Чувства человека в произведениях живописи. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И.А

Людям свойственно не только воспринимать окружающий мир, но каким-либо образом воздействовать на него, испытывая радость, грусть, огорчение, счастье или воодушевление. Выражать в произведениях свойственно многим талантливым художникам различных времен и народов. Кажется, сами слова - «живопись», «живописать» - располагают к этому.

Чувства человека

Все, что мы воспринимаем, в той или иной мере вызывает у нас определенные чувства. Например, наблюдая красивый закат солнца на природе или спокойное ласковое море, каждый из нас, наверное, испытывает и умиротворения. Или восхищение поступком героя, или удивление от чего-либо, ранее не виданного! Эти эмоции, проявляемые нами, и называют чувствами. Обычно, говоря о том, что кто-то бесчувственный, подразумевают его полнейшую безэмоциональность, апатию к происходящим вокруг событиям. Чувства - это высшее проявление эмоций. Наиболее сильные - радость, удивление, страх, сострадание, гнев и множество других.

Чувства в живописи

Творческие люди бывают наиболее подвержены эмоциям. Некоторые из художников предпочитают жить «широко шагая» с «открытыми настежь глазами и душой». А некоторые - успешно сублимируют в произведениях живописи. Обратимся для примера к одной из таких картин, описывающих подобные эмоции.

Пример 1. В. Васнецов, «Аленушка»

Эта русская сказка знакома многим детям с самого детства. Ослушник Иванушка испил водицы из лужицы и стал козленочком. Его сестрица Аленушка предупреждает о том, что может случиться, но брат не внемлет ей. Когда это случается с Иваном, сестра испытывает чувства горя, безысходности, отчаяния, скорби и печали. На картине она изображена у пруда на «горючем» камне. Укрывшись от людских глаз, девушка переживает сложную гамму эмоций, мастерски показанных художником.

Пример 2. К. Брюллов, «Всадница»

Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться по-разному. изображает молодую красавицу, подъехавшую на коне к веранде дома. Ее встречают собаки и маленькая девочка. Вся картина проникнута эмоциями: чувством радости встречи, восхищения праздничным разнообразием и обожанием жизни в ее ярчайших проявлениях красоты и грации.

Пример 3. И. Айвазовский, «Девятый вал»

Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться посредством изображения явлений природы. Так, в мы видим ощущение силы, мощи и могущества природы. В то же время приходит на ум осознание ничтожности всего человеческого перед стихией. Такую сложную бурю чувств художник воплощает в данном произведении.

(информационно-творческий проект.)

Якупова Анастасия,

Кузнецова Вера,

ученицы 4 «А» класса МБОУ «СОШ №3

им. Героя РФ А.Н. Епанешникова» Елабужского

муниципального района РТ.

Научный руководитель: Гурьева О. Д.
Введение.

В нашей повседневной жизни (общаемся ли мы в кругу семьи или с друзьями, отвечаем ли на уроках, читаем книги или слушаем музыку), мы всегда испытываем различные чувства: радость или грусть, воодушевление или огорчение, гордость или обиду. Это значит, что воспринимая окружающий мир, люди выражают своё определённое отношение к явлениям и предметам. Талантливые люди могут выразить свои чувства в искусстве: музыке, поэзии, живописи.

Существует древняя легенда, рассказывающая, как греческий художник Аппеллес написал на картине гроздь винограда. Он оставил картину на террасе, и вдруг птицы стали слетаться к ней и клевать нарисованный виноград.

Легенда говорит о том, что художник с помощью красок может передать очень живо мир, который мы видим вокруг себя. Само слово «живопись» значит писать «жизнь» .

Проблема проекта заключается

В изучении и анализе картин художников-живописцев 19-20 веков, в которых богатым языком живописи изображаются разнообразные чувства,

В умении связывать предмет изучения с собственными идеями,

В поиске своей позиции (умение оценивать, сопереживать).

Цель проекта заключается

В стимулировании воображения,

В умении давать определения человеческим чувствам, изображённым художниками в живописи,

В умении обнаруживать и формулировать причины, побудившие эти чувства.

Для достижения поставленных целей были определены задачи:

Изучение теоретического материала о чувствах человека,

Выбор картин известных русских живописцев для исследовательской работы,

Выявление характерных особенностей произведений, в которых чувства детей изображены языком живописи.

Гипотеза:

Возможно ли на живописных полотнах изобразить чувства человека.

Дают ли произведения живописи представление о чувствах человека.

Методы работы:

Изучение литературы.

Выбор картин, посвящённых чувствам детей.

Анализ полотен художников – живописцев.

Обобщение найденной информации.

Структура проекта :

Проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Для решения поставленных задач использовались различные источники.


Чувства человека. Классификация чувств.

Сначала необходимо разобраться в самих чувствах.

В нашей жизни бывают события, благодаря которым мы испытываем радость, восхищение, удивление, в этот момент мы смеёмся, хлопаем в ладоши, поднимаем брови. А бывает так, что мы по какой-то причине расстроены, опечалены, горюем, тогда мы плачем, рыдаем, жалуемся. Иногда бывают более сильные эмоциональные состояния, когда человек разозлён, разгневан, испуган «до смерти». В этом случае человек может потерять сознание, очень сильно покраснеть или побледнеть, начать заикаться.

Реакция человека на приятные или неприятные воздействия окружающего мира – это эмоция . Эмоция обычно отражается на лице, в мимике человека, в его движениях и походке. Эмоции могут проявляться не только внешне. При сильных эмоциях изменяется работа сердца и других органов тела.

Если понаблюдать за питомцами, то можно заметить, как виляет хвостом собака, радуясь приходу хозяина, или как урчит кошка от ласки. Животным присуще так же гнев, страх, уныние, любопытство. Однако эмоции людей значительно богаче, разнообразнее. Они связаны с условиями жизни, работой человека, с другими людьми, которые его окружают. Человек может понять своё состояние, сам его изменить, побороть отрицательные эмоции. Например, он может подавить в себе гнев, раздражение, скрыть неприязнь, нелюбовь к другому человеку, остаться вежливым и спокойным, когда хочется накричать, нагрубить. Конечно, это получается только у волевого, сильного человека, который научился управлять своими эмоциями. Люди чувствуют не только то, без чего не может жить их организм, или то, что ему мешает. Человек чувствует и другое: любовь к близким, восхищение при встрече с прекрасным, удивление при виде незнакомого явления. Самым прекрасным человеческим чувством является любовь – особое отношение человека к другому человеку, объекту природы, занятию. Это – желание постоянно быть рядом с предметом любви, радовать себя общением с ним. И самое главное, любовь побуждает человека делать добро, приносить радость тому, кого он любит.

Без чувств и эмоций человек превратился бы в подобие робота, которому неведомы ни беды, ни радости, ни удовлетворенность трудом, ни стремление к счастью.

Все чувства, которые мы выражаем, можно поделить на:

положительные

- радость

- любовь

- восторг

- удовлетворение;
отрицательные

- гнев

- страх

- ужас

- отвращение.

Произведения русских живописцев, на полотнах которых изображаются чувства людей.

А теперь обратимся к живописи, Н. Заболоцкий писал:

Любите, живопись, поэты!

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.


Лучшие художники России, каждый по-своему, ощущали и воплощали в своих произведениях чувства человека. Рассмотрим картины, в которых очень живописно отображены чувства детей.
Фёдор Павлович Решетников - «Опять двойка».

Сюжет картины художника взят из жизни. У Федора Павловича была дочь Люба. Именно, с ней, с её школьными годами и связана работа. Естественно, это не она там на картине. Можно предположить, что она сама в качестве персонажа двоечника отказалась бы позировать. Задумав написать картину, художник пришёл на урок, где его внимание привлёк один мальчик. Его вызвали к доске, а он даже книжку в руки не брал: стоит у доски, глаза опустил, мел в руках вертит, не знает, что делать с этой задачей. Ясное дело, что грядёт двойка! Художник попытался представить, что ждет мальчика, когда он придёт домой. Так родился замысел картины. Художник даже предложил позировать этому мальчику Серёже, но тот отказался.

На картине «Опять двойка» у мальчика опущенный взор, пылающие щеки. Мальчик склонил голову, ему стыдно , вот – вот он заплачет.
Виктор Михайлович Васнецов - «Алёнушка».

В сказке о сестрице Алёнушке и братце Иванушке говорится о том, как Иванушка выпил водицы из лужи и стал козлёночком. Печальная судьба у Иванушки - непослушника и у бедной Алёнушки.

Художник изобразил сидящую у пруда на «горячем» камне девушку, она скрылась от людских глаз, чтобы выплакать своё безысходное горе . Обхватив руками колени, поникнув головой, смотрит в воду с безнадёжным отчаянием . Мысли, путаясь, проносятся одна за другой: «Как жить? Что будет с братом?» Сестрица Алёнушка испытывает глубокое чувство скорби и печали.

Природа прекрасная и печальная, художник использует мрачные краски для картины; небо хмурое. Художник взял для своей картины горестный мотив-жалобу о долготерпении, самопожертвовании, душевной красоте русской женщины, о её горькой судьбе, не раз поведанной в сказках. Каждая былинка тоскует, жалуется вместе с девочкой, её печаль разделяют и тонкие, оголённые ветром осинки, и поникшая осока, и заплаканное небо.

Где Васнецов мог увидеть такую природу и придумал ли он лицо этой Алёнушки?

Неподалеку от Абрамцева, в деревне Ахтырки, где Васнецов жил летом, художнику полюбился старый заросший пруд. Глухо огороженный густым ельником, с нежными осинками на берегу, этот уголок напоминал ему природу далёкого Вятского края. Здесь, у ахтырского пруда, задумал художник свою картину – сказку о бедной Алёнушке. В этих же окрестностях он встретил девушку, поразившую его воображение. Почти ещё девочка, в дешевеньком сарафане, она шла, погружённая в какое-то своё горе. Именно этот образ запечатлён на картине художника.


Василий Григорьевич Перов - «Тройка» .

Художник Перов в картине «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» изобразил детей с грустными лицами.

Был случай, когда на глазах художника Перова трое ребятишек не смогли удержать бочку с водой – сани катились вниз, бочка опрокинулась и превратила скат в сплошную ледяную гору. Закоченевшими руками дети водворили бочку на место и вновь направились к проруби.

Художник хотел не просто рассказать людям о тяжёлом труде этих ребятишек. Он хотел показать их в момент наивысшего напряжения сил, чтобы его картина не говорила, а кричала о бесчеловечном отношении к беззащитным детям. На заднем плане этой картины изображены взрослые: один человек толкает сани, помогает детям в их нелегком труде. Чувство сострадания и милосердия изображены художником в этом образе. Спина удаляющего прохожего, как равнодушие к непосильному детскому труду, участи маленького человека.


Василий Иванович Суриков - «Взятие снежного городка».

Картина Сурикова «Взятие снежного городка» даёт представление о размахе празднования Масленицы, любимого в народе праздника. Художником показана не только широта праздника, но и широта русской души. Все персонажи картины полны здоровья и красоты. Колорит картины построен на ярких, чистых цветах, мелькающих в одеждах толпы, кушаках, узорных платках. Мы видим буйство красок и народное веселье.

Игра «Взятие снежного городка» осталась от глубокой старины в память завоевания Сибири Ермаком. «Городок» был отголоском целой эпохи, когда русские поселенцы должны были обороняться от « инородческих племен».

У людей весёлые и задорные лица. На картине художник изображает:

Стремительное движение разгоряченного всадника на вздыбленном коне, пробившегося к городку и ломающего снежную стену;

Строй защитников городка, вооружённых хворостинками, метлами, трещотками;

Светящиеся радостью и весельем лица победителей.

Выделяется на картине крестьянский мальчик в зипуне, подпоясанный кушаком. Его лицо с нежным румянцем как бы окутано морозным свежим воздухом. На примере этого героя мы можем пронаблюдать радость мальчика от участия в общей игре, веселье , счастье.


Карл Павлович Брюллов - «Всадница».

На картине «Всадница» Брюллов изображает молодую красавицу. Девушка осадила коня перед верандой дома, ей навстречу выбежали собаки и маленькая девочка, с восхищением и обожанием смотрящая на всадницу.

Портрет как бы наполнен движением, звуками: собаки лают, кажется, ещё слышно эхо топота детских ног в гулких коридорах. Конь горяч, но сама всадница неподвижно, словно на пьедестале, восседает на его широкой спине. С большим мастерством Брюллов пишет развевающийся изумрудный газовый шарф всадницы на фоне тёмной зелени парка (зелёное на зелёном). Портрет проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни.
Константин Егорович Маковский - «Дети, бегущие от грозы».

На картине «Дети, бегущие от грозы» художник Маковский передаёт чувства детей, испугавшихся грозы. Художник красками, жестами, мимикой передаёт испуг ребёнка.

Художник удачно выхватил из деревенской жизни маленький эпизод. Деревенская девочка-подросток с младшей сестрёнкой оказались один на один с разбушевавшейся стихией. Она застала их внезапно. Дети собирали грибы в ближней роще, о чём свидетельствует подвязанный фартук с грибами. Гроза надвигается, нужно успеть домой. Взгляд детей говорит о мощи стихии. Сильный ветер растрепал волосы, снял с головы платочек, пригнул верхушки травы. Босые ноги бегут по прогнувшимся мосткам. И только светлое пятно на заднем плане картины даёт нам надежду, что дети ещё успеют добежать до ближайшего укрытия. И мы с вами сочувствуем и переживаем вместе с ними.

Известные русские художники сумели выразить в живописи чувства человека. Каждый сюжет – это своеобразная книга о жизни человека и общества в целом.

Алёнушка на картине Васнецова испытывает глубокое чувство скорби и печали.

Вот-вот заплачет от стыда за опять полученную двойку герой картины художника Решетникова. Испуганные дети убегают от грозы на картине Маковского.

Чувство сострадания и милосердия изображены художником Перовым в образе взрослого человека, помогающего детям. На картинах Сурикова «Взятие снежного городка» передана атмосфера радости. Портрет «Всадница» проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни. Выходит, что живопись может наглядно рассказать обо всём разнообразии человеческих чувств.


Список используемой литературы.

  1. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 160с. Ил. – (Начальная школа 21 века)

  2. Алехин А. Д. Когда начинается художник. Кн. Для учащихся – М: Просвещение, 1993. – 160с.

  3. Ионина Н.А. 100 великих картин. М: Вече – 2002- 512с.

  4. Самин Д.К. 100 великих художников. М: Вече, 2005- 480с.

  5. Фенина С.В Беседы о русских художниках М: Русский язык 1990

  6. Энциклопедия русской живописи/ под ред. Т.В. Калашниковой: - М: ОЛМА – ПРЕСС, 2000 – 351с.: илл.

От природы человек наделен великим даром - разу­мом. И в то же время природа дала человеку огромней­ший спектр разнообразных чувств. Человек должен нау­читься жить, осознавая все свои действия и поступки, и при этом оставаться чутким, не поддаваться злости, вра­жде, зависти. Разум и чувство часто противопоставлены друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувством и на­оборот? На этот вопрос каждый человек отвечает сам. Он должен сделать выбор, от которого может зависеть его будущая жизнь.

Размышления по данной теме позволяют вспомнить героиню романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Тать­яну Ларину. Сильные и глубокие чувства испытывает де­вушка, когда впервые видит в своем доме Евгения Оне­гина. Чистая и откровенная, скромная и незаметная, она становится смелой и принимает решение написать пись­мо Онегину, в котором признается ему в любви. По тем временам признание девушки первой в любви - шаг не­обдуманный и безнравственный. Отказ Онегина, его от­поведь («к беде неопытность ведет») не погасили в Татья­не глубоких и искренних чувств. Да, она затаилась, научилась сдерживать свои чувства, но ничто не мешало ей по-прежнему любить Онегина. И только ей одной было известно, что происходило в ее душе, какая борьба меж­ду разумом и чувством бушевала в ней. Именно разум по­зволил Татьяне стать выдержанной, степенной дамой, женой честного и порядочного генерала. Не судьба быть Татьяне с Онегиным. Они встретились после долгой раз­луки, и Онегин полюбил ее. Теперь он испытывает пла­менные чувства к Татьяне. Но поздно. Да, любовь все еще живет в сердце Татьяны: («Я вас люблю, к чему лука­вить?»). Татьяна усвоила урок Онегина, она научилась «властвовать собой», научилась сдерживать порывы чувств. Но в душе она все та же Таня, сохранившая в себе самое высокое чувство - любовь.

Как порою бывают сложны взаимоотношения между людьми, особенно если это касается такого сильного чув­ства, как любовь. Чему отдать предпочтение: силе чувств или голосу разума? Героиня романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вряд ли рассуждала об этом. Всю свою жизнь до встречи с мастером Маргарита не была счастливой. В романе автор восклицает: «О боги! Что нужно было этой женщине?» Да, все было у Маргариты: любящий и обеспеченный муж, прекрасный богатый дом. Не было у нее главного - любви, тепла - того, ради чего стоило жить. И вот размеренную, спокойную жизнь она меняет на жизнь с мастером, жизнь, полную тревог и волнений. Чувства помогли ей обрести счастье. В ее жиз­ни появляется смысл. Вся энергия ее души направлена на мастера и его труд. Когда-то не знавшая бытовых про­блем Маргарита становится заботливой и хозяйственной. Когда мастер исчезает, Маргарита ради хоть какой- нибудь информации о нем соглашается отдать душу дья­волу. Разум спит в ее сердце, а чувства торжествуют и окрыляют ее. Маргарита не думает ни о каких последст­виях, она думает только о возлюбленном. Ради него она готова принести себя в жертву, пойти на любые испыта­ния. Маргарита достигла своей цели: потеряв внешнее благополучие, она обрела вечную любовь и чувство успо­коения.

Таким образом, сделаем вывод: очень сложно челове­ку сделать выбор, как жить. Подчиниться чувствам или прислушаться к голосу разума? Героини рассмотренных произведений не отказались от своих чувств, ведя себя по-разному в разных ситуациях, потому что мир чувств прекрасен, ярок, разнообразен, он дает много человеку для понимания мира, для осознания себя.

И.А. Бунин - один из больших мастеров психологической прозы. В произведениях этого писателя тонко переданы особенности человеческих чувств и эмоций, глубоко раскрыт внутренний мир человека.

Так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» перед нами возникает бездушный персонаж из буржуазного мира, полностью уверенный в своем превосходстве над всем и всеми.

Бунин рассказывает о последних месяцах жизни богатого американского бизнесмена, устроившего для своей семьи длительное и насыщенное «удовольствиями» путешествие: «…ехал в Старый Свет на целых два года, с женой и дочерью, единственно ради развлечения».

Все учтено и продумано этим героем так, что не оставлено никакого места для случайностей. Для путешествия господин выбирает знаменитый пароход с символическим названием «Атлантида», которое усиливает ощущение приближающейся катастрофы. И действительно - вскоре план героя начинает рушиться.

Главный «виновник» раздражения богатого туриста - неподвластная ему капризная природа. Именно она, как олицетворение Вселенной, неподвластной ни одному, даже самому богатому, человеку, заставляет господина («утреннее солнце каждый день обманывало») отправиться из Неаполя на Капри.

А вскоре и вовсе происходит то, чего господин никак не мог ожидать и уж точно не планировал, – его внезапная и «нелогичная» смерть: «Он рванулся вперед, хотел глотнуть воздуха - и дико захрипел; нижняя челюсть его отпала, осветив весь рот золотом пломб, голова завалилась на плечо и замоталась, грудь рубашки выпятилась коробом - и все тело, извиваясь, задирая ковер каблуками, поползло на пол, отчаянно борясь с кем-то».

Таким образом, рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» мастерски раскрывает пустой и бездушный мир самоуверенного человека, потратившего жизнь на бессмысленное накопительство, упустившего самое главное – любовь, теплые чувства к другим людям, эмоции.

А это Бунин действительно считал самым главным в жизни любого человека. Глубоко и подробно писатель исследовал чувство любви между мужчиной и женщиной. В трактовке Бунина, любовь – это величайшее счастье, которое очень кратковременно и почти всегда трагично. Об этом повествует, например, рассказ Бунина «Кавказ». В нем героиня и герой решились убежать от мужа женщины. Они сбежали на Кавказ, где провели, может быть, лучшие дни в своей жизни, лучшие дни своего романа.

Кавказский пейзаж в произведении резко контрастирует с холодной, серой, унылой Москвой. Как контрастирует и душевное состояние героев. Здесь, на Кавказе, они были вместе - на фоне солнечного, яркого, экзотического пейзажа: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте». Эти совместные мгновения становились еще дороже от того, что скоро нужно было возвращаться в Москву - к привычной и постылой жизни.

Казалось бы, этот рассказ про двух любящих людей. Но финальные строки произведения все переворачивают, все меняют. Мы понимаем, что главный герой «Кавказа» один - это тот человек, который любил героиню. Именно ему отданы финальные строки рассказа: «Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов».

Вот для кого любовь была настоящим наваждением, вот чьи чувства передавал знойный кавказский пейзаж! Я думаю, навязчивое чувство этого человека схоже с навязчивой кавказской жарой, которая мутит рассудок, заставляет человека бредить.

Рассказ «Холодная осень» тоже описывает чувства людей, сильно любивших, но потерявших друг друга и свое счастье.

Большая часть рассказа посвящена описанию последнего свидания героев, пронизанного щемящей смесью любви и тоски разлуки, потери. Это противоречивое чувство хорошо передал герой рассказа: «Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя...»

Именно в этот вечер героиня «Холодной осени» поняла, что не вынесет потери своего любимого. Если он умрет, то погибнет и она: «Я не переживу твоей смерти!» А через месяц молодой человек погиб, унеся с собой не только сердце героини, но и всю ее жизнь, все то, что ей было дорого и близко.

Таким образом, я считаю И.А. Бунина большим мастером изображения мира человеческих чувств. В его произведениях подробно, точно и тонко переданы все нюансы жизни человеческой души, подробно рассказано о том, как человек переживает то или иное чувство, как эти переживания отражаются на его жизни, что они дают каждому из нас. Именно поэтому, на мой взгляд, чтение произведений Бунина обогащает внутренний мир человека, помогает пониманию себя и окружающих людей.

    В произведении И.С. Тургенева поднимается одна из важнейших проблем соврменности: разум и чувство. Что важнее: человек, руководствующийся умом или личность, живущая чувствами? На примере Базарова Тургенев нам показывает расцвет разума. Базаров признает все то, что можно потрогать или научно доказать. Он теоретик, для него главное - опыт и научное знание. Он так и говорит: Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта. И красоту природы он не замечает. Для него она только объект для опытов. Чувства, любовь, романтику Базаров тоже отвергает. Отвергает, пока сам не понял, что это такое.

    После встречи с Одинцовой, Базаров меняется. Это уже не тот холодный скептик, которым мы видели его вначале романа. Это влюбленный человек, познающий, что кроме разума, есть и что-то нечто, не поддающееся объяснению. И это любовь. Ее сложно описать словами. Но когда она приходит, все разумные доводы кажутся смешными. В конце романа Базаров, получив смертельное ранение, понимает, что жизнь его уходит. Он начинает говорить поэтическим языком: Дуньте на умирающую лампаду и она погаснет. Чувства одерживают вверх.

    Мне кажется, Тургенев хотел показать нам то, что человек, не способный на чувства, или руководствующийся только разумом, весьма уязвим.

    На примере Базарова Тургенев показал нам конфликт разума и чувства. С одной стороны, Базаров отвергал поэзию, красаоту, любовь, а с другой стороны, он не устоял перед настоящей любовью.

    Разум и Чувство в произведении Отцы и дети можно рассмотреть на примере главного героя Базарова.

    В начале произведения мы видим то, как уверен Базаров в том, что нужно жить разумом, все взвешивать и раскладывать на полочки.

    Но к молодому человеку приходит Чувство и все меняется, он не может разумом понять это перевоплощение и теряет свои догмы.

    Действительно вроде бы Разумом жить легче, правильнее что ли.

    Но реально скучно и совсем жизнь становится не ценна, так как разум просчитывает всю нашу жизнь наперед. Скука.

    А вот когда появляются эмоции, чувства, тогда понимаешь как хороша жизнь, как она ценна и как хочется жить дальше.

    Чувство с разумом постоянно конфликтуют между собой. Иногда проявляются такие моменты, когда чувственность берт верх над разумностью. В этом случае разум нашптывает одно, а чувства совсем другое. Такую конфликтную ситуацию хорошо описал И. С. Тургенев в произведении Отцы и дети. Главный герой этого произведения Евгений Базаров был нигилистом и отрицал музыку, поэзию, любовь. Но после встречи с Анной Сергеевной Одинцовой, у него вдруг появились чувства, которые и вступили в конфликт с разумом нигилиста. Неожиданно для себя он понял, что есть на свете и любовь, и поэзия, и музыка, и красота. Для него это открытие оказалось мучительным испытанием. Разум говорил одно, а чувства совсем другое. Он мечется, у него вс валится из рук и жизнь кажется ему невыносимой. А вс это произошло из-за того, что его разум оказался в разладе с чувствами и нарушилась гармония, необходимая для счастья.

    Самый яркий аргумент в сочинение Разум и чувства по роману Отцы и дети - это скрытая любовь Базарова, который отрицал все на свете (разумом), к Одинцовой. Базаров - это человек, который всю жизнь жил по велению собственного разума, который называл белибердой подчинение чувствам, но когда случился конфликт между его собственными чувствами и умом, победителем явно оказалась первая, эмоциональная сторона.

    Так что как бы человек своим умом не делал вывод, что чувства - это слабость, рано или поздно эта слабость может пересилить даже самого волевого, мыслящего человека, коим себя считал Базаров.

    Конечно, написанного не хватит на сочинение, но аргументацию вы поняли. Успехов!

    При написании сочинения по произведению Ивана Сергеевича Тургенева Отцы и дети тема Разум и Чувство стоит внимательно обдумать произведение и понять противостояние данных движущих сил.

    Их можно назвать движущими силами человека. Эти силы могут работать сообща, а так же противостоять друг другу.

    В романе Тургенева Отцы и дети главным героем является Евгений Васильевич Базаров, который по своей натуре отрицает и опровергает все, в том числе и любовь. Для него любовь - это белиберда, непростительная дурь.

    Но все его взгляды меняются при вмтречи с Анной Одинцовой. Его разум пытается одержать верх над чувствами. Ему сложно принять чувства, так как раньше им руководил разум и холодный рассудок.

    Но в резкльтате чувства и побеждают разум, одерживая верх.

    Это наглядный яркий пример того, что нами и нашей жизнью руководствуются две силы, магикана. Чаще всего глубокие и искренние чувства являются сильнее разума.