Какие картины айвазовского в русском музее. Весь мир ему был мал


РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Айвазовский – повелитель морской стихии (часть 2).

И.Н. Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще».
П.М. Третьяков, желая купить для своей галереи картину, писал художнику: «…Дайте мне вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передала Ваш бесподобный талант».
В живописи Айвазовский был, прежде всего, поэтом. О себе художник говорил: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта, сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью».
За свою долгую жизнь он написал до 6000 произведений. Лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Его картины находятся во многих галереях мира

Портрет художника Ивана Константиновича Айвазовского
1841
Холст, масло 72 x 54,2

Москва

Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился 17 (30) июля 1817 года в Феодосии. Предки Айвазовского в XVIII веке переселились из Западной (Турецкой) Армении на юг Польши. В начале XIX века торговец Константин (Геворг) Гайвазовский перебрался из Польши в Феодосию. После постигшей Феодосию эпидемии чумы в 1812 году, семье Гайвазовских жилось нелегко. Содержать семью, в которой были две дочери и три сына, помогала жена Константина Рипсиме, искусная вышивальщица.

Начальное образование Айвазовский получил в армянской приходской школе, а затем окончил Симферопольскую гимназию, в которую его помог определить городской архитектор Кох. В 1833 году при содействии феодосийского градоначальника А. Казначеева Айвазовский отправился в Петербург, и по представленным детским рисункам он был зачислен в Академию художеств в пейзажный класс профессора М. Н. Воробьева. Затем учился в батальном классе у А. Зауервейда и недолгое время у приглашенного из Франции мариниста Ф. Таннера.

Уже в 1835 году за “Этюд воздуха над морем” ему была присуждена серебряная медаль второго достоинства. В 1837 году за три морских вида и в особенности за картину “Штиль” ему присуждают Первую золотую медаль и сокращают академический курс на два года с условием, чтобы за это время он написал пейзажи ряда крымских городов. В результате поездки в Крым появились виды Ялты, Феодосии, Севастополя, Керчи и картины “Лунная ночь в Гурзуфе” (1839), “Буря”, “Морской берег” (1840).


Айвазовский И.К. Лунная ночь в Крыму. Гурзуф.
1839
Сумский художественный музей


«Морской берег»
1840
Холст, масло. 42.8 x 61.5 см
Государственная Третьяковская галерея

Сегодня я хочу немного углубиться в творчество и рассказать про замечательного человека, и очень талантливого художника известного на весь мир, - Ивана Константиновича Айвазовского!

Для того чтобы побольше узнать о нем, я отправился в Картинную Галерею Айвазовского в Феодосии.

И.К. Айвазовского с Феодосией многое связывало. Он родился 29 июля 1817 года в бедной Армянской семье в городе Феодосия. Будучи никому еще не известным мальчишкой под именем Ованес, - Иван, он часто бывал на море. Он любовался им и видел красоту, как в морском бризе закатного солнца, так и бушующей неистовой силе девятибалльных штормов.

С детства он очень любил рисовать. Денег в семье не было на бумагу и карандаши, поэтому часто бродя по городу, он рисовал увиденное углем на выбеленных стенах. Первым разглядел художественные способности мальчика Феодосийский архитектор - Яков Кох. Он обучил мальчика азами мастерства и часто дарил ему бумагу, карандаши и краски.

Детство протекало в трудных условиях, пока рисунок мальчика на стене не заметил Феодосийский градоначальник Казначеев. Одаренность Айвазовского произвело сильное впечатление на Казначеева. Он устроил Айвазовского в Симферопольскую гимназию. Окончив ее, Айвазовский поступил в Императорскую Петербургскую Академию художеств, где занимался в классе Пейзажной и Батальной живописи.

Окончив Академию с отличием в кратчайшие сроки, началась известность Айвазовского.

С первых работ определился талант художника. Темой изображения моря Айвазовского-мариниста, стали интересоваться выдающиеся люди той эпохи: А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, А.П. Чехов, К.П. Брюллов, М.И. Глинка, И.А. Крылов, Н.В. Гоголь, А.А. Иванов и другие.

В 1838 году художник уезжает в родную Феодосию, по которой за время обучения он сильно скучал для совершенствования своего мастерства. В Крыму он впервые начинает писать свои работы с натуры, заканчивая их отделкой в мастерской.

С 1840-х готов он уезжает в Европу и посещает Италию, Германию, Голландию, Англию, Швейцарию, Испанию, Францию, Португалию. В Париже его картины производят фурор! А сам живописец был удостоен золотой медали Парижской Академии художеств. Айвазовский также был избран членом четырех академий художеств: Российской, Римской, Парижской и Амстердамской.

В заграничном паспорте Айвазовского было множество виз. Он любил путешествовать! Позже он объездил весь мир.

Везде художнику оказывали признание, триумф и слава! Он мог стать гражданином любой страны.

Но И.К. Айвазовский покидает все страны и принимает решение жить в Крыму, в Феодосии.

Его возвращение в Крым круто изменило жизнь Феодосии.

На средства Айвазовского здесь открывается художественная школа.
На вершине горы Митридат, возводят величественное здание и "Музей Древностей"
Айвазовский добивается реконструкции морского порта.
Также он проводит так необходимый гражданам водопровод.

Главной же мечтой художника была идея постройки железной дороги, которая соединила бы Феодосию с Россией.

За два дня до того как возле его дома прошел первый поезд, Айвазовский пишет картину "Железная дорога. Феодосия".

Как сама Феодосия развила его талант и помогла ему, но и он очень многое сделал для родного города!

Я думаю этого небольшого рассказа достаточно чтобы иметь представление о Айвазовском.

На этом можно перейти к рассказу о самой галерее.

Здание, где находится музей на проспекте Айвазовского, являлось домом, где художник работал и жил.

Оно было спроектировано и построено по проекту самого Айвазовского, а в 1880 году он пристроил дополнительно большой выставочный зал, который стал на юге страны первой картинной галереей. Сейчас его дом является памятником архитектуры.

У здания галереи стоит памятник "Феодосия - Айвазовскому" .

Адрес: ул. Галерейная, дом 2
Время работы: с 10:00 до 16:30 (с 1 июля с 9:00 до 20:00), по вторникам до 13:30.
Web-камера на: Галерею и Памятник Айвазовского

Расположение Картинной Галереи Айвазовского на: Карте Google

Сейчас главный выставочный зал закрыт на ремонт и реставрацию, все экспонаты перенесены на второй этаж.

Билет стоил мне 60 гривен (данные 2013 года) и предусматривает посещение Дома Айвазовского и Дома сестры Айвазовского, где можно увидеть картины последователей художника.

Разрешена только видеосъемка за 200 гривен. Фотографировать картины строго запрещено. Да и как мне кажется, фотография не передаст той палитры красок, которая излучает Картина.

Вот я и купил билет. По цвету и виду, похоже, что напечатан он был в СССР.

А затем пошел на экскурсию. Не хочу быть экскурсоводом. Скажу лишь, что в галерее на втором этаже здания содержится 114 картин художника.

Переходя из одного зала дома в другой, вам расскажут полный жизненный и творческий путь художника, а картины дадут возможность проследить этот путь от совсем ранних до последних произведений Ивана Константиновича Айвазовского.

После смерти Айвазовского галерея отошла в собственность Феодосии согласно завещанию мастера.

Ниже я хотел бы отметить картины художника, которые мне наиболее симпатичны, которые я отсортировал по годам написания автора:

1. "Вид на большой каскад в Петергофе". 1837 год

2. "Старая Феодосия". 1839 год

3. "Одесса". 1840 год

Тут отчетливо можно разглядеть знаменитую Одесскую "Потемкину лестницу"

4. "Хаос Сотворение мира". 1841 год

5. "Неаполитанский залив". 1841 год.

6. "Венеция". 1842 год

7. «Георгиевский монастырь Мыс Фиолент». 1846 год.

8. "Петр I при Красной горке, зажигающий костер для сигнала гибнущим судам". 1846 год

9. "Вид на Москву с Воробьевых гор". 1848 год

Какая же красивая раньше была Москва!

10. "Буря на море ночью". 1849 год

11. "Девятый Вал". 1850 год.

"Девятый Вал" всемирно известная и самая популярная картина художника. Она находится в Русском Музее в Санкт-Петербурге.

Картина Айвазовского "Девятый вал" включена в книгу “100 великих картин”.

12. "Буря". 1851 год

13. "Рыбаки на берегу моря". 1852 год

14. "Феодосия. Восход солнца". 1852 год

15. "Лунная ночь. Купальня в Феодосии". 1853 год

17. "Море. Коктебель". 1853 год

18. "Утро на морском берегу. Судак". 1856 год

19. "Вид Константинополя и Босфора". 1856 год

20. "Отара овец". 1857 год

21. "Вид из Ливадии". 1861 год

22. "Дарьяльское Ущелье". 1862 год

23. "Сотворение мира". 1864 год

24. "У Берегов Ялты". 1864 год

25. "Всемирный потоп" 1864 год

26. "Феодосия. Закат Солнца". 1865 год

27. "Заход солнца на море". 1866 год

28. "Вид Тифлиса". 1869 год

29. "Сошествие Ноя с горы Арарат". 1870-е.

30. "Караван в оазисе. Египет". 1871 год

31. "Золотой Рог". 1872 год

32. "Лед на Днепре". 1872 год

33. "Вид Босфора". 1874 год

34. "Буря у мыса Айя." 1875 год

35. "Морской вид при луне". 1878 год

36. "Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал". 1880 год

37. "Феодосия. Лунная ночь". 1880 год

38. "Сцены из Каирской жизни". 1881 год

39. "Афинский Акрополь". 1883 год

40. "Данте указывает художнику на необыкновенные облака". 1883 год

41. "Кораблекрушение". 1884 год

42. "Гнев моря". 1886 год

43. "Волга у Жигулевских гор". 1887 год

44. "Вид Петербурга". 1888 год

45. "Переход Евреев через Красное море". 1891 год

46. "Ниагарский Водопад" 1892 год.

47. "Первый поезд в Феодосии". 1892 год.

48. "От штиля к урагану". 1892 год

49. "Путешествие Посейдона по морю" 1894 год.

50. "Наполеон на острове святой Елены". 1897 год

51. "Среди волн". 1898 год.

Эту масштабную картину Айвазовский создал в возрасте 80 лет всего за десять дней. Самое величественное полотно художника, его размеры 285см х 429см.

52. "Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца". 1899 год

Это лишь малая часть его произведений. Всего он написал около 6000 картин.

В 1898 году известный русский фотограф Альфред Федецкий сфотографировал художника у мольберта.

В последний день жизни (19 апреля 1900 года) художник рисовал картину "Взрыв Корабля" , которую так и не успел закончить.

В наше время не утихает интерес к работам художника. Его работы постоянно продаются на различных аукционах за миллионы долларов.

Ниже предлагаю взглянуть на очень редкие картины Айвазовского:

1. "Зимний Обоз в Пути"

2. "Зимняя сцена в Малороссии"

3. "Зимний Пейзаж"

4. "Исаакиевский собор в морозный день!"

Многие из этих картин находятся сейчас в частных коллекциях.

Подводя итог, хочется сказать, что мне Картинная галерея очень понравилась!

Обидно конечно смотреть на состояние памятника возле галереи. Надеюсь, на него обратят внимание и отреставрируют.

Было удивительно смотреть на подлинники. Конечно, в век цифровой фотографии, компьютеров и интернета, как-то забываешь о чем-то подлинном, написанном много веков назад, существующем в единственном экземпляре.

Айвазовский потрясающий, особенно когда видишь его полотна вживую. Они огромные и совершенно нереальные.

Алексей Тыранов: Портет Айвазовского 1841

–живописец-маринист. Учился в Императорской Академии художеств у М. Н. Воробьева. За картину Штиль (1837) художник был удостоен Большой золотой медали. В 1838 сопровождал флотоводцев М. Лазарева, В. Корнилова и П. Нахимова во время десанта в Субаши (Турция). Путешествовал по Италии, Германии, Англии, Испании. В 1844 году художник был удостоен звания академика и живописца Главного морского штаба. Жил и работал преимущественно в г. Феодосия (Крым). Айвазовский написал около шести тысяч произведений, среди которых такие широко известные, как Буря на Черном море (1845), Девятый вал (1850), Бриг Меркурий (1892) и др. Учениками художника были и известные русские живописцы А. П. Боголюбов, Л. Ф. Лагорио, А. И. Куинджи и др.


И. К. Айвазовский. Девятый вал. 1850. Русский музей, Санкт-Петербург

В Русском музее находится вторая по величине коллекция работ художника и самое знаменитое произведение Айвазовского – «Девятый вал». Раскрытая в нем тема столкновения человека со стихией созвучна уже известному нам «Последнему дню Помпеи»: там губительная сила извергающегося вулкана, здесь разыгравшаяся морская стихия. Маленькая горсточка людей на обломке мачты затонувшего корабля затерялась среди стремительно бегущих громадных волн. Казалось бы, все погибло, но не несут ли людям надежду на спасение пробивающиеся сквозь толщу туч лучи солнца? И не случайно яркими красками и выразительной игрой света художник подчеркнул жизнеутверждающее содержание полотна.

И. К. Айвазовский. Волна. 1889. Русский музей, Санкт-Петербург
В огромной картине «Волна» природа еще более грозна и неумолима, чем в предыдущей работе художника. Небо словно слилось с морем в разрушительном порыве и не сулит людям, потерпевшим кораблекрушение, надежду на спасение. Суровый, зеленовато-серый колорит картины подчеркивает драматизм события. Завороженный красотой полотен Айвазовского зритель наверняка задался вопросом: как же писал их художник? Ответ на него найдем у самого мастера, который говорил: «Движение живых стихий неуловимо для кисти: написать молнию, порыв ветра, всплеск воды немыслимо с натуры. Для этого художник должен запоминать их...». Но помимо отличной памяти, отметим еще богатое воображение и невероятную фантазию автора.

Не следует думать, что все творчество Айвазовского посвящено бурям и штормам. Писал он и виды приморских городов, и работы, посвященные победам русского флота на Черном море. Интересно, что Айвазовский сам неоднократно ходил на военных судах, был хорошо знаком со знаменитыми флотоводцами того времени и даже участвовал в морском сражении.

23. Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой. 1848

По 20 марта в Корпусе Бенуа Русского музея проходит выставка «Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения». Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) — всемирно известный русский маринист, один из наиболее успешных русских живописцев XIX века, работы которого являются украшением музейных собраний в России и за рубежом и пользуются постоянным вниманием и успехом у зрителей.

В собрании Русского музея хранятся 54 картины великого мариниста. Наряду с этими произведениями в юбилейную экспозицию, посвященную 200-летию мастера, войдут полотна из собрания музея-заповедника «Петергоф», музея-заповедника «Царское село», Центрального военно-морского музея, Морского кадетского корпуса. Особый раздел выставки, на которой будет представлено около 200 работ, составят мемориальные материалы и фотографии, знакомящие с иконографией И. К. Айвазовского.


По составу и смысловым акцентам выставка в Русском музее будет отличаться от московской экспозиции, которая проходила с июля по ноябрь в Третьяковской галерее.

Выставка займет весь первый этаж корпуса Бенуа Государственного Русского музея. В экспозиции будет воссоздан морской антураж, составляющий контекст деятельности Айвазовского как живописца Главного морского штаба. Это подлинные предметы корабельной оснастки, флаги и штандарты из собраний Центрального военно-морского музея и Адмиралтейства, документы из Государственного архива Военно-Морского Флота и др. Особый статус в этом контексте отличает мемориальные вещи из Феодосийской картинной галереи, носящей ныне имя Айвазовского и построенной самим художником. Среди них приветственные адреса, поздравительные письма, юбилейные подарки и т.д.


Основу юбилейной выставки в Русском музее составляют как знаменитые произведения Айвазовского из государственных собраний — «Вид Одессы в лунную ночь», «Девятый вал» и другие, так и работы из частных коллекций, многие из которых станут подлинным открытием для зрителей. Малоизвестные страницы творческой биографии мастера представлены такими полотнами, как «Кронштадтский рейд», «Петербургская биржа», «Вид Дарьяльского ущелья ночью», пейзажами Малороссии. Специальный раздел выставки посвящен теме «Айвазовский — баталист» — картины, запечатлевшие морские эпизоды Крымской войны 1853–1856 гг. и русско-турецких войн 1828–1829 и 1877–1878 гг.

Электронные билеты продаваться не будут. Билеты можно приобрести в кассе Руского музея.