Демократическая политика. Демократия как форма государственного правления

Современная демократия

Современными западными политологами демократия не рассматривается как власть народа, который определяет суть осуществляемой государственной политики. Демократия, по их мнению, — это система правления, считающаяся с волей народа, которая выражается в момент выборов правящей элиты.

Отечественная политическая наука решает данный вопрос иначе. Согласно ей базовыми принципами демократии являются:

  • народный суверенитет, т. с. первичным носителем власти выступает народ; всякая власть исходит от народа и делегируется им;
  • свободные выборы представителей в органы власти на oграниченный срок;
  • политический плюрализм;
  • гарантированный доступ всех к политическим институтам;
  • контроль представительных институтов за работой правительства;
  • устранение политических привилегий для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов управления.

Принципы демократии:

  • принцип народного суверенитета, согласно которомуединственным источником высшей политической власти при демократии выступает народ
  • свободные выборы представителей власти всех уровней, включая право на отстранение от власти тех из них, которые не оправдали доверия избирателей
  • участие граждан в управлении делами государства с использованием механизмов как прямой (непосредственной) демократии, так и демократии представительной (опосредованной)
  • конституционализм , при котором обеспечивается рационально-правовой характер организации и функционирования государства и равенство всех перед законом
  • наличие оппозиции, которой гарантируется право на легальную политическую деятельность и право сменить у власти, по итогам новых выборов, старое правящее большинство
  • принцип разделения властей, в соответствие с которым одна власть сдерживает другую, исключая возможность узурпации всей полноты власти одной из них.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на:

  • прямую;
  • представительную.

Прямая демократия

Прямая демократия - это непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Сейчас она возможна в небольших населенных пунктах, общинах, на предприятиях и т. п. при решении вопросов, не требующих высокой квалификации.

Плебисцитная демократия — это вид прямой демократии, который также подразумевает непосредственное волеизъявление народа. Однако здесь влияние граждан на процессы властвования ограничено. Они могут посредством голосования только одобрить или отвергнуть проект закона либо другого решения, который подготовлен правительством, партией или инициативной группой. Такая форма демократии допускает возможность манипулирования волей граждан с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование.

Представительная демократия

Представительная демократия — ведущая форма политического участия граждан в современных . Ее суть — опосредованное участие субъектов в принятии решений. Граждане выбирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы, от их имени издавать законы и отдавать распоряжения. Такая форма демократии необходима в условиях огромных социальных систем и сложности принимаемых решений.

Для демократической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована система правления. Названные вопросы определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии.

Инструкция

Демократия бывает прямой и косвенной. В первом случае управление государством осуществляется непосредственно его гражданами. Во втором - страной управляют депутаты, которым население эти полномочия делегирует. В этом случае управление происходит от имени народа.

Демократия имеет свои определяющие признаки. Основной характерной особенностью демократического строя является свобода человека, которая возведена в ранг закона. Т.е действие любого нормативного акта и документа, принимаемого органами государственной власти, не должно ограничивать эту свободу, ущемлять ее.

Демократия подразумевает, что власть не должна быть сконцентрирована в одних руках. Поэтому власть имеет различные уровни – региональные и местные. Именно они осуществляют непосредственное взаимодействие с населением и призваны учитывать его пожелания и чаяния в своей деятельности, руководствоваться ими. Любой гражданин, проживающий на данной территории, имеет право прямого взаимодействия с представителями власти.

Полнота взаимодействия граждан и власти не ограничивается ни религиозными, ни идейными взглядами, ни национальной принадлежностью. Демократичное общество и государство предполагает, что все его члены и граждане равноправны. В такой стране и обществе каждому предоставляется свобода слова и возможность создания и участия в любых религиозных, общественных или политических организациях.

Народ имеет право высказывать свое мнение путем референдумов и осуществлять свободный выбор органов власти и главы государства. Это не только право, но и гражданский долг. Участие населения, представляющего собой конгломерацию людей с разными религиозными взглядами и разными менталитетами, в выборах позволяет всем группам населения реализовать свою возможность на управление страной. Это позволяет учесть мнения и потребности всех граждан.

Демократия – тот вариант государственного устройства, при котором возможно достижение консенсуса между всеми слоями и общественными объединениями, представляющими государство.

Видео по теме

Тоталитарную демократию еще называют имитационной демократией, так как при этом политическом режиме власть народа лишь декларируется, а на деле простые граждане не принимают участия в управлении государством или же участвуют минимально.

Тоталитаризм и его признаки

Тоталитарная демократия – это одна из форм тоталитаризма, но при этом внешне она сохраняет признаки демократической системы: сменяемость главы государства, выборность органов власти, всеобщее избирательное право и т.д.

Тоталитаризм – такая система государственного устройства, которая предполагает установление тотального контроля всех аспектов жизни общества в целом и каждого человека в частности. При этом государство принудительно регулирует жизнь всех членов общества, целиком лишая их права на независимость не только в действиях, но и мыслях.

Основные признаки тоталитаризма: существование единой государственной идеологии, которую должны поддерживать все жители страны; жесткая цензура; государственный контроль за средствами массовой информации; отношения в стране основываются на следующей позиции: «дозволено только то, что признано властными органами, все прочее запрещено»; ведется полицейский контроль за всем обществом с целью выявления инакомыслящих; бюрократия во всех сферах жизни.

При тоталитаризме фактически стерта граница между государством и обществом, так как все контролируется и жестко регламентируется. Область личной жизни человека очень ограничена.

Тоталитарный демократизм в истории

Причины образования тоталитарной демократии до сих пор являются дискуссионными. Подобные системы формируются, как правило, после резкого установления демократии в странах с авторитарным или тоталитарным режимом: политический переворот, революция и т.д. Обычно в этих случаях народонаселение еще недостаточно политически грамотно, чем нередко и злоупотребляют люди, пришедшие к власти. Несмотря на то, что органы власти выбирают всенародным голосованием, результаты этих выборов всегда заранее предсказуемы. Причем такая стабильность по большей части обеспечивается не за счет прямых подтасовок. Административный ресурс, контроль средств массовой информации, общественных организаций, экономики и инвестиций – вот инструменты, которыми пользуется правящая верхушка при таком строе, как тоталитарная демократия.

Ярким примером подобной политической системы в истории может служить государственное устройство СССР. Несмотря на провозглашение конституции и декларацию всеобщего равенства, фактически страной руководили высшие чины коммунистической партии. Политический строй в Советском Союзе подробно разбирается в книге известного французского философа-гуманиста Раймона Арона «Демократия и тоталитаризм».

Кажется, логичным поговорить о том, в каком государстве мы могли бы быть наиболее свободны. Сейчас считается, что демократия - это идеал свободного государства, где граждане обладают правом самостоятельно выбирать своё будущее. Однако демократия считалась идеальным (ну или, как минимум, хорошим) политическим строем далеко не всегда. У демократического устройства, особенно современного, есть недостатки, которые в определенном смысле делают его источником несвободы.

Парфенон, Афины / Forwardcom, Bigstockphoto.com

Древняя демократия

Как я уже , в греческих полисах, как и во всех подобных маленьких государственных образованиях, общественное устройство часто либо было демократическим, либо сильно зависело от народного мнения. Тем не менее широко было распространено представление, что демократия - едва ли не худший тип правления.

Это связано с несколькими причинами. Во-первых, так думали в первую очередь представители интеллектуальной элиты общества, которая, понятное дело, была образована благодаря наличию денег и времени на обучение, то есть она была одновременно ещё и элитой политической, военной и экономической. Во-вторых, извечная проблема демократического устройства, при котором решения принимаются большинством голосов, состоит в том, что большинство может игнорировать и подавлять мнение меньшинства. Соответственно, необразованные массы населения могли подавлять образованное меньшинство. Наконец, необразованное население часто поддавалось влиянию демагогов, обещавших благополучие для каждого, но необязательно свои обещания исполняющих.

Кроме того, стоит также отметить то, что демократии могут быть неповоротливы при принятии решений из-за того, что для их функционирования необходимо обсуждение, в котором участвует большое количество людей. И это обсуждение отвлекает людей от других занятий. Именно поэтому демократии обычно были рабовладельческими сообществами, в которых занятия, не связанные с политикой, перекладывались на рабов.

В связи с этим философы в своих теориях отдавали предпочтение аристократическим или монархическим устройствам, ведь тогда правители будут хорошо воспитаны, благородны и образованы и будут знать, как лучше управлять обществом. Однако и последствия развращения правителей в таком случае будут более опасны. Поэтому считалось, что демократия - худший тип правления, так как по перечисленным выше причинам демократические общества не способны на великое благо, но в то же время их преимуществом является неспособность и к великому злу.

И такое предубеждение по отношению к демократии сохранялось очень долгое время, до тех пор, пока, во-первых, интеллектуальные, политические, экономические и военные элиты окончательно не разделились, во-вторых, не возникло представление о равенстве всех людей, и, в-третьих, народ не начал восприниматься как источник власти. Вместе три этих изменения привели к радикальной трансформации в восприятии демократии, сделав её желанной формой правления. Ведь если власть исходит от народа, то логично, что народ и должен править государством.

Matt Briney / Unsplash.com

Современная демократия

Однако современная демократия очень сильно отличается от демократии античной. Основное её отличие состоит в том, что в греческих полисах демократия была непосредственной: все, кто имел право голоса, собирались на площади и участвовали в обсуждении и голосовании. Современная же демократия является представительной, опосредованной. Такое устройство греки, скорее, назвали бы аристократией, даже несмотря на то, что народ вроде как обладает влиянием на власть, и любой гражданин технически может стать одним из правителей.

Однако тот факт, что по закону мы можем это сделать, вовсе не означает, что мы действительно можем это сделать, ведь наши возможности определяются не только законом, но и доступными нам средствами. Избрание же в парламент требует больших затрат сил, времени и денег, которых большинство людей не может себе позволить. Кроме того, обычно оно также требует определённых юридических, социологических и политологических знаний, которых многие люди также не могут позволить себе получить. Наконец, политическая карьера требует ещё и связей.

Поэтому сейчас стало широко распространено такое явление, когда политическая элита страны составляется из выпускников одного вуза или даже одного факультета, потому что именно там сосредотачиваются богатые и влиятельные люди, которые, получая образование, ещё и приобретают полезные связи. Причём обычно этими выпускниками являются дети из обеспеченных семей, чьи родители учились в том же месте и также участвовали в политической жизни. Связано это с тем, что только члены этих семей могут себе позволить достаточно хорошее образование, чтобы поступить на эти факультеты, и имеют достаточно денег, чтобы оплачивать обучение там.

Это усугубляется ещё и тем, что экономическая элита также остаётся относительно неизменной. Например, недавно проведённое во Флоренции исследование показало, что богатейшие семьи города в XXI веке - это те же семьи, что были самыми богатыми и пятьсот лет назад.

То есть благодаря сращиванию политических и экономических элит, а также благодаря самой политической системе, образуется закрытый аристократический кружок, члены которого участвуют в управлении государством. Люди из этого круга распределяются по партиям, в зависимости от политических предпочтений, но при этом остаются друзьями. Идеология не может их разделить, поскольку их собственное положение не зависит от проводимой ими политики. Избирателям же предоставляется выбор, который на самом деле является иллюзорным, поскольку мы не выбираем себе политическую элиту, а выбираем только то, какая часть существующей элиты будет иметь больше власти в ближайшее время.

Поэтому, в сущности, эти партии мало чем отличаются между собой. Их реальная задача состоит не в том, чтобы проводить социальные преобразования, а в том, чтобы сохранить существующее положение дел. Любые чересчур радикальные предложения могут вызвать либо народный гнев, либо гнев лоббистов. Партии стремятся сформировать программы, которые бы удовлетворяли наибольшую часть населения.

Тут вновь возникает одна из изначальных проблем демократии – диктатура большинства. Составляя свои программы с оглядкой на желания большинства, партии создаются практически одинаковыми и выхолощенными, с очень незначительными изменениями, которые импонируют той или иной части населения. Так что, по сути, большинство, а точнее, демократия, ориентированная на большинство, сама препятствует социальным трансформациям в современных демократических сообществах. Поскольку же любые непривычные, новаторские идеи в народе воспринимаются с опаской, политики обычно даже не решаются их высказывать, так как это может привести к поражению на выборах.

Alexandru Nika / Bigstockphoto.com

Всё вышеперечисленное не значит, что демократия сама по себе плоха. Скорее, она далека от совершенства. Однако её можно улучшить. И для этого необходимо преодолеть отмеченные мною проблемы: представительность демократии, приводящую к отстранению народа от управления государством и сосредоточению власти в руках узкой прослойки общества, и диктатуру большинства, которая с одной стороны препятствует значительным социальным изменениям, а с другой – подавляет волю меньшинств. Для этого демократическому устройству необходимы такие механизмы вовлечения людей в политическую деятельность, которые позволяли бы им участвовать в ней вне зависимости от происхождения, образования, социального положения и прошлых заслуг или прегрешений и достигать любого уровня в иерархии власти.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

греч. демос – народ, кратос – власть) – в буквальном смысле слова народовластие, т. е. такая форма государства, при которой власть принадлежит народу, осуществляющему свою волю либо непосредственно (непосредственная Д.), либо через посредство избираемых им депутатов, образующих представительные органы государств (представительная Д.).

В условиях эксплуататорского классово-антагонистического строя Д., как одна из форм эксплуататорского государства, не может быть не чем иным, как специфической формой организации политической власти того или иного господствующего эксплуататорского меньшинства, его диктатуры. Формально провозглашаемый в этих условиях принцип народовластия является лицемерным прикрытием диктатуры меньшинства, т. е. эксплуататоров.

Как форма государства, отличная от монархии, Д. известна еще первому в истории типу государства – рабовладельческому. Классическим образцом рабовладельческой Д. была античная непосредственная Д. в Афинском государстве. В Афинской республике государственное управление осуществлялось народными собраниями, избиравшими должностных лиц и разрешавшими важнейшие государственные вопросы. Однако афинская Д. распространялась только на рабовладельческое меньшинство населения и закрепляла фактическое господство верхушки этого населения, свободных граждан, количество которых ко времени наивысшего расцвета Афин, «.. .включая женщин и детей, состояло приблизительно из 90 000 душ наряду с 365 000 рабов обоего пола и 45 000 неполноправных жителей – иностранцев и вольноотпущенников» (Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1950, стр. 123). Рабы в рабовладельческом обществе вообще не считались за людей, для рабовладельцев они были лишь орудиями производства, вещами.

Наиболее лживые формы Д. в эксплуататорском обществе приобрела в период, когда на смену феодальному общественному и государственному строю в результате победы буржуазной революции пришел буржуазный общественный и государственный строй. Развитие сформировавшегося в недрах феодального общества капиталистического уклада требовало отмены крепостничества и феодальных привилегий, уравнения граждан перед законом. Буржуазия провозгласила свое государство орудием «всенародной» воли, выражаемой в законах, принимаемых парламентом, в действительности же оно является орудием господства буржуазии над большинством населения. По сравнению с абсолютистско-крепостническим государством буржуазная Д., находящая свое организационное выражение в формальном господстве конституционно-парламентарного строя, провозглашении элементарных свобод и прав граждан, равенства граждан перед законом, явилась безусловно значительным шагом вперед в ходе развития человечества. «Буржуазная республика, парламент, всеобщее избирательное право – все это с точки зрения всемирного развития общества представляет громадный прогресс» (Ленин В. И., Соч., т. 29, стр. 449). Однако провозглашаемая буржуазией Д. для всех, декларирующая права и свободы граждан независимо от их классового положения, фактически означала и означает свободу лишь для эксплуататорского меньшинства капиталистического общества. В условиях капиталистического строя эксплуатируемое большинство народа на деле не может воспользоваться демократическими правами и свободами, которые в силу этого являются лишь формальными, лжедемократическими правами и свободами. К тому же буржуазия и в тех случаях, когда провозглашает в своих конституциях демократические начала, делает обычно такие оговорки и ограничения, что демократические «права» и «свободы» оказываются совершенно изуродованными. Напр., конституции провозглашают равенство избирательных прав для всех граждан и тут же содержат ограничение этих прав оседлостью, образовательным и имущественным цензом. Провозглашают равные права граждан и тут же делают оговорку о том, что они не распространяются полностью или частично на женщин или же на отдельные национальности. К этому приему изуродования демократических прав и свобод, формально предоставляемых всем, буржуазия широко прибегала сразу же после прихода к власти. Буржуазная Д. неизбежно является, поэтому лицемерной и фиктивной Д. Буржуазная Д., как и вся надстройка буржуазного общества в целом, призвана закреплять и охранять экономическую основу капиталистического строя – частную собственность на средства и орудия производства, обеспечивающую господство эксплуататоров над эксплуатируемыми, их привилегированное положение. Ленин в своей лекции «О государстве» со всей силой подчеркнул, что «.. .всякое государство, в котором существует частная собственность на землю и на средства производства, где господствует капитал, как бы демократично оно ни было, – оно есть.государство капиталистическое, оно есть машина в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс и беднейшее крестьянство. А всеобщее избирательное право, Учредительное собрание, парламент – это только форма, своего рода вексель, который нисколько не меняет дела по существу» (Ленин В. И., Соч., т. 29, стр. 448). «Капитал, раз он существует, господствует над всем обществом, и никакая демократическая республика, никакое избирательное право сущности дела не меняют» (там же, стр. 449).

В эпоху империализма, вследствие роста сил рабочего класса, буржуазия уже не может управлять прежними методами буржуазно-парламентарной лжедемократии, она круто поворачивает от буржуазной Д. к реакции. Приспосабливая государство и право к требованиям основного экономического закона современного капитализма, империалистическая буржуазия отменяет или грубо нарушает те изданные буржуазным государством ранее законы, которыми провозглашались элементарные демократические права и свободы; устанавливает новые, поистине драконовские законы, делающие невыносимой жизнь для всех прогрессивно мыслящих людей; переходит к методам террористической расправы с прогрессивными организациями, к разгулу беззакония и произвола, к фашизации всего буржуазного государства (см. Фашизм).

«Раньше, – говорил на XIX съезде партии И. В. Сталин, – буржуазия позволяла себе либеральничать, отстаивала буржуазно-демократические свободы и тем создавала себе популярность в народе. Теперь от либерализма не осталось и следа. Нет больше так называемой „свободы личности", – права личности признаются теперь только за теми, у которых есть капитал, а все прочие граждане считаются сырым человеческим материалом, пригодным лишь для эксплуатации. Растоптан принцип равноправия людей и наций, он заменен принципом полноправия эксплуататорского меньшинства и бесправия эксплуатируемого большинства граждан. Знамя буржуазно-демократических свобод выброшено за борт» («Речь на XIX съезде партии», 1952, стр. 12). На примере современных США, стоящих во главе империалистического и антидемократического лагеря, можно проследить процесс перехода империалистической буржуазии от буржуазной Д. к реакции по всем линиям.

Подлинная демократия, подлинное народовластие становятся возможными только в результате свержения господства эксплуататорских классов и установления государства социалистического типа. Это с предельной ясностью показал опыт СССР и стран народной демократии.

Смена буржуазной Д. социалистической демократией (см.) является «.. .гигантским, всемирно-историческим расширением демократии, превращением ее из лжи в правду, освобождением человечества от оков капитала, искажающего и урезывающего всякую, даже и самую „демократическую" и республиканскую, буржуазную демократию» (Ленин В. И., Соч., т. 28, стр. 348).

Победа СССР над гитлеровской Германией продемонстрировала преимущество социалистической Д. перед лживой буржуазной Д.

Советский социалистический строй, советская социалистическая Д. выдержали с честью тяжелые испытания войны и вышли из нее еще более крепкими и несокрушимыми. Силы подлинной социалистической Д. с каждым днем растут и крепнут.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Впервые термин «демократия» был использован в труде греческого историка Геродота. Американский президент Авраам Линкольн определял это понятие как власть народа, которую он избирает и в интересах которого она совершается. Чтобы понять, что такое демократическое государство, следует рассмотреть основные его признаки, принципы и функции.

Определения термина «демократия»

На сегодняшний день юридическая наука и политология дают несколько определений понятию «демократия»:

1. Особая форма организации государства, при которой власть принадлежит всем ее гражданам, которые пользуются равными правами на управление.

2. Устройство какой-либо структуры. Оно основывается на принципах равенства ее членов, периодичной избирательности органов управления и принятия решений большинством голосов.

3. Социальное движение с целью утверждения в жизни идеалов демократии.

4. Мировоззрение, основанное на принципах свободы, равенства, уважения прав человека и национальных меньшинств.

Демократическое государство является олицетворением власти народа. При этом граждане имеют равные права на управление, а правительство действует в их интересах.

Признаки демократического государства

1. Признание народного суверенитета. Граждане демократических государств - верховные носители власти.

2. Возможность участия всего народа (а не части населения) в управлении делами в обществе и стране непосредственно или через представительные органы.

3. Наличие многопартийной системы. Конкурентные, честные и свободные выборы, в которых принимают участие все граждане. При этом одни и те же люди не должны долгое время находиться у власти.

4. Признание и гарантии основополагающих прав человека. Для этого должны функционировать специальные юридические институты, предупреждающие беззаконие.

5. Политическая свобода и равенство граждан перед судом.

6. Наличие систем самоуправления.

7. Взаимная ответственность гражданина и государства.

1. Плюрализм во всех сферах общественной жизни. В экономике он воплощается в наличии разнообразных форм собственности и хозяйственной деятельности. В политике плюрализм проявляется через многопартийную систему, а в сфере идеологии - через свободное высказывание мыслей, концепций и идей.

2. Свобода слова. Этот принцип включает в себя гласность деятельности всех субъектов политики. Это все должно обеспечиваться свободой средств массовой информации.

3. Демократическое государство предполагает подчинение меньшинства большинству при принятии любых решений.

4. Избирательность органов государственной и местной власти.

5. Гарантии прав национальных меньшинств, предупреждение дискриминации по какому-либо признаку.

6. Существование и свободное функционирование политической оппозиции.

7. Власть в демократическом государстве должна обязательно быть разделена (законодательная, исполнительная и судебная).

Что такое правовое государство?

Впервые проанализировать и обосновать с юридической точки зрение это понятие удалось Р. фон Молю. Он определил, что демократическое правовое государство основано на закреплении в конституции прав и свобод граждан и обеспечении их защиты законом и судом. Следует отметить, что изначально не всеми учеными признавались реальность и возможность воплощения в жизнь этой концепции. До сих пор некоторые исследователи отмечают слабость основ для такой формы государственности, в частности на постсоветском пространстве.

Для этой концепции характерно признание верховенства права над властью. При этом признаются:

1) приоритет личности и общества над государством;
2) реальность прав и свобод каждого гражданина;
3) взаимная ответственность государства и личности;
4) независимость и авторитет суда;
5) связанность власти правом.

Что такое социальное государство?

В истории формирования концепции социального государства можно выделить три основных этапа. Первый характеризуется принятием в различных странах таких политических решений, которые открыли путь к его формированию. На этом этапе в работах Пренса и Шершеневича впервые появилось понятие «демократическое социальное государство». Его определение было сформулировано Хеллером в XX в. Кроме того, в это время в области внутренней политики государства начинает выделяться социальная.

Второй этап - начало-средина XX в. Этот период характеризуется появлением двух традиций утверждения социальной модели государства. Первая как сборное понятие была реализована в Германии, вторая как фундаментальный принцип конституционного строя - во Франции, Испании.

Третий этап - формирование социального права. В это время появляются специальные документы, регулирующие отношения в данной области.

Признаки социального государства

1. Демократическое государство с развитым гражданским обществом. Наличие эффективной правовой системы.

2. Наличие юридической основы. Она выступает в форме социального законодательства, которое отвечает принципам справедливости и быстро реагирует на изменения в обществе.

3. Наличие сбалансированной экономической основы. Она выступает в форме развитого социально ориентированного рыночного хозяйства.

4. Государство заботится о защите основополагающих гражданских прав.

5. Гарантии социальной безопасности населения страны. При этом граждане, благодаря своей активности, сами обеспечивают себе необходимый уровень материального положения.

Монархия . На политической карте мира существует несколько государств с такой формой правления. Это конституционные (парламентские) монархии: Великобритания, Бельгия, Испания, Норвегия, Япония и Швеция. Они являются демократическими государствами. Власть монарха в этих странах значительно ограничена, и основными вопросами общественной жизни занимаются парламенты.

Республика . Различают несколько видов государств с такой формой правления.

Парламентская республика характеризуется приоритетом высшего законодательного органа. Среди таких стран Германия, Греция, Италия. Правительство в этих государствах формируется парламентом и отвечает только перед ним.

В президентской республике глава государства избирается народом. Он сам формирует правительство с согласия парламента.

Реализация принципов демократического государства на примере России

Россия - демократическое государство. Об этом сказано в Конституции страны. Представительская демократия в России обеспечивается выборностью Государственной думы и законно обусловленным формированием Совета Федерации. Кроме того, в стране реализуется такой признак демократического государства, как гарантии и признание основополагающих прав и свобод человека.

Россия по своему устройству является конституционно-правовой федерацией. Это означает, что отдельные части страны (территории) располагают определенной самостоятельностью. Субъекты такой федерации равноправны.

Россия - демократическое государство, которое обеспечивает гарантии прав и свобод человека, реализует принцип идеологического и политического разнообразия и т.д.