Актер виталий соломин. Судьба доктора Ватсона

Виталий Соломин сыграл более 50 ролей в кино, но у большинства зрителей он ассоциируется с доктором Ватсоном из советской экранизации расказов о Шерлоке Холмсе. Удивительно, но в реальной жизни актёр на благовоспитанного и хладнокровного англичанина походил мало: о вздорном характере «парня из Читы» слагали легенды. В юбилей Соломина АиФ.ru вспоминает, каким на самом деле был любимый артист советского экрана.

На белом коне

Родители Соломина были музыкальными педагогами и мечтали видеть младшего сына новым Рихтером. Однако мальчик их надежд не оправдал: он терпеливо учился играть на фортепиано, а сам спешил на занятия в спортивные секции. В Чите не было такого спортивного кружка, где бы не занимался будущий доктор Ватсон: волейбол, баскетбол, гимнастика, лёгкая атлетика, особенно юноше нравился бокс. Но этим увлечениям так и не суждено было перерасти в профессию.

Виталий говорил, что всегда завидовал своему старшему брату, Юрию Соломину , который с самого начала решил, что станет артистом, и упорно шёл к намеченной цели. «В школе он был солистом хора. И я однажды решил своим талантом всех убить. Выучил слова одной детской песенки, но когда заиграла музыка, не смог от волнения издать ну хоть какой-то похожий на песню звук. Вот таким был мой первый выход на сцену», — вспоминал будущий народный артист.

Братья Юрий и Виталий Соломины. Фото: www.globallookpress.com

Юрий поступил в театральное училище, когда Виталию было всего 11 лет. А когда будущий Ватсон окончил школу, то поспешил отправиться вслед за братом в Москву в Щепкинское училище. От отца амбициозный юноша получил напутствие: «Всё правильно, сын. Падать — так с белого коня!» Но упасть Соломину не довелось, наоборот, он «въехал на белом коне» сначала в Щепкинское театральное училище, а затем в большое кино.

Фото: www.russianlook.com

Вредный герой

Уже со второго курса Соломин играл в Малом театре, и кинокарьера начинающего артиста складывалась не менее удачно. Первой его серьёзной работой на большом экране стала сентиментальная мелодрама «Женщины», которая раз и навсегда принесла 25-летнему артисту любовь зрителей. «Через несколько дней после начала проката я понял, что такое популярность», — вспоминал актёр. А впереди его только ожидали роли в 30 спектаклях и более чем 50 кинокартинах. Вадим Дашков из мелодрамы «Зимняя вишня», прохиндей Паша из картины «Искренне ваш…», Фальк из «Летучей мыши» — Соломин одинаково легко примерял самые разнообразные маски и образы, от нелепого простачка до элегантного героя-любовника.

Виталий Соломин в фильме «Женщины» (1965) Фото: Кадр из фильма

Зрители были очарованы обаянием советской звезды, а новые знакомые оказывались под впечатлением от его сложного характера. В частной жизни артист был угрюмым и задумчивым человеком, на репетициях часто был несдержан, а благодаря своей категоричности наживал немало проблем и врагов. Андрон Кончаловский , который снимал Соломина в «Сибириаде», даже прозвал его «каменным цветком»: так бескомпромиссен и твёрд казался актёр в спорах. Да и сам Соломин не скрывал своих недостатков: «Все, кто меня знает достаточно близко, считают, что у меня очень тяжёлый характер. Я упрямый, а порою даже вредный».

Виталий Соломин в фильме «Вишнёвый сад» (1976) Фото: Кадр из фильма

Ревнивый ловелас

Лучше всех непростой характер артиста изучила его вторая жена — Мария (от первой супруги — актрисы Натальи Рудной — Соломин ушёл ещё в молодости, взяв с собой лишь чемодан с одеждой). Знаменитый артист познакомился с ней на пробах фильма «Городской романс», и хотя роль в картине так и не получил, зато нашёл свою любовь.

После неудачного первого брака Ватсон решил, что никогда не женится на актрисе, и данное себе обещание сдержал, поставив перед Марией ультиматум: никакого кино. Его аргументы были такими: «Станешь сниматься — нужно будет куда-то ехать. В поездах женщин мало, а мужчины настырны. Целое купе актрисе никто не купит, а значит, чтобы я был спокоен, мне придётся доплачивать за три места из своих денег. Дальше — поселят тебя в гостинице. Вечером выйти никуда нельзя: красивая женщина, одна. Да и было бы ради чего сниматься: платят копейки, а выкладываться приходится по максимуму». Но, будучи страшно ревнивым человеком, сам он казался довольно любвеобильным и всегда купался в женском внимании.

Мария и Виталий Соломины в фильме «Сильва», 1981 год. Фото: Кадр из фильма

«Как Андрей Миронов»

Несмотря на свой скверный характер и постоянные разногласия с руководством Малого театра, своей родной сцене Соломин «изменил» лишь однажды, на два года уйдя в Театр им. Моссовета. Там он сыграл в спектакле по пьесе Астафьева «Печальный детектив». Но когда художественным руководителем Малого стал Юрий Соломин , Виталий поддался на уговоры брата и вернулся «домой».

В последние годы жизни Соломин работал особенно много: играл сам, ставил спектакли как режиссёр. «Когда он поставил "Свадьбу Кречинского", то буквально светился от счастья. Он купался в своей роли, выделывая на сцене невероятное, например, с разбега садился на шпагат. И это в 60 лет», — вспоминал актёр Василий Ливанов , который предостерегал друга от проявлений такого азарта.

Однажды Соломин сказал, что хочет умереть на сцене, как Андрей Миронов . И эти страшные слова оказались почти пророческими.

Та самая «Свадьба Кречинского» и стала для артиста последним спектаклем. 23 апреля 2002 года Соломин в последний раз вышел на сцену. Во время первого акта актёру внезапно стало плохо, и его увезли в больницу. Позже выяснилось, что у Соломина произошёл ишемический инсульт, а через месяц он скончался в больнице.


  • Кадр из фильма «Женщины»

  • Кадр из фильма «Старшая сестра»

  • Кадр из фильма «Крепкий орешек»

  • Кадр из фильма «Даурия»

  • Кадр из фильма «Сибириада»
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Соломина Виталия Мефодьевича

Соломин Виталий Мефодьевич (12.12.1941, Чита - 27.05.2002, Москва) – отечественный актер кино и театра.

Детство

Виталий Мефодьевич Соломин родился 12 декабря 1941 года в Чите. Семья Соломиных квартировалась в деревянном доме, построенном для врача, приехавшего лечить ссыльных декабристов. Одно из ярких воспоминаний детства – окна дома, не по-сибирски большие – ведь мороз там жуткий! Идешь за водой – не дай Бог ее разлить и наступить в лужу. Нога тут же примерзнет. Вечерами Виталя любил сидеть, положив ноги на горячую печку, с книжкой и стаканом сладкого чая. Одним из любимых писателей был, конечно, . Кстати, доктор Ватсон представлялся тогда будущему актеру пузатым и низеньким человеком, никак не похожим на него самого – рослого и подтянутого.

Любовь к Малому театру

Виталий Соломин не из тех, кто метался по жизни. Раз и навсегда влюбившись в Малый театр с его традициями, атмосферой, наполненной присутствием нескольких великих актерских поколений, актер был верен ему и в дни громкого успеха (его принесли роли в спектаклях «Ревизор», «Горе от ума», «Живой труп»), и в годы затяжного простоя.

Малому Соломин «изменил» лишь однажды: устав от вечных разногласий с руководством, он на два года ушел в Театр им. Моссовета. Здесь он сыграл в спектакле по пьесе «Печальный детектив». Актер очень быстро понял, что везде одно и то же. И нет никакого смысла менять свой театр на чужой. Тем временем в Малом театре произошла смена руководства – худруком стал . Виталий Мефодьевич поддался уговорам брата и вернулся «домой». И тут же на родной сцене поставил спектакль по пьесе «Дикарка», в котором сам же и сыграл Ашметьева.

Пришло время, когда из подающего надежды актера Виталий Соломин стал актером, на которого можно ставить спектакли. Из театральных работ того периода запомнилась ставшая любимой роль Ипполита в спектакле, поставленном и режиссером Юнниковым, «Не все коту масленица», роль Чацкого в спектакле Царева «Горе от ума», и роль в пьесе Салынского «Летние прогулки». Далее были спектакли «Заговор Фиеко в Генуе» и «Живой труп», совместная работа с Нелли Корниенко.

Режиссура

Впрочем, Виталий Соломин не ждал годами у моря погоды. Прочитав пьесу Александра Галина «Сирена и Виктория», он увидел частную антрепризу. Уговорив киноактрису впервые в жизни выйти на театральную сцену и заручившись согласием , режиссер Виталий Соломин поставил спектакль «на троих актеров». Третьим, разумеется, стал он сам. «Сирена» собирала аншлаги в гастрольном туре по России, в Москве...

На сцене Малого театра была поставлена антреприза по пьесе Макса Фриша «Биография: игра». Премьеру, правда, пришлось отложить: за день безвременно ушел из жизни артист и труппе пришлось срочно искать замену. На роль был приглашен . Режиссер Виталий Соломин считал, что антрепризные работы не просто способ заработать. В них артист может реализовать себя в интересных работах, когда артисты выходят на сцену без предварительной репетиции. Что, однако, по его мнению, не мешает зрителям в полной мере воспринимать пьесу. Кроме того, он считал, что антреприза – это то, что нужно зрителю сегодня.

Спорить с Виталием Мефодьевичем было бесполезно. Не тот характер. «Каменный цветок» , – говорил о нем , снимавший Соломина в «Сибириаде». Он считал чуть ли не самым страшным грехом... необязательность. Для организаторов театральных гастролей Соломин был настоящим наказанием. Не дай Бог какие-то накладки, задержки с гонораром или что-то подобное! Он мог и вообще отказаться выйти на сцену, а уж о дальнейшем сотрудничестве не могло быть и речи.

Работа в кино

В театральной жизни актера были разные периоды – менялись режиссеры, руководство театра, были перерывы, даже по несколько лет. Спасали съемки в кино. Виталий Соломин прославился быстрее своего брата – фильмы с его участием вышли раньше, чем «Адъютант его превосходительства». Первым фильмом, в котором дебютировал Виталий Соломин в небольшой роли, стала картина «Улица Ньютона, дом 1». Потом последовали «Председатель» и фильм «Женщины», где актер сыграл главную роль – роль Жени. Картина была прекрасно встречена специалистами, имела огромный успех у зрителей. В киноленте «Старшая сестра» он исполнил роль Кирилла. Его партнерами стали замечательный и несравненная . В дальнейшем Виталий часто и успешно снимался.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон

Благодарное чувство испытывал Виталий Соломин к режиссеру Игорю Масленникову, в фильмах которого сыграл ведущие роли. Любимая, принесшая актеру настоящую популярность – доктор Ватсон в сериале о Шерлоке Холмсе. Среди многочисленных пар Холмсов и Ватсонов, которых в истории набралось несколько десятков, сами англичане признают только своих собственных и... русских: ливановский Холмс и соломинский Ватсон стали лучшими в мировом кино.

Хотя какая разница?! Главное, чтобы нашим зрителям нравилось, чтобы наши признали. А то, что думают по этому поводу англичане... В процессе съемок фильма актер познакомился и на всю жизнь подружился с . А в одной из серий «Шерлока Холмса» по рассказу «Пестрая лента» Соломин даже разрешил сняться жене. По требованию мужа Мария Соломина несколько лет отказывалась от режиссерских предложений.

Сам же Соломин считал: «Ватсон – это «чтиво», всего лишь детектив, хорошо и стильно сделанный хорошим оператором и режиссером, талантливыми актерами. Но – это же не , не и не Сухово-Кобылин! Театральные роли намного интереснее! Только в классике актер может продемонстрировать, на что он способен» . Впоследствии режиссер Игорь Масленников пригласил актера сыграть в «Пиковой даме».

«Зимняя вишня»

Большой успех принес Виталию Соломину фильм «Зимняя вишня». Психологический фильм, остроумный художественный эксперимент, поставленный режиссером над отдельно взятым индивидом мужского пола. Дуэт Соломина и играет двух разных мужчин, которые сражались за сердце одной и той же женщины.

Виталий Соломин играет то, что случилось бы с героем, если бы в отношениях с любимой женщиной он поступил бы так-то и так-то, а – если бы он поступил наоборот, вот так и вот эдак. Кто победит – флегматик Соломин или супермен ?..

«В жизни мужчины-актера бывает всякое. Творческий человек всегда должен находиться в состоянии любви – и те, кто считает, что это любовь к чему-то абстрактному, очень ошибаются. Актеры влюбляются в партнершу по сцене, а вовсе не в пейзаж за окном , – откровенно признался Соломин. – Вживаться в роль всегда трудно, это только на экране все смотрится легко и просто» .

Другие фильмы

Фильмография актера насчитывает несколько десятков картин, принесших Виталию Мефодьевичу огромную популярность и любовь миллионов зрителей. Очень дорога была ему работа в фильме «Даурия»: действие романа разворачивается в Сибири, Забайкалье, родных для актера местах.

С удовольствием Виталий Соломин снимался в музыкальных фильмах «Сильва» и «Летучая мышь»: любил музыку, хотел петь, танцевать, был даже период записи песен на радио, к сожалению, небольшой. Одна из последних работ Виталия Соломина – многосерийный фильм «Пан или пропал».

Виталий Соломин пробовал себя и в качестве кинорежиссера, сняв полнометражный фильм «Охота». Действие фильма происходит в конце XVIII в. Костюмы для него – расшитые камзолы и платья – делались мастерами по специальной технологии. Съемки происходили на киностудии «Ленфильм», картина демонстрировалась по телевидению.

Личная жизнь

Первая супруга – Рудная Наталья Владимировна, актриса кино и театра.

Вторая супруга – Соломина Мария Антониновна, выпускница Текстильного института, художник-модельер. Работала в Доме моделей, участвовала в выпуске журналов мод. Снялась в фильмах «Городской романс», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Сильва».

Дочери от второго брака: Анастасия, окончила школу при ансамбле Игоря Моисеева, потом начала работать в этом коллективе; и Елизавета. Внук Кирилл.

Виталий Соломин не ездил на фестивали, не посещал кинотусовок, редко появлялся на экране телевизора. Просто он слишком хорошо чувствовал вкус частной жизни... Место, в котором легко можно было застать Виталия Соломина, – ресторан Дома журналистов. Там работали официанты из бывшего ВТО, с которыми актер был знаком добрых три десятка лет. Они знали все про его жизнь, а он – все про них.

Меньше всего Виталий Соломин похож на своего знаменитого персонажа из «Зимней вишни» – человека слабовольного, нерешительного, склонного к вечным компромиссам. Хотя сам актер считал, что между ними все же есть нечто общее: «Любовь к двум женщинам сразу – это не так уж и ненормально, только очень тяжело» . Впрочем, его собственная семейная лодка благополучно миновала и эти рифы. Маша оказалась на редкость понимающей женой. Как-то Виталий Соломин спросил свою старшую дочь, что такое жизнь. Она ответила: «Это наш круг на Земле» . Очень точно.

«Свой круг» для Виталия Соломина – это и жизнь на даче. Он купил старую, 37-го года, с огромными яблонями в саду, березами, зарослями малины, смородины, черемухи. Там какие-то закоулочки, старые скамейки, сараи, а в них – старинные лампы, пишущие машинки конца XIX века, оплетенные бутылки. Красивые творения человеческих рук. Во всем этом есть ощущение присутствия людей. Плотная атмосфера.

Чтобы научить внука Кирилла чувствовать эту атмосферу, Виталий Мефодьевич трудился над обустройством специального сарая – с инструментами, верстаком, а главное – с колесом наподобие того, что крутили Тимур и его команда: чтобы все звенело, дребезжало, жило... А чтобы Кирилл знал, что такое земля и как на ней что-то произрастает, Виталий Мефодьевич, совершенно равнодушный к садоводству и огородничеству, поставил парник для огурцов. Вскапывали землю вдвоем с Кириллом – оба по пояс голые, чумазые, рыжеволосые, курносые, упрямые, вредные...

Рядом с Соломиными купил дом и его друг Матякин – тот самый, за честь которого актер вступил в рукопашный бой. Не важно, что поселок расположен слишком близко от аэропорта Шереметьево и рев самолетов не дает заснуть. Зато близко к другу! Этой дружбе было тридцать лет. Виталий Соломин официально отпраздновал это событие – организовал несколько костров, пригласил симпатичных людей... Справлять тридцатилетие дружбы – это тоже «свой круг» на Земле.

В Малом театре Виталий Соломин славился своим умением праздновать. Праздники – это целый ритуал. Не нужно никакой нарочитой роскоши. Главное, чтобы все было душевно, с любовью, с фантазией. Премьер его спектаклей ждали все – и не только ради самих спектаклей, но и ради банкетов. Что-нибудь Виталий Мефодьевич всегда придумывал – то раздобудет гигантского осетра, которого вносят в обеденный зал восемь человек, то фейерверк устроит. Лишь бы ощущение «своего круга» не уходило, лишь бы вкус жизни не пропадал...

Скучновато стало в театре к концу сезона – так нужно устроить Новый год! Не важно, что на дворе апрель! Елка, Дед Мороз со Снегурочкой, а главное – капустник, для которого каждый должен свой номер приготовить, все – от режиссера до пожарника – и людям станет немного легче жить. И не беда, что на следующий день Соломину ничего не стоило, погрузившись в свои мысли, забыть поздороваться со вчерашними товарищами по празднику жизни... Коллеги в театре ему прощали и рассеянность, и подчас тяжелый нрав.

Сцена Малого, близкие актера – все это был его круг. И те места, где его встречали с любовью, – это тоже был его круг на этой Земле.

Смерть

В конце апреля 2002 года у Виталия Соломина случился инсульт – прямо на сцене во время спектакля… После этого неприятного происшествия актер прожил всего лишь месяц, несмотря на старания докторов. Виталий Мефодьевич Соломин скончался 27 мая 2002 года.

Основные награды и премии

Народный артист России (1991).

Лауреат Премии Москвы (1998).

Лауреат ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999).

    СОЛОМИН Виталий Мефодьевич - (12 декабря 1941, Чита 27 мая 2002, Москва), российский актер, народный артист Российской Федерации (1992). Брат Юрия Соломина (см. СОЛОМИН Юрий Мефодьевич). Окончил театральное училище имени М. С. Щепкина (1963). В 1963 1986 и с 1988 в Малом… … Энциклопедический словарь

    СОЛОМИН Виталий Мефодьевич - (12 декабря 1941, Чита 27 мая 2002, Москва), актер театра и кино, народный артист России (1992). Брат Юрия Соломина (см. СОЛОМИН Юрий Мефодьевич). Окончил театральное училище имени М. С. Щепкина (1963, курс Н. А. Анненкова). В 1963 1986 и с1988… … Энциклопедия кино

    Соломин, Виталий Мефодьевич - Род. 1941, ум. 2002. Актер театра и кино, режиссер. Выпускник театрального училища им. Щепкина (1963). Работал в Малом театре (1963 1986, 1988), Московском театре им. Моссовета (1988). В кино с 1963 г. Фильмы: Женщины" (1964), "Старшая… … Большая биографическая энциклопедия

    Соломин, Виталий Мефодьевич - Виталий Соломин. СОЛОМИН Виталий Мефодьевич (1941 2002), актер. Брат Ю.М. Соломина. В 1963 85 и с 1988 в Малом театре. Работал также в московских театрах имени Моссовета, Детектив. Исполнял комедийные, характерные и драматические роли, наделяя… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СОЛОМИН Виталий Мефодьевич - (р. 1941) российский актер, народный артист Российской Федерации (1982). В 1963 86 и с1988 в Малом театре. Играл в спектаклях: Дядя Ваня, Горе от ума, Не все коту масленица, Свадьба Кречинского и др. В 1988 в спектакле Московского… … Большой Энциклопедический словарь

    СОЛОМИН Виталий Мефодьевич - (р. 12.12.1941), советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1974). С 1963, по окончании Театрального училища им. Щепкина, в Малом театре. В кино с 1963. Соломин обладает комедийным и драматическим дарованием. Созданные им характеры проникнуты… … Кино: Энциклопедический словарь

    Соломин Виталий Мефодьевич - … Википедия

    Соломин, Юрий Мефодьевич - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Соломин. Юрий Соломин … Википедия

    Виталий Мефодьевич Соломин - Виталий Соломин Виталий Мефодьевич Соломин Виталий Соломин в фильме «Летучая мышь» Имя при рождении: Виталий Мефодьевич Соломин Дата рождения … Википедия

    Соломин, Виталий - Виталий Соломин: Соломин, Виталий Иванович (род. 1928) советский и российский академик. Соломин, Виталий Мефодьевич (1941 2002) советский и российский актёр театра и кино, народный артист России. Соломин, Виталий Петрович … … Википедия

«У Виталика на каждых гастролях, на каждой новой картине была женщина. И не из-за того, что он подлец и скверно относился к супруге. Просто таким образом он черпал энергию, набирался вдохновения

Вот уже почти десять лет с нами нет лучезарного Виталия СОЛОМИНА. 12 декабря замечательному мастеру экрана и сцены исполнилось бы 70. Преданные поклонники артиста, сыгравшего доктора Ватсона и Вадима из «Зимней вишни», наверняка запомнили его как примерного семьянина — мужа, отца, позже деда. Но, как оказалось, были в жизни Виталия Мефодьевича моменты, когда его отношения с любимыми женщинами проходили проверку на прочность. Сегодня «Экспресс газета» впервые рассказывает о неизвестных страницах биографии артиста.

О дамах сердца, кроме как о последней жене Маше, подарившей ему двух прекрасных дочек, Соломин вспоминать не любил. И если журналисты расспрашивали его о прошлых влюбленностях, быстро переводил тему или говорил о детстве. Мол, в пятилетнем возрасте по уши втрескался в мамину подругу и, чтобы привлечь к себе внимание, однажды набрал в рот одеколон и прыснул в ее сторону.

Нокаутировал нахала

Со своей первой женой Наташей сибиряк Соломин познакомился на предпоследнем курсе театрального. Он учился в Щепке, а его избранница, дочка известного журналиста, писателя и драматурга Владимира Рудного, — в Щуке. Молодые люди повстречались во время студенческого спектакля в 1962 году. Говорят, барышня из столичной богемной семьи первой приметила симпатичного провинциала. Однокурсницы считали Виталика закрытым и холодным парнем (позже Андрон Кончаловский дал ему прозвище Каменный Цветок), а вот Наталье Рудной удалось растопить его сердце.

Спустя год после знакомства Ната и Виталик объявили родителям, что подают заявление в загс. Молодые вместе работали в Малом театре и поначалу жили с Наташиными мамой и папой.
По воспоминаниям друзей, Соломин всегда дико ревновал свою вторую половинку к другим мужчинам. Оно и понятно, Рудная продолжала вести активную светскую жизнь: тусовалась с золотой молодежью и успешными коллегами-актерами. Это сильно не нравилось Виталию. Он ждал от супруги семейного уюта, мечтал о детях.
Однажды Борис Рябцев, двоюродный брат нашего героя, предложил Соломину прогуляться по центру Москвы в компании с одним грузинским актером. Виталий взял с собой Наташу. И во время этого променада горячий кавказец неожиданно стал оказывал знаки внимания девушке: целовал ей руки, делал комплименты, сыпал неприличными анекдотами. Все это настолько возмутило будущего «доктора Ватсона», что он скомандовал брату идти с женой вперед, а сам, недолго думая, резким и точным ударом нокаутировал охальника. В юности Соломин занимался боксом и всегда мог постоять за себя и своих близких.

Виталий много снимался в кино, у него появились деньги. (Рудная, напротив, была мало востребована на экране, свою единственную главную роль в картине «Осень» она сыграла уже после развода с Соломиным.) Поняв, что зять в состоянии оплатить покупку кооперативной квартиры, Наташин отец похлопотал где надо, и уже вскоре пара переселилась в новостройку у метро «Аэропорт». Правда, счастья это не принесло. Рудная продолжала где-то пропадать вечерами, а до Виталия дошли слухи, что она ему наставляет рога с известным актером. Соломин подал на развод.
Тесть настоял, чтобы новенькая квартира осталась его дочери, хотя семья Рудных имела еще две «трешки» в центре. Гордый Виталий переехал в общежитие и в сердцах дал зарок минимум лет десять не жениться.
— С тех пор как я рассталась с Виталием, прошло 43 года, — проговорила в трубку Рудная, когда я ее попросила вспомнить о жизни с Соломиным. — Мы больше ни разу не виделись. Хотя знаю, что он был чудесным артистом, но рассказывать ничего не хочу. В театре у него было много друзей и подруг, например Виктория Лепко, с которой Виталия связывали романтические отношения. Так что вы обратились не по адресу.
Поведать о первом неудачном браке Соломина его товарищи наотрез отказывались. Только Лидия Витальевна, жена писателя Владимира Орлова, с которым семья Соломиных очень дружила, печально заметила:
— Развод с Рудной оставил в душе у Виталия большую душевную рану, я это прочла в его дневниках.

Обещать — не значит жениться

О том, как Соломин познакомился со своей второй и последней женой Машей, написано много. Их встреча случилась на съемках фильма «Городской романс», где Виталию сначала дали главную роль, а потом она отошла к Евгению Киндинову. Наш герой расстроился, но вскоре понял: гораздо важнее, что он встретил ту, которая станет его судьбой.
В 1975 году, пожив в общаге и обзаведясь первой дочкой, Соломины переехали в долгожданную собственную квартиру. Но спустя несколько лет их счастье едва не разбилось.
В 1979 году в Малый пришла новенькая — Лена Цыплакова. Несмотря на юный возраст — 21 год, она уже успела сняться в нескольких кинохитах, в том числе в «Д’Артаньян и три мушкетера» и «Школьный вальс». Мужчины из театра тут же распустили хвосты, но Леночка объявила, что недавно вышла замуж за Дениса Евстигнеева, однокурсника по ВГИКу. Правда, спустя несколько месяцев пришла весть, что брак распался. И тогда Виталий, которому не давала покоя красота молодой коллеги, решился закрутить с ней служебный роман.
— Любвеобильный Соломин врал Цыплаковой, что тоже порвал отношения с супругой. Мол, просто живет с той под одной крышей ради дочки, — поделился один из тогдашних коллег Виталия и Елены. — Даже обещал вскоре жениться на Леночке. Но спустя два года их страстные отношения дали трещину. До Цыплаковой дошли слухи, что Маша Соломина ждет второго ребенка. И она тут же поняла, что любимый юлил и роль тайной зазнобы ее больше не устраивает. К тому моменту Елена уже ушла из Малого, поэтому их расставание прошло стремительно.

Веселые гастроли

Мария тоже знала, что муж ей изменял. Но сумела простить. В 1985 году у Соломиных родилась еще одна дочка. А спустя несколько лет Виталий снова влюбился в коллегу по театру — звезду фильма «Спортлото-82» Светлану Аманову.
Их роман протекал на глазах у коллег во время гастролей труппы. Например, во время поездки в Болгарию Виталий решил развлечь Свету и подбил ее и друзей на необычную игру.
— А давайте изобразим, что я — бандит, Аманова — моя девушка, а вы — наши телохранители, — предложил артист Александру Клюквину и Дмитрию Назарову.
Те не задумываясь согласились и отправились в один из шикарных ресторанов. Шоу удалось на славу. Когда Соломин и Аманова пили коньяк, их «бодигарды» встали рядом, нацепив темные очки, и подозрительно смотрели по сторонам. А едва парочка решила потанцевать, Саша и Дима ходили вокруг, не подпуская никого ближе чем на пять метров. Все участники остались довольны, а особенно — влюбленные, которых ждала ночь любви в отеле уже без присмотра «охранников».

Слухи об очередном романе благоверного снова дошли до жены Соломина. И она опять простила. А он оценил благородство Маши и пообещал больше никогда ей не изменять. Хотя коллеги по цеху уверенно замечают:
— У Виталика на каждых гастролях, на каждой новой картине была женщина. И не из-за того, что он подлец и скверно относился к супруге. Просто таким образом он черпал энергию, набирался вдохновения. Не нужно его за это осуждать! У всех нас есть свои маленькие слабости, и то, что Соломин ТАК сильно любил красивых женщин, — еще не самая худшая «вредная привычка».
— Я бы не хотела говорить о разладах в семье Соломиных, — вздохнула Светлана, жена онколога Евгения Матякина, самого близкого друга нашего героя. — Ну, бывает, увлекся мужчина, что теперь? Мы все, близкие, уверены, у них с Машей был крепкий брак — он обожал супругу, дочек, внуков. Виталий был евреем по маме, но за несколько лет до смерти покрестился в православной церкви. Его, как положено, и отпели. Маша после ухода мужа не знала, как жить дальше. Ей пришлось продать дачу — то ли из-за нехватки средств, то ли потому, что одна там бывать не хотела.
В 2006-м вдову Соломина стали замечать на светских мероприятиях вместе с владельцем сети пиццерий Александром Гриневым. Но друзья уверены, что состоятельный бизнесмен просто по-дружески помогал Марии Антониновне и ни о каком интиме речи не шло.

— Сейчас Маша живет за городом, — рассказала Светлана Матякина. — У нее на руках старенькая мама. Теща Виталия серьезно больна — сломала шейку бедра, не встает, забывается. Мария ее не оставляет, думаю, Новый год они встретят вдвоем.
Дочери Соломиных давно выросли. Старшая, 38-летняя Настя, удачно вышла замуж за бизнесмена. У них двое сыновей: 15-летний Кирилл и 9-летний Федя.
Младшая, 27-летняя Лиза, только недавно пошла под венец. Девушка окончила режиссерский факультет ВГИКа, где училась на курсе у Игоря Масленникова (именно он снял Соломина в «Шерлоке Холмсе» и «Зимней вишне»). Получив диплом, Лиза работала вторым режиссером у Никиты Михалкова на «Утомленных солнцем-2». А вот теперь нашла время на устройство личной жизни.
— В мае Лиза вышла замуж за очень хорошего мальчика по имени Глеб — он ее коллега, режиссер рекламы, — рассказала Матякина. — Жаль, отец не дожил до этого — он бы очень порадовался за Лизоньку.

В новогодние каникулы показывают многие славные советские фильмы. Вот и двухсерийная музыкальная кинолента «Летучая мышь» (Ленфильм, 1979, реж. Ян Фрид) пришлась весьма кстати. Юрий и Виталий Соломины, замечательные Максакова и Удовиченко, Шурик – Александр Демьяненко в эпизодической роли, Филиппов, Ольга Волкова (стрельба глазами), Олег Видов, еще не эмигрировавший в Штаты, Весник, Дмитриев, Светин…

Фальк - в "Летучей мыши"

Многих из этого великолепного актерского ансамбля уже нет с нами. Как и одного из главных героев ленты – Виталия Мефодьевича Соломина. Жизнь мне подарила две встречи с этим глубоким человеком и актером. В прошлом декабре ему бы исполнилось 70 лет…

***
Когда я договаривался об интервью с Виталием Соломиным (это было самое начало мая 1999 года), он предложил мне приехать рано утром в аэропорт, где собирался проводить Ирину Розанову, игравшую у него и вместе с ним в антрепризном спектакле «Сирена и Виктория» (обкатка до премьеры в Москве). Дело в том, что гримерку Ирины накануне, во время спектакля в латвийском Художественном театре, в антракте навестил вор под видом электрика - к счастью, унес только деньги, но не документы… Поэтому Виталий Мефодьевич во избежание недоразумений решил проводить удрученную актрису на рейс лично. Мы проговорили некоторое время за чашкой кофе в аэропорту, проводили Ирину, и Соломин, поняв, что я настроен на серьезный разговор, пригласил меня продолжить его уже в гостиничном номере. Мы возвратились в Ригу и проговорили около двух часов. Предлагаю фрагменты нашей беседы, набранные мною по сохранившейся вырезке из рижской газеты «СМ». В Интернете, понятное дело, этого интервью до сих пор не было…

Proficinema.ru

НОВЫЕ РУССКИЕ

Виталий Мефодьевич, в отличие от антрепризных спектаклей, где обходятся одной тумбочкой или надувным матрацем для создания интерьера, у вас очень богатые декорации, не говоря уже о прекрасных актерах. Расписанные свисающие с потолка ткани, стол и кресла, которые по ходу действия « со смыслом» вдруг взмывают вверх…

Зритель соскучился по настоящим декорациям, расписанным задникам. У нас центральная героиня – «новая русская». Сама по себе тема для меня скучная. Мне совсем неохота разбираться, что это такое, кто это придумал. Но тем не менее мы попытались придумать, как может выглядеть квартира нувориша. Ведь по тексту наша новая русская живет почти на самой Красной площади. От буквальной символики – светящихся звезд на заднике – мы решили, в конце концов, отказаться. А для создания образа придумали парящие в воздухе стол и кресла – уж такого, наверное, точно ни у кого нет.

По ходу спектакля к тому же все постоянно пьют из кубков – разных, случайных. Я в жизни такого человека встречал, хотя подобный идиотизм есть везде, в любой стране. Когда деньги начинают главенствовать, все уродство и вылезает. А люди интеллигентные, ученые – они не приспособлены к этому. Поэтому когда одна из героинь пытается приспособиться, то сразу теряет в уровне, как, кстати, все уезжающие за границу.

Вот этот идиотизм есть и в спектакле, когда доктор наук стрижет фокстерьеров. Но у нашей новой русской, с ее природным нахальством и отсутствием образования и культуры, не все потеряно.

Хорошо, что вы не сделали ее полной идиоткой…

Так в этом смысл. Она становится чуть другой от общения с умными людьми. Это вселяет надежду. Поэтому нам надо всем напрячься и сделать такое же маленькое движение друг к другу. В этом весь смысл жизни. Тем более для России, когда сейчас всеми средствами воспитывается страх друг перед другом, враждебность, неуважение. Когда государство обманывает, постоянно оскорбляет народ, унижает его нищенством, озлобляет.

Но, к счастью, в отличие от вашего героя, вы фокстерьеров не стрижете…

Вообще, надо бы актеру национального театра нигде больше не работать, все силы отдавать лишь своему делу. Тем более, что впереди остаются считанные годы…

(Как страшно и пророчески это звучит сейчас! Заслуженный артист РСФСР и народный артист России Виталий Мефодьевич не скрывал горечи, обиды на театр и брата – художественного руководителя Малого театра – Авт.)

Юрий Соломин и Виталий Соломин rusactors.ru

Когда ты тридцать с лишним лет проработал в этом театре, у тебя должны быть определенные планы на несколько лет. Чтобы готовиться к серьезным ролям, чего, увы, не существует. Очень хочется сделать спектакль в Малом театре. Но два года на все мои предложения не отвечают. Никаким образом. Такое своего рода хамство. Но я в таком возрасте, что на них не обижаюсь.

Театр мне предложил поставить только один спектакль – «Свадьбу Кречинского» (Виталий Соломин скончался в Москве 27 мая 2002 года от инсульта, случившегося с ним 24 апреля на сцене в первом акте «Свадьбы Кречинского» - Авт.). Теперь два года опять стою, как будто мне 20 лет. Придется вернуться к тому, с чего начинал, - делать самостоятельную работу, вне планов, вне времени. Понимаю, что при этом не будут учитывать занятость актеров у меня, а может, и специально выдергивать их на другие спектакли. Ну, найду что-нибудь похитрее. Но мне очень не хочется искать деньги. Я уже этим занимался для того же «Кречинского» и для фильма…

- …«Охота»?

Да. Но думаю, что кончится все тем, что я найду деньги на спектакль, и тогда можно будет заняться плановой работой. У меня есть пьеса, которую я очень хочу поставить. Я не могу долго ждать, иначе по возрасту не сыграю в этом спектакле. Не буду называть автора, но он очень непростой. Я долго – лет 20 – к этому подбирался. А теперь уже знаю.

Перед тем, как я начинаю репетировать, у меня уже весь спектакль сочинен, я могу его рассказать, проиграть все роли, чтобы знать, как сделать, чтобы это было интересно, чем можно удивить в этой пьесе, найти то новое, из-за чего стоит ее делать.

Возвращаясь к антрепризе. Почему вы обратились именно к пьесе Галина?

Один пожилой режиссер, работавший в Александринке, ему сейчас 90 (это мой тесть), мне как-то посоветовал: «Виталик, обрати внимание, это хорошая пьеса!» Он до сих пор все пьесы читает и перелопатил, кстати, больше меня. Но я не очень люблю комедии, не смеюсь, когда их читаю. Мне и «Двенадцать стульев» не смешно – так дочитать и не смог.

Галина сперва тоже проскочил. Потом перечитал, стал перепроверять на близких. У жены, кстати, очень хороший вкус. Ей пьеса понравилась. Она мне сказала: «Я вначале так смеялась, а потом заплакала.» Вот это для меня было решающим. Тогда я в третий раз взялся за «Сирену и Викторию» и увидел, как можно все сделать, каких артистов пригласить, чтобы было не только смешно, но и со смыслом.

А вы не сомневались, когда приглашали на роль Ларису Удовиченко, прежде в театре никогда не игравшую?

Дело в том, что я работал с ней во многих кинофильмах. Не сомневался, что у нее получится. Хотя существует закономерность, что киноактеры, приходящие на работу в театр, тускнеют, теряются. Поэтому мы репетировали полгода, не спеша, пока Лариса все не прочувствовала. Но у нее самой есть вкус именно к Малому театру, ей нравится, как здесь говорят, как речь – она наполненная, не собачья, когда нет гласных. А в гласных весь смысл.

Лариса очень хотела сыграть на сцене и многое для этого освоила. Она и в кино необыкновенно индивидуальна – с романтической хрупкой внешностью и при этом весьма прагматична. Вот и в спектакле она очень расчетливо как актриса строит свою роль. Это редкое соединение – и лиричности, и комедийности, и даже фарсовости, что есть у нее и в киноработах. У Ларисы очень большой диапазон, и актрис такого плана очень мало.

Лариса Удовиченко и Виталий Соломин в фильме "Летучая мышь"

Повезло и с Розановой. Я никогда с ней не работал и очень рад тому, что вместе с продюсерской группой не ошибся. Ведь могут быть и глубина, и сила характера, а юмор отсутствовать. Ира владеет и тем и другим.

А как складываются ваши творческие, да и не только, отношения с Юрием Мефодьевичем – по-братски или?..

Об этом я не хотел бы говорить, потому что он как раз и является руководителем Малого театра.

Когда же было легче: когда брат был министром культуры или сейчас?

Мне все равно, кем он когда становится. Потому что я всю жизнь живу сам по себе, вообще ни от кого не завишу. Конечно, каждый актер мечтает, как женщина, чтобы его заметили. У меня были очень сложные отношения с Михаилом Ивановичем Царевым, который руководил Малым театром. Но он во мне видел актера-лидера. И, несмотря на конфликтные отношения, понимал, что Чацкого смогу сыграть только я. И срежиссировать, и сыграть. Он мне давал очень большую свободу. При нем, как ни странно, я почти весь свой репертуар сыграл.

ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ?

Кадр из знаменитой "Зимней вишни"

Чернуха в жизни, в прессе. Не потому ли таким успехом пользуются старые советские фильмы? За что боролись? Не сожалеете о том, что стояли на баррикадах в 1991-м?

Да нет, это вообще не надо сравнивать. У нас было в принципе преступное государство. Оно сейчас, правда, тоже преступное, но в другом плане.

Поменяли шило на мыло?

Что значит поменяли? Это процесс. Вдруг никто никем не становится. Из этого нашего свинства надо выйти всем. И никакой дядя Ельцин или еще кто-то один никогда ничего не сделает.

Могут быть благоприятные или неблагоприятные условия, но все же от людей зависит. Нашего даже очень богатого человека, одетого хоть от Версаче, все равно в любой загранице отличишь. У нас у всех беспокойные глаза. Но это пройдет, надо только устоять. Вот Малый театр правильную политику ведет, сохраняет классику, и зрители возвращаются, приводят своих детей, чтобы они увидели настоящую пьесу, настоящих актеров, а не эти американские боевики с фокусами и фортелями.

Вам не предлагали заняться профессионально политикой?

Я не подаю для этого никаких сигналов и надежд. Это совсем не мое дело. Мне это неинтересно. Хотя я думаю, что у каждого в жизни может наступить такой момент, когда надо будет выйти на трибуну или баррикаду и сказать: ну, хватит! И в шею погонят этих всех как будто бы профессиональных политиков. Это же совершеннейшее безобразие! Жиреют, глаза сальные, хватают квартиры, миллионные счета за границей, виллы здесь и там. Не разбазарить бы то, что еще не разбазарено. Преступно расхватали всю страну, и несколько человек качают себе состояния!

Нужно ведь систему создать экономическую, чтобы не разваливать производство и не восстанавливать его. Теперь мы, как послевоенная Германия или Япония, имеем возможность сразу сделать огромный скачок. Не восстанавливать старое, а сделать все новое, ввести новые технологии. И мы сможем выскочить из этой ямы довольно быстро.

Когда становится особенно тяжело, многие обращаются к Богу. Скажите, а вы соблюдаете какие-то церковные каноны?

Я не крещен, такие времена были, когда я родился. А дети мои крещены. Их крестный – мой ближайший друг. Я очень этому рад, у меня появилась уверенность, что, даже если меня не будет, о моих детях есть, кому позаботиться.

Для себя я давно понял, что независимо от того, веришь ты или не веришь в Бога, христианам необходимо посещать церковь. Ведь из звериного состояния человечество способно выйти благодаря тем же десяти заповедям.

Так же в стране: нужно несколько законов, которые должны выполняться, даже если ты президент. Нельзя врать, что у дочери не строится дача на Николиной горе. Там же люди живут рядом, есть строители, наконец, я сам был там и видел. Это огромный участок с семиметровыми заборами. Человек, единожды совравши, своровавши, не может пользоваться доверием. Нельзя, например, чтобы люди из охраны лагерей ГУЛага повышались в чине и вдруг становились работниками ФСБ. Надо сказать, что партия, которая 70 лет возглавляла страну, - преступная партия! Ее нужно осудить, и она не должна существовать.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон

А вы сами были коммунистом?

Нет, никогда, чем и горжусь. Меня и обрабатывали, и хотели, чтобы я вступил в партию: мол, ведущий актер театра не может быть беспартийным. Но я ушел от этого. Мне и звания заслуженного и народного присваивали потом значительно позже, чем другим актерам моего возраста.

Где вы чувствуете себя защищенным от всего происходящего вокруг?

В нашей стране никто нигде не может себя чувствовать защищенным. Только сознание, что у меня есть друзья, позволяет более или менее чувствовать какую-то опору. Это единственное, что нас поддерживает, защищает и помогает устоять.

Семья – это другое. Семью надо защищать. И друзей, впрочем, тоже. Такая круговая порука. Есть кто-то, кто за меня пойдет, даже тогда, когда я буду неправ.

Конечно, мы собираемся с друзьями, ходим в Сандуны, выпиваем. Такой способ снять стресс, нервное напряжение, чувство страха за своих близких, за самого себя. Никто из моих друзей, высококлассных профессионалов в разных областях, не имеет запасов средств. Если, допустим, заболеешь, перестанешь работать, то нет никакой надежды выжить. Это у всех мужиков сидит в голове. Да и за свою машину страх постоянный – угонят, спалят, и ты ничего ни от кого не добьешься. Вторую купить с ходу я завтра не смогу.

НЕРОМАНТИЧНЫЙ РОМАНТИК

История вашего знакомства с супругой на съемках «Городского романса» словно сюжет из романтического кино. Вы без малого уже 30 лет вместе. Скажите, романтика в отношениях осталась или все тайны друг о друге давно известны?

Forum.xvid.ru

Я вообще не романтик. Одно дело, когда у нас роман происходил. Маша снималась в Одессе, я в Москве в это время находился. Вот я копил деньги и летел к ней в Одессу на столько, на сколько у меня хватало денег – на три, на четыре дня. Потому получалось так, что она прилетала в Москву, а наш театр отправлялся на гастроли в ту же Одессу. Оттуда я уже летал в Москву. Можно это назвать романтикой, а можно романом с ограниченными средствами. Мы начинали с того, что у нас не было жилья. Поэтому первый год она продолжала жить с родителями в Ленинграде, а я в Москве строил кооператив. Он так и не достроился, и я перевез ее в общежитие Малого театра, в котором жил. В нашей коммуналке жили еще две дворничихи и один артист, у которого на четвертом этаже в комнате стоят мотоцикл с коляской. Он его собрал сам, спустить вниз не мог, но время от времени, когда был выпивши, заводил.

Я перевел Марию в текстильный институт, перевез в Москву и в тот же день уехал в Армению на месяц на гастроли. Вот она и осталась, а там одна дворничиха матерщинницей страшной была – не то, чтобы злобная, просто других слов не знала, а мысли выражала только матом. Меня она стеснялась, и поэтому молчала вообще. А когда я уехал, моя жена наслушалась за месяц всего – 70 процентов, правда, не понимала. Потом меня спрашивала иногда прямо на улице: а что означает вот это?.. Люди резко оборачивались и не понимали, что происходит.

Мы эту очень непростую бытовую жизнь прошли вместе. Жена – художник-модельер, с внешностью идеальной лирической героини. Она одеться может лучше всех – новых, старых русских и прочих. И она, естественно, хочет этого как женщина. Но она также понимает, может ли она себе это позволить, есть у меня средства или нет.

Я работаю всегда и много. Потому что Малый театр никогда не мог меня содержать. Мизерные зарплаты, что при социализме, что при капитализме. Я там только из-за того, что это – Малый театр. Приходится постоянно работать параллельно. Это довольно тяжелый труд. Но самое главное, что и жена, и обе дочери все прекрасно понимают, очень переживают и следят за моим творчеством. Особенно когда наступает период ожидания работы, когда я ее сам себе придумываю, не сплю ночами, мучаюсь.

С женой мне повезло. Она любит то, что я делаю, она этим гордится, считает, что у меня много еще неосуществленного. Очень переживает, что в Малом театре все происходит таким образом, что я оказываюсь ненужным. Волновалась и за «Сирену и Викторию». Дожидалась, пока мы не выпустим этот спектакль, не говорила, что у нее проблемы со здоровьем. У нее образовался тромб на ноге, и как закончен был спектакль, в тот же день мы отправились в больницу. Ей тут же сделали операцию, потому что дольше медлить было нельзя.

У вас две дочери, внук – Кирилл. У старшей – Насти – своя семья, а младшая – Лиза – пока учится в школе. Кто, на ваш взгляд, продолжит актерскую династию Соломиных?

Настя уже продолжает, хоть и не напрямую. Ей 25 лет, она танцует в ансамбле Моисеева. Я думаю, она вполне могла бы быть очень хорошей актрисой, у нее природный талант. Если возникла бы возможность, я с удовольствием сделал бы спектакль или фильм, рассчитанный на Настю. Она очень артистична и одновременно комедийна. Она так точно помнит реплики и так точно показывает ту же Раневскую или каких-то знакомых! К тому же, постоянно танцуя, она сохраняет прекрасную форму. Хотя я предполагаю. Что мои недоброжелатели могут ударить по ней, если я сниму ее в главной роли – мол, проталкиваю дочь.

Младшая, в 9-м классе, она сейчас в поисках, чему себя посвятить. Пока усиленно занимается математикой.

В кругу семьи

Вы сказали: недоброжелатели. Их у вас много?

Есть, а как же без них. Сейчас московский театральный бомонд, критики вымещают на Малом театре всю накопившуюся желчь. Такое впечатление, что Малый пытаются вообще исключить из театральной жизни. Нас обходят премиями, почти не приглашают на фестивали. Подобное переносится на меня. А потом, я человек достаточно прямой в отношениях – могу и обидеть. Не люблю всякие подонистые вещи, бездарность, которая нахально лезет вперед. Многие меня поэтому побаиваются. Я могу и в лоб дать…

ЗА ДВА МЕСЯЦА ДО…

Через три года Виталий Соломин показывал в Риге премьеру другой антрепризы – спектакля «Мышеловка» с большим звездным актерским составом и традиционно богатыми декорациями, которые не у всякого стационарного театра найдешь в наличие. На фуршете после премьеры Виталий Мефодьевич смешно, оттопыривая уши, показывал своего полугодовалого второго внука Федора, рассказывал о старшем Кирилле – большом фантазере… Я тогда в конце небольшого интервью спросил у актера:

Вы поставили «Иванова» по Чехову в своем Малом театре, играете в антрепризах, взяли курс погибшего Ромашина во ВГИКе… Работа на износ?

Почему на износ? – вопросом на вопрос ответил мне великий актер. – Преподавать мне нравится. Я прихожу и вижу молодых энергичных людей, которые все хотят познать, все им интересно. Так что это – одно удовольствие. Но, конечно, на все нужны время и силы. Когда двенадцатый час беспрерывной работы идет, некоторая усталость появляется. Но пока есть силы, я буду этим заниматься. Мне это нравится…

… А через два месяца организм не выдержал таких нечеловеческих нагрузок. Виталий Мефодьевич дорвался до любимой работы, от которой его так долго отстраняли. И – надорвался…

Карен Маркарян.
(снимки из открытых источников в нете)