Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

«СЕДЬМОЙ КЛАСС Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и...»

СЕДЬМОЙ КЛАСС

Введение.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь

характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и

отношение к героям.

Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях.

«Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

«Кавелла» – карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец и Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и теиного миров карело-финских эпических песен Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).



Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).

Из древнерусской литературы «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру.

Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи... », «На птичку... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Лесной царь» - перевод баллады И. В. Гёте. Роковые, таинственные силы, угрожающие человеку, как выражение средневекового миросозерцания.

Теория литературы. Баллада (развитие представления). Художественный перевод (начальные представления).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «Полтава» «Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн... »), «Песнь о вещем Олеге».

Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения.

Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представления).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Повесть (развитие представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси.

Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива... », «Молитва», «Ангел».

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

«Бирюк». Для чтения и обсуждения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.

«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.

Теория литературы. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

–  –  –

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Мамап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся). «Лапти». Для чтения и обсуждения.

–  –  –

«Край ты мой, родимый край»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М.

ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы ХХ века Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни). Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров.

Вера в творческие силы народа.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие об идее произведения (начальные представления).

Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче... ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.

«Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова. Для самостоятельного чтения и обсуждения.

На дорогах войны Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади».

Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя».

Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.

–  –  –

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов ХХ века А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджаева. «По смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из зарубежной литературы Роберт Бернс. Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!.. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времени года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя щтризами.

Т е о р и я л и т е р а т у р ы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и

Похожие работы:

«Документально – содержательное обеспечение образовательного процесса. 1.1.1 Общая характеристика учреждения Наименование на момент аккредитации: Федеральное бюджетное образовательное учреж...»

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 15.05.01 "Проектирование технологических машин и комплексов" Аннотация рабочей программы дисциплины "Психология и педагогика" Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зач...»

«СОСТАВ Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Пермской городской Думе Председатель: Сапко Глава города Перми-председатель Пермской городской Игорь Вячеславович Думы Заместитель председателя: Уткин заместитель председателя Пермской городской Дум...» района "Сокачьская районная ЦБС" Человеческий век недолог....» исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, 2016. Вып. 4 (71). С. 58–73 проф. исторического факультета ПСТГ...»

В разные исторические эпохи художественная литература поддавалась различным трансформациям: одни виды литературных жанров сменялись другими, менялось также и смысловое наполнение произведений. Однако во все времена, главную роль в литературном процессе занимал главный литературный герой.

Историческое развитие главного литературного героя

В произведениях периода Античности, главный герой литературных произведений был идеалом человека, к которому стремились современники. Главный герой античных произведений – смелый и отважный человек, обладающий всеми положительными душевными качествами. В период Средневековья, идеальный образ главного героя сохранился.

В связи с доминирующей ролью церкви в жизни общества, герои произведений обладали не только добродетелями, но были глубоко верующими людьми. Подобная тенденция была характерна не только для европейской литературы, но и для отечественной. В период реформаторства, в литературе появляется «лишний герой».

Яркими примером «лишнего героя» литературы является Евгений Онегин. Такой человек вступает в противоборство с обществом. Он далеко не идеален: авторы откровенно указывают читателю на его пороки. Однако в силу своей образованности, они имеют больше преимуществ перед другими членами общества, которые отвергают их.

Нравственно-этическая проблема изображения человека в литературе

Главные литературные герои во многих литературных произведениях имеют своих прототипов в реальной жизни. Одной из самых больших проблем изображения человека в произведении является сложность в подборе тех качеств, которые свойственны не только современникам автора, но и представителям как будущих, так и прошедших времен.

Литературный герой и читатель

Читая художественное произведение, каждый читатель пытается навести параллели с собственной жизнью. Литературный герой становиться своеобразной точкой завязки всех сюжетных линий.

Наблюдая за событиями, которые переживает литературный герой, читатель делает самостоятельные выводы и умозаключения на счет того или иного события.

Следует отметить, что в литературных произведениях отдельно взятого исторического периода, литературные герои представляют собой зеркало, в котором отображается общество.

Урок литературы в 7 классе по теме "Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы"


«Анкета»

Анкета

Анкета

    Назовите произведения, которые вы прочитали летом, и их авторов.

    Какое произведение больше запомнилось? Почему?

    О каком писателе и его произведении вы готовы рассказать на уроках литературы?

    О каком из писателей хотелось бы узнать больше?

    Какие герои прочитанных книг показались вам близкими? Чем они вам близки?

    Есть ли такие произведения, которые любите перечитывать? Назовите их.

    Какое произведение вы бы посоветовали прочитать своим друзьям, одноклассникам?

Анкета

    Назовите произведения, которые вы прочитали летом, и их авторов.

    Какое произведение больше запомнилось? Почему?

    О каком писателе и его произведении вы готовы рассказать на уроках литературы?

    О каком из писателей хотелось бы узнать больше?

    Какие герои прочитанных книг показались вам близкими? Чем они вам близки?

    Есть ли такие произведения, которые любите перечитывать? Назовите их.

    Какое произведение вы бы посоветовали прочитать своим друзьям, одноклассникам?

Анкета

    Назовите произведения, которые вы прочитали летом, и их авторов.

    Какое произведение больше запомнилось? Почему?

    О каком писателе и его произведении вы готовы рассказать на уроках литературы?

    О каком из писателей хотелось бы узнать больше?

    Какие герои прочитанных книг показались вам близкими? Чем они вам близки?

    Есть ли такие произведения, которые любите перечитывать? Назовите их.

    Какое произведение вы бы посоветовали прочитать своим друзьям, одноклассникам?

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Изучаемая дисциплина: литература

Класс: 7

Тема урока: Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

Задачи : выявить, насколько школьники подготовлены к восприятию нового курса литературы, каковы их читательский кругозор, культура речи и реакция на вопросы учителя;

Развивать умение рассказывать о прочитанных произведениях, строить рассказ о писателе и героях;

Воспитывать интерес к чтению художественных произведений как духовную потребность.

Тип урока: урок совершенствования и комплексного применения знаний

ХОД УРОКА

    Организационный этап.

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Когда вы открываете незнакомую книгу, вы словно остаётесь один на один с большим и умным другом – писателем. Читаете одну страницу, другую – и вдруг понимаете, что с вами происходит что-то чудесное: вы видите неповторимые картины, путешествуете вместе с героями, помогаете им спасать друзей и сражаться с врагами… Вместе с ними вы терпите поражения и побеждаете, ненавидите и любите. Бывало ли с вами такое? Задумывались ли вы, почему писателю удаётся покорять читателя силой своего художественного слова? Хочется ли вам снова и снова покоряться этой силе и идти вслед за писателями на уроках литературы в 7-ом классе?

3. Работа над темой урока.

1) Слово учителя

В наши дни путь к книге не так прост, как в прошлые годы.

По словам Артура Конан Дойля, автора знаменитых книг о сыщике Шерлоке Холмсе, «здесь, ожидая вас, стоят рядами ваши благородные молчаливые друзья. Обведите взглядом их строй. Выберите того, который сейчас ближе душе вашей. Теперь остаётся только протянуть к нему руку и отправится вместе с ним в страну мечты. Право же, есть нечто жуткое в книжных шеренгах, и лишь привычка притупляет в нас это ощущение… За переплётом любой настоящей книги скрывается как бы эссенция живого человека. Авторы обратились в бесплотные тени, плоть их – в летучий прах, но самое сокровенное, оставшееся от каждого из них, - здесь в вашем распоряжении…»

Выдающиеся мыслители всех времён и народов с искренней почтительностью высказывались об этом труде. А.П. Чехов писал, что «воспитание личности требует непрерывных, напряжённых усилий», «вечного чтения». Максим Горький, достигший энциклопедической начитанности, утверждал: «Литература – сердце мира, окрылённое всеми радостями и всем горем его, мечтами и надеждами людей, отчаянием и гневом их, умилением человека перед красотою природы, страхом перед её тайнами; это сердце неугомонно и бессмертно бьётся жаждой самопознания».

« …Пустился я в то плавание по морю книг, которое начал с отрочества и продолжаю до сих пор»,- так образно поэт и философ И.В. Гёте сформулировал идею непрерывного культурного роста личности через чтение как насущной потребности и неиссякаемого источника духовности. Эта идея воспринимается сегодня как главное требование времени. Как установили социологи, за свою жизнь человек в состоянии прочесть около трёх тысяч книг! И нельзя быть равнодушным к содержанию чтения, так как оно обходится слишком дорого, если время потрачено на неудачно или случайно выбранные книги. Необходимы ориентиры, порядок, последовательность, продуманность, целенаправленность. Этому служат уроки литературы.

2) Анкетирование по выявлению круга читательских интересов учащихся.

Анкета

    Назовите произведения, которые вы прочитали летом, и их авторов.

    Какое произведение больше запомнилось? Почему?

    О каком писателе и его произведении вы готовы рассказать на уроках литературы?

    О каком из писателей хотелось бы узнать больше?

    Какие герои прочитанных книг показались вам близкими? Чем они вам близки?

    Есть ли такие произведения, которые любите перечитывать? Назовите их.

    Какое произведение вы бы посоветовали прочитать своим друзьям, одноклассникам?

3) Групповая работа с цитатным материалом.

(Карточки с заданиями учитель раздаёт сформированным группам; после обсуждения в течение 3-4 минут учащиеся объясняют смысл высказывания, аргументируют свою позицию, приводят примеры)

Карточки

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа

4) Знакомство с учебником-хрестоматией по литературе для 7 класса.

Беседа

План

    Оформление учебника: титул, форзацы; портреты писателей, фотографии их родных мест, кабинетов; иллюстрации к произведениям.

    Статьи о писателях, их роль в заинтересованном чтении.

    Блоки вопросов и заданий.

    Материалы по теории литературы и выразительному чтению.

    Справочный аппарат учебника, словари.

4.Подведение итогов урока.

Рефлексия

Запишите в тетради и объясните пословицы: «Не на пользу читать, коли только вершки хватать» (русская); «Выбирай писателей так, как выбираешь друга» (английская).

Чему на сегодняшнем уроке вы научились? О чём задумались?

5. Домашнее задание.

2. По юмористическим рисункам Х. Бидструпа составить устный рассказ о разных типах читателя.

Просмотр содержимого документа
«Цитаты»

1 группа

Книги мы покупаем и не жалеем на них денег, потому что их требует душа и они идут ей во внутреннюю пользу, которой не может видеть никто из посторонних. (Н. Гоголь)

2 группа

Книга остаётся книгой и через несколько веков. Её ничем не заменить. (С. Баруздин)

3 группа

Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хотя бы одной страницы из новой книги. (К. Паустовский)

4 группа

Каждая книга это собрание людей разных возрастов, национальностей, занятий, характеров и поступков. (К. Паустовский)

5 группа

Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в бурной путанице мыслей, событий, она научит вас уважать человека и самих себя. (М. Горький)


7 класс

(разделы, темы)

Кол – во часов

Дата проведения

оборудование

Введение (1 час)

Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

^ Устное народное творчество (4 час)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях

Былины. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – воплощение лучших человеческих качеств

Киевский цикл былин.

Новгородский цикл былин.

Карело – финский мифический эпос.

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка

^ Из древнерусской литературы (3 час)

Нравственные заветы Древней Руси.

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности

Презентация

Р/р Подготовка к письменной работе

^ Из русской литературы Х\/111 века (2 час)

М.В.Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина

Г.Р.Державин. Краткий рассказ о поэте. Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества

^ Из русской литературы Х1Х века (30 час)

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл Х11

Портрет, презентация

Выражение чувства к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставление Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси

Р/р А.С.Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений

Изображение маленького человека, его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в обществе

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта Х1\/ века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы

Портрет,

Презентация

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов

Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

Портрет,

презентация

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести.

Р/р Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Лесник и его дочь

Портрет,

Презентация

Р/р И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. Писатель о богатстве и красоте родного языка. Родной язык как духовная опора человека. Авторские критерии нравственности

Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь

Портрет,

Презентация

Н.А.Некрасов «Размышление у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе русского народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины

А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского « рыцарства», противостоящего самовластию

^ Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина» (3 час + 4 час)

Портрет,

Презентация

Р/р М.Е.Салтыков – Щедрин «Дикий помещик». Смысл названия сказки.

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова –Щедрина»

Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе. Главы из повести «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых.

презентация

Л.Н.Толстой «Детство». Проявление чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков

И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры»:

воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы

Р/р И.А.Бунин «Лапти»

Душевное богатство простого крестьянина

^ Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» (4 час)

А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа.

Портрет,

Презентация

«Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленники»

Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова

«Край ты мой, родимый край» (1 час)

Стихотворения русских поэтов Х1Х века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания

^ Из русской литературы ХХ века (22 час)

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров

Портрет,

Презентация

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа

Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя

М.Горький «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Романтический характер легенды

В.В.Маяковский. Краткий рассказ о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора

Портрет,

Презентация

В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о литературном герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя, его гуманизм и сочувствие ко всему живому

Л.Н.Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения

А.П.Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя, его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку

А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка Платонова

Р/р Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей ХХ века)

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

^ На дорогах войны (4 час)

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны

Ф.А.Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы, поднятые в рассказе

Е.И.Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе

Ю.П.Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка

«Тихая моя Родина» (3 час)

Стихотворения и Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего

А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о поэте. Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа

Портрет,

Презентация

Д.С.Лихачев «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи

^ Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко (1 час)

М.Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

^ Песни на слова русских поэтов ХХ века (1 час)

С.Есенин «Отговорила роща золотая…», Н.Заболоцкий «В этой роще березовой…», Б.Окуджава «по смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний

^ Из литературы народов России (1 час)

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте. Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей

^ ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 час)

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно – поэтический характер произведения

Джордж Гордон Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины

Японские трехстишия (хокку). Изображение жизни природы и человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним – двумя штрихами

О.Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе

Рей Дуглас Брэдбери «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето