Что обозначают изображения. О чем говорят наши каракули

14.08.2012 11:02

Вы когда-нибудь задумывались, что означают различные рисунки, которые мы не задумываясь вырисовываем на бумаге?
Смотрим далее на описание таких художеств.

Парад цифр

Любителей порисовать циферки заботят исключительно материальные ценности. Первый вариант - вы прикидываете, где и как можно заработать. Второй — думаете, как рассчитаться с долгами.

Пусть всегда будет солнце

Страницы записной книжки украшает солнце или гирлянды? Парадоксально, но ваше настроение отнюдь не такое радужное, как эти рисунки. Вам не хватает тепла, заботы и внимания. Вы мечтаете о дружбе и нежности. Хотите совет? Постарайтесь в ближайшее время чаще находиться среди людей. Позвоните друзьям, сходите с ними в кино или на прогулку, посидите в кафе. Тогда и солнышко появится не только на бумаге, но и в вашей душе.

Ох, уж эти фигуры

Квадраты, ромбы, треугольники выдают четкие цели и твердые убеждения. Такие фигуры обычно рисуют люди, которые привыкли открыто выражать свою точку зрения. Они стараются не пасовать перед противником, имеют практический склад ума, хорошо развитое логическое мышление и способны занимать руководящую должность. Причем симметричные формы означают приверженность к аккуратности и порядку, расчетливость и умение все планировать. В то же время если углы фигур прорисованы слишком остро — это явная склонность к агрессии. Ваша проблема — излишняя сосредоточенность, которая не позволяет нормально расслабиться.

Крестики без ноликов

Кресты выражают чувство вины. Возможно, вы кого-то обидели или не выполнили обещание или вам кажется, что окружающие вас упрекают за что-то. Поскорее обсудите все, что вас тяготит, или попросите прощения, сразу станет легче. Кстати, на вашем рисунке могут быть не просто обычные кресты, а, например, украшения или узоры, содержащие в себе крестообразные элементы. Как правило, такой вид им придают женщины.

Спирали, круги, волнистые линии

Чужие проблемы не слишком вас заботят или вообще не интересуют. Вы очень скрытный и замкнутый человек, не любите, когда другие лезут в ваши дела. Возможно, вы переживаете легкий кризис. Сейчас вы — сплошной оголенный провод. Постарайтесь держать себя в руках, иначе можете вспылить и оскорбить собеседника.

Гори-гори, моя звезда…

Звезда — показатель оптимистичной натуры. Столкнувшись с проблемой, такой человек старается не опускать руки и пытается быстрее справиться с трудностями. Кроме того, подобный рисунок демонстрирует желание “чертежника” обратить на себя внимание.

Во поле береза стояла…

Тонкие деревья с голыми ветвями рисуют потерянные и расстроенные люди. А вот ветвистая крона и толстый ствол показывают, что вы энергичны, жизнерадостны и в данный момент вас ничто не беспокоит.

Сердечко к сердечку

Вы переполнены чувствами. Хочется расцеловать весь мир. Но вы постоянно сдерживаете свои эмоции и со стороны кажетесь строгим и неприступным. Причем чем крупнее рисунок, тем больше разница между вашим истинным лицом и привычной маской. Хватит контролировать себя, станьте более открытым и раскованным.

Домик для пчел

“Пчелиные соты” говорят о стремлении к упорядоченной и размеренной жизни, спокойствию, гармонии с собой и окружающим миром. Кроме того, такой рисунок может означать желание создать семью, в котором зачастую человек не хочет признаваться даже саму себе.

Цветик-семицветик

Цветы и листья говорят о добром характере. Такие люди отзывчивы и любят помогать другим. Они также чувствительны и эмоциональны. Если человек рисует растения в вазе, значит, ему постоянно требуется энергетическая подпитка.

Шах или мат

Вы оказались в неприятном или затруднительном положении, поэтому рисуете шахматную доску. И хотите решить все проблемы, выработав свою тактику и стратегию, как это делают шахматисты. Между тем, если подобное изображение в вашей записной книжке — частый гость, то не исключено, что вы страдаете от скрытых комплексов.

Психологи утверждают: примерно девять из десяти человек в возрасте от 18 до 34 лет постоянно рисуют между делом, а среди тех, кому за 65, — шесть из десяти. Известно, что Джон Кеннеди любил изображать парусные лодки. По мнению авторитетного графолога, это было признаком большой настойчивости и жизненной энергии.

Вконтакте

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка . С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек. С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать». Психологи, которые используют в работе рисуночные методики, должны обладать достаточной квалификацией и опытом работы с детьми. Однако внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение. Поэтому в качестве «доврачебной помощи» предлагаем несколько уроков анализа детского рисунка.

Детали детского рисунка зависят от возраста

Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи. Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника. У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет . К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками. На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги. В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно). К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.

Анализ детского рисунка по… собственным ощущениям

Домашняя иерархия

Особое внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного художника член семьи. Себя же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим членом семьи и автором рисунка. Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то. К примеру, 6-летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде. Имеют место и обратные ситуации, когда ребенок изображает на рисунке реально не существующих членов семьи. Саша (5 лет) немало удивил свою маму, когда нарисовал рядом с собой играющего малыша и сообщил, что у него наконец-то появился братик! Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей. Важную роль при анализе детского рисунка играет и то, чем заняты члены семьи. Если они объединены каким-то общим делом, чаще всего это свидетельствует о благоприятном семейном климате. Весьма значимым показателем психологической близости является реальное расстояние между изображенными фигурами . Рисуя себя отдельно от остальных, ребенок может «сигнализировать» о своей изолированности в семье. Если он отделяет своих родных друг от друга перегородками или помещает их в разные «комнаты», это может свидетельствовать о проблемах в общении. Размер изображения говорит о том, какое место занимает этот человек в эмоциональной жизни семьи. Например, если младшего по возрасту брата или сестру ребенок рисует крупнее себя, то можно предположить исключительное внимание к нему со стороны близких. Он «занимает много места в их жизни». Отсутствие на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях. Очень плотное изображение фигур, как бы перекрывающих друг друга, говорит о столь же тесных взаимоотношениях близких малышу людей или о его потребности в таких связях.

Оценка «манеры письма»

Достаточно распространенным признаком повышенной тревожности ребенка являются самоисправления. Особенно такие, которые не ведут к улучшению качества изображения. Встречаются рисунки из отдельных мелких штрихов - малыш как бы опасается провести решительную линию. Иногда весь рисунок или какая-то из его частей штрихуется. В таких случаях можно также предположить повышенную тревожность юного художника. Стоит обратить внимание на преувеличенно большие глаза на портрете, особенно-если в них густо заштрихованы зрачки. Возможно, малыш испытывает чувство страха. Многочисленные украшения, наличие дополнительных деталей и элементов костюма у автора рисунка указывают на демонстративность ребенка, его желание быть замеченным, тягу к внешним эффектам. Чаще это встречается у девочек. Очень слабый нажим карандаша, низкая (не по возрасту) детализированность рисунка встречается у детей астеничных, склонных к быстрому утомлению, эмоционально чувствительных, психологически неустойчивых. А дети, у которых легко, без видимой причины меняется настроение, обычно в процессе рисования часто меняют нажим: одни линии едва заметны, другие проведены с заметным усилием.Импульсивные малыши часто не доводят линии до конца или, наоборот, рисуют размашисто, поэтому их рисунки производят впечатление небрежных, бесконтрольных. Здесь обращают на себя внимание сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе. Встречаются рисунки, где все фигуры изображены очень мелко. Обычно вся композиция ориентирована к какому-либо краю листа. Это значит, что малыш ощущает себя слабым и не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных очень строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям. Если малыш изображает себя в открытой позе (руки и ноги широко расставлены, фигура крупная, чаще округлая), это говорит о его общительности и жизнерадостности. И напротив, «закрытая» поза (руки прижаты к телу или спрятаны за спину, фигура вытянутая, угловатая) скорее указывает на человека замкнутого, склонного сдерживать свои чувства и мысли. Как в рисунках мальчиков, так и в рисунках девочек нередко можно заметить символы агрессивных тенденций поведения: большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Несмотря на кажущуюся враждебность, они могут быть выражением защитной формы поведения . Взрослым следует разобраться, что является для их ребенка источником повышенной эмоциональной опасности, и зачем ему понадобилась такая демонстрация своей силы. Особое место занимают рисунки с нарушением принятых норм изображения . В частности, изображение половых органов. Для маленьких детей (до 4-х лет) это, скорее, частое явление. Здесь отражается тенденция к естественности жизни во всех ее проявлениях. У старших дошкольников такой рисунок говорит о демонстративности, желании привлечь внимание провокативным способом, служит выражением агрессии.

Палитра – зеркало души?

Дети очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и мироощущению. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Он пришел к заключению, что выбор цвета отражает психологические качества человека и состояние его здоровья. Количество используемых ребенком цветов можно рассматривать с нескольких позиций. В первую очередь, это характеристика уровня развития эмоциональной сферы в целом. Обычно дети используют 5-6 цветов. В этом случае можно говорить о нормальном среднем уровне эмоционального развития. Более широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Если ребенок старше 3-4 лет рисует 1-2 цветными карандашами, это, скорее всего, указывает на его негативное состояние в данный момент: тревога (синий), агрессия (красный), депрессия (черный). Использование только простого карандаша (при наличии выбора) иногда трактуют как «отсутствие» цвета, таким образом ребенок «сообщает» о том, что в его жизни не хватает ярких красок, положительных эмоций. Наиболее эмоционально значимые фигуры выделяют большим количеством цветов. А открыто не принимаемых персонажей обычно рисуют черным или темно-коричневым цветом. Цвета могут передавать также определенные свойства характера и состояние. Каждый из цветов имеет собственное символическое значение :

  • темно-синий – концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ;
  • зеленый – уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к безопасности;
  • красный – сила воли, эксцентричность, направленность вовне, агрессия, повышенная активность, возбудимость;
  • желтый положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;
  • фиолетовый – фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);
  • коричневый – чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;
  • черный – подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;
  • серый – «отсутствие» цвета, безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

От теории к практике

Итак, малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут, и картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Попробуем прочитать его? Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. А как общаться без лица? – Сложно! Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Возможно, он устал. А может быть, болен? И цвет выбрал коричневый. Да, так и есть – температура! Почему все девчонки рисуют принцесс? Именно так они себя ощущают или …очень хотят этого. Всего лишь оказаться в центре внимания, быть самой-самой… Да и какой с принцессы спрос? А вот мальчик, вооруженный до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его.

Примеры анализа конкретных рисунков:

Детский рисунок 1

Автор этого «семейного портрета» - Алеша (6 лет).

Возрастной критерий В поведении ребенка присутствуют черты, присущие более раннему возрасту, эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью. Все персонажи рисунка изображены одним способом. Одежда, с присущими ей деталями, отсутствует. В качестве символического признака пола выступает прическа. Характерное отсутствие шеи у изображенных людей в данном случае свидетельствует о трудности контроля разума над телесными побуждениями, то есть в поведении Алеши наблюдается высокая подвижность, временами - расторможенность, импульсивность. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, легкий, жизнерадостный, упорядоченный, скорее доброжелательный. Особенности изображения семьи Семья на рисунке отражена в полном составе. В центре композиции – папа как важный субъект в домашней иерархии. Можно с достаточной уверенностью предполагать, что мама физически и эмоционально ближе к Алеше. Обращают на себя внимание образовавшиеся пары: мама – сын (младший в семье), папа – дочь. Сестра Лена находится дальше всех от автора рисунка. Вероятно, не все ладится в их отношениях. Показательно, что из всех членов семьи только папа «крепко стоит на земле». Остальные – парят, немножко «витают в облаках». В целом можно говорить о достаточно теплых и близких отношениях между членами семьи. Об этом свидетельствует незначительное расстояние между ними, выбор общего цвета и изображение в той же гамме дома с дымком из трубы, символизирующим «тепло семейного очага». «Манера письма» Все линии рисунка сделаны уверенными, решительными движениями. Вероятно, именно такой стиль поведения является наиболее характерным для Алеши. Но сильный нажим и акцентированная штриховка тела мальчика говорят о внутреннем беспокойстве, тревожности, может быть, физическом (буквально телесном ) недомогании. Прическа выдает натуру активную, временами, возможно, агрессивную. Интересная деталь - своеобразные антенны (со слов Алеши), которые на рисунке «вырастают» из ушей мальчика. Они символизируют потребность в получении информации, чтобы компенсировать трудности в общении (у ребенка на изображении нет лица). Позы всех персонажей открытые, фигуры округлые, что предполагает людей жизнерадостных, общительных. В случае с Алешей это кажущееся противоречие может означать: «Хочу общаться, играть, но меня не всегда понимают». Палитра Цветовое решение рисунка весьма символично. Маленький художник остановил свой выбор на сигнальном красном цвете для всех членов семьи, особенно подчеркнуто - для самого себя. Это указывает на направленность вовне, общительность, повышенную активность автора рисунка. Дополнительный зеленый подчеркивает стремление к независимости и желание настоять на своем как привычный способ поведения. Важной деталью рисунка является четко прорисованная поверхность земли. Если Алеша потратил немало времени на ее изображение, наверно это является чем-то важным для него. В данном случае можно рассматривать землю как потребность в опоре, большей устойчивости и стабильности. Целью анализа рисунка всегда является более глубокое понимание ребенка, взгляд на семью его глазами и определение путей к позитивным изменениям. В данном случае хотелось бы порекомендовать родителям Алеши, чтобы они уделяли больше внимания глубокому, доверительному общению с сыном, чаще разговаривали с ним просто так, интересовались его мнением по разным вопросам. Им также следует подумать, в чем состоит трудность контакта между сыном и дочерью. А активный отдых, игры на воздухе могут существенно снизить эмоциональное и физическое напряжение.

Детский рисунок 2.

Его автор – Максим (4 года 10 месяцев)

Возрастной критерий Такой рисунок скорее характерен для шестилетних детей. Можно сказать, что мальчик интеллектуально развивается с опережением своего возраста. Эмоциональная характеристика Рисунок яркий, динамичный, однако неспокойный. Особенности изображения семьи. Семья изображена в полном составе. Обращает на себя внимание половая идентификация юного автора с папой (см. одежду). Однако эмоционально ребенок все еще ближе к маме, что характерно для дошкольника. Интересно, что мальчику будто не хватает места на рисунке, он нетвердо стоит на ногах. Его положение неустойчиво и изменчиво. Палитра Ребенок выбрал для себя фиолетовый цвет, что в сочетании с его неуверенным положением в семье (об этом было сказано выше) указывает на возможную психоэмоциональную нестабильность, частые перепады настроения. Для мамы маленький художник выбрал энергичный несколько хаотичный, желтый цвет. Папа – коричневый. В его образе внимание концентрируется на физическом теле. Такими ребенок видит своих родителей. «Манера письма» Фигуры крупные, угловатые – скорее всего, в общении ребенка присутствует некоторая прямолинейность и склонность к конфликтам (острые углы). Заметная штриховка и четко прорисованные зрачки дают основание предполагать наличие скрытой тревоги.

Детский рисунок 3

Петя, 6 лет.

Рисунок яркий, насыщенный, энергичный, хорошо организованный. Вполне соответствует возрасту художника. В структуре семьи выделяются «взрослая» и «детская» группы. Младший брат и сестра стремятся эмоционально и физически быть ближе к Пете. Вероятно в семье психологически близкие, равные отношения. Мама – самый яркий, эмоциональный образ. Ребенок выделяет образ мамы с помощью цвета и рисует его в первую очередь. Петя изображает себя взрослым. Руки несколько укорочены по сравнению с другими изображениями. Обычно это встречается в рисунках детей, которые считают себя недостаточно умелыми, критично относятся к своим практическим навыкам, возможностям. Солнце и цветы очень часто встречаются в рисунках детей. Стоит обратить внимание, если их появление неоправданно ситуацией. Например, солнце появляется в рисунке комнаты. Тогда мы говорим о потребности более теплых отношений в семье. В рисунке Пети эти символы вероятнее всего говорят о позитивном отношении к своей семье.

Детский рисунок 4

Полина, 7 лет.

Часто дети рисуют произвольно, без специального задания, просьбы: «Я рисую девочку такую, как я». В таком случае мы наблюдаем несколько идеализированное представление ребенка о себе. Обратим внимание на рисунок Полины. Он расположен в верхней части листа, достаточно крупный и яркий. Можно говорить о позитивной самооценке ребенка, активности, эмоциональности. Вероятно, девочка отличается высоким самоконтролем, развитым интеллектом, общительностью. Но ей не хватает устойчивости (обратите внимание на акцентировано прорисованную линию земли и маленькие ножки ребенка). С психологической точки зрения речь идет о неуверенности в себе. Обычно так бывает в семье, где воспитывается один ребенок: ему уделяют, как это не парадоксально звучит, слишком много внимания, контролируют и направляют каждый шаг. Таким образом, ребенок лишен возможности как-то проявить самостоятельность. Постепенно привыкая к этой ситуации, ребенок боится сделать неверный шаг и ждет «ценных указаний». Может быть, Полине иногда стоит сделать свои собственные ошибки и учиться на них?

Детский рисунок 5

Александра, 4 года.

Рисунок динамичный, яркий, несколько хаотичный. Эмоциональным центром семьи, несомненно, является мама: вокруг нее сосредоточены тепло (солнце), ребенок, собака. Ее платье украшено рисунком. Обратите внимание, что себя Саша рисует как равную со взрослыми и только ножки до земли не дотягиваются. Характер у девочки, вероятно, боевой, импульсивный, мальчишеский. Линии рисунка размашистые, с сильным нажимом предполагают невысокий уровень самоконтроля. Для таких детей полезны игры с несложными правилами, предполагающие наличие нескольких игроков. Активные занятия спортом также научат лучше понимать себя и соотносить свои желания с интересами команды.

Детский рисунок 6

Петя, 4 года 6 месяцев

Совершенно необычный рисунок для ребенка 4,5 лет. Головоноги превратились сразу в зрелые рисунки. Особенно это касается изображений взрослых. Несомненно, это рисунок очень наблюдательного, развитого и вместе с тем тревожного ребенка. Обильная штриховка, плотность, зажатость изображения, подчеркнуто прорисованные глаза указывают на наличие тревожности. Наиболее яркой, значимой фигурой является папа. Обратите внимание на то, как различается штриховка одежды у членов семьи. У папы – в строго определенном направлении, костюм официальный. Вероятно и в жизни папа очень организованный, деловой человек. Фигуры на рисунке изображены очень плотно. Это может указывать на столь же тесные отношения и в реальности. Но нашему главному герою, похоже, необходимо для активной жизни большее физическое и психологическое пространство. На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков – не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!



Уважаемые посетители психоаналитического кабинета, Вам предлагается определить психическую патологию по детскому рисунку человека , есть ли у ребенка какие-либо психические проблемы.

Признаки возможной психической патологии по детскому рисунку человека

Особо острые состояния (психотические) часто проявляются в множественности, спутанности и смешанности образов в рисунке. Обычны грубые искажения формы и пропорций, смещение отдельных частей изображения. Появляются случайные хаотические линии и штрихи.

Зачастую, в процессе рисования ребенок с какой-либо психической патологией непрерывно комментирует свои действия, рассказывая об изображаемом им персонаже. Комментарии обычно сбивчивые и противоречивые.

Как правило таких детей приводят на консультацию к психологу в связи с грубыми нарушениями поведения.

В дошкольном возрасте (особенно до пяти лет) рисунки со столь же пространными комментариями, вполне возможны и в менее острых психических состояниях. Однако и у дошкольников они свидетельствуют о серьезных эмоциональных проблемах. У дошкольников типичными показателями психотического возбуждения (психической патологии ) являются заштриховывание всего рисунка, сверхсильный нажим на карандаш (так что рвется бумага) или исчезновение предметного изображения.

Особо грубые искажения формы человеческого тела и/или черт лица, не сопровождающиеся дополнительными отмеченными выше нарушениями (спутанностью изображения, хаотическими линиями, штриховкой и т. п.), часты в рисунках психически больных людей, которые в период обследования находятся в относительно спокойном состоянии.

Часто, нарисованный ребенком человек производит отталкивающее впечатление, что всегда является неблагоприятным признаком. Иногда различные уродства появляются в рисунках детей с нарушениями схемы собственного тела, то есть ощущающих свое тело не таким, каково оно в действительности (симптом, встречающийся при психических патологиях ).

Особо большие уши - иногда признак подозрительного отношения к окружающим (паранойяльности), уверенности человека в том, что за его спиной о нем дурно говорят (в отдельных случаях большие уши рисуют также-люди, страдающие снижением слуха или слуховыми галлюцинациями).

Искажения формы изображения человека типичны также при органических поражениях мозга. Общее впечатление, производимое рисунками детей с органическими поражениями мозга, можно сформулировать как «не получилась правильная форма». При психической патологии обычно создается впечатление, что человек целенаправленно рисовал искаженную форму. Разумеется, подобная оценка очень субъективна, поэтому во всех случаях сильного искажения формы тела и черт лица рекомендуется подробное дополнительное обследование.

В некоторых рисунках дети нарочито рисуют разнообразные «запрещенные» темы: женская грудь, мужские и женские гениталии, иногда изображенный персонаж, например, писает. Это должно в первую очередь интерпретироваться как проявление грубых (вероятно, патологических) антисоциальных тенденций.

Помимо грубого искажения форм, для психических патологий по детскому рисунку , типичен также распад формы, ее нечеткость и неопределенность. На детском рисунке руки человека изображаются штрихами, практически неотличимыми от штрихов, изображающих одежду. Ноги бесформенны. Эти части рисунка резко контрастируют с четко вырисованным профилем.

Подобные расхождения типичны для относительно давно начавшейся патологии , когда некоторые из освоенных графических шаблонов уже успели распасться.

При психических патологиях часто проявляется редукция значимых частей изображения, например, - головы. Некоторые части рисунка густо зачерняются. Нажим настолько силен, что в отдельных местах прорвана бумага. Это свидетельствует об особо высоком уровне напряженности.

В сочетании с отмеченным почти полным отсутствием важнейшей части изображения это позволяет предположить, что ребенок находится в состоянии психотического возбуждения.

Психологическая консультация онлайн

Задать один бесплатный вопрос психоаналитику предварительная консультация

Услуги психолога, психоаналитика онлайн - Skype, ICQ, E-mail, Телефон

Штриховка успокаивает

Зачастую человек даже не замечает, что начинает непроизвольно рисовать, как только под рукой оказываются бумага и ручка. Однако ни один из рисунков не является «пустым». Каждый образ - это код, который выдает нам наше подсознание.

Любая мысль человека выражается в движении. Также и рисунок отражает внутренние психические процессы. Он может сказать, что переживает внутри его автор, - говорит арт-терапевт Мария Ялышева. - Ведь когда письменности еще не было, люди общались посредством наскальной живописи.

Если расшифровать рисунок, то можно не только узнать истинное настроение человека, но и разобраться в его проблемах и даже вылечить душевные болезни. Конечно, у каждого из нас один и тот же рисунок может содержать разный подтекст.

В своей работе арт-терапевта, помимо общепринятых трактовок рисунков и изображений, я стараюсь опираться на индивидуальный символический язык каждого пациента, его эмоциональные и телесные реакции и проявления, - говорит Мария Ялышева. - У каждого рисунок может означать что-то свое. Но существует и универсальный символизм. Например, если человек рисует линии, острые, с сильным нажимом, который иногда даже прорезает бумагу - значит, он тревожится, злится. В арт-терапии даже есть упражнение, которое снимает тревогу, — обычная штриховка. Перед тем как пообщаться, мы предлагаем клиентам заштриховать поверхность, чтобы снять тревожное агрессивное состояние.

Психологи обобщили универсальные символы и расшифровали их. Они интерпретируют произвольные рисунки, оставленные людьми без видимого смысла, таким образом:

Домики

Ровные симметричные формы указывают на человека, любящего во всем порядок и расчет. Перед рисующим стоят четкие цели в жизни.

Рожицы, головы, лица людей

Их обычно рисуют веселые, саркастичные, ироничные люди, которые хотят посмеяться над собой и окружающим миром.

Губы

Особенно часто губы рисуют девушки. Это свидетельство особой чувствительности и одаренности. Такие люди очень любят искусство и являются творческими натурами. Однако если в разрезе губ прорисовываются зубы - то это проявление внутренне агрессии!

Глаза

Выражают склонность к наблюдению. Если глаза в разных ракурсах и видах - человек копается в себе.

Грубые линии, штрихи

Чем толще линии и сильнее нажим - тем сильнее внутренне напряжение рисующего. Он явно в центре какого-то конфликта, из которого хочет поскорее выбраться. Но пока «атакует» проблему только на бумаге.

Каракули

Свидетельство хаоса, внутреннего беспорядка. Человек на пороге важного решения.

Леса и деревья

Человек ищет защиты в окружающем мире. Считается, что обычно такие рисунки создают люди нерешительные, неуверенные в себе, не любящие отстаивать свои права.

Штрихи из центра

Рисуют решительные люди, которые способны организовать других людей для достижения цели.

Солнце, облака

Солнышко, небо и облака обычно рисует мечтатель. Изображая солнце, человек проявляет свой оптимизм, дружелюбие, радость и легкость.

Сердечки

Круги

Стремление гармонизировать все вокруг.

Цветочки

Для такого «художника» главное - гармония во всем - и внутри и снаружи! Когда человек рисует цветочки, скорее всего, он ожидает неудачи или стоит перед лицом проблемы, и это его тревожит. Он подсознательно стремится гармонизировать ситуацию рисованными цветочками.

Двойные стрелочки

Скорее всего, человек стоит перед выбором и не может принять решение. Его «тянет» то в одну сторону, то в другую.

Песочница от бед

Чтобы улучшить себе настроение, любому человеку достаточно взять ручку и начать рисовать. Но если вам необходимо решить проблему психологического характера - понадобится уже арт-терапия. Это один из методов психотерапии , популярный на Западе. В Петербурге это направление активно развивается последние пять лет и уже приобрело своих поклонников. Горожане приходят в специализированные центры, чтобы найти себя в суматошно развивающемся мире и потоке информации, наладить взаимоотношения с противоположным полом и разобраться в детских проблемах.

Арт-терапия — это исцеление искусством, решение душевных проблем посредством творчества, - рассказывает Мария Ялышева. - Приходят и взрослые клиенты, и маленькие. Для начала мы спрашиваем, о какой ситуации человек хочет рассказать. Затем предлагаем ему что-то нарисовать. После мы обсуждаем рисунок и пытаемся его вместе расшифровать.

По мнению психолога, иногда только посредством рисунка человек может исцелиться. Часто такое встречается у детей - рисуя свои страхи, они избавляются от них. Кстати, один из способов себя успокоить - рисовать в центре круга.

Если рисунка недостаточно, то пациента отправляют… в песочницу. Этот метод называется песочной терапией. Взрослый человек заходит в специально оборудованную песочницу и при помощи фигурок начинает лепить собственный мир.

Я сама опробовала на себе метод работы в песочнице. Только там мне удалось отгоревать потерю своей бабушки, - признается психолог Мария Ялышева. - Когда она умерла, эта беда меня долго не отпускала, было тяжело расстаться с любимой бабушкой. Регулярно накатывала депрессия . Благодаря песочнице я смогла закрыть эту рану в душе. Объясняется песочная терапия просто: наш внутренний мир состоит из образов. В песочнице мы выстраиваем этот мир. Как бы визуализируем свое внутреннее состояние. Осознаем его. Затем трансформируем и воспринимаем обратно - новый мир без былых ран. В песочнице мы договариваемся со своим бессознательным. Иногда этот диалог происходит на интуитивном уровне. Допустим, человек может слепить фигурку змеи. И на самом деле она будет отображать качества, которые человек в себе не любит. С этой «змеей» можно поговорить и договориться!

Тесты

«Квадраты»-труженики и добрые «круги»

Самый простейший психогеометрический тест поможет, например, работодателю понять психологический портрет соискателя. Посмотрите на шесть фигур - квадрат, треугольник, прямоугольник, треугольник, круг, зигзаг. Выберете ту, что привлекла вас больше всех, которая больше всех «похожа» на вас. Остальные расставьте в порядке убывания своей «симпатии». Люди, выбравшие квадрат - очень крепко стоят на ногах. Они хорошие труженики, стрессоустойчивы, упорны и любят во всем порядок. «Треугольники» - честолюбивые лидеры, которые хотят быть правыми во всем, энергичные, сильные личности, которые ставят цели и достигают их. Люди, поставившие круг на первое место, - целостные натуры, которые ценят межличностные отношения. Они очень дружелюбны и коммуникабельны. Люди-«круги» умеют слушать других.

«Зигзаги» - творческие, креативные, нестандартно мыслящие натуры. Прирожденные генераторы идей. Прямоугольник - самая неустойчивая фигура в этом наборе. Те, кто выбрал именно его, скорее всего, находятся в состоянии перехода и изменения. «Прямоугольники» неугомонно ищут лучшей жизни, так как неудовлетворенны настоящим. Они часто находятся в замешательстве и неопределенности в отношении себя, зато любознательны. К слову, в течение жизни предпочтения могут меняться.

Познай себя

Нарисуйте отдельно круг, квадрат и треугольник.

Теперь дорисуйте к каждой фигуре рисунок так, чтобы круг, квадрат и треугольник стали не просто фигурами, а каким-то образом.

Теперь внимательно посмотрите на рисунок: круг - это то, как вы воспринимаете себя, квадрат — то, как вы воспринимаете внешний мир. А треугольник - то, как вы воспринимаете свою сексуальность. Иначе говоря, если вы дорисовали круг как воздушный шарик, то скорее всего вы видите себя в мире легким воздушным созданием. А если квадрат стал красивым домиком - то внешний мир для вас, вероятно, уютное родное и теплое место. Если треугольник превратился в плавник акулы - то скорее всего в сексе вы - хищник.

В практике психологического консультирования особое место отводится интерпретации рисунков человека. Обычно психолог просит клиента набросать рисунок на заданную тему, а затем интерпретирует его, опираясь на некоторые правила и значения символов. Художественные способности клиента при этом, конечно же, не учитываются.

Рис. Как определить характер человека по его рисунку?

Но для того чтобы лучше понять характер человека с помощью его рисунка, необязательно быть профессиональным психологом. Можно просто присмотреться к спонтанным рисункам-каракулям, созданным, к примеру, на длительном совещании или скучной лекции. Такое творение может многое сказать о своем авторе.

Что рисунок говорит о характере автора?

Итак, для начала обратите внимание на расположение рисунка и его размер. Чем больше рисунок, тем его автор. Соответственно, чем рисунок меньше, тем слабее человек, тем меньше в нем уверенности.

Затем на листе бумаги нужно мысленно провести две перпендикулярные линии, разделяющие рисунок на верхнюю и нижнюю, правую и левую части. Ближе к верхнему краю рисуют , к нижнему - неуверенные в себе личности. Рисунок, расположенный в левой части листа, означает интровертированность его автора, уход от конфликтов, ориентацию на прошлое. Соответственно, расположение рисунка справа означает экстравертированность человека, его направленность в будущее.

Обратите внимание на сам рисунок, его содержание. Если автор изображает преимущественно округлые фигуры и плавные линии, его можно охарактеризовать, как человека доброго, мечтательного. Спонтанно изображенные на листе солнце, облака, цветы . Однако, если человек рисует круги, переплетающиеся и накрывающие друг друга, то ему необходимы внимание, забота и поддержка близких людей.

Если на рисунке много острых углов, присутствуют геометрические фигуры, это указывает на целеустремленность человека, его склонность . Иногда острые углы трактуются также, как признаки агрессии.

Спирали, волны, завитки рисуют эгоцентричные, честолюбивые личности. Иногда эти символы обозначают то, что человек находится в сложной для себя ситуации, выхода из которой он пока не видит.

Если же человек рисует соты или подобные им ячейки, это может свидетельствовать о его желании . Часто это желание может не осознаваться даже самим автором рисунка.

Решетки, сети могут означать, что человек находится в сложном для себя, рискованном положении. Сходно трактуется и рисунок шахматной доски: человек ощущает себя загнанным в угол и, возможно, нуждается в помощи и поддержке.

Умение интерпретировать рисунки может оказаться очень полезным. К примеру, оценив рисунок, Вы видите, что близкий Вам человек нуждается в поддержке. В этом случае даже обычный разговор по душам может оказаться самой лучшей помощью, какую ждет от Вас автор рисунка.

11.10.2015 50760 +28