О крещенской воде. Чем отличается крещенская вода от святой

Рубан Ю. И.
  • свящ. Алексий Хотеев
  • Настольная книга священнослужителя
  • прот.
  • митр.
  • Глеб Чистяков
  • Вода́ свята́я – 1) обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретшая, в результате совершения молебна, именуемого , свойства освящать и исцелять (по вере благочестиво использующих её людей); 2) (иногда, в некотором понимании) вода из святого источника.
    Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода (по-гречески, ἁγίασμα – святыня).
    Мы впервые окунаемся в нее в , когда при принятии этого трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в Таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во .
    Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в , при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

    «Освященная вода , – писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею ». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

    Можно ли кропить святой водой нечистые места?

    Есть крестная сила как нечто ограждающее, как экзорцизм. Мы что-то можем освятить в смысле «исполнить благодати», а что-то (скажем, туалет) мы кропим крещенской святой водой, чтобы там никакое зло не пряталось, а не для потребления там святыни.

    Можно ли пить святую воду не натощак?

    По традиции святую воду принимают натощак по утрам, что вполне объяснимо: первым делом человек вкушает святыню, а потом уже приступает к обычной пище. Что касается оставшихся суток, то в Типиконе (Типикон, гл. 48 – месяцеслов, 6 января, 1-е «зри»). сказано, что неразумно воздерживаться от святой воды по причине употребления пищи:
    «Да будет известно всем о святой воде: отлучающие себя от святой воды по той причине, что уже вкусили пищу, не доброе творят, ибо благодать Божия дана на освящение миру и всей твари. Так же и кропим ею всюду, и во всяких нечистых местах, и даже под ногами нашими. И где же разум у тех, кто не пиет ее по причине вкушения пищи ».

    В Крещенский сочельник совершается особый чин водосвятия - Великая Агиасма; освещение воды на Богоявление происходит потому, что в это время открылись Небеса, открылся Христос как Сын Божий; хотим ли мы, чтобы нам открылись Небеса для того, чтобы нам понять, что Христос, действительно, Бог?; святая вода служит в осуждение тем, кто берет ее с верою в ее магические свойства, а не с верою во Христа, как Сына Божия, который был засвидетельствован во Иордане; если мы берем святую воду и веруем, что она, действительно, действует силою Божию, силою Иисуса Христа, то тогда надо верить и во всем остальном, а это значит, причащаться и исповедоваться; надо начать делать что-нибудь небольшое, что я могу делать: учиться молиться и начать следить за собой, за своими грехами, готовясь к исповеди; в духовной жизни очень важно ставить себе маленькие задания и стараться их выполнять.

    Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

    Сегодня мы начали праздновать Крещение Господне, Богоявление. В память об этом событии - о том, как Христос крестился от Иоанна во Иордане, как Святой Дух в виде голубя сошел на него, и Глас от Отца засвидетельствовал, что это, действительно, Сын Божий, Сын Его, - мы сегодня освящаем воду.

    Кто может, освящает воду в открытых водоемах, у кого нет поблизости, как у нас, то освящают, как могут. Это особый чин водосвятия.

    Он особый не только потому, что там особые молитвы, какие не бывают в другие дни освящения воды, но, конечно, и по сути. Поэтому он называется Великая Агиасма. Агиасма – святая вода по-гречески. Что же он нам указывает? Для чего мы стараемся прийти и взять воду, принести ее домой? К сожалению, очень по-разному у людей это бывает.

    Если спросить у человека, который пришел за водой в этот день в церковь, зачем ему эта вода, что он с ней будет делать, то ответы будут самые разные. И, скорее всего, не будет ни одного ответа, согласного с церковной традицией. Хотя, конечно, есть и такие люди, которые более или менее понимают, зачем это все надо. Вот мы и должны подумать о том, зачем это все надо. Почему мы освящаем воду сегодня?

    Потому что в это время открылись небеса, открылся Христос как Сын Божий. Как человека Его и раньше знали и видели. И вот Он пришел, и было уже явлено всем, что это Сын Божий. Вот хотим ли мы, чтобы это нам было открыто? Чтобы нам открылись Небеса, и чтобы нам открылся Христос не просто как какой-то исторический человек, который, может быть, был хороший, но когда-то давно, и мало ли этих хороших людей было? Мы всех хороших людей уважаем, но не более того. - Но хотим ли мы, чтобы нам открылись Небеса для того, чтобы нам понять, что это, действительно, Бог? Хотим ли мы этого? Если хотим, то мы правильно пришли за водой. Даже если мы на данный момент, предположим, о христианстве почти ничего не слышали, и только какие-то смутные слухи до нас дошли, что христианство – это что-то хорошее, и что этому в принципе надо доверять, - то этого уже достаточно для того, чтобы уже начать христианскую жизнь.

    Этого еще не достаточно для того, чтобы в полноте начать христианскую жизнь, но полнота христианской жизни – это вопрос относительный. С одной стороны, под полнотой подразумевают участие в обрядах, а, с другой стороны, полнотой христианской жизни живут только святые. Все мы должны стать святыми, но не всё сразу.

    Поэтому начнем с того, что просто посмотрим, что христианская жизнь составляет для меня. Нужна ли она мне вообще? Конечно, может быть, найдутся такие люди, которые скажут, что вообще им это не нужно, а просто есть какой-то обычай приносить эту воду. Такие люди бывают. Не знаю, присутствуют ли они сейчас, скорее всего, нет, но такие люди есть, наверное, среди знакомых у каждого из нас.

    Этим людям надо сказать, что тогда вообще им не нужно брать святую воду. Это будет только лишний грех пренебрежения к святыне, а не пренебрежительного отношения к святыне у таких людей просто быть не может. У всех остальных людей может быть такое отношение к святыне, которое принесет им пользу, и тогда правильно, что они ее берут, а может быть и такое, которое принесет им вред. И тогда от святыни они получат совсем не то, что чают.

    Отчего же это зависит? От того, как мы хотим относиться к христианской жизни. Если мы еще не привыкли исповедоваться и причащаться регулярно, как это нужно делать всем христианам, то тогда нужно подумать о том, что мне мешает. Может быть, я не верю в это? Или верю, но еще не собрался?

    Если не верю, то почему я не верю в это, а в то, что вода святая, верю? Потому что какие-то магические свойства приписывают этой воде разные безумные люди и даже пишут в газетах об этом, по телевизору говорят? Если это так, то это очень глупые основания. Никакими магическими свойствами святая вода не обладает. Она обладает сверхъестественными свойствами, но не магическими.

    Надо помнить, что она помогает, но служит еще и в осуждение тем, кто берет ее с верою. Все зависит от того, какая эта вера. Вера в то, что вода какая-то магическая? Или вера во Христа как Сына Божия, который был засвидетельствован в Иордане?

    Поэтому если мы берем святую воду и веруем, что она, действительно, действует силою Божиею, силою Иисуса Христа и действует тем, кто верит в Иисуса Христа, то бывает от действия польза. А на тех, кто не верит и как-то иначе к ней относится, она тоже действует, но только так, что получается вред. Вот верить так – значит верить церковному учению. Если мы верим в это – хорошо, но тогда надо верить и во всем остальном.

    Верить во всем остальном – это значит причащаться и исповедоваться. Понятно, что если даже мы считаем, что, в принципе, это правильно, то все равно еще трудно преодолеть барьеры. Если никогда раньше человек этого не делал, то для него вдруг начать - это будет очень резкое изменение жизни. Это все понятно.

    Если трудно, значит надо не сразу, а постепенно и не забегая вперед, чтоб потом не пришлось отступать с поражением. Бывает, что люди очень резво возьмутся за всякие христианские дела, а потом через какое-то время совершенно отпадают – это еще хуже, чем если бы они вообще не начинали. Так не надо.

    Надо начать делать что-нибудь небольшое, что я могу делать. Например, если я беру воду, то хотя бы каждый раз молиться: “Господи, помилуй”. А также надо молиться и когда ее употребляю. Надо научиться молиться утром и вечером. Но еще очень важно научиться смотреть за своими грехами: в чем я согрешил в течение жизни, в чем меня особенно совесть обличает.

    Надо следить за собой каждый день, к вечеру, или когда едем в транспорте, или мало ли какая свободная минута будет – в чем я согрешаю, что я делаю неправильно. Тем более так приходится думать тогда, когда в нашей жизни какие-то неудачи, тяжелые обстоятельства. Почему случилось именно так, что надо исправить в своей жизни? И вот это будет подготовкой к исповеди.

    И надо в какой-то момент себе сказать, что я не просто об этом думаю, а я готовлюсь к исповеди. Тогда можно будет прийти в церковь, постоять, послушать богослужение. Не надо брать на себя никаких обязательств. Не обязательно прийти к началу в такой ситуации, не обязательно уходить в конце, а просто прийти, когда кто может, постоять и помолиться.

    От этого уже будет польза, а потом в какой-то момент узнать у священника или у монахини, или еще у кого-то, кто это знает – просто у прихожанина можно узнать, - когда будет исповедь, как подготовиться к исповеди. И так прийти к исповеди, прийти к причастию. Постепенно надо об этом думать. Может быть, если сейчас начать об этом думать, то хорошее время, когда можно будет созреть и все это сделать, - Великий пост, благо, он в этом году очень скоро наступает.

    Вот можно ставить себе такие задания. Самое главное, что в духовной жизни очень важно все время перед собой ставить не только глобальные проблемы, что вот хорошо бы там иметь спасение души и получить Царство Небесное. Если мы так себе скажем, то это ровно ни к чему дальше не приведет. Надо конкретно сказать, что вот мне сегодня, или, скажем, в ближайшую неделю, или в ближайшие три недели надо постараться к чему-то приучиться, избавиться или, по крайней мере, ослабить ту или другую греховную привычку.

    Греховной привычкой надо называть и какое-то плохое обращение с людьми, с которыми мы регулярно общаемся. Например, я привык в раздраженном тоне отвечать этому человеку, потому что он меня раздражает. Я не могу сделать, чтоб он меня не раздражал – он меня и дальше будет раздражать, - но я могу ему не отвечать в раздраженном тоне. Могу, например, ничего не говорить или говорить необходимый минимум.

    Вот такие вещи надо делать и постепенно приходить в церковь, когда можно, и поставить себе задачу, - но кому-то это, может, и рано, - готовиться к исповеди и причаститься. Тогда все на своем месте будут что-то такое делать для себя, что необходимо для спасения души. Каждый человек должен себе такие задачи ставить, независимо от того, насколько он давно живет в Церкви. Тогда все будем двигаться к Царствию Небесному.

    Друзья, поздравляю вас с этим замечательным Рождественским праздником!

    Первая звезда взойдет,
    Предвещая чудеса.
    Снег невзгоды заметет.
    Мир пошлют вам небеса!

    Пусть Сочельник дарит вам
    Чувств тепло и ясность дум!
    Помолитесь небесам
    В сей рождественский канун.

    Пусть же вас услышит Бог
    И воздаст за то в стократ.
    Счастье ступит на порог,
    Что дороже всех наград!

    Крещенский сочельник — это преддверие большого церковного праздника Крещения Господнего. В этот день совершается первое Великое освящение воды, которая обладает целебными и чудодейственными свойствами.

    18 января, по старому стилю 5 января — канун праздника Крещения Господня, или Богоявления. В этот день люди готовили себя к празднику постом, поэтому вечер назывался голодным. Кушали только сочиво, постную кашу, овощные блины и медовые оладьи.

    По народному поверью, в канун Крещения снег приобретал особые свойства; считалось, что только крещенский снег может выбелить любую холстину, что он может исцелять недуги, а если помыться в бане водой из талого крещенского снега, можно надолго сохранить красоту и молодость.

    В полночь на Крещение ходили за водой на реку: говорили, что она может стоять, не портясь, и имеет такие же чудесные свойства, что и крещенский снег.

    Звёздное небо в Крещенский Сочельник предвещало хороший урожай хлеба, снегопад - гречки, а метель - что будут хорошо роиться пчёлы.

    Метель в этот день обещала метель на Масленицу, а сильный южный ветер — грозовое лето.

    Приметы в Крещенский Сочельник:

    «Если в этот день метель, снег или позёмка - быть урожаю»,

    «Если снег погнёт сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться»,

    «Мало снега на ветвях деревьев - летом ни грибов, ни ягод не ищи», поэтому и народная благодарность «Спасибо, мороз, что снегу нанёс».

    Если на небосводе полный месяц на Крещенский сочельник - к большому разливу рек. Если много лают собаки, то будет в лесу много дичи и зверя.

    В Крещенский сочельник было принято вычищать и вымывать весь дом, снимать рождественские украшения и готовить обрядовые блюда.

    Основную роль в этом празднике имеет вода. Вода — это символ новой жизни, очищения, здоровья. Еще с вечера 18 января в церквях начинали святить воду. После чего хозяева спешили домой и с помощью колосков, сушеных трав освящали все уголки дома и хлева, чтобы дом был полной чашей, а близкие не болели.

    Кроме того, был обычай рисовать мелом кресты над дверными и оконными проемами, а также в углах комнат, чтобы отгонять нечистую силу.

    Крещенский сочельник еще называют Голодной или Бедной (второй) кутьей.

    Такое название можно объяснить по-разному: в этот день до первой звезды соблюдали очень строгий пост, то есть воздерживались от еды и пили совсем понемногу, после первой звезды садились за стол и ели постные или по-другому голодные блюда.

    Также считалось, что в эту ночь в дом хотят проникнуть разные нечистые силы, поэтому кутью назвали голодной, чтобы и вся нечисть оставалась голодной.

    На столе обязательно были традиционные: узвар, кутья (постная, заправленная растительным, чаще всего конопляным маслом, маковым или ореховым молоком и медом) и, конечно, освященная вода, с которой и начинали трапезу. На голодную кутью, все блюда были постными, и их количество было 7, 9, 12, как и в Рождественский сочельник, хотя и были более скромными.

    Трапезу начинали со святой воды. Потом ели кутью и запивали узваром. После чего приступали и к остальной трапезе: печенью в виде крестов, постным пирогам и пампушкам, овсяным и пшеничным блинам, вареникам, капустняку, голубцам, реже подавали рыбные блюда и постный борщ с фасолью.

    В западных областях Украины пекли и обрядовые караваи – карачуны. Угощали праздничной едой и домашних животных, и скот, чтобы те были здоровыми.

    Иногда хозяйки оставляли понемножку от кутьи с разных праздников: Рождества, Нового года и Крещения — смешивали эти остатки с мукой и кормили живность.

    Кстати, с кутьей связан интересный обычай, который своими корнями уходит в языческую древность: после того, как обрядовую кашу съедали,дети стучали ложками по пустой посуде, выгоняли кутью со словами:

    «Прочь, кутья, из покутья!»

    Даже был обычай — после ужина выходить на улицу, стучать и кричать, чтобы прогнать кутью. Таким образом наши предки прощались с веселыми праздниками до следующего года.

    На западной Украине в Крещенский сочельник щедровали.

    В день Крещения было принято умываться и окроплять друг друга водой, а позже окунаться в воды различных рек и водоемов.

    В начале дня освященную воду пили натощак как лекарство, ведь считалось, что святая вода может лечить не только телесные болезни, но и помочь затянуться душевным ранам.

    Крещенскую воду хранили весь год, ведь она имела целебную силу.

    На крещенский обед подавались поровну постные и скоромные блюда.

    Начинали трапезу с кутьи и узвара, потом по очереди пробовали постные блюда и уже потом переходили к скоромным: кашам, заправленным сливочным маслом и сливками, сладким пирогам и сочням, кнышам, а также наваристому борщу, заправленному салом, и запеченной свинине, холодцу, колбасам.

    Ели в этот день и блины, налистники, и оладьи с медом. Считалось, чем больше их съешь, тем щедрее будет новый год.

    За столом все присутствующие обменивались пожеланиями здоровья и счастья. Уже с 20 января начинался зимний мясоед, который длился до Масленицы.

    В ночь с 18 на 19 января вся вода на планете становится не просто живительной влагой, а ее способности могут быть самыми невероятными!

    Эта освященная вода не портится со временем, где бы ее не хранили. По сравнению с обычной водой, которая спустя несколько дней начинает издавать неприятный запах, эта вода остается кристально свежей и через год!

    В старину, многие умывались снегом в этот день, веря, что он поможет избавиться от тяжких недугов.

    Девушки использовали его как косметическое средство для отбеливания лица, а талую воду — в качестве целебных компрессов. Интересным фактом является то, что капля освященной воды наделяет такими же свойствами и обычную воду, поэтому и появилось выражения «Капля святыни море освятит!» .

    По приданиям, накануне Крещения Господнего люди обращались к Богу с просьбами, которые он выполнял, если они были искренними.

    Очень хочется, чтобы человеческие дела и помыслы были такими же чистыми, как вода в Крещенский сочельник, однако это под силу только нам самим, поэтому стоит задуматься на своими поступками!

    Крещенская Святая вода.

    Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня - святая вода (по-гречески «агиасма» - «святыня»).

    Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

    Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой.

    Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

    Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

    В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

    «Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни.

    Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.
    Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой - и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

    Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает».

    Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час.

    Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, - нет.

    Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.

    Освящение воды в Сретенском монастыре.

    Великое водоосвящение совершается дважды - в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна.

    Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.

    Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

    По верованию Церкви, агиасма - не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.

    Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка:

    «Точию агиасму да пиет».

    Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.

    Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине:

    «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).

    Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.

    «Когда человек употребляет просфору и святую воду, - говорил затворник Георгий Задонский, - тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

    Молитва на принятие просфоры и святой воды:

    Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.»

    В народе существует много крещенских примет , зная которые можно предотвратить много неприятностей для себя и своей семьи:

    1. Вечером перед Крещением хозяйка дома должна начертить крестики над дверями и окнами, чтобы уберечь свой дом от нечисти и других злых сил.

    2. В Крещенский сочельник стоит запастись крещенской водой, за которой ходят в полночь на реку или к родникам. Такая вода обладает удивительной целебной силой.

    3. Перед праздником Крещения из дома нельзя ничего выносить и давать деньги в долг чтобы весь год не испытывать нужды.

    4. В Крещенский сочельник старшая женщина в семье считает скатерти. Кто так делает, у того всегда в доме будет много гостей.

    5. Птица, постучавшая в окно на Крещение, возвещает о том, что души умерших просят для себя молитв и всяческих богоугодных дел во их прощение.

    6. 19 января, если кто из семьи уезжает из дома, до его возвращения не выгребают золу из поддувала, иначе с человеком в пути случится беда.

    Самый основной запрет в канун Крещения не наполнять свой дом ссорами и перебранками. Ведь негативная энергия скапливается в углах квартиры и отнюдь не намерена просто взять и исчезнуть, а как искра старается разжечь пламя. То есть она будет воздействовать на живущих в данном помещении людей с целью их провоцирования на новые скандалы и злобу.

    Для очищения жилья от негатива можно применить элементарные, но эффективные методы:

    Во-первых, проветривай свое жилье хоть раз в неделю. Воздух содержит в себе заряженные частицы, которые неплохо разрушают сгустки негативной энергии и тем самым очищают жилье.

    Старайся раз в неделю делать влажную уборку. На ведро воды столовая ложка соли. По магическим аналогиям соль относится к веществам с положительной энергией, так как, являясь консервантом, она мешает разрушению. Обязательно держи дома куст герани. Хлопот с ней нет, а защита отменная.

    Зажигай натуральные восковые свечи. В отличие от парафиновых и стеариновых свечей воск содержит в себе большой заряд чистой положительной энергии, которая воспримется и твоим организмом и очистит квартиру.

    Во время вечерней службы небольшие церкви часто не могут вместить всех желающих замолить свои грехи, особенно во время обряда освящения воды, так как большинство людей были твердо уверены, что чем раньше наберешь освященной воды, тем целебнее она будет.

    После того, как в церкви посвятили воду, каждый хозяин, со всеми домочадцами отпивал несколько глотков из принесенного кувшина, а затем кропил святой водой все свое имущество для того, чтобы защитить свой дом на целый год не только от бед, но и от дурного глаза.

    Окроплять жилье необходимо щепотью правой руки, крестообразно, обходя помещение по часовой стрелке. То есть начиная от входа идите в глубь дома по левой стороне и обходя все комнаты. Закончить окропление нужно там же где ты и начала, у входной двери. При окроплении должна быть обязательна открыта или приоткрыта дверь или форточка. При окроплении дома необходимо произносить слова: ‘Окроплением воды сия священныя в бегство да претвориться всякое нечистое и бесовское действо’.

    После всех этих обрядов святая вода ставилась к иконам , так как все не только верили в целебную силу этой воды, но точно так же были убеждены, что она не может испортиться.

    Вода, набранная из проруби в канун Крещения также считается целебной, используется для профилактики и лечения болезней в течении всего следующего года.

    Верую, значит люблю:

    Есть разные традиции празднования сочельника. Но суть их всех сводится к одному – радостное ожидание чуда Рождества Бого - человека Христа и его крещения.

    Эти обряды, как и многие другие в православии, направлены в первую очередь на укрепление гуманистических принципов жизни, любви, взаимопонимания и прощения.

    Вечер священный-Крещенский сочельник.
    Завтра Крещенье у нас.
    В праздник великий Богом открытый
    Ждёт очищение нас.
    Будем крестится, будем постится
    Воду святить мы пойдём
    Тою водою боль исцелица
    С верой в душе мы идём.
    Выйдя из храма, всех мы поздравим
    С праздником чистым таким
    Всех мы поздравим и пожелаем
    Веры, надежды, любви.

    Христианство – это жизнь, а не настроение. Оно касается всех сторон нашей жизни. Ошибаются те, кто видит духовную жизнь в каких-то своих отвлеченных чувствах. Духовная жизнь проявляется не в чувствах, а в наших поступках, совершаемых нами каждый день с утра и до вечера в тех самых условиях, которые нас окружают.

    Само Крещение Господне тоже происходило в конкретных условиях и обстоятельствах. А до этого вышел на проповедь покаяния Иоанн Креститель, и евангелист Лука в подробностях описывает, когда именно это было. Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне, и не когда-нибудь, а именно в пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе.

    Мы мало знаем, что собой представлял Тиберий Кесарь, кто такой Лисаний и что такое Авилинея, зато из этого описания мы точно знаем, что у Израильского народа дела были плохи. Святая земля была завоевана римлянами, своей государственности иудеев лишили, и само это деление страны на четыре части было искусственно навязано оккупантами. Они же и меняли по своему произволу первосвященников. И все это было попущено Богом за грехи народа.

    Тогда-то и проходил Иоанн Креститель по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие.

    И его проповедь покаяния тоже была обращена к конкретным людям и призывала их к вполне конкретным делам. Народу, который к нему приходил креститься, Иоанн… говорил: порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Как бы так он их спрашивает – “искренне вы каетесь, или лицемерно? Вы на самом деле намерены что-то менять в своей жизни, или хотите совершить какой-то новый обряд, чтобы ничего другого не делать – и войти в рай?” И дальше он говорит им: Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.

    Это – про нас.

    Мы говорим в себе: “Мы – русские, мы – православные”. Но если мы достойных плодов покаяния не принесем, не поможет нам ни то, ни другое: не будет доброго плода – не помогут ни заслуги предков, ни христианское имя и звание. И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай нищему, и у кого есть пища, делай то же. Перевожу: “Умейте довольствоваться необходимым, а остальным умейте делиться”.

    Пришли и мытари креститься и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Мытари – самая презренная была профессия: они собирали налоги в пользу оккупантов. Но, оказывается, и у них была возможность жить по совести, – только не так роскошно. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием. А воины были оккупантами в чужой стране. Оказывается, и у них была возможность поступать по совести, – только надо было умерить свои денежные запросы, не быть карьеристами и не ходить по головам других людей.

    Но все это не ради самих себя он призывал их делать, не ради какой-то своей личной праведности. Все, что не ради Бога делается, не ради Высшей Истины, которая от Него, и в Нем, и к Нему возвращается – все это напрасно. Никакая праведность без Бога нас не спасет, и никакое человеческое достоинство в ком-либо нам Бога не заменит.

    И вот, когда народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, – Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым. Пшеница – это те, кто из любви к Богу с верой в Христа принесут Ему добрый плод, – они и войдут в Царство Небесное, а солома – те, кто плода Богу не принесут, – пойдут в ад, и там будут гореть.

    Сотворим же плоды покаяния, к которым всех призывал Иоанн Креститель, – а что это значит, говорит нам апостол Павел: Отвергнув ложь, говорите каждый истину ближнему своему… Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем… Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное… Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе… Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Ефес. 4, 25-32).

    Сегодня все берут домой Крещенскую воду. И хорошо это, и правильно, но только если мы не будем стараться себя изменить для Бога, святая вода тоже нас не изменит. Все святыни, которые Господь дал Своей Церкви, тогда будут для нас источником духовных сил, когда мы сами возьмемся за дело. Конец любого дела – от Бога, начало – от нас. Положим в своих делах перед Богом доброе начало, – и будет им добрый конец. Аминь.

    18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник. Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название – «сочельник» связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.

    Крещенский Сочельник - это вечер-приготовление перед большим православным праздником. Накануне праздника Крещения – 18 января – принято соблюдать строгий пост, даже рыба не разрешается. В этот день не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром 19 января и первого причащения крещенской воды. В пищу по Уставу Церкви разрешается употреблять только одно блюдо – сочиво (коливо) . До окончания Всенощного бдения 18 января в Навечерие Богоявления ничего не естся и не пьется вообще.

    Только по немощи можно выпить, например, чайку или съесть несколько кусочков хлеба. Пост послабляется лишь для тяжело болящих людей. После окончания вечернего богослужения 18 января можно вкусить растительной пищи с елеем , выпить воды или сока, чтобы восстановить свои силы. Если Навечерие случается в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды – после литургии и после освящения воды.

    В храмах в крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого , в начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Иисуса Христа. Литургия Василия Великого основывается на древней литургии, составленной, по преданию, апостолом Иаковом, которая была в IV в. переработана соответственно св. Василием Великим и св. Иоанном Златоустом.

    После литургии 18 января в храмах совершается великое освящение воды . Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда. Вода эта называется великой Агиасмой (т.е. великой святыней) , или просто крещенской водой . Водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник (18 января), и непосредственно в праздник Богоявления (19 января). Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

    Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

    При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

    Как это часто бывает на Руси, в Крещенский Сочельник языческие традиции тесно переплелись с православными обрядами. Бытует очень много поверий и примет, связанных с Крещением. 18 января по православному обычаю люди ставили кресты углем или мелом над дверями, окнами, печными отверстиями. Оградив свой дом изображением креста, они считали, что защищены от бесовского влияния.

    Существует поверье, что в богоявленскую ночь, перед утреней, «небо открывается». Считается, что даже в неосвященной проруби 19 января вода на какое-то время становится лечебной. В праздник Богоявления освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за 2000 лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. Ее частички повсюду.

    Обычай купаться в ледяной иорданской воде после ее освящения широко распространен на Руси. По народным представлениям, такое купание особенно необходимо участникам святочных игр, сопровождавшихся шутовским ряженьем, – "чтобы смыть с себя скверну бесовских масок". Правда, к Православию такой обычай не относится.

    В праздник Богоявления Господь дарит нам изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот масса людей без раздумий, без благословения, кто-то «за компанию», даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись в ледяной воде, потом целый год рассказывают о своем «подвиге».

    Купание в проруби на Крещение не возбраняется, но не надо придавать этому обычаю какой-то магический смысл, думая, что человек не живя по законам Божиим, очищается от всех своих грехов только окунанием в холодной проруби. Православный же человек идет от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится тщательно.

    Далеко не все священнослужители Русской православной церкви одобряют обычай окунаться в ледяные купели в открытых водоемах на праздник Крещения, называя эти купания суеверием, развлечением или даже экстримом. Распространено заблуждение, будто купание в проруби на Крещение очищает от грехов. Это не так. Если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати. В своих грехах мы каемся на исповеди и, по милости Божией, получаем прощение. А погружение в ледяную воду - всего лишь старинный народный обычай, который, в отличие от исповеди, совершенно не обязателен для православных христиан. Главное в Крещение - посетить праздничную литургию в храме, по возможности причаститься Святых Христовых Таин, подумать о важности этого евангельского события, поблагодарить Бога за Его милость к человеческому роду.

    Также время праздника Крещения Господня в России ассоциируется с морозами, называемыми поэтому "крещенскими ".

    По информации городских властей, в 2017 году в Москве будут оборудованы более 60 мест для купания, на каждом из которых днем и ночью будут дежурить медицинские работники, представители МЧС и сотрудники полиции. В центре Москвы для проведения купаний будет организовано одно место - на Площади Революции, где разместят 3 купели: две деревянные и одну изо льда.

    Все места будут освещены и оборудованы всем необходимым: раздевалками, наблюдательными пунктами для спасателей, хорошими подъездами для машин МЧС и скорой помощи. Согреться купальщики смогут в специальных палатках.

    Предполагается, что первые крещенские купания начнутся после освящения воды 18 января в 19:00 и будут продолжаться до поздней ночи.

    Но всё же надо учитывать, что купание в проруби даже на Крещение не всем полезно . Иордань - это не Овчая купель (см . Ин. 5:1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться. Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.