Роль коммуникаций в современном обществе. Роль социальной коммуникации в обществе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные формы коммуникации. Анализ теорий межкультурной коммуникации, ее структура, детерминанты, виды и отношение к ней. Информация, составляющая содержание процесса коммуникации. Время, сфера и условия общения как внешний контекст коммуникации.

    реферат , добавлен 04.06.2012

    Характеристики массовой и межличностной коммуникации. Типологии и классификации основных средств массовой информации и коммуникации. Функции СМИ в политической системе и обществе. Государственное регулирование деятельности средств массовой коммуникации.

    курс лекций , добавлен 10.10.2010

    Понятие и функции электронной коммуникации. Коммуникация как научная категория. Глобальная система Интернет как вид электронной коммуникации. Субъективный взгляд на проблему социальной коммуникации. Я и социальная память.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2006

    Основы, понятие, суть, и виды социальной коммуникации. Реклама как элемент социальной массовой коммуникации и её функции. Реклама как модель, вид и канал социальной коммуникации. Сущность и информационно-коммуникативные функции социальной рекламы.

    курсовая работа , добавлен 04.02.2009

    Коммуникация между людьми и её виды. Понятие внутренней культуры личности. Основания для профнепригодности человека к профессии социального работника. Роль внутренней культуры личности социального работника и коммуникации в практике социальной работы.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2014

    Ознакомление с особенностями реконструкции классического и неклассического понимания коммуникации в истории философии и науки. Исследование современных моделей информационно-сетевой коммуникации в сетевом обществе и трансформации социальных наук.

    диссертация , добавлен 13.10.2017

    Исследование понятия и основных компонентов социальной коммуникации. Определение ее видов: устной, документной, электронной и главных функций: эмотивной, конативной, поэтической, метаязыковой. Характеристика моделей и типологии социальной коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2011

Роль коммуникации в информационном обществе

В настоящее время человечество все больше тревожит вопрос, как можно освоить стремительно расширяющийся мир сведений и управлять потоками информации, которые постоянно увеличиваются в своих размерах. Каким представляется будущее в этом отношении?

А. Печчеи, президент Римского клуба, известный своими исследованиями перспектив развития человеческого общества, пишет: «Человечество не раз уже за всю историю своего существования переживало сложные, критические периоды, но никогда эти кризисы не достигали таких масштабов и не являлись следствием процессов, которые хотя бы отдаленно напоминали нынешнюю поистине головокружительную человеческую экспансию и неудержимый прогресс ».

В качестве одного из таких крупномасштабных кризисов исследователи (И.С. Шкловский, С. Лем, А.Н. Ефимов и др.) называли (в 50-60-е годы) «информационный взрыв ». По их мнению, он характеризуется состоянием общества, при котором всякая целесообразная деятельность будет парализована невозможностью получить нужную информацию из-за общего её перепроизводства и хаоса в хранении и распределении.

Сегодня многие понимают, что явления, происходящие в сфере информационных процессов, нуждаются в пристальном внимании и глубоком анализе, ибо они имеют важные социальные последствия. Отсюда появилась потребность в создании «информационного общества», способного взять на себя разрешение проблемы информационного кризиса. Это явление отражает объективную тенденцию нового витка эволюционного развития цивилизации, связанного с появлением информационных и телекоммуникационных технологий, новых потребностей и нового образа жизни. Человечество вошло в тот этап развития, когда информация стала одной из основных ценностей в экономике нового типа, в жизни людей. Появились исследования, характеризующие данное явление – информационное общество.

Основные положения тео­рии - информационного общества (наряду с ним использовались такие термины, как «технотронное общество», «общество знания», «постиндуст­риальное общество») стали определяться в 60-70-е годы ХХ века. в историческом совпадении трех независимых процессов: революции информационных технологий, кризиса капитализма с его последующей реструктуризацией, расцвета культурных социальных движений. Взаимодействие между этими процессами создали но­вую доминирующую социальную структуру: сетевое общество, новую экономику - информационную и новую культуру - культуру реальной виртуальности. Заложенная в ней логика:

Приведёт к существенным преобразованиям социальной структуры общества, характера тру­довой деятельности, межгосударственной конкуренции;

Предос­тавит принципиально новые возможности для ведения бизне­са, передачи технологий в разные страны;

Изменит не только производство, но и весь уклад жизни, систему ценностей;

Приведет к росту значимости культурного досуга по отношению к материальным ценностям;

Будет производить и потреблять интеллект, знания, что приведет к увеличению доли умственного труда;

Потребует от человека проявления способности к творчеству;

Обеспечит спрос на знания.

Несмотря на достаточную распространенность самого терми­на «информационное общество», разработанной концепции его еще не предложено. Понятием «информационное общество » в настоящий момент обозначаются разные феномены, которые связаны между собой, прежде всего, наличием информации как экономического ресурса, возникновением новых информационно-коммуника­тивных технологий, процессом информатизации общества, развитием сетевого менеджмента и информационной экономики и т.д. Несмотря на широту содержательной интерпретации рассматриваемого феномена, очевидно, что информационное общество сегодня формируется и, значит, существует возможность осуществления процесса его развития разными средствами, анализ которых позволит выработать рекомендации, ус­коряющие процесс его становления в мире в интересах личности и общества. Но при этом следует отметить, что понятие информационного общества нельзя считать «рядоположенным» с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них.

Обобщая все написанное социологами, футурологами, философами в 60-90-е годы XX в. по поводу информационного общества, можно представить следующие базовые черты этого типа социальной организации, которые непосредственно связаны с коммуникацией:

1. Определяющим фактором общественной жизни в целом является теоретическое знание. Оно вытесняет труд (ручной и механизированный) в роли фактора стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации.

2. Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации. Деление на «имущих» и «неимущих» приобретает принципиально новый характер: привилегированный слой образуют информированные, неинформированные - это «новые бедные». Как следствие, очаг социальных конфликтов перемещается из экономической сферы в сферу культуры. Результатом борьбы и разрешения конфликтов является развитие новых и упадок старых социальных институтов.

3. Инфраструктурой информационного общества является новая «интеллектуальная», а не «механическая» техника.

4. Социальная организация и информационные технологии образуют «симбиоз». Общество вступает в «технетронную эру», когда социальные процессы становятся программируемыми.

Однако при анализе положительных сторон информационного общества следует учитывать и позицию, отрицающую про­грессивность перехода к информационному об­ществу, основанную на недоверии к тому, что технологии могут улучшить жизнь человека и функционирование социальных струк­тур. Существует точка зрения, что пере­ход к массовому использованию новейших информационных и телекоммуникационных технологий неизбежно породит серьез­ный социальный стресс, даст техническую возможность группам людей, владеющим средствами массовой информации и комму­никации контролировать все общество и каждого человека. Именно с целью предотвращения этих негативных последствий перехода к информационному обществу и необходима сегодня четко выверенная государственная политика, за­конодательно обеспечивающая права человека на информацию, не­прикосновенность личной жизни, сохранность персональных данных, ограничений на концентрацию средств массовой инфор­мации и коммуникации, которые могут привести к манипуляции массовым сознанием, контролю за лич­ностью со стороны государственных и криминальных структур.



В связи с этим следует отметить, что становление информационного общества в большей степени зависит от развитости общества, его экономи­ки, демократичности социального устройства, уровня образова­ния и прочих социальных факторов. Такой подход позволяет предвидеть трудности вхожде­ния в новую фазу общественного развития, в которой информа­ционный сектор экономики, социальное воздействие информа­ционных и телекоммуникационных технологий оказывают реша­ющее влияние на развитие мирового сообщества.

Контрольные вопросы для закрепления материала

1. Что понимается под коммуникацией в широком смысле?

2. Что понимается под коммуникацией в узком смысле?

3. Что собой представляет процесс общения с точки зрения структуры?

4. Что собой представляет каждая из сторон общения?

5. Расскажите о коммуникативной стороне общения, её особенностях.

6. Что представляет собой коммуникация как процесс? Опишите подробно каждый из структурных элементов коммуникации.

7. В чем заключается особенность массовой коммуникации?

8. Что понимается под информационным обществом?

9. Каким образом понятие коммуникации связано с информационным обществом?

10. Что понимается под информацией?

11. Перечислите базовые черты информационного общества.

Вопросы для размышления и последующего анализа

1. Почему существуют разные подходы к понятию коммуникации?

2. Поразмышляйте над соотношением «общения» и «коммуникации». Предложите свои схемы этого соотношения.

3. Почему коммуникацию считают речевой деятельностью?

4. Что собой представляет информационное общество?

5. Почему сегодня мы не можем констатировать наличие информационного общества?

6. Что мешает созданию информационного общества в современных условиях с точки зрения осуществления коммуникативных процессов?

7. Прочитайте статью «Коммуникативные цели, речевые стратегии, тактики и приемы » Е.М. Лазуткиной (см. Приложение 5) и ответьте на следующие вопросы:

На какие разряды делятся диалоги по коммуникативной установке?

Для чего современному специалисту необходимо знание речевых стратегий? Что они обозначают? И где их следует использовать в вашей деятельности?

Какие речевые тактики характерны для: а) кооперативной стратегии? б) некооперативной стратегии? в) установления коммуникативного лидерства?

Какие способы выражения называются тривиальными и нетривиальными?

Как создается экспрессивность коммуникации?

Какие риторические приемы характерны для разговорной речи?

Как создается эстетическая атмосфера коммуникации?

8. Используя материал статьи И.А. Зимней «Уровневая структура общения » (см. Приложение 1), попробуйте представить себе процесс передачи и восприятия сообщений, т.е. коммуникативную сторону общения. Проанализируйте данный процесс.

Словарь по теме

Коммуникация (от латинского слова) означает «делаю общим, связываю, общаюсь».

Коммуникация в широком смысле означает любой обмен информацией между динамическими системами или подсистемами этих систем, которые способны принимать информацию, хранить её, преобразовывать, т.е. коммуникация предполагает связь и информационный обмен не только на межличностном уровне, но и между системами с помощью электронных и коммуникативных средств. Условно коммуникацию можно выделить в следующих взаимодействующих категориях:

Человек и человек (Ч – Ч);

Человек и машина (Ч – М);

Машина и машина (М – М).

Коммуникация в узком смысле – это общение, обмен мыслями, сведениями, идеями, передача того или иного содержания от одного сознания (коллектива, индивида) к другому посредством знаков.

Интерактивная сторона общения, или интеракция, заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения, или перцепция, означает процесс восприятия и понимания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания .

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Информация – сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами; сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-нибудь.

Коммуникативное сообщение – это всегда процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.

Фасцинация - это совокупность средств, помогающих принятию информации.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие.

Активизация - это побуждение к действию в заданном направлении.

Интердикация - это побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности.

Дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения и не предполагает непосредственного изменения поведения человека, хотя косвенно способствует этому.

Цель – это «то, к чему стремятся, чего хотят достичь; главная задача, основной замысел».

Стратегия – это реализация общей цели, та линия, которую проводит говорящий.

Тактика этореализация подчиненных задач.

Мотив - это определенная внутренняя причина, необходимая для совершения деятельности.

Общая коммуникативная мотивация – это потребность в общении как таковая, свойственная человеку как существу социальному.

Ситуативная мотивация – потребность в совершении данного конкретного речевого поступка, потребность «вмешаться» в данную речевую ситуацию.

Управленческая функция – это функция, присутствующая в системе исполнения социальных ролей.

Информативная функция связана с передачей информации.

Эмотивная функция – это использование эмоций в процессе коммуникации.

Фатическая (или ритуальная) функция – это обмен речевыми высказываниями единственно для поддержания разговора.

Типы сообщений , соответствующие функциям коммуникации :

- побудительные (просьба, внушение, убеждение, приказ);

- информативные (передача реальных или вымышленных сообщений);

- экспрессивные (возбуждение эмоционального переживания);

- фатические (установление и поддержание контактов).

Типы отношений между участниками коммуникативного процесса :

- межличностная коммуникация (небольшое количество людей);

- публичная коммуникация (выступление перед аудиторией);

- массовая коммуникация.

Речевая деятельность » обозначает совокупность речевых действий, имеющих собственную промежуточную цель, подчиненную деятельности как таковой. Она подчиняется законам строения (имеет в своем составе потребности, мотивы, цели, условия достижения, действия и операции) и общим закономерностям развития деятельности.

«Информационный взрыв ». Он характеризуется состоянием общества, при котором всякая целесообразная деятельность будет парализована невозможностью получить нужную информацию из-за общего её перепроизводства и хаоса в хранении и распределении.

«Информационное общество ». Этим термином в настоящий момент обозначаются разные феномены, которые связаны между собой, прежде всего, наличием информации как экономического ресурса, возникновением новых информационно-коммуника­тивных технологий, процессом информатизации общества, развитием сетевого менеджмента и информационной экономики и т.д.

Коммуникативные неудачи – это недостижение инициатором общения коммуникативной цели и, шире, прагматических устремлений, а также отсутствие взаимодействия, взаимопонимания и согласия между участниками общения.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-10

;color:#a6a6a6">МГУ Культуры и Искусств

">Салтыкова М.В.

  1. ">Введение в предмет теорию коммуникации.

">1.1 Понятие коммуникации и ее роль в обществе.

;color:#000000">Без преувеличения, коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности.

">Коммуникация "> – специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю.

">Вот еще несколько определений коммуникации, встречающихся в литературе:

">Коммуникация — механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (К ">ули).

">Коммуникация — обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать ">(А. Урсул).

">Коммуникация — в широком смысле социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности ">(К. Чери).

">Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной ">(М. Каган).

">Коммуникация — это прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей... Коммуникация — это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности ">(Т. Шибутани).

">Коммуникация - это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека ">(П. Смит, К. Бэрри, А. Пулфорд).

">Коммуникация (биол.) — это передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов ">(Д. Льюис, Н. Гпуэр).

">Коммуникация — специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания ">(А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова).

">Какую же роль играет «коммуникация» в обществе?

">Коммуникационная деятельность осуществляется в обществе в трех формах:

">1) ">общение "> – диалог равноправных партнеров;

">2) ">управление "> – целенаправленное воздействие коммуникатора на получателя информации;

">3) ">подражание "> – заимствование образцов поведения, стилей общения, образа жизни одних членов общества другими. Благодаря подражанию из поколения в поколение передаются язык, традиции, знания, умения.

">1.2 Виды, модели и функции коммуникации.

">Различают два вида коммуникации: синхроническую и диахроническую.

">Синхроническая (горизонтальная ">) коммуникация реализуется посредством устных и письменных коммуникационных каналов между современниками. Благодаря такой коммуникации обеспечиваются единство, сплоченность, консолидация общества. Синхроническая коммуникация н ">еобходима для решения текущих общественных задач, координации действий разных социальных групп, для жизнедеятельности этноса в настоящем времени.

">В ">диахронической (вертикальной ">) коммуникации происходит передача информации духовного содержания от поколения к поколению. Таким образом, формируется социальная память. Диахроническая коммуникация, следовательно, сохраняет этническую общность, движение языка, традиций.

">Коммуникация тесно связана с информацией. Передача информации может осуществляться также в трех коммуникативных формах:

">1) ">монологической ">, где преобладают такие коммуникативные действия, как однонаправленная передача информации от организатора общения на получателя информации;

">2) ">диалогической, "> в которой субъекты общения взаимодействуют и взаимно активны. При такой форме коммуникации происходит обмен информацией. В диалогической коммуникации важным становится выработка согласованных решений;

"> 3) ">полилогической "> – организации многостороннего общения. Такая коммуникация носит характер борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связана с максимально эффективной ее реализацией.

">Если целями общения является обмен информацией преимущественно эмоционального содержания, то ">целями коммуникации "> являются: обмен и передача информации; формирование умений и навыков, развитие профессиональных качеств; формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом; обмен деятельностью, инновационными приемами, средствами, технологиями; изменение ценностных установок и мотивации поведения; обмен эмоциями.

">В зависимости от целей сообщения в научной литературе выделяют пять моделей коммуникации: познавательная, убеждающая, экспрессивная, суггестивная, ритуальная.

">Для каждой из этих моделей характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства.

">Исходя из целей, коммуникация выполняет следующие ">функции ;text-decoration:underline">:

">- информационно-коммуникативная (процесс обмена информацией);

">- интерактивная (взаимодействие индивидов в процессе межличностного общения);

">- гносеологическая (познавательную);

">- аксиологическую (процесс обмена духовными ценностями);

">- нормативная (процесс передачи и закрепления норм в обыденном сознании);

">- социально-практическая (обмен результатами деятельности, способностями, умениями, навыками).

  1. Коммуникационные барьеры и неудачи – основные аспекты.

2.1 Понятие коммуникационных барьеров и основные причины их возникновения.

При обмене информацией могут возникать специфические коммуникативные барьеры . Они существуют как на уровне межличностных, так и на уровне организационных коммуникаций. Возникновение барьера понимания обычно связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка.

">Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. ">Эта проблема очень важна, поскольку неудачная коммуникация может быть чревата серьезными неприятностями для ее участников по той простой причине, что переданная информация была принята не полностью, в искаженном виде или не принята вовсе.

">При диалоге людей различной национальности, например, может возникнуть языковый барьер, а при прохождении радиосигнала – радиопомехи.

">В коммуникациях между руководителем и подчиненным в качестве помех и барьеров могут служить статусные различия между руководителем и подчиненным, или желание слышать только то, что хочется услышать. В беседе помехой могут быть и отвлечения, и неправильная интерпретация полученной информации реципиентом, и семантические проблемы (придание различных значений одним и тем же словам). Все помехи и барьеры искажают передаваемый сигнал, поэтому коммуникатору важно убедиться в том, правильно ли понята реципиентом информация. Для этого в систему коммуникации включается канал обратной связи. В разговоре в качестве канала обратной связи может быть, например, краткий пересказ реципиентом услышанного. С помощью обратной связи коммуникатор может оценить, насколько эффективно осуществляется коммуникация.

">Условно можно выделить следующие причины возникновения барьеров в коммуникациях:

">-Сложность содержания сообщения (связанные с речью, словами, жестами, телодвижениями);

">-Непривычность и сложность формы сообщения;

">-Проблемы со средствами передачи сообщения;

">-Плохая обратная связь;

">-Запаздывание информации и многие другие.

  1. ">Классификация коммуникационных барьеров.

Преграды существуют как на уровне межличностных, так и на уровне организационных коммуникаций.

">А). Межличностные барьеры.

">К ним относят:

">Барьеры восприятия;

">Семантические барьеры;

">Невербальные преграды;

">Плохая обратная связь;

">Неумение слушать.

">Сложные (смешанные) межличностные барьеры:

">Барьер «избегание»

">Барьер «непонимание»

">Барьер «логическое непонимание»

">1. Восприятие

">может быть определено в самом общем виде как процесс получения и обработки информации. Этот процесс заключается в том, что информация, полученная из внешней среды, проходит обработку, приводится в определенный порядок и систематизируется. Восприятие каждым человеком действительности различно и всегда носит субъективный характер. Люди интерпретируют одну и ту же информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта. Расхождение между основами суждений может стать причиной избирательного восприятия информации в зависимости от круга интересов, потребностей, эмоционального состояния и внешнего окружения людей. Человек, используя зрительные, звуковые, осязательные каналы получения информации, воспринимает не всю поступающую к нему информацию, а только ту, которая имеет для него специальное значение. Из этого следует, что во многих случаях люди воспринимают лишь часть сообщения, полученного ими, в силу избирательности, идеи, закодированные отправителем, могут оказаться искаженными и не полностью понятыми. Информация, вступающая в противоречие с нашим опытом или ранее усвоенными понятиями, зачастую либо полностью отторгается, либо искажается в соответствии с этими опытом или понятиями.

">2. Семантические барьеры.

">Целью коммуникаций является обеспечение понимания информации, служащей предметом общения, то есть сообщения. Вступая в контакт и используя символы, мы пытаемся обмениваться информацией и добиваться ее понимания. К используемым нами символам относятся слова, жесты и интонации. Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов.

">Рассмотрим использование вербальных символов – слов. Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова могут иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации. Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу отправителем. Символ не имеет неповторимого неотъемлемого значения. Значение символа выявляется через опыт и варьирует в зависимости от контекста, ситуации, в которой использован символ. Поскольку у каждого человека свой опыт, и каждый акт обмена информацией в определенной мере является новой ситуацией, никто не может быть абсолютно уверен, что другое лицо припишет то же значение символу, которое придано отправителем. Семантические барьеры могут создавать особо сильные коммуникативные проблемы для компаний, действующих в многонациональной среде. Семантические барьеры, обусловленные культурными различиями, могут серьезно затруднять обмен информацией.

">3. Невербальные преграды.

">Хотя вербальные символы (слова) – основное средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, часто используются невербальные символы – жесты, улыбки, выражение глаз, поза и т. д. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов ">. ">Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов ">. "> Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова, то есть интонация, модуляция голоса, плавность речи, паузы и т. д. К невербальным преградам можно отнести также культурные различия в поведении людей (например, кивание головой у японцев означает «нет», а во многих других странах – согласие).

">Во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Нужно добиваться, чтобы используемые для передачи невербальные символы соответствовали сообщаемой идее.

">4. Плохая обратная связь.

">Некоторые сообщения не требуют обратной связи, однако для повышения эффективности обмена информацией он должен быть двусторонне направленным. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который был изначально. Преградой на пути эффективных коммуникаций может быть как плохо налаженная обратная связь, так и отсутствие ее.

">5. Неумение слушать.

">Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. Многим кажется, что слушать – означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить, однако это всего фрагмент процесса внимательного сосредоточенного слушания. Важно уметь слышать конкретные излагаемые вопросы. Мало воспринимать факты – нужно прислушиваться к чувствам ">. ">Выслушивание фактов и чувств это выслушивание сообщения полностью, благодаря чему расширяются возможности понять ситуацию.

">6. Сложные (смешанные) межличностные барьеры. ">В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех сложных коммуникативных барьеров.

">«избегание»;

">«непонимание».

">Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые люди слабо прислушиваются к советам молодых.

">социального положения

">от принадлежности к реальной «авторитетной» группе. Психолог П. Уилсон показывал студентам разных классов колледжа одного и того же мужчину. В одном классе психолог представлял этого мужчину как студента, во втором — как лаборанта, в третьем — как преподавателя, в четвертом — как доцента, в последнем — как профессора. После того как гость уходил, студентов просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост незнакомца неуклонно увеличивался по мере увеличения его социального статуса, в то время как рост психолога не менялся. Интересно, что разрыв в росте незнакомца от первого до последнего класса составлял 14—15 см;

">привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, выбрит ли, застегнут ли на все пуговицы и др.);

">доброжелательного отношения к адресату (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.);

">компетентности;

">искренности.

">Барьер «избегание» ">Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).

">Установлено, что чаще всего барьер обусловлен той или иной степенью невнимания. Поэтому, только управляя вниманием собеседника, аудиторией, можно преодолеть этот барьер. Главное при этом разрешить две взаимосвязанные проблемы:

">привлечь внимание;

">удержать внимание.

">На наше внимание больше всего влияют следующие факторы: актуальность и важность информации, ее новизна, нестандартность подачи, неожиданность, интенсивность передачи информации, звучность голоса и его модуляция. Поэтому для привлечения и удержания внимания необходимо использовать несколько приемов, учитывающие данные факторы.

">При возникновении данного барьера соединяются такие межличностные барьеры как барьер восприятия и неумение слушать (нежелание слушать).

">Барьер «непонимание»

">Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем).

">Обычно выделяют четыре барьера непонимания:

">фонетический (фонема — звук)

">семантический (семантика — смысловое значение слов)

">стилистический (стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания)

">логический.

">Фонетический барьер "> непонимания возникает в следующих случаях:

">когда говорят на иностранном языке;

">используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;

">когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.

">Преодолеть фонетический барьер вполне возможно, и для этого важны:

">- внятная, разборчивая и достаточно громкая речь;

">учет аудитории и индивидуальных особенностей людей (чем хуже знает человек предмет обсуждения, тем медленнее надо говорить, тем подробнее нужно разъяснять, люди разных национальностей говорят с различной скоростью: на севере и в средней полосе — медленнее, на юге — быстрее; маленькие дети и старики плохо воспринимают быструю речь и др.);

">- наличие обратной связи с собеседником, с аудиторией.

">Семантический барьер "> непонимания возникает, когда фонетически язык «наш», но по передаваемому смыслу «чужой». Это возможно по следующим причинам.

">любое слово имеет обычно не одно, а несколько значений;

">«смысловые» поля у разных людей разные;

">зачастую используются жаргонные слова, тайные языки, часто употребляемые в какой-либо группе образы.

">Возникновение барьера можно объяснить так: мы обычно исходим из того, что «все понимают, как я», а между тем правильнее было бы сказать обратное — «все понимают по-своему».

">Для преодоления семантического барьера необходимо:

">говорить максимально просто;

">заранее договариваться об одинаковом понимании каких-то ключевых слов, понятий, терминов, если надо разъяснить их в начале разговора.

">Стилистический барьер "> непонимания возникает, когда человек обязан понять и, следовательно, отразить в каком-то ответе или действии только то словесное обращение, которое подчинено установленной грамматической структуре. В противном случае, когда происходит несоответствие между формой и содержанием, возникает стилистический барьер.

">Другими словами, если стиль изложения слишком тяжелый, излишне легковесный, в общем, не соответствует содержанию, то слушающий его не понимает или отказывается, не хочет понимать.

">Чтобы преодолеть данный стилистический необходимо правильно структурировать передаваемую информацию.

">При возникновении данного барьера соединяются такие межличностные барьеры как барьер восприятия, неумение слушать (нежелание слушать), семантический барьер и невербальные преграды.

">Барьер логического непонимания

">Данный барьер возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно.

">Преодоление логического барьера возможно при соблюдении следующих условий:

">- учет логики и жизненной позиции собеседника. Для этого необходимо примерно представлять себе позицию партнера, собеседника (кто он, на каких позициях стоит и др.), а также индивидуальные и социально-ролевые особенности;

">- правильная аргументация.

">При возникновении данного барьера соединяются такие межличностные барьеры как барьер восприятия, неумение слушать (нежелание слушать), семантический барьер, невербальные преграды и плохая обратная связь (обмен информацией происходит, но смысл до получателя информации доходит искаженным, причем его же сознанием).

">Б). Барьеры массовой коммуникации

">1. Барьеры, обусловленные факторами среды

">К ним относятся характеристики внешней физической среды, создающие дискомфортные условия передачи и восприятия информации:

">· акустические помехи ">- шум в помещении или за окном, ремонтные работы, звонки телефона и т.д.;

">· отвлекающая окружающая обстановка - ">все то, что способно отвлечь внимание собеседников (яркий или тусклый свет и т.д.);

">· температурные условия - ">слишком холодно или жарко в помещении ">;

">· погодные условия ">- дождь, ветер, давление и т.д.

">Каждый из перечисленных факторов может сказаться на результативности коммуникации в силу своего влияния на индивидуальные психофизиологические особенности коммуникантов.

">2. Технические барьеры

">Технический барьер состоит в том, что те или иные явления мешают найти и получить нужную информацию. К техническим барьерам относятся «шумы» и «помехи». Понятие «шум» ассоциируется с технологическими проблемами, и означало возмущения, не являющиеся частью сообщения, передаваемого источником. Источник шума обладает способностью разрушать информацию, тем самым он увеличивает степень неопределенности приемника. Можно выделить такие технические барьеры коммуникации, которые обусловлены и человеческим фактором: неправильное использование техники связи; неправильным выбором технического средства для передачи сообщения.

" xml:lang="en-US" lang="en-US">III ">. Характеристика методов и средств преодоления барьеров в коммуникациях

">3.1 Правила и принципы построения эффективной коммуникации

">Все «барьеры» и ошибки — негативные факторы, мешающие реализации функции коммуникации, для повышения эффективности которой необходимо их преодоление.

">Существуют общие правила и принципы построения эффективных коммуникаций.

">Наиболее общее правило — не приступать к передаче идеи до тех пор, пока она не станет до конца понятна самому себе.

">Правило «постоянной готовности к непониманию» и допущения за исполнителями «права на непонимание». Руководитель часто заблуждается, считая, что его нельзя не понять. Однако многообразие «барьеров» часто приводит к неполному и неточному пониманию.

">Правило конкретности. Не следует употреблять двусмысленные, расплывчатые выражения и слова, перегружать сообщения профессионализмами.

">Правило контроля за невербальными сигналами. Необходим контроль за мимикой, жестами, интонацией, позой.

">Правило адресата. Надо стараться говорить на языке собеседника,

">учитывая его уровень — жизненный, профессиональный, культурно-образовательный.

">Правило «собственной неправоты». Необходимо допускать ошибочность личной точки зрения.

">Правило «места и времени». Эффективность руководящих распоряжений возрастает при их своевременности и выборе наиболее благоприятной обстановки, в которой они реализуются.

">Заключение.

">Одна из ключевых проблем коммуникации - проблема адекватного восприятия передаваемой информации и, следовательно, результативности коммуникации. Сообщение, передаваемое источником получателю, преодолевает многочисленные коммуникативные барьеры. В результате оно может быть принято не полностью, в искаженном виде или не принято вовсе. Факторами, ограничивающими эффективность коммуникации, являются среда (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и сам человек как главное действующее лицо коммуникативного акта. В целях повышения эффективности коммуникации следует уделять внимание проблеме коммуникативных барьеров и совершенствованию практических навыков их преодоления.

А.П. Колмыкова

Оренбургский государственный педагогический университет

Научный руководитель: М.А. Петрунина, кандидат педагогических наук, доцент

Социальная коммуникация в современном информационном обществе рассматривается как взаимный обмен между коммуникантами смысловой и оценочной социально значимой информацией, оказывающей воздействие как на участников социального взаимодействия, так и на общество в целом .

В социологии и социальной педагогике понятия «общество», «информационное общество» имеют разные значения и воспринимаются неоднозначно. Важно учитывать, что в широком смысле социум рассматривается как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей, а в узком смысле – как социальная организация нации, народности, населения страны.

Так, знаменитый российский ученый-социолог Питерим Сорокин под обществом понимал совокупность индивидов, которые находятся в стадии процесса общения. Известный немецкий социолог Макс Вебер считал, что общество – это взаимодействие группы людей, которые являются продуктом общественных действий, т.к. ориентированы на других людей. Американский социолог-политолог Талкотт Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, которых объединяют нормы и ценности .

Из этого следует, что под обществом в целом понимается единство, которое состоит из людей и их общественных отношений, взаимодействий и связей. Эти составляющие (социальные связи, отношения, взаимодействия) отличаются своеобразием и отображаются в историческом процессе, который характеризуется переходом из поколения в поколение. Общество, как известно, включает в себя людей, общественные институты, социальные взаимодействия, социальные отношения, ценности, нормы, связи. При этом каждый из этих элементов тесно взаимосвязан с другими элементами, что играет огромную роль в дальнейшем функционировании всей системы .

Общественное мнение играет огромную роль в жизни общества и показывает реальное положение социального сознания, интересов, настроений, чувств общества. Общественное мнение является «лакмусовой» бумагой, так как рассматривает отношение групп людей к проблемам социальной жизни.

Проведенный анализ позволяет выявить, что фактором возникновения общественного мнения являются интересы общества. Общественное мнение чаще всего появляется там, где возникают вопросы, имеющие противоречивый характер. Оно формируется как спонтанно, так и целенаправленно. Общественное мнение включает в себя несколько этапов: зарождение личных мнений, взаимообмен мнениями, переход единой точки зрения из множества других. В действительной жизни данные процессы происходят в одно время и характеризуются скачками и взаимопереходами.

Например, общественное мнение может иметь объединенный характер выражения. Оно выражает мнение общественного разума, мнения всего общества. В основную суть уже сложившегося общественного мнения попадают точки зрения, которые приняты всем социумом или большей его частью, несмотря на то что это мнение может быть неправильным и ошибочным.

Основным аспектом формирования общественного мнения являются средства массовой коммуникации. Они имеют огромное воздействие на точку зрения людей, а в особенности имеют сильное влияние на эмоции людей. Основными средствами массовой коммуникации являются печатные средства массовой информации, радиовещание, телевещание, всемирная сеть, реклама.

Телевещание и реклама – самые сильные источники, которые особенным образом влияют на сознание социума. Под рекламой понимается информация, которая распространяется разными способами, в разной форме, где используются любые средства с целью привлечения внимания. Реклама способна влиять на вкусы людей, как бы эти вкусы ни проявлялись. В социологии и психологии существует множество различных видов, способов и методов манипулирования сознанием людей.

Например, известнейший психолог Сергей Зелинский в своем труде «Манипуляция массами и психоанализ» выделял много разных способов манипулирования людьми: ложное переспрашивание, или обманчивые уточнения; ложная ущербность, или мнимая слабость; ложная влюбленность, или усыпление бдительности; яростный напор, или непомерный гнев; быстрый темп, или неоправданная спешка.

Всего Зелинский выделял несколько способов манипулирования, которые являются психологическими, но для того, чтобы их использовать на практике, не обязательно иметь психологическое образование или иметь ученую степень в области психологии .

В самом общем виде под коммуникацией, как правило, подразумеваются средства связи между двумя и более лицами, основанные на понимании; информационное сообщение одного человека другому или ряда лиц через общую систему символов.

Процесс коммуникации состоит из нескольких постоянных элементов:

1) отправителя (того, кто отправляет сообщение, – коммуникатора);

2) канала, который передает информацию;

3) самого сообщения;

4) получателя (того, кто получает сообщения, – реципиента).

Следует учитывать, что в мире есть множество способов, которые помогают воздействовать на сознание общества. Под общественным сознанием в первую очередь понимают комплекс психологических свойств, которые присущи социуму как целостной системе. В век информационных технологий активизируются развитие и дальнейший рост все более новых способов манипуляции человеком, в том числе с помощью средств массовой коммуникации, что влечет за собой непредсказуемые процессы. Может создаться ситуация, при которой людям трудно будет распознать, манипулирование это или реальная информация.

Если сравнивать традиционные средства массовой коммуникации с интернетом, то Интернет как новый вид массовой коммуникации имеет ряд преимуществ:

1) мультимедиа в отличие от других источников средств массовой коммуникации Интернет может объединять звуковые дорожки, печатные тексты и видео, картинки;

2) персонализация – с помощью Интернета информацию можно доставить любым способом, который предпочитает пользователь (рассылка по электронной почте или через кабельное телевидение);

3) интерактивность – посредством интернета люди имеют возможность взаимодействовать друг с другом, имеют множество связей с тысячами пользователей, которые возможны с помощью социальных сетей, форумов, чатов, телеконференций;

4) отсутствие посредников – Интернет в отличие от традиционных средств массовой коммуникации дает право непосредственного доступа властей и политических партий к народу.

Важно отметить, что влияние информации на массы зависит от социальных запросов данной аудитории. Также стоит отметить, что огромную роль играет общественный статус источника информации. Если средства массовой информации имеют официальный статус источника информации, то есть оформлены по закону, то информация, которую они распространяют, должна быть достоверной. Однако достоверность данной информации сложно проверить, поэтому для общества очень важна оценочная информация, которая помогает понять, какие тенденции доминируют в обществе.

Средства массовой коммуникации используют два основных способа распространения информации – последовательный и фрагментарный. Первый способ чаще используются в издательствах печатных СМИ, которые освещают события в последовательной форме и публикуют их в статьях и других источниках. Второй способ большего всего используется на телевидении, где преобладает визуальная передача информации и изображения.

Обобщенный взгляд на проблему манипулирования людьми с помощью средств массовой коммуникации позволил выявить наиболее известные:

1. Отвлечение внимания – это основной элемент управления социумом (внимание людей отвлекают от серьезных намерений и вопросов, постоянно наполняя информационное пространство ненужными сообщениями).

2. Создание проблем, а затем предложение путей их решения (в условиях экономического кризиса людей «заставляют» покупать ненужные для них вещи).

3. Способ постепенного применения (чтобы добиться решения непопулярной для народа цели, ее идеи внедряются постепенно, в течение долгого промежутка времени).

4. Обращение к народу на уровне популизма (во многих пропагандистских выступлениях, рассчитанных на широкую публику, используют простые доводы, располагающую к себе интонацию) .

Таким образом, роль социальных коммуникаций в современном информационном обществе заключается во взаимном обмене между членами сообщества смысловой и оценочной социально значимой информацией, оказывающей воздействие как на отдельного человека социального взаимодействия, так и на общество в целом. Необходимо учитывать, что основным фактором формирования общественного мнения являются средства массовой коммуникации, которые помогают манипулировать людьми. Это манипулирование в основном носит скрытый характер, так как многие люди могут об этом не догадываться. В этой связи важна коммуникативная культура всех членов информационного общества.

Список использованной литературы

1. Гуревич, П.С. Политическая психология: учеб. пособие / П.С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

2. Зелинский, С.А. Манипуляции массами и психоанализ / С.А. Засурский. – СПб.: Скифия, 2014.

3. Колесникова, И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.А. Колесникова; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007. – 336 с.

4. Лозовский, Б.Н. Манипулятивные технологии управления средствами массовой информации / Б.Н. Лозовский – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014.

5. Матвеева, С.Я. Страхи в России в прошлом и настоящем / С.Я. Матвеева – Новосибирск. 2014.


Похожая информация.


Роль коммуникации в обществе

1.2 Виды и функции социальной коммуникации

Многообразие сфер общественной жизни определяет множество предметов коммуникаций. Для исследователя становиться очевидным, что типология или просто классификация этих видов будет неполной, если использовать отдельные показатели, ее необходимо производить по множественному критерию. С этим мы сталкиваемся в литературе, обнаруживая различные подходы. Ф.И. Шарков 4 приводит следующие подходы к типологии коммуникации:

по масштабам протекания (массовая, среднего уровня, локальная, внутригрупповая, межгрупповая, межличностная, внутриличностная);

по способу установления и поддержания контакта (непосредственная и опосредованная);

по инициативе субъекта (активная, пассивная);

по степени организации (случайная, неслучайная); в зависимости от использования знаковых систем (вербальная, невербальная); в зависимости от потока информации (нисходящая, восходящая).

А.В. Соколов 5 выделяет следующие типы и виды коммуникации. Если коммуникация - это опосредованное и целесообразное взаимодействие субъектов, то можно выделить четыре типа коммуникации: материальную (транспортная, энергетическая, миграция населения и др.); генетическую (биологическая, видовая); психическую (внутриличностная, автокоммуникация); социальную. В качестве субъектов коммуникации могут выступать индивид, социальная группа и массовая совокупность. В этом случае можно говорить о следующих видах социальной коммуникации. Микрокоммуникации, где субъектами выступают индивид, группа, масса, а коммуникатором является индивид. Мидикоммуникации - взаимодействие двух групп, группы и массы. Макрокоммуникации - взаимодействие массовых совокупностей. Если индивид, группа и массовая совокупность выступают в качестве объекта воздействия, то можно говорить о межличностной, групповой и массовой коммуникации.

В учебнике "Основы теории коммуникации 6 " виды коммуникации рассматриваются по ряду оснований. Так, по способу коммуникации выделяются: вербальная и невербальная. Внутри вербальной коммуникации рассматриваются формы речевой коммуникации: диалог, монолог, спор, устно - речевая и письменно - речевая коммуникация. Невербальная коммуникация включает мимику, жесты, позу, походку, контакт глаз. По уровням коммуникации выделяются: межличностная коммуникация, коммуникация в малых группах, массовая коммуникация.

Даны также виды профессионально-ориентированной коммуникации:

деловая коммуникация в организации, маркетинговая, коммуникация в управлении;

политическая коммуникация, публичная коммуникация, межкультурная коммуникация и др.

Конечно заслуживает внимания попытка авторов дать как можно более полный перечень видов коммуникаций. Однако при более детальном рассмотрении не всегда выдерживается единое основание классификации. Особенно это чувствуется при раскрытии видов профессионально-ориентированной коммуникации. Социальные отношения носят объективный характер, поскольку определяются местом группы в социальной структуре, ее функциями. Однако в межгрупповом взаимодействии имеет место и отношение группы к другой в субъективном смысле: восприятие другой группы, оценка ее, принятие или непринятие и т.д. В социально - философском плане в качестве субъектов общения выступают не только личности, но и группы. Выделяя в структуре общества большие и малые социальные группы, появляется проблема взаимодействия, взаимоотношений, общения, коммуникации. Межгрупповые отношения опосредуют отношения общества и личности, а также составляют поле, в котором осуществляется взаимодействие отдельных групп и индивидов. Совместная жизнедеятельность порождает необходимость взаимодействия его участников, их взаимоотношения, в ее процессе "безличные" отношения персонифицируются.

Включаясь в общественную жизнедеятельность через систему функций и ролей, каждый человек исполняет функцию и играет роль в соответствии со своими индивидуальными свойствами, что придает каждому акту общения неповторимый характер. Картина события, факта, периода в истории во многом зависит от состояния индивидуальной и общественной психики. Личность является субъектом коммуникации и обладает рядом коммуникативных способностей. А.А. Бодалев выделяет четыре группы способностей: интеллектуальные, эмоционально - волевые, способность к обучению, особая структура ценностных ориентаций личности. Интеллектуальные способности - это особенности познавательных процессов (способность фиксировать информацию о других, представлять себя на месте других). Под эмоционально - волевыми подразумевают способности к адаптации, эмпатии и самоконтролю. Межличностная коммуникация представляет собой процесс обмена информацией и ее интерпретацию двумя или несколькими партнерами, вступившими в контакт друг с другом. Важнейшим условием межличностной коммуникации является способность индивида выделить стандартные, типичные социальные ситуации взаимодействия между людьми, содержание и структура которых известны представителям данной культуры, и соответствующими действиями конструировать их. Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации, согласования, оценки ситуации и правил поведения участников. Неудачи в межличностной коммуникации определяются тем, что люди, во - первых, неверно и неточно воспринимают друг друга, во - вторых, не понимают, что их восприятия неточны.

Из контекста социально-философского и социально-психологического подходов вытекает следующая логика анализа межгрупповых отношений: если общество - это система, группы - элементы структуры, то отношение между ними объективное (связь, взаимозависимость, взаимодействие) и субъективное (социальная перцепция). Объективное отношение изучалось в социальной философии, социологии, субъективное - в психологии. Изучение взаимодействия групп в социальном контексте помогает раскрыть содержательные характеристики межгрупповых отношений. Межгрупповые отношения представляют собой совокупность социально - психологических явлений, характеризующих субъективное отражение многообразных связей между группами в форме образа другой группы, представления о другой группе, восприятия другой группы, стереотипов и т.д. В качестве базового компонента выступает социальная перцепция, в которой познавательные, эмоциональные и оценочные компоненты в большей степени слиты, а в качестве субъекта выступает группа. Таким образом, вырисовывается "групповой контекст" межличностного восприятия: восприятие членами группы друг друга и членов другой группы; восприятие человеком себя, своей группы, чужой группы; восприятие группой своего члена и члена другой группы; восприятие группой себя и другой группы. В качестве механизмов межгруппового восприятия выступает стереотипизация (восприятие, классификация и оценка социальных объектов на основе определенных эталонов, в качестве которых могут выступать вербальные знаки, символы, сенсорные, перцептивные и т.д.) и категоризация (психологический процесс отнесения единичного объекта к какому - то классу, свойства которого переносятся на этот объект).

Таким образом, специфика межгруппового восприятия заключается, во-первых, в том, что в нем индивидуальные представления объединены в некоторое целое, качественно отличное от его элементов; во - вторых, в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений; в-третьих, в схематизации представлений о другой группе (социальный стереотип). Отношение к группе формируется через механизм сравнения. Для него характерна тенденция к завышенной оценке своей группы в противовес другой - межгрупповая дискриминация, которая представляет собой установление различий с сильно выраженной оценочной окраской; искусственное преувеличение этих различий; формирование негативного отношения, "образа врага"; установление позитивно оценочных различий в пользу своей группы (внутригрупповой фаворитизм); установление позитивно оценочных различий в пользу другой группы (как результат - возникновение напряженности во внутригрупповых отношениях, враждебность, ослабление внутригрупповых связей, девальвация внутригрупповых ценностей, дестабилизация, дезинтеграция группы.

Все эти аспекты межгрупповых отношений наиболее выпукло проявляются в межнациональных отношениях и общении и выражаются в феноменах межэтнического восприятия. Достаточно выделить такой феномен как этнический стереотип, для которого характерны оценочность, эмоциональная окрашенность, пристрастность. Признаковое пространство этнического стереотипа образуют: этнокультурные особенности, черты характера, язык, оценка поведения и динамических характеристик личности, качества, определяющие отношение к людям и др. Межэтническое общение способствует передаче форм культуры и социального опыта. На межличностном уровне осуществляется интерсубъективное 7 взаимодействие, в котором субъективный мир одного человека открывается для другого. При этом отдельный человек выступает в качестве носителя самосознания и культуры этноса.

Явление внутригрупповой коммуникации возникает, прежде всего, при непосредственном общении людей в малых группах. К специфическим феноменам данного типа коммуникации относятся: совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации (структура коммуникационных потоков); групповое влияние и степень идентификации человека с группой; принятие группового решения; формирование согласия, складывание особой культуры группы. Специфической особенностью групповой коммуникации является ее лексическая однородность, а также нормы и правила допустимой коммуникационной тактики. Рассматривая понятие "массовая коммуникация" некоторые исследователи как раз имеют в виду этот "узкий" аспект коммуникативного взаимодействия, подчеркивая влияние новых технологий передачи информации. Рассматривая массовую коммуникацию в качестве основной формы распространения информации в человеческом сообществе, они связывают ее с языковым (устным и письменным) общением людей. Предполагается, что первоначально, на ранних стадиях развития человеческой цивилизации, в доиндустриальную эпоху, социальная коммуникация носила потенциально массовый характер, а вместе с появлением и развитием СМИ - прессы, радио, кинематографа, телевидения - приобрела актуально массовую форму. Однако, массовая коммуникация выражает собой не только формальные характеристики современных коммуникационных процессов, но и указывает на качественное изменение содержательных параметров социальной коммуникации в индустриальную и постиндустриальную эпоху, выражающееся в самом общем плане в возникновении и распространении феномена массового сознания 8

При определении "массовой коммуникации" выделяют такие ее особые характеристики, как:

1. социальная информация, обращенная к массам;

2. информация, рожденная, формируемая в массовой аудитории;

3. информация, распространяемая по массовым каналам;

4. информация, потребляемая массовой аудиторией. Наряду с массовой коммуникацией, правомерно выделение специализированной коммуникации, главной чертой которой является обращение к специалистам, специализированной аудитории, специализированному сознанию. Совокупность источников, распространителей, организаторов потребления информации специализированным и массовым сознанием составляет содержание информационно-коммуникативных (коммуникативно-информационных) структур.

Одной из самых мощных составляющих этой структуры является система средств массовой информации (СМИ). При этом заметим, что система массовой коммуникации (СМК) имеет более широкое содержание, чем СМИ. Средства массовой коммуникации включают в себя прессу, радио, телевидение, кинематограф, шоу-бизнес, видеопродукцию, Интернет и технико-технологические средства, обеспечивающие специализированную и массовую коммуникацию. Необходимо выделить следующие общие условия функционирования массовой коммуникации:

1. массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т.п.);

2. социальная значимость информации;

3. наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала). Массовая коммуникация выполняет ряд важных социальных и психологических функций в жизни массового общества:

Социальные функции:

1. информационная функция - непосредственная задача массовой коммуникации;

2. социализирующая функция - связана с формированием или изменением интенсивности и направленности социально - политических установок, ценностей или ценностных ориентации аудитории, с которой идет коммуникационный процесс, представляет собой обучение нормам, ценностям и образцам поведения;

3. организационно - поведенческая функция связана с прекращением или наоборот провоцировавшем некоего действия аудитории, а также изменением ее деятельности;

4. эмоционально-тонизирующая функция - это управление эмоциями аудитории, посредством которой массовая коммуникация пробуждает оптимизм или вгоняет в тоску, она создает и поддерживает определенный эмоциональный уровень аудитории;

5. коммуникативная функция связана с воздействием на аудиторию с целью усилить или наоборот ослабить связи между отдельными членами или группами аудитории.

Психологические функции:

1. функция формирования массовой психологии - это основная психологическая функция массовой коммуникации, посредством которой формируется психология массы как субъекта социально-политических процессов;

2. интегративно-коммуникационная функция связана с созданием общего эмоционально-психологического тонуса аудитории;

3. информационная функция обеспечивает аудиторию определенным набором информации, создает единую систему координат в ее восприятии;

4. социализирующее воспитательная функция - формирует единые установки, ценности и ценностные ориентации;

5. функция организации поведения стимулирует действия сформированной массы в определенном направлении.

Возможности библиотерапии и терапии художественными фильмами в профилактике девиантного поведения детей и подростков из неблагополучных семей

Арт-технология - это метод профилактики, реабилитации, коррекции, досуга, социализации и развития личности посредствам художественного творчества. Он привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире...

Коммуникация - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов необходим для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Слово «коммуникация» имеет латинское происхождение от слова «communis»...

Коммуникации в информационном обществе

Цели коммуникации Основная цель коммуникативного процесса - обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей...

Коммуникационный этикет дистанционной помощи в деятельности работника социальной сферы

Межкультурная коммуникация

В зависимости от способов, приемов и стилей общения в коммуникативистике принято выделять три основных вида межкультурной коммуникации - вербальную, невербальную и паравербальную. Под вербальной коммуникацией понимаемся языковое общение...

Роль и значение массовой коммуникации в социальных изменениях

В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Коммуникация становится объектом исследования на различных уровнях и в различных концептах: социологическом, кибернетическом, политологическом...

Связь толерантности и межкультурной коммуникации

Если рассматривать функциональное назначение культуры, то в большинстве гуманитарных наук утвердилась точка зрения, согласно которой к функциям современной межкультурной коммуникации относят следующие (рис. 2): Рис. 2...

Социальная работа с детьми из неблагополучных семей

Существует множество определений семьи. Экономика, социология, психология, философия, культурология, а также многие другие общественные науки дают свое определение для этого понятия...

Социально-педагогическая поддержка детей из неблагополучных семей

социальный помощь семья неблагополучный Существует множество определений семьи. Экономика, социология, психология, философия, культурология, а также многие другие общественные науки дают свое определение для этого понятия...

Социальные коммуникации как междисциплинарное научное направление: исследовательские подходы и научные школы

Существует множество определений социальной коммуникации. Наиболее часто встречающиеся из них: социальная коммуникация - это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; - это процесс, который связывает отдельные части соц...

Функции системы массовой коммуникации

3.1 Ро?е?ой аспект системы массо?ой коммуникации Ес?и принять?о?нимание общую моде?ь коммуникации, то? ро?е?ом аспекте процесс общения происходит? системе социа?ьных ро?ей...

Электронная коммуникация