Здоровье, гимнастика, акробатика,танец — всё для поддержания физически активной жизни в любом возрасте. Балет: от мечты к реальности Как стать балериной в домашних условиях

Естественный отбор

Путь танцовщицы балета начинается ещё в 5-6 лет. Подготовительные студии, работающие с дошколятами, прививают базовые навыки, чувство ритма, умение "зеркально" копировать движения. Затем, перед переходом в следующую ступень, маленькие танцовщицы проходят строгий отбор... по физическим признакам. Замеры проводят чуть ли не как для скаковых лошадей: соотношение стопы к длине ноги, посадка головы, ширина таза, ступни. Часто бывает, что после них способная и даже талантливая девочка оказывается бесперспективной, и на большую сцену ей не попасть при всём усердии.

Если же счастливица, мечтающая о партии Жизель, проходит отбор, далее её ждёт балетная школа. До 10-12 лет она чаще отделена от общеобразовательной, и юная танцовщица после обычных уроков проводит ещё несколько часов у станка, практически каждый день. Часто за это время девочки либо отказываются от мыслей о Большом театре, либо окончательно решают, что вся их жизнь - в балете. И следующая ступень - балетное училище - становится абсолютно осознанным выбором.

Терпенье и труд - это балет

Если при мысли о балетной школе у вас возникают такие ассоциации, как красивые девочки в чистеньких трико у станка, суровые, но справедливые преподавательницы и трогательная дружба учениц, значит, вы далеки от реальности.

Суровая правда - это холодные студии, лошадиный труд с утра и до поздней ночи, резкость учителей, доходящая до грубости, и вечный страх перед взвешиванием. Последний пункт - особенный кошмар девиц из балетного училища. Лишние граммы могут перечеркнуть многомесячные труды. Поэтому убийственные диеты здесь - норма, курение едва ли не поощряется, аптечные и природные слабительные употребляются, как витамины.

Конечно, есть счастливицы, которым не грозит прибавка в весе даже после нарушения диеты. Однако и им в такой обстановке приходится несладко: зависть голодных, мучающих себя товарок иногда принимает причудливые формы.

Занятия у станка - это самая настоящая муштра. Невесомость и лёгкость балерин, которые до слёз впечатляют зрителя, достигаются упорным, подчас мучительным трудом. Чтобы добиться всегда правильной осанки или разворота бёдер наружу, ученицы истязают себя упражнениями и после занятий, в своих спальнях. Упорство, умение не обращать внимания на боль и вера в собственную выносливость - вот что главное для студентки балетного училища. И при всём при этом самое страшное, что они могут себе представить, - это отчисление...

Вознаграждение стократ

Каждый выход на сцену - это всё-таки награда за все нечеловеческие усилия. Когда кажется, что земное притяжение не властно над балериной, когда глаза всех зрителей как бы сливаются в один восхищённый взгляд, когда та упоительная, восторженная секунда тишины перед громом аплодисментов длится бесконечно... Это оправдывает всё.
К тому же к моменту выхода на сцену танцовщицы балета уже умеют справляться с большинством трудностей. Выполнять прыжки и пируэты в течение двух часов в пуантах - очень сложная задача.

Одной пары этих балетных туфель профессиональным танцовщицам хватает ровно на одно выступление. Но поскольку студенткам такая роскошь не по карману, в ход идёт... сырое мясо. Небольшие кусочки обёртывают пищевой плёнкой и подкладывают в пуанты под пальцы ног. Пружинящая консистенция мяса идеально подходит для того, чтобы уменьшить силу удара при приземлении - и пальцам легче, и пуанты целее.

Сценический макияж и одежда, волнение перед выступлением придают балерине то особенное настроение, которое ещё можно назвать вдохновением. Без него не бывает настоящего балета, и этот полёт души, единение с музыкой, полное отождествление себя с героиней становятся самым настоящим наркотиком для танцовщицы. За это-то ощущение и забываются все мучения репетиций и изнуряющих занятий.

Многих, кто решил связать свою судьбу с балетом, настораживает широко известный факт, что балерины якобы уходят на пенсию в 35 лет. Это не совсем верно, цифра зависит и от количества стажа, и от категории танцовщицы, и от степени занятости на сцене. Даже если сольные выступления стали не по силам (хотя у Улановой и Плисецкой ведущие партии были в репертуаре почти до пятидесяти лет), это не означает конец карьеры.
Но до того, как возраст и постоянный упорный труд начнут сказываться на здоровье, балерину ждёт много лет выступлений, гастролей, премьер, букетов и поклонников.

О последних стоит сказать особо: любая танцовщица всегда окружена вниманием мужчин, но именно балерины могут свести с ума даже сильных мира сего. Сделать блестящую партию для них - довольно простая задача. "Самые женственные, самые утончённые, необыкновенные... Есть в балеринах что-то эдакое испанское, страстное", - говорил один чеховский персонаж. Эти слова остаются правдивыми и сегодня.

Грезите о сцене? Стремитесь и думаете как стать балериной? Придется немало потрудится, да и тем более, критерии очень жесткие. Но мы будем отталкиваться, от того что у вас талант, и начали заниматься балетом в раннем возрасте, а не когда вы уже сформировавшиеся личность.

Стоит помнить, что балет это образ жизни. Считать это не так, было бы откровенной глупостью. Ведь сколько придется времени потратить, устранить из своей жизни личные проблемы. Так обстоят дела на самом деле. В возрасте юном вас принимают в хореографическое училище, затем на вас ложится вся ответственность за ваше будущее. Решаете вы плотно заниматься, целыми днями жертвуя школой, лишаясь прогулкой с одноклассниками. Или же так, мимолетное, бессмысленное увлечение не приводящие ни к чему. Так как же стать балериной ?

1. Запомните самое главное, что вы ничего не потеряете, если будете заниматься балетом. В любом случае вашей осанке, манере ходьбы будут завидовать. Когда выполняешь различные упражнения, они не проходят бесследно по мановению руки. Это все ярко и надолго отпечатывается на вашей дальнейшей жизни. Здоровой будете, да любым другим занятием сможете заняться.

2. Следите за своим весом. Будут огромные деньги – потратишь их, может, примут куда нибудь. Но опять же, результат будет нулевой. Необходимо что бы была у вас яркая фигура, без всяких излишеств и ожирений. Балерина много двигается и ей приходиться отказаться от «сладкого» иначе она будет толстеть, и ее успехи будут все ниже. Такое развитие событий, определенно никого не может устраивать. Делайте все возможное, что вес вас соответствовал нормам.

3. Вникните в одно прекрасное заблуждение. Когда ты вошел в зал, наблюдаешь за прекрасными «ангелами», которые легко и просто прыгают, удивляют публику своими движениями. Ты сидишь и думаешь: «Неужели и я смогу». Да, нам кажется это легко. Вы, к примеру, можете, плечи всегда держать развернутыми? Согласен я, это довольно тяжело, но так придется делать постоянно, ежеминутно. Не нужно кушать «аппетитное» на ночь.

Мне приходилось, наблюдать, как репетируют балерины. Я созерцал четко за их лицами, и мне становилось их непосильно жаль. Слезы, стиснутые зубы из-за ошибки немного останавливают их. Но есть такое прекрасное подбадривание как "надо", несмотря ни на что. Тогда и ноги со временем перестанут болеть. И не пожалеете, что раньше искали информацию о том, как стать балериной.

Активно себя попробовать может каждая девушка. Тогда не рост, ни внешние данные совершенно никакого значения иметь не будут. Попробуете, быть может, заинтересуетесь.

4. Обязательная практика. Минимум по 1,5 часа. Например, дети стараются еще и танцевать. Это очень помогает в дальнейшем. И если после занятий, ваше тело ощущает легкость и его совсем не ломит, то можно сказать, что вы зря провели время. Должна быть боль в мышцах. Говорите, что вы еще живы и смело, посвящаете всю себя балету.

Проверьте свои навыки, как музыкальность, рост. Умение что нибудь этакое исполнить будет только для вас плюсом. Нужно "играть", что бы восторги были слышимы со всех сторон. Правильно выйти из сложной ситуации, исправиться и терпеть лишения.

5. Если поищите информацию, то найдете такие вещи, которые могут вас отталкивать от вашей мечты. Говорят, что уходят на так называемую пенсию в возрасте 35 лет, со здоровьем, которое только оставляет желать худшего. Они правы, ведь вы отдали себя, и теперь можно заняться другим. Репетиторы требуются везде, и поэтому тот, кто вас обучает, к нему присматривайтесь и учитесь. У них безоговорочный опыт, они делают наставления, значит, знают свое дело.

6. Поинтересуйтесь, какое ждет будущее? Если вы не видите ничего хорошего, а только жалкое существование на сборы от концертов, то подумайте, нужно ли это? Свыкнитесь с мыслью. Упорный труд не всегда играет важную роль. Наследственные данные, могут вас остановить. И вообще, что дальше не сомневаться и ничего не делать, сразу узнайте требования. Если да, то замечательно! Переговорите с родителями, поймут ваш выбор.

7 . Решите вопрос сразу, не думая, что кто-то вам сделает предложение поступить на учебу. Уверенные в себе люди достигают таких результатов, что другим даже такое не снилось. Они просто мечтали, так остались на прежнем месте. Другие же, поступили гораздо разумнее и мудрее. И каких результатов достигли? Невероятных достижений, и все будут правы, кто так считает. Особо одаренные девушки, как стать балериной захотели познать выразительно. Не сидели. Вели других, и показывали свое ярое желание.

Мечта девочки вполне осуществима — в нашем городе можно получить такую профессию. Но, чтобы стать балериной, сначала необходимо пройти серьёзный конкурсный отбор, а потом долгие годы добросовестно трудиться, совершенствовать технику. Награда за старания - успех на сцене и признание зрителей.

Артистов балета готовят в Красноярском хореографическом колледже. Он размещается в старинном особняке в центре Красноярска. Сама атмосфера внутри здания располагает к творчеству: высокие потолки, залы с колоннами и арками, окна с цветными витражами. Из кабинетов доносятся звуки фортепиано…

На отделение классического танца мы набираем детей в возрасте 10-11 лет, закончивших четвёртый класс общеобразовательной школы, - рассказывает Ирина Кирпатовская, заведующая подготовительным отделением колледжа. - Раз в пять лет объявляется набор на отделение народного танца, сюда принимаем ребят с 14 лет, окончивших семь классов. Кстати, как раз в этом году состоится такой набор. Приём абитуриентов проходит в начале июня.

Итак, каким же требованиям должен соответствовать будущий артист балета? Прежде всего приёмная комиссия обращает внимание на внешние данные, в том числе пропорции тела. У ребёнка должна быть небольшая голова, длинные ноги, красивые руки, приятная внешность. Оценивается рост и вес.

В театре важно эстетическое восприятие, поэтому от этих требований не уйдёшь, - объясняет Ирина Николаевна.

Не менее серьёзные требования к здоровью абитуриента. В артисты балета не примут ребят с заболеваниями сердца, бронхиальной астмой… Список противопоказаний довольно большой.

И, конечно, оцениваются физические данные абитуриентов.

Требования к артистам балета растут, постановки изменяются, технически усложняются, и ребята должны обладать соответствующими физическими данными, - поясняет Ирина Кирпатовская. - Высокий подъём, умение выполнять шпагаты, высокий прыжок, гибкость - всё это обязательно должно присутствовать. Безусловно, в процессе работы можно что-то доразвить. Поэтому приёмная комиссия тщательно подходит к отбору ребят, чтобы не было ошибок.

Но помимо всех перечисленных требований должно быть самое главное - мотивация ребёнка. Он должен понимать, что профессия артиста балета - это ежедневная работа над совершенствованием своего тела.

Самый сложный момент - поиск способных, мотивированных детей, - отмечают сотрудники колледжа. - Мы сталкиваемся с малой информированностью людей о нашем учреждении, перспективах профессии. Часто родители не знают о способностях своего ребёнка. Бывает, что видишь фактурных, “мягких” детей, но понимаешь, что они уже не поступят к нам: не хватает физической подготовки, время упущено. Каждый год мы посещаем четвёртые классы школ, просматриваем перспективных ребят, потом приглашаем их вместе с родителями на просмотры в колледж.

В прошлом году преподаватели учреждения просмотрели восемь тысяч четвероклашек. Двадцать пять ребят - 14 девочек и 11 мальчиков - стали учениками 1-5 класса колледжа. Здесь именно такая нумерация классов.

Чтобы поступить сюда, мы готовили специальные танцы, каждый - свой, - рассказывают девочки-первоклассницы. - Отбор прошли не все.

На вопрос, сколько лет до поступления в колледж они занимались танцами, девочки отвечают: год, три, семь лет. И каждая добавляет: “Я мечтала стать балериной с самого детства”.

Занятия в колледже начинаются в 8.30, заканчиваются около трёх часов. В расписании чередуются общеобразовательные и профессиональные дисциплины. В числе последних - гимнастика, классический, историко-бытовой, народно-сценический, современный, дуэтный танцы. Уже с первого класса ребята участвуют во внеклассной практике, академических концертах, при необходимости их приглашают в постановки театра оперы и балета.

В 2011 году педагоги нашего колледжа поставили балет “Щелкунчик”, уже не один выпуск ребят технически вырос на этом спектакле, - рассказывает Ирина Кирпатовская. - Традиционно перед Новым годом “Щелкунчик” показывают на сцене Красноярского театра оперы и балета. Кроме того, с этим спектаклем мы гастролируем по другим городам.

Учатся будущие артисты балета семь лет и десять месяцев, выходят дипломированными специалистами. Но при желании могут продолжить образование - поступить в академии хореографии Москвы или Санкт-Петербурга. Отметим ещё один нюанс: на пенсию артисты балета выходят после 20 лет работы в государственных театрах.

Все наши выпускники находят себя, кто-то остаётся работать в Красноярске, кто-то уезжает в другие города, - говорит Ирина Николаевна. - В прошлом году на канале “Культура” шёл телепроект “Большой балет”, который представлял самых знаменитых артистов балета. Две наши ученицы стали его участницами. Это Виктория Терешкина, она танцует в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, и Кристина Андреева, танцующая в Казанском театре оперы и балета. Профессия артист балета интересна, сложна, многогранна. Мы с удовольствием отмечаем, что интерес к этому виду творчества увеличивается, престиж профессии растет. Последний пример - организация проведения Олимпиады и Паралимпиады, ключевая роль в церемониях открытия этих мероприятий была отведена артистам балета. Русский балет всегда особо ценился, это визитная карточка нашей страны. И пока существуют такие колледжи, качество артистов будет только прирастать.

Прочитала интервью профессора Марины Леоновой, о будущем хореографического обучения , и никак не могу подобрать слова, чтобы выразить то возмущение и негодование, которое бушует внутри меня. Начать с 15 лет- это выше моего понимания. Когда взрослые люди, которые никогда не имели отношения к балету решают начать заниматься хореографией лет в 15-40, то это их личное дело. Они никогда не станут профессионалами, но это их не волнует, им просто нравится этот вид искусства, нравится танец, пластика. Некоторые через несколько лет встают на пуанты . Выглядит это с профессиональной точки зрения несколько жалко, так как взрослые ноги подготовить к тому, чтобы отлично встать на пуанты невозможно! Для этого нужно заниматься с детства, чтобы сначала подготовить мышцы, суставы, связки. Необходимо натренировать свои ноги так, чтобы встав на пуанты не почувствовать сжатости, боли. Пуанты как продолжение ноги. Профессиональная танцовщица не ощущает дискомфорт, кода танцует в пуантах. Для неё это также естественно, как ходить в кроссовках. Но если начать заниматься балетом только в 15 лет, как предлагает сделать министерство образования РФ, то стать профессионалом уже никогда не сможешь — это будет любительская самодеятельность, где не будет понятно, кто лучше, кто хуже, так как дети не проходили отбор в раннем детстве, когда данные ребёнка легче всего выявить. К 15 годам, даже если что-то и останется у ребёнка, то развить и сделать из девочки приму-балерину не получится ни при каких условиях. То же самое относится и к мальчикам. В 10 лет за него хоть и решают родители, но с годами он начинает жить уже именно балетом , для него танец — это смысл жизни и в чём-то другом он себя уже не представляет. В 15 лет он просто не пойдёт в балет , потому что сочтёт это не мужским занятием! Потому что его ровесники играют в футбол и откровенно смеются над теми, кто танцует в облегающем трико. А если всё же любовь к танцам возьмёт верх над ехидно смеющимися сверстниками, то развить прыжок в 15 лет уже точно будет невозможно! А прыжок в мужском танце практически одно из основных составляющих. Про поддержки видимо придётся вообще забыть, ведь для этого тоже развивается определённая мускулатура. Кроме того, не будет той изящности, воздушности, силы и мощи, которое отрабатывается, отчеканивается с самого детства и не сможет вот так вдруг взять и появиться в подростковом возрасте. Как добиться этих тонких линий, лебединой шеи, идеальности в движениях? Это будет лишь подобие того, к чему стремятся дети на уроках классической хореографии и чего добиваются педагоги от своих учеников в течении многих лет.

Российский балет знаменит на весь мир, русский балет легендарный и самый лучший и именно русские люди, сидящие в российском правительстве, губят русский балет в одночасье. Чем мыслят те люди, которые принимают законы — остаётся загадкой.

Для чего и кому это нужно?

У меня большая коллекция косметики дома. Продукция фирмы Плеяна занимает в моей коллекции косметики далеко не последнее место, благодаря высокому качеству продукции Плеяна и огромному ассортименту выпускаемой косметики. Вот этот замечательный карандаш для бровей я всегда ношу с собой, он неизменный мой спутник и он надолго обосновался в моей косметичке.

  • . says:
  • master says:
  • Serafima says:
  • Вахмометр says:
  • Алина says:

Балет – один из немногих видов искусства, для которых не существует понятия «любительство».
Художник-любитель может в свободное от работы время писать прекрасные картины. Самодеятельный музыкант способен со временем сделать музыку своей новой профессией. Кинорежиссер иной раз доверяет главную роль в картине простому человеку «с улицы», а не профессиональному актеру. Но никому никогда не придет в голову нарядить в балетную пачку и выпустить на театральную сцену девушку (даже самую красивую и артистичную!), если она не имеет специальной подготовки. Это просто невозможно. Будущую балерину терпеливо и тщательно готовят с детства.

Как отбирают девочек для обучения балету?
В балетные (хореографические) училища на отделение классического танца принимают детей, только что окончивших начальную школу. Этот возраст (9-10 лет) считают самым подходящим для начала профессионального обучения. В специальном учебном заведении девочки будут заниматься сразу по двум циклам: специальному и общеобразовательному. Специальный цикл (уроки танца, музыки, истории театра) будет для них главным, более того: весь распорядок дня будет подчинен графику занятий у хореографического станка. Именно так воспитываются артисты знаменитой на весь мир русской школы балета.

При поступлении в училище строгие преподаватели в первую очередь оценивают внешние данные маленьких танцовщиц. Предпочтение отдают длинноногим невысоким девочкам изящного телосложения. Учитывается даже размер и форма головы: головка должна быть небольшой и аккуратно посаженной на высокой тонкой шейке.
Очень часто преподаватели смотрят не только на детей, но и на их родителей: не слишком ли те крупнотелы? Ведь от наследственности никуда не деться! Года через три-четыре худенькая дочь высокой дородной мамы может превратиться в рослую статную девицу-красавицу. Само по себе это, конечно, неплохо, но где для такой основательной балерины найти богатыря-партнера?

Несмотря на внешнюю хрупкость, будущая балерина должна обладать хорошей физической подготовкой. Гибкая ли у девочки спина, достаточна ли упругость мышц, правильно ли сформирован свод стопы – на все эти и еще на многие другие вопросы ответ должен быть только положительным, иначе интенсивные занятия будут вредить здоровью ребенка. А здоровье должно быть не просто хорошим, а очень хорошим – ученицам придется выдерживать серьезные нагрузки.

Творческий потенциал поступающих (слух, чувство ритма, внимание, память, музыкальность, артистизм) педагоги тоже проверяют, но к его оценке подходят достаточно лояльно: у всех детей разная подготовка, поэтому трудно судить об их врожденных данных. Естественно, детей ярких и артистичных сразу «берут на заметку». Однако никто не будет «ставить крест» на тех, кто не сумел раскрыться на вступительных испытаниях. Ничего страшного – музыкальные и артистические данные в детском возрасте хорошо поддаются развитию, было бы желание и упорство.

Можно ли стать балериной, занимаясь в балетной студии?
Хороших детских балетных студий в стране не так уж и много. Но даже в самой лучшей любительской студии невозможно получить полноценную профессиональную балетную подготовку. Связано это с тем, что дети-студийцы занимаются балетом в свободное от обычной школы время, а времени этого оказывается совсем немного.
Результатом работы лучших студий становятся настоящие балетные спектакли, в которых все роли исполняют дети. Как милы пятилетние крохи на сцене! И как похожи на настоящих балерин девочки-подростки, уверенно стоящие на пуантах!