Речь: классификация речи, виды и стили речи. Устная и письменная речь

Какой должна быть наша речь?

Какой должна быть наша речь? Почему нужно следить за своей речью и какой речи нам следует избегать?

Говори «полезное для укрепления»

«Ни одно гнилое слово пусть не выходит из ваших уст, а только полезное для укрепления » (Эфесянам 4:29).

Что бы ты почувствовал, если бы ты подарил любимому человеку подарок, а он намеренно использовал бы его неправильно? Предположим, ты подарил ему машину, а позднее узнал, что из-за неосторожной езды он причинил вред другим. Разве это не огорчило бы тебя?

Способность говорить - это дар от Иеговы Бога, от которого исходят «все добрые и совершенные дары» (Иакова 1:17). Благодаря именно этому дару, который отличает людей от животных, мы можем делиться с другими не только своими мыслями, но и чувствами.

Так же как и в случае с машиной, этот дар может быть использован неправильно. Как, должно быть, Иегова Бог огорчается, когда кто-нибудь неосторожно пользуется своей речью, причиняя душевные раны другим!

Чтобы оставаться в Божьей любви, нам нужно пользоваться даром речи так, как это задумал Создатель.

Иегова Бог ясно показывает, какая речь ему приятна. В Библии говорится: «Ни одно гнилое слово пусть не выходит из ваших уст, а только полезное для укрепления,- когда это нужно,- чтобы оно приносило благо слушающим» (Эфесянам 4:29).

Давай обсудим, почему нужно следить за своей речью, какой речи нам следует избегать и как можно говорить «полезное для укрепления».

Почему нужно следить за своей речью

Первая причина, по которой нужно следить за своей речью, заключается в том, что слова обладают силой.

В Притчах 15:4 говорится: «Спокойствие языка - дерево жизни, а извращённый язык - сокрушение духа».

Подобно тому как вода оживляет высыхающее дерево, так спокойная речь может освежить дух тех, кто слушает её.

И наоборот, извращённая речь может сокрушить дух. Поистине, сказанные нами слова обладают силой либо ранить, либо исцелять (Притчи 18:21).

Вот как в другой притче ярко описывается сила, которой обладают слова: «Иной, говоря бездумно, ранит, как мечом» (Притчи 12:18).

Бездумные слова, сказанные в спешке, могут нанести глубокие эмоциональные раны и разрушить взаимоотношения.

Ранил ли кто-нибудь твоё сердце словами, как мечом?

Однако в той же притче говорится: «Язык мудрых исцеляет». Хорошо обдуманные слова человека, обладающего Божьей мудростью, могут исцелить израненное сердце и восстановить взаимоотношения.

Можешь ли ты вспомнить, когда ты на себе испытал целебную силу добрых слов? (Притчи 16:24).

Помня о том, что слова обладают силой, мы, безусловно, хотим пользоваться своей речью, чтобы исцелять, а не ранить других.

Но как бы мы ни старались, мы всё равно не можем полностью контролировать свой язык.

Вторая причина, по которой нам нужно следить за своей речью, заключается в том, что грех и несовершенство побуждают нас неправильно пользоваться своим языком.

Слова исходят из сердца, а «сердце… склонно к злу» (Бытие 8:21; Луки 6:45). Поэтому обуздать свой язык очень трудно (Иакова 3:2-4).

Хотя мы не можем контролировать его полностью, нам по силам постараться делать это как можно лучше. Как пловцу, который плывёт против течения и борется с ним, нам приходится бороться с грешной склонностью неправильно пользоваться своим языком.

Третья причина, по которой нужно следить за своей речью, заключается в том, что Иегова Бог призовёт нас к ответу за наши слова.

То, как мы пользуемся своим языком, влияет не только на наши отношения с людьми, но и на мнение Иеговы Бога о нас.

В Иакова 1:26 говорится: «Если кто-то думает, что поклоняется Богу правильно, но не обуздывает свой язык, он обманывает своё сердце и его поклонение бесполезно».

Если наш язык необуздан,- то есть наша речь оскорбительна и ядовита,- то всё наше христианское служение может оказаться бесполезным в глазах Бога. Какая отрезвляющая мысль! (Иакова 3:8-10).

Ясно, что у нас есть веские основания внимательно следить за тем, чтобы правильно пользоваться даром речи.

Прежде чем рассмотреть, что включает в себя благотворная речь, которая укрепляет, давай поговорим о том, какой речи точно нет места в жизни истинных христиан.

Речь, которая обескураживает

Непристойная речь. Сквернословие, нецензурная брань и другие виды непристойной речи стали сегодня неотъемлемой частью повседневной жизни.

Многие с помощью брани стараются сделать свою речь более эмоциональной и возмещают ограниченный запас слов.

Часто комики и сатирики, чтобы рассмешить людей, говорят пошлости и связанные с сексом непристойности. Однако непристойная речь - это дело нешуточное.

Около 2 000 лет тому назад апостол Павел дал собранию в Колоссах совет отложить «непристойные разговоры» (Колоссянам 3:8).

А собранию в Эфесе Павел сказал, что «неприличные шутки» не должны даже упоминаться среди истинных христиан (Эфесянам 5:3, 4).

Непристойная речь оскорбляет Иегову Бога. Она также оскорбляет и тех, кто его любит. Мы же из любви к Иегове Богу отвергаем всякую непристойную речь.

Среди «дел плоти» Павел упоминает «нечистоту», в которую может включаться и непристойная речь (Галатам 5:19-21). Это серьёзно.

Пагубные сплетни, клевета. Сплетни - это распространение слухов о людях и их делах. Всегда ли плохо, если мы говорим о личных делах других? Нет, если это безобидный разговор, в котором мы делимся хорошими новостями или полезной информацией. Христиане первого века интересовались благополучием друг друга и делились уместной информацией о своих соверующих (Эфесянам 6:21, 22; Колоссянам 4:8, 9).

Однако пагубными сплетнями можно назвать разговоры о других, если в них искажаются факты или рассказывается информация сугубо личного характера. Ещё хуже то, что они могут привести к клевете, которая всегда причиняет вред.

Клевета - это «распространение заведомо ложных, порочащих сведений, слухов».

Например фарисеи, стремясь опорочить Иисуса, прибегли к злостной клевете (Матфея 9:32-34; 12:22-24).

Клевета зачастую приводит к ссорам (Притчи 26:20).

Иегова Бог не оставит безнаказанными тех, кто пользуется своим даром речи, чтобы клеветать на других или вызывать разделения. Он ненавидит сеющих «раздоры между братьями» (Притчи 6:16-19).

Греческое слово диа́болос, переводимое как «клеветник», также применяется к Сатане. Он - «Дьявол», злобно клевещущий на Бога (Откровение 12:9, 10).

Несомненно, мы хотим избегать речи, которая, по сути, сделала бы нас дьяволами.

Поэтому, прежде чем пересказать новость о ком-то, спроси себя: «Правда ли это?

Поступлю ли я по-доброму, если перескажу её? А нужно ли вообще распространять эту информацию?» (1 Фессалоникийцам 4:11).

Оскорбительная речь. Как отмечалось раньше, слова могут причинять боль. Конечно, порой из-за несовершенства мы все говорим то, о чём потом сожалеем.

Однако Библия предостерегает нас от такого рода речи, которой совершенно нет места.

Павел призывал христиан: «Всякая злоба, гнев, ярость, крик и оскорбительная речь пусть удалятся от вас» (Эфесянам 4:31).

В других переводах фраза «оскорбительная речь» передается как «злословие», «злоречие» и «оскорбительные слова».

Оскорбительная речь, в том числе унизительные оскорбления и постоянная грубая критика, может лишить других чувства собственного достоинства и развить в них чувство никчемности.

Нежные и доверчивые сердца детей особенно уязвимы, и оскорбительная речь может пагубно повлиять на них (Колоссянам 3:21).

Библия очень строго запрещает злословить кого-либо, то есть унижать обидными или оскорбительными словами. Человек, из уст которого звучит такая речь, ставит себя в опасное положение, потому что злословящий других может лишится благословений Царства Бога (1 Коринфянам 5:11-13; 6:9, 10).

Слова, полезные для укрепления

Как можно пользоваться даром речи в согласии с намерением Создателя?

Вспомни, что Слово Бога призывает нас говорить «только полезное для укрепления» (Эфесянам 4:29).

Иегова Бог радуется, когда мы говорим слова, которые созидают, ободряют и укрепляют других. Такие слова нужно хорошо обдумать.

В Библии не даётся готового образца; нет в ней и списка того, что можно считать здравой речью (Титу 2:8).

Чтобы говорить «полезное для укрепления», нам нужно помнить о трёх простых, но важных отличительных особенностях созидающей речи: она должна быть благотворной, правдивой и доброй.

Поэтому давай рассмотрим несколько конкретных примеров созидающей речи.

Можно ли назвать мою речь созидающей?

Принцип: «Пусть ваша речь всегда будет любезной» (Колоссянам 4:6).

Вопросы для размышления

▪ Когда в последний раз я хвалил кого-нибудь за что-то конкретное? (1 Коринфянам 11:2; Откровение 2:1-3).

▪ Проявляю ли я уважение к другим, говоря им «пожалуйста» и «спасибо»? (Бытие 13:14; Иоанна 11:41).

▪ Беседуя с другими, говорю ли я только о себе или мне также интересно узнать, что думают и чувствуют другие? (Филиппийцам 2:3, 4; Иакова 1:19).

▪ Пользуюсь ли я тем, что знаю о других, чтобы укреплять их или чтобы обескураживать? (Притчи 15:1, 2).

▪ Как я отношусь к сквернословию и как моё отношение показывает, что́ у меня в сердце? (Луки 6:45; Иакова 3:10, 11).

Искренняя похвала. Иегова Бог и Иисус понимают, что необходимо говорить слова похвалы и одобрения (Матфея 3:17; 25:19-23; Иоанна 1:47).

Как христиане, мы тоже должны искренне хвалить других. Почему?

«Как хорошо слово, сказанное в подходящее время!» - отмечается в Притчах 15:23. Спроси себя: «Что я чувствую, когда меня хвалят от всего сердца? Окрыляет ли меня такая похвала и согревает ли она моё сердце?»

В самом деле, искренняя похвала говорит о том, что тебя замечают, ты небезразличен другим и твои усилия оценены по достоинству.

Такое заверение придаёт тебе уверенности в себе и побуждает ещё усерднее трудиться в будущем. Тебе наверняка нравится, когда хвалят тебя, а не должен ли и ты тогда хвалить других? (Матфея 7:12).

Старайся видеть в других хорошее и хвалить их за это. Искренняя похвала может затронуть сердце таких людей и укрепить их духовно.

В семье мужьям и жёнам важно слышать друг от друга слова тёплой похвалы и благодарности (Притчи 31:10, 28). А дети словно расцветают, когда видят, что их замечают и ценят. Для них похвала и одобрение - то же, что лучи солнца и вода для растения.

Родители, не упускайте возможности хвалить своих детей за их хорошие качества и усилия. Похвала придаст вашим детям мужества и уверенности и побудит их ещё с большим усердием делать то, что правильно.

Утешение. Иегова Бог искренне заботится о «смиренных» и «сокрушенных» (Исаия 57:15).

Его Слово Библия побуждает нас: «Утешайте друг друга… …Утешайте опечаленные души» (1 Фессалоникийцам 5:11, 14).

Мы можем быть уверенны, что Бог замечает и ценит наши усилия утешать тех соверующих, чьи сердца опечалены.

Что можно сказать, чтобы утешить человека, который упал духом или чем-то подавлен?

Не думай, что ты обязан решить его проблему. Как правило, простые слова оказываются именно тем, что нужно. Заверь опечаленного человека в своей поддержке.

Предложи ему помолиться вслух. Ты можешь попросить в молитве, чтобы Иегова Бог помог ему понять, насколько его любят другие, а также сам Бог (Иакова 5:14, 15).

Скажи ему, что он очень нужен и что его ценят. Прочитай воодушевляющий библейский стих, чтобы заверить его в том, что Иегова Бог заботится о нём лично (Псалом 34:18; Матфея 10:29-31).

Если ты не будешь жалеть время на «доброе слово» и будешь говорить с таким человеком от всего сердца, это, безусловно, поможет ему ощутить, что его любят и ценят (Притчи 12:25).

Полезный совет. Из-за того что мы все несовершенны, нам время от времени нужны советы.

Библия побуждает нас: «Слушай совет и принимай наставление, чтобы в будущем ты стал мудрым» (Притчи 19:20).

Родители дают советы своим детям (Эфесянам 6:4).

Любовь побуждает нас давать советы другим так, чтобы они не чувствовали себя подавленными.

Что поможет нам давать такие советы?

Рассмотрим три фактора, благодаря которым совет может принести наибольшую пользу:

1. Настрой и мотивы дающего совет
2. На чём основан совет
3. Как он даётся

От того, кто даёт совет, зависит, принесет ли он пользу. Спроси себя: «Когда мне легко принимать совет?»

Совет легче принять, когда знаешь, что ты не безразличен тому, кто его даёт, что он не выражает своё недовольство и у него нет скрытых мотивов.

Поэтому, разве у тебя самого не должен быть подобный настрой и мотивы, когда даёшь совет другим?

Хороший совет также основан на Слове Бога (2 Тимофею 3:16).

Даже если мы не цитируем Библию, нам всегда следует основывать на ней свой совет.

По этой причине старайся не навязывать своего мнения другим, а также не искажать Писания, чтобы не создавалось впечатления, что чья-то личная точка зрения имеет библейское основание.

К тому же совет принесёт наибольшую пользу, если он будет дан правильным образом.

Совет, сказанный с добротой, легче принять, и такой совет позволяет человеку сохранить своё достоинство (Колоссянам 4:6).

Безусловно, речь - это ценный дар от Бога. Из любви к Иегове Богу мы должны правильно, по назначению пользоваться этим даром.

Давай помнить, что слова, сказанные нами другим, обладают силой укреплять или обескураживать.

Давай же пользоваться этим даром так, как задумал Создатель,- «для укрепления».

Тогда наша речь станет благословением для окружающих нас людей и поможет нам оставаться в Божьей любви.

Жизнь самый дивный дар

Благодаря речи, которая бывает самой разнообразной, человек излагает свои мысли, свое отношение к окружающему миру, вещам, другим людям. Иными словами, в ней отражается его внутренний мир, широта сознания.

Какие бывают формы речи?

В зависимости от ситуации, человеческая приобретает тот или иной характер, в результате чего различают несколько ее разновидностей:

  1. Внешняя . Этот вид речи бывает письменным или же устным, какие, в свою очередь, имеют ряд психологических отличий, особенностей. Когда человек что-либо рассказывает, он воспринимает реакцию своего собеседника. При письме автор порой не знает ничего о своем читателе, таким образом, между ними отсутствует связь, что создает некоторые трудности.
  2. Внутренняя . Она не выступает способом общения. Ее не могут услышать другие. Мысль – вот, что она собой представляет. Самое интересное, что такая речь у человека никогда не бывает развернутой, наполненной сложными предложениями, какие встречаются при внешней. Психологи этот факт объясняют тем, что понятен смысл сказанного и ей не нужны лишние объяснения. Правда, есть категория людей, пользующихся развернутыми фразами. Они имеют некоторые трудности в мыслительных процессах.

Какие бывают жанры речи?

Монолог, диалог и даже полилог. Каждый в своей жизни применял все три речевые жанра. Просто не всегда мы задумываемся, какая бывает речь в плане ее жанра. Что, к примеру, когда кто-то защищает диплом, рассказывает доклад, в этот момент он ведет монолог. В ситуации, когда встретились две подруги и им нужно все на свете обсудить, ведется диалог или разговор двух влюбленных также можно назвать этим жанром. А уж общение с группой коллег в обеденный перерыв можно назвать полилогом. Иными словами, это жанр речи, который формируется в результате общения более 2 человек.

25.08.13 16:24

Какой должна быть правильная речь?

Воспитанного и образованного человека от прочих отличает красивая и правильная речь. Еще со времен средневековья обращалось внимание на поэтов, писателей и аристократов, которые умели выразительно разговаривать. Актуальность умения грамотно говорить имеет место и в наше время. При этом существуют определенные профессии, которые требуют обязательного использования правильной речи. В их число входят журналисты, телеведущие, актеры, политики, писатели и учителя. К сожалению, современное общество способно искажать идеалы, поэтому красивая речь является большой редкостью.

Следует учитывать, что для умения правильно и красиво разговаривать требуется точность, логичность, выразительность, чистота, богатство и уместность высказываний. Разработано немало техник и средств, а также написано сотни книг и статей относительно совершенствования своих речевых навыков. Но существуют неизменно действенные способы в виде чтения и общения. Безусловно, качественные и интересные книги делают речь правильной и красивой. На сегодняшний день нет более совершенного учителя, нежели классическая литература. Поэтому для обретения выразительного слога достаточно читать хороших авторов.

Кроме того, нередко приходится сталкиваться с людьми, которые демонстрируют четкую и звонкую речь, но при этом они неправильно строят свою интонацию. В итоге предложение утрачивает свой смысл и уменьшается количество слушателей. Для решения подобных проблем необходимо научиться правильно создавать интонационную выразительность речи. Представительство в суде требует от защитника умения доступно для присутствующих на заседании донести свою мысль. С этой целью используются предложения. Но правильного произношения звуков и слов будет недостаточно. Для грамотного построения своей речи следует применять интонационные средства, которые предусматривают изменение темпа в предложениях, повышение или понижение голоса, а также его тембра. Таким образом, можно акцентировать внимание слушателя на главных по смыслу словах и фразах.

Благодаря интонационной выразительности речи монологи становятся интересными, эмоционально насыщенными и живыми. Ярким примером этого являются рассказы некоторых людей в компаниях, которых слушают буквально с «открытым ртом» и внимают каждому их слову. Такие рассказчики умеют заинтересовать собеседника и правильно преподносят любые мысли.

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный приветливый тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщается детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударение в словах (порт - порты, торт - торты, крем - кремы, инженер - инженеры).

Орфоэпические нормы.

Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.

Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов.

1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука О в таких словах: молодость (произносится как молъдъсть – слабый, неясный звук, произносимы как средний звук между А и Ы , условно обозначается знаком Ъ ); договор (произносится: дъгавор); сороконожка (произносится: съръканожкъ)

2. Безударные гласные А и О в произношении ослабевают (звук О заменяется и произносится как звук А или как средний звук между А и Ы : вада (вода), акно (окно), мълако (молоко) и т.д. гласные звуки У , Ю , Ы , Э и в некоторых случаях звук И и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра).

3. В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна).

К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (вместо щастье) и т.д. Отклонение от нормы литературного произношения является речь с национальном акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо што и др.), с неправильным ударением в словах (магазин, километр). В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.

Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлющее. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемых в данный момент содержанием, является средством художественной выразительности.

Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств художественной выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке).

Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Так же может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями предложения, осмыслить и понять содержание.

Но нельзя ограничиваться и употреблением только простых предложений. Важно шире использовать недлинные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т.д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

Доступность, понятность речи воспитателя достигается, прежде всего, правильным и точным использованием слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.

В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности детей: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы им доступны для понимания и легки для усвоения.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

В качестве недостатков словаря многих воспитателей можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); в общении с более старшими детьми – подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? и т.д.).

Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.

К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой – постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их назначение.

В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена четкая логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают нашу речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, немногословной, но очень понятной и логичной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи.

2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Каждый дошкольный работник должен считать своим профессиональным долгом

непрерывное совершенствование своей речи.