Критика по горе от ума грибоедова. Контрольная работа: Комедия А

Что же писала о «Горе от ума» современная Грибоедову критика, как она понимала основной конфликт комедии, как оценивала центральный образ Чацкого в ней? Первый отрицательный отзыв о «Горе от ума», опубликованный в марте 1825 года в «Вестнике Европы», принадлежал московскому старожилу, второстепенному литератору М. А. Дмитриеву. Он оскорбился развернутой в комедии сатирической картиной «фамусовского общества» и обличительным пафосом монологов и диалогов главного героя. «Грибоедов хотел представить умного и образованного человека, который не нравится обществу людей необразованных. Если бы комик исполнил сию мысль, то характер Чацкого был бы занимателен, окружающие его лица смешны, а вся картина забавна и поучительна! – Но мы видим в Чацком человека, который злословит и говорит все, что ни придет в голову: естественно, что такой человек наскучит во всяком обществе, и чем общество образованнее, тем он наскучит скорее! Например, встретившись с девицей, в которую влюблен и с которой несколько лет не видался, он не находит другого разговора, кроме ругательств и насмешек над ее батюшкой, дядюшкой, тетушкой и знакомыми; потом на вопрос молодой графини „зачем он не женился в чужих краях?“ отвечает грубою дерзостью! – Сама София говорит о нем: „Не человек, змея!“ Итак, мудрено ли, что от такого лица разбегутся и примут его за сумасшедшего?… Чацкий – сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее: следственно, все смешное на стороне Чацкого! Он хочет отличиться то остроумием, то каким-то бранчливым патриотизмом перед людьми, которых он презирает; он презирает их, а между тем, очевидно, хотел бы, чтобы они его уважали! Словом, Чацкий, который должен быть умнейшим лицом пьесы, представлен менее всех рассудительным! Это такая несообразность характера с его назначением, которая должна отнять у действующего лица всю его занимательность и в которой не может дать отчета ни автор, ни самый изыскательный критик!»

Наиболее развернутую антикритику, защищающую Чацкого, дал одаренный литератор, декабрист по убеждениям О. М. Сомов в статье «Мои мысли о замечаниях г. Дмитриева», опубликованной в майском номере «Сына отечества» за 1825 год. Чтобы рассматривать «Горе от ума» «с настоящей точки зрения, – замечал Сомов, – должно откинуть пристрастие духа партий и литературное староверство. Сочинитель ее не шел и, как видно, не хотел идти тою дорогою, которую углаживали и, наконец, истоптали комические писатели от Мольера до Пирона и наших времен. Посему обыкновенная французская мерка не придется по его комедии… Здесь характеры узнаются и завязка развязывается в самом действии; ничего не подготовлено, но все обдумано и взвешено с удивительным расчетом…». Грибоедов «вовсе не имел намерения выставлять в Чацком лицо идеальное: зрело судя об искусстве драматическом, он знал, что существа заоблачные, образцы совершенства, нравятся нам как мечты воображения, но не оставляют в нас впечатлений долговременных и не привязывают нас к себе… Он представил в лице Чацкого умного, пылкого и доброго молодого человека, но вовсе не свободного от слабостей: в нем их две и обе почти неразлучны с предполагаемым его возрастом и убеждением в преимуществе своем перед другими. Эти слабости – заносчивость и нетерпеливость. Чацкий сам очень хорошо понимает, что, говоря невеждам об их невежестве и предрассудках и порочным об их пороках, он только напрасно теряет речи; но в ту минуту, когда пороки и предрассудки трогают его, так сказать, за живое, он не в силах владеть своим молчанием: негодование против воли вырывается у него потоком слов, колких, но справедливых. Он уже не думает, слушают и понимают ли его или нет: он высказал все, что у него лежало на сердце, – и ему как будто бы стало легче, таков вообще характер людей пылких, и сей характер схвачен г. Грибоедовым с удивительною верностию. Положение Чацкого в кругу людей, которых критик так снисходительно принимает за „людей совсем не глупых, но необразованных“, прибавим – набитых предрассудками и закоснелых в своем невежестве (качества, вопреки г. критику, весьма в них заметные), положение Чацкого, повторю, в кругу их тем интереснее, что он, видимо, страдает от всего, что видит и слышит. Невольно чувствуешь к нему жалость и оправдываешь его, когда он, как бы в облегчение самому себе, высказывает им обидные свои истины. Вот лицо, которое г. Дмитриеву угодно называть сумасбродом, по какому-то благосклонному снисхождению к подлинным сумасбродам и чудакам…

Взаимные отношения Чацкого с Софьею позволяли ему принять тон шутливый, даже при первом с нею свидании. Он вместе с нею рос, вместе воспитан, и из речей их можно выразуметь, что он привык забавлять ее своими колкими замечаниями на счет чудаков, которых они знали прежде; естественно, что по старой привычке он и теперь ей делает забавные расспросы о тех же чудаках. Самая мысль, что это прежде нравилось Софье, должна была уверять его, что и ныне это был верный способ ей нравиться. Он еще не знал и не угадывал перемены, происшедшей в характере Софьи… Чацкий, не изменяя своему характеру, начинает с Софьей веселый и остроумный разговор, и там только, где душевные чувствования пересиливают в нем и веселость, и остроту ума, говорит ей о любви своей, о которой она, вероятно, уже довольно наслушалась. Зато он говорит ей языком не книжным, не элегическим, но языком истинной страсти; в словах его отсвечивается душа пылкая; они, так сказать, жгут своим жаром… Где нашел г. критик, будто бы Чацкий „злословит и говорит все, что ни придет в голову“?»

Вот две противоположные позиции в оценке Чацкого и сути конфликта, положенного в основу «Горя от ума». На одном полюсе – защита фамусовской Москвы от сумасброда Чацкого, на другом – защита Чацкого от сумасбродства фамусовской Москвы. В критике О. Сомова много верных и точных наблюдений о положении и характере Чацкого, психологически оправдывающих его поведение от завязки до развязки драматургического действия в комедии. Но при этом получается в трактовке Сомова, что Грибоедов показал «горе уму», а не «горе от ума». Не отрицая глубокой правды в суждениях Сомова, продолженных и развернутых в классической статье И. А. Гончарова «Мильон терзаний», нужно обратить внимание на природу и качества самого «ума» Чацкого, которому Грибоедов придал совершенно определенные и типические для культуры декабризма свойства и черты.

Уже при жизни Грибоедова была высказана третья точка зрения на главный конфликт комедии, правда изложенная в не предназначавшемся для публикации частном письме А. С. Пушкина к А. А. Бестужеву из Михайловского в конце января 1825 года: «Слушал Чацкого, но только один раз и не с тем вниманием, коего он достоин. Вот что мельком успел я заметить:

Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. Цель его – характеры и резкая картина нравов. В этом отношении Фамусов и Скалозуб превосходны. Софья начертана не ясно: не то (здесь Пушкин употребляет непечатное слово, характеризующее женщину легкого поведения. – Ю. Л.), не то московская кузина. Молчалин не довольно резко подл; не нужно ли было сделать из него труса? Старая пружина, но штатский трус в большом свете между Чацким и Скалозубом мог быть очень забавен. Разговоры на бале, сплетни, рассказ Репетилова о клубе, Загорецкий, всеми отъявленный и везде принятый, – вот черты истинного комического гения. Теперь вопрос. В комедии „Горе от ума“ кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий и благородный молодой человек и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу?

На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными. Кстати, что такое Репетилов? В нем 2, 3, 10 характеров. Зачем делать его гадким? Довольно, что он признавался поминутно в своей глупости, а не в мерзостях. Это смирение чрезвычайно ново на театре, хоть кому из нас не случалось конфузиться, слушая ему подобных кающихся? – Между мастерскими чертами этой прелестной комедии – недоверчивость Чацкого в любви Софии к Молчалину – прелестна! – и как натурально! Вот на чем должна была вертеться вся комедия, но Грибоедов видно не захотел – его Воля. О стихах я не говорю, половина – должна войти в пословицу.

Покажи это Грибоедову. Может быть, я в ином ошибся. Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался. Эти замечания пришли мне в голову после, когда уже не мог я справиться. По крайней мере говорю прямо, без обиняков, как истинному таланту».

Прежде всего отметим, что Пушкин почувствовал лиризм «Горя от ума» – комедии в стихах, а не в прозе, а потому являющей в каждом персонаже тайное присутствие автора. Грибоедов «проговаривается» как автор не только в Чацком, но и в Фамусове, Скалозубе, Хлестовой, придавая всем героям комедии в той или иной мере качества и свойства своего ума. На это обстоятельство обратил внимание В. Г. Белинский, правда посчитав его слабостью комедии. Фамусов, например, «столь верный себе в каждом своем слове, изменяет иногда себе целыми речами», – замечает критик и приводит далее целый набор подтверждающих его мысль цитат из монологов Фамусова.

Сознавая, в отличие от Белинского, неизбежность лирического «проговаривания» автора в героях комедии, Пушкин все-таки высказывает сомнение в доброкачественности ума Чацкого. Пристало ли умному человеку «метать бисер» перед людьми, не способными понять его? Можно оправдать это влюбленностью Чацкого, которая, не получая удовлетворения, терзает душу героя и делает его невосприимчивым к сути окружающих людей. Можно объяснить безрассудную энергию его обличительства юношеской безоглядностью и энтузиазмом.

Аполлон Григорьев много лет спустя, в 1862 году, защищая Чацкого, писал: «Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы. Пушкин провозгласил его неумным человеком, но ведь героизма-то он у него не отнял, да и не мог отнять. В уме его, то есть практичности ума людей закалки Чацкого, он мог разочароваться, но ведь не переставал же он никогда сочувствовать энергии падших борцов. „Бог помочь вам, друзья мои!“ – писал он к ним, отыскивая их сердцем всюду, даже „в мрачных пропастях земли“.

Успокойтесь: Чацкий менее, чем вы сами, верит в пользу своей проповеди, но в нем желчь накипела, в нем чувство правды оскорблено. А он еще, кроме того, влюблен… Знаете ли вы, как любят такие люди? – Не этою и не достойною мужчины любовью, которая поглощает все существование в мысль о любимом предмете и приносит в жертву этой мысли все, даже идею нравственного совершенствования: Чацкий любит страстно, безумно и говорит правду Софье, что „дышал я вами, жил, был занят непрерывно“. Но это значит только, что мысль о ней сливалась для него с каждым благородным помыслом или делом чести и добра».

В Софье, по Аполлону Григорьеву, Чацкий любит девушку, способную «понять, что „мир целый“ есть „прах и суета“ перед идеей правды и добра, или, по крайней мере, способную оценить это верование в любимом ею человеке. Такую только идеальную Софью он и любит; другой ему не надобно: другую он отринет и с разбитым сердцем пойдет „искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок“».

Аполлон Григорьев обращает внимание на общественную значимость основного конфликта комедии: в этом конфликте личное, психологическое, любовное органически сливается с общественным. Причем общественная проблематика комедии прямо вытекает из любовной: Чацкий страдает одновременно и от неразделенной любви, и от неразрешимого противоречия с обществом, с фамусовской Москвой. Аполлон Григорьев восхищается полнотою чувств Чацкого и в любви, и в ненависти к общественному злу. Во всем он порывист и безогляден, прям и чист душою. Он ненавидит деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, подлость крепостников и преступную бесчеловечность крепостнических отношений. В Чацком отражаются вечные и непреходящие черты героической личности всех эпох и времен.

Эту мысль Аполлона Григорьева подхватит и разовьет Иван Александрович Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого – и кто бы ни были деятели, около какого бы человеческого дела ни группировались… им никуда не уйти от двух главных мотивов борьбы: от совета „учиться, на старших глядя“, с одной стороны, и от жажды стремиться от рутины к „свободной жизни“, вперед и вперед – с другой. Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия. И литература не выбьется из магического круга, начертанного Грибоедовым, как только художник коснется борьбы понятий, смены поколений. Он… создаст видоизмененный образ Чацкого, как после сервантовского Дон Кихота и шекспировского Гамлета явились и являются бесконечные им подобия. В честных, горячих речах этих позднейших Чацких будут вечно слышаться грибоедовские мотивы и слова – и если не слова, то смысл и тон раздражительных монологов его Чацкого. От этой музыки здоровые герои в борьбе со старым не уйдут никогда. И в этом бессмертие стихов Грибоедова!»

Однако, когда Аполлон Григорьев переходит к определению исторического значения образа Чацкого, характер его критической оценки вновь сдвигается в сторону Пушкина и его сомнений относительно качества «декабристского» ума. «Чацкий, – говорит Григорьев, – кроме общего своего героического значения, имеет еще значение историческое. Он – порождение первой четверти русского XIX столетия… товарищ людей „вечной памяти двенадцатого года“, могущественная, еще верящая в себя и потому упрямая сила, готовая погибнуть в столкновении со средою, погибнуть хоть бы из-за того, чтобы оставить по себе „страницу в истории“… Ему нет дела до того, что среда, с которой он борется, положительно неспособна не только понять его, но даже и отнестись к нему серьезно. Зато Грибоедову, как великому поэту, есть до этого дело. Недаром он назвал свою драму комедиею».

Грибоедов дает людям декабристского склада ума и характера горький урок. Он не выводит своего умного и пылкого оратора-обличителя на площадь, не сталкивает его в героической схватке с политическими антагонистами. Он уводит Чацкого в глубину бытовой жизни и ставит его лицом к лицу с подлинным противником, силу которого декабризм недооценивал и не ощущал. Зло таилось, по Грибоедову, не в административном режиме и не в царизме как таковом: оно укоренилось в нравственных устоях целого сословия, на котором стояла и из которого вырастала российская государственность. И перед властной силой этих устоев просвещенный разум должен был почувствовать свою беспомощность.

Комедия А. Грибоедова "Горе от ума" в русской критике


1.Первые суждения

2.Появление отрицательных отзывов

3.Появление положительных отзывов

4.Бессмертное произведение Грибоедова


1.Первые суждения

грибоедов критика отзыв комедия

Первые суждения о «Горе от ума» прозвучали ещё до того, как отдельные фрагменты комедии появились в печати и на сцене. Доставив новую пьесу в июне 1824 года в Петербург, Грибоедов сразу же начинает читать её в литературных салонах. Среди слушателей присутствовали известные критики и драматурги, актёры, и успех чтения был очевиден. Приятелю Грибоедова Ф. В. Булгарину удалось напечатать в театральном альманахе «Русская Талия» на 1825 год несколько сцен из первого акта и все третье действие комедии. За публикацией почти сразу же последовали печатные высказывания о новой пьесе. В журнале «Сын Отечества» было помещено объявление о выходе альманаха, причем анонсу сопутствовал краткий, но восторженный отзыв, посвящённый по сути одному-единственному сочинению- «Горю от ума».Чуть позже в одном из февральских номеров газеты «Северная пчела» было напечатано обозрение литературных новостей, и опять как наиболее значимая из них была представлена публикация из «Горя от ума».

В первых печатных отзывах о «Горе от ума» варьировались несколько основных мотивов. Главными достоинствами пьесы считали обилие новых и острых мыслей, силу благородных чувств, одушевляющих и автора и героя, сочетание истинности и об отдельных художественных особенностях «Горя от ума» - о мастерски выписанных характерах, необычайной беглости и живости стихотворной речи. А. А. Бестужев, высказавший все эти мысли наиболее эмоционально, дополнил их восторженной характеристикой воздействия комедии на читателей: «Все это завлекает, поражает, приковывает внимание. Человек с сердцем не прочтёт её, не проникнувшись до слёз».


2.Появление отрицательных отзывов

Углублению понимания и оценки новой комедии неожиданно способствовало появление резко отрицательных и явно несправедливых отзывов о ней. Нападки привели к тому, что единогласие восторженных похвал сменилось полемикой, а полемика обернулась серьёзным критическим разбором, охватившим разные аспекты содержания и формы «Горя от ума».

Наиболее яростным нападкам со стороны критика «Вестника Европы» подвергся образ Чацкого. И это не случайно. Ведь именно Чацкий явился в комедии глашатаем идей декабризма.

Против Грибоедова и его сторонников выступил не слишком даровитый, но довольно известный в те годы драматург и критик М. А. Дмитриев. В мартовском журнале «Вестник Европы» за 1825 год он опубликовал «Замечания на суждения «Телеграфа»«, придав критике пьесы Грибоедова форму возражения против отзыва Н. А. Полевого. Оспаривая восторженные оценки поклонников «Горя от ума», Дмитриев в первую очередь обрушился на героя комедии. В Чацком он увидел человека, «который злословит и говорит всё, что ни придёт в голову», который «не находит другого разговора, кроме ругательств и насмешек». Критик видит в герое и стоящем за ним авторе комедии олицетворения враждебной ему социальной силы. Свои нападки на «Горе от ума» он попытался обосновать. Дмитриев по собственному разумению реконструировал авторский замысел и, отправляясь от этого построения, подверг уничтожающей критике то, что, по его мнению, у Грибоедова получилось. «Г. Грибоедов, - утверждал Дмитриев,- хотел представить умного и образованного человека, который не нравится обществу людей необразованных.Если бы комик (то есть автор комедии) исполнил сию мысль, то характер Чацкого был бы занимателен, окружающие его люди смешны, а вся картина забавна и поучительна! Однако замысел не осуществился: Чацкий не что иное, как сумасброд, который находился в обществе людей совсем не глупых и при этом умничает перед ними. Отсюда следует два вывода: 1) Чацкий, который «Должен быть умнейшим лицом пьесы, представлен менее всех рассудительным»,

2) смешны не окружающие Чацкого люди, смешон, вопреки намерениям Грибоедова, сам главный герой».

Примерно в то же время в письмах к Бестужеву и Вяземскому Пушкин сделал несколько критических замечаний о комедии Грибоедова «Горе от ума», причем некоторые оказались созвучными тезисам Дмитриева. Общая оценка комедии в письмах Пушкина была высокой: поэт находил в пьесе «черты истинно комического гения», верность действительности, зрелое мастерство. Но при всем этом он считал нелепым поведение Чацкого, который мечет бисер «перед Репетиловыми». Кроме того, Пушкин (пусть и не прямо) отрицал наличие в комедии «плана», то есть единства и развития действия.

В 1840 году Белинский попытался по-новому обосновать уничтожающую оценку «Горя от ума». Но и эта попытка была обставлена существенными отговорками, а позднее, на протяжении 1840-х годов, скорректирована более объективными суждениями о Грибоедове и его пьесе. Белинский заявлял: «Глубоко верно оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, - только не от ума, а от умничанья».

В помощь Дмитриеву против Сомова выступил Писарев. Наполняя развязными, плоскими остротами, статья критика в основном повторяет суждения Дмитриева, не делая их хоть в чем-нибудь более убедительными. Вслед за Дмитриевым Писарев обвиняет Грибоедова в том, что тот отступает от «правил», что «во всей пьесе нет необходимости, стало, нет и завязки, в потому не может быть и действия». По его мнению, Сомов хвалит «Горе от ума» только потому, что он «одного прихода с автором».


3.Появление положительных отзывов

Первым печатным высказыванием о «Горе от ума» явился отзыв Н. А. Полевого в его рецензии на альманах «Русская Талия», в котором были впервые напечатаны отрывки из комедии. Отзыв Полевого появился в только что основанном им журнале «Московский Телеграф», занимающем прогрессивные позиции в журналистике тех лет. «Ещё ни в одной русской комедии не находим мы таких острых новых мыслей и таких живых картин общества, какие находим в «Горе от ума», - писал Полевой. –Наталья, Дмитриевна, князь Тугоуховский, Хлестова, Скалозуб списаны мастерскою кистью. Смеем надеяться, что читавшие отрывки позволяют нам от лица всех просить Грибоедова издать всю комедию». Высоко оценив комедию, Полевой указал на злободневность, верность действительности, типичность её образов.

Статья Дмитриева вызвала бурю негодования в среде передовых русских литераторов – писателей-декабристов и их единомышленников. На нападки «марателя Дмитриева» ответил, в частности, выдающийся деятель декабристской литературы, один из предшественников Белинского в истории русской критике, А. А. Бестужев-Марлинский, -ответил в обзоре «Взгляд на русскую словесность». Тонко высмеяв в своем обзоре Дмитриева как драматурга, Бестужев непосредственно после оценки дмитриевского «творения» переходит к комедии Грибоедова. Он решительно заявляет, что в «Горе от ума» воспроизведена сама жизнь, что это «живая картина московских нравов» и именно поэтому те, кто как в зеркале узнает себя в ней, с такой злобой ополчаются на комедию. Противников «Горя от ума» Бестужев обвиняет в отсутствии вкуса. «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит её в число первых творений народных», -пророчественно заключает Бестужев свой отзыв.

Вскоре после Бестужева в защиту «Горе от ума» выступил с большой статьей О. М. Сомов. Веско, доказательственно отметает Сомов в своей статье нападки Дмитриева. Интересно и убедительно анализирует Сомов образ Чацкого, подвергшийся особенно яростной атаке. Сомов отмечает, что в лице Чацкого Грибоедов показал «умного, пылкого и доброго молодого человека с чувствами благородными и душою возвышенной. Чацкий- живой человек, а не « существо заоблачное», он пылок, страстен, нетерпелив и действует в комедии в полном соответствии со своим характером.» Чацкий сам понимает, сочувственно говорит Сомов, что «только напрасно теряет речи», но «он не в силах владеть своим молчанием». Его негодование вырывается наружу «потоком слов колких, но справедливых». Так объясняет критик поведение героя «Горя от ума» в среде людей, которых Дмитриев назвал «неглупыми, но необразованными». Утверждение Дмитриева, что автор не дал Чацкому «надлежащий противоположности» с обществом Фамусовых, Сомов отвергает, заявляя, что «противоположность между Чацким и окружающими его весьма ощутительна».

Вслед за Сомовым выступил критик Одоевский. Он так же указал на высокие достоинства языка «Горе от ума» и подтверждение этой своей точки зрения видит в том, что «почти все стили комедии Грибоедова сделались пословицами».

Последовал отзыв от В. К. Кюхельбекера. Он вполне разделял точку зрения Одоевского на «Горе от ума». В 1825 году Кюхельбекер напечатал в «Московском Телеграфе» стихотворение «Грибоедову». «Горе от ума» стихотворении прямо не упоминается, но поэтический дар Грибоедова оценивается необычайно высоко и оценка эта, конечно, не могла быть связанной в первую очередь с «Горем от ума». Высказывания Кюхельбекера о комедии вливаются в общее русло оценок комедии декабристской критикой. Он отмечает, что «Горе от ума» «чуть ли не останется лучшим цветком нашей поэзии от Ломоносова». «Дан Чацкий, даны прочие характеры – пишет Кюхельбекер,- они сведены вместе, и показано, какова непременно должна быть встреча этих антиподов, - и только. Это очень просто, но в сей-то именно простоте – новость, смелость, величие».

Важнейшим этапом в освоении наследия Грибоедова русской критикой являются высказывания о «Горе от ума» В. Г. Белинского. Высказывания эти весьма многочисленны и относятся к различным периодам деятельности великого критика. Белинский впервые поставил Грибоедова в ряд крупнейших русских писателей 18 – начала 19 века, охарактеризовав его как «творца русской комедии, русского театра». «Горе от ума» критик оценил как «первую русскую комедию», особо отметив в ней значительность темы, обличительную силу юмора, клеймящего все ничтожное и «вырывающегося из души художника в пылу негодования», достоверность характеров – не построенных по схеме, в «снятых с натуры во весь рост, почерпнутых со дна действительной жизни».

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Конспект урока по литературе в 9 классе на тему Тема: КОМЕДИЯ «ГОРЕ ОТ УМА» В ОЦЕНКЕ КРИТИКИ Цели: 1) сравнить отношение критиков к комедии в целом и к образу главного героя; -определить, в каких вопросах критики и писатели сходятся в своих оценках, а в каких их взгляды расходятся 2) развивать навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции; развитие умения самостоятельно приобретать новые знания; 3)воспитывать чувство любви и интерес к родной литературе, гордость за неё; 4)развивать эстетическое восприятие художественного произведения. Оборудование: портрет Грибоедова, иллюстрации, компьютерная презентация Эпиграф урока: Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. (А.С.Пушкин) 1.Оргмомент. 1. Приветствие. Организационный момент. Ход урока. - Сложно ли было работать на уроках по творчеству Грибоедова? -Что нового вы узнали о своих способностях (выступать перед классом, читать монологи, работать с дополнительной литературой)? -К каким выводам вы пришли, прочитав комедию, поработав над ней? Что ценного в них вы нашли для себя? - Давайте дадим свою оценку прочитанному? Что понравилось особенно? Узнали ли вы в героях комедии наших современников? В чем? 1

2 Слово учителя «Горе от ума» было первым произведением с такой точной и быстрой реакцией на текущие события. Это нам сейчас надо расшифровывать, комментировать слова Грибоедова современники читали между строк. Характер Чацкого был им близок, его негодование понятно. Как и Чацкий, они «чаяли» перемен, мечтали о них, готовы были бороться и тогда слово, проповедь становились их оружием.. Важно было нарушить молчание, пробудить общественное мнение, и они не пропускали случая высказаться. Накопилось множество споров, неоднозначных мнений об этой комедии, и еще больше о ее главном герое. Комедией восхищались, восторгались, ее хвалили, переписывали от руки И с не меньшей энергией бранили и ругали. А более всего спорили о Чацком, что вполне понятно: он главный герой. Непонятно было другое: умен ли он? Или, говоря иначе, от ума ли горе? Комедия Грибоедова вызвала самые разноречивые толки у современников и породила полемику в литературных кругах Сам А.С.Грибоедова так сказал о своей комедии «Горе от ума» в письме к С.Н.Бегичеву: «Представь себе, что я с лишком восемьдесят стихов, или, лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку; я её вставил между сценою Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою под лестницею и перед тем, как ему обличить её; живая, быстрая вещь, стихи искрами посыпались»(слайд) Мини-исследования, проведенные учащимися (индивидуальная работа) 1) «Пушкин о комедии Грибоедова «Горе от ума» (Медведева Дина) 2) В. К. Кюхельбекер Из «Дневника» (Шеховцова Ольга) 3) Вяземский о «Горе от ума» (ШеховцовАандрей) 4) Н.В.Гоголь о «Горе от ума» (Рудь Илья) 5) А.И.Герцен о комедии (Григорян Эвелина) 6) А.Григорьев о «Горе от ума (Медведева Юлия) Учитель: Мнения и отзывы о комедии Грибоедова "Горе от ума" многочисленны и часто противоречивы, даже если их высказывает одно лицо. Как вы думаете, почему нам важно знать это? (Это помогает сформулировать свою точку зрения и критически на нее посмотреть) 2

3 Учитель: Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы он затронул? (на доску вывешиваем таблички, получается план) 1. Судьба комедии. 2. Её сценическая судьба. 3. Комедия нравов. 4. Образ Чацкого. 5. Взаимоотношения Чацкого и Софьи. 6. Комедия московского света. 7. «Мильон терзаний». 8. Софья Молчалин. 9. Драма Софьи. 10. Крушение надежд Фамусова. 11. Онегин Печорин Чацкий. 12. Кто Чацкий победитель, жертва? Работа в группах. Образ Чацкого. Свои ответы учащиеся подкрепляют цитатами из текста комедии и статьи. 1. «Главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов Чацкий не только умнее всех прочих, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием». Это доказывают его монологи. 3. «У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остёр». Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме». Чацкий готовился серьёзно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», говорит о нём Фамусов, и все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министром и разошёлся не трудно догадаться почему. «Служить бы рад, - прислуживаться тошно!...» О «тоскующей лени, о праздной скуке и помину нет, а ещё менее о «страсти нежной» как о науке и занятии. Он любит серьёзно, видя в Софье будущую жену». 3

4 - Особые нападки со стороны критики были на Софью. А что же Гончаров? Образ Софьи. Нам. Думается, чт о Гончаров во многом оправдывает её. Мы попытаемся доказать это. «В чувстве её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина Но Татьяна деревенская девушка, а Софья Павловна московская, по-тогдашнему, развитая. Между тем она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой Софья удивляется хохоту горничной при рассказе, как она с Молчалиным проводит всю ночь: «Ни слова вольного! - итак вся ночь проходит!» Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели её» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаз, - возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права Ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нём вечного раба. Не её вина, что из этого выходил будущий «муж мальчик, муж слуга идеал московских мужей!» вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте недаром любил её и Чацкий Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достаётся свой «мильон терзаний». «Это - смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию». Что Чацкий жертва, понятно, но почему победитель? Учащиеся пытаются ответить на этот самый сложный вопрос. Помочь им может цитата из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний». «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. 4

5 Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда жертва. Конечно, Павла Афанасьевича Фамусова он не образумил, не отрезвил и не исправил Все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю. Молчалин не может оставаться прежним Молчалиным Горичевы, Загорецкий, княжны все попали под град его выстрелов, и эти выстрелы не останутся бесследны. В этом до сих пор согласном хоре иные голоса, ещё смелые вчера, смолкнут или раздадутся другие и за и против» Цитаты из статьи И.А.Гончарова о значении комедии. 1. «Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и всё живёт своею нетленною жизнью, переживёт и ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности» 2. «Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем больше всего комедия, какая едва ли найдётся в других литературах. Как картина, она, без сомнения, громадна». Учитель: Полемика вокруг «Горя от ума» показала значение комедии в современной общественной борьбе и наметила дальнейшее развитие литературы по пути реализма. Учитель: Злободневный смысл критики Грибоедова сейчас, конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался его современниками. Но в свое время комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно. - А злободневна ли она сегодня? В чем? Учитель: Более двухсот лет прошло с тех пор, как Грибоедов написал свое гениальное произведение. А Фамусовы - в ложах, Скалозубам досталось в генералы, Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения, Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи кто? Нет пьесы живее и современнее, чем "Горе от ума". Так было, так есть, так будет. Истинно великое произведение, каким является "Горе от ума", сопротивляется переоценкам. Для нас важно, что "Горе от ума" - это 5

6 не "черно-белая" сатира на общественный строй. Писателя занимали не "строй", не "система", а социальная психология. А она вовсе не "чернобелая". Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий зачастую говорят об одном и том же. "А все Кузнецкий мост, и вечные французы!" - ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, "чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев". Оба они безусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разделяет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и "мильон терзаний". А "строй", "система" - что ж, они могут меняться, но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб - вечны. И Чацкий вечен. Миллионы людей смеются и негодуют вместе с Грибоедовым. Гнев сатирика-обличителя близок и понятен русскому народу, потому что и ныне он воодушевляет на борьбу против всего косного, ничтожного и подлого, за все передовое, великое и благородное. Борьба нового со старым есть закон нашей русской жизни. Домашнее задание: Эссе «Читая «Горе от ума,» 6

7 Вхожу в мир прошлого я званой гостьей. И оживает тут же образ твой, Понять твой дух всегда и всем непросто, Откройся же сегодня предо мной. Ты был послом, поэтом, музыкантом И гражданином Родины своей. Ты одарен великим был талантом: Понять и примирить людей. Тебе бы жить сейчас и возродить Россию, Поднять из пепла, мглы и толкотни. Ведь сколько бы веков ни пролетело, Проблемы у людей всегда одни. И все же кучка дикарей сумела По варварски твой путь прервать. Обманом, ложью попытались На жизнь твою так подло посягать. Наверно, мало было им той крови, Что проливал в те времена Кавказ, Увы, мы ни на грош не поумнели И продолжаем зверствовать сейчас. Н.Суслова 7


Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной

Сочинение на тему горе от ума жизненные идеалы фамусовского общества Чацкий и фамусовское общество (по комедии Грибоедова Горе от ума). Денис Поваров добавил сочинение, 29 апреля 2014, 18:22, 158 просм.

Ума» Урок литературы в 9 классе. ТЕМА урока: «Внутренняя свобода и несвобода человека» по произведениям Л.Н.Толстого «После бала» и А.С.Грибоедова «Горе от ЦЕЛЬ: На основе сопоставительного анализа героев

21 окт 2013. Download this file (gore3,4.doc) gore3,4.doc, 49 Kb. Download this file (Стихосложение.doc). И.А. Гончаров «Мильон терзаний» (есть в кабинете... несоответствие внешнего и внутреннего, формы

// Софья и Чацкий - родственные души или непримиримые враги? Велите ж мне в огонь: пойду как на обед. Да, хорошо сгорите, если ж нет? А. С. Грибоедов А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как ав тор

Аннотация к рабочей программе по литературе в 6-9 классах Рабочая программа по литературе для 6-9 классов составлена в соответствии с: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29

Лукоянова Татьяна Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Новосельская СОШ Вачского района Нижегородской области. Реализация принципа дифференцированного подхода в обучении на уроках литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ к образовательной программе Учитель: Гайсина Н.М. Тематическое планирование по литературе в 9 классе. 1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы./

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГБОУ ГИМНАЗИЯ 1512 Согласовано.. Зав.кафедрой./Зандман Р.И./ ЛИТЕРАТУРА. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

Пояснительная записка Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009.

Урок по русскому языку в 9 л5 классе Лукьянова Е.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 26» Тема: Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Тип урока: закрепление изученного.

Тема: «О времена! О нравы!» (по «Повестям Белкина» А.С.Пушкина) Проект по литературе для учащихся 6 класса

ВАРИАНТ-1 Читая комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума» сегодня Читая комедию «Горе от ума» сегодня, понимаешь, что в сущности ничего не изменилось Комедия была написана в девятнадцатом веке, а сейчас начало

Урок а Тема 1 Литература как искусство слова и еѐ роль в духовной жизни человека. 2 «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. 3 Сюжет и образная система «Слова» 4Р Художественные

Евгений Онегин герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин... Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным. С самого

Глубокая, всепоглощающая любовь к нашей литературе была основной чертой всей жизни Юрия Тынянова. Лишь поняв и объяснив ее, можно понять и объяснить жизнь самого писателя. И наука его, которой он не переставал

Технологическая карта урока литературы «Повесть А. С. Пушкина «Барышня - крестьянка» Лейкина Л.С., учитель литературы и русского языка первой квалификационной категории, МБОУ СОШ 26 Предмет, класс Учитель

// Мотивы лирики М.Цветаевой Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия развития природного дара. Такой (яркой и

Ах, Александр Андреич Чацкий!... (А.С. Грибоедов «Горе от ума») Любимое произведение, с годами не потерявшее ни свежести, ни актуальности, кладезь афоризмов, живой, настоящий русский язык все это о «Горе

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Билет 1 1. Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши

Www.a4format.ru Фонвизин Д.И., Грибоедов А.С., Островский А.Н. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1989. Пушкин, Гоголь, Белинский, Гончаров о Грибоедове А.С. Пушкин Слушал Чацкого, но

Государственное бюджетное учреждение средняя образовательная школа 541 Курортного района г. Санкт-Петербурга План-конспект урока по литературному чтению в 4 «б» классе Тема: «Они защищали Родину» Учитель:

"Воспитание главной героини, Татьяны Лариной, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» " Автор работы: Мещерякова Наталья Александровна учитель русского языка и литературы ГОУ средней общеобразовательной

Шаблоны сочинении ЕГЭ по русскому Шаблон написания сочинения: 1. Формулировка проблемы. Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся Именно этот вопрос, который не может не беспокоить

Галай Галина Григорьевна, учитель русского языка и литературы квалификационной категории «учитель-методист» ГУО «Речицкая районная гимназия» Тема: "Проблема ума и безумия в комедии А. С. Грибоедова "Горе

Как прокомментировать проблему? Готовимся к ЕГЭ Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Васьковой Ольгой Валерьевной Определение Комментарий рассуждения, пояснительные замечания по поводу

Софья и Лиза являются типичными амплуа классицистической комедии. Но эти. А.С.Грибоедова в пушкинском кругу: статья П.А.Вяземского «Заметки о. 1170799498603 Петр Андреевич Вяземский родился в 1792 году

Урок в 4 классе Учитель Сергеева Татьяна Викторовна ТЕМА: А.С. ГРИН «АЛЫЕ ПАРУСА». Тип урока: Урок закрепления изученного материала Вид урока: комбинированный Технология: критического мышления и информационная

Название реферата: Герои одного времени: Чацкий и Чичиков Вы можете скачать реферат Герои одного времени: Чацкий и Чичиков со следующих. 557146257756 сочинение: герои одного времени: чацкий и чичиков.

Календарно-тематическое планирование по литературе на 203-204 учебный год 9класс Программа: Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5- классы. Авторы составители: Г.И.Беленький, Э.А.Красновский,

Полугодовая административная контрольная работа по литературе, 9 класс (тест) Вариант 1. 1. Древнерусская литература относится к (отметь верный ответ) а) 12 веку; б) 11-13 векам; в) 11-17 векам. 2. «Слово

«ГОРЕ ОТ УМА». КОМЕДИЯ В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ, В СТИХАХ. СОЧИНЕНИЕ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ГРИБОЕДОВА М. 1833. В т. А. Семена. 167 стр. in 8. Наконец вот она, эта знаменитая русская комедия! Наконец она не

«Утверждено» Решением Методического объединения 31.08.2011 Этап обучения Предмет Название 9 параллель литература литература Поурочно-тематический план: Период урока Тема урока Контроль Домашнее задание

Конспект урока литературы в 6 классе по теме «Ритмическая организация стиха. Двусложные размеры стиха» учителя русского языка и литературы МБОУ Стрелихинская СОШ Кесовогорского района Тверской области

Конспект урока по литературе с применением технологии проблемного обучения по теме «Москва грибоедовская», проведенного в 9-ом классе учителем русского языка и литературы Штанчаевой А.А. Оборудование урока:

Согласовано Утверждаю Руководитель МО Директор МКОУ «Нововаршавская гимназия» 204г. Зам. директора по УВР 204 г. 204г. Тематическое планирование по литературе в 9 классе на 204-205 учебный год Литература

Урок литературы в 8 классе после изучения темы «Дневники Анны Франк» (Программа «Школа 2100». авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) Тема: Личный дневник как часть внутреннего мира человека. Пишите письма

Конспект урока по литературе для 6 класса по теме «А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» учителя русского языка и литературы Павловой Оксаны Вячеславовны. Тема: Антон Павлович Чехов. Смех Антоши Чехонте над невежеством,

Министерство иностранных дел Российской Федерации Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением иностранного языка при постоянном представительстве России при ООН в Нью- Йорке, США Рассмотрено:

Вопросы по истории русской литературы (белорусское отделение, заочное) 1. Литературное движение 1800 1815 гг. (Эволюция классицизма, сентиментализма, возникновение романтизма. Литературные общества.) 2.

Урока Тема Дата проведения (неделя, месяц) Знания, умения по теме 1. 2. Введение. I полугодие Древнерусская литература. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. Русская история

ГБОУ НПО ВО «Профессиональное училище 10» Урок-викторина Тема: «Я лиру посвятил народу своему» (по творчеству Н.А.Некрасова) Разработала: Орлова Е.Н. I. Цели урока: Закрепить знания, полученные при изучении

Открытый урок по литературе в 7 классе Учитель: Курпанова Татьяна Петровна Предмет: литература Класс: 7 А класс Тема: «А. Платонов «Юшка». Юшка незаметный герой с большим сердцем» (1 урок) Дата проведения:

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» М.Ю.Лермонтов «Бородино». Конспект урока по литературе. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Учитель: Котмакова

Конспект урока литературного чтения во 2 классе «Борис Житков «Храбрый утёнок» Цель: знакомство с творчеством Бориса Житкова и с содержанием его рассказа. Задачи. Обучающие. Продолжить работу над умением

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту (Задание С1 ЕГЭ по русскому языку) Экзаменационное задание ЕГЭ по русскому языку. Часть А: 30 задание с выбором ответа 31 балл. Часть В:

Конспект классного часа по теме: «любовь нечаянно нагрянет...» Цель: Раскрыть понятие «Любовь» Задачи: - Содейтсвовать развитию гуманных отношений между юношами и девушками. - Способствовать воспитанию

В 2016 ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 185 лет комедии А.С. Грибоедова «ГОРЕ ОТ УМА». Нельзя изучать жизнь и творчество ГРИБОЕДОВА, не обращаясь к ПУШКИНУ. В их судьбе и творчестве много поразительных совпадений, порой

«Утверждаю»: Директор МБОУ «СОШ 26» А.Г. Елизарова Принято решением педагогического совета (протокол от г.) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 26»

Павлова Наталья Никифоровна Урок литературы в 9 классе по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Тема: Две встречи и два письма Онегина и Татьяны. «Не такова Татьяна: это тип твердый, стоящий твердо на

С. Рудь РАБОТА НАД ЛИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Один из принципов организации школьного анализа текста - учет родовой и жанровой специфики произведения - требует от учителя знания основных

«Создаем лучшие практики в формате ФГОС» Урок литературного чтения во 2-г классе 11.12.2015 Учитель Патрушева Г.Б. «Апробируем новые технологии» (из опыта использования деятельностного подхода на уроках

План-конспект показного занятия Тема: Русский литературный язык в современном обществе. Цели: привлечь внимание учащихся к проблемам русского литературного языка, способствовать развитию интереса к русскому

Консультация для родителей «Воспитание сказкой - радость встречи с книгой» Радость встречи с книгой Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком

Урок литературы в 5 классе Тема: «Славный он был мужик» (по рассказу И.С. Тургенева «Муму») Цель урока: учить школьников находить и использовать средства создания литературного героя в тексте художественного

Валентин Распутин родился 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. Рос Валентин в деревне Аталанка. Пошел в школу в

Содержание 1. Разработчики 3 2. Формы проведения вступительного испытания 3 3. Требования к уровню подготовки абитуриентов 3 4. Программа вступительного экзамена по русской литературе 4 5. Критерии оценивания

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МАРАКАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА» Согласованно Зам.директора по УВР Слюсаренко О.И. 02.09.2015 Утверждаю Директор школы

1 Аннотация рабочей программы дисциплины «Литература» Цель и задачи дисциплины Цель дисциплины изучение современного состояния развития литературы и методов литературы как науки; ознакомление с наиболее

Тема: Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.А.Бунина «Цифры» Педагогические цели урока: Создать условия для совершенствования навыка анализа эпического произведения малой формы. Проверить

МКОУ «Узнимахинская ООШ» УРОК: «Итак, она звалась Татьяной» (А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Выполнила: Учитель русского яз.и литературы Ибрагимова Байгинат Я. 2013-2014уч.год. Итак, она звалась Татьяной.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГОРОДСКОЙ» ИМ.С.А.ШМАКОВА г. ЛИПЕЦКА Беседа «Журналистика Александра Сергеевича Пушкина» в рамках городской воспитательной

МАОУ Новоильинский агротехнический лицей Конспект урока литературного чтения для 2-го класса Тема: Народная мораль в характере главных героев Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» Выполнила: Красноярова Екатерина

Грибоедов писал пьесу два года (1822-1824). Поскольку Александр Сергеевич служил дипломатом и считался влиятельным человеком, он рассчитывал, что его творение легко пройдет цензуру вскоре станет полноценным спектаклем. Однако вскоре он понял: комедии «нет пропуску». Удалось опубликовать лишь фрагменты (в 1825 году в альманахе «Русская Талия»). Весь текст пьесы был издан много позже, в 1862 году. Первая театральная постановка состоялась в 1831 году. Однако в рукописных списках (самиздате того времени) книга распространилась стремительно и стала очень популярной среди читающей публики.

Особенность комедии

Театр – самый консервативный вид искусства, поэтому в то время, как в литературе развивались романтизм и реализм, на сцене все еще господствовал классицизм. Пьеса Грибоедова сочетает в себе черты всех трех направлений: «Горе от ума» по форме классицистическое произведение, но реалистичные диалоги и проблематика, относящаяся к реалиям России 19 века, сближают его с реализмом, а романтический герой (Чацкий) и конфликт этого героя с обществом – характерное противопоставление для романтизма. Как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность? Автору удалось гармонично сплести противоречивые компоненты воедино за счет того, что он был блестяще образован по меркам своего времени, часто путешествовал по миру и читал на других языках, поэтому впитал новые литературные веяния раньше других драматургов. Он не вращался среди писателей, служил в дипломатической миссии, а потому его сознание было свободно от многих стереотипов, которые мешали авторам экспериментировать.

Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру. Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический. Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова. В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль. Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей.

Конфликт. Композиция. Проблематика

В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта : частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).

Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов. В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.

Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.

Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи. Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).

Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»

В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.

Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке. К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха. Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.

Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России. Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем. Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.

Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты. Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф. Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».

Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума» : например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.

Почему комедия Грибоедова «Горе от ума» сейчас читаема?

В настоящее время люди часто используют цитаты Грибоедова, сами того не ведая. Фразеологизмы «свежо предание, а верится с трудом», «счастливые часов не наблюдают», «и дым отечества нам сладок и приятен» — все эти крылатые фразы знакомы каждому. Пьеса до сих пор актуальна за счет легкого афористичного авторского стиля Грибоедова. Он одним из первых написал драму на настоящем русском языке, на котором говорят и думают люди до сих пор. Тяжеловесный и напыщенный лексикон его времени не запомнился современнику ничем, но новаторский слог Грибоедова нашел свое место в языковой памяти русского народа. Можно ли назвать пьесу «Горе от ума» актуальной в 21 веке? Да, хотя бы потому, что мы говорим его цитатами в повседневной жизни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

После публикации в «Русской Талии» критика, уже знакомая по спискам с «Горем от ума», получила возможность широко обсудить комедию на страницах печати. Среди многочисленных откликов следует выделить отзыв А. С. Пушкина. Пушкин, по его собственному признанию, при чтении комедии «наслаждался» и особенно отметил меткость языка. В то же время он сделал ряд принципиальных замечаний, касавшихся нарушения правдоподобия характеров и немотивированности комедийной интриги. В письме к П. А. Вяземскому он писал: «...Во всей комедии ни плана, ни мысли главной, ни истины.

Чацкий совсем не умный человек - но Грибоедов очень умен». В письме к А. А. Бестужеву Пушкин несколько смягчил свою оценку, но в отношении Чацкого остался тверд: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов». Пушкин воспринимал «Горе от ума» в русле европейской комедии об «умнике». Он усмотрел непоследовательном Грибоедова в том, что Чацкий замечает глупость Решетилова, а сам оказывается в таком же странном и сомнительном положении: проповедует среди тех, кто понять его не может, и говорит тогда, когда его никто не слушает. Чем в таком случае он умнее Фамусова или Решетилова? Чацкий высказывает умные мысли. Откуда он их взял, если он не умен? Их сообщил ему Грибоедов. Следовательно, Чацкий - передатчик идей Грибоедова, герой-резонер, доносящий до зрителей авторскую точку зрения 1 . Как герой-резонер, Чацкий получает возможность непосредственно обращаться к зрителям. Но тогда существенно ослабевает его связь с действующими лицами, которых он не замечает и не слышит. Получается, что, лишившись такого взаимодействия, герой и по этой причине попадает в комические, смешные положения.

Конечно, Пушкин хорошо понимал, что дискредитация Чацкого не входила в намерение Грибоедова, но невольно произошла потому, что Грибоедов не преодолел до конца правил драматургии классицизма. Так называемый реализм «Горя от ума» еще очень условен, xoтя в комедии сделан решительный шаг в реалистическом направлении, особенно в передаче нравов и характеров об- щества, в языке и стихе. Слабость воплощения замысла заключалась в том, что автор присутствовал в комедии, тогда как в подлинно реалистической драматургии он не должен обнаруживать себя. Авторская мысль обязана вытекать из взаимодействия персонажей.

1 Чацкого связывают с Грибоедовым некоторые общие ощущения: автор «Горя от ума», так же как его герой, переживал драматический разлад между мечтательностью и скептицизмом; он говорил о себе, что чувствует себя гонимым человеком, которого не понимают oкружающие, что мечтает о том, «где бы найти уголок для уединения. Вместе с тем Грибоедов сделал ощутимые попытки представить Чацкого самостоятельным лицом, а не рупором автора, наделив героя чертами, свойственными его знакомым. Однако в целом дистанция, разделяющая Грибоедова и Чацкого, невелика. Так, избавлением от мечтательства и преодоление его - это душевный путь не только Чацкого, но и создателя его образа.