Очерки и незавершенные произведения.

Цели: Знакомство с творчеством С.Т. Аксакова; совершенствование умения анализировать художественное произведение, создавать словесные картины к прочитанному,

развитие у учащихся наблюдательности; умению читать вдумчиво и делиться своими ощущениями;

воспитание у учащихся умения видеть красоту окружающей природы; совершенствовать выразительность чтения.

Оборудование: презентация, портрет С.Т. Аксакова, картины бурана, музыка Свиридова «Метель».

Ход урока.

1. Сообщение темы урока.

На уроках русского языка мы часто анализируем стихи русских поэтов о природе: Тютчева, Фета, Есенина. Скажите, авторы только описывали состояние природы или еще о чем-то шла речь?

Еще показано настроение лирического героя, его состояние. И мы учились понимать, автор радуется красоте природы или огорчен, что уходит лето. Подобные описания встречаются не только в стихах. Иногда неопытный читатель пропускает описания природы, считая их неинтересным. Но они очень важны, потому что автор не только показывает красоту природы, но и передает то состояние, которое испытывает герой. Это помогает нам, читателям, лучше его понять.

У. Прослушайте несколько строк об авторе, который восхищался русской природой.
Вот как было охарактеризовано его творчество: «буквально пригоршнями можно черпать из произведений этого писателя самоцветы народного словаря. Он обладал каким-то непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразлучном единстве».(слайд 6) Аксаков был поэтом природы. Он умел поэтически «одушевлять» её, раскрывать её сложную жизнь. Мастерством Аксакова является его язык. В его книгах несметные богатства русского слова. Это уникальное явление в истории мировой литературы.

У. Кто знаком с этим писателем? («Аленький цветочек»)
У. Рассмотрите внимательно его портрет. Как вы себе представляете его характер, отношение к людям, к жизни? (портрет писателя)
У. Давайте послушаем, что нам приготовил об этом писателе ученик?

1ученик .

Сергей Тимофеевич Аксаков. Родился в старинной дворянской семье, осенью, в городе Уфе. Учился в Казанской гимназии, а затем в Казанском университете. В университете проявил интерес к литературе, театру. Тогда же начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Окончив университет, переехал в Петербург, где служил переводчиком в комиссии по составлению законов. Затем он переезжает в Москву. Большую роль в его жизни сыграл Гоголь. Он убедил Аксакова заняться писательской деятельностью. В преклонном возрасте резко ухудшается его здоровье, надвигается слепота, но он продолжает работу.

2ученик

Аксаков страстно любил своих родителей. Его отец был отличным охотником и рыболовом. Он знал много секретов: как развести огонь, как снаряжать удочку. Он понимал природу и наслаждался её. Отец и приучил к этому сына. Аксаков был хорошим охотником. Но больше всего он всё - таки любил рыбалку. Особенно он любил удить рыбу осенью. А его мама влекла ребёнка к внутренней жизни: к молитвам, книжкам.

У. Аксаков отличался тонким и оригинальным чувством природы. Все свои наблюдения об охоте и уженье Аксаков поместил в два больших произведения «Записки ружейного охотника» и «Записки об уженье рыбы». Для Аксакова главное в охоте была радость общения с природой, её познание. Тонкая наблюдательность сказывалась в умении воссоздавать живые «портреты» животных и их повадки. Тургенев восклицал «Если б тетерев мог рассказать о себе, он бы ни слова не прибавил к тому, что о нём поведал нам Аксаков». Аксаков был поэтом природы. Он умел поэтически «одушевлять» её, раскрывать её сложную жизнь. Мастерством Аксакова является его язык. В его книгах несметные богатства русского слова. Это уникальное явление в истории мировой литературы.
Работая над воспоминаниями о своём детстве, Аксаков написал 3 произведения: «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания».
Своей внучке Аксаков посвятил сказку «Аленький цветочек», рассказанную ему в детстве ключницей Палагеей.

Эмоциональный настрой.

У. Теперь настроимся на серьёзную работу. Вслушайтесь в музыку композитора Свиридова и попробуйте себе представить, какие картины русской зимней природы возникают у вас. В центре музыкальной композиции одно из явлений природы. А какое угадайте, прослушав музыкальное произведение.

(Прослушивание музыки Свиридова «Метель»)

Работа со словарём.

У. Какие слова -синонимы можно подобрать к слову «метель»? (Пурга, буран, вьюга, позёмка)
У. Работая дома со словарём, вы узнали, какое значение имеют эти слова. Прочитайте.(слайд 9)

(Пурга – сильная низовая метель при вторжении холодного воздуха, часто при безоблачном небе.
Позёмка – перенос снега ветром над самой поверхностью снежного покрова при отсутствии снегопада.
Буран – снежная буря, метель в степи при низкой температуре и северном ветре. Метель – сильный ветер со снегом. Вьюга – снежная буря.)

У. Чем они все отличаются друг от друга? (Силой ветра)

У . Сегодня мы будем читать очерк Сергея Тимофеевича Аксакова «Буран», с которого началась писательская деятельность. Из него вы узнаете о таком явлении природы, как буран. Аксаков написал это произведение по рассказу очевидцев. «Происшествие, мной рассказанное, действительный факт, случившийся неподалеку о моей деревни, слышанный мною со всеми подробностями от самих действовавших в них лиц.» В этом рассказе говорится о том, как обоз из 18подвод и 10возчиков ехал с хлебом в город Оренбург. По дороге в город их и застал буран.

Это классическое описание стало основой для более поздних произведений, в которых изображались подобные природные явления, например: у Пушкина, у Л.Толстого.

Наша задача – рассмотреть, как изображен буран писателем, видеть мастерство писателя Аксакова в описании природы и психологического состояния человека, оценить роль пейзажа в литературном произведении

2. Работа с текстом.

1абзац В какое. Время года происходят события?

(зимой) Доказать. (снежные равнины, жестокий крещенский мороз). Посмотрите на 3 предложение. «Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жег все живое ». Зачем так много сказуемых? Хватило бы одного слова!

Попробуйте в 1 и 2 абзацах найти яркие и убедительные приметы жестокого мороза.

(пронзительно скрипели, визжали полозья. Запушенные инеем, обмерзшие ледяными сосульками, белый туман вылетал, как из пушки при выстреле)

Почему следующее произведение начинается с союза НО? (Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза.)

2 абзац. Что помогало мужикам справиться с морозом?

(они шутили, припрыгивали, боролись, толкали, будто невзначай, друг друга в глубокий сугроб, хохотали)

3 абзац. Стр. 66. Прочитаем внимательно описание березовой рощи.

«Чудное, печальное зрелище представляла бедная роща!

Деревья согнутые, изломанные, разодранные – увязили в сугробах, силились вытащить, торчали, лежали » Как на поле битвы!

Кто и как объясняет причину чудного, печального зрелища?

Почему извозчики послушались старика? Каким представляется вам старик., «умудренный годами опытов, проницательный взор которого провидел в ясности тьму, в тишине бурю»?

Как описание березовой рощи, искалеченной инеем, подготавливает читателя к описанию схватки человека с суровой природой?

4 абзац. Стр.67 Что в природе насторожило старика? Что встревожило, в чем он увидел, почувствовал приближение беды?

Как вы поняли слова, которые прозвучали после этого описания рощи? «ВСЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ К А З А Л О С Ь ясно на небе..» Почему мы выделили слово «КАЗАЛОСЬ»?

«ясно на небе и тихо на земле, солнце, необозримые громады снегов, бриллиантовою корою, снеговой и ледяной свой убор, чудные и разновидные обелиски, алмазным блеском » Красиво как! «все было великолепно! »

Проследите, как вслед за этим предостережением повторяется союз НО:

Но стаи тетеревов.. но лошади храпели, фыркали и ржали.. но беловатое облако, как голова огромного зверя, выплывало…но едва заметный, хотя и резкий ветерок потянул..

Все необозримое пространство …бежало легкими струйками, текло, шипело каким-то змеиным шипением, тихим, но страшным !

5 абзац. Почему возчики не успели доехать до дома? Стр. 68 2-й абзац, его конец(переезд был длинен, лошади тощи, на кормежке обоз позамешкался,»

У. 6 абзац. Прочитайте, как автор описывает приближение бурана? (огромная снеговая туча заволокла большую половину неба» , «закипели степи снегов…», «УЖЕ в обыкновенном шуме ветра слышался.. плач младенца, а иногда вой голодного волка»

Найдите описание снеговой белой тучи. Стр. 69

«Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою.»

Найдите в этом абзаце эпитет, который использовал автор. А для этого давайте вспомним, что такое эпитет?

(Эпитет - погорело й зари, т. к. ассоциация с пожаром, автор передаёт настроение надвигающейся тревоги.)

У. В какое время суток происходит буран?

(Ночью. От этого ещё страшнее. Ничего не видно. Буран был неизбежен, и это нагоняло большой страх.)

У. Буран начался. Найдите и прочитайте те строки, где идёт описание начала бурана? (Дети читают со слов «Вдруг настала ночь…» до конца абзаца)
У. Обратите внимание, что автор использует выражение «наступил буран ..», чтобы ещё более ярко показать и подчеркнуть внезапный переход, как час от часу свирепел и набирал силу буран.
У. Какие слова и выражения находит Аксаков, чтобы показать ярость бурана? (Со всеми ужасами, взрыл снеговые степи, вскинул до небес, всё одел белый мрак…)
У. Как вы понимаете, выражение «взрыл снеговые степи, как пух лебяжий »? (Снег поднялся в воздух, стал шевелиться.)
У . Почему «как пух лебяжий »? (Т.к. сильный ветер, всё поднял.)
У. Обратите внимание на словосочетание «белый мрак ». Объясните, почему такое сочетание? (Мрак в основном ночью. Белый – потому что снег вьюжит, ничего не видно, хотя всё белым-бело. На таком контрасте автор показывает картину проделок природы.)

7 абзац стр. 69

У. . Что собой представляла природа в ту ночь? (Всё слилось, всё смешалось )
У. Какая часть речи помогает нарисовать картину происходящего бурана? (10глаголов: слепил, занимал, ревел, свистел, выл, стонал, бил, трепал, вертел, обвивался, душил .)
У. Судя по этим словам, похож ли буран на живое существо?

8 абзац стр. 69-70

.У. Как чувствует себя человек, даже неробкий, нетрусливый, во время барана? Подтвердите словами из текста. (Сердце падает, кровь стынет.)
У. Почему? (Т.к. буран вызывает страх)
У. Как понимаете выражение «ужасен вид возмущения зимней северной природы..»? (Природа словно была чем-то недовольна. Обычно так говорят, когда происходят какие-то сильные волнения стихии. Но на этот раз ужасно было это возмущение.)

    Абзац стр.70 Какое решение принимает старик? Как он обращается к сопровождающим обоз? Стр.70 (други) Почему не все приняли странный и страшный совет старика? Чем это обернулось для них?

10 абзац стр 70-71 Что настораживает в словах молодого парня? Нежелание «удалого молодца» прислушиваться к словам опытного старика, обвинение его в том. Что тот не хочет идти из-за усталости? Что предсказывает его несчастливую судьбу? (выражение «к несчастью, в обозе были люди неопытные…»)

    Стр. 71 Как долго бушевал буран? (Ночь, день, ночь, утро) С чем сравнивается разгулявшаяся стихия? (с океаном, бурным морем, в которых не выжить беззащитному человеку)

Стр.71 У. Сколько снега намело во время бурана? Как об этом говорит автор? (Глубокие овраги делались высокими буграми.)
У. Почему он так говорит? (Чтобы показать, какие снежные громады принёс буран.)

У. Найдите то место, где описывается прекращение бурана? (Наконец стало понемногу затихать…)стр.71
У . С чем сравнивает снежный поток Аксаков? (С океаном, с морем.)
У. Почему? (Много снега. Оно бесконечно.)

2 абзац стр.71

У. Прочитайте описание утра. (Выкатилось солнце на ясный небосклон; заиграли лучи его на волнистых снегах…)

Что мы узнали о судьбе возчиков? Стр. 71-72 Как вы объясните трагический финал судьбы обоза? Всегда ли в жизни нужна безрассудная смелость? (со стихией бороться очень тяжело, в этой борьбе важнее умение приспособиться к ней, чтобы выжить)

Вывод.

У . Переждать такую стихию может только отважный человек. Найдите главную мысль рассказа? (Так ужасен вид возмущения зимней северной природы…)
У. Страшна стихия, человек ощущает свою беспомощность, беззащитность перед стихией природы. Человек по сравнению со степью незначителен. В такие моменты природа полностью владеет человеком, он подвластен ей.

Итог.

У. Произвёл ли на вас впечатление этот рассказ? Чем?

Какие средства языка использовал Аксаков для создания образа бури.

ЭПИТЕТЫ, СРАВНЕНИЯ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, МЕТАФОРЫ, РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, ПОВТОРЫ, ЦВЕТОВАЯ ГАММА.
У. Вернёмся к теме нашего урока. Какие картины зимней природы мы сегодня наблюдали в произведениях писателя, композитора и художника?

Домашнее задание.

У. Дома:

Выучить понравившиеся строки наизусть; стр. 71

По желанию

Проходилось ли вам бывать на улице во время бурана. Расскажите и напишите о своих впечатлениях.

"БУРАН"

ВСТУПЛЕНИЕ


Я не напечатал бы нижеследующего отрывка, то есть описания оренбургского бурана, если б почтенный критик "Русской беседы" не упомянул о нем в разборе "Семейной хроники и Воспоминаний".


[В первой книге "Русской беседы" 1856 года.]


Он даже сделал из этой моей статьи несколько выписок и, основываясь на них, произнес свой приговор. Хотя вообще г. рецензент был слишком благосклонен к моим сочинениям, и по чувству благодарности мне не следовало бы возражать, но в некоторых частностях его рецензии я не могу с ним согласиться. Не могу согласиться, будто Степан Михайлович Багров (в описании его "Доброго дня") "заслоняется несколько описанием природы"; будто читатель "более видит перед собой "Добрый день" Оренбургской губернии, чем "Добрый день" Степана Михайловича, который оттого становится как будто на второй план". Я не говорю о достоинстве этих описаний: всякий судит об этом по своему впечатлению; но мне кажется, что старик Багров настолько окружен описанием природы, как атмосферы, в которой он жил, насколько это необходимо для полноты изображения. Не могу также согласиться, что я "напрасно поскупился на рассказы о действиях Куролесова" и что я "касаюсь его поступков только более общими его описаниями". Хороши эти описания или нет, это другой вопрос; но я остаюсь убежденным, что частностей о Куролесове рассказано довольно и что если б их было более, то художественность впечатлений была бы нарушена. Особенно я не согласен, будто происшествие, рассказанное мною в "Буране", неестественно и будто в нем виден произвол сочинителя. Вот что говорит почтенный рецензент: "Мы не говорим уже о неестественности языка, которым беседует здесь старик: "Составим возы и распряженных лошадей вместе, кружком" и проч. Чувствуете ли вы всю условную ненатуральность эпохи тридцатых годов в самом рассказе - расчет на внешние эффекты и отсутствие внутренней необходимости в ходе действия? Старик дает совет; некоторые его слушают и спасаются; непослушные погибают. И надобно же непременно для большей разительности, чтобы один оказался около самого умета, прислонившимся к забору! Нужен же непременно неожиданный наезд нового обоза на то самое место, где лежал зарытый в снегу старик с своими, чтобы от занесенных снегом саней остались видными оглобли, чтобы старик и прочие были живы!


[Занесенный снегом обоз стоял на дороге, и на него нельзя было не наехать новому обозу. Оглобли нарочно поднимаются вверх для того, чтоб всякий проезжий их увидел. Так обыкновенно поступают крестьяне, застигнутые бураном в степи в ночное время.]


Как пахнет все это обычною во время оно, отвне навязываемою моралью!" и пр. и пр. На все это я скажу, что происшествие, мною рассказанное, - действительный факт, случившийся неподалеку от моей деревни, слышанный мною со всеми подробностями от самих действовавших в нем лиц. Для того, чтоб читатели могли судить, прав ли я, или нет, не соглашаясь с моим почтенным рецензентом и не находя в своей пиесе ни "неестественности", ни "морали", ни авторского произвола, я считаю за лучшее перепечатать всю эту небольшую пиесу, вероятно теперь никому не известную. К тому же, может быть, некоторым из моих читателей будет интересно узнать, как писал один и тот же человек за двадцать три года до появления в свет "Семейной хроники" и "Воспоминаний", принятых так благосклонно читающей публикой? - как писал он в то время, когда, кроме каких-нибудь мелких статей, вынужденных, так сказать, обстоятельствами, он ничего не писал. Но, не соглашаясь в одном, я совершенно согласен и искренно благодарен уважаемому мною рецензенту за его замечания о "втором периоде гимназии и об университете", составляющих значительную часть моих отроческих воспоминаний. Они точно слабы, не полны и не выдержаны "по отношению к идее всей книги и к самим себе". Я сам это чувствовал, когда писал их. Не знаю, удастся ли мне когда-нибудь поправить мою ошибку. Эта часть воспоминаний требует более подробной и более последовательной, живой разработки.

Отрывок "Буран" в свое время обратил на себя внимание по особенному, довольно забавному обстоятельству, которое я считаю не лишним рассказать. В 1834 году М. А. Максимович, издавая альманах под названием "Денница", так убедительно просил меня написать что-нибудь для сборника, что я не мог отказать ему. В это время я был очень занят преобразованием Константиновского межевого училища в Константиновский межевой институт, для которого мне, как будущему директору, поручено было написать устав в более широких размерах и более современных формах. Я поистине не имел свободного досуга, но обещание Максимовичу надо было исполнить. Хотя прошло уже шесть лет, как я оставил Оренбургский край, но картины летней и зимней природы его были свежи в моей памяти. Я вспомнил страшные зимние метели, от которых и сам бывал в опасности и даже один раз ночевал в стоге сена; вспомнил слышанный мною рассказ о пострадавшем обозе - и написал "Буран". Я находился тогда (как и всегда) в враждебных литературных отношениях с издателем "Московского телеграфа", а издатель "Денницы" был с ним коротко знаком, участвовал прежде в его журнале и потому мог надеяться, что его альманах будет встречен в "Телеграфе" благосклонно. Благосклонный отзыв "Телеграфа" имел тогда важное значение в читающей публике и был очень нужен для успешного расхода книги. Я очень хорошо знал, что помещение моей статьи возбудит гнев г. Полевого и повредит "Деннице". Брань издателя "Телеграфа" для меня была не новость: я давно уже был к ней совершенно равнодушен; но, не желая вредить успеху "Денницы", я дал мою статейку с условием - не подписывать своего имени, с условием, чтобы никто, кроме г. Максимовича, не знал, что "Буран" написан мною. Условие было соблюдено в точности. Когда "Денница" вышла в свет, "Московский телеграф" расхвалил ее и особенно мою статейку. Рецензент "Телеграфа" сказал, что это "мастерское изображение зимней вьюги в степях Оренбургских" и что, "если это отрывок из романа или повести, то он поздравляет публику с художественным произведением". Не ручаюсь за буквальную точность приводимых мною слов, но именно в таком смысле и в таких выражениях был напечатан отзыв "Телеграфа". Какова же была досада г-на Полевого, когда он узнал имя сочинителя статьи! Он едва не поссорился за это с издателем "Денницы". Я помню, что один из общих наших знакомых, большой охотник дразнить людей, преследовал г. Полевого похвалами за его благородное беспристрастие к своему известному врагу. Положение вышло затруднительное: издателю "Московского телеграфа" нельзя было признаться, что он не знал имени сочинителя, нельзя и отступиться от своих слов, и г. Полевой должен был молча глотать эти позолоченные пилюли, то есть слушать похвалы своему благородному беспристрастию.


Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но неясное солнце своротило с невысокого полдня к недалекому закату. Жестокий крещенский мороз сковал природу, сжимал, палил, жег все живое. Но человек улаживается с яростью стихий; русский мужик не боится мороза.

Небольшой обоз тянулся по узенькой, как ход крестьянских саней, проселочной неторной дорожке, или, лучше сказать, - следу, будто недавно проложенному по необозримым снежным пустыням. Пронзительно, противно для непривычного уха скрипели, визжали полозья. Одетые в дубленые полушубки, тулупы и серые суконные зипуны, нахлобученные башкирскими глухими малахаями, весело бежали мужики за своими возами. Запушенные инеем, обмерзшие ледяными сосульками, едва разевая рты, из которых белый дым вылетал, как из пушки при выстреле, и не скоро расходился, - они шутили, припрыгивали, боролись, толкали, будто невзначай, друг друга с узенькой тропинки в глубокий сугроб; столкнутый долго барахтался и не скоро вылезал из мягкого снегового пуха на твердую дорогу. Тут-то сыпались русские остроты по природе русского человека, всегда одетые в фигуру иронии. "Не больно болтай, - говорил один другому, - язык обожжешь: вишь зной какой, так и палит!" - "Шути, шути, - отвечал другой, - самого-то цыганский пот прошибает!" Все хохотали. Так греются на морозе дух и тело русского мужичка.

Подвигаясь скорым шагом, а под изволок и рысью, обоз поднялся на возвышение и въехал в березовую рощу - единственный лесок на большом степном пространстве. Чудное, печальное зрелище представляла бедная роща! Как будто ураган или громовые удары тешились над нею долгое время: так все было исковеркано. Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах и как будто силились вытащить их. Деревья постарее, пополам изломанные, торчали высокими пнями, а иные, разодранные надвое, лежали, развалясь на обе стороны. "Что за чертовщина! - сказал молодой мужик, - какой леший исковеркал березник?" - "Не леший, а иней, - отвечал старик, - глядь-ка, сколько его нальнуло к сучьям... тяга смертная! Ведь под инеем-то лед, толщиной в руку, и все к одной стороне, все к полуночи. Это бывает после оттепелей, случается не каждый год и вещует урожай: хлеба будет вволю". - "Да куда с ним деваться?.." - подхватил молодой крестьянин и хотел продолжать, но старик, с некоторого времени внимательно озиравшийся на все стороны, с прищуренным глазом припадавший к дороге, сурово крикнул: "Полно калякать, ребята. До умета


[Так называются один или два двора, поселенных на степной дороге для ночевки или кормежки обозов.]


далеко, ночь близка, дело негоже. Бери вожжи, садись погоняй лошадей!.." Безмолвно повиновались строгому голосу старика, умудренного годами опытов, проницательный взор которого провидел в ясности тьму, в тишине бурю. Все струсили, хотя ничего страшного не видали. Проворно повскакали на воза, крикнули, тронули вожжами мочальные оброти невзнузданных лошадей, и обоз, выбравшись из рощи на покатую равнину, побежал шибкою рысью.

Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле. Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою, а изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своем уборе, представляла издали чудные и разновидные обелиски, осыпанные также алмазным блеском. Все было великолепно... Но стаи тетеревов вылетали с шумом из любимой рощи искать себе ночлега на высоких и открытых местах; но лошади храпели, фыркали, ржали и как будто о чем-то перекликались между собою; но беловатое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба; но едва заметный, хотя и резкий, ветерок потянул с востока к западу - и, наклонясь к земле, можно было заметить, как все необозримое пространство снеговых полей бежало легкими струйками, текло, шипело каким-то змеиным шипеньем, тихим, но страшным! Знакомые с бедою обозы знали роковые приметы, торопились доезжать до деревень или уметов, сворачивали в сторону в ближнюю деревню с прямой дороги, если ночлег был далеко, и не решались на новый переезд даже немногих верст. Но горе неопытным, запоздавшим в таких безлюдных и пустых местах, где нередко, проезжая целые десятки верст, не встретишь жилья человеческого!

В таком именно положении находился незадолго перед сим веселый обоз, состоявший из осьмнадцати подвод и десятерых возчиков. Они ехали с хлебом в Оренбург, где надеялись, продав свои деревенские избытки хотя недорогой ценою, взять из Илецкой Защиты каменной соли, которую иногда удается сбывать весьма выгодно на соседних базарах, если по распутице мало бывает подвозу. Они выезжали на большую Оренбургскую дорогу, перебивая поперек так называемый Общий Сырт, плоское возвышение, которое тянется к Яику, нынешнему Уральску, и по которому лежит известная яицкая казачья дорога. Хотя опытный старик приметил грозу заблаговременно, но переезд был длинен, лошади тощи, на кормежке обоз позамешкался, и беда пришла неминучая...

Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца - уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах; уже закипели степи снегов; уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка. "Поздно, ребята! - закричал старик. - Стой! нечего гнать и мучить понапрасну лошадей. Поедем шагом. Если не собьемся с дороги, авось бог помилует. Петрович, - сказал он, оборотясь к высокому плотному мужику, также немолодому, - поезжай сзади; твой гнедко хоть не боек, зато нестомчив, не отстанет, да и ты не задремлешь. Гляди в оба, чтобы кто не отстал да в сторону по дровяной или сенной дороге не отбился, а я поеду передовым!" С большим трудом перетащили стариков воз вперед, а лошадь Петровича, столкнув с дороги в сторону, объехали, потом вытащили ее из сугроба, и Петрович стал задним. Старик снял рысий малахай, вымененный у башкирского кантонного старшины на жирную молодую лошадь, в осеннюю гололедицу переломившую ногу, помолился богу и, сев на воз: "ну, серко! - сказал хотя невеселым, но твердым голосом, - выручал ты меня не один раз, послужи и теперь, не сшибись с дороги..." - и обоз поехал шагом.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.

Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет... и вот причина гибели многих несчастных жертв.

Долго тащился наш обоз с своими двадцатипудовыми возами. Дорогу заносило, лошади беспрестанно оступались. Люди по большей части шли пешком, увязали по колено в снегу; наконец, все выбились из сил; многие лошади пристали. Старик видел это, и хотя его серко, которому было всех труднее, ибо он первый прокладывал след, еще бодро вытаскивал ноги - старик остановил обоз. "Други, - сказал он, скликнув к себе всех мужиков, - делать нечего. Надо отдаться на волю божью; надо здесь ночевать. Составим возы и распряженных лошадей вместе, кружком. Оглобли свяжем и поднимем вверх, оболочем их кошмами, сядем под ними, как под шалашом, да и станем дожидаться свету божьего и добрых людей. Авось не все замерзнем!"

Совет был странен и страшен; но в нем заключалось единственное средство к спасенью. По несчастью, в обозе были люди молодые, неопытные. Один из них, у которого лошадь менее других пристала, не захотел послушаться старика. "Полно, дедушка! - сказал он. - Серко-то у тебя стал, так и нам околевать с тобой? ты уже пожил на белом свету, тебе все равно; а нам еще пожить хочется. До умета верст семь, больше не будет. Поедем, ребята! Пусть дедушка останется с теми, у кого лошади совсем стали. Завтра, бог даст, будем живы, воротимся сюда и откопаем их". Напрасно говорил старик, напрасно доказывал, что серко истомился менее других; напрасно поддерживал его Петрович и еще двое из мужиков: шестеро остальных на двенадцати подводах пустились далее.

Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги делались высокими буграми... Наконец, стало понемногу затихать волнение снежного океана, которое и тогда еще продолжается, когда небо уже блестит безоблачной синевою. Прошла еще ночь. Утих буйный ветер, улеглись снега. Степи представляли вид бурного моря, внезапно оледеневшего... Выкатилось солнце на ясный небосклон; заиграли лучи его на волнистых снегах. Тронулись переждавшие буран обозы и всякие проезжие.

По самой этой дороге возвращался обоз порожняком из Оренбурга. Вдруг передний наехал на концы оглобель, торчащих из снега, около которых намело снеговой шиш, похожий на стог сена или на копну хлеба. Мужики стали разглядывать и приметили, что легкий пар повевал из снега около оглобель. Они смекнули делом; принялись отрывать чем ни попало и отрыли старика, Петровича и двоих их товарищей: все они находились в сонном, беспамятном состоянии, подобном состоянию сурков, спящих зиму в норах своих. Снег около них обтаял, и у них было тепло в сравнении с воздушной температурой. Их вытащили, положили в сани и воротились в умет, который точно был недалеко. Свежий, морозный воздух разбудил их; они стали двигаться, раскрыли глаза, но все еще были без памяти, как бы одурелые, без всякого сознания. В умете, не внося в теплую избу, растерли их снегом, дали выпить вина и потом уложили спать на полати. Проспавшись настоящим сном, они пришли в чувство и остались живы и здоровы.

Шестеро смельчаков, или, лучше сказать, глупцов, послушавшихся молодого удальца, вероятно, скоро сбились с дороги, по обыкновению принялись ее отыскивать, пробуя ногами, не попадется ли в мягком снегу жесткая полоса, разбрелись в разные стороны, выбились из сил - и все замерзли. Весною отыскали тела несчастных в разнообразных положениях. Один из них сидел, прислонясь к забору того самого умета...



[Илецк было поставлено тогда для отвода подозрений г. Полевого. Но теперь мне кажется, что это могло скорее возбудить их. Без излишнего самолюбия можно сказать, что нельзя была ожидать статьи, так написанной, из Илецка. Позднейш. примеч. С. А.]


См. также Аксаков Сергей - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

ВЫНИМАНЬЕ ЛИСЯТ
Во многих губерниях наших существовало обыкновение, и теперь существу...

ГОНЬБА ЛИС И ВОЛКОВ
Я упомянул в своих Записках ружейного охотника (стр. 166) о том, что...

Природа и человек в очерке «Буран» С. Т. Аксакова - страница №1/1

МБОУ «Суксинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Природа и человек

в очерке «Буран» С.Т.Аксакова

(сочинение)

Выполнила: Закирова Эндже Фаритовна,

ученица 9 класса

Сергей Тимофеевич Аксаков - писатель, отличавшийся тонким и оригинальным чувством природы. Именно природа Оренбургского края наполнила душу Сережи Аксакова, вошла в него такой благодатью, что это осталось на всю жизнь обостренным чувством родной земли, ее тихой прелести и красоты, и эти места дали потом писателю все содержание для его будущих произведений. Любовь к природе будущий писатель унаследовал от отца. Аксаков – автор, воспевающий природу, человеческие чувства и окружающий мир.

В 1834 году в альманахе «Денница» был опубликован небольшой очерк Аксакова «Бу­ран». Аксаков написал это произведение по рассказу очевидцев. В этом рассказе говорится о том, как обоз из 18 подвод и 10 возчиков ехал с хлебом в город Оренбург. По дороге в город их и застал буран. Строгая фактичность очерка как бы предвещала то направление, в каком пой­дет дальнейшее развитие творчества Сергея Тимофеевича. С.Т.Аксаков явился одним из первых писателей в русской литературе, обратившихся к реалистическому стилю в изображении человека и окружающей его природы.

В очерке с документальной точностью воспроизводятся проявления русской зимы в природе и в жизни крестьян. Мы буквально лицом к лицу сталкиваемся со свирепствующим в степи бураном. В этой не на шутку разыгравшейся природной стихии могут выжить только опытные путники. В произведении Аксаков ставит диагноз неумелости человека в его соседстве с природой, неспособности внять опыту вожатого. Авторская мысль здесь мудра: тщетно и неразумно противостоять разыгравшейся стихии. Лучше переждать ее. Эта идея является авторским вариантом решения поднятых им же важных проблем в данном произведении. Главная из них – взаимоотношения человека и природы. С.Т.Аксаков в данном очерке выступил непревзойденным мастером жизненно достоверного описания человека наедине с природой. Так, темой произведения явилось описание бурана и поведения русских мужиков, застигнутых им в оренбургской степи. С.Т.Аксаков исходил из неразрывного единства природы и человека. По его мнению, человек должен учиться у природы, понимать ее, следовать ей, не пытаясь ее победить.

Очерк является образцом пейзажной живописи. Аксаков в этом очерке выступает как великий мастер словесной живописи. Аксаков был поэтом природы. Он умел поэтически «одушевлять» её, раскрывать её сложную жизнь. Мастерством Аксакова является его язык. В его книгах несметные богатства русского слова. «Буквально пригоршнями можно черпать из произведений этого писателя самоцветы народного словаря» (Т.Яковлева). Он обладал каким-то непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразлучном единстве. Это уникальное явление в истории мировой литературы. Его слово чутко откликается на каждый звук, движение, перемену в природе.

С самого начала очерка повествование тесно переплетается с описанием пейзажа: «Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. Красное, но неясное солнце своротило с невысокого полдня к недалекому закату». Ничего не предвещало беды: «…весело бежали мужики…». И вновь: «Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах…». Природа в очерке становится одним из главных персонажей. Она может быть союзницей человека, а может стать противницей ему. Природе противостоит в очерке колоритный образ мудрого старика.

«Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле…. Все было великолепно…». Человек хочет одного: добраться до умета, а природа готовит ему другое. И вот мы видим четырехкратное но: … но стаи тетеревов вылетели искать себе ночлега; но лошади храпели, фыркали, ржали; но беловатое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба; но едва заметный ветерок потянул с востока к западу… Своеобразным является обрисовка автором персонажей очерка. Аксаков при помощи различных средств выразительности выписывает образ разыгравшейся стихии. Он использует и фонетические, и лексические, и синтаксические средства. «Все необозримое пространство снеговых полей бежало ле[х]кими струйками, текло, шипело каким-то змеиным шипеньем, тихим, но страшным» - эффект зловещего дуновения ветра создается благодаря звуковому восприятию, повторяющимся согласным звукам [с], [х], [ш]. Автор точно выписывает напряжение, которое создается за счет использования глагольных форм: «Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось»; за счет лексического повтора: «вдруг настала ночь... наступил буран», «белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи», «все слилось, все смешалось». Риторические умолчания чередуются с восклицаниями: «Вдруг настала ночь... наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи!». Описание стихии раскрывается через ощущения, вызываемые ею. Белый мрак. Почему белый? Ведь мрак – это темнота. Да ведь он из белого снега, но сквозь него ничего не видно. Буран наступил вдруг, неожиданно. Автор, используя слово «наступил», хочет подчеркнуть внезапность бурана. Автор выражает свои переживания и переживания персонажей очерка. А что же человек? Страшна стихия, человек ощущает свою беспомощность, беззащитность перед стихией природы. Человек по сравнению со степью незначителен. В такие моменты природа полностью владеет человеком, он подвластен ей. «Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет... и вот причина гибели многих несчастных жертв». Страх подсказал персонажам два пути выживания, один из которых оказался разумным, ведущим к жизни, а другой – ложным, погибельным. Писатель рассказывает о происшествии, выявляя его поучительный смысл.

С.Т.Аксаков в художественном очерке «Буран» жизненно достоверно изображает противостояние человека разыгравшейся природной стихии. Оно передается в искусно созданной эмоциональной атмосфере страха. Содержание произведения переплетено повествованием, связанным с особенностями жизни русских мужиков, с описаниями становления бурана, его действия во всю силу, угасания. Природа в ее глубоко драматическом проявлении в судьбах людей является для Аксакова главной и самоопределяющейся целью. Мы видим в очерке прямую авторскую оценку произошедшему, которая проявляется в поучительности и моральных акцентах рассказанной истории.

Приложение 1.

Приложение 2.

В рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина хранится объемистая тетрадь Аксакова под названием: "Книга для всякой всячины. 1815 года сентября 28 дня. Москва". "Книга" содержит в себе множество деловых записей Аксакова, стихов, набросков статей и прозаических отрывков, черновиков писем к различным корреспондентам и проч. Некоторые из материалов датированы между 1815 и 1824 гг. В этой "Книге" имеется вкладыш – два листка почтовой бумаги, представляющие собой крайне неразборчиво написанный рукой Аксакова черновик стихотворения. Оно рисует картину снежного бурана в степи и являет собой, очевидно, не что иное, как первоначальную попытку воплощения замысла, который впоследствии принял форму очерка "Буран".

Сияет солнце, воздух тих;

Недвижимы дерев вершины,

Спокойны снежные пучины;

Алмазный блеск горит на них

И ослепляет взор прельщенный;

Здоровый холод всех живит,

Тащась дорогой искривленной,

Обозный весело бежит.

Уж солнце полдень протекает

И зимний вечер недалек,

Как вдруг от севера взвывает

Порой прерывный ветерок.

Хоть солнце все еще сияет

И чист небес лазурный вид,

Но под ногами закипает,

И поле струйками бежит.

Знакомы с бедами обозы

Поспешно ускоряют бег,

Зимы свирепы зная грозы,

Спешат укрыться на ночлег.

И горе, горе запоздавшим

И ночь встречающим в полях,

Опасностей не испытавшим

В безлюдных и степных местах.

И вскоре туча снеговая

С заката кроет небосклон,

И ветр пустынный, завывая,

Взрывает степь со всех сторон.

Земля смешалась с небесами,

Бушует снежный океан,

Все белый мрак одел крылами,

Настигла ночь, настал буран!

Свистит, шипит, ревет, взвывает.

То вниз, то вверх вертит столбом,

Слепит глаза и удушает

Кипящий снежный прах кругом.

Ненастье разразилось на вечерней заре, когда отблески ее еще были видны на небосводе. И, вдруг, все это затянула снеговая туча огромнейших размеров, по которым не уступала она, как казалось, самому небу. Резко стемнело, словно уже вовсю царила непроглядная ночь.

С неописуемой своей силой и яростью разыгрался ужасный буран. В степном приволье выл и ревел страшной силы ветер. Словно лебяжий пух, раскидал он снега. Все обволокло непроглядной белой снежной мглой. И все перемешалось в этом природном ненастье. Все закрутилось с такой силой, что превратилось в грозную пучину. Все слилось в нее: и снег, и небосвод, и сама земля, и воздух.

И, это кипящее и бурлящее природное негодование душило все, что попадалось. Все завертелось в буйном вихре. Вся эта снежная буря была кругом: сверху, снизу, по бокам. Не было и просвета. И, даже у самого бесстрашного человека, цепенело от ужаса сердце в это время. И, происходило это не от холода вовсе, а именно от страха и осознания своей беззащитности против природного негодования. А холод был во время бурана не такой уж и сильный.

С каждым часом мощь его нарастала и он становился все свирепее. Утихать он даже и не думал. И, буйствовал буран целую ночь и еще не прекратился и на утро, и в течении всего следующего дня. Ехать никуда нельзя было, так как были переметены все пути. И, громоздились на них наметенные сугробы. Все овраги превратились в огромные снежные горы.

Но вот, стало стихать разразившееся ненастье. Не сразу, а постепенно. Отголоски его еще были слышны и тогда даже, когда небо было уже приветливым и безоблачным. И, лишь только на следующий день стих ветер и засияло солнце, озаряя снега. А степь выглядела так, будто этот снежный океан внезапно остановил свой бег, замерев совсем неожиданно, в одно мгновение.

Эта словесная картина, описывающая сильную бурю, показывает всю мощь природы, неподвластную человеку во время таких ее проявлений и бессилие его перед ней.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Аксаков. Все произведения

  • Аленький цветочек
  • Буран
  • Семейная хроника

Буран. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Братья Карамазовы Достоевского

    Роман «Братья Карамазовы» повествует читателю о взаимоотношениях в семье, где отец является гулящим и нечестивым человеком, которому и дела нет до того, как растут трое его сыновей.

  • Краткое содержание Тургенев Лебедянь

    Пять лет назад рассказчик попал в Лебедянь. Там как раз проходила ярмарка и была в самом разгаре. Это было на руку герою – он искал тройку лошадей, и если с двумя всё прошло гладко, то третью он выбрать никак не мог.

  • Краткое содержание Брэдбери 451 градус по Фаренгейту

    В американском городе будущего жил пожарник Гай Монтэг. Команда, в которой служил тридцатилетний Гай, не тушила пожары. У неё были другие обязанности: пожарные сжигали книги и дома, в которых они хранились.

  • Краткое содержание Шукшин Критики

    Тимофей Макарович Новоскольцев, пенсионер, 73 летний старик, всю жизнь проработавший сельским плотником. Жил он со своим сыном и его семьей. Дружил он со своим внуком, Петькой, повсюду они ходили вместе

  1. Прочтите описание пути обоза в бескрайней степи. Попробуйте найти самые яркие и убедитель-ные приметы жестокого мороза.
  2. Приметы жестокого мороза, который ударил после оттепели, видны в описании маленькой березовой рощицы: «Молодые деревья, согнутые в разновидные дуги, увязили гибкие вершины свои в сугробах и как будто силились вытащить их. Дере-вья постарее, пополам изломанные, тор-чали высокими пнями, а иные, разодран-ные надвое, лежали, развалясь на обе сто-роны». Это был не просто мороз, а мороз, который ударил после оттепели и покрыл льдом стволы и ветви деревьев, ломая их.

  3. Что помогало мужикам справляться с холодом?
  4. Справляться с холодом мужикам помо-гала специально подобранная одежда и то, как они вели себя во время пути. Одежда их состояла из дубленых полу-шубков, тулупов и серых суконных зипу-нов, а также теплых шапок — башкир-ских малахаев. Крепкие и подвижные возчики «шутили, припрыгивали, боро-лись, толкали, будто невзначай, друг дру-га с узенькой тропинки в глубокий суг-роб… Тут-то сыпались русские остро-ты…».

  5. Как описание березовой рощи, искалеченной инеем, подготавливает читателя к описанию схватки человека с суровой природой?
  6. Описание жестокой картины искале-ченной морозом березовой рощи как бы предсказывало, что человеку будет не просто справиться с напором стихии, если в степи разразится буран. То, что удалось сделать с березовой рощей, могло обру-шиться и на тех, кто проезжал эти места. Стоило испортиться погоде, как путников могли ждать страшные беды.

  7. Как вы поняли слова, которые прозвучали после этого описания: «Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле…» Как вы думаете, за-чем мы выделили слово «казалось»? Проследите, как следом за этим предостережением повторяется союз «но»: он сопровождает указание на роковые приметы. Найдите и перечислите приметы прибли-жения бурана.
  8. Проследим за тем, как нарастало беспо-койство. «Все было великолепно… Но стаи тетеревов вылетали с шумом из лю-бимой рощи искать себе ночлега на высо-ких и открытых местах; но лошади храпе-ли, фыркали, ржали и как будто о чем-то перекликались между собою; но белова-тое облако, как голова огромного зверя, выплывало на восточном горизонте неба; но едва заметный, хотя и резкий, ветерок потянул с востока к западу…» Так автор говорит о поведении тетеревов, лошадей, а затем о небе и ветре. Приметы надвига-ющегося бурана заметны в поведении жи-вых существ и в окружающей природе.

  9. Проследите за изменением описания снего-вой тучи. Какие изобразительные приемы помогают ее нарисовать?
  10. «Быстро поднималось и росло белое об-лако с востока…»;

    «…уже огромная снеговая туча заво-локла большую половину неба…»;

    «Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою…»;

    «Вдруг настала ночь… наступил буран…».

    Описание тучи дано в ее движении. Она росла, и ее рост пугал, потому что показы-вал, что надвигается буран. Автор не только рассказывает о том, как менялась снеговая туча, но и показывает, как она росла; сначала облако росло, затем туча заволокла большую половину неба и, на-конец, снеговая туча «обтянула весь гори-зонт».

  11. Опишите поведение возчиков во время бурана.
  12. В беде возчики вели себя по-разному. Опытные старики решили остановиться и попытаться переждать буран на одном месте. Молодые возчики решили продол-жить путь. Автор точно указал, как труд-но было принять первое решение: «Совет был странен и страшен: но в нем заключа-лось единственное средство к спасению». Напомним, что буран бушевал более су-ток. Далее мы узнали о печальном конце бурана. Материал с сайта

  13. Нарисуйте своими словами картину бурана. Какой вы ее представляете из описания Аксакова? Перескажите описание близко к тексту.
  14. Вначале нужно перечитать текст с опи-санием бурана. «Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сто-рон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось». Близкий к тексту пересказ непременно должен содержать и бескрайность степи, силу и напор бушующего ветра.

    Справка. Описание бурана С. Т. Ак-саковым произвело такое впечатление на А. С. Пушкина, что в повести «Капитан-ская дочка» он создал подобный пейзаж под влиянием этого очерка. Сам Пушкин зимой в оренбургской степи не бывал, и Аксаков во многом помог ему. Пуш-кин видел оренбургские степи в сентябре 1833 года.

  15. Как вы объясните трагический финал судьбы обоза?
  16. Трагический финал, о котором расска-зал С. Т. Аксаков, подстерегал не только этот обоз. Путешествия зимой по бескрай-ним и малонаселенным степям были в те времена связаны с риском для путешест-венников. Можно считать, что часть зим-них поездок кончалась бедой. Степень ри-ска была велика, и приходилось с ней считаться.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • с т аксаков буран краткое описание
  • Паустовский буран
  • сочинение аксакова буран
  • слушать очерк буран краткое содержание
  • о чём рассказывается в сказке с.т.аксакова буран