Историческая тема в русской литературе.

В каких произведениях русской литературы созданы образы историче­ских деятелей и в чём их можно сопоставить с оценкой Л. Н. Толстым реаль­ных исторических лиц?

В качестве литературного контекста могут быть привлечены следую­щие образы-персонажи: Емельян Пугачёв в романе А. С. Пушкина «Ка­питанская дочка» и одноимённой поэме С.А. Есенина, Иван Грозный в «Песне про купца Калашникова», императорский двор и генералы Кор­нилов, Деникин, Каледин в эпопее М.А. Шолохова «Тихий Дон», Сталин и Гитлер в романе-эпопее В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба» (две позиции по выбору учащегося).

Обосновывая свой выбор и сопоставляя героев в заданном направле­нии анализа, отметьте, что образ Пугачёва у А.С. Пушкина, как и Напо­леона у Л. Н. Толстого, субъективен, не столько исторически конкретен, сколько подчинён авторской идее - показать трагедию «народного царя», являющегося порождением «русского бунта, бессмысленного и беспощад­ного». Самозванец опоэтизирован автором: он и добр, и гуманен, и спра­ведлив в отличие от своих ребят.

Укажите, что изображение Пугачёва в «Капитанской дочке» и На­полеона в эпопее «Война и мир» обусловлено писательской задачей: у Л. Н. Толстого - это развенчание наполеонизма, у А.С. Пушкина - поэ­тизация образа «вожатого». Обоим свойственны уникальные личностные качества, военный гений, честолюбие. Своеволие Пугачёва проявляется в таком его заявлении: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай…» При всей разности положения самозванца и французского императора оба показаны не только как исторические деятели, но и как люди в их взаимоотношениях с народом, челядью. Взлёт и падение также отличает характер их судьбы.

Расскажите, как в изображении Ивана Грозного у М. Ю. Лермонтова в «Песне про купца Калашникова» преобладает установка на стилизацию народных эпических произведений, а следовательно, на идеализацию. Как и французский император, русский царь своеволен: хочет - казнит, хо­чет - милует. Несправедливость решения царя относительно судьбы Ка­лашникова окупается его непререкаемым авторитетом в народной среде.

Вспомните, что в романе В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба» Сталин и Гитлер выступают лишь безвольными рабами времени, заложниками созданных ими же обстоятельств. Гитлер сам породил волшебную палочку идеологии и сам в неё поверил. Сопоставление гротескно сниженных об­разов правителей двух великих народов даёт автору возможность сравнить гитлеризм и сталинизм, которые должны быть осуждены и преодолены.

Обобщая сказанное, отметьте, что Наполеон у Толстого - маленький человек в сером сюртуке с «жирной грудью», «круглым животом», дрожа­нием икры левой ноги, Сталин у Гроссмана - рябой смуглолицый чело­век в длинной шинели («Штрума возмущало, что имя Сталина затмевало Ленина, его военный гений противопоставлялся гражданскому складу ле­нинского ума»). Эти вершители судеб не осознают силы народного духа.

C. Гроссман, следуя толстовским традициям, ориентирует читателя на постижение исторических закономерностей. Вознесённые на неви­данную высоту, кумиры становятся затем жертвами собственного народа.

АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ВЫПОЛНИЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МБОУ ДОД «ДШИ №1» г.БАЛАКОВО ШАЛЬНОВА ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА В ПОДГОТОВКЕ УЧАСТВОВАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МБОУ ДОД «ДШИ №1» г.БАЛАКОВО НЕМОВА ИРИНА ВАДИМОВНА Н.М.КАРАМЗИН. Смысл человеческого бытия и роль личности в истории России всегда вызывали интерес исследователей разных поколений. «В истории русского государства были такие напряжённые моменты, когда каждый шаг крупного вождя (князя, полководца, царя, императора) мог самым непосредственным образом повлиять на судьбы сограждан, да и других народов тоже. Именно в такие периоды Русь, Россия порождали величайших деятелей в государственной, духовной и общественной жизни, в военном деле. Очень часто им приходилось решать «множественные задачи», которые ставило перед ними время.»(2) П.Д.КОРИН.СРЕДНЯЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». 30 мая (по ст.ст.) далёкого 1220 года. «Воистину Божий город»(4) Переславль –Залесский стал местом рождения АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО – «святого благоверного князя, святого витязя земли русской»(4). Почти восемь столетий отделяют нас от этого великого события в жизни каждого православного христианина. Из 90 князей и княгинь потомства великого Рюрика, причисленных к лику святых, АЛЕКСАНДР - «самый прославленный, почитаемый и любимый князь не только в России, но и в других странах»(4), «от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима»(1). Древним источником литературного образа Александра Невского является «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра» из Лицевого летописного свода» XVI века. Миниатюра Лицевого летописного свода.XVI век. Житие Александра Невского. Невская битва. «О таких сказал Исайя-пророк: "Князь хороший в странах – тих, приветлив, кроток, смиренен – и тем подобен богу". Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и бог помогает, ибо бог не ангелов любит, но людей, в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое»(1). Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век. Александр Невский выкупает пленников. Миниатюра Лицевого летописного свода. «Не в силе Бог, но в правде.» И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему»(1). БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ УМОЛЯЕТ ХАНА БАТЫЯ ПОЩАДИТЬ ЗЕМЛЮ РУССКУЮ. ХРОМОЛИТОГРАФИЯ. XIX ВЕК. Однажды пришли к Александру послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: "Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших – Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе божьем"»(1). ГЕНРИХ СЕМИРАДСКИЙ. «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ПРИНИМАЕТ ПАПСКИХ ЛЕГАТОВ». В честь святого благоверного князя АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО построено много храмов, соборов, церквей по всей земле. РОССИЯ. Г.НОВОСИБИРСК. СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. РОССИЯ. Г. НИЖНИЙ НОВГОРОД. СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. РОССИЯ. Г. ПЕТРОЗАВОДСК. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР. РОССИЯ. Г. КУРГАН. ХРАМ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР В СОФИИ. БОЛГАРИЯ. ХРАМ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В РОТТЕРДАМЕ. НИДЕРЛАНДЫ. ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ТАШКЕНТЕ. УЗБЕКИСТАН. СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ТАЛЛИНЕ. ЭСТОНИЯ. ХРАМ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. БИЗЕРТ. ТУНИС. ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ СВ.КН. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В КОПЕНГАГЕНЕ. ДАНИЯ. К личности АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО обращались в своих произведениях писатели и поэты разных эпох. «…Его власы до стройных плеч, Как прядь златая,упадали, Уста любовию дышали И мудростью звучала речь. Высокой доблестью украшен И сердцем истинный геройВрагам средь битв был грозно страшен, Вне битв-отрадой был святой. Всегда в сознанье долга строгом, Он правду всей душою чтил И чувства сердца разделил Между Отчизною и богом…» А.А.МАЙКОВ «… Уже смешались люди, кони, Мечи, секиры, топоры, А князь по-прежнему спокойно Следил за битвою с горы. … И, только выждав, чтоб ливонцы, Смешав ряды, втянулись в бой, Он, полыхнув мечом на солнце, Повел дружину за собой. Подняв мечи из русской стали, Нагнув копейные древки, Из леса с криком вылетали Новогородские полки. По льду летели с лязгом, с громом, К мохнатым гривам наклонясь; И первым на коне огромном В немецкий строй врубился князь…» К.С. СИМОНОВ. ПОЭМА «ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ» «…И была сеча зла, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечей, словно замёрзшее озеро двинулось. И не было видно льда,ибо покрылся кровью.»(1) В.НАЗАРУК. «ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ». «…Он молодым был и пригожим, Всем сердцем Русь свою любил, Молва носилась: «Богом рожден», Великим, мудрым князем был!... Разбив в Ижоре грозных шведов, В свои неполных двадцать лет, Где добыл мужеством победу, Как снова Русь трясет от бед! Пусть с опытом еще «не густо», Минуло только двадцать два, Он полководцем стал искусным, В толк брал военные дела. С отцом не раз в суровых битвах, Стальную волю закалял, Ему дано было родиться, Украсить ратный пьедестал…» ЛЮДМИЛА ЛИДЕР. ПОЭМА «НЕВСКИЙ- МАТРИЦА ЦЕННОСТЕЙ». Г.И.УГРЮМОВ. «ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ВЪЕЗД АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ГОРОД ПСКОВ ПОСЛЕ ОДЕРЖАННОЙ ИМ ПОБЕДЫ НАД НЕМЦАМИ». «…Тихо лампада пред образом Спаса горит… Князь неподвижен лежит... Словно как свет над его просиял головой - Чудной лицо озарилось красой, Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой Сердце ощупал его и чело И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»…» Н.М.ЯЗЫКОВ. «В ГОРОДЦЕ В 1263 ГОДУ». Г.И.СЕМИРАДСКИЙ. «КОНЧИНА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО». Г.И.СЕМИРАДСКИЙ. «ПОГРЕБЕНИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО». По разному представлен образ князя Александра Невского на полотнах великих мастеров изобразительного искусства. Г.И.Семирадский изображает его молодым, энергичным, волевым воином и государственным деятелем, в облике которого святость может только угадываться. Г.И.СЕМИРАДСКИЙ. «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ В ОРДЕ». Г.И.СЕМИРАДСКИЙ. «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ПРИНИМАЕТ ПАПСКИХ ЛЕГАТОВ». М.В.Нестеров наполнил образ Святого благоверного князя Александра Невского молитвенным сосредоточием. М.В.НЕСТЕРОВ. «УСПЕНИЕ СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО». М.В.НЕСТЕРОВ. «КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». В.М.Васнецов внёс в образ А.Невского черты былинно-сказочной поэтики, народного фольклора. Во внешнем облике Святого князя он сделал акцент на его славянство. В.М.ВАСНЕЦОВ. «СВЯТОЙ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». В.М.ВАСНЕЦОВ. «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». ИКОНА. г. ПСКОВ. Все остановились за князем Александром… Все замерли от горя и скорби… Н.К.Рерих подчёркивает то, чем всегда была и будет сильна душа русского человека, русского народа сердобольность, сострадание. Н.К.РЕРИХ. «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». 1942 г. Предназначенное для мозаики полотно Н.К.Рерих специально сделал в характере древнерусской книжной миниатюры. Создаётся впечатление, что он смотрит на «происходящее» глазами художника - очевидца. Н.К.РЕРИХ. «БОЙ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО С ЯРЛОМ БИРГЕРОМ». 1904г. Первые иконописные образы Александра Невского появляются лишь в середине XVI века. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. XVI ВЕК. КОСТРОМА. ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ. СВЯТОЙ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ФРЕСКА. XVII ВЕК. МОСКВА. КРЕМЛЬ. АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР. СВЯТОМУ БЛАГОВЕРНОМУ КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ посвящено огромное количество икон. Техника их исполнения разнообразна. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. ИКОНА. XVII В.-XVIII В. ДЕРЕВО. ТЕМПЕРА. СВЯТОЙ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ В СХИМЕ АЛЕКСИЙ. ИКОНА. ИКОНЫ СО СЦЕНАМИ «ЖИТИЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО». XIX ВЕК. ИКОНА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». ВЫШИВКА БИСЕРОМ. ИКОНА «СВЯТОЙ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». ОКЛАД: СЕРЕБРО, ЭМАЛЬ ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ И ПО СКАНИ, ГРАВИРОВКА, КАНФАРЕНИЕ. ЖАННА ВЕТРОВА. ИКОНА «СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». МАТЕРИАЛ: БИСЕР, СТЕКЛЯРУС, СТРАЗЫ ПРИШИВНЫЕ СВАРОВСКИ, АНТИБЛИКОВОЕ СТЕКЛО, ИТАЛЬЯНСКИЙ БАГЕТ. «Истинный христианин, святой благоверный князь АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ был храбрым воином, талантливым полководцем, защитником Руси, хранителем православной веры и молитвенником за русский народ…На востоке святой АЛЕКСАНДР свою веру и Русь защищал со смирением и унижением, на западе он был грозным противником для тех, кто пытался посягать на исконные русские земли…»(4) « …Князь АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ, по подсчётам выдающегося военного историка А.Н.Кирпичникова, провёл не меньше 12 битв и военных операций со шведами, немцами, Литвой и во всех добился успеха…»(5) Кадры художественного фильма «Александр. Невская битва.» Режиссёр- Игорь Коленов. 2008год. Классический исторический фильм 30-х годов «Александр Невский» является одной из лучших работ режиссёра Сергея Эйзенштейна. Музыку к фильму написал знаменитый композитор Сергей Прокофьев. Тексты вокально-хоровых фрагментов написаны автором музыки и поэтом Владимиром Луговским. Премьера фильма в 1938 году и его повторная экранизация в 1942 году, в год Великой Отечественной войны, в год семисотлетия Ледового побоища, имели огромный успех. СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН ВЛАДИМИР ЛУГОВСКОЙ КАДРЫ ИЗ КИНОФИЛЬМА СЕРГЕЯ ЭЙЗЕНШТЕЙНА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». «Жить, не преступая чужих границ…» «..Если кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля!..» «…Не в силе Бог, но в правде…» «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой!..» Работа над музыкой к фильму С.Эйзенштейна «Александр невский» происходила следующим образом: либо режиссёр показывал композитору законченный кусок отснятой плёнки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн выстраивал кинокадры к музыке. В результате такого доверия художников друг другу Прокофьев считал Эйзенштейна «очень тонким музыкантом», а режиссёр поражался способности композитора передавать в музыке суть зрительных образов киноплёнки. СОТРУДНИЧЕСТВО С.ЭЙЗЕНШТЕЙНА И С.РОКОФЬЕВА. Кантата «Александр Невский» из музыки к одноимённому фильму в семи частях звучит в концертных залах как самостоятельное произведение. Ю.ПАНТЮХИН. «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ». В.ЛУГОВСКОЙ. С.ПРОКОФЬЕВ. «…НА РУСИ РОДНОЙ, НА РУСИ БОЛЬШОЙ НЕ БЫВАТЬ ВРАГУ. ПОДНИМАЙСЯ, ВСТАНЬ, МАТЬ РОДНАЯ РУСЬ!..» МЕДАЛЬ «ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ». ГАЛЬВАНИКА. «ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ». СКУЛЬПТОРЫ:В.КОЗЕНЮК, А.ТАЛЬМИН, А.ЧАРТИН. «ПАМЯТНИК АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУИ ЕГО ДРУЖИНЕ ». СКУЛЬПТОР - И.И.КОЗЛОВ И АРХИТЕКТОР П.С.БУТЕНКО. 2012ГОД - ГОД РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ, ГОД 770 - ЛЕТИЯ СО ДНЯ ПОБЕДЫ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО И ЕГО ДРУЖИНЫ В ЛЕДОВОМ ПОБОИЩЕ. НЕОДНОЗНАЧНО МНЕНИЕ ИСТОРИКОВ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ К ЭТОМУ И ДРУГИМ СОБЫТИЯМ 13 ВЕКА. НО НЕОСПОРИМА ОЧЕРЕДНАЯ ПОБЕДА СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ В ТЕЛЕВИЗИОННОМ ПРОЕКТЕ «ИМЯ РОССИИ». ВЕЛИКО ЗНАЧЕНИЕ НАГРАД ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО. ВЕЛИКО ЗНАЧЕНИЕ ТОГО, ЧТО ЮНОЕ ПОКОЛЕНИЕ XXI ВЕКА ИНТЕРИСУЕТСЯ ИСТОРИЕЙ, КУЛЬТУРОЙ РОССИИ И ВЫРАЖАЕТ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ В РИСУНКАХ ШКОЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ - КОНКУРСА «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ.» МИХАЙЛОВА ДАРЬЯ.11 ЛЕТ. «ВСАДНИК». АРХИПОВА АНАСТАСИЯ. 11 ЛЕТ. «С НАМИ БОГ». НЕСТЕРОВА ВАЛЕРИЯ. 11ЛЕТ. «ЗА ЗЕМЛЮ РУССКУЮ». АКИМОВА ЕКАТЕРИНА. 12 ЛЕТ. «КНЯЖЕ ДРУЖИНА». КОРМЩИКОВА АННА. 11 ЛЕТ. «ПЕРЕД СЕЧЕЙ». МОРОЗОВА АННА.11 ЛЕТ. «В ОЖИДАНИИ». ПЫПКИНА ПОЛИНА.14 ЛЕТ. «БИТВА». ГЕНЕРАЛОВА КСЕНИЯ. «ПОЕДИНОК С ТЕВТОНСКИМ РЫЦАРЕМ». ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 1.Л.А.ДМИТРИЕВА,Д.С.ЛИХАЧЁВ. ПАМЯТНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ.МОСКВА. «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА».1981. 2.А.П. ТОРОПЦЕВ.РЮРИКОВИЧИ.СТАНОВЛЕНИЕ ДИНАСТИИ.МОСКВА.ОЛМА МЕДИАГРУПП.2006. 3.А.В.ФОМЕНКО.РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.МОСКВА. «ПРОСВЕЩЕНИЕ».1990. 4.А.СОКОЛОВ.СВЯТОЙ ВИТЯЗЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ.НИЖНИЙ НОВГОРОД.2008. 5.Н.БОДРИХИН.400 СРАЖЕНИЙ РУСИ.МОСКВА. «ЭКСМО.ЯУЗА.».2009. 6.ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ. БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ.

Внимательное изучение прошлого своего народа является весьма характерным свойством каждого русского человека. Во все времена, мыслящие люди пытались найти ответы на возникающие вопросы, которые ставило перед ними настоящее время, глубоко в прошлом. Тема истории нашла свое место еще в древней русской литературе.

Интерес к истории в русской литературе

Ярким примером является «Слово о полку Игореве» , «Повесть временных лет», «Послание Владимира Мономаха» - произведения, в которых авторы изображали события, происходящие в недавнем прошлом. Примечательным является тот факт, что вплоть до начала 18 века, в литературных произведениях не вводились вымышленные герои, персонажами выступали исторические реально существующие личности. В процессе становления русской художественной литературы, историческая тематика не исчерпала себя.

Особый интерес вызывает Золотой век русской литературы: авторы того времени не только обращались к историческим событиям прошлого, но и исполняли функцию летописцев настоящего. В исторической теме творчества Пушкина была раскрыта логическая взаимосвязь человеческой жизни и исторических событий. Через психологическое описание главных героев, мы видим их отношение к историческому процессу, происходящему в их жизни. Яркими примерами являются произведения «Борис Годунов» и «Капитанская дочка».

Тенденцию исторического мотива у Пушкина перенял талантливейший прозаик - Л. Н. Толстой. Его монументальный исторический роман «Война и мир» , еще при жизни писателя стал своеобразной хроникой исторических событий 1812 года. Более того, за счет непревзойденного писательского мастерства, Толстому удалось отобразить и отношения главных героев к военным действиям, их психологическую основу.

История как предмет изображения

Первая половина 20 века ознаменовалась историческими событиями, которые стали настоящем потрясением для всего человечества и определи его дальнейший путь развития. Россия была охвачена пучиной революции, Первой и Второй мировой войны, жесточайших сталинских репрессий со своими миллионными жертвами. Литераторы этого периода, в своих произведениях старались не только описать исторические факты, но и оставить потомкам представление о том, как жил и чувствовал обычный простой человек в столь ужасающих условиях.

На страницах литературных произведений появляются герои - одиночки, жизнь которых сломила война и тоталитарный режим. Поэзия и проза первой половины 20 века - это настоящий плач, который вырывался из груди писателей и поэтов по своему народу и его историческому прошлому, так бесчеловечно перечеркнутому новой властью.

Однако, некоторые литературные деятели, в частности В. Маяковский, М. Горький, М. Шолохов, раскрывали другую сторону исторического прошлого. Их произведения были наполнены верой в то, что русский народ, несмотря на все преграды и трудности, все же выйдет на новый уровень своего развития и достигнет благополучия и счастья.

К огромному сожалению, эти писатели использовались в качестве инструмента идеологической пропаганды советскими властями. Литераторы, которые изображали историческую действительность «без купюр» - А. Ахматова, Н. Гумилев, А. Солженицын, были подданы жесточайшим преследованиям.

Круг чтения литературных героев в русском классическом романе

1. Что и как читали герои русской классики? Обзор произведений и их героев

Книга - источник знаний - это распространенное убеждение знакомо, пожалуй, каждому. С давних времен уважали и почитали образованных людей, которые разбирались в книгах. В сохранившихся и дошедших до нынешних времен сведениях о митрополите Илларионе, который сделал огромный вклад в развитие русской духовной и политической мысли своим трактатом "Слово о Законе и Благодати", отмечено: "Ларион муж благ, постник и книжен". Именно "книжен" - самое меткое и наиболее емкое слово, которое, наверно, лучшим образом характеризует все достоинства и преимущества образованного человека перед остальными. Именно книга открывает нелегкий и тернистый путь от Пещеры Невежества, символично изображенной древнегреческим философом Платоном в своей работе "Государство", к Мудрости. Из книг черпали густой и ароматный кисель познания все великие Герои и Злодеи человечества. Книга способствует ответу на любой вопрос, если, конечно, на него вообще имеется ответ. Книга позволяет сделать невозможное, если только это возможно.

Безусловно, многие писатели и поэты "золотого века", характеризуя своих героев, упоминали те или иные литературные произведения, имена и фамилии великих авторов, которыми либо бредили, либо восхищались, либо же коих лениво почитывали от случая к случаю художественные персонажи. В зависимости от определенных характеристик и качеств героя освещались и его книжные пристрастия, отношение к процессу чтения и образования в целом. Немного выйдя за временные рамки заданной темы, автор считает уместным сделать небольшой экскурс в историю, чтобы на некоторых примерах более ранней литературы понять, что и как читали герои русской классики.

Например, возьмем комедию Д.И. Фонвизина "Недоросль", в которой автор высмеивал недалекость класса помещиков, незатейливость его жизненных установок и идеалов. Центральная тема произведения была сформулирована главным его героем, непосредственно недорослем Митрофаном Простаковым: "Не хочу учиться, хочу жениться!" И в то время как Митрофан мучительно и безрезультатно пытается по настоянию учителя Цыфиркина разделить 300 рублей на троих, его избранница Софья занимается самообразованием с помощью чтения:

Софья: Я вас дожидалась, дядюшка. Читала теперь книжку.

Стародум: Какую?

Софья: Французскую, Фенелона, о воспитании девиц.

Стародум: Фенелона? Автора "Телемака? Хорошо. Я не знаю твоей книжки, однако читай ее, читай. Кто написал "Телемака, тот пером своим нравов развращать не станет. Я боюсь для вас нынешних мудрецов. Мне случилось читать из них все то, что переведено по-русски. Они, правда, искореняют сильно предрассудки да воротят с корню добродетель.

Отношение к чтению и книгам прослеживается и на всем протяжении комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова. "Самый знаменитый москвич всей русской литературы", Павел Афанасьевич Фамусов, довольно критичен в своих оценках. Узнав, что его дочь Софья". всё по-французски, вслух, читает запершись", он говорит:

Скажи-ка, что глаза ей портить не годится,

И в чтенье прок-то невелик:

Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится.

А причиной сумасшествия Чацкого он считает исключительно ученье и книги:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь!

Сам же Александр Андреевич Чацкий читает только прогрессивную западную литературу и категорически отрицает уважаемых в московском обществе авторов:

Я глупостей не чтец,

А пуще образцовых.

Перейдем к более поздним произведениям литературы. В "энциклопедии русской жизни" - романе "Евгений Онегин" - А.С. Пушкин, характеризуя своих героев по мере знакомства их с читателем, уделяет отдельное внимание их литературным предпочтениям. Главный герой был "острижен по последней моде, как dandy лондонский одет", "по-французски совершенно мог изъясняться и писал", то есть получил блестящее по европейским меркам образование:

Он знал довольно по-латыни,

Чтоб эпиграммы разбирать,

Потолковать о Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом.

Деревенский сосед Онегина, молодой помещик Владимир Ленский, "с душою прямо геттингенской", привез "учености плоды" из Германии, где воспитывался на трудах немецких философов. Особенно волновали ум молодого человека размышления о Долге и Справедливости, а также теория Категорического Императива Иммануила Канта.

Любимая же героиня Пушкина, "милая Татьяна", воспитывалась в свойственном своему времени духе и сообразно собственной романтической натуре:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Отец ее был добрый малый,

В прошедшем веке запоздалый;

Но в книгах не видал вреда;

Он, не читая никогда,

Их почитал пустой игрушкой

И не заботился о том,

Какой у дочки тайный том

Дремал до утра под подушкой.

Жена ж его была сама

От Ричардсона без ума.

Н.В. Гоголь в поэме "Мертвые души", при знакомстве нас с главным героем, ничего не говорит о его литературных предпочтениях. Видимо, таковых у коллежского советника Павла Ивановича Чичикова не было совсем, ибо он был "не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод": господин средней руки. Однако о первом, к кому направился за мертвыми душами Чичиков, помещике Манилове, известно, что". в его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года".

Торжество и гибель "обломовщины" как ограниченного и уютного мира Ильи Ильича Обломова, на фоне метаморфоз которого бьет неуемным ключом активная жизнь Андрея Штольца, осветил в своем романе И.А. Гончаров. Несомненно, различие в переоценке ценностей двух героев бросает свою тень и на их отношение к чтению и книгам. Штольц со свойственным ему немецким упорством проявлял особое желание читать и учиться еще в детские годы: "С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал Священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же "Телемака"".

Один раз Андрей пропал на неделю, потом его нашли преспокойно спящим в своей постели. Под кроватью - чье-то ружье и фунт пороху и дроби. На вопрос, где взял, ответил: "Так!" Отец спрашивает сына, готов ли у него перевод из Корнелия Непота на немецкий язык. Узнав, что нет, отец выволок его за шиворот во двор, дал пинка и сказал: "Ступай, откуда пришел. И приходи опять с переводом, вместо одной, двух глав, а матери выучи роль из французской комедии, что она задала: без этого не показывайся!" Андрей вернулся через неделю с переводом и выученной ролью.

Процессу чтения Обломова как главного героя И.А. Гончаров уделяет особое место в романе:

Что ж он делал дома? Читал? Писал? Учился?

Да: если попадется под руки книга, газета, он ее прочтет.

Услышит о каком-нибудь замечательном произведении - у него появится позыв познакомиться с ним; он ищет, просит книги, и, если принесут скоро, он примется за нее, у него начинает формироваться идея о предмете; еще шаг - и он овладел бы им, а посмотришь, он уже лежит, глядя апатически в потолок, и книга лежит подле него недочитанная, непонятая.

Если ему кое-как удавалось одолеть книгу, называемую статистикой, историей, политической экономией, он совершенно был доволен. Когда же Штольц приносил ему книги, какие надо еще прочесть сверх выученного, Обломов долго глядел молча на него.

Как ни интересно было место, на котором он останавливался, но, если на этом месте заставал его час обеда или сна, он клал книгу переплетом вверх и шел обедать или гасил свечу и ложился спать.

Если давали ему первый том, он по прочтении не просил второго, а приносили - он медленно прочитывал.

Учился Илюша, как и другие, до пятнадцати лет в пансионе. "Он по необходимости сидел в классе прямо, слушал, что говорили учителя, потому что ничего другого делать было нельзя, и с трудом, с потом, со вздохами выучивал задаваемые ему уроки. Серьезное чтение утомляло его". Мыслителей Обломов не воспринимает, только поэтам удалось расшевелить его душу. Книги ему дает Штольц. "Оба волновались, плакали, давали друг другу торжественные обещания идти разумною и светлою дорогою". Но тем не менее во время чтения, "как ни интересно было место, на котором он (Обломов) останавливался, но если на этом месте заставал его час обеда или сна, он клал книгу переплетом вверх и шел обедать или гасил свечу и ложился спать". В результате "голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий, ничем не связанных политико-экономических, математических или других истин, задач, положений и т.п. Это была как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных томов по разным частям знаний". "Случается и то, что он исполнится презрения к людскому пороку, ко лжи, к клевете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нем мысли, ходят и гуляют в голове, как волны в море, потом вырастают в намерения, зажгут всю кровь в нем. Но, смотришь, промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова".

читающий герой русский роман

Апогеем начитанности героев литературного произведения является, без сомнения, роман И.С. Тургенева "Отцы и дети". Страницы просто изобилуют именами, фамилиями, названиями. Здесь есть Фридрих Шиллер и Иоганн Вольфганг Гёте, которых уважает Павел Петрович Кирсанов. Николаю Петровичу вместо Пушкина "дети" дают "Stoff und Kraft" Людвига Бюхнера. Матвей Ильич Колязин, "готовясь идти на вечер к г-же Свечиной, жившей тогда в Петербурге, прочитывал поутру страницу из Кандильяка". А Евдоксия Кук-шина прямо-таки блещет эрудицией и начитанностью в беседе с Базаровым:

Вы, говорят, опять стали хвалить Жорж Санд. Отсталая женщина, и больше ничего! Как возможно сравнить ее с Эмерсоном? Она никаких идей не имеет ни о воспитании, ни о физиологии, ни о чем. Она, я уверена, и не слыхивала об эмбриологии, а в наше время - как вы хотите без этого? Ах, какую удивительную статью по этому поводу написал Елисевич.

Проведя обзор произведений и их героев на предмет литературных предпочтений последних, автор хотел бы более подробно остановиться на персонажах Тургенева и Пушкина. О них, как о наиболее ярких выразителях литературных пристрастий, пойдет речь в следующих частях работы.

"Вишневый сад" А.П. Чехова: смысл названия и особенности жанра

Сознательно лишая пьесу «событий», Чехов направлял все внимание на состояние действующих лиц, их отношение к основному факту -- продаже имения и сада, на их взаимоотношения, столкновения. Учитель должен обратить внимание учащихся на то...

Анализ романа "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского

Главный герой романа - Родион Романович Раскольников, бывший студент. «Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже...

В.М. Шукшин – самородок земли алтайской

Шукшин пронес через всю свою жизнь и творчество главную мысль и идею - серьезное исследование народного характера. Все его герои - простые люди, живущие своей жизнью, ищущие, жаждущие, творящие...

Значение критики Шевырева для русской журналистики ХІХ века

Впервые в русской литературе слово «критик» употребил Антиох Кантемир в 1739 г. в сатире «О воспитании». Ещё на французском -- critique. В русском написании оно войдет в частое употребление в середине 19 в...

Изображение севера в ранних произведениях Олега Куваева

В студенческие годы у Куваева впервые возник интерес к Северу: он начинает собирать литературу об этом крае. Сильное воздействие на юношу оказали произведения знаменитого норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена...

М.А. Булгаков и его роман "Мастер и Маргарита"

А). Иешуа и Воланд. В романе «Мастер и Маргарита» две главные силы добра и зла, которые, по Булгакову, должны находиться на Земле в равновесии, воплощаются в лицах Иешуа Га-Ноцри из Ершалаима, близкого по образу к Христу...

Мотив дороги и его философское звучание в литературе ХIХ века

1.1 Символическая функция мотива дороги Дорога - это древний образ-символ, спектральное звучание которого очень широко и разнообразно. Чаще всего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя...

Народная война в романе "Война и мир"

В романе Толстой высказывает свои мысли о причинах победы России в войне 1812 года: «Никто не станет спорить, что причиной гибели французских войск Наполеона было, с одной стороны...

Роль аллюзий на роман Иоганна Вольфганга Гёте "Страдания юного Вертера" в повести Ульриха Пленцдорфа "Новые страдания юного В."

Итак, в романе И.В.Гёте перед нами следующие действующие лица: Вертер, Шарлотта (Лотта), Альберт (жених, а впоследствии муж Лотты) и друг Вертера Вильгельм (адресат писем, внесценический персонаж, если можно так выразиться, т.к...

Своеобразие творчества писателя Е.Л. Шварца

Современная русская литература. Роман Замятина "Мы"

Современный литературный процесс Литература - это неотъемлемая часть жизни человека, его своеобразная фотография, которая как нельзя лучше описывает все внутренние состояния, а также общественные законы. Как и история, литература развивается...

Художественное произведение как межкультурный медиатор

Для учеников, обучающихся в школах Беларуси, русская литература является второй после родной белорусской литературой, изучаемой с целью эффективного осуществления межнациональных контактов, приобщения к достижениям мировой культуры...

А.Б. Галкин

Герои и сюжеты русской литературы: имена, образы, идеи.

Существует ли что-нибудь объединяющее столь разнородных героев, какими предстают перед читателями герои произведений русской литературы? Можно ли говорить об общих или, по крайней мере, похожих сюжетных ситуациях, в которых эти герои оказываются?

Было бы естественно на оба эти вопроса ответить отрицательно. Еще бы: персонажи от Грибоедова до Чехова действуют на необозримых пространствах России на протяжении целого столетия - от начала XIX века до рубежа XX. Героев и сюжеты русской литературы творит фантазия таких разных и самобытных писателей. Разве они могут быть похожими?!

Тем не менее герои и сюжеты русской литературы имеют общие черты, свойственные именно русской литературе.

Еще в XIX веке стали складываться представления о типах героев. XX век продолжил эти классификации. Русская критика сделала нарицательными типы "маленького человека", "героя нашего времени", "лишнего человека". Литературоведы заговорили о "тургеневских девушках", героях-нигилистах, идеологах и т.д.

Конечно, порой трудно обойтись без этих, ставших уже привычными клише. Удобно проследить развитие во времени, например, типа "маленького человека": пушкинский Самсон Вырин ("Станционный смотритель") и гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин ("Шинель") стали родоначальниками типа. Максим Максимыч ("Герой нашего времени"), Макар Девушкин и Семен Мармеладов Достоевского ("Бедные люди", "Преступление и наказание"), капитан Тушин ("Война и мир") - новые вариации типа "маленького человека".

Онегин, Печорин, Чичиков, Раскольников, Базаров, Обломов, Андрей Болконский и Пьер Безухов, без сомнения, "герои своего времени". Они же подчас "лишние люди" и герои-идеологи, потому что делаются рупорами или выразителями идей своего времени.

Тургеневские девушки (Наталья Ласунская, Лиза Калитина, Катя Одинцова), а также Наташа Ростова, Дуня Раскольникова, Ольга Ильинская так или иначе продолжают и развивают идеальный женский образ пушкинской Татьяны.

И все-таки сходство между героями следует искать в другом, а именно: в цели и смысле произведений русской литературы. Всех этих героев объединяют поиски идеала и смысла жизни. Отсутствие таковых в сознании героев (гоголевских, щедринских, чеховских) всегда негативно и восполняется как авторским идеалом, так и непреложным ощущением смысла жизни, ради которых русские писатели и взялись за перо, чтобы вывести на свет Божий безыдеальных персонажей.

Другая общая черта произведений русской литературы - их обращенность к христианским ценностям. Отсюда герой русской литературы должен взять и нести свой крест, подобно Христу. Отсюда трагизм русской литературы, включая сатиру (не случайно великие русские сатирики - Гоголь, Салтыков-Щедрин - обладали трагическим взглядом на вещи). Христианское мироощущение, с одной стороны, не может не признавать трагичности жизни, ведь спасительная миссия Христа на Земле обернулась его распятием. С другой стороны, распятие Христа завершилось воскресением и победой человека над смертью. Другими словами, надежда и радость, конечное торжество жизни над смертью, свет добра и красоты - вот что мерцает и теплится в самой сердцевине трагических сюжетов русской литературы.

Но смерть сильна и не желает сдаваться.

Вот почему русская литература уделяет такое громадное влияние сюжету смерти. Испытание смертью - типичная ситуация произведений русской литературы. Отыскать смысл жизни перед лицом смерти - задача не из легких, проверка героя на прочность. Вместе с тем сознавать, что смерть - итог жизни, есть соблазн, который может привести героя к сомнению в Божественной справедливости, так что разочарованный герой намерен возроптать на небеса, возопить к Богу, подобно библейскому праведнику Иову, за одно мгновение потерявшему всё, что у него было. Таковы Печорин, Раскольников, Базаров.

Почти все герои русской литературы взыскуют истины. Они не согласны жить без идеала. Но если, как обещает нам христианство, красоту, истину, идеал человек обретает только за гробом, тайна жизни всегда предстоит герою русской литературы. Он мучительно бьется над этой неразрешимой загадкой, подступая к ее заветной черте, не в силах постичь ее до конца.

Герой русской литературы изнуряет себя "проклятыми" шекспировским вопросами. "Гамлетовский" вопрос "Быть или не быть?" если и возникает у героев русской литературы, то после другого шекспировского вопроса о жизни как повести, написанной дураком. Этот вопрос о смысле прозвучал в "Макбете":

Жизнь - это только тень, комедиант,

Паясничавший полчаса на сцене

И тут же позабытый; это повесть,

Которую пересказал дурак;

В ней много слов и страсти, нет лишь смысла

(Акт 5, сцена 5, перевод Ю. Корнеева).

Невозможность разрешить этот вопрос - есть ли смысл в жизни? - порождает во многих героях русской литературы хандру и скуку (Онегин, Печорин, Обломов, герой чеховской "Скучной истории").

Христианский взгляд на человека вовсе не предполагает счастья, дарованного человеку. Страдание - вот что ждет человека на жизненном пути. Испытать страдания, пройти через них и очиститься, чтобы стать добрее, великодушнее, сострадательнее, - одним словом, полюбить ближнего - это ли не достойнейшая цель, которую русские писатели ставят перед своими героями?!

Поэтому в русской литературе почти нет героев удачливых, успешных, героев-победителей. Исключение составляет гончаровский Штольц. Впрочем, этот образ писателю явно не удался, и о нем, по существу, мало кто из читателей вспоминает. В основном все герои русской литературы по-своему несчастны.

Три классических русских вопроса: "Кто виноват?" (Герцен), "Что делать?" (Чернышевский) и "Кому на Руси жить хорошо?" (Некрасов) - навсегда останутся вопросами без ответа. Они обращены в вечность, к Богу. Там, в поднебесье, они и исчезают. Однако герои русской литературы должны выстрадать ответы на эти вопросы. Сюжеты русской литературы эти "проклятые" вопросы о смысле жизни, идеале, добре и зле разворачивают в пространстве и во времени. Нравственные выборы героев на их тернистом пути к истине и к Богу - сюжетные вехи, верстовые столбы, совпадающие с моментами духовных переломов в душах героев и/или с нравственными прозрениями, уготованными писателями своим героям. По этой дороге, ведущей к истине, один за одним идут все персонажи русской литературы. За ними следует читатель.

А.С. Грибоедов "Горе от ума"

Имена. На первый взгляд Грибоедов верен художественному принципу значимых имен, сложившемуся в XVIII веке. Согласно классицистическому принципу, фамилия героя полностью соответствует его характеру или страсти, причем часто в фамилии персонажа звучит прямая авторская оценка - положительная или отрицательная. Как будто бы и у Грибоедова имя однолинейно, полностью исчерпывает характер. Молчалин - молчит. Платон Горич - мыкает горе под каблуком деспотичной жены. Скалозуб - скалит зубы, или, иначе, острит по-солдатски. Старуха Хлёстова при случае хлестнет словом всякого, кто ей придется не по нраву, не взирая ни на возраст, ни на чин. Князь Тугоуховский туг на ухо; с внешним миром его соединяет один лишь рожок, в который покрикивает его супруга. У нее, слава Богу, все в порядке с ушами. Репетилов как бы вечно репетирует жизнь, прожигая ее в бестолковых метаниях, суете, толкотне среди знакомых и незнакомых, в шуме и вдохновенном бескорыстном вранье, бессознательная цель которого - развлечь собеседника, угодить и рассмешить.

Тем не менее, если пристальнее всмотреться, имена и фамилии у Грибоедова далеко не так однозначны. Скажем, Софья. Ее имя по-гречески означает мудрость. Имя, типичное для положительной героини. (Вспомним, например, положительных героев "Недоросля" Фонвизина: Софью, Милона, Стародума. И, наоборот, отрицательных героев: Простакову, Скотинина.) Однако Софья у Грибоедова вовсе не мудра. При всех ее достоинствах - честности, воле, способности к искренней любви и жертвенности, презрению к богатству Скалозуба, не подкрепленного умом, - Софья все-таки первая распускает сплетню о безумии Чацкого, не в силах удержаться от мелочной женской мстительности. Мудрость к тому же совершенно отказывает ей в понимании характера Молчалина. Наоборот, ею движет слепая любовь. Хотя она и прозревает в финале пьесы, но это прозрение едва ли можно считать следствием мудрости. Так сложились обстоятельства: они вынудили ее поневоле прозреть. Значит, Софья - образ двойственный, а имя только подчеркивает некую идеалистичность героини, ее непрактичное доверие к Молчалину. Это мудрость в кавычках. Как и всякому человеку, Софье хотелось бы считать себя мудрой, но имя вступает в конфликт с действительностью. В нем присутствует элемент случайности, присущий самой жизни.

Фамусов. Эту фамилию часто образуют от латинского "fama" - молва. Ю.Н.Тынянов выдвигает убедительную гипотезу о том, что фамилия, вероятней всего, образована от другого - английского - слова "famous" - известный, знаменитый в русском побуквенном прочтении.

Если прав Тынянов, фамилия Фамусов содержит совершенно нетипичный смысл, а именно воплощенную мечту, достигнутый идеал. Насколько, в самом деле, известен Фамусов? Не настолько, чтобы не заискивать перед Скалозубом и не трепетать от мнения "княгини Марьи Алексевны". Да, скорее всего, Фамусов принадлежит к родовитому дворянству. Уж коли он способен своему секретарю Молчалину выхлопотать чин коллежского асессора, стало быть, чин самого Фамусова, управляющего казенным местом, немалый, по крайней мере на уровне камергера. Однако Фамусов явно не столь богат, как ему хотелось бы, и весьма зависим от "сильных мира сего". Вожделенный идеал Фамусова - Максим Петрович, которого зовут играть в карты при дворе, пускай он трижды падает в грязь для-ради смеха, чтобы только развеселить монаршее лицо. И на это согласен Фамусов, лишь бы войти в число значительнейших, тех самых "тузов" Москвы. О его взаправдашней известности можно говорить лишь предположительно: кажется, он чувствует себя слишком уязвимым перед мнением света.

Если же все-таки правы другие литературоведы, например М.О. Гершензон, и Фамусов рожден от латинского слова "fama" (молва), то это еще более странно и парадоксально: получается, в фамилии заложено предсказание, так сказать, трагическая судьба героя, который неминуемо должен пострадать от скандальной молвы, вызванной поведением его дочери. Фамусов, наконец, приобретает вожделенную им известность, увы! - дурную. Вполне возможно, что Грибоедов вкладывал в фамилию Павла Афанасьевича Фамусова (обратите внимание на обилие амбициозных "а" в этом гармоническом сочетании имени, отчества и фамилии) оба этих смысла. Софья Павловна Фамусова вслед за отцом тоже несет груз его амбициозности, опять-таки парадоксально соединяя в своем полном имени намерение быть мудрой и в то же время скандальную славу, умноженную молвой.

Скалозуб. Вот фамилия, какую традиционное школьное литературоведение привыкло представлять образцом солдафонской тупости! Почему сложилась такая стандартная установка, неизвестно. Ничего солдафонского в фамилии "Скалозуб" нет. Скорее, фамилия трактует особый вид остроумия, неприемлемый для Грибоедова, этакую зубастую шутливость, бессодержательное зубоскальство, лишенное мировоззренческой основы, своего рода антипод иронии Чацкого, замешанной на прогрессивных ценностях декабристского толка. Другими словами, фамилия Скалозуб не дает никакого понятия ни о профессии, ни о социальном статусе, ни о страсти или пороке героя. По одной фамилии невозможно вообразить характер, даже обобщенно. Что это за человек? Вероятно, дурной. Негативный оттенок авторской оценки в звучании фамилии, как бы то ни было, явно ощущается, и это роднит Скалозуба с его собратьями, сошедшими со страниц произведений XVIII века. Впрочем, какой писатель XVIII века мог осмелиться дать персонажу фамилию, означающую способ держаться в обществе?! Ни одна характеристика Скалозуба другими героями комедии никак не согласуется с его фамилией: "созвездие маневров и мазурки", "хрипун, удавленник, фагот" (Чацкий), "золотой мешок и метит в генералы" (Фамусов) или "он слова умного не выговорил сроду" (Софья). Фамилия остается замкнутой на себе самой либо на авторской оценке, осуществляя известную независимость от характера героя и представляя самостоятельную ценность.

Молчалин не так уж молчалив. Соблазняя Лизу, он, наоборот, речист и разговорчив, попросту болтлив до глупости, выбалтывая секрет своего отношения к Софье, что уж совсем нерасчетливо со стороны осторожного Молчалина, могущего легко представить, что его оскорбительные слова сразу же будут переданы Софье ее доверенной камеристкой. Молчаливость не есть свойство его характера, но исключительно социальная маска, технический прием, естественный для всякого карьериста ("в чинах мы небольших"). Снова такое отношение к имени очень далеко от традиции наименований в литературе XVIII века.

Кто может по фамилии догадаться, что Загорецкий - плут и пройдоха? Никто! Нечто оказывается за горой. Но почему? Необъяснимо. Особенно с точки зрения классицистического рационализма. В фамилии Загорецкого чудится уже что-то действительно запредельное, иррациональное, творчески и фонетически точное, однако абсолютно непереложимое на язык буквальных авторских оценок и привычных общественных понятий. Любопытно, что Пушкин в "Евгении Онегине" отсекает один слог в фамилии Загорецкого, делая из него Зарецкого: из-за горы герой перемещается за реку, хотя и не делается от этого нравственней.

Наконец, Чацкий. Фамилия, взятая Грибоедовым из жизни: Чаадаев (или в разговорном варианте Пушкина - Чадаев) трансформировался поначалу (в первой редакции комедии) в Чадского, а затем (в последней редакции) в Чацкого в качестве более скрытого и удобопроизносимого варианта фамилии. Что подтолкнуло Грибоедова наделить главного героя именно этой фамилией: идеологическая значимость Чаадаева для Грибоедова или, как доказывает Тынянов, история со сплетней вокруг имени Чаадаева о его неудачном вояже к царю Александру I на конгресс в Троппау с известием о восстании в Семеновском полку - остается только гадать. Во всяком случае, фамилия Чацкого (Чадского) может с некоторой натяжкой намекать на чад, но по существу ничего не говорит о персонаже.

Звуковая стихия врывается в художественный мир начиная именно с Грибоедова. Он предшественник Гоголя и, возможно, отчасти его невольный учитель.

Фамилия бабушки и внучки Хрюминых одновременно хрюкает и дразнит ухо рюмкой. На слух смысловой диссонанс совершенно исчезает. Напротив, искусственно сконструированная фамилия поражает необычайной естественностью фонетического рисунка.

Имена-отчества как на подбор гармонируют друг с другом. Открытый, претендующий на авторитетность звук "А" доминирует в именах и отчествах: Павел Афанасьевич, Алексей Степанович (Молчалин), Александр Андреевич (Чацкий), Антон Антонович (Загорецкий), Софья Павловна, Наталья Дмитриевна.

Двойной повтор в именах-отчествах также нередок: Антон Антонович Загорецкий и Сергей Сергеевич Скалозуб. Имя стремится замкнуться на себе, как круг. Впоследствии Гоголь блестяще разовьет эту тенденцию, намеченную впервые Грибоедовым.

Молчалин гармонирует с самим собой: А, Л, Ч в имени и отчестве: Алексей Степанович Молчалин. Фамусов не случайно называется Павлом Афанасьевичем с усиленной буквой Ф: руки в боки, по-хозяйски, в позе начальника, распекающего подчиненных.

Фон пьесы образуют вдохновенно созданные имена и фамилии. Они подаются на стыке сознаний двух героев или автора и героя.

Татьяна Юрьевна трижды, с подобострастным сюсюканьем именуется Молчалиным:

Известная, - притом

Чиновные и должностные -

Все ей друзья и все родные...

Чацкий, в противоположность Молчалину, крайне резок в ее оценке, больше того саркастичен:

С ней век мы не встречались,

Слыхал, что вздорная.

Фома Фомич для Молчалина "образец слога". Для Чацкого - "пустейший человек, из самых бестолковых".