Не является коммерческой организацией унитарное предприятие. Унитарное предприятие

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В организационно-правовой форме унитарных предприятий действуют государственные и муниципальные предприятия. В предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях случаях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие). Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст.113 ГК РФ). Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Некоммерческие юридические лица не имеют в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли, а так же не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками. Все некоммерческие юридические лица (также как и коммерческие юридические лица) разделены на корпорации и унитарные юридические лица (ст. 65.1 ГК РФ)Некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, имеют специальную правоспособность и используют имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Такими целями не могут быть получение прибыли и распределение ее между участниками.

Некоммерческие корпорации

Потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив». Наименование общества взаимного страхования должно содержать слова «потребительское общество». Потребительский кооператив по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд. Жилищный или жилищно-строительный кооператив по решению своих членов может быть преобразован только в товарищество собственников недвижимости (ст. 123.2 ГК РФ).Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства с целью удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Члены потребительского кооператива не имеют обязанности личного трудового участия в деятельности кооператива. Деятельность потребительского кооператива направлена на удовлетворение потребностей его участников, а не на извлечение прибыли. Члены потребительского кооператива, кроме вступительных и паевых взносов, уплачивают дополнительные взносы, за счет которых покрываются убытки, возникшие в результате деятельности кооператива.

В РФ: Потребительское автогаражное общество «Транспортник», Сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив «Колос».

В РБ: Потребительский жилищно-строительный кооператив «Йорт», Кредитно-потребительский кооператив «Уфимский фонд сбережений», Потребительский кооператив «ГСК 13».

Общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей. Общественная организация является собственником своего имущества. Ее участники (члены) не сохраняют имущественные права на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов. Общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы). Общественная организация по решению ее участников (членов) может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд (ст. 123.4 ГК РФ). Может действовать и без государственной регистрации. Общественная организация может начать работу после того, как было принято решение о ее создании, сформированы контрольно – ревизионные и руководящие органы, принят устав. Деятельность общественных организаций ограничивается территорией зафиксированной учредительными документами.

В РФ: Общероссийская общественная организация «Федерация киноклубов России», Астраханская общественная организация «Россия и Белоруссия – навеки вместе».

В РБ: Общественная организация «Заповеданное» в республике Башкортостан, Башкирская республиканская общественная организация ветеранов войны.

Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов, профессиональные объединения граждан, не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения. Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов). Ассоциация (союз) является собственником своего имущества. Ассоциация (союз) отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, если иное не предусмотрено законом в отношении ассоциаций (союзов) отдельных видов. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом. Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом или уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов. Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд (ст.123.8 ГК РФ).

Ее членами могут быть только юридические лица. Член ассоциации в силу ее финансового содержания, может безвозмездно пользоваться услугами, предоставляемыми ассоциацией (союзом). Член ассоциации может быть исключен из нее по решению оставшихся участников. С согласия членов ассоциации в нее могут входить новые участники. Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам, действующим в отношении юридических лиц. Пример – Евразийская ассоциация университетов.

В РФ: Ассоциация юристов России, Российский союз молодежи.

В РБ: Ассоциация крестьянских хозяйств «БАТЫР», Ассоциация студентов и аспирантов Башкортостана, Уфимский городской союз садоводов.

Товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами. Устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова «товарищество собственников недвижимости», месте нахождения, предмете и целях его деятельности, составе и компетенции органов товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом. Товарищество собственников недвижимости не отвечает по обязательствам своих членов. Члены товарищества собственников недвижимости не отвечают по его обязательствам. Товарищество собственников недвижимости по решению своих членов может быть преобразовано в потребительский кооператив (ст 123.12 ГК РФ).

В товариществе собственников недвижимости создаются единоличный исполнительный орган (Председатель) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (Правление).
В РБ: Товарищество Собственников Жилья (ТСЖ) «НУР», Товарищество Собственников Жилья (ТСЖ) «Содружество».

Казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных законом, добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы Казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию.(ст. 123.15 ГК РФ).Российское казачество проходит государственную гражданскую службу, военную службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках, правоохранительную службу. Российское казачество оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ; принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации стихийных бедствий; принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности и в борьбе с терроризмом.

В РФ: Кубанское войсковое казачье общество, Волжское войсковое казачье общество.

В РБ: Уфимское казачье общество «Бельское казачество», Уфимское городское казачье общество «Казачья Рада» РБ.

Общинами коренных малочисленных народов Российской Федерации признаются добровольные объединения граждан , относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры Члены общины коренных малочисленных народов Российской Федерации имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины или ее ликвидации в порядке, установленном законом. Община коренных малочисленных народов Российской Федерации по решению ее членов может быть преобразована в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию (ст. 123.16 ГК РФ). К коренным малочисленным народам Российской Федерации относят: коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее – малочисленные народы), народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. (Федеральный закон от 20 июля 2000 года N 104-ФЗ»Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (в ред. От 28.12.2013 N 396-ФЗ).

В РФ: Родовая община коренных малочисленных народов «УХТ».


Похожая информация.


Коммерческие унитарные организации - это государственное и муниципальное унитарные предприятия, унитарное казенное предприятие. Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, переданное ей собственником имущества. Имущество унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления отличаются от права собственности ограничениями по свободе распоряжения имуществом. Например, унитарное предприятие только с согласия собственника имущества может продавать недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, сдавать его в аренду, отдавать в залог. Право оперативного управления больше, чем право хозяйственного ведения, ограничивает самостоятельность предприятия и его коммерческие возможности. Унитарные предприятия создаются по решению государственного органа или органа местного самоуправления.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, - государство или местные органы самоуправления - не несет ответственности по его обязательствам, а унитарное предприятие не отвечает по обязательствам государства. Такое предприятие отвечает по своим обязательствам в пределах своего имущества. Среди примеров можно назвать почту России, космическую связь, российскую телевизионную и радиовещательную сеть, газовые сети.

Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, созданные на базе федеральной собственности, называются казенными предприятиями, например аэропорты, научно-исследовательские институты, Тамбовский пороховой завод. Право оперативного управления предполагает именно управление имуществом, поэтому собственник имущества по своему усмотрению может в любой момент изъять его. Среди примеров муниципальных унитарных предприятий можно назвать предприятия оборонного комплекса, предприятия связи и городского транспорта, предприятия, печатающие деньги, предприятия жилищно-коммунального хозяйства, водоканал.

В качестве вывода следует отметить, что определенные отрасли и сферы жизнедеятельности обладают повышенной важностью для нашего государства и его граждан. Именно в таких сферах, которые государство не доверяет бизнесу, рождаются унитарные предприятия, свобода действий руководства которых значительно ограничена ввиду того, что они создаются на базе государственной или муниципальной собственности.

Унитарное предприятие

Унита́рное предприя́тие - особая организационно-правовая форма юридического лица . Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским Кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

Российская Федерация

В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  1. Федеральное государственное унитарное предприятие - ФГУП
  2. Государственное унитарное предприятие - ГУП (субъекта федерации)
  3. Муниципальное унитарное предприятие - МУП (Муниципального образования)

Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Данное ограничение было введено Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит . При этом договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных предприятий должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами , поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления . Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП - на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества - государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК РФ):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ);
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия) (ст. 115 ГК РФ).

СНГ

В большинстве стран СНГ существуют также частные унитарные предприятия, не наделённые правом собственности на закреплённое за ним имущество. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям и находится общей совместной собственности его членов физических лиц, одного физического лица или одного юридического лица. К таковым относят крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные, семейные и дочерние предприятия. В Российской Федерации в качестве самостоятельных организаций, за исключением дочерних предприятий, таковые не признаются, а руководители таких организаций являются индивидуальными предпринимателями, что создаёт имущественные и организационные трудности у индивидуального предпринимателя (фактически предприятия). Так например, отсутствует право частной собственности на предприятие, как на имущественный комплекс, поскольку предприятие предполагает дополнительные хозяйственные отношения, чего нет при индивидуальном предпринимательстве, нет чёткого регламента положения членов в предприятии, распределения прибыли и ответственности между ними и многих других аспектов.

Примеры

  • ФГУП «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М.В. Фрунзе »
  • ФГУП «Космическая связь»
  • ФГУП «НПП ВНИИЭМ »
  • ФГУП «НПЦ газотурбостроения „Салют“ »
  • ФГУП «Почта России »
  • ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть »
  • ФГУП « »
  • ФГУП «Жилищно-коммунальное управление Российской академии наук »

См. также

Примечания

Ссылки

  • Каталог официальных сайтов Федеральных государственных унитарных предприятий

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Унитарное предприятие" в других словарях:

    См. Предприятие унитарное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Унитарное предприятие - (англ Unitarian /unitary enterprise) в гражданском праве РФ коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество … Энциклопедия права

    По гражданскому законодательству РФ коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. В форме У.п. могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество У.п. находится… … Юридический словарь

    Унитарное предприятие - (unitary enterprise) коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником (государством, муниципалитетом) имущество: оно принадлежит ей на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В… … Экономико-математический словарь

    унитарное предприятие - Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником (государством, муниципалитетом) имущество: оно принадлежит ей на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В форме унитарных… … Справочник технического переводчика

    УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - по гражданскому законодательству РФ коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество У.п. является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками… … Юридическая энциклопедия

    УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - в соответствии со ст. 46 ГК унитарное предприятием представляет собой одну из форм коммерческих организаций, в которых могут создаваться юридические лица. Согласно ст. 113 ГК унитарным предприятием признается коммерческая организация, не… … Юридический словарь современного гражданского права

    Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между… … Административное право. Словарь-справочник

Унитарное предприятие в России (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие — ГУП, Муниципальное унитарное предприятие — МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП) — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (казенное предприятие).
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества. Учредительным документом унитарного предприятия является устав.
Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.
В отличие от акционерных обществ и иных коммерческих организаций унитарные предприятия обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП — на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.
Виды государственных унитарных предприятий
1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, ¬федеральное госпредприятие и госпредприятие субъекта РФ (госпредп¬риятие), муниципальное предприятие;
2. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, ¬
федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие).
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность вещных прав, неизвестную развитому законодательству. Это - вещные права юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника. Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях юридических лиц-несобственников, что невозможно в обычном, классическом имущественном обороте.
Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.
Согласно ст. 295 ГК собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Статья 294. Право хозяйственного ведения

Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 295. Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении

1. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
2. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Статья 296. Право оперативного управления

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Статья 297. Распоряжение имуществом казенного предприятия

1. Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества.
Бюджетное учреждение — по российскому законодательству это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (англ. budget institution) - по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами гос-ной власти РФ, органами гос-ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ*). Б.у. является некоммерческой организацией.
В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы Б.у., получаемые как из бюджета и гос-ных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, др. доходы, получаемые от использования гос-ной или муниципальной собственности, закрепленной за Б.у. на праве оперативного управления, и иной деятельности.
При уменьшении уполномоченными органами гос-ной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых Б.у., такое учреждение и др. сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и др. условия договора. Сторона договора вправе потребовать от Б.у. только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.
Статус бюджетной организации имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками:
1. В качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.
2. В качестве цели создания бюджетной организация в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. В то же время, указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы.
Основная масса бюджетных организаций осуществляет те или иные виды платной деятельности и получает, таким образом, средства, необходимые для своего развития. Однако получение прибыли не является и не может являться целью бюджетной организации. А все самостоятельно заработанные ею средства должны направляться исключительно на расширение и развитие системы услуг, для предоставления которых она создана.
3. Бюджетная организация должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.
Данный признак имеет следующую особенность: само по себе получение финансирования из бюджета еще не говорит о том, что данная организация является бюджетной. Бюджетные средства выделяются не только бюджетным организациям, но и коммерческим структурам. Это осуществляется в многочисленных формах, начиная от закупки различных товаров в государственных или муниципальных целях и кончая предоставлением финансовой поддержки в виде дотаций, субвенций, субсидий и т.п.
4. Основой финансового планирования бюджетной организации является смета доходов и расходов. До начала финансового года бюджетная организация обязательно составляет этот документ, по истечении отчетного периода обязательно составляется баланс исполнения сметы.
Следует обратить внимание, что только сочетание всех перечисленных признаков вместе по отношению к одной структуре дает бюджетную организацию, каждый из названных признаков сам по себе не означает, что мы имеем дело с бюджетной организацией.
Виды бюджетных организаций.
Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков.
В зависимости от выполняемых ими функций (т.е. по роду деятельности) бюджетные организации могут подразделяться в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета.
По этому признаку можно выделить бюджетные организации, реализующие функции государства и, соответственно, получающие финансирование по разделам бюджетной классификации:
государственное управление и местное самоуправление, к которому, в частности, относится Комитет РФ по финансовому мониторингу, Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству, Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ;
судебная власть, в том числе Конституционный Суд, Верховный Суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд;
международная деятельность, посольства и представительства за рубежом и т.д.
В зависимости от источника финансирования бюджетные организации могут быть разделены на следующие группы:
финансируемые за счет средств федерального бюджета;
финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ;
финансируемые за счет средств местных бюджетов.
По источникам формирования средств бюджетные организации могут быть разделены на две группы:
* бюджетные организации, оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники средств;
* бюджетные организации, не оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственных источников средств.
Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ.

Иначе говоря, право собственности находится у государства - Российской Федерации. Это предприятие может осуществлять любую деятельность, не запрещенную законом: торговлю, оказание услуг, производство, образование.

Определение

ФГУП - это унитарное предприятие, которое не имеет права на преемственность различного рода собственности, выделенной ему владельцем.

Этот вид правовой организации деятельности имеют только

ФГУП несет ответ по собственным долгам всем своим имуществом, однако не отвечает по долгам владельца имущества.

Если собственность выделена в рамках хозяйственного ведения, предприятие может пользоваться имуществом, производимыми товарами, извлекаемой прибылью. Все это осуществляется в рамках, прописанных в законах и различных актах РФ.

В рамках оперативного ведения управление ФГУП имеет право пользоваться товарами, имуществом и прибылью при одобрении владельца.

Владелец имущества сам регистрирует компанию, прописывает цели работы. Собственник контролирует применение по назначению имущества, вверенного унитарному предприятию.

Владелец может оформить собственность на предприятие под видом вложений в уставной фонд.

ФГУП не может создавать дочерние компании. Также законодательство запрещает предприятиям, ведущим свою работу на правах хозяйственного ведения, быть учредителем какого-либо унитарного предприятия путем выделения части собственности в оперативное ведение. Этот запрет наложен в целях отслеживания выведения части имущества предприятия при открытии дочерних компаний.

Пути формирования имущества ФГУП

Это такие источники:

  • собственность, выделенная владельцем предприятия в счет оплаты уставного капитала;
  • прочая собственность, передающаяся предприятию с одобрения владельца;
  • прибыль, извлеченная во время коммерческой работы;
  • заемные ресурсы, включая ссуды банковских и других кредитных учреждений;
  • амортизация;
  • помощь, идущая из бюджетов различного уровня;
  • дивиденды, поступающие от других компаний, где ФГУП владеет долей;
  • добровольные пожертвования;
  • прибыль от сдачи части недвижимости в аренду;
  • прочие поступления, не идущие вразрез с законодательством РФ.

Унитарное предприятие может делать с имуществом что угодно. Но продать его оно может лишь с одобрения собственника.

Проведение сделок с недвижимостью

Реализация сделок по имуществу, цена которого свыше 150 миллионов рублей, проводится Федеральным агентством по управлению госимуществом. Они осуществляются с одобрения правительства РФ.

Все действия с собственностью проводятся на аукционе. Его организатор - компания или физическое лицо, у которого подписан договор с унитарным предприятием.

Все вырученные от реализации имущества средства, за вычетом затрат на реализацию (они не могут быть выше трех процентов от стоимости имущества по балансовой цене), предприятие обязано перечислить в бюджет РФ в срок 25 дней с момента получения оплаты.

Финансы казенных предприятий

Форма ФГУП подразумевает особенность ведения финансов. Существует несколько методов создания источников поступлений средств.

Финансы унитарных предприятий существенно отличаются созданием уставного капитала, генерированием и использованием прибыли. Также они выделяются способами привлечения заемных ресурсов.

Уставной капитал - это средства, формирующиеся при помощи основных и оборотных ресурсов. Размер капитала прописывается в балансе унитарного предприятия на дату подписания устава.

Величина уставного фонда предприятия обязана быть не ниже 5 тыс. МРОТ, который действует на момент государственной регистрации организации.

Функции уставного капитала унитарного предприятия совпадают с функциями коммерческих компаний. Помимо этого, уставный фонд выступает финансовым фундаментом осуществления хозяйственной деятельности, являясь показателем ее целесообразности.

Существенным источником создания средств ФГУП выступает прибыль. Она генерируется подобно доходам коммерческих предприятий. Но в Бюджетном кодексе РФ прописано, что прибыль ФГУП выступает источником неналоговых поступлений, которые идут в бюджет.

Унитарные предприятия имеют право использовать целевые бюджетные источники финансирования. Средства, идущие из бюджетов, идут на реализацию некоторых программ социальной направленности. проводится под видом субвенций, дотаций и субсидий.

Субвенции - это бюджетные ресурсы, которые идут ФГУП безвозмездно.

Субсидиями являются ресурсы из бюджета, выделяющиеся на основе долевого финансирования издержек по реализации различных программ по совершенствованию работы ФГУП.

Организации, являющиеся унитарными, также могут привлекать заемные ресурсы. Однако особенность их правовой формы - получение является сложным процессом. Унитарное предприятие не может просто так получить кредит под свою недвижимость. Руководство ФГУП может получить от собственника кредиты из бюджета, которые необходимо будет вернуть.

Итоги

Законодательство описывает унитарное предприятие как имущественный комплекс, который используется для извлечения прибыли.

Гражданский кодекс РФ так характеризует ФГУП: это вид коммерческой компании, у которой нет права собственности на имущество, закрепленное за ней владельцем.