Инструмент помогающий определить правильный темп исполнения. Основные понятия

Которыми пользуются композиторы для создания своих произведений. В талантливой музыкальной композиции нет ничего случайного: тональность, структура, украшения, манера исполнения - всё должно быть подчинено одной творческой задаче. Какую роль во всем этом играет музыкальный темп? И какие разновидности темпов существуют?

Музыкальный темп как средство музыкальной выразительности

Темп на итальянском обозначается словом «tempo». Итальянцы в свою очередь позаимствовали это слово из латинского, где «tempus» обозначает «время». В музыке темп обозначает скорость, с которой исполняется музыкальное произведение.

Темп наряду с динамикой является одним из самых действенных средств передачи эмоциональной окраски произведения. Если человек, который пишет или исполняет музыкальные произведения, игнорирует этот факт, то результат его творческого процесса рискует оказаться блеклым и менее выразительным. Правильный темп в сочетании с верной динамикой обеспечивает эффективное общение композитора или исполнителя со своим слушателем. Сравнение музыки с человеческой речью вполне корректно, ведь эмоциональный окрас речи также определяется ее темпом и динамикой. Именно эти характеристики помогают получить отклик со стороны собеседника и вовлечь его в диалог.

Темп ложился в основу музыки еще с самых древних времен. Ранее музыканты своей игрой в основном сопровождали ритуальные танцы и шествия, немного позднее - сельские гуляния или балы знатных господ. Стук ног танцора, скорость, с которой передвигались танцевальные пары, становились ориентиром, по которому музыканты сверяли свой темп игры.

Как темп обозначается в нотной записи

Со временем музыка стала одним из самых любимых развлечений для людей самых разных сословий и уровня жизни. Когда начали появляться первые ноты, фиксирующие в себе мелодию той или иной песни или произведения, проблема обозначения в партитурах темпа стала актуальной. Действительно, как можно знаковым обозначением передать информацию о темпе произведения?

Композиторы знают, что темп - это еще и некая пульсация мелодии. Такая пульсация сугубо индивидуальна для любого музыкального творения. Когда человек желает измерить пульсацию своего сердца, то он считает количество его ударов в минуту. В музыке воспользовались тем же приемом, но с применением музыкальных делений - четвертных, восьмых, шестнадцатых нот и т. д. Именно количество нот определенной длительности, которые умещаются в минуту, определяет метр (темп) произведения. Практически над каждой партитурой слева размещается подобное обозначение: нота определенной длительности, знак «равно» и численное обозначение количества этих нот, помещающихся в минуту. Держать указанный темп и не отклоняться от него помогает специальный прибор - метроном.

Медленные темпы

Иногда вместо четкого метрического обозначения композитор может пользоваться и словесными обозначениями темпа. Как и многие музыкальные термины, темпы принято указывать на итальянском языке. Эта традиция укоренилась потому, что в период формирования нотной грамоты больше всего произведений сочиняли и записывали в партитурах итальянцы. Но современные русскоязычные независимые авторы зачастую применяют русские обозначения, переведенные с итальянского.

Самый медленный музыкальный темп - «grave», в переводе с итальянского звучит, как «тяжело» или «торжественно». К этому темпу также можно применить определения «значительно» или «очень медленно». Метрическое обозначение темпа колеблется в пределах от 40 до 48 ударов по метроному Мальтера.

Следующим в списке медленных темпов следует «largo», что по-русски значит «широко». Ларго может играться со скоростью от 44 до 52 ударов в минуту.

Затем следует ларгамэнте (46-54 уд./мин), адажио (48-56 уд./мин), ленто (50-58 уд./мин), лентамэнте (52-60 уд./мин), ларгэтто (54-63 уд./мин) и т. д.

Умеренные музыкальные темпы

Список умеренных темпов открывает обозначение «andante», что в дословном переводе обозначает «идти». Умеренный музыкальный темп «andante» - это темп «спокойного шага», он колеблется в области 58-72 ударов в минуту. Существует также несколько его разновидностей: андантэ маэстозо - значит «торжественным шагом»; андантэ моссо - значит «оживленным шагом»; андантэ нон троппо - значит «небыстрым шагом»; андантэ кон мотто - значит «удобным или непринужденным шагом»; андантино - темп в области 72-88 ударов в минуту.

Рядом с «andante» также находится темп «comodo» и «comodamente», что означает «не спеша». Метрическое обозначение этого темпа колеблется от 63 до 80 ударов в минуту.

К умеренным темпам также относится «moderato assai» (76-92 уд./мин), moderato (80-96 уд./мин) и con moto (84-100 уд./мин).

Быстрые темпы

«Allegretto moderato» - обозначение, которое открывает перечень быстрых темпов.

«Аллегрэтто модерато» - не очень быстрый музыкальный темп: термин переводится, как «умеренно оживлённо» и метрически обозначается от 88 до 104 ударов в минуту. Затем следует «allegretto» (92-108 уд./мин), «allegretto mosso» (96-112 уд./мин).

Сюда же относится термин «animato», что означает «оживленно», и «animato assai» - соответственно «очень оживленно». В числовых значениях эти темпы колеблются от 100-116 и 104-120 ударов в минуту.

«Allegro moderato» - это умеренно быстрый музыкальный темп, т. е. темп находится в пределах от 108 до 126 ударов в минуту. «Tempo di marcia» предлагает играть исполнителю произведение в темпе марша - в пределах от 112 до 126 ударов в минуту.

«Allegro non troppo» означает не очень быстрый темп (116-132 уд./мин), те же самые параметры имеет темп «allegro tranquillo». «Allegro» (значит, «весело») - 120-144 удара в минуту. «Allegro molto» значительно быстрее предыдущих темпов: метрически обозначается, как 138-160 ударов в минуту.

Наиболее часто используемые темпы

С появлением компьютерных программ для написания музыки, а также электронных метрономов числовые обозначения темпов прочно заняли свои позиции в партитурах, ведь словесные обозначения достаточно неопределенные и всегда требуют уточнения. И тем не менее из словесных обозначений до сих пор широко используются ларго (переводится, как «очень медленно», «широко»); анданте (неторопливый музыкальный темп); адажио (переводится как «медленно»); модерато (значит «умеренно» или «сдержанно»); аллегро (т. е. «быстро»); аллегретто (означает «довольно оживлённо»); виваче (т. е. «быстро» или «живо») и престо (значит «очень быстро»).

Дополнительные обозначения

Зачастую композитор не настаивает на исполнении своего произведения в строго указанном темпе. В таких случаях музыкальный темп может обозначаться прилагательным, характеризующим общее настроение, которое должно царить во время исполнения пьесы или песни. Например, «leggiero» означает «легко», а «pesante» - «весомо» или «тяжело». Легкости звучания или весомости можно одинаково успешно добиваться при совершенно разных метрических показателях музыки. Автор может также предложить исполнителю играть свою партию «cantabile», т. е. «певуче», или «dolce» - т.е. «нежно». В середине партитуры или в любой другой ее части могут также появиться ремарки вроде «ritenuto», что означает «сдерживая», или «accelerando», т. е. «ускоряя». Множество таких ремарок позволяют учитывать важные нюансы при исполнении музыкального произведения.

Воздействие темпа музыки на организм человека

В одном из итальянских университетов ставился интересный эксперимент на предмет того, как музыкальный темп влияет на состояние психики или другие показатели в организме человека. В эксперименте принимали участие как профессиональные музыканты, так и обычные любители музыки. Результаты были потрясающими: оказывается, быстрая, оживленная музыка мобилизует все системы организма (учащается пульс, ускоряется дыхание, повышается артериальное давление и т. д.), а медленная, неторопливая способствует полному релаксу, расслаблению нервной системы и нормализации АД.

Каждый музыкант-профессионал знает о существовании нот разной продолжительности - половинные, восьмые и т. д. Но если спросить кого-то, сколько времени должна звучать каждая из них, ответ будет неоднозначным. Ведь звучание одной и той же четвертной ноты в разных произведениях будет отличаться по продолжительности. Поэтому, хоть и связана со временем, определить ими протяжность всего произведения нереально. Это все равно, что пытаться измерить время с помощью шагов.

Музыкальный темп

Что же делать, и как правильно определить скорость звучания музыки? Как быстро внутреннему биологическому маятнику, находящемуся внутри каждого из нас, нужно работать в отбивании сильных долей? Ответ на этот вопрос существуют, ведь в этом случае речь пойдет о музыкальных темпах.

Темп в переводе с итальянского означает «время». Буквально термин означает быстроту звучания музыкального произведения, которое измеряется количеством ударов за минуту. Но главной задачей музыкального темпа является передача слушателю характера и эмоций творения композитора.

Каким бывает темп?

Для простых музыкальных слушателей-любителей главные отличия в музыке звучат, как быстрые или медленные. Профессиональные музыканты пользуются специальными терминами, придуманными в Италии. Таких терминов существует множество, но мы рассмотрим самые широко используемые. Стоит отметить, что, когда речь идет о музыкальном темпе, главным образом учитывается не определенное количество ударов (хотя и это тоже важно), а характер, несущий соответствующие эмоции.

Название темпа Эмоциональный оттенок, характер Количество ударов метронома
Grave очень медленно, тяжело, торжественно 40-48
Largo очень медленно, широко 44-52
Adagio спокойно, медленно 48-56
Lento тихо, медленно, протяжно, быстрее ларго 50-58
Andante умеренно, шагая 58-72
Andantino немного быстрее, чем анданте 72-88
Moderato весьма умеренно 80-96
Allegretto среднее между аллегро и анданте 92-108
Allegro весело, быстро 120-144
Animato взволнованно 152-176
Presto быстро 184-200
Prestissimo наиболее быстро 192-200

Как мы видим из таблицы, самый медленный музыкальный темп Grave, который означает, что произведение нужно играть не просто не спеша, но тяжело и торжественно. Здесь стоит отметить взаимосвязь значений темпа и музыкальных украшений (мелизмов). В данном случае, Grave обозначает также «серьезность» исполнения, тогда как схожие по количеству ударов Largo и Adagio требуют от исполнителя импровизации в украшении.

Иногда в заданном темпе Grave может встречаться указание возле отдельных одиночных нот Adagio. По логике вещей, изменение темпа в торжественной, серьезной части (увертюре, например) невозможно. В этом случае адажио указывает на возможность орнаментирования данного участка произведения. Отсюда произошли изречения о мастерах импровизации, которых называли «хорошими исполнителями адажио». Такой термин означал, что музыкант умеет применять орнаментирование во время игры.

Метроном

Такое необычное название носит инструмент, способный отбивать ударами определенные кусочки времени, благодаря которым и определяют темп в музыке. Переводится метроном с греческого как «сила закона». Классическое устройство представляет собой деревянную пирамидку, в центре которой двигается маятник. На нем также присутствует шкала с цифрами. Они означают количество ударов за минуту времени. Например, быстрый музыкальный темп Presto составляет 184-200 щелчков. На каждый из этих ударов приходится сильная доля такта. Существуют также электронные метрономы, а также мобильные приложения на смартфоны, установив которые, можно задавать нужный темп прямо с телефона.

Относиться к игре под метроном следует осторожно. Ведь музыка должна быть живой и звучание ее сложно назвать сплошной механикой. В основном, метроном используют для игры технических произведений: этюдов, гамм, арпеджио.

Как разные темпы влияют на организм человека?

В одном итальянском университете доктор Лучиано Бернарди провел интересный эксперимент. В его основе лежала задача проследить влияние разных музыкальных темпов на человеческий организм. Для участия отобрали 24 человека, половина из которых были музыканты-профессионалы, а вторая половина - обычные меломаны.

До начала эксперимента были произведены замеры:

  • артериального давления;
  • частоты дыхательных движений;
  • частоты биения сердца;
  • высокая и низкая частота изменчивости сердечного ритма.

После этого подопытным давали слушать разные по продолжительности (2-4 минуты) и стилю музыкальные отрывки с непродолжительными паузами между ними.

Каким был результат эксперимента?

Результаты эксперимента показали, что все органические показатели увеличивались во время звучания быстрых темпов музыкальных произведений. Причем, у музыкантов частота дыхания отмечалась выше, чем у простых слушателей. Интересно, что обусловлено это явление не индивидуальными предпочтениями каждого из участников, а ритмическим рисунком и темпом самого произведения.

По мнению доктора и его ассистентов, чередование быстрого и медленного музыкальных темпов способно погрузить слушателей в состояние глубокой релаксации, а также улучшить работу сердечно-сосудистой системы.

Электронная музыка и ее темпы

Классика вечна... Так утверждал в свое время великий композитор Паганини. Конечно, у классической музыки есть свои поклонники. Но на смену ей пришли новые стили с кардинально свежим звучанием. К таким относится электронная музыка.

Для написания электронных произведений используют различную аппаратуру, мало чем схожую с клавесином или скрипкой. В основном, это компьютеры, синтезаторы и прочие модные новинки. Рассмотрим наиболее популярные музыкальные направления.

Брейкс

Это не просто стиль, а целая субкультура. Зародилась во времена популярности группы «Винстонс», которая во время игры впервые использовали ломаную, так называемую «барабанную петлю» - не один звук ударных, а целые небольшие отрывки, состоящие из нескольких тактов. Позже такие мотивы стали основой брейкбита. Часто звучат они и в drum’n’bass стиле. В брейксе они уже значительно видоизменились, но ломаный ритм остался. Правда, звучит он в более умеренном музыкальном темпе с частотой ударов 120-130.

Электро

Электронный стиль уходит истоками в хип-хоп культуру. Сформировался под мощным влиянием funk и Kraftwerk. Направление отличается ярко выраженным «компьютерным» звучанием. Естественных звуков в такой музыке практически нет. Даже вокальные партии или голоса природы видоизменяются до неузнаваемости с помощью различных эффектов. Главной темой композиторов стиля электро являются роботы, технологические новинки, ядерные взрывы и т. п. Темп используется в 125 и выше ударов.

Техно

Зародился в 80-х годах 20 века в Детройте. По истечении короткого времени стиль подхватили диджеи Европы. Если в Америке направление носило, скорее, андеграундный характер, то в Великобритании оно вырвалось наружу, подобно лавине. Механические ритмы, искусственный звук, многоразовое повторение музыкальных фраз - все это характеризует стиль техно. Темп составляет 135-145 ударов в минуту.

Еще раз о главном

Многие музыканты в разные времена любили экспериментировать с музыкальными направлениями и их темпами. Для ориентации во временном пространстве в момент игры на музыкальном инструменте используют метроном. Что правда, это весьма относительно, ведь музыка, хоть и связана тесно с математикой, все же отличается наличием души. А душа, в свою очередь, зависит от подачи музыканта. Так что, экспериментируйте, чувствуйте и наслаждайтесь искусством.

Темп в музыке, по всей видимости, является самой неопределённой и неоднозначной категорией, отвечающей за временные параметры.

Что такое темп?

Темп — это скорость музыкального процесса; скорость движения (смены) метрических единиц. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение. Обратите внимание на слово абсолютный. На деле же темп оказывается относительным.
В отличие от метра и , где существуют четкие предписания, когда и с какой громкостью брать ту или иную ноту, в темпе такой математический подход дает сбой.
Казалось бы, с изобретением метронома любые неоднозначности должны сойти на нет. Однако картина не меняется сотни лет со времен Бетховена. Сначала композиторы старались скрупулезно выписывать темп по метроному, но позже отказались от этой затеи. Какие еще вопросы связаны с темпом? Вагнер в свое время, например, заявил, что правильность интерпретации полностью зависит от удачно выбранного темпа. Верно ли это утверждение? Исходя из своего субъективного опыта, могу сказать, что оно верно на 90%. Остальные 10 — это правильное понимание стиля музыки и все остальное.

Подчеркну, что это лишь точка зрения. Однако думается, что я не одинок в ней поскольку одни из лучших мировых музыкантов (таких как Лайндсдорф, А.Зимаков, Вагнер:) придерживаются того же мнения.
Попробую ответить на вопрос: почему многие композиторы отказались от обозначения метронома в своих произведениях?

Существует множество причин, но главная, по всей видимости, в прогрессе музыкантов.

Такая вещь как непрофессионализм довольно распространена среди исполнителей любых профессий.

Возьмем, например, современного (ситуация из моей биографии).

К примеру, написал он партитуру и занес ее в какой-нибудь секвенсор. Расставил темпы и все готово. Произведение звучит, также как в голове композитора. Но после этого партитура попала в оркестр и половина музыкантов не могут сыграть свои партии. Вот здесь и приходиться жертвовать либо темпом, либо нотами.

Многие произведения Бетховена были очень сложны для его современников и, по всей видимости, он решил дать некоторую свободу выбора темпа.

Современные же музыканты без труда играют Бетховена, но как только речь заходит о Шостаковиче или не дай бог о Мессиане, то все крушится и получается epic fail:)

При чем здесь собственно темп?

Главная проблема в том, что музыканты любят замедлять быстрые пассажи без причины, или брать медленный темп, объясняя это какой-то выразительностью, но сути это не меняет — они просто не могут это сыграть. От этого страдает композитор, слушатель и музыка.

Очень часто музыканты неправильно интерпретируют темпы, в результате чего произведения быстрого характера становятся балладами и наоборот.

Это очень часто можно наблюдать в среде классических гитаристов (это скорее даже правило искажать темпы) — написано Allegro играется Moderato, написано Moderato начинают играть Lento. Таких примеров тысячи — достаточно посмотреть несколько известных произведений и можно увидеть градацию темпа в пределах 40, а то и больше единиц метронома. Повторю, что это характерно для гитаристов-классиков. Среди пианистов я такого не замечал. Вообще сложно представить себе пианиста, который, используя в качестве оправдания свое видение, начал бы играть фантазию Шопена C# maj в темпе 140.

Это первая сторона проблемы темпа назовем ее механическо-исполнительской.

Теперь рассмотрим природу темпа.

Темп как структура, регулирующая ритмическое и метрическое движение музыки устоялся совсем недавно. Можно выделить два типа темпа:

  1. математический (темп метронома)
  2. чувственный (аффективный)

Математический характерен для электронной музыки, металла и проч. музыки, которая играется строго под клик. В такой музыке не допускаются никакие отклонения от темпа) за редким исключением можно встретить accelerando и ritenuto)

Чувственный это определяемый стилем, агогикой и . Один такт может быть в темп 90 второй в темпе 120, а третий в темпе 60. Такой подход к ритму характерен для Скрябина, Рахманинова.

Также есть середина между этими двумя понятиями. Такие явления как , шаффл построены на умелом сочетании разного подхода к темпу. Обозначения метронома не могут отражать реальных темповое этой причине от них отказались многие композиторы и по этой же причине большинство музыкантов отказываются от игры под клик.

С другой стороны словесные обозначения позволяют передать характер движения и направление, в котором следует мыслить музыканту (-ам)

Вот, что пишет Харлапин по этому поводу:

Словесное обозначение темпа указывает, не столько на скорость, сколько на «количество движения» — произведение скорости на массу (значение 2-го фактора возрастает в романтической музыке, когда в роли темповых единиц выступают не только четверти и половинные, но и другие нотные величины). Характер темпа зависит не только от основного пульса, но и от внутри долевой пульсации (создающей своего рода «темповые обертоны»), величины такта. Метроритмическая скорость оказывается лишь одним из множества создающих темп факторов, значение которого тем меньше, чем эмоциональнее музыка.

Терминология музыки охватывает различные музыкальные области: в том числе динамику, темп, нотное письмо, характер исполнения, а так же способы трактовки произведения. Доминирующим языком музыкальной терминологии является итальянский язык. Интересным фактом стоит отметить то, что даже Моцарт писал иные из своих опер на итальянском языке.

До XVIII века не существовало новейшего обилия в определении темпов исполнения. В прошлом темп определялся метроритмом, так как длительность звука (целая, половинная, четвертная и т.д) почиталась абсолютной величиной.

Неточность и субъективность представлений о длительности порою ставило музыкантов в сложное положение. Вполне вероятно, что первые музыкальные термины-понятия появились для более точного определения динамики и темпа. В XIX веке специализация музыкантов резко возросла, и композиторы постепенно перестали быть исполнителями, как это было в прошлом. Последнее породило увеличение количества терминов используемых в нотной записи.

В начале того же века Мельцель сконструировал метроном, что позволило точно определять темп при исполнении музыкальных произведений. Л. Бетховен, к примеру, пользовался метрономом более охотно, нежели словесной терминологией. В свои последние сочинения Бетховен вводит немецкую речь, дабы более точно определить дух и эмоции музыки.

В XX веке в большинстве стран родной язык стал преобладать над итальянским при записи музыки на ноты. На международную музыкальную терминологию громадное влияние оказал К. Дебюсси, изысканные термины которого пленили многих композиторов. А. Скрябин, к примеру, вдохновленный К. Дебюсси, начал применять французский язык, выдумывая новые не менее оригинальные термины. И все-таки, несмотря на прогрессивнейшие веяния последних столетий именно итальянский язык сохранил свое интернациональное значение в музыкальной грамоте.

Я выписал наиболее часто употребляемые итальянские термины необходимые в творчестве музыканту, т.к. иногда тубисты даже не знают, что обозначает или подразумевает конкретный термин в разучиваемых произведениях.


ТЕРМИНЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТЕМПА И ЕГО ИЗМЕНЕНИЙ

Медленные темпы:

  • lento (ленто) - медленно, слабо, тихо
  • lento assai (ленто ассаи) - очень медленно
  • lento di molto (ленто ди мольто) - очень медленно
  • largo (ларго) - широко, медленно
  • largo assai (ларго ассаи) - очень широко
  • largo di molto (ларго ди мольто) - очень широко
  • largo un poco (ларго ун поко) - немного шире
  • adagio (адажио) - медленно
  • grave (граве) - значительно, торжественно, величаво, тяжело


Умеренные темпы:

  • andante (анданте) - шагом, грациозное движение
  • andante cantabile (анданте кантабиле) - медленно и певуче
  • andante maestoso (анданте маэстозо) - медленно и величественно
  • andante pastorale (анданте пасторале) - медленно пасторально
  • andante vivace (анданте виваче) - живо и пылко
  • andantino (андантино) - скорее, нежели анданте
  • moderato (модерато) - умеренно, сдержанно
  • allegretto (аллегретто) - оживлённо

Быстрые темпы:

  • allegro (аллегро) - скоро
  • vivo, vivace (виво, виваче) - быстро, живо


Очень быстрые темпы:

  • Presto, prestissimo (престо, престиссимо) - быстро, в высшей степени быстро


Иные термины характеризующие музыкальную эмоциональность:

  • abbandono (аббандоно) - удрученно, подавленно
  • abbandonamente (аббандонаменте) - удрученно, подавленно
  • accarezzevole (аккарэццеволэ) - ласково
  • affettuoso (аффеттуозо) - сердечно
  • agitato (ажитато) - возбужденно, взволнованно
  • amabile (амабилэ) - приятно
  • alla (алля) - в роде, в духе
  • alla marcia (алля марчьа) - в духе марша
  • alla polacca (алля полякка) - в духе польского
  • amoroso (аморозо) - любовно
  • animato (анимато) - воодушевленно, оживленно
  • appassionato (аппассионато) - страстно
  • ardente (ардентэ) - с жаром
  • brillante (брилльянтэ) - блестяще
  • buffo (буффо) - комически
  • burlesco (бурлеско) - комически
  • cantabile (кантабиле) - певуче
  • capriccioso (каприччиозо) - капризно
  • con amore (кон аморе) - с любовью
  • con anima (кон анима) - с воодушевлением, с оживлением
  • con bravura (кон бравура) - блестяще
  • con brio (кон брио) - с жаром
  • con calore (кон калоре) - с жаром
  • con dolcezza (кон дольчецца) - нежно, мягко
  • con dolore (кон долоре) - с грустью
  • con espressione (кон эспрессионе) - с выражением
  • con forza (кон форца) - с силой
  • con fuoco (кон фуоко) - с огнём
  • con grazia (кон грация) - с грацией
  • con malinconia (кон малинкониа) - меланхолично
  • con moto (кон мотто) - подвижно
  • con passione (кон пассьёне) - со страстью
  • con spirito (кон спирито) - с воодушевлением
  • con tenerezza (кон тэнэрецца) - с нежностью
  • con vigore (кон вигоре) - мужественно
  • deciso (дэчизо) - решительно
  • dolce (дольче) - нежно
  • dolcissimo (дольчиссимо) - очень нежно
  • dolente (долентэ) - грустно, жалобно
  • doloroso (долорозо) - грустно, печально
  • elegante (элегантэ) - изящно, красиво
  • elegaco (эледжъяко) - жалобно, грустно
  • energico (энерджико) - энергично
  • eroico (эроико) - героически
  • espressivo (эспрессиво) - выразительно
  • flebile (флебиле) - жалобно
  • feroce (фэроче) - дико
  • festivo (фэстиво) - празднично
  • fiero (фиеро) - дико
  • fresco (фрэско) - свежо
  • funebre (фунэбре) - похоронно
  • furioso (фурьёзо) - бешено
  • giocoso (джъёкозо) - шутливо, игриво
  • gioioso (джьойозо) радостно, весело
  • grandioso (грандиозо) - пышно, великолепно
  • grazioso (грациозо) - грациозно
  • guerriero (гуэрьэро) - воинственно
  • imperioso (империозо) - повелительно
  • impetuoso (импетуозо) - стремительно, бурно
  • innocente (инночентэ) - невинно, просто
  • lagrimoso (лагримозо) - плачевно
  • languido (лангуидо) - с изнеможением, бессильно
  • lamentabile (ламентабиле) - жалобно
  • leggiero (деджьэро) - легко
  • leggierissimo (леджьериссимо) очень легко
  • lugubre (люгубре) - мрачно
  • lusingando (люзингандо) - льстиво
  • maestoso (маэстозо) - торжественно, величаво
  • malinconico (малинконико) - меланхолично
  • marcato (маркато) - подчёркивая
  • marciale (марчиале) - маршеобразно
  • marziale (марцьяле) воинственно
  • mesto (мэсто) - печально
  • misterioso (мистериозо) - таинственно
  • parlando (парляндо) - речитативно
  • pastorale (пасторале) - пастушески
  • patetico (патетико) - страстно
  • pesante (пезанте) - грузно, тяжеловесно
  • piangendo (пьянджендо) - плачевно
  • pomposo (помпозо) - великолепно, с блеском
  • quieto (киэто) - спокойно
  • recitando (речитандо) - рассказывая
  • religioso (релиджьозо) - благоговейно
  • rigoroso (ригорозо) - строго, точно
  • risoluto (ризолюто) - решительно
  • rustico (рустико) - в деревенском стиле
  • scherzando (скерцандо) - шутливо
  • scherzoso (скерцозо) - шутливо
  • semplice (сэмпличе) - просто
  • sensibile (сэнсибиле) - чувствительно
  • serioso (серьозо) - серьезно
  • soave (соаве) - приветливо
  • soavemente (соавементе) - приветливо
  • sonore (соноре) - звучно
  • spianato (спьянато) - с простотой
  • spirituoso (спиритуозо) - одухотворённо
  • strepitoso (стрепитозо) - шумно, бурно
  • teneramente (тэнераменте) - нежно
  • tranquillo (транкуильлё) - спокойно
  • vigoroso (вигорозо) - сильно, бодро

Некоторые термины часто встречающиеся в нотной литературе:

  • a capella (а капэлла) - хором, без инструментального сопроводждения
  • a due (или a 2) (а дуэ) - вдвоем исполнять одну и ту же партию
  • ad libitum (ад либитум) - по желанию: указание, позволяющее исполнителю свободно варьировать темп или фразировку, а также пропустить или сыграть часть пассажа (или другого фрагмента нотного текста); сокращенно ad. lib.
  • arco (арко) - буквально «смычок»: указание coll arco для исполнителей на струнных инструментах - играть смычком, а не пиццикато
  • attacca (аттакка) - переход к следующей части без перерыва
  • a tempo (а темпо) - возвращение к первоначальному темпу после его изменения.
  • basso continuo (бассо континуо) (также генерал-бас, цифрованный бас) - «непрерывный, общий бас»: традиция музыки эпохи барокко, в соответствии с которой нижний голос в ансамбле исполнялся мелодическим инструментом соответствующего диапазона (виола да гамба, виолончель, фагот), в то время как другой инструмент (клавишный или лютневый) дублировал эту линию вместе с аккордами, которые обозначались в нотах условной цифровой записью, подразумевавшей элемент импровизации
  • basso ostinato (бассо остинато) - буквально «постоянный бас»: краткая музыкальная фраза в басу, повторяемая в течение всей композиции или какого-либо ее раздела, при свободном варьировании верхних голосов; в старинной музыке этот прием особенно типичен для чаконы и пассакальи.
  • ben (бэн) - хорошо
  • blue note (англ.) - в джазе исполнение третьей или седьмой ступени в мажоре с легким понижением (термин связан с жанром блюза)
  • coda (кода) заключение
  • col (коль) - с
  • come (комэ) -как
  • con (кон) - с
  • da capo (да капо) - «с начала»; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения; сокращенно D.C.
  • dal segno (даль сеньо) - «начиная от знака»; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака; сокращенно D.S.
  • diminuendo (диминуэндо) - динамическое указание, аналогичное decrescendo
  • divisi (дивизии) - разделение (однородным инструментам или голосам исполнять разные партии)
  • e, ed (э, эд) - и
  • fine (фине) - конец (традиционное обозначение в партитуре)
  • forte (форте) - обозначение выразительности: громко; сокращенно
  • ma (ма) - но
  • mezza voce (мецца воче) - вполголоса
  • mezzo forte (меццо фортэ) - не очень громко
  • molto (мольто) - очень; обозначение темпа: molto adagio - обозначение темпа: очень медленно
  • non (нон) - не
  • non troppo (нон троппо) - не слишком; allegro ma non troppo - обозначение темпа: не слишком быстро
  • obligato (облигато) - 1) в музыке 17 и 18 вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира
  • opus (опус) (лат. opus, «произведение»; сокращенно - ор.): обозначение употребляется композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом) произведений данного автора
  • ostinato (остинато) - многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто - в басовых голосах)
  • poi (пои) - потом
  • perpetuum mobile (перпетуум мобиле) (лат. «вечное движение»): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца
  • pianissimo (пианиссимо) - очень тихо; сокращенно: pp
  • piano (пиано) - тихо; сокращенно: p
  • piu (пиу) - больше; piu allegro - обозначение темпа: быстрее
  • pizzicato (пиццикато) - щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами
  • portamento (портаменто) - скользящий переход от одного звука к другому, используемый в пении и игре на струнных
  • portato (портато) - способ звукоизвлечения, между legato и staccato
  • quasi (куази) - как бы
  • rallentando (раллентандо) - обозначение темпа: постепенно замедляя
  • recitative (cокращенно recit.) (речитативо) - речитативно
  • ripieno (рипиено) - в инструментальной музыке эпохи барокко обозначение игры всего оркестра; то же, что tutti
  • ritardando (ритардандо) - обозначение темпа: постепенно замедляя
  • ritenuto (ритенуто) - обозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando
  • rubato (рубато) - гибкая трактовка темпо-ритмической стороны произведения, отклонения от равномерного темпа с целью достижения большей выразительности
  • scherzando (скэрцандо) - игриво
  • segue (сегуэ) - одинаково с предыдущим
  • senza (сэнца) - без
  • simile (симиле) - одинаково с предыдущим
  • solo (солё) - один
  • soli (соли) - множественное число от соло, т.е. больше чем один солист
  • sostenuto (состэнуто) - обозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу
  • sotto voce (сотто вочэ) - обозначение выразительности: «вполголоса», приглушенно
  • staccato (стаккато) - отрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения - legato (легато), связно. Staccato обозначается точкой над нотой
  • stile rappresentativo (стиле раппрэзентативо) - оперный стиль начала 17 в., основной принцип которого состоит в том, что музыкальное начало должно быть подчинено выражению драматических идей или отражать содержание текста
  • sforzando (сфорцандо) - внезапный акцент на звуке или аккорде; сокращенно sf
  • segue (сэгуэ) - продолжать, как раньше: указание, которое, во-первых, заменяет указание attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что и раньше (в этом случае чаще употребляется обозначение sempre)
  • semibreve (сэмибреве) - целая нота
  • tace (таче) - молчи
  • tacet (тачет) - молчит
  • tutti (тутти) - все (например весь оркестр)
  • tenuto (тэнуто) - выдержанно: обозначение предписывает выдерживать полную длительность ноты; иногда имеется в виду легкое превышение длительности
  • unisono (унисоно) - в унисон
  • voce (воче) - голос
  • voci (вочи) - голоса

продолжение следует...