Литературные направления (теоретический материал). Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЗАОЧНО-ВЕЧЕРНИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

Реферат
на тему: Литературные направления и течения XVII-XIX вв.
(классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм)

Реферат по дисциплине
«Культурология»
выполнила студентка группы ЮРз-09-3
Еремеева Ольга Олеговна

Иркутск, 2011 год
Содержание

Стр.
Введение .............................. .............................. .............................. .............................. ....... 3 – 4

    Общая характеристика литературных направлений и течений XVII-XIX вв. .............................. .............................. .............................. .............................. .......... 5 – 7
    Литературные направления и течения XVII-XIX вв. .............................. . 8
§ 1. Классицизм .............................. .............................. .............................. ....................... 8 – 11
§ 2. Сентиментализм .............................. .............................. .............................. ............ 12 – 14
§ 3. Романтизм .............................. .............................. .............................. ...................... 15 – 17
§ 4. Реализм .............................. .............................. .............................. ............................ 18 – 19
Заключение .............................. .............................. .............................. ........................... 20 – 21
Список использованной литературы .............................. .............................. ................. 22

ВВЕДЕНИЕ
Русская литературная жизнь начала XIX в. протекала под знаком все углубляющегося распада классицизма и ожесточенных споров вокруг его художественного наследства.
Многообразные события конца XVIII в. - начавшийся под влиянием роста капитализма и распада феодально- крепостнических отношений, вовлечение в эту культуру страны, все более широких слоев помещичьего класса и «третьего сословия» - вся эта цепь разнородных явлений вела к упадку и разложению господствовавшего стиля предыдущей эпохи.
Подавляющая часть писателей отказалась оттого, что так любовно культивировал классицизм - от чинного и холодного нормативизма, заботливо отделявшего "высокие" виды искусства от видов "подлых", служивших интересам презренной "черни". Демократизация литературы сопровождается и демократизацией языка.
Организацию литературной базы староверства в начале века взял на себя адмирал А.С. Шишков, высказав свои идеи в очерке "Рассуждение о старом и новом слоге российского языка", вышедшим в свет в 1803 и быстро сделавшимся исповеданием веры всех сторонников "доброго старого" классического искусства.
Этому центру литературного "староверства" противостояли два общества, объединявшие противников классицизма.
Наиболее ранним по времени своего возникновения и вместе с тем наиболее радикальным по своим политическим тенденциям было "Больное общество любителей российской словесности".
Цель данного реферата заключается в изучении литературные направлений и течений XVII-XIX вв.
Исходя из цели контрольной работы, мною определены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику литературных направлений и течений XVII-XIX вв.;
- выявить характерные черты классицизма;
- выявить характерные черты сентиментализма;
- выявить характерные черты романтизма;
- выявить характерные черты реализма.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИТЕРАТУРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ И ТЕЧЕНИЙ
XVII-XIX ВВ.
Литературное направление - часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса.
Понятие «направление » характеризуют следующие признаки:

    общность глубинных духовно-эстетических основ художественного содержания, обусловленную единством культурно-художественных традиций;
    однотипность миропонимания писателей и стоящих перед ними жизненных проблем;
    сходство эпохальной социально- и культурно-исторической ситуации.
Понятие «литературное направление» неразрывно связано с понятием «художественный метод» 1 . Литературное направление объединяет художественные произведения, написанные одним художественным методом, изображающие и преломляющие реальный мир на основе одних и тех же эстетических принципов. Однако, в отличие от художественного метода, литературное направление – явление историческое, ограниченное рамками определённого периода в истории литературы. Так, романтизм как художественный метод продолжает существовать на протяжении 20 в. Например, в русской литературе советского времени писателями-романтиками были А. С. Грин и К. Г. Паустовский; романтическая природа присуща такому популярному жанру современной литературы, как фэнтези Дж. Р. Р. Толкин, К. С. Льюис и др. Но романтизм как целостное явление, как литературное направление существовал в европейских литературах значительно раньше – с кон. 18 в. и примерно до начала 1840-х гг.
Литературное течение – более узкое понятие, чем литературное направление. Писатели, принадлежащие к одному течению, не только имеют общие художественные принципы, выраженные в литературных манифестах, но и входят в одни и те же литературные группы или кружки, объединяются вокруг какого-либо журнала или издательства.
Литературное течение - часто отожествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерны идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность литературного направления. Например, применительно к русскому романтизму говорят о «философском», «психологическом» и «гражданском» течении. В русском реализме некоторые выделяют «психологическое» и "социологическое" течение 2 .
Литературоведы часто употребляют, иногда как синонимы, термины «направление» и « течение». Целесообразно было бы, видимо, сохранить термин «литературное направление» только для обозначения творчества тех групп писателей той или иной страны и эпохи, каждая из которых объединена признанием единой литературной программы, а творчество тех групп писателей, которые обладают только идейно-художественной общностью, называть литературным течением.
Значит ли это, что различие между литературными направлениями и течениями состоит только в том, что представители первых, обладая идейно-художественной общностью творчества, создавали творческую программу, а представители вторых не могли ее создать? Нет, литературный процесс - явление более сложное. Очень часто бывает так, что творчество группы писателей определенной страны и эпохи, создавшей и провозгласившей единую творческую программу, обладает, однако, лишь относительной и односторонней творческой общностью, что писатели эти, по существу, принадлежат не к одному, а к двум (иногда и более) литературным течениям. Поэтому, признавая одну творческую программу, они по-разному понимают ее положения и по-разному применяют их в своих произведениях. Бывают, иначе говоря, литературные направления, объединяющие в себе творчество писателей разных течений. Иногда писатели разных, но чем-то идейно близких друг другу течений программно объединяются и процессе своей общей идейно-художественной полемики с писателями других течений, идейно резко враждебных им.

ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Классицизм
Классицизм – (от лат. classicus - образцовый) – направление в литературе XVII – начала XIX в., ориентирующееся на эстетически эталонные образы и формы античного («классического») искусства. Поэтика классицизма начала формироваться в Италии, но как первое самостоятельное литературное направление классицизм оформился во Франции в XVII в. – в эпоху расцвета абсолютизма. Официальным основателем классицизма признается Ф. Малерб; поэтические каноны классицизма были сформулированы в трактате Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674) 3 . В основе эстетики классицизма – принципы рационализма: произведение искусства рассматривается классицизмом как разумно построенное, логически выверенное, запечатлевающее непреходящие, сущностные свойства вещей. Внешняя пестрота, неупорядоченность, хаотичность эмпирической действительности преодолеваются в искусстве силой разума. Античный принцип «подражания прекрасной природе»: искусство призвано представить идеальную, разумную модель мироздания. Не случайно ключевое понятие в классицизме – образец: эстетическую ценность имеет то, что совершенно, правильно, незыблемо.
Интерес к умопостигаемым универсальным закономерностям жизни в противовес «всякой всячине» повседневности обусловливал обращение к античному искусству – современность проецировалась на историю и мифологию, сиюминутное проверялось вечным. Однако утверждая приоритет рационального порядка над текущей изменчивостью живой жизни, классицисты тем самым подчеркнули оппозицию разума и чувства, цивилизации и природы, общего и единичного. Стремление запечатлеть «разумную красоту» мира в художественном произведении диктовало и жесткую регламентацию законов поэтики.
Для классицизма характерна строгая жанровая иерархия: жанры делятся на высокие (трагедия, эпопея, ода) и низкие (комедия, сатира, басня). Предметом изображения в высоких жанрах становятся исторические события, государственная жизнь, героями – монархи, полководцы, мифологические персонажи. Низкие жанры обращены к изображению частной жизни, быта, повседневных занятий «простых людей» 4 . Каждый жанр имеет жестко заданные формальные признаки: например, в драматургии основополагающим в организации сценического действия было правило трех единств – единства места (действие должно происходить в одном доме), времени (действие должно умещаться в один день) и действия (события в пьесе должны объединяться единым узлом конфликта, а действие – развиваться в рамках одной сюжетной линии). Ведущим классицистическим жанром стала трагедия: ее основная коллизия – противостояние частного, индивидуального и общественного, исторического бытия человека. Герой трагедии поставлен перед необходимостью выбора между чувством и долгом, свободой воли и нравственным императивом. Главный предмет художественного исследования – внутренний раскол между реальным и идеальным «я» человека.
В низких жанрах история и миф отходили на второй план – важнее становились правдоподобие и узнаваемость ситуаций из современной повседневной жизни.
В русской литературе становление классицизма происходит в XVIII в.; оно связано прежде всего с именами М. Ломоносова, А. Сумарокова, А. Кантемира, В. Тредиаковского.
Наибольшую значимость в жанровой системе русского классицизма получают сатиры (А. Кантемир), басни (И. Крылов), комедии (Д. Фонвизин). Русский классицизм отличает преимущественная разработка национально-исторической проблематики, а не античной, обращенность к современным темам и конкретным явлениям русской жизни.
Среди высоких жанров центральное место принадлежит оде (М. Ломоносов, Г. Державин), соединившей патриотический пафос с высоким лирическим, субъективным переживанием.
Русский классицизм пережил 3 периода:
1) с 30-х по 50-е годы 18 века - усилия писателей на этом этапе направлены на развитие просвещения и науки, создание литературы и национального языка. Эта задача будет решена в творчестве А.С.Пушкина.
2) 60-е гг., конец 18 века - на первый план выдвигаются задачи воспитания человека - гражданина. Произведения гневно обличают личные пороки, препятствующие служению человека на пользу государству.
3) конец 18 - начало 19 веков - наблюдается спад классицизма; усиливаются национальные мотивы, писателей интересует уже не просто тип идеального дворянина, а тип русского идеального дворянина.
Таким образом русский классицизм на всех этапах отличала высокая гражданственность.
Угасание классицизма:
В России классицизм как литературное направление либерально- дворянской ориентации возник в 30-е годы XVIII в. и достиг расцвета в 50-60-е годы. В начале XIX в. еще жили и писали выдающиеся сторонники классицизма - М.М.Херасков и Г.Р.Державин. Но к этому времени русский классицизм как литературное направление утрачивает свои былые прогрессивные черты: гражданственно- просветительский и государственно-патриотический пафос, утверждение человеческого разума, выступление против религиозно-аскетической схоластики, критическое отношение к монархической деспотии и злоупотреблениям крепостничества.
Некоторые свойства поэтики классицизма используются отдельными писателями и в дальнейшем (например, Кюхельбекером и Рылеевым) 5 , воспринимаются передовыми романтиками. Однако как литературное направление классицизм становится ареной эпигонства (т.е. подражательная, лишенная творческой оригинальности литературная деятельность). Защита самодержавия и крепостничества вызывала полную поддержку классицизма правящими кругами.

Сентиментализм
Сентиментализм (франц. sentimentalism, от sentiment - чувство) – литературное течение второй полвины XVIII в., утвердившее в качестве доминанты человеческой личности и человеческого бытия чувство, а не разум. Нормативность эстетики сентиментализма – в заданности идеала: если в классицизме идеал – «человек разумный», то в сентиментализме – «человек чувствующий», способный к высвобождению и совершенствованию «естественных» чувств. Герой писателей-сентименталистов в большей степени индивидуален; его психологический мир более разнообразен и подвижен, эмоциональная сфера даже гипертрофирована.
Сентиментализм – в противовес классицизму – утверждает внесословную ценность человека (демократизация героя – отличительная черта сентиментализма): богатство внутреннего мира признается за каждым человеком.
Эстетические черты сентиментализма начинают формироваться в произведениях Дж. Томсона, Э. Юнга, Т. Грея: писатели обращаются к изображению идиллического пейзажа, располагающего к размышлению о вечном; атмосферу произведения определяют меланхолическая созерцательность, сосредоточенность на процессе формирования и динамике переживания. Внимание к психологическому миру человека в его противоречивых чертах – отличительная черта романов с. Ричардсона («Кларисса», «История сэра Чарльза Грандисона») 6 . Эталонным же произведением, давшим название литературному течению, является «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна.
Отличительная черта английского сентиментализма – «чувствительность» в сочетании с иронией и сарказмом. Русский сентиментализм отмечен установкой на дидактизм, навязывание читателю этического идеала (наиболее характерный пример – «Письма русского путешественника» Н. Карамзина).
В русской литературе сентиментализм проявился в двух направлениях: реакционном (Шаликов) и либеральном (Карамзин, Жуковский). Идеализируя действительность, примиряя, затушевывая противоречия между дворянством и крестьянством, реакционные сентименталисты рисовали в своих произведениях идиллическую утопию: самодержавие и социальная иерархия святы; крепостное состояние установлено самим богом ради счастья крестьян; крепостные крестьяне живут лучше свободных; порочно не само крепостное право, а злоупотребление им. Отстаивая эти идеи, князь П.И. Шаликов в «Путешествии в Малороссию» изобразил жизнь крестьян полную довольства, веселья, радости. В пьесе драматурга Н.И. Ильина «Лиза, или торжество Благодарности» главная героиня, крестьянка, расхваливая свою жизнь, говорит: «Мы живем так весело, как солнце красное». Крестьянин Архип, герой пьесы «Великодушие, или Рекрутский набор» того же автора, уверяет: «Да этаких добрых царей, каковы на святой Руси, изойди весь белый свет, других не найдешь» 7 .
Идиллический характер творчества особенно проявился в культе прекраснодушно-чувствительной личности с ее стремлением к идеальной дружбе и любви, преклонением перед гармонией природы и жеманно-манерным способом выражать свои мысли и чувства. Так, драматург В.М. Федоров, «исправляя» сюжет повести «Бедная Лиза» Карамзина, заставил Эраста раскаяться, отказаться от богатой невесты и вернуться к Лизе, которая остается в живых. В довершение всего мещанин Матвей, отец Лизы, оказывается сыном богатого дворянина («Лиза, или Следствие гордости и обольщения», 1803).
Однако в развитии отечественного сентиментализма ведущая роль принадлежала не реакционным, а прогрессивным, либерально-мыслящим писателям: А.М. Кутузову, М.Н. Муравьеву, Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому. Белинский справедливо называл «примечательным лицом», «сотрудником и помощником Карамзина в деле преобразования русского языка и русской литературы» И.И. Дмитриева – поэта, баснописца, переводчика.
Либерально мыслящие сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях, бедах, горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте. Воспринимая жизнь человеческую как превратную и скоротечную, они славили вечные ценности – природу, дружбу и любовь. Они обогатили литературу такими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма. Преодолевая нормативно-догматические требования классицистической поэтики, сентименталисты во многом способствовали и сближению литературного языка с разговорным. По выражению К.Н. Батюшкова, образцом для них является тот, «кто пишет так, как говорит, кого читают дамы!». Индивидуализируя язык действующих лиц, они использовали элементы народного просторечия для крестьян, приказного жаргона – для подьячих, галлицизмы – для светского дворянства и т.д. Но эта дифференциация не проводилась последовательно. Положительные персонажи, даже крепостные, изъяснялись, как правило, на литературном языке.

Романтизм
Романтизм (этимологически восходит к испанскому romance; в XVIII в. понятие «романтический» истолковывалось как указание на необычность, странность, «литературность») – литературное направление сформировавшееся в европейской литературе в начале XIX в. Исторически возникновение романтизма и оформление его мировоззренческих и эстетических принципов приходится на эпоху кризиса просветительских идей. Идеал разумно устроенной цивилизации стал восприниматься как великий мираж ушедшей эпохи; «победа разума» оказалась эфемерной, зато агрессивно-реальной – прозаическая будничность мира «здравого смысла», прагматики и целесообразности.
Буржуазная цивилизация конца XVIII в. вызывала лишь разочарование. Не случайно мироощущение романтиков описывается при помощи понятия «мировая скорбь» 8: отчаяние, утрата веры в социальный прогресс, невозможность противостоять тоске однообразной повседневности разрастались в космический пессимизм и вызывали трагический разлад человека со всем мироустройством. Именно поэтому основополагающим для романтизма становится принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала – окружающему миру.
Абсолютизм духовных притязаний романтиков определял восприятие действительности как заведомо несовершенной, лишенной внутреннего смысла. «Страшный мир» стал казаться царством иррационального, где личной свободе человека противопоставлена неотвратимость судьбы, рока. Несовместимость идеала и реальности выразилась в уходе романтиков от современных тем в мир истории, народных преданий и легенд, мир воображения, сна, мечты, фантазии. Второй – идеальный – мир обязательно выстраивался на дистанции от реальности: дистанции во времени – отсюда внимание к прошлому, национальной истории, мифу; в пространстве – отсюда перенесение действия в художественном произведении в далекие экзотические страны (для русской литературы таким экзотическим миром стал Кавказ); «невидимая» дистанция пролегала между сном и явью, грезой и реальностью, воображением и данностью факта.
Духовный мир человека предстал в романтизме как микрокосмос, малая вселенная, Бесконечность человеческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального мира – центральная проблема романтизма.
Культ индивидуальности максимально выразился в творчестве Дж. Байрона; не случайно появление специального обозначения для ставшего каноническим романтического героя – «байронический герой». Гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность духа – круг понятий, определяющих характер «байронического героя».
В области эстетики романтизм – в противовес классицизму – утверждал право художника не на «подражание природе», а на творческую активность, создание собственного, индивидуального мира – более реального, чем эмпирическая реальность, «данная нам в ощущении». Этот принцип находит отражение и в системе жанровых форм романтизма: получают распространение фантастическая повесть (новелла), баллада (строящаяся на сочетании и взаимообратимости реального и фантастического миров), формируется жанр исторического романа.
Наиболее отчетливо романтическое мироощущение проявилось в поэмах: в центре изображения в них был «исключительный герой в исключительных обстоятельствах», а его внутренний мир представлен в динамике, в «пиковых точках» эмоционального напряжения («Кавказский пленник» и «Цыганы А. Пушкина, «Мцыри» М. Лермонтова).
Романтизм как метод и направление, сложившийся на рубеже XVIII - IX веков, - явление сложное и противоречивое. Споры о романтизме, о его сущности и месте в литературе ведутся уже более полутора столетий, и до сих пор нет сколько-нибудь признанного определения романтизма. Сами романтики настойчиво подчеркивали национальное своеобразие каждой литературы, и действительно, романтизм в каждой стране приобретал настолько ярко выраженные национальные черты, что в связи с этим часто возникает сомнение, можно ли говорить о каких-то общих особенностях романтизма. Романтизм в начале XIX века захватил и другие виды искусства: музыку, живопись, театр.
Достижения русского романтизма связаны в первую очередь с именами В. Жуковского, А. Пушкина, Е. Баратынского, М. Лермонтова, Ф. Тютчева.

Реализм
Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) – литературное направление, утвердившееся в русской литературе в начале XIX в. и прошедшее через весь ХХ в. Реализм утверждает приоритет познавательных возможностей литературы (отсюда и утверждение литературы как способа особого – художественного – исследования действительности), стремится к глубинному познанию всех сторон жизни, типизации жизненных фактов 9 .
В отличие от классицистов или романтиков писатель-реалист подходит к изображению жизни без заранее заданного интеллектуального шаблона – реальность для него открытый для бесконечного познания мир. Живой образ реальности рождается благодаря узнаваемости, конкретности деталей быта и бытия: изображению конкретного места действия, хронологической закрепленности событий за конкретным историческим периодом, воспроизведению подробностей повседневной жизни.
Реализм предполагает исследование взаимосвязи между характерами и обстоятельствами, показывает формирование характеров под воздействием среды. Соотношение характера и обстоятельств в реализме двусторонне: поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами – но это не отменяет его способности противопоставить им свою свободную волю. Отсюда – глубокая конфликтность реалистической литературы: жизнь изображается в острейших столкновениях разнонаправленных личных устремлений героев, их осознанном противостоянии воле внеличностных, объективных обстоятельств.
В начале ХХ в. русский реализм испытывал воздействие противостоявшего ему литературного модернизма. Произошло серьезное обновление эстетики и стилистики реализма. В творчестве М. Горького и его последователей утверждалась способность личности преобразовывать социальные обстоятельства. Реализм дал великие художественные открытия и продолжает оставаться одним из самых влиятельных литературных направлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественная культура нового времени завершила длительный этап эволюции европейской культуры со времен античности. В XVII - XX веках постоянно решался вопрос о формах отражение действительности в искусстве.
От средневекового символизма в эпоху Возрождения начинается переход к миметрическому (от греч. "подражание") натуралистическому изображению человека и природы.
Реалистическое искусство двигалось по пути раскрепощения содержательных и жанровых форм от мифологических схем мировосприятия.
и т.д.................

Классицизм (от лат. “classicus” – образцовый) одно из важнейших направлений искусства, художественный стиль, в основе которого лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов и единств. Правила классицизма призваны обеспечивать главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. Свою историю классицизм ведет с конца 16-го столетия. Он просуществовал до начала 19-го века, пока на смену ему не пришел сентиментализм и романтизм.

Романтизм – идейное и художественное направление в европейской и американской культуре с конца 18-го века и до первой половины 19 века. Зародился в Германии. Характеризуется утверждением духовно-творческой жизни личности, изображением сильных и бунтарских страстей и характеров, одухотворенной и целительной природой.

Философия романтизма . Категория возвышенного является центральной для романтизма и была сформулирована Кантом в работе «Критика способности суждения». Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить все «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку и к возвращению к своим корням и природе. Для романтических произведений характерно отвержение рациональности и жестких литературных правил.

Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества.

Что такое «сюрреализм» как культурное явление? Сюрреализм и психоанализ. Основные техники и идеология сюрреализма, представления сюрреалистов о творчестве. Идейное и функционально-прагматичное значение сюрреализма для современной социокультурной ситуации.

Сюрреализм – направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции. Отличительные особенности: использование аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. Основателем сюрреализма считают Босха.



Аллюзия – стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намек на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закрепленный в текстовой культуре или в разговорной речи.

Основным понятием сюрреализма является сюрреальность – совмещение сна и реальности. Сюрреалисты предлагали противоречивое сочетание натуралистических образов посредством коллажа и технологии «ready-made ».

Термин «ready-made» в контексте изобразительного искусства впервые использовал французский художник Марсель Дюшан в 1913г. для обозначения своих произведений, представляющих собой предметы обихода, изъятые из среды их обычного функционирования и без каких-либо изменений выставленные на художественной выставке в качестве произведений искусства, т.е. перемещение предмета из нехудожественного пространства в художественное. Первый «ready-made» Дюшана – «Велосипедное колесо» (1913г.) «Он взял бытовое стандартное изделие, поместил его в необычную среду, да так, что в новой обстановке исчезло его привычное значение. Благодаря новому взгляду и новому названию, он создал новую идею предмета», - писала Беатрис Вуд.

Например, поэт Вера Павлова переписывает в виде стихотворения заметку из энциклопедического словаря. Такое «заимствование» получило название «found poetry» - найденная поэзия.

Что такое «автоматическое письмо» и «бессознательное творчество»? «Автоматическое письмо» в рамках эстетических и психиатрических представлений. «Бессознательное творчество» как творческий принцип. Идейное и функционально-прагматическое значение сюрреализма для современной социокультурной ситуации.

Главная категория сюрреалистической эстетики, главный технический прием, метод сюрреализма – автоматическое письмо, т.е. творчество без контроля сознания, когда скорость письма опережает скорость рефлексии автора. Подсознание для сюрреалистов – это единственный источник истины.

Автоматическое письмо – это скоростное письмо «по диктовку» бессознательного, неосознанное записывание всего, что приходит в голову, фиксация галлюцинаций, сновидений, грез – любых образов воображения.

Главное условие автоматического письма – скорость письма и никаких поправок. Бретон считал, что автоматическое письмо не только овеществление, вербализация мысли, а «мысле-говорение».

Теория автоматического письма связана с особым статусом поэта: поэт как нейтрально-посторонний регистрирующий аппарат.

Следует отметить, что зачастую сюрреалистические произведения возникали как результат коллективного творчества.

1) ориентации на мифологическое творчество;

2) следствие автоматизма;

3) одно из условий работы – «интересы группы превыше интересов отдельного человека» и с собственными интересами нужно было расстаться;

Формулируя принципы автоматического письма, теоретики сюрреализма опирались на учение французского философа-интуитивиста Анри Бергсона и на психоанализ Фрейда и Юнга. В основе автоматического письма лежит метод свободных ассоциаций, впервые примененный Фрейдом на психоаналитических сеансах. Принцип психоанализа, разработанный Фрейдом, основывался на методе свободных ассоциаций: когда человек, отталкиваясь от какого-либо слова или образа, высказывает все, без разбору мысли, которые приходят ему в голову. Так же рождается и сюрреалистическое произведение: оно возникает в результате произвольного, с точки зрения логики, соединения в тексте различных слов и образов.

Чем характерен «Серебряный век» российской культуры? Социальный и идейный контекст «Серебряного века» российской культуры. Изменение статуса «творца» и «творчества» в России в период «Серебряного века».

В период «Серебряного века» люди ищут новые основания для своей духовной и религиозной жизни.

«Серебряный век» - это век противопоставлений. Основное противопоставление этого периоды – оппозиция природы и культуры. Владимир Соловьев, философ, оказавший огромное влияние на формирование идей «Серебряного века», считал, что победа культуры над природой приведет к бессмертию, так как «смерть есть явная победа бессмыслия над смыслом, хаоса над космосом».

Помимо этого тесно связывались проблемы смерти и любви. «Любовь и смерть становятся основными и едва ли не единственными формами существования человека, главными средствами его понимания», - считал Соловьев.

Многие люди стремились вырваться за пределы обыденной жизни, в поисках иной реальности. Они гнались за эмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательности и целесообразности. Жизни творческих людей были насыщены и переполнены переживаниями. Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась глубокая опустошенность. Поэтому судьбы многих людей «Серебряного века» трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру.

В литературе реалистическое направление на рубеже 20 века продолжали Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, создавшие свои лучшие произведения, темой которых были идейные искания интеллигенции и «маленький» человек с его повседневными проблемами и заботами.

Русская литература начала 20-го века породила замечательную поэзию. Одним из направлений поэзии этого времени являлся символизм. Для символистов (А.Блок, З.Гиппиус), веривших в существование иного мира, символ был его знаком, и представлял связь между двумя мирами. Представители этого направления считали, что «символы» и «мистические содержания» произведений – это основа нового искусства.

Позднее появляется новое течение в поэзии, которое получило название «акмеизм». Это направление сформировалось в кружке «Цех поэтов». В него входили Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам и др. Они акцентировали внимание на самоценность реальной действительности. Для этого направления поэзии характерна «прекрасная ясность» языка, реализм и точность деталей, живописная яркость изобразительно-выразительных средств.

В 1910-е годы возникает авангардистское течение в поэзии, которое получило название «футуризм». Футуристы отрицали социальное содержание искусства, культурные традиции. Им свойственно анархическое бунтарство. В своих коллективных программных сборниках («Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» и др.) они бросали вызов так называемому «общественному вкусу и здравому смыслу». Также представители этого направления (В.Хлебников, В.Маяковский) любили экспериментировать со словом.

Чем отличается «психология восприятия», «психология мышления», «психология принятия решений» от «психологии творчества»? Основные принципы и разделы классической, или «функциональной психологии». Попытки использования «психологии восприятия» и подобных направлений психологии для анализа творчества и искусства.

Психология восприятия – раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств.

Психология мышления – раздел психологии, исследующий мышление как один из психических процессов, направленный на решение проблемных ситуаций, задач и заключающийся в обобщенном и опосредованном познании действительности. Мышление характеризует не чувственный (ощущение, восприятие, представление), а абстрактно-логический уровень познавательной деятельности человека. С помощью мыслительных процессов: анализ, синтез, обобщение и др., умственных операций (действий) и форм мышления перерабатываются сенсорно-перцептивные данные. Результатом такой переработки является отражение реальности в понятиях, суждениях, теориях и др. Один из важнейших вопросов психологии мышления – описание содержания мыслительной активности. В современной психологии мышление рассматривают как высший психический процесс. В содержание мышления входят:

1) мыслительные процессы (анализ, синтез, абстрагирование);

2) мыслительные действия, операции (математические операции – сложение, вычитание);

3) формы мышления (понятие, суждение, умозаключение);

4) система знаний и понятий, взаимосвязанных между собой и используемых субъектом при решении задач;

5) обобщенные личностные характеристики, актуализирующиеся в ходе мышления (мотивация).

Принятие решений практически всеми психологами признается центральным моментом управления. Именно по этому критерию определяются главные роли в трудовом процессе: руководителя и подчиненного. Принятие решения – это сложный мыслительный процесс, который предполагает осознание проблемы, постановку адекватной цели и выбор средств для ее реализации.

Психология принятия управленческих решений характеризуется рядом психологических закономерностей:

1) для лица, принимающего решения индивидуально:

· способность принять решение в трудных условиях (ограниченное время, высокий риск);

· ограниченная рациональность (когда субъективные пристрастия ограничивают ход мыслей);

· феномен Ирвина (завышение значимости и вероятности получения желаемого результата, а нежелательного – занижение);

· аналитический паралич (когда усилия по поиску решения долго концентрируются на определенном этапе);

· ослепление решением (сдвиг с цели решения на средство ее достижения);

· феномен излюбленной альтернативы (когда используется метод, с помощью которого ранее уже были достигнуты положительные результаты).

2) Для группового принятия решений:

«групсинг» (когда у людей в группе деформируется индивидуальное решение, и присутствует иллюзия невиновности за некачественное решение);

безусловная вера в исповедуемые группой нормы поведения;

стереотипный взгляд на участника группы (характеризуется открытым давлением на тех, кто мыслит в группе индивидуально).

Психология творчества (англ. psychology of creative activity) – раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни. Также психология творчества занимается вопросами формирования, развития и структуры человеческого потенциала.

Основные разделы психологии:

§ Общая психология;

§ Социальная психология;

§ Возрастная психология;

§ Педагогическая психология;

§ Психология труда;

§ Психолингвистика;

§ Дифференциальная психология;

§ Психометрия;

§ Психофизиология;

§ Психология управления.

Функциональная психология – направление в психологии, которое рассматривает психическую жизнь и поведение человека с точки зрения его активной и целеустремленной адаптации е условиям окружающей среды. (Основополагающие идеи функциональной психологии принадлежат к эволюционному учению, разработанному Ч.Дарвином и Г.Спенсером).

  1. Литературное направление - часто отождествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления:

    а) Классицизм,
    б) Сентиментализм,
    в) Натурализм,
    г) Романтизм,
    д) Символизм,
    е) Реализм.

  2. Литературное течение - часто отождествляется с литературной группировкой и школой. Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерна идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство. Иначе, литературное течение - это разновидность (как бы подкласс) литературного направления. Например, применительно к русскому романтизму говорят о «философском», «психологическом» и «гражданском» течении. В русском реализме некоторые выделяют «психологическое» и «социологическое» течение.

Классицизм

Художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII-нач. XIX веков. Название образовано от латинского «classicus» - образцовый.

Особенности классицизма :

  1. Обращение к образам и формам античных литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону, выдвижение на этой почве принципа «подражания природе», который подразумевает строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной эстетики (напр., в лице Аристотеля, Горация).
  2. В основу эстетики положены принципы рационализма (от лат. «ratio» - разум), который утверждает взгляд на художественное произведение как на создание искусственное - сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное.
  3. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые, родовые, непреходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
  4. Общественно-воспитательная функция искусства. Воспитание гармонической личности.
  5. Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода; их сфера - государственная жизнь, исторические события, мифология, их герои - монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и «низкие» (комедия, сатира, басня, которые изображали частную повседневную жизнь людей средних сословий). Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки, не допускалось никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного. Ведущий жанр - трагедия.
  6. Классицистическая драматургия утвердила так называемый принцип «единства места, времени и действия», что означало: действие пьесы должно происходить в одном месте, время действия должно быть ограничено временем продолжительности спектакля (возможно больше, но максимальное время, о котором должна была повествовать пьеса - один день), единство действия подразумевало, что в пьесе должна быть отражена одна центральная интрига, не перебиваемая побочными действиями.

Классицизм зародился и получил свое развитие во Франции с утверждением абсолютизма (классицизм с его понятиями об «образцовости», строгой иерархии жанров и т. п. вообще часто связывают с абсолютизмом и расцветом государственности - П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Лафонтен, Ж. Б. Мольер и т. д. Вступив в полосу упадка в конце XVII века, классицизм возродился в эпоху Просвещения - Вольтер, М. Шенье и др. После Великой французской революции с крушением рационалистических идей классицизм приходит в упадок, господствующим стилем европейского искусства становится романтизм.

Классицизм в России :

Русский классицизм зародился во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой русской литературы - А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив при этом свою национальную самобытность. Характерные особенности русского классицизма:

а) Сатирическая направленность - важное место занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращенные к конкретным явлениям русской жизни;
б) Преобладание национально-исторической тематики над античной (трагедии А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.);
в) Высокий уровень развития жанра оды (у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина);
г) Общий патриотический пафос русского классицизма.

В конце XVIII - нач. XIX века русский классицизм испытывает воздействие сентименталистских и предроман-тических идей, что сказывается в поэзии Г. Р. Державина, трагедиях В. А. Озерова и гражданской лирике поэтов-декабристов.

Сентиментализм

Сентиментализм (от английского sentimental - «чувствительный») - течение в европейской литературе и искусстве XVIII века. Был подготовлен кризисом просветительского рационализма, явился завершающим этапом Просвещения. Хронологически в основном предшествовал романтизму, передав ему ряд своих черт.

Основные признаки сентиментализма :

  1. Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности.
  2. В отличие от классицизма с его просветительским пафосом, доминантой «человеческой природы» объявлял чувство, а не разум.
  3. Условием формирования идеальной личности считал не «разумное переустройство мира», а высвобождение и совершенствование «естественных чувств».
  4. Герой литературы сентиментализма более индивидуализирован: по происхождению (или убеждениям) он демократ, богатый духовный мир простолюдина - одно из завоеваний сентиментализма.
  5. Однако в отличие от романтизма (предромантизма), сентиментализму чуждо «иррациональное»: противоречивость настроений, импульсивность душевных порывов он воспринимал как доступные рационалистическому истолкованию.

Наиболее законченное выражение сентиментализм принял в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия - произведения Дж. Томсона, О. Голдсмита, Дж. Крабба, С. Ричардсона, JI. Стерна.

Сентиментализм в России :

В России представителями сентиментализма являлись: М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин (наиб, известное произв. - «Бедная Лиза»), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский.

Характерные особенности русского сентиментализма :

а) Достаточно четко выражены рационалистические тенденции;
б) Сильна дидактическая (нравоучительная) установка;
в) Просветительские тенденции;
г) Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечия.

Излюбленные жанры сентименталистов- элегия, послание, эпистолярный роман (роман в письмах), путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых преобладают исповедальные мотивы.

Романтизм

Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII-первой половины XIX века, получившее всемирное значение и распространение. В XVIII веке романтическим именовалось все фантастическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. На рубеже XVIII и XIX вв. «романтизмом» начинает именоваться новое литературное направление.

Основные признаки романтизма :

  1. Антипросветительская направленность (т. е. против идеологии Просвещения), проявившаяся еще в сентиментализме и предромантизме, а в романтизме достигшая своей наивысшей точки. Социально-идеологические предпосылки - разочарование в результатах Великой французской революции и плодах цивилизации вообще, протест против пошлости, обыденности и прозаичности буржуазной жизни. Реальность истории оказалась неподвластной «разуму», иррациональной, полной тайн и непредвиденностей, а современное мироустройство - враждебным природе человека и его личностной свободе.
  2. Общая пессимистическая направленность - идеи «космического пессимизма», «мировой скорби» (герои произведений Ф. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи и др.). Тема «лежащего во зле» «страшного мира» особо ярко отразилась в «драме рока» или «трагедии рока» (Г. Клейст, Дж. Байрон, Э. Т. А. Гофман, Э. По).
  3. Вера во всемогущество духа человека, в его способность к обновлению. Романтики открыли необычайную сложность, внутреннюю глубину человеческой индивидуальности. Человек для них - микрокосм, малая вселенная. Отсюда - абсолютизация личностного начала, философия индивидуализма. В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам или морально-нравственным нормам.
  4. «Двоемирие», то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются друг другу. Духовное озарение, вдохновение, которые подвластны романа тическому герою, есть не что иное, как проникновение в этот идеальный мир (напр., произведения Гофмана, особенно ярко в: «Золотой горшок», «Щелкунчик», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»). Романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность художника с его правом на преображение реального мира: художник создает свой, особый мир, более прекрасный и истинный.
  5. «Местный колорит». Противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой, ее стихией. Именно поэтому у романтиков так часто возникают в качестве места действия экзотические страны и их природа (Восток). Экзотическая дикая природа вполне соответствовала по духу стремящейся за рамки обыденности романтической личности. Романтики первыми обращают пристальное внимание на творческое наследие народа, ва его национально-культурные и исторические особенности. Национально-культурное разнообразие, по философии романтиков, было частью одного большого единого целого - «универсума». Наглядно это было реализовано в развитии жанра исторического романа (такие авторы как В. Скотт, Ф. Купер, В. Гюго).

Романтики, абсолютизируя творческую свободу художника, отрицали рационалистическую регламентацию в искусстве, что, впрочем, не мешало им провозглашать свои собственные, романтические каноны.

Развились жанры: фантастическая повесть, исторический роман, лиро-эпическая поэма, необычайного расцвета достигает лирика.

Классические страны романтизма - Германия, Англия, Франция.

Начиная с 1840-х гг., романтизм в основных европейских странах уступает ведущее положение критическому реализму и отходит ка второй план.

Романтизм в России :

Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни - общенациональным подъемом после войны 1812 года. Все это обусловило не только становление, но и особый характер романтизма поэтов-декабристов (напр., К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский), чье творчество было одушевлено идеей гражданского служения, проникнуто пафосом вольнолюбия и борьбы.

Характерные особенности романтизма в России :

а) Форсированность развития литературы в России в начале XIX века обусловило «набегание» и совмещение различных стадий, которые в других странах переживались поэтапно. В русском романтизме переплелись предромантические тенденции с тенденциями классицизма и Просвещения: сомнения во всесильной роли разума, культ чувствительности, природы, элегический меланхолизм сочетались с классицистической упорядоченностью стилей и жанров, умеренным дидактизмом (назидательностью) и борьбой с излишней метафоричностью ради «гармонической точности» (выражение А. С. Пушкина).

б) Более ярко выраженная социальная направленность русского романтизма. Напр., поэзия декабристов, произведения М. Ю. Лермонтова.

В русском романтизме получают особенное развитие такие жанры, как элегия, идиллия. Очень важным для самоопределения русского романтизма было развитие баллады (напр., в творчестве В. А. Жуковского). Резче всего контуры русского романтизма определились с возникновением жанра лиро-эпической поэмы (южные поэмы А. С. Пушкина, произведения И. И. Козлова, К. Ф. Рылеева, М. Ю. Лермонтова и др.). Развивается исторический роман, как большая эпическая форма (М. Н. Загоскин, И. И. Лажечников). Особый путь создания большой эпической формы - циклизация, то есть объединение внешне самостоятельных (и частично печатавшихся отдельно) произведений («Двойник или Мои вечера в Малороссии» А. Погорельского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Русские ночи» В. Ф. Одоевского).

Натурализм

Натурализм (от латинского natura - «природа») - литературное направление, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США.

Характерные особенности натурализма :

  1. Стремление к объективному, точному и бесстрастному изображению реальности и человеческого характера, обусловленного физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение, но не исключающей социальноисторических факторов. Основной задачей натуралистов было изучить общество с той же полнотой, с какой естествоиспытатель изучает природу, художественное познание уподоблялось научному.
  2. Художественное произведение рассматривалось как «человеческий документ», а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществленного в нем познавательного акта.
  3. Натуралисты отказывались от морализования, полагая, что изображенная с научным беспристрастием действительность сама по себе достаточно выразительна. Они считали, что литература, как и наука, не имеет права в выборе материала, что для писателя нет непригодных сюжетов или недостойных тем. Отсюда в произведениях натуралистов часто возникали бессюжетность и общественное безразличие.

Особое развитие натурализм получил во Франции - например, к натурализму относится творчество таких писателей, как Г. Флобер, братья Э. и Ж. Гонкур, Э. Золя (который разработал теорию натурализма).

В России натурализм не получил широкого распространения, он сыграл лишь определенную роль на начальном этапе развития русского реализма. Натуралистические тенденции прослеживаются у писателей так называемой «натуральной школы» (см. ниже) - В. И. Даль, И. И. Панаев и др.

Реализм

Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) - литературное и художественное направление XIX-XX вв. Берет свое начало в Возрождении (так называемый «Ренессансный реализм») или в Просвещении («просветительский реализм»). Черты реализма отмечаются в древнем и средневековом фольклоре, античной литературе.

Основные черты реализма :

  1. Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
  2. Литература в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.
  3. Познание действительности идет при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности («типические характеры в типической обстановке»). Типизация характеров в реализме осуществляется через «правдивость деталей» в «конкретностях» условий бытия персонажей.
  4. Реалистическое искусство - искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. Философское основание этому - гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира, в отличие, например, от романтизма.
  5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических и общественных типов.

Реализм как литературное направление сформировался в 30-е годы XIX века. Непосредственным предшественником реализма в европейской литературе являлся романтизм. Сделав предметом изображения необычное, создавая воображаемый мир особых обстоятельств и исключительных страстей, он (романтизм) одновременно показал личность более богатую в душевном, эмоциональном отношении, более сложную и противоречивую, чем это было доступно классицизму, сентиментализму и другим направлениям предшествующих эпох. Поэтому реализм развивался не как антагонист романтизма, но как его союзник в борьбе против идеализации общественных отношений, за национально-историческое своеобразие художественных образов (колорит места и времени). Между романтизмом и реализмом первой половины XIX века не всегда легко провести четкие границы, в творчестве многих писателей романтические и реалистические черты слились воедино - напр., произведения О. Бальзака, Стендаля, В. Гюго, отчасти Ч. Диккенса. В русской литературе это особо отчетливо отобразилось в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова (южные поэмы Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова).

В России, где основы реализма были еще в 1820-30-х гг. заложены творчеством А. С. Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», поздняя лирика), а также некоторых других писателей («Горе от ума» А. С. Грибоедова, басни И. А. Крылова), этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм XIX века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое. Обостренный социально-критический пафос - одна из основных отличительных черт русского реализма - напр., «Ревизор», «Мертвые души» Н. В. Гоголя, деятельность писателей «натуральной школы». Реализм 2-ой половины XIX века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, ставших в конце XIX века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в ее глубинных пластах.

Классицизм с литературной точки зрения

Классицизм зародился в Западной Европе в первой половине XVII века, когда был период укрепления так называемого «абсолютизма», то есть высшей власти монархов. Идеи абсолютной монархии и порожденного ею порядка и послужили основой для классицизма. Это литературное направление требовало от авторов строгого соблюдения предписанных правил, схем, отклонение от которых считалось недопустимым.

Классические произведения четко делились на высшие и низшие жанры. К высшим жанрам относились такие, как эпопея, эпическая поэма, трагедия и ода. К низшим – сатира, комедия, басня. Главными героями произведений высшего жанра могли быть только представители благородных сословий, а также боги или герои античных мифов. Возбранялась простонародная, разговорная речь. Особенно торжественный, пафосный язык требовался при создании оды. В произведениях низших жанров, описывающих повседневную жизнь простых людей, допускалась разговорная речь, и даже жаргонные выражения.

Композиция любого произведения, независимо от жанра, должна была быть простой, понятной и лаконичной. Каждый героя подлежал подробному объяснению со стороны автора. К тому же автор произведения был обязан соблюдать правило «трех единств» - времени, места и действия.

Из российских литераторов наиболее яркими представителями классицизма были А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, М.В. Ломоносов, И.А. Крылов.

Что такое литературный романтизм

На рубеже XVIII– XIX вв. после перемен и потрясений, вызванных Великой Французской революцией, в Западной Европе появилось новое литературное направление – романтизм. Его приверженцы не желали считаться со строгими правилами, установленными классицизмом. Они уделяли главное внимание в своих произведениях изображению внутреннего мира человека, его переживаний, чувств.

Основными жанрами романтизма были: элегия, идиллия, новелла, баллада, роман, повесть. В противовес типичному герою классицизма, который должен был вести себя в строгом соответствии с требованиями того общества, к которому принадлежал, герои романтических произведений могли совершать неожиданные, непредсказуемые поступки, вступать в конфликт с обществом. Наиболее известные представители русского литературного романтизма: В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев.

с. 1
Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в РЛ 18-19 веков (повторение). 9 класс.

Цели урока: А) Углублять знания о классицизме и сентиментализме, дать понятия о романтизме и реализме как художественных направлениях, учить сопоставлять разные направления, выявляя своеобразие каждого, при этом обращаясь к произведениям литературы; совершенствовать знание произведений литературы 19-го века.

Б) Воспитывать любовь к литературе, развивать эстетические чувства.

В) Развивать образное мышление, память, логику, умение вести диалог, беседу, совершенствовать речевые навыки.

Ход урока

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. В начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и "альбомных" стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. 19 век – это время формирования русского литературного языка.

Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков.

Поэтому обратимся вновь к классицизму.

Сообщение о классицизме.

Начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Эти литературные направления нашли выражение, прежде всего, в русской поэзии.

Обратимся к сентиментализму. Где Доминантой «человеческой природы» объявляется чувство, а не разум и это отличает сентиментализм от классицизма.

Сообщение о сентиментализме

Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы: от него отталкивался, в том числе, романтизм Жуковского, творчество Пушкина.

Романтизм (кон XVIII века - первой половины XIX века) утверждает самоценность духовно-творческой жизни личности, изображает сильные (зачастую бунтарские) страсти и характеры, одухотворённую и целительную природу.

Сообщение о романтизме

Романтизм имел огромное значение для развития литературы. Поэты-романтики своим творчеством оказывали содействие популяризации фольклора, заботились о его признании. Произведения этих поэтов и до сих пор интересные нам. Они очаровывают нас своей неповторимостью, народнопесенным совершенством.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Его южная ссылка совпала с рядом исторических событий и в Пушкине зрела надежда на достижимость идеалов свободы и вольности, но после нескольких лет холодных приемов его произведений вскоре он понял, что миром правят не мнения, а власти. В творчестве Пушкина романтического периода вызрело убеждение, что в мире действуют объективные законы, поколебать которые человек не в силах, как бы ни были отважны и прекрасны его помыслы. Это определило трагическую тональность пушкинской музы.

Постепенно, в 30е годы, у Пушкина появляются первые «признаки» реализма.

Сообщение о реализме

Русская литература унаследовала от 18 века свою публицистичность и сатирический характер. В прозаической поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» писатель в острой сатирической манере показывает мошенника, который скупает мертвые души, различные типы помещиков, которые являются воплощением различных человеческих пороков. В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века.


Работа по карточкам. Всем ученикам раздаются карточки, учитель объясняет задание (прочитать характеристику одного из направлений, вписать ответ).

Проверка каждого из 8-ми заданий проводится коллективно с обсуждением.

б) Вопросы : Какие произведения классицизма вы знаете? Какую романтическую поэму вы изучали в 8-ом классе? Какое эпическое произведение Пушкина написано в традициях реализма?

в) «Путешествие в незнаемое». (Закрепление литературоведческих понятий и расширение читательского кругозора).

Учитель читает отрывки из произведений, ученики определяют, к какому худ. направлению они относятся. (См. Приложение).

1.Повесть А.Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин».

2. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

3. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель».

Обобщение.

Учитель : Мы с вами сегодня перенеслись почти на 2 столетия назад.

Как вы считаете, могут ли эти произведения взволновать, заинтересовать, тронуть современного читателя и зрителя?

Что дорого нам в искусстве ушедших эпох? (Человечность, гуманизм, внутренний мир человека).

Литература учит нас видеть «души изменчивой приметы». Впереди у нас с вами знакомство с новыми писателями, поэтами и их произведениями.


КЛАССИЦИЗМ, РЕАЛИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, РОМАНТИЗМ.

Задание : впишите название художественного направления.

8.____________________________обратился не только к художественно точному изображению действительности во всем многообразии ее проявлений: событий, характеров, природы, вещей, явлений, но и к поиску и художественному анализу закономерностей, которые действуют в жизни.
КЛАССИЦИЗМ, РЕАЛИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, РОМАНТИЗМ.

Задание : впишите название художественного направления.

1. ________________________выдвигал на первый план человеческое чувство, способность человека эмоционально воспринимать и переживать.

2. Для_________________________ характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

3. __________________________отличает подчеркнутый интерес к личности, человеческой индивидуальности, пафос свободы, независимости, героика протеста, стремление к совершенству и обновлению. Писатели не ставили задачу воспроизвести действительность, а стремились выразить свое отношение к ней.

4. В литературе__________________________изображалась не столько сама действительность, сколько ее отражение в чувствах повествователя и персонажей. Главными действующими лицами могли быть и «простые люди». Достоинство человека писатели усматривали в способности чувствовать, переживать.

5. В основе _______________________лежит стремление к жизненной правде художественных образов.

6. __________________________как определенному художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих к всеобщей «норме», образцу. Отсюда и культ античности: древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства.

7. __________________________герой - человек исключительный, с сильными, неукротимыми страстями, не признающий законов, которым подчиняются другие. Исключительность характеров сочетается с исключительностью событий и конфликтов, их особым драматизмом и напряженностью.

8.____________________________обратился не только к художественно точному изображению действительности во всем многообразии ее проявлений: событий, характеров, природы, вещей, явлений, но и к поиску и художественному анализу закономерностей, которые действуют в жизни.

Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

Лиза спала очень худо. Новый гость души ее столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала. Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве... Между тем молодой пастух по берегу реки гнал стадо, играя на свирели. Лиза устремила на него взор свой и думала: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом - и если бы он теперь мимо мен гнал стадо свое: ах! Я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы приветливо:

«Здравствуй, любезный пастушок. Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». Он взглянул бы на меня с видом ласковым - взял бы, может быть, руку мою... Мечта!» Пастух, играя на свирели, прошел мимо и с пестрым стадом своим скрылся за ближним холмом.

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»

Даже в те часы, когда совершенно потухает петербургское серое небо и весь чиновный народ наелся и отобедал, кто как мог, сообразно с получаемым жалованием и собственной прихотью, - когда все уже отдохнуло после департаментского скрипенья перьями, беготни, когда чиновники спешат предать наслаждению оставшееся время: кто побойчее, несется в театр; кто на улицу, определяя его на рассматривание кое-каких шляпенок; кто, и это случается чаще всего, идет просто к своему брату в четвертый или третий этаж, в две небольшие комнаты с передней или кухней, - словом, даже в то время, когда все чиновники рассеиваются по маленьким квартиркам своих приятелей поиграть в вист, прихлебывая чай с копеечными сухарями, - Акакий Акакиевич не предавался никакому развлечению.

Пушкин «Погасло дневное светило» волнение океана пробуждает в поэте воспоминания о его прошлых «желаниях и надеждах» , о прошлой «безумной любви» , которую он не в силах забыть, и бесконечно сильное стремление к новым впечатлениям. Не только о море, но и о волнении души поэта написаны строки этого стихотворения:


Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан

Я вижу берег отдалённый,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я;

Воспоминаньем упоённый...

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё чем я страдал, и всё, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман...

В этих строках прекрасно сочетается волнующееся море и душа в волнении.
Повесть А.Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин»

Ваша воля - читать или не читать меня; моя - писать, как вздумается... Перо мое - смычок самовольный, помело ведьмы, конь наездника. Да, верхом на пере я вольный казак, я могу рыскать по бумаге без заповеди куда глаза глядят. Я так и делаю: бросаю повода и не оглядываюсь назад, не рассчитываю, что ждет впереди. Знать не хочу, заметает ли ветер след мой, прям или узорен след мой. Перепрянул через ограду, переплыл за реку - хорошо; не удалось - тоже хорошо. Я доволен уже тем, что наскакался по простору, целиком, до устали. Надоели мне битые укаты ваших литературных теорий... Степи мне, бури! Легок я мечтами - лечу в поднебесье; тяжек ли думами - ныряю в глубь моря..


Русский классицизм

В России становление классицизма происходит почти на три четверти века позже того, как он сложился во Франции.

Русский классицизм зародился и развился на самобытной почве, с учетом опыта, который накопил западноевропейский классицизм.

Своеобразные черты русского классицизма следующие: во-первых, с самого начала в русском классицизме сильно сказывается связь с современной действительностью, которая в лучших произведениях освещается с точки зрения передовых идей.

Второй особенностью русского классицизма является обусловленная передовыми общественными идеями писателей обличительно-сатирическая струя в их творчестве. Наличие сатиры в творчестве русских писателей классицистов придает их произведение жизненно правдивый характер. Живая современность, русская действительность, русские люди и русская природа в известной степени отражаются в их произведениях.

Третей особенностью русского классицизма, обусловленной горячим патриотизмом русских писателей, является их интерес к истории своей родины. Все они изучают русскую историю, пишут произведения на национальные, исторические темы.

Утверждению классицизма способствовали четыре крупнейших литературных деятеля: А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков.

Вершиной русского классицизма является творчество Д.И.Фонвизина (Бригадир, Недоросль), создателя подлинно самобытной национальной комедии, который заложил внутри этой системы основы критического реализма.

Сентиментализм в России.

Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению и по убеждениям сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Руссо и др. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин Письмами русского путешественника (1791–1792).

Его роман Бедная Лиза (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.

Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились Бедная Маша А.Е.Измайлова (1801), Путешествие к Полуденную Россию (1802) и др.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.
Романтизм

В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Главными признаками романтизма является преимущество внутреннего над внешним, уникального над типичным, чувствительного над рациональным. Создаются новые жанры.

Персонажи романтических произведений - мужественные и упорные герои-патриоты, люди, которые достигли внутренней гармонии и единства с природой. Очень распространенным в творчестве романтиков является психологический параллелизм: человек изображается рядом с природой, с которой он находится в тесной связи. Известнейшими представителями романтизма были Жуковский, Пушкин, Лермонтов.

Основоположником русского романтизма является Жуковский: русский поэт, переводчик, критик. В 1808 вместе с вышедшей из под его пера баллады «Людмила» в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание - романтизм.

Наибольшую интенсивность это направление приобрело в 30-х – нач. 40-х гг. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию Михаила Юрьевича Лермонтова.

В его поэзии основной конфликт романтизма - противоречие между идеалом и действительностью - достигает крайнего напряжения, что существенно отличает его от поэтов-романтиков начала XIX в.

Основным объектом лирики Лермонтова является внутренний мир человека - глубокий и противоречивый. Ключевая тема в творчестве Лермонтова- тема трагического одиночества личности во враждебном и несправедливом мире.


Реали́зм

Реали́зм в литературе - правдивое изображение реальной действительности.

С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.

Выдающимися образцами литературы этого направления стали работы позднего Пушкина(по праву считающегося родоначальником реализма в русской литературе)-историческая драма "Борис Годунов", повести "Капитанская дочка","Дубровский","Повести Белкина",а также роман Михаила Юрьевича Лермонтова "Герой нашего времени"

А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
с. 1