Средневековая культура кратко и понятно самое важное. Средневековая культура западной европы

Система образования. В период раннего Средневековья потребность западноевропейского общества в образованных людях была минимальной. Церковь и государственный аппарат грамотными кадрами в полном объеме обеспечивали монастырские и епископские школы.

В высокое Средневековье новый импульс развитию системы образования дало формирование городского сектора экономики и связанный с этим устойчивый спрос на ряд специальностей - медицину, юриспруденцию. Взять на себя задачу по подготовке подобных специалистов могли только относительно крупные учебные заведения, обладающие соответствующим интеллектуальным потенциалом

Такими центрами стали университеты. Первый из них был образован в 1119 г. в Болонье (Италия). Позднее университеты появились в Англии (Оксфорд, вторая половина XII в.), Франции (Париж, 1215 г.).

Подготовка врачей, причем на самом высоком уровне, происходила в стенах Салернской медицинской школы (Италия).

Наука. Раннее и начало высокого Средневековья в западноевропейской науке отмечено господством умозрительного книжного знания, основанного на наследии античной цивилизации, взятом, однако, далеко не в полном объеме.

О создании какой-либо новой информации научного характера можно говорить только с начала XIII в. Среди наиболее заметных ученых западноевропейского Средневековья следует выделить Роберта Гроссетеста (1175 - 1253), который одним из первых выступил за переход от умозрительной науки к экспериментальной. По его мнению, процесс изучения природы проходит следующие ступени: 1) опыт; 2) тезис-гипотеза; 3) дедуктивный вывод из тезиса-гипотезы следствий; 4) практическая проверка последних. Данная линия на переход к экспериментальному естествознанию была продолжена учеником Гроссетеста Роджером Бэконом (1214 - 1290).

Западноевропейская средневековая история. Одним из первых историков средневековой Западной Европы был Флавий Кассиодор (ок. 487 - 578), написавший «Историю готов» в 12 книгах, дошедшую до нашего времени в конспективном пересказе гота Иордана, сделанном в 551 г. («О происхождении и деяниях готов»). С течением времени появились истории других германских народов: «История франков» Григория Турского (VI в.), «История королей готов, вандалов и свевов» Исидора Севильского (VII в.), «История лангобардов» Павла Диакона, «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (VIII в.). Последним по времени создания стал труд «Деяния данов» Саксона Грамматика (XII в.).

Кроме историй путь развития западноевропейской средневековой цивилизации излагался в хрониках, которые писались, как правило, на латинском языке. Исключение составляют «Англосаксонские хроники», записанные в конце IX в. на народном языке и позднее переведенные на латынь.

Ряд хроник (например, Оттона Фрейзингенского, XII в.) описывали всю историю человечества. Начинались они с изложения сотворения мира, затем следовали события мировой истории, современные автору события и картины Страшного суда. С XIII в. появляются хроники, посвященные истории отдельных стран: «Великие французские хроники», «Великая хроника» Англии, начатая Роджером Уэндоверским (умер в 1236 г.).

Архитектура. Наиболее характерными архитектурными памятниками западноевропейского Средневековья были рыцарские замки и соборы.

Первый самобытный архитектурный стиль западноевропейского Средневековья, известный под названием «романский», начал распространяться в X в. Он основывался на использовании системы простых объемов - кубов, параллелепипедов, призм, цилиндров. Стены построек были очень массивными, с узкими, похожими на бойницы окнами.

В светской архитектуре романский стиль представлен замком-крепостью с донжоном, центральной башней, служившей убежищем семье феодала и его вассалам в случае нападения. Здесь же располагались продовольственные и оружейные склады, тюрьма.

В церковной архитектуре основным памятником стала трехнефная базилика с трансептой и башней над пересечением центрального нефа и трансепты.

В XII в. началось формирование нового архитектурного стиля - готического. Технической основой готики стало изобретение сложной каркасной структуры. Свод поддерживался теперь не только стенами. Часть нагрузки распределялась на относительно невысокие, но очень массивные контрфорсы, связанные со стенами специальными арками. В результате появились огромные окна с витражами, наполнявшие собор светом.

Обязательным элементом готического собора были две башни в западной части здания. Это, вероятно, отражало древнее германское поверие о том, что после захода солнца с запада приходят демоны. От них-то и призваны были защищать людей эти башни.

Символика готического собора давала средневековому человеку наглядное представление о строении Вселенной, месте человека в ней, общественной иерархии.

Рыцарская культура. Формирование рыцарского сословия повлекло за собой создание целого слоя специфической культуры. Особо следует выделить турниры, известные с конца IX в. В XI в. были записаны первые турнирные правила, а в XIII в. рыцарские турниры стали устойчивой западноевропейской традицией.

Неотъемлемой частью рыцарской культуры была геральдика, прошедшая путь от опознавательных знаков для выделения своих рыцарей во время крестовых походов до своеобразного удостоверения личности рыцаря - участника турнира, языка символов, способного передать достаточно объемную информацию.

С рыцарством были связаны и многочисленные произведения художественной литературы разных жанров. К ним относятся эпические произведения: «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Песнь о Нибелунгах» (Германия), лирические стихотворения, романы.

Наибольшей популярностью среди последних пользовались сочинения, входившие в «артуровский» цикл, связанный с именем легендарного короля Артура. В его замке Камелоте стоял круглый стол, над которым можно было видеть надпись: «Сила - это еще не справедливость, справедливость - это и есть сила». Каждый год здесь собирались 12 рыцарей и рассказывали о своих подвигах за истекшее время.

Городская культура. Основные литературные произведения, вышедшие из-под пера городских авторов, в основном анонимных, относятся к жанру стихотворений, новеллы комического или сатирического содержания, известной во Франции как фаблио, в Германии - как шванк. Весьма популярными были также произведения, в которых основные персонажи - крестьяне и рыцарь - скрывались под масками животных: сообразительного лиса Ренера и глупого волка Изенгрима («Роман о Лисе»).

Театр. О зарождении средневекового театра можно говорить приблизительно с IX - X вв., когда в католических богослужениях появились сначала диалоги, основанные на евангельских текстах, а затем пантомимы. С конца XI в. началась трансформация этих вставок в небольшие бытовые сценки.

Первый по-настоящему театральный жанр появился в XII - XIII вв. Это была мистерия - массовое самодеятельное представление на библейские темы с участием десятков и даже сотен человек. Примерно в это же время возникает миракль - театральная постановка, основанная на христианских легендах о чудесах. Весьма остроумными, хотя и часто грубыми шутками были наполнены французские фарсы XIV - XV вв.

Ранний гуманизм. Развитие городского сектора экономики в период позднего Средневековья (в основном в Италии) усилило светское начало в культуре, определив ориентацию на человека-творца.

Первым представителем новой культуры стал Данте Алигьери (1265 - 1321), чье творчество не только венчает средневековый период развития западноевропейской культуры, но и открывает в ней новую страницу - эпоху Возрождения.

Деятели Возрождения стремились поставить в центр внимания человека, что и дало название всему движению - гуманизм (от лат. humanus - человеческий). Главными чертами определения ценности человека при этом выступали не происхождение, богатство, а стремление к гармоничному и всестороннему развитию личности, творческой активности. Образцом же для себя деятели Возрождения избрали культуру античности. Однако речь при этом не шла и не могла идти о простом возобновлении культуры полуторатысячелетней древности. Фактически началось формирование принципиально новой культуры, устремленной в будущее.

Наиболее полно гуманистические принципы были воплощены в творчестве Франческо Петрарки (1304 - 1374), Джованни Боккаччо (1313 - 1375), Мазаччо (1401 - 1428), Сандро Боттичелли (1445 - 1510), Донателло (1386 - 1466).

Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV века.

Народная культура этой эпохи — новая и почти неразведанная еще в науке тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты его духовной жизни. “ Великий немой”, ”великий отсутствующий”, “люди без архивов и без лиц” — так именуют современные историки народ в эпоху, когда для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации культурных ценностей. Народной культуре средневековья не повезло в науке. Обычно, когда говорят о ней, упоминают самое большее остатки древнего мира и эпоса, пережитки язычества.

Раннее средневековье — с конца IV в. началось «великое переселение народов». Везде, где господство Рима пустило более глубокие корни, «романизация» захватывала все области культуры: господствующим языком был латинский, господствующим правом - римское право, господствующей религией - христианство. Варварские народы, создававшие свои государства иа развалинах Римской Империи, оказались либо в римской, либо в романизированной среде. Однако следует отметить кризис культуры античного мира в период нашествия варваров.

Высокое (классическое) Средневековье — на первом этапе позднего феодализма (XI-XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь были слабо развиты. Безраздельно господствовали феодалы-землевладельцы. В период классического, или высокого Средневековья , Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведенийвеличайший памятник французского народного героического эпоса-“Песнь о Роланде”. В этот период быстро развивается так называемая “городская литература” , для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы в Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди (конец XIII века).

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя.

В Средние века комплекс представлений о мире, верований, умственных установок и системы поведения, который условно можно было бы назвать «народной культурой» или «народной религиозностью» так или иначе был достоянием всех членов общества. Средневековая церковь, с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.


Введение .

Средними веками культурологи называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV века.

Внутри тысячелетия принято выделять по меньшей мере три периода:

· Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X - XI вв);

· Высокое (Классическое) Средневековье - от X -XI веков до примерно XIV века;

· Позднее Средневековье, XIV- XV века.

Некоторые авторы в контексте Средневековья рассматривают и так называемый переходный период от Средних веков к Новому Времени (XVI-XVII века), однако представляется более обоснованным рассматривать период Реформации и Конрреформации как отдельный период истории и культуры, оказавший большое влияние на дальнейшее формирование культурного сознания народных масс.

Народная культура этой эпохи - новая и почти неразведанная еще в науке тема. Идеологам феодального общества удалось не только оттеснить народ от средств фиксации его мыслей и настроений, но и лишить исследователей последующих времен возможности восстановить основные черты его духовной жизни. “ Великий немой”, ”великий отсутствующий”, “люди без архивов и без лиц” - так именуют современные историки народ в эпоху, когда для него был закрыт непосредственный доступ к средствам письменной фиксации культурных ценностей.

Народной культуре средневековья не повезло в науке. Обычно, когда говорят о ней, упоминают самое большее остатки древнего мира и эпоса, пережитки язычества. В тех сравнительно редких случаях, когда современный специалист обращается к народной религиозности средневековья, у него не находится для нее иных характеристик как “наивная”, “примитивная”, “неотесанная”, “грубая”, “поверхностная”, “пралогическая”, ”ребяческая”; это религия “народа-ребенка“, переполненная суевериями и ориентированная на сказочное и баснословное.

Критерии для подобных оценочных суждений берут из “высокой” религии просвещенных и именно с их позиции судят о сознании и эмоциональной жизни простолюдинов, не ставя перед собой задачи рассмотреть ее “изнутри”, руководствуясь ее собственной логикой.

1. Раннее средневековье.

Раннее Средневековье - время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы, такие, как вторжение варваров, закончившиеся падением Римской империи. Варвары селились на землях бывшей империи, ассимилировались с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.

Новые западноевропейцы при этом, как правило, принимали христианство, которое к концу существования Рима стало его государственной религией. Христианство в различных его формах вытесняло языческие верования и этот процесс после падения империи только ускорился. Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.

Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новых государственных образований, создававшихся теми же “варварами”. Племенные вожди провозглашали себя королями, герцогами, графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей. Характерной особенностью жизни в раннее Средневековье были постоянные войны, грабежи и набеги, которые существенно замедляли экономическое и культурное развитие.

В период раннего средневековья идейные позиции феодалов и крестьян еще не оформились и крестьянство, только рождавшееся как особый класс общества, в мировоззренческом отношении растворялось в более широких и неопределенных слоях.

Главная масса населения Европы того времени - сельские жители, образ жизни которых был всецело подчинен рутине, а кругозор до крайности ограничен. Консерватизм- неотъемлемый признак этой среды.

Крестьянство и его жизнь почти вовсе не отражаются в социальной картине мира, как мыслилась она в ту пору, и этот факт сам по себе весьма симптоматичен. Общество, аграрное по своей природе, строившееся на эксплуатации и подчинении широких слоев сельского населения, как бы позволяло себе идеологически игнорировать собственное большинства.

Парадокс: простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и игнорируемое господствующим классом, вместе с тем, в определенном смысле, доминировало в духовной жизни раннего Средневековья. Сельская жизнь с ее неторопливой размеренностью и периодической сменой производственных сезонов, была главным регулятором социального ритма общества ([ 1], стр. 63)

2. Высокое (классическое) Средневековье.

В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. С X века укрупнились государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры.

Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла та же церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.

На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а позже блестящее готическое искусство, причем развивалась не только архитектура и литература, но и другие виды искусства- живопись, театр, музыка, скульптура... Именно в эту эпоху были созданы шедевры литературы “ Песнь о Роланде”, “Роман о Розе”.

Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского народного героического эпоса-“Песнь о Роланде”. В XII в появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре.

Важный памятник германской народной литературы XII-XIII вв - “Песнь о Нибелунгах”, повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в. В основе “Песни о Нибелунгах” лежат древние германские сказания.

Значительным явлением в литературе Франции в XII-XIII вв были ваганты и их поэзия. Вагантами (от лат. vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества были постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие и невежество. Церковь, в свою очередь, преследовала вагантов.

Важнейший памятник английской литературы XIII в - знаменитые “Баллады о Робин Гуде” , который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.

2.1 Зарождение “городской культуры”.

В этот период быстро развивается так называемая “городская литература” , для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы в Италии были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди (конец XIII века).

Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре , сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством “жонглеров” , которые выступали на городских площадях как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы. Они выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой популярностью в народе.

Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим об углублении процесса развития городской культуры, было создание в городах нецерковных школ - это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся и обучать в них своих детей могли все, кто мог позволить себе заплатить за обучение. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения.

2.2 Проповеди как пласт народной культуры.

Европейское средневековой общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования. Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

Важный пласт формирования народной культуры во времена классического Средневековья - проповеди.

Основная масса общества оставалась неграмотной. Для того, чтобы мысли социальной и духовной элиты стали господствующими помыслами всех прихожан, их нужно было “перевести” на доступный для понимания всех людей язык. Этим занимались проповедники. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей.

Проповедь предполагала в качестве своего слушателя любого человека - грамотного и неграмотного, знатного и простолюдина, горожанина и крестьянина, богатого и бедного.

Наиболее известные проповедники строили свои проповеди таким образом, чтобы в течение длительного времени удержать внимание публики и донести до нее идеи церковного учения ввиде простых примеров.

Некоторые пользовались для этого так называемыми “примерами” (exempla) - короткими рассказами, написанными ввиде притчей на житейские темы.

Эти “примеры” - один из ранних литературных жанров и представляют особый интерес для более полного понимания миросозерцания рядовых верующих. “Пример” был одним из наиболее действенных средств дидактического воздействия на прихожан.

В этих “ случаях из жизни” виден изначальный мир средневекового человека, с его представлениями о святых и нечистой силе как о реальных участниках повседневной жизни человека.

Однако наиболее известные проповедники такие, как Бертольд Регенбургский (XIII в), в своих проповедях не пользовались “Примерами”, строя их преимущественно на библейских текстах. Этот проповедник строил свои проповеди ввиде диалогов, адресовал призывы и высказывания к определенной части слушателей или профессиональных категорий. Широко использовал способ перечисления, загадки и другие приемы, делавшие его проповеди маленькими спектаклями. (, стр. 265)

Служители церкви, как правило, не вносили в свои проповеди сколько-нибудь оригинальных идей и высказываний, от них этого не ожидалось и прихожане были бы неспособны оценить это. Удовлетворение публика получала как раз от слушания вещей привычных и известных.

3. Позднее средневековье.

Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно чумы, принесли неисчислимые человеческие жертвы. Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война.

В эти периоды неуверенность и страх владели массами. Хозяйственный подъем сменяется длительными периодами спада и застоя. В народных массах усиливались комплексы страха перед смертью и загробным существованием, усиливаются страхи перед нечистой силой.

В конце Средневековья в сознании простонародья Сатана трансформируется из, в общем-то, не страшного и иногда смешного черта во всемогущественного повелителя темных сил, который в завершение земной истории выступит в роли Антихриста.

Другая причина страхов - голод, как следствие низкой урожайности и нескольких лет засух.

Источники страхов лучше всего высвечиваются в молитве крестьянина того времени: “Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны“. (, стр. 330)

Господство устной культуры мощно способствовало умножению суеверий, страхов и коллективных паник.

Однако, в конце концов, города возрождались, люди, уцелевшие от мора и войны, получили возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи. Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства. Этот подъем с необходимостью вел к так называемому Возрождению или Ренессансу.

Заключение.

Итак. теперь можно сделать заключение по моему реферату который называется « Культура Средневековья ». Из работы видно, что с в Средние века комплекс представлений о мире, верований, умственных установок и системы поведения, который условно можно было бы назвать “народной культурой” или “ народной религиозностью” так или иначе был достоянием всех членов общества (,стр. 356).

Мышление средних веков было преимущественно теологическим.

Средневековая церковь, с опаской и подозрением относившаяся к обычаям, вере и религиозной практике простонародья, испытывала на себе их влияния. Как пример, можно привести санкционирование церковью культа святых в его народной интерпретации.

Магический подход к природе распространялся на христианские обряды, вера в чудеса была повсеместной.

Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

Европейское средневековой общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика- все приводилось в соответствие с христианством. Высшее духовенство было единственно образованным классом, однако средневековый европеец, включая и высшие слои общества, был неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах. Лишь к концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры и начала открывать духовные семинарии.

Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, “догутенбергова”. Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий.

“ Переводом” мыслей социальной и духовной элиты на доступный для понимания всех людей язык стали проповеди, предствляющие собой значительный пласт средневековой культуры. Приходские священники, монахи, миссионеры должны были растолковывать народу основные положения богословия, внушать принципы христианского поведения и искоренять неправильный образ мыслей. Создавалась специальная литература, которая популярно излагала основы христианского учения, давая пастве образцы для подражания. Эта литература, в основном, предназначалась священникам, чтобы они использовали ее в своей повседневной деятельности.

Список литературы.

1. Гуревич А.Я. “Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства”. М., 1990 г

2. Гуревич А.Я. “ Проблемы средневековой народной культуры”. М., 1981 г.

4. Культура средневековья

Можно по-разному относиться к культуре средневековья, некоторые считают, что в средние века произошел некий культурный застой, в любом случае их никак нельзя выбросить из истории культуры. Ведь даже в тяжелые времена всегда жили талантливые люди, которые, несмотря ни на что, продолжали творить. Нельзя точно сказать, когда начался и закончился исторический период, который называется средними веками или средневековьем. Этот период следует за историей древнего мира и предшествует Новому времени. Он охватывает около десяти веков и делится на два этапа:

1) раннее средневековье (V–XI вв.);

2) классическое средневековье (XII–XIV вв.).

Раннее средневековье

Основной чертой раннего средневековья является распространение христианства.

Христианство появилось в первом веке в Палестине, затем, распространившись по Средиземноморью, в четвертом веке стало государственной религией Римской империи. Постепенно начинает складываться институт священства.

Влияние религии на культурную жизнь средневековья было настолько велико, что нельзя рассматривать культурные достижения, не учитывая важного духовного фактора. Церковь становится центром всех культурных и социальных процессов в обществе. Вот почему именно богословие (теология) во времена средневековья становится во главе всех остальных культур, которые так или иначе должны были ему подчиняться.

Теология прежде всего должна была защищать официальную церковь от всевозможных ересей. Это понятие возникло в эпоху раннего средневековья и означало те течения христианства, которые отклонялись от официальных доктрин христианской церкви. К ним относились.

1. Монофизитство – течение, которое отрицало двойственность Христа, его Богочеловеческую природу.

2. Несторианство – течение, которое проповедовало положение о том, что человеческая природа Христа существует сама по себе. По их учению, Христос был рожден человеком, а уже потом принял божественную природу.

3. Адопцианская ересь – учение, согласно которому Христос был рожден человеком, а затем был усыновлен Богом.

4. Катары – ересь, согласно которой все земное, материальное является порождением дьявола. Ее сторонники проповедовали аскетизм, были против института церкви.

5. Вальденсы – приверженцы ереси, которые выступали против духовенства и официальной церкви, были сторонниками аскетизма и бедности.

6. Альбигойцы – еретическое движение, которое выступало против официальной церкви, ее догматов, церковного землевладения, духовенства.

Официальная церковь не мирилась с ересями, всячески боролась с их распространением. В классическое средневековье распространится такой метод, как инквизиция.

Среди различных культур средневековья можно выделить философию.

Философия в средние века – это первая «служанка» богословия. Среди философов, полностью удовлетворявших пожеланиям богословов, следует выделить Томаса Аквината (1225–1275 гг. н. э.). В своих работах он стремился доказать существование Бога. По его мнению, Бог есть верховная причина всех явлений и процессов, к ней-то и должен прийти ищущий ответа разум.

Более низшими науками считались астрономия, история, геометрия и др. Они подчинялись философии, которая и сама подчинялась теологии. Поэтому все созданное, основанное этими науками находилось под постоянным контролем церкви. Накопление знаний вылилось в создание энциклопедий, учебников по математике, медицине. Но везде по-прежнему чувствовалась религиозная доминанта, не дававшая воли мысли ученых. Церкви удалось затронуть даже художественное творчество. Художник должен был строго следовать церковным канонам. Прежде всего он должен был отображать совершенство миропорядка. В период раннего средневековья складывается романский стиль в искусстве. Все архитектурные сооружения романского стиля (храмы, замки, монастырские комплексы) отличались массивностью, суровостью, крепостным характером, большой высотой. Наиболее известными примерами романского стиля являются такие постройки, как соборы Нотр-Дам в Пуатье, Тулузе, Арне (Франция), соборы в Нориче, Оксфорде (Англия), церковь монастыря Мария Лах (Германия) и др.

В литературе наметилось преобладание произведений героического эпоса. Наиболее известные произведения – «Поэма о Беовульфе» (Англия) и «Старшая Эда» (Скандинавия). Эти произведения относились к устной поэзии и передавались певцами-музыкантами.

Помимо эпоса, во времена раннего средневековья были широко распространены саги. Наиболее известные из них были «Сага об Эгиле», «Сага о Ньяле», «Сага об Эрике Рыжем» и др. В сагах повествовалось о прошлом, они являлись источниками, по которым можноузнать о древних народах.

Классическое средневековье

В классический период средневековья влияние религии на культурную жизнь стало еще более значимым. Большое значение, как было сказано выше, стали иметь получившие распространение инквизиции (от лат. inqusitio – «розыск»). Инквизиции представляли собой церковные суды над иноверцами. Дознания про-водились с применением пыток, после чего устраивались публичные казни, когда еретиков сжигали (аутодафе). В период классического средневековья в искусстве наметилось преобладание готического стиля, который пришел на смену романскому стилю. Для архитектуры готического стиля было характерно то, что храмовые постройки как будто уносились ввысь стройными колоннами, окна были украшены витражами, башни имели ажурные украшения, множество изогнутых статуй и сложный орнамент. Яркими примерами готического стиля в архитектуре являются собор Нотр-Дам в Париже, собор Нотр-Дам в Реймсе, собор Нотр-Дам в Амьене (Франция) и др. В литературе появляется новое направление – рыцарская литература. Ее главный герой – воин-феодал. Яркими памятниками рыцарской литературы служат такие произведения, как «Песнь о Роланде» о походах Карла Великого (Франция), «Тристан и Изольда» – трагический роман о любви рыцаря Тристана и жены корнуэльского короля Изольды (Германия), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Песнь о нибелунгах» – предание об уничтожении нибелунгов гуннами (Германия).

В период классического средневековья появляется церковный театр. Во время литургий стали ставиться маленькие сценки на библейские темы (мистерии). Позднее эти сценки стали ставиться уже вне церкви, а к религиозным темам прибавились сценки из обычной жизни людей (фарсы).

В начале четырнадцатого века в культурной жизни усиливается интерес к человеческой личности. Этим знаменуется приход нового периода развития культуры Западной Европы – эпохи Возрождения, которую также называют Ренессансом.

Эпоха Возрождения (Ренессанс)

Первые тенденции к приходу новой культурной эпохи наметились в Италии еще в тринадцатом веке, тогда как в остальные западноевропейские страны Возрождение пришло только в четырнадцатом веке.

На начальном своем этапе Ренессанс представлялся как возвращение к достижениям античности. В Италии стали подниматься забытые литературные произведения и другие культурные памятники античности. Но не стоит считать, что Возрождение – это всего лишь пересказ культуры античного мира. Вбирая в себя все лучшее из античных культурных ценностей, Возрождение создало свое видение мира, в центре которого стоит человек. В отличие от мнений античного мира, согласно которым человеку следует учиться у природы, по мнению мыслителей Возрождения, человек сам творец своей судьбы, он способен делать то, что хочет, даже отделившись от природы. Этим Возрождение противоречит учениям средневековья, согласно которым во главе мира стоит не человек, а Бог, Создатель.

Новое направление взглядов получило название гуманизма (от лат. humanus – «человечный»). Эта идея, ставящая человека в центре всего, повлияла на стремление людей к личному успеху, который возможен при постоянном развитии, обогащении своих научных и культурных знаний, развитии творческой энергии. Как следствие такого подхода – огромное культурное наследие, которое оставила нам эпоха Возрождения. И прежде всего, это Высокое Возрождение, к которому относится культурный период в Италии.

Итальянское Возрождение

Как уже говорилось, период Ренессанса начался в Италии еще в тринадцатом веке. Этот начальный период, длившийся с тринадцатого до начала четырнадцатого века, получил название Проторенессанса. Основу для итальянского Возрождения дали такие деятели культуры, как живописцы Пьетро Каваллини (ок. 1240/1250-1330) – автор мозаики в церкви Санта-Мария в Трасте-вере, фрески церкви Санта-Чечилия в Трастевере; Джотто ди Бон-доне (1266/1267-1337) – его фрески находятся в капелле дель Арена в Падуе и в церкви Санта-Кроче во Флоренции; поэт и создатель итальянского литературного языка Данте Алигъери (1265–1321) (повесть «Новая жизнь», поэма «Божественная комедия» и др.); скульптор и архитектор Арнольфо Ди Камбио (ок. 1245–1310) (церковь Сан-Доменико в Орвието); скульптор Никколо Лизано (ок. 1220–1278/1284) – ему принадлежит кафедра баптистерия в Пизе.

Саму эпоху Возрождения в Италии принято делить на три этапа:

1) ранний Ренессанс (триченто и кватриченто) (середина XIV–XV вв.);

2) высокий Ренессанс (чинквеченто) (конец XV – середина XVI вв.);

3) поздний Ренессанс (вторая треть XVI – первая половина XVII вв.).

Литературное творчество раннего Ренессанса прежде всего связано с такими именами, как Джованни Боккаччо (1313–1357) и Франческо Петрарка (1304–1374).

Главное достижение Петрарки состоит в том, что он был первым гуманистом, который поставил человека в центр всего. Наиболее известное его произведение – «Канцоньере» («Книга песен»), состоящее из сонетов, баллад и мадригалов на жизнь и смерть мадонны Лауры.

Произведение Джованни Боккаччо «Декамерон», состоящее из нескольких новелл, пронизано гуманистическими идеями, оно и на сегодняшний день остается очень поучительным, хотя и создано более шестисот лет назад.

В изобразительном искусстве раннего Ренессанса стоит отметить выдающегося итальянского живописца Сандро Боттичелли (1445–1510). Большинство его произведений носили религиозный и мифологический характер, были пронизаны одухотворенной грустью, легкостью, отличались тонким колоритом. Наиболее известные его шедевры: «Весна» (1477–1478 гг.), «Рождение Венеры» (ок. 1483–1484 гг.), «Оплакивание Христа» (ок. 1500 г.), «Венера и Марс» (1483 г.), «Святой Себастьян» (1474 г.), «Паллада и Кентавр» (1480 г.) и др.

Среди скульпторов раннего Возрождения в Италии наиболее известен представитель Флоренской школы Донато ди Никколо Бетто Барди, более известный как Донателло (1386–1466 гг.). Он создал новые формы скульптуры: тип круглой статуи и скульптурной группы. Примером могут быть такие его работы, как «Давид» (1430 г.), «Юдифь и Олоферн» (1456–1457 гг.).

Другой талантливый скульптор и архитектор раннего Ренессанса Филиппе Брунеллески (1377–1446). Он был создателем теории линейной перспективы. Основываясь на архитектуре античности, он постоянно использовал достижения современности, привносил новаторские идеи в свои произведения. Вот почему его архитектурные сооружения (капелла Пацци во дворе церкви Санта-Кроче, купол собора Сайта-Мария дель Фьоре и др.) могут по праву называться эталоном инженерно-строительной мысли.

Высокий Ренессанс связан с именами трех великих деятелей искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело Буонарроти.

Леонардо да Винчи (1452–1519) был живописцем, архитектором, скульптором, ученым и инженером. Мало найдется деятелей культуры, которых можно было бы сравнить с гениальным творцом и мыслителем. Никого не может оставить равнодушным название его картины «Джоконда», все сразу понимают, о каком произведении идет речь. Этот портрет стал самым известным портретом не только эпохи Возрождения, но, пожалуй, и всей истории культуры.

Образ человека в работах Леонардо да Винчи полностью отвечает идеям гуманизма, несет высокое этическое содержание. Стоит взглянуть хотя бы на знаменитую роспись в монастыре Санта-Мария делла Грацие в Милане «Тайная вечеря», где все персонажи имеют очень ясную и отчетливую мимику, понятные жесты. Известны этюды художника («Головы воинов», «Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем», «Женские руки» и «Женская голова»), в которых он очень удачно передает эмоции, чувства героев, их внутренний мир. Сохранились записи Леонардо да Винчи, в которых он сам рассказывает о своих многосторонних дарованиях и возможности их применения.

Другой выдающийся художник высокого Ренессанса Рафаэль Санти (1483–1520). Его огромный талант открылся уже на раннем этапе его творчества. Пример этому – его картина «Мадонна Конестабиле» (ок. 1502–1503 гг.). Работы Рафаэля являются воплощением гуманистического идеала, силы человека, его красоты и одухотворенности. Пожалуй, самая известная работа мастера «Сикстинская Мадонна», написанная в 1513 г.

Замыкает тройку легендарных итальянских живописцев Микеланджело Буонарроти (1475–1564). Наиболее известное его художественное произведение – росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508–1512 гг.). Но Микеланджело Буонарроти был не только талантливым живописцем. Известность скульптора мастер получил после своей работы «Давид». В ней он, как истинный гуманист, преклоняется перед человеческой красотой.

В литературе высокого Ренессанса стоит выделить итальянского поэта Лудовико Ариосто (1474–1533), автора проникнутой идеями гуманизма героической рыцарской поэмы «Неистовый Роланд» (1516 г.), комедий «Чернокнижник» (1520 г.) и «Сводня» (1528 г.), пронизанных тонкой иронией и легкостью.

Дальнейшему развитию гуманистических идей мешала церковь, которая всячески пыталась восстановить свои права, которые были у нее в эпоху средневековья. Проводились различные репрессивные меры, которые были направлены против деятелей культуры. Это не могло не сказаться на дальнейшем развитии культуры Возрождения. Как результат, многие творческие люди стали уходить от идей гуманизма, оставив только навыки, которых добились мастера раннего и высокого Возрождения. Эта запрограммированность, с которой стали работать деятели культуры, получила название маньеризма. И конечно же ни к чему хорошему привести она не может, ведь теряется весь творческий смысл. Но несмотря на лидирующие позиции маньеризма, остались мастера, которые по-прежнему следовали гуманистическим идеалам. Среди них были художники Паоло Веронезе (1528–1588), Якопо Тинторетто (1518–1594), Микеланджело да Караваджо (1573–1610), скульптор Бенвенуто Челлини (1500–1571).

Конец эпохи Возрождения ознаменовался выходом «Списка запрещенных книг» в 1559 г. по приказу Папы Павла IV. Этот список постоянно пополнялся, а неподчинение этому предписанию наказывалось отлучением от церкви. В «Список запрещенных книг» попали и произведения Возрождения, например книги Джованни Боккаччо.

Итак, к сороковым годам семнадцатого века закончился последний этап итальянского Возрождения, поздний Ренессанс.

Но Возрождение коснулось не только Италии, существовало и так называемое Северное Возрождение, которое относилось к таким странам, как Англия, Нидерланды, Франция, Германия, Швейцария, Испания и др. Нельзя оставить эти страны без внимания, так как культура их на данном этапе не менее значима, чем культура Италии, а даже наоборот, очень интересна хотя бы тем фактом, что не имела под собой такого богатого античного культурного пласта, какой имела Италия, и формировалась в сложный период Реформации.

Северное Возрождение

Больших высот достигла литература Северного Возрождения.

В Нидерландах расцвет литературы связан прежде всего с именем Эразма Роттердамского (1469–1536). Наиболее известные произведения этого гуманиста – «Похвала глупости» (1509 г.) и «Домашние беседы». В них он высмеивает многие пороки и призывает людей к свободомыслию и стремлению к знаниям. Во Франции идеи гуманизма в своих литературных произведениях развивали Франсуа Рабле (1494–1553) (его выдающееся произведение «Гаргантюа и Пантагрюэль») и Мишель де Монтень (1533–1592), утверждавший идеи рационализма в своем основном творении «Опыты».

Огромное влияние на мировую литературу оказало творчество испанского писателя Мигеля де Сервантеса (1547–1616). Особенно стоит отметить его главное произведение – роман «Дон-Кихот». Он является эталонным для гуманистической литературы. Соотечественник Сервантеса, другой испанский писатель Лопе де Вега (1562–1635) благодаря своим произведениям «Собака на сене», «Кровь невинных», «Звезда Севильи», «Учитель танцев» и др. остается актуальным и в наши дни. Подняв важные для каждого человека вопросы, он не теряет своей новизны и значимости и сегодня.

И наконец в Англии литература Ренессанса связана с именем выдающегося автора Уильяма Шекспира (1564–1616). Ему принадлежат тридцать семь пьес («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Ричард III», «Ромео и Джульетта» и многие др.), постановки которых и по сей день не сходят с театральных сцен во всем мире.

Именно благодаря У. Шекспиру театральное искусство в Англии получило огромное развитие в эпоху Возрождения.

Выдающиеся творцы были не только в литературной среде. Большой толчок получила живопись. Крупными живописцами в Нидерландах были Ян Ван Эйка (ок. 1390–1441) – автор новой на тот момент техники рисования маслом, Хиеронимус (ок. 1460–1516), Франс Хале (1581/1585-1666) – живописец-виртуоз, Питер Брейгель (1525–1569). И пожалуй, наиболее значительные имена в мире живописи – Питер Пауль Рубенс (1577–1640) и Харменс Ван Рейн Рембрандт (1606–1669). Для работ Рубенса характерна пышность, приподнятость настроения, множество декораций и украшений. Основной темой его работ были религиозные и мифологические сюжеты («Союз Земли и Воды» (1618 г.), «Персей и Андромеда» (начало 1620 г.), «Суд Париса» (1638–1639 гг.)), а также портреты («Портрет Елены Фаурмент с детьми» (около 1636 г.), «Камеристка» (около 1625 г.)). Рембрандт в основном писал портреты, для которых была характерна предельная точность и жизненность образов. Так, например, стоит отметить его портреты «Портрет Флориса Соопа», «Философ», «Мать Рембрандта» и др. Также Рембрандт писал картины на религиозные («Возвращение блудного сына») и исторические («Заговор Юлия Цивилиса») темы.

Среди немецких живописцев стоит отметить мастера реалистического портрета Ганса Гольбейна Младшего (1497/1498– 1543), гуманиста Грюневальда (1470/1475-1528), а также живописца-графика Лукаса Кранаха Старшего (1427–1553).

Испанская живопись достигла больших высот благодаря творчеству великих художников Эль Греко (1541–1614) («Снятие пятой печати», «Спаситель мира», «Христос изгоняет торговцев на холме», «Сошествие святого духа» и др.) и Диего Веласкеса (1599–1660) («Сдача Бреды», «Завтрак», «Портрет принца Карлоса Балтазара на пони»).

Ренессанс, зародившийся в Италии, имел настолько огромное значение для культуры всего мира, что не мог оставаться на территории одного государства и распространился по всей Западной Европе. В каждой стране Ренессанс имел свои национальные черты, но было и много общего. Во-первых, характерная для Возрождения во всех странах идея гуманизма, которая прослеживается в большинстве произведений искусства. И хотя церковь и пыталась всячески остановить развитие этого нового мышления людей, прибегая подчас к самым крайним мерам, эпоха Возрождения явилась основой для всех дальнейших культур западноевропейских цивилизаций и даже во многом повлияла на культуры стран Востока.

Из книги Аспекты мифа автора Элиаде Мирча

Эсхатологическая мифология средневековья В средние века мы наблюдаем подъем мифологического мышления. Все социальные классы провозглашают собственные мифологические традиции. Рыцарство, ремесленники, духовенство, крестьяне - все принимают «миф о происхождении»

Из книги Популярная история театра автора Гальперина Галина Анатольевна

ТЕАТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Феодализм Западной Европы пришел на смену рабовладению Римской империи. Возникли новые классы, постепенно оформилось крепостное право. Теперь борьба происходила между крепостными и феодалами. Поэтому театр Средневековья всей своей историей

Из книги Этика: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

ЛЕКЦИЯ № 3. Этика Средневековья 1. Основные положения христианской этики Средневековое этическое мышление отрицало положения античной моральной философии прежде всего потому, что ос–новой для толкования нравственности в ней выступает не ра–зум, а религиозная вера.

Из книги История культуры автора Дорохова М А

28. Культура раннего средневековья Основной чертой раннего средневековья является распространение христианства.Христианство появилось в первом веке в Палестине, затем, распространившись по Средиземноморью, в четвертом веке стало государственной религией Римской

Из книги Средние века уже начались автора Эко Умберто

Альтернативный проект средневековья Между тем можно обнаружить, что это слово обозначает два вполне отличных друг от друга исторических момента, один длится от падения Западной Римской Империи до тысячного года и представлял собой эпоху кризиса, упадка, бурного

Из книги Символика раннего средневековья автора Аверинцев Сергей Сергеевич

Символика раннего средневековья Историческим итогом античности, ее концом и пределом оказалась Римская империя. Она подытожила и обобщила пространственное распространение античной культуры, собрав в одно целое земли Средиземноморья. Она сделала больше: она подытожила

Из книги Умберто Эко: парадоксы интерпретации автора Усманова Альмира Рифовна

Маленькие и большие средневековья Умберто Эко Эко начинал свою академическую карьеру как эстетик и философ, основным ремеслом которого была медиевистика. Его блестящая диссертация, написанная в 1954 г., несколько раз переиздававшаяся в Италии и за рубежом, была посвящена

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

Из книги Серьёзные забавы автора Уайтхед Джон

Из книги Запросы плоти. Еда и секс в жизни людей автора Резников Кирилл Юрьевич

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Все лучшее, что не купишь за деньги [Мир без политики, нищеты и войн] автора Фреско Жак

Из книги Домашний музей автора Парч Сусанна

ПРОЧЬ ИЗ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Ученые, участвующие в программе космических исследований, сталкиваются с множеством трудностей. Например, с необходимостью разработки новых способов питания в космосе. Костюмы астронавтов должны быть надежными как в условиях

На исходе Средневековья

Термин «Средние века» был введен гуманистами около 1500 г. Так они обозначали тысячелетие, отделявшее их от «золотого века» античности.

Средневековая культура делится на периоды:

1. V в. н.э. - XI в. н. э. - раннее средневековье.

2. Конец VIII в. н.э. - начало IX в. н.э.- каролингское возрождение.

З. ХI - ХIII вв. - культура зрелого средневековья.

4. ХIV- ХУ вв. - культура позднего средневековья.

Средние века - это период, начало которого совпало с отмиранием античной культуры, а конец - с ее возрождением в Новое время . К раннему Средневековью относят две выдающиеся культуры - культуру Каролингского возрождения и Византию . Они дали начало двум великим культурам - католической (западно-христианской) и православной (восточно-христианской).

Средневековая культура охватывает более тысячелетия и в социально-экономическом отношении соответствует зарождению, развитию и разложению феодализма. В этом исторически длительном социокультурном процессе развития феодального общества вырабатывался своеобразный тип отношений человека к миру, качественно отличающий его как от культуры античного общества, так и от последующей культуры Нового времени.

Термин «Каролингское возрождение» описывает культурный подъем в империи Карла Великого и в королевствах династии Каролингов в VIII-IX вв. (в основном на территории Франции и Германии). Он выразился в организации школ, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, в развитии литературы, изобразительного искусства, архитектуры. Господствующим направлением средневековой философии стала схоластика («школьное богословие»).

Следует обозначить истоки средневековой культуры :

Культура «варварских» народов Западной Европы (так называемое германское начало);

Культурные традиции Западной Римской империи (романское начало: мощная государственность, право, наука и искусство);

Крестовые походы значительно расширили не только экономические, торговые контакты и обмены, но и способствовали проникновению в варварскую Европу более развитой культуры арабского Востока и Византии. В самый разгар крестовых походов арабская наука стала играть огромную роль в христианском мире, способствуя подъему средневековой культуры Европы XII в. Арабы передавали христианским ученым греческую науку, накопленную и сохраненную в восточных библиотеках, которая жадно впитывалась просвещенными христианами. Авторитет языческих и арабских ученых был настолько силен, что ссылки на них были в средневековой науке почти обязательными, им порой приписывали свои оригинальные мысли и выводы христианские философы.

В результате длительного общения с населением более культурного Востока европейцами были восприняты многие достижения культуры и техники византийского и мусульманского мира. Это дало сильный толчок для дальнейшего развития западноевропейской цивилизации, что нашло отражение прежде всего в росте городов, усилении их экономического и духовного потенциала. Между X и XIII вв. произошел взлет в развитии западных городов, и образ их изменился.

Возобладала одна функция - торговая, оживившая старые города и создавшая чуть позже функцию ремесленную. Город стал очагом ненавистной сеньорам хозяйственной деятельности, что привело, в известной мере, к миграции населения. Из разнообразных социальных элементов город создавал новое общество, способствовал становлению нового менталитета, заключавшегося в выборе жизни деятельной, рациональной, а не созерцательной. Расцвету городского менталитета благоприятствовало появление городского патриотизма. Городское общество сумело создать ценности эстетические, культурные, духовные, придавшие новый импульс развитию средневекового Запада.

Романское искусство, бывшее выразительным проявлением ранней христианской архитектуры, на протяжении XII в. стало преображаться. Старые романские храмы стали тесными для умножавшегося населения городов. Нужно было сделать церковь просторной, полной воздуха, экономя при этом дорогое пространство внутри городских стен. Поэтому соборы вытягиваются вверх, часто на сотни и более метров. Для горожан собор был не просто украшением, но и внушительным свидетельством мощи и богатства города. Наряду с ратушей собор был центр и средоточие всей общественной жизни.

В ратуше сосредоточивалась деловая, практическая часть, связанная с городским управлением, а в соборе кроме богослужения читались университетские лекции, происходили театральные представления (мистерии), иногда в нем заседал парламент. Многие городские соборы были так велики, что все население тогдашнего города не могло бы его заполнить. Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Из-за дороговизны строительных материалов, сложности самой работы храмы возводились порой в течение нескольких столетий. Иконография этих соборов выражала дух городской культуры.

В ней деятельная и созерцательная жизнь искала равновесия. Огромные окна с цветными стеклами (витражами) создавали мерцающий полумрак. Массивные полукруглые своды сменились стрельчатыми, реберными. В сочетании со сложной опорной системой это позволило сделать стены легкими, ажурными. Евангельские персонажи в скульптурах готического храма приобретают изящество куртуазных героев, кокетливо улыбающихся и "утонченно" страдающих.

Готика - художественный стиль, преимущественно архитектурный, достигший наибольшего развития в строительстве легких остроконечных, устремленных ввысь соборов со стрельчатыми сводами и богатым декоративным убранством, - стала вершиной средневековой культуры. В целом это было торжество инженерной мысли и сноровки цеховых ремесленников, вторжение в католический храм светского духа городской культуры. Готика связана с жизнью средневекового города-коммуны, с борьбой городов за независимость от феодального сеньора. Как и романское искусство, готическое распространилось по всей Европе, лучшие же его творения созданы в городах Франции.

Изменения в архитектуре повлекли изменения в монументальной живописи. Место фресок заняли витражи. Церковью были установлены каноны в изображении, но даже через них давала себя знать творческая индивидуальность мастеров. По своему эмоциональному воздействию сюжеты росписей витражей, переданные с помощью рисунка, стоят на последнем месте, а на первом - цвет и вместе с ним свет. Большого мастерства достигло оформление книги. В XII-XIII вв. рукописи религиозного, исторического, научного или поэтического содержания изящно иллюстрируются цветной миниатюрой .

Из богослужебных книг самыми распространенными становятся часословы и псалтыри, предназначенные главным образом для мирян. Понятие о пространстве и перспективе для художника отсутствовало, поэтому рисунок схематичен, композиция статична. Красоте человеческого тела в средневековой живописи никакого значения не придавалось. На первое место выступала красота духовная, нравственный облик человека. Вид обнаженного тела считался грешным. Особое значение во внешнем облике средневекового человека придавалось лицу. Средневековая эпоха создала грандиозные художественные ансамбли, решила гигантские архитектурные задачи, создала новые формы монументальной живописи и пластики, а главное - являла собой синтез этих монументальных искусств, в которых стремилась передать полную картину мира.

Перемещение центра тяжести культуры от монастырей к городам особенно отчетливо проявилось в области образования. В течение XII в. городские школы решительно опережают монастырские. Новые учебные центры, благодаря своим программам и методике, а главное - набору преподавателей и учеников, очень быстро выходят вперед.

Вокруг самых блестящих преподавателей собирались слушатели из других городов и стран. В результате этого начинает создаваться высшая школа - университет . В XI в. в Италии был открыт первый университет (г. Болонья, 1088 г.). В XII в. университеты возникают и в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), затем - университет в Кембридже (1209). Крупнейшим и первым из университетов Франции был Парижский (1160).

Учеба и преподавание наук становится ремеслом, одним из многочисленных видов деятельности, которые специализировались в городской жизни. Само название университет происходит от латинского "корпорация". Действительно, университеты были корпорациями преподавателей и студентов. Развитие университетов с их традициями диспутов, как главной формой образования и движения научной мысли, появление в XII-XIII вв. большого количества переводной литературы с арабского и греческого стали стимулами интеллектуального развития Европы.

Университеты явили собой сосредоточение средневековой философии - схоластики. Метод схоластики заключался в рассмотрении и столкновении всех аргументов и контраргументов какого-либо положения и в логическом развертывании этого положения. Старая диалектика, искусство спора и аргументации получают необыкновенное развитие. Складывается схоластический идеал знания, где высокий статус приобретает рациональное знание и логическое доказательство, опиравшееся на учение церкви и на авторитеты в различных отраслях знаний.

Мистицизм, имевший существенное влияние в культуре в целом, в схоластике принимается очень осторожно, только в связи с алхимией и астрологией . До ХШ в. схоластика была единственно возможным путем совершенствования интеллекта потому, что наука подчинялась богословию и служила ему. Схоластам принадлежала заслуга разработки формальной логики и дедуктивного способа мышления, а их метод познания являлся не чем иным как плодом средневекового рационализма. Самый признанный из схоластов, Фома Аквинский, считал науку "служанкой богословия". Несмотря на развитие схоластики, именно университеты становились центрами новой, нерелигиозной культуры.

Одновременно с этим шел процесс накопления практических знаний, которые передавались в виде производственного опыта в ремесленных мастерских и цехах. Здесь было сделано много открытий и находок, подаваемых пополам с мистикой и магией. Процесс технического развития выразился в появлении и применении ветряных мельниц, подъемников для строительства храмов.

Новым и чрезвычайно важным явлением было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Городские нецерковные школы становились очагами свободомыслия. Рупором таких настроений стала поэзия вагантов - бродячих поэтов-школяров, выходцев из низов. Особенностью их творчества была постоянная критика католической церкви и духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь, в свою очередь, преследовала и осуждала вагантов.

Важнейший памятник английской литературы XII в. - знаменитые баллады о Робин Гуде , который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.

Развивалась городская культура . В стихотворных новеллах изображались распутные и корыстолюбивые монахи, туповатые крестьяне-вилланы, хитрые бюргеры («Роман о Лисе»). Городское искусство питалось крестьянским фольклором и отличалось большой цельностью и органичностью. Именно на городской почве появились музыка и театр с их трогательными инсценировками церковных легенд, поучительными аллегориями.

Город способствовал росту производительных сил, которые дали толчок к развитию естествознания . Английский ученый-энциклопедист Р. Бэкон (XIII в.) считал, что знание должно опираться на опыт, а не на авторитеты. Но зарождавшиеся рационалистические идеи сочетались с поисками учеными-алхимиками "эликсира жизни", "философского камня", со стремлениями астрологов предсказать будущее по движению планет. Ими же параллельно делались открытия в области естественных наук, медицины, астрономии. Научные поиски постепенно способствовали изменению всех сторон жизни средневекового общества, подготавливали возникновение "новой" Европы.

Для культуры Средних веков характерен:

Теоцентризм и креационизм;

Догматизм;

Идейная нетерпимость;

Страдальческое отречение от мира и тяга к насильственному всемирному преобразованию мира в соответствии с идеей (крестовые походы)