Какой фрагмент звучит в контакте александр невский. Сюжет, история создания кантаты "александр невский" кратко

У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, но, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Это в полной мере относится к Александру Невскому . Это имя на Руси и сейчас произносят с особой гордостью и почтением.

Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославич. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.

Вскоре после Невской битвы на Русь двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, чёрные кресты были и на щитах рыцарей.

Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.

«Александр Невский был в самой гуще боя… Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием - Русь…» (О. Тихомиров).

Исторические события, связанные с именем русского князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. Художник П. Корин создал триптих «Александр Невский», который состоит из трёх самостоятельных картин-частей, образующих единое целое.

Этой же теме посвящены ещё два выдающихся одноимённых произведения: кинофильм С. Эйзенштейна и кантата С. Прокофьева.

Слово кантата происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь». Кантата состоит из нескольких номеров (частей). Предназначена для отдельных певцов (солистов), хора и оркестра.

Очень своеобразно подходил к исторической теме. Ему было свойственно верное ощущение исторической эпохи. Древние образы «Александра Невского» были проникнуты острым чувством современности. Вспомните, что происходило в мире в конце 30-х гг.? В Западной Европе - разгул фашизма. И «железная» музыка крестоносцев звучала как характеристика современных агрессивных сил.

Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра.

Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. Картина рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами. Этот фильм стал классикой советского кино. Он являет собой удивительный пример содружества режиссёра и композитора. Такого в истории музыки ещё не было. Музыка рождалась под непосредственным впечатлением от кадров фильма.

Сняв определённый эпизод фильма, Эйзенштейн звал Прокофьева. Сергей Сергеевич просматривал отснятое, как бы впитывал в себя, старался прочувствовать характер и ритм каждой сцены. Потом уходил домой и на следующий день приносил готовую музыку, поражавшую яркостью образов.

«Зримость» образов - характернейшая черта музыки Прокофьева. Удивительны его наблюдательность, умение схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения. Интересен в связи с этим самый процесс создания музыки к «Александру Невскому» - под непосредственным впечатлением от кадров фильма.

Об этом хорошо рассказал постановщик фильма «Александр Невский» С. Эйзенштейн:

«Зал тёмен. Но не настолько, чтобы в отсветах экрана не уловить его рук на ручках кресла: этих громадных, сильных прокофьевских рук, стальными пальцами охватывающих клавиши, когда со всем стихийным бешенством темперамента он обрушивает их на клавиатуру...

По экрану бежит картина.

А по ручке кресла, нервно вздрагивая, словно приёмник телеграфа Морзе, движутся беспощадно чёткие пальцы Прокофьева. Прокофьев отбивает такт? Нет. Он отбивает гораздо большее. Он в отстуке пальцев улавливает закон строения, по которому на экране в монтаже скрещены между собою длительности и темпы отдельных кусков, и то и другое, вместе взятое, сплетено с поступками и интонацией действующих лиц.

...Назавтра он пришлёт мне музыку, которая таким же звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре, которую отстукивали его пальцы.

Мне кажется, что, кроме этого, он ещё не то шепчет, не то мурлычет про себя. Но лицо такое концентрированное. Таким оно может быть только, когда человек вслушивается в строй вовне проносящихся звуков или в звукоряд, проходящий внутри его самого. Не дай бог заговорить с ним в это время!»

В кантате семь частей:

I. Русь под игом монгольским;

II. Песня об Александре Невском;

III. Крестоносцы во Пскове;

IV. Вставайте, люди русские;

V. Ледовое побоище;

VI. Мёртвое поле;

VII. Въезд Александра во Псков.

Музыка кантаты поражает яркостью образов. Слушая её, будто видишь перед собой кадры фильма - бескрайние равнины Руси, разорённый тевтонцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев, стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.

«Русь под игом монгольским» - короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко разведёнными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств.

Псков встречает победителей. Снова песня - счастливая, радостная. Сверкающей нитью вьются вокруг её мелодии высокие звенящие подголоски, чудесно сливаясь с малиновым перезвоном праздничных колоколов.

На Руси большой,
На Руси родной
Не бывать врагу!

В хоровом финале, прославляющем Русь - победительницу, соединены русские темы кантаты: песня об Александре Невском, тема средней части хора «Вставайте, люди русские».

Чудесно преображённые, словно одетые в праздничный наряд, они не потеряли, однако, своей могучей силы... Пусть помнят враги: «Кто с мечом к нам войдёт - от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет русская земля».

Этой музыкой, ставшей главной участницей фильма о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с жестокими захватчиками, о славной победе над врагом, Прокофьев предвещал победу народа в борьбе с фашистскими захватчиками. Сегодня эта музыка, сойдя с киноэкрана, живёт полноценной самостоятельной жизнью.

УРОК: С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Образ Александра,

образ русского народа.

особенности музыкального языка кантаты;

Цели урока

    образовательные:

Закрепить понятия: «кантата», «контраст», «музыкальная живопись», «выразительность и

изобразительность»;

Оценить значение творчества великого русского композитора С. Прокофьева в воплощении

целостного образа русского народа как защитника Родины;

Провести анализ музыкального языка произведения, используя выразительные средства музыки:

темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.

    развивающие:

Формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

Прививать бережное отношение к истории своего народа;

Показать многомерность и гармоничность различных видов искусства для создания образа

Александра Невского;

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Совершенствовать вокально-хоровые навыки.

    воспитательные:

Пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;

Задачи:

    продолжить знакомство с жанрами вокальной музыки;

    развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;

    формировать умение анализа музыкального произведения.

Музыкальный материал:

С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»

2 часть – «Песнь об Александре Невском»,

4 часть – «Вставайте люди русские»,

5 часть – «Ледовое побоище»,

6 часть – «Мёртвое поле».

Оборудование: компьютер, CD диск, портреты С.Прокофьева и С.Эйзенштейна,

презентация, раздаточный материал: таблица для заполнения,

строение кантаты.

ХОД УРОКА

1 этап: организационный момент, повторение пройденного материала:

Здравствуйте, ребята. (слайд 1)

Перед вами на экране названия разных жанров, которые можно объединить в одну тему, тему с которой вы работаете уже не первый урок. Как вы думаете, что это за тема?

Совершенно верно – вокальные жанры. Что ещё вы можете добавить, глядя на эту страницу?

Конечно, одним цветом выделены жанры кантаты и оратории. Что вы о них знаете? Назовите характерные признаки этих жанров.(слайд 2)

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением вокального - инструментального жанра

Кантатой.

Посмотрите, пожалуйста, на экран(слайд 3): перед вами фотографии гениальных людей ХХ века. Один из них – композитор, другой – кинорежиссёр. Как вы думкете, что их может объединять?

Конечно же общая работа над произведением, совсем не трудно догадаться, что это работа над кинофильмом. (слайд 4)

В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов. «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», - вспоминал композитор. Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном. Работа шла двумя путями: либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке. Бывало и так, что режиссер рассказывал Прокофьеву о каком-то эпизоде, иллюстрируя его карандашными рисунками, а потом делал съемки, исходя из готовой музыки.

«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла. Работа шла очень быстро и 17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.

Перед вами знак вопроса (слайд 5). Что бы вы хотели узнать об этом произведении?

2 этап: Ребята формируют цель урока. Цели урока обозначаются на доске.

Тема записывается в тетради.

Итак, мы хотим знать:

Строение кантаты;

Как представлен образ русского народа в кантате;

Как характеризуется в музыке образ князя Александра Невского.

3 этап: изучение нового материала

Кантата, а именно этот жанр выбрал композитор для своего произведения, состоит из семи частей (слайд 6), - откройте ваши распечатки –

«Русь под игом монгольским»,

«Песня об Александре Невском»,

«Крестоносцы во Пскове»,

«Вставайте, люди русские»,

«Ледовое побоище»,

«Мертвое поле»,

«Въезд Александра во Псков».

Проанализируйте названия частей и скажите - на какие две образные линии можно разделить музыку произведения?

Несомненно, это образ русского народа, возглавляемый князем Александром Невским, и образ врагов –захватчиков, это и монголы и крестоносцы. В своём произведении С. Прокофьев дал яркие музыкальные характеристики этим образам, используя различные средства выразительности.

Как же представлен образ Александра невского в произведении? (слайд 7)

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно прослушать музыку второй части кантаты «Песнь об Александре Невском». Подумайте, каким перед вами предстает Александр Невский в этой музыке? Определите его музыкальный портрет.

Звучит музыкальный фрагмент

Каков характер прозвучавшей музыки?

Ответы детей. Повествовательная, величавая, размеренная, похожа на древнерусскую былину, распев разносится далеко над просторами русской земли.

Каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в музыке? мужественным, сильным, надежным, уверенным защитником – богатырем. Перед нами былинный герой. Музыка величавая и строгая (подражание народным величальным песням). Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине.

Может ли эта музыка являться одновременно и характеристикой русского народа? Конечно же.

Яркой музыкальной картиной, изображающий русский народ, является четвёртая часть кантаты «Вставайте, люди русские». Этот хор – знаменитая патриотическая русская песня, призыв к защите родной земли. В которой композитор передает настрой, состояние русского народа, его решимость и мужество. Александр бросил клич, и словно из-под земли вырастают новые русские воины. Простые, мирные люди брали в руки оружие и вставали в ряды защитников. В лихие времена – каждый воин. Это правило действует всегда, в любую эпоху. Если Родина в опасности, люди объединяются и выступают на ее защиту. (слайд 8)

Звучит музыкальный фрагмент

Какой образ у этой песни? С чего начинается эта часть?

Ответы детей.

Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части. На Руси этот тревожный колокольный звон называют набат. Что такое набат? Сигнал к сбору людей в случае бедствия, подаваемый ударом колокола. звоном колокола сзывали на помощь, поднимали тревогу.

В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки .

В «Александре Невском» нельзя выделить какую-либо одну сквозную русскую тему, проходящую через всю кантату. Таких тем несколько. Характеристика русских многотемна. По ходу развития в связи с новыми моментами действия возникают новые темы.

Пятая часть кантаты «Ледовое побоище» (слайд 9). В ней Прокофьев представляет два войска, каждому из них он написал свою музыку, свою тему:

Я предлагаю вам послушать фрагменты кантаты и определить музыкальную характеристику войска немецких рыцарей и войска русских воинов. Для этого необходимо заполнить таблицу, точнее определить средства выразительности, которыми пользуется композитор.

Немецкие рыцари

Русская конница

Звучит музыкальный фрагмент(рыцари). Дети работают с таблицей.

Как характеризует композитор немецких рыцарей? Близка ли нам эта мелодия? Родная она нам? Почему?

Ответы детей: -Холодная, злая, статичная, как будто неживая.

Механический шаг, монотонное пение

Это неродная нам музыка, за ней скрываются злые лица завоевателей.

Для того, чтобы подчеркнуть чужеродность этой музыки, композитор за основу взял церковное песнопение – хорал. Это католическое песнопение. Крестоносцы - католики. А Русь – страна православная. Одной из причин нападения на нашу страну немецких рыцарей было желание сделать Русь католической страной. Поэтому-то Прокофьев и написал для темы нападения католический хорал и специально искал такой тембр, который был бы неприятен для русского уха.

А теперь другая тема.

Звучит музыкальный фрагмент(русская конница). Дети работают с таблицей.

Похожа она на тему завоевателей? Какая она?

Ответы детей: ослепительно яркая, полетная, она живая, быстрая, можно сказать лихая

или залихватская, удалая, веселая, похожа немного на русскую плясовую.

А как вы думаете, как музыка может нарисовать нам картину битвы? Как же Прокофьев описал борьбу немецких рыцарей и русского войска?

Слушание музыкального фрагмента.

Что произошло с темами в музыке? - Они перемешались

Неполным бы был образ русского народа без музыки следующеё части кантаты

«Мёртвое поле» (слайд 10). Единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты народного плача-причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства.

Звучит музыкальный фрагмент

4 этап: подведение итогов урока

Что же вы узнали сегодня на уроке? Получили ли вы ответы на свои вопросы?

Все ли цели урока достигнуты?

Ответы учеников.

Проанализируйте результаты своей работы на уроке и сделайте вывод о возможностях выразительных средств музыки в создании противоположных, непохожих образов.

Ответы учеников.

ВЫВОД: В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества Прокофьева - универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими оперно-ораториальному стилю. Широта музыкальных обобщений не мешает зримой конкретности отдельных образов.

Семь веков прошло, а люди знают, почитают А Невского, а произведения разных видов искусств помогают донести до потомков его образ, «звать через прошлое к настоящему». Благодаря этому мы знаем его знаменитые слова… (слайд 11).

Ваше домашнее задание. (слайд 12)

Спасибо за урок.


1.Орг. момент.

Приветствие.

2. Проверка домашнего задания.

Исполнение песни «Моя Россия».

Какие жанры вокального творчества вы знаете?

Что такое песня? Назовите жанры песни. Приведите пример.

Что такое романс? Приведите пример.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с жанром вокального - инструментального творчества кантатой.

- Вы знаете , что такое кантата?

Кантата - это большое произведение, состоящее из нескольких частей. Оно исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.

Сегодня на уроке мы послушаем фрагменты кантаты «Александр Невский».

- А вы знаете , кто такой Александр Невский? Александр – великий русский князь, родился в ноябре 1220 года В 1236 он был посажен на новгородское княжение, так как его отец Ярослав уехал княжить в Киев , а в 1239 женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне . В честь победы в сражении со шведами на реке Неве ему дали прозвище Невский.
В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли , Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В условиях разорения Руси монголо-татарами он умелой политикой ослабил тяготы ига , спас Русь от полного уничтожения. "Соблюдение Русской земли, - говорит Соловьев, - от беды на востоке , знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси. Александр невский за свои заслуги был возведен в лики святых.

С.С. Прокофьев, русский композитор, восхищаясь подвигами русского князя написал музыкальное произведение- кантату , которое назвал «Александр Невский».

Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Владимира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Фильм и музыка к нему , созданные незадолго до Великой Отечественной войны, воскресили на экране героическую борьбу дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами.

В кантате семь частей: Каждая из частей поражает яркостью образов. Слушая одну только музыку, как будто видишь перед собой кадры фильма – бескрайние равнины Руси , разорённый немцами Псков, наблюдаешь битву на Чудском озере, устрашающее наступление крестоносцев , стремительные атаки русских, гибель рыцарей в холодных волнах озера.

Песня об Александре Невском” - вторая часть кантаты. Музыка величавая и строгая. Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. В песне говорится о победе русских над шведами и дается предостережение: «Кто придет на Русь , будет насмерть бит». И текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор – мужские голоса, дополненные альтами. Основная мелодия повествовательна, размерена.

В «Песне об Александре Невском» воспроизведены особенности , характерные для напевов многих древнерусских былин.

В средней части песни повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. В соответствии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух- и трехдольный размеры. Оркестр воспроизводит звуки битвы – бряцанье оружия, удары мечей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождающих в старину эпические песни.

(рассказать о трехчастной форме) При повторном прослушивании работа с карточками.

Вставайте, люди русские” - четвертая часть. Это хоровая песня совершенно другого характера. Не рассказ о минувших событиях , а призыв к бою за русскую землю. Во время великой Отечественной войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио. Фильм «Александр Невский» показывали на фронтах солдатам Советской Армии.

С давних пор на Руси существовал обычай – возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части. В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи , призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.

- Что такое набат? (Сигнал к сбору людей в случае пожара или другого бедствия, подаваемый ударом колокола. Звуки набата. Бить в набат - 1) звоном колокола оповещать о бедствии, сзывать на помощь ;=2) перен. поднимать тревогу, обращать внимание общества на какую-н. опасность).

Есть ли в этом фрагменте трехчастная форма?

При повторном прослушивании работа с карточками. (дети на слух определяют трехчастную форму музыки и показывают карточки)

Дайте характеристику каждой части музыкального фрагмента.


- В русском фольклоре и в творчестве композиторов есть произведения , которое славят героев, защитников Родины. Сегодня мы познакомимся с р.н.п. «Солдатушки, бравы ребятушки».
- Что такое р.н.п.?

При прослушивании песни определите ее жанр и постарайтесь понять, о чем поется в песне?


- Какому жанру отнесем песню? О чем поется в песне?

Разучивание в ансамбле с учителем.
3.Итог урока.

О чем мы говорили сегодня на уроке?

Какая тема нашего урока?

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что такое кантата?

С творчеством , какого композитора, мы сегодня познакомились?

Какое произведение мы слушали сегодня?

Какую песню мы сегодня выучили?

О чем эта песня?

4.Домашнее задание

Выучить определения в тетради.

Состав исполнителей: меццо-сопрано, смешанный хор, симфонический оркестр.

История создания

В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева , с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов. «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», - вспоминал композитор. Вскоре он отправился в свою последнюю заграничную поездку, и в Голливуде специально изучил технику музыкального оформления фильмов, хотя и сам уже не был новичком в этом деле: ранее им была написана музыка к фильму «Поручик Киже».

По возвращении из поездки Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном. Работа шла двумя путями: либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке. Бывало и так, что режиссер рассказывал Прокофьеву о каком-то эпизоде, иллюстрируя его карандашными рисунками, а потом делал съемки, исходя из готовой партитуры.

Это творческое содружество было основано на безграничном доверии художников друг к другу. Прокофьев убедился, что прославленный режиссер «оказался очень тонким музыкантом», Эйзенштейна же поражала способность Прокофьева мгновенно заражаться зрительным впечатлением и передавать в музыке сущность художественного образа, запечатленного на пленке. «Назавтра он пришлет мне музыку, которая... звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре, которую отстукивали его пальцы», - говорил режиссер, вспоминая, как Прокофьев во время отсмотра снятых эпизодов отстукивал пальцами какие-то сложные ритмические построения на ручке кресла. Текст к вокальным фрагментам писал частью сам Прокофьев, частью поэт Владимир Луговской (1901-1957).

«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Зиму 1938-1939 года он посвятил этой работе. Задача оказалась очень непростой. «Иногда легче написать совершенно новую пьесу, чем придумывать спайки», - жаловался он близким. Нужно было полностью переоркестровать всю музыку, так как прежняя оркестровка была рассчитана на использование электронных средств, применяемых при записи киномузыки, различных эффектов, связанных с приближением и удалением того или иного инструмента от микрофона и т. д. Кроме того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла. Кантата, получившая ор. 78, состоит из семи частей, - «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле» и «Въезд Александра во Псков», - вобрала в себя все лучшее, что было в киномузыке. 17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.

Музыка

В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества Прокофьева - универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими оперно-ораториальному стилю. Широта музыкальных обобщений не мешает зримой конкретности отдельных образов.

«Русь под игом монгольским» - короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко разведенными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств. В былинной «Песне об Александре Невском» возникает главная тема России, ее непобедимости и величия («А и было дело на Неве реке»). В части «Крестоносцы во Пскове» впервые сталкиваются противоборствующие образы. Жесткой, с резкими созвучиями, грозно звучащей тяжелой медью, суровым аскетическим хоралом и воинственными фанфарами характеристике врагов противопоставлены скорбные напевы и трепетная эмоциональность звучания струнных, воплощающие народное горе. Боевой удалью и отвагой дышит основная мелодия хора «Вставайте, люди русские», рожденная русской народной песенностью. Центр кантаты - грандиозная картина «Ледового побоища». Живописное вступление рисует картину утреннего пейзажа на берегах Чудского озера. А далее, постепенно нарастая и ускоряясь, приближается неумолимой поступью страшная бесчеловечная сила. На упорно вдалбливаемом остинатном фоне звучит католический хорал из третьей части, доходящий до исступления. Им противопоставляются и молодецкая тема «Вставайте, люди русские», и глумливые скоморошьи наигрыши, и стремительный ритм скачки русских всадников. Батальный эпизод завершается почти зримой картиной катастрофы (крестоносцы проваливаются под лед). Шестая часть, - «Мертвое поле», - единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты народного плача-причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства. Победно-патриотический финал отличается яркой, праздничной оркестровкой, перезвоном колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее. Величественное звучание хора «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» завершает кантату.

Анализ кантаты С. Прокофьева "Александр Невский" помогает учителю подробно рассказать ученикам о созданных композитором музыкальных образах. Показать какими средствами музыкальной выразительности пользовался мастер для изображения музыкальных характеристик героев, картин природы, человеческих чувств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»

Особенности музыкального языка кантаты;

Цели урока

  • образовательные:

Закрепить понятия: «кантата», «контраст», «музыкальная живопись», «выразительность и

Изобразительность»;

Оценить значение творчества великого русского композитора С. Прокофьева в воплощении

Целостного образа русского народа как защитника Родины;

Провести анализ музыкального языка произведения, используя выразительные средства музыки:

Темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.

  • развивающие:

Прививать бережное отношение к истории своего народа;

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Совершенствовать вокально-хоровые навыки.

  • воспитательные:

Пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;

Задачи:

  • продолжить знакомство с жанрами вокальной музыки;
  • развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;
  • формировать умение анализа музыкального произведения.

Музыкальный материал:

С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»

Оборудование: компьютер, CD диск, портрет С.Прокофьева, презентация.

Семь веков прошло, а люди знают, почитают А Невского, а произведения разных видов искусств помогают донести до потомков его образ, «звать через прошлое к настоящему».

Кантата - вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Кантата «Александр невский» С.С. Прокофьев

Монументальное произведение для хора, меццо-сопрано и оркестра. Создана кантата в 1938-1939 гг. на основе музыки к одноименному фильму С. Эйзенштейна. Текстовая основа поэта В. Луговского и самого композитора.

«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла. Работа шла очень быстро и 17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.

«Александр Невский» занимает важнейшее место в творчестве композитора. Прокофьев. Утверждает в этом произведении героико-эпическую национальную тему.

В Основе музыкальной характеристики немцев лежит хорал, созданный Прокофьевым в знакомом баховском стиле. Благодаря гармоническим и оркестровым приемам он приобретает мрачные и жестокие черты.

В музыке русских господствует песенное начало, в оркестровке преобладают струнные. Здесь целая вереница мелодий: печальных, скорбных, величавых, героических, удалых и веселых.

В кантате 7 частей.

1. «Русь под игом монгольским»

2. «Песня об Александре Невском»

3. «Крестоносцы во Пскове»

4. «Вставайте, люди русские»

5. «Ледовое побоище»

6. «Мертвое поле»

7. «Въезд Александра во Псков»

«Русь под игом монгольским» - это вступление. Небольшая оркестровая картина трехчастного строения. Дикая монгольская тема – словно тяжелая пята, придавила русскую землю, и безрадостные широко протяжные напевы.

«Песня об Александре Невском» для мужского хора и альтов. Форма построения – трехчастная репризная. Это начало событий данное в эпическом плане – рассказ о недавней победе русских над шведами («А и было дело на Неве реке»), о готовящемся новом испытании («Не уступим мы землю русскую»). «Кто придет на Русь будет на смерть бит» - это основная мысль этой части.

«Крестоносцы во Пскове» составляет резкий контраст с предшествующим номером. Облик крестоносцев – смесь ханжества и жестокости. Мрачное вступление оркестра меняется «святым» пением. Мелодическая линия хорала слабо развита (в пределах нескольких нот), что показывает зацикленность персонажей на одной мысли.

Второй и третий номера кантаты представляют собой экспозицию противоборствующих сил.

«Вставайте, люди русские» - призывный хор. Русь угнетенная перед нами показана в новом облике – героическом. Хор замечателен своей активностью, ритмической энергией.

Интересный факт: этот хор часто слушали солдаты во время Великой Отечественной войны, как катализатор к бою за свое Отечество.

«Ледовое побоище» - центральный номер кантаты. Он представляет собой грандиозную разработку. Здесь мы слышим новые русские темы.

В начале представлен зимний пейзаж – застывшее озеро в морозной мгле. Появление крестоносцев – звучание тевтонского рога. Музыкальная тема русских – звучание у трубы мелодии «Вставайте люди русские» Наивысшей динамический момент – одновременное сочетание тех и других тем.

«Мертвое поле» - песня для меццо-сопрано и оркестра (единственный сольный номер) – один из лучших номеров кантаты. Это скорбь Родины о погибших. Воплощение в символическом образе невесты, оплакивающей «славных соколов, женихов своих, добрых молодцев». Скорбная мелодия песни основана на народных интонациях, подчеркнутых в оркестровом вступлении.

«Въезд Александра во Псков» номер прославляющий Русь. Начало песни – уже знакомая нам мелодия «Песни об Александре невском», но с другим литературным текстом. После оркестрового проигрыша звучит народное ликование («Веселися, пой, мать родная Русь»). Затем появляется средняя часть из «Вставайте, люди русские». Финал заключительного номера звучит очень мощно за счет высокой тесситуры всего хора и динамики (fff).

Вывод: В кантате «Александр Невский», посвященной далёким историческим событиям, Прокофьев прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием.

В своём произведении С. Прокофьев дал яркие музыкальные характеристики персонажам кантаты, используя различные средства музыкальной выразительности.