Что такое роспись в Древнем Египте? Давайте узнаем. Развитие живописи в древнем египте Декоративно-прикладное искусство в Древнем Египте

Живопись в Египте всегда была неотъемлемой частью архитектуры и никогда не была самостоятельным видом искусства. Вся скульптура, круглая и рельеф, раскрашивалась без градаций оттенков, фигуры обводились контурами. Эти изобразительные принципы использовались также в стенной живописи, которая в эпоху Древнего царства была тесно связана с рельефным искусством. Именно в этот период распространились два основных вида техники стенной росписи: темперой по сухой поверхности и вкладка цветных паст в заранее сделанные углубления.

Самым ранним примером египетской живописи служат росписи гробницы в Иераконполе, относящейся к додинастическому периоду (предположительно герзейскому). Эти росписи, представляющие огромный интерес для археологов, настолько примитивны, что едва ли могут считаться искусством. Они упоминаются здесь только по той причине, что являются самым ранним из известных примеров живописных работ и, вероятно, самыми ранними в этой колыбели цивилизации, Восточном Средиземноморье.

Не сохранилось росписей времен I и II династий, но роспись в гробнице Нефер-маата, относящейся к III династии, показывает, что мог сделать египетский художник, имеющий в своем распоряжении крайне ограниченные средства. Художник изобразил гусей и, несмотря на примитивную технику – только контуры птиц, закрашенные в естественный цвет, и небольшие пучки травы, – картина в целом производит впечатление. Росписи в гробнице Хесира, относящейся тоже к III династии, на которой изображены разные предметы домашнего обихода, представляют интерес только для археологов. Росписи в гробницах Древнего царства не представляют художественной ценности, но заслуживают внимания с точки зрения цветовой гаммы.

До нас не дошли живописные работы эпохи Среднего царства, но сохранились росписи в гробницах номархов Менат-Хуфу (современный Бени-Хасан). Их делали местные художники, чье мастерство не идет ни в какое сравнение с художниками Мемфиса. Их попытки представить туловище в профиль не увенчались успехом, но их росписи отличают яркие краски и красивые узоры. В этот период живопись начинает заменять рельефы, возможно из-за дешевизны и в целях экономии времени.

В период правления XVIII династии основное место в украшении храмов и гробниц отдается росписям. Они украшают гробницы фиванских вельмож и чиновников. Аменхотеп II ввел моду украшать стены гробниц росписями, и этот обычай сохранялся до конца правления XX династии. Стены погребальной камеры Аменхотепа II выкрашены в цвет папируса, и на этом желтоватом фоне зелеными иероглифами написаны религиозные тексты. Темно-синий потолок усыпан светящимися звездами. На колоннах сохранились изображения фараона, приносящего жертвы Осирису, Анубису и Хатхор. По прошествии времени фараоны внесли изменения в оформление своих усыпальниц, и художники, изображая религиозные сцены, получили возможность использовать самые яркие краски палитры. Усыпальница Сети I – прекрасный пример такого оформления гробниц. Росписи подробнейшим образом рассказывают о плавании солнечной ладьи через двенадцать ночных часов по подземному Нилу. Художник изобразил бога Ра с головой барана, стоящего в окружении богов и богинь на ладье, завершающей ночное путешествие по подземному миру и вот-вот готового взойти на небо; астрономические созвездия и небесные светила, выполненные в виде диковинных зверей; египтян и известных им народов. Благодаря росписям погребальной камеры гробница Сети I по праву считается жемчужиной Долины царей.

В Телль-эль-Амарне, как и следовало ожидать, живопись претерпела коренные изменения, но здесь влияние Эхнатона пошло на пользу. Живописцы, в отличие от скульпторов, подхватили новые идеи. Они изображали животных в движении, использовали в качестве фона красивые цветы и растения для украшения храмов и дворцов Ахетатона, новой столицы, построенной Эхнатоном. Сохранился фрагмент росписи нижней части стены дворца в Телль-эль-Амарне, на котором изображены две сидящие у ног матери принцессы, дочери Эхнатона. Художник пытался обойти на тот момент непреодолимое препятствие: изобразить объемный предмет на плоской поверхности. Он попытался решить эту задачу, затемнив верхние части фигур и высветлив нижние.

В Поздний период росписями покрывали деревянные стелы, на которых обычно изображали подносящих приношения богам или умершим родственникам. Эти росписи, примитивные с точки зрения композиции и рисунка, поражают цветовой гаммой; чувствуется, что египетские художники были хорошими колористами. Что касается пейзажной живописи, то известна единственная роспись, относящаяся к этому периоду. На ней изображена гробница женщины по имени Зед-Амон-анх на краю пустыни; на переднем плане финиковые пальмы и сикомор; на заднем плане за гробницей возвышается утес. Фигура плакальщицы несоразмерно большая, но надо понимать, что с точки зрения египтянина без нее эта сцена не имела бы никакого смысла.

Обнаружено большое количество рисунков на папирусах начиная с периода правления XVIII династии, но особенно много относящихся к Позднему периоду. Среди этих изображений, описывающих приготовление и проведение погребения, работы по снабжению покойного и его кормление, моление богам, есть сцены, описывающие путь умершего в царство Осириса и пребывание в нем. Эти иллюстрации «книг иного мира», зачастую раскрашенные, демонстрируют филигранную работу живописцев.

Поначалу греческое искусство, которое появилось в Египте вместе с налаживанием торговых отношений между Грецией и Египтом, практически не оказало влияния на египетское искусство. Когда греческое влияние действительно сказалось на египетской скульптуре, так это при Птолемеях; о живописи ничего сказать нельзя, поскольку не сохранилось никаких живописных работ. Только в римский период опять появились росписи, причем только в одном районе страны, в Фаюме, там, где Птолемеи основали поселения для иностранных наемников и обитавших в Дельте греков. Фаюмские портреты – это синтетический сплав греческой и египетской культур; египетской, поскольку они использовались в египетском погребальном обряде, придя на смену портретным саркофагам, а греческой – по стилю, настроению и, возможно, по технике.

При римлянах, похоже, полностью исчезло исконно египетское искусство, впрочем, как и древняя религия и письменность Египта. В погоне за чужими художественными идеями и методами художники превратились в копировщиков, вместо того чтобы оставаться творцами. Однако с введением христианства появляется новое направление в искусстве, настолько тесно связанное с древним, что возникает вопрос: было ли это действительно новое направление или возрождение древнего искусства? К тому времени коптские художники научились рисовать человеческую фигуру анфас и активно использовали вновь обретенную способность. Но нельзя не заметить, что прекрасные образы, строгие линии и выражения лиц имеют огромное сходство с творениями древних художников. Эти работы напоминают и работы византийских мастеров. Однако расцвет византийского искусства произошел значительно позже, а значит, можно предположить, что византийские художники черпали вдохновение в египетском искусстве. На протяжении столетий византийское искусство оказывало огромное влияние на европейское искусство, но похоже, подобно искусству многих стран, взяло свое начало в долине Нила.

Сложившиеся в древности каноны и традиции, сохраняясь тысячелетиями, передавались из поколения в поколение. Устойчивость религиозных представлений и культовое назначение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и живописи, утверждения поз и жестов в круглой скульптуре. Однако, создавая рисунки на папирусе, художник вел себя более легкомысленно. Привлекает внимание детальный чертеж двери. Интересны наброски сцен повседневной жизни. Они дают более четкое представление о художественных способностях египтян, чем многие рисунки и росписи.



Искусство Древнего Египта было наиболее совершенным и передовым среди искусств различных народов Древнего Востока. Египетский народ первым создал монументальную каменную архитектуру, реалистический скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла. Среди многих достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем прежде. Египетское искусство впервые стало изображать человека в связи и сопоставлении с другими людьми, открыло и утвердило интерес к индивидуальности. Искусство с самого начала образования классовых отношений стало мощным средством воздействия на сознание народных масс с целью укрепления и возвеличивания власти фараона и рабовладельческой верхушки общества.

Греки и римляне обратили внимание на одну из самых характерных особенностей египетского искусства: длительное следование принятым в древности образцам, т.к. религия приписывала священный смысл художественным образцам древности. Из-за этого в искусстве рабовладельческого Египта сохранился ряд условностей, восходящих к доклассовому обществу и закрепленных в качестве канонических. Например, изображение предметов, фактически невидимых, но присутствующих; таких как рыбы, гиппопотамы, крокодилы под водой; изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей; сочетание в одном изображении различных точек зрения. Также целый ряд художественных принципов, возникших и сложившихся уже в раннеклассовом обществе Египта, в свою очередь стали каноническими для последующих периодов. Соблюдение канонов обусловило и технические особенности работы египетских мастеров, рано применявших сетку для точного перенесения на стену нужного образца. Также известно, что в Древнем Царстве стоящая человеческая фигура делилась на 6 клеток, в Среднем и Новом - на 8, в Саисское время - на 26, причем определенное количество клеток отводилось на каждую часть тела. Также канонические образцы существовали для фигур зверей, птиц и т.п. Несмотря на положительные стороны, каноны сковывали развитие искусства, а позднее играли уже только тормозящую консервативную роль, мешающую развитию реалистических направлений.

Сложение Древнеегипеетского искусства

(4 тыс. до н.э.)

Сравнительно цельное представление о древнеегипетском обществе памятники дают с 5 тыс. до н.э. Они говорят о первобытно-общинном характере общества, основанного на примитивном земледелии и скотоводстве. Плодородие почвы, образованной из наносного ила, обеспечивало пропитанием большое число людей, несмотря на примитивность орудий труда. В отдельных общинах начало появляться земледелие, основанное на орошении. Применялся труд рабов, вначале еще немногочисленных. Развитие имущественного неравенства внутри общины привело к зачаточным формам государственной власти. Постоянные междоусобные войны из-за земель, каналов и рабов завершились лишь в середине 4 т. до н.э. образованием двух больших государственных объединений - северного и южного. Примерно в 3200 г. до н.э. юг одержал победу над севером, что означало образование единого египетского государства.

Древнейшими жилищами человека в долине Нила были ямы и пещеры, из натянутых на шестах шкур и плетенок устраивали навесы и шатры. Постепенно появились тростниковые хижины, обмазанные глиной. Далее для постройки жилья стали использовать кирпич-сырец. Перед жилищем устраивали двор, обнесенный оградой, а позже стеной. Древнейший вид жилья - яма - послужил образцом для погребений, которые имели овальную форму и были выстланы циновками.

Отсутствие знаний о подлинной связи явлений придало фантастический характер представлениям о мире, сложившиеся уже в этот период обряды и верования определили характер художественных изделий, находившихся в древнейших гробницах. Самыми ранними из них являются глиняные сосуды, расписанные несложными белыми узорами по красному фону глины. Постепенно менялись как форма, так и исполнение. Изображались заупокойные и земледельческие обряды, причем главную роль играли женские фигуры, что связано с ведущей ролью женщины в период матриархата. Изготавливаются грубые схематические статуэтки. Пример росписей того времени - роспись из гробницы вождя в Иераконполе. В подобных изображениях художник рисовал предметы не с натуры, а условно воспроизводил наиболее важные признаки. Центральная роль Жрицы или Богини выражалась бОльшими по сравнению с другими размерами.

Постепенно искусство меняется и образы становятся четче. Примерами нового этапа являются рельефные изображения битв между общинами, которые привели к образованию крупных объединений на юге и севере. Особенно в рельефе выделяются предводители: они изображаются в виде быка или льва, поражающего врагов. Со сложением нового общественного строя искусство становится идейным оружием. Ярким примером является плита фараона Нармера (64 см). Сцены изображены поясами, так в дальнейшем будут решаться все настенные росписи и рельефы. В дальнейшем искусстве рабовладельческого Египта отступление от канонов чаще всего применялось к изображению людей низших сословий.


Искусство Древнего Царства

(3200 - 2400 гг. до н.э.)

Египет Древнего Царства - первое рабовладельческое государство, где наравне с эксплуатацией рабов существовала эксплуатация свободного земледельческого населения. Во главе государства стоял фараон, но постоянно происходила борьба между номами (областями), между знатью и фараоном. Также период Древнего Царства является периодом сложения всех основных форм форм египетской культуры.

С ранних времен ведущее положение в египетском искусстве занимала архитектура, основные монументальные сооружения: гробницы, царей и знати. Для их сооружения применялся камень, в то время как жилища «живых» строились из кирпича и дерева. По древним представлениям умерший также нуждается в доме и еде, как живой. Из этих убеждений родилось стремление сохранить тело умершего или хотя бы его голову; постепенно были выработаны сложные приемы мумификации. Также в гробницу ставили статуи умерших на замену в случае порчи тела. Считалось что душа может войти в нее и оживить, тем самым обеспечивалась посмертная жизнь человека. Гробницы знати - «мастаба» - состояли из подземной части, где хранился гроб с мумией, и массивной надземной постройки, первоначально имевшей вид дома с двумя ложными дверьми и двором, где приносили жертвы. Дом представлял собой облицованный кирпичом холм из песка и обломков камней. Затем стали пристраивать кирпичную молельню с жертвенником. Для гробниц высшей знати применялся известняк. Большое значение имело строительство царских гробниц, где применялись все передовые технологии и изобретения. На культ фараона были перенесены пережитки представлений о том, что дух предводителя будет охранять свое племя. Нередко на верхушках пирамид изображали глаза.

Важным этапом в развитии царских гробниц является идея увеличения зданий по вертикали - впервые эта идея возникает при постройке усыпальницы фараона III династии Джосера (~3000л лет до н.э.), так называемой ступенчатой пирамиды. Имя ее строителя, Имхотепа, сохранилось до конца истории Египта, как мудреца, строителя и ученого-астронома, а позднее он был обожествлен как сын бога Птаха, а греки его сопоставили со своим богом-врачевателем Асклепием.

Усыпальница Джосера открывает путь к созданию совершенного и законченного типа пирамиды. Первой такой пирамидой была усыпальница царя I V династии Снофру в Дашуре (~2900 г. до н.э.) - предшественница знаменитых пирамид в Гизе (29-28 вв. до н.э.)

Самые известные пирамиды, находящиеся к Гизе, были построены для фараонов IV династии Хуфу, которого греки называли Хеопс; Хафра (Хефрен) и Менкаура (Микерин). Наиболее грандиозной из трех является пирамида Хуфу (Хеопса), она является самым большим каменным сооружением в мире: 146,6 м в высоту, а длина стороны основания 233 м. Сложена пирамида из точно обтесанных известняковых блоков весом около 2,5 тонн каждый (всего насчитывается более 2 300 000 штук).

Каждая из пирамид в Гизе была окружена архитектурным ансамблем: иногда рядом находились маленькие пирамиды цариц. К восточной стороне пирамиды примыкал царский заупокойный храм, соединенный крытым каменным проходом с монументальными воротами в долине. Эти ворота строились там, куда доходили воды нильских разливов, и т.к. к востоку зеленели орошаемые Нилом поля, а к западу расстилались безжизненные пески, ворота стояли как бы на грани жизни и смерти.

Наиболее четкое представление о заупокойных храмах при пирамидах в Гизе дают остатки храма при пирамиде Хафра (прямоугольное здание с плоской крышей). В этих храмах впервые встречаются свободно стоящие столбы. Сами здания декорируются сочетанием отполированных плоскостей различных камней.

Иной характер носят усыпальницы фараонов V и VI династий (2700-2400 гг. до н.э.) Сооружение колоссальных пирамид для IV династии сильно повлияло на экономику страны, примерно в 2700 г. до н.э. произошла смена власти. Теперь бОльшее внимание стало уделяться оформлению храмов: стены покрывались рельефами, прославлявшими фараона. Именно в это время появляется характерные для египетской архитектуры пальмовые колонны и колонны в форме папирусов. Возникает и третий тип египетских колонн: в виде связки бутонов лотосов.

Появляется новый тип зданий - так называемые солнечные храмы. Важным элементом которых был колоссальный обелиск, верхушка которого обивалась медью. Пример: Солнечный храм Ниусер-ра. Он также соединялся крытым проходом с воротами в долине.

Скульптура этого времени представлена заупокойными статуями в нишах молелен или в закрытых помещениях позади молелен, исполненных в однообразных сидячих или стоячих позах. Сакральное назначение скульптуры, как замены физическому телу, обусловило раннее возникновение египетского скульптурного портрета. Пример: статуя вельможи Ранофера из его гробницы в Саккара.

Тем не менее, некоторые скульпторы сумели в рамках жесточайших канонов создать истинные шедевры:

Статуя зодчего Хемиуна


Статуя Царевича Каапера из гробницы в Саккара


Фараон Менкаура, богиня Хатор и богиня нома


Статуя фараона Хафра из его гробницы в Гизе



Статуя писца Каи

Скульпторы постепенно пришли к необходимости дорабатывать маски лиц умерших, особенно при изготовлении голов или бюстов знати, фараоны же изображались преувеличенно: со сверхмощными телами, бесстрастным взглядом. Особенным воплощением фараона был образ сфинкса - тело льва, а голова фараона. Самый известный из всех - Большой Сфинкс находится у монументальных ворот пирамиды Хафра. Его основу составляет естественная известняковая скала, которая напоминала фигуру лежащего льва. Недостающие части добавлялись из известняковых плит.

Отдельно нужно рассмотреть статуи и статуэтки рабов и слуг, помещавшиеся в гробницы для «обслуживания» умерших. Эти скульптуры изображали людей, занятых разными работами, притом без всяких канонических норм.


Девушка, готовящая пиво. Статуэтка из Саккара, IV династия

Большое место в искусстве Древнего Царства занимали рельефы и росписи, покрывающие стены гробниц и храмов. Применялись две техники рельефа: обычный барельеф (разновидность рельефа, где изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину объема) и свойственный египетскому искусству врезанный, где поверхность камня остается нетронутой, а врезаются контуры изображений.


Зодчий Хесира. Рельеф из его гробницы в Саккара

Использовалось также две техники настенной росписи: темпера по сухой поверхности и вкладка цветных паст в углубления. Краски были минеральные. Росписи и рельефы изображали не только сцены прославления вельмож и царей, они повествовали о сельских и ремесленных работах, рыбной ловле и охоте, но в то же время присутствовали сцены избиения неплательщиков, тут же сменяемые сценами увеселения знати. Именно в неподдающихся канонам изображениях простых людей можно проследить изменение в мировоззрении, в художественном творчестве.

В период Древнего Царства большое значение и развитие получило художественное ремесло: различные сосуды, мебель, украшения; сохранилась связь с реальными жизненными явлениями.

Искусство Среднего Царства

(21 в. - нач. 19 в. до н.э.)

Частые грабительские войны, гигантские строительные работы привели к ослаблению царской власти. Как следствие, в 2400 г. до н.э. Египет распался на отдельные области. В 21 веке до н.э. началось новое объединение страны, шла борьба между номами, победителями вышли южные номы, во главе которых стояли правители Фив. Они образовали XI династию фараонов. Но борьба за власть все еще продолжалась среди подданных. Аменемхет I и его преемники сумели сохранить единство страны, была построена новая ирригационная сеть (фаюмские ирригационные сооружения). Общий хозяйственный подъем способствовал развитию искусства, возобновилось строительство пирамид. Предшественники Анемхета I прибегнули к новому оформлению своих гробниц - сочетание пирамиды с обычной скальной гробницей. Наиболее значимая из таких - усыпальница Ментухотепов II и III в Дейр-эль-Бахри.

Планировка пирамид и храмов XII династии полностью совпадает с расположением усыпальниц фараонов V-VI династий, но из-за изменения экономический условий сооружение гигантских каменных пирамид было невозможно, поэтому размеры новых сооружений значительно меньше, а строительным материалом служил кирпич-сырец, изменивший способ кладки. Статуи заупокойных храмов подражают примерам Древнего Царства, но есть некоторые отличия в местных центрах, в частности в среднем Египте, где номархи еще ощущали себя правителями своих областей и подражали обычаям царских дворцов. Так складывается новое направление в искусстве Среднего Царства, формируются художественные центры. Во время междоусобиц были периоды, когда не было власти фараона. Вера в сложившиеся устои и в частности в загробную жизнь пошатнулась, также этому способствовали новые научные открытия. Это отразилось в литературе (повесть о Синухете) и искусстве, наблюдается бОльшее тяготение к реализму.

Ярким примером новых тенденций служат рельефы и росписи на стенах скальных гробниц номархов. Особенно примечательны рельефы из Меира, изображающие простых людей.

Особых успехов в изображении животных мастера достигли в росписях гробницы номарха 16 нома Хнумхотепа II в Бени-Хасане. Постепенно этот опыт был положительно воспринят в официальном искусстве и нашел свое отражение в царских портретах.

В целях своего прославления фараоны-фиванцы начали широкое храмовое строительство. Они старались установить как можно больше своих изображений в храмах, внутри и снаружи, причем необходимо было максимальное сходство, чтобы закрепить облик фараона в сознании народа.

Статуя Санурсета III, обсидиан, 19 в. до н.э.




Статуя Аменемхета III, черный базальт , 19 в. до н.э.


Статуя Аменемхета III из Хавара, желтый известняк , 19 в. до н.э.

К моменту правления Сенурсета III укрепилась царская власть, знать стремилась занять должности при дворе. Огромную роль стали играть придворные мастерские. Местное творчество стало следовать за их творчеством, более каноническим. Наблюдается рост строительства, в том числе и пирамид. Пример: усыпальница Аменемхета III в Хаваре, особенно прославился заупокойный храм, особенно в Греции.

Художественное ремесло получило широкое развитие из-за роста городской жизни. По прежнему изготовлялось много посуды из камня и фаянса, обрабатывался металл, появлялись бронзовые сосуды. В ювелирном деле появилась новая техника - зернь.

Среди открытий искусства Среднего Царства - трехнефное построение зала с приподнятым средним нефом, пилоны, колоссальные статуи вне здания. Особенно важен рост реалистических тенденций, в частности в портретных статуях.

Искусство I половины Нового Царства. Искусство времени XVIII династии

(16-15 вв. до н.э.)

В 18 веке до н.э. наблюдалось ослабление центральной власти. Последовавшее длительное завоевание Египта кочевниками явилось периодом экономического и культурного упадка. В 16 в. до н.э. борьбу с кочевниками и за объединение страны начали Фивы. Фараон Яхмес I был первым царем XVIII династии.Победоносные войны в Сирии и Нубии способствовали приливу денежных средств и увеличению роскоши и грандиозной архитектуры. В искусстве этого периода увеличивается роль пышности и декоративности, а также роль реалистических стремлений.

Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы лучшие произведения искусства этого времени: Храм времени XVIII династии, храм бога Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский. В Луксоре приобрел свою законченную форму новый тип храма Нового Царства. Центральная колоннада была в виде гигантских каменных цветов папируса.


Храм Амона в Луксоре

Храм Амона в Карнаке

Большое место в архитектуре XVIII династии занимают заупокойные царские храмы, находящиеся в Фивах на западном берегу Нила. Гробницы отделялись от заупокойных храмов, они высекались в ущельях скал,а храмы возводились внизу, на равнине. Эта идея принадлежит зодчему Инеи. Храмы становятся все более монументальными.(Храм Аменхотепа III от которого сохранились только 2 гигантские статуи фараона:


Особое место занимает храм царицы Хатшепсут в Дель-эль-Бахри. Скульптуры внешнего оформления наименее индивидуальны, передаются лишь наиболее характерные черты лица царицы. Статуи, находящиеся в главной молельне больше воспроизводят ее образ.

С середины периода XVIII наметилось наступление нового этапа: на смену строгости форм приходит декоративность, иногда переходящая в чрезмерную нарядность. Наблюдается общий интерес к объему, передаче портретных черт. Каноничность царских статуй не позволила отразить в полной мере всех новшеств, это ярче проявилось в статуях частных лиц.


Аналогичными путями шло развитие стиля в фиванской стенной живописи. Наиболее интересны гробницы знати, т.к. царские содержат узко религиозные сюжеты, за исключением храма Хатшепсут в Деир-эль-Бахри. Основные изображения - это сцены из жизни и религиозные сюжеты, появляются военные темы, темы пира. Большое внимание уделяется движению в композиции. Фигуры обычных людей странно контрастируют с фигурами знати.



В это же время возникает египетская графика, рисунки на папирусах с текстами «Книги Мертвых». Наблюдается расцвет ремесла, многоцветные инкрустации. Применение вертикального ткацкого станка позволило изготовлять ткани с узорами гобеленовой техники. Особенно популярны растительные мотивы.

Искусство времени Эхнатона и его преемников. Искусство Амарны

(конец 15 - начало 14 в. до н.э.)

Следствием завоевательных войн царей XVIII династии и обогащения знати и жречества стало нарастание внутреннего противостояния, которое вылилось в открытый конфликт в начале 14 в. до н.э. при фараоне Аменхотепе IV, который решил этот конфликт религиозной реформой. Он выдвинул учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Фараон покинул Фивы и построил себе столицу в среднем Египте - Ахетатон, сам он принял новое имя - Эхнатон, что означает «Дух Атона». Он активно показывал разрыв с традиционным прошлым, что сильно сказалось на искусстве. Отказ от канонических форм изменил не только форму памятников, но и их содержание. Стали чаще изображать царя в повседневной жизни, особое внимание стали уделять окружающей обстановке. Потребовалось заново создавать художественные образы, новые типы святилищ. Первые художественные опыты были весьма необычными, т.к. мастерам приходилось переучиваться. Тем не менее, отсутствие канона сказалось в положительную сторону.

Время правления XIX Династии было годами нового политического и экономического подъема. Усилился приток богатств и рабов из-за внешних войн, но внутри все еще шла борьба между фараоном, жречеством и знатью. Фиванское искусство хранит реакционное стремление вернуться к старым традициям, правители старались придать бОльший блеск и пышность столице.

Главным объектом строительства в Фивах был, конечно же, храм Амона в Карнаке, грандиознейшего масштаба. Монументальностью отличался и заупокойный храм Рамсеса II, так называемый Рамессеум в Абу-Симбел, в первом дворе которого стояла колоссальная статуя царя (~20м в высоту).

Скульптура возвращается к каноническим образам древности, все больше и больше увеличивается внешняя нарядность. Тем не менее, появляются светские изображения фараона и царицы. Фараон изображается без преувеличения мускул, как раньше, образ могучего правителя передан более реалистическими средствами - правильные пропорции, мускулы, выглядывающие из-под одежды.

Также наследие XVIII династии видно в рельефах: интерес к пейзажу, к индивидуальным чертам, особенно этническим типам. Но все эти новые черты не нарушали основных традиционных условностей.

Среди фиванских росписей стоят особняком росписи гробниц мастеров, живших в изолированном поселении в горах Фиванского некрополя и представлявших собой замкнутый коллектив, передача положения в котором шла от отца к сыну. Также это было религиозное общество, т.к. участвовали в религиозных обрядах, в т.ч. и культе смерти. Их называли «слушающими зов».

На дальнейшем развитии искусства конца Нового Царства тяжело сказались длительные войны и ослабление экономики, а также междоусобицы. XX династия фараонов ненадолго удалось объединить страну, но с потерями прежних иноземных владений. Чуть позже страна распалась на северную под правлением номархов Таниса и южную со столицей в Фивах. Крупное строительство прекратилось после смерти второго фараона XX династии Рамсеса III. В его время были построены храм Хонсу в Карнаке и заупокойный храм с дворцом в Мединет-Абу. Гробницы постепенно уменьшались в размерах, росписи становились стандартными, положение художников падало, что существенно повлияло на качество работ.

Искусство Позднего Времени

(11 в. - 332 г. до н.э.)

Войны, которые вели фараоны Нового Царства задерживали развитие. В течение I т. происходили постоянные восстания населения, борьба рабовладельцев. Начиная со 2 в. до н.э. государство распалось. В 671 г. до н.э. Египет покорили ассирийцы, борьбу возглавил правитель западной дельты, выступивший в союзе с греческими городами, Малой Азией и Лидией. После изгнания ассирийцев Египет был объединен под властью XXVI династии со столицей в Саисе.

Во времена длительных распадов не велось крупное строительство, оно возобновлялось лишь в недолгие периоды объединения. В такое время, при ливийском правителе Шешанке и эфиопском фараоне Тахарке, были произведены дополнения Карнака - строительство еще одного двора с портиками и гигантским пилоном.

В течение 11 - 8 вв. до н.э. художественным центром оставались Фивы и Танис. Фиванское искусство продолжало традиции Нового Царства, в Танисе процветало художественное ремесло. Скульптура этого времени - внешне нарядные памятники. Получили распространение бронзовые статуэтки взамен дорогостоящего камня.

Во времена правления эфиопской династии в художественном мире началось оживление. Пример: скульптурный портрет фараона Тахарки (Эрмитаж) и эфиопских царевен (ГМИИ им. Пушкина).

Статуя Монтуэмхета, градоначальника Фив

Стремление к идеализации своей истории только усилилось в последующие годы, особенно когда Египет объединился под властью победителя Ассирии, фараона Псамтика I. Наладились и расширились торговые пути, вновь развернулось строительство, в основном сосредоточенное в Саисе. Строители, как и все остальные, подражали древнему искусству. Архаизация затронула все области: литературу и в религию, политику.

Несмотря на тяжелые последствия персидского завоевания (525 г. до н.э.) и недолгий период борьбы за независимость, египетские художники создавали прекрасные памятники. Пример, голова жреца из Мемфиса.

После вторичного завоевания персами, а потом и греко-македонцами (332г. до н.э.), Египет сохранил политическую самостоятельность под управлением эллинистической династии Птолемеев, и нашел силы для поъема искусства. Храмы в Эффу, Эспе, Дендера, на о. Филэ. Однако эти архитектурные памятники уже стоит рассматривать в контексте эллинизма.

Значение египетской культуры велико: это богатая литература (возникла сказка, повесть, любовная лирика), египетская наука дала нам календарь и знаки зодиака, основы геометрии и первые открытия в области медицины, географии и истории. Эти знания пользовались высоким авторитетом в античном мире, а позже и на Востоке. Первое греческое искусство формировалось под воздействием искусства Древнего Египта и оказывало влияние на умы молодых греческих мастеров.


Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»): учеб. для 2 кл. – М.: Баласс,
2011.
Уроки 29–30 (с презентациями).
Изобразительное искусство.
Тема. Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф. Иероглифы.
Цели по линиям развития:
1ЛР: Продолжить изучение истории мирового искусства. Иметь представление об искусстве Древнего Египта (на
примере древнеегипетской росписи и скульптуры). Отличать рельеф от круглой скульптуры. Иметь представление о
письменности Древнего Египта, об иероглифах. Уметь выполнять простейшие рисунки человека в стиле
древнеегипетского рельефа. Уметь изображать простейшие иероглифы. Продолжить овладение приёмами работы гуашью.
2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения древнеегипетского искусства, уметь выражать своё отношение
к ним на примере скульптурного портрета царицы Нефертити, росписей и рельефов царских гробниц.
Обязательный минимум содержания: древнеегипетские роспись и скульптура (Н), каноны, рельеф, иероглифы
(П). (Н – необходимый уровень, П – повышенный уровень.)
Зрительный ряд: скульптурный портрет царицы Нефертити, росписи и рельефы со стен царских гробниц,
иероглифические надписи, схема изображения человека по клеткам.
Дополнительный материал для учителя.
Искусство Древнего Египта
Древнеегипетское искусство не предназначалось для осмотра. Оно служило многочисленным культовым и магическим целям. В
изобразительном искусстве отражалось нечто большее, чем просто облики прекрасных людей в их повседневном существовании, большее, чем
просто красивая природа, большее, чем повседневность. Оно «оживляло» образ, вносило в него нетленность, божественность, скрытый смысл.
Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Там, где
древние тексты обращаются к теме творения, большинство из них непременно связывают бога Птаха с созданием искусств, ремёсел,
строительством храмов. По велению сердца, облечённому в слово, Птах, сотворив богов, основал их храмы и создал их тела, воплощением
которых служили культовые статуи богов. Высший жрец бога Птаха носил титул «старейшина художников». Искусству в Древнем Египте
отводилась необычайно важная роль: оно должно было стать мостом между земным и божественным. Скульптурные и живописные
изображения божеств должны были стать «телом» для богов, дать им возможность жить на земле.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 1

Росписи и рельефы гробниц призваны были помочь душе покинувшего этот мир достичь мира божественного и обрести новую жизнь. Не
случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь».
Существует мнение, что скульптура, рельефы и фрески изображали не портрет человека, а его Ка – душу, высшую, невидимую часть
человека, идеальный образ. Древнеегипетское искусство исключало одушевление и увековечивание старости, болезни, смерти и
несовершенства мира, передавая лишь истинный, совершенный облик предмета, человека, Вселенной. Ка, как двойник человека, живущий в
невидимом мире, отвечал за него перед богами.
Древние тексты на папирусах и стенах храмов хранят упоминания о трактатах, содержащих правила создания художественных
произведений и строительства храмов. Согласно легендам, величайшие художники и архитекторы получали непосредственно от богов книги,
содержащие священное знание. Жрецы­художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение. Сами
традиции воспринимались не как свод необходимых правил, а как нечто священное, переданное людям в качестве божественного откровения.
Что такое канон? Само слово «канон» в переводе с греческого означает «закон», «правило». В этом понимании каноном
древнеегипетского искусства мы можем назвать свод правил, законов создания художественного произведения, позволяющих осуществиться
предназначению искусства – стать посредником между миром богов и миром людей. Канон был стержнем искусства на протяжении всего
существования египетского государства. Менялись стили и технические приёмы изображения, развивались и обновлялись традиции, канон же
оставался неизменным.
В круг понятий, охваченных каноном, входили: сюжеты, позы, жесты, размеры фигур и предметов. Кроме этого, правила канона
распространялись также на выбор материала и цвета в различных видах искусства. Регламентировался также порядок проведения работ.
Существовали правила и каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего, коленопреклонённого и т.д. Существовали они
также для изображения цветка лотоса, священных животных и различных предметов. Отказ от изображения перспективы, цветовых
рефлексов, теней должен был помочь изобразить вещи такими, какие они есть на самом деле.
Изображение человека на плоскости непривычно с точки зрения современного человека. Фигура дана одновременно и спереди, и сбоку.
Художник старался показать человеческое тело наиболее всесторонне. При этом он, переводя объёмную фигуру на плоскость, не прибегает к
условному сокращению, а показывает её с наиболее характерных для человеческой фигуры точек зрения: плечи, руки и глаза – в фас, голова и
ноги – в профиль. Женщины изображались со светлой кожей, мужчины – с тёмной, умершие – со скрещенными руками, живые – с
опущенными.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 2

Первоначально египетское письмо было пиктографическим (рисунчатым): слова изображались наглядными рисунками, например:
Древнеегипетская письменность
– солнце,
– бык.
Следующим шагом было создание идеографического (смыслового) письма. При помощи знаков этого письма, идеограмм, можно было
записывать некоторые отвлечённые понятия, например знаком
(горы) – горную, то есть чужеземную, страну;
(солнце) – слово «день», исходя из того, что солнце светит лишь днём.
Идеограммы играют большую роль и впоследствии в развитой системе египетской письменности. Например, все смысловые
определители являются идеограммами.
Позже появляются звуковые знаки (фонограммы), в которых изображённый рисунок связан уже не со значением слова, а с его звуковой
стороной. В Рабочей тетради на с. 48–49 представлены как раз фонограммы.
Итак, среди египетских иероглифов различают две основные группы символов: звуковые знаки (фонограммы) и смысловые знаки
(идеограммы).
Количество иероглифических знаков постоянно увеличивалось. Так, в период Старого царства их было 800, а в период греко­римского
правления – более 6000.
Этапы урока
Содержание
1­й урок темы
Формирование УУД,
технология оценивания
действия учителя
действия учеников
© ООО «Баласс», 2013
Страница 3

I. Создание
проблемной
ситуации.
Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф»,
рассказывает детям историю о маленькой девочке и
её путешествии в Египет и просит ответить на
вопросы.
Ученики отвечают на вопросы
(возможные варианты
ответов):
Жила­была одна маленькая девочка по
имени Маша. И обладала она необычной
чертой характера: её никто не мог ничем
удивить. Мама уже не знала, что и делать,
водила её в интересные музеи, читала
увлекательные книги, рассказывала
удивительные истории, но всё напрасно.
Девочка только и знай твердила:
– Ерунда, ничего необычного.
Однажды отправились они
путешествовать в Египет и добрались до
самых пирамид. Мама предложила Маше
спуститься в древнюю гробницу фараона
(царя Египта), но Маша, как всегда,
закапризничала.
– Что я там не видела? Скукотища.
Но мама настояла, и они вошли в тёмное
помещение, освещённое только факелом. И
вот тут­то девочка остолбенела, таких
необычных росписей и рельефов она ещё не
видела.
Познавательные действия
1. Находить информацию в
учебнике (разворот,

известное от неизвестного.
2. Делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
3. Небольшой пересказ
простого текста.
4. Простой план.
Регулятивные действия
1. Совместно с учителем
определять цель действий,
проговаривать план,
предлагать версии.
2. Работать по предложенному
плану, использовать учебник.
3. Учиться оценивать
успешность своего задания,
признавать ошибки.
Коммуникативные действия
1. Высказывать свои мысли
(предложение–текст), вступать
в беседу.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 4

II.
Формулирование
проблемы.
– Итак, какой вопрос у вас возникает?
– Что необычного можно
увидеть в
древнеегипетских
гробницах?
Возможен другой вариант
проблемного вопроса.
III. Выдвижение
гипотез.
– Может быть, у кого­то есть своя гипотеза,
предположение?
Предполагают.
IV. Поиск
решения
проблемы
(открытие нового
знания).
1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 54, 55,
рассмотреть древнеегипетские рельефы и ответить
на вопросы:
– Рассмотрите цветной рельеф из царской гробницы на
с. 55 учебника. Как повёрнуты на нём голова, плечи,
туловище, ноги?
1. Ученики рассматривают
– Голова и ноги повёрнуты боком
(в профиль), а плечи, туловище –
прямо (в фас).
– Что ещё необычного вы видите на рельефе?
– Сравните этот рельеф с росписью стены гробницы на
с. 54 учебника. Чем они похожи, а чем отличаются?
– Фигуры очень похожи между
собой.
– На рельефе выпуклое
изображение, а на росписи –
плоское, но повороты фигур и
сами фигуры похожи.
2. Слушать и понимать других,
в т.ч. выразительно читать
чужие тексты.
3. Договариваться о правилах
общения; учиться выполнять
роли в группе.
Личностные результаты
1. Оценивать однозначные
поступки как «плохие» или
«хорошие» с позиции
нравственных ценностей.
2. Объяснять оценки
однозначно оцениваемых
поступков (хорошо/плохо) с
позиции нравственных
ценностей.
3. В предложенных ситуациях
делать моральный выбор
поступка.
4. Развитие самостоятельности
в поиске решения различных
изобразительных задач.
5. Воспитание уважительного
отношения к творчеству – как
своему, так и других людей.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 5

6. Развитие чувства
прекрасного и эстетические
чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной
художественной культурой.
2. Учитель предлагает рассмотреть чёрно­белую
фотографию рельефа на с. 55 и ответить на
вопросы:
– Рассмотрите фигуру на рельефе и скажите, что
необычного вы видите?
– Как вы думаете, почему фигура расчерчена на
квадратики?
– Откройте учебник на с. 53 и прочитайте первый абзац
текста.
– Почему все фигуры росписей и рельефов похожи
между собой?
2. Ученики рассматривают
рельеф и отвечают на вопросы.
– Фигура расчерчена на
квадратики.
Затрудняются.
Читают.
– Все фигуры похожи, потому
что художники пользовались
образцом – каноном, с которого
по клеткам переносили рисунок
на стену.
– Совершенно верно, и египетские жрецы (служители
храмов) строго следили за этим, ведь все росписи,
рельефы и скульптуры в гробницах предназначались
для богов, а не для людей. Вся жизнь египтянина
представлялась как путь в загробный мир, в вечную
жизнь, к богам, поэтому чаще всего людей изображали
идущими к этой вечной жизни. Но предстать перед
богами нужно было во всей красе, художники не могли
изобразить фигуру с изъяном, поэтому и изображали
фигуру с разных сторон (и в профиль, и в фас), чтобы
показать, что всё на месте: две руки, две ноги.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 6

3. Выполняют.
3. Учитель предлагает ребятам выполнить рисунок
головы египетского юноши или девушки, используя
клетчатую бумагу и руководствуясь образцами на
с. 46–47 в Рабочей тетради. Если детям трудно
справится с рисунком головы, то учитель может
предложить выполнить более простой рисунок со
с. 48 в Рабочей тетради, например сокола (А).
– Чтобы выполнить изображение по клеткам, нужно
скопировать рисунок каждой клетки.
V. Выражение
решения
проблемы.
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос
урока и предлагает детям ответить на него.
Отвечают.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 7

VI. Применение
знаний
(продуктивные
задания).
Учитель предлагает ребятам выполнить фигуру
человека в стиле древнеегипетского рельефа,
руководствуясь образцом на с. 46–47 в Рабочей
тетради, задания 2 и 3:
Выполняют.
– Переведите на кальку фигуру девушки или юноши с
центрального разворота.
– Возьмите лист тонированной бумаги песочного цвета
и переведите с кальки на него рисунок.
– Выложите на палитру чайную ложечку белой краски и
немного коричневой. Добавляя в белую краску
коричневую, пропишите тени на фигуре с одной
стороны, противоположной источнику света, как
показано на образце.
– Добавьте больше коричневой краски и пропишите
падающие тени со стороны, противоположной
источнику света.
– Промойте кисть, наберите чистой белой краски и
пропишите блики со стороны источника света, как
показано на образце.
© ООО «Баласс», 2013
Страница 8

I. Актуализация
знаний.
Учитель записывает тему урока: «Искусство
Древнего Египта. Иероглифы», напоминает
детям проблемный вопрос прошлого урока,
демонстрирует детям различные произведения
древнеегипетского искусства и просит ответить на
вопросы:
– Среди представленных изображений найди
древнеегипетские. Свой ответ поясни.
– Выбери из предложенных изображений те, которые
относятся к росписи, рельефу.
– К какому виду искусства ты отнесёшь оставшиеся?
– Да, действительно, это скульптура, можно ещё
назвать круглая скульптура, её можно обойти по
кругу.
Ученики отвечают на вопросы
(возможные варианты
ответов):
Выполняют.
Выполняют.
Предполагают.
Познавательные действия
1. Находить информацию в
учебнике (разворот,
оглавление, словарь), отделять
известное от неизвестного.
2. Делать выводы, оперируя с
предметами и их образами.
3. Небольшой пересказ
простого текста.
4. Простой план.
Регулятивные действия
1. Совместно с учителем
определять цель действий,
© ООО «Баласс», 2013
Страница 10

II. Поиск
решения
проблемы
(открытие нового
знания).
1. Учитель предлагает детям рассмотреть
скульптурный портрет Нефертити на с. 52
учебника, ответить на вопросы, прочитать абзац
под изображением и проверить свои предположения.
– Рассмотрите скульптурный портрет Нефертити. Что
вы можете сказать о царице?
– Скульптуры царей и цариц помещали в гробницу
рядом с мумией. Как вы думаете, зачем?
– Прочитайте абзац под изображениями на с. 52 и
проверьте свои предположения.
– Египтяне верили, что человеческая душа после
смерти улетает, но в определённый момент сможет

Раздел 2 ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

§ 11. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ, ОБЩЕСТВЕННОЕ И ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

Рассмотрите древнеегипетский роспись. О какие занятия древних египтян свидетельствуют рисунки? Как организован труд египтян? О чем это свидетельствует? Почему первое изображение иногда называют «календарем» земледельческих работ? * Что делает на поле перед началом жатвы египтянин с веревкой, изображенный на втором рисунке? О чем это свидетельствует? Чем отличается одежда разных людей на рисунке?

Изображение занятий древних египтян из гробниц фараонов.

1. Что определяло хозяйственная жизнь Египта?

Жизнь египтян была связана с Нилом и земледелием. Для увлажнения удаленных от Нила земель прокапывали каналы, а от них - канавы полей. Эта тяжелая работа была ежегодной. Земледелие, основанное на искусственном орошении, называют оросительным, или ирригационным. Египтяне прилагали усилия, чтобы подольше задержать воду на полях - только при этом условии ил оседал на грунт, образуя плодородный слой.

В долине Нила люди выращивали зерновые культуры, а в его дельте раскинулись пастбища. Нижний Египет славился садами и виноградниками. Среди зерновых культур египтяне предпочитали ячменя. Кроме него, сеяли просо и пшеницу. Выращивали также лен.

Из огородных растений выращивали чеснок, огурцы, лук. Техника посева была очень простой: во влажный грунт бросали зерно, потом на поле выгоняли скот, чтобы она втоптала его в землю.

Год делился на три части: наводнение (июль-октябрь), посев зерновых и овощей (ноябрь-февраль), засуха, жатва (март-июнь).

Рассмотрите иллюстрации. Какие сельскохозяйственные занятия египтян на них отражено?

Росписи с изображением занятий древних египтян.

Почему, не прокопав каналов и канав, египтяне не могли вырастить урожай?

Древний Египет славился ремесленниками: камнетесами, строителями, резчиками, ювелирами, медниками, кузнецами. В горах было много строительного камня (базальта и гранита), в пустыне между Нилом и Красным морем имели залежи золота, а на Синайском полуострове добывали медь. Железо и серебро привозили из Западной Азии.

Древние египтяне были умелыми столярами. Из древесины строили корабли, делали мебель, предметы роскоши, которые полировали, а иногда покрывали золотом и серебром. Древесину поставляли с Ближнего Востока, где росли роскошные кедровые леса.

В Египте высокого уровня достигло ткачество. Самой распространенной была льняная ткань. Время ее украшали геометрическим орнаментом, сотканным из нитей красного или коричневого цвета. Совершенными были изделия древнеегипетских гончаров, о ловкость ремесленников свидетельствовали изделия из кожи. Мастерством прославились ювелиры. Драгоценные украшения в Древнем Египте изготавливали из золота, драгоценных камней, серебра.

Рассмотрите иллюстрации. О какие ремесла свидетельствуют росписи гробниц?

Древнеегипетские ремесленники.

Рассмотрите скульптуры. На какой из них изображен писаря, а на какой - горшечника?

1. Подумайте, кем и для кого мог быть написан представленный ниже текст. 2. О какие занятия египтян вы узнали? 3. О какие особенности обыденной жизни в Египте рассказывает автор рукописи? 4. Почему профессия писца он считает престижным, почетным и выгодным?

«...Я видел медника за работой у печи. Его пальцы были, как кожа крокодила, и от него несло хуже, чем от рыбьей икры... Каменщик постоянно соревнуется с твердым камнем... Цирюльник бреет с утра до вечера... Он слоняется с улицы на улицу в поисках работы. Он напрягает свои руки, чтобы заполнить себе желудок... Строитель всегда больной, потому что все время на ветру.

Одежда у него - лохмотья... Земледелец только вернется вечером домой, как снова надо идти... Ткач - постоянно внутри дома... не дышит воздухом... Сандальнику совсем плохо, он всегда нищенствует. Жует он кожу... Подумай, ведь нет должности, где не было бы начальника, кроме должности писца, поскольку он сам себе начальник».

Что в общественной жизни Древнего Египта способствовало популярности профессии писаря?

3. Как было организовано египетское общество?

Египетское общество сравнивают с пирамидой. Фараон, разумеется, был на ее верхушке. До высших ступеней общественной пирамиды принадлежали вельможе (наиболее знатные и состоятельные люди) и государственные чиновники. Занимая государственные должности, они помогали фараону управлять государством. Среди государственных чиновников влиятельными были визирь (чати) и начальник войска. Достаточно влиятельными были и жрецы - служители храмов.

На средних ступенях общественной пирамиды располагались местные чиновники: писцы, счетоводы, контролеры. На этой ступени находились также служители храмов, скульпторы, архитекторы, художники и врачи.

Низшие ступени общественной пирамиды занимали крестьяне и ремесленники, которые составляли большинство населения. С них взимали налоги - обязательные платежи в пользу государства. Налог предусматривал определенное количество зерна, скота, различных продуктов и ремесленных изделий. Кроме того, крестьяне и ремесленники выполняли повинности - всякие работы по строительству и ремонту дамб, строительство дворцов, храмов и гробниц.

В Древнем Египте были также рабы - рабы, которых можно было купить и продать, поскольку их считали собственностью хозяина. Рабов имели только богатые представители верхушки.

Общественная пирамида Древнего Египта.

1. Почему, чтобы показать египетское общество, часто используют пирамиду? 2. Объясните расположение различных представителей египетского общества. 3. Подумайте, почему на схеме нет рабов.

4. Что определяло образ жизни и быт жителей Египта?

Вы уже знаете, что в государстве Та-Кемет фараон был не только верховным правителем, но и жрецом, главнокомандующим, верховным судьей. Обладатель вел соответствующий положения и образ жизни. Утром после умывания фараон облачился в царскую одежду, приносил жертвы, слушал молитвы, наставления великого жреца. В течение дня проводил приемы, принимал участие в судебных заседаниях, прогулках и развлечениях. Правитель Египта никогда не появлялся с непокрытой головой и даже в семейном кругу носил парик. Ежедневная парик - круглая, с диадемой и подвесками, которые спускались на затылок. Парадным головным убором была двойная корона. Еще одна непременная деталь убранства фараона - накладная борода, заплетенная косичкой. Основным элементом одежды была гофрированная бедренная повязка. Ее держал широкий пояс. Фараоны обязательно носили бусы.

Знатные египтяне жили в глинобитных, но высоких, обычно трехэтажных, домах с толстыми стенами, садом, прудом или бассейном. Свои жилища они вмебльовували кроватями, столами, стульями, сундуками, шкафами. Питались египетские вельможи мясом быков, блюдами из уток, гусей и журавлей, разной рыбой, виноградом, яблоками, дынями, арбузами, плодами тропических деревьев (финиками, манго и др). На праздники мужчины надевали гофрированное платье, пояс с фартуком, большой парик и роскошные украшения. Состоятельные египтянки носыносили тонкие рубашки и гофрированные платья, браслеты, диадемы, ожерелья. Обувь - сандалии - изготовляли из кожи и даже из золота. И мужчины, и женщины пользовались косметикой, в частности подрисовывали глаза.

1. Фараон Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ящика. Середина 14 века. к н. е.

2. Дом египетского вельможи. Реконструкция.

Египетском простонародья за жилья правили хижины из плетеного папируса, обмазанные илом. Обстановка была очень скромной: циновки, кресла из папируса, реже - сундуки. На каждый день простые египтяне носили настегнову повязку с широким поясом, в праздники - пояс с вышивкой и недорогие украшения. Женщины носили прямые платья из льна на бретельках.

До семи лет дети не носили одежды. И наступал день, когда мальчику давали пояс и повязку на бедра, а девочке - платье. Этот день был важным событием в жизни ребенка.

1. Изображение женщины, которая собирает лен. По росписи египетских гробниц.

2. Египтянин Сенеб с семьей. Древнеегипетская скульптура.

1. Рассмотрите иллюстрацию, на которой изображено одно из самых известных древнеегипетских скульптур - египтянина Сенеба с семьей. Какой вывод можно сделать о семейной жизни древних египтян? 2. Какой физический недостаток имел Сенеб? Как вы думаете, как относились египтяне к таким людям?

1. Витлумачте понятия: общественная пирамида, вельможи, чиновники, писцы, налоги, рабы. 2. Какие отрасли хозяйства были распространены в египтян? 3. Кто занимал верхушку общественной пирамиды Древнего Египта? Чем положение власть имущих отличалось от остального общества? 4. Сравните повседневную жизнь и быт фараона, вельможи и простолюдина в Древнем Египте.

Сведения о повседневная жизнь древних египтян поразили больше всего? О чем хотели бы узнать подробнее?