Иисус христос и самарянка у колодца. Беседа господа с самарянкой

Мы видим Христа, беседующим с самарянкой у колодца Иакова на пути из Иерусалима в Галилею. Самария находится между ними и путь через нее – кратчайший, однако иудеи обычно избегали идти этим путем, а шли в обход, по Иорданской долине.

Точно также происходит и сегодня: на машинах с израильскими номерами ехать по территории Палестинской автономии, к которой относится Самария, небезопасно. А самаряне, как и тысячелетия назад: также закалывают на еврейскую Пасху ягнят на горе Гаризим, читают ту же Тору на древнем иврите. Если не замечать тех удобств, что принес технический прогресс и которыми пользуются и бедуины в пустыне, и австралийские аборигены, попадая на Пасху в Самарию, путешественник ощущает себя перенесенным в библейские времена до Рождества Христова, когда и возник раскол между самарянами и иудеями.

Это произошло, когда евреи, вернувшись из Вавилонского плена, обнаружили центральную территорию своей страны занятой народом, возникшим из смешения иудеев и язычников и весьма своеобразно исповедующим иудаизм. Возвращение иудеев из Вавилона самарян, считавших себя истинными потомками Авраама, не обрадовало, как и воссоздание Иерусалимского Храма: они считали, что поклоняться Богу правильнее на горе Гаризим, а не на горе Сион, о чем вспомнит самарянка, говоря со Спасителем. К этому их разговору мы сейчас и перейдем.

Итак – пишет евангелист Иоанн – приходит Он (Иисус) в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Для нас в этом нет ничего странного. Но любой житель Ближнего Востока был бы озадачен этим появлением. Это самое жаркое время суток, время послеобеденного отдыха. Девицы и женщины Востока средь бела дня на колодец не ходят: они предпочитают утренние и вечерние часы. То, что эта женщина приходит за водой в самое пекло, говорит о том, что у нее есть причины не встречаться с односельчанками, и по ходу дела оказывается понятно – почему. Но далее с точки зрения восточного человека, человека патриархальной культуры, происходит нечто еще более странное: Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

У Иисуса, в Котором пришедшая узнает паломника в Иерусалим, нет кувшина, чтобы зачерпнуть воды, у самарянки – есть, но она – самарянка.

Уважающий себя иудей вряд ли обратился бы к ней с такой просьбой: иудеи не едят и не пьют с самарянами, как не едят и не пьют с язычниками и явными грешниками, не пользуются с ними одной посудой (как старообрядцы-кержаки с «никонианами»): для них это – осквернение и едва ли не Богу Израилеву.

Разделять стол с язычниками и нечестивцами – значит, самому становиться язычником и нечестивцем. Отголосок этого убеждения мы находим в послании апостола Павла, запрещающего христианам есть с тем, кто, называясь братом (т.е. христианином) ведет распутную жизнь. Но есть и еще одно обстоятельство: держащийся общепринятых норм религиозной нравственности мужчина никогда не будет говорить с женщиной в отсутствие ее мужа, которому та принадлежит душой и телом, является его собственностью. Потому и ученики Иисуса, вернувшись с добытой ими провизией, остолбенеют, увидев Учителя говорящим с женщиной, да еще и самарянкой. Удивлена и женщина. Хотя ответ прост.

Священник, находившийся в караване паломников, отслужил молебен перед колодцем и прочитал евангелие, повествующее знаменательную беседу Иисуса Христа с самарянкой. Вот с этого места, указывая на гору Газирим, она сказала Господу:

Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

Из Библии известно, что Ковчег Завета, величайшая святыня Израилева, путешествовал и в пустыне, и в Палестине, и в земле Филистимской в продолжении четырех с половиной веков, пока при Соломоне он не остановился на приготовленном для него месте в Святом святых первого храма в Иерусалиме. С этих пор исполняется повеление Господне: «На том только месте, которое изберет Господь в одном из колен твоих, приноси всесожжения твои и делай все, что заповедую тебе» (Второзаконие, XII, 14). Но уже вскоре, приблизительно через двадцать лет, царство еврейское разделилось на два: Иудейское и Израильское. Израильтяне, чтобы не быть в зависимости от иудеев и от их города Иерусалима, где находился храм, создали свой особый жертвенник и тем нарушили повеление Господне. Впоследствии наследники их, собравшиеся из разных народов в Самарии, построили свой храм на горе Гаризим. Таким образом самаряне с древнейших времен стали в положение раскольников по отношению к иудеям. Вот этот-то вопрос многолетней распри на какой горе поклоняться Богу - и предложила самарянка Иисусу Христу; но Божественный учитель решил совершенно иначе.

Поверь мне, - говорит Он ей, - что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

И на горе Гаризим, и в Иерусалиме храмы давно разрушены, кровавые жертвы прекращены, а поклонение Богу распространилось по всей земле в духе и истине.

После молебна народ спускался в пещеру и пил воду из большого железного ведра. Некоторое время колодец был завален, но не так давно его очистили и нашли воду на глубине одиннадцати сажень. Пещера внутри ничем не украшена. При слабом свете лампады мы заметили только две простенькие иконы, может быть, занесенных сюда нашими паломниками. Кругом пещеры видны остатки храма. Позади колодца роща деревьев, к сожалению, загаженная настолько, что неприятно ходить в ней.

К воротам ограды местные жители принесли хлеба и зеленого луку. То и другое паломники быстро раскупили. Пришлось и нам довольствоваться этой скромной пищей. Оно и кстати! Не надо забывать, что именно здесь, когда ученики предлагали Иисусу Христу поесть, он сказал им:

Моя пища есть творить волю пославшего Меня и совершить дело Его.

Расхаживая с «бедуином» между группами паломников, мы увидели интеллигентную девушку, с которой недавно познакомились по пути из Назарета. «Бедуин» подсел к ней на траве и сразу озадачил ее своим замечанием:

Вы знаете, что на этом месте Христос говорил об эмансипации женщин в самом высоком значении.

Как это так? - С нескрываемым изумлением спрашивает девушка.

Вы слышали, батюшка только что прочитал нам беседу Христа с Самарянкой, которая имела пять мужей. Всевидец Христос велел ей позвать своего шестого мужа; но она сказала: «у меня нет мужа». И она была права не называть своего шестого сожителя мужем. С этим и Христос согласился. Как известно из новозаветного писания, «муж есть глава жены». Но разве могут быть эти господа мужьями, которые пресмыкаются у ее ног? Разве они сказали ей истину? Или вели ее по пути к вечному спасению? Но вот перед ней стоит общий Жених всех душ, всех сердец человеческих, Иисус Христос. Он тронул и ее ум, ее сердце, и она сразу почувствовала у себя в голове духовного мужа - ум Христов. Она «обратилась», как Мария Магдалина, когда по воскресении Иисус Христос явился ей близ гроба. Вот почему самарянка не бросилась бежать за своим мужем: Истинный ее Жених-Муж был перед нею и в ее голове. И обратите внимание, она заговорила уже другим языком: «Господи! - говорит Ему, - вижу, что Ты пророк». И тотчас же поверила в Него, как во Христа. Вот тут-то мы и видим пример женской эмансипации. Истина-Христос сразу освобождает ее от всех земных условий, а со смертью своей она переходит в другой век и становится р а в н а а н г е л а м. Там уже не женятся и замуж не выходят. Тогда она будет воистинну свободна и самостоятельна во Христе.

Да, вот вы что! - разочарованно возразила «Бедуину» девушка. - Вы разрешаете женский вопрос, переселяя всех нас Х р и с т о в ы м и н е в е с т а м и в Царство Небесное. Нет, вы дайте нам свободу и самостоятельность теперь, здесь на земле.

Да зачем это вам? - вмешался в их разговор почтенного вида странник из соседней группы: - Разве вас, женщин, может удовлетворить самостоятельность? Вы не знаете своей природы и забыли слово Божие, сказанное еще праматери Еве в раю: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Дай вам все: самостоятельность, красоту, ум, все таланты, богатство; но если вам не о ком будет болеть сердцем, для кого вы сделались бы самоотверженной рабыней, то ваша жизнь будет неполна, мертва. Если вы этого не чувствуете, то вы еще молоды и не знаете тайны жизни.

Кто это был, говорящий так безапелляционно молодой девушке? - трудно понять. Спросить неловко, а костюм в паломничестве по Палестине ничего не выражает. Многие дамы прикрывают свои головы простым платком, так же как и мужчины интеллигентных профессий одеваются очень скромно. К тому же серая дорожная пыль придает однообразный цвет всем костюмам паломников.

Простите, - обратился он к «бедуину», - если я позволю себе дополнить вашу мысль. Хотя Христос избрал из среды мужчин двенадцать апостолов, но ведь и женщин Он не отстранял от Себя. Пока апостолы здесь ходили в город за пищей и приготовляли ее для Господа, самарянка быстро восприняла своим горячим сердцем Христа и влекла уже к Нему толпы народа. За это и Господь оказывал иногда женщинам предпочтительное внимание и им первым явился по воскресении из мертвых. Наконец, кого же из мужчин Он так превознес, как свою Матерь, Пресвятую Деву Марию, которую мы считаем «честнее херувим и славнее без сравнения серафим?» Тут уже она становится не только равна ангелам, но и повыше их.

«Бедуин» обрадовался новому собеседнику и остался с ним, а я прошел на раньше избранное место под деревом, где странница усердно угощала чаем моего соседа, афонского монаха. Я заметил, что почти все странствующие монахи в Палестине имеют около себя одну, две, или даже небольшую группу женщин, которые заботятся о них, как в былое время они заботились о Христе и апостолах (Луки, VIII, 3). Они помоют монаху белье, починят рясу, накормят, сварят чай. За это он почитает им душеспасительную книжку, расскажет про виденные им святые места, а иногда вместе с ними и помолится.

Я застал своего соседа, когда он говорил своей спутнице о знаменательном значении встречи женщины у источника вод. Он долго ей рассказывал, как Исаак через своего слугу нашел нашел себе невесту у колодца, как Иаков встретил Рахиль, а Моисей - Сепфору. И все они были случайно первыми девицами, пришедшими черпать воду, но по устроению Божию сделавшимися женами великих патриархов избранного народа.


Значит, встреча у колодца - к счастью! - по своему решила странница.

Под впечатлением только что слышанной беседы «бедуина» захотел и я вставить слово, что и Христос, как Божественный Жених, духовно обручил Себе Самарянку у колодца. Но, мне показалось, что мои слова не были оценены по достоинству, и я не нашел ничего лучшего, как залечь спать на камнях под деревом.

Долго я ворочался с боку на бок: мне и жестко было, и холодно, да и беспокоила мысль, что какие-нибудь животные полезут на тебя из камней; но усталость взяла свое, и я задремал под неясный шум тысячи паломников.

Ночью просыпаюсь. Темно. Тихо. Соседей нет. Да и никого нет во всей ограде. Ушли! Весь караван ушел и никто меня не разбудил! Я схватил свой мешок и бросился бежать вдогонку за караваном, как вдруг слышу голос моего проводника Салима:

Иван! Иван!

Оказывается, они полагали, что я раньше ушел пешком с паломниками, и искали меня в передних рядах каравана, но потом «бедуин» вернул его к колодцу поискать меня на дворе, не заснул ли я.

Салим помог мне взобраться на осла, и через час, не больше, мы догнали хвост остановившегося каравана. Темно еще было. Никакого признака рассвета. Идти или ехать по каменистой дороге чрезвычайно трудно.

Отчего остановились? - спросили мы «бедуина».

Ждем сбившихся с пути паломников.

Как так?

И мне рассказали, что и сегодня, как всегда, несмотря на просьбы кавасов и заведывающего караваном, некоторые паломники поднялись среди ночи и, не дожидаясь распоряжения выходить из ограды, отправились в темноте вперед. Вслед за ними потянулась и остальная масса паломников. Но, когда узнали, что передовые ушли куда-то в сторону и заблудились, караван остановился, а кавасов отправили разыскивать нетерпеливых ходоков. Благодаря этой случайной закдержке, я и нагнал паломников.

Караван снова тронулся в путь: должно быть разыскали заблудившихся. В темноте ничего не разберешь. Вот мимо меня промчался на коне кавас и что-то сердито проворчал, надо полагать по адресу паломников.

Дорога сопровождалась крутыми спусками и подъемами. Наконец, стало рассветать, и многие древние старцы облегченно вздохнули. Представитель Палестинского общества нанял десятка два ослов на всякий случай. По указанию доктора все захворавшие или по немощи своей отставшие от каравана были посажены на запасных ослов. А больных, как я раньше замечал, было довольно много. Мне жалко было колоть своего осла в шею, и я понемногу очутился среди отставших и больных. И вот тут-то пришлось мне насмотреться удивительных примеров веры, самоотвержения и терпения. Плетется. например, седая старуха, вся увешанная дорожными принадлежностями. Тяжело для нее идти и по гладкой дороге, а она пробирается между камнями. Но вот села отдохнуть. Караван скрылся за горы. Она покинута. Ее могут ограбить разбойники. Но на первом привале каравана спустя полчаса, вдруг покажется она вдали на холме. Спешит, палочкой помахивает. И кавасы обыкновенно не подымаются дальше в путь, пока не подойдут подобно этой старухе все отставшие паломники.

Отшествие Иисуса в Галилею

Успешная проповедь Иоанна и его нелицеприятные речи раздражали начальников народа; теперь же до них дошёл слух, что появился новый Учитель, обретающий ещё больше последователей. Синедрион обеспокоился и направил своих людей, которые стали неотступно следить за Иисусом. Видя нарастающую неприязнь синедриона и зная, что Иоанн заключён в темницу, Спаситель в начале 28 г. решил покинуть пределы Иудеи и идти в Галилею. Как Бог Иисус, несомненно, нашёл бы способ избежать любых козней врагов, но, приняв на Себя тяготы жизни грешного человека и его немощную плоть, Иисус смирялся и действовал по-человечески, не устраняя трудностей Своей Божественной силой.

Наиболее короткий путь в Галилею лежал через Самарию, земли которой некогда принадлежали коленам Ефрема, Манассии и Дана, практически исчезнувшим в ассирийском плену. Со времён возвращения из вавилонского плена, когда иудеи не допустили полуязычников самарян к участию в возрождении Иерусалимского храма, между ними и самарянами не прекращалась вражда. Иудеи старались обходить Самарию стороной, гнушаясь даже бесед с самарянами, те же демонстративно не посещали Иерусалимский храм.

Направляясь в Галилею через Самарию, Иисус собирался положить там начало евангельской проповеди, а чтобы никто из фарисеев не мог сказать, что Он оставил народ Божий и перешёл к нечистым язычникам, намеревался посетить самарян, не задерживаясь у них надолго.


Добрая самаритянка. К.Г. Блох, XIX век


Беседа Господа с самарянкой

Проходя через Самарию, Иисус остановился с учениками для отдыха близ города Сихарь (древний Сихем) у колодца, вырытого, по преданию, ветхозаветным патриархом Иаковом. Было время полуденного зноя, ученики вызвались сходить в город за пищей, а Иисус остался у колодца, погрузившись в думы. Между тем к колодцу подошла женщина, чтобы набрать воды. Сердцеведец, зная о её готовности воспринять истины Евангелия, начал беседу с образа родниковой воды, близкого ее пониманию, и постепенно привел самарянку к спасительной вере.

Иисус сказал самарянке: «Дай Мне пить». Узнав в нем иудея по выговору или по одеянию (на одеждах самарян обычно были голубые кисти, на одеждах иудеев - белые; самаряне не могли чётко произнести звук «с»), женщина простодушно спросила: «Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?» Господь же стал направлять её ум к высшему разумению о Себе: «Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Под даром Божиим Христос разумел благодать Святого Духа, которую намеревался ниспослать верующим в Него после Своего Воскресения и отчасти уже получаемую Его последователями.

Самарянка, ещё не понимая слов Иисуса, подумала, что Он говорит о свежей ключевой воде, наполнявшей колодец, и была в недоумении, как же Он достанет из глубокого колодца воду без почерпала. Не хочет ли Он сказать, что способен жезлом источить воду из камня подобно Моисею? «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь», так необыкновенно богатый водой, что патриарх «и сам из него пил, и дети его, и скот его?» - удивлялась женщина.

Господь стал возводить мысль самарянки от колодезной воды к воде духовной - благодати Святого Духа, проливающей утешение в мучимую грехом совесть и просвещающей ум к принятию Евангелия. «Всякий, пьющий воду сию, - сказал Иисус о колодезной воде, - возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную». Благодатная вода утоляет духовную жажду, наполняет души верующих и, словно полноводная река, влечёт их в широкое море вечной жизни.

Пророки Исайя, Иезекииль, Иоиль для передачи чудесных свойств даров Духа Божия часто использовали образ воды, очищающей скверну. Исайя под образом воды разумел учение истины, утоляющее духовную жажду. Но все эти пророки возвещали иудеям Божественные откровения уже после разделения царства Соломона, и самаряне их не признавали. Продолжая думать, что Иисус говорит о какой-то особенной ключевой воде, способной навсегда утолить жажду, женщина попросила: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».


Остатки Самарянского храма на горе Гаризим

Желание избавиться от трудов и благополучно устроиться в земной жизни свойственно не только той самарянке, однако для подлинного счастья человеку необходимо очищение совести, раскаяние в своих грехах и духовное преображение. И Господь, обратившись к жизни самарянки, стал пробуждать её душу к покаянию: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда». Слова Господа болью отозвались в совести женщины, и она со смущением ответила: «У меня нет мужа». Иисус одобрил её искренность: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». Закон Моисеев позволял разводиться и снова выходить замуж, даже не ограничивая число разводов; грех самарянки был в том, что с последним мужем она жила тайно, тщательно скрываясь от общества. Удивлённая тем, что Иисус видит всю её жизнь, она сама признала себя грешницей и с почтением к Нему сказала: «Господи! вижу, что Ты пророк». Пробудившееся духовное сознание женщины сразу обратилось к религиозному вопросу, всегда волновавшему самарян, и она пожелала узнать мнение Иисуса как иудейского пророка: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме». Самарянка имела в виду гору Гаризим, на которой Моисей при вступлении израильтян в землю обетованную повелел произнести торжественное благословение исполняющим Синайский Закон. На этой горе приносили жертвы Авраам, Исаак, Иаков. По верованиям самарян, на этой горе был насаждён рай, на ней сотворён был из праха земного Адам, на ней же остановился ковчег Ноя. С начала Межзаветного периода на Гаризиме стоял храм, без благословения Божия возведённый самарянами и разрушенный Иоанном Гирканом около 130 г. до Р.Х. Самаряне продолжали приходить на храмовую гору для молитв и жертвоприношений; в сторону горы Гаризим каждый самарянин обращался лицом при молитве.

Богопочитание самарян было искажено язычеством, поэтому Господь, отвечая на вопрос самарянки, указал на превосходство иудейского богослужения: «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение - от Иудеев». Именно к иудеям следовало обращать взоры народам земли: своими религиозными обрядами иудейское богослужение предуказывало человечеству великую Спасительную Жертву, которую за грехи мира принесёт Мессия. Но с Пришествием Христа, с Его Искупительной Жертвой подлежало упразднению и незаконное самарянское, и законное иудейское богослужение. «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе», - сказал Иисус. Называя Бога Отцом, Он хотел показать самарянке, какая близость должна существовать между человеком и Богом. Поскольку Бог есть Дух - Всесовершенная Личность, пребывающая вне пространства и времени, то Его природе отвечает поклонение человека в духе (своим внутренним существом) и истине (праведной жизнью в истинной вере).


Понемногу начиная понимать высокий смысл слов Иисуса, самарянка в раздумье сказала: «Знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё». В ответ на её веру и искреннее ожидание Мессии Господь произнёс: «Это Я, Который говорю с тобою». В беседах с иудеями, ожидавшими Мессию как политического вождя, лелеявшими гордую мечту о покорении мира, Иисус обычно утаивал истину о Своём мессианском достоинстве, желая сперва направить их к духовным истинам Царства Божия, а простой самарянской женщине, всей душой ожидавшей Божественного Спасителя, Он сказал о Себе прямо.

Тем временем возвратились ученики Христа. Самарянка, смущённая их появлением и обрадованная тем, что ей посчастливилось воочию видеть Мессию, оставила водонос, забыв о своей надобности, и поспешила возвестить согражданам об Иисусе, чтобы они успели побеседовать с Ним до Его ухода. Она не посмела объявить, что говорила с Мессией, но стала звать соплеменников словами: «Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» В духовной радости она уже не скрывала, что Иисус прозрел тайны её недобропорядочной жизни, которую, по-видимому, уже твёрдо решила изменить, и говорила с такой силой убеждения, что многие горожане оставили свои занятия и направились к колодцу Иакова.

Ученики удивились, что Иисус разговаривал с женщиной, ведь по правилам раввинов запрещено было на пути подолгу говорить даже с законной женой, но не посмели расспрашивать, лишь предложив Учителю пищи. Иисус же, не отвергая потребного для тела, указал им на другую, более важную, - духовную пищу: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». Вокруг были поля, засеянные пшеницей, жать которую предстояло только через четыре месяца. Воспользовавшись образом жатвы, Господь стал говорить ученикам о жатве духовной - обращении самарян к истинной вере: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». В это время ученики, наверное, уже видели приближавшихся к ним жителей города.

«Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут», - продолжал Иисус, подвигая учеников к предстоящим апостольским трудам, дабы они смело шли в мир, где жатва для них уже приготовлена. Вместе с тем Спаситель внушал ученикам скромность, ведь им предстояло лишь пожинать плоды, тогда как души людей, подобно нивам, были засеяны и возделаны ветхозаветными пророками и Самим Господом Богом.


Евангельская проповедь в Сихаре. Венеция. Сан-Марко, XIVвек


Многие самаряне уверовали в Спасителя уже по слову женщины, но ещё большее их число уверовало после проповеди, когда Иисус пробыл в Сихаре два дня. Удивительно, что самаряне не просили у Него чудесных знамений, явив большую веру, нежели иудеи. Простодушные самаряне оказались более способными к восприятию истин Царствия Божия, нежели иудеи, мнившие себя исключительными сынами Авраама. Господь показал, что печётся о спасении всех людей и что другие народы не менее достойны Его милостей, чем иудеи. Впоследствии, после Вознесения Господа, апостолы проповедовали по всей по всей Самарии, и жители этой страны приняли евангельское учение.

По преданию, самарянка, беседовавшая с Господом Иисусом Христом у колодца Иакова, стала усердной проповедницей Евангелия; её имя Фотина (Светлана). Она приняла страдания за Христа при императоре Нероне в Риме. Будучи извещена Господом о предстоящих муках, Фотина добровольно пришла в Рим. Жестокие мучения чудесным образом не причинили ей вреда, и святая была отведена в один из дворцов Нерона, где обратила ко Христу дочь императора Домнину и её рабынь. Через три года Фотину вновь предали истязаниям и бросили в колодец, где святая приняла мученическую кончину. За Христа пострадали также оба сына и пять сестёр боголюбивой самарянки.

Источник : Воробьев С.Ю. Евангельские события от Рождества до Вознесения Господа Иисуса Христа с историческими и археологическими подтверждениями. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. – С. 66-71.


6 Мая 2018

Беседа Господа с самарянкой у колодца побуждает нас вспомнить исторический контекст. Самаряне были инородцы и еретики; когда языческие завоеватели выселили народ из Земли Обетованной, они заселили на их место своих языческих подданных. Эти язычники смешались с остатками израильтян - «народом земли»: слишком бедными, неграмотными и незначительными людьми, чтобы возиться с их выселением.

Самаряне поклонялись как Богу Израилеву, так и языческим идолам. Постепенно у них сложился собственный монотеистический культ, опиравшийся на те же книги Моисеевы, - который казался благочестивым иудеям возмутительной пародией.

Отношения между двумя общинами были стабильно плохими. Мы привыкли слышать о «милосердном самарянине», и часто от нас ускользает смысл притчи, который был ясен слушателям Господа: самарянин был последним, от кого иудею стоило бы ждать милости. Поэтому и удивляется, что Господь заговаривает с ней; удивляются и ученики.

У всякого порядочного иудея того времени было по крайней мере три причины не разговаривать с этой женщиной:

Она была полукровка и еретичка.

Она была женщина.

Она была женщина со, скажем мягко, сложной личной жизнью

Собственно, у всякого порядочного иудея того времени было по крайней мере три причины не разговаривать с этой женщиной. Она была самарянка - то есть полукровка и еретичка. Она была женщина. И она была женщина со, скажем мягко, сложной личной жизнью. Пять мужей, и нынешний - не муж, а непонятно кто. Она не приходит к колодцу утром - как все, а тащится днем, по жаре, чтобы не попасться на глаза - и на острые языки - односельчанкам.

Это всё так знакомо: этническая и религиозная неприязнь, пренебрежение к людям, которые выпали из числа благополучных и «порядочных», но в то время самарянке приходилось еще хуже. Традиционное общество более чистое, с одной стороны, но с другой стороны, было более жестоким: женщина, испортившая себе репутацию, навсегда исключалась из числа «приличных». Просто заговорить с ней - уже скандал.

Но Господь смотрит не на это. Он видит в этой женщине человека, бессмертную душу, которую Он пришел спасти для вечности.

Уже в том, что Он говорит с ней, открывается то, как Бог видит людей. На монетах прошлого было изображение правителя, по повелению которого чеканились деньги. Так и каждый человек несет на себе образ Божий. В золотой монете, упавшей в грязь, мы видим золото, а не грязь; мы знаем, что грязь можно смыть. Так и Христос (Который знает про эту женщину всё плохое, что про нее знают люди, и многое сверх этого - Он вообще знает про нее всё) видит в ней, прежде всего, не грязь. Он видит в ней образ Божий, который Он пришел спасти и восстановить.

И самарянка отзывается на это взгляд Божий верой. Мы видим это по тому, как она встречает Его обличение, когда Господь говорит: «У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4: 18).

Грешница! Дура! Проститутка! Ей указывали на ее грехи, чтобы унизить, пнуть, уязвить.

Так легко обидеться, развернуться, уйти - но самарянка не уходит

Она могла бы взорваться горечью, гневом, обидой - ведь ей наверняка много раз ставили на вид ее неустроенную личную жизнь - с высокомерным презрением, с глумливыми насмешками. Грешница! Дура! Проститутка! Ей указывали на ее грехи, чтобы унизить, пнуть, уязвить. Так легко обидеться, развернуться, уйти - но самарянка не уходит. Она верит, что этот таинственный человек указывает ей на ее грехи не за тем, чтобы унизить или посмеяться, а чтобы спасти.

Вера принимает обличение - потому что доверяет Тому, от Кого они исходят. И женщина не оправдывается, не спорит, не указывает на какие-то смягчающие обстоятельства - она признает: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4: 19) - и спрашивает о том, чье богопочитание истинное: иудеев или самарян.

И ответ Господа звучит неожиданно - неожиданно и для нее, и для современного читателя. может ожидать тысячу первого раунда полемики между двумя религиозными общинами. Современный читатель ожидает чего-то вроде «да ладно, мы все поклоняемся одному Богу, на самом деле какая разница, на какой горе».

Но Господь не говорит ни того, ни другого. С одной стороны, между богопочитанием двух общин есть разница: иудеи правы, а самаряне неправы. Но с другой - то «спасение от иудеев», которое ожидалось, уже пришло. Оно здесь. Христос есть спасение. Теперь люди из всех народов будут поклоняться Господу в «Духе и истине», а не на той или другой горе.

Да, в этом богословском споре правы иудеи - но есть нечто бесконечно более важное. Вода Жизни, которую даст Христос тем, кто верует в Него. Речь здесь идет о Святом Духе, излияние Которого уже обещано Пророками: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44: 3).

И мы видим, как происходит чудо: женщина униженная и презираемая, которая не смеет прийти к колодцу с утра, чтобы лишний раз не попасться никому на глаза, обретает величайшее достоинство и дерзновение. Она «оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4: 28-29). И в ее свидетельстве есть что-то настолько могущественное, что люди не могут от нее отмахнуться. «Они вышли из города и пошли к Нему» (Ин. 4: 30).

Бедная грешница, но грешница, на которую взглянул Бог, и ее жизнь полностью переменилась. Она не отвернулась от этого взгляда, не оскорбилась на обличение, и спасение достигло ее - и через нее многих других.

Христос со Своими учениками возвращался из Иудеи в Галилею. Самый короткий путь лежал через Самарию. Но этой дорогой иудеи пользовались редко.

Между ними и жителями Самарии уже несколько столетий существовала непримиримая вражда. Самаряне были потомками язычников, которые заселили эту землю после Вавилонского пленения народа израильского. Со временем они усвоили себе Закон Моисеев и строго соблюдали его. Однако между иудеями и самарянами всегда велись ожесточённые споры о том, кто из них лучше понимает истинное существо религии.

Самаряне построили себе храм на горе Гаризин. По их преданию, именно на этой горе остановился Ноев ковчег и приносили жертвы Богу патриархи Авраам, Исаак и Иаков. Самаряне верили, что на вершине горы впервые должен появиться Мессия - Христос. Поэтому во время молитвы каждый самарянин обращался к горе Гаризин.

Отправившись в путь через Самарию, Спаситель остановился у города Сихарь (по древнему названию - Сихем). Он направился к знаменитому колодцу Иакова у восточной подошвы горы Гаризин.

Этот колодец некогда выкопал великий в очах Божиих патриарх Иаков. Глубиной колодец был более пятнадцати саженей и питался подземными источниками, поэтому в нём всегда можно было найти воду.

Утомлённый продолжительным путешествием по сильной жаре, Иисус сел у колодца отдохнуть. Время было полуденное, и ученики Его пошли в город купить пищи.

В это время к колодцу пришла женщина самарянка. Она принесла с собой кувшин с длинной верёвкой, намереваясь достать из колодца воды.

Обычно женщины этого города ходили за водой вечером. Но самарянка пользовалась недоброй славой среди горожанок, поэтому, чтобы избежать встречи с ними, она пришла за водой в полдень. Лишь только женщина зачерпнула воды из колодца, Иисус обратился к ней с просьбой дать Ему пить. По речи и одежде женщина сразу определила, что сидящий перед ней незнакомец - иудей, и удивилась: "Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки? Ибо иудеи с самарянами не сообщаются".

Видя простодушие женщины, Спаситель обратил её мысль от простой воды, утоляющей телесную жажду, к живой воде благодати Святого Духа: "Если бы ты знала дар Божий, - сказал Он ей, - и Кто говорит тебе: дай Мне пить; то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую".

Но самарянка не поняла слов Спасителя и подумала, что Он говорит про обыкновенную ключевую воду, которая у жителей города называлась живой водой.

Женщина с удивлением спросила Христа: "Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у Тебя вода живая? Ужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?" Иисус сказал ей в ответ: "Всякий, кто пьёт эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек. Потому что вода, которую Я дам, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную".

Желая разъяснить истинный смысл Своих слов, Господь велел женщине позвать её мужа. Самарянка смутилась и ответила, что у неё нет мужа. На это Христос заметил: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Потому что у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала".

Женщина, поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком. "Господи, вижу, что ты пророк", - сказала она. И сразу же обратилась к Спасителю за разрешением давнего спора между самарянами и иудеями: чья вера правильней и чья служба угодней Богу. "Отцы наши поклонялись на этой горе, - женщина указала на развалины разрушенного самарянского храма на горе Гаризин, - а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме". Спаситель разрешил её недоумение. В споре с самарянами у иудеев было больше правды, так как они сохранили истинную веру и правильное богослужение. Но наступит время, когда иудейство перестанет быть единой истинной религией, и тогда «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине».

Ибо угодно Богу, когда люди поклоняются не одним только телом, наружными знаками и словами, а всем своим существом, всей душой истинно веруют в Бога, почитают Его своими добрыми делами и милосердием к ближним.

Принимая Христа за пророка и осторожно относясь к Его новому учению, самарянка сказала: "Знаю, что придёт Мессия, то есть Христос; когда Он придёт, то возвестит нам всё".

Женщина была одной из тех, кто ждал Мессию и Его спасения всей душой. Тогда Иисус Христос открылся ей: "Мессия - это Я, Который говорю с тобою".

В это время вернулись из города ученики Спасителя. Они удивились тому, что их Учитель беседует с женщиной-самарянкой. Однако ни один из них не осмеливался спросить Христа, о чём Он говорил с ней.

Слова Спасителя о поклонении Богу в Духе и Истине стали великим Божественным откровением, обращённым к человечеству на все времена. Ныне все возлюбившие Христа и исполняющие Его заповеди слышат Его Божественные слова: "Я есть Путь, и Истина, и Жизнь".