Завет с богом. Водное крещение как завет с богом

«Старый Завет», «Новый Завет» - словосочетания, которые хоть раз в жизни слышали даже неверующие люди. При этом мало кто имеет ясное представление, что означает слово «завет» в Библии. Но для начала обратимся к толковому словарю. «Завет – это наказ, наставление, завещание, данное последователям или потомкам».
В Библии под этим термином понимается завет между Богом и человеком. На первых страницах Библии читаем о завете Бога с Ноем. Мы не знаем, какая в то время была жизнь людей в материальном плане, но знаем, что моральная деградация тогда достигла предела. «И увидел Господь, что велико развращение человека на земле, и что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время». (Быт. 6:5). И решил Бог навести потоп на всю землю. Но жил тогда человек по имени Ной, чей образ жизни коренным образом отличался от общепринятого. Сказано, что Ной обрёл благодать пред очами Господа, потому что Ной был человек праведный и непорочный в роде своём; Ной ходил пред Богом. (См. Быт.6:8,9). Бог открыл Ною Свой план навести потоп на всю землю и повелел ему построить ковчег, чтобы его семья могла спастись. «Но с тобою я поставлю завет Мой, и войдёшь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жёны сынов твоих с тобою». (Быт. 6:18). Из этого места Писания мы видим, что взаимоотношения между Богом и Ноем названы словом «завет».
Далее Бог заключил завет с Авраамом, позднее – завет со всем народом израильским. Завет с израильским народом – это и есть Старый Завет. Но мы живём во время Нового Завета, и сегодня Бог хочет заключать завет не с отдельными праведниками и даже не с отдельным народом. Сегодня Бог хочет заключить Свой завет лично с тобой, с каждым жителем нашей планеты в отдельности. И ради этого Бог послал Своего Сына на землю. Живя на земле, Иисус зарабатывал на хлеб своими руками, работая плотником. Как и все люди, Он болел. В Библии сказано, что Он изведал болезней. Он во всём уподобился нам, простым людям, чтобы дать нам пример, как жить в этом мире жизнью, которая угодна Богу. Как часто люди проклинают свою жизнь и свою судьбу из-за тяжёлой работы и болезней. Но Христос, испытывая тяготы жизни, ни разу не согрешил, то есть из Его уст не исходили проклятия или гнилые слова в трудных ситуациях. Своей жизнью Он доказал, что можно любить своего ближнего, прощать врагов, отвечать добром за причинённое зло. В конце Своего земного пути был оклеветан, несправедливо судим и приговорён к позорной мученической смерти на кресте. Накануне Своих крестных страданий, на Тайной вечере, Иисус взял чашу, говоря: «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается». (Лук. 22:20). Бог в завете с Ноем завещал Ною построить Ковчег. Иисус, заключая новый завет с учениками, завещает им Царство: Но вы прибыли со Мною в напастях Моих, и я завещаю вам, как завещал мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моём...» (Лук. 22:28-30). И сегодня это завещание Царства распространяется не только на Апостолов, но на всех, кто верит в Иисуса и служит Ему. Внимательный читатель заметил, что есть одно условие: «Но вы прибыли со Мною в напастях моих». (Лук. 22: 28). Апостолы были с Иисусом в трудные для Него минуты. Значит и мы должны оставаться верными христианским принципам в тех ситуациях, в которых быть христианином не легко.
Во времена Ноя деградированный мир не знал, что за все его беззакония надвигается потоп, но Ною это было открыто Богом в рамках заключённого завета. Нечто аналогичное можно сказать и о нас, принявших обетование Нового Завета. Иисус сказал ученикам Своим: «Вы друзья Мои, если исполните то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин Его; но Я называю вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего». (Ин. 15:14, 15) Бог открыл нам, что «все согрешили и лишены славы Божьей». (Рим.3:23). Другими словами, страдания, болезни, старость и смерть, - это всё результат потери славы Божьей. То же самое можно сказать о нашем образе мыслей: желание сделать кому-то зло, отомстить, поиск греховных развлечений, - это тоже результат потери славы Божьей. Для тех, кто уже давно следует за Христом, вышеперечисленное может показаться прописной истинной, то есть нам может показаться, что это и так всем понятно. На самом деле это понятно только тем, кому Бог это открыл. Вспомните хотя бы себя до покаяния, и вы заметите, что те дела, которыми вы раньше гордились, сегодня вы стыдитесь. Причина перемены – Бог вам открыл духовное зрение, и вам стали понятны те истины, которые не понятны неверующим людям. И этим духовным зрением мы увидели Христа, который умер за нас, но и воскрес, и тем самым даровал нам вечную жизнь и открыл вход в Царство Божье. Что же теперь требуется от нас, чтобы получить эти обетования? Прежде всего нужно уверовать во Христа и покаяться. Покаяться – значит осознать и прочувствовать горечь своих грехов и беззаконий и попросить за них прощение у Бога, а также попросить прощение у тех людей, которым мы когда-то причинили зло. А после покаяния нужно принять крещение. Истинное библейское крещение ещё называют вступлением в завет с Богом. Крещение – это не формальный обряд, о чём убедительно написал Апостол Пётр: «...крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести...» (1-е Пет. 3:21). Крещение – это обещание служить Богу в доброй совести, то есть не просто ритуальное действие. Обещание может дать только взрослый человек, предварительно всё взвесивши и обдумавши. Что касается общепринятой традиции крестить новорождённых, то младенец не может верить, не может обещать... Крещение младенцев – это выдуманный людьми через много веков после Христа формальный обряд, не имеющий ничего общего с библейским крещением.
Вставши на узкий путь спасения, мы обязательно почувствуем ещё один аспект завета. В Книге Иеремии читаем: «Но вот завет, который я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут моим народом». (Иер.31:33). Эти слова были записаны в Старом Завете за сотни лет до Христа, и здесь пророчески предсказано, что Бог заключит Новый Завет и что у тех, кто последует за Господом в новозаветное время, будет одна уникальная особенность: закон Божий будет вложен в сердца тех, кто служит Богу. Человеческое сердце наполнено греховными желаниями и стремлениями и человек уже сам не может правильно оценить свой образ мышления. Бог заключил завет с Израилем и этот завет мы называем Старым Заветом.. Старый Завет – это свод законов и правил. (Дясеть Заповедей являются частью этого закона.) Бог требовал от Своего народа соблюдения этого закона. Этот закон – справедливый и добрый, но он не меняет сердца человеческого. Даже если человек и следует этому закону, всё равно греховные желания и стремления продолжают жить в его сердце. Но сегодня Бог, согласно древнему пророчеству, вкладывает свой закон в сердца кающихся грешников. Люди, в сердцах которых написан закон Христов, не пьют не курят, не сквернословят, не воруют не потому, что усилием воли сдерживают себя, а потому, что у них просто нет желания так поступать. Переход от времён Старого Завета к Завету Новому, в эпоху которого мы имеем привилегию жить, чётко отмечен в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: Не убий; кто же убьёт, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду...» (Мф.5:21, 22)
Может ли завет быть нарушен? Со стороны Бога – никогда. К сожалению, люди нарушают и последствия такого нарушения всегда трагичны. Поэтому, заключивши Завет с Израилем, Бог предупредил их: «...и если презрите мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будуте исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой,- то Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа и будете сеять семенв ваши напрасно, и враги ваши съедят их...» (Лев.26: 15, 16) И дальше по тексту перечисляются и другие наказания. Из истории мы знаем, что народ Израильский нарушил завет с Богом, и поэтому его история трагична. Нас, живущих во новозаветное время, Апостол Павел предупреждает: «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трёх свидетелях, без милосердия наказывался смертью, то сколь тягчайшему наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящён, и Духа благодати попирает?» (Евр. 10:28,29) Поэтому чтобы не постигло нас разочарование, будем оставаться верными Христу до конца.
21 мая 2013 г.

(Прежде статья публиковалась под псевдонимом Сергей Макаров)

I. ЗАВЕТ БОГА С ЧЕЛОВЕКОМ
“Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих (Пс.88:35; см. 34-38).
“И вот, завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века” (Ис.59:21).

Бог являет Себя человеку в обычном порядке вещей, в чудесах, в Слове и в Своем Сыне. Все это есть Откровение Божие о Себе. Это Откровение является в делах творения, провидения и искупления. Но эти дела могут быть должным образом поняты лишь при условии нашего понимания свойств Бога. Например, того, что Бог верен Своему Слову, что Он не отменяет и не изменяет его. Понимая свойства Бога, мы понимаем и Его дела, и наоборот: понимание дел Божиих позволяет понять Его свойства.

Бог вступает в отношения с человеком посредством заключения завета. Завет устанавливает определенные отношения и обязательства. Само выражение: “Я – Господь” указывает на завет: Бог есть наш Господин, мы – Его рабы, служители, работники, которые обязаны исполнять то, для чего созданы, не требуя никакой награды. Поэтому мы с полным основанием можем сказать, что наш Бог есть Бог завета.

Сотворив Адама и Еву, Бог благословляет их: “И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле” (Быт.1:28). Первое слово Бога, обращенное к человеку, есть слово обетования и одновременно благословения. Не приказ, не осуждение, но благословение. И это, заметьте, прежде каких-либо дел человека, хороших или плохих.

В чем состояло благословение? Человеку дается возможность непосредственного общения с Богом. Это не награда за труды, возможность общения предоставляется сразу по сотворении. Если бы даже Адам изумительно выполнил всю порученную ему работу, он не имел бы права требовать награды или благословения. Ведь он и был создан на то, чтобы эту работу выполнять. Завет предполагал (и устанавливал) счастливые отношения между Богом и человеком.

Но Адам должен был довериться слову Господа. Доверие к Его слову возможно лишь при совершенном признании авторитета Бога и признании Его верности. Если бы Адам безусловно подчинился слову Божиему и выполнил данную ему заповедь: не есть плодов с дерева познания добра и зла, это обеспечило бы продолжение благословения, то есть общения Адама с Богом. Нарушение Адамом заповеди привело его к смерти (Быт.2:17).

Согласно Божиему установлению, нарушители заповеди должны умереть (Рим.6:23). Бог праведен, Он не смотрит на непослушание сквозь пальцы, не продолжает благословлять по-прежнему, как будто ничего не произошло. Поэтому преступление людьми заповеди отделило их от Источника жизни. Жизни как духовной, так и физической.
Однако, после нарушения человеком завета Бог не изменяет условий завета. Он остается верен Своему слову.

* * *
После грехопадения Адама Бог установил с ним завет, в котором присутствует обетование о спасении (до грехопадения спасать человека было не нужно).

От всех людей, как и от Адама, по-прежнему требуется доверие к словам Божиим, признание Бога как Творца и вера в Него как в Спасителя, требуется вера в Его неизменное слово. Завет обусловлен обязательством подчинения. Подчинение освящено благословениями. Нарушителей завета ожидает проклятие.

Призвание новых свидетелей в завет (Ной: Быт.9:8-9; Авраам: Быт.12:1-3; 17:1-2) подтверждает верность Бога заключенному завету. Бог хранит Свое слово: завет с Авраамом, Исааком, Иаковом все тот же, он – вечен. В Книге Исход (2:24) мы читаем: “вспомнил Бог завет Свой”. Исход из Египта народа Божиего во главе с Моисеем свидетельствует о верности Бога в соблюдении завета.

II. ЕДИНСТВО ЗАВЕТА
Адам представлял все человечество в целом и каждого из нас в отдельности. После него человечество в отношении завета подразделяется на две группы: те, кто сохраняет завет (народ Божий), и те, кто вне завета, то есть нарушители завета. Св. Писание характеризует нарушение завета как восстание, предательство. В этом отношении пророк Осия нисколько не отличает своих современников от Адама. Подобно Адаму, они также восстали против Бога: “Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне” (Ос.6:7).

В сущности, всякий грех людей есть несоблюдение завета. Одного и того же завета послушания, исполнения, слушания Бога. “И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней; за то сожжены обитатели земли, и немного осталось людей” (Ис.24:5-6).

Возобновленный после грехопадения завет был благодатным по характеру, основывался на обетовании Божием о спасении. Последующие заключения завета не противоречат предыдущим, но служат дополнением и расширением в отношении полноты Откровения. Все обетования Божии, данные в завете, последовательно концентрируются на Христе и Его деле искупления. Поэтому кальвинистская теология признает единство и последовательность управления завета Божиего. Отрицание же единства завета ведет к признанию наличия двух планов Божиих: одного о Христе и Его Церкви, и другого – о еврейском народе и земле Израиля... Получается искусственное разделение, то есть: небесная и земная программы, предназначенные для искусственно разделенных Церкви и Израиля. Но подобный взгляд противоречит ап. Павлу, который обращается к общине Галатов, состоявшей из пришедших ко Христу бывших иудеев и язычников (Гал.6:15-16). Павел говорит, что язычники, спасенные Христом, теперь присоединены к сообществу Израильскому (Еф.2:12).

Поэтому совершенно неправомерно отделение завета, заключенного с Авраамом, от завета с Моисеем, будто последний представляет собой лишь сухое безблагодатное законничество... Когда ап. Павел пишет, что Израиль не достиг праведности через дела закона (Рим.9:31-32), он имеет в виду неверное понимание иудеями завета, но не отвергает закон (Гал.2:19). Завет с Авраамом не мог быть нарушен или изменен и через 430 лет. И неужели Моисею были даны лишь бесполезные обетования (Гал.3:17)? Закон не дается в качестве альтернативы обетованиям. Павел говорит, что закон не “противен обетованиям Божиим” (Гал.3:21). Поэтому не следует противопоставлять завет – закону, Авраама и Давида – Моисею (Гал.3:7; 3:29). Завет с Моисеем говорит не только о земном царстве потомков Давида, но и указывает на Христа, – истинного Царя. Моисей призван в тот же завет, что и Авраам. Вручение Моисею закона не есть установление принципиально иных отношений между Богом и человеком.

Так же неверно полагать, что закон есть какое-то приложение или дополнение к завету. Между законом и заветом существует неразрывная связь: “И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем. И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие” (Исх.34:27-28). Когда Моисей объясняет Израилю характер и сущность данного всему народу благословения, он указывает на завет: “Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет Свой” (Втор.7:9).

Бог заключает завет с Давидом и Его потомством (2Цар.23:5; Пс.88:4-5, 35-38). И в этом случае завет остается тем же самым, что и во дни Авраама. А во времена пророка Исаии вновь подтверждается истина о единстве завета – завет один, и этот завет вечный (Ис.55:3). Говорит о завете и пророк Иеремия. Ему открыто пришествие дней, когда обетования завета придут в исполнение. Пророк говорит о днях Нового Завета (Иер.31:31-34), то есть о том, что соделает Христос, а именно: исполнит обетования завета. (Нелишне заметить, что Писание рассматривает дело Христа по спасению Своего народа в терминах завета, см. Евр.13:20).

* * *
Новый завет имеет ту же цель, те же Таинства, что и Ветхий. Писание говорит о духовном обрезании крайней плоти сердца (Втор.10:16; Иер.4:4; Кол.2:11,12), указывает на духовный характер ветхозаветных Таинств (1Кор.10:1-4, 15-17). И в Ветхом завете, и в Новом одни и те же стороны завета: Бог и Его народ (Рим.11:16-24; Еф.2:11-14).

Все Писания последовательно ведут к Божиему благодатному обетованию во Христе Иисусе. Прежде Христа были тени и прообразы, указывающие на Него, но исполнение обетований завета происходит в Личности Христа, Его деле искупления.

Итак, несмотря на то, что Писание упоминает несколько случаев заключения завета, будет теологически некорректно полагать их разными заветами. Все это один завет. Все заветы, отраженные в Законе, Псалмах и Пророках, являются неотъемлемой частью единого завета благодати. Евангелие и Новозаветные Послания показывают, как исполняются обетования этого завета, как совершается спасение.

III. ХРИСТОС ЕСТЬ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЕТОВАНИЙ ЕДИНОГО ЗАВЕТА БЛАГОДАТИ

“Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему: Навек
утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой” (Пс.88:4).

Мы не поймем во всей полноте дело нашего спасения, если не увидим, что Христос исполняет завет (“Сотворит милость с отцами нашими и помянет святый завет Свой”, Лк.1:72), ибо Его воскресение и служение спасения есть исполнение благословений завета. Об этом говорит апостол Петр, обращаясь к народу Израиля: “Вы сыны пророков и завета, который завещавал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: “и в семени твоем благословятся все племена земные”. Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших” (Деян.3:25-26).

Когда Адам нарушает завет, Бог милостиво восстанавливает его, обещая послать Спасителя, Который уничтожит врага рода человеческого (вспомним, что сказано змею-искусителю: “И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту”, Быт.3:15). Это первое обетование Пришествия Христа. Было обещано, что Христос восстановит правильные взаимоотношения между Богом и человеком (Ин.12:31-32, 1Ин.3:8). Установление завета, напомним, явилось незаслуженным благодеянием грешному человеку (Иер.11:2-4). То же самое можно сказать о Израиле: завет основан не на достоинстве народа, но на любви Божией (Втор.7:7-9).

Исполнение завета спасения, или исполнение обетования о спасении, было явлено в истории искупления народа Божиего. Каждый период истории указывал на Христа и Его дела, указывал на грядущего Спасителя (2Кор.1:20). Каждое обетование завета (заключенного с разными людьми) подтверждено и утверждено во Христе. Все в Писаниях говорит о грядущем Спасителе (Лк.24:27). Посредник и Ходатай Нового завета (Евр.12:24) Господь Иисус Христос обетовал через Иеремию его заключение:

“Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат – брата и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более” (Иер.31:31-34).

Перед распятием Христос пьет чашу этого Нового Завета (Лк.22:20), возвещая о скором его исполнении.

Своею смертью и воскресением Христос исполнил обетования ветхозаветных Писаний, даровав народу Божиему обетованные блага (Евр.9:15). Так Христос обрел наследие, обещанное Аврааму (1Пет.1:4; Гал.3:16; Еф.1:14). В Нем благословляются народы (Лк.2:32; Мф.12:21; Деян.13:47-48; Гал.3:14). Христос есть образец праведности, явленной в законе Моисеевом (Мф.5:17; Евр.4:15; 1Ин.2:5-6). Христос есть истинная и совершенная жертва за грешников, требуемая в завете по закону Моисееву (Евр.9). Наконец, Христос есть долгожданный Царь, который был обетован в завете с Давидом (Иез.37:24-26; Лк.1:32-33; Деян.5:31; 1Кор.15:25; 1Тим.6:15).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бог верен Своему слову. Бог и сегодня исполняет завет, заботясь о человеке, держащемся завета. Человек лишь тогда угоден Богу, когда исполняет Его завет.

Завет соответствует всему миропорядку. Так, человек не свободен от законов природы. Можно сказать иначе: он свободен лишь в той мере, в какой следует этим законам, исполняет их. Везде мы можем увидеть завет, сопряженный с исполнением определенных законов, установлений, что влечет благословения, и напротив – неисполнение влечет проклятия (наказания), обусловленные заветом. Все основано на завете.

Поэтому Церковь требует законного в нее вхождения – через заключение завета (крещение). Не менее важен семейный завет. Этот же принцип относится и к государству. И оно определяется заветом Божиим, а не договором людей. Вот почему и в наше время совершенно необходим коллективный завет с Богом всего народа.

Нынешние политики предлагают свое решение многих вопросов, связанных с семьей, обществом, религией. Но христиане призваны объяснять и проповедовать сущность завета Божиего, чтобы все жители земли становились исполнителями завета, не подвергая сомнению суверенную власть Бога, установившего завет.

---------------
К вопросу о предопределении и неизменном плане Божием: думаю, все согласятся, что слово “вспомнил” не дает нам основания полагать, что Бог может что-то забыть.

Завет с Богом

Следуя выбранной схеме и хронологии событий, первым значимым эпизодом является заключение Завета между Богом и Аврамом, о чем в 15-й главе 1–18 стихах книги «Бытие» сказано следующее: «После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение… В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата… ». Как можно увидеть из приведенной цитаты, главным условием заключения этого Завета со стороны Аврама стала его крепкая и непоколебимая вера в истинность обетований Бога. На первый взгляд, может показаться странным, что простая вера в правдивость обещаний Всемогущего Бога стала причиной избрания и особого благоволения Творца к Авраму. Если Бог Всемогущий, то Он, вне всякого сомнения, исполнит Свои обещания. Но дело в том, что эта аксиоматическая истина очевидна тогда, когда обетования исполняются. Однако Аврам в момент заключения Завета не имел возможности увидеть реального исполнения ни одного из обещанных благ: его жена Сара, да и он сам были уже стары и, следовательно, по всем физиологическим законам ни о каком потомстве, бесчисленном как песок морской, не могло быть и речи, а окрестные земли принадлежали сильным и жестоким племенам, которые вовсе не собирались уступать их кому-либо другому. Тем не менее патриарх поверил Богу и Господь вменил ему эту веру в праведность, т. е. вера Аврама явилась его главной добродетелью, которая сделала его величайшим праведником на земле.

Что касается условия Завета со стороны Бога, то об этом читаем в 17 главе: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой ». Может показаться странным, что все исполнение Завета заключается всего лишь в несложной хирургической операции, но это только при поверхностном взгляде на проблему: конечно, помимо телесного обрезания необходимо было и «обрезание» духовное, то есть жизнь по тому образу, которого придерживался Аврам. Вместе с заключением столь Великого Завета (Быт. 17, 6–8) Господь Бог изменяет имя своего избранника: «Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов » (Быт. 17, 4–5). Также меняется имя и супруги Авраама – Сары: «И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее » (Быт. 17, 15–16). Первоначальное имя – Авра?м, что означает «отец выси» или «высокий отец», меняется на Аврага?м – «отец множества». Прежнее имя Сарры – (Сара?й), что значит «борющаяся», изменяется на (Сарра?) – «госпожа». Эти метаморфозы имен обусловлены изменением предназначения: Авраам теперь не просто отец действительно многочисленного еврейского народа, но и духовный «отец всех верующих» в Бога, а Сарра – госпожа, так как из ее потомства родится Спаситель мира – Христос.

Из книги Священное Писание Ветхого Завета автора Милеант Александр

Завет Авраама с Богом (Быт. 15-16 гл.). Бытописатель повествует о 4-ом явлении Бога Аврааму в ночном видении и ободрении патриарха общением Божественной помощи, защиты и великой награды (1). На ответные слова Аврааму (2-3) Господь дает обетование о рождении у него сына (4) и

Из книги Библейские смыслы [полное издание] автора Берман Борис

VII. ЗАВЕТ «И было Авраму 99 лет»Авраhам прожил весь общечеловеческий путь жизни сына Ноаха и сейчас, в 99 лет, когда, казалось бы, жизнь уже позади, начинается для него новый путь жизни, на который никто не вступал до него.«… И открылся Господь Авраму и сказал ему: «Я – Эль

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

2. Завет с Адамом, завет с Ноем и вечный завет Завет с Адамом тесно связан с Божьим обетованием в Быт. 3:15, которое называется протоевангелием (первой проповедью Евангелия). Согласно этому Евангелию в его высшем значении, Христос - Семя победит лукавого (Рим. 16:20). Завет с Ноем

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

3. Завет с Авраамом, Синайский завет и завет с Давидом Завет благодати с Авраамом (Быт. 12:1–3; 15:1–5; 17:1–14) имеет фундаментальное значение для всего хода истории спасения (Гал. 3:6–9, 15–18). Через семя Авраама, под которым понимаются не только его бесчисленные потомки, но и

Из книги Притчи и истории, том 1 автора Баба Шри Сатья Саи

ЗАВЕТ - см. Ветхий Завет; Новый Завет.

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

166. Пренебрегая Богом Царь искал учителя, который помог бы ему попасть на небо. Он пребывал в уверенности, что заслужил это, настолько он был самонадеян и упоён властью. Когда учителя приходили и предлагали свои услуги, он забрасывал их вопросами, наглость и нелепость

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

15. и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. 16. И будет радуга (Моя) в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом (и между землею) и между всякою душею

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

9. он был сильный зверолов пред Господом (Богом), потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом (Богом) "он был сильный зверолов пред Господом..." Весь этот стих служит разъяснением предыдущего: указав раньше на силу и знаменитость Нимрода, бытописатель

Из книги Войны за Бога. Насилие в Библии автора Дженкинс Филипп

7. и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; "и поставлю завет Мой... завет вечный..." Слово "век" в библейском употреблении имеет свой, более узкий, чем обычный,

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

19. Бог же сказал (Аврааму): именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным (в том, что Я буду Богом ему и) потомству его после него "и ты наречешь ему имя: Исаак..." Повторяя Свое обетование Аврааму о рождении у него

Из книги автора

3. и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему (Исааку) жены из дочерей Хананеев, среди которых я живу, "и клянись мне Господом Богом... что ты не возьмешь..." Это - первая, отрицательная сторона миссии Елиезера: ему запрещалось брать Исааку в

Из книги автора

16. которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, - потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих. И кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины...

Из книги автора

Завет дел Теология завета.

Из книги автора

7. Суд над Богом Среди всех самых отъявленных негодяев, которые когда-либо в истории порочили имя человека, трудно найти кого-то ужаснее Моисея, если, конечно, рассказанное о нем не выдумка. Он отдает приказание за приказанием: перережьте мальчиков, перебейте матерей,

Из книги автора

Иосия обновляет завет народа с Богом (2 Пар. 34:3–7, 29–33)1 Тогда царь созвал всех старейшин Иудеи и Иерусалима. 2 Он пошел в дом Господа с народом Иудеи, жителями Иерусалима, священниками и пророками - со всем народом, от малого до великого. Он прочитал им вслух все слова книги

Из книги автора

Иосия обновляет завет народа с Богом (4 Цар. 23:1–3)29 Тогда царь созвал всех старейшин Иудеи и Иерусалима. 30 Он пошел в дом Господа с народом Иудеи, жителями Иерусалима, священниками и левитами - со всем народом, от великого до малого. Он прочитал им вслух все слова книги

При первом знакомстве с Библией мы узнаем, что она делится на Ветхий Завет и Новый Завет. Что же означает слово «завет»? Существует несколько значений этого слова. Одно из них – «договор», другое – «союз». И то, и другое значение подразумевает отношения человека и Бога. Эти отношения скреплены некоторыми обязательствами. И если слово «договор» имеет юридическое значение, это термин, действующий в деловом мире, то слово «союз» звучит более сердечно. Поэтому неоднократно в Священном Писании Завет символизируется семейным союзом Бога с Церковью, со Своим народом. Но возможен ли вообще такой союз между Вечным Всемогущим Богом и немощным греховным человеком?

Да! Слово Божье говорит, что вечная непостижимая жертвенная любовь Бога к Своему творению делает возможным существование подобного союза. И это становится возможным благодаря великой жертве Иисуса Христа.

Таким образом, истинный смысл Завета – это откровение самоотверженной любви Бога к человеку в определенных взаимоотношениях. Через Завет Бог открывает Свою любовь людям! Божья любовь – это Его принцип, который включает в себя и справедливость, и милость, и суд.

Давайте рассмотрим несколько слагаемых Завета. В любом союзе или договоре, то есть в любом завете, участвуют две стороны. Так и в библейском Завете участвуют две стороны: Бог и человек, и между ними возникают взаимоотношения.

Закон

Что предлагает Бог человеку для счастливой, благословенной жизни? Свою волю, выраженную в Законе. Бог неизменен, Ему не нужно совершенствоваться, развиваться от меньшего к большему. Следовательно, неизменной и совершенной остается и Его воля.

Человеческие законы постоянно меняются, исправляются и дополняются, потому что у человека относительное понимание добра, зла и справедливости. Человеческие законы соответствуют понятию справедливости в том или ином обществе. Это логично: законы не могут быть мудрее и духовнее законодателя.

Закон Божий вмещает в себя премудрость абсолютного, совершенного Бога. Вот почему Закон Божий неизменен. Бог имеет абсолютное понимание добра и зла. Итак, первая составляющая Завета - это Закон.

Свобода

Второй составляющей Завета является свобода. С самого начала жизни на земле человек имеет право выбора – истинную свободу. Впервые об этом было сказано еще в Едемском саду: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Бытие 2:16-17). Господь ставит человека перед выбором: если ты послушаешь Бога и не будешь вкушать запретный плод, будешь жить. Если же проявишь непослушание – умрешь. Это первый завет с Адамом и Евой. Первые люди были абсолютно свободны в своем выборе.

Искупление

К сожалению, свобода Адама и Евы обернулась катастрофой, потому что они не сумели ею правильно распорядиться. Грех и смерть ворвались в жизнь человека. Закон, как условие Завета, был нарушен, и теперь человек должен был умереть. И вот тогда Господь, благодаря Своей совершенной любви, раскрывает третью составляющую Своего Завета с человеком. Это – искупление! «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3:15) . Эти слова, обращенные к сатане, являются первым пророчеством о грядущем Искупителе.

Люди предали своего Творца. Они в страхе и безысходности. Они виновны и должны умереть, «ибо возмездие за грех - смерть» (Римлянам 6:23) . И тут открывается основа завета Божьего – гарантия жизни человека. Это искупительная жертва Сына Божьего Иисуса Христа.

Великая борьба

Нарушив условия Завета, человек не просто стал законопреступником. Нарушив условия Завета, человек стал участником вселенского восстания против Бога, участником великой борьбы, которая происходит между Христом и сатаной по сей день. И каждый из нас, так или иначе, становится участником этой великой борьбы.

Этот процесс очень ярко и многогранно представлен в Библии, в пророческих книгах Даниила и Откровении. В них мы находим объяснение, почему сатана и его темные силы обрушивают свой гнев на Святой Завет. Это происходит потому, что сохранение Завета – это основа жизни, это надежда человека. А цель дьявола – уничтожение человека. Вот почему Господь предлагает человеку вновь и вновь вернуться к утраченному союзу.

В книге Бытие мы видим, как Бог возобновляет завет с Ноем и спасает его и всю его семью от вод потопа, потому что Ной не разрушил свои отношения с Богом. Проходят века, и Господь подтверждает Свой Завет с Авраамом, затем с Исааком, Иаковом и другими патриархами. Это тот самый Завет, который был заключен с человечеством в самом начале.

Суды Завета

Сегодня люди часто задают вопрос: «Если Бог добр, почему в мире столько зла?» Страшные болезни, войны, голод – разве это не результат Божьего правления? Все дело в том, что в своей свободе человек уже в Едемском саду избирает не Божье руководство, а руководство великого обманщика, богоотступника Диавола. С тех пор человек идет путем греха, удаляясь от Бога. И чтобы остановить его, чтобы он понял всю пагубность и мерзость греха, Господь в Своей мудрости дает человеку почувствовать на себе губительный результат своего выбора. Грех по своей сути очень активен, он давно бы уничтожил все живое на нашей планете, если бы Бог не сдерживал эти страшные дьявольские силы.

Все, что происходит сегодня с нашей планетой, – это лишь небольшая иллюстрация того, что способен совершить сатана. Все проблемы общества, такие как коррупция, насилие, проституция, непочтение к родителям – все это плоды отвержения Святого Завета с Богом, плоды отвержения Закона Божьего, где как раз и написано: «Почитай отца и мать… Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради…» (Исход 20: 12-15). А нарушение Заповедей Божьих – это суть правления дьявола, а не Бога. И если человек упорно творит беззаконие и не слушает предостережений Божьих, то его непременно постигнут Суды Завета.

Суды Завета – это последствия грехов. Банальный пример: на столбе висит табличка «Не влезай – убъет!» Кто будет виноват в моей смерти, если я все-таки полезу, я или энергетик?

Суды Завета – это четвертая составляющая Завета.

Печать Завета

Еще одной составляющей Завета является печать Завета. У любого договора есть печать. И этой печатью, подтверждающей мой союз с Богом, мою верность Богу и мое почтение своему Творцу, несомненно, является четвертая Заповедь Закона Божьего: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11). Если мы желаем восстановить наши отношения с Господом, если мы желаем угодить Богу, если мы желаем жить по Слову Божьему, то мы будем отделять святой субботний день для общения с нашим Творцом.

Цель Завета

Последняя составляющая Завета – это именно то, ради чего и был заключен Завет. Есть условия, есть поручитель, есть печать. Чего не хватает? Цели!

Какова же цель заключения Завета? Она записана в Откровении 21:3: «Се, скиния Бога с человеками». Это итог великой борьбы, это вечность, это Царство Божье, где нет скорбей, нет греха, нет слез.

Эта составляющая Завета также очень важна в жизни детей Божьих. Потому что, видя перед собой эту яркую определенную цель, человек будет иметь верное стремление и надежду. И наш Господь желает, чтобы взор Его истинных детей всегда был направлен ввысь, в небеса, туда, где обитает наш дивный Господь, туда, откуда придет помощь наша и наше спасение!

1. Что такое завет, и какие заветы Бог заключил с человеком?

2. С какой целью Бог заключает с человеком заветы?

Завет – это условие, заповеданное Богом, на основании чего Он заключает договор с человеком. Завет необходим не Богу, а нам. Это – материализованное свидетельство невидимого, но совершенного, действующее со властью заключившего завет Бога. Мы знаем два основных понятия: Ветхий Завет, заключенный до рождения Иисуса Христа, и Новый Завет в Иисусе Христе, хотя это – очень обобщенное понятие о заветах.

Еще при сотворении мира, Бог заключил с человеком несколько заветов. Один из них – это установление дня и ночи. Уже в этом Бог заключает завет с человеком о том, что земное пребывание лежит во времени. Бог показал Свое постоянство и верность Своему завету даже через день и ночь. Никто не в силах отменить или передвинуть, поменять местами или же сократить во времени. Точно так же никто не в силах отменить любую заповедь и любой завет, заключенный с человеком Самим Богом. Так Он Сам объясняет через пророка Иеремию: «Так говорит Господь: если можете разрушить завет Мой о дне и завет Мой о ночи, чтобы день и ночь не приходили в свое время, то может быть разрушен и завет Мой с рабом Моим Давидом…» (Иер.33:20) . Этот завет Самого Бога с человеком заключается в том, что человек живет на земле во временном мире. Отсчет времени уже идет от начала сотворения мира, и определено ему время – шесть дней.

Следующий завет – это завет седьмого дня, святого дня субботы Господней: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:3) . В этом дне Бог заключил с человеком завет о том, что человек будет жить вечно в покое у Господа: «Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днём Господним, чествуемым, и почтишь её тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить: то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоту земли, и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Ис.58:13,14) . Соблюдающий святость седьмого дня будет жить вечно, и это – постановление вечное: «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоится от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9,10) .

После грехопадения Адама и Евы, Бог заключает завет в жертвенной крови агнца, принесенного Авелем. За это сатана, рукой Каина, убивает и самого Авеля, и его кровь проливается на землю вместе с кровью первой жертвы. Это был первый завет в крови, который вопиет с земли о грехе и о прощении греха Адама и Евы. Авель отдал свою жизнь за принесенную им жертву. Это был прообраз будущей совершенной жертвы, принесенной Иисусом Христом, Агнцем Божьим. Но Его Кровь искупила все человечество, и Бог заключает с человеком Новый Завет в Его Крови, и поэтому Павел говорит: «Но вы приступили… к ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр.12:22,24) .

Отсюда мы видим, что Бог заключил с человеком завет в крови агнца еще через Авеля, но это был первый завет, тень будущего Нового и совершенного завета.

Следующий завет Бог заключает с Ноем в радуге, когда развращенный первый мир весь погибает от потопа. Человечество вновь возрождается в Ное и его семье, в восьми душах. И завет в радуге также является прообразом Иисуса Христа – Света, сошедшего на землю. Каждый раз явление радуги напоминает о завете Бога с человеком о том, что новый мир впредь не будет потоплен водой. И ковчег спасения, и радуга завета всегда будут присутствовать на земле для тех, кто будет ходить пред Богом в праведности сердца.

Еще один завет Бог заключает с человеком в Аврааме, через обетованного ему сына Исаака. В Исааке мы все – наследники обетования Авраама, который является отцом веры. В Аврааме заключен завет праведности, преобретенной через веру.

Следующий завет Бог заключает с Иаковом, а в нем – и со всем народом Божьим. Это – завет поврежденного бедра самонадеянности. Бог дает ему новое имя – Израиль, и в этом имени с народом заключается завет о том, что «Бог борется» Сам за Свой народ, не силой человека, но крепостью Бога совершится его спасение.

Далее Бог заключает Свой завет в двенадцати коленах Израиля, ставя основание для ворот Небесного Иерусалима: «Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых…» (Отк.21:12) . «Двенадцать», на языке чисел, означает сверхсовершенное число завершенности. При описании Небесного Иерусалима упоминается также и двенадцать оснований, это – двенадцать Апостолов, в которых Бог также заключил завет с человеком. На них Он основал Новый Завет так же, как и на двенадцати коленах Израиля основался Ветхий Завет. И как двенадцать колен Израиля были окроплены кровью тельцов при заключении Ветхого Завета, так же и двенадцать Апостолов приняли Кровь Иисуса Христа в Гефсимании, при заключении с ними Нового Завета в Крови Иисуса. На основании двенадцати Апостолов был создан новый храм – церковь: «Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Отк.21:14) .

С Моисеем Бог заключает завет жезла, посылая его в Египет. Он дает Моисею власть пасти избранный Божий народ, жезлом чудес, являя господство Божьей власти над народами. В Откровении мы видим, что в последние дни церкви будет дан жезл железный, пасти языческие народы: «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего. И дам ему звезду утреннюю» (Отк.2:26-28) . Эта данная власть жезла железного восхитится во время пробуждения рожденным младенцем: «И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным…» (Отк.12:5) . Завет жезла железного, как непобедимой власти над народами, Господь заключит с побеждающей церковью последних дней.

Еще один завет в Ветхом Завете заключает Бог с народом в крови пасхального агнца и в самом агнце. То есть кровью агнца были помазаны косяки дверей, что сохранило жизнь израильтянам, а мясо агнца, которое они должны были вкушать в ту ночь, сделало их участниками Пасхи. Это – завет не только спасения, но и освобождения от египетского рабства, высвобождения для восхищения земли обетованной. И этот завет, как мы видим, является прообразом будущего сошедшего к нам блага в Иисусе Христе. Сегодня мы заключаем завет с Богом через пасхального Агнца Иисуса Христа для того, чтобы получить освобождение от рабства греха и войти в обетованную землю на Небесах. Наши косяки дверей помазаны Кровью распятого Иисуса.

На горе Синай Божьему народу был дан закон , и было предложено заключить завет послушания Божьим заповедям, через что народ становился принятым в удел, и Бог открылся Своему народу, как Господь для него. Завет был заключен при окроплении кровью жертвы и окончательно провозглашен на горах Гевал и Горизим.

Гора Гевал – значит «каменистый, безжизненная скала». С нее было провозглашено проклятие шестью коленами Израилевыми во свидетельство отступления от заповедей.

А с горы Горизим , обозначающей «обширные места», что символизирует достаток и изобилие, было провозглашено благословение другими шестью коленами Израилевыми (Ис.Нав.8:33). Это свидетельство того, что исполняющих заповеди ожидает благословение изобилия на земле.

Также Бог повелел Израилю сделать из дерева ситим и покрыть золотом ковчег завета Господня. В нем был заключен завет с народом Израилевым о том, что Бог пребывает в народе Своем. Вся скиния собрания, сделанная по проекту, данному Моисею, была прообразом будущей вечной скинии, и Бог заключал в ней с народом Свои заветы.

Завет в жезле Аарона , завет в храме Соломона , и многие другие заветы проходят через всю Библию как неразрывные отношения человека с Богом. Через заветы Господь укрепляет Свои отношения с человеком и воплощает их сущность . Любой завет заключается верой и сохраняется в вере. Он дан человеку видимым образом для того, чтобы невидимое могло стать явным.

3. Какой завет назван Новым и почему?

Так «И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин.1:14). Это – Новый Завет, о котором, в прообразах, свидетельствовал весь Ветхий Завет. В Иисусе, как в Слове, сошедшем с Небес, а также в Агнце, закланном за наши грехи, заключены все заветы Бога с человеком. Это и завет о прощении, и примирении, и об усыновлении, через Духа Святого. И основанием этого Нового Завета является любовь. В любви Новый Завет заключается и в любви он сохраняется: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34,35) .

Данный Завет со стороны Бога уже заключен, и каждому человеку дано право принять и заключить его со своей стороны для того, чтобы он вошел в действие в его жизни. Если Ветхий Завет заключался со всем народом в общем, а не каждый человек персонально заключал его, и отвечал за его нарушение весь народ, если даже отдельные личности его нарушали, то это не так в Новом Завете, как обещал Господь через пророка Иеремию: «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»; но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их, и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом…» (Иер.31:29-33) .

Теперь каждый сам заключает Новый Завет через Иисуса, и сам будет отвечать за его нарушение. За каждым оставлено право выбора для заключения Нового Завета с Богом через водное крещение – прощение и примирение; крещение Духом Святым – усыновление, в знак чего человек получает и дары Духа Святого, как наследство Небесного Царства; завет воскресения и единства с Отцом в Крови и Теле Иисуса через преломление; завет соли вечный, через посвящение себя в любви Агапэ, в жертву живую, Богу угодную для разумного служения Ему (Рим.12:1).

Вся Библия является заветом Бога с человеком. Она и названа Ветхий и Новый Завет. И в книгу жизни записывается всякий, заключивший с Господом Завет о том, что он возлюбил Господа и Бога своего всем сердцем своим, всею душою своею и всем разумением своим, а также возлюбил и ближнего своего, как самого себя. А те, которые заключили завет соли вечный, то и души своей не возлюбили до смерти ради Господа и своего ближнего.

В основе всех заветов лежит вечная любовь Бога к человеку, и на любви основываются и заключаются все заветы, поэтому основным заветом Бога с человеком является любовь, «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16) .

Иллюстрация: Рафал Олбински