Причины возникновения магии. Наскальная живопись и невиданные доисторические животные

В итоге создавалось впечатление, что древние смотрели на изображения животных так же, как современный человек любуется в Лувре художественными полотнами. Искусство пещерных жителей предлагалось воспринимать по большей части как чисто художественное явление, натуралистическое по характеру. Утверждалось, что оно призвано было украшать и облагораживать жизнь дикарей, которых более всего волновали образы животных. Еще бы – ведь именно животные давали им основную массу пищи. Искать за этими образами какие-то «сокровенные идеи» бесполезно. Правда, раздавались робкие голоса, которые отмечали некоторые странные черты в искусстве «допотопных» художников и призывали отыскать некий неординарный смысл в этих древних зооморфных образах. Однако большинство археологов не готово было еще решить сложную задачу. Таинственный мир идей первобытного человека пока не поддавался их пониманию.

Но находились и такие, кто, раздумывая над смыслом художественного творчества троглодитов, начал догадываться, что за образами его таится, возможно, нечто весьма значительное. Эдуард Пьетт более, пожалуй, чем кто-либо подготовленный к рассуждениям по этому предмету, обратил прежде всего внимание на то, что не каждое из стойбищ хранило в земле предметы искусства. Он расценил это как признак того, что и в ледниковое время наряду с художественно одаренными людьми были такие, «кто не имел других желаний, кроме удовлетворения животных потребностей». Другие же «племена поднимались выше нужд материального существования и посвящали свои досуги занятиям искусством...» Что касается последнего, то появление, допустим, скульптурных изображений женщин Пьетт объяснял так: «Любовь побудила первого скульптора воспроизвести любимую женщину».

Иной важный мотив творчества – воспроизведение в образах искусства того, что давало человеку пропитание: «Глиптические художники рисовали часто то, что было им хорошо знакомо, – животных и рыбу, которые употреблялись в пищу. Они не искали других мотивов. Чаще всего изображали лошадей, которых к тому времени наполовину одомашнили, чтобы иметь постоянный источник мяса. Страшные носороги были добычей и гравировались редко. Крупные кошачьи представляли в то время серьезную опасность для человека. Он не был способен сражаться с ними, и потому их изображений нет. У лисы, волка и гиены мясо отвратительного вкуса и не ценилось в питании. Поэтому их рисовали редко. Люди того времени не были вегетарианцами, предпочитая питаться мясом. Поэтому редко изображались растения». В этих беглых репликах можно усмотреть зачатки будущей концепции об отражении в искусстве ледниковой эпохи магических представлений: изображение тех животных, которые были желанными для людей в реальной жизни.

Не меньший интерес вызывают краткие замечания Пьетта о возможности отражения в предметах искусства кроманьонцев религиозных представлений, появление которых в столь отдаленные времена было для ведущих археологов «доистории» Европы фактом далеко не бесспорным. Так, в скульптурах женщин он усматривал амулеты или некие священные предметы. В том же ключе Пьетт оценивал 37 гравированных и скульптурных изображений змей, найденных им при раскопках: «Кажется, они были тогда объектами суеверного страха, эти амулеты в виде змей, обнаруженные в Гурдане, Мас д"Азиль и Лортэ. Они представляли собой символы культа, как и в античные времена. Только так можно объяснить наличие спиралей на их изображениях». Характерные рисунки с расходящимися лучами позволили ему высказать предположение об отражении в них образа солнечного божества, на возможность существования которого в представлениях «Человека Природы» намекал в свое время и Буше де Перт. В связи с вероятностью отражения в образах искусства троглодитов религиозных идей исключительный интерес вызывает мысль Пьетта о двух направлениях в их художественном творчестве: «В течение почти всей глиптической эпохи в искусстве прослеживается два течения, по принадлежности к которым разделяются художники, – реализм и фантазия». К плодам «искусства воображения» он относил всевозможные орнаменты, в том числе те же спирали, которые стали в период появления барельефов особенно популярными.

«Первобытная история» - история Нового времени. История возникновения человека сложна и противоречива. Какая эпоха в истории была самой долгой? история Средних веков. Почему первобытные художники рисовали животных? Охота и рыболовство. История человечества. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?

«Первые древние люди» - Многие племена. Австалопитеки были маленького роста. Овладение огнем. Охота древних людей. Если огонь потухал, то виновников изгоняли. Задание на урок. Питекантропы. Отщепы. Орудия труда. Австралопитеки жили на деревьях. Применение огня. Первые люди появились в восточной Африке. Древнейшие люди. Древнейшие орудия труда.

«История древнего человека» - История в символах и знаках. Изобретения и открытия (50). Археологи обнаружили стоянку первобытных людей. Как получилось каменное рубило? Изобретения и открытия (10). Изобретения и открытия (60). История в архитектурных памятниках (50). Религия. Что означает слово история? 40 год до нашей эры на 80 лет.

«Возникновение искусства и религиозных верований» - Религия. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. Искусство - творческое отражение действительности. Возникновение искусства и религиозных верований. Жизнь первобытных людей. Рисунки на стенах пещер. Для чего археологи раскапывают могилы людей. Петроглифы. Каким словом можно заменить. Алгоритм самостоятельной работы с электронным учебником.

«Урок Древнейшие люди» - Сделайте вывод. Задача №2. Терминово. Задача №3. Путешествие по станциям. Выставление оценок. Задача №4. Жизнь первобытных людей. Карточка №2 Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос «Почему появилось неравенство?». Задачкино. Кроссвордово. Цель урока. Систематизация и контроль качества знаний по теме «Жизнь первобытных людей».

«Земледелие и скотоводство» - Мотыжное земледелия. Овца. Рыболовство. Коллектив родственников, ведущих общее хозяйство. Земледелие возникло более 10 тысяч лет назад в Западной Азии. Земледелие. Глиняная посуда. Собирательство. Самые могущественные духи назывались богами. Зернотерка. От собирательства к земледелию. Скотоводство. … Хозяйство.

Всего в теме 30 презентаций

Человеческая цивилизация прошла долгий путь развития и достигла впечатляющих результатов. Современное искусство - один из них. Но все имеет свое начало. Как возникла живопись и кто они были - первые художники мира?

Начало доисторического искусства - виды и формы

В палеолите, впервые появляется первобытное искусство. Оно имело разные формы. Это были обряды, музыка, танцы и песни, а также нанесение изображений на различную поверхность - наскальная живопись первобытных людей. К этому периоду относится и создание первых рукотворных сооружений - мегалитов, дольменов и менгиров, назначение которых до сих пор неизвестно. Самое знаменитое из них - Стоунхендж в Солсбери, состоящий из кромлехов (вертикальных камней).

Предметы быта, такие как украшения, детские игрушки, также относятся к искусству первобытных людей.

Периодизация

У ученых нет сомнений относительно времени зарождения первобытного искусства. Оно начало формироваться в середине эпохи палеолита, в период существования поздних неандертальцев. Культура того времени носит название мустьерской.

Неандертальцы умели обрабатывать камень, создавая орудия труда. На некоторых предметах ученые находили углубления и насечки в виде крестиков, образующих примитивный орнамент. В ту эпоху рисовать еще не могли, но охра уже использовалась. Были обнаружены сточенные ее кусочки, подобно карандашу, который использовали.

Первобытная наскальная живопись - определение

Это один из видов Представляет собой изображение, нанесенное краской на поверхность стены пещеры древним человеком. Больше всего таких объектов найдено в Европе, но встречаются рисунки древних людей и в Азии. Основной район распространения наскальной живописи - территория современной Испании и Франции.

Сомнения ученых

Долгое время современной науке не было известно о том, что искусство первобытного человека достигло такого высокого уровня. Рисунки в пещерах не находили вплоть до XIX века. Поэтому, когда они были впервые обнаружены, их приняли за фальсификацию.

История одного открытия

Древняя наскальная живопись была найдена археологом-любителем, испанским юристом Марселино Санс де Саутуола.

Это открытие связано с драматическими событиями. В испанской провинции Кантабрии в 1868 году охотник обнаружил пещеру. Вход в нее был завален обломками осыпавшейся породы. В 1875 году ее осмотрел де Саутуола. В тот раз он нашел только орудия труда. Находка была самой обычной. Через четыре года археолог-любитель вновь посетил Альтамирскую пещеру. В поездке его сопровождала 9-летняя дочь, которая и обнаружила рисунки. Вместе со своим другом, археологом Хуаном Виланова-и-Пьера, де Саутуола занялся раскопкой пещеры. Незадолго до этого на выставке предметов каменного века он видел изображения бизонов, удивительно напоминающие тот наскальный рисунок древнего человека, который разглядела его дочь Мария. Саутуола высказал предположение, что найденные в Альтамирской пещере изображения животных относятся к палеолиту. В этом его поддержал Виланов-и-Пьер.

Ученые опубликовали шокирующие результаты своих раскопок. И тут же были обвинены научным миром в фальсификации. Ведущие специалисты в области археологии категорически отвергли возможность находки живописи палеолитического времени. Марселино де Саутуолу обвинили в том, что рисунки древних людей, якобы найденные им, были нарисованы другом археолога, гостившим в те дни у него.

Только через 15 лет, уже после смерти человека, открывшего миру прекрасные образцы живописи древних людей, его оппоненты признали правоту Марселино де Саутуолы. К тому времени подобные рисунки в пещерах древних людей были найдены в Фон-де-Гом, Труа-Фрер, Комбарель и Руффиньяк во Франции, Тюк д’Одубер в Пиренеях и других регионах. Все они были отнесены к эпохе палеолита. Таким образом, честное имя испанского ученого, совершившего одно из заметных открытий в археологии, было восстановлено.

Мастерство древних художников

Наскальная живопись, фото которой представлены ниже, состоит из множества изображений разных животных. Среди них преобладают фигурки бизонов. Те, кто впервые видел рисунки древних людей, найденные в поражаются, насколько профессионально они выполнены. Эта великолепное мастерство древних художников и заставило в свое время засомневаться ученых в их подлинности.

Древние люди не сразу научились создавать точные изображения животных. Были найдены рисунки, на которых едва намечены контуры, поэтому практически невозможно узнать, кого хотел изобразить художник. Постепенно мастерство рисования становилось все лучше, и уже удавалось довольно точно передать облик животного.

К первым рисункам древних людей можно также отнести отпечатки рук, найденные во многих пещерах.

Намазанная краской рука прикладывалась к стене, полученный оттиск обводился другим цветом по контуру и заключался в круг. По мнению исследователей, это действие имело важное ритуальное значение для древнего человека.

Темы живописи первых художников

Наскальный рисунок древнего человека отражал ту действительность, которая его окружала. Он отображал то, что волновало его больше всего. В палеолите основным занятием и способом добычи пищи была охота. Поэтому животные - главный мотив рисунков того периода. Как уже говорилось, в Европе были обнаружены во множестве изображения бизонов, оленей, лошадей, коз, медведей. Они переданы не статично, а в движении. Животные бегают, прыгают, резвятся и умирают, пронзенные копьем охотника.

В расположенной на территории Франции, находится самое большое древнее изображение быка. Его размер - более пяти метров. В других странах древние художники также рисовали тех животных, которые жили рядом с ними. В Сомали были найдены изображения жирафов, в Индии - тигров и крокодилов, в пещерах Сахары есть рисунки страусов и слонов. Кроме животных, первые художники рисовали сцены охоты и людей, но крайне редко.

Назначение наскальных рисунков

Зачем древний человек изображал животных и людей на стенах пещер и других объектах, точно неизвестно. Поскольку к тому времени уже начала формироваться религия, скорее всего, они имели глубокое ритуальное значение. Рисунок «Охота» древних людей, по мнению части исследователей, символизировал удачный исход борьбы со зверем. Другие считают, что их создавали шаманы племени, входившие в транс и пытавшиеся через изображение получить особую силу. Древние художники жили очень давно, а потому мотивы создания ими рисунков современным ученым неизвестны.

Краски и инструменты

Для создания рисунков первобытные художники использовали особую технику. Сначала они процарапывали резцом изображение животного на поверхности скалы или камня, а затем наносили на него краску. Ее изготавливали из природных материалов - охры разных цветов и черного пигмента, который добывали из древесного угля. Для фиксации краски использовали органику животных (кровь, жир, мозговое вещество) и воду. Цветов в распоряжении древних художников было мало: желтый, красный, черный, коричневый.

Рисунки древних людей имели несколько особенностей. Иногда они наслаивались друг на друга. Часто художники изображали большое количество животных. В этом случает фигуры на переднем плане изображались тщательно, а остальные - схематично. Первобытные люди не создавали композиций, в подавляющем большинстве их рисунки - хаотичное нагромождение изображений. На сегодня найдено лишь несколько «картин», которые имеют единую композицию.

В период палеолита уже были созданы и первые инструменты живописи. Это были палочки и примитивные кисти, изготовленные из меха животных. Древние художники заботились и об освещении своих «холстов». Были обнаружены светильники, которые делали в виде каменных плошек. В них наливали жир и клали фитиль.

Пещера Шове

Она была найдена в 1994 году во Франции, и ее коллекция живописи признана самой древней. Лабораторные исследования помогли определить возраст рисунков - самые первые из них были сделаны 36 тысяч лет назад. Здесь были найдены изображения животных, живших в ледниковый период. Это шерстистый носорог, бизон, пантера, тарпан (предок современной лошади). Рисунки великолепно сохранились благодаря тому, что тысячелетия назад вход в пещеру был завален.

Сейчас она закрыта для посещения. Микроклимат, в котором находятся изображения, может нарушить присутствие человека. Несколько часов в ней могут проводить только ее исследователи. Для посещения зрителей решено открыть реплику пещеры неподалеку от нее.

Пещера Ласко

Это еще одно знаменитое место, где найдены рисунки древних людей. Пещера обнаружена четырьмя подростками в 1940 году. Сейчас ее коллекция живописи древних художников эпохи палеолита насчитывает 1900 изображений.

Место стало очень популярным у посетителей. Огромный поток туристов привел к повреждению рисунков. Это произошло из-за переизбытка углекислого газа, выдыхаемого людьми. В 1963 было принято решение закрыть пещеру для посещений. Но проблемы с сохранностью древних изображений существуют и по сей день. Микроклимат Ласко был необратимо нарушен, и теперь рисунки находятся под постоянным контролем.

Заключение

Рисунки древних людей восхищают нас своей реалистичностью и мастерством исполнения. Художники того времени смогли передать не только достоверный облик животного, но и его движение и повадки. Кроме эстетической и художественной ценности, живопись первобытных художников является важным материалом для изучения животного мира того периода. Благодаря найденным в гроте Шове рисункам, ученые сделали поразительное открытие: оказалось, что львы и носороги, исконные обитатели жарких южных стран, в эпоху каменного века обитали на территории Европы.

Шедевры древней наскальной живописи поражают не только далеких от искусства людей, но и маститых художников. Их создатели давно канули во тьме тысячелетий, но их работы продолжают жить, восхищая далеких потомков. Ни скудная палитра красок, ни отсутствие кистей, ни плохая освещенность не помешали первобытным художникам красиво и реалистично отобразить окружающий их мир.

Самовыражение или древняя магия?

Первые рисунки первобытных художников, изумившие ученых, были обнаружены в Испании во второй половине XIX века. Эти рисунки не оказались столь примитивными, как можно было бы ожидать. Выяснилось, что первобытные художники рисовали не хуже многих представителей современного искусства. После Испании древнюю наскальную живопись обнаружили в других странах Европы, а затем практически на всех континентах, кроме Антарктиды. Пещерная живопись времен палеолита главным образом посвящалась животным. С развитием первобытных общин в мезолите и неолите в сюжетах рисунков помимо животных стали встречаться и изображения людей, их взаимодействия друг с другом и с животными. Появились изображения неких религиозных обрядов, а уфологи различают на ряде рисунков даже инопланетян и летающие тарелки.

Некоторые рисунки пещерной,живописи выполнены одним цветом, при создании других использовалось несколько цветов. Надо отметить, что первобытные художники не располагали богатой палитрой, они использовали только природные красители. Каолин давал им белый цвет; охра - красный или желтый; марганец - черный. Также они использовали гематит, мергель, кварц, сажу, древесный уголь, растения и кровь животных. Для защиты рисунка от размывания стекающей по стенам водой в краски добавляли древесную смолу или животный жир. Благодаря таким ухищрениям пещерная живопись на тысячелетия пережила своих создателей.

При создании рисунков краски наносились с помощью пальцев, позже для их нанесения стали использоваться полые трубки из костей птиц и некие подобия самодельных кистей. Случалось, контур рисунка для придания ему четкости и выразительности доисторические художники выскабливали или выбивали. Для создания эффекта объемности рисунки нередко наносили на выступы стены, которые подбирались с большим мастерством. Из-за плохой освещенности или полного ее отсутствия шедевры пещерной живописи создавались при свете костров или факелов.

Зачем древние художники тратили столько времени на творчество? Спросить об этом у них мы уже не можем, а вот ученые выдвигают на этот счет свои предположения. Например, Анри Брейль видел в наскальных рисунках часть ритуалов «охотничьей магии». Древние художники рисовали стада бизонов, пронзенных копьями животных, привлекая таким образом удачу на охоте. По мнению других исследователей, художники просто отображали окружающий мир, выражая свое творческое начало.

Основными художниками были женщины и дети?!

Когда были обнаружены первые наскальные рисунки, никто не сомневался, что они были созданы мужчинами. Первобытная женщина долгое время считалась забитым существом без тени интеллекта, способным только рожать и выкармливать детей, поддерживать огонь и выделывать шкуры. Однако стоило ученым подробно заняться изучением отпечатков ладоней, оставленных древними художниками, как взгляды изменились. В публикации научного журнала National Geographic американские исследователи прямо говорят о том, что древние наскальные рисунки были выполнены женщинами. Такой вывод был сделан на основании анализа отпечатков ладоней, обнаруженных на стенах в пещерах рядом с древними наскальным рисунками. Оказалось, что длина фаланг и пропорции пальцев соответствуют как раз женской ладони. Получается, что авторами около 75% обнаруженных наскальных рисунков были женщины. Ранее было установлено, что к художественному творчеству в пещерах были причастны и дети.

Получается, что «командой», состоящей в основном из женщин, частично из детей и мужчин, и были созданы шедевры пещерной живописи. Среди таких шедевров рисунки из пещеры Фон де Гом в Дордоне. В этой пещере обнаружены многочисленные изображения мамонтов, бизонов, диких лошадей, оленей и других животных.

Любопытно, что они выполнены в различной манере, здесь встречаются и древнейшие линейные рисунки, выполненные черной и красной краской. Есть и изумительные полихромные композиции, созданные в более позднее время. Стоит вспомнить и о знаменитой пещере Ляско, открытой французскими школьниками в сентябре 1940 года близ местечка Монтиньяк. На стенах пещеры оказались сотни желтых, красных, коричневых, выполненных охрой, сажей и мергелем, изображений животных - оленей, козлов, быков, бизонов, лошадей, носорогов. Все они были выполнены с таким мастерством, что у некоторых даже возникло предположение о грандиозном розыгрыше, устроенном современными художниками. Однако ни о каком розыгрыше не могло идти и речи, все рисунки являлись подлинными и очень древними. Вскоре пещеру Ляско прозвали «Сикстинской капеллой первобытной живописи».

Один из шедевров пещерной живописи обнаружили сравнительно недавно, в 1995 году, в пещере Шове во Франции. Древний художник с помощью охры, гематита и древесного угля изобразил на ее стенах мамонтов, бизонов, зубров, лошадей, оленей, пещерных львов, медведей, диких баранов, а также гиен, пантер и сов. Самое интересное, что эти рисунки оказались самыми древними из известных - им 31 тысяча лет. Удивительно, что при этом они выполнены с поразительным мастерством. Специалист по наскальной живописи французский ученый Жан Клотт заявил: «Люди, которые нарисовали это, были великими художниками».

А теперь пора вспомнить о знаменитой пещере Альтамира в Испании, с которой практически и началась история изучения древней пещерной живописи.

Пикассо был восхищен шедеврами Альтамиры

Посетив пещеру Альтамира и осмотрев ее наскальную живопись, знаменитый художник Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное!» Он был восхищен экспрессией рисунков, их композицией, подбором красок, тонким вкусом древнего живописца, знанием пропорций и особенностей движения животных. До Альтамиры никто даже не подозревал о том, что люди каменного века были способны создавать самые настоящие шедевры живописи. Именно в этой пещере были открыты самые первые рисунки времен позднего палеолита (35-10 тыс. до н. э.) Эпохальное открытие сделал испанский археолог-любитель граф Марселино де Савтуола.

Эту пещеру, расположенную в 30 км от города Сантандер (Кантабрия), в 1868 году случайно обнаружил пастух. Правда, ничего особенного, кроме костей и рогов животных, он тогда не нашел. В 1875 году пещеру впервые посетил граф де Савтуола, ему удалось обнаружить лишь каменные орудия палеолитического человека, но в этой находке не было ничего сенсационного. В 1879 году граф решил еще раз осмотреть пещеру, взял с собой 6-летнюю дочь Марию. Именно она, показывая пальчиком в пещерный потолок, неожиданно закричала: «Быки, быки!» Ее отец засмеялся, но все же поднял глаза к потолку и замер от изумления: там находились огромные красочные фигуры бизонов. Некоторых из них древний художник изобразил стоящими на месте, других в динамике - с наклоненными рогами бросающихся на врага. Граф стал тщательно осматривать потолок и стены пещеры, и ему удалось обнаружить еще ряд рисунков, выполненных черной, коричневой и красной красками.

Рисунки животных были выполнены с высоким мастерством и большой реалистичностью. Савтуола опубликовал сообщение о своей находке, но научный мир встретил его с явным недоверием. Кончилось тем, что рисунки Альтамирской пещеры признали подделкой и на время о них забыли. Об открытии Савтуолы вспомнили в 1895 году, когда французский археолог Эмиль Ривьер нашел рисунки первобытного человека на стенах пещеры Ла-Мут в Дордоне. После этой находки ученые приступили к тщательному обследованию стен и потолков всех известных на тот период пещер. В десятках пещер в Испании и Франции удалось обнаружить наскальную живопись.

Некоторые рисунки скрывали сталагмиты, другие были покрыты известняковой корой, но было ясно, что они очень древние, и ни о какой подделке не могло быть и речи. После этого ученые обратили пристальное внимание на 270-метровую пещеру Альтамира и ее уникальные рисунки. Исследователи пришли к выводу, что их возраст насчитывает около 20 тысяч лет. В 1902 году, увы, уже после смерти первооткрывателя графа де Савтуолы, наскальную живопись Альтамиры признали подлинной. Пещеру стали посещать многочисленные туристы, поэтому из-за нарушения микроклимата древние рисунки начали разрушаться. Альтамиру пришлось закрыть для посещения, в пещеру стали пускать на ограниченное время только ученых. Рядом с пещерой организовали музейный комплекс, в 2001 году в нем открыли точную копию панно Большого плафона, с тех пор туристы, не нарушая покой пещеры, могут увидеть то, что было скрыто в ней десятки тысячелетий.

3656

1. Как была найдена пещерная живопись.

В прошлом учёные не подозревали о том, что среди доисторических людей были настоящие художники, которые умели создавать красочные рисунки. Более 130 лет назад такие картины открыл современному обществу один археолог из Испании. На севере Испании он проводил раскопки пещере под названием Алыпамийра. В один прекрасный день он взял на раскопки свою маленькую дочь. Пока отец копался в земле, его дочка попала в углубление низкой пещеры и внезапно закричала «Папа, смотри, нарисованные быки!». Когда отец зашёл в пещеру, то на ее потолке он увидел изображения бизонов, словно застывших в причудливых позах на бегу. Неведомые доисторические художники использовали красную, чёрную и коричневую краски, и смогли добиться удивительно живой и объемной картинки. Вслед за альтамирой пошли открытия других древних пещер с произведениями первобытного искусства.

Древние художники научились передавать не только облик, но и характер тех зверей, на которых вели охоту. Оленей изображали чуткими и настороженными, коней стремительными и быстро бегущими, мамонтов медлительными и тяжелыми


2. Загадки древнейших рисунков.

На стене одной из пещер был найден такой рисунок. Охотник с головой птицы падает навзничь. Бизон, которого пронизало острое копьё, выставил рога, огромный носорог уходит прочь. Но что означают эти рисунки нам пока не известно.

Ученым известны и другие загадки, они пытаются выяснить, зачем доисторические художники рисовали в глубине темных пещер, куда не попадал солнечный свет и для чего они рисовали истекающих кровью зверей.

Вот к каким выводам приходят учёные.


3. Человек пытался «заколдовывать» зверя.

Первобытные люди боялись, что в лесах и на равнинах, могут исчезнуть звери, на которых они охотились, а в водоемах пропадет рыба. Как не допустить этого? Можно ли воздействовать на животных? Скорее всего, кому — то из них пришла в голову идея, что между животным и его изображением может существовать связь. Если изобразить этих животных в глубине пещеры, то они окажутся заколдованными и не смогут покинуть их края. А если нарисовать животное, например медведя или носорога, раненным, то его легче будет убить на охоте.

Чтобы попытаться разгадать назначение древней пещерной живописи, ученые решили изучить племена, которые до наших дней занимаются собирательством и примитивной охотой. Одно из таких племен в Австралии совершало перед охотой магический обряд, поражая копьями, нарисованное на песке животное. Так в первобытном обществе начала зарождаться вера в колдовство, душу и магические связи с окружающим миром.