Навка танец про освенцим. Комментарии французских читателей на критику в иносми танца навки на тему холокоста

Недавнее выступление Татьяны Навки в программе «Ледниковый период» вызвало огромную волну обсуждений. Дело не в безупречной технике фигуристки или сложных прыжках, а в теме выступления: номер Навки и Андрея Бурковского был посвящен Холокосту. Одетые в полосатые робы, со звездами Давида на груди, они изображали узников Освенцима во время танца на льду. Многие сочли такое представление легкомысленным, а улыбки на лице фигуристов и их веселость журналисты и общественные деятели сочли чуть ли не надругательством над памятью жертв Холокоста. Британское издание Daily Mail посвятило Навке целую , в которой журналисты приводили высказывания пользователей о номере. «Владимир Путин должен обязать Татьяну Навку извиниться за выступление», «Вы что, забыли, как люди страдали во время войны?», «Это отвратительно, ей должно быть стыдно», — это только часть комментариев, которые собрало скандальное видео. Другая часть сконцентрировалась в «Инстаграме» фигуристки: Татьяна выложила фотографии с выступления, отметив, что оно стало одним из ее любимых, и посоветовав всем показать его детям. «Твари, танцевать и веселиться в костюмах заключенных концлагерей, ты будешь за это отвечать, корова», — сразу написали ей под снимком. «Вы ударились об лед и стукнулись головой?! Холокост — не та тема, которую можно использовать для развлечения», — строчили подписчики. При этом были и те, кто в комментариях благодарил Татьяну за выступление, потому что она «не дает людям забыть весь этот ужас». Сама фигуристка ничего оскорбительного в номере не видит и уверяет, что он посвящен фильму Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». В этой картине попавшие в концлагерь родители уверяют ребенка, что все происходящее — забавное игра. По словам Татьяны, поэтому фигуристы и улыбались во время катания — это была напускная веселость, которую приходилось играть героям фильма.

Но дело здесь даже не в улыбках Навки и Бурковского: если бы они скользили по льду со скорбными лицами, это вряд ли изменило ситуацию. Проблема стара как мир — просто мы до сих пор не можем решить, какие темы можно использовать в массовой культуре, а какие — нет. Не существует одного стандарта, поэтому каждый говорит за себя: кого-то оскорбляют фигуристы в робах узников Освенцима, а кто-то считает это отличным поводом напомнить человечеству о страшной трагедии. То, что одни называют надругательством над ценностями, другие считают творческим актом, который никто не имеет права запретить, иначе это цензура, ограничение свободы личности и творчества и тому подобное. Когда Pussy Riot танцевали в храме, многие общественные деятели яростно отстаивали право человека танцевать где угодно и говорить о чем угодно, а если ваши чувства это задевает, то это только ваша проблема. Вот Татьяна Навка и станцевала — поэтому решительно непонятно, какие претензии к ней могут быть у тех, кто раньше выступал за творческую свободу. Получается, что мы можем яростно требовать собственной свободы, но уважать чужую — будь это свобода мысли, слова или даже танца на льду, — еще не научились.

Из переписки на фейсбуке:

"Абсолютно понятна тема передачи - иностранное кино - и задачи, стоявшие перед постановщиками танцев на льду. Авербух, в меру своих способностей предпринял неудачную попытку воссоздать тему очень тонкого и несомненно талантливого фильма. Почему неудачную, попытаюсь объяснить. Любая реплика с гениального художественного произведения - это скользкий и опасный путь. Потому что попытаться "перепеть" гения практически невозможно. Нет в истории искусств таких примеров. Тем не менее, произведения, заранее нацеленные на "подражание" автору-гению существуют. И не менее гениальные. Должно лишь быть соблюдено одно условие - смена жанра. Классика/экспрессионизм, постклассицизм/модерн, модерн/поп-арт и тп...И здесь вступают в игру законы художественной этики, которые неразрывно сопровождают любое эстетическое произведение, которое предлагается вниманию публики. Есть круг тем, которые, по умолчанию, по сложившимся законам этики (я говорю о нашей с Вами современности, возможно лет через двести они будут скорректированы, даже вероятнее всего!) невозможны для подобных "упражнений". Это, к примеру, сцены крайней жестокости - расчлененка, сцены сексуального насилия, изображение детской наготы с сексуальным подтекстом, изображение глумления над физическими недостатками и тп. Это не говорит о том, что те же темы не могут быть освещены в творчестве в виде аллегорий или ассоциаций, не касающихся тематики напрямую!

Тема геноцида не является абсолютным табу, но Холокост имеет свои рамки изображения и интерпретации. Почему? Потому, что любой геноцид - это следствие не только массового истребления людей, но и следствие массового участия людей в этом истреблении. Телевидение - это масс-медиа, не только развлекающее, но и формирующее вкусы, предпочтения и мировоззрение у телезрителей, воспитывающее в определенном ключе. На этот счет существует целая наука - о воздействии на мировоззрение аудио-визуальных информационных источников. Поэтому то, как тема Холокоста преподносится с экрана, должно быть строжайшим образом подвергнуто внутренней цензуре автора (либо цензуре редакторской) и соответствующими законодательными актами, касающимися этого. В цивилизованных странах дела обстоят именно так.
В случае с Авербухом было нарушено множество вышеуказанных традиций: неуместность, предметное изображение образов узников в нестереотипном (нестандартном) виде, отрыв от пропорции изображения трагедии, которая была соблюдена в оригинале (фильме), безвкусица в изображении/постановке и нечистоплотное использование заведомо выигрышной тематики с целью получения личных дивидендов. Все это никак не увязывается с традиционным использованием темы Холокоста ни в искусстве, ни в спорте(!) (То, как тема была использована в олимпийском выступлении Липницкой, где именно использовалась аллегория - подобная той, которую использовал в своем фильме Стивен Спилберг, но не менее талантливая!). Воспитательный момент, цель которая традиционно преследуется в изображении Холокоста, отсутствовал, а любая другая цель - это надругательство над темой."

Такой вот развернутый ответ искусствоведа.

Хоть спорь, хоть нет - таких слов не найти все равно.

Известная фигуристка Татьяна Навка, жена пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, в рамках шоу« Ледниковый период» на Первом канале исполнила танец о любви узников нацистского концлагеря. Татьяна ставила номер вместе с комиком Андреем Бурковским.

Танец был поставлен по мотивам оскароносного фильма« Жизнь прекрасна» Роберто Бениньи, рассказывающего о жизни итальянского еврея, узника Освенцима. Татьяна Навка в своем Instagram написала, что« наши дети должны знать и помнить о том страшном времени».

Популярное

Выступление вызвало волну возмущения в Сети, российские и зарубежные СМИ остро отреагировали на скандальный номер. «Вы с ума посходили! Улыбочки в робах с желтыми звездами! Зал, взрывающийся аплодисментами… Ни вкуса, ни такта, ни понимания… Бездарная режиссура», — пишет разгневанный зритель(Орфография и пунктуация здесь и далее авторские. — Прим. ред .). Подписчики Татьяны устроили нешуточный спор, и большинство склонилось к тому, что« такому выступлению не место на телевидении».


Президент фонда« Холокост» Алла Гербер постаралась остудить критиков в эфире радио« Говорит Москва» и заявила, что не стоит воспринимать номер так однозначно. «Тема настолько больная, настолько кровавая, что как к ней обращаться, какие есть критерии? Это, прежде всего, мне кажется, не должно быть насмехательством, это не должно быть иронией, не должно быть кривой улыбки».


Татьяна Навка удивилась критике и прокомментировала Life.ru : «Меня удивляет, конечно, реакция. Наверное, люди не смотрели этот замечательный фильм „Жизнь прекрасна“, завоевавший на Каннском кинофестивале награды и получивший три премии „Оскар“. Честно говоря, мне нечего сказать. В нашем проекте не первый раз поднимается темы войны, я лично не первый раз катаю номер именно в одежде узников концлагерей. Это наше творчество, и раньше оно как-то не вызывало никакой реакции в мире. А это значит, что мы заставляем людей задумываться».


Также о шоу высказался и главный тренер и продюсер шоу« Ледниковый период» Илья Авербух: «Этот номер — моя идея. Я делал очень много номеров на военную и еврейскую тему, абсолютно разных характеров. В предыдущей программе у нас был потрясающий номер Екатерины Варнавы — армянская колыбельная, тоже о трагических событиях. Но никто не обратил внимания, видимо, потому что не Татьяна Навка его исполняла. И в этом весь ответ. Когда живешь в стороне от этого, думаешь, что, может, наши сгущают краски, передергивают… Но Daily Mail в этой статье публикует совершенно непроверенные факты. А ведь это не какая-то газетенка, а одно из первых в стране изданий».

Никогда еще шоу "Ледниковый период" не получало столько прессы и столь бурного обсуждения в интернете, как после номера Татьяны Навки и Андрея Бурковского. Фигуристы исполнили его в субботу, 26 ноября, в выпуске, посвященном мировому кино.

Фото: фрагмент шоу Первого канала "Ледниковый период"

Из всего многообразия кинематографа танцевальная пара выбрала оскароносный фильм итальянского режиссера Роберто Бениньи "Жизнь прекрасна", о существовании которого массовый российский телезритель мог и не подозревать до минувшей субботы. Фильм, рассказывающий о Холокосте, был снят в комедийной манере - несмотря на ужасы своей жизни, его герои смеются и паясничают, пытаясь убедить своего ребенка, что концлагерь - это всего лишь игра. Столь редкий подход к освещению трагических исторических событий мог позволить себе только комедиант, обладающий ювелирным чутьем и чувством меры. Рассказав эту же историю средствами ледового шоу, фигуристы получили не только положительные рецензии, но и обвинения в глумлении над жертвами Холокоста.

Плохая пресса началась, как водится, с запада - на сайте английской Daily mail была опубликована статья о катании по тонкому льду супруги пресс-секретаря Владимира Путина. Хотя исполнители одеты в лагерную полосатую робу с нашитыми звездами Давида, их сияющие улыбки имеют мало общего со столь трагической темой, сетует Daily mail. Интернет не остался в стороне от неоднозначного номера "Ледникового периода" - сейчас в российской блогосфере можно найти всю гамму оценок от "это отвратительно" до "Браво, Танечка!". Кстати муж фигуристки Дмитрий Песков уже заявил, что гордится своей женой. Сама Татьяна Навка была удивлена реакцией западных СМИ. По ее мнению, получился один из ярких номеров "Ледникового периода", сделанный из чистых и хороших побуждений.

Придумавший этот номер главный тренер и продюсер шоу "Ледниковый период" Илья Авербух счел, что пресса слишком предвзята из-за Татьяны Навки. По его мнению, любая другая фигуристка не привлекла бы столько внимания к своему выступлению. Так, в предыдущей программе ледового шоу был номер Екатерины Варнавы, затрагивающий тему геноцида армян, на который никто не обратил внимания. Авербух также напомнил, что никто не нападал и на Юлию Липницкую, исполнившую на Олимпиаде в Сочи программу под музыкальную тему из фильма "Список Шиндлера", также посвященный теме Холокоста. Правда, при этом костюм Юлии Липницкой не содержал столь прямых ассоциаций с концлагерем, фигуристка использовала только музыкальную тему.

Вопрос, насколько готова наша публика видеть в ледовом шоу фигуристов людей в форме узников Освенцима, уже прокомментировал представитель еврейской общины. Главный раввин Москвы, председатель Совета раввинов Европы, глава раввинского суда в странах СНГ и Балтии Пинхас Гольдшмидт напомнил, что Холокост и все, что с ним связано - слишком большая рана. По его мнению, в таких случаях, чтобы не задеть за живое, нужно советоваться. При этом раввин не усомнился в благих намерениях исполнителей этого танца.

Бурные обсуждения в соцсетях по поводу выступления на льду Татьяны Навки и Андрея Бурковского не утихают, и за последние дни перешли границы России. Посты об этом собирали тысячи (!) комментариев (как, например, на страничке facebook официального представителя МИД Марии Захаровой).

Мировые СМИ, включая CNN, BBC, The New York Times, The Guardian, опубликовали материалы и репортажи о танце на музыку из кинофильма «Жизнь прекрасна» (La vita è bella).

И это уже похоже на какую-то искусственно нагнетаемую истерию, причем по поводу, который явно не предполагает столь масштабных сетевых дебатов, полагает РИА Новости .

В минувшую субботу Татьяна и Андрей в программе «Ледниковый период» (Первый канал) исполнили номер в образе узников концлагеря - в полосатых робах со звездой Давида на груди.

Тема состязаний в тот день была - знаменитые кинофильмы. Пара вместе с тренером Ильёй Авербухом выбрали для выступления песню Beautiful That Way из трагикомедии Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна». В танцевальном номере родители-узники изображают, играют «прекрасную жизнь» для своего ребенка, чтобы оградить его от ужасов концлагеря и не дать осознать, в какой жуткой реальности они все находятся.

Но представляете, что думает зритель, не знающий, что номер поставлен по мотивам «Жизнь прекрасна» (у фильма, кстати, три «Оскара», Большой приз Канн и много других наград)?

Татьяна и Андрей бодро танцуют, играют, чуть ли не дурачатся на льду - они же показывают ребенку «прекрасную жизнь».

И в то же время вокруг - решетки, ослепляющий прожектор, лагерная металлическая сетка; лают охранные овчарки, раздаются автоматные очереди. Главный герой гибнет. Зал в конце номера замер - звенящая тишина.

Видео «Первого канала»

Но интернет облетели отрывки из видео, где актеры весело танцуют в робах с желтыми звездами, скриншоты улыбающихся фигуристов на фоне шестибальных оценок. Как будут реагировать на это пользователи соцсетей, пролистывая ленту новостей? Если долго не вникать, ориентироваться на броские заголовки, не видя всего танца, то да, беззаботный танец в концлагере - это странно.

А заголовки за последние дни были примерно такие:

The Guardian: «Холокост на льду» в исполнении жены путинского чиновника вызывает возмущение».

The New York Times: «Споры в России вокруг ледовой программы о Холокосте:

Татьяна Навка, жена пресс-секретаря президента России и её партнер Андрей Бурковский появились в «Ледниковом периоде» одетыми в полосатые робы с желтыми звездами».

Daily Mai: «Катание по тонкому льду. Жена пресс-секретаря Владимира Путина вызывает негодование программой на тему Холокоста на российском танцевальном шоу».

ВВС: Жену пресс-секретаря Путина ругают за номер о Холокосте.

Везде, помимо темы Холокоста, - упоминание о жене пресс-секретаря российского президента. Это, собственно, и есть основная тема для разжигания скандала. Слова «возмущение… Холокост… скандал… жена пресс-секретаря… Владимир Путин» выразительно стоят рядом - кликабельное сочетание, читатель/зритель точно отреагирует.

Постановщик танца, тренер и продюсер Илья Авербух был возмущен негативной реакцией и критикой западных СМИ:

«Дикость, что это вообще может обсуждаться. Дикость во всём - в подаче, в истеричности, в непрофессионализме, который прослеживается в статьях иностранных СМИ», - говорит Авербух.

Кстати, Илья Авербух также ставил «Поминальную молитву» - олимпийскую программу Юлии Липницкой под музыку из «Списка Шиндлера». 15-летняя фигуристка тогда стала чемпионкой в командных соревнованиях, а режиссер картины Стивен Спилберг потом направил Юлии письмо с похвалой.

Номер по мотивам этого же фильма в 2013 году танцевала и Татьяна Навка.

Ведущий «Ледникового периода» Марат Башаров тогда бодро, словно цирковой конферансье, объявил: «В списке Шиндлера - Татьяна Навка и Вадим Колганов!». И - ничего, не было никаких громких заголовков и накручиваний темы в соцсетях.

Просто тогда олимпийская чемпионка не была женой пресс-секретаря российского президента - то есть и инфоповода для международного скандала вроде как не было.

Тема Холокоста отражается сейчас всё в новых жанрах, формах и сюжетах, об этом начинают говорить по-другому - не только языком документальной хроники и показом страшных кадров из концлагерей.

С сюжетом «Жизнь прекрасна» перекликается, к примеру, фабула кинокартины «Страна игрушек» (2009 год, «Оскар» за лучший короткометражный фильм): немецкая фрау говорит своему ребенку, что его друг Давид отправляется не в концлагерь, а в некую «страну игрушек». Только вот Генрих решил поехать в «сказочное путешествие» вслед за Давидом.

В числе заметных и награжденных различными призами фильмов, так или иначе связанных с темой Холокоста - «Очки в золотой оправе», «Выбор Софи», «Зюскинд», «В лабиринте молчания», а также российская кинолента «Туфельки» режиссера Константина Фама.

Фильм «Туфельки» получил более 10 международных призов, в том числе на Еврейском фестивале в Сан-Диего, в 2012 году выдвигался от России на «Оскар».

Это даже не экранизированный танец. В новелле главная «героиня» - это обувь, женские туфельки. В кадре не видно лиц, нет диалогов, только музыка.

В этом году Екатеринбургский театр оперы и балета представил оперу «Пассажирка» Моисея Вайнберга по автобиографической пьесе Зофьи Посмыш - о судьбе заключенных Освенцима.

А в Санкт-Петербурге в 2015 году в Академическом театра балета им. Якобсона был поставлен одноактный спектакль «Каменный берег»:

Наверняка к спектаклям «Каменный берег» и «Пассажирка» не было бы стилевых и идеологических претензий из разряда «всё на продажу», «как это пошло» и «телешоу в лагерных робах - это позор» (а подобных комментариев по поводу танца из «Ледникового периода» сейчас много). В этих и других работах, посвященных теме войны и страданий, - чаще всего привычная подача.

Номер же для «Ледникового периода» действительно выбивается из традиционного стиля постановки подобных сюжетов.

Большая часть танца - это чувства мужчины и женщины, любящих и оберегающих друг друга и своего ребенка.

Вокруг - непривычная для темы Холокоста красота: яркое световое оформление, блеск, цветы. Конечно, стиль совершенно не такой, как в фильме Бениньи, но ведь это, как минимум, другая реальность - телевизионная, и другие технические возможности, другое время (трагикомедия «Жизнь прекрасна» была снята почти 20 лет назад).

Безусловно, используя новейшие возможности телевидения, можно было сделать трагический, скорбный номер - как обычно. Но ведь сюжет фильма «Жизнь прекрасна» как раз необычен: иллюзорная красота, великий обман во спасение, попытка создать для сына прекрасный мир во мраке концлагеря.

Татьяна и Андрей во время танца для воображаемого ребенка часто улыбались, их бодрые движения казались порой неестественными - и это вполне адекватная сюжету игра: а можно ли легко изобразить радость, когда вокруг - ужас? Если бы это был просто номер о счастливой семье, то, конечно, эмоции были бы наверняка другими, не такими нарочитыми.

И всё - под милую композицию Beautiful That Way израильской певицы Noa. Её клип, тонкий, нежный, вроде бы беззаботный: певица бегает-играет с маленьким мальчиком, всё это чередуется с кадрами из фильма, в том числе и в концлагере, - что, впрочем, никого не возмущает, ничьих чувств не оскорбляет.

Всё-таки удивительно, что произведение, созданное не для эстетов, а для массового зрителя популярного телешоу, вызвало так много споров и в России, и за рубежом. А ведь это тоже поиск новых художественных форм - так ведь получается.

И совершенно нормально, что кому-то это не нравится, кому-то кажется недопустимым, и можно долго обсуждать «Холокост на льду» с позиции стиля и искусства. Только вот к чему такие истерики?