Настроение которое создает картина после дождя. «Описание по картине А

При взгляде на картину Александра Герасимова «После дождя», необыкновенно остро ощущается атмосфера, переданная талантливой кистью художника.

С удивительной ясностью мы видим летний день, тепло и негу которого, нарушила, неожиданно пришедшая гроза. Темная туча, закрывшая ясное небо, умыла струями дождя, зеленый сад и нагретую солнцем террасу. Ливень был настолько неожидан, что с террасы не успели убрать лакированный стол, теперь блестящий от дождевой воды, вазу с пышным букетом цветов, и стакан, то ли уроненный в спешке, то ли упавший под ударами упругих струй и ветра. Темнота, которую принесла с собой непогода, отступила и открыла, еще неяркое, подернутое серой дымкой небо, плачущие запоздалыми каплями деревья и залитую дождем летнюю террасу.

Кажется, что тончайшим ароматом наполнен каждый штрих картины. Пейзаж напоен свежестью и душистыми, кружащими голову запахами. От земли поднимается легкий пар, влажные половицы и перила террасы отражают блики несмело льющегося света. Возникает ощущение, будто мир вокруг обновился, стал отчетливее и нежнее.

Настолько точно написать минуты летнего затишья после грозы, Александру Михайловичу удалось с помощью невероятно искусного сочетания цветов в палитре картины. Насыщенные темно-зеленые оттенки, контрастно перекликаются с нежными, светло-зелеными красками травы, освещенной мягкими лучами солнца. Чем темнее тени пропитанной влагой деревянной террасы, тем ярче выписаны пятна света на ее перилах.

Живописный пейзаж притягивает взгляд зрителя, пробуждая непреодолимое желание проникнуть в этот напоенный ароматами сад, прикоснуться к влажным лепесткам сорванных цветов и протянув руку, стряхнуть капли с печальной сирени на скользкие от воды перила. Почувствовать всё то, что так потрясло душу художника в час, когда он вышел на террасу и увидел чудесное преображение природы после дождя.

Сочинение по картине Герасимова После дождя 6 класс

Удивительная картина «После дождя» Александра Герасимова получила еще одно название - «Мокрая терраса». Неслучайно это полотно, написанное в 1935 году, заняло достойное место в фондах Третьяковской галереи. Можно утверждать, что равной ей по мастерству в передаче ощущения момента, пожалуй, нет.

Глядя на картину, сразу мысленно переносишься в летнюю пору, в загородный дом с террасой и садом. Художник сам рассказал однажды об истории создания этой картины. В теплый и солнечный день Герасимов работал на террасе над групповым портретом своей семьи. Вдруг внезапно набежали тучи, поднялся ветер и начался сильный дождь. Все домашние художника убежали в дом. Дождь, как это часто бывает летом, быстро окончился, небо стало ясным и яркие лучи солнца осветили все вокруг.

Художник вышел на террасу и увидел эту необыкновенную картину, которая его очаровала. Он тут же взял готовый подрамник с холстом и начал писать с натуры. Через три часа художник завершил картина. Говорят, Александр Герасимов очень любил эту свою работу.

На картине мастерски запечатлен момент, когда сильный дождь только что прекратился. Смотришь на мокрые перила террасы, сиденье скамьи, деревянные доски пола и удивляешься, как можно было так реалистично, несколькими светлыми мазками, передать фантастический эффект мокрой поверхности. Кажется, стоит прикоснуться рукой, и ощутишь влажную прохладу дождевой воды.

Мокрая терраса написана в великолепной цветовой гамме. Светлые доски пола контрастируют с темным лаковым столиком на изящных ножках, поверхность стола тоже влажная от дождя. В центре стола кувшин из прозрачного стекла с чудесным букетом в пастельных тонах. Нежные розовые лепестки от напора дождевой воды опали на блестящую поверхность, сильный дождь опрокинул стоявший рядом стакан.

Вокруг террасы виден сад с густой зеленью. Художник потрясающе передал, как блестят на солнце капли дождя, застывшие на листьях куста сирени и деревьях. Справа на полотне виден угол дома, а дальше, за густой зеленью, хозяйственные постройки. Если террасу лучи солнца только начинают освещать, то дальний план картины получился светлым под сияющим солнышком, которое вскоре просушит все вокруг – листья деревьев, землю, постройки.

Уникальность этой картины в том, что Александру Герасимову удалось в своем пейзаже передать необычное настроение человека, который вышел после дождя и увидел эту игру солнечных лучей на мокрой поверхности. Ощутил свежий запах мокрой зелени и омытых дождем деревянных досок. Получить такой потрясающий эффект мало кому в живописи удавалось.
«После дождя» - очень жизнеутверждающее полотно.

Картина дарит радость ощущения прекрасного в самом обыкновенном событии – внезапном летнем дожде, который сначала постучал по крыше крупными каплями, а затем пролился на землю потоками воды, наполнив все вокруг ароматами садовых цветов и зелени. Кажется, пройдет еще несколько минут, все вокруг просохнет от воды и жизнь привычно пойдет своим чередом. Художник остановил прекрасное мгновение летнего дня и подарил его нам.

Сейчас читают:

  • Быт и нравы города Калинова в пьесе Гроза Островского сочинение

    Русская литература по праву считается одной из величайших в мире. А также на ней лежит большая ответственность не только за культурное просвещение, но еще она является лицом государства. По некоторым произведениям можно составить представление

  • Проблематика романа Герой нашего времени сочинение

    Проблематика данного романа многоплановая. Здесь раскрыты философская и нравственная темы, рассмотрены проблемы любви и дружбы, добра и зла, смысла бытия и фатума, проблемы личности и общества.

  • Сочинение опишите какую-нибудь вещь, игрушку, предмет обихода 5 класс

    У меня есть старый мишка, мягкий медвежонок. Очень старый. У него один ненастоящий глаз и солдатской блестящей пуговицы, и нижние лапы пришиты не на свои места. Раньше им играла моя сестра, а до нее мишкой играла мама. Когда я был маленьким,

  • Во все времена, самой популярной темой в искусстве, является материнство. Очень хорошую и трогательную картину на эту тему написал один из известных художников - Нечитайло Василий Кириллович, полотно называется «Материнство».

  • Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2 класс

    Картина Саврасова «Грачи прилетели» изображает типичный пейзаж русской деревни где-то в средней полосе России. Об этом наглядно говорят растущие тут берёзы. Скорее всего, это окраина деревни, т.к. на дальнем плане видны черные земли пашни.

Холст, масло. 78 х 85
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 22501

К 1935 году, написав множество портретов В. И. Ленина, И. В. Сталина и других советских руководителей, А. М. Герасимов выдвинулся в крупнейшие мастера соцреализма. Устав от борьбы за официальное признание и успех, он уехал отдохнуть в свой родной и любимый город Козлов. Здесь и была создана «Мокрая терраса».

Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.

Митя, скорее палитру! - закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину. Картина, которую брат назвал „Мокрая терраса“, возникла с молниеносной быстротой - она была написана в течение трех часов. Наша скромная садовая беседка с уголком сада получила под кистью брата поэтическое выражение».

Вместе с тем картина, возникшая спонтанно, написана неслучайно. Живописный мотив освеженной дождем природы привлекал художника еще в годы учения в Училище живописи. Ему удавались мокрые предметы, крыши, дороги, трава. Александр Герасимов, быть может, сам не догадываясь, шел к этой картине долгие годы и подспудно хотел увидеть воочию то, что мы сейчас видим на полотне. В противном случае он мог просто не обратить внимания на залитую дождем терраску.

В картине нет натужности, нет переписанных кусков и придуманного сюжета. Она действительно написана на одном дыхании, таком же свежем, как и дыхание зеленой листвы, омытой дождем. Образ подкупает непосредственностью, в нем видна легкость чувств художника.

Художественный эффект картины во многом предопределила высокая живописная техника, построенная на рефлексах (См. фрагмент). «На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на мокрую поверхность стола - розоватые, голубые. Тени красочны, даже многоцветны. Отражения на покрытых влагой досках отливают серебром. Художник использовал лессировки, нанося поверх просохшего слоя новые слои краски - полупрозрачные и прозрачные, словно лаковые. Наоборот, некоторые детали, например садовые цветы, написаны пастозно, подчеркнуто фактурными мазками. Мажорную, приподнятую ноту вносит в картину контражур, прием освещения сзади, в упор, крон деревьев чем-то отдаленно напоминающих мерцающие витражи» (Купцов И. А. Герасимов. После дождя // Юный художник. 1988. № 3. С. 17.).

В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Я полагаю, что это лучшая картина А. М. Герасимова. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.

Подготовка к сочинению по картине А.М. Герасимова «После дождя» Выполнила презентацию учитель русского языка и литературы МБОУ ООШ № 17 а. Псебе Пащенко С.Н.

Цели: познакомить учеников с произведением русской живописи начала 20 века; собрать материалы, необходимые для написания сочинения; способствовать обогащению речи учащихся, расширению их кругозора путем ознакомления с произведениями живописи

Давайте повторим Жанры живописи Портрет Натюрморт пейзаж Типы текстов Повествование Описание Рассуждение

Александр Михайлович Герасимов

Семейный портрет А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.

К 1935 году, написав множество портретов В. И. Ленина, И. В. Сталина и других советских руководителей, А. М. Герасимов, устав от борьбы за официальное признание и успех, уехал отдохнуть в свой родной и любимый город Козлов. Здесь и была создана « Мокрая терраса ».

История создания картины «После дождя» Я сделал этюд в два часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг. От свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался под руками подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять или добавлять, - настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами.

Беседа по картине Что изображено на картине? К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова? По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь? Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя? У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел? К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение? А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)»

Опишите, что вы видите. Круглый стол, букет цветов в кувшине, резные ножки стола, опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей, тени от предметов.

Словарная работа. Летн ий дождь; всё напоен о влагой; всё бл е стит; свеж ая, умыт ая ливнем листва; на передн ем и задн ем плане; пл а м е неют в стекля нн ом гр а фине розы; влажный блеск, нея ркий солнечный свет; всп о м и наю тс я строки из стих о творения А.Я.Яшина; опр о кинутый ст а кан; скво з ь густую з е лёную л и ству в и дна крыша с а рая; ощ у щае тс я свеж е сть воздуха и тиш и на; те рр аса, п е рила.

А. Яшин После дождя Дождик прошёл по садовой дорожке. Капли на ветках висят, как серёжки. Тронешь берёзку - она встрепенётся И засмеётся. До слёз засмеётся. Дождь прошуршал по широкому лугу. Даже цветы удивились друг другу: В чашечках листьев, на каждой травинке По огонёчку, по серебринке.

Синтаксис. Пунктуация. Запишите предложения, расставьте знаки препинания: Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина После дождя Капли на ветках висят как серёжки В чашечках листьев на каждой травинке по огонёчку по серебринке. Всё блестит на переднем плане перила скамья пол на террасе и крышка стола. Пламенеют в стеклянном графине розы на них тоже висят капельки дождя. Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента который наступает сразу после дождя.

Проверь себя Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят, как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке ». Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя. Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.

Отрывок из повести Л. Н. Толстого « Отрочество» «Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом ».

Подберем синонимы, чтобы избежать повторов. Картина - полотно, пейзаж Художник - живописец, пейзажист Нарисовал - изобразил, показал

Цвет и настроение Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады. Художник очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.

Примерный план 1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя». 2. Мокрая терраса. 3. Сад после дождя. 4. Колорит картины. 5. Настроение, которое создаёт картина.

«После дождя» - один из лучших пейзажей художника Александра Михайловича Герасимова. К ак и другие, эта картина отличается простотой, ясностью и праздничностью. Только что прошел сильный летний дождь. Он оставил свои следы на всем. Пропитались влагой кусты и деревья. На мокрых ветках блестит свежая, умытая ливнем листва. «Капли на ветках висят, как сережки», так написал поэт А. Я. Яшин. И еще вспоминаются строки из его стихотворения «После дождя»: «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонечку, по серебринке ». Блестит всё: и крыша сарая, вдали, на заднем плане, и то, что находится на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе, крышка стола. Всё напоминает о бушевавшей стихии. На всех этих предметах еще много воды. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя. А рядом лежит опрокинутый стакан: видно, дождь был сильный. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет, пробивающийся сквозь расступающиеся облака, и отчетливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступил сразу после дождя.

Домашнее задание Написать черновик сочинения

СПАСИБО ЗА РАБОТУ

Литература: Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) - М.: Просвещение, 20013. Ходякова Л.А. Использование живописи в преподавании русского языка. - М.: Просвещение. 1983 Интернет-ресурсы: Российский общеобразовательный портал. Коллекция: МХК. Герасимов А.М. - http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=%2016527 шаблон - http://whynotra.moy.su/_nw/14/15329.jpg Картины А.М.Герасимова: http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger00avtoportret.jpg http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6487 http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=6457 http://www.amgerasimov.michmuzei.ru/paints/ger04tropinka.jpg http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terrasa.jpg Дом-музей - http://www.tstu.ru/win/kultur/kul_img/mus_img/ger_img/terr.jpg После дождя - http://www.e1.ru/fun/photo/view_pic.php/p//view.pic

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Учитель – Пащенко Светлана Николаевна, МБОУ ООШ №17 а. Псебе

Тема : «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».

Цели

образовательные : познакомиться с краткой биографией художника, учить «читать» картину, собирать рабочие материалы к сочинению;

развивающие : развивать устную и письменную связную речь, творческие способности и эмоциональную сферу, интерес к живописи, расширять словарный запас, формировать навыки совместной работы в группе;

воспитательные : воспитывать чувство любви к природе, родному краю.

Тип урока : урок развития речи

Технология : урок-мастерская

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая (ребята работают в группе)

Оборудование : презентация; репродукция картины «После дождя», портрет художника, мольберт, кисти, краски, аудиозапись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц», раздаточный материал – отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество», учебник, толковые и орфографические словари.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте ребята. Вы находитесь в мастерской художника. Что вы здесь видите? (Мольберт, краски, эскизы, холсты…) С их помощью художник создаёт картину, настоящее чудо, которое живёт и радует нас веками. Мы с вами сегодня тоже попробуем себя в роли художников, да только не обычных, а художников инструментом которых будет слово.

2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей. Индукция.

Закройте, пожалуйста, глаза. Послушайте записи.

(Включается запись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц».)

Какую картину вы представили? Расскажите.

Нравится ли вам летний дождь? Представьте, что вы вышли после грозы на улицу. Что вы увидели? Что ощутили? (Обмен впечатлениями.) Вот и сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)» (Слайд 1) и поговорим о том, что увидел художник А. М. Герасимов после дождя, когда вышел на свою террасу.

Давайте повторим. Какие жанры живописи вы знаете? Какие типы текста? (слайд 3)

Вам интересно узнать о художнике и о том, как появилась эта картина?

3. Рассказ о художнике и его картине. (слайды 4-7)

А.М. Герасимов родился в купеческой семье в Козлове (ныне Мичуринск), учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Портретист, пейзажист, мастер тематической картины. Народный художник СССР, действительный член АХ СССР, доктор искусствоведения.

Художник А. М. Герасимов долгое время жил в Москве и был кремлёвским живописцем: писал картины вождей Сталина, Ленина, других руководителей страны. Но вскоре он переезжает в родной город Козлов (сейчас это город Мичуринск Тамбовской области). Он очень любил свой дом, сад. Особенно ему нравилось наблюдать за природой во время дождя или после него. Его сестра вспоминала, что однажды его потряс вид их сада после сильного летнего ливня. Художник закричал своему помощнику, чтобы тот быстрее дал ему кисть и палитру. Так за три часа была создана картина «После дождя», которую Герасимов считал одной из лучших своих полотен.

Что интересного о художнике и его картине вы услышали? (Картина «После дождя» была создана за три часа!)

4. Формулировка темы и задачи урока.

Художник работает с помощью красок, а мы будем в нашей мастерской работать с помощью слова. Скажите, а что можно придумать из слов? Правильно. Словосочетания, предложения, текст. А какой текст можно составить о картине? (Рассказ, сочинение.) Сформулируйте тему урока. («Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя».)

Что, по-вашему, значит - написать сочинение по картине?

Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в картине (композиция, цветовая гамма). Передать свое отношение к изображенному на полотне, свои мысли, чувства.

А как подготовиться к сочинению?

Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился хороший текст; составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать его.

Вот вы и сказали задачи нашего урока. Скажите, а зачем мы сели группами?

Мы будем работать вместе, слушать друг друга и помогать друг другу.

Правильно. Но не спешите взять себе чужое, может быть, ваш вариант тоже хороший, ведь девиз нашей мастерской – «Вы все способны!».

5. Лексическая работа. Деконструкция.

Выделите ключевые слова в названии картины. Запишите их в столбик. Дождь, терраса, мокрая. Объясните слово «терраса». Можете посмотреть значение слова в толковом словаре. (Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.) Обратите внимание, как пишется это слово.

Можно ли увидеть в нашей местности террасы?

Террасы строят в средней полосе России, на юге, у нас же, на севере, рядом с домами стоят веранды.

Подберите синонимы к словам «дождь», «мокрая». (Чтение вслух синонимов.) Для чего нужно их подобрать? Чтобы избежать повторов. Подберите прилагательные к существительным «терраса», «дождь». Прилагательные обогащают содержание предложения, с помощью которых будем составлять текст.

6. Повторное рассматривание картины. Деконструкция и социализация (слайд 8)

Что изображено на картине?

К какому жанру вы отнесете картину А.М. Герасимова?

По каким деталям картины мы догадываемся, что только что прошел дождь?

Удалось ли художнику передать ощущение свежести после дождя?

У картины два названия. Как вы думаете почему? Какое из названий более точно передает авторский замысел?

К какому типу текста будет отнесено ваше сочинение?

Опишите, что видите (слайд 9) Круглый стол, букет цветов в кувшине, резные ножки стола, опрокинутый стакан, блеск мокрых поверхностей, тени от предметов.

7. Проведём словарную работу (слайд 10): Запись в тетрадях

Летн ий дождь; всё напоен о влагой; всё бл е стит; свеж ая , умыт ая ливнем листва; на передн ем и задн ем плане; пл а м е неют в стекля нн ом гр а фине розы; влажный блеск, нея ркий солнечный свет; всп о м и наю тс я строки из стих о творения А.Я.Яшина; опр о кинутый ст а кан; скво з ь густую з е лёную л и ству в и дна крыша с а рая; ощ у щае тс я свеж е сть воздуха и тиш и на; те рр аса, п е рила.

8. Обращение к дополнительным источникам. Разрыв. (слайд 11)

О том, что происходит в природе после дождя, пишут и поэты, и писатели - мастера слова. Послушайте одно стихотворение (читает наизусть подготовленный ученик). Что общего в стихотворении и на картине? Это стихотворение поэта А. Яшина «После дождя». Оно есть у вас в учебнике. Какие необычные слова нашёл поэт, чтобы ярче показать изменения в природе? Сравните со своим текстом, есть ли у вас какие-то необычные слова. Посмотрите в группе, какие слова из стихотворения подойдут к нашей картине. Выпишите их. Подумайте, есть ли здесь художественные средства. («Капли на ветках висят, как серёжки» - сравнение, «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке» - метафора.) Какова роль этих художественных средств? Можно ли использовать эти строчки в сочинении? Как это оформить?

Синтаксис. Пунктуация. Составим предложения и запишем их в тетрадь, проверим написанное. (слайды 12-13)

  1. Вспоминаются строки из стихотворения А.Я.Яшина «После дождя»: «Капли на ветках висят, как серёжки», «В чашечках листьев, на каждой травинке по огонёчку, по серебринке».
  2. Всё блестит на переднем плане: перила, скамья, пол на террасе и крышка стола.
  3. Пламенеют в стеклянном графине розы, на них тоже висят капельки дождя.
  4. Кругом влажный блеск и неяркий солнечный свет, и отчётливо ощущается свежесть воздуха и тишина того момента, который наступает сразу после дождя.

Перед вами отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Прочитайте его выразительно (слайд 14):

«Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом».

Какое настроение у героя Толстого рождает весенний дождь?

Похожи ли ваши ощущения, которые вы испытываете, глядя на картину, и ощущения героя?

Найдите те сочетания, которые можно использовать в сочинении.

Обратите внимание, какие удивительные слова находят мастера слова, чтобы выразительнее показать картину, точнее выразить ощущения героев. Будем учиться такому мастерству.

Подберём синонимы, чтобы избежать повторов (слайд 15)

  • Картина - полотно, пейзаж
  • Художник - живописец, пейзажист
  • Нарисовал - изобразил, показал

9. Обсуждение путей анализа картины.

Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину? (Терраса.) Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом задний план.)

О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? (О красках, которые использовал художник)

А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся хорошим настроением.)

Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.

10. Разговор о цветовом оформлении картины. (слайд 16)

Какие краски использовал художник? Запишите в тетради. Выскажитесь в группе и скажите вслух.

Почему художник использовал именно эти краски?

Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ, передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые, бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех предметах рождает ощущение прохлады.

А что вы можете сказать о художнике – авторе картины? (Он очень любит свой сад, родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.)

11. Разговор о настроении зрителей (учащихся).

Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 1-2 предложения.

12. Составление плана. Социализация. (слайд 17)

Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Затем обсудите их в группе и выделите лучшие. Прочитайте их вслух. (Может быть примерно такой план:

1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя».

2. Мокрая терраса.

3. Сад после дождя.

4. Колорит картины.

5. Настроение, которое создаёт картина.

13. Составление текста. Реконструкция.

Скажите, можем ли мы теперь составить текст? Составьте свой текст, опираясь на имеющийся материал. Затем прочитайте его в группе. Обсудите. Решите, чьи тексты удачнее. Мы их с удовольствием послушаем. Удачи вам! Помните: вы все способны!

14. Заслушивание лучших текстов, выступления групп. Оценка других групп. Афиширование. (слайд 18)

Что понравилось в сочинении? Удачные моменты?

Чем нужно дополнить?

15. Домашнее задание. (слайд 19)

Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными впечатлениями и написать черновик сочинения.

16. Рефлексия.

Чему вы сегодня научились?

Какое открытие вы сегодня сделали?

Какое у вас настроение?

Понравилось ли работать группой?

Кто из товарищей удивил? Чем?

Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?

Список использованной литературы.

1.Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /(М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.Т. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский) - М.: Просвещение, 20013.

  • После дождя -
  • Александр Михайлович Герасимов - яркий представитель соцреализма в живописи. Прославился он портретами, изображающими партийных лидеров. Но есть в его творчестве и очень лиричные работы, пейзажи, натюрморты, изображения русского быта. Благодаря им и известен сегодня «После дождя» (описание картины, история создания, выразительности) - вот тема этой статьи.

    биографическая справка

    Герасимов А.М. родился в семье купца из города Козлова (современный Мичуринск) Тамбовской области 12 августа 1881 года. В этом городке прошли его детство и юность, сюда он любил приезжать и тогда, когда стал известным художником.

    С 1903 по 1915 год обучался в московском художественном училище, сразу после окончания которого был мобилизован на фронт, шла Первая мировая война. С 1918 по 1925 художник жил и работал в родном городе, а затем вернулся в Москву, вступил в ассоциацию художников и через несколько лет стал ее президентом.

    Герасимов А.М. пережил периоды взлетов и падений, был любим художником Сталина, получил большое количество профессиональных наград и званий. А во времена Хрущева попал в немилость.

    Умер художник в 1963 году, за 3 недели до своего 82 дня рождения.

    Творческий путь художника

    Герасимов учился у крупнейших живописцев конца XIX - начала XX веков - К.А. Коровина, А.Е. Архипова, В начале творческого пути он писал преимущественно картины народного быта, изображал русскую природу с ее скромной и трогательной красотой. В этот период были созданы: «Рожь покосили» (1911), «Зной» (1912), «Букет цветов. Окно» (1914).

    В советское время художник обратился к У Герасимова обнаружился талант удивительно точно схватывать характерные черты, добиваясь большого портретного сходства. Постепенно среди героев его полотен начинают преобладать люди высокопоставленные, партийные лидеры и вожди: Ленин, Сталин, Ворошилов и другие. Его картины отличаются торжественным настроением и не лишены несколько плакатного пафоса.

    К середине 30-х годов XX века художник стал крупнейшим представителем соцреализма в живописи. В 1935 он уехал в родной город, чтобы отдохнуть от работы и провести время со своей семьей. Именно в Козлове написал А.М. Герасимов «После дождя» - картину, которая принесла ему славу прекрасного пейзажиста.

    В годы сталинского правления Герасимов занимал ответственные руководящие посты. Возглавлял Московское отделение Союза Художников, Ассоциацию советских художников, Академию художеств СССР.

    История картины «После дождя» Герасимова

    Об истории создания картины рассказала в свое время сестра художника. Семья отдыхала на террасе своего дома, когда неожиданно начался сильный дождь. Но Александр Михайлович не стал прятаться от него, как это сделали остальные домочадцы. Он был потрясен тем, как капли воды, скопившиеся на листве, на полу, на столе, переливаются разными цветами, каким свежим и прозрачным стал воздух, как, обрушившись на землю ливнем, начинало светлеть и проясняться небо. Он велел принести ему палитру и всего лишь за три часа создал потрясающий по своей выразительности пейзаж. Назвал эту картину художник Герасимов - «После дождя».

    Однако пейзаж, написанный так быстро и стремительно, не был случайным в творчестве художника. Еще во время обучения в училище он любил изображать мокрые предметы: дороги, растения, крыши домов. Ему удавалось передать блики света, яркие, омытые дождем краски. Возможно, многие годы шел к этому пейзажу А.М. Герасимов. «После дождя» стала итогом творческих исканий в этом направлении. Не было бы такой предыстории, не увидели бы мы описываемого полотна.

    А.М. Герасимов «После дождя»: описание картины

    Сюжет картины удивительно прост и лаконичен. Угол деревянной террасы, букет цветов на круглом обеденном столе и сочная зелень листвы, составляющая фон. По блеску деревянных поверхностей зритель понимает, что недавно закончился сильный дождь. Но влага не создает ощущение сырости и неуюта. Наоборот, кажется, что ливень приглушил летний зной и наполнил пространство свежестью.

    Чувствуется, что картина создана на одном дыхании. В ней нет натужности и тяжеловесности. Она впитала настроение художника: легкое, умиротворенное. Зелень деревьев и цветы в букете написаны слегка небрежно. Но зритель легко прощает это художнику, понимая, что тот торопился, чтобы успеть уловить это прекрасное мгновение гармонии с природой.

    Выразительные средства

    Этот пейзаж (А.М. Герасимов «После дождя»), описание картины, выразительные средства, использованные художником, дают искусствоведам основание говорить о высокой живописной технике автора. Несмотря на то что картина выглядит просто и даже небрежно, в ней проявился талант мастера. Дождевая вода сделала краски более насыщенными. Деревянные поверхности не только блестят, но и отражают цвет зелени, цветов и солнца, отливают серебром и золотом.

    Привлекает внимание и опрокинутый стакан на столе. Такая, казалось бы, незначительная деталь многое проясняет, делает сюжет легко читаемым. Становится понятно, что дождь начался неожиданно и стремительно, застал людей врасплох, заставил их спешно собирать со стола посуду. Только один стакан да букет садовых цветов были забыты.

    Одной из своих лучших работ считал сам А.М. Герасимов - «После дождя». Описание картины, представленное в этой статье, показывает, что эта работа одна из самых значительных не только в творчестве художника, но и во всей советской живописи.

    Художник Герасмов создал картину под названием После дождя. Когда я ее увидела, то и себе захотелось повесить такую картину где мы видим мокрую террасу после дождя и если мне когда-нибудь встретится репродукция картины Герасимова, я обязательно ее куплю и повешу себе в комнату. А пока мне предстоит выполнить задание по литературе и написать по картине Герасимова -описание для 6 класса.

    А. Герасимов «После дождя» картина

    Итак, рассказ по картине «После дождя» Герасимова я начну с общего впечатления, а оно только приятное. Когда я увидела картину, то не появилось унылого настроения, как это часто бывает после дождя. Глядя на картину не чувствуется прохлада, которая также опускается на землю после непогоды. Наоборот, картина веет свежестью, чистотой, от нее исходит какое-то неописуемое тепло.

    Продолжу описание картины Герасимова тем, что именно я вижу на картине. Итак, сразу мы видим часть террасы, где расположена лавка, а также стоит стол. На столе стоит ваза с цветами, правда, капли дождя часть лепестков сбили и они лежат на столе. От влаги, листья полностью прилипли к столу. А рядом на столе лежит стакан. Может, его опрокинул ветер, а возможно, люди, которые незадолго до проливного дождя отдыхали на террасе, в спешке зацепили стакан и он перевернулся.

    На полу, на столе, на лавке, куда ни посмотри, всюду лужи, все мокрое и блестит на солнце, которое постепенно пробивается через тучи.

    На заднем плане работы Герасимова После дождя располагается сад. Ветви деревьев немного прогнулись, ведь омытая водой листва стала тяжелее. Когда смотришь на сад, то кажется, будто все ожило, зелень стала сочнее, ярче. А если присмотреться, то сквозь листву виднеется крыша какой-то хозяйственной постройки. Скорее всего, это видна крыша сарая.

    Герасимов после дождя написал такую картину, котора мне очень понравилась, и, как я уже говорила, обязательно когда-нибудь я купю себе его картину или ее репродукцию.