Как жили наши предки? Древнерусская деревня. Как жили и чем питались наши предки

В лесистых местах, по берегам рек и озёр садились, оседали, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки . "Возле леса жить - голодному не быть". В лесу зверь и птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы, поближе к ним и селились наши предки . Недаром столько пословиц и поговорок сложил народ о дарах леса, например, о грибах:

  • Где один гриб, там и другой.
  • В мочливые годы грибы растут.
  • Грибы ищут - по лесу рыщут.
  • Много комаров - готовь коробов.
  • Появились опёнки - лето кончилось.
  • Поздний гриб - поздний снег.

Даже о детях говорили: "Растут, как грибы после дождика".

Лес рядом, а в нём на всякую болезнь зелье вырастает. Давно заметили люди, что от боли в сердце помогает корень валерианы; знали, что липовый цвет снимает жар, подорожник и сок берёзы лечат раны, настой белены в небольших дозах успокаивает, а если много выпить - возбуждает. " Ты что, белены объелся?" - спрашивали, если человек слишком горячился. Народная мудрость хранит много полезных советов и о том, как сохранить здоровье:

  • Живи просто - проживёшь лет до ста.
  • Кто долго жуёт - тот долго живёт.
  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Рядом селились родственники и просто соседи (те, кто рядом оседает ). Постепенно образовывалось село (сесть, селиться ). Строились не день и не два. Сначала надо было освоить участок. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Так возникла заимка (от слова занимать ), а первые постройки назывались починками (от слова почин , т.е. начало ).

Изба, клеть, амбар, овин, гумно, банька - вот что такое крестьянская усадьба. Строились широко - ведь земли много, строительного материала хватит на всех. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.

Для строительства больше всего годилась сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надёжная.

  • Из гнилого леса не надолго изба .
  • Соломиной не подопрёшь хоромину.

Дома строили большие, с учётом прибавления в семействе; иногда в два этажа, со светёлкой. "Семья сильна, когда над ней крыша одна", - так считали наши предки . Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки:

  • Одному страшно, а ораве всё нипочём.
  • Семья в куче - не страшна туча.

Строить усадьбу выходило одновременно до двадцати человек.

  • Чем больше рук, тем легче труд.

Приглашали работников, однако, с разбором, так как хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен, и мастерство, и особый талант. Позже стали ходить от города к городу, от деревни к деревне плотницкие артели. Топор за поясом, скобель, долото - вот и весь инструмент. Пилы тоже были, но пользовались ими редко.

  • Топор всему голова.
  • С топором весь свет пройдёшь.
  • Без топора - не плотник, без игл - не портной.
  • Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Топором и лес валили, и ложку могли выстругать.

Ребёнку в школе поручили ответственное задание: составить родовое дверо, вклеить фотографии родственников. Скажу честно, на это задание я потратила пять часов. Сама рисовала, вклеивала семейные фотографии, доченька одна бы не справилась. Ну а я спонтанно погрузилась в историю. Вам тоже будет интересно узнать, как жили наши предки.

Заглянуть в прошлое

Если изучать историю рода, можно запутаться. Необходимо начать с фамилии, которая была дана вам при рождении. Специальные компании, которые имеют доступ к архивам, расшифруют значение фамилии. Назовут великих и знаменитых людей, которые были у вас в роду. Стоимость услуги недешевая и придется подождать, но результат вас удивит. Современным людям не очень интересно знать, как жили кочевые славяне, вызывали дождь и любили природу. А вот в прошлое столетие заглянуть можно.

СССР и наши предки

Советский Союз - яркий период в жизни людей. Когда могучая держава воссоединилась, наши прадедушки и прабабушки были молодыми (как мы сейчас). Лучшие годы были впереди. Но, советский режим и репрессии сломали планы. А дальше было хуже: голод, война, разруха. Все мужчины обязаны были отслужить (5 лет в армии), а потом - «отстоять за родину». Найдите фотографии своего прадедушки, обязательно он будет одет в военную форму.

В послевоенный период появилась вера в лучшую жизнь. Активно начало развиваться сельское хозяйство. Открывались колхозы. Женщины трудились на полях не меньше мужчин. Работа была сложной (с утра и до позднего вечера). Девушки не имели права взять больничный или декрет!

Элита и интеллигенция жила в городах. Им больше повезло. В селах наши предки жили скромно. Даже удобств в домах не было, про телевизор я вообще молчу.

Ещё один ужасающий факт: сельские жители не имели документов. Но, жили дружно, праздники гуляли целыми улицами, делились продовольствием и секретами.


Рассвет в жизни

В период застоя наши предки начали пользоваться благами цивилизации. Они:

  • выезжали в город;
  • ездили к морю;
  • посещали кино;
  • покупали автомобили.

Наши предки жили одним днём. Постоянно мечтали о хорошем. Остаётся нам воплотить их планы в жизнь. Помните: мы гордость своих дедов и прадедов.

Полезно1 Не очень

Комментарии0

Недавно рассматривала старые фотографии моих бабушек, дедушек и прабабушек. Пока смотрела, задумалась о том, как жили наши предки в XX веке. Конечно, все по-разному, но какие-то общие черты можно найти. В России всегда жилось интересно, у нас все-таки важная страна, а не Ирландия какая-нибудь, зато живем в среднем победнее соседей-европейцев.


Наши предки жили в СССР

Лет 30 назад была такая страна размером в 22 миллиона кв. км и с населением почти в 300 миллионов человек. Даже в США тогда было меньше и населения и территории. СССР хорошо помнят наши родители. Там было много хорошего и странного. Например, советскому человеку трудно было выехать за границу, поэтому путешествовали в основном по своей стране и с минимальным комфортом, что отражено в фильме «Будьте моим мужем». Мои предки в 1970–1980-е летом проводили отпуск в таких местах:

  • Москва и Ленинград. Они выполняли роль не только культурных столиц, но и всесоюзных магазинов.
  • Прибалтика. Три республики играли роль внутренней заграницы. Там было получше с ширпотребом, и уровень жизни всем остальным на зависть.
  • Крым. Популярный курорт, что отражено во многих фильмах, например, «Три плюс два».
  • Грузия и Армения. В эти республики ездили ради субтропического климата Аджарии и вкусной еды.

Советский период запомнился почти каждой семье процессами урбанизации. То есть в двадцатые годы население еще в основном было сельским, а в 1950–1980-е шло масштабное жилищное строительство. Этот период отражен в кинематографе, например, в фильме «Премия», а также в живописи картина - «Свадьба на завтрашней улице».


Наши предки жили в Российской империи

В мои детские годы были живы еще старики, которые родились до революции. Однако, дореволюционную Россию у нас помнят плохо, несмотря на все лестные слова в ее адрес после 1991 года. Увы, у большинства россиян предки тогда были неграмотные или малограмотные и жили в деревне. Посмотреть на быт дореволюционной России можно на знаменитых фотографиях Прокудина-Горского. Я просмотрела все!

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Пользуясь благами цивилизации, такими как стиральная машинка, подгузники для ребенка, телефон, я порой задумываюсь о том, как вообще раньше люди жили без всего этого. Оказывается, нормально жили - просто они не знали, что можно лучше жить, поэтому и мирились со своей судьбой. Подробности читайте дальше.


Жизненный уклад наших предков

Знакомясь с жизнью наших предков, порой диву даёшься… Вся жизнь - сплошная борьба за выживание. Главной целью было не умереть с голоду.

С рассветом женщины вставали и шли готовить еду для домашнего скота и семьи, а потом отправлялись в поле. Мужчины выполняли тяжелую работу.

Детей у наших предков во все века было много. Детям доставался более легкий труд - им приходилось нянчить младших, пасти гусей, охранять избу.


Когда читаешь про житьё-бытьё древних людей, становиться грустно от того, что в их жизни не было места творчеству, самореализации, эмоциям, наслаждениям и радости. Точнее, все это было, но не с таким размахом, как в наше время, а скудно и кратковременно.

Зато, правда, люди тогда были здоровее физически и выносливее, жили в гармонии с природой.

Наши предки могли себя реализовать, разве что, через свое ремесло. Однако, и оно было рутинным, по шаблону. Кузнец мог ненавидеть свою работу, но ничего другого он делать не умел, поэтому и ковал подковы до конца своих дней.


Кто-то скажет, что женщины должны были быть счастливы от того, что имели много детей. Но, увы, в таких условиях жизни, какие достались нашим далеким прабабушкам, было не до любви и упоения. И зачастую дети воспринимались как обуза или наоборот, рабсила.

Как составлялись фамилии наших предков

В средние века стало появляться много различных профессий и ремесел. Наиболее популярными были:

  • кузнец;
  • гончар;
  • кожевник;
  • плотник;
  • ткач;
  • гробовщик.

А ввиду того, что наши предки всегда жили большими кланами, то для удобства каждую семью называли по роду занятия хозяина.


Так, появлялись Кожевниковы, Кравцовы, Мельниковы, Земцовы (в старину пасечники назывались земцами), Фурмановы (извозчиков ранее называли фурманами).

Полезно0 Не очень

Комментарии0

В зимние каникулы я с сыном, будучи в Омске, посетила местный историко-краеведческий музей. Экспозиция оказалась достаточно большой, и к концу мой ребенок уже подустал, но увести его оттуда было все равно трудно. Его особенно заинтересовал образ жизни далеких предков, а меня - времена более поздние.


Древние люди на Омской земле

В экспозиции были выделены такие этапы:

Как нам рассказали на экскурсии, люди в этих краях жили уже в каменном веке. Занимаясь охотой, они добывали себе пищу с помощью камней и заостренных палок, одевались в шкуры, и убежищем от непогоды им служили шалаши, покрытые шкурами зверей.


Сибиряки два века назад

Сибирские крестьяне жили общинами, в которых большое значение придавалось помощи друг другу и бедным. Например, дома строили обычно все вместе. Хозяйство семьи состояло из бревенчатой избы с печью, летнего строения, бани, дома для челяди, хлева и погреба с колодцем. При этом часть надворных построек находилась под одной крышей.

Главным в семье был большак - самый старший мужчина. Он принимал сам все решения, распределял работу и лишь в особых случаях советовался с остальными. Если же семье не нравился их старший, они обращались в общину, чтобы его мог сменить кто-то другой из родственников. Среди женщин правила большуха.

Весь год семья много трудилась: пахала землю, сеяла, косила, пасла скот. Запасы пополнял сбор ягод и грибов, ловля рыбы. Не имея рядом аптек и лекарей, женщины собирали травы, и каждая хозяйка имела на всякий случай несколько лечебных настоек.


Переселенцы Сибири

Всегда, сталкиваясь с сибиряками, удивлялась разнообразию фамилий. Определить по ним национальность просто невозможно. И вот побывав в музее, поняла, в чем дело.

Оказывается, Сибирь пережила не одно переселение. Когда вольно, когда невольно сюда переселялись люди из разных регионов. Выходцы из одних мест селились вместе, поэтому на территории области и сейчас существуют национальные деревни, в которых стараются сохранять свои традиции.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Наши предки славяне в далекую старину пришли на территорию Европы из Азии. Поселились славяне по нижнему течению великого Дуная. Тут и климат хороший, и земли плодородные. Не ушли бы наши предки из тех мест, но их начали теснить другие народы. Разделились наши предки на несколько территорий:

  • Часть славян осталась жить на Дунае. От них пошло начало сербов и болгаров.
  • Другая часть племени ушла на север. Тут нашли свое начало моравы, поляки и словаки.
  • Еще часть народа ушла к притокам Днепра и дала начало русскому народу, который и является нашим предком.
  • Полянами стали называться те славяне, которые жили в полях возле среднего течения Днепра.
  • Появились и древляне, которые расселились в лесах возле могучей реки Припять.
  • Появились другие различные племена славян. Например, родимичи, полочане, северяне.

Хозяйство славян

Как жили наши предки славяне, когда пришли на разные территории Европы? Когда наступила стужа, предки наши задумались о том, как сделать себе более крепкий и теплый кров. Шалаши, которые были ими построены, они начали обмазывать глиной. А те племена, которые поселились возле лесов, решили строить избы из бревен. Среди жилищ славяне делали очаги, чтобы развести огонь. Дым, который шел от огня, уходил в дыру на крыше или же в стене. Столы и различная утварь были сделаны из дерева.

Ненастье и низкая температура заставили славян сделать и теплую одежду себе. В лесах жили различные пушные звери. Чтобы поймать быстрого зайца или хитрую лисицу, сделал человек лук и острые стрелы. Таким орудием можно и птицу в небе догнать, и зайца быстрого в поле.

Конечно, в те далекие времена не было хорошего оружия у предков наших. Но у них все же были и стрелы, и лук, и копья с острыми наконечниками.

Занятия наших предков

Чем же занимались славяне, как жили наши предки, для того чтобы иметь еду, культуру?

Славяне любили земледелие. Выращивали предки наши просо, гречиху, лен. Обрабатывали они плодородные Южные земли. Чтобы засеять их, славяне тратили три года на обработку новой почвы:

  • 1 год: вырубка деревьев;
  • 2 год: все деревья сжигали, а золу оставляли для повышения плодородности земель;
  • 3 год: засев и сборы урожая.

По истечении трех лет эта земля теряла свою плодородность, поэтому в обработку брали новые участки. Главными орудиями труда славян были топор, соха, мотыга, цепи, борона.

На Юге также расположилось много плодородной почвы. Засев на каждом участке длился около трех лет, затем участки меняли на новые земли. Тут орудием предков стали рало, соха и деревянный плуг.

Предки наши славяне занимались скотоводством. Разводили тут и свиней, и коров, и лошадей, и волов. Рыболовство и охота были одним из важнейших занятий на то время.

Славяне питались грубой пищей, а иногда и вовсе сырой:

  • мясо животных;
  • рыба;
  • молоко.

Искусство славян

Искусство не обошло стороной наших великих предков. Они умели вырезать на дереве различные образы, раскрашивать их. Музыка была одним из самых любимых видов искусства. Славяне делали различные музыкальные инструменты и учились на них играть:

  • гусли;
  • волынки;
  • дудки.

Славянская грамота

Что можно познать еще о том, как жили наши далекие предки? Грамоты они не знали, но имели сведения о хронологии и арифметике. Многосложное счисление не было загадкой для предков. Славяне наблюдали за временами года и дали им 12 названий так, как это сделали римляне.

Правление у славян было народным, а затем трансформировалось в «аристократическое». В правители выбирали военных вождей, а затем уже и бояр, князей, панов и королей.

Язык у славян был довольно грубым в своем звучании. У восточных предков наших язык был общий очень долгое время. Эти славяне стали прародителями русских, белорусов и украинцев. После влияния различных факторов, язык начал изменяться. Новые слова образовывались из общих, либо же переосмысливались старые выражения, а некоторые слова были заимствованы.

Славянская религия

Как жили наши предки в религии? До конца Х века славяне были язычниками и поклонялись силам природы и душам усопших предков.

Главным божеством у всех славян был бог-громовержец Перун. Представляли его высоким, черноволосым и черноглазым мужчиной с золотой бородой. В правой руке он держал лук, а в левой – колчан с острыми стрелами. По древним поверьям Перун мчался по небу в своей колеснице и пускал огненные стрелы.

Было много почитаемых богов у предков наших славян:

  • Стрибог – бог ветра;
  • Дажбог – божество солнца;
  • Велес – покровитель стад;
  • Сварог – бог неба и отец всех божеств.

О том, как жили наши далекие предки, может рассказать и их верование в будущую загробную жизнь. Покойников славяне закапывали в землю, но были случаи, когда их сжигали. С умершим человеком в могилу и на костер клали его утварь, пожитки, оружие. Если славянин был воином, то его боевого коня также клали рядом. Наши предки верили в то, что умершие снова воскреснут, и там им понадобиться все то, что сопутствовало их жизни на земле. После ритуала погребения были организованы тризны – пиры.

Предзнаменования для славян тоже играли большую роль. Считалось, что боги посылают разные приметы, чтобы люди узнали будущее. От этого верования пошел обычай гадания. Люди, которые знали толк в предзнаменовании и гадании, носили имена волхвов, ведунов, ведьм и кудесников.

Все мы знаем, что важную роль в становлении государств Восточной Европы сыграли славяне. Эта группа родственных народов, крупнейшая на континенте, имеет близкие языки и похожие обычаи. Численность ее составляет примерно триста миллионов человек.

Восточные славяне в древности: расселение по Европе

Наши предки были ветвью индоевропейской семьи народов, которая во время Великого переселения рассеялась по всей Евразии. Самыми близкими родственниками славян считаются балты, которые поселились на территориях современной Латвии, Литвы, Эстонии. Соседями их являлись германцы на юге и западе, скифы и сарматы на востоке. Восточные славяне в древности прошли Восточную и Центральную Европу, где в междуречье Днепра и Вислы основали первые города Украины и Польши. Потом они преодолели предгорья Карпат, расселившись по берегам Дуная и на Балканском полуострове. Большая территориальная отдаленность праславян вносила свои коррективы в их язык, обычаи и культуру. Поэтому группа разделилась на три ветви: западную, южную и восточную.

Восточные славяне в древности

Эта ветвь наших праотцов занимала огромную территорию. От Ладожского и Онежского озер до Причерноморья, от Оки и Волги до Карпатских гор они вспахивали землю, велю торговлю, строили капища. Всего историки называют пятнадцать племен восточных славян. По соседству с ними мирно уживались угро-финские племена - наши предки не отличались излишней воинственностью, а предпочитали поддерживать хорошие отношения со всеми.

Занятия восточных славян

Наши предки были земледельцами. Они умело орудовали сохой, серпом, мотыгой, плугом с лемехом. Степные жители вспахивали просторы целины, в лесной зоне сначала выкорчевывали деревья, а золу применяли в качестве удобрения. Дары земли были основой рациона славян. Просо, рожь, горох, пшеница, ячмень, гречиха, овес использовали для выпекания хлеба и для варки каш. Также выращивали технические культуры - лен и коноплю, из волокон которых пряли нити и делали ткани. С особой любовью относились люди к домашним животным, поскольку каждая семья разводила крупный рогатый скот, свиней, овец, лошадей, домашнюю птицу. Вместе со славянами в их домах жили кошки и собаки. Охота, рыболовство, бортничество, кузнечное и гончарное дело были развиты на очень высоком уровне.

Религия праславян

До прихода на славянские земли христианства здесь царило язычество. Восточные славяне в древности поклонялись целому пантеону богов, которые олицетворяли силы природы. Сварог, Сварожич, Род, Стрибог, Даждьбог, Велес, Перун имели свои места поклонения - капища, где стояли кумиры и приносились жертвы. Мертвых сжигали на кострах, а над пеплом, помещенным в горшок, насыпались курганы. К сожалению, восточные славяне в древности не оставили письменных свидетельств о себе. Знаменитая Велесова книга вызывает у исследователей сомнения в ее подлинности. Однако археологи находят большое количество предметов быта, оружие, остатки одежды, украшения, культовые вещи. Они могут рассказать о жизни наших предков не меньше, чем летописи и сказания.

Открытый урок по окружающему миру

Тема урока: «Как жили наши далекие предки».

Цели:
- создать условия для формирования у учащихся представления о жизни древних славян, их внешности, быте и занятиях;
- способствовать развитию внимания, мышления, речи; воспитывать интерес к истории своего народа.

Планируемый результат обучения
Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.
Познавательные УУД:
. формировать умение читать и отвечать на вопросы к тексту;
. формирование умение строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД.
. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
. формулировать собственное мнение и позицию;
. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные УУД.
. Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
. формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
. формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Тип урока: изучение нового материала
Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая.
1 этап.
Оргмомент. Эмоциональный настрой и мотивация

(2 мин.)
- Встали. Подравнялись. Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, повернитесь, поприветствуйте их (кивок головой). Повернитесь ко мне, настройтесь на работу, тихонечко садитесь.
- Сегодня на уроке вы работаете в группах. За слаженную работу группы отвечают руководители, которых вы выбрали заранее.
Встаньте, мы на вас посмотрим. За активную работу на уроке, группа будет получать жетоны. В конце урока руководители оценят работу каждого члена группы, и мы подведем итоги работы каждой группы.
- Начать урок мне хочется словами «Знание - к мудрости ступенька».
- Как вы понимаете значение этого выражения?
- В конце урока мы вернемся к этому высказыванию, и может быть, вы ещё что-то добавите.

Ответы детей: (Когда много знаешь, становишься умнее, мудрее, даешь правильные советы, стараешься обдумывать свои мысли, решения, стараешься не делать ошибки, учиться на них и т.д.)

2 этап.
Актуализация опорных знаний

(4 мин.) А) Проверка домашнего задания (фронтальная работа)
- Что было задано на дом?
(Используя план рассказа о степи, составьте рассказ о зоне смешанных лесов).
(Рассказы детей по каждому пункту плана. Обобщение, вывод)
1. Полоса смешанных лесов в Европе начинается на востоке у Среднего Урала и дальше идет на запад, расширяясь к северу и югу. Равнина, обилие рек.
2. Лесная зона находится в умеренном климатическом поясе, здесь хорошо выражены все 4 времени года. В разных частях умеренного пояса различное количество тепла и влаги. Для лесной зоны характерны обильные осадки. Частые дожди вымывают из почвы питательные вещества, она становится цвета золы и называется подзолистой.
3. Растительный мир разнообразен…
4. Животный мир разнообразен…

1. Географическое положение
2. Климат и почвы.
3. Растительный мир
4. Животный мир.
5. Занятия людей.

3 этап.
Постановка учебной проблемы, планирование

4 минуты - Что знаете о жизни людей в этой природной зоне. Откуда вы об этом узнали?
- Как называют людей, которые живут в одно время с нами? (Современники)
- А кто знает, как называют людей, которые жили до нас, перед нами, на нашей территории? (Предки)
- А, что вы знаете о жизни наших далеких предков?
(Подумайте, так ли хорошо вы знаете о жизни наших предков? Почему? (Жили очень давно?)
Поднимите руку, кто хотел бы узнать о жизни наших далеких предков?
- Может вы уже догадались о теме нашего сегодняшнего урока?
- Давайте проверим наше предположение. Откройте учебник стр. 139. Прочитайте название темы урока.
«КАК ЖИЛИ НАШИ ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ»
- Совпало ли наше предположение?
- Что бы вы хотели узнать о жизни наших далеких предков?
- Как вы думаете, зачем нам необходимо знать, как же жили наши предки?
- Вспомните, из каких источников люди черпают информацию? (интернет, книги, журналы, газеты, ученые…).
- Как называется наука, которая изучает жизнь людей в далеком прошлом…
- Сегодня на уроке мы и попробуем найти ответы на вопросы:
КТО БЫЛИ НАШИ ПРЕДКИ?
ГДЕ ОНИ ЖИЛИ?
ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ?
КАК ВЕЛИ ХОЗЯЙСТВО?
Используя учебник окружающего мира, географические и исторические карты, карточки с дополнительной информацией и рисунки.
Подводящий диалог, обращение к жизненному опыту ребенка
Формулировка темы урока.
Мотивация, побуждение к поиску

4 этап.
Открытие нового знания

(15 минут мин.) Первая группа, будет искать ответ на 1-й вопрос
Вторая группа, будет искать ответ на 2-й вопрос
Третья группа, будет искать ответ на 3-й вопрос
Четвертая группа, будет искать ответ на 4-й вопрос
Перед вами конверт №1, с указанием, на какие вопросы вы должны найти ответы и где найти информацию по вопросу. Ваша задача подготовить сообщение и выступить с ним перед классом. Руководитель группы определит выступающего. Кооперируют усилия по решению учебной задачи.

Практическая деятельность учащихся - работа с текстом учебника, карточками, картинками, картами.

5 этап.
Применение нового знания. Первичное закрепление

КТО БЫЛИ НАШИ ПРЕДКИ? (Ответить на вопросы по плану)
1. Рассказать о значении слова «славяне».
2. Внешний вид славян.
3. Черты характера.
4. Верующие ли были люди (привести пример)
5. Мужественными ли были?

КАРТОЧКА №1. Сведения о славянах:
Есть древнее объяснение происхождения слова «славяне». Славяне - «славящиеся», славные, гордые люди, прославившиеся как своими подвигам, так и славой своих доблестных предков.
По описаниям иностранцев, славяне были рослыми людьми, красивы и статны. Обычно у них были русые волосы, серые или голубые глаза, а на щёках играл румянец.
Славяне были известны своей честностью и верностью слову. Не выполнить обещание было то же самое, что нарушить клятву. Если человек переставал быть хозяином слова, его ждали всеобщее презрение, позор, а то и унизительное изгнание: люди больше не хотели жить вместе с ним, потому что он забыл о своей чести, запятнал своё имя. Наши предки были глубоко верующими людьми. Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки - рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей. Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов - богатырей, часто вовлекали в войны, как союзников, они никогда не нападали первыми, всегда защищали свои земли.

ГДЕ ОНИ ЖИЛИ?
1. В каком климатическом поясе жили славяне.
2. Показать на исторической карте место первого появления древних славян.
3. Рассказать, как выглядел поселок древних славян.
4. Почему селились по берегам рек?

1. Учебник стр.139 (1 и 2 абзацы), историческая карта. Картинка.
2. Карточка:
В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи. Реки служили дорогами, которые связывали славян с другими народами. Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ?
Учебник стр. 139 (3 абзац), стр.140 (1 абзац)
КАК ВЕЛИ ХОЗЯЙСТВО? Учебник стр.140 (2 абзац). Карточка. Картинка.
1. Как жили.
2. Как выглядела изба.
3. Из чего делали посуду.
...В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы. Внутри дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в крыше. В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели. Посуда была простая и удобная - из дерева. Из него делали ложки, миски, черпаки. Варили пищу в печи в глиняных горшках. В них же еду подавали на стол. Посуду очень берегли. Если горшочек или кувшин давал трещину, его чинили, стягивали берестяными лентами. Он уже не годился для варки пищи, но в нем хранили припасы. Женщины варили в глиняных горшках мясо, рыбу, кашу, пекли хлеб и лепешки. На стол ставили большой чугунок с похлебкой, у всех были ложки.

Итог урока.
- Вы нашли ответы на все поставленные вопросы. Подвести итог хочется такими словами:
«Славный, мудрый наш народ,
Далеко глядит вперед…»
- Почему? (Почему славный, почему мудрый, как вы понимаете «Далеко глядит вперед»)
(Потому что наши предки были… и завещали нам быть такими же.)
- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, «Знание - к мудрости ступенька» (получая знания на уроках, мы приобретаем опыт предков, становимся мудрее, должны передать потомкам, чтобы сохранить нашу историю…)
- На память о сегодняшнем уроке у вас останутся наказы древних славян - наших далеких предков.
- Руководители, возьмите конверт №2, раздайте. Прочитаем их.

6 этап. Домашнее задание (1 мин)
- Дома, используя другие источники информации, вы попробуете найти дополнительный материал о жизни наших далеких предков. Открываем дневники. Записываем.

7 этап.
Рефлексия
(3 мин)

Руководители групп, оцените работу, каждого члена группы.
- Подсчитайте количество жетонов. Какая группа была наиболее активна.
- Ну, а теперь выразим свое отношение к уроку.
- Если на уроке было интересно работать и вам все понравилось, поставим человечка на верхнюю ступеньку.
- Если на уроке было интересно, но вам было сложно - на вторую ступеньку.
- Если вам было не интересно и очень трудно - на нижнюю.
Вот сегодня, каждый из нас, продвинулись на ступеньку выше, стал немножечко мудрее, приобретя новое знание.
Спасибо за урок.