Название цирка в древнем риме. Большой цирк в риме

Цирк. Это слово, означающее для нас веселые и красочные зре-лища, восходит ко временам еще Древнего Рима. Однако ни по ар-хитектуре зданий, ни тем более по характеру своих зрелищ, на-зывавшихся публичными играми, римский цирк не был похож на цирк наших дней.

Что же представляли собой цирк и публичные игры у древних римлян?

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым древним из них являлся так называемый Боль-шой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя хол-мами,— Палатином и Авентином.

С древнейших времен и до падения империи здесь, в долине, ежегодно проводилось большинство игр, заключавшихся в конных бегах на колесницах. По преданию, такие бега были установлены одним из основателей Рима, Ромулом, и устраивались они сперва один раз в год — после жатвы хлебов и сбора плодов. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов.

В дальнейшем, примерно за 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором, бронзой и к началу нашей эры оформился в грандиозный ипподром, рассчитанный на 150 ты-сяч зрителей.

По своему устройству Большой цирк представлял прежде всего прямоугольную в плане арену — длиной свыше 500 метров и шириной 80 метров. По всей ее протяженности с обеих сторон были расположены повышающиеся рядами места для публики. На мраморных сиденьях располагалась знать, а на верх-них, деревянных скамьях теснилась беднота. Кстати сказать, чрез-вычайное скопление людей на «галерке» приводило не раз к по-жарам и обвалам, сопровождавшимся большим числом жертв (например, за двадцатилетнее правление императора Диоклети-ана из-за этого погибло около 13 тысяч человек).

Любопытной особенностью цирковой арены была спина — ши-рокая (в 6 метров) и невысокая (в 1,5 метра) каменная стена, кото-рая, подобно хребту, разделяла арену на две половины. Тем самым спина препятствовала произвольному переходу состязавшихся ло-шадей с одной части арены на другую. Стену украшали памятни-ки — обелиски, статуи и небольшие храмы римских богов. Здесь же находилось и остроумное приспособление, благодаря которому зрители всегда знали, сколько заездов совершили уже колесницы. Об этом приспособлении следует рассказать несколько подробнее

На поверхности спины, около каждого ее конца, было сооружено по четырехколонной постройке. На плоской крыше одной из них по-коилось семь металлических позолоченных яиц, а на другой — столько же позолоченных дельфинов. Всякий раз, как передняя ко-лесница завершала очередной заезд (а их обычно полагалось семь), снималось по одному яйцу и по одному дельфину. Такие «счетные единицы» были связаны, по понятиям римлян, с божествами, покро-вительствовавшими цирку, — Нептуном и братьями Диоскурами.

Первому посвящались конные состязания вообще, так как полага-ли, что грозный бог морей владел самыми лучшими лошадьми, стре-мительно носившими его по водной глади; кроме того, прямое от-ношение к Нептуну имели дельфины, которых считали олицетворени-ем самого божества. Что же касается Диоскуров, то, согласно ле-генде, оба они родились из лебединого яйца, причем один из брать-ев, Кастор, прославился впоследствии как смелый укротитель диких коней, а другой, Поллукс,— как отважный кулачный боец.

Оконечности спины представляли полукруглые поворотные стол-бы-меты. Именно здесь от каждого возницы требовалось более всего ловкости и выдержки: при приближении к метам надо было убавить скорость ровно настолько, чтобы не промчаться мимо стол-бов, не зацепиться за них и не опрокинуться при резком поворо-те, а в случае падения — не быть растоптанным лошадьми соперни-ков (последнее случалось довольно часто). Разумеется, у каждой меты можно было описать и большую дугу, но безопасность эту, освистываемую зрителями, приходилось оплачивать потерей несколь-ких секунд, воспользовавшись которыми вперед вырывался более смелый и ловкий противник. Чтобы возницы уже издали имели в виду опасную цель, к которой они направлялись, каждую мету украшали три высокие позолоченные колонны конических форм.

Постараемся представить себе (хотя бы в самых общих чертах) одно из состязаний в цирке.

Сразу же после помпы (торжественного шествия по цирку жрецов и устроителей игр) распорядитель бегов бросал на посы-панную песком арену белый платок: тем самым подавался знак к началу игр. Под громкие звуки труб и ободряющие вопли публи-ки из карцеров (так назывались мраморные цирковые конюшни) вылетали стремглав четыре легкие двухколесные, колесницы, за-пряженные четверками лошадей. Один заезд... Третий... Седьмой! Победитель на взмыленных конях вихрем проносился через триумфальную арку, воздвигнутую в конце арены, а затем медленно на-правлялся к ложе устроителей игр, где и получал награды. Все это время зрители находились в полной власти своих эмоций: они неисто-во хлопали в ладоши, кричали изо всех сил, грозили, кривлялись, сквернословили (особенно в тех случаях, когда возницы опрокидыва-лись на поворотах). И так в течение целого дня игр, от восхода и до захода солнца, когда число состязаний доходило иной раз до тридцати!

Такое «попечение» правительства о своих гражданах лучше все-го объясняют слова императора Аврелиана: «Предавайтесь забавам, занимайтесь зрелищами. Нас пусть занимают общественные нужды, вас пусть интересуют развлечения!» Публичные игры и сопровож-давшие их угощения представляли собой своеобразную зрелищную политику, рассчитанную на приобретение народного благорасполо-жения (которое было крайне важно в условиях жесточайшей экс-плуатации рабов и частых гражданских войн).

Известный сатирик древности Ювенал метко назвал внутриго-сударственную политику римских властей политикой «хлеба и зре-лищ». Олицетворением этой политики являлись цирки, а вместе с ними — возникшие на основе иных зрелищ амфитеатры и, прежде всего — Колизей.

Туристы, приезжающие в Рим из разных стран, и поныне вос-хищаются руинами Колизея, который некогда был громадным ам-фитеатром — окружностью более 500 метров и вместимостью око-ло 50 тысяч человек.

Хотя название Колизей и является теперь общепринятым, но к амфитеатру оно не имеет почти никакого отношения: оно проис-ходит от искаженного в средние века латинского слова «колоссеум» (колосс), которым древние римляне именовали грандиозную ста-тую императора Нерона, воздвигнутую около амфитеатра. Сам же Колизей назывался в древности Амфитеатром Флавиев — по фа-мильному имени императоров Веспасиана, Тита и Домициана, при которых создавалось это монументальное зрелищное сооружение.

По своему устройству Колизей в какой-то степени походил на теперешние цирки. Его огромную арену окружали пять ярусов зри-тельных мест (причем мраморные сиденья предназначались — как и в цирках-ипподромах — для богачей, а деревянные скамьи «га-лерки» — для простого народа). Колизей не имел крыши, но для защиты публики от дождей и палящей жары над зданием натяги-вался полотняный тент, укреплявшийся на специальных кронштей-нах в наружной стене. Фасад Колизея привлекал всеобщее внима-ние необычайной пышностью: в нишах второго и третьего этажей, которые зияют сейчас пустотой, раньше стояли многочисленные беломраморные статуи...

Небезынтересно отметить, что в римском цирке удостаивались наград не только победители-возницы, но и победители-лошади. Лю-ди получали деньги и дорогие одежды, а пальмовые ветви и венки (также являвшиеся наградами) получали и люди и кони. Возницам и лошадям, которые отличились много раз, воздвигались в городе статуи, а после смерти — великолепные надгробия с восхваляющими надписями и подробнейшим перечислением одержанных побед.

Разумеется, цирковые кони были самых лучших пород. Не счи-таясь ни с какими затратами, лошадей доставляли в Рим из Испании и из Северной Африки, а в Сицилии почти все плодородные хлебные поля превратили в пастбища. Фактом, кажущимся просто невероят-ным, было то, что любимый конь императора Калигулы, Инцитат, ел и пил из золотой и серебряной посуды, а накануне состязаний, где он участвовал, солдаты наблюдали за тем, чтобы ни малейший шум в окрестности не потревожил покой лошади!

Проведение игр было сосредоточено в руках специальных об-ществ, состоявших из римских богачей. Отнюдь не без выгоды для себя они поставляли устроителям игр лошадей, колесницы, а также и возниц (так как последние являлись, как правило, бывшими раба-ми и были связаны со своими прежними хозяевами различными де-нежными отношениями). Конкуренция между этими обществами превратила их в обособившиеся четыре партии (по числу упряжек, одновременно участвовавших в каждом состязании), которые носили названия Белых, Красных, Зеленых и Голубых (по цвету одежды каж-дого из четырех возниц). Поскольку зрители в цирке постоянно дер-жали азартные пари о победах возниц и лошадей, а сами победите-ли составляли предмет усерднейших разговоров по всему Риму, все городское население было разделено на четыре враждующих между собой лагеря — приверженцев той или другой партии. Такое положение дел привело к тому, что цирковые партии стали со вре-менем партиями политическими, которые активно вмешивались в государственные дела.

Устройство и проведение игр требовали громадных расходов. Шестьдесят четыре дня в году было отведено для состязаний на ко-лесницах, и огромные массы людей, стекавшиеся на эти бега со всей Италии, надо было не только бесплатно развлекать, но и бес-платно кормить. Поэтому на аренах цирков в перерывах между состязаниями служители накрывали сотни столов, на которых красо-вались зажаренные целиком быки, свиньи, козы, а разные вина че-редовались с апельсинами, гранатами, имбирем. Всеми этими яства-ми насыщалась в первую очередь знать, а затем подавался знак «галёрке», которая лавиной устремлялась вниз и в давке и драке расхватывала остатки...



Фото артиста цирка Л. Осинского.

Бои гладиаторов (а название последних в переводе с латин-ского языка означает приблизительно — меченосцы) вышли из тех поминок, которые устраивались этрусками — древнейшими жите-лями Италии. Последние заставляли рабов или пленных сражаться на могилах своих близких, души которых будто бы радовались кар-тине битвы. В дальнейшем, со 105 года до н. э. и до 404 года н. э. (на протяжении 500 лет!) гладиаторские поединки являлись обще-ственными зрелищами, достигшими необыкновенного размаха при римских императорах (например, Август устраивал бои гладиато-ров восемь раз, причем участвовало в них 10 тысяч человек).

Одним из излюбленных зрителями гладиаторских боев была так называемая ловля рыбы — схватка между мирмиллоном и ретиарием. Первый из них, вооруженный мечом и со щитом, носил на шлеме изображение рыбы (отсюда и название гладиатора — мирмиллон); второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и был снабжен металлической сетью (ретиарий в пе-реводе с латыни означает — носящий сеть). Цель «игры» заключа-лась в том, что ретиарий должен был опутать сетью противника, свалить его наземь и в случае пожелания зрителей прикончить «ры-бу» трезубцем; в задачу же мирмиллона входило уйти невреди-мым от «рыболова» и при первом же удобном моменте поразить его мечом...

Доспехи гладиаторов, красивые с виду, оставляли незащищен-ными большие участки тела: сражавшиеся были обязаны развле-кать зрителей своими ранами, кровью, наконец, смертью, что по-вышало интерес публики к борьбе. Сама же борьба должна была вестись со знанием дела, смело и увлекательно: это давало бой-цам некоторую возможность сохранить жизнь даже в случае по-ражения. Когда раненый гладиатор поднимал вверх руку с вытя-нутым указательным пальцем, это означало, что он просил у пуб-лики помилования. В ответ зрители махали платками или также под-нимали пальцы, «отпуская» тем самым отважного, но потерявшего способность сражаться бойца; если же зрители опускали пальцы вниз, это значило, что побежденный в течение «игры» проявлял из-лишнюю любовь к жизни и что победителю приказывается нане-сти последний, смертельный удар. Вслед за тем служители прижи-гали павшего каленым железом и, удостоверившись таким обра-зом в его смерти, крючьями утаскивали через «ворота мертвых»...

Само собой разумеется, что гладиаторы были хорошо обучены искусству фехтования и рукопашного боя. Этому обучались они в гладиаторских школах-казармах (как частных, так и император-ских), где царила жестокая палочная дисциплина — вплоть до за-бивания насмерть.

Кто же были эти несчастные, обрекавшиеся на такие страда-ния?

Прежде всего, гладиаторами являлись военнопленные («варва-ры», как презрительно называли их римляне), которые, попав в плен, становились рабами. Не все они мирились со своей участью: бывали случаи, что в школах гладиаторы умирали, передушив руками друг друга. Но бывали и другие случаи — люди пытались завоевать себе свободу в вооруженных восстаниях (как, например, крупнейшее восстание знаменитого Спартака, который также был гладиатором).


В гладиаторские школы поступали и свободные люди — бедняки. Здесь им были обеспечены кров и пища, а, кроме того, была и на-дежда обогатиться, поскольку победитель получал от устроителей игр чашу с золотыми монетами. Однако положение таких «свобод-ных» гладиаторов мало, чем отличалось от положения рабов: посту-пая в школу, новичок давал клятву в том, что он не будет щадить свою жизнь на арене, что за совершенные провинности он разре-шает сечь себя, жечь каленым железом и даже убивать!

Тяжела была участь гладиаторов, но еще хуже приходилось бестиариям (звероборцам), сражавшимся с дикими животными — веп-рями, медведями, пантерами, львами. В Риме для них существовала особая школа, однако чаще всего в роли бестиариев выступали осужденные. Их выпускали на арену почти безоружными — с корот-ким мечом или с легким копьем. Случалось, что ловкость человека одерживала верх над ловкостью зверя, но чаще изуродованные люди, как о милости, умоляли о быстрейшей смерти, и под вой опьяненной от крови публики их добивали...

В дополнение к таким «зрелищам» в Колизее устраивались зве-риные травли. С помощью специальных механизмов из подвалов амфитеатра поднимались на арену декоративные горы и леса вместе со всяким зверьем. Хлопая бичами и пуская в морды зажженные стрелы, служители приводили животных в ярость. Носорога застав-ляли биться со слоном, пантеру с быком, медведя — с кабаном. Часто их связывали попарно арканами, и зрители приходили в неисто-вый восторг, когда звери начинали терзать друг друга. Только за время игр при открытии Колизея было затравлено подобным обра-зом около 5 тысяч животных!

Откуда же брали такие баснословные количества зверей?

Каждая покоренная римскими легионами страна присылала в Италию своих наиболее редких животных. Целые караваны их в клет-ках следовали в Рим по дорогам империи (причем, города и селения,

мимо которых проходили эти караваны, обязаны были снаб-жать зверей кормом). В Риме зверей размещали в виварии (зверинце), который по своим масштабам превосходил любой из теперешних зоопарков; при императоре Гордиане III, на-пример, там находились 32 слона, 60 львов, 30 леопардов, 10 тигров, столько же жираф, лосей и гиен, бегемот и носорог, 40 диких лошадей и мно-жество других самых разных мелких животных. И все это предназначалось для уничто-жения!

Бои гладиаторов и бестиа-риев, как и звериные травли, возникли гораздо позже состя-заний на колесницах, но полу-чили отнюдь не меньшее при-знание. Из Рима они распро-странились почти по всем круп-ным городам провинций (Пом-пеи, Капуя, Верона, Арль, Ним), где до нашего времени сохра-нились полуразрушенные ам-фитеатры (разумеется, не столь грандиозные, как Коли-зей). Такое широкое увлечение зрелищами массовых, проду-манных и издевательских убийств (а иначе трудно на-звать все эти «игры» на аре-нах амфитеатров) объясняет-ся огрубением и развращен-ностью нравов, что было вы-звано многочисленными за-хватническими войнами рим-лян.

При общем восхищении кровавыми зрелищами лишь двое общественных деятелей Рима выразили свое негодова-ние. Один из них, знаменитый оратор Цицерон, говорил, что не может быть никакого удо-вольствия, «когда слабый че-ловек растерзывается огром-ным сильным зверем или ког-да прекрасное животное прон-зается охотничьим копьем». Ци-церону вторил философ Сене-ка, гневно указывавший, что «человек священен для чело-века, а его убивают на забаву и потеху». Но при всем этом оба они — и Цицерон и Сене-ка — считали, что воинственный дух должен являться неотъем-лемой принадлежностью рим-ского народа...

В заключение остается ска-зать несколько слов о тех зре-лищах, которые не получили какого-либо значительного рас-пространения. Так, в том же Колизее показывались дресси-рованные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невре-димыми, слоны танцевали и, по римскому обычаю, возле-жали за столами с едой; в Большом цирке проводились состязания гимнастов, бег вза-пуски, кулачные бои, бросание диска. Зрелища эти не вызы-вали восторгов у экспансивной римской публики и мало-по-малу сошли вовсе на нет, как не удовлетворявшие принци-пам все той же пресловутой политики — «хлеба и зрелищ»... Таковы были цирки и цир-ковые зрелища в Древнем Ри-ме. Так в крови и в муках рождалось искусство цирка.

Журнал «Советский цирк» июнь 1958 г.

Привычный для нас цирк, в который так любят ходить и дети, и взрослые, появился далеко не сразу. С первым цирком его связывает разве что округлая форма. А представления, которыми вначале Рим развлекал свою публику, носили более жестокий характер.

Воинственные жители

Римляне-солдаты большую часть своей жизни проводили в набегах на соседние государства. Это не могло не наложить определенный отпечаток на их характер. Даже вернувшись домой, они требуют пролития крови и сражений. Именно это и происходило в стенах цирка.

Так, в нем могли сражаться люди друг с другом, люди с животными, хотя, скорее наоборот, так как часто дикие звери были в несколько раз сильнее и побеждали в один присест. Иногда на импровизированной арене выступали только животные, яростно пытавшиеся выжить в смертельной схватке. Но начиналось все со скоростных соревнований по езде на колесницах.

В двухколесные деревянные повозки запрягали четверку лошадей с наездниками, одетыми в разные цвета. Они должны были проехать семь раз, описывая круги. Побеждал тот, кто приезжал до намеченной линии быстрее всех. Обычно возниц было четыре, но делать заезды они могли по желанию зрителей и магистрата с утра и до вечера.

Кажется, будто ничего сложного в этом нет. На самом деле, управлять двумя парами взмыленных лошадей, которые так и норовят сбросить седока на каждом повороте, было очень опасно. Вдобавок ко всему, в центре цирковой арены была установлена каменная ость высотой до 1,5 метров, повторяющая форму самого цирка. На ее плоской вершине был установлен ряд статуй богов, в том числе Виктории (богини победы), Фортуны (богини удачи) и своеобразное счетное табло. А по углам стояли столбы, с которыми можно было легко столкнуться, неправильно рассчитав вход в поворот, и разбиться. Поэтому наездники на колесницах всегда выбирали между тем, чтобы срезать поворот, но подвергнуть себя риску смерти или потратить несколько секунд, но безопасно объехать препятствие.

Не стоит говорить, что на соревнованиях не обходилось без летальных случаев. Зрители тоже не скрывали своих эмоций. Сверху они изливали на участников потоки криков, хвалебных слов, брани, свистели неудачникам.

Награждение

Победителей же ждала весомая награда: мешочек с золотом, лавровый венок, пальмовая ветвь. Кстати, награждались и люди, и кони. К скакунам в Древнем Риме вообще было особенное отношение. Их отбирали только из самых ценных пород, тратили на это уйму денег. За особо породистым рысаком могли ехать за тридевять земель. Наездники могли сколотить целое состояние, регулярно участвую в гонках. Но часто азарт превышал мнение рассудка, и они соревновались до тех пор, пока могли держать в руках поводья или пока не погибали там же. А на их смену приходили все новые жаждущие славы и денег.

Вскоре для соревнований стали выбирать участников из четырех разных групп: белых, красных, синих и зеленых. На их победу делались разные ставки, даже император не видел ничего зазорного в том, чтобы поддерживать одного из наездников. Позже на основе игры были созданы четыре политических партии, и немалую роль в государственных интересах играло то, кто из ее представителей победил на скачках!

Гладиаторские бои

Позже заезды на колесницах сменились гладиаторскими боями и травлей животных. Римляне особо почитали эти виды «циркового мастерства», ведь на них регулярно проливалась кровь, слышались крики победивших и стоны побежденных. Но в боях не просто наносили друг другу раны: стычки гладиаторов требовали особых умений, хитрости и ловкости, чтобы как можно дольше продержаться живым, а зрители успели насытиться зрелищем.

Именно поэтому, прежде чем выйти на поле, гладиатор проходил специальную подготовку в школе бойцов по умению держать любое оружие, метать копья. Как правило, школы обучали рабов и военнопленных. И у тех, и у других не оставалось другого выбора, как победить на поле и ждать следующего поединка или умереть. Иногда в ряды гладиаторов вступала и городская беднота, которая получала крышу над головой и пищу, однако никаких льготных условий содержания они не имели.

«Представление» могло иметь несколько сценариев, но чаще происходило так: на поле выходили два противника в ярких одеждах, которые прикрывали небольшие участки тела. Один из них играл роль рыболова, вооружался сетью и копьем с тремя наконечниками, а второй был рыбой со щитом и ножом, которым нужно было первым поразить ловца.

Чем больше ран наносили друг другу соревнующиеся, тем больше это распаляло зрителей, которые поддерживали их с трибун. Когда же один из гладиаторов понимал, что его время сочтено, он мог попросить пощады у зрителей, и только они решали исход битвы. Большой палец, поднятый вверх, даровал несчастному жизнь, если кулак с пальцем опускался вниз, побежденного добивали.

Гладиаторские бои просуществовали около половины тысячелетия (105 г. од н.э. - 404 г. н.э.). И все это время они пользовались большой популярностью.

Бестиарии и бои диких зверей

Но если здесь был хоть какой-то шанс выжить, схватка с диким зверем в большинстве случаев заканчивалась плачевно. Против разъяренного медведя или кабана выпускали человека, практически не вооруженного ничем. Поэтому победа раба считалась чем-то сродни божественному чуду.

Когда бои людей римлянам надоедали, на арене устраивались битвы животных, причем диковинных, например, носорога или слона с вепрем, львом, диким медведем. Для того чтобы атака была яростнее, животных пытались разозлить, а потом устраивали их встречу. Или могли их связать вместе и наблюдать, как огромный комок шерсти и плоти становится окровавленным. Но рева раненых животных слышно не было - он заглушался восторженным ревом толпы.

Откуда брали животных?

Во времена римских нападений новозахваченные территории обязаны были присылать в Италию диких животных. Вереницы клеток с ними постоянно прибывали в Рим, после чего зверей содержали в зоопарке, пока не наступал их черед для выступления. Иногда зверей и обучали, а потом показывали публике. Однако мирные цирковые номера не прижились в Риме, зрители не могли просто так отказаться от сцен кровопролития.

Каким он был?

Около 600 лет назад до н.э. в Риме появился первый цирк. Он состоял целиком из дерева, поэтому был небольшой ширины и высоты. Постепенно его перестроили, поэтому основа стала каменной с мраморными вставками и бронзовой отделкой, а верхушка так и осталась деревянной. Так ее можно было легко разобрать в нужный момент и увеличить. Снаружи постройка выглядела как большая кольцевидная стена, состоящая из аркад и колоннад. К каждому арочному проходу вела узкая лесенка, чтобы зрители не толпились, рассаживаясь по местам.

Изнутри он выглядел как просторное поле в центре, окруженное нависающими трибунами. От дождя и солнца защищало натянутое поверху белое полотно. Самые нижние места - только для важных персон: самого императора, консула и другой знати - были каменными. Деревянные скамьи были предназначены для простых жителей. Часто экономия на верхних постройках приводила к трагедиям: часть верха могла загореться или попросту обвалиться, а огромная скученность людей не позволяла им спастись.

Великий римский цирк

Самые захватывающие поединки проходили в Главном цирке Рима, расположенном между холмами Палатин и Авентин. Длина арены достигала 590 метров, а ширина - 80 метров. В его строительстве поочередно принимали участие выдающиеся императоры: Луций Тарквиний, Гай Юлий Цезарь, Нерон, Константин. Однако самым известным на сегодня цирковым сооружением считается . Всего только в Риме насчитывалось около семи цирков, были они и в других крупных городах - Карфагене, Коринфе, Лионе - и вмещали по разным данным от 50 до 150 тысяч человек.

Тайный смысл, или требование «хлеба и зрелищ»

Цирковые развлечения проводились довольно часто и требовали массивных финансовых вложений. Вход на зрительское место был бесплатным, кроме того, организаторы обязаны были хорошо покормить публику. И пока те наслаждались зрелищем, внизу их ждали горы мяса, вино, фрукты. Однако пока знать не наелась, простолюдинов к столам не подпускали.

Государство не терпело бы подобные растраты, если бы имело другую возможность создавать иллюзию процветающего государства. Таким способом пытались задобрить людей и предотвратить бунты, то и дело вспыхивающие на территории Италии. Девиз правящей верхушки гласил, что обычным горожанам нет смысла лезть в политику, лучше пусть они развлекаются просмотром поединков, которые император устраивает в их честь!

Вот откуда и пошло выражение «хлеба и зрелищ». Оно отображает культурный уровень римлян того времени, которые предпочитали не знать, что творится за пределами их страны, но не пропускали ни единого гладиаторского или бестиарийского поединка.

Большой цирк (Circus Maximus или Circo Massimo/Чиркус Максимус или Чирко Массимо) это самый большой ипподром в древнем Риме, расположенный в центре исторической части Рима, на левом береге реки Тибр, в долине между холмами Авентином и Палатином, пешей доступности от таких известных достопримечательностей как , и Римский Форум.

Большой цирк был самым крупным первым ипподромом и стадионом античного Рима. В наши дни он вошел в десятку самых посещаемых исторических объектов, демонстрирующих былую мощь Древнего Рима.

Как ранее использовали Большой цирк в Риме

В античном Риме ипподром использовался по прямому назначению, на арене Большого цирка проводились состязания на колесницах и другие массовые мероприятия. Это было знаменитое место для конных соревнований - конных ристаний (ludi Romani). В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие 12 колесниц. Считается, что состязания на колесницах были впервые проведены здесь ещё царем Тарквинием Приском, а это ни много ни мало, а в 500 годах до нашей эры.

Вдоль арены, на разной высоте были размещены сидения для нескольких тысяч зрителей, среди которых были места и для почетных гостей. Все места для зрителей подразделялись на несколько рангов, те, что ближе к арене предназначались для знати, те же что поодаль - для всех остальных желающих посмотреть на скачки. На внешних трибунах находились торговые лавки.

Большой цирк в настоящее время

В настоящее время Большой цирк в Риме, описанием которого можно было бы занять не одну страницу, превратился в руины. Это место используется как парковая зона. Руины и прогулочный парк, это всё, что осталось от некогда знаменитого и грандиозного сооружения, античного римского ипподрома.

Но даже сегодня, эти остатки потрясают своей грандиозностью и величием. В те далекие времена, в рассвет своего существования, Circus Maximus в Риме представлял собой удлиненное сооружение, овальной формы, это видно и сейчас. Центральную и основную часть данного сооружения занимала арена, на которой и происходили конные состязания. С одной стороны арены были установлены три башни с воротами для въезда участников состязаний. Здесь же располагались стойла для лошадей. На противоположной стороне находились другие ворота, предназначенные для торжественного выезда победителей.

Только представьте себе те античные времена, грандиозное сооружение, огромный стадион, зрительские мечта забиты под завязку, на арене украшенные расписные колесницы, а гости ликуют и аплодируют. Но это всё осталось в далеком прошлом, сегодня мы можем видеть только часть руин сооружения и неглубокую яму посередине.

Сейчас по бывшей древнеримской арене прогуливаются туристы, в тени деревьев отдыхают местные жители, а молодежь использует ипподром для уличных футбольных состязаний. Время от времени на бывшей арене Большого цирка проводят концерты и общественные мероприятия.

Как добраться до Большого цирка в Риме

Большой цирк расположен в Риме, в районе улицы Via del Circo Massimo, 00186 Roma Италия.

Добраться до римского ипподрома можно пешком, всего за 5 минут от Римского Форума (Foro Romano) и (Colosseo).

Можно воспользоваться метрополитеном и доехать до станции Circo Massimo (линия В), это будет удобнее всего. Также можно доехать на автобусах № 60, 81, 75, 160 и 175 или трамвае № 3.

Как мы путешествуем дешево!

Отели со скидками ищем на Roomguru. Он ищет на множестве сайтов бронирования, в том числе и на Букинге, что дает возможность сравнивать цены и выбирать самый оптимальный вариант

Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает самые дешевые авиабилеты

Туристические страховки ищем на Cherehapa, где можно сравнить цены многих страховых компаний

Такси/трансфер заказываем на Kiwitaxi. Заказ можно сделать заранее, через интернет, что удобно в "чужих" странах и городах. Приезжают вовремя, встречают в назначенном месте

Дешевые билеты на поезда по Европе ищем на RailEurope

Дешевые билеты на автобусы по Европе ищем на FlixBus

Горящие туры ищем на Level.travel

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Древний Рим

    Ужасы средневековой Европы. Антисанитария

    Архитектура Древнего Рима (рус.) История древнего мира

    Субтитры

    Когда я изучал историю Древнего Рима, то сложнее всего мне было понять, как соотносятся друг с другом все эти древние руины, но, к счастью, теперь у нас есть д-р Бернард Фришер, который создал превосходную видео-модель, позволяющую наглядно представить себе пространство Вечного Города. Создать подобную модель было весьма сложно по двум причинам. Во-первых, древние города сейчас лежат в развалинах, и, соответственно, нам довольно трудно понять, как эти развалины в действительности выглядели в древности. А во-вторых, до нашего времени дошли лишь случайные обломки, и всем объемом материала мы не располагаем. Конечно, внешний вид Пантеона или Колизея – это еще не внешний вид всего города. Как выглядело все остальное? Большая часть зданий не сохранилась. В общем, в рамках нашей модели мы пытаемся представить, как выглядел весь город целиком. Так давайте же посмотрим! Давайте! Мы как будто летим над городом, над Тибром. Это хорошее место для начала нашей экскурсии, потому что, как известно, Тибр делит Рим на две части. И вон там, в отдалении, я вижу очень большой храм. Это Капитолийский храм, который представлял собой главный храм Рима. Он располагался на вершине Капитолийского холма, который по этой причине считался центром государственного культа и государственной религии. Итак, какой же момент в римской истории вы выбрали для своей модели? Теоретически это 320 г. н.э., когда римское градостроительство достигло своего пика. Прежде всего, это, конечно, касается общественных зданий. Императором в это время был Константин Великий, который вскоре после этого перенес столицу из Рима в Константинополь. Итак, мы летим над рекой и за Капитолийским холмом видим Палатин, еще один из семи канонических холмов Рима. Палатин очень хорошо заметен всем, кто приезжает в Рим. Это тот самый большой холм с дворцами, который прекрасно виден с Форума. Кстати, английское слово «palace[пэлис]», обозначающее дворец, происходит именно от слова «Палатин». Римляне говорили: «Где император – там дворец». Таким образом, термин постепенно оторвался от конкретного холма и стал обозначать просто место, где живет правитель. И действительно, пролетая мимо Большого цирка, мы видим огромный императорский дворец, занимающий практически весь склон холма. При этом мы, конечно, должны помнить о том, что дворец был не только жилищем императора и его семьи, но и центром государственного управления. А какова же связь между дворцом и огромным цирком? Они на самом деле соединены друг с другом. Роскошные цирковые игры нередко давались самим императором, который спускался в свою ложу непосредственно из дворца или вообще мог смотреть скачки прямо из окна своих покоев. Да, конечно, это не был цирк в нашем современном понимании. Мы говорим о различных спортивных состязаниях, чаще всего это были гонки на колесницах. Вспомните хотя бы знаменитую сцену из фильма «Бен Гур». Кроме того, в цирке проходили звериные травли, парады, религиозные и триумфальные процессии. А теперь давайте взглянем на сам город. Нам известно, что в Риме была очень развита культура торговли и имелись настоящие рынки. Но что же мы знаем о повседневной жизни римлян? Очень многое. Мы знаем сотни римских ремесел и профессий, множество различных социальных прослоек. Мы знаем, чем римляне питались и как долго жили. Ученые реконструировали их повседневную жизнь в мельчайших подробностях. А вот мы видим акведук, огромный водопровод, одно из самых впечатляющих сооружений Рима. Да, римляне знамениты своими акведуками. Их город никогда не стал бы таким огромным с миллионом жителей или даже двумя без акведуков, по которым вода поступала в дома из районов, расположенных в 20-30 милях от Рима. Римляне заставили работать эту систему, используя источники, расположенные высоко в горах, откуда вода самотеком сбегала вниз – в город и долину. При этом римские мастера каким-то образом могли строить подобные сооружения таким образом, чтобы их уклон составлял всего 1 фут на 2000, что, конечно, совершенно удивительно. Мы не знаем, каким образом они могли провести настолько точные расчеты, чтобы вода текла сверху вниз медленно, но с постоянным напором. Здесь мы имеем дело с честолюбивым стремлением человека к контролю над природой. Построить город там, где уже есть вода? Нет! Нужно подчинить природу своим потребностям. Римляне были невероятно искусными инженерами. Конечно, они использовали воду для питья, очевидно – для приготовления пищи и т.д., но в то же время многие акведуки заканчивались великолепными фонтанами или вели в огромные общественные бани – так называемые те[э]рмы. И вот этот район, судя по всему, был некоторым образом отделен от более густонаселенной части города. Вот здесь у нас располагаются термы Траяна. Да. Эти термы не были первыми, но они стали образцом для многих других общественных бань. Блок банных сооружений находился в центре своеобразной парковой зоны, обнесенной стенами. Мы уже говорили о том, что императоры всячески стремились обеспечить благополучие горожан, и в данном случае мы имеем дело с превосходным примером подобного стремления. Далее мы приближаемся к, пожалуй, самым знаменитым сооружениям Древнего Рима. Колизей… Но мы сейчас говорим о довольно позднем этапе римской истории. Не было ли раньше на месте Колизея еще какого-нибудь дворца? Конечно, был. Колизей был построен императором Веспасианом, который взошел на престол в 69 г. до н.э., после самоубийства Нерона, который был очень непопулярным правителем. Одной из причин его непопулярности было то, что после великого пожара 64 г. н.э., в ходе которого была уничтожена весьма значительная часть Рима, он конфисковал более 100 акров земли в центре города и построил там собственный дворец. Золотой дом Нерона. А в дворцовых садах располагался большой пруд. И Веспасиан, чтобы показать, что является другом народа, повелел пруд засыпать и возвести на этом месте Колизей, но он изначально не назывался «Колизей». Это название появилось лишь в Раннее Средневековье. Римляне называли это сооружение амфитеатром Флавиев, потому что Веспасиан происходил из рода Флавиев. И это действительно амфитеатр, то есть «двойной» театр овальной формы. Римляне, без сомнения, не называли его Колизеем, но зато они называли Колоссом вот эту огромную статую бога солнца. Вы упоминали о том, что мы говорим о том периоде, когда Римом правил Константин, который еще не перенес столицу на восток. Очень любопытно будет взглянуть вот на эту арку, арку Константина. Она еще совершенно новая. Ей всего пара лет. Константин покинул Рим после того, как разбил Максенция в битве у Мульвийского моста. Насколько нам известно, в Вечный Город он больше не возвращался – и арку так и не увидел. А теперь давайте заглянем внутрь Колизея. Здесь, как в зеркале, отражается все римское общество. Лучшие места – это те, что расположены ниже прочих, ближе всего к арене. Они были зарезервированы для императора, высших чиновников, жрецов и так далее. За ними сидели сенаторы, еще дальше – богатые купцы, а за ними – обычные свободнорожденные граждане. На самом верху располагались места для женщин, рабов и иноземцев. Что же приходили смотреть все эти люди? Сейчас у нас тут происходит как раз то, что чаще всего ассоциируется с Колизеем – гладиаторские бои. Кроме того, в Колизее устраивались любимые римлянами звериные травли, а также казни преступников – нередко весьма красочные и очень жестокие. А теперь давайте повернем налево и двинемся по направлению к форуму. Что это за огромный храм? Это крупнейшее религиозное сооружение Рима. Храм Венеры и Ромы. Он был построен императором Адрианом. Это сооружение является весьма любопытным, потому что на самом деле это два храма с общей внутренней стеной. Один из них был посвящен богине Венере и выходил к Колизею, а второй был посвящен богине Роме и выходил на форум. Судя по всему, на это были свои причины. Венера смотрит на Колизей, который ассоциируется с забавами и играми, т.е. досугом – который сами римляне называли «оциум». Тогда как Рома – богиня более серьезная. Она смотрит на форум, который представляет собой территорию «негоциум», т.е. дел и работы. Далее мы переходим собственно к форуму. Для начала остановимся у Базилики Максенция, последней из крупных гражданских построек, возведенных в Риме до переноса столицы. Это поистине огромное сооружение. Слово «базилика» вполне может быть вам знакомо – так мы нередко называем церкви. Но для римлян это было гражданское здание, в котором в основном проходили судебные заседания. Христиане же просто переняли форму этого здания, потому что нередко молились в базиликах, и наполнили эту форму новым содержанием. Итак, мы попадаем на территорию одной из самых сложных частей Рима. Особенно сложно, глядя на современные развалины, понять, как все эти здания были связаны друг с другом. Я всегда сравниваю форум с Мемориалом ветеранов Вьетнама в Вашингтоне. Это большая открытая общественная территория, которая используется для проведения различных общественных мероприятий типа парадов и торжественных речей. Здания, расположенные вокруг этого открытого пространства, также являются общественными и представляют собой суды и храмы. Кроме того, на форуме – так же, как и на территории вашингтонского мемориала – располагались памятники великим людям и монументы в честь наиболее важных событий. Частные владения, прилегающие к форуму, постепенно скупались, в силу чего каждый император мог построить свой собственный форум. Это были так называемые «императорские форумы». Итак, мы описали полный круг и теперь вновь смотрим на Капитолий. Мы проносимся над Форумом – и к нему еще вернемся. Мы проносимся над Капитолийским холмом и видим Капитолийский храм, а потом перемещаемся обратно к реке, где обнаруживаем большую плоскую площадку, которая называется Марсовым полем. Во времена Республики, когда римская армия состояла из граждан, здесь собирались и тренировались воины. Далее, мы приближаемся к красивому квадратному пруду и смотрим сбоку на очень важное здание, которое именуется Пантеоном. Ротонды, круглой части, в древности мы бы не увидели. Вместо нее мы бы увидели сооружение с восемью колоннами в передней части, которое выглядело как традиционный римский храм. Я хочу сказать, что это здание было построено с определенным сюрпризом внутри. Потому что снаружи оно действительно выглядит как обычный греческий или римский храм, но когда вы входите внутрь, то замечаете наличие ротонды. Я просто хочу еще мгновение полюбоваться масштабом конструкции. Посмотрите на эти колонны – они просто колоссальны. Способность поставить такие огромные камни вертикально уже сама по себе феноменальна. Но это еще не все. Ведь этот камень – это гранит, привезенный из Египта, который находился очень далеко. Это здание, которое прославляет римских императоров. Как нам известно, здесь стояли статуи Юлия Цезаря и Августа, и на этом основании мы полагаем, что Пантеон всегда был связан с императорским культом. Итак, внутреннее пространство Пантеона просто магическим образом раскрывается перед вами. Это просто волшебно. Я водил сюда много экскурсий и спрашивал посетителей, испытывали ли они те же впечатления, что и я. Если вы остановитесь прямо на пороге и будете держать голову прямо, я всегда спрашиваю: «Что вы видите?» И все всегда соглашаются со мной, что здесь видно отверстие в куполе, пол и вы можно смотреть направо и налево. То есть перед вами открывается грандиозное пространство. Но при этом оно находится точно на самом пределе человеческого зрения, и для меня подобные вещи служат показателем истинно классического стиля, который всегда опирается на человеческие формы, пропорции и ограничения. Здание, которое четко соответствует пределам нашего зрения, воистину облагораживает нас. Оно позволяет нам почувствовать себя великими. Оно не принижает нас. А вот, если бы это здание было бы в десять раз больше, мы бы чувствовали себя низведенными до размеров муравья. Конструкция здания теснейшим образом связана с круглыми формами, и в то же время в ней очень много квадратов. Эту игру квадратов и кругов легко заметить, глядя на пол. И, конечно, нельзя не упомянуть потолковые кессоны, которые создают прекрасное чувство ритма. Совершенно верно! И обратите внимание на то, что здесь тоже заметна игра квадратов и кругов, потому что квадратные кессоны образуют полукруглый купол. Но для меня интересней всего то, что этот купол был раскрашен, хотя сейчас почти вся краска уже исчезла. Купол тесно связан с небесными мотивами, и, соответственно, его основание было выкрашено в голубой цвет. Кессоны же были подкрашены желтым – как если бы они излучали солнечный свет, а в середине кессонов, вероятно, имелись розетки, символизировавшие светила или звезды. Как нам известно из одного исторического труда, написанного всего через сто лет после сооружения Пантеона, даже в древности люди не могли понять, как архитекторам удалось построить такой купол. Даже в древности это вызывало удивление. Очень интересно, как падает свет. Если вы посмотрите на купол, то поймете, что солнечные лучи должны направляться на различные кессоны в различное время суток и в определенные дни года. Недавние исследования показывают, что это были не солнечные часы, а, скорее, некая игра света, которая должна была показывать ход времени в течение года. В частности, солнечный свет проходил четко через отверстие в куполе в полдень 21 апреля, освещая основную дверь Пантеона. Как мы помним, Пантеон в рассматриваемом виде был построен при императоре Адриане. А ведь именно этот император особо интересовался празднеством, посвященным дню основания Рима и отмечавшимся как раз 21 апреля. Адриан переименовал это празднество в честь богини Ромы. Судя по всему, именно его заслуга заключается и в создании рассматриваемого драматического эффекта, но при этом мы можем только догадываться о том, какие церемонии проходили в Пантеоне 21 апреля. А теперь давайте вернемся на форум. Здесь сходились многие из основных дорог, проходящих через город, и многие римские граждане проходили здесь по своим делам. И вот камера отъезжает назад. Теперь мы можем охватить взглядом весь город – и понять, насколько сложной, насколько продвинутой была эта древняя цивилизация. Сколько зданий было в этом городе – задумывались ли вы об этом? По данным двух переписей, проведенных в IV в. н.э., в Риме было от восьми до десяти тысяч построек. Население же города, вероятно, составляло 1-2 миллиона, а общая площадь – примерно двадцать пять квадратных километров. Таким образом, это был крупнейший город западного мира – вплоть до XIX века, когда его место занял Лондон.

Терминология

Цирковые сооружения

В начале существования Рима, при первых царях, местом цирка служило Марсово поле ; затем, как гласит предание, Луций Тарквиний Приск устроил за счёт добычи в войне с латинами особое ристалище в долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого цирка » (лат. Circus Maximus ).

Расположением своим он походил на древнегреческие гипподромы . Арена цирка после его перестройки Юлием Цезарем имела в длину 640 м и в ширину 130 м. С трёх сторон, одной короткой и полукруглой и двух боковых, длинных, она была опоясана покоившимися на сводах многочисленными, устроенными один выше другого ярусами сидений (лат. moeniana ), над которыми возвышались павильоны и галереи с колоннами. Нижний ярус, лежавший непосредственно над довольно высоким цоколем сооружения (лат. podium ), был назначен для сенаторов ; тут же во времена императоров находилась их трибуна (лат. pulvinar ). Следовавший за тем ярус могли занимать только всадники , а остальные ярусы предоставлялись для людей прочих сословий. С внешней стороны вся эта часть сооружения представляла аркады и колоннады, из-под которых по множеству лестниц можно было пробираться к местам для зрителей. Огромное сооружение было без крыши , но зрителей могло защищать от солнца натянутое над ними полотно.

По образцу старейшего римского «Великого цирка» строились другие, как в самом Риме, так и в его провинциях , в которых под конец существования империи не было ни одного мало-мальски значительного города, обходившегося без подобного здания. В Риме кроме «Великого цирка» находилось ещё три:

  • построенный в 220 г. до н. э. на западе от Капитолия цирк Фламиния , в котором Август давал однажды народу представление охоты на крокодилов посреди арены, наполненной водой;
  • цирк Нерона (называвшийся также цирком Калигулы и Ватиканским), начатый постройкой при Калигуле , законченный Нероном и известный в истории, главным образом, как место жестоких мучений, которым подвергал христиан второй из названных императоров;
  • цирк Каракаллы , выстроенный, однако, не при нём, а столетием позже при Ромуле, сыне Максенция , и важный для археологов тем, что его значительные развалины, раскинувшиеся за прежними Капенскими воротами (за нынешней Porta San Sebastiano), дают возможность изучить устройство римских цирков.

Но ещё лучше служить этой цели могут открытые в 1823 году остатки цирка в местности древних Бовилл, небольшого городка у подножия Альбанских гор , на Аппиевой дороге . Цирк этот не велик, но представляет собою типичный образец римских цирков и сравнительно хорошо сохранился.

Игры

Почти полное разрушение цирков объясняется как тем, что квадры сидений были превосходным материалом для построек, так и тем, что только меньшая часть цирков была каменной. Всё же и при таком состоянии разрушения можно себе составить представление и о плане цирка, и об его внутреннем убранстве - о первом как на основании раскопок, так, особенно, и на основании известного Северовского плана Рима, от которого сохранился кусок с изображением южной части цирка. По этому фрагменту и размерам долины можно вычислить приблизительно размеры цирка. Длина здания - 635 м, шир. 150 м, длина арены 590 м, шир. 80 м. Руководясь этими размерами, можно проверить указания авторов на вместимость цирка: весьма возможно, что при Августе число мест достигало приблизительно 150 000, а ко времени Константина увеличилось почти до 200 000.

О внутреннем убранстве цирка можно судить на основании ряда римских памятников (рельефы, монеты, мозаики) и особенно на основании найденной в Барселоне мозаики, изображающей цирковые ристания. Детали изображения почти сходны с изображениями на римских памятниках. На spina изображены здесь, кроме приспособлений для счета и обелиска, ряд святилищ, колонки со статуями Викторий, статуя Великой матери богов (верхом на льве), военные знамена, кроме того ряд атлетов и зверей - может быть, статуй, символизирующих те игры, которые давались в цирке кроме ристаний. На других памятниках мы видим, кроме того, святилище трёх богов, алтарь, трофеи с пленниками (ср. связанных людей на барселонской мозаике) и др.

Главным зрелищем, собиравшим народ в цирк, были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa , которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота цирка. Во главе шёл или ехал (если это был претор или консул) магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде (шитая золотом тога и туника , украшенная вышитыми на ней пальмами), держа в руке скипетр , украшенный орлом; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии - и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры.

Открывались одновременно ворота и обыкновенно 4, иногда больше (6, 8, 12, смотря по количеству партий и колесниц каждой партии) колесниц, парою или чаще четверкою, вылетали на арену. Бег начинался направо от меты и кончался у места на противоположной стороне, отмеченного белой линией, после семикратного оббегания spina . Число заездов не всегда было одинаково: начиналось с 10 или 12, но чем дальше, тем более число их увеличивалось, и в императорское время доходило до 24 пли даже 36, что заполняло весь день с утра до вечера. Каждая скачка длилась не более четверти часа. Во время скачки возницы употребляли всевозможные средства, чтобы добыть первый приз, - средства, поведшие к выработке особого технического скакового жаргона, на котором написаны надписи в честь или память возниц.

Особую опасность представляло огибание мет, к которым каждый старался держаться поближе; все зависело от выдержки и ловкости крайней левой лошади. Несчастные случаи были вполне обычны; лёгкую двуколеску, открытую сзади, ничего не стоило сломать при силе и быстроте четырёх лошадей; почти все изображения скачек дают в определённой схеме из четырёх состязающихся колесниц одну разбитой. Приз состоял из венка и известной суммы денег; давались и вторые, и третьи призы.

Цирковые партии

Поставка лошадей и возниц первоначально исходила от государства и отдавалась магистратами на откуп. Чем дальше, тем крупнее становились приплаты магистратов, дело же поставки организовалось в два больших предприятия, возможно субсидируемые правительством. Предприятия содержали конюшни, лошадей, персонал возниц, школы для возниц, выезжали лошадей и т. п. Техническое имя предприятий было factio ; главный заведующий носил имя dommus factionis .

Различались factiones между собой цветом . Две компании республиканского времени одевали своих наездников одна в белое, другая в красное, и поэтому назывались russata и albata . В императорское, вероятно, время к этим двум присоединились синие и зелёные (лат. factiones veneta и prasina ); временно при Домициане имелись ещё золотые и пурпуровые (лат. purpureus pannus и auratus pannus ). Из этих партий видную роль играли в императорское время только синие и зелёные; около них сосредоточился весь интерес посетителей цирка.

Интерес к лошадям, к возницам, азарт ставок - все это, раздуваемое участием высших слоев общества вплоть до императора, повело к тому, что интересы цирка были насущнейшими и живейшими интересами Рима. Интерес сосредоточивался на постоянных носителях тех или других преимуществ - компаниях, поставщиках лошадей и возниц, - и раздувался самими компаниями; зритель привыкал усваивать себе интересы компании, и, таким образом, получилось страстное участие в судьбе не лошади или возницы, а партии. Страстность доходила до схваток и битв; влиятельные люди одной партии старались навредить другой; сами императоры проводили немало времени в конюшнях любимой партии и мощью своей власти поддерживали её в ущерб другой. С падением культурности страстность достигает своего апогея на ипподроме Константинополя . Пристрастие к партиям поддерживало интерес к носителям славы партии - возницам и лошадям, особенно к возницам, так как от их ловкости более всего зависела победа.

Профессионалы римского цирка

Специализация вытеснила дилетантов из цирков; рука об руку с ней шла выработка понятия о её неуместности, как ремесла, для римской аристократии. Поначалу колесницы в цирке гоняли юноши знатных семей; они же, пока были ещё pueri , там же демонстрировали высшую школу езды в ряде сложных военных эволюций, принимая участие в так называемых троянских играх (lusus Troiae ).

В последние века республики всё это вышло из моды, Цезарю и Августу, в их стремлении бороться с изнеженностью общества и кастовыми предрассудками, пришлось насильно вновь вводить старые обычаи. Они заставляли знатную молодежь гоняться на колесницах, выступать и в детском, и в юношеском возрасте в ряде военных упражнений на глазах у публики (ludi sevirales : участники - всадники, только что надевшие toga virilis ; lusus Traiae : участники - дети лучших сенаторских семей).

Воспитательные цели Цезаря и Августа сменились страстным увлечением цирком Калигулы и Нерона: не упражнение физических сил и борьба с предрассудками, а спорт сам по себе, любовь к успехам, видным и шумным в этой области, руководили особенно Нероном и его позднейшими подражателями. Слава возниц , их популярность не давали спать императорам, подобным Нерону.

Но как ни росло увлечение скаковым спортом в обществе, цирковые погонщики из общества всё-таки были исключением: тон в цирке задавали профессионалы. Выработка техники и умелая подготовка, в связи со специальными способностями, вырабатывали искусников, побеждавших по нескольку тысяч раз и составлявших себе колоссальные состояния из призов и особой платы от партии и нанимателей. Имена их гремели повсюду; все знали Скорпа (Flavius Scorpus) или Диокла , и ряд надписей подробно рассказывает нам их цирковую карьеру.

Возницы начинали свою карьеру очень молодыми, что обусловливалось в значительной степени требованием от них возможной лёгкости. Большинство рано кончало жизнь насильственной смертью; лишь немногие, составив себе состояние, удалялись на покой. Самый костюм возниц указывал на опасность их профессии: поверх туники они обмотатывались ремнями, на голове носили гладкую кожаную шапку, ноги вплоть до сандалий также обматывались ремнями, всё это - чтобы защитить по возможности тело от ударов и чтобы на всем теле не было одежды, которая могла бы за что-нибудь зацепиться, на которой можно было бы повиснуть. Вожжи привязывались к пояснице возницы, чтобы можно было править одной рукой, а в другой держать бич; у пояса висел кривой нож для обрезания вожжей в случае падения. Возницы были очень суеверны.

рим театр цирк гладиатор

В Риме, крупнейшем городе древности, насчитывалось семь цирков. Все они были устроены почти что одинаково, но самым обширным и самым древним из них являлся Большой цирк. Цирк этот находился в долине, образуемой двумя холмами,-- Палатином и Авентином.

С древнейших времен и до падения империи здесь, в долине, ежегодно проводилось большинство игр, заключавшихся в конных бегах на колесницах. По преданию, такие бега были установлены одним из основателей Рима, Ромулом, и устраивались они сперва один раз в год -- после жатвы хлебов и сбора плодов. В те времена зрители располагались прямо на траве, покрывавшей склоны холмов.

В дальнейшем, примерно за 600 лет до нашей эры, в этой долине был построен первый деревянный цирк. С течением веков он все более расширялся, украшался мрамором и бронзой.

У древних римлян цирк был местом конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ (единоборства гладиаторов (включая венаторов -- дресировщиков, формально тоже считавшихся гладиаторами, несмотря на то, что они не сражались).

Главным зрелищем, собиравшим народ в цирке, были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота цирка. Во главе шёл или ехал магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде держа в руке скипетр; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии -- и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры.

Доспехи гладиаторов, красивые с виду, оставляли незащищенными большие участки тела: сражавшиеся были обязаны развлекать зрителей своими ранами, кровью, наконец, смертью, что повышало интерес публики к борьбе. Сама же борьба должна была вестись со знанием дела, смело и увлекательно: это давало бойцам некоторую возможность сохранить жизнь даже в случае поражения. Когда раненый гладиатор поднимал вверх руку с вытянутым указательным пальцем, это означало, что он просил у публики помилования. В ответ зрители махали платками или также поднимали пальцы, «отпуская» тем самым отважного, но потерявшего способность сражаться бойца; если же зрители опускали пальцы вниз, это значило, что побежденный в течение «игры» проявлял излишнюю любовь к жизни и что победителю приказывается нанести последний, смертельный удар. Разумеется, что гладиаторы были хорошо обучены искусству фехтования и рукопашного боя.

Одним из излюбленных зрителями гладиаторских боев была так называемая ловля рыбы -- схватка между мирмиллоном и ретиарием. Первый из них, вооруженный мечом и со щитом, носил на шлеме изображение рыбы второй в качестве оружия использовал остро заточенный трезубец и был снабжен металлической сетью. Цель «игры» заключалась в том, что ретиарий должен был опутать сетью противника, свалить его наземь и в случае пожелания зрителей прикончить «рыбу» трезубцем; в задачу же мирмиллона входило уйти невредимым от «рыболова» и при первом же удобном моменте поразить его мечом.

В дополнение к таким «зрелищам» в Колизее устраивались звериные травли. С помощью специальных механизмов из подвалов амфитеатра поднимались на арену декоративные горы и леса вместе со всяким зверьем. Хлопая бичами и пуская в морды зажженные стрелы, служители приводили животных в ярость. Носорога заставляли биться со слоном, пантеру с быком, медведя -- с кабаном. Только за время игр при открытии Колизея было затравлено подобным образом около 5 тысяч животных.

При общем восхищении кровавыми зрелищами лишь двое общественных деятелей Рима выразили свое негодование. Один из них, знаменитый оратор Цицерон, говорил, что не может быть никакого удовольствия, «когда слабый человек растерзывается огромным сильным зверем или когда прекрасное животное пронзается охотничьим копьем». Ци­церону вторил философ Сенека, гневно указывавший, что «человек священен для человека, а его убивают на забаву и потеху». Но при всем этом оба они -- и Цицерон и Сенека -- считали, что воинственный дух должен являться неотъемлемой принадлежностью римского народа.

Так, в том же Колизее показывались дрессированные звери: львы ловили зайцев и отпускали их невредимыми, слоны танцевали и, по римскому обычаю, возлежали за столами с едой; в Большом цирке проводились состязания гимнастов, бег взапуски, кулачные бои, бросание диска. Зрелища эти не вызывали восторгов у экспансивной римской публики и постепенно сошли вовсе на нет, как не удовлетворявшие принципам все той же пресловутой политики.