Проблема «отцов и детей» в русской литературе xix века (ii вариант). Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, близки пьесе А

Какие про­из­ве­де­ния рус­ской классики, за­тра­ги­ва­ю­щие про­бле­мы вза­и­мо­от­но­ше­ний поколений, близ­ки пьесе А. Н. Ост­ров­ско­го и чем?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2. ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 5

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя) . Не уважишь тебя, как же!

Кабанов . Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг.

Кабанова . Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то! Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят.

Кабанов . Я, маменька...

Кабанова . Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести! А! как ты думаешь?

Кабанов . Да когда же я, маменька, не переносил от вас?

Кабанова . Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.

Кабанов (вздыхая, в сторону) . Ах ты, господи! (Матери.)

Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. 

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Кабанова. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу, небось! Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь? Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь.

Варвара (про себя) . Нашла место наставления читать.

Катерина . Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.

Кабанова . Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.

А. Н. Островский «Гроза»

Пояснение.

В драме Н.А. Островского «Гроза» домострой постепенно рушится нежеланием «детей» подчиняться самодурству старшего поколения. Огрызается с матерью Варвара, робко противоречит Тихон. Главная героиня Катерина не вписывается в порядки «тёмного царства». Не смотря на учтивость и внешнее подчинение Кабановой, Катерина не хочет и не может жить так, как заведено в Калинове: ложью, обманом, подчиняясь безраздельной власти самодуров. Именно этим и вызван протест Катерины.

Тема отцов и детей поднималась И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети». Считая себя аристократом-либералом, Павел Петрович гордится своими «принсипами», однако гордость эта пустая, ведь «принсипы» его лишь слова. Он совершенно не приспособлен к новым условиям жизни, которые являются прямой угрозой его спокойному существованию. С пренебрежением относится он к простым людям, злобный протест вызывает в нем все новое, демократическое. Кирсановы не хотят мириться с тем, что их жизнь постепенно уходит в прошлое, а на смену им идет Базаров, олицетворяющий новое поколение со своими взглядами.

В романе Шолохова «Тихий Дон» дом Мелеховых держится на главенстве старших. Пантелей Прокофьич трудолюбивый хозяин, бывает вспыльчивым, но в душе добрый и чувствительный. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьич старается соединить в одно целое куски старого быта - хотя бы ради внуков и детей. Для сохранения семьи он запрещает Григорию видеться с Аксиньей. Однако сын, хоть и не выражает открытого протеста отцу, не слушает его, решает поступать так, как хочет сам.

Таким образом, проблема «отцов и детей» традиционна для русской классической литературы, а порой выходит за бытовые рамки, становясь конфликтом социальным.

Проблема взаимоотношений поколений нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы. В драме А. Н. Островского “Гроза” старшее поколение – люди, живущие по строгим законом Домостроя и требующие того же от остальных, а новое поколение – жертвы стариков, мечтающие о свободе.

В пьесе так же, как и в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, “век нынешний и век минувший” противостоят друг другу. А Катерина, на мой взгляд, имеет схожие черты с А. Чацким, который, как и невестка Кабанихи, является тоже “лучом света”.Только Катерина не принимает устои “темного царства”, а А. Чацкий – фамусовского общества.

Также близок “Грозе” по своему идейному содержанию роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, в котором есть свой “новый человек”-нигилист Евгений Базаров, представитель поколения “детей”, противник либерального дворянства. Будучи революционером-демократом, он противостоит “веку нынешнему”, общепринятой морали и самодержавно-крепостническому строю.


(2 оценок, среднее: 2.50 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Я считаю, что по своим взглядам на мир и человека на Фамусова похожа госпожа Простакова, героиня пьесы Д. И Фонвизина “Недоросль”. Во-первых, оба они никогда...
  2. Лирический герой М. Ю. Лермонтова не единственный в русской литературе, кто черпает духовные силы в молитве. Например, лирический герой стихотворения А. С. Пушкина “Отцы пустынники...
  3. После дуэли с Долоховым Пьер Безухов ищет нравственного очищения, нравственной опоры. Ему ненавистна фальшь светского общества. Все это приводит его к масонству, которое он воспринял...
  4. Рассказ А. П. Чехова “Ионыч” не единственное произведение русской классики, в котором затрагивается проблема взаимоотношений личности и среды. Например, Печорин, главный герой романа М. Ю....

С2. В каких произведениях русской литературы звучит тема дружбы и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Евгением Онегиным»? В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы?

Нужно немного понять логику расположения заданий части С, в частности С1 и С2. Давайте рассмотрим пример, чтоб у Вас не было проблем. И видим, что есть 4 варианта по этому произведению. В чем, по-вашему, заключается суть понятия «злонравие» и каковы формы его проявления (по комедии Фонвизина «Недоросль»)? С1. Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание Грибоедова: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь.

Д.И. Фонвизин, «Недоросль» 1781

Что скрывается за фразой А.И. Гончарова: «Чацкие живут и не переводятся в обществе»? По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»). Кто виноват в том, что Онегин и Ленский сходятся в смертельном поединке на дуэли (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)? Какую роль сыграло событие, о котором рассказывается в этом эпизоде, в дальнейшей судьбе героя? Как данный эпизод соотносится с эпиграфом к роману: «Береги честь с молоду»?

Какова главная тема приведенного фрагмента и какие изобразительные средства способствуют ее раскрытию? В каких произведениях русских писателей можно встретить жаждущих наживы героев и как эти произведения соотносятся с поэмой Гоголя «Мертвые души»? С5. Почему Н.В. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой?

М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 1869Вариант 1

Как в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» связаны история «подлеца» Чичикова и «Повесть о капитане Копейкине»? С1. Какую роль подробное описание героя играет в композиции гоголевского произведения? Сформулируйте основную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Знаменитый Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой».

Какой фантастический элемент и с какой целью использует Гоголь в повести и кто из русских писателей XIX-XX веков прибегал к фантастике в своем творчестве? Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе «Герой нашего времени»? В чём схожи и чем различаются Печорин и Вернер? Каковы основные способы изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию?

С1. С какой целью А.Н. Островский включает в текст пьесы «Гроза» рассказ Кулигина о городе Калинове и их жителях? С2. В произведениях каких русских писателей (поэтов, драматургов) возникает тема города и в чем эти произведения созвучны с пьесой Островского «Гроза»? С1. Для чего включена в роман глава «Сон Обломова»? В чем разница, а в чем, по-вашему, сходство характеров слуги и хозяина?

Какие вопросы, связанные с общей проблематикой произведения, находят свое отражение в данном фрагменте? Какая тема, важная для всего произведения, получает свое развитие в данном фрагменте текста? Как в данном эпизоде «Отцов и детей» прослеживается основной конфликт произведения? Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущность их характеров?

Можно ли утверждать, что победителем в конфликте «отцов и детей» стал Базаров? Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении. По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».) Можно ли утверждать, что в своих произведениях И.С. Тургенев создает образы «лишних людей» (по роману «Отцы и дети»)? Какую роль этот диалог сыграл в судьбе главного героя романа? Какую роль в истории преступления Раскольникова сыграла случайная встреча с этим человеком и знакомство с его семьей?

Какие мысли и чувства пробудил у вас роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

С2. Вспомните, какие детали постоянно повторяются в описании Петербурга. Что, по-вашему, становится главной трагедией героев романа «Преступление и наказание», и у каких героев русской литературы судьбы складываются трагически? Каковы основные особенности психологизма Достоевского и кого из русских писателей XIX века можно назвать писателями-психологами?

Какие фольклорные традиции представлены в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

В чем смысл названия романа? На какие два «полюса» можно разделить героев романа «Война и мир» и по какому принципу? С2. В каких произведениях русской классики затрагиваются проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской «мыслью народной»? Объясните значение слов «война» и «мир» с точки зрения Л.Н. Толстого, которую он высказывал, именно так назвав свой роман. Какой художественный прием положен в основу названия?

В каких произведениях отечественной литературы раскрываются образы «природных», «естественных» людей и в чём эти герои могут быть сопоставлены с горьковской Изергиль? Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте? Какие средства психологической характеристики и с какой целью используются Тургеневым в данном фрагменте? Как сочетается в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя «видимый миру смех и незримые… слезы»?

Вариант 1

Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?

В данном эпизоде основной конфликт произведения «Отцы и дети» намечается с помощью указания на внешние различия представителей «противоборствующих сторон», на разницу в их внешнем обхождении.

Так, Базаров ведет себя нарочито небрежно, «не церемонится»: «прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот это одежонку»; потягиваясь, опускается на диван. В то время как Павел Петрович Кирсанов и старый слуга Прокофьич ведут себя согласно аристократической традиции (Прокофьич «взял обеими руками базаровскую «одежонку» и…удалился на цыпочках»; Кирсанов, здороваясь с племянником, вежливо «совершил европейское «shake hands»).

Тем не менее, сразу становится заметно и проявление некого пренебрежения и даже высокомерия «аристократов» по отношению к Базарову: Прокофьич взял одежду «как бы с недоумением», а Павел Петрович при знакомстве «руки не подал и даже положил ее обратно в карман». Далее в произведении читатель увидит, что и Базаров не самого лестного мнения о новом знакомом.

Важно отметить и то, что акцентирует внимание на внешности Павла Петровича: он был одет по моде, щеголевато, «сохранил юношескую стройность и стремление вверх, прочь от земли». В то время как при описании Базарова в предыдущих частях романа выделяется его небрежность, безразличие к собственному внешнему виду.

Таким образом, уже при встрече главных героев - «противников», автор указывает на большое количество различий между ними, которые проявляются во внешнем виде и манере поведения. Герои с первых минут знакомства проникаются недоверием друг к другу, и в дальнейшем конфликт «отцов и детей» продолжает нарастать, а противоречия становятся все очевиднее.

В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»?

В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» представителями «века минувшего» можно назвать Раневскую и Гаева. Это русские дворяне, типичные аристократы, которые не готовы распрощаться со своим старым садом, несмотря на то, что это необходимо. Лишь молодой предприниматель находит выход их сложной сложившейся ситуации. Покупка сада является большим ударом для поживших в имении людей прошлого. Именно так можно назвать Любовь Андреевну и её брата.

Проблема конфликта между поколениями «отцов и детей» нашла отклик во многих произведениях русской классики. Одним из самых ярких примеров является пьеса А.С.Грибоедова «Горе от ума», где представитель молодого поколения, Чацкий, восстает против безнравственных порядков «фамусовского общества». Молодого бунтаря возмущают пороки людей, взявших на себя роль «судей» и воспитателей («не надобно другого образца, когда в глазах пример отца» - убеждает Фамусов свою дочь). Вся «старая Москва» буквально прогнила с точки зрения нравственности: здесь процветают чинопочитание, властолюбие, любовь к деньгам, страх просвещения. Чацкий, которому «прислуживаться тошно», не желает мириться со старыми порядками и не признает авторитета старшего поколения, громко вопрошая: «А судьи кто?», изобличая его пороки. Это в какой-то мере делает его похожим на тургеневского Базарова, так же не принимающего авторитет «стариков», но у Тургенева объектом спора становятся не столько моральные устои, сколько идеи (ведь Базаров пытался доказать Павлу Петровичу, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»).

Но поистине «темным царством» поколение «отцов» предстает перед читателем в драме А.Н.Островского «Гроза». «Старики» - Кабаниха и помещик Дикой – являются ревностными хранителями традиционных устоев и в своем стремлении их поддерживать доходят до аморального самодурства и жестокости. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - характеризует Кабанову Кулигин. Молодым людям невозможно пробить дорогу в самостоятельную жизнь, так как всюду их окружает «опека» матери. Протест против угнетения проявляется в различных формах, каждый ищет выхода по-своему: Варвара «взяла да и ушла», Катерина утопилась, а Тихон, которому осталось «жить…да мучиться», он обвиняет свою мать в гибели Катерины и завидует умершей жене, освободившейся от мира самодуров.. В драме «Гроза» конфликт между поколениями носит совсем иной характер, нежели в «Отцах и детях» И.С.Тургенева. Если в первом «старики» добиваются почтения и послушания жестокостью и эмоциональным гнетом, то в тургеневском романе консервативная сила выступает как достаточно мудрая, гуманная сторона, хоть и тоже «отжившая» свой век. Да и спор у Тургенева разгорается по поводу «иных материй»: о смысле искусства, любви, философии, значении человеческой личности. А в «Грозе» герои просто пытаются «выжить».

Таким образом, конфликт поколений нашел отражение во многих произведениях, и в каждом он показан по-своему, с определенной стороны. Это позволяет сделать вывод о сложности и многогранности проблемы взаимоотношений «отцов и детей».

В чем заключается смысл жизни? Сможет ли человек совершить что-либо важное за свою жизнь? Как найти цель, получить удовлетворение от жизни и добиться всего, что хочется? Эти и многие иные вопросы возникают перед каждым индивидуумом, когда он, взрослея, переходит от рефлекторной стадии развития к человеческой, где в определении общего поведения и образа жизни начинает доминировать его интеллект.

Тема смысла жизни, бытия интересовала многих русских писателей. Они стремились ответить на самые сложные вопросы бытия: о Родине, о любви, о счастье, о законах вечной Вселенной и Боге.

Например, А. Блок считал, что тот, кто поймет, в чем заключается смысл жизни, постигнет многое. Если человек раскроет, что смысл жизни в беспокойстве, также тревоге, то он уже перестанет быть простым обывателем.

А. С. Грибоедов также отражает вечную проблему поиска смысла жизни, проблему детей и отцов в многочисленных своих произведениях, самое яркое из которых «Горе от ума». Его главный герой А. Чацкий высказывает протест против всех старых порядков, которые давно укоренилась в обществе. Он борется активно за свободу, новую жизнь, патриотизм и культуру.

Другой не менее известный писатель прошлого века, И.С.Тургенев, тоже затрагивает вечный вопрос поиска смысла жизни. Его знаменитый роман «Отцы и дети» решает несколько по-иному извечную проблему взаимоотношений разных поколений. На примере своего главного героя Тургенев показывает, что если без желания строить что-то новое, делать это под гнетом, ничего не получится. Нужно стремиться к преемственности поколений, ценности культуры своих предков. Тургенев еще раз доказывает в своих произведениях, что нужно жить в полной гармонии, ответственности и постепенности.

А как де роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин?» В нем также затрагиваются вечные темы. Это темы любви, смысла жизни, взаимоотношений, свободы выбора, роли нравственности в нашей жизни.

Стремление к полной гармонии с миром и с собой отличает еще одного известного героя литературы 19 века – Раскольникова. Этот человек в поисках такой гармонии проводит над собой один эксперимент. Он преступает закон и убивает старуху. Что искал Раскольников? Гармонию, свободу, счастье и независимость? Разве не в этих ценностях для многих из нас заключается смысл жизни? Однако следует помнить, что если идти неправильным путем для достижения целей, то расплата будет слишком суровой.

В постоянных поисках себя, гармонии, своего пути находятся также герои эпопеи Толстого «Война и мир». Например, Пьер Безухов после преодоления многочисленных мучительных ошибок и разочарований находит в итоге смысл своей жизни. Он стремится к правде, достоинству и свету. Разве не в этом заключается смысл нашего существования?

В заключение хочется сказать, что всю литературу 19 века и не только можно назвать литературой активного поиска смысла жизни, поиска Героя. Многие писатели стремились к тому, чтобы увидеть в героях людей, которые способны служить Родине, уважать других, приносить Отчизне пользу своими действиями и мыслями и просо быть счастливыми, развиваться, быть в гармонии с собой и идти вперед.

Каждый из русских писателей решает по-своему проблему смысла жизни, но неизменным остается для русской классики постоянное стремление идти вперед.