Показать фантаст картины новый мир. Фэнтези-картины художника дэйва дормана

Накануне Дня Всех Святых мы решили вспомнить самых выдающихся художников, работавших и до сих пор работающих в стиле фэнтези и фантастики. Это легендарные люди, с творчеством которых вы, хоть и мимолетно, но, наверняка, знакомы. Однако, не лишним будет узнать о них чуть подробнее – и, может быть, найти сногсшибательную идею для хэллоуинского костюма.

Фрэнк Фразетта (Frank Frazetta)

Американский художник-фантаст Фрэнк Фразетта – один из самых именитых представителей жанра. Фрэнк родился в Бруклине в 1928 году. С 16 лет он стал рисовать комиксы – сначала в стиле вестерн, потом – о супергероях, самые известные из которых – «Бак Роджерс» и Флэш Гордон». С 1964 года Фразетта создавал обложки для книг, в частности, для серий о Конане и Тарзане. Был художником-мультипликатором культового среди поклонников фэнтези мультфильма Ральфа Бакши «Огонь и лед». Работы классика фантастической иллюстрации высоко ценятся – в 2009 году одна из них была продана на аукционе за 1 миллион долларов.



Ральф Маккуорри (Ralph McQuarrie)

Ральф Маккуорри вошел в историю прежде всего как художник и дизайнер кинотрилогии «Звездные войны» – не преувеличением будет сказать, что без него целый культурный пласт выглядел бы совсем по-другому! Ральф родился в штате Индиана в 1929 году. После службы в армии во время Корейской войны он учился в Колледже Искусств в Пасадене, в 60-х работал художником в стоматологической клинике, концепт-дизайнером на заводе Boeing 747, иллюстратором плакатов для фильмов. В 1975 году Джордж Лукас предложил Ральфу Макуорри работу. Кроме «Звездных войн», Ральф работал над сериалом «Звездный крейсер «Галактика» (Battlestar Galactica, 1978), картиной «И. П. – Инопланетянин» (E. T. the Extra-Terrestrial, 1982) и «Кокон» (Cocoon, 1985). Ральф является обладателем премии «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.




Мебиус (Moebius)

Французский художник Жан Жиро или Мебиус (Moebius) также является автором комиксов, писателем и сценаристом. Жан родился в 1938 году, в 18 лет он нарисовал первый комикс – «Frank et Jeremie». Впоследствии Жиро стал ярким представителем волны эстетского комикса 1970-80-х, отошедшего от поп-арта. Обратившись к фантастике, Жиро взял псевдоним Мёбиус. Тогда же он начал сотрудничать с британским журналом «Новые миры» и иллюстрировал книги Муркока, Сэмюэля Дилэни, Филипа Дика, Роджера Желязны. С конца 1970-х Жиро работает в кино в фильмах «Чужой» (1979), «Бегущий по лезвию» (1982), «Трон» (1982). В 1982 году вышел мультфильм «Властелины времени», где Жиро выступил не только художником, но и сценаристом. В 90-х был занят в «Пятом элементе» Бессона. В 2003 году вышел мультсериал «Арзак», созданный Жиро по собственному комиксу.




Крэйг Маллинс (Craig Mullins)

Художник, арт-дизайнер и иллюстратор Крэйг Маллинс родился в 1964 году в Калифорнии. Учился в Pitzer College в Клермонте, а затем в Art Center College of Design, где изучал дизайн, искусство иллюстрации, а параллельно – и цифровое искусство. Маллинс начал работать в качестве дизайнера в компании Ford, но вскоре понял, что мыслит слишком широко для мира дизайна автопромышленности. В 1987 году, с выходом в свет графического дизайнера PaintBox, Маллинс пришел к цифровой живописи, в которой и обрел мировую известность. Крэйг делал мэт-пэйнт и концепт-арт для картин «Матрица: Революция», «Армаггедон», «Аполлон 13», «Интервью с вампиром», «Форрест Гамп», «Парк Юрского периода». Также в числе его заслуг работа с компьютерными играми Halo: Combat Evolved, Halo 2, «Эпоха империй», «Эпоха империй III», Need For Speed, Fallout 3, Mass Effect 2.


Джон Хоу (John Howe)

Джон Хоу с детства был поклонником творчества Фрэнка Фразетты и произведений Роберта Говарда о Конане. В 1976 году он переехал во Францию, где учился в Американском колледже в Страсбурге и в Ecole des Arts Decoratifs. Некоторое время работал для студии анимационных фильмов в Швейцарии, а затем, в 90-х, стартовала его карьера фэнтези- иллюстратора. Хоу делал иллюстрации к книгам Толкиена, Гая Гэвриэла Кея, Робин Хобб, Патрисии Маккиллип, Чарлза де Линта, Дэвида Геммела. В 1998 году режиссер Питер Джексон пригласил художника к работе над своей экранизацией «Властелина колец». Таким образом, наравне с Аланом Ли, Джон Хоу стал творцом визуальных решений кинотрилогии. Также Джон Хоу сотрудничал с издательством Meisha Merlin, иллюстрируя ограниченное издание «Битвы королей» Джорджа Мартина.




Ганс Гигер (H.R. Giger)

Ганс Рудольф Гигер родился в 1940 году в городе Кур. В Цюрихе изучал архитектуру и промышленный дизайн. Свои сюрреалистические картины первоначально Гигер рисовал в большом формате, перерисовывая их аэрографом. Свой стиль, где причудливо срастаются машины и живые организмы, сам художник назвал «биомеханикой», а многие другие – некроготикой или эротомеханикой. Третий сборник работ Гигера «Некрономикон» привлек внимание режиссера Риддли Скотта, что привело художника к «Оскару» за визуальные эффекты фильма «Чужой» в 1980 году и всемирной известности. Также Гигер известен созданием обложек альбомов многих музыкальных групп. Имя художника, наряду с Джоном Толкиеном, внесено в список Зала славы научной фантастики в Сиэтле.


Дрю Струзан (Drew Struzan)

Известный иллюстратор Дрю Струзан родился в 1947 году. Страсть к рисованию захватила его с детства – когда Дрю было пять, на рисунки ребенка приехали посмотреть люди из Стемфордского университета. Струзан получил образование иллюстратора, предпочтя его художественному из соображений будущих доходов. После окончания колледжа Струзан рисовал обложки для музыкальных альбомов (самая известная работа – обложка альбома «Welcome to My Nightmare» Элиса Купера) и постеры фильмов. Художник обрел популярность, но настоящую славу ему принесла работа для «Звездных войн». После этого Дрю Струзан сделал огромное количество постеров к легендарным фильмам («Бегущий по лезвию», «Полицейская академия», «Назад в будущее, «Рискованный бизнес», «Американский хвост», «Балбесы», «Крюк», «Хеллбой» и «Гарри Поттер и философский камень»).


Сид Мид (Syd Mead)

Сид Мид родился в 1933 году в Миннесоте, учился дизайну в художественной школе в Лос-Анджелесе, занимался оформлением каталогов, в том числе и для Ford, а позже – основал свое дизайнерское бюро. По переезду в Калифорнию Мид начинает сотрудничать с Голливудом, работая над фильмами, среди которых были «Звездный путь», «Бегущий по лезвию», «Трон», «2010», «Джонни мнемоник», «Короткое замыкание». Творчество Сида Мида можно отнести к футуризму, а скорее, к ретрофутуризму. Очевидно, благодаря долгой работе с концерном Ford, Мид в своих работах показывает большую склонность к автомобилям.




Эндрю Джонс (Andrew Jones)

Своим поклонникам американский цифровой художник Эндрю Джонс известен как Андроид Джонс. Он работает в области концептуального искусства для фильмов, видео-игр, иллюстрации и цифрового представления. Его можно назвать одним из первых представителей цифровой живописи – Эндрю начинал сою карьеру в те времена, когда этот вид искусства только набирал обороты. Он работал с Джорджем Лукасом в Industrial Light and Magic, с компанией Nintendo, был креативным директором в компании развлечений Massive Black Inc. В 2002 Эндрю Джонс, Джейсон Мэнли и Коро Кауфман создали некоммерческое арт-сообщество ConceptArt.org.

Фантастику относят к своеобразному направлению искусства, отображающую мир, основываясь на настоящих представлениях о других мирах, существах и прочих миров, которые по логике несовместимы. Фантастический стиль распространен в самых различных видах, направлениях и течениях искусств. Нужно сказать, что фантастическая образность, присутствующая в кино, театре, литературе, в искусстве явно условна, что само по себе нарушает все реальные параметры, а также основные законы объектов, которые она изображает. Любое художественное творчество в составе своих компонентов обязательно должно иметь хотя бы элементы фантазии, потому что она помогает созидать и развивать искусство. Так как образы в этой сфере возникают посредством придумывания и синтетического соединения элементов, то в таких образах зачастую отсутствует живость и художественная правда.

Одна из подгрупп стиля фантастика - фэнтези, являет собой направление художественного искусства, главными действующими лицами которого являются фантастические образы, мифологические герои, а также образы, созданные личным представлением. Как фэнтези-арт это направление окончательно сформировалось по окончанию ХХ столетия, при этом его основоположниками считаются И. Билибин, М. Врубель, В. Васнецов, поскольку именно в их трудах впервые появились новые для всех персонажи жанра из сказок и устного народного творчества.

Стиль фэнтези продвигает все главные идеи, занимающие сознание представителей творчества в современном обществе. Иными словами - фэнтези - это та же самая фантастика, но слегка упрощенная и абсолютно не перегруженная техническими подробностями. В произведениях такого типа скользят мотивы, всем знакомые с самого раннего детства, но при этом полностью очищены от откровенного примитивизма, детской наивности и совершенно не абсурдны. В произведениях в жанре фэнтези органично соединяются знакомые мифы о древних цивилизациях вместе с неземными цивилизациями и всеми невероятными достижениями, которые они несут. В этом миксе легенд, народного творчества, фантастических событий и персонажей и формируется окончательно сравнительно новый жанр изобразительного искусства.

Картины фантастики в литературе довольно успешно сосуществует с фэнтези в живописи, в связи с чем на суд зрителей выносится большое количество художественно-литературных композиций, которые находят свое применение при оформлении книг, афиш для фильмов, рисунков для книг и огромных полотен. Наиболее часто авторов в таком жанре вдохновляют книги, написанные в стиле фэнтези. Но бывает и наоборот. Джулия Белл, Борис Вальехо, Луис Ройо, - эти авторы довольно близки по своему стилю к направлению фэнтези героического плана, о чем свидетельствуют их картины. Но по-настоящему наибольшее влияние на появление изображений фантазийного характера произвело творчество Д. Толкиена. События нереального характера подвигли многих художников на изображение его вымышленных героев. Иллюстраторами его книг стали Тэд Насмит, братья Хильдебрандты, Джон Хоу, Алан Ли.

Фэнтези достаточно расширенное понятие и предполагает наличие большого количества деталей. Отличительной чертой этого стиля есть своеобразный способ подачи, которая дополняется нереальными описаниями природы, страшными чудовищами - представителями неизвестных неземных цивилизаций. Часто употребляемыми штампами при этом бывают простое оружие, война, магия, драконы, эльфы, лошади, лепреконы.

Фэнтези в некоторых случаях может тесным образом сотрудничать с другими художественными направлениями. Например, довольно близок к нему фантастический реализм, иногда - символизм, сюрреализм, или даже абстракционизм.

С художником беседует Трэвис Венгров. Перевёл на русский Алексей Ионов

Много художников трудились над Расширенной вселенной «Звёздных войн», и среди них нет более опытного, чем Дэйв Дорман. Однако наш разговор с ним, состоявшийся на одной из художественных выставок, был посвящён другим, менее известным сторонам его творчества. Мы поговорили о собственной вселенной Дэйва, иллюстрациях к солдатикам G.I. Joe и о том, как важно ставить перед собой цели.

Досье

Дейв Дорман – американский художник, работающий в жанрах научной фантастики, ужасов и фэнтези. Наиболее известен благодаря своим работам по «Звездным войнам».

Дорман – самоучка: большую часть своих знаний он получил в собственной мастерской, тщательно изучая работы более опытных мастеров. Профессиональную карьеру начал в 1979 году, иллюстрируя обложки для комиксов Marvel, DC и - позднее - Dark Horse. Широкую известность обрел в 1983 году после создания обложки для журнала Heavy Metal.

За свою книгу Aliens: Tribes в 1993 году завоевал премию Айснера. Фанаты признали его лучшим художником, когда-либо творившим по мотивам «Звездных войн».

Когда вы поняли, что хотели бы посвятить жизнь карьере художника?

Я любил рисовать с раннего детства, мальчишкой я немало времени провел, срисовывая комиксы о супергероях. Но посвятить жизнь искусству я решил гораздо позже. В старшей школе я был довольно крупным парнем и играл в американский футбол, так что планировал получить спортивную стипендию в колледже и уже потом решить, чем займусь после его окончания. Но затем я получил серьезную травму, и с карьерой футболиста было покончено. Мне пришлось серьезно задуматься, чем же я хочу посвятить жизнь, и, поскольку я по-прежнему любил рисовать, я подумал: а почему бы и нет?

Если раньше рисование было для меня хобби, теперь оно стало работой. Я все свое время тратил на рисунки, на совершенствование техники, на обучение необходимым приемам. Я сразу поставил перед собой несколько целей: «Хочу рисовать иллюстрации, хочу рисовать комиксы».

В колледж я так и не пошел - вместо этого я год проучился в школе графики Джо Куберта. Правда, в этой школе учили рисовать комиксы и почти не рассказывал о работе в цвете, поэтому я стал учиться этому в свободное время. Мне больше нравилось работать над одной картиной в цвете, чем рисовать комиксы - панель за панелью, страница за страницей. Поэтому после окончания школы Куберта я решил сам учиться тому, что мне действительно пригодится. Этот процесс занял у меня пару лет.

Я жил дома с родителями, устроился на временную работу и каждую свободную минуту тратил на самообразование. Я садился за мольберт и учился. Я изучал технику разных художников, спрашивал у них совета, смотрел на их работы и на практике познавал возможности кистей и красок.

И вот спустя где-то три года, то есть примерно через то же время, что я потратил бы в колледже, я стал зарабатывать деньги, рисуя иллюстрации. Чуть-чуть здесь, немножко там. А затем я нарисовал обложку одного крупного журнала, и эта работа принесла мне известность. После этого у меня стало достаточно заказов, чтобы зарабатывать на жизнь. Так что, думаю, мне повезло, что я рано выбрал карьеру художника, поставил себе цели и упорно трудился, чтобы их достичь.

Вы славитесь вниманием к деталям…

Это от любви к рисованию. В детстве я хотел рисовать комиксы, а в них необходимо учитывать мелкие детали. Со временем эта привычка распространилась и на мои иллюстрации. Мои картины издалека бросаются в глаза, но, подходя ближе, начинаешь замечать подробности - например, узоры на ножнах персонажа, вмятины на его броне. Все это обогащает картину и заставляет остановиться и вдумчиво рассмотреть изображение. Такие детали позволяют узнать чуточку больше о герое или о том, что происходит на полотне. А мне всегда хочется рассказать как можно больше одним-единственным изображением.

У вас есть какие-то любимые научно-фантастические или фэнтезийные вселенные?

За свою карьеру я нарисовал очень много иллюстраций к «Звездным войнам». На протяжении двадцати лет я сотрудничаю с Lucasfilm и рисую картины по «Звездным войнам» и «Индиане Джонсу». Мне посчастливилось поработать с Fox над «Чужим» и «Хищником». Я с самого начала был поклонником этих фильмов, и мне было очень лестно и интересно участвовать в развитии этих вселенных.

Также я создал проект «Пустые земли» (Wasted Lands) , для которого придумал всех персонажей, сюжет и вообще весь мир. Недавно у меня вышел графический роман Wasted Lands Omnibus, и я очень надеюсь, что смогу рассказать еще немало историй об этом мире.

Расскажите нашим читателям о мире «Пустых землель».

Эта вселенная родилась около пятнадцати лет назад как составная часть более крупного проекта под названием Projected World («Спроектированный мир»). Это была видеоигра для персональных компьютеров, и, поскольку она появилась как раз в тот момент, когда начали завоевывать популярность консоли, она провалилась в продаже, и о ней быстро все забыли.

Но для меня мир, в создании которого я участвовал, не утратил привлекательности. Придуманные мной персонажи не шли у меня из головы, и я стал время от времени печатать отдельные рассказики в небольших издательствах, шаг за шагом расширяя картину мира. В 2000 году у меня появилась возможность опубликовать графический роман под названием Rail, который должен был стать первым из шести. Однако возникли трудности с издателем, и я решил временно свернуть проект. Пятнадцать лет спустя я наконец-то вернулся в этот мир - с обновленным энтузиазмом, поскольку меня поддержало множество людей. Я переделал оригинальный графический роман, добавил в него новые материалы и собрал все это под одной обложкой – в том самом омнибусе, что увидел свет в июле 2014 года. Думаю, для читателей он станет неплохим введением в мой мир.

Кроме того, мы работаем над настольной игрой с рабочим названием Rail: Iron Wars («Рельсы: Железные войны»), которая служит своего рода предысторией моего романа. Это стратегия, в ходе которой надо сражаться за ресурсы и железные дороги в пустынном краю. Отчасти это карточная игра - армии существуют в виде карт на руках. Другие игроки не знают, какими силами ты обладаешь, и, когда две армии сталкиваются на поле боя, численность и сила противника всегда оказываются сюрпризом. Все как в реальной жизни, и играть так гораздо интереснее, чем банально кидать кубик.

Также мы планируем выпустить несколько текстов, которые выйдут в электронном виде на Amazon и iTunes, подумываем о серии игрушек и другой сопутствующей продукции. Надеюсь, что я смогу поддерживать интерес читателей к миру «Пустых земель» достаточно долго, чтобы рассказать все истории, которые сочинил.

Я слышал, вы встречались с Джорджем Лукасом?

Да, благодаря работе с Lucasfilm мне посчастливилось несколько раз встретиться с Лукасом. Не секрет, что он большой поклонник искусства. Особенно ему нравятся иллюстраторы начала XX века - Норман Рокуэлл, Ньюэлл Уайет, Джозеф Лейендекер, Дин Корнуэлл и другие. Все эти художники потрясали и мое воображение, когда я только учился основам мастерства. Лукас много лет коллекционировал предметы искусства. Некоторые из своих работ я сперва предлагал для его коллекции и был очень польщен тем, что Лукас оценил мои заслуги перед Lucasfilm и купил несколько картин.

Вы ждете чего-нибудь особенного от новых фильмов? (Это интервью мы брали ещё до премьеры «Пробуждения Силы» - прим. МИРФ)

Знаете, нет. Я хочу пойти на них без ожиданий, с готовностью узнать и увидеть что-то новое. Я по-прежнему люблю «Звездные войны», но я не хардкорный фанат, который любит только оригинальную трилогию, или только приквелы, или только «Войны клонов», или только Расширенную вселенную. Это лишь истории, и я с огромным нетерпением жду возможности увидеть, что же придумал Джей Джей Абрамс. Я верю и в Lucasfilm, и в Disney, и в кино я пойду с расчетом получить удовольствие и посмотреть зрелищный приключенческий фильм, где наверняка будет и что-то знакомое, и что-то новенькое.

«В ожидании Инди». Одна из моих любимых статичных картин. Женщина держит шляпу и кожаную куртку и ждёт, когда вернётся Индиана Джонс.

Как вы стали рисовать иллюстрации для G.I.Joe**? (Культовая в США серия игрушечных солдатиков фирмы Hasbro, по ней снят фильм G.I. Joe - «Бросок кобры» - прим. МИРФ)

О, G.I. Joe. Я тогда жил во Флориде, и один мой друг делал миниатюрные скульптуры. Он разъезжал с ними по разным военным шоу, и люди съезжались поглазеть на его выставки. Среди них были и ребята из отдела разработок Hasbro. Мой приятель с ними подружился, и как-то раз один из них упомянул, что Hasbro ищет художника, который рисовал бы солдатиков G.I. Joe в виде настоящих, живых людей. Приятель порекомендовал меня, и я идеально им подошел. Следующие шесть лет я рисовал для Hasbro иллюстрации.

Как это работало? Ребята из отдела разработок придумывали новые модели игрушек, новое оружие или броню, чертили схемы и чертежи, но понятия не имели, как это будет выглядеть в реальном мире. И здесь в дело вступал я. Мне давали наработки, а я создавал на их основе реалистичную картинку. Ведь оружие, которое классно смотрится на бумаге, не всегда применимо в жизни.

Мои иллюстрации предназначались исключительно для внутреннего использования. Парни из отдела разработок использовали мои картины для презентаций, с которыми они ходили к начальству. Они показывали мои картины и говорили: «Вот как выглядит этот персонаж», затем показывали дизайн игрушки, а боссы потом говорили что-то типа «Вот этого и этого мы делаем, этих доработать, а об остальных и думать забудьте».

После того, как нужные персонажи уходили в разработку, а остальные – в утиль, необходимость в моих иллюстрациях исчезала, и их просто выбрасывали. Когда парни из художественного отдела об этом узнали, они буквально вытащили их из мусорной корзины и показали коллекционерам. Так и стало известно, что я делаю иллюстрации для G.I. Joe. В основном люди думали, что я рисую иллюстрации на упаковках с игрушками, ведь там обычно не указано имя художника.

Книга Rolling Thunder, вышедшая в 2010 году, охватывает всю вашу карьеру. Но говорят, что в ваших загашниках наберется материала еще как минимум на два таких же издания, причем материала, которого публика даже не видела.

Да, моя тридцатилетняя карьера выдалась насыщенной. Я сам поражаюсь, как много работы я успел проделать. Когда мы собирали материал для Rolling Thunder и я просматривал все эти наброски, папки, фотографии, слайды, я был просто в шоке от масштабов всего этого. Так что да, книга, в которой наберётся свыше двух килограммов искусства, содержит лишь треть от общего объема моих работ. И следующие книги, если они выйдут, сильно удивят фанатов.

Что вы можете посоветовать начинающим художникам?

Знаете, когда я читаю лекции подрастающему поколению, я всегда делаю упор на две вещи: настойчивость и терпение. Нельзя добиться идеала за одну ночь, нужно поставить перед собой цель и постепенно к ней продвигаться. С каждой новой работой уровень вашего мастерства растет, даже если вы недовольны получившимся результатом. Так что, если вы что-то любите, продолжайте этим заниматься. А если разлюбили, попробуйте себя в другой области.

Но продолжайте терпеливо трудиться каждый день. Нельзя рисовать час в неделю и рассчитывать добиться каких-то успехов. Этим нужно заниматься ежедневно, и в конце концов ваши усилия будут вознаграждены. Я считаю себя самым счастливым человеком на земле. Каждый день я просыпаюсь, гляжу на чистый кусок холста и создаю на нем целый мир. Каждый божий день. В мире нет работы лучше.

С художником беседует Трэвис Венгров. Перевёл на русский Алексей Ионов

Много художников трудились над Расширенной вселенной «Звёздных войн», и среди них нет более опытного, чем Дэйв Дорман. Однако наш разговор с ним, состоявшийся на одной из художественных выставок, был посвящён другим, менее известным сторонам его творчества. Мы поговорили о собственной вселенной Дэйва, иллюстрациях к солдатикам G.I. Joe и о том, как важно ставить перед собой цели.

Досье

Дейв Дорман – американский художник, работающий в жанрах научной фантастики, ужасов и фэнтези. Наиболее известен благодаря своим работам по «Звездным войнам».

Дорман – самоучка: большую часть своих знаний он получил в собственной мастерской, тщательно изучая работы более опытных мастеров. Профессиональную карьеру начал в 1979 году, иллюстрируя обложки для комиксов Marvel, DC и - позднее - Dark Horse. Широкую известность обрел в 1983 году после создания обложки для журнала Heavy Metal.

За свою книгу Aliens: Tribes в 1993 году завоевал премию Айснера. Фанаты признали его лучшим художником, когда-либо творившим по мотивам «Звездных войн».

Когда вы поняли, что хотели бы посвятить жизнь карьере художника?

Я любил рисовать с раннего детства, мальчишкой я немало времени провел, срисовывая комиксы о супергероях. Но посвятить жизнь искусству я решил гораздо позже. В старшей школе я был довольно крупным парнем и играл в американский футбол, так что планировал получить спортивную стипендию в колледже и уже потом решить, чем займусь после его окончания. Но затем я получил серьезную травму, и с карьерой футболиста было покончено. Мне пришлось серьезно задуматься, чем же я хочу посвятить жизнь, и, поскольку я по-прежнему любил рисовать, я подумал: а почему бы и нет?

Если раньше рисование было для меня хобби, теперь оно стало работой. Я все свое время тратил на рисунки, на совершенствование техники, на обучение необходимым приемам. Я сразу поставил перед собой несколько целей: «Хочу рисовать иллюстрации, хочу рисовать комиксы».

В колледж я так и не пошел - вместо этого я год проучился в школе графики Джо Куберта. Правда, в этой школе учили рисовать комиксы и почти не рассказывал о работе в цвете, поэтому я стал учиться этому в свободное время. Мне больше нравилось работать над одной картиной в цвете, чем рисовать комиксы - панель за панелью, страница за страницей. Поэтому после окончания школы Куберта я решил сам учиться тому, что мне действительно пригодится. Этот процесс занял у меня пару лет.

Я жил дома с родителями, устроился на временную работу и каждую свободную минуту тратил на самообразование. Я садился за мольберт и учился. Я изучал технику разных художников, спрашивал у них совета, смотрел на их работы и на практике познавал возможности кистей и красок.

И вот спустя где-то три года, то есть примерно через то же время, что я потратил бы в колледже, я стал зарабатывать деньги, рисуя иллюстрации. Чуть-чуть здесь, немножко там. А затем я нарисовал обложку одного крупного журнала, и эта работа принесла мне известность. После этого у меня стало достаточно заказов, чтобы зарабатывать на жизнь. Так что, думаю, мне повезло, что я рано выбрал карьеру художника, поставил себе цели и упорно трудился, чтобы их достичь.

Вы славитесь вниманием к деталям…

Это от любви к рисованию. В детстве я хотел рисовать комиксы, а в них необходимо учитывать мелкие детали. Со временем эта привычка распространилась и на мои иллюстрации. Мои картины издалека бросаются в глаза, но, подходя ближе, начинаешь замечать подробности - например, узоры на ножнах персонажа, вмятины на его броне. Все это обогащает картину и заставляет остановиться и вдумчиво рассмотреть изображение. Такие детали позволяют узнать чуточку больше о герое или о том, что происходит на полотне. А мне всегда хочется рассказать как можно больше одним-единственным изображением.

У вас есть какие-то любимые научно-фантастические или фэнтезийные вселенные?

За свою карьеру я нарисовал очень много иллюстраций к «Звездным войнам». На протяжении двадцати лет я сотрудничаю с Lucasfilm и рисую картины по «Звездным войнам» и «Индиане Джонсу». Мне посчастливилось поработать с Fox над «Чужим» и «Хищником». Я с самого начала был поклонником этих фильмов, и мне было очень лестно и интересно участвовать в развитии этих вселенных.

Также я создал проект «Пустые земли» (Wasted Lands) , для которого придумал всех персонажей, сюжет и вообще весь мир. Недавно у меня вышел графический роман Wasted Lands Omnibus, и я очень надеюсь, что смогу рассказать еще немало историй об этом мире.

Расскажите нашим читателям о мире «Пустых землель».

Эта вселенная родилась около пятнадцати лет назад как составная часть более крупного проекта под названием Projected World («Спроектированный мир»). Это была видеоигра для персональных компьютеров, и, поскольку она появилась как раз в тот момент, когда начали завоевывать популярность консоли, она провалилась в продаже, и о ней быстро все забыли.

Но для меня мир, в создании которого я участвовал, не утратил привлекательности. Придуманные мной персонажи не шли у меня из головы, и я стал время от времени печатать отдельные рассказики в небольших издательствах, шаг за шагом расширяя картину мира. В 2000 году у меня появилась возможность опубликовать графический роман под названием Rail, который должен был стать первым из шести. Однако возникли трудности с издателем, и я решил временно свернуть проект. Пятнадцать лет спустя я наконец-то вернулся в этот мир - с обновленным энтузиазмом, поскольку меня поддержало множество людей. Я переделал оригинальный графический роман, добавил в него новые материалы и собрал все это под одной обложкой – в том самом омнибусе, что увидел свет в июле 2014 года. Думаю, для читателей он станет неплохим введением в мой мир.

Кроме того, мы работаем над настольной игрой с рабочим названием Rail: Iron Wars («Рельсы: Железные войны»), которая служит своего рода предысторией моего романа. Это стратегия, в ходе которой надо сражаться за ресурсы и железные дороги в пустынном краю. Отчасти это карточная игра - армии существуют в виде карт на руках. Другие игроки не знают, какими силами ты обладаешь, и, когда две армии сталкиваются на поле боя, численность и сила противника всегда оказываются сюрпризом. Все как в реальной жизни, и играть так гораздо интереснее, чем банально кидать кубик.

Также мы планируем выпустить несколько текстов, которые выйдут в электронном виде на Amazon и iTunes, подумываем о серии игрушек и другой сопутствующей продукции. Надеюсь, что я смогу поддерживать интерес читателей к миру «Пустых земель» достаточно долго, чтобы рассказать все истории, которые сочинил.

Я слышал, вы встречались с Джорджем Лукасом?

Да, благодаря работе с Lucasfilm мне посчастливилось несколько раз встретиться с Лукасом. Не секрет, что он большой поклонник искусства. Особенно ему нравятся иллюстраторы начала XX века - Норман Рокуэлл, Ньюэлл Уайет, Джозеф Лейендекер, Дин Корнуэлл и другие. Все эти художники потрясали и мое воображение, когда я только учился основам мастерства. Лукас много лет коллекционировал предметы искусства. Некоторые из своих работ я сперва предлагал для его коллекции и был очень польщен тем, что Лукас оценил мои заслуги перед Lucasfilm и купил несколько картин.

Вы ждете чего-нибудь особенного от новых фильмов? (Это интервью мы брали ещё до премьеры «Пробуждения Силы» - прим. МИРФ)

Знаете, нет. Я хочу пойти на них без ожиданий, с готовностью узнать и увидеть что-то новое. Я по-прежнему люблю «Звездные войны», но я не хардкорный фанат, который любит только оригинальную трилогию, или только приквелы, или только «Войны клонов», или только Расширенную вселенную. Это лишь истории, и я с огромным нетерпением жду возможности увидеть, что же придумал Джей Джей Абрамс. Я верю и в Lucasfilm, и в Disney, и в кино я пойду с расчетом получить удовольствие и посмотреть зрелищный приключенческий фильм, где наверняка будет и что-то знакомое, и что-то новенькое.

«В ожидании Инди». Одна из моих любимых статичных картин. Женщина держит шляпу и кожаную куртку и ждёт, когда вернётся Индиана Джонс.

Как вы стали рисовать иллюстрации для G.I.Joe**? (Культовая в США серия игрушечных солдатиков фирмы Hasbro, по ней снят фильм G.I. Joe - «Бросок кобры» - прим. МИРФ)

О, G.I. Joe. Я тогда жил во Флориде, и один мой друг делал миниатюрные скульптуры. Он разъезжал с ними по разным военным шоу, и люди съезжались поглазеть на его выставки. Среди них были и ребята из отдела разработок Hasbro. Мой приятель с ними подружился, и как-то раз один из них упомянул, что Hasbro ищет художника, который рисовал бы солдатиков G.I. Joe в виде настоящих, живых людей. Приятель порекомендовал меня, и я идеально им подошел. Следующие шесть лет я рисовал для Hasbro иллюстрации.

Как это работало? Ребята из отдела разработок придумывали новые модели игрушек, новое оружие или броню, чертили схемы и чертежи, но понятия не имели, как это будет выглядеть в реальном мире. И здесь в дело вступал я. Мне давали наработки, а я создавал на их основе реалистичную картинку. Ведь оружие, которое классно смотрится на бумаге, не всегда применимо в жизни.

Мои иллюстрации предназначались исключительно для внутреннего использования. Парни из отдела разработок использовали мои картины для презентаций, с которыми они ходили к начальству. Они показывали мои картины и говорили: «Вот как выглядит этот персонаж», затем показывали дизайн игрушки, а боссы потом говорили что-то типа «Вот этого и этого мы делаем, этих доработать, а об остальных и думать забудьте».

После того, как нужные персонажи уходили в разработку, а остальные – в утиль, необходимость в моих иллюстрациях исчезала, и их просто выбрасывали. Когда парни из художественного отдела об этом узнали, они буквально вытащили их из мусорной корзины и показали коллекционерам. Так и стало известно, что я делаю иллюстрации для G.I. Joe. В основном люди думали, что я рисую иллюстрации на упаковках с игрушками, ведь там обычно не указано имя художника.

Книга Rolling Thunder, вышедшая в 2010 году, охватывает всю вашу карьеру. Но говорят, что в ваших загашниках наберется материала еще как минимум на два таких же издания, причем материала, которого публика даже не видела.

Да, моя тридцатилетняя карьера выдалась насыщенной. Я сам поражаюсь, как много работы я успел проделать. Когда мы собирали материал для Rolling Thunder и я просматривал все эти наброски, папки, фотографии, слайды, я был просто в шоке от масштабов всего этого. Так что да, книга, в которой наберётся свыше двух килограммов искусства, содержит лишь треть от общего объема моих работ. И следующие книги, если они выйдут, сильно удивят фанатов.

Что вы можете посоветовать начинающим художникам?

Знаете, когда я читаю лекции подрастающему поколению, я всегда делаю упор на две вещи: настойчивость и терпение. Нельзя добиться идеала за одну ночь, нужно поставить перед собой цель и постепенно к ней продвигаться. С каждой новой работой уровень вашего мастерства растет, даже если вы недовольны получившимся результатом. Так что, если вы что-то любите, продолжайте этим заниматься. А если разлюбили, попробуйте себя в другой области.

Но продолжайте терпеливо трудиться каждый день. Нельзя рисовать час в неделю и рассчитывать добиться каких-то успехов. Этим нужно заниматься ежедневно, и в конце концов ваши усилия будут вознаграждены. Я считаю себя самым счастливым человеком на земле. Каждый день я просыпаюсь, гляжу на чистый кусок холста и создаю на нем целый мир. Каждый божий день. В мире нет работы лучше.

Торнадо, ужи, осьминоги и черепа древних ящеров, - вот что вдохновляет художника из Америки Джона Брозио (John Brosio). Согласитесь, необычный набор. Джона - отличный повод поразмыслить над тем, что делать, если когда-нибудь нас захватят гигантские осьминоги или крабы.

Необычные, порой ужасающие Джона Брозио отлично моделируют футуристическую реальность. Причем, дело даже не в частых разрушительных торнадо. Самый правдивый и узнаваемый элемент его картин - безразличие окружающих.

Люди спокойно идут по пустынным улицам за пару кварталов от бедствия. Человек с дипломатом отрешенно смотрит на гигантского осьминога, захватившего его дом. Нет паники, бегства. Ни малейшей эмоции. Кроме, разве что, улыбки девочки, за чьей спиной торнадо разрушило уже часть города.

Все это наталкивает на разные мысли. Конечно, с одной стороны, это чисто фантастические картины. Вряд ли по улицам буду шагать громадные курочки, разрушая все на своем пути. Однако люди действительно стали относится к чьей бы то ни было смерти довольно равнодушно. А это может иметь за собой определенные последствия, и не только на арт-картинах.