Характер местности малые карелы информационный бюллетень. Архитектурно-ландшафтная экспозиция в деревне малые корелы

Малые Корелы (Архангельская область, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

В 25 км к юго-востоку от Архангельска находится музей деревянного зодчества и народного искусства северных районов России «Малые Корелы». Формирование экспозиции началось в 1968 году, а в 1973 году в окрестностях одноименного села на правом берегу Северной Двины открыли этот уникальный музей под открытым небом.

Достопримечательности

На территории музея в 140 га разместили 120 памятников народной деревянной архитектуры XIX-нач. XX в. - это гражданские, общественные и церковные постройки. Самые старые из них - Георгиевская церковь (1672 год, высота с крестом 36 м), Вознесенская церковь «Кубоватый храм» (1669 год) и колокольня из деревни Кулига-Дракованово (XVI в.) - самая древняя деревянная колокольня, сохранившаяся в России.

Фото: Музей деревянного зодчества "Малые Корелы"

Фото и описание

Музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» расположен в 25 км. от Архангельска, на живописном берегу Северной Двины около деревни Малые Корелы, открыт для посетителей с 1973 г. Это первый в России музей под открытым небом, формирование которого велось на основе предварительных архитектурно-историко-этнографических исследований, научно обосновавших отбор памятников и их размещение.

На территории в 140 гектар разместились более 100 культовых, жилых и хозяйственных построек XVII-XX вв. Экспозиция построена по принципу секторов, представляющих собой модели наиболее характерных для Русского Севера поселений с характерной для них планировкой и полным набором жилых и хозяйственных построек. Каждый сектор решается как фрагмент деревни, где важны не только отдельные сооружения, но и их взаимное соотношение друг с другом. Концепцией музея планируется создание шести секторов, каждый из которых должен отразить определенный тип крестьянских поселений, характерных для бассейнов самых крупных рек Архангельской области:

Своеобразный и неповторимый облик музею придают ветряные мельницы. Гордостью музея является коллекция колоколов и необычайная экспозиция «Звоны северные». В 1975 г. музей первым возродил это древнее искусство. Во время фольклорных праздников, когда звучат вековые песни и сказы, когда музей расцвечивается яркими красками старинных костюмов, далеко окрест слышны традиционные северные звоны, перекликающиеся с веселым звоном бубенцов под дугой лошадей.

Ежегодно музей посещают более 100 тыс. человек, здесь возрожден годовой праздничный цикл народных обрядов, проводятся фольклорные праздники. Посетители могут принять участие в играх и забавах, с ветерком прокатиться в санях, запряженных рысаками, отведать шанег и блинов с горячим чаем. И все это на фоне уникальных памятников народного зодчества и прекрасной северной природы.

«Корелы» или «Карелы»?

Дискуссии о правильном написании слова долго не утихали. Масла в огонь подливал и тот факт, что музей расположен неподалёку от деревни Малые Карелы, а чуть выше раскинулось село Большие Карелы. Происхождением топонимы обязаны беломорскому племени корелов, которые жили на территории современного Архангельска в XII-XIV веках. В пользу гласной «о» говорит и Николо-Корельский монастырь (расположен в 60 километрах от него), и река Корелы, прежде называемая местными жителями Корелкой. Летописи являются документальным подтверждением, поскольку в них отражено написание племени корел с буквой «о».

Аканье трансформировало безударную гласную в «а», тем самым отразившись в названиях деревень. Ассоциации с Карелией и расположенный неподалёку туристический комплекс «Малые Карелы» создавали дополнительную путаницу и порождали новые споры.

В итоге закон закрепил за деревнями названия «Малые Карелы» и «Большие Карелы», а государственный музей по-прежнему остался с гласной «о».

История Малых Корел

Говоря о начале строительства музея, нельзя не упомянуть 1963 год. Именно тогда Лапин Валентин – главный архитектор Архангельской специальной научно-реставрационной производственной мастерской – проявил инициативу создать уникальное собрание памятников деревянного зодчества, количество которых с каждым годом уменьшалось по разным причинам: пожарам, частым грозам, быстрому гниению стен. Старинные здания были собраны и бережно перевезены из многих деревень и сёл Архангельской области на место, где планировалось создание музея. Если до 1973 года туристам приходилось бы много путешествовать для того, чтобы составить мнение о мастерстве древних народов, с появлением Малых Корел их маршрут ограничивался одной прогулкой по живописной местности. Отличительные черты архангельского плотницкого искусства, исторический дух и этнографическая ценность – именно так можно описать культовые постройки музейного комплекса.

Экспозиция музея

Музей Малые Корелы формируют четыре сектора: Пинежский, Двинский, Каргопольско-Онежский и Мезенский. На их территории сосредоточено 120 образцов деревянной архитектуры. Среди них – церкви и сооружения общественного и гражданского назначения. Их расположение повторяет традиционную планировку деревень того времени. Руководство музея в дальнейшем планирует открыть ещё два сектора – Важский и Поморский.

Самыми древними постройками на территории музея являются Вознесенская и Георгиевская церкви, а также колокольня из деревни под названием Кулига-Дракованово.

Вознесенская церковь

Этот кубоватый храм построили в 1669 году. Форма здания служила творческим ответом архитектора на запрет шатёрной конструкции патриархом Никоном. Вознесенская церковь имеет при себе алтарь и паперть, к которой ведёт крыльцо.

Изначально храм, возведённый «тщанием крестьян», располагался в селе Кушерека Онежского района. За год до открытия музея Малые Корелы его перевезли, и с тех самых пор церковь Вознесения Господня является главной достопримечательностью площади Каргопольско-Онежского сектора.

Георгиевская церковь

В 1672 году в селе Вершина старинным способом был возведён храм. Он представлял собой увенчанный шатром восьмигранник. В XVII веке такие постройки считались вершиной зодчества. Вопреки упомянутому запрету патриарха Никона, пользуясь отдалённостью села от церковных властей, церковь возвели не «о пяти верхах». Материальной основой послужили собранные крестьянами средства.

Сейчас Георгиевскую церковь можно увидеть в Двинском секторе Малых Корел.

Колокольня из деревни Кулига-Дракованово

Конец XVI века ознаменовался появлением уникального сооружения – шатровой колокольни из дерева. Сдержанные формы и грубоватый бревёнчатый сруб навевают ассоциации с неприступной сторожевой башней, которые были характерны для крепостей того времени.

Примечательна колокольня и тем, что среди аналогичных построек России является самой древней. Вы непременно прочувствуете её неповторимость, прогулявшись по Двинскому сектору музея.

Чем ещё заняться в Малых Корелах

Ни один год в «стенах» этого удивительного музея не обходится без традиционных русских гуляний. С особым трепетом в Малых Корелах справляются и религиозные праздники: Пасха, Вознесение Господне, Рождество и другие. Неизгладимое впечатление на туристов производят такие необычные торжества, как Праздник хлеба, Праздник лошади и Праздник сенокоса. Развлекательная программа поразит своим разнообразием: езда на лошадях, состязание в приготовлении самого большого бутерброда, конкурс на самый красивый каравай, выступления фольклорных коллективов, воссоздание старинного обряда сенокоса… Мысли о том, что музей Малые Корелы ограничивается одной лишь экспозицией, – самое большое заблуждение туристов, направляющихся сюда!

Помимо возможности принять участие в многочисленных празднествах, посетители заказывают обзорную или тематическую экскурсию. Можно познакомиться поближе лишь с одним из секторов Малых Корел или же выбрать более продолжительный вариант, охватывающий всю территорию музея. Тематические экскурсии не столько представляют познавательную ценность, сколько позволяют путешественникам полностью погрузиться в уникальную атмосферу земли русской. Если монолог гида наскучил вам, присоединитесь к игровой программе или примите участие в этнографическом занятии. Для бронирования доступно катание на санях в упряжке лошадей под весёлые переливы бубенчиков, ароматный чай и блины в деревянных избах и многое другое.

Что купить на память о музее Малые Корелы

Самый лучший подарок – это книга. Именно она поможет освежить воспоминания о визите в музей под открытым небом. Выберите близкую по душе тематику: животный и растительный мир, узорное вязание, предметы древнерусского быта, элементы национальных костюмов, лоскутное шитьё, главные достопримечательности Малых Корел. Главное преимущество заключается в том, что вам не придётся стоять в очереди: официальный сайт музея позволяет оформить заказ в режиме онлайн. Цены варьируются от 30 до 1000 рублей.

Туристы, предпочитающие оригинальные изделия народных мастеров, могут заглянуть в сувенирную лавку. Там непременно найдётся что-то необычное, ради чего не жалко расстаться с парой-тройкой сотен рублей.

Информация для туристов

Посетить музей Малые Корелы можно с 10:00 до 18:00 (с октября по май включительно) и с 10:00 до 20:00 (с июня по сентябрь). В сравнении со многими музеями России стоимость билета невысока. Гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь он обойдётся в 200 рублей с понедельника по пятницу и в 250 рублей с субботы по воскресенье. Посетители пенсионного возраста, дети старше 16 лет и студенты очной формы обучения могут купить билет дешевле: за 100 и 150 рублей соответственно. За единый билет придётся выложить 500 рублей независимо от дня недели.

Стоимость посещения выставок и экскурсий уточняется отдельно на официальном сайте. Помимо этого, вы можете заказать свадебный обряд, традиционное приветствие хлебом-солью, а также профессиональную фото- и видеосъёмку.

Программа Малых Корел кажется настолько привлекательной, что вы готовы в прямом смысле поселиться здесь на несколько дней? К счастью, в 200 метрах от музея находится туристический комплекс «Малые Карелы». Туристам доступна возможность заселиться в коттедж или гостиничный номер. После соприкосновения с историей русского зодчества как нельзя лучше подойдут современные развлечения: пейнтбол, бильярд, боулинг, ресторан и традиционная русская баня.

Как добраться

Музей Малые Корелы можно найти по адресу: деревня Малые Карелы, улица Правды, 15. В этом направлении ходят автобусы № 104 и № 108. Точка отправления – железнодорожный вокзал и автовокзал соответственно. Транспорт курсирует каждые 20-30 минут, поэтому у вас будет достаточно времени для того, чтобы подготовить себя к увлекательному путешествию по страницам русского зодчества!

Иной раз задаешься вопросом, почему мы россияне стремимся за границу? С одной стороны зимой погреться на знаменитых пляжах, а с другой стороны приезжаем и начинаем рассказывать какие достопримечательности мы видели за рубежом. А ведь у нас в России достопримечательностей тоже хватает и не уступают заграничным. Вот про одну достопримечательность мы сейчас и поговорим.

От Архангельска всего в 25 км находится этот музей древнего зодчества и народного искусства. Посмотреть вдаль и со всех сторон, ты увидишь главное богатства северной земли - таежный снег. Из вековых сосен и лиственниц мастера возводили избы и храмы несколько веков назад сохранившиеся до наших дней.


Многие постройки из небольших деревень созданные золотыми руками неизвестных умельцев дошли до наших дней настоящими шедеврами. Крестьянские архитекторы из Руси были профессионалы - уже XVI веке существовали "щепные" базары, где продавалось все необходимое для постройки дома. Только оставалось мастеру в собрать бревна в указанном порядке и изба была готова. Благодаря такому искусству древних зодчих в музей на берегу Северной Двины удалось перевезти и собрать из окрестных сел и деревень.


Давайте немного пофантазируем, окунемся в то время, когда создавались эти уникальные избы, баньки, амбары, мельницы, в уносящихся ввысь шатровых храмах и маленьких часовнях (они называются "церкви-грезы"). В каждом поселении веками складывались свои особенности строительства деревянных строений! Постройки с первого взгляда были похожи друг на друга, а на самом деле они все разные.


Пофантазировали, мы слышим стук топора, разговор мастеров и на наших глазах появляется изба, которая стала в наше время, частью музея.


Территория музея делиться на шесть секторов: Карпольско-Онежский, Северодвинский, Мезенский, Пинежский, Важский и Приморский.


Попав сюда, вы в первую очередь видите - заснеженную дорогу, бегущая вдаль через поле. Справа от нее - старинная колокольня, слева - разместили свои крылья - ветряные мельницы. А у вас путь лежит прямо на центральную площадь Малых Карел. В секторе музея Каргопольско-Онежском стоит Вознесенская церковь. У молодоженов, в каждом городе России свои обычаи ездить и фотографироваться возле своих достопримечательностей. А молодожены Архангельска приезжают сюда, чтоб сфотографироваться на фоне этого прекрасного здания, украшенного затейливой, ажурной резьбой. Вокруг площади разместились старинные усадьбы. Надо обратить внимание на то, как построены избы под одной крышей с хозяйственной постройкой, объяснение очень простое - в зимние холода, должно быть тепло и людям, и домашним животным.


И чудесно продолжать весь этот снежный путь на тройке с бубенцами, чтоб наши фантазия и воображение перенесли нас в XVI век, чтоб, на какое-то мгновение перенестись в то время.


Следующий сектор музея - Мезенский. В этом секторе находится архитектура северо-востока области. Здесь совсем другая планировка, ведь все поселение района располагалась на обрывистых речных берегах. Укрепление для построек строили специальные набережные-подпорные стенки с настилом. А изюминка этой части музея - ветряные мельницы. Для основания им служит столб врытый в землю окруженный мощным срубом (отсюда и название "мельница-столбовка").


Свои особенности строительства были и в Пинежском секторе, а особенность заключается в том, что по древнему славянскому обычаю избы строились лицом к солнцу "в порядок". При строительстве древние мастера продумывали все до мелочей. Даже высокие стойки-столбики, на которых стоит амбарный городок, делали для того, чтобы грызуныне могли полакомиться запасами зерна.


Ну, а самый большой сектор музея - Северодвинский. Здесь мы увидим большую шатровую церковь - Георгиевскую, построенную без одного гвоздя. Внутри был восстановлен остов иконостаса в стили барокко. Снаружи церкви мы видим крытую галерею (она была сделана для иноверцев и кающихся грешников, которые приходили на службу). А вокруг храма мы видим, как расположились разнообразные памятники. Подвинья: дома крестьян, амбары, кузницы.


Во время праздников с колоколен Малых Карел разносится чудесные звуки перезвона. Уникальная коллекция колоколов и экспозиция "Звоны северные" является законной гордостью музея. Сюда приезжают, чтоб обучиться непростому искусству звонаря, устраивают музыкальные концерты. Привычное дело на территории музея - народные гулянья. Праздники проходят ярко и радостно: вокруг изб водят хороводы, устраивают всевозможные представления и игры. Вдруг мы услышали издалека легкий звон бубенчиков и мы с радостью видим подъезжающие расписные сани тройкой рысаков. И ничто не удерживает от желания прокатиться с ветерком по заснеженным дорожкам! Смело прыгай в сани и вперед навстречу новым приключениям.


А сколько у нас в России таких замечательных мест, как Малая Карел! И так хочется побывать в этих местах и еще больше влюбиться в красоты России.

February 14th, 2017

Архангельск — это не только большой город у устья Северной Двины. Это ещё и центр большой области, площадью в полтора раза превосходящей Германию (да, европейские страны — это единица измерения российских территорий!). Область Архангельская богата старинными сёлами и деревянным зодчеством, которое представлено в действующем с 1973 года музее под открытым небом в 20 километрах от областного центра. Несмотря на название, деревянное зодчество русское, как и большинство населения региона. Происходит название музея от деревни Малые Карелы, где он расположен (у названия деревни закрепилось написание через А). Впрочем, обо всём по порядку.

Добраться до музея из города можно на автобусе, ходящем от МРВ (морского-речного вокзала). 22 километра по дороге вдоль правого берега Северной Двины через несколько деревень. Дорога эта продолжается далеко на восток, сначала вдоль Двины, потом вдоль Пинеги, и так до самой Мезени (туда её достроили совсем недавно). Но в автобусе, на котором я ехал, деревня Малые Карелы является конечной. Хоть и сама деревня маленькая, но значительная часть пассажиров едет именно до неё, — возможно, музей популярен и просто как хорошее место для прогулок.

2. Сами Малые Карелы выглядят вот так. Несмотря на название, деревня эта русская, как и почти вся Архангельская область. Впрочем, некогда эти края населяли финно-угорские племена, уже много сотен лет назад ассимилированные русскими. В том числе и племя корела (предки современных карел), от которых получила название речка Корелка (Корелы), впадающая здесь в Двину. По соседству есть и деревня Большие Карелы, по размеру, впрочем, примерно такая же.

3. Деревня небольшая, и наверное, многие дома — это дачи архангелогородцев и северодвинцев. Поток машин по дороге довольно оживлённый, и может быть, кто-то из них едет даже в далёкую Мезень...

4. Изба с солнцем под коньком крыши. Это типично северная традиция, которую я наблюдал и в .

5. А вот так оригинально в Малых Карелах выглядит автобусная остановка. Тоже, однако, деревянное зодчество!

Но направимся теперь в музей. Он достаточно большой (площадь 140 гектар, заметно больше деревни) и насчитывает около ста деревянных построек, свезённых сюда из разных мест Архангельской области. Для приближения обстановки к реальной музей, как это обычно бывает, вписан в окружающую природу, — деревянные постройки стоят под сводами хвойного леса. По географическому делению Архангельской области музей разделён на четыре сектора — Онежско-Каргопольский, Двинской, Пинежский и Мезенский.

6. Первым встречает Онежского-Каргопольский сектор (отражающий западную часть региона) и колокольня Вознесенской церкви из села Кушерека (Онежский район), построенная в середине 19 века.

7. Сама по себе Вознесенская церковь старше — 1699 год. Архитектура типичная для Поонежья — пятиглавие на кубическом объёме, такой же конструкции церковь в селе Архангело.

8. А это уже артефакт гораздо более поздней эпохи — ветряная мельница шатрового типа 1902 года из Кожеозерского Богоявленского монастыря (находится в глуши Онежского района и в наше время возрождается после десятилетий запустения).

9. Внутри мельницы:

10. Другая ветряная мельница — с юго-запада области, из деревни Большая Шалга Каргопольского района. Одно из крыльев, видимо, сняли на реставрацию.

11. А это уже жилая постройка — дом-двор Пухова из села Ошевенск (а точнее, деревни Большой Халуй) Каргопольского района, куда я так и не добрался. Жилые дома на Русском Севере огромны и подчас суровы своим внешним видом. Во-первых, жилая часть делится на зимнюю и летнюю, а во-вторых, она объединяется с хозяйственной. В холодном климате всё под одной крышей!

12. На фоне леса — часовня Илии Пророка (конец 18 века) из ныне опустевшей деревни Мамонов Остров на Кенозере (Плесецкий район).

14. Ландшафт здесь достаточно холмистый. Вроде, чуть дальше музея есть горнолыжные трассы. Впрочем, летом это не было актуально.

15. Это овраг, по дну которого течёт ручей. В Малых Корелах я был 18 июля. Забавно, но уже не первый год подряд я именно в эту дату попадаю в место с длинными деревянными лестницами.

17. Следующий сектор — Двинской. Опять же, несколько собранных в одном месте деревянных построек фактически воссоздают цельный облик деревни.

18. Дом-двор Щеголёва (1826 год) из деревни Ирта на берегу реки Вычегды в Ленском районе (райцентр — село Яренск), недалеко от Котласа. Эта изба уже не пяти-, а шестистенная, с двумя параллельными перерубами.

19. Слева — ветряная мельница второй половины 19 века из деревни Медлеша (Шенкурский район).

20. Другие постройки сельской усадьбы: на переднем плане баня "по-чёрному", а на дальнем справа — амбар-ле дник для хранения продовольствия.

21. Ещё два шестистенных жилых дома: дом Туробова (1820-е годы, тоже из деревни Ирта) и дом Цигарева (19 век, деревня Выемково Ленского района).

22. В центре Двинского сектора — церковь Георгия Победоносца (17 век, село Вершино Верхнетоемского района). Это уже шатровая конструкция (как, например, в селе Саунино возле Каргополя).

23. А это дом Шестакова из села Цивозеро Красноборского района (1861 год). Маленький он потому что это лишь часть целой в прошлом избы, разделённой при её перестройке.

24. Крылечко. Дом закрыт, поскольку я был здесь в понедельник, когда интерьерные экспозиции не работают. А вообще в глубинке Русского Севера во многих деревнях даже не принято запирать дома...

26. Окошки в северных избах. как правило, маленькие:

27. А это усадьба Тропинина из деревни Семушинская Устьянского района. Хозяин был зажиточным человеком.

28. Даже конёк крыши двуглавый!

29. Усадьба Ермолина (1880 год, деревня Кривец Холмогорского района). Изба пятистенная, и уже не такая огромная.

30. С обратной стороны к жилой части примыкает амбар:

31. Хозяин усадьбы был кузнецом, поэтому есть на заднем дворе и сельская кузница:

32. А это дом Русинова (19 век, ныне нежилая деревня Кондратовская Верхнетоемского района). Разумеется, деревянные мостки тоже есть.

33. За домом растёт рожь:

34. И снова лес. Следующий сектор — Пинежский. Именно в нём на момент моего посещения было наиболее малолюдно, больше всего комаров, и именно в момент прихода туда солнце скрылось за тучами. Пинежский сектор во всём музее мне показался каким-то особенно отрешённым и загадочным, — как, наверное, и сам Пинежский край в глухих и труднодоступных лесах.

Кстати, возле Архангельска, как и в Северной Карелии, растёт сибирская ель. А вот лиственницы именно здесь нет, потому что климат слегка смягчается Белым морем, — она встречается южнее, в Плесецком районе, и восточнее.

35. На переднем плане — амбар из села Сура Пинежского района (19 век), а слева вдалеке — бани.

36. Несколько амбаров 19 века из Пинежского района. "На курьих ножках" они стоят специально чтобы в них не забирались грызуны.

37. Жилые дома с задней (хозяйственной) части. В данный момент они, видимо,на реставрации.

38. Интерьер бани:

Короткую экскурсию по Пинежскому сектору мне провела сотрудница музея, которая сама родом из Пинежского района (в этнографических музеях, в том числе таких, это довольно частая практика — специально брать на работу людей из соответствующих мест). В её речи я обратил внимание на характерный говор (особенно запомнилось произношение слова "ещё" как "ишшо").

39. У опушки леса стоит Свято-Троицкая часовня (1728 год) из деревни Вальтево Пинежского района.

40. На переднем плане — дом П. П. Филина (1876 год, деревня Городецк Пинежского района), а дальше — дом Дородной (начало 20 века, деревня Шеймогоры Пинежского района).

41. Колодец-"журавль". В деревнях я сейчас такие вижу очень редко, — в основном в музеях и на старых фотографиях.

42. А в лесу — охотничий лабаз:

43. Рядом есть и охотничья избушка:

44. Выйдя из леса, попадаем в Мезенский сектор, посвящённый самому далёкому и трудноступному краю в Архангельской области, куда я ещё обязательно надеюсь добраться (Мезенский и Лешуконский районы). Мезенский сектор расположен у обрыва, — здесь начинается спуск в долину Северной Двины.

45. Дом зажиточного мезенского крестьянина:

46. Другой дом — уже шестистенный. Перерубы расположены рядом.

47. Ещё одна шестистенная мезенская изба:

48. А эта пятистенная. С расписными ставнями и свесами.

50. Рядом есть и амбары:

52. И колодец:

53. В конце Мезенского сектора — ветряная мельница из деревни Азаполье Мезенского района (19 век).

54. И поклонный крест. Для поморов они также служили навигационными знаками и ставились на берегу моря. Если видишь крест прямо с лицевой стороны, значит смотришь на восток.

55. Вокруг расстилаются живописные овраги и леса:

56. А с другой стороны — где-то внизу Северная Двина, поделённая на множество проток (воду, впрочем, не видно из-за деревьев). А на другом берегу — город Новодвинск, спутник Архангельска в 38 тысяч жителей, и его градообразующее предприятие — мрачноватый Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат. Пейзаж этот мне напомнил вид на Кирово-Чепецкий химкомбинат с высокого берега Вятки.

Такое вот музейное отображение сельской Архангелогородчины рядом с её столицей. В музее постоянно ведётся работа в области пополнения его коллекции, сейчас создаются Поморский и Важский сектора. Так что вполне вероятно, в будущем он станет ещё интереснее. На этом и закончим рассказ о музее "Малые Корелы".