Огюст ренуар завтрак гребцов описание. Ренуар завтрак гребцов


"Завтрак гребцов" - одна из самых известных работ Пьера-Огюста Ренуара и одно из самых известных изображений пикника на открытом воздухе в истории искусства. Картина показывает радостный момент в кругу друзей, общающихся в непринужденной обстановке. Однако, мало кто знает ряд фактов, связанных с этой работой культового импрессиониста.

1. Тематика картины соответствует изменениям в раннем импрессионизме


В первые дни импрессионизма городские сцены были одной из доминирующих тем на картинах. К 1881 году, когда Ренуар закончил свой шедевр, в импрессионизме более популярным стало изображение пригородных ландшафтов. Сцена, изображенная на "Завтраке гребцов", была нарисована примерно в 30 минутах езды на поезде от шума и суеты Парижа.

2. Картина отобразила новое понимание глубины изображения


Примерно за четыре года до создания "Завтрака гребцов", Ренуар нарисовал полотно "Бал в Мулен де ла Галетт", которое также изображает общественный пикник в Париже. Но, в отличие от этой картины, в "Завтраке гребцов" более четко определены границы. Также, благодаря большему вниманию к контурам изображений, создается иллюзия объемности и глубины изображения.

3. "Завтрак гребцов"


"Завтрак гребцов" - одна из самых больших картин Ренуара. Её размеры 173х130 см.

4. Сюжет картины был навеян популярным местом отдыха в Париже


Ресторан "Дом Фурнез" в городе Шату (недалеко от Парижа) с видом на реку Сена был любимым местом среди людей любого социального статуса. Как показано на "Завтраке гребцов", бизнесмены, светские люди, швеи и художники были частыми клиентами этого ресторана. Ренуар также очень любил это место и изобразил на нем многих своих знакомых.

5. Ресторан можно посетить и сегодня


Ресторан "Фурнез" закрылся в 1906 году. Но, почти век спустя, в 1990 году была проведена его полная реставрация, после чего ресторан обрел былую популярность. Кроме этого, "Дом Фурнез" теперь может похвастаться музеем и мастерской художников с репродукциями импрессионистов.

6. На картине можно найти самых близких друзей Ренуара


Художник по очереди приглашал своих друзей в ресторан, чтобы те позировали ему. На заднем фоне в цилиндре сидит Шарль Эфрусси, коллекционер искусства и историк. Он разговаривает с поэтом Жюлем Лафоргом. Справа изображены приятели Ренуара Эжен Пьер Лестренге (работник Министерства внутренних дел) и Поль Лот (журналист), который флиртует с известной актрисой Жанной Самари. В правом нижнем углу изображен богатый покровитель Ренуара и его коллега художник Кайботт, который беседует с актрисой Анжель Лего и итальянским журналистом Маджиоло.

7. Девочка с щенком стала женой Ренуара и моделью для его картин


У Алины Шариго, которая работала швеей и периодически подрабатывала моделью для художников, начался страстный роман с художником-импрессионистом. Хотя у них родился первый сын в 1885 году, пара официально сочеталась браком только в 1890. Всего у Ренуара и Шариго было трое детей. Художник неоднократно изображал свою жену на картинах, таких как "Танец в деревне", "Завтрак гребцов", "Мадам Ренуар с собачкой" и "Материнство".

8. На картине есть семья владельца ресторана


Альфонс Фурнез открыл ресторан в 1860 году. Двадцать лет спустя Ренуар изобразил Альфонса на картине "Завтрак гребцов" вместе с детьми. Девушка, которая оперлась на перила, - дочь владельца ресторана Альфонсинка Фурнез. А ее брата Альфонса Фурнеза младшего можно найти в левом нижнем углу картины.

9. Местный весельчак


На картине можно найти бывшего мэра колониального Сайгона барона Рауля Барбье, который был душой любой компании. Он сидит в котелке и что-то рассказывает мисс Фурнез.

10. Женщина со стаканом - известная актриса и модель


Прямо в центре картины изображена Эллен Андре, которая как-будто обособлена от остальных людей и ни с кем не разговаривает. Французская актриса запомнилась больше всего, как модель для художников-импрессионистов. Кроме "Завтрака гребцов", она была изображена на картинах Эдуара Мане "Слива" и Эдгара Дега "Абсент".

11. "Завтрак гребцов" отображает смешение классов во французском обществе


Мужчины и женщины из разных слоев общества, отдыхающие вместе, наглядно показывают, как на то время во французской культуре происходило смешение разных социальных классов и создавалась новая буржуазия.

12. Картина стала популярной с момента ее премьерного показа


"Завтрак гребцов" дебютировал в 1882 году на седьмой выставке импрессионистов, где три критика отметили, что это лучшая картина на выставке.

13. Шедевр Ренуара был продан в Америку


В течение многих десятилетий "Завтрак гребцов" был частью частной коллекции покровителя Ренуара Поля Дюран-Рюэля. Но после его смерти в 1922 году, сыновья Дюран-Рюэля выставили полотно на продажу. Его приобрел американский коллекционер искусства Дункан Филлипс за $ 125 000. С тех пор коллекцию Филлипса можно увидеть в Вашингтоне.

14. Филлипс был буквально одержим картиной Ренуара


Филлипс впервые увидел картину "Завтрак гребцов" на выставке в Нью–Йорке. Она так глубоко поразила его, что коллекционер буквально стал одержим полотном. Когда Филлипс услышал, что "Завтрак гребцов" выставили на продажу, то специально срочно отправился в Францию, где потратил на картину весь годичный бюджет, выделенный на произведения искусства.

15. Знаменитый голливудский актер фантазировал о краже картины


Во время Золотого века Голливуда актер Эдвард Г. Робинсон стал известным благодаря ролям гангстеров в таких фильмах, как "Ки-Ларго" (1948) и "Маленький Цезарь (1931). Вне экрана, он был страстным поклонником искусства. Как-то Робинсон сказал: "Вот уже более тридцати лет я периодически посещаю музей в Вашингтоне, чтобы посмотреть на картину Ренуара. Раз за разом я изобретаю способы, как украсть эту картину из музея".

16. Ничего не меняется


Картина и сегодня будоражит умы.

Ренуар никогда не стремился передать фотографическую точность, он создавал настолько чувственные, светлые, гармоничные портреты, что каждый из них можно было бы назвать гимном женской красоте и радости жизни. Достаточно увидеть, какова была
.

Марк Захарович Шагал (7 июля 1887 - 28 марта 1985г.) Однажды в детстве цыганка предсказала ему, что он проживет необыкновенную жизнь, будет любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных, а умрет … в полете. *** Марк был старший из 10 детей разносчика рыбы Захара Шагала. В детстве он очень любил свою маму. Он вообще был человек с большим запасом любви. Он всех любил - людей, животных... В гимназии учился плохо, но внезапно понял, что на свете есть такая профессия - рисовать. Шагал покинул родной Витебск и уехал в Санкт Петербург. Но где бы он в дальнейшем не жил, он будет рисовать все те же витебские столбы, заборы, свиней, коз, лужи, скрипача, кучера, шарманщика, раввина… А свою любимую Беллу он будет рисовать много лет. В нее он влюбился в 22 года. Она была красавицей, одухотворенной и воздушной. Занималась в студии Станиславского, пробовала себя в литературе, интересовалась философией... В ее присутствии Марк испытывал невиданное чувство невесомости, парения и покоя. Часто он так ее и рисовал -безмятежно парящей в небе, и себя, летящим рядом с ней – над заборами, над столбами, над обыденным и милым Витебском. *** Через год после знакомства Белла и Марк были женихом и невестой. Свадьба казалась делом решенным, и вдруг все изменилось – влюбленного юношу стала мучить какая-то смутная тревога, какая-то тоска... Словом, в один прекрасный день он вдруг взял да и удрал от своей невесты в Париж. Те, кто знал их с Беллой, пришли в изумление. А она сама хранила спокойствие. Будучи женщиной необыкновенно умной и также одаренной необыкновенной интуицией, Белла понимала, что происходит с ее любимым мужчиной лучше, чем он сам. Его позвал в дорогу какой-то таинственный инстинкт. Как грача или журавля осенью! Но он вернется, – объясняла она. И все четыре года разлуки писала жениху письма -прекрасные, поэтичные, нежные… Белла дождалась своего Марка. Они поженились и снова он рисовал себя и свою Беллу летящими в небе, свободными и влюбленными. В 1916 году родилась дочь Ида, он стал рисовать и ее. *** А потом в России одна за другой произошла две революции. Белла потихоньку распродала все свои фамильные драгоценности, чтобы прокормить дочь – в стране свирепствовал голод. В 1922 году Шагал вместе со своей семьей уехал в Каунас, оттуда – в Берлин, потом – снова в Париж. Во Франции Шагал прожил вплоть до второй мировой войны, а в мае 1941 года семья села на пароход, идущий в Америку. В Нью-Йорк они прибыли на следующий день после нападения Германии на Советский Союз. В 1944 году в результате осложнения после гриппа умерла его единственная любовь, его жена Белла. Девять месяцев мольберты с эскизами были повернуты к стене – рисовать Марк Захарович не мог. Он вообще ничего не мог – ни с кем-либо говорить, ни куда-либо ходить, ни чего-либо хотеть. Если бы так продолжалось дальше, он либо сошел бы с ума, либо умер. *** И тогда Ида (ей было уже 28 лет) наняла отцу экономку – потрясающую красавицу, лицом напоминающую мать, к тому же великолепно образованную и из хорошей семьи – отец Вирджинии Хаггард когда-то был британским консулом в США. Шагалу было тогда пятьдесят восемь лет, Вирджинии – тридцать с небольшим. Нет, он по-прежнему любил свою Беллу, и смерть в этом была не властна. Но одиночество было для Шагала невыносимым. Вскоре Вирджиния родила ему сына. В честь одного из братьев Шагала его назвали Дэвидом. А вот фамилию мальчику дали материнскую, оставшуюся у нее от первого замужества – Макнилл. Ведь Дэвид родился вне брака. В 1948 году вся семья, повинуясь шагаловской страсти к перемене мест, переехала в Париж. *** Вирджиния оказалась похожей на Беллу лишь внешне. Она сбежала от Шагала с художником – то ли шведом, то ли норвежцем – и сына захватила с собой. Для Шагала это была большая драма, он даже подумывал о самоубийстве. Его дочь Ида в конце концов нашла Валентину Бродскую, которая тогда жила в Англии, и уговорила ее стать на некоторое время компаньонкой художника. Она была моложе Шагала на четверть века. Хорошенькая, но обыкновенная. Необыкновенная женщина в жизни Шагала уже была, и другой такой цыганка ему не обещала. Их брак оказывается счастливым, хотя Белла все равно остается музой художника. В 1950-х годах Шагал с семьей много путешествует, в том числе по Средиземноморью - Греции и Италии. С 1960-х годов Шагал в основном переходит на монументальные виды искусства - мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекается скульптурой и керамикой. В начале 1960-х по заказу правительства Израиля Шагал создает мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он становится своеобразным "Андреем Рублевым" своего времени и получает множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и Израилю. В 1964 году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой "Четыре времени года" (1972). В 1966 году Шагал переезжает в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы - в Сен-Поль-де-Вансе. В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посещает Ленинград и Москву. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. Художник дарит СССР несколько своих работ. В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста почетного легиона, а в 1977-1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы еще здравствующего автора! До последних дней Шагал продолжал писать картины, делать мозаики, витражи, скульптуры, керамику, работать над декорации к постановкам в театрах. 28 марта 1985 года на 98-ом году жизни Марк Шагал скончался в лифте, поднимаясь после целого дня работы в мастерской. Он умер "в полете", как когда-то предсказала ему цыганка, и как изображал он себя летящим на своих картинах. Похоронен на местном кладбище. Существует «Комитет Шагала», в состав которого входят четыре его наследника.

В любой энциклопедии вы можете прочитать, что Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) – великий французский живописец, график и скульптор. Но эти сухие строки не могут передать удивительное обаяние его живописи, проникнутое ежеминутной радостью бытия. Недаром его называли “живописец счастья”. Кажется, этим ощущением наполнено и его полотно «Завтрак гребцов» .

Картина “Завтрак гребцов’’ (1881) в наследии Ренуара, наверное, одна из самых знаменитых. Многочисленные репродукции, реконструкции и даже шаржи говорят о ее непреходящей популярности.

Картина была на писана на террасе модного в те годы ресторанчикаMaison Fournaise(Дом Фурнез ), находящемся на небольшом островке посреди Сены рядом с городом Шату недалеко от Парижа.

В собственности семейства Фурнез был также небольшой отель для туристов и прокат лодок. Парижане стекались в Дом Фурнез, чтобы арендовать ялики (а гребля в те годы была необычайно популярна), повеселиться, пофлиртовать, вкусно поесть и остаться на ночь. Это было место, где вдали от суеты города проводила времясамая разнообразная публика — бизнесмены, светские дамы, художники, актрисы, писатели, критики, швеи, продавщицы и аристократы. Вечерами на террасе, с которой открывался прекрасный вид на реку, устраивались танцы под пианино. Именно здесь, на террасе, Ренуар и изобразил своих друзей и знакомых, с которыми постоянно общался в тот период.Юная девушка с собачкой на переднем плане – белошвейка Алина Шариго , которая спустя 10 лет станет женой художника. Они проживут вместе 33 года до самой смерти Ренуара в 1919г. Изображенный за ней мужчина – Альфонс Фурнез, сынвладельца ресторана, который отвечал за прокат лодок. Девушка, облокотившаяся на перила балкона – очаровательная дочь хозяина Альфонсина.

Maison Fournaise и его окрестности был любимым местом Ренуара. Здесь он написал около 30 полотен, в том числе «Завтрак каноистов»(1875), “Завтрак гребцов’’(1881), « Две сестры» (1881), несколько портретов членов семьи Фурнез и многочисленные пейзажи. В письме 1880 года Ренуар пишет: «Сейчас я не могу оставить Шату, поскольку еще не закончил свою работу. Было бы очень приятно, если бы вы могли приехать сюда и отобедать со мной. Уверяю Вас, Вы не пожалеете об этой поездке. Это одно из самых очаровательных мест в окружении Парижа».

И его восторг разделяли многие. Здесь любили бывать Клод Моне, Эдуард Мане, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Гюстав Курбе. У Берты Моризо был небольшой летний дом неподалеку, в Буживале. Эдгар Дега был страстным гребцом, часто бывал в Maison Fournaise и хорошо знал семью. Альфонсина Фурнез , любимая модель завсегдатаев-художников, впоследствии пригласила Дега на свою свадьбу. Красотой этого места восхищались не только художники. Среди его почитателей был и Ги деМопассан . Он часто снимал комнату на втором этаже отеля, а сам ресторан вывел в новелле “Подруга Поля” под именем ресторан Грийона.

«… Сколько воспоминаний внезапно пробудилось во мне: Буживаль, Лягушатня, Шату, ресторан Фурнез, целые дни в ялике, на воде, десять лет моей жизни, прошедших в этом уголке, на этих очаровательных берегах Сены…”

(Ги де Мопассан. Из сборника«Господин Паран») .

Жан Ренуар , сын великого художника и знаменитый кинорежиссер, вспоминал о том времени: «У Фурнеза отец иногда встречался с Мопассаном. Они с симпатией относились друг к другу, признавая при этом, что между ними нет ничего общего. Ренуар говорил про писателя: «Он все видит в черном свете!» «Он носит розовые очки!» — отзывался о художнике писатель. В одном они сходились: «Мопассан сумасшедший!» — восклицал Ренуар. «Ренуар безумец!» — вторил ему Мопассан…” В конце века мода изменилась, и лодку вытеснил велосипед. Ресторан постепенно стал приходить в упадок и в 1906г. Альфонсина была вынуждена его закрыть. Умерла она в 1937 году, в возрасте 91 года.

Вторая жизнь “Мезон Фурнез”

Городок Шату с полным основанием называют “городом импрессионистов”, а “Мезон Фурнез” — его главная достопримечательность. Чтобы сберечь ресторан от полного разрушения, городской совет Шату в 1979г. выкупил его у нового владельца.В 1981г. Maison Fournaise был включен в перечень исторических памятников. Он был полностью отреставрирован и сейчас выглядит точно так же, как и в 1880г. Знаменитая терраса, которую увековечил Ренуар, теперь носит его имя, а зал для торжественных обедов получил название салон Мопассана. Кухня ресторана – традиционно французская . Здесь подают запеченную утиную грудку с мандаринами , говядину под беарнским соусом, суп-пюре из белой спаржи, фуа-гра и т.п. В качестве аперитива предложат коктейль “Альфонсина”- смесь шампанского, апельсинового сока и ликера Grand Marnier .

Третье воскресенье сентября, день национального наследия, в Шату отмечают в костюмах и платьях по моде XIX века. В ресторане вновь звучит музыка и как во времена Ренуара кружащиеся пары танцуют вальс…

РЕЦЕПТ УТИНОЙ ГРУДКИ С АПЕЛЬСИНАМИ

ИНГРЕДИЕНТЫ

  • 2шт. утиной грудки с кожей
  • 4 чайные ложки жидкого меда
  • 50мл бальзамического уксуса
  • 2 ст. ложки соевого соуса
  • 2-3 апельсина (или 4-5 мандаринов)
  • 0.5 чайной ложки тертого имбиря
  • соль, перец

Надрежьте кожу утки (не мякоть) ромбовидными насечками. Это делается для того, чтобы ушел лишний жир во время готовки, и чтобы кожа не покорежилась во время жарки. Поджарьте грудки вначале со стороны кожи около 7 мин., переверните и жарьте еще 7 мин. Посолите, поперчите, снимите с огня, накройте фольгой и дайте “отдохнуть”. В это время приготовьте соус. Очистите апельсины (мандарины) от кожуры и пленок. Осторожно нагрейте мед в кастрюльке, когда посветлеет — добавьте уксус и соевый соус. Варите на медленном огне, периодически помешивая, пока объем не сократиться вдвое. Добавьте имбирь и мандарины и проварите еще 1 мин. Разрежьте утиные грудки на толстые ломтики, разложите на тарелку и залейте соусом.

Французский художник Пьер Огюст Ренуар первым из импрессионистов добился успеха у парижан. Ренуар был не только мастером портрета, но пейзажа, натюрморта и жанровых сцен. Одна из самых его известных картин – «Завтрак гребцов» была написана в 1880-1881 годах.

Картина Ренуара изображает дружескую компанию, наслаждающуюся поздним завтраком на верхней террасе ресторана Фурне в Шату. Деревушка Шату находилась недалеко от таких курортных местечек, как Ля Гренуйер («Лягушатник»), Бруживаль и Аржантёй, расположенных вдоль Сены к западу от Парижа. В Шату было легко добраться поездом с вокзала Сен-Лазар, это было популярное место среди желающих покататься на лодке, вкусно пообедать и переночевать. В конце 1880 года Ренуар останавливался в Шату и написал несколько произведений в ресторане Фурне. Картину «Завтрак гребцов» часто сравнивают с более ранней работой Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876 год). Считается, что «Завтрак гребцов» - это ответ художника писателю Эмилю Золя, автору «Обозрения парижского Салона 1880 года». Золя раскритиковал работы импрессионистов за «незаконченность, нелогичность, преувеличения» и призвал их создавать более солидные и сложные произведения, представляющие современную жизнь.

Огюст Ренуар «Завтрак гребцов», 1880-1881

Для «Завтрака гребцов» (холст, масло 130х173) Ренуару позировали его друзья, которые приезжали в Шату по отдельности. Слева женщина с собачкой – это Алина Шариго, которая была сожительницей, а потом и женой Ренуара. Позади нее стоит сын владельца ресторана Альфонс Фурне-младший. В группе справа можно узнать художника Гюстава Кайботта, рядом с ним сидит модель Анжель Лего, а над ними склоняется журналист Антонио Маджиоло. Также на картине Ренуар изобразил актрису Жанну Самари, барона Рауля Барбье, поэта Жюля Лафорга и других.

Несмотря на кажущуюся непринужденность сцены, ее композиция была тщательно выстроена. Взгляд зрителя умело направляется от сидящего на переднем плане справа Кайботта к облокотившейся на перила девушке и дальше к лодкам на Сене и железнодорожному мосту Шату. Все персонажи изображены в естественных позах, черты и лица моделей, их жесты явственно определены. Это существенно отличает картину от Бала в «Мулен де ла Галетт», в которой некоторая определенность придана только фигурам переднего и среднего планов.

Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт», 1876

Пробивающийся сквозь тент мягкий оранжевый свет гармонирует с оранжевыми и красными деталями в одежде персонажей, а разбросанные по всей композиции пятна ярко-синего и зеленого цветов украшают и объединяют сцену. Центральное положение в композиции занимает стол, однако эскизность его живописи заставляет взгляд перемещаться к более детально прописанным фигурам. Задник из зеленой листвы позади террасы создает ощущение камерности и отдыха в своей компании.

В картине сглаженная и тонкая живопись лиц контрастирует с импрессионистической манерой письма в деталях; в частности, свободно написанные бокалы, бутылки и еда на столе, бессистемные мазки, передающие растительность заднего плана, остаются импрессионистичными. На платьях и лицах персонажей фактура, свет и тени передаются резкими мазками, а детали концентрируются всплесками цвета. В изображении маленькой собачки мастерски сочетаются тонкие мазки, неуловимые изменения цвета и тона, способ нанесения слоев краски и плавности цветовых переходов.

Ренуар использует яркие цвета, чтобы выделить детали и сделать акценты на лицах. Кремовые и голубые цвета с ярко-красными акцентами разбросаны по всей картине и объединяют фигуры, расположенные по диагонали. Некоторые элементы повторяются, чтобы уравновесить композицию и направить взгляд зрителя, например светло-желтые соломенные шляпки и бледно голубой, розовый и желтый цвета в тенях на белых майках и скатерти. Также использованы чистые несмешанные цвета, например, красный на цветах шляпки Алины, синий на платье Анжелы и зеленый на фруктах и бутылках на столе. Яркие элементы на переднем плане также контрастируют с более темными и приглушенными фигурами и деревьями заднего плана.

В феврале 1881 года картина «Завтрак гребцов» была куплена у Ренуара торговцем Полем Дюран-Рюэлем за 15 тысяч франков. Это достаточно большая сумма для того времени. После смерти Поля в 1923 году его сыновья продали картину за 125 тысяч долларов известному американскому коллекционеру Дункану Филлипсу, и она осталась в его коллекции. С 1930 года шедевр Ренуара вместе с остальным собранием Филлипса переехал в здание в районе Дюпон-Серкл в Вашингтоне, которое сейчас используется, как художественный музей.
Картина Ренуара «Завтрак гребцов» стала мотивом для французского сериала «Кракелюры» о художниках импрессионистах.

8 интересных фактов о Пьере Огюсте Ренуаре

1. Ренуар родился 25 февраля 1841 года в городе Лиможе, расположенном на юге Центральной Франции. Будущий художник был шестым ребенком из семи детей небогатого портного Леонара Ренуара и его жены Маргариты.

2. Огюст Ренуар вполне мог стать певцом. В детстве он пел в церковном хоре в Париже, куда переехала его семья. Регент хора пытался уговорить родителей отдать мальчика учиться музыке. Однако Ренуар проявлял способности в рисовании, в 13 лет он стал помогать семье, расписывая фарфоровую посуду. А по вечерам он посещал художественную школу.

3. Художник с 1870 по 1871 годы служил в армии во время франко-прусской войны.

4. Огюста Ренуара всегда привлекало изображение человеческой фигуры. Сначала он изучал полотна старых мастеров в Лувре, а затем в 1881 году отправился в Италию, где его особенно поразили произведения Рафаэля.

5. В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго. С ней он познакомился десятью годами раньше, когда ей был 21 год, и она работала белошвейкой. Алина часто позировала Ренуару. У них родилось трое сыновей – Пьер в 1885 году, Жан в 1894 году и Клод в 1901 году.

Для картины «Танец в деревне» художнику позировала Алина Шариго

6. Огюст Ренуар первым из импрессионистов снискал славу у состоятельных парижан, а в последние годы жизни к нему пришло всеобщее признание. В 1917 году его картина «Зонтики» была выставлена в Лондонской Национальной галерее. Эта работа также выставлялась в Лувре.

Огюст Ренуар «Зонтики», 1881-1886

7. Успех в живописи Ренуара был омрачен болезнями. Художник в 1897 году упал с велосипеда и сломал правую руку. У него развился ревматизм, от которого он страдал всю оставшуюся жизнь. В 1912 году Ренуар перенес приступ паралича. Две операции не помогли, художник остался прикованным к инвалидному креслу. Тем не менее, живопись он не бросил, он продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка. Художник скончался в возрасте 78 лет в 1919 году от воспаления легких.

8. Самой дорогой работой Ренуара стала картина «Бал в Мулен де ла Галетт», которая была продана с аукциона за 78 миллионов долларов.

В материале использованы данные из книги Дианы Ньювол «Импрессионисты».

Здесь укрупнен масштаб фигур, все они портретны и узнаваемы и составляют основное содержание картины. Пейзаж, окружающий террасу, на которой собрались друзья, зелень вокруг, виднеющаяся сквозь нее Сена с бегущими парусниками и лодками составляют атмосферу картины, ее радостный фон.

На нем написаны все участники встречи, собравшиеся за установленными вином и фруктами столиками в ресторане Фурнеза в Шату. Он сам стоит здесь, опершись спиной и руками на перила террасы, крепкий, уверенный в себе мужчина, одетый в рубашку без рукавов, обнажившую сильные руки. Перед ним, за столиком сидит очаровательная девушка, посадившая перед собой на стол маленькую пушистую собачку и забавляющаяся игрой с ней. Ренуар представил зрителям Алину Шериго, которой в ту пору было чуть больше двадцати лет и с которой он окончательно свяжет свою жизнь именно в 1881 году, хотя официальная регистрация их брака состоится только в 1890 году.

На картине "Завтрак гребцов" Алина Шериго в цветущем возрасте, еще окончательно не связанная с Ренуаром, восхищает его своей молодостью и беззаботностью. Напротив нее, оседлав стул, лицом к Алине расположился Кайботт, инженер, коллекционер, художник-любитель, страстный гребец. Он много помогал импрессионистам, собрал коллекцию их работ и завещал ее Лувру. Ренуара он просил выполнить его завещание.

Рядом с Кайботтом Ренуар написал итальянского журналиста Маджиоло. А за ними расположились стоя и сидя барон Барбье, недавно вернувшийся из Индокитая, по словам Жана Ренуара, взявший на себя труд собрать модели дляэтой картины, Эфрюсси, Лот, Лестренге, Жанна Самари, натурщица Анжель, собиравшаяся в то время замуж, и дети владельца ресторана Альфонсина и Альфонс Фурнез. Особенно очаровательно выглядит юная Альфонсина Фурнез в желтой соломенной шляпке, написанная на фоне яркой зелени.

Перед нами, по существу, большой групповой портрет, отличающийся от подобных ему по теме и сюжету отсутствием какой-либо парадности и помпезности, желания как-либо приукрасить или возвеличить портретируемых. Все представлены в естественных, как бы случайных позах, непринужденно,без какого-либо желания понравиться зрителям. В отличие от "Бала в Мулен де ла Галетт" все действующие лица портретны, узнаваемы, написаны четко, скульптурно, осязаемо. В картине много светлых, белых и желтых, тонов, которые вместе с синими, фиолетовыми и темными красками создают общий колорит. Ренуар не пытается передавать зыбкие эффекты солнечного света, как он делал это несколько лет назад, более строго следуя передаче самого места действия картины - перекрытой плотным полосатым тентом террасы. Однако это не мешает нам чувствовать в переливах красок как бы колебание воздуха, пронизывающего речной пейзаж.

Эта картина оказалась этапной в творчестве Ренуара. В это время, в 1880-1881 годах, он полон жизни, совершает первые далекие путешествия в Алжир и в Италию, подводит некоторые итоги своей творческой деятельности и уже в Италии в чем-то разочаровывается, а что-то хочет активно поменять в своем искусстве. Наступает период новых поисков, новых сомнений, новой живописной манеры. "Завтрак гребцов" оказался как бы в центре его творческого и жизненного пути.

По материалам из книги М.С.Лебедянский "Портреты Ренуара". - М.: Изобразительное искусство, 1998. - 176 с.: ил.

Воссоздаем работу Ренуара

1. Черновой набросок.

Художник сделал набросок отдельных деталей. Цвета намечены разведенными красками, отчего первоначальный рисунок остается видимым. Платье написано берлинской лазурью с добавлением зеленого кобальта. Темно-красный цвет нанесен ализариновым краплаком, а бледно-голубой составлен из берлинской лазури с капельской жженой сиены. Шляпка написана желтой охрой с титановыми белилами. Кожа написана белилами с добавлением капельки жженой сиены. Волосы и пиджак мужчины написаны жженой умброй, жженой слоновой костью и титановыми белилами. Листва - зеленым кобальтом и желтой охрой. Скатерть написана титановыми белилами, а темные складки на ней - берлинской лазурью и жженой сиеной. Перила и бочонок написаны жженой умброй с добавлением желтой охры.

2. Завершенный фон

Тона кожи женщины наложены белилами, жженой умброй, жженой сиеной и сырой умброй. Ее шляпка написана жженой сиеной и жженой умброй, а красные детали ализариновым краплаком и английской красной. Майка мужчины написана белилами с добавлением индиго, берлинской лазури и желтой охры. Его рука написана жженой умброй, жженой сиеной и белилами. Собачка написана чернью, сырой умброй и жженой сиеной; ее глаза и нос - чернью. Бутылки написаны берлинской лазурью и чернью; стекло и складки ткани - желтой охрой, жженой умброй и берлинской лазурью. Фрукты - ализариновым краплаком, берлинской лазурью и чернью, желтой охрой и жженой сиеной.

3. Придание формы

Художник на этой стадии почти полностью завершает картину, за исключением собачки и деталей обстановки, стоящих на столе. Особенностью живописи импрессионистов является техника "сухой кисти", при которой краска наносится толстым мазком, а затем растирается тряпочкой или пальцем. "Сухая кисть" используется также для покрытия больших участков полотна, чтобы достичь разнообразия фактуры.

4. Тона и блики

Фон картины завершен, и художник доводит отдельные участки полотна почти до полной готовности, добавляя для этого блики и переходы тона, используя те же краски палитры. Завершена работа над платьем женщины, пиджак мужчины приобретает законченный вид, и дальнейшая работа сосредотачивается на скатерти и предметах, стоящих на столе. Однако на заключительной стадии работы эти участки картины потребуют доработки.

5. Заключительные штрихи

Наконец все детали соединяются воедино по мере того, как наш художник систематически наносит блики на все полотно. Собачка оживает под воздушными штрихами кисти, приобретает взъерошенный вид. Неожиданно на этой стадии работы художник добавляет к своей палитре новые краски, нанося на некоторые фрукты блики с помощью небольшого количества желтого кадмия.

Деталь: Эта центральная часть натюрморта - один из сложнейших участков картины. Воспроизводя работу Ренуара, копиист использует тонкие штрихи кистью, стараясь изобразить удивительные блики, оживляющие бутылки, стекло и фрукты.

Деталь: Алина Шариго и ее терьер - самые очаровательные образы на этой картине. Чтобы как можно точнее передать богатство цвета и тона, художник добавляет краску слой за слоем и вносит минимальные поправки зачастую делая это с помощью пальцев.

Палитра художника

Номера относятся к описанным выше стадиям работы.

Огюст Ренуар "Завтрак гребцов" в деталях

1. Река. Между краем тента и листвой, окружающей террасу, мы можем видеть скользящую по реке парусную лодку. Обратите внимание на то, как фестончатый край тента пересекается с парусом, связывая тем самым передний план картины с ее задним планом.

2-3. Характерные жесты . Костюмы, позы и жесты использованы художником для передачи настроения, характеров и социального положения изображенных им персонажей. Женщина, одетая как актриса, поправляет шляпку руками, затянутыми в перчатки. Гребец одет в спортивную белую майку и соломенную шляпу-канотье. Он сидит верхом на стуле, держа в руке сигарету.
4. Разделительная линия. Фигуры девушки и мужчины, стоящих на заднем плане, отрезаны от общей группы перекладиной балкона, которая делит картину на два треугольника. Картину пересекает еще одна, противоположная диагональ, проходящая по правой руке Кайботта, руке его соседки и верхушке стула.
5. Отблески красного. Ренуар добавил отблески ярко-красного для того, чтобы связать воедино элементы картины. Например, красный край воротничка женщины, сидящей на переднем плане, перекликается с красными деталями в изображении модели, которая пьет из стакана позади нее.
6. Жена художника. Алина Шариго, ставшая впоследствии женой Ренуара, изображена на картине с маленькой собачкой. Воздушная манера Ренуара хорошо распознается в фактуре серебристо-серой шерсти собачки, в которой исчезают пальцы Алины.
7. Сверкающий натюрморт. На столе, в самом центре полотна, изображен великолепный натюрморт. Тонкость работы Ренуара просматривается в том, как написаны винные бутылки, стаканы и фрукты. Густые белые блики заставляют сверкать расставленное на столе стекло.

По материалам "Художественная галерея. Ренуар". №3, 2004 г.