Затраты на 1 руб товарной продукции. Анализ затрат на один рубль продукции

Фактический уровень затрат на рубль реализованной продукции рассчитывается на основе «Отчета о прибылях и убытках»:
ЗРП - С + СК + Су) /РП,
где РП - выручка от продажи продукции за вычетом НДС и акцизов (объем реализованной продукции), руб.;
СР - себестоимость проданной продукции, товаров, работ, услуг, руб.;
СК - коммерческие расходы, руб.;
Су - управленческие расходы, руб.
В настоящее время выручка в форме 2 указывается без НДС и других кос-венных налогов.
На основе внешней бухгалтерской отчетности могут быть определены затраты на рубль реализованной продукции в целом по предприятию. Начиная с 2000 года, в «Отчете о прибылях и убытках» приводятся сведения о выручке и себестоимости продаж по отдельным видам на рубль продукции и их можно выполнить по модели:
3РПі - СРі /РПЬ
где РПі - выручка от реализации продукции i -го вида за вычетом НДС и акцизов, руб.;
СРі - себестоимость проданной продукции i -го вида, руб.
Следует учесть, что всю силу управленческих и коммерческих расходов предприятие может отражать лишь в строках 030 и 040 «Отчета о прибылях и убытках». В этом случае приведенный выше показатель будет характеризовать только производственные затраты, приходящиеся на рубль реализованной продукции. Такой показатель можно использовать только для сопоставления эффективности отдельных видов продукции. В качестве нормативного уровня для него можно использовать только его плановое значение.

Еще по теме 1. Расчет фактических затрат на рубль реализованной продукции (3РП):

  1. 3. Факторный анализ показателя затрат на рубль реализованной продукции
  2. 2. Оценка достигнутого (фактического) уровня затрат на рубль реализо-ванной продукции
  3. Оценка и анализ затрат на рубль товарной продукции фирмы
  4. Расчет влияния на прибыль изменения отпускных цен на реализованную продукцию
  5. 9.5.3. Использование себестоимости единицы продукции как причина ошибок в расчете затрат проекта
  6. 7.2. Балансовые методы в расчетах затрат и цен на продукцию (услуги) внутрипроизводственных подразделений предприятия
Затраты на рубль произведенной продукции характеризует уровень себестоимости продукции в целом по предприятию и равен отношению общей суммы затрат на производство (Зобщ) к стоимости валового производства продукции (ВП).
Свойства показателя Затраты на рубль продукции :
  1. Универсальность - может рассчитываться для любой отрасли производств.
  2. Наглядность - показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью.
Смысл и сущность показателя Затраты на рубль продукции : показывает рентабельность продукции. Если его уровень ниже единицы, производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы – убыточным.
назначение сервиса . С помощью данного онлайн-калькулятора производится факторный анализ размера затрат на рубль продукции, в том числе за счет изменения факторов:

Полученное решение сохраняется в файле MS Word . см. пример анализа затрат на 1 рубль товарной продукции .

Ед. изм. руб. тыс. руб. млн. руб. II. Стоимость валового выпуска продукции, (ВП):

Пример .

Показатель Алгоритм расчета Сумма тыс. руб.
I. Затраты
а) по плану ∑(VВП iпл b iпл) + Апл 66000
б) по плану, пересчитанному на фактический выпуск продукции при сохранении плановой структуры ∑(VВП iпл b iпл) К VВП + Апл 63675
в) по плановым нормам и плановым ценам на фактический выпуск продукции ∑(VВП iф b iпл) + Апл 67285
г) фактически по плановым ценам ∑(VВП iф b iф) + Апл 74828
д) фактически ∑(VВП iф b iф) + Аф 81510
II. Стоимость валового выпуска продукции:
а) по плану ∑(VВП iПЛ ЦП iПЛ) 80000
б) фактически при плановой структуре и плановых ценах ∑(VВП iФ ЦП iПЛ) ± ∆ВП СТР 76000
в) фактически при фактической структуре и по плановым ценам ∑(VВП iФ ЦП iПЛ) 83600
г) фактически ∑(VВП iФ ЦП iФ) 100320

Влияние перечисленных факторов на изменение затрат на рубль продукции рассчитывается способом цепной подстановки по данным табл. 1
Таблица 2 - Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат на рубль произведенной продукции

Затраты на рубль продукции Расчет Значение, коп. Объем производства Структура производства Уровень удельных переменных затрат Сумма постоянных затрат
План 66000: 80000 82.5 План План План План
Усл.1 63675: 76000 83.783 Факт План План План
Усл. 2 67285: 83600 80.484 Факт Факт План План
Усл. 3 74828: 83600 89.507 Факт Факт Факт План
Усл. 4 81510: 83600 97.5 Факт Факт Факт Факт
Факт 81510: 100320 81.25 Факт Факт Факт Факт

Размер затрат на рубль продукции изменился за счет следующих факторов:
уменьшения объема производства продукции: 83.783 - 82.5 = 1.283 коп.
изменения структуры производства: 80.484 - 83.783 = -3.298 коп.
уровня переменных затрат: 89.507 - 80.484 = 9.023 коп.
размера постоянных затрат: 97.5 - 89.507 = 7.993 коп.
повышения цен на продукцию: 81.25 - 97.5 = -16.25 коп.
За счет всех учтенных факторов размер затрат на один рубль продукции снизился на 1.25 коп.
Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции. Другой метод анализа

Общее изменение затрат состоит из:
1) влияния структурных сдвигов в составе продукции:
∆ ЗЗ стр = З(PP) - З(P)
∆ ЗЗ стр = 88.533 - 82.5 = 6.033 коп.
2) влияния изменения уровня затрат
∆ ЗЗ стр = З(PF) - З(PP)
∆ ЗЗ стр = 89.507 - 88.533 = 0.974 коп.
3) влияние изменения цен
∆ ЗЗ стр = З(F) - З(PF)
∆ ЗЗ стр = 81.25 - 89.507 = -8.257 коп.
Для определения влияния изменения цен материальных затрат и цен на готовую продукцию на 1 руб. товарной продукции необходимо определить показатель затрат при условии, что цены на материальные затраты будут фактические, а цены на готовую продукцию плановые:
З" = S(F) / ТП(PF)
З" = 81510 / 83600 = 97.5 коп.
Тогда, влияние на изменение цен на материальные ресурсы:
∆ ЗЗ цм = 97.5 - 89.507 = 7.993 коп.
Влияние изменения цен на готовую продукцию:
∆ ЗЗ цп = 81.25 - 97.5 = -16.25 коп.
Сумма влияния факторов должна равняться общему изменению затрат на 1 руб. товарной продукции:
∆ ЗЗ = 6.033 + 0.974 - 8.257 = -1.25 коп.
Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции показал уменьшение затрат за счет влияния изменения цен.

Затраты на 1 рубль товарной продукции - важный обобщающий показатель себестоимости продукции, который наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. На содержание затрат на 1 рубль товарной продукции оказывает влияние субъективные и объективные факторы.

Субъективные факторы:

Изменение объема выпуска продукции;

Изменение структуры выпуска продукции;

Изменение уровня переменных и постоянных затрат.

Объективные факторы:

Изменение среднего уровня отпускных цен на продукцию;

Изменение цен в связи с инфляцией;

Изменение качества продукции;

Изменение рынков сбыта.

Затраты на 1 рубль товарной продукции определяется как отношение полной себестоимости всей товарной продукции к стоимости всей товарной продукции и рассчитывается по формуле

З = Стп /ТП, (16)

где З - затраты на 1 рубль товарной продукции, руб.;

Стп - полная себестоимость всей товарной продукции, тыс. руб.;

ТП - стоимость товарной продукции, тыс. руб.

З = 385875,3/455800 = 0,85 руб.

Определение производительности труда

Производительность труда определяется путём деления ТП на численность производственных рабочих (Ч общ) по формуле

Птр = ТП/ Чобщ,(17)

где Птр - производительность труда, тыс. руб.;

ТП - стоимость товарной продукции, тыс. руб.;

Чобщ - общая численность производственных рабочих, чел.

Птр = 455800/36 = 12661,11 тыс. руб.

По завершении всех расчетов составляется сводная таблица основных экономических показателей работы предприятия, на основе которой делаются выводы о его работе . Данные расчетов приведены в таблице 9.

Таблица 9 - Основные экономические показатели работы предприятия

Заключение

Тема курсовой работы: «Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности колбасы с сорбитом 1 сорта».

Выполнено на основании исходных данных фактической информации ЗАО МПК «Торбеевский» п. Торбеево, инструкции по исчислению себестоимости колбасной продукции.

Важным показателем в деятельности предприятия является рентабельность, прибыль и себестоимость.

Рентабельность - это показатель экономической эффективности производства. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам или себестоимости продукции. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов и природных богатств.

Прибыль - один из обобщающих оценочных показателей производственно-хозяйственной деятельности фирм, предприятий, корпораций, представляющий собой превышение доходов хозяйствующей единицы от реализации продукции, работ или услуг над суммой всех ее затрат на производство и сбыт.

Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, работ или услуг. Основными элементами в структуре себестоимости продукции являются затраты на сырье и основные материалы, в том числе покупные изделия и полуфабрикаты; затраты на вспомогательные материалы, топливо и электроэнергию, получаемые со стороны; заработная плата (основная и дополнительная); отчисления на социальное страхование; амортизационные отчисления; прочие денежные расходы. Важным моментом в деятельности предприятия является выявление резервов по снижению себестоимости продукции, которому способствует экономический анализ .

Для снижения высокого уровня затрат необходимо принять меры по усилению контроля за более эффективным использованием ресурсов предприятия. Резервы сокращения себестоимости кроются в сокращении материальных, трудовых и других затрат на производство продукции .

Спланированный объём производства и реализации продукции в натуральном выражении: объём производства - 2500т.; объём реализации - 2490т.

Себестоимость на 1тонну продукции рассчитана пол статьям калькуляции и составляет - 154,97 тыс. руб.

Средняя заработная плата одного рабочего в цехе рассчитана на основе годовой выработки и укрупненной сдельной расценки с учетом доплат и дополнительной заработной платы.

Заработная плата рабочего в месяц составила - 5,69 тыс. руб. Прибыль от реализации продукции - 68101,5 тыс. руб., рентабельность - 17,65%. Затраты на 1 рубль товарной продукции - 0,85 руб., производительность труда - 12661,11 тыс. руб.

Выше рассчитанные показатели свидетельствуют об экономической целесообразности и эффективности производства колбасы с сорбитом 1 сорта.

Многие предприятия ежегодно осуществляют значительную замену продукции за счет освоения новых ее видов. При этом на отдельных предприятиях сравнимая продукция достигает не более 30% выпуска, а иногда и меньше. Одним из основных показателей себестоимости продукции являются затраты на 1 руб. товарной продукции. Это универсальный, наиболее известный и широко используемый на практике обобщающий показатель, он характеризует уровень затрат по всей товарной продукции в отличие от показателя снижения себестоимости сравнимой продукции (С,/т). Он позволяет характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности и определяется делением суммы затрат на производство товарной продукции (3) па ее объем (ТП):

На изменение уровня затрат на 1 руб. товарной продукции оказывают влияние следующие факторы:

  • - изменение структуры выпущенной продукции;
  • - изменение уровня затрат на производство отдельных изделий;
  • - изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы;
  • - изменение цен на товарную продукцию.

Используя способы абсолютных разниц, цепных подстановок, можно определить влияние каждого из факторов.

Этот показатель обеспечивает сопоставимость себестоимости не только по сравнению с предшествующими периодами на одном предприятии, но и позволяет дать оценку уровня себестоимости и выполнения заданий по промышленным объединениям, отраслям и промышленности в целом.

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции, исчисляемый в копейках, характеризует не только уровень себестоимости, но и рентабельность выпущенной продукции. Например, если затраты на 1 руб. составляют 85 коп., то это означает, что после реализации предприятие получит 15 коп. прибыли на каждый рубль продукции исходя из стоимости ее в оптовых ценах предприятия. Таким образом, затраты на 1 руб. взаимосвязаны с размером прибыли от производства товарной продукции.

Изменение фактических затрат на 1 руб. товарной продукции по сравнению с запланированными обусловлено несколькими факторами, как зависящими, так и не зависящими от предприятия. К ним относятся: изменение структуры и ассортимента товарной продукции по сравнению с запланированной; изменения цен на сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и тарифов на энергию и фузовые перевозки, а также цен на продукцию.

Пример 3.23

Проведем анализ по данным, приведенным в таблице.

Показатель

На фактически выпущенную товарную продукцию

по пересчитанному плану

фактически в ценах на материалы, принятых в плане

при фактической себестоимости и плановых ценах на продукцию

фактически в ценах, действовавших в отчетном году

Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

Стоимость товарной продукции в оптовых ценах предприятия, тыс. руб.

Затраты на 1 руб. товарной продукции, коп.

Прибыль от производства товарной продукции (стр. 2 - стр. 1), тыс. руб.

Из приведенных в таблице данных видно, что фактические затраты в отчетном году были выше запланированных на 1,94 коп. (90,34 - 88,40). Это произошло под влиянием следующих факторов:

  • 1) изменение структуры и ассортимента фактически выпущенной товарной продукции по сравнению с предусмотренной планом; определяется как разница затрат граф 3 и 2. В гр. 2 показатель исчислен по плановой себестоимости, плановым ценам и на плановый состав и ассортимент, а в гр. 3 приведены данные по тем же плановым ценам, плановой себестоимости, но на фактический состав и ассортимент. Следовательно, за счет изменения ассортимента и структуры затраты на 1 руб. повысились на 2,55 коп. (90,95 - 88,40);
  • 2) снижение себестоимости отдельных изделий; за счет этого фактора произошло снижение затрат на 1 руб. товарной продукции на 1,3 коп. (89,65 - 90,95);
  • 3) изменение цен на покупные полуфабрикаты и материалы; за счет этого фактора затраты на 1 руб. товарной продукции возросли на 0,83 коп. (90,48 - 89,65). При сравнении показателей, отраженных в гр. 4 и 5, видно, что разница состоит в уровне полной фактической себестоимости. Если в гр. 5 эта себестоимость показана гак, как она сложилась для предприятия, то в гр. 4 исключено влияние удорожания покупных полуфабрикатов;
  • 4) стоимость товарной продукции в оптовых ценах; в данном случае цены на продукцию были выше, чем предусматривалось планом, в результате чего затраты на 1 руб. снизились на 0,14 коп. (90,34 - 90,48).

Таким образом, общее повышение затрат составило 1,94 кон. (+2,55 - 1,3 + 0,83 - -0,14).

Однако надо иметь в виду следующее: влияние изменения цен на материалы, покупные полуфабрикаты и тарифов на энергию и перевозки не зависят от деятельности предприятия, в то время как изменение цен на продукцию - следствие достижений предприятия. В нашем примере изменение ассортимента привело к увеличению затрат, то же самое произошло и за счет изменения цен на полуфабрикаты. Одновременно с этим предприятие добилось сверхпланового снижения себестоимости но отдельным изделиям и улучшения качества продукции, что и обеспечило снижение затрат на 1 руб. товарной продукции.

Факторы, оказывающие влияние на уровень затрат на 1 руб. товарной продукции, изменяют и прибыль предприятия. Если под влиянием того или иного фактора затраты на 1 руб. снижаются, то прибыль возрастает. При этом объем созданной товарной продукции нс оказывает влияния на относительный показатель затрат на 1 руб., прибыль же в значительной степени зависит от объема продукции, так как она определяется как разница между стоимостью продукции в оптовых ценах и полной себестоимостью. Чем больше продукции создано при определенном уровне затрат, тем больший размер прибыли может быть получен. Так, но анализируемому предприятию прибыль от производства продукции вместо 489 тыс. руб. фактически составила 415 тыс. руб., т.е. на 74 тыс. руб. меньше.

Недовыполнение плана по прибыли на 74 тыс. руб. было обусловлено:

  • 1) повышением затрат на 1 руб. товарной продукции за счет нарушений структуры и ассортимента, что привело к снижению прибыли на 109,5 тыс. руб. (+2,55 4294);
  • 2) ростом цен на покупные полуфабрикаты, что привело к снижению прибыли на 35,64 тыс. руб. (+0,83 4294);
  • 3) снижением себестоимости отдельных видов продукции, что обеспечило увеличение прибыли на 55,82 тыс. руб. (-1,3 4294);
  • 4) ростом цен па продукцию, обеспечившим дополнительную прибыль в размере 6,01 тыс. руб. (-0,14 4294);
  • 5) дополнительной прибылью за счет увеличения объема товарной продукции по сравнению с запланированным; рост объема составил (в сопоставимых оптовых ценах) 80 тыс. руб. (4294 - 4214); в расчете на плановый размер прибыли на 1 руб. (100 - 88,40 = 11,60 коп.) дополнительно получено 9,28 тыс. руб. прибыли (11,6 коп. 80 тыс. руб.).

Общее снижение прибыли за счет всех факторов составило 74 тыс. руб. (-109,5 - -35,64 + 55,82 + 6,01 +9,28).