фанатичной или формальной. Фанатик не умеет доверять Богу, для него на много важнее его собственный фанатизм, а не Воля Бога. Поэтому фанатики веры легко идут на преступления против другого человека, преступления, которые никогда бы не одобрил Христос.

3. Духовные качества и Добродетели – Смирение и Терпение. И качества эти должны быть светлыми, они не предполагают ущемление и подавление себя, своей души, и всё в таком духе. Смирение не предполагает отказа от своей судьбы и высоких целей, не предполагает отказа от борьбы за свои цели. Смирение и терпение – предполагает очень тонкое различение добра и зла, с чем бороться (со злостью, с гордыней, с ленью, бесчестьем и т.д.) и за что сражаться (за достойные цели, за ).

Так же, Доверие Богу – это вера в то, что Бог всегда ведёт тебя, любит и хранит. Вера, что Богу виднее, как тебя вести, какие уроки и испытания тебе нужно пройти, что наработать и с чем попрощаться. Доверие – это внутреннее сердечное знание, что Бог никогда тебя не бросает, даже если внешне весь мир отвернулся от тебя, даже если ты остался один.

Но, если у тебя есть Доверие Богу – ты никогда не остаёшься один и тебе никогда не будет одиноко, ведь ты всегда с Богом и со своей Душой. И это даёт тебе внутреннюю радость, покой, благодарность и силу, чтобы преодолеть любые преграды и испытания.

Христос дал одну из лучших молитв, которая учит Доверию Богу “На всё Воля Твоя”…

В подтверждение и чтобы проиллюстрировать вам, что есть доверие и недоверие Богу, а так же, показать духовную слепоту, которая может постичь каждого, предлагаю вам одну из моих любимых притч в стихах. Притча “Монах”, которую на стихи положил мой хороший друг, поэт Александр Мельник.

Стихотворение-притча “Монах”

Праведный умер монах,
В мир отошел иной.
Встречи на небесах
Он и не ждал такой.

Милости просим в рай.
Я тебе рад, сын мой.
Было не просто, знаю,
Путь одолеть земной.

Там, где и ночью, и днем
Беды тебя стерегли,
Пробуя на излом,
Только сломать не смогли.

Зло до конца познал.
В трудные эти дни.
Даже когда не звал,
Был я с тобой – взгляни.

Сквозь пелену облаков
Я покажу тебе
Наши цепочки следов,
Будто узор по судьбе.

Все: и добро, и зло,
И наяву, и в снах
Вновь чередой прошло.
И встрепенулся монах.

Там, посреди огня
Только один мой след.
Боже, ты бросил меня!
Бог улыбнулся: – Нет.

Грозный окутал страх,
И, уводя от беды,
Я тебя нес на руках.
Это мои следы.

А если у вас возникнут вопросы по теме “Доверие Богу” – .

С уважением, Василий Василенко

Милосердный Господь никогда не допускает произойти ничему плохому, если не знает, что из этого произойдет какое-то благо и мы получим для нашей души пользу. Поэтому мы всегда должны быть уверены, что Бог даже наши безобразия обращает в добро. Целиком доверьтесь Богу, отдайте все в Его руки и ни о чем не тревожьтесь.
Люди всегда стремятся найти в жизни опору и поддержку. И если их не поддерживает вера, если они не предали себя Богу до такой степени, чтобы уповать на Него абсолютно во всем, то им не миновать скорбей. Это великое дело - доверие Богу.
Тот, кто, не имея доверия Богу, планирует свою жизнь по-своему, а после утверждает, что такова воля Божия, по-бесовски устраивает свои дела и всегда страдает за это. Мы не понимаем, до какой степени Господь могуществен и милостив. Мы не позволяем Ему быть господином над нами, вершить все наши дела, и оттого мучимся.
Чаще всего люди сначала ищут сочувствия и помощи у других людей, и только когда не получат того, на что рассчитывали, обращаются к Богу. Но избежать страданий можно лишь тогда, когда мы будем прибегать к Божественной помощи, ибо только она истинна. Мало верить в Бога, надо доверять Ему. Мы получаем помощь Божию благодаря доверию Ему. Верующий, предавая всего себя Господу даже до смерти, ощущает на себе спасающую десницу Божию.
Мы должны непрестанно молиться и со смирением просить Господа о помощи и милосердии. Но нельзя настойчиво умолять, чтобы Господь и Матерь Божия немедленно исполнили нашу просьбу, даже если мы желаем добра. Да, мы хотим добра, и Бог благоволит подать нам помощь, но время может не подходить для этого, а, может быть, Господь знает, что сейчас для нас полезнее не получить того, о чем просили. Поэтому нам надо терпеть, обвиняя себя, и со смирением просить Бога, а не требовать, и быть уверенным, что Он покроет нас Своим милосердием тогда, когда на то будет Его воля.
Если мы полностью доверяемся Богу, милосердный Господь наблюдает за нами и заботится о нас. Как хороший распорядитель Он посылает всем нам все потребное. Он обращает внимание даже на наши мелкие материальные нужды, и чтобы мы увидели Его попечение о нас, действие Его промысла, Он подает нам именно столько, сколько необходимо. Но не надо ждать, что прежде Господь пошлет тебе что-нибудь, сначала целиком предай в руки Божии себя самого. Ведь если ты все время просишь о чем-то Господа, но не вверяешь Ему всего себя, это означает, что твое пристанище на земле, и ты не стремишься в райские обители. Те люди, которые всю свою жизнь и себя целиком предают Богу, находятся под Его великим покровом и защищены Его промыслом. Доверие Богу - это непрестанное таинственное моление, которое в нужное время незаметно призывает силу Божию туда, где она необходима.
Человек, который со вниманием относится к проявлениям милости Божией к себе, научается зависеть от промысла Божия, и тогда начинает чувствовать себя, как дитя в колыбельке, которое, едва лишь мать отойдет от него, заливается слезами и не успокаивается, пока она опять не подбежит к нему. Вверять себя Богу - великое дело!
Тех людей, которые все принадлежащее им и себя самих без остатка предают в руки Божии, защищает могучий покров Божий и хранит Его все-мудрый промысел. И тогда они усыновляются Творцу и с Его помощью могут действеннее помогать своими молитвами находящемуся в бедственном положении миру, а также - просвещаемые свыше - указывать людям правильный путь, чтобы они приблизились к Богу и через Божественное утешение обрели радость, мир и спасение для своей души, потому что душа имеет покой только в Боге.
Господь хочет, чтобы мы понимали свою греховность и проявляли свое расположение к добру хотя бы небольшим подвигом самоотречения. Все прочее пошлет Он. Для духовной жизни не нужны накачанные мускулы. Надо со смирением подвизаться, молить Бога о милосердии и всегда благодарить Его. Человек, который, оставив свои планы, полностью вверяется Господу, живет по Божию плану. Насколько человек держится за свою самость, настолько он бывает отброшен назад. Он духовно не продвигается вперед из-за того, что мешает Божественному милосердию. Для преуспеяния нужно без остатка довериться Богу.

Мы часто повторяем слова: «Всё в руках Божиих», но не стали ли они просто расхожей фразой? Готовы ли мы принять Божий Промысл о нас и отказаться от порой титанических, но бесплодных усилий построить нашу жизнь так, как она нам видится и нами разумеется? Как нам научиться вверять себя Богу и доверяться Богу, принимать с благодарностью то, что Он нам подает, будь это радости или скорби? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

Нам, кроме Бога, некому доверять

Лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда он решается, по слову Спасителя, пойти по воде

Я думаю, что лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда, напуганный бурей и видя Спасителя, идущего по водам, он решается, по Его слову, вступить на эту бурную воду на волнующемся море и по нему пойти. Вот так и человек должен решаться довериться Богу - поверить, что ты сделаешь шаг и не утонешь, потому что Господь тебя поддержит.

Есть такой образ мыслей, который, безусловно, помогает в вере в Бога укрепиться: нам на самом-то деле, кроме Бога, абсолютно некому доверять. Доверять людям? Но они существа непостоянные, несовершенные, они все время подводят. Иногда по собственной воле, иногда против собственной воли. Доверять самим себе? Но лучше нас никто не знает, насколько сами мы неверны и непостоянны. Некому доверять, кроме Бога. Господь нас любит, какими бы мы ни были, Он нас всегда хранит, спасает и защищает.

Доверяться надо Ему. И чем больше человек об этом размышляет, тем больше у него доверия к Богу. Хотя, безусловно, вначале доверие к Богу требует от человека некоего подвига, некоей решимости. А вот впоследствии, когда оно превращается в навык, то становится некоей, как говорил преподобный старец Паисий Афонский, ниточкой, которая постоянно протянута между нами и Богом, некоей непрестанной молитвой богообращенной. Потому что можно и не произносить никаких слов, но в этом чувстве доверия жить. Это то, что нас с Богом соединяет.

Едва ты разучишься доверять себе и себе подобным, как тебе ничего не останется, как Единому Богу и Святой Его Церкви доверять!

Чувствовать Бога, служа ближнему

По слову преподобного Марка Подвижника, «крестившимся во Христа таинственно дарована уже благодать; действует же она по мере исполнения заповедей и не перестает помогать нам тайно. Но в нашей власти состоит делать или не делать доброе по силе своей». А по слову Спасителя, «чистые сердцем Бога узрят» (ср.: Мф 5: 8). Тем самым путь к Богу - это путь, пролегающий сквозь себя. Это мы меняемся на таком пути. И мы же осознаём эти перемены. И мы обретаем новое зрение. И нам же открывается реальность Царствия.

Для того, чтобы на этом пути не ошибиться дверью, не впасть в самообольщение, не сломать себе душу, и существует аскетика, аккумулирующая опыт тех, кто дошел до Небесного Иерусалима, оставив нам указательные знаки и путевые заметки.

Впрочем, советуясь с подвижниками, не будем забывать о главном - о 25-й главе Евангелия от Матфея, в которой стихами с 31-го по 46-й всё сказано о том, какова дистанция между нами и Богом. Оказывается, это расстояние между нами и ближайшим нуждающимся в нас человеком. А всё то, что мы делаем для этого человека, Господь принимает как сделанное для Него.

Так что в христианстве нет каких-либо сложных гороскопов, талмудов или теософий спасения. Все предельно просто и понятно даже трехлетнему малышу. Евангелие говорит о деятельной любви к ближним и дальним, друзьям и врагам. Когда мы начнем на деле исполнять этот завет о любви, тогда, по мысли Марка Подвижника, наша совесть проснется и подскажет нам, что делать дальше.

Доверие Богу - дар Божий, который подается как плод молитвы

Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил нашу веру

Нужно понимать, что добродетели (а вера - это добродетель) - это дары Божии. Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил веру. Но верить-то сравнительно легко, сейчас неверующих практически нет. Атеисты существуют, но тех, кто сознательно считает себя атеистом, всего несколько процентов. Верующих очень много. Но верить в Бога и доверять Богу - это принципиально разные состояния. Вот если ты понимаешь - но, опять-таки, понимание - это нечто поверхностное, а мы ведем речь о чем-то более глубоком - так вот, если ты понимаешь, что Господь - это всесовершенная любящая всемогущая Личность, что Господу есть дело до тебя грешного, хотя ты такой ничтожный, маленький, что Господу есть до каждого из нас дело, что Господь , Господь каждому из нас желает блага, и пусть путь, который ведет к этому благу, не совпадает с нашими представлениями - это просто говорит о том, что наши представления искаженные, - но ты готов идти этим путем, - это и значит доверие Господу.

О таком доверии нужно молить Господа. В у царя Давида есть замечательные слова: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» - «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, потому что я Тебе вручил свою душу» (Пс. 142: 8). Вот вручи Господу свою душу - это и есть полное доверие, как у царя Давида: куда поведешь, туда и пойду, я Тебе абсолютно верю, не сомневаясь, не задумываясь. Но при этом нужно иметь какую чистую душу, чтобы чувствовать: тебя Господь ведет, а не твои «заморочки»! Это исключительно трудно, и это дар Божий, который является плодом молитвы. А молитва такая: «Помоги, Господи, дай мне от всей души уповать на Тебя!»; «Господи, дай мне силы доверять Тебе». И это должен быть постоянный молитвенный вопль. Постоянный молитвенный труд! И тогда в ответ на твою искреннюю просьбу - а она должна быть, конечно, искренней - Господь даст тебе это.

Быть внимательным к своей жизни

Очень правильно сформулирован вопрос. Этому нужно именно учиться. Это не дано нам сразу, но это постигается по мере жизни в вере.

Как приходит осознание, что всё происходит по воле Божией? Как научиться довериться Ему во всем?

Для этого необходимо внимательно относиться к своей жизни и подмечать, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства. Есть старинная французская пословица: «Случай - бог дураков». И верно! Нет ничего случайного. Как грибы в лесу связаны нитями грибницы, протянувшейся под верхним слоем почвы от гриба к грибу, так и все ситуации, все так называемые «случайности», всё на самом деле связано невидимыми благодатными нитями Промысла и заботы Божией о нас.

И нужно учиться это замечать.

Я пришел к этому осознанию только через несколько лет пребывания в вере и Церкви. И с тех пор каждый день укрепляюсь в этом осознании.

Порой жизнь встряхнет весьма ощутимо, и на какое-то время даже можно смутиться и не увидеть Бога в этих обстоятельствах. Важно все равно найти в себе силы остаться с Ним. Даже не понимая, даже не вмещая происходящего. Как Мать Его у Креста, как ученики… И смысл откроется. В свое время. Нужно просто остаться верным Ему и подождать.

Доверие Богу укрепляется духовной жизнью

Чтобы научиться верить и доверять Богу, надо научиться искренне обращаться к Нему как к Отцу. «Господи, Ты знаешь, что для меня лучше. Предаю свою жизнь в Твои руки». Открытость Богу с готовностью принять Его волю и приводит к доверию. Перестает же человек доверять Богу тогда, когда полагается только на себя, когда он думает, что лучше всего сам устроит свою жизнь.

Доверие Богу укрепляется по мере . Этому содействует опыт услышанных молитв, когда ты усердно просил и Господь тебе ответил, действительно подал то, чего ты искал и просил. Но часто мы допускаем ошибку, упрямо требуя от Бога исполнить то или иное наше пожелание. Мы не всегда понимаем, что нам полезно. Лишь Господь Бог знает точно, что нам требуется в тот или иной момент нашей жизни.

Мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать, а просить Бога помочь, если Ему угодно

И это значит, что мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать безрассудно: «дай то и то, сделай так и так», но важно при каждом молитвенном обращении вверять себя в руки Божии, просить Его помочь, если это угодно Его святой воле, просить разрешить трудную ситуацию теми путями, которые полезны и спасительны для нас.

Проходит время, и человек начинает понимать, что Бог промыслительно не исполнял некоторых его пожеланий, что Господь вел его по более полезному для него пути, через трудности возводил к духовному и отводил от гибельных искушений и соблазнов. Такой жизненный опыт с наглядным постижением Промысла Божия самым лучшим образом укрепляет в доверии Богу.

Научить смирять свой ум

Всякий мало-мальски внимательный и честный человек, наблюдая за собой, за событиями собственной жизни, за жизнью вообще неизбежно должен прийти к мысли, что многообразие и сложность этого мира не вписываются ни в какие «умные» схемы. Что тайны устройства мира бесконечно превосходят возможности человеческого о нем представления. К этому простому выводу задолго до нас пришел величайший мыслитель - античный философ Сократ. Подводя итог своим пытливым и настойчивым исканиям истины, он сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». И это самый честный ответ «естественного» разума перед величием Божиего мира. В известном смысле - это залог смирения, которое есть первая и необходимая ступень к обретению веры.

А для чего, собственно, хочется что-то знать, для чего это устремление, эти поиски, эти сомнения и душевные муки? Что человек желает найти, чего ему так мучительно не хватает? Ответ, как правило, бывает один: человек жаждет Истины. Вот чего не хватает человеку, вот без чего его жизнь становится неполной, вот к чему стремится он всей душой, потому что именно в истине, в ее познании обретает он смысл и оправдание собственной жизни.

И следующий и очень важный шаг к обретению веры - это искреннее искание истины. Забегая вперед, скажем, что истина - это не есть какая-то абстракция, идея или квинтэссенция знаний - всё это не способно удовлетворить высшим запросам человеческого духа, потому что эти запросы, пусть даже неосознанно, но непременно должны быть устремлены к Высшей Личности. И именно в глубоко личных отношениях с Богом может человеческая душа обрести высший смысл своей жизни.

Если человек действительно ищет истину, а не подтверждение собственным умозаключениям и построениям, то Господь обязательно откликнется на такой искренний поиск, на такое искреннее устремление души и подаст добрую весточку, благой знак Своего присутствия. А дальше… если человек внимателен и чуток, если он готов принимать «оповещения» от Господа, то он непременно узнает, что Откровение о духовной жизни, о путях приобщения Богу может быть не только личным, но, если можно так сказать, и общим и даже вселенским. И это Откровение содержится в Священном Писании, в Предании Церкви, в Самой Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» во всей ее полноте.

Это осознание - что истина пребывает в Церкви и именно в Церкви человек познает истину - очень и очень важно. Особенно в наше время, когда многие, увы, не понимают, что Церковь не есть какая-то чисто человеческая организация, а есть - Тело Христово. Вот это осознание важности Церкви и может послужить если не началом, то продолжением укрепления и возрастания в вере.

Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безоговорочно принять - даже вопреки голосу «здравого рассудка»

Но как же принять всю полноту Откровения, хранимого Церковью, если многим фактам церковной истории, многим событиям и обстоятельствам Откровения противится ум? Эта дилемма, думаю, неизбежно должна возникнуть перед каждым честным человеком. Кому доверять: собственному уму и опыту или тому, что говорит Откровение и что никак не вписывается в рамки повседневного человеческого опыта и привычных представлений о жизни? И вот здесь есть только один, но принципиально важный выход. Прежде чем начать изучать и познавать умом и разумом Откровение, прежде чем подвергнуть его логическому анализу - нужно сделать важный шаг на пути к Богу, важный шаг на пути восхождения по лестнице веры. Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безусловно и безоговорочно принять. Принять даже вопреки возмущенному голосу «здравого рассудка» и «естественной логики». Надо принять Откровение всей душой и от души, всецело доверившись Богу. Это важнейшее решение и важнейший духовный шаг, свидетельствующий о подлинном смирении перед Богом в Его Церкви. Без этого смирения духовная жизнь попросту невозможна, как бы ни был умен и образован человек.

Об этом «безумии» много говорится в Евангелии. О том, что принятие всей полноты Откровения противно «нормальному» человеческому рассудку, потому что превосходит его настолько, насколько «пути Божии отстоят от путей человеческих» (Ис. 55: 9). Это самоотречение всецелое и искреннее совершенно необходимо, и именно на нем зиждется правая вера.

Другое дело, что человек должен безоговорочно принимать не какие-то частные мнения и суждения, которые также присутствуют в Церкви и принадлежат порой авторитетным и даже святым, но всё-таки склонным к ошибкам и заблуждениям людям, а только то, что принадлежит всей вероучительной полноте Православной Апостольской Церкви.

Можно сказать, что это безусловное доверие Богу неизбежно связано с жертвой. Мы приносим Богу в жертву наш разум, который, впрочем, не гибнет, но преображается чудесным образом и становится по милости Божией иным - просвещенным благодатью. Но это не значит, что он становится таким «автоматически» и навсегда. На протяжении всей жизни разум будет стараться выйти из «Божественного послушания» и занять главенствующее над душой место. Так - через разум - действует на душу (и продолжает действовать на протяжении всей жизни) дух противления. Но наша задача следить за его поползновениями и снова и снова исповедовать свое безусловное доверие Богу, пусть даже в ущерб житейской логике и рациональному мышлению.

Постоянство в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам - это и есть путь к доверию

Когда человек начинает сознательно, «без роптания и размышления» (см.: Флп. 2: 14) исполнять всё написанное в Евангелии, он пусть не сразу, но начинает видеть благие плоды такого послушания, благие плоды веры. Он обретает иной, действительно просвещенный разум. Это неизбежно происходит, но вот что важно нам понять и запомнить: наше «повседневное» измерение жизни отличается от духовного. И перемены в жизни, связанные с исполнением заповедей, со стремлением жить по-евангельски проявляются зачастую не сразу, как нам хотелось бы, а постепенно, на протяжении месяцев и даже лет. Это очень важно понять, потому что мы все нетерпеливы, и когда в ответ на наше «благое намерение» мгновенно не начинает к лучшему меняться наша жизнь, мы зачастую раздражаемся, отчаиваемся, теряем веру и, что называется, «машем рукой» на церковную жизнь. Но такое поведение означает только одно - мы не выдержали необходимого испытания, не были достаточно решительны и постоянны в делании добра. В делании добра не ради корысти явной или скрытой, а ради самого добра, ради Христа, ради Бога. Вот такое постоянство, терпение в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам - это и есть еще одно после доверия Богу исключительно важное условие обретения веры.

Возможно, это звучит странно, но путь обретения веры - это путь не теоретический, а опытный. Только когда человек начинает исполнять заповеди Божии, старается поступать по-христиански, доверяет всецело Богу и Его Церкви… когда он проявляет терпение в доброделании, постоянно просит смиренно у Бога помощи, тогда вера, как ответ Бога на доверие Ему, терпение и смирение, - растет и умножается в человеке и вводит его в удивительный и непостижимо радостный мир, который и именуется на христианском языке Царствием Божиим.

Утвердить в сознании, что Бог - любящий

Рассудочное доверие возникает из исследования Писания, из углубленного изучения истин веры, из утверждения в своем сознании, что Бог - любящий, благой и премудрый. Он всё ведет к лучшему. Он не допускает испытания сверх сил.

Опытное доверие формируется, как у детей, методом проб и ошибок. Мама запретила трогать горячий утюг, но я ведь любопытный, взял да потрогал. В результате - ожог пальца. Папа потребовал не отставать в супермаркете, а я не принял это всерьез и потерялся в толпе. И так далее. Постепенно мы понимаем, что лучше слушаться Бога, а не себя.

Но глубинное, незыблемое доверие - дар, о котором нужно молиться.