Граф Дракула - кто он? Величайший вампир мировой культуры.

Дракула – вампир?

Вот умер человек. Кладем его в могилу -

И вместе с ним добро, что сделать он успел.

И помним только то, что было в нем дурного.

Уильям Шекспир

Сказания, хроники, летописи, легенды… Во всех этих источниках Влад Дракула предстает как жестокий правитель, тиран. Но откуда взялись легенды о том, что он был вампиром?

Возможно, вас ждет разочарование, но настоящий Дракула кровь не пил. В Румынии, где историю правления этого князя дети изучают в школах и установлен памятник валашскому господарю Владу Цепешу, а его именем назван небольшой город под Бухарестом, это знает практически каждый. Возможно, правителем он был жестоким. Источники утверждают, что он жег, сдирал кожу, вспарывал животы, отрубал руки и ноги, отрезал носы, забивал гвозди в голову и конечно же в огромных количествах сажал на кол. Но чтобы пить кровь…

Оклеветал Влада ирландец Брем Стокер, когда писателю понадобилось имя для главного героя его нового романа о вампирах. Знакомый будапештский профессор, ставший в награду за содействие в написании книги прототипом борца с вампирами в романе, подсказал автору имя Дракулы, репутация которого соответствовала колориту романа.

Роман вышел в 1897 году и стал бестселлером. Затем образ вампира графа Дракулы был подхвачен кинематографом и благодаря своей эффектности стал чрезвычайно популярен. Количество фильмов о Дракуле исчисляется сотнями, и все время появляются новые. Естественно, кинообраз бесконечно далек от реального облика исторического Цепеша.

Далек от реального облика Дракулы и герой Стокера. Кроме имени и приблизительного места действия, ничего реального в романе не осталось. Дракула назван в романе графом, хотя даже еще не будучи господарем, то есть князем, он имел право на титул герцога. Местом его жительства в романе названа Северная Трансильвания, а в реальности Влад был связан в основном с южными районами этой страны, был господарем в Валахии. Никакие легенды никогда не связывали Дракулу с вампиризмом, хотя с его именем ассоциировались мифы об оборотнях, которые в XIX веке переплелись с мифами о вампирах.

Впрочем, Стокер писал свой нашумевший роман не на голом месте, он опирался на тот же самый фольклор, сбору которого посвятил немало времени и сил. Возникли ли эти легенды при жизни Влада Цепеша – или это произошло позже?

В упоминавшемся русском «Сказании о Дракуле воеводе» есть немало мистических моментов: например, там рассказывается такая история: «Изготовили мастера для него (Дракулы) железные бочки; он же наполнил их золотом и погрузил в реку. А мастеров тех повелел изрубить, чтобы никто не узнал о его окаянстве, кроме тезки его дьявола». Казалось бы, в сопоставлении с прочими описываемыми деяниями Дракулы, убийство им мастеров кажется ординарным злодейством, и можно недоумевать, почему именно здесь автор «Сказания» вспоминает о дьяволе. Дело, вероятно, в том, что этот эпизод указывает на колдовские, сатанинские качества воеводы. Ведь, согласно фольклорным представлениям, клады прячут разбойники и колдуны, разбойники используют волшебные предметы, едят человеческое мясо, умеют превращаться в зверей и птиц, им ведомы запретные слова, которым повинуются люди, животные и предметы. Фольклорные грабители не только умеют грабить, они знают, как хранить награбленное. Такое знание доступно не всякому смертному, и, судя по фольклорным текстам, это знание – волшебное. На Руси также бытовало поверье, что клады прячут с зароком и даются тому только, кто исполнит зарок, а согласно румынским преданиям, одной из причин неупокоенности мертвеца бывают спрятанные им при жизни сокровища. С помощью приведенного эпизода автор «Сказания» как бы подчеркивает, что валашский господарь не просто тезка дьявола, но и действует словно колдун, по определению с дьяволом связанный. Так что история закапывания Дракулой клада с последующим убийством свидетелей перекликается с целым пластом подобных историй о колдунах.

Интересным кажется и то, что в поздних легендах о смерти Дракулы источники на удивление единодушны относительно того, что стало с телом князя после смерти: его проткнули насквозь, а затем отсекли голову – по одной из версий, чтобы отправить турецкому султану в знак преданности. Однако любой поклонник жанра ужасов знает, что именно так и следует поступать с телами вампиров. Стала популярной и легенда о том, что Дракулу монахи захоронили так, чтобы входящие попирали прах ногами.

Еще одной причиной, по которой распространилось мнение о том, что Дракула стал вампиром, явился сюжет о переходе Влада в католичество. Документальных подтверждений тому нет, напротив, Цепеш был похоронен не как католик, но как православный, в монастыре. Но, тем не менее, распространилась легенда о том, что томившийся в тюрьме володарь был вынужден принять католичество, чтобы получить свободу. Авторам немецких печатных брошюр это его деяние послужило поводом к некоторому оправданию Дракулы, в соответствии с распространенным сюжетом о злодее (разбойнике, тиране), исправившемся после крещения и покаяния. У румын же, напротив, существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры, непременно становится вампиром, ведь переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное причастие – привилегия клира. Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать «ущерб», а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ «компенсации» выбирается по дьявольской подсказке. В XV веке тема вероотступничества была очень актуальна. Именно тогда, например, гуситы воевали со всем католическим рыцарством, отстаивая «право Чаши» (т. е. право причащаться Кровью Христовой, будучи католиками-мирянами), за что их и прозвали «чашниками». Борьбу с «чашниками» возглавлял император Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда, когда отец Дракулы стал «рыцарем Дракона».

Получается, что зловещая репутация вампира могла складываться еще при жизни валашского воеводы. Современники вполне могли видеть в Дракуле упыря, однако следует учитывать, что их представление о вампирах существенно отличалось от нынешнего, сложившегося благодаря литературе и кинематографу. В XV веке упыря считали колдуном, чернокнижником, обязательно заключившим союз с дьяволом ради благ мирских. Такому колдуну-вампиру кровь нужна для совершения магических обрядов. К примеру, современник Дракулы знаменитый Жиль де Рэ, маршал Франции, вошедший в историю благодаря изуверским казням и пыткам, подозревался в колдовстве: предполагалось, что он, будучи магом, использовал кровь и внутренности жертв. Не исключено, что и кровавые расправы Влада Цепеша воспринимались аналогично – колдуну-вероотступнику тем более полагалось быть изощренно жестоким, сладострастно экспериментировать с человеческим телом и кровью. Любопытная параллель есть и в русской литературе: колдун-оборотень из повести Гоголя «Страшная месть» – вероотступник, причем перешедший именно в католичество, и он, подобно Дракуле, хранит в земле несметные сокровища.

Не следует легкомысленно относиться к легендам, ведь еще несколько десятилетий назад подобное отношение к вампирам вообще вызвало бы негодование у многих жителей Трансильвании. Для них и их предков вампир (он же упырь, вурдалак, вукодлак) вовсе не был страшной сказкой. Он часто воспринимался гораздо прозаичнее – как вполне конкретная напасть, нечто вроде смертельно опасной заразной болезни. Именно в Трансильвании и прилегающих к ней областях Южной Европы люди на протяжении столетий верили в существование живых мертвецов и приводили в подтверждение своей веры множество случаев, нередко подтвержденных десятками свидетелей.

Если обобщить эти, в общем-то, похожие истории, вырисовывается следующая картина. Вампирами, как правило, становятся люди, отрекшиеся от Христа, но захороненные в земле, освященной по христианскому обряду. (А так, по легенде, и обстояло дело с Владом Цепешем.) Они не могут найти упокоения и мстят за это живым. Интересно, что вампиры предпочитают нападать на своих родственников и близких друзей.

Вампиризм в представлениях жителей Трансильвании действительно напоминает заразную болезнь – укушенный вампиром после смерти сам превращается в вампира. Интересно, что описаны случаи передачи вампиризма через животных. След от укуса напоминает укус пиявки, только расположен на шее или в области сердца. Если не принять своевременных мер, пострадавший начинает быстро терять силы и умирает без иных видимых причин через одну – две недели. Меры же для лечения человека, подвергшегося нападению вампира, народная традиция предлагает довольно специфические. Это отнюдь не цветы чеснока, крест и оградительные молитвы, как в романе Стокера. В Южной Европе главным и самым действенным средством в такой ситуации считалась земля с могилы вампира, перемешанная с его кровью. Этим снадобьем следует натереть место укуса, а самого вампира обязательно уничтожить. Но его сначала нужно обнаружить. Для этого достаточно раскопать все подозрительные могилы, там и скрывается вампир, которого несложно отличить от обычного мертвеца. Тело вампира не подвержено тлению и трупному окоченению, конечности сохраняют гибкость, глаза обычно открыты. У него продолжают расти ногти и волосы, а во рту полно свежей крови.

Самым испытанным и распространенным средством уничтожения вампиров в Трансильвании, как и во многих иных местах, считается осиновый кол, который нужно загнать упырю в сердце. Однако не всегда данная мера оказывается достаточной. Поэтому кол обычно сочетают с отрубанием головы и последующим сожжением трупа. Стрельба же серебряными пулями у «знатоков» считается не более чем нелепыми дилетантскими фантазиями в стиле голливудских вестернов. Интересно, что в рассказах о появлении вампиров и борьбе с ними крайне редко можно встретить упоминание о священнике и практически отсутствует обращение к церковным Таинствам как средству защиты от живых мертвецов. Похоже, все связанное с вампирами и верой в их существование есть порождение наиболее темной стороны народной фантазии, по сей день тесно связанной с язычеством. Вместе с тем, иногда рассказы о вампирах и их жертвах становятся формой проявления народного юмора. Так, наряду с многочисленными зловещими преданиями, известен рассказ о трусливом крестьянине, которому случилось поздно вечером возвращаться домой мимо деревенского кладбища. Поравнявшись с крайними могилами, он услышал, как кто-то грызет кость. Крестьянин страшно испугался, решив, что слышит звуки, сопровождающие ужасную трапезу вампира. Вспомнив средства, рекомендованные в таких случаях, наш храбрец решил подобраться поближе и натереться землей с могилы предполагаемого вампира. Осторожно пробираясь на звук по кладбищу, он действительно увидел разрытую яму. Затаив дыхание, крестьянин подошел ближе и увидел собаку, которая грызла кость. Едва он успел облегченно вздохнуть, как собака, решившая, что пришелец хочет отнять кость, бросилась на него и укусила за руку. На сюжет этого народного анекдота А. С. Пушкин написал шутливое стихотворение «Вурдалак».

Трусоват был Ваня бедный:

Раз он позднею порой,

Весь в поту, от страха бледный,

Чрез кладбище шел домой.

Бедный Ваня еле дышит,

Спотыкаясь, чуть бредет

По могилам; вдруг он слышит, -

Кто-то кость, ворча, грызет.

Горе! малый я не сильный;

Съест упырь меня совсем,

Если сам земли могильной

Я с молитвою не съем.

Что же? вместо вурдалака -

(Вы представьте Вани злость!)

В темноте пред ним собака

На могиле гложет кость.

Шутки – шутками, легенды – легендами, но окончательно Влад Цепеш стал вампиром все-таки с легкой руки Брема Стокера, в конце XIX века. Это было время, когда писатели активно использовали народные сказания и древние источники как основу для своих произведений. Сам Стокер долгое время исследовал народные поверья, чтобы использовать их в романе, знакомился с историческими источниками. Интересно, что в это же время к «вампирской» теме обратились еще два, несомненно, куда более талантливых писателя: Проспер Мериме и Алексей Константинович Толстой. Однако их «Локис» и «Упырь» не повлекли за собой такой длинной череды продолжений, перепевов, экранизаций, как «Дракула» Стокера. Его успех обусловлен отнюдь не только литературными достоинствами книги, а потрясающим, стопроцентным попаданием в выборе героя – своеобразным обаянием настоящего Влада Цепеша, господаря валашского Дракулы.

Благодаря многочисленным экранизациям романа Стокера образ Дракулы стал своего рода символом Трансильвании. На месте, где якобы находилось жилище Влада, сооружен «средневековый» замок. В нем ежегодно проходит международный фестиваль Дракулы. Конечно, этот фестиваль не имеет ничего общего с ужасами настоящей «черной мессы» и больше напоминает знаменитый американский Хэллоуин. В Румынии сооружен огромный «Дракулаленд», в котором можно приобщиться к развлечениям в стиле хоррор… Так Дракула из национального героя почти официально превратился в своеобразный румынский бренд. Город, в котором родился Влад Цепеш – Сигишоара – стал вселенской столицей вампиризма.

Дракуломания ширится и притягивает и ученых. Так, в 1994 году группа румынских историков учредила «Трансильванское общество Дракулы» – «ассоциацию, стоящую вне политики и стремления получать доходы, но целиком посвященную анализу феномена проникновения в Румынию западноевропейского мифа о Дракуле». Хотя меркантильные вопросы оказались историкам все же не чужды, поскольку большинство туристических маршрутов по «следам боевой славы» Влада Цепеша находится в ведении общества. «Общество Дракулы» раз в четыре года проводит в Сигишоаре весьма представительный международный научный конгресс. Еще бы – одних только клубов поклонников графа в мире насчитывается более 4 тысяч!

Мифическому Дракуле посвящено множество романов и повестей, статей в газетах и журналах, и даже множество томов научной литературы. Фильмография «Дракулиады» на сегодняшний день насчитывает около сотни картин – от экранных шедевров до откровенных пародий. Не говоря уже о множестве ролевых компьютерных игр вроде «Камарильи», «Маскарада», «Дракулы» и прочих.

Но как бы не распространялся масскультурный миф о «графе Дракуле», все-таки не стоит забывать, что Влад Цепеш был реальным историческим правителем, человеком неординарным и неоднозначным, непохожим ни на одного из своих экранных и литературных героев. Взгляните на прижизненный портрет Дракулы. Человек, изображенный на холсте, совсем «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. В выражении его лица, отмеченного печатью глубокого ума и твердой воли, есть что-то философское, а сочетанием улыбающихся глаз и саркастической складки рта он напоминает Монтеня (если судить по дошедшим до нас портретам последнего), жившего веком позже. Привлекают внимание большие, страдальческие, красивые глаза Влада. Можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения, что он скорее мученик, нежели изверг, жертва, а не палач.

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Неизвестная война. Тайная история США автора Бушков Александр

4. Вампир с Библией в руке Джон Браун родился в Коннектикуте – то есть был пуританином в квадрате. Все его отрицательные черты родом прямехонько из пуританства: фанатизм, убежденность в «богоизбранности», лютая нетерпимость к чужим убеждениям и лютая вера в святую

Из книги Повседневная жизнь Берлина при Гитлере автора Марабини Жан

Der Blutsauger, «вампир» Гражданское население столицы, измученное «битвой за Берлин», которая длится непрерывно с конца 1943 года, весьма скептически относится к возможности победы рейха. Берлинцам уже грезятся Invasion und Vergeltung, «вторжение и возмездие» (союзных армий). Их

автора Мансурова Татьяна

Средневековый вампир В 2006 году в Венеции, на острове Лаззаретто-Нуово, итальянские археологи проводили раскопки огромной могилы, в которой находилось более полутора тысяч останков горожан, погибших от эпидемии бубонной чумы 1576 года. Ученые обратили внимание на хорошо

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Граф Дракула ни в чем не виноват? А как же самый известный «вампир всех времен и народов» – граф Дракула? Хотя правильнее говорить не граф, а князь – именно такой титул носил правитель Валахии Влад Дракула, живший в середине XV века. Свою сомнительную славу «величайшего

Из книги Дракула автора Казаку Матей

Глава девятая Вампир в Румынии Официально вампиры появились в румынском обществе в середине XVII века, почти в то же время в Молдавии (1644) и в Валахии (1652). В Трансильвании, которая хотя и была автономным княжеством, тем не менее платила дань туркам с XVI века, первый случай

Из книги Дракула автора Казаку Матей

Заключение Влад Дракула, вампир? В финале этого исследования встаёт последний вопрос: так был ли Дракула вампиром или нет?Первым доказательством можно считать его прозвище, Дракула, смысл которого в словах drac, дьявол. Дьявол был главарём всех вампиров в полном смысле

Моему дорогому другу Хомми-Бегу

Последовательность, в которой представлены эти бумаги, станет понятна по мере их прочтения. Все ненужное опущено, чтобы эта история, сколь бы невероятной она ни казалась по современным меркам, выглядела как бесспорный факт. Здесь нет ни слова о прошлом, в отношении которого можно заблуждаться, но все отобранные свидетельства зафиксированы по горячим следам и отражают точку зрения и меру понимания участников событий.

© И. С. Веселова, составление, комментарии, 2014

© А. Парфенова, вступительная статья, 2014

© ЗАО Фирма «Бертельсманн Медиа Москау АО», издание на русском языке, художественное оформление, 2014

«Дракула» Брэма Стокера

Роман «Дракула» Брэма Стокера никогда, за более чем столетнюю историю, не переставал печататься. Невероятная популярность, которую он обрел после первой же публикации в 1897 году и которая продолжает жить и эволюционировать с каждой новой версией, является вполне закономерным явлением. В основе романа лежат образы и идеи, которые делают его привлекательным и интригующим для читателей любой эпохи, и даже для нас, живущих спустя столетие после смерти автора.

Своим статусом культового жанрообразующего романа западноевропейской литературы «Дракула» обязан не только острым поворотам сюжета. Роман является глубоким погружением в темы, которые всегда будут волновать людей. В нем есть всё: стереотипы массовой культуры, Фрейд, Юнг, табуированные в Викторианскую эпоху темы женской сексуальности и гомосексуализма. Стокер исследует природу иррационального страха, заглядывает в лицо самому корню зла и видит в нем объект сочувствия. Он играет с читателем, уводя его все дальше и дальше в лабиринт голосов и воспоминаний, стирая границу между реальностью и городской легендой.

Роман «Дракула», как и сам граф, таит в себе множество секретов и скрытых смыслов. Для того чтобы понять секрет его нестареющей популярности, нужно заглянуть в его истоки.

Стокер собирал материалы и писал «Дракулу» в течение семи лет, о чем свидетельствуют его дневники. Однако некоторые исследователи творчества знаменитого ирландца находят предпосылки к написанию «Дракулы» еще в раннем детстве писателя.

Рожденный в 1847 году в Дублине в семье государственного служащего и писательницы, Абрахам «Брэм» Стокер рос болезненным ребенком. Его мать много времени проводила у его постели, развлекая мальчика кельтскими легендами о кровожадных божествах и духах потустороннего мира. Эти рассказы впервые зародили в юном писателе мысль о том, что в современном мире есть место необъяснимому потустороннему злу. Хотя в ирландских мифах нет вампиров, ими изобиловало бульварное чтиво того времени. Так называемые «копеечные ужасы» – дешевые издания, полные крови, живых мертвецов и испуганных юных девиц, были весьма популярны в то время. Начавшаяся в 1870 году реформа образования способствовала повсеместному повышению уровня грамотности в Британии, однако никак не прививала массам вкус к высокой литературе. Даже если Стокер и не читал сами брошюры, он, безусловно, был знаком с их первоисточниками – готическими романами начала ХIX века.

Став взрослым, Стокер увлекся литературой и театром, чему сильно способствовала его близкая дружба с Оскаром Уайльдом и женитьба на молодой актрисе, легендарной дублинской красавице Флоренс Балкомб. Через пять дней после свадьбы, в 1878 году, Стокер переезжает в Лондон и становится управляющим театром «Лайсиум», звездой которого является еще один его близкий друг – актер Генри Ирвинг. Ирвинг – фигура таинственная и неоднозначная. Современники говорили о нем, что актер одним только взглядом мог зомбировать целый зал зрителей. Ирвинг прославился благодаря ролям Мефистофеля и Ричарда III. Он был высоким и субтильным, с пронзительным взглядом и седыми висками, чем сильно напоминал описание самого графа, которое Стокер дает в «лондонских» главах романа, после преображения Дракулы из безобразного старика в мрачного обитателя Лондона.

Тем временем тема жестокого и сверхъестественного набирает все большую популярность в массовой культуре. Один за другим в свет выходят «Странная история Доктора Джекила и Мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона и «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Пускай ни один из этих сюжетов не связан напрямую с вампиризмом, оба романа пронизаны идеей персонифицированного зла и урбанистической готикой. В 1888 году на улицах Лондона начинает орудовать Джек Потрошитель.

Несмотря на большую занятость на своей работе в театре и семейную жизнь, Стокер всегда находил время, чтобы писать. «Дракула» – его пятый роман. Ни один из предыдущих не имели ни успеха, ни признания у критиков, но писатель не сдавался. Он посвятил «Дракулу» своему другу и редактору, модному викторианскому писателю Холлу Кейну.

Стокер подошел к сбору материала очень серьезно. «Дракула» написан в очень модном в Викторианскую эпоху эпистолярном жанре. Эту повествовательную модель он выбрал неслучайно. Она позволила автору слой за слоем раскрывать свой замысел, она дала роману заговорить голосами всех главных персонажей, кроме самого Дракулы, тем самым сделав его еще более загадочным.

В 1890 году Стокер с семьей проводит отпуск в приморской деревушке Уитби в графстве Северный Йоркшир. Именно там, в местной библиотеке, он натыкается на пересказ биографии своего будущего героя. Стокер прославил эту деревню, сделав ее местом первой высадки Дракулы на берега Англии в виде огромного пса. В найденной им статье рассказывалось про Влада II по прозвищу Дракон и его сына Влада III, сына Дракона, получившего в народе прозвище Цепеш за свою невероятную жестокость. Слово «дракон» на древнерумынском языке звучало как «дракул».

Первоначально главного героя романа звали граф Вамир. Стокер переименовал его в последний момент. Кто знает, было ли это случайностью или внезапным озарением, но само слово «дракула», такое непривычное, незнакомое, экзотическое для англоязычного читателя, на много столетий вперед стало синонимом ужаса.

Стоит заметить, что в исторических источниках нет никаких записей о том, что граф действительно пил человеческую кровь. Да и рассказы о его невероятной жестокости, вполне возможно, были преувеличены летописцами в силу политической ситуации в Восточной Европе того времени. Однако источники неоднократно упоминают о пристрастии Влада III к пыткам и наказаниям. В частности, к «очищению» согрешивших до свадьбы девиц с помощью каленого железа и поеданию предателями собственных детей в наказание за государственную измену. Да и чего еще ожидать от политического лидера Средних веков, чей век почти всегда был кровавым и коротким, а главным оружием был страх.

Дракула Стокера – сборный портрет. От Влада-старшего он взял прошлое великого воина-полководца, а от младшего – непреступную крепость и кровавый след в истории. Однако Стокер сделал то, что до него не делал никто из авторов викторианских ужасов, – он сделал своего героя реальным. Именно то, что граф Дракула действительно жил, дышал и наверняка убивал, делает его таким страшным, волнующим и многогранным и отличает от любого мифа.

Вампиры до «Дракулы» – это разлагающиеся ходячие мертвецы, терроризирующие далекие аббатства и не имеющие ничего общего с тем привлекательным гламурным образом, ставшим стереотипом в наши дни. Именно Стокер избавил вампиров от когтей и лишних волос, научил их говорить и очаровывать, дал им власть над умами и длинный черный плащ с алой подкладкой. Он же научил мир, как справиться с вампиром. В одной из глав романа доктор Ван Хелсинг подробно описывает необходимые атрибуты охотника: святая вода, распятие, чеснок, серебро. Целиться обязательно в сердце, а потом отрубить голову.

Когда роман вышел в свет, вот что написали о нем в «Манчестер Гардиан»: «Человечество больше не страшится монстров и сверхъестественного. Хоть мистер Стокер и подошел к теме с большим энтузиазмом и мастерством, роман производит впечатление скорее пародии и гротеска, чем ужаса… Целый роман о средневековых страшилках – большая ошибка с точки зрения художественного замысла».

Маленький остров посреди озера Снагов, что в двадцати километрах от Будапешта, является местом рождения знаменитого Дракулы. Здесь он и похоронен. Местные жители уверяли побывавшего там корреспондента польского журнала “Впрост”, что по ночам Дракула переплывает с острова на берег в поисках новых жертв.

Но старик сторож вступился за Дракулу. Он показал заброшенную церквушку, где хранится надгроб­ная плита с могилы этого челове­ка, повсеместно считающегося вампиром. В XVI веке митрополит Филарет приказал стесать с нее даты и имя, а затем распорядился положить ее в церкви так, чтобы на нее обязательно наступал схо­дящий с алтаря священник — “для ночного попрания”. Внутри церк- нушки сегодня сыро и мрачно. На стенах — потемневшая от времени роспись, на полу — полувыщербленные плиты. Самая большая (та самая) — у алтаря. И никаких чере­пом под ногами, ни бросающего и дрожь ужаса…Журналисту даже немного обидно стало за вампира. Но был ли он вампиром?

ПАЛАЧ, НО НЕ КРОВОПИЙЦА:
В 1430 году у князя Валахии родился сын Влад III. Сам отец был прославленным и неустрашимым воином, за что его и прозвали Дракул (Дракон). Когда Влад под­рос, он нарек себя Дракулой (сы­ном Дракона). Судьба его в чем-то напоминает судьбу римского императора Калигулы. Тот тоже не повторил подвигов своих предше­ственников на троне, зато вошел в историю как беспощадный и изощренный палач своих соотече­ственников. Так и князь Влад, уже будучи взрослым, завоевал себе прозвище Цепеш (сажатель на кол). Впрочем, в то время (а это был разгул инквизиции) пытать и уби­вать политических противников было обычным делом. Вот Влад и прославился по этой части большой изобретательностью. Он са­жал своих жертв на кол через рот вниз головой, протыкал кольями сбоку, сзади, через грудь, пу­пок. В своей резиденции в Снагове Дракула казнил около ста ты­сяч человек. Истории о выходках трансильванского князя разош­лись по всей Европе еще при его жизни.

Однако, несмотря на много­численные убийства, по-настоя­щему вкуса крови Дракула так и не попробовал. А румынские ис­торические хроники даже называ­ют его национальным героем за организацию обороны Трансильвании от турок.

Бессмертный же Дракула-вампир “родился” на четыре века поз­же. В 1897 году никому тогда не известный ирландский писатель Брэм Стокер издал роман “Драку­ла”, в котором зачем-то понизил князя в звании до графа (впрочем, графский титул был тогда в Евро­пе моднее княжеского). Роман стал популярным. Его перевели чуть ли не на все языки мира, за исключением разве что нанайско­го. После этого вампирские рома­ны стали выходить из-под пера разных писателей, как говорится, пачками. А с появлением кино эта тема стала наиболее модной, при­чем эта мода не затухает до сих пор.

Почему же у Стокера Дракула стал кровопийцей? Может быть, тогда в Трансильвании водились другие вампиры, страсти которых писатель приписал Владу? Но нет. Исторические хроники свидетель­ствуют лишь о том, что тогда же в тех местах жила графиня Эржабет, которая по примеру Клео­патры убивала своих молодых слу­жанок, чтобы омываться их кро­вью, потому что верила, что это предотвращает старость. Чтобы наполнить ванну, она убивала до тридцати девушек, тела которых потом тайно хоронили. Кстати, этих девушек забирали у родите­лей якобы для обучения в дом молодой образованной графини. Естественно, родители больше никогда не видели своих чад. Ког­да преступления Эржабет были разоблачены, ее судили и по приговору заживо замуровали в одном из подвалов ее же замка, о чем сохранились официальные документы. Изучение этих доку­ментов историками позволило сделать вывод, что Брэм Стокер их читал и даже использовал в процессе написания романа “Дра­кула”. Но ни князь Цепеш, ни Эржабет Баторий не пили кровь своих жертв. Что ж, Стокер имел право на художественный вымы­сел для усиления пугающего эф­фекта своего произведения. Беда в том, что некоторые слишком впечатлительные читатели вос­приняли роман как руководство к действию.

КЛУБЫ ПОКЛОННИКОВ:
До выхода романа Брэма Сто­кера вампиры повсеместно счита­лись неполноценными существа­ми, живущими на кладбищах и болотах, где они и подлавливали случайных прохожих. Стокер при­дал своему Дракуле подчеркнутый аристократизм и скрытую сексуаль­ность, то есть две составляющие притягательности. И недаром в конце XIX века экзальтированные читательницы настолько сходили с ума по кровожадному герою, что в моду вошли смертельная блед­ность кожи и подчеркнутая худо­ба. Одновременно начали появ­ляться многочисленные клубы дра- кулофилов. Существующий до сих пор Нью-Йоркский центр Дракулы выпускает посвященные ему пе­риодические издания (справочни­ки, бюллетени, дайджесты). А в Сан-Франциско известный вампи- ролог Джон Веллитуни издает “Джорнел оф вампиролоджи”. Об­щество графа Дракулы из Лос-Ан­джелеса занимается изучением средневековых вампиров и печа­тает годовые отчеты о своей дея­тельности. Появилась даже отдель­ная наука — конспирология. Она занимается изучением всяческой нечисти: вампиров, оборотней, вурдалаков, упырей и т.п. Сло­вом, поклонники литературного Дракулы, ученые и просто люби­тели острых ощущений — по жиз­ни нормальные люди, которые не имеют ничего общего с кровавы­ми трапезами.

РЕАЛЬНЫЕ ВАМПИРЫ:
Но, как уже говорилось, тво­рения Брэма Стокера и его лите­ратурных последователей стали своего рода инструкцией для лю­дей с поврежденной психикой. Так, в американской прессе было опубликовано интервью с некоей госпожой Пресли. Она открыто признала, что предлагает мужчи­нам секс в обмен на порцию их крови. По. ее словам, она надре­зает руку “донора” с внутренней стороны и очень осторожно выса­сывает кровь.

А вот история юного вампира, который наверняка не читал роман Стокера. Это южноафриканский мальчик, обиженный природой: у него лысая голова, кошачьи глаза и чешуйчатая кожа. Так вот, ког­да он видит обнаженные руки лю­дей, то норовит вцепиться в них зубами.

В былые времена у нас было бы официально заявлено, что все это — выкрутасы разлагающегося империализма, а в нашей стране такое невозможно. Оказывается, возможно. Взять хотя бы Николая Джумгалиева, которого еще 25 лет назад в Институте Сербского признали невменяемым. Этот че­ловек служил в десантных войсках, затем возглавлял пожарную коман­ду, а в конце концов докатился до вампиризма и каннибализма. В архивах МВД сохранились протоколы его допросов. Так вот, на одном из них он в сердцах заявил следователю: “Эх, начальник, если бы ты попробовал крови, ты бы понял, что это такое”. А еще из этих протоколов следует, что к вампиризму Николая толкнуло зна­комство с книгой “Черный туман”. Это редкая магическая книга ор­дена средневековых восточных тамплиеров, которые известны как сатанисты, практиковавшие кровавые ритуалы. Кровь они бра­ли у смертельно напуганных лю­дей, и считалось, что она вызы­вала у пьющего диаметрально противоположные чувства: уверен­ность в себе, сознание собствен­ного мужества, ощущение силы.

Джумгалиев давно изолирован. Но практика показывает, что пос­ле его “ухода от дел” вампиризм в России не прекратился. Вот изложение милицейского протокола тех времен, когда сту­дентов и интеллигенцию еще по­сылали на картошку. Во время сельскохозяйственных работ один питерский студент набросился на своего товарища и жестоко поку­сал его. Покусанного доставили в больницу, а виновника — в мили­цию, где он ничего не мог вспом­нить о случившемся. В ходе даль­нейших допросов выяснилось, что книгу “Черный туман” он не толь­ко не читал, но даже и не знает о ее существовании.

Стало быть, не литература тол­кает людей к кровопитию. А что же? Одно из объяснений вампи­ризму попытался дать канадский ученый Джон Дольфин. Он назвал его следствием генетического сбоя, который приводит к скоп­лению под кожей пигмента пор­фирита. Такие люди боятся солн­ца, имеют искаженные черты лица. В равновесие организм при­водит только потребление гемо­глобина в большом количестве. Многие ученые считают это объяс­нение недостаточно проработан­ным. И потом тот же Джумгалиев и студент, попытавшийся испро­бовать крови своего однокурсни­ка, действовали средь бела дня, да и лица у них совсем не были искаженными. Словом, вампиризм до сих пор остается для науки загадкой. Не по силам пока ее разрешение и спе­циалистам, изучающим аномаль­ные явления. Так что ответа на вопросы, связанные с этим, ос­тается только ждать.

Дует сильный ветер, громыхает гром, Замок Дракулы время от времени вырисовывается на фоне черного неба, освещаемый яркими вспышками молний… И все это происходит в Трансильвании.

Почему же эта тихая область на северо-западе нынешней Румынии стала домом вампиров и самого Графа Дракулы? Почему реально существующий замок Бран считают и называют Замком Дракулы?

Граф Дракула

О кровососущих монстрах, вампирах, слагались легенды еще с античности. Персонаж же кровожадного графа появился значительно позже. Все началось в конце XIX века, когда ирландский писатель Брэм Стокер выпустил свою знаменитую книгу «Дракула». В этом произведении впервые появляется Граф Дракула, который в последствии становится самым популярным кинематографическим и литературным образом вампира.

Создавая свое бессмертное произведение, Стокер, скорее всего, черпал вдохновение в ирладских мифах о вампирах. Также на писателя имело влияние и вышедшее на 25 лет раньше, чем его «Дракула», произведение Шеридана ле Фаню «Кармилла», в котором идет рассказ о прекрасной вампирше.
Само имя «Дракула» было заимствовано у реально жившего человека - Влада III Дракулы (Влад Цепеш), известного своей ненормальной кровожадностью правителя средневековой Валахии (область сегодняшней Румынии). Во время работы над романом, Брэм Стокер основательно изучал историю и фольклор Трансильвании, а также постоянно брал в библиотеке книгу о правителях Валахии и Молдавии. Писатель собирал данные о Владе Дракуле.

В книге Стокера Граф Дракула обитал в замке недалеко от ущелья Борго в Трансильвании. Резиденция реального же человека, Влада Цепеша, ставшего прообразом Графа, находилась в Тырговиште, столице Валахии. Почему же книжный вампир жил в Трансильвании?

Замок Дракулы (Замок Бран)

Вполне возможно, Стокер в одной из изученных книг наткнулся на легенду о том, что Влад Цепеш нередко ночевал в замке Бран во время своих походов, а местность вокруг него была излюбленным местом охоты господаря Дракулы. При этом замок Бран находится как раз в Трансильвании, совсем не далеко от ущелья… Только это ущелье имеет другое название, нежели вымышленное Борго.
Именно поэтому теперь замок Бран и называют Замком Дракулы, хотя это здание никогда на самом деле не принадлежало знаменитому Владу Цепешу. Это название замок получил только в XX веке, после успеха «Дракулы», когда поклонники рассказов о вампирах отправились на поиски легендарного Замка и пришли к выводу, что замок Бран и есть прототип зловещего убежища монстра…

В наши дни Замок Дракулы является самым знаменитым и популярным в Румынии, и не только из-за таинственной связи с мрачным Графом. Готическая архитектура сооружения восхищает и завораживает. Замок возведен на вершине скалы и имеет необычную трапециевидную форму, с взмывающими к небу острыми башнями. Коридоры и залы замка Бран составляют таинственно-загадочный лабиринт, и все во внутреннем облике здания напоминает о тех далеких временах, когда жил Влад Дракула…
Что же представлял из себя Влад Цепеш, ставший прообразом «короля вампиров»?

Влад III получил прозвище Цепеш (колосажатель) за особую жестокость при расправе с подданными и врагами - Цепеш сажал провинившихся на кол. Прозвище же Дракул (переводится как «дракон») Владу досталось в наследство, от его отца Влада II, который состоял в элитном рыцарском ордене Дракона.

Влад Цепеш родился в 1431 году в небольшом городке Трансильвании - Сигишоаре. Когда Владу было 12 лет он попал в плен к туркам, которые в те времена вели постоянные войны с Венгрией, в том числе и с Трансильванией, тогда она была автономной частью этой страны. В плену Цепеш провел около 4х лет. Скорее всего, именно это событие так пагубно повлияло на психику будущего господаря Валахии.

Когда Владу исполняется 17 лет турки освобождают его и сажают на престол Валахии. Однако, уже через несколько месяцев Цепеш покидает престол под напором венгерского военного Яноша Хуньяди. Дракула бежит сначала в Молдавию, а потом в Венгрию и проводит около четырех лет в Трансильвании. В 1456 году Влад Цепеш вновь восходит на трон Валахии при помощи валашских бояр и венгров.
Владычество Дракулы длилось 5 лет. За это время, согласно рассказам современников, Влад Цепеш погубил огромное количество человек. Казни отличались неслыханной жестокостью и извращенностью, при этом существовало множество вариаций исполнения приговора. Мучения жертв Цепеша могли длиться по несколько дней, и практически все осужденные умирали в ужасных муках…

Также говорили, что Цепеш весьма жестоко расправлялся и со своими неверными женщинами, ради забавы мог убивать невинных людей, и самое страшное - Влад обожал принимать пищу в непосредственной близости от трупов, подвешенных на колах…

В 1462 году, благодаря действиям венгерского монарха Матьяша Корвина, Влад Цепеш вновь вынужден бежать в Венгрию, где вскоре по ложному обвинению в сговоре с турками Дракулу заключают под стражу. Влад проводит в тюрьме 12 лет.
Освободившись, Цепешу удается вернуть себе трон Валахии. Однако, через 2 месяца после этого, в том же 1476 году, Дракула погибает во время боя с османами недалеко от Бухареста. Существует не одна версия смерти Влада Цепеша: он мог погибнуть от рук врагов, также предполагают, что румыны приняли его за турка и закололи копьями. Наиболее вероятным историки считают, что Влада убили специально нанятые румынскими боярами люди.

После смерти Влада Цепеша в народе появилась легенда о том, что он превратился в вампира. На то были основания - бесчисленные жертвы монстра часто проклинали своего мучителя перед смертью, кроме того, Влад сменил веру. Этого, согласно фольклорным поверьям народов Карпат, вполне достаточно для посмертного превращения в вампира. Более того, по другой легенде, тело Дракулы вскоре после похорон исчезло из могилы.
Брэм Стокер, работая над своим творением, вероятно, узнал об этих легендах, и именно поэтому назвал своего героя Дракулой. К тому же, прозвище Влада III «Дракула» можно перевести не только как «дракон», но и как «дьявол».

Влад III, также известный как Влад Цепеш или просто Дракула, был легендарным воеводой-князем Валахии. Правил он княжеством три раза – в 1448 году, с 1456 по 1462 год и в 1476 году, во время начала периода османского завоевания Балкан. Дракула стал популярным фольклорным персонажем во многих странах Восточной Европы благодаря своим кровавым сражениям и защите православного христианства от вторжения османов. И одновременно является одной из самых популярных и кровавых фигур в истории поп-культуры. Холодящие кровь легенды о Дракуле известны практически всем, но каким же был настоящий Влад Цепеш.

1. Малая родина

Реальным историческим прообразом Дракулы был Влад III (Влад Цепеш). Он родился в городе Сигишоара, Трансильвания в 1431 году. Сегодня на его бывшем месте рождения построен ресторан, в который ежегодно стекаются тысячи туристов со всего мира.

2. Орден Дракона

Отца Дракулы называли Дракул, что означает “дракон”. Также согласно другим источникам, он имел прозвище “дьявол”. Подобное имя он получил, поскольку принадлежал к Ордену Дракона, который боролся с Османской империей.

3. Отец был женат на молдавской княжне Василисе

Хотя о матери Дракулы ничего не известно, предполагается, что в то время его отец был женат на молдавской княжне Василисе. Однако, поскольку у Влада II было несколько любовниц, никто не знает, кто же был настоящей матерью Дракулы.

4. Между двух огней

Дракула жил во времена постоянной войны. Трансильвания находилась на границе двух великих империй: Османской и австрийских Габсбургов. В молодости его заключили в тюрьму, сначала турки, а позже венгры. Отца Дракулы убили, а его старшего брата Мирчу ослепили раскаленными железными кольями и закопали живьем. Эти два факта сильно повлияли на то, каким мерзким и порочным Влад стал позже.

5.Константин XI Палеолог

Считается, что молодой Дракула провел некоторое время в Константинополе в 1443 году при дворе Константина XI Палеолога - легендарного персонажа греческого фольклора и последнего императора Византии. Некоторые историки предполагают, что именно там у него развилась ненависть к османам.

6. Сын и наследник Михня злой

Считается, что Дракула был женат дважды. Его первая жена неизвестна, хотя она, возможно, была трансильванской дворянкой. Она родила Владу сына и наследника, Михня злого. Влад женился во второй раз после того, как отбыл срок заключения в Венгрии. Второй супругой Дракулы была Илона Силадьи – дочь венгерского дворянина. Она родила ему двух сыновей, но ни один из них так и не стал правителем.

7. Прозвище “Цепеш”

Прозвище “Цепеш” в переводе с румынского означает “кольщик”. Оно появилось через 30 лет после смерти Влада. Влад III заработал свое прозвище “Цепеш” (от румынского слова țeapă 0 - “кол”), поскольку он убил тысячи турок жутким способом - сажая на кол. Об этой казни он узнал еще в подростковом возрасте, когда был политическим заложником Османской империи в Константинополе.

8. Злейший враг Османской империи

Считается, что Дракула виноват в гибели более ста тысяч человек (большинство из них – турки). Это сделало его злейшим врагом Османской империи.

9. Двадцать тысяч гниющих трупов испугали султана

В 1462 году, когда шла война между Османской империей и Валахией, которой правил Дракула, Султан Мехмед II бежал со своей армией, придя в ужас при виде двадцати тысяч гниющих трупов турков, насаженных на колья на окраине столицы княжества Влада, Тырговиште. Во время одной битвы Дракула отступил в близлежащие горы, оставляя за собой пленных, посаженных на колья. Это заставило турков прекратить погоню, поскольку султан не мог выносить зловония разлагающихся трупов.

10. Рождение легенды

Насаженные на колья трупы обычно выставляли в качестве предупреждения для других. При этом трупы были белыми, потому что кровь полностью вытекала из раны на шее. Именно отсюда пошла легенда, что Влад Цепеш был вампиром.

11. Тактика выжженной земли

Также Дракула стал известен тем, что при отступлении он сжигал за собой деревни по пути и убивал всех местных жителей. Подобные зверства творились для того, чтобы солдатам Оттоманской армии не было где отдыхать и чтобы не было женщин, которых они могли насиловать. В попытке очистить улицы столицы Валахии Тырговиште Дракула пригласил всех больных, бродяг и попрошаек к одному из своих домов под предлогом пира. В конце пира Дракула вышел из дома, запер его снаружи и поджег.

12. Голова Дракулы досталась султану

В 1476 году 45-летнего Влада в конечном счете схватили и обезглавили во время турецкого вторжения. Его голову привезли султану, который выставил ее на всеобщее обозрение на ограде своего дворца.

13. Останки Дракулы

Считается, что археологи, которые искали Снагов (коммуну недалеко от Бухареста) в 1931 году нашли останки Дракулы. Останки были переданы в исторический музей в Бухаресте, но позже они исчезли без следа, оставив тайны реального князя Дракулы без ответа.

14. Дракула был очень религиозен

Несмотря на свою жестокость, Дракула был очень религиозен и окружал себя священниками и монахами на протяжении всей своей жизни. Он основал пять монастырей, а его семья за 150 лет основала более пятидесяти монастырей. Изначально Ватикан хвалил его за защиту христианства. Однако впоследствии церковь выразила свое неодобрение жестокими методами Дракулы и прекратила отношения с ним.

15. Чудовищный правитель

В Турции Дракула считается чудовищным и подлым правителем, который казнил своих врагов мучительным способом сугубо ради собственного удовольствия.

16. Трансильванская субкультура

Дракула пользовался огромной популярностью во второй половине двадцатого века. Было снято более двухсот фильмов с участием графа Дракулы, больше, чем с любой другой исторической фигурой. В центре этой субкультуры лежит легенда о Трансильвании, которая стала почти синонимом страны вампиров.

17. Дракула и Чаушеску

Бывший президент Румынии Николае Чаушеску (1965 – 1989 годы) использовал Дракулу в своей кампании. Если быть точнее, он ссылался на патриотизм Влада в речи перед венграми и другими этническими меньшинствами в Трансильвании.

18. В Румынии нет вампиров

Вопреки распространенному мнению, вампиры не являются частью румынского фольклора и этого слова даже нет в румынском языке. Слово происходит от сербского “Vampyr”.

19. “Как лягушки”

Согласно книге “В поисках Дракулы”, Влад имел очень странное чувство юмора. В книге рассказывается о том, как его жертвы часто дергались на кольях “как лягушки”. Влад считал это забавным, и однажды сказал о своих жертвах: “О, какую великую грациозность они проявляют”.

20. Страх и золотая чаша

Для того, чтобы доказать, насколько его боялись жители княжества, Дракула поставил золотую чашу в середине городской площади в Тырговиште. Он позволил людям пить из нее, но золотая чаша должна была постоянно оставаться на своем месте. Удивительно, но за все время правления Влада к золотой чаше так и не прикоснулись, хотя в городе жило шестьдесят тысяч людей, большинство в условиях крайней нищеты.