Основные достижения культуры древнего востока (двуречье, египет, индия, китай). Духовная культура месопотамии

Мировосприятие и религия.

В Древней Месопотамии, как и в Древнем Египте, важную роль в восприятии и объяснении окружающей действительности, а также в сохранении и трансляции культуры играли мифы. Шумерская мифология - одна из древнейших. Мифы о сотворении мира, о всемирном потопе были рождены шумерами. Мифология Междуречья отражает в основном представления народов, живших ирригационным земледелием, а также оседлых охотников и скотоводов (космогонические мифы).

Наиболее значительным явлением аккадо-вавилонской и вообще месопотамской мифологии была теогоническая поэма «Энума Элиш» - миф о создании мира, происхождении человека, его роли на земле.

Религия в древней Месопотамии не составляла стройной системы, а складывалась из отдельных местных культов: у каждого крупного города был свой покровитель, защищавший интересы его жителей. Наряду с этим всюду на территории Месопотамии почитались и общие космические божества. Поэтому можно говорить об определенной преемственности в развитии мифологии религии шумеров, аккадцев, вавилонян и ассирийцев, населявших в те времена Месопотамию. Первые гос. Боги появились в 3 тыс. до н.э. по мере того, как разные города: Киш, Урук, Лагаш, Ур и др. – выступали объединителями своего региона. Завоеватели, приходившие в Вавилонию, - аккадцы, амореи, касситы, арамеи, халдеи – заимствовали местный пантеон, пополняя его своими божествами. В конце 3-го тыс. до н. э. в связи с укреплением единого деспотического государства местные культы соединились в общий для всей страны пантеон.

Божества были связаны с самыми разными сторонами жизни. В стране, вся жизнь которой завислела от земледелия, особым почитанием пользовались божества – покровители плодородия, земледельческого труда, щедрого урожая. Верховными божествами считались бог неба Ану (отец богов), бог земли Энлиль (ветра, воздуха и одновременно определитель судьбы, создатель городов, изобретатель земледельческих орудий), воды - Энки(Эа – мировой океан, хранитель божеств. Мудрости, советник богов), войнами «заведовал» Нергал (повелитель подземного мира), Адад (буря, гром, молния), Нинурта (растительность, победоносная война), богиня любви и плодородия -Иштар (она же являлась покровительницей города Урука). Т.к. земледелие, время разливов рек было тесно связано с наблюдением за солнцем и луной, они стали объектами поклонения. Солнце стало олицетворением бога Шамаша (правосудие, справедливость), Син – луна, Иштар – планета Венера. Большое значение имел культ умирающих и воскресающих божеств растительности, скотоводства (Таммуз).

Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства. Шумеры верили, что городами-государствами владеют и правят сами боги. Поэтому крестьяне и рабы обрабатывали особые участки земли либо храмам, либо землевладельцам, которые выплачивали часть урожая в качестве ренты. Владеть землей имели право немногие. Рента, дары, приношения, а также урожаи, полученные с земель, принадлежали богам, использовались для нужд храмов и для помощи беднейшим горожанам. Помимо жрецов и жриц, при каждом храме имелся большой штат чиновников, писцов, ремесленников, поваров, уборщиков. Храмы имели огромное количество рабов, которые им доставались после раздела трофеев.

Почитание богов осуществлялось через произведение пышных церемоний, торжественных шествий, магических заклинаний и действий. Древние жители воспринимали своих богов не в кач-ве духовных сущностей, а как вполне материальных сущ-вах. Как вполне матер. сущ-во, бога кормили, приносили дары, строили для него дом – храм. Пантеон богов, как и человеч. общ-во имел иерархическое строение т.е. выделялись боги главные и подчиненные им второстепенные божества. Каждому богу в зависимости от его положения было положено опр. кол-во пищи, даров, объема услуг, размера храмового помещения. Сущность культовых действий была направлена на консолидацию правящей элиты, управляющей страной, в кот. главную роль играла жреческая корпорация, а не гос. бюрократия во главе с царем.

Заупокойный культ не получил в Двуречье такого значительного развития как в Египте, не сложилось и представлений о том, что душа умершего человека должна вернуться в изваянное подобие живого тела. Еще одной особенностью, отличавшей вавилонскую религ. систему от египетской, являлось слабое развитие идеологии обожествления царской власти. Попытки некоторых правителей 3 тыс. до н.э., в частности Нарам-Суэна, Шульги и др. обожествить свою личность не получили продолжения. Даже Хаммурапи не осмеливался этого сделать. (на столбе с законами, он изображен в кач-ве смиренного просителя перед грозным богом Шамашем.)

В период возвышения Вавилона (нач. 1 тысячелетия) верховным божеством был объявлен Мардук - покровитель этого города, царь богов, создатель существующего мира: неба и земли, растений и животных, самого человека, объединяя функции основных богов Вавилонии. Наряду с верховным божеством признавались 7 главных богов, которые послужили основой современной семидневной недели. Они составляли совет старейшин в пантеоне богов. Боги изображались как покровители царя, что способствовало оформлению идеологии обожествления сильной царской власти.

Духовную жизнь месопотамских городов-государств отличало то, что каждый город имел свое символическое изображение в виде животного, своего бога, планету, которая покровительствовала ему, день недели, особо почитаемый. Особое значение имела цифра семь. Существовала семерка наиболее важных городов, семерка планет, богов и семь дней в неделе.

Религия древних народов Месопотамии освещала существующий общественный порядок: правитель города-государства считался потомком богов, обожествлялась не только царская власть, но и культ умерших царей. Однако в отличие от Египта в Месопотамии культ умерших и идея обожествления царя не получили такого развития и размаха, как в Древнем Египте.

Знания.

Научные знания были вписаны в религиозное мировоззрение. Специализированные знания хранились в тайне замкнутыми жреческими кастами.

Шумерские жрецы систематически проводили наблюдения за природой. На основании этих наблюдений было установлено, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде. Шумеры уже в 3 тыс. до н.э. установили, что утренняя и вечерняя звезда - это одна планета. На этом основании составлялись соответствующие прогнозы и предсказания в отношении хозяйственной деятельности и событий в общей жизни государства, а также правителей. К I тыс. до н.э. вавилоняне уже знали пять планет. Шумеры умели определять длину лунного месяца, время весеннего и осеннего равноденствия. На этой основе они создали систему знаков зодиака - 12 созвездий, основы их символов сохранились до настоящего времени. С VII в. до н.э. в Вавилоне существовала официальная должность придворного астронома. Его задачей была систематическая запись наиболее важных изменений и явлений на небе.

В Месопотамии была разработана астрология. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и других планет; повторяемость затмений; установили семидневную неделю (каждому дню покровительствовало божество и его символ - светило) и, в целом значительно опередили в астрономических наблюдениях египтян.

Шумеры первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. Жители Древней Месопотамии умели определять точное время, ориентировать стены городов и башен на 4 стороны света, соединили судоходными каналами Тигр и Евфрат точно по 33-й параллели.

Шумеры и вавилоняне были превосходными математиками. Математика Двуречья находилась на более высоком уровне, чем египетская. Здесь знали десятичный счет, использовали и шестеричную основу счета, из которой возникло разделение круга на 360 градусов, часа - на 60 минут, а минуты - на 60 секунд. Шумеры и вавилоняне знали возведение в степень, извлекали корни, пользовались дробью, владели техникой решения квадратных уравнений. Они решали линейные и квадратные уравнения с двумя неизвестными, решали даже задачи, сводящиеся к кубическим и к биквадратным уравнениям. Они ввели в обиход большие числовые величины, которыми в Европе не оперировали даже в XVIII в. Вавилоняне знали теорему, известную как теорема Пифагора. Прекрасно знали они и геометрические законы. В Древнем Вавилоне умели исчислять проценты, измерять площадь, объем различных геометрических фигур.

Медицинские представления народов Междуречья были достаточно развитыми. Они уже в те времена проводили хирургические операции, знали лечебные свойства различных трав, умели диагностировать болезни по внешним признакам и лечить их при помощи мазей, порошков и настоек, причем рецептура нередко была достаточно сложной. В эпоху царя Хаммурапи (XVII век до н.э.) уже существовала определённая специализация, в частности хирургия и лечение глазных болезней.

Однако, в отличие от египтян, из-за запрета анатомирования, знания анатомии были не очень глубокими.

Образование.

В городах существовали школы писцов и школы для детей богатых. На глиняных табличках сохранилось описание системы обучения и наказания в шумерской школе, применявшейся примерно четыре тысячи лет тому назад. В школе детей учили клинописному письму, беглому чтению клинописных знаков, счету и правилам арифметики. Некоторые особо одаренные ученики имели познания в алгебре и геометрии.

При школах, крупных храмах и дворцах создавались библиотеки и архивы - одно из самых крупных достижений вавилонской и ассирийской культуры. Ещё в древних городах Шумера писцы (первые образованные люди и первые чиновники) собирали литературные, религиозные, научные тексты и создавали хранилища, частные библиотеки.

Одна из самых больших библиотек того времени - библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н.э.), в которой хранились все важнейшие произведения вавилонской и ассирийской литературы. Библиотека содержала около 30 тысяч глиняных табличек с записью важнейших исторических событий, законов, литературных и научных текстов. Собрание Ашшурбанапала было не только крупнейшим для своего времени: это не едва ли первая в мире настоящая, систематически подобранная и расставленная библиотека. Книги размещались в определенном порядке, страницы были пронумерованы. Существовали даже своеобразные каталожные карточки, где излагалось содержание книги с указанием серии и количества табличек в каждой серии текстов. Библиотека была найдена в 1849-1854 гг. на месте Ниневии при раскопках холма Ку-юнджик на левом берегу Тигра.

В истории мировой культуры месопотамская цивилизация - одна из древнейших, если не самая древняя в мире. Именно в Шумере в конце IV тыс. до н. э. человечество впервые вышло из стадии первобытности и вступило в эпоху древности, здесь начинается подлинная история человечества Переход от первобытности к древности, «от варварства к цивилизации» означает появление культуры принципиально нового типа и рождение нового типа сознания.

Дух месопотамской культуры отражал сокрушающую силу природы. Человек не склонен был переоценивать свои силы, наблюдая такие могущественные природные явления, как гроза или ежегодное наводнение. Тигр и Евфрат зачастую разливались порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы и затопляя посевы. Проливные дожди превращали твердую поверхность земли в море грязи и лишали человека свободы передвижения. Природа Месопотамии сокрушала и попирала волю человека, постоянно давала ему почувствовать, насколько он бессилен и ничтожен. В такой обстановке человек в полной мере осознавал свою слабость и понимал, что он вовлечен в игру чудовищных иррациональных сил.

Взаимодействие с природными силами порождало трагические настроения, что нашло свое выражение в представлениях людей о том мире, в котором они жили. Человек видел в нем порядок, космос, а не хаос Но этот порядок не обеспечивал его безопасности, так как устанавливался через взаимодействие множества могущественных сил, потенциально расходящихся между собой, периодически вступающих во взаимные конфликты. Поэтому все настоящие и будущие события возникали и управлялись единой волей объединенных вместе природных сил, иерархия и взаимоотношения которых напоминали государство. При таком воззрении на мир не существовало разделения на одушевленное или неодушевленное, живое и мертвое. В такой вселенной любые предметы и явления обладали собственной волей и характером.

В культуре, которая рассматривала всю вселенную как государство, послушание должно было выступать в качестве первейшей добродетели, ибо государство построено на послушании, на безоговорочном принятии власти. Поэтому в Месопотамии «добронравная жизнь» была и «послушной жизнью». Индивид стоял в центре расширяющихся кругов власти, которая ограничивала свободу его действий. Ближайший к нему круг власти включал в себя его собственную семью: отец, мать, старшие братья и сестры, и ослушаться старших членов семьи - было только началом, предлогом к более серьезным провинностям, ведь за пределами семьи располагаются другие круги власти: государство, общество, боги.

Эта отработанная система послушания была правилом жизни в древней Месопотамии, ведь человек был сотворен из глины, замешан на крови богов и создан для рабской службы богам, чтобы трудиться вместо богов и на богов. Соответственно усердный и послушный раб мог рассчитывать на знаки милости и награды своего господина. И напротив, нерадивый, непослушный раб, естественно, не мог об этом даже мечтать.

Евфрата, т.е. в Месопотамии. Или, скажем, сопоставляя библейское описание сотворения мира в Книге Бытия с вавилонской поэмой «Энума Элиш» («Когда вверху»), мы можем убедиться, что космогония, сотворение человека из глины и отдых творца после тяжелой работы совпадают во многих деталях.

Месопотамская духовная культура оказала огромное влияние на культуру многих древневосточных народов, главным образом в Передней Азии. И в последующие эпохи духовное наследство древних народов Двуречья не было забыто и прочно вошло в сокровищницу мировой культуры.

На протяжении долгих веков в культуре Двуречья шел процесс ликвидации одних божеств и культов и возвеличивания других, обработки и слияния мифологических сюжетов, изменения характера и облика тех богов, которым предстояло возвыситься и стать всеобщими (как правило, им приписывались деяния и заслуги тех, что оставались в тени или умирали в памяти поколений).

Результатом этого процесса было сложение религиозной системы в той ее форме, как она дошла до наших дней по сохранившимся текстам и данным археологических раскопок.

Религиозная система несла на себе заметный отпечаток реально существовавшей в этом регионе социально-политической структуры. В Месопотамии с ее множеством сменявших друг друга государственных образований (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония) не было сильной стабильной государственной власти. Поэтому, хотя временами отдельные удачливые правители (Саргон Аккадский, Хаммурапи) достигали немалой власти и признанного могущества, централизованных деспотий в этом регионе, как правило, не было. Видимо, это сказалось и на фиксируемом религиозной системой статусе месопотамских правителей. Обычно они не именовали себя (и их не именовали другие) сыновьями богов, а сакрализация их практически ограничивалась предоставлением им прерогатив первосвященника или признаваемым за ними правом на непосредственный контакт с богом (сохранился обелиск с изображением бога солнца Шамаша, вручающего Хаммурапи свиток с законами, которые вошли в историю как законы Хаммурапи).

Эта сравнительно невысокая степень централизации политической власти и соответственно обожествления правителя способствовала тому, что в Двуречье достаточно легко, без ожесточенного соперничества (что имело место в Египте) уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживавшими их жрецами. Мифология сохранила сведения о шумерском пантеоне, существовавшем уже на ранних ступенях цивилизации и государственности в Двуречье. Главными считались бог неба Ан и богиня земли Ки, которые породили могущественного бога воздуха Энлиля, бога воды Эа (Энки), нередко изображавшегося в виде человека-рыбы и сотворившего первых людей. Все эти и многие другие боги и богини вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем и в зависимости от смены династий и этносов (семитские племена аккадцев, смешавшиеся с древними шумерами, принесли с собой новых богов, новые мифологические сюжеты).

Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный облик и лишь немногие, как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекого прошлого. К числу священных животных месопотамцев относились бык и змея: в мифах нередко богов именовали «могущественными быками», а змея почиталась как олицетворение женского начала.

Уже из древних шумерских мифов вытекает, что первым среди богов считался Энлиль. Однако власть его в пантеоне далеко не была абсолютной: семь пар великих богов, его родственников, временами оспаривали его власть и даже смещали с должности, низвергая в подземное царство за провинности. Подземное царство - это царство мертвых, где всевластно распоряжалась жестокая и мстительная богиня Эрешкигаль, которую смог усмирить лишь бог войны Нергал, ставший ее супругом. Энлиль и другие боги и богини были бессмертными, поэтому они, даже если попадали в подземное царство, возвращались оттуда после ряда приключений. Но люди, в отличие от них, смертны, так что их удел после смерти - вечное пребывание в сумрачном царстве мертвых. Границей этого царства считалась река, через которую души погребенных переправлял в царство мертвых специальный перевозчик (души непогребенных оставались на земле и могли причинить немало бед людям).

Жизнь и смерть, царство неба и земли и подземное царство мертвых - эти два начала отчетливо противопоставлялись в религиозной системе Двуречья. И не только противопоставлялись. Реальное бытие земледельцев с их культом плодородия и регулярной смены времен года, пробуждавшейся и умиравшей природы не могло не привести к представлению о тесной и взаимообусловленной связи между жизнью и смертью, умиранием и воскресением. Пусть люди смертны и никогда не возвращаются из подземного царства. Но природа бессмертна! Она ежегодно рождает новую жизнь, как бы воскрешая ее после мертвой зимней спячки. Эту-то закономерность природы и должны были отразить бессмертные боги. Неудивительно поэтому, что одно из центральных мест в мифологии месопотамцев заняла история о смерти и воскресении Думузи (Таммуза).

Богиней любви и плодородия в Двуречье была красавица Инанна (Иштар), богиня- покровительница города Урука, где в ее честь был построен храм (нечто вроде храма любви) со жрицами и храмовыми прислужницами, дарившими любому свои ласки (храмовая проституция). Как и они, любвеобильная богиня одаривала своими ласками многих - и богов и людей, но наибольшую известность получила история ее любви к Думузи. Эта история имела свое развитие. Вначале (шумерская версия мифа) Инанна, выйдя замуж за пастуха Думузи, принесла его в жертву богине Эрешкигаль в качестве платы за свое освобождение из подземного царства. Позже (вавилонская версия) все стало выглядеть иначе.

Думузи, оказавшийся уже не только супругом, но и братом Иштар, погиб на охоте. Богиня отправилась в подземное царство за ним. Злобная Эрешкигаль оставила Иштар у себя. В результате жизнь на земле прекратилась: животные и люди перестали размножаться. Встревоженные боги потребовали от Эрешкигаль возвращения Иштар, которая и вышла на землю с сосудом живой воды, позволившей ей воскресить умершего Думузи.

История говорит сама за себя: Думузи, олицетворявший плодородие природы, погибает и воскресает при помощи богини плодородия, побеждающей смерть. Символика вполне очевидна, хотя появилась она далеко не сразу, а лишь в результате постепенной трансформации первоначального мифологического сюжета.

Мифология Двуречья богата и весьма разнообразна. В ней можно встретить и космогонические сюжеты, истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, и легенды о подвигах великих героев, прежде всего Гильгамеша, и, наконец, рассказ о великом потопе. Знаменитая легенда о великом потопе, впоследствии столь широко распространившаяся среди разных народов, вошедшая в Библию и принятая христианским учением, не праздная выдумка. Жители Двуречья, особо выделявшие среди прочих богов бога южного ветра, гнавшего воды Тигра и Евфрата против течения и грозившего катастрофическими наводнениями, не могли воспринимать такого рода наводнения (особенно наиболее разрушительные из них) иначе как великий потоп. В том же, что такого рода катастрофическое наводнение действительно было реальным фактом, убеждают раскопки английского археолога Л. Вулли в Уре (в 20-30-е годы), во время которых был обнаружен многометровый слой ила, отделявший наиболее древние культурные слои городища от более поздних. Интересно, что сохранившийся в фрагментах шумерский рассказ о потопе некоторыми деталями (сообщение богов добродетельному царю о намерении устроить потоп и спасение его) напоминает библейскую легенду о Ное.

Религиозная система Двуречья, изменявшаяся и совершенствовавшаяся усилиями разных народов на протяжении долгих веков, во II тысячелетии до н. э. была уже достаточно развитой. Из великого множества мелких местных божеств, нередко дублировавших функции друг друга (заметим, что кроме Иштар были еще две богини плодородия), выделилось несколько главных, повсеместно известных и наиболее почитаемых. Сложилась и определенная их иерархия: на место верховного бога выдвинулся бог-покровитель города Вавилона Мардук, влиятельные жрецы которого поставили его во главе месопотамского пантеона. С возвышением Мардука была связана и сакрализация правителя, статус которого со временем приобретал все большую святость. Во II тысячелетии до н. э. Была также несколько пересмотрена мифологическая интерпретация деяний, заслуг и сфер влияния всех сил потустороннего мира всех богов, героев и духов, включая владык подземного царства и многочисленных демонов зла, болезней и несчастий, в борьбе с которыми месопотамские жрецы выработали целую систему заклинаний и оберегов. В частности, каждый человек оказался обладателем собственного божественного патрона-покровителя, иногда и нескольких, что способствовало формированию личностных связей «человек -божество». Была разработана сложная космологическая система из нескольких небес, полусферой покрывающих землю, плавающую в мировом океане. Небеса были местожительством высших богов, причем бог солнца Шамаш ежедневно совершал свой путь с восточной горы в сторону западной горы, а на ночь удалялся во «внутренности небес».

На службу богам были поставлены достигшие немалых успехов магия и мантика. Наконец, усилиями жрецов было многое сделано в области астрономии и календаря, математики и письменности. При этом следует заметить, что, хотя все эти преднаучные знания имели вполне самостоятельную культурную ценность, связь их с религией (причем связь не только генетическая, но и функциональная) несомненна. И не столько потому, что у их истока стояли жрецы, сколько из-за того, что все эти знания были связаны с религиозными представлениями и даже опосредованы ими.

Справедливости ради надо заметить, что отнюдь не все стороны жизни, не вся система идей и институтов древнего Двуречья обусловливались религиозными представлениями. Например, тексты законов Хаммурапи убеждают в том, что нормы права были практически свободны от них. Этот весьма существенный момент свидетельствует о том, что религиозная система Двуречья, по образу и подобию которой впоследствии формировались аналогичные системы других ближневосточных государств, не была тотальной, т. е. не монополизировала всю сферу духовной жизни. Она оставляла место для взглядов, поступков и порядков, не связанных непосредственно с религией, и именно эта практика могла повлиять на характер религиозных представлений народов восточного Средиземноморья, начиная от семитских племен Сирии и Финикии и кончая крито-микенскими предшественниками античных греков. Не исключено, что она сыграла определенную роль в появлении свободомыслия в античности. На это стоит обратить внимание потому, что второй вариант древнейшей религиозной системы мира, древнеегипетский, практически одновременный с месопотамским, привел в этом смысле к иным результатам.

Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Стоит заметить, что она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений нескольких этносов и народов и потому была многослойной.

Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге: ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Не стоит забывать, что вавилонии и Ассирии.

Возникновение шумерского этноса до сих пор остается загадкой. Известно только, что в IV тыс. до н.э. южную часть Двуречья заселяют шумеры и закладывают основы для всей последующей цивилизации данного региона. Как и египетская, эта цивилизация была речной. К началу III тыс. до н.э. на юге Месопотамии побудет несколько городов-государств, главными из кᴏᴛᴏᴩый становятся Ур, Урук, Лагаш, Jlapca и др. Стоит заметить, что они поочередно играют ведущую роль в объединении страны.

История Шумера знала несколько взлетов и падений.
Стоит отметить, что особого выделения заслуживают XXIV-XXIII вв. до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. При царе Саргоне Древнем Аккаду удаюсь подчинить ϲʙᴏей власти весь Шумер. Аккадский язык вытесняет шумерский и становится главным на всей территории Месопотамии. Важно знать, что большое влияние на весь регион оказывает также семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некᴏᴛᴏᴩые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.

Культура Шумера

Основу экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Отсюда понятно, почему одним из главных памятников шумерской литературы стал «Земледельческий альманах», содержащий наставления по ведению земледелия — как сохранять плодородие почвы и избегать ее засоления. Не стоит забывать, что важное значение имело также скотоводство. металлургия. Уже в начале III тыс. до н.э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н.э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н.э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Успешно развиваются другие ремесла — ткацкое, камнерезное, кузнечное. Широкая торговля и обмен имеют место как между шумерскими городами, так и с другими странами — Египтом, Ираном. Индией, государствами Малой Азии.

Следует особо подчеркнуть значение шумерского письма. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Система религиозно-мифологических представлений и культов Шумера отчасти перекликается с египетской. В частности, в ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступает бог Думузи. Аналогично тому как и в Египте, правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. При всем этом между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. В равной мере жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В целом же шумерская система религиозных верований представляется менее сложной.

Как правило, каждый город-государство имел ϲʙᴏего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, кᴏᴛᴏᴩые почитались во всей Месопотамии. За ними стояли те силы природы, значение кᴏᴛᴏᴩых для земледелия было особенно велико — неба, земли и воды. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Некᴏᴛᴏᴩые боги были связаны с отдельными звездами или созвездиями. Примечательно, что в шумерском письме пиктограмма звезды предполагала понятие «бог». Важно знать, что большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна. покровительница города Урука. Некᴏᴛᴏᴩые мифы шумеров — о сотворении мира, всемирном потопе — оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианские.

В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах — насыпях. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и ϲʙᴏды.

Первыми памятниками архитектуры стали два храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (конец IVтыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города — богу Ану и богине Инанне. Оба храма — прямоугольные в плане, с выступами и нишами, украшены рельефными изображениями в «египетском стиле». Другим значительным памятником будет небольшой храм богини плодородия Нинхурсаг в Уре (XXVI в. до н.э.) Стоит заметить, что он был построен с использованием тех же архитектурных форм, но украшен не только рельефом, но и круглой скульптурой. В нишах стен стояли медные фигурки идущих бычков, а на фризах — горельефы лежащих бычков. У входа в храм — две статуи львов из дерева. Все ϶ᴛᴏ делало храм праздничным и нарядным.

В Шумере сложился ϲʙᴏеобразный тип культовой постройки — зиккураг, кᴏᴛᴏᴩый представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик — «жилище бога». Зиккурат в течение тысячелетий играл примерно ту же роль, что и египетская пирамида, но в отличие от последней не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат («храм-гора») в Уре (XXII-XXI вв. до н.э.), кᴏᴛᴏᴩый входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась исключительно нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Как правило, она имела культовый, «посвятительный» характер: верующий ставил сделанную по его заказу, чаше всего небольшую по размерам, статуэтку в храме, кᴏᴛᴏᴩая как бы молилась о его судьбе. Человек изображался условно, схематически и абстрактно. без соблюдения пропорций и без портретного сходства с моделью, часто в позе молящегося. В качестве примера может служить женская фигурка (26 см) из Лагаша, кᴏᴛᴏᴩая имеет в основном общие этнические черты.

В аккадский период скульптура существенно меняется: она становится более реалистической, приобретает индивидуальные черты. Самым знаменитым шедевром данного периода будет портретная голова из меди Саргона Древнего (XXIII в. до н.э.), кᴏᴛᴏᴩая прекрасно передает неповторимые черты характера царя: мужество, волю, суровость. Это редкое по выразительности произведение почти ничем не отличается от современных.

Высокого уровня достигла шумерская литература. IТомимо упомянутого выше «Земледельческого альманаха» самым значительным литературным памятником стал «Эпос о Гильгамеше». В ϶ᴛᴏй эпической поэме рассказывается о человеке, кᴏᴛᴏᴩый все видел, все испытывай, все познал и кᴏᴛᴏᴩый был близок к разгадке тайны бессмертия.

К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его в конце концов покоряет Не стоит забывать, что вавилония.

Не стоит забывать, что вавилония

Ее история распадается на два периода: Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.

Своего наивысшего подъема Древняя Не стоит забывать, что вавилония достигает при царе Хаммурапи (1792-1750 до н.э.) От его времени остались два значительных памятника. Первый из них - Законы Хаммурапи — стал самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. 282 статьи судебника охватывают практически все стороны жизни вавилонского общества и составляют гражданское, уголовное и административное право. Вторым памятником будет базальтовый столб (2 м), на кᴏᴛᴏᴩом изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом солнца и правосудия Шамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса.

Новая Не стоит забывать, что вавилония достигла ϲʙᴏего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 до н.э.) При нем были сооружены знаменитые «висячие сады Семирамиды», ставшие одним из семи чудес света. Их можно назвать грандиозным памятником любви, поскольку они были подарены царем любимой жене, ɥᴛᴏбы облегчить ее тоску по горам и садам ϲʙᴏей родины.

Не менее известным памятником будет также Не стоит забывать, что вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней из кᴏᴛᴏᴩых находилось святил и ше Мардука — главного бога вавилонян. Видевший башню Геродот был потрясен ее величием. Стоит заметить, что она упоминается в Библии. Когда персы завоевали Не стоит забывать, что вавилонию (VI в. до н.э.), они разрушили Не стоит забывать, что вавилон и все находившиеся в нем памятники.

Особого выделения заслуживают достижения Не стоит забывать, что вавилонии гастрономии и математике. Не стоит забывать, что вавилонские звездочеты с удивительной точностью вычислили время обращения Луны вокруг Земли, составили солнечный календарь и карту звездного неба. Названия пяти планет и двенадцати созвездий солнечной системы имеют вавилонское происхождение. Звездочеты подарили людям астрологию и составление гороскопов. Еще более впечатляющими были успехи математиков. Стоит заметить, что они заложили основы арифметики и геометрии, разработали «позиционную систему», где числовое значение знака зависит от его «позиции», умели возводить в квадратную степень и извлекать квадратный корень, создали геометрические формулы для измерения земельных участков.

Ассирия

Третья могущественная держава Месопотамии — Ассирия — возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II тыс. до н.э. Ассирия была бедна ресурсами, но добилась возвышения благодаря ϲʙᴏему географическому положению. Стоит заметить, что она оказалась на перекрестке караванных путей, и торговля сделала ее богатой и великой. Столицами Ассирии последовательно были Ашшур, Калах и Ниневия. К XIII в. до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока.

В художественной культуре Ассирии — как и во всем Двуречье — ведущим искусством была архитектура. Самым известными архитектурными памятниками стали дворцовый комплекс царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшур-банапала в Ниневии.

Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами кᴏᴛᴏᴩых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события.

Важно заметить, что одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается «Важно знать, что большая львиная охота» из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией.

В VII в. до н.э. последний правитель Ассирии Ашшур-банапап создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше «Эпос о Гильгамеше».

Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации. Шумерская клинопись и вавилонские астрономия и математика — ϶ᴛᴏго уже достаточно, ɥᴛᴏбы говорить об исключительном значении культуры Месопотамии.

Древнеегипетская цивилизация развивалась в контакте с древними государствами Двуречья (Месопотамии), которые существовали с IV тыс. до н.э. до середины VI в. до н.э., то есть примерно одновременно с Древним Египтом. Однако если древнеегипетскую цивилизацию можно рассматривать как однородную и стабильную, то история Двуречья – это ряд последовательно сменившихся цивилизаций, то есть она была многослойной. Соседями Древнего Египта были государства Шумер, Аккад, Ассирия, Элам, Урарту, Хатти, Вавилон и Новый Вавилон др. Главные обитатели Двуречья – шумеры, аккадцы, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, арамеи и другие народы. Наибольшего расцвета и влияния достигли шумерская, вавилонская и ассирийская цивилизации.

Есть основания рассматривать все цивилизации Двуречья как единый комплекс, поскольку у них много общего. Колыбель цивилизации представляла длинную и узкую полосу земли вдоль рек Тигр и Евфрат. На рубеже IV-III тыс. до н.э. на этой территории появились города-государства, предшественники греческих городов-полисов, но имевшие иное политическое устройство и экономический уклад). Практически все они были тесно связаны с реками Тигр и Евфрат, и цивилизация этого региона была не менее древней, чем египетская. Существовавшие в регионе государства представляли собой типично восточные деспотии.

В государствах Двуречья было много городов, достаточно широкое развитие получила внутренняя и транзитная торговля . Последняя не являлась характерной для Древнего Египта. Развитие торговли в Двуречье было вызвано рядом обстоятельств. Хотя земли этого региона отличались плодородием, но поддерживать его в условиях неблагоприятных разливов рек было трудно. Поэтому жители Двуречья стремились развивать торговлю и осваивать новые земли. Кроме того, многократные разрушения городов в результате войн и сильные наводнения приводили к тому, что оросительные каналы регулярно не очищались от песка, почва не промывалась водой и теряла плодородие. Чтобы преодолеть эти трудности, жители региона нашли выход в развитии торговли и освоении новых земель.

История и культура Двуречья была более динамичной, чем в Египте. Государства региона на протяжении своей истории устанавливали торговые отношения с ближайшими и дальними соседями, привозя из Индии слоновую кость и цветные камни, из Египта – золотые украшения и продукты зерновых культур, из городов Малой Азии и с гор Кавказа – сурьму, олово и медь.

Древние восточные цивилизации Двуречья напоминают о своем былом существовании в двух образах – зрительном , в виде различных материально-вещественных памятников культуры, и письменном . Зрительные и письменные образы позволяют с большей степенью достоверности разрабатывать гипотезы, предположительные суждения о культуре народа, государства, об уровне экономического, политического, социального, культурного развития цивилизации.

Если древнеегипетская цивилизация сохранила зрительные и письменные образы , то цивилизации Двуречья , особенно шумеро-вавилонская, в большей степени – письменные . Количественно письменные памятники культуры региона превосходят материально-вещественные памятники. Если в Древнем Египте при строительстве использовали в основном камень, то в Двуречье – кирпич-сырец. Если воды Нила текли сравнительно спокойно, особенно в нижнем течении, и во время наводнений несли плодородный ил, то Тигр и Евфрат были своенравны, несли много песка и глины, а их наводнения были разрушительны для сооружений из кирпича-сырца. Видимо, наводнения были настолько сильными и разрушительными, что именно в Двуречье родился миф о Всемирном потопе, погубившем всех грешных людей и перешедший в конце концов в Ветхий Завет Библии.

Шумеро-вавилонскую культуру можно назвать письменной. Глина при соответствующей обработке оказалась материалом, который стал не единственным, но надежным хранилищем древнего слова. В распоряжении специалистов-ученых оказались сотни тысяч клинописных глиняных табличек, которые удалось прочитать. Значительная часть дошедших до нашего времени архивов клинописных табличек состоит из хозяйственных, административных и юридических документов, позволяющих судить об истории общества – его социальной структуре, экономическом состоянии, уровне культуры.

В конце IV тыс. до н.э. в долину Евфрата пришли племена неизвестного этнического происхождения – шумеры, или шумерийцы. Они освоили болотистую, но очень плодородную аллювиальную долину Евфрата, а потом и более своенравного Тигра: осушили болота, справились с нерегулярными, по временам катастрофическими разливами Евфрата путем создания системы искусственной ирригации. Шумеры образовали первые в Двуречье города-государства. Шумерский период истории охватывает около полутора тысяч лет, завершился в конце III – начале II тыс. до н.э.

Когда шумеры пришли в Двуречье, они уже умели изготавливать глиняную посуду и выплавлять медь из руды. Но самым, пожалуй, главным достижением народа было изобретение в конце IV–начале III тыс. до н.э. письменности. До настоящего времени шумерская письменность считается самой древней на Земле.

Очевидно, что более высокий уровень культуры шумерцев позволил им оказывать влияние на соседей – семитов-аккадцев. Южную часть Двуречья, заселенную шумерцами, называли страной Шумер , северную часть – страной Аккад , по имени народа – аккадцы. Язык страны Аккад был ветвью древнесемитского языка семитской ветви афразийских языков, куда входил и древнеегипетский язык. К востоку от страны Шумер, в горах у Персидского залива располагалось государство Элам со столицей городом Сузы (современный иранский город Шуш). Сохранились развалины городских укреплений, дворцов, гробницы, рельефы, стеллы с надписями и т.д. Северную часть Двуречья называли страной Ашшур , или Ассирией , столицей которой с середины II тыс. до н.э. был город Ашшур (в Ираке от него сохранились руины), а затем Ниневия. Ассирийцы первыми в регионе научились ездить верхом на лошади, умели выплавлять из руды железо и делать из него оружие. Севернее Ассирии находилось государство Урарту со столицей Тушпа на берегу озера Ван (ныне город Ван в Турции), от которой сохранились цитадель и стеллы с надписями.

Царства , возникавшие в Двуречье, существовали порой по несколько десятков веков, но погибали в основном "от бюрократического разложения ". Так, во второй половине III тыс. до н.э. аккадцы утверждаются на юге Двуречья. В XXII в. до н.э. аккадский правитель Саргон Древний, или Великий, объединяет Двуречье в единое государство. В первой половине II тыс. до н.э. главную роль в Двуречье начинают играть вавилоняне – народ, говоривший по-аккадски и образовавшийся в результате слияния шумерийцев и аккадцев. Шумерский язык к тому времени был уже мертвым языком и в вавилонской культуре играл примерно такую же роль, как латинский в средневековой Европе.

Около 1750 г. до н.э. царь Вавилона Хаммурапи объединил все Двуречье. При нем был создан свод законов (в истории известен как законы царя Хаммурапи) , в котором была сделана попытка юридически упорядочить систему расчетов , ввести гарантию правовой защиты имущества населения , заложить принцип равной материальной ответственности . Правда, порой от этого принципа веет варварством. Так, смертью карался строитель, если построенный им дом обваливался, а его владелец погибал; врачу, не справившемуся с проведением операции, надлежало отрезать руку.

Законы оказались приемлемыми для большинства народов разноплеменной империи Хаммурапи. В них были статьи, посвященные юридическому регулированию имущественных и расчетных документов. Так, к судебному разбирательству не принимались дела, если договор заключался без свидетелей, или если истец и ответчик не составляли договор. Судья нес наказание, если выносил решение, противоречащее обязательствам по документу с печатью. Сводом законов устанавливались размеры оплаты труда по различным видам работ и услугам. За невыполнение долговых обязательств и займов следовало возмещать понесенные убытки и т.д.

После 1600 г. до н.э. Вавилонское царство распалось и им владели хетты, касситы, ассирийцы, халдеи (арамеи), персы, македонцы, а в период современного летосчисления – парфяне, византийцы, арабы, турки.

В конце IX–VII в. до н.э. самым могущественным государством Передней Азии была Ассирия, которая подчинила себе все Двуречье и распространила влияние на Малую Азию, Средиземноморье и даже одно время на Египет. При ассирийском царе Ашшурбанипале была собрана библиотека (30 тыс. клинописных табличек) – многочисленное собрание клинописных текстов. В библиотеке имелись тексты на аккадском и арамейском языках (официальные языки Ассирии), тексты и словари на шумерском, египетском, финикийском и других языках, а также тексты Элама. Собрание Ашшурбанипала в 612 г. до н.э. сильно пострадало во время войны ассирийцев с вавилонянами и мидийцами. Остатки библиотеки были найдены в середине XIX в. в бывшей столице Ассирии – Ниневии (ныне северные районы Ирака).

Последние страницы истории Двуречья были связаны с Вавилоном. В конце VII в. до н.э. вавилоняне вместе с соседями-мидийцами нанесли поражение Ассирии. Просуществовав около ста лет, Нововавилонское царство в 538 г. до н.э. пало под ударами персидских войск.

Таким образом, на протяжении столетий на территории Двуречья возникали и погибали империи, но неизменной оставалась только, пожалуй, клинопись – господствующая система письма региона, которая выступала своего рода объединяющим фактором. Около 3000 г. до н.э. шумерцы начали передавать изображениями названия отдельных конкретных предметов и общих понятий. Число знаков было около тысячи. Знаки являлись вехами для памяти, закреплявшими важнейшие моменты передаваемой мысли, но не связной речи. Они постепенно связывались с определенными словами. Это уже позволяло использовать их для обозначения звуковых комбинаций. Так, знак "ноги" мог передавать не только значение глаголов "ходить", "стоять", "приносить" и т.п., но и слоговое значение. Словесно-слоговая письменность сложилась к середине III тыс. до н.э. в единую систему.

Аккадцы, а потом вавилоняне и ассирийцы приспособили клинопись для своего семитского языка (середина II тыс. до н.э.), сократив число ходовых знаков до 350 и создав новые слоговые значения, соответствовавшие аккадской фонетической системе. Однако шумерские идеограммы и написания отдельных слов и выражений также продолжали употребляться в аккадской системе. Аккадская система клинописи вышла за пределы Двуречья и была использована другими языками – элемским, урартским и т.д.

До нашего времени дошло (в форме призм, цилиндров, каменных плит, табличек) огромное количество памятников клинописи и текстов: деловые и хозяйственные документы, исторические надписи, словари, научные сочинения, религиозно-магические тексты. Их расшифровка началась в начале XIX в. Усилиями английских, ирландских, немецких и французских ученых были расшифрованы шумерская и аккадская клинопись, а также относящаяся к аккадской системе хеттская и урартская клинопись.

В самых общих чертах литературные памятники Двуречья можно представить следующим образом:

* · начало III тыс. до н.э. – первые тексты на шумерском языке: списки богов, записи гимнов, пословиц, поговорок, некоторые мифы;

* · конец III – начало II тыс. до н.э. – основная масса известных ныне литературных памятников: гимны, мифы, молитвы, эпос, обрядовые песни, тексты школьные и дидактические, погребальные элегии, каталоги-списки произведений (заглавия 87 памятников, т.е. более трети, нам известны); первые литературные тексты на аккадском языке; старовавилонская версия эпоса о Гильгамеше; сказание о потопе; переводы с шумерского;

* · конец II тыс. до н.э. – создание общелитературного религиозного канона; основная масса известных нам памятников на аккадском языке (поэма о сотворении мира, гимны и молитвы, заклинания, дидактическая литература);

* · середина I тыс. до н.э. – ассирийские библиотеки (библиотека Ашшурбанипала); основная версия эпоса о Гильгамеше; царские надписи, молитвы и другие произведения.

До настоящего времени специалисты-шумерологи и ассирологи занимаются публикацией новых текстов и их толкованием. Так, перед шумерологами, например, продолжает стоять задача понимания письменных памятников. Видимо, пока шумеро-вавилонскую и ассирийскую литературу можно рассматривать как нечто промежуточное между авторской литературой (хотя в основном и безымянной) и фольклором, с одной стороны, и между литературой и памятниками письменности – с другой.

Цивилизации Двуречья имели собственные пантеоны богов . О них можно получить сведения как из письменных источников (мифы, гимны, молитвы и т.д.), начиная с III тыс. до н.э., так и на основе материалов изобразительного искусства, которые датируются VI тыс. до н.э.

Можно предполагать, что ко времени образования первых шумерских городов-государств сформировались представления об антропоморфном божестве. Божества-покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы, с которыми соединились представления о власти вождя племени-общины, которую он, видимо, совмещал с функциями жреца. Из первых письменных источников (конец IV – начало II тыс. до н.э.) известны имена (или символы) богини Инанны (божество г. Урука, богиня плодородия, любви и распри, центральный женский образ, перешедший в аккадский пантеон), богов Энлиля (общешумерский бог, покровитель г. Ниппура, сын бога неба Ана ), Энки (покровитель г. Эреду[г], владыка подземных пресных вод, мирового океана, божество мудрости), Нанна (лунный бог, почитавшийся в г. Уре) и дh. Древнейший список богов, составленный около XXVI в. до н.э., выделяет шесть верховных богов раннего шумерского пантеона: Ан, Энлиль, Инанна, Энки, Нанна и солнечный бог Уту.

Один из наиболее типичных богов цивилизаций Двуречья – образ богини-матери (в иконографии с ней иногда связывают изображения женщины с ребенком на руках), которая почиталась под разными именами. Другой не менее часто встречающийся образ – боги плодородия . В мифах о них наблюдается тесная связь с культом. Четко прослеживается цикличность, проявляющаяся в ритуале "жизнь–смерть–жизнь", связанном с земной жизнью и подземным царством, то есть жизнь–смерть–воскрешение.

В роли границы подземного царства выступала подземная река, через которую переправляет перевозчик. Попадающие в преисподнию проходят через семь ворот подземного царства, где их встречает привратник Нети . Условия пребывания в подземном царстве дифференцированы: сносной жизни удостаиваются души, по которым исполнен погребальный обряд и принесены жертвы, павших в бою и многодетных. Не погребенные души мертвых возвращаются на землю и приносят беды живущим.

Одно из центральных мест в мифологии Двуречья занимала проблема появления человека. О сотворении людей дошло несколько мифов, согласно которым боги лепили людей из глины, чтобы они обрабатывали землю, пасли скот, собирали плоды и т.д., чтобы кормить богов. Когда человека изготавливали, боги определяли его судьбу и устраивали пир. Захмелевшие боги начинали снова лепить людей, но у них получались неполноценные люди (не способные рожать женщины, существа, лишенные пола).

Пантеон аккадо-вавилонских богов во многом совпадает с шумерским. Совпадают и религиозные представления о роли богов. Роль богини Инанны у аккадцев выполняет богиня Иштар , бога Энлиля – бог Бел , бога Уту – бог Шамаш и т.д. По мере возвышения Вавилона все большую роль начинает играть главный бог этого города Мардук , хотя его имя по своему происхождению шумерское.

Аккадо-вавилонские представления о сотворении мира и рода людского связаны со сказаниями о человеческих бедствиях, гибели людей и даже о разрушении вселенной. Причина всех невзгод – гнев богов, их желание уменьшить число все растущего и надоедающего им своим шумом рода человеческого. Зачастую бедствия воспринимаются не как законное возмездие за совершенные грехи, а как злой каприз божества. Так, бог Энлиль, возмущенный суетливостью и шумливостью людей, решает их уничтожить, посылая чуму, мор, засуху, голод, засаливая почву. Но с помощью бога Энки люди справляются с этими бедствиями и каждый раз вновь множатся. Наконец, Энлиль посылает на людей потоп, и человечество гибнет. Спасается только Атрахасис, который по совету Энки строит большой корабль, погружает на него свою семью, ремесленников, зерно, все имущество, а также животных, "кто ест траву".

Мифологическое представление о мире и человеке свидетельствует о глубоком внутреннем единстве культуры и религии государств Двуречья , их воздействии на формирование мировоззрения последующих поколений в других цивилизациях. Всемирный потоп, Ноев ковчег, иные библейские сюжеты свидетельствуют об исторической взаимосвязи становления и развития мировых культур. В мифологических сюжетах Двуречья значительное место уделено культу воды . Это и потоп, и река в подземном царстве, и ряд богов, связанных с водой (Инанна, Энки), что, видимо, определялось ролью и отношением к ней, как одной из фундаментальных основ мироздания. Вода, как в жизни, выступала и в качестве источника доброй воли, дарующей урожай, и в роли злой стихии, приносящей разрушение и гибель.

Другим таким культом был культ неба и небесных светил , важнейшей части космоса, которые простерты над всем земным. В шумеро-аккадской мифологии "отец богов" Ан – бог неба и его творец, Уту – солнечный бог, Шамаш – бог солнца, Инанна почиталась как богиня планеты Венеры. Астральные, солярные и другие мифы свидетельствовали об интересе жителей Двуречья к космическому пространству и их стремлении его познать. В неизменном движении небесных светил по постоянно заданному пути жители Месопотамии видели проявление божественной воли. Но они хотели познать эту волю, а отсюда внимание к звездам, планетам, солнцу. Интерес к ним вел к развитию астрономии и математики. Вавилонские "звездочеты" высчитали период обращения Солнца, Луны, составили солнечный календарь и карту звездного неба, обратили внимание на закономерность солнечных затмений. В астральных мифах Двуречья нашла отражение закономерная картина движения небесных светил, которая описывалась посредством мифологических символов-животных.

В астральных мифах звезды и созвездия часто представлялись в виде животных. В Древней Вавилонии, например, выделялось 12 знаков зодиака, а каждому богу соответствовало свое небесное светило. Земной географии соответствовала география небесная. Древние жители полагали, что страны, реки, города, храмы существуют на небе в виде звезд, а земные предметы являют собой отражения небесных. Так, считалось, что план города Ниневия был вычерчен сначала в небесах и существовал издревле. В одном созвездии находится небесный Тигр, в другом – небесный Евфрат, городу Ниппуру соответствует созвездие Рака. Другие города также имеют свои определенные созвездия. К сожалению, их не всегда удается идентифицировать с современными названиями звездного мира Вселенной.

Научные знания и исследования "ученых" и "звездочетов", в роли которых выступало в основном жречество, были связаны с магией и гаданием. Поэтому в Двуречье не случайно родились астрология и связанные с ней составления гороскопов. Жители были уверены, что существует определенная закономерность и связь между расположением небесных светил и историческими событиями, судьбами людей и народов. Им казалось, что наблюдение за небом, звездами и планетами есть путь к определению судьбы человека. Постепенно сложилась практика расчета судьбы, а также "хороших" и "плохих" дней.

В Древнем Двуречье жрецы не имели того влияния, какое было у жречества в Древнем Египте. Тем не менее жители верили в подвластностьчеловека высшим силам , в предопределенность судьбы и подчинялись воле царей и жрецов. Поэтому, с одной стороны, для населения восточных деспотий характерна покорность и вера в судьбу, с другой, – вера в возможность борьбы с нередко враждебной окружающей средой . Как видим, вера в колдовство и мистику, загадочность окружающего мира и страх перед ним у них сочетались с трезвостью мысли, стремлением к точному расчету и прагматизму. Отсюда берут начало истоки арифметики и геометрии, создания формул для измерения земельных участков, умения возведения в квадратную степень и извлечения квадратного корня, развития градостроительства и архитектуры, строительство дворцовых и храмовых комплексов.

Еще в древнем Вавилоне возникли первые школы и профессия учителя . который занимался не только обучением, но был и одновременно писцом. В Шумере, Вавилоне, а позже в Ассирии писцы оставили после себя большое количество табличек (в музеях мира их около 500 тыс., но многие из них еще не прочитаны). Они учили детей писать на глиняных табличках, считать, вычислять площади земель, объемы земляных работ, вести наблюдения за движением планет и звезд. Учитель не только преподавал предмет, но и считался человеком "мудрым", "знающим", и прежде всего в делах божественных, поскольку математика и астрономия понимались как божественные начала.

Об уровне градостроительства имеется немало свидетельств археологов, занимающихся древними городами. Известно, что в южной части Двуречья были древние города Урук, Ур, Лагаш, Киш и др. Археологические исследования города Ур – столицы "царства Шумера и Аккада" в XXI в. до н.э., – свидетельствует о высоком уровне цивилизации. В то время город представлял собой неправильный овал, окруженный сырцовой стеной. В ходе раскопок обнаружены остатки культовой башни-зиккурата, построенной из сырцового кирпича и облицованной обожженным кирпичом. В 16 гробницах (предположительно царских) XXV в. до н.э. найдены многочисленные образцы ювелирного искусства и художественных ремесел (из золота, серебра, лазурита и других материалов). Государство пало около 2000 г. до н.э., а город Ур пришел в упадок к концу IV в. до н.э.

В городах южного Двуречья с конца IV – начала III тыс. до н.э. выработался определенный тип застройки храмов-святилищ, дворцов с рельефами, а также укреплений . В III тыс. до н.э. сложился новый тип храма – зиккурат , культовая ярусная башня из кирпича-сырца с 3-7 ярусами в форме усеченной пирамиды или параллелепипеда, с внутренним двором и статуей божества во внутреннем святилище. Ярусы соединялись лестницами и пологими подьемами-пандусами.

Каждый ярус (ступень) посвящался одному из богов и его планете, был, видимо, озеленен и имел определенную окраску. Многоступенчатые храмы завершались павильонами-обсерваториями, откуда жрецы вели астрономические наблюдения. Семиярусный зиккурат мог иметь следующие посвящения и цвета: например, 1-й ярус посвящался Солнцу и окрашивался в золотой цвет; 2-й ярус – Луне – в серебряный; 3-й ярус – Сатурну – в черный; 4-й ярус Юпитеру – в темно-красный; 5-й ярус – Марсу – в ярко-красный, как цвет крови, пролитой в сражениях; 6-й ярус – Венере – в желтый, потому что она ближе всех находится к Солнцу; седьмой – Меркурию – в синий. Седьмой храм посвящался богу Эа (Энки). В отличии от пирамид, зиккураты не являлись посмертными или заупокойными памятниками.

Самым большим зиккуратом была, видимо, Вавилонская башня, которую иногда по величине сравнивают с пирамидой Хеопса. По одной из версий башня имела высоту и основание 90 м, озелененные террасы. С Вавилонской башней связаны предания, нашедшие отражение в Ветхом Завете Библии. В первой книге Моисеева "Бытие" (глава 11) рассказывается о строительстве города-башни "высотою до небес", за что Господь смешал язык строивших башню и "рассеял их... оттуда по всей земле".

Храмы Двуречья были не только культовыми, но и научными, коммерческими учреждениями, центрами письменности. Писцов обучали в школах, называвшихся домами табличек и существовавших при храмах. Из них готовили специалистов, владеющих письмом, счетом, певческим и музыкальным искусством. Кроме того, они должны были знать ритуалы, право и учет. Учетные работники могли быть выходцами из бедных семей и даже рабами. После завершения обучения в школах выпускники становились служителями в храмах, частных хозяйствах и даже при царском дворе. Кастовой замкнутости не существовало, поэтому многое зависело от личных способностей выпускника.

До нашего времени дошло немного материальных архитектурных памятников цивилизаций Двуречья. Поэтому каждый из них имеет большую значимость для понимания государств цивилизаций Двуречья. Удалось составить планы застройки некоторых городов. Отдельные из памятников реконструированы и ныне хранятся в качестве экспонатов в музеях мира. Восстановлены, например, планы города Вавилона VII-VI вв. до н.э. и его архитектурный ансамбль, созданный при царе Навуходоносоре.

В VII-VI вв. до н.э. Вавилон представлял собой вытянутый прямоугольник площадью около 10 кв. км, разделенный Евфратом на две части. Город был окружен внешними и внутренними стенами с зубчатыми башнями и проездными воротами, названными именами богов. Главные ворота носили имя богини Иштар и были облицованы глазурованным кирпичом с рельефами быков и драконов. В реконструированном виде эти ворота хранятся в Государственном музее Берлина. Среди главных памятников города можно назвать храмы главного бога Мардука, богини-матери Нинмах, семиярусный зиккурат бога Энки – Этеменанки, разрушенный войсками Александра Македонского, дворец-крепость и др.

Изобразительное искусство цивилизаций Двуречья достаточно разнообразно – рельефы, скульптуры-стелы, статуэтки, произведения гликтики и т.д. Вместе с масштабными архитектурными сооружениями, даже в разрушенном виде, они производят сильное впечатление.

Централизация экономики , характерная для восточных деспотий, вызвала к жизни систему контроля , которую вели специальные чиновники. Представление отчетности от руководителей работ и хозяйств, за которой следил огромный аппарат учетных работников, контролеров, инспекторов, было обязательным. Налаженный механизм учета и контроля давал сбои только в период ослабления роли государства.

Однако восточные деспотии Двуречья, разъедаемые коррупцией, борьбой за власть, войнами, в конце концов пришли к упадку . От них осталась только бессмертная культура, которая ассимилировалась, переходя от одного народа к другому. Ее элементы дошли даже до русско-православной, гораздо более поздней цивилизации. В русском языке немало слов и имен, пришедших из шумеро-аккадских языков, которые порой воспринимаются как исконно русские.