Древняя венера. История религии

ВЕНЕРЫ: В ПОИСКАХ СУТИ

Всякая вещь, появившаяся в мире людей, незамедлительно наделяется двумя атрибутами – названием и каким-то, случается, весьма далёким от истины, обозначением её сути. Не явились исключением из этого правила и палеолитические фигурки обнажённых женщин.

Что касается названия, слово «венера» пристало к первой же обнаруженной статуэтке. Маркиз де Вибре, нашедший эту фигурку в 1864 г. в Ложери-Бас (деп. Дордонь, Франция), противопоставляя свою находку эллинистической «Венере целомудренной», назвал открытую им костяную статуэтку «Венерой бесстыдной».

Находка маркиза де Вибре
положила начало новому направлению исторической науки
исследованию палеолитических женских фигурок
(Ложери Басс, Франция, деп. Дордонь, 13 тыс. лет до н.э.,
бивень мамонта, 8,0 см).

До поры, до времени, пока находка была единственной, слово «венера» являлось названием этой, конкретной фигурки. Однако с начала XX века, когда в распоряжении исследователей оказался уже целый ряд подобных находок, венерами, и уже без нелестного эпитета, стали именовать все женские палеолитические статуэтки.

Название, отражающее бьющую в глаза эротичность женского изображения, оказалось весьма удачным. Оно привилось. Тем более, что именно таким – сексуально акцентуированным – исследователям того времени представлялся доисторический идеал женской красоты. Не будем забывать, что начало XX века было временем взлёта фрейдизма.

Венерами, как вам хорошо известно, читатель, называют женские палеолитические статуэтки и сегодня. Думаю, мы не будем возражать против такого наименования. Оно нас вполне устраивает.

Наделение фигурок названием явилось сравнительно простым делом. Гораздо сложнее оказалось заглянуть в суть явления или, иначе говоря, понять, для чего два десятка тысячелетий назад наши далёкие предки изготавливали столь своеобразные изображения женщин. На этот счёт за полтора столетия сформировалось некоторое количество так или иначе отличающихся одна от другой точек зрения. Соединим их в несколько групп и окинем критическим взглядом. Но прежде отметим характерные черты самих статуэток. Причём сделаем это в форме вопросов. Тем более, что в дальнейшем на вопросы, касающиеся облика венер, нам обязательно придётся ответить. Ведь наверняка внешний вид венер связан с их назначением, а выяснение назначения статуэток является нашей ключевой задачей.

Итак, абстрагируясь от эпизодически встречающихся частностей, мы обозреваем весьма солидное множество обнаруженных за полтора столетия статуэток. У вас есть вопросы, читатель?

Меня, например, интересует, почему фигурки такие маленькие? Почему их размер не превышает величину ладони? Не кажется ли вам, что миниатюрные фигурки удобны для переноски?

Почему ручки палеолитических венер более походят на тоненькие верёвочки, а ножки, лишённые ступней, напоминают какие-то обрубочки? Такие фигурки невозможно установить в вертикальном положении. Значит, они не предназначались для стояния?

Почему древние фигурки не имеют лица? Может быть, это было не важно? А, может быть, по каким-то причинам изобразить лицо было невозможно?

Наконец, почему изготовителями статуэток напоказ выставлены женские атрибуты? Почему гипертрофированы грудь и ягодицы? Почему у некоторых фигурок подчёркнуто выразительно выглядят гениталии?

В виллендорфской венере исчерпывающе выразительно
воплощены все четыре признака древнего скульптурного
изображения женщины (Виллендорф, Нижняя Австрия,
23 тыс. лет до н.э., известняк со следами охры, 11,1 см).

Как видите, уважаемый читатель, у венер немало интересных особенностей. Имейте их в виду при рассмотрении версий, пытающихся объяснить назначение статуэток (в своём критическом обзоре я оставлю место и для ваших размышлений).

Между прочим, с одной из версий мы уже успели познакомиться. Как я заметил, многие исследователи начала XX века видели в палеолитических венерах воплощение эстетического идеала далёкого прошлого, своего рода эталон красоты эпохи палеолита. В самом деле, почему бы нашим доисторическим предкам, отягощённым ещё значительным грузом животного мировосприятия, не видеть прекрасного в подчёркнуто эротичной натуре? Такая точка зрения выглядит достаточно правдоподобно.

Но мы должны отвергнуть её. Почему? Назову две причины.

Первая состоит в том, что просто любования, просто получения эстетического удовлетворения не могло быть и не было в то далёкое от нас время. В глубокой первобытности духовное и практическое не существовали порознь. Они были теснейшим образом переплетены, более того, спаяны друг с другом. Эстетическое чувство, искусство, идеальное восприятие мира, теоретическая оценка бытия отделяются от потребительского, практического, грубоматериалистического только с переходом к классовому обществу или, что более привычно для уха археолога, с переходом к эпохе цивилизации.

Палеолитические статуэтки в силу своего «месторасположения» в истории не могли быть предметами эстетического удовлетворения, не могли являться призванными вызывать эстетические чувства произведениями искусства. Использование венер должно было быть вписано в круг непосредственных потребностей бытия. В первобытном – коммунистическом – обществе женские статуэтки должны были служить реализации какой-то общественной функции. В силу природы коллективистского строя они ни в коем случае не могли быть привязаны владением к отдельному человеку, они должны были являться общественным достоянием и, обязательно, использоваться в коллективном действии. Наконец, венеры должны были представлять собой объект вполне определённого практического применения. Какого? Такой вопрос не мог быть поставлен приверженцами рассматриваемой точки зрения. Для его постановки необходимо было выйти за пределы обыденного, внеисторического взгляда на прошлое, необходимо было понять, что историю, тем более, её период, по своей сути противоположный нынешнему, нельзя мерить своим – современным – метром. К сожалению, подход к истории, при котором эстетика, искусство или какие-либо иные современные духовные и идейные феномены автоматически переносятся в прошлое, исключительно живуч и едва ли не является господствующим.

К этой же группе следует отнести и взгляды наших современников, усматривающих – спустя столетие – в откровенных палеолитических венерах всё тот же доисторический «Плейбой». Здесь также имеет место перенос вполне естественного сегодня бездеятельного эротического восприятия в далёкое прошлое. Повторяю, венеры не могли не быть вписаны в какую-то практическую деятельность людей, в какой-то сложившийся на объективной почве обряд.

Неплохой иллюстрацией подхода, ставящего во главу угла эстетику эротики, является неоднократно демонстрировавшийся по телевидению фильм ВВС «Секс до нашей эры». Возможно, вы помните эти кадры, читатель.

На экране в отблесках костра возникает профиль патлатого пещерного мастера, только что изготовившего очередную эротическую игрушку. Он бережно держит её в руках. Первобытный эстет с восторгом и вожделением смотрит на своё изделие...

Ничего не скажешь, сочно и довольно натуралистично. Только вот беда, историческая правда в этом эпизоде дважды вывернута наизнанку. Наряду с первобытной эстетикой мы не можем принять и личность, вернее, пол мастера. Это вторая причина, по которой мы должны отвергнуть взгляд, согласно которому женские статуэтки воплощали в себе эстетический, с эротическим наполнением, идеал первобытности.

Дело в том, что первобытные мужчины (а именно они всем авторам, пишущим о венерах, видятся в качестве изготовителей статуэток) в принципе не могли быть производителями эротической продукции, как, впрочем, и её потребителями. В первобытную эпоху эротика и секс были вынесены за пределы рода, который в то время повсеместно являлся единственной формой человеческого общежития (в дальнейшем мы вплотную займёмся этой стороной жизнедеятельности первобытного социума и объясним, почему сексуальная деятельность была исключена из взаимодействия сородичей). Следовательно, эротические фигурки могли производиться только женщинами. Но для кого? Не для собственного же употребления. Ведь не женским, а мужским глазам свойственно «потреблять» женскую наготу. Для кого же тогда предназначались эротические статуэтки? Ответ на этот вопрос может быть только один: статуэтки предназначались для мужчин других родовых организаций.

Не слишком ли смелым является такое предположение? Нет, оно представляется вполне уместным и логичным: первобытный род был экзогамен (экзогамия означает внешний брак ), мужчины и женщины рода вступали в сексуальные отношения, соответственно, с женщинами и мужчинами другой родовой организации... Но не будем забегать вперёд. Повременим пока с формированием собственной гипотезы и вернёмся к теме главы.

Думаю, что первая группа версий, пытающихся объяснить назначение женских палеолитических статуэток, вряд ли может нас удовлетворить. Однако заявляя так, я не могу не согласиться с идеей сексуально-эротического назначения фигурок. Отрицать эротизм палеолитических изделий было бы крайне неразумно – достаточно посмотреть на выразительные формы женских статуэток. Я отвергаю лишь примитивный и антиисторичный взгляд на древнюю эротику, а не идею эротики (и секса) как таковую. Зарезервируем её для дальнейшего рассмотрения. А сейчас продолжим обзор точек зрения по интересующей нас проблеме.

Ко второй группе я отнесу версии, согласно которым женские статуэтки являлись отражением действительности и представляли собой портретные изображения реальных женщин. Спору нет, источником любого более или менее правдоподобного изображения может быть только реальный мир, реальные вещи и люди. Но для чего изготавливались женские портретные изображения? Может быть, для чувственного созерцания? Нет, время портретирования и известного нам отношения к портрету ещё не подошло. Так же, как любование и эстетическое удовлетворение, трепетное и непрактичное отношение к изображению возникает только при переходе к эпохе цивилизации. Отрыв идеального от практического требует достаточно высокого уровня развития. Как и при рассмотрении первой группы версий, здесь мы обнаруживаем ту же болезнь – оценку по сути дела противоположного нашему мира посредством современных парадигм.

Женские фигурки не могли быть портретами и по другой причине. Где вы видели, уважаемый читатель, портреты без лица? Но зато с ярко выраженными половыми атрибутами. «Портретные» версии своей наивной простотой невольно подталкивают нас к мысли об эротическом назначении «портретов» и использовании их мужчинами.

Наконец, «портретные» версии не отвечают на вопрос: почему не тиражировались мужские изображения? Почему охотники, от которых зависело существование рода, не удостоились чести быть увековеченными в камне или слоновой кости? Может быть, потому, что в то время мужчины были отодвинуты на второй план? Согласно расхожей точке зрения на матриархат, тогдашнему обществу было присуще такое половое социальное неравенство. Но так ли это? Свой взгляд на матриархат я выскажу чуть позже.

Переходим к третьей группе версий. В эту группу я предлагаю объединить, казалось бы, разнородные, но при более пристальном рассмотрении оказывающиеся родственными взгляды. Кстати, версии этой группы являются наиболее распространёнными и, можно даже сказать, узаконенными.

Что же это за версии? Это версии, согласно которым палеолитические венеры являются изображениями родоначальниц, покровительниц рода, хранительниц домашнего очага, воплощением культа плодородия, символом единства и родственных связей, олицетворением благосостояния, скульптурками жриц, вместилищем коллективных духов и даже изваяниями матери-богини. Такими качествами (зачастую несколькими сразу) наделяют венер и маститые авторы (от А. Бегуэна до А.П. Окладникова, П.П. Ефименко, З.А. Абрамовой, А.Д. Столяра, Р.Ф. Итса и многих других), и – вслед за ними – молодые исследователи, и студенты-историки [см., например: Ефименко П.П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени. – Киев, 1953; Абрамова З.А. Изображения человека в палеолитическом искусстве Евразии. – М.-Л., 1966; её же: Животное и человек в палеолитическом искусстве Европы. – СПб., 2005; Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. – М., 1985 (А.Д. Столяр видит в венерах даже некую абстрактно-обобщённую идею, результат «осмысления явлений общественного бытия» и считает, что женские статуэтки «были обращены к общественной мысли значительно больше, чем к чувствам индивидуума»)]. В таком же ключе воспринимаются женские палеолитические статуэтки и непрофессионалами – читателями книг и статей, где так или иначе затрагивается интересующая нас тема.

Может быть, наше предположение об использовании статуэток мужчинами ошибочно, и нам следует присоединиться к авторитетному большинству? Нет, не будем поступать так опрометчиво. Сначала подумаем, поищем изъяны в аргументации представителей третьей группы версий. Научные проблемы решаются не благодаря весу большинства и высоте слога, а исключительно благодаря силе аргументов и фактов.

Но прежде, чем взяться за аргументы, мы, наверное, должны найти то, что объединяет родоначальниц, покровительниц рода, хранительниц очага и всех прочих фигуранток приведённого выше списка. «Вычислить» такой общий знаменатель не составляет труда. Им является особая роль женщины в первобытном социуме и её (женщины) почитание.

А теперь – к аргументам. Приверженцам третьей группы версий в качестве таковых как раз и видятся эта особая роль и почитание женщины. Из чего они выводятся? Конечно же, из матриархата, который понимается как строй, при котором женщина, являясь центральной фигурой, возвышалась над обществом, пользовалась особым уважением и даже осуществляла власть. Однако такой матриархат, мягко говоря, мало похож на тот строй, который существовал на протяжении первобытного этапа человеческой истории. Возвышение над обществом или какими-то его членами, восхваление отдельных людей, религиозное почитание, выработка абстрактно-обобщённых идей, оторванное от практики осмысление явлений общественного бытия, наконец, власть появляются, поначалу ещё в неразвитом, зачаточном виде, только на подступах к классовому, политическому обществу. Всё это – порождение разделения труда и размежевания общества на различные социальные группировки.

В монолите же, которым и в экономическом и в социальном плане является первобытный социум, нет и не может быть особой роли кого бы то ни было, будь то мужчина или женщина, нет почитания и всей другой атрибутики классового устройства. Если кто правит и почитается в первобытном обществе, так это всего лишь обычай и традиция, но ни в коем случае не человек. Как мужчины, так и женщины выполняют там свои функции, ни в малейшей степени не деформируя и не ущемляя функций представителей противоположного пола. В первобытном социуме человек может выделиться из среды сородичей лишь в качестве проводника какой-то функции, например, в роли загонщика на охоте, разведчика источников продовольствия и материалов или в роли координатора действий в незнакомой обстановке. Но такое выделение делает его не более как агентом, если угодно, слугой обычая, не превращая при этом других людей в его слуг и почитателей. «Выделенным» по различным направлениям деятельности может быть один и тот же человек. Причём в подавляющем числе случаев в силу специфики, обусловленной полом, это должен быть мужчина [см.: Искрин В.И. Диалектика полов. – СПб., 2005]. Пусть он будет именоваться вождём. Но это не вождь краснокожих периода военной демократии из романов Фенимора Купера, это вождь первобытного коммунистического сообщества. Первобытный вождь и вождь предклассового и раннеклассового общества представляют собой весьма отличающиеся фигуры и отличные одно от другого общественные явления. Об этом свидетельствуют кое-где ещё сохранившиеся рудименты первобытного общественного устройства.

Таким образом, апеллировать к матриархату, в который переносятся черты политического устройства, значит пользоваться недоброкачественными аргументами. Делается ли это по неведению или с умыслом, мы не будем разбираться, читатель.

Что же такое матриархат в действительности? И существовал ли он вообще? Попытаемся вкратце ответить на эти вопросы (в дальнейшем картина функционирования неполитического социума будет дополнена).

Брак первобытного общества был групповым. Причём в сексуальные отношения вступали группы мужчин и женщин, принадлежащие разным родовым организациям. Их встречи были нечастыми и кратковременными. О каком бы то ни было знакомстве, ухаживании и прочих новациях периода цивилизации в таких условиях не могло быть и речи. Результатом таких встреч, естественно, были дети. Но люди глубокой древности ещё не знали, что рождение детей связано с известной ролью мужчины (впрочем, и сейчас такой пробел в знаниях этнографы наблюдают у некоторых отставших в развитии народов). Понятно, что рождение детей женщинами не было тайной. Рождённые женщинами дети оставались в роду матерей.

Как в таких условиях можно было соотносить поколения? По какой линии можно было вести счёт родства? Не надо объяснять, что только по материнской, по женской. Вот в этом-то и состоит суть матриархата (в буквальном переводе матриархат означает власть женщин , что совершенно неверно и антинаучно). Матриархат, таким образом, правильно было бы назвать не формой общественного устройства, а, если можно так выразиться, техническим инструментом счёта родства и прочерчивания линии истории рода. Из такого порядка, из способа учёта поколений никак не вытекает особая роль и почитание женщины.

Против идеи возвеличивания и почитания первобытной женщины у меня припасён ещё один аргумент. Оказывается, женские фигурки не только бережно сохранялись, но, и это, правда, касается части обнаруженных статуэток, намеренно разбивались. К такому выводу приходят весьма авторитетные археологи. З.А. Абрамова, предполагая в раскалывании статуэток составную часть каких-то обрядов, отмечает, что при настоящем уровне знаний мы не можем ещё сказать, почему это происходило. Может быть, нам, уважаемый читатель, удастся разгадать эту загадку. Возьмём этот факт на заметку. Однако не будем отвлекаться от темы.

Возможно, этот фрагмент женской фигурки
является результатом намеренно нанесённого по ней удара
(Костёнки, Россия, Воронежская обл., 22,7 тыс. лет до н.э., мергель, 13,5 см).

Совместимы ли почитание и разбивание почитаемого? Думаю, нет. Но если разбивание – факт, а почитание – плод оторванного от исторической действительности воображения, что мы должны отбросить, чтобы выйти из этой коллизии? Факт или иллюзию? Разумеется, последнее.

«Теория» почитания и особой роли женщины нисколько не приближает нас к выяснению истины. Правда не всегда оказывается на стороне большинства. Взгляды представителей третьей группы, как и первых двух, также грешат переносом современных реалий в глубины истории, во времена господства порядка, в корне противоположного нынешнему. Как видим, болезнь, с которой мы столкнулись, носит характер эпидемии.

В заключение упомяну ещё об одной группе взглядов. Представители четвёртой группы полагают, что натуралистические фигурки использовались в древности для обучения девочек, для посвящения подрастающего поколения в женские таинства. Убедительно? Мне представляется, не очень. Ибо сразу же возникает вопрос: а не является ли лучшей натурой настоящая, живая женщина? И ещё: почему для обучения будущих женщин, как, впрочем, и будущих мужчин, не изготавливались мужские фигурки? Кстати, мальчики в качестве обучаемых представителями этой группы вообще не упоминаются. Но это – придирки, лежащие на поверхности.

Куда важнее спросить: а существовало ли в ту далёкую эпоху обучение как особый вид деятельности? Должен разочаровать докторов древней педагогики. В обществе, не знающем общественного разделения труда, обучение, как, впрочем, и воспитание, было вплетено в функционирование социального организма, было буквально влито в процесс производства вещей и людей и составляло с ним единое целое. В ту далёкую пору школой и учителем была сама жизнь, а наглядными пособиями – люди, их взаимодействие, общественный труд и результаты такого труда. Человеческая деятельность разветвляется только в эпоху перехода к классовому обществу. И только в таком – разделённом, классовом – обществе появляется обучение как особая отрасль деятельности, с целым арсеналом специальных средств, в том числе и с наглядными пособиями. Так что и к специальному обучению девочек (и мальчиков), за его отсутствием, венеры не имеют никакого отношения.

Обучение подрастающего поколения «таинствам»
сексуального свойства и соответствующие наглядные пособия
появляются лишь с переходом к классовому обществу
(Нижегородская губ., Россия, русские, ткань, 17,0 и 16,0 см,
реконструкция, изг. Н.Ларионова).

Таковы бытовавшие в прошлом и имеющие хождение сейчас воззрения на предназначение палеолитических венер.

Вы, наверное, утомлены разбором этих бесплодных версий, уважаемый читатель. Что делать, мы должны были испить чашу до дна. Начиная работу, надо представлять состояние взятого для исследования вопроса. Нами охвачены практически все взгляды на предназначение палеолитических статуэток. И что же? Среди различных точек зрения мы не находим ни одной, которая могла бы служить подспорьем в нашей работе. Может быть, это даже и к лучшему. Мы приступаем к позитивной работе, не будучи связанными какими бы то ни было установками, стереотипами, так называемыми авторитетными мнениями и необходимостью каждый свой шаг сверять с венероведческой литературой.

Но это не единственная выгода, которую мы можем извлечь из критической части нашей работы. Благодаря промахам наших предшественников, мы теперь отчётливо видим, что не надо делать и как следует действовать, чтобы не промахнуться.

Свои методологические установки я изложу в виде итогов главы.

1. Рассмотрев практически полный набор взглядов на предназначение палеолитических венер, мы, при всём различии бытующих трактовок, нашли то общее, что их связывает и в то же время делает совершенно несостоятельными. Это – неумение исторически подойти к прошлому, непонимание диалектики общественного развития, невольное стремление перенести современные реалии (этика, искусство, возвышение личности над обществом, поклонение, религия и т.д.) в совершенно иной, по сравнению с нашим, мир первобытного человека.

Мы ни в коем случае не должны подходить к истории с мерками сегодняшнего дня.

2. В обществоведении разнобой мнений в оценке одного события или феномена не является большой редкостью. Этой печальной участи не избежал и вопрос о месте венер в первобытном социуме. Откуда берутся разночтения? Если рассматриваемая проблема не затрагивает чьих-либо интересов, источников разночтений, как правило, три – ограниченные или ущербные представления об общественно-экономическом укладе исследуемого общества, неумение или нежелание изучать выбранное для анализа явление в контексте этого уклада и пресловутый «здравый смысл», на поверку оказывающийся элементарным субъективизмом. Все беды с выяснением назначения венер связаны с этой троицей.

Чтобы решить стоящую перед нами задачу, мы должны иметь адекватное представление об общественных отношениях и образе жизни первобытного социума, в своём анализе исходить из этих отношений, вести объективное расследование, твёрдо придерживаясь материалистической линии.

И, надо сказать, в данной главе мы уже кое-что сделали в этом направлении. Мы обратили внимание на слитность духовного и практического в мировосприятии первобытного человека, констатировали групповой брак и экзогамию рода, затронули вопрос о человеке эгалитарного первобытного общества, определили матриархат как инструмент учёта родства.

В дальнейшем сделанные нами заготовки будут развиты.

Наконец, мы приступили к разработке выбранной для исследования темы. Исходя из существа первобытного строя, мы обозначили ряд функциональных характеристик женских палеолитических статуэток. Это, во-первых, их включённость в практику бытия и необходимость участия в каком-либо обряде, во-вторых, нацеленность статуэток на решение определённых общественных задач, их принадлежность к общественному достоянию и причастность к какому-то коллективному действию и, в-третьих, обязательность изготовления фигурок женщинами одного рода для использования мужчинами другой родовой организации.

3. Если объект исследования не является случайным и единичным и выделяется броскими особенностями, значит истории это было для чего-то нужно, и нужно, скорее всего, по прямому назначению. Поскольку венеры сексуально выразительны, мы должны зацепиться за эту подсказку и прежде всего обратить внимание на порядок взаимодействия полов в первобытном социуме. Может быть, этот шаг выведет нас на дорогу, ведущую к решению поставленной нами задачи.

При этом сферу взаимоотношений полов мы должны рассматривать в теснейшей связи со всем комплексом общественных отношений.

4. В нашем критическом рассмотрении подходов к венерианской проблеме мы обошлись минимумом доводов. Представляется, что этого минимума было вполне достаточно для признания несерьёзными имеющих хождение решений. Все приведённые доводы были логического свойства. Лишь единожды, и то мимоходом, я сослался на данные этнографии.

История – это не нечто бесследно растворившееся во времени. Прошлое уходит и остаётся, остаётся в виде обычаев, традиций, пережитков. Прошлое живёт в быте, нравах и представлениях народов.

Мы не можем не воспользоваться богатейшим источником этнографических знаний (как и знаний других наук). И не только в целях более добротного исследования феноменов далёкого прошлого. Как знать, может быть, след от венер протянулся сквозь тысячелетия и в наши дни.

» (обнаружена в 2008 г. и датируется по крайней мере 35 тыс. лет назад); и более поздние, принадлежащие уже мадленской культуре .

Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (таких как стеатит , кальцит , мергель или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики . В целом, к началу XXI века было известно более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера - от 4 до 25 см в высоту.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Обнажённая женщина (Венера Виллендорфская)

Субтитры

Людям нравятся определённые ответы. Мы действительно хотим понимать, что именно мы видим. Особенно - историки искусства. Люди создают разные вещи. Нам нравится создавать искусство. Один из древнейших предметов искусства - маленькая женская фигурка. Иногда её называют просто обнажённой женщиной. Весь мир знает её как Венеру Виллендорфскую. И хотя это название не имеет никакого смысла, оно многое говорит о призме, через которую смотрит наша культура. Её нашли в 1908 году в австрийской деревне Виллендорф и дали ей имя Венера. Её высота - примерно 11 сантиметров. Она создана примерно 25 тысяч лет назад. Она по-настоящему древняя. Она хранится в венском Музее естествознания, где мы сейчас и находимся, в тёмном стеклянном шкафчике, освещённом сверху. Внешне хранилище похоже на греческий храм. На нём написано«Венера Виллендорфская». Ещё здесь есть одна кнопочка. В научном музее всегда много детей, любящих нажимать кнопки. Когда они это делают, белый свет, озаряющий фигурку сверху, сменяется красным, и звучит тихая мелодия флейты. Конечно, мы понятия не имеем, что за музыку могли слушать те люди. Это просто попытка заполнить все пробелы. Мы почти ничего не знаем о ней. Не знаем, кто её сделал и зачем. Всё, что у нас есть, - эта фигурка вне всякого контекста. В большей степени это антропологический объект, чем произведение искусства. Назвав её Венерой в честь древнегреческой богини любви - Венеры, мы приписали ей определённое значение. Считаем, что это фигурка богини, которая связана с деторождением и плодородием. Мы не знаем, правда это или нет. Мне кажется, у нас чуть больше сведений, так как это лишь одна из найденных женских фигурок той эпохи. Точнее, конца Ледникового периода. Это одна из самых первых найденных скульптур, изображающих фигуру человека. Любопытно, что почти все найденные фигурки женские. Вернее, все найденные до сих пор фигурки - изображения женщин. Обнажённых. Но они отличаются друг от друга формой. У некоторых более полные груди и ягодицы. Может, когда-нибудь историки искусства и археологи найдут и мужские фигурки. Это всё догадки. А всё, на что мы можем взглянуть, - сама фигурка. Давайте присмотримся к ней. У неё нет ступней и очень тонкие руки, которые она сложила высоко на свои груди. У неё нет черт лица. Это повторяющаяся особенность почти всех найденных фигурок этого периода. Волосы проработаны тщательно. Или, возможно, на её голове шапка. Есть предположение, что это шапка из тростника. О, вот и музыка, и красный свет. Да, маленькая девочка только что нажала на кнопку. Кисти рук едва видны, но можно различить пальцы. Археологи, внимательно изучавшие фигурку, предположили, что увеличенные живот, груди и голова - это выпуклости, которые обусловлены природной формой камня. Скульптура сделана из известняка. Она симметрична. И, определённо, не является чем-то таким, что должно было стоять прямо. Как Вы упомянули, у неё нет стоп. Фигурка легко поместится в ладони. Есть ощущение, что её предполагалось держать в руке. Или носить в кармане, или что-то вроде этого. Да, она легко умещается в руке. Мы знаем, что изначально она была выкрашена охрой - рыжим красителем. Помимо этого, сложно сказать что-то ещё. И поэтому мы продолжим ею любоваться. А историки искусства продолжат поиск ответов. И в некотором роде я уверен, мы всегда будем попадать в ловушку стремления выразить свои интересы и потребности, пытаясь понять это произведение искусства. Не уверен, что мы поймём его до конца или восстановим его изначальные значения. Пожалуй, это так. Subtitles by the Amara.org community

История открытия

Первые статуэтки эпохи верхнего палеолита с изображением женщин были обнаружены около 1864 г. маркизом де Вибре (Marquis de Vibraye) в Ложери-Бас (департамент Дордонь) на юго-западе Франции. Вибре назвал свою находку «Венера распутная» (Vénus impudique), противопоставив её, таким образом, «Венере скромной» (Venus Pudica) эллинистического образца, одним из примеров которой является знаменитая «Венера Медицейская ». Статуэтка из Ложери-Бас относится к мадленской культуре . У неё отсутствуют голова, руки и ноги, но сделан четкий надрез, изображающий вагинальное отверстие . Ещё одним обнаруженным и признанным экземпляром подобных фигурок стала «Венера Брассемпуйская », найденная Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette) в 1894 году в пещерном жилище на территории одноимённого городка во Франции. Изначально термин «Венера» в отношении к ней не применялся. Четыре года спустя Саломон Райнах (Salomon Reinach) опубликовал описание целой группы стеатитовых статуэток из пещер Бальци Росси (Balzi Rossi). Знаменитая «Венера Виллендорфская » была найдена во время раскопок в 1908 г. в отложениях лёсса в долине реки Дунай , Австрия. С тех пор сотни подобных статуэток обнаружено на территории от Пиренеев до Сибири. Учёные начала XX века, занимающиеся изучением первобытных обществ, считали их воплощением доисторического идеала красоты и, поэтому, дали им общее название в честь римской богини красоты Венеры .

В сентябре 2008 г. археологи из Тюбингенского университета обнаружили 6-сантиметровую статуэтку женщины, сделанную из бивня мамонта - «Венера из Холе-Фельс », датируемую, по крайней мере, 35 тыс. до н. э. Она на данный момент является самым древним экземпляром скульптур подобного рода и фигуративного искусства вообще (происхождение намного более древней статуэтки Венеры из Тан-Тана является спорной, хотя и оценивается в 300-500 тыс. лет). Высеченная фигурка была найдена в 6 фрагментах в пещере Холе-Фельс, Германия, и представляет собой типичную палеолитическую «Венеру» с подчеркнуто большим животом, широко расставленными бедрами и крупными грудями .

Описание

Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими художественными характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот , бёдра , ягодицы , груди , вульва . Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.

В связи с этим возникли споры, касательно правомерности употребления термина стеатопигия , применительно к «палеолитическим Венерам». Этот вопрос был впервые поднят Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette), обнаружившим «Венеру Брассемпуйскую » и некоторые другие экземпляры в Пиренеях. Часть исследователей рассматривают эти характеристики, как реальные физиологические черты, подобные тем, которые наблюдаются у представителей койсанских народов Южной Африки. Другие исследователи оспаривают эту точку зрения и объясняют их как символ плодородия и изобилия. Необходимо отметить, что не все палеолитические Венеры тучные и имеют преувеличенные фемининные черты. Также не все фигурки лишены лицевых черт. Тем не менее появление статуэток, похожих друг на друга по стилю и по определенным пропорциям, позволяет говорить о формировании единого художественного канона: грудь и бедра вписываются в круг, а всё изображение – в ромб .

«Венера Виллендорфская » и «Венера Лоссельская » были, по-видимому, покрыты красной охрой . Значение этого не до конца понятно, но обычно использование охры связывается с религиозным или ритуальным действом - возможно, символизируя кровь при менструации или рождении ребенка.

Все признанные большинством «палеолитические Венеры» относятся к верхнему палеолиту (в основном к граветтской и солютрейской культурам). В это время преобладают статуэтки с тучными фигурами. В мадленской культуре формы становятся грациознее и с большей проработкой деталей.

Примечательные образцы

название возраст (тыс. лет) место находки материал
Венера из Холе-Фельс 35-40 Швабский Альб , Германия бивень мамонта
Человеколев 32 Швабский Альб , Германия бивень мамонта
Вестоницкая Венера 27-31 Моравия керамика
Венера Виллендорфская 24-26 Австрия известняк
Венера из Леспюг 23 Аквитания , Франция слоновая кость
Венера Мальтинская 23 Иркутская область, Россия бивень мамонта
Венера Брассемпуйская 22 Аквитания, Франция слоновая кость
Венера Костёнковская 21-23 Воронежская область, Россия бивень мамонта, известняк, мергель
Венера Лоссельская 20 Дордонь , Франция известняк

Венеры, искусственное происхождение которых не доказано

название возраст (тыс. лет) место находки материал
Венера из Тан-Тана 300-500 Марокко кварцит
Венера из Берехат-Рама 230 Голанские высоты туф

Классификация

Из нескольких попыток создать классификацию статуэток верхнего палеолита, наименее спорной является предложенная Генри Дельпортом (Henri Delporte), основанная на чисто географическом принципе . Он различает:

Интерпретация

Многие попытки понять и интерпретировать значение и использование статуэток основаны на малом количестве фактов. Как и в случае с другими доисторическими артефактами, их культурное значение, возможно, никогда не станет известным. Тем не менее археологи предполагают, что они могли быть талисманами, оберегающими и приносящими удачу, символами плодородия, порнографическими изображениями, или даже напрямую соотносились с Матерью-Богиней или иными местными божествами. Женские статуэтки, представляющие собой примеры портативного искусства позднего палеолита, по-видимому, не имели никакого практического применения для добычи средств к существованию. Большей частью они обнаружены на местах древних поселений, как на открытых стоянках, так и в пещерах. Их использование при захоронениях встречаются гораздо реже.

На стоянке эпохи позднего палеолита у с. Гагарино в Липецкой области, в овальной полуземлянке диаметром около 5 метров, было обнаружено 7 фигурок обнажённых женщин, которые, как считается, выполняли роль амулетов-оберегов. На стоянке у с. Мальта в Прибайкалье, все фигурки были найдены на левой части жилищ. Скорее всего эти статуэтки не прятались, а, наоборот, ставились на видное место, где их мог видеть каждый (это один из факторов, которым можно объяснить их широкое географическое распространение)

Заметная тучность фигурок может быть связана с культом фертильности . Во времена, предшествующие появлению сельского хозяйства и скотоводства, и в ситуации отсутствия доступа к изобильным запасам продовольствия, излишний вес мог символизировать стремление к изобилию, плодородию и безопасности. Тем не менее, эти теории не являются научно неоспоримым фактом и лишь результат умозрительных заключений учёных.

Года четыре назад посещал я Эрмитаж и там в каких то дальних закоулках сфотографировал(фотографию не выкладывают она получилась не очень хорошей ) одну из "палеолитических венер", это одни из самых древних изделий человека найденных археологами,средняя датировка любой из них(их сейчас найдено сотни экземпляров ) 20 тыс. лет до н.э. Вдумайтесь в эту цифру, одна такая статуэтка вмещает в себя всю человеческую цивилизацию,все достижения которых добилось человечество можно с легкостью уместить в возраст одной такой статуэтки..

Венера Брассемпуйская
Это вторая по счету "венера" из всех вообще найденных на данный момент. Обнаружена во Франции в 1894 году близ селения Брассемпуй. Изготовлена из слоновой кости,датируется промежутком 26 000-24 000 до н.э. считается одним из наиболее ранних реалистичных изображений человеческого лица.


Как вы понимаете это только часть целой фигуры которая увы не сохранилась,голова с шеей составляют длину 3,65 см.

Реконструкция возможного облика.То что на голове трактуют и как схематическое изображение волос или как на реконструкции считают неким капюшоном,второе название этой фигурки "Дама с капюшоном"

Еще более уникальной фигурой является Человеколев .

Статуя считается одной из древнейших известных скульптур в мире и самой древней зооморфической скульптурой.Статуэтка датируется 32 000 лет до н.э.! Изготовлена из бивня мамонта,в высоту 29,6 см. На левой руке присутствует семь параллельных, горизонтальных линий.
Наличие подобной фигуры в то время говорит ровно о двух вещах: это статуэтка какого то божества,значит уже в то время имелись какие то религиозные воззрения,антропологи сопоставив размеры и масштабы отклонили версию что это человек в львиной шкуре т.е. шаман. И второе,скажем так,наличие абстрактного мышления и воображения признается современными учеными у человека того времени только теоретически и есть точка зрения что все известные палеолитические венеры изготовлялись с натуры, то есть что художник видел, то и лепил..
Интересный факт-в Южной Индии до сих пор существует поклонение Нарасимха,человекульву.

Есть еще вот такая венера,она интересна тем что в своей руке держит как полагают рог бизона.

Венера Лоссельская . Фигура представляет собой барельеф выполненный в известняке. Датируется 25 000 лет до н.э. Фигура примечательна самим рогом,на нем имеется тринадцать надрезов-13 лунных месяцев в году.Специалисты по доисторической религии так же считают что этот рог позже стал известен как Рог изобилия(считаю послезнанием и притянуто за уши хотя много позже и появились изображения богинь с разными предметами в руке,в том числе и рогом ).

И наконец совсем недавняя находка.

Венера из Холе-Фельс
Обнаружили её в 2008 году близ Шельклингена, Германия. Кстати в том же районе что и Человекальва.
На данный момент статуэтка является древнейшим признанным(есть две намного более ранних "венеры", но черты вообще человека там схематичны) произведением искусства верхнего палеолита и доисторического фигуративного искусства вообще.Её возраст датируется между 35 000 и 40 000 лет до н.э. Относится к тому времени когда кроманьонцы только начали переселение в Европу.Сделана из бивня шерстистого мамонта,высота 6 см.,на месте головы — отверстие, дающее право сделать вывод, что статуэтка использовалась как кулон.

Небольшое уточнение по поводу "что художник видел то и лепил" в научной среде идет давний спор-часть исследователей рассматривает подчёркнутые анатомические особенности человеческого тела: живот, бёдра, ягодицы, груди, вульву, как реальные физиологические черты, подобные тем, которые наблюдаются у представителей койсанских народов(бушмены и готтентоты) Южной Африки.


Другие исследователи оспаривают эту точку зрения и объясняют их подчеркивание как символ плодородия и изобилия.
Кстати, не все палеолитические Венеры тучные и имеют преувеличенные женские черты. Также не все фигурки лишены лицевых черт.

Собиралась в понедельник рассказать вот об этой скульптуре, что стоит возле Латвийской Академии художеств, но материала насобиралось столько, что утонула в нем. Похоже, придется делить на части. В живописи нет, например, более культовой картины, растиражированной в репродукциях и украсившей собой самые разные предметы, даже далекие от искусства, как "Мона Лиза" Леонардо да Винчи. Она уже часть современной субкультуры в своем новом качестве. В скульптуре же таких знаковых объектов несколько. Наиболее известна, конечно, безрукая античная Венера Милосская. Но слава другой Венеры в западном мире не меньше. Итак, знакомьтесь - Венера Виллендорфская. Теперь и в Риге. Что же она такое - буду рассказывать под катом.


Вид сзади:

История этой Венеры из Австрии, ведущей свое начало из эпохи палеолита, требует рассказа для лучшего понимания того, почему она выглядит так, а не иначе.

Сначала небольшой исторический экскурс.
С высоты нашего времени сложно представить то, что уже в каменном веке люди стремились к искусству, к воспроизведению себе подобных. Около 40 тысяч лет тому назад, в период Великой ледниковой эпохи произошло событие, положившее начало новой странице в истории человечества. На свободных ото льда просторах Европы появился человек современного типа (Homo sapiens - человек разумный).

Наступила эпоха верхнего (позднего) палеолита (от греческого "палайлос" - древний и "литос" - камень). Ее верхний рубеж определяется временем глобального потепления (около 10 тысяч лет назад), когда территория доисторической Европы полностью освободилась от ледникового панциря.

Причины культурной революции, произошедшей около 40 000 лет назад у пришедших в Европу кроманьонцев, остаются загадочными. Это был второй резкий рывок в культурном развитии Homo sapiens (первый произошел свыше 70 000 лет назад в Южной Африке). Любопытно, что первая из двух революций, во время которой вошли в обиход ожерелья из ракушек и абстрактные геометрические узоры, примерно совпадает по времени с грандиозным извержением вулкана Тоба на Суматре. Вторая революция произошла сразу после прихода сапиенсов в населенную неандертальцами Европу. В эпоху ориньяк впервые появились не только живопись и скульптура, но, вероятно, и музыка, о чем свидетельствуют найденные на юге Германии костяные флейты. За пределами Европы все это появляется на несколько тысячелетий позже.

Верхнепалеолитическая эпоха - период серьезных изменений в материальной культуре древнего человека: более совершенной становится техника обработки камня и кости, осваиваются приемы обжига глиняного материала, возникает изобразительное искусство. Дошедшие до наших дней рисованные и скульптурные изображения как животных (мамонта, северного оленя, пещерного льва и др.), так и человека удивительны по мастерству своего исполнения и точности.

Среди шедевров палеолитического искусства особое место занимают скульптурные изображения обнаженных (реже в одежде) женщин, найденные на стоянках, абсолютный возраст которых 27-20 тысяч лет назад. Все они исполнены в яркой реалистической манере и передают, как правило, обнаженную женщину с подчеркнутыми признаками пола.

Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (таких как стеатит, кальцит или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики.

Такие фигурки, прозванные археологами во всем мире «палеолитическими Венерами», - найдены во Франции, в Бельгии, Италии, Германии, Австрии, Чехии, Словакии, на Украине, но особенно много найдено их на территории России. Ареал находок простирается далеко на восток вплоть до Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал. Большинство находок относится к граветтской культуре, но есть и более ранние, относящиеся к ориньякской культуре, в том числе и «Венера из Холе-Фельс» (обнаружена в 2008 г. и датируется по крайней мере 35 тыс. лет назад); и более поздние, принадлежащие уже мадленской культуре.

Впервые фрагмент такой статуэтки археологи обнаружили в 1894 г. в местечке Брассемпюи во Франции. Позднее подобные фигурки были открыты в 1908 г. в Центральной (Виллендорф, Австрия), а затем и в 1923 г. в Восточной Европе (Костенки 1 (верхний слой) - Россия). К настоящему времени обнаружено более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера - от 4 до 25 см в высоту.

Кого могли изображать эти фигурки с их гипертрофированными объёмами груди, живота и бедер? Предположений известными археологами было высказано много. Одни считали, что эти фигурки ― символы плодородия и объединения рода (Петр Ефименко), другие видели в них атрибуты охотничьей магии (д-р. и.н. Сергей Замятнин), третьи ― владычиц сил природы и даже «сверхчеловеческих существ женского пола» (академик Алексей Окладников).

Семантика Венер палеолита до сих пор не расшифрована. Одни исследователи видят в них изображения божества, прародительницы, символ плодородия, так как они подчеркнуто выражают идею материнства, плодородия. Другие полагают, что это изображение участниц древних магических обрядов, направленных на удачу при охоте или изображения реальных женщин, разных по своей конституции и эмоциональному настрою.

Еще версия: в своей верхней, часто безликой «головной» части, данный образ символизирует небесную, мужскую природу божества, а в нижней представляет его земную, женскую сущность. Открытие этого материального воплощения философской концепции «единое, но двойственное божество» несколько изменяет наше представление о духовной жизни древних людей, которых мы привычно называем «первобытными».

Хорошо сказано тут:
Еще одним кругом верхнепалеолитических находок, имеющих значение, выходящее за пределы этой обыденной посюсторонней жизни, являются многочисленные фигурки, рельефы и рисунки женщин. Разумеется, и этот сюжет был сначала истолкован вполне материалистично, как проявление эротических наклонностей древнего человека. Но, надо сознаться, эротизма в большинстве этих изображений немного.

Фигурки палеолитических «венер», относящиеся большей частью к Ориньяку и в Мадлене исчезающие, показывают, что интерес к женщине тридцать тысяч лет назад весьма отличался от нынешнего. Лицо, руки и ноги проработаны в этих фигурках очень слабо. Подчас вся голова состоит из одной пышной прически, но вот все что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка – все это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Огромный зад, бедра, беременный живот, отвисшие груди.

Палеолитическая Венера – это не грациозное создание, пленяющее воображение современного мужчины, и не цветущая женственность луврской Афродиты, но многорожавшая мать. Таковы наиболее известные «венеры» из Виллендорфа (Австрия), Ментоны (Итальянская Ривьера), Леспюжю (Франция). Таков и примечательный рельеф из Луссель (Франция), на котором стоящая в фас женщина держит в правой, согнутой в локте руке массивный рог, очень напоминающий роги изобилия, но, скорее всего это – знак присутствия Бога-Зубра.

Женские фигурки из камня и кости, безликие, но с подчеркнутыми признаками женского, рождающего естества, были очень широко распространены в верхнем палеолите всей Северной Евразии. Почти безусловно они отражали возрождающую к печной жизни материнскую утробу земли. Вестоницкие «венеры» особенно интересны тем, что сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые и истории человечества образцы терракоты (25 500 лот назад).

Палеолитические «венеры» Ориньякского времени:
а) из Виллендорфа, Австрия. Высота 11 см. Известняк;
б) из Сапиньяно, Италия. Высота 22,5 см. Серпентин;
в) из Леспюжю, Франция. Высота 14,7 см. Кость мамонта;
г) из Дольних Вестониц, Чехия. Терракота

И не то чтобы палеолитический художник просто не умел или не желал изображать женскую красоту. На нескольких памятниках мы можем видеть, что он в принципе прекрасно это делал – головка из слоновой кости (Брассемпуй), рельеф в пещере Ля Мадлен, открытый в 1952 году. Но фигурки и изображения «венер» отнюдь но ставили целью прославить совершенство женской красоты.

Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «Матери Земли», беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность так изображавшаяся была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь. На Украине же, в Гагарине, семь таких фигурок располагались по стенам землянки мадленцев. Они стояли в специальных нишах. Это безусловно был объект поклонения.

Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она – вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Вряд ли размышления древних поднимались до высоких абстракций, но коль хоронили они своих мертвецов в землю, то стало быть верили и в их воскресение, а если верили, то не могли не поклоняться Матери-Сырой-Земле, дающей пишу, жизнь и возрождение.

Надежды кроманьонцев не ограничивались землей, они душой стремились к небесному Богу-Зверю, всемощному подателю жизни. Но из опыта повседневности они прекрасно знали, что семя жизни должно найти ту почву, в которой только и может прорасти. Семя жизни давало небо, почву – земля. Поклонение Матери Земле, столь естественное у земледельческих народов, в действительности оказывается древнее земледелия, так как целью поклонения был для древнего человека не земной урожай, но жизнь будущего века.
http://storyo.ru/history_rel/05_06.htm


В общем, сами понимаете...

Как эзотерический символ:

Вот одна из таких теорий про Макошь (см. ниже по ссылке): http://www.litsovet.ru/index.php/gallery.view?gallery_id=14092

Я хочу сказать, что современные стереотипы красоты по примеру Твигги, не позволяют заметить то, что фигура этих Венер не обязательно может быть толстая или беременная. Вот, например, сравните:


В общем, все дело в пропорциях:

Этим Венерам поклоняются и люди искусства, той же Венере из Виллендорфа ставятся разные памятники, в Австрии, США и др. странах:
http://www.donsmaps.com/willendorf.html
http://www.mikebikes.org/07trip/traismauer.htm
Памятник в Австрии: http://www.travel-club.com.ua/index.php?mo=image&id=5699
Tom Chapin "Manna" 2007, DeCordova Sculpture Park, Lincoln, Massachusetts
Reminiscent of Neolithic fertility statuettes like the Venus of Willendorf, Manna makes reference to the duality of base desires and the richness of life sustaining gifts.
From DeCordova Sculpture Park’s homepage. http://www.flickr.com/photos/hanneorla/2761242150/
Из папье-маше http://laurietobyedison.com/discuss/?p=3417
http://artbydelilah.blogspot.com/2010/10/venus-of-willendorf-project.html
Venus of Willendorf - made of old recycled Halogen lamps http://asketchaday.blog.com/

Венера из галогеновых лампочек и Венера на протезах:

Венера с заячьими ушами и с дыркой в боку:

Это тоже художественная интерпретация форм Венеры Виллендорфской:

Некоторые полагают, что у нее были такие руки:

Венера Виллендорфская часто высекается из льда http://foto.mail.ru/mail/sergii_59/21/1428.html
http://www.twinoaks.org/community/leaves/leaves-94/lvs94-p5.html

Но рижский памятник, на мой взгляд, один из самых интересных:

Венера как работа бакалавра
9 Июн, 2010
Такая скульптура появилась вчера возле Академии художеств. Называется эта бакалаврская работа одной из студенток "Венера Виллендорфская"
http://olgai2.livejournal.com/62685.html
http://www.bezhin-lug.net/viewtopic.php?f=17&t=103&start=180#p7113

Первоначально Венера находилась внутри здания Академии художеств:
А это, я считаю, просто непревзойденный шедевр отечественного ваяния! Автор создал копию знаменитой Виллендорфской Венеры - статуэтки, возраст которой составляет около 3000 лет. Сколько грации и изящества!
Правда, оригинал, находящийся в Венском историческом музее (см.фото), имеет размер около 11 см. Но мы привыкли мыслить масштабно! Хорошей Венеры должно быть много!
Моя коллега специально решила попозировать, дабы все смогли оценить масштабы произведения. Кошмар и жуть, если честно! И это еще стояло на площади перед академией довольно длительное время!
Март 2011

http://gaviota15.livejournal.com/25751.html

Была замечена Венера и в торговом центре в Старой Риге:
Shopping Mall with Venus of Willendorf Sculpture - Riga - Latvia http://www.flickriver.com/photos/adam_jones/5833438330/

А вот что пишет сама автор этой скульптуры (перевела с английского, как могла):
Венера Виллендорфская 21-го века - это мой поиск глубины женской идентичности. Представляет собой [скульптуру высотой] 4,5 м из клееных рифленых листов и покрыта частичками зеркального пластика, создана как своеобразная реплика шедевра каменного века. Венера Виллендорфская 21-го века является концептуальной работой, позволяющей женщинам в наше время блистать в ее отражении, в то время как Венера светит для себя. Она удивительна с ее женскими формами. Возможно, она даже шокирующа для некоторых. Эта работа о женщине, но не о феминизме.



План:

    Введение
  • 1 История открытия
  • 2 Описание
  • 3 Примечательные образцы
  • 4 Классификация
  • 5 Интерпретация
  • Примечания

Введение

Венера Виллендорфская

«Палеолитическая Венера » - обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются главным образом в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток вплоть до Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал. Большинство находок относится к граветтской культуре, но есть и более ранние, относящиеся к ориньякской культуре, в том числе и «Венера из Холе-Фельс» (обнаружена в 2008 г. и датируется по крайней мере 35 тыс. лет назад); и более поздние, принадлежащие уже мадленской культуре.

Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (таких как стеатит, кальцит или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики. В целом, к настоящему времени обнаружено более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера - от 4 до 25 см в высоту.


1. История открытия

Венера Брассемпуйская

Первые статуэтки эпохи верхнего палеолита с изображением женщин были обнаружены около 1864 г. маркизом де Вибре (Marquis de Vibraye) в Ложери-Бас (департамент Дордонь) на юго-западе Франции. Вибре назвал свою находку «Венера распутная» (Vénus impudique), противопоставив её, таким образом, «Венере скромной» (Venus Pudica) эллинистического образца, одним из примеров которой является знаменитая «Венера Медицейская». Статуэтка из Ложери-Бас относится к мадленской культуре. У неё отсутствуют голова, руки и ноги, но сделан четкий надрез, изображающий вагинальное отверстие . Еще одним обнаруженным и признанным экземпляром подобных фигурок стала «Венера Брассемпуйская», найденная Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette) в 1894 г. Изначально термин «Венера» в отношении к ней не применялся. Четыре года спустя Саломон Райнах (Salomon Reinach) опубликовал описание целой группы стеатитовых статуэток из пещер Бальци Росси (Balzi Rossi). Знаменитая «Венера Виллендорфская» была найдена во время раскопок в 1908 г. в отложениях лёсса в долине реки Дунай, Австрия. С тех пор сотни подобных статуэток обнаружено на территории от Пиренеев до Сибири. Учёные начала XX века, занимающиеся изучением первобытных обществ, считали их воплощением доисторического идеала красоты и, поэтому, дали им общее название в честь римской богини красоты Венеры.

В сентябре 2008 г. археологи из Тюбингенского университета обнаружили 6-сантиметровую статуэтку женщины, сделанную из бивня мамонта - «Венера из Холе-Фельс», датируемую по крайней мере 35.000 лет до н. э. Она на данный момент является самым древним экземпляром скульптур подобного рода и фигуративного искусства вообще (происхождение намного более древней статуэтки Венеры из Тан-Тана является спорной, хотя и оценивается в 500-300 тыс. лет). Высеченная фигурка была найдена в 6 фрагментах в пещере Холе-Фельс, Германия, и представляет собой типичную палеолитическую «Венеру» с подчеркнуто большим животом, широко расставленными бедрами и крупными грудями .


2. Описание

Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими художественными характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот, бёдра, ягодицы, груди, вульва. Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.

В связи с этим возникли споры, касательно правомерности употребления термина стеатопигия, применительно к «палеолитическим Венерам». Этот вопрос был впервые поднят Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette), обнаружившим «Венеру Брассемпуйскую» и некоторые другие экземпляры в Пиренеях. Часть исследователей рассматривают эти характеристики, как реальные физиологические черты, подобные тем, которые наблюдаются у представителей койсанских народов Южной Африки. Другие исследователи оспаривают эту точку зрения и объясняют их как символ плодородия и изобилия. Необходимо отметить, что не все палеолитические Венеры тучные и имеют преувеличенные фемининные черты. Также не все фигурки лишены лицевых черт. Тем не менее появление статуэток, похожих друг на друга по стилю и по определенным пропорциям, позволяет говорить о формировании единого художественного канона: грудь и бедра вписываются в круг, а всё изображение – в ромб .

«Венера Виллендорфская» и «Венера Лоссельская» были, по-видимому, покрыты красной охрой. Значение этого не до конца понятно, но обычно использование охры связывается с религиозным или ритуальным действом - возможно, символизируя кровь при менструации или рождении ребенка.

Все признанные большинством «палеолитические Венеры» относятся к верхнему палеолиту (в основном к граветтской и солютрейской культурам). В это время преобладают статуэтки с тучными фигурами. В мадленской культуре формы становятся грациознее и с большей проработкой деталей.


3. Примечательные образцы

Венера из Холе-Фельс

Венеры, искусственное происхождение которых не доказано


4. Классификация

Из нескольких попыток создать классификацию статуэток верхнего палеолита, наименее спорной является предложенная Генри Дельпортом (Henri Delporte), основанная на чисто географическом принципе . Он различает:

  • Пиренейско-аквитанская группа (Венера Леспугская, Лоссельская и Брассемпуйская)
  • Средиземноморская группа (Венера с о. Мальта)
  • Рейнско-дунайская группа (Венера Виллендорфская, Вестоницкая Венера)
  • Российская группа (Костёнки, Зарайск и Гагарино )
  • Сибирская группа (Венера Мальтинская, Венера из Бурети)

5. Интерпретация

Венера Мальтинская

Многие попытки понять и интерпретировать значение и использование статуэток основаны на малом количестве фактов. Как и в случае с другими доисторическими артефактами, их культурное значение, возможно, никогда не станет известным. Тем не менее археологи предполагают, что они могли быть талисманами, оберегающими и приносящими удачу, символами плодородия, порнографическими изображениями, или даже напрямую соотносились с Матерью-Богиней или иными местными божествами. Женские статуэтки, представляющие собой примеры портативного искусства позднего палеолита, по-видимому, не имели никакого практического применения для добычи средств к существованию. Большей частью они обнаружены на местах древних поселений, как на открытых стоянках, так и в пещерах. Их использование при захоронениях встречаются гораздо реже.

На стоянке эпохи позднего палеолита у с. Гагарино в Липецкой области, в овальной полуземлянке диаметром около 5 метров, было обнаружено 7 фигурок обнажённых женщин, которые, как считается, выполняли роль амулетов-оберегов. На стоянке у с. Мальта в Прибайкалье, все фигурки были найдены на левой части жилищ. Скорее всего эти статуэтки не прятались, а, наоборот, ставились на видное место, где их мог видеть каждый (это один из факторов, которым можно объяснить их широкое географическое распространение)

Заметная тучность фигурок может быть связана с культом фертильности. Во времена, предшествующие появлению сельского хозяйства и скотоводства, и в ситуации отсутствия доступа к изобильным запасам продовольствия, излишний вес мог символизировать стремление к изобилию, плодородию и безопасности. Тем не менее, эти теории не являются научно неоспоримым фактом и лишь результат умозрительных заключений учёных.

Найденные недавно 2 очень древних каменных объекта (датировка 500000 - 200000 лет назад) так же интерпретируются некоторыми исследователями, как попытка передать изображение женщин. Одна из них, «Венера из Берехат-Рама», была обнаружена на Голанских высотах, вторая - «Венера из Тан-Тана» - в Марокко. Вопрос об их происхождении является дискуссионным: были ли они обработаны человеком, для придания им более антропоморфного вида, или же приняли такую форму благодаря исключительно природным факторам.

Некоторые учёные предполагают, что существует прямая связь между «палеолитическими Венерами» и более поздними изображениями женщин в эпоху неолита, и даже бронзового века. Однако эти взгляды не имеют подтверждения и не согласуются с тем фактом, что подобные изображения отсутствуют в эпоху мезолита.


Примечания

  1. Randall White, «The women of Brassempouy: A century of research and interpretation», Journal of Archaeological Method and Theory 13 .4, December 2006:253 - www.nyu.edu/gsas/dept/anthro/programs/csho/Content/Facultycvandinfo/White/Women of Brassempouy Final red.pdf pdf file
  2. Conard, Nicholas J.. «A female figurine from the basal Aurignacian of Hohle Fels Cave in southwestern Germany - www.nature.com/nature/journal/v459/n7244/pdf/nature07995.pdf». Nature (459): 248–252. DOI:10.1038/nature07995 - dx.doi.org/10.1038/nature07995. Проверено 2009-05-13.
  3. В. А. Семенов Первобытное искусство: Каменный век. Бронзовый век.. - СПб. : Азбука-классика, 2008. - С. 53. - 592 с. - 7000 экз . - ISBN 978-5-91181-903-3
  4. H. Delporte: L’image de la femme dans l’art préhistorique , Éd. Picard (1993) ISBN 2-7084-0440-7
  5. Hizri Amirkhanov and Sergey Lev. New finds of art objects from the Upper Palaeolithic site of Zaraysk, Russia - antiquity.ac.uk/ant/082/ant0820862.htm
  6. www.membrana.ru - Венеры каменного века найдены под Зарайском - www.membrana.ru/lenta/?8913
  7. Гагарино. Палеолитическая стоянка. - slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00016/10600.htm