История искусства: истоки, виды и жанры, важнейшие этапы развития. Этапы развития первобытного искусства «История культуры и искусства»

В первобытном искусстве были выражены мировоззренческие установки и ценности людей, определявшие культурную деятельность.

В чистом виде первобытного искусства не существовало. Это связано с синкретическим характером первобытной культуры, с нерасчлененностью ее основных элементов. Поэтому древнейшее искусство неотделимо от мифологии , магии , ритуалов и т.п. Например, первобытные охотники создавали не просто изображение зверя, а формировали подлинный объект охоты и считали, что поражение этого звериного двойника копьем или стрелой с необходимостью обеспечит им успех на охоте. Искусство также создавало опознавательные знаки, символы того или иного коллектива людей, обереги, спасающие от несчастий или болезней. В качестве такого знака, например, могло выступать изображение тотемного животного, которое наносилось не только на стены жилища или предметы быта, но и на тело человека в виде особой раскраски или татуировки. То же можно сказать и про орнамент гончарных изделий, отличавшийся у разных племен.

Искусство является показателем развития не только духовной, но и материальной культуры. Можно связать его происхождение как с трудовой, так и с игровой деятельностью людей. Искусство в определенной степени отражало окружающий мир, было его копией. Считается, что одним из первых произведений первобытного искусства стал отпечаток руки - «знак принадлежности», который часто встречается среди наскальных рисунков. Такие изображения рук (чаще всего левых) служили знаком обладания и волшебной власти над некой территорией или объектом. В некоторых восточных странах до сих пор изображение женской левой руки крепят на капот автомобиля, что имеет тот же смысл, что у славян подкова - «на удачу».

Основные виды изобразительного искусства, по мнению археологов, появились в эпоху палеолита . Многочисленные памятники скульптуры, живописи, прикладного искусства, относящиеся к этому периоду, были обнаружены в Европе, Южной Азии Северной Африке. Ранние рисунки первобытных людей были весьма примитивны: это и контуры голов зверей на известняковых плитах в пещере Ла-Ферраси (Франция), оттиски человеческой руки, обведенной краской, переплетения волнистых линий, сделанные по сырой глине пальцами рук. Несколько позднее в пещерной живописи отмечается явный прогресс: изображается огромное число фигур разнообразных животных, нанесенных кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины. Пи этом первобытные художники использовали охру, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь в качестве красок, прибегая в ряде случаев и к технике рельефа.


Высшего своего расцвета палеолитическое искусство достигло в период Мадлен (около 20-10 тыс. до н.э.) В это время образы животных приобретают конкретные черты, появляется точность формы, умение из массы признаков и деталей выделить главное. Животные уже изображаются не статично, а в разнообразии движений, поз, в том числе в стремительном беге. В пещерной живописи происходит переход от простого контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи, которая позволяла моделировать объемные формы посредством изменения тонов при использовании двух-трех красок. Выдающимися росписи этого типа были обнаружены во Франции в пещере Фон де Гом и в испанской пещере Альтамира . Эти изображения не просто отображают внешний облик животных - они передают их характер, повадки, силу, движение и даже эмоции. К этому периоду относится и зарождение представлений о композиции, объединяющей все многофигурное изображение. Так, например, во французской пещере Ласко изображена отдельная сцена смерти охотника, пораженного смертельно раненным бизоном.

В эпоху верхнего палеолита развивается круглая пластика, а также резьба по камню, кости, дереву. Особое распространение получили в этот период статуэтки, известные как «палеолитические Венеры », чье происхождение связано, по всей видимости, с культом плодородия, который до сих пор сохраняется у многих этнографических народов, а также, вероятно, с эротической магией. Женские статуэтки с условными чертами лица и преувеличенными размерами груди, бедер и живота символизировали животворящую силу природы и чувственное наслаждение, что воплощалось в образе женщины-прародительницы. При этом «Венеры палеолита» были лишены индивидуально-личностных особенностей - напротив, первобытные скульпторы делали акцент на природное, животное начало, всячески избегая детализации и конкретики в изображении лиц или каких-то иных особенностей, способных привязать изображение к конкретной модели.

В эпоху мезолита изменился образ жизни первобытных людей. Ледник отступил и небольшие коллективы охотников стали быстро осваивать новые территории. В это время значительно усовершенствовалась орудийная деятельность, стали широко использоваться лук и стрелы, была приручена собака и некоторые другие виды животных. Появляются и новые способы и методы художественного творчества. Однако основная часть энергии людей направлена на освоение внешнего природного мира. В силу этого в произведениях искусства проявляется схематизм, а в живописи преобладает монохромность. В картинах мезолита фигуры людей и животных передаются силуэтно, объемность одноцветных изображений отсутствует. Однако в этих наскальных росписях появляется и то, чего не было ранее - они приобретают повествовательный характер , события передаются последовательно и взаимосвязано. Эти росписи постепенно превращались в своеобразную летопись первобытного человека, повествующую о его труде и открытиях.

Центр интереса художников мезолита оказался перемещен с животного на человека , который постепенно возвышается над природой, навязывая ей свою волю, подтверждением чему могут служить многочисленные сюжеты, связанные не только с хозяйственной или военной деятельностью людей, но также и с их развлечениями (знаменитое изображение танцующих женщин на скале у мыса Доброй Надежды).

В период неолита происходят существенные изменения в ведении хозяйства. В это время происходит переход от присваивающей деятельности к производящей. Появляются новые виды производящей деятельности - земледелие, скотоводство, новая техника производства каменных орудий, гончарное производство, строительство, ткачество. В это время заселяются широкие пространства, усиливается борьба между племенами за охотничьи угодья и места, удобные для жизни.

В этот период усиливается роль магии, развивается мифология, происходит переход от матриархата к патриархату, в результате чего укрепляются родовые связи между людьми. В наскальных рисунках отмечается схематизм в изображениях, что особенно ярко проявилось в петроглифах , которые высекались на открытых участках прибрежных скал и крупных валунах. Эти изображения в ряде случаев достигали высоты около 10 метров и чаще всего это были схематически выполненные фигуры оленей, лосей, медведей, китов, рыб, тюленей. Изредка встречаются примитивные изображения людей. Петроглифывстречаются на северо-востоке Европы, на Кавказе, Урале, в Крыму, на Дальнем Востоке и в Средней Азии.

На юге Европы получила распространение антропоморфная скульптура. Наибольшую известность получили «каменные бабы» Северного Причерноморья, похожие на круглые каменные столбы. Помимо монументальных произведений, развивалась также и мелкая пластика, декоративно-прикладное искусство и орнамент, где отмечается переход к абстрактному геометрическому рисунку. Особенно широкое распространение получил геометрический орнамент на керамике. Примером таких произведений являются сосуды Триполья (Южная Европа, 4-3 тыс. до н. э.), для которых характерен полихромный орнамент и разнообразные полосы, спирали и окружности.

В эпохубронзы происходит дальнейшее совершенствование производства орудий труда, при котором используются медь и бронза. Ремесло отделяется от сельскохозяйственного производства, окончательно утверждается патриархат. В этот же период на Ближнем и Дальнем Востоке возникают первые государства. С развитием хозяйственной деятельности и появлением рабовладения сложились благоприятные условия для развития духовной культуры.

Важнейшим явлением бронзового века была мегалитическая архитектура (греч. megas - большой, lithos - камень), тесно связанная с религиозно-культовыми идеями и представлениями.

Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры (бретонск. men - камень, hir - длинный) - это одиночные, вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Вероятно, они были объектом поклонения как символы плодородия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний. Примером может служить широко известная аллея менгиров в Бретани, а также «Каменное войско» (Армения).

Дольмены (бретонск. tol - стол, men - камень) - сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. Были местом захоронения членов рода. Такие сооружения находятся не только в Европе, но и в Африке, на Кавказе и в Крыму.

Кромлехи (бретонск. crom - круг, lech - камень) - самые значительные сооружения древности. Представляют собой расположенные по кругу каменные плиты или столбы, которые иногда перекрывались плитами. Кромлехи располагаются вокруг кургана или жертвенного камня. Наиболее известным кромлехом является сооружение в Стоунхендже (Англия), имеющий внешний диаметр 30 метров и состоящий из четырех колец. Есть предположение о том, что кромлех был святилищем солнца.

С началом эпохи железа каменные сооружения приобретают выраженный утилитарный характер - распространение получают каменные крепости и погребальные камеры в курганах вождей племен, получившие широкое распространение в Западной Европе, на Балканах и в Закавказье.

В первобытную эпоху наметились две основные тенденции в развитии искусства - натурализм и символизм. На самом раннем этапе развития художественного творчества преобладала первая - главной своей целью художник видел максимально достоверную передачу внешнего облика реального объекта, которым чаще всего было животное. Далее происходит поворот к некоторому обобщению и схематизму изображений. На следующем этапе происходит возврат к натурализму и детализации, когда воспроизводятся целые эпизоды жизни и даже пространные повествовательные сюжеты. Но, в конечном итоге, в первобытном искусстве окончательно побеждает символизм, когда натуралистический образ заменяется знаком, а на смену живой имитации приходит сухой символ. Многие до сих пор полагают, что первобытный человек не уделял большого внимания искусству, будучи полностью поглощен борьбой за существование.

Однако не следует забывать о том, что первобытный человек еще сравнительно недавно отделил себя от природы и искусство играло в этом процессе очень важную роль - человек, вероятно, не стал бы человеком, будучи лишен возможности выражать себя в творчестве. Кроме того, судя по формам и количеству произведений первобытного искусства, первобытный человек обладал не меньшими творческими способностями, чем современный, а, скорее всего - даже большими. Он имел абсолютный художественный вкус, являясь активным художником в той же мере, в какой он был охотником, рыболовом или собирателем. Очевидно, что искусство для первобытного человека было неотъемлемой частью его жизни, его естественной потребностью и условием выживания. Может быть, именно поэтому не ослабевает интерес к феноменам художественной культуры первобытности, наследие которой сказывается на развитии современного искусства и духовной жизни в целом.

Историко-культурное значение первобытной культуры видится в следующем:

· первобытная культура является начальным и наиболее длительным этапом истории мировой культуры;

· носила всеобщий характер, поскольку через первобытную эпоху прошло все человечество;

· в первобытном обществе был создан фундамент современной цивилизации (запас знаний, практического опыта, интеллекта и психофизических достоинств человека);

· первобытная культура сыграла в истории мировой культуры ключевую роль: на много веков и даже тысячелетий вперед она предопределила не только темпы, но и содержание, тематику и многообразие региональных особенности культурно-исторического процесса;

· значительное число достижений первобытного человечества сохраняет свое значение и в инвентаре современной культуры.

Особенности изучения первобытной культуры, зародившейся в Древнейший период истории вместе с человеком разумным, осложнены отсутствием письменных источников и недостаточной базой археологических данных. Поэтому разные науки прибегают к реконструкции тех или иных эпизодов истории этого периода, культурно-историческим аналогиям с ныне имеющимися типами ранних стадий культурного развития, чаще всего в такой роли выступают австралийские аборигены, племена Центральной Африки и др.

Чем же характеризовалась культура первобытных народов?

Теснейшими связями с природой, прямой зависимостью от нее. Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым - все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.

Приспособление к жизни окружающей природы сопровождалось появлением веры в сверхъестественные силы природы. Видимо, существовало мнение о том, что жизнь человека и его рода зависит от жизни какого-либо животного или растения, которые почитались либо как родоначальники рода, либо как его хранители-тотемы. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры - первобытный синкретизм, т.е. ее нерасчлененность на отдельные формы. В силу прочного единства всех видов деятельности первобытная культура является синкретическим культурным комплексом, где все виды культурной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности -- искусству - одно из величайших событий в истории человечества.

Функции первобытного искусства - это познание, самоутверждение человека, систематизация картины мира, колдовство, формирование эстетического чувства. При этом социальная функция тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды украшаются изображениями, имеющими магическое и социальное значение.

Что же натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре?

Верования древних людей были языческими, основанными на многобожии. Главные религиозные культы, обряды повсеместно связывались с религиозными видами искусства. Необходимо отметить, что целью первобытного искусства являлось не эстетическое наслаждение, а решение практических задач. Но отсутствие предметов чистого искусства не означает равнодушия к декоративным элементам. Последние в качестве геометрических знаков, орнамента становились выражением чувства ритма, симметрии, правильной формы.

Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

В первобытную эпоху зарождаются все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (цветные изображения, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры из камня, глины). Появляется декоративное искусство - резьба по камню, кости, рельефы.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового художественного творчества. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

До недавнего времени учёные придерживались двух взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие -- схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Как и почему началось изобразительное искусство? Точный и простой ответ на этот вопрос невозможен, время создания первых произведений искусства весьма относительно. Оно не началось в строго определённый исторический момент, а постепенно вырастало из человеческой деятельности, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.

В течение нескольких тысячелетий первобытное искусство переживало техническую эволюцию: от рисунка пальцем на глине и отпечатков рук - до многоцветной живописи; от царапин и гравировки - до барельефа; от фетишизации скалы, камня с очертаниями животного - до скульптуры.

Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи.

В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь древнейших религиозных верований и художественной деятельности. Люди того времени верили в магию: что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.

Возникновение искусства означало огромный шаг вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений.

И все же первобытное искусство до сих пор остаётся загадкой. И причины его зарождения порождают множество гипотез. Вот некоторые из них:

  • 1) Появлению изображениям на камне и скульптур из глины предшествовала раскраска тела.
  • 2) Искусство появилось случайно, то есть, человек, не преследуя определённой цели, просто водил пальцем по песку или сырой глине.
  • 3) Искусство появилось в результате установившегося равновесия сил в борьбе за существование (осознание собственной безопасности, появление коллективной охоты, существование больших хозяйственных коллективов и наличие больших запасов пищи). В результате у отдельных индивидов «освобождается» время для профессиональных занятий творчеством.
  • 4) Анри Брейль предполагал связь между развитием пещерного искусства и охотой на крупных зверей. Охота развивала воображение и сноровку, «обогащала память живыми, глубокими и цепкими впечатлениями».
  • 5) Появление искусства напрямую связано с религиозными верованиями (тотемизм, фетишизм, магия, анимизм). Не случайно многие первобытные изображения находятся в труднодоступных участках пещер.
  • 6) Первые произведения эпохи палеолита и пиктографические знаки образуют единое целое (идеограммы-знаки, имеющие определённое значение, но не ассоциирующиеся с определённым словом). Возможно, зарождение искусства совпадало с развитием письменности и речи.
  • 7) Искусство раннего периода можно воспринимать «не более чем отметины животных, сделанные человеческим способом». Только в последующую за верхним палеолитом эпоху изображения (или идеограммы) наполняются значением. Образы и понятия появились гораздо позднее первых рисунков и скульптур.
  • 8) Искусство играло роль своеобразного механизма торможения, т.е., несло физиологическую нагрузку. Определённые изображения обладали свойством умирять излишний пыл или негативные реакции, связанные с системой запретов. Не исключается его тесная связь с обрядами инициации.

Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).

Вот что в наследие будущим поколениям оставили первобытные культуры:

  • - настенную и наскальную живопись;
  • - скульптурные изображения животных и человека;
  • - множество оберегов-ювелирных украшений, ритуальных предметов;
  • - расписные гальки - чуринги, глиняные пластины, как наивные представления о душе человека и многое-многое другое.

ПЕРВОБЫ́ТНОЕ ИСКУССТВО - в широком смысле - искусство обществ, находящихся на стадии догосударственного и дописьменного развития; в узком смысле - искусство каменного века или развивающееся изолированно от центров цивилизаций.

Ино-гда первобытное искусство вклю-ча-ют в рам-ки по-ня-тия «тра-ди-ци-он-ное на-род-ное искусство». Есть точ-ка зре-ния, что первобытное искусство не мо-жет рас-смат-ри-вать-ся как иск-во, пред-ла-га-ет-ся упот-реб-лять тер-мин «изо-бра-зи-тель-ная дея-тель-ность». Во мно-гих ра-бо-тах первобытное искусство, на-обо-рот, не вы-де-ля-ет-ся как спе-ци-фический фе-но-мен, а его па-мят-ни-ки на-зы-ва-ют по эпо-хам и ре-гио-нам.

От-кры-тие пер-во-быт-но-го ис-кус-ст-ва. Впер-вые па-мят-ник искусства па-лео-ли-та (изо-бра-же-ние ла-ней, вы-гра-ви-ро-ван-ное на кос-ти оле-ня) был от-крыт в 1834 году, во вре-мя лю-би-тель-ских рас-ко-пок в гро-те Шаф-фо (Фран-ция). Од-на-ко воз-раст на-ход-ки был по-став-лен под со-мне-ние, и в на-учный обо-рот её вве-ли в 1887 году. На-ли-чие ху-дож. твор-че-ст-ва в па-лео-ли-те на-ча-ли при-зна-вать по-сле то-го, как при рас-коп-ках Э. Лар-те и Г. Кри-сти в Ла-Мад-лен (1864 год) най-де-но вы-гра-ви-ро-ван-ное на бив-не изо-бра-же-ние ма-мон-та. Од-на-ко фи-гу-рам и зна-кам, об-на-ру-жен-ным в Ньо (1864 год), не при-да-ва-лось зна-че-ния, а рос-пи-си, от-кры-тые в Аль-та-ми-ре (1879 год), на Ме-ж-ду-народном кон-грес-се ан-тро-по-ло-гов и ар-хео-ло-гов в Лис-са-бо-не (1880 год) бы-ли при-зна-ны под-дел-кой. При-чи-на та-ко-го от-но-ше-ния к на-ход-кам - в гос-под-ство-вав-ших эво-лю-цио-ни-ст-ских пред-став-ле-ни-ях о лю-дях ка-мен-но-го ве-ка как о при-ми-тив-ных су-ще-ст-вах, не спо-соб-ных к ху-дожественному твор-че-ст-ву. Окон-ча-тель-ное при-зна-ние искусства па-лео-ли-та про-изош-ло по-сле от-кры-тия в 1901 году Д. Пей-ро-ни, Л. Ка-пи-та-ном, А. Брёйлем гра-ви-рованных ри-сун-ков в Ком-ба-рель и жи-во-пи-си в Фон-де-Гом.

Про-бле-ма про-ис-хо-ж-де-ния искусства. Эта про-бле-ма на-ча-ла об-су-ж-дать-ся до от-кры-тий па-мят-ни-ков па-лео-ли-тич. ху-дож. твор-че-ст-ва. В рам-ках «тео-рии иг-ры», ос-но-ван-ной на эс-те-тич. кон-цеп-ци-ях И. Кан-та и Ф. Шил-ле-ра, раз-ви-вал-ся от-ра-жаю-щий дух ро-ман-тиз-ма те-зис о том, что иск-во воз-ник-ло как ре-зуль-тат эс-те-тич. твор-че-ско-го по-бу-ж-де-ния че-ло-ве-ка к сво-бо-де от сил и за-ко-нов при-ро-ды и об-ще-ст-ва. В даль-ней-шем те-зис о вро-ж-дён-ном стрем-ле-нии че-ло-ве-ка к ху-дож. твор-че-ству ос-та-вал-ся од-ним из ос-нов-ных в ря-де тео-рий (К. Бюхер, франц. ис-сле-до-ва-тель Ж. А. Лю-ке, франц. ис-то-рик пер-во-быт-но-сти Л. Р. Ну-жье и др.). Ши-ро-кое при-зна-ние по-лу-чи-ла точ-ка зре-ния о свя-зи П. и. с ма-ги-ей, осо-бен-но по-сле ра-бо-ты франц. ар-хео-ло-га С. Рей-на-ка о все-об-щей ис-то-рии пла-стич. ис-кусств (1904).

По ме-ре на-ко-п-ле-ния фак-тического ма-те-риа-ла встал во-прос о ге-не-зи-се искусства. В середине XIX века Ж. Бу-ше де Перт вы-дви-нул ги-по-те-зу «про-сто-го эта-па», со-глас-но ко-то-рой че-ло-век пер-во-на-чаль-но под-ме-чал сход-ст-во не-ко-то-рых при-род-ных объ-ек-тов (кам-ней, рель-е-фа пе-щер-ных стен и т.п.) с жи-вот-ны-ми и че-ло-ве-ком, за-тем на-чал до-де-лы-вать ес-те-ст-вен-ные мо-де-ли, при-бли-жая к об-раз-ам, ко-то-рые су-ще-ст-во-ва-ли в его соз-на-нии, по-том при-сту-пил к са-мо-сто-ятельному ху-дожественному твор-че-ст-ву. Французский ар-хео-лог Э. Пьетт счи-тал скульп-ту-ру наи-бо-лее про-стой и древ-ней-шей фор-мой изо-бра-же-ний, воз-ник-шей в ре-зуль-та-те под-ра-жа-ния че-ло-ве-ка при-род-ным об-раз-цам. В начале XX века А. Брёйль вы-де-лил изо-бра-же-ния, ко-то-рые мог-ли быть от-прав-ной точ-кой в про-цес-се воз-ник-но-ве-ния пер-вых па-мят-ни-ков искусства: «ма-ка-ро-ны», или «ме-ан-д-ры» (груп-пы па-рал-лель-ных вол-ни-стых ли-ний, про-чер-чен-ных по гли-не паль-ца-ми или на-не-сён-ных на по-верх-ность ска-лы зуб-ча-тым ин-ст-ру-мен-том); си-лу-эты кис-тей рук, вы-пол-нен-ные как по-зи-тив-ное или не-га-тив-ное (например, от-тиск) изо-бра-же-ние, а так-же кон-тур-ной об-вод-кой. Во 2-й половине XX века А. Ле-руа- Гу-ран в соз-дан-ной им схе-ме сти-ли-стической эво-лю-ции ев-ропейского искусства верх-не-го па-лео-ли-та вы-де-лил на-чаль-ный этап (стиль I), ха-рак-те-ри-зо-вав-ший-ся отдельными зна-ка-ми и от-сут-ст-ви-ем сю-жет-ных изо-бра-же-ний. Од-на-ко от-кры-тие в Шо-ве ри-сун-ков эпо-хи Оринь-як по-ста-ви-ло под со-мне-ние эти и другие эво-лю-цио-ни-ст-ские тео-рии.

Сре-ди отечественных ис-сле-до-ва-те-лей наи-бо-лее раз-вёр-ну-тые кон-цеп-ции воз-ник-но-ве-ния искусства сфор-му-ли-ро-ва-ны А.П. Ок-лад-ни-ко-вым и А.Д. Сто-ля-ром, ис-хо-див-ши-ми из по-ло-же-ния, что искусству верх-не-го па-лео-ли-та дол-жен пред-ше-ст-во-вать этап сим-во-лической дея-тель-но-сти не-ан-дер-таль-ца и да-же ар-хан-тро-пов. Древ-ней-шим про-яв-ле-ни-ем изо-бра-зительное твор-че-ст-ва на ру-бе-же сред-не-го и верх-не-го па-лео-ли-та, по Сто-ля-ру, бы-ли «на-ту-раль-ные ма-ке-ты» жи-вот-ных - ес-те-ст-вен-ные (например, ста-лаг-мит в пе-ще-рах Ба-зуа, Ита-лия) и ис-кус-ст-вен-ные (например, леп-ные в Мон-тес-пан и Пеш-Мерль, Фран-ция) ос-но-вы, ко-то-рые по-кры-ва-лись шку-ра-ми пе-щер-но-го мед-ве-дя. В современных ис-сле-до-ва-ни-ях эти па-мят-ни-ки от-но-сят к зна-чи-тель-но бо-лее позд-не-му вре-ме-ни, к эпо-хе Мад-лен , что ста-вит вы-ска-зан-ное су-ж-де-ние под со-мне-ние.

Современные зна-ния о хро-но-ло-гии пе-щер-но-го искусства и искусства ма-лых форм опи-ра-ют-ся на ра-дио-уг-ле-род-ные да-ты, в том числе по-лу-чен-ные по пиг-мен-ту рос-пи-сей (AMS 14C). Но-вые на-ход-ки по-ка-за-ли, что древ-ней-шие па-мят-ни-ки первобытного искусства де-мон-ст-ри-ру-ют от-лич-ное зна-ние на-ту-ры, раз-ви-тые ху-дожественные об-ра-зы, сло-жив-шие-ся на-вы-ки ра-бо-ты крас-кой, слож-ные ком-по-зи-ци-он-ные ре-ше-ния. От-кры-тия при-род-ных объ-ек-тов, на-по-ми-наю-щих че-ло-ве-че-ские фи-гу-ры и под-ра-бо-тан-ных древ-ни-ми людь-ми в Аше-ле (сто-ян-ка Бе-ре-хат-Рам, Го-лан-ские вы-со-ты, Па-ле-сти-на, 1981 год; Тан-Тан), вновь де-ла-ют ак-ту-аль-ны-ми ги-по-те-зы Ж. Бу-ше де Пер-та и Э. Пьет-та. Од-на-ко про-бле-ма воз-ник-но-ве-ния искусства ос-та-ёт-ся от-кры-той.

Боль-шин-ст-во древ-ней-ших па-мят-ни-ков первобытного искусства об-на-ру-же-но на се-ве-ре Ев-ра-зии, главным образом в Западной Ев-ро-пе, с максимальной кон-цен-тра-ци-ей (осо-бен-но жи-во-пи-си) в так называемом фран-ко-кан-таб-рий-ском рай-оне (юго-за-пад Фран-ции, се-вер Ис-па-нии).

Об-щая ха-рак-те-ри-сти-ка пер-во-быт-но-го ис-кус-ст-ва

Па-мят-ни-ки первобытного искусства из-вест-ны по об-раз-цам, вы-пол-нен-ным на твёр-дых, со-хра-няю-щих-ся до на-ших дней ма-те-риа-лах. Изо-бра-же-ния на по-верх-но-сти кам-ня пред-став-ле-ны гра-фи-кой (в том числе пет-рог-ли-фы) и жи-во-пи-сью (смотри Рос-пись на-скаль-ная), ко-то-рая со-хра-ни-лась толь-ко в пе-ще-рах. Это по-зво-ля-ет раз-де-лять на-скаль-ные па-мят-ни-ки па-лео-ли-тического искусства на ос-ве-щён-ные (рас-по-ла-гав-шие-ся на от-кры-тых по-верх-но-стях; например, Фош-Коа) и на-хо-дя-щие-ся в тем-но-те пе-щер, для ос-мот-ра и соз-да-ния ко-то-рых тре-бо-ва-лись ис-кусственные ис-точ-ни-ки све-та. С па-лео-ли-та из-вест-ны ком-по-зи-ции; не-ко-то-рым из них при-су-ще слож-ное ре-ше-ние (например, изо-бра-же-ния жи-вот-ных из Шо-ве). Цве-то-вая па-лит-ра ис-чер-пы-ва-ет-ся, как пра-ви-ло, крас-ным, чёр-ным, жёл-тым цве-та-ми, ре-же ис-поль-зу-ет-ся бе-лый. Свя-зую-щее в крас-ках не при-ме-ня-ет-ся, но они яв-ля-ют-ся спе-ци-аль-но при-го-тов-лен-ны-ми со-ста-ва-ми. Уже в па-лео-ли-те бы-ли из-вест-ны на-ло-же-ние цве-тов (например, в Аль-та-ми-ре), тех-ни-ка пе-ре-да-чи объ-ё-ма при по-мо-щи по-лу-то-нов, од-на-ко да-же в по-ли-хром-ных изо-бра-же-ни-ях гра-фическая ли-ния со-хра-ня-ет важ-ное зна-че-ние. Свое-об-раз-ны про-ца-ра-пан-ные по гли-ни-стым на-тё-кам на сте-нах из-ви-ли-стые ли-нии, из-ред-ка об-ра-зую-щие фи-гу-ра-тив-ные об-ра-зы, а так-же изо-бра-же-ния жи-вот-ных, про-чер-чен-ные и вы-ле-п-лен-ные из гли-ны на по-лу пе-щер (например, би-зо-ны из Ньо и Тюк-д’Одубер). Гра-фи-ка пре-об-ла-да-ет и сре-ди изо-бра-же-ний на кос-ти и не-боль-ших кам-нях. Древ-ней-шая скульп-ту-ра пред-став-ле-на мел-кой пла-сти-кой из бив-ня, кос-ти, гли-ны, кам-ня, а так-же ба-рель-е-фа-ми, ко-то-рые в основном вы-се-ка-лись на скаль-ных по-верх-но-стях.

Сре-ди па-лео-ли-тических фи-гу-ра-тив-ных изо-бра-же-ний до-ми-ни-ру-ют об-ра-зы бы-ков, би-зо-нов, ло-ша-дей, оле-ней, ма-мон-тов, но-со-ро-гов, мед-ве-дей, львов (птиц и рыб ма-ло). Изо-бра-же-ний че-ло-ве-ка из-вест-но на-мно-го мень-ше; пре-об-ла-да-ют жен-ские об-ра-зы, осо-бен-но в мел-кой пла-сти-ке («Ве-не-ры па-лео-ли-та»). Фи-гу-ра че-ло-ве-ка мо-жет иметь зоо-морф-ные (например, «кол-дун» из Трёх брать-ев пе-ще-ры), в том числе ор-ни-то-морф-ные (например, «жен-щи-ны-пти-цы» в Ме-зи-не, Аль-та-ми-ре, муж-чи-ны с птичь-ей го-ло-вой в Лас-ко), эле-мен-ты; есть сти-ли-зованные изо-бра-же-ния жен-ско-го те-ла (так называемые кла-ви-фор-мы). На-ря-ду с фи-гу-ра-тив-ны-ми изо-бра-же-ния-ми, су-ще-ст-во-ва-ли зна-ки, ряд из них ин-тер-пре-ти-ру-ют как сим-во-лы жен-ских по-ло-вых ор-га-нов, солн-ца, лу-ны, при-род-ных яв-ле-ний и т.д. Древ-ней-шие ор-на-мен-ты (по-ло-сы, спи-ра-ли, рас-тительные мо-ти-вы), как пра-ви-ло, об-ра-зо-ва-ны рит-мич-но по-вто-ряю-щи-ми-ся ли-ния-ми, ям-ка-ми, ок-руж-но-стя-ми и т.п. В ме-зо-ли-те и нео-ли-те изо-бра-же-ния лю-дей и жи-вот-ных де-ла-ют-ся бо-лее схе-ма-тич-ны-ми, ме-ня-ют-ся сти-ли-сти-ка и прин-ци-пы ор-га-ни-за-ции ком-по-зи-ций, бо-лее раз-но-об-раз-ны-ми ста-но-вят-ся ор-на-мен-ты.

Нет со-мне-ний, что первобытному искусству не бы-ли чу-ж-ды му-зы-ка, тан-цы, о чём сви-де-тель-ст-ву-ют, например, на-ход-ки кос-тя-ных флейт, древ-ней-шие из ко-то-рых да-ти-ру-ют-ся сред-ним па-лео-ли-том (например, Мо-ло-до-ва). В не-о-ли-те по-яв-ля-ет-ся ар-хи-тек-ту-ра (ряд поселе-ний Плодородного полумесяца; смотри так-же Ме-га-лит , Ме-га-ли-ти-че-ские куль-ту-ры).

Вклю-чён-ность про-из-ве-де-ний первобытного искусства в ре-лигиозные ри-туа-лы уже в па-лео-ли-те под-твер-жда-ет-ся рас-по-ло-же-ни-ем па-мят-ни-ков в труд-но-дос-туп-ных мес-тах пе-щер, на-не-се-ни-ем на изо-бра-же-ния «ран», за-хо-ро-не-ни-ем ста-ту-эток в специальных ямах и т.п. Воз-мож-но, уже па-лео-ли-тические сю-жет-ные ком-по-зи-ции свя-за-ны с ми-фа-ми.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Первобытное общество

Эпоха палеолита. Первобытный человек рисовал углем и заостренным камнем. Вначале, возможно, он наносил предварительно рисунок углем, затем закреплял (процарапывал) его камнем, а затем раскрашивал охристыми красками.

Изображения носили магический ритуальный характер и, таким образом, являлись своеобразной формой передачи человеческой мысли. На этой основе впоследствии возникло и развилось письмо, вначале пиктографическое (рисуночное), затем идеографическое, где каждый знак соответствовал слову или его части, и, наконец, буквенно-звуковое.

Навыки в рисовании первобытный человек приобретал путем непосредственного наблюдения и подражания. Обучения как такового в эпоху палеолита еще не было.

В эпоху неолита умение рисовать человек стал использовать для украшения предметов своего ремесла, главным образом предметов гончарного производства. В эпоху неолита изделия гончарного искусства покрывались орнаментом.

В разных странах он имел свои виды и особенности. В связи с этим стали возникать и методы обучения. Художник-ремесленник уже не оставался равнодушным к успехам своего ученика. Для него стало важным, чтобы ученик, перенимая его искусство, становился помощником, а впоследствии и продолжателем его дела, овладевая его мастерством. Для этого учителю приходилось по нескольку раз показывать ученику, как надо работать, как изображать тот или иной узор.

Таким образом стали вырабатываться приемы и методы обучения. Но четко разработанных принципов обучения еще не было.

2. Древний Египет

Исторические документы свидетельствуют, что в Древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Окончив школу, юноша должен был уметь измерить и начертить площадь поля, зарисовать план помещения, нарисовать и вычертить схему канала. Таким образом, с рисованием как общеобразовательным предметом впервые мы встречаемся у древних египтян. Обучение проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система преподавания у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны и правила предписывали строжайшее соблюдение всех установленных норм.

Необходимо также отметить, что египтяне положили начало теоретическому обоснованию практики рисования. Они первыми стали устанавливать законы изображения и обучения им нового поколения. Существовала ли теория самого процесса обучения -- дидактика, неизвестно, но, видимо, что-то подобное было, так как уже само существование канонов говорит о четких правилах и законах изображения, которые должны были строго соблюдать ученики.

Обучение рисованию в Древнем Египте строилось не на основе познания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов.

Обучая рисованию, художник-педагог не заставлял ученика наблюдать и изучать природу (натуры как объекта изучения не существовало), а заставлял заучивать правила изображения форм предметов по установленным канонам.

В этом и заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения рисованию.

3. Древняя Греция

Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Они призывали молодых художников внимательно изучать реальную действительность, находить в ней гармонию и утверждали, что самым прекрасным в жизни является человек. В своих теоретических трудах греческие художники Паррасий, Эвпомп, Памфил, Апеллес и другие указывали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотношениях. Так, в 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет из Аргоса написал сочинение "Канон" об идеальном пропорциональном соотношении между частями человеческого тела. Для иллюстрации своих теоретических положений он создал статую "Дорифор", или "Копьеносец", которая стала использоваться как учебное наглядное пособие.

К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько широко известных и хорошо себя зарекомендовавших школ рисунка: Сикионская, Эфесская и Фиванская. Особо прославилась Сикионская школа рисунка.

Сикионская школа рисунка оказала большое влияние не только на метод обучения, но и на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Эта школа придерживалась научного метода обучения, она стремилась приблизить ученика к природе, раскрывала ее закономерности, воспитывала любовь к изучению красоты природы. Из Сикионской школы вышли такие прославленные художники, как Памфил, Мелантий, Павзий и великий Апеллес.

В Древней Греции рисование стало рассматриваться как общеобразовательный предмет. Благодаря главе Сикионской школы Памфилу рисование и было введено во все общеобразовательные школы Греции. Заслуга Памфила состоит в том, что он первый понял, что в задачу обучения рисованию входит не только изображение предметов реальной действительности, но и познание закономерностей их строения. Это заставило передовых граждан Греции осознать важность обучения искусству в деле воспитания.

В Древней Греции был заложен метод научного понимания искусства. Греческие художники-педагоги призывали своих учеников и последователей изучать природу, наблюдать ее красоту, указывали, в чем она заключается. Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисование с натуры.

О технике рисунка в Древней Греции. Рисовали преимущественно на деревянных (буковых) дощечках. Буковые доски приготовлялись двумя способами: для рисования стилусом (заостренной металлической или костяной палочкой,) доски покрывали слоем воска, иногда воск подкрашивали каким-нибудь цветом; для рисования краской и кистью буковую доску грунтовали левкасом белого цвета (излюбленный метод работы в Афинской школе). Такие доски применялись главным образом для ученических работ, Для набросков и эскизов. На вощеных дощечках рисовальщик стилусом выцарапывал рисунок, например абрис какой-нибудь фигуры.

4. Эпоха Древнего Рима

Римляне высоко они ценили произведения греческих художников.

Однако на деле римляне не внесли нового в методику и систему преподавания. Они лишь пользовались достижениями греческих художников; более того, много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить.

В эпоху Римской империи художник-педагог меньше всего задумывался над высокими проблемами художественного творчества. Его интересовала в основном ремесленно-техническая сторона дела. Преобладало копирование образцов, повторение приемов работы великих мастеров Греции , а вместе с этим римские художники постепенно отходили от глубоко продуманных методов обучения рисунку, которыми пользовались художники-педагоги Греции.

5. Средневековье и Возрождение

В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были отвергнуты. Художники средневековья не знали ни принципов построения изображения на плоскости, ни разработанных греками методов обучения. Во время становления христианства были варварски уничтожены теоретические труды великих мастеров Греции, а также многие прославленные произведения изобразительного искусства.

Свою долю в дело разрушения античной культуры внесли и турецкие завоевания; турки загасили последние очаги античной культуры.

В эпоху средневековьяне было четкой методики преподавания и теоретической разработки основ изобразительного искусства. Эту работу начали проводить только художники эпохи Возрождения. Не стало рисования и как общеобразовательного предмета.

Возрождение открывает новую эру и в истории развития изобразительного искусства, и в области методов обучения рисованию. Хотя рисование как учебный предмет не было включено в школьный курс, все же эпоха Возрождения внесла большой вклад в теорию методики преподавания рисования и для профессионального обучения, и для общеобразовательного. Художники этого времени заново разрабатывают теорию изобразительных искусств, а вместе с тем и методы обучения рисунку. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства: Ченнини Ченнино, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и многие, многие другие. Они активно вступают на путь научного исследования, стремятся понять закономерности явлений природы, установить связь между наукой и искусством. Леонардо да Винчи на основе литературных сведений об искусстве Древней Греции разработал квадрат древних. Учение о пропорциях, перспектива и анатомия находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства этого времени. Художники Возрождения сумели не только теоретически обосновать наиболее актуальные проблемы искусства, но и возродить (отсюда и название) античное культурное наследие.

Ценные методические положения выдвинул в трактате "Три книги о живописи" Леон Баттиста Альберти. Эта работа является значительным трудом по теории рисования эпохи Возрождения. Трактат рассказывает не столько о живописи и красках, сколько о рисунке и основных положениях правильного построения изображения на плоскости. Весь процесс обучения Альберти предлагает строить на рисовании с натуры. В первой книге он излагает строгую систему обучения. Знакомство начинается с точки и прямых линий, затем идет ознакомление с различными углами, потом с плоскостями и, наконец, с объемными телами. Рассматривая этот труд как своеобразный учебник, мы должны констатировать здесь наличие основных дидактических положений.

Во второй книге Альберти переоценивает значение завесы, противореча методу обучения рисованию с натуры, превращая искусство рисунка в механическое проектирование натуры на плоскости. Метод заключался в следующем: между натурой и рисовальщиком устанавливалась картинная плоскость (завеса), которая могла быть двух видов: рама с натянутой прозрачной кисеей или калькой, на которой художник и делал свой рисунок, либо рама с натянутыми нитями. Чтобы рисовальщик имел постоянную точку зрения и мог точно соблюдать правила перспективы, к завесе прилагался специальный прибор (прицел), через который художник и вел наблюдения. Через завесу в виде рамы с натянутой калькой художник наблюдал предмет и делал на ней перспективное изображение натуры. Второй вид завесы -- рама с натянутыми нитями. Нити делят раму на определенное количество клеток. Бумага, на которой художник рисует, также разделена на клетки. Наблюдая через прицел натуру, рисовальщик фиксирует результаты наблюдений на своем рисунке и получает перспективное изображение формы предмета.

Этот метод рисования, помогая точно соблюдать законы перспективы, в то же время содержал существенный недостаток: превращал рисование в механическое проектирование.

"Книга о живописи" Леонардо да Винчи. В этой книге затрагиваются вопросы рисунка, и, что особенно важно, Леонардо (как и Альберти) смотрит на рисунок как на серьезную научную дисциплину. Говоря о той же завесе, которую восхваляет Альберти, Леонардо да Винчи правильно отмечает, что она вредна ученику. Весьма положительным является также метод закрепления пройденного путем рисования по памяти.

Дюрер считал , что в искусстве нельзя полагаться только на чувство и зрительное впечатление, а необходимо опираться на точные научные знания. большую ценность для обучения рисунку представляет метод обобщения формы, предложенный Дюрером. Дюрер предлагает в начальной стадии построения изображения рассматривать ее как сумму простейших геометрических форм. Дюрер поднимал проблемы педагогики, воспитания детей. Среди художников эпохи Возрождения мало кто задумывался над этим. Во введении к "Книге о живописи".

Подводя итоги деятельности художников эпохи Возрождения , в первую очередь, отметим ту колоссальную работу, которую они проделали в области научно-теоретического обоснования правил рисования. Их труды по вопросам перспективы помогли художникам справиться с труднейшей проблемой построения изображения трехмерной формы предметов на плоскости. Многие художники эпохи Возрождения, увлекаясь перспективой, целиком посвящали свое время этому делу.

Художники Возрождения умело использовали данные своих научных наблюдений в практике изобразительного искусства. Даже теперь их произведения поражают глубоким знанием анатомии, перспективы, законов светотени. С донялось на небывалую высоту. Оно представляет для нас колоссальную художественную ценность и помогает развивать методику обучения рисованию.

Мастера Возрождения сумели создать высокие образцы как для художников-практиков, так и для педагогов. Они не только теоретически обосновали наиболее актуальные проблемы искусства, но и практически доказали их необходимость. Художественная культура Возрождения дорога миру за созданный ею кодекс правил и законов изобразительного искусства. Все, кто любит и знает изобразительное искусство Возрождения, обращаются к нему как к источнику мудрости, знания и высокого мастерства.

Художники Возрождения указали последующим поколениям художников-педагогов правильный путь развития методики и способствовали становлению рисования как учебного предмета. Однако Учебный рисунок самостоятельного значения в ту эпоху еще не получил. Мастера Возрождения мало касались вопросов дидактики, мало связывали дидактические проблемы с вопросами изобразительного искусства. Они не ставили перед собой задачу разработать систему обучения и воспитания.

6. Академии художеств и рисования , открывшиеся в конце XVI века

художественный искусство живопись рисование

XVII век в истории методов обучения рисованию является периодом становления новой педагогической системы - академической. Новая система стала предъявлять четкие требования не только к ученикам, но и к педагогам. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений -- академий художеств и художественных школ.

Особенно много было сделано академиями в области методики обучения рисунку, живописи, композиции. Преподаватели академий прежде всего думали о том, как усовершенствовать методику, как облегчить и сократить ученикам процесс усвоения учебного материала. Методика обучения и воспитания должна строиться на научных основах, утверждали они; искусство, успех художника -- это не дар божий, а результат научного познания и серьезного труда. Эффективность академической системы преподавания заключалась в том, что обучение искусствам проходило одновременно с научным просвещением и воспитанием высоких идей. Исследуя историю методов преподавания рисования, мы видим, что в академиях была четкая и строгая система обучения, стремление просветить и возвысить чувства художника.

Положение о пользе рисования как общеобразовательного предмета было высказано великим чешским педагогом Я. А. Коменским в его "Великой дидактике".

Более обстоятельно о рисовании как общеобразовательном предмете высказался французский философ-энциклопедист Жан-Жак Руссо. В книге "Эмиль" Руссо писал, что для познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры. Руссо верно указывал, что занятия рисованием следует проводить среди при-роды, так как на природе ученик может наглядно увидеть явления перспективы и понять ее законы. Кроме того, наблюдая природу, ученик воспитывает свой вкус, приучается любить природу, начинает понимать ее красоту.

Педагогические идеи Коменского, Локка, Руссо, Гёте обогатили теорию и практику преподавания рисования. Их теоретические труды послужили толчком для дальнейшего развития педагогической мысли вообще и в области методики преподавания рисования в частности. Сегодня их труды помогают соединить теорию искусства с теорией педагогики, дополнить принципы искусства принципами дидактики и тем самым обогатить методику преподавания рисования как в общеобразовательной школе, так и в специальной художественной.

Свои взгляды на методику обучения рисованию Песталоцци наиболее полно изложил в книге "Как Гертруда учит своих детей". Песталоцци считал, что обучение рисованию должно проходить с натуры, так как натура доступна наблюдению, осязанию и измере-|нию. В соответствии с этой установкой он определяет и сам термин рисование" как установление формы посредством линий; величину же формы, указывает он, можно установить точным измерением.

После Песталоцци рисование как общеобразовательный предмет начинает вводиться во всех начальных школах. Много методических пособий по рисованию издается и для средних школ, с различными установками и методами обучения. Большой известностью пользовались труды Иосифа Шмидта -- ученика Песталоцци, Петра Шмида, Солдана, братьев Дюпюи, Гальяра.

Большое влияние на развитие школьной методики оказали труды берлинского учителя рисования Петра Шмида. Он разрабатывал методику обучения рисованию, основываясь на прогрессивных общепедагогических положениях. Первое его сочинение относится к 1809 году.

Шмид пользовался геометрическими моделями. Он положил на-чало развитию так называемого "геометрального метода".

По мнению Петра Шмида, рисование -- не только механическое упражнение руки, оно является и гимнастикой для ума, причем упражняются и наблюдательность, общее чувство формы, фантазия. Последовательность обучения рисунку по Шмиду должна быть та-койТсначала изображение простейшей формы -- параллелепипеда, затем изображение криволинейных форм предметов, -- и так постепенно ученика подводят к рисованию с гипсовых голов и бюстов. Каждая задача обусловливает последующую, а последующая предполагает предыдущую и основывается на ней.

В 1835 году в Париже Александр и Фердинанд Дюпюи основали бесплатную школу рисования для учеников и ремесленников. В этой школе братья и создали методику обучения по специальным моделям. Фердинанд Дюпюи был занят разработкой методики начального обучения, Александр разрабатывал модели для обучения рисованию головы и фигуры человека.

Модели Фердинанда Дюпюи делились на пять категорий. В пер-вую входили проврлочные модели: линии, углы, замкнутые фигуры, каркасы геометрических тел, как взятых отдельно, так и с вписанными внутри каркасами других тел. Например, каркас цилиндра был вписан в каркас параллелепипеда, а каркас конуса -- в каркас пирамиды. Модели эти были сделаны из проволоки толщиной 5 мм и окрашены белой краской, а вспомогательные части -- красной. Вторая группа моделей состояла из деревянных брусков, также окрашенных белой краской. Третья группа- деревянные дощечки белого цвета: прямой угол из трех дощечек, вогнутая поверхность и т. д. Четвертая группа -- геометрические тела: куб, шар, призма. Пятая группа - модели арок. колонн, ниш, лестниц и простой мебели.

В конце 19 в. специалисты школьного преподавания рисования разделились на два лагеря: в одну группу объединились сторонники геометрального метода, в другую - натурального.

С 1888 года геометральный метод был введен во всех общеобразовательных школах . Этот метод имел целый ряд преимуществ перед другими. Следуя ему, ученики привыкали рисовать более осознанно, они не просто наблюдали предмет, его форму, но и анализировали ее.

Однако очень скоро нашлись учителя, которые стали утрировать этот метод преподавания. От учеников стали требовать безукоризненной чистоты выполнения рисунка, точности и правильности вычерчивания геометрических фигур. Многие учителя неправильно понимали процесс обучения, подходили к урокам формально, сухо. Геометрические фигуры стали изучаться отвлеченно, без какой-либо связи с предметами реального мира.

Натуральный метод обучения заключался в том, что ученик дол-жен был рисовать предметы сразу так, как он их видит, без каких-либо упрощений формы. Приверженцы этого метода доказывали, что, в отличие от геометрального, он приближает ученика к жизни, к природе. Они считали, что геометральный метод пригоден только для профессионального обучения и совершенно непригоден для общеобразовательной школы, так как якобы не учитывает возрастных особенностей детей и их интересов. Абстрактные геометрические формы, по мнению сторонников натурального метода, не соответствуют потребности детей передавать графическими способами свои впечатления от окружающего мира.

К 30-м годам XX века ведущими теоретиками по вопросам художественного воспитания детей становятся: в Германии -- Г. Кершенштейнер, в Америке - Дж. Дьюи, у нас -- А. В. Бакушинский. Несмотря на различный подход к решаемой проблеме и различную ее трактовку, все они вдохновляются общей идеей -- идеей "свободного воспитания", утверждения личности ребенка с его правом на выражение своих чувств и мыслей, отстранения учителя от руководства. Овладение графической грамотой, в особенности на начальной стадии обучения, по их утверждениям, детям не нужно.

Эта точка зрения во многих странах Запада продолжает существовать до сих пор. Поклонники теории свободного воспитания по-прежнему культивируют метод предоставления ученику полной свободы, а педагог отодвигается на задний план.

Из вышеизложенного видно, что уже в 50-е гг. XX века во многих школах зарубежных государств строгая система преподавания нарушена, рисование как общеобразовательный предмет теряет свое значение.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Зарождение искусства в пещерной эпохе. Развитие искусства в Древней Греции и Риме. Особенности развития живописи в Средние века, эпоху Возрождения и Барокко. Художественные течения в современном искусстве. Сущность красоты с моральной точки зрения.

    статья , добавлен 16.02.2011

    Система классификации искусства на группы пространственных (пластических), временных (динамических), синтетических (зрелищных) видов. Историческое развитие, особенности и приемы использования художественных материалов в графике, скульптуре и живописи.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2010

    История происхождения греческой драмы и первые этапы ее развития. Организация театральных представлений, архитектура театра в Греции, актеры и зрители в античном театре. Устройство театра в Древнем Риме, особенности представлений в императорской эпохе.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2014

    Обзор особенностей классицизма как основного направления искусства и архитектуры в России последней трети ХVIII века. Формы и конструкции зданий в стиле позднего классицизма. Выдающиеся архитекторы того времени. История создания Академии наук и художеств.

    презентация , добавлен 18.10.2015

    Открытие школы рисования в Одессе. Создание товарищества южнорусских художников. Развитие живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Деятельность художественного общества имени Кириака Константиновича Костанди.

    реферат , добавлен 17.12.2014

    История возникновения ювелирного искусства. Изделия светского назначения. Искусство эмалевой портретной миниатюры. Ювелирные традиции Ренессанса. Мастерство ювелиров XIV века. Применение стиля времен Эпохи Возрождения в современном ювелирном деле.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    Эпоха Возрождения как важный этап развития европейской культуры. Изобразительное искусство в эпоху Возрождения. Развитие вокальной и инструментальной полифонии в музыке. Отрыв поэзии от певческого искусства, богатство литературы позднего средневековья.

    контрольная работа , добавлен 12.10.2009

    История развития техники масляной живописи за рубежом и в России с XVIII в. Этапы развития пейзажа как жанра изобразительного искусства. Современное состояние масляной живописи в Башкортостане. Технология выполнения пейзажей приемами масляной живописи.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2015

    Рост городов и развитие ремесел, подъем мировой торговли, великие географические открытия конца XV и начала XVI века. Эпоха итальянского Возрождения. Ценностные основы искусства эпохи Возрождения. Человек в эпоху Ренессанса как главная тема искусства.

    реферат , добавлен 03.04.2009

    Отличительные признаки искусства эпохи Ренессанса. Исследование и подробный анализ известнейших произведений искусства изучаемого периода – литературы, живописи, драматургии. Оценка правомерности названия XVI–XVII вв. в Японии эпохой Возрождения.

Первобытное искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями.

До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.

Особенности первобытного искусства

Переход человека к новому образу жизни и иным, чем прежде, отношениям с окружающей природой происходил одновременно с формированием другого восприятия мира. За каждым понятием скрывался образ, живое действие. В древности роль искусства была даже более важной, чем теперь: при отсутствии науки оно вмещало практически весь опыт познания мира.

Люди древнего каменного века не знали орнамента. На изображениях животных и людей из кости иногда видны ритмично повторяющиеся штрихи или зигзаги, как будто похожие на орнамент. Но, присмотревшись, видишь, что это -- условное обозначение шерсти, птичьих перьев или волос. Как изображение животного «продолжает» скальный фон, так и эти похожие на орнамент мотивы ещё не стали самостоятельными, отделёнными от вещи условными фигурками, которые можно наносить на любую поверхность.

Та же связь с природными формами обнаруживается у орудий и других изделий. Древнейшие из них представляли собой просто оббитые камни. Постепенно орудия стали приобретать формы, которые лишь отдалённо напоминали то, что можно видеть в природе. Нередко люди сохраняли созданное природой неизменным.

Таким образом, преобладающим в восприятии природы было следование за ней, внимание к изменчивым формам, конкретным явлениям, а не к общим чертам между ними, не к постоянно повторяющимся признакам, которые мы сейчас называем закономерностями. Мир оседлых земледельцев стал другим. Характерно, что в их изобразительном искусстве ведущую роль начинает играть орнамент. Ритмично повторяющиеся фигуры покрывают гладкие стенки сосудов, стены жилищ. Вероятно, орнаментом украшали и не сохранившиеся до нашего времени ковры и ткани. Орнамент появился, когда люди обнаружили устойчивые черты в строении создававшихся ими вещей.

Мотивы орнамента часто в условной форме передавали изображения людей, животных, птиц. Но многие из них были геометрическими, причём со временем таких орнаментов становится всё больше. Геометрические очертания придавали и украшениям, и печатям-штампам, которые использовали для нанесения изображений на пластичные материалы (глину, тесто). Фигурки людей, которые лепили из глины, по своим очертаниям приближались к геометрическим формам. Всё это показывает, что на мир стали смотреть иначе, чем прежде: ведь в природе не так много предметов и существ, похожих на строгие геометрические фигуры.

В орнаментах стали появляться пока ещё отдалённые признаки письменных знаков: ведь известно, что знаки древнейших письменностей были изобразительными. Их значение тесно связано с тем, что они изображали

Искусство эпохи Палеолита

Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.

Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» -- примитивные женские фигурки. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с XXX тысячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской.

Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.

В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом.

Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 г. Пещеру Ласко во Франции, которая стала ещё более знаменитой, чем Альтамира, обнаружили четыре мальчика, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем

Искусство эпохи мезолита

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII--VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку.

Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь -- фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцепы, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд.

Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием.

На смену большим живописным произведениям пришли малые. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены.

Искусство эпохи неолита

Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000--3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей -- другой человек!. Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное.

Наскальное искусство существовало во всех частях света, но нигде оно не было так широко распространено, как в Африке.

В III--II тысячелетиях до н. э. появились сооружения из огромных каменных глыб -- мегалиты (от греч. «мегас» -- «большой» и «литос» -- «камень»). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры -- вертикально стоящие камни высотой более двух метров; дольмены -- несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи -- сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб.

Самое знаменитое из них -- кромлех Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.), недалеко от города Солсбери в Англии.

Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем.